Включать ли выходные в расчет пенсии

Автор: Манохова С. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Комментарий к Постановлению КС РФ от 13.11.2019 № 34-П.

Конституционный суд в Постановлении от 13.11.2019 № 34-П проверил конституционность абз. 4 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее – Положение № 922). Расскажем, что этому предшествовало и какой вывод сделал суд.

Из материалов дела.

Работница была уволена 28.12.2018 по причине ликвидации предприятия. В связи с требованием трудового законодательства ей было выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка за период с 29.12.2018 по 28.01.2019 (ст. 178 ТК РФ). Указанное выходное пособие было рассчитано путем умножения среднедневного заработка на количество рабочих дней в оплачиваемом периоде. Поскольку оплачиваемый период пришелся на январь, в котором много праздничных дней, выплаченная работнице сумма оказалась меньше фактически получаемого среднего месячного заработка. Она посчитала такой расчет неверным и обратилась в суд с иском к бывшему работодателю о взыскании разницы между средним месячным заработком и суммой выходного пособия, денежной компенсации за задержку выплат и компенсации морального вреда.

В удовлетворении иска ей было отказано. Суд, сославшись на формулировку абз. 4 п. 9 Положения № 922, посчитал, что расчет был осуществлен верно. Ниже приведем спорную норму Положения № 922.

К сведению: средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Как видит читатель, эта норма действительно не разъясняет, как должна определяться средняя заработная плата за месяц в рассматриваемом случае. В правоприменительной практике в анализируемой ситуации принято рассчитывать средний месячный заработок исходя из количества рабочих дней, в котором осуществляется расчет (см. апелляционные определения Суда Ненецкого автономного округа от 15.05.2018 по делу № 33-64/2018, Московского городского суда от 14.09.2016 № 33-31071/2016 и от 16.12.2016 по делу № 33-48738/2016).

В итоге работница обратилась в Конституционный суд с заявлением о признании абз. 4 п. 9 Положения № 922 не соответствующим Конституции РФ. Нарушение заявительница усмотрела в том, что это положение позволяет осуществлять расчет выходного пособия работнику, получающему должностной оклад и уволенному в связи с ликвидацией организации, исходя из среднего заработка, определяемого путем умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней в периоде, подлежащем оплате, то есть без учета среднего дневного заработка за нерабочие праздничные дни.

Рассуждение судей.

Конституционный суд опирался на то, что по своей правовой природе выходное пособие является гарантийной выплатой, предоставление которой связано с прекращением трудовых отношений по инициативе работодателя, принимающего кадровые решения в рамках определения стратегии экономической деятельности (сокращение численности или штата), либо с ликвидацией организации. Закрепление этой гарантии на законодательном уровне обусловлено стремлением государства смягчить неблагоприятные последствия увольнения, а ее целевым назначением является обеспечение уволенному работнику на период трудоустройства материальной поддержки, сопоставимой с тем заработком, который он получал в период работы.

Конституционный суд в своем постановлении напомнил также правила расчета зарплаты в месяцах, в которых есть нерабочие праздничные дни:

наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (ч. 4 ст. 112 ТК РФ);

работникам, для которых установлена система оплаты труда, не предполагающая установление оклада, за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, должно выплачиваться дополнительное вознаграждение (ч. 3 ст. 112 ТК РФ).

Далее судьи рассуждали так: в отличие от заработной платы, размер выходного пособия определяется исключительно на основе исчисленного в установленном порядке среднего месячного заработка, не является оплатой какого-либо периода (прошедшего или будущего). Размер данной выплаты зависит от ранее полученных работником в качестве оплаты его труда денежных сумм. Соответственно, размер выходного пособия не может зависеть от каких бы то ни было обстоятельств, имевших место после увольнения работника.

Суд обратил внимание, что способ подсчета среднего месячного заработка в силу своего технического, вспомогательного характера должен не только согласовываться с требованиями нормы закона, но и обеспечивать ее реализацию в строгом соответствии с целью установленной этой нормой выплаты.

Вывод суда.

В итоге Конституционный суд пришел к выводу, что:

во-первых, работники, подлежащие увольнению по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2 ст. 81 ТК РФ, ставятся в худшее положение по сравнению с работниками, продолжающими трудовую деятельность, заработок которых не может снижаться в зависимости от наличия в оплачиваемом месяце нерабочих праздничных дней;

во-вторых, увольняемые по указанным основаниям работники ставятся в различное положение в зависимости от даты увольнения и наличия в календарном периоде после увольнения нерабочих праздничных дней, поскольку размер получаемого ими выходного пособия напрямую зависит от количества рабочих дней в оплачиваемом периоде (в частности, в месяце, следующем за увольнением).

На основании изложенного суд установил, что, хотя оспариваемое положение и не вступает в противоречие с Конституцией РФ (для целей расчета среднего заработка в иных случаях), при расчете выходного пособия по указанным в деле обстоятельствам должны учитываться не только рабочие, но и нерабочие праздничные дни, перечень которых закреплен в ст. 112 ТК РФ:

Таким образом, выходное пособие, выплачиваемое при увольнении в связи с сокращением численности или штата либо в связи с ликвидацией предприятия, должно определяться исходя не из календарных дней, а из рабочих, а в тех месяцах, в которых установлены государственные праздники, – исходя из рабочих и нерабочих праздничных дней.

Аналогичным образом должен рассчитываться средний заработок, выплачиваемый работнику, уволенному по сокращению или в результате ликвидации организации, на период трудо– устройства (но не свыше двух месяцев со дня увольнения с зачетом выходного пособия).

Пример.

В связи с ликвидацией учреждения работник был уволен 28.12.2018. Ему было выплачено выходное пособие за период с 29.12.2018 по 28.01.2019. В этом периоде есть нерабочие праздные дни. Два из них (05.01.2019 и 06.01.2019) приходятся на субботу и воскресенье. В соответствии с трудовым законодательством при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день. Исключением из этого правила являются выходные дни, совпадающие с нерабочими праздничными днями с 1 по 8 января, которые переносятся особым образом (ч. 2 ст. 112 ТК РФ). Постановлением Правительства РФ от 01.10.2018 № 1163 они перенесены на четверг 02.05.2019 и на пятницу 03.05.2019 соответственно (для наглядности приведем производственный календарь на декабрь 2018 года и январь 2019 года).

Опции темы
  • Версия для печати
  • Подписаться на эту тему…
  • Поиск по теме

    Справка о заработке за 5 лет для расчета пенсии

    Здравствуйте!
    Подскажите, пожалуйста, где можно найти описание кодов по видам оплаты в расчетных листках? В частности, что обозначают коды 17, 79?
    И еще вопрос: Включается ли в справку о заработке за 5 лет сумма по коду 78 "Премия за участие в выборах"?

    До нашей эры?

    Общепринятого стандарта для кодов по видам оплаты не существует.
    В те времена каждый программист лепил программы по своему усмотрению.
    Сообразите по контексту, что они означают.

    в те годы для расчёта пенсии принимались все суммы.

    включайте в помесячную разбивку все суммы.

    Генук, не надо говорить, что включалось все! Не вводите людей в заблуждение. Это во-первых. Во-вторых,расшифровку кодов стоит поискать там же, в расчетных ведомостях (может, где и написано, подклеено. ). Если ведомости отдавали на ИВЦ, то расшифровка кодов будет обязательно.

    nash975, давайте я приведу ответ анонимного эксперта ПФР, который дан недавно.

    При назначении трудовой пенсии для установления размера страховой части учитывается заработная плата гражданина за 2000-2001 годы, либо за любые 60 месяцев непрерывного стажа до 31.12.2001г.

    Причем заработная плата за 2000-2001г. учитывается по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, т.е. никакой справки на этот период в ПФР предоставлять не нужно. Только в случае отсутствия индивидуальных сведений делается запрос работниками ПФР на дополнение по стажу и заработку за необходимый период.

    При этом можно самостоятельно определить достаточно ли имеющейся заработной платы для установления максимального отношения, необходимого для расчета размера страховой части трудовой пенсии. Например, в средней полосе РФ максимальное отношение заработной платы установлено не выше коэффициента 1,2. Учитывая, что средняя зар.плата в стране за 2000-2001г. составляет (за 2 года) 35868,00 руб., гражданину достаточно за этот же период (2 года) получить 43041,60 руб. (т.е. в месяц в среднем 1793,40 руб.). Если зар. плата за 2000-2001гг. была значительно меньше, либо гражданин в этот период не работал (или работал не официально), то следует предоставить в ПФР справку за любые 60 месяцев непрерывного стажа до 31.12.2001г. Утвержденной формы справки не существует, но имеются определенные требования:

    1. угловой штамп с датой выдачи и номером справки;
    2. указываются полные Ф.И.О., дата рождения гражданина;
    3. указываются периоды работы, организация;
    4. заработная плата указывается ПОМЕСЯЧНО с отражением итоговых сумм по годам (легче всего оформить табличкой);
    5. обязательно указывается валюта, в которой происходили начисления (например - рубли)
    6. необходимо учитывать, что с 1998г. рубли были деноменированы (убраны тысячи)
    7. суммы отражаются по начисленным, а не по фактически выплаченным. Из состава заработка исключается компенсации за неиспользованный отпуск, пособие по уходу за ребенком (было дело выплачивалось), в примечании указать месяцы начисления и суммы больничных листов, периоды отпусков без сохранения зар.платы (если имели место). Если были больничные листы по беременности и родам, то суммы и периоды дородового и послеродового больничного также лучше отразить в примечании.
    8. также внизу справки обязательно указывается, что на все начисления производились отчисления в Пенсионный фонда по установленным тарифам.
    9. ОБЯЗАТЕЛЬНО УКАЗЫВАЕТСЯ ОСНОВАНИЕ ВЫДАЧИ СПРАВКИ (лицевые счета, расчетные ведомости по начислению зар. платы)
    10. справка заверяется подписью главного бухгалтера, руководителя организации (предприятия), скрепляется печатью
    В случае, если организация была преобразована (переименована), то дополнительно также предоставляется справка о переименовании (реорганизации).

    ========
    на пальцах: премии все учитываются.

    В Пенсионном фонде России рассказали, что не будет входить в трудовой стаж по новому закону в 2021 году. Так, с 2019 года для назначения пенсии перестали учитываться некоторые периоды стажа, если непосредственно до или после них у гражданина не было периодов работы, за которые направлялись отчисления в Пенсионный фонд.

    Более подробно, что теперь не входит в стаж работы для выхода на пенсию, какой стаж должен быть у мужчин и женщин по новому закону, как учитывается период службы в вооружённых силах РФ, по призыву или после подписания контракта, при расчёте общего трудового стажа, и производящихся на его основе выплат, и компенсаций, что может повлиять на исключение периода стажа или его зачисление для назначения пенсии, читайте в данной статье.

    Какие периоды теперь не включают в пенсионный стаж: что не войдет в трудовой стаж в 2021 году?

    С 2019 года полностью изменился подход к пенсионной системе. Граждане теперь будут позже выходить на пенсию, применены новые формулы относительно начисления выплат, и состав трудового стажа также изменен.

    Что теперь не будет входить в трудовой стаж по новому закону

    В 2021 году перестанут учитываться при подсчете пенсионного стажа периоды, обозначенные в ч. 1, ст. 12 ФЗ № 400, если до них или после не было трудовой деятельности, являющейся поводом для отчислений в ПФР. При этом период трудовой деятельности не важен, главное его наличие.

    К таким периодам имеют отношение:

    • служба в армии или вневедомственным структурам;
    • уход за ребенком до 1,5 лет, но в общем подсчете не более 6 лет;
    • временная нетрудоспособность;
    • уход за инвалидом 1 группы или ребенком-инвалидом, пожилым гражданином от 80 лет;
    • получение пособия по безработице;
    • период обустройства в процессе переезда в другой регион с целью осуществления трудовой деятельности.

    Важно: период учебы на очной форме исключен, по причине отсутствия отчислений за гражданина в ПФР.

    До 2025 года минимальный уровень трудового стажа будет повышаться на 1 год, пока не составит 15 лет, а пенсионных баллов — на 2.4, пока не составит 30.

    Какой стаж должен быть у мужчин и женщин для выхода на пенсию по новому закону в 2021 году

    Те, кому предстоит выйти на пенсию в 2021 году, а это женщины достигшие возраста в 56,5 лет и мужчины достигшие 61,5 года, должны для начисления им пенсии иметь трудовой стаж не менее 12 лет и должны набрать 21 пенсионный балл.

    Если нет обстоятельств по которым выход на пенсию происходит раньше, например северного стажа или многодетности.

    Что такое 1 пенсионный балл?

    • Его размер установлен ч. 7 ст. 10 ФЗ № 350 от 3-го октября 2018-го года.
    • 1 пенсионный балл Вы заработаете если в течении календарного года будете перечислять в пенсионный фонд взносы с зарплаты равной 1 МРОТ.

    Если эти условия не выполнены, то можно рассчитывать только на социальную пенсию.

    Исключение периода стажа в зависимости от категории

    На исключение периода или его зачисление может влиять вариант стажа, который стал основанием для прекращения трудовой деятельности.

    Стаж для назначения пенсии

    При подсчете этого вида могут исключить:

    • прохождение службы в армии, если до нее или после отсутствовала работа;
    • период временной нетрудоспособности может засчитываться, только если в это время были выплаты из социального фонда;
    • если мамочка в периоды ухода за ребенком не была уволена, то есть имела место работы, это время не будет учтено, при этом для размера пенсии будет выгоднее период ухода;
    • периоды безработицы, общественных трудовых работ и переезда должны подтверждаться справкой из ГУСЗН;
    • периоды заключения под стражей или ухода за инвалидами и пожилыми гражданами должны подтверждаться справками из соответствующих учреждений или опекунов инвалида;
    • для жен военных, служащих на территории страны нужны справки не только из воинских частей, но и центров занятости, пребывание за границей как при муже военном, так и дипломате подтверждается справкой из организации его действия.

    Важно: при отсутствии условий, обозначенных нормами, периоды учтены не будут.

    Основные разновидности стажа:

    Стаж для досрочной пенсии

    Такой стаж возникает при наличии у гражданина труда во вредных и опасных условиях.

    Чтобы они были зафиксированы должны иметься:

    • записи в трудовой книжке о назначении на должность, которая подпадает под подобную категорию;
    • у предприятия должны иметься разрешительные документы на ведение подобной деятельности;
    • также работодатель должен вносить дополнительные страховые взносы.

    Важно: если все условия подтверждения специального стажа отсутствуют, пенсионер зачисляется к разряду обычных пенсионеров, а льготный стаж сгорает.

    Стаж для сокращения на 2 года

    Этот стаж предусмотрен для граждан, которые располагают продолжительностью работы от 37 лет для женщин и 42 лет для мужчин. При наличии требуемого количества отработанных лет можно выйти на пенсию на 2 года раньше, но только в возрасте 55 / 60 лет.

    Снизить количество лет могут нетрудовые периоды, если отсутствовали отчисления в ПФР, как следствие отсутствия трудовой деятельности до и после таких периодов.

    Для получения сельской надбавки

    С 2019 года жители села имеют право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости или по инвалидности:

    • при наличии не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве,
    • проживании на селе
    • и отсутствии оплачиваемой работы.

    Не всем хватает необходимых лет, поэтому они стали обращаться в ПФР с требованием добавить недостающие года нестраховыми периодами.

    В некоторых случаях в трудовой стаж с начала 2019 года перестали включать службу в армии и уход за детьми:

    Однако условие индексации именно работа в сельской местности на протяжении 30 лет. Поэтому такой период как служба в армии не учитывается.

    Как соотносятся служба в армии и трудовой стаж?

    Регулярные изменения пенсионного законодательства приводят в замешательство многих людей, особенно, перед выходом на заслуженный отдых. Часто вопросы затрагивают тему учёта периода службы в вооружённых силах РФ, по призыву или после подписания контракта, при расчёте общего трудового стажа, и производящихся на его основе выплат, и компенсаций.

    Основные термины

    Общий трудовой стаж – это количество лет, отработанных человеком за всю его жизнь, без учёта производимых выплат в ПФР.

    Известно, года трудовой деятельности, в течении которых от гражданина или от его работодателя не производились перечисления на его счёт в ПФ, не берутся в расчёт при определении размера пенсии. В связи с этим не все записи в трудовой книге принимаются при расчёте пенсионного обеспечения.

    После внедрения пенсионной реформы в 2002 г. официально признана новая формулировка «общий страховой стаж», который учитывает только те года, когда гражданином или его наймодателем перечислялись страховые выплаты в ПФ.

    Именно на основе общего страхового стажа исчисляется величина пенсионных выплат и оплата по больничным листам, начисляются льготы.

    Трудовой стаж – является составной частью страхового стажа. Термин «общий трудовой стаж» официально остался действующим, но, по привычке, общий страховой стаж нередко именуют как «общий трудовой».

    Согласно ст. 12 № 400-ФЗ служба в рядах вооружённых сил РФ входит в общий стаж и имеет значение при определении его видов, которые, начиная с 2002г. используются в расчётах, связанных с пенсией:

    1. Трудовой. С 2002 г. указанный вид стажа не связан с пенсией напрямую.
    2. Страховой. На него напрямую ориентируются при определении пенсии.
    3. Льготный. Обеспечивает ранний выход на пенсию.

    Основанием для начисления специального (льготного) стажа является служба в рядах армии в особо тяжёлых условиях, например:

    • служба в «горячих точках», число дней увеличивается в 3-и раза;
    • солдаты-подводники, десантники-парашютисты;
    • суровые климатические условия, опасные, сопровождающиеся риском для жизни, поисковые и спасательные, противопожарные работы.

    Приведённые правила распространяются на службу в армии, проходимую в любое время, в том числе и до 2002 г.

    Учёт военной службы в общем трудовом стаже

    Общий страховой стаж складывается из 2-ух различных периодов, которые отличаются друг от друга размером и порядком отчислений в Пенсионный фонд.

    Это периоды:

    • страховые;
    • не страховые.

    Служба в вооружённых силах РФ, органах Федеральной службы безопасности, Министерстве внутренних дел, таможенной полиции относятся к не страховым случаям.

    Годы службы включаются в общий стаж при одном условии: отчисления в ПФР производились до и после службы. Если призывник не имел запись трудовой книге до армии и после прохождения службы не устроился на работу в течение нескольких месяцев, то служба в стаже не учитываются.

    Исключение распространяется только на военнослужащих, которым полагается льготный стаж за армейскую службу. Их служба в вооружённых силах учитываются вне зависимости от официального трудоустройства после увольнения в запас.

    Какие документы нужны для учета службы в стаже?

    Пакет документов

    Если до призыва гражданин не был зарегистрирован как застрахованное лицо, то его служба в армии учитывается только при предъявлении следующих документов:

    • военный билет;
    • справка из комиссариата;
    • трудовая книга или справками с последнего места трудовой деятельности.

    Утерянный военный билет может быть заменён выпиской из военного архива.

    Расчёт стажа для призывников и контрактников

    Служба по контракту предполагает получение заработанной платы, с размера которой производятся отчисления в ПФР.

    В данном случае трудовой стаж определяется из расчёта: один день на военной службе соответствует рабочему дню в гражданских условиях.

    Аналогичная формула используется для исчисления стажа для солдата-призывника. Дни выходных и увольнительных не учитываются.

    Правительством РФ определены списки территорий и организаций, продолжительность армейской службы в которых засчитывается в стаж с повышающим коэффициентом 1,5 и 2.

    Перерывы в службе, отмеченные в соответствующих документах, не влияют на её общую продолжительность.

    Оплата пособия по болезни после службы в армии

    Начиная с 2007 г служба в рядах вооружённых сил учитывается при оплате больничных листов согласно правилу: один день армейской службы сопоставляется с одним рабочим днём в гражданских условиях.

    Заключение

    ПФР назвал периоды стажа, что не будет входить в трудовой стаж по новому закону. С начала 2019 года произошли кардинальные перемены для будущих пенсионеров. Они коснулись и учета в стаже нестраховых периодов, которые могут быть зачтены при начислении пенсии, но только при наличии определенных моментов. Особенно это касается отчислений в ПФР до и после момента прекращения трудовой деятельности.


    photography33 / Depositphotos.com

    Согласно п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате. Чуть меньше года назад Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 13 ноября 2019 г. № 34-П указал, что данная норма не предполагает возможности определения размера выплачиваемого увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации работнику выходного пособия в размере, отличном от его среднего месячного заработка, исчисленного исходя из размера полученной им заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению. При этом судьи раскритиковали такой подход, согласно которому размер выходного пособия определяется как средний месячный заработок, исчисленный с учетом количества лишь рабочих дней, приходящихся на первый месячный период после увольнения. В таком случае работники, подлежащие увольнению с выплатой выходного пособия, ставятся в худшее положение по сравнению с работниками, продолжающими трудовую деятельность, заработок которых не может снижаться в зависимости от наличия в оплачиваемом месяце нерабочих праздничных дней.

    За прошедшее время в правоприменительной практике укрепилась точка зрения, согласно которой Конституционный Суд РФ тем самым предписал определять число дней, подлежащих оплате в периоде сохранения среднего заработка, путем суммирования количества рабочих дней по графику работника и нерабочих праздничных дней.

    Какие меры поддержки государство предоставляет гражданам в период пандемии COVID-19, узнайте из нашей подборки

    При этом сфера применения данного постановления не вполне ясна. Нужно ли включать праздники в число дней, подлежащих оплате по среднему заработку, например, при командировке, или в случае освобождения от работы лиц, участвующих в коллективных переговорах, или в случае приостановки работником работы из-за невыплаты заработной платы и так далее? С одной стороны, КС РФ напрямую говорит лишь о порядке определения размера выходного пособия при сокращении и ликвидации. Судьи комментируют именно порядок определения среднего месячного заработка и утверждают, что такой заработок не может быть меньше заработной платы, которую работник получал за месяц в период трудовой деятельности. Не вполне очевидно, считали ли судьи допустимым применение этой логики к периодам сохранения среднего заработка, не кратным месяцу.

    С другой стороны согласно ч. 1 ст. 139 Трудового кодекса для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ, устанавливается единый порядок ее исчисления. Порядок расчете выходного пособия при увольнении для работников, которым не установлен суммированный учет, не должен отличаться от расчета среднего заработка, например, при командировке: нужно рассчитать средний дневной заработок и умножить на количество, дней подлежащих оплате. Значит ли это, что, если на период командировки пришелся праздничный день, он тоже должен быть оплачен по среднему заработку?

    К сожалению, специалисты Минтруда России предпочли проигнорировать этот вопрос, ограничившись очередным указанием на то, что средний заработок для случаев, предусмотренных ст. 178 ТК РФ , следует определять путем умножения среднего дневного заработка на количество рабочих и нерабочих праздничных дней в периоде, подлежащем оплате ( (Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 октября 2020 г. № 14-1/ООГ-15829)).

    По просьбам подписчиков публикую Подробный расчет моей пенсии, безусловно с удалением личных данных:

    Уважаемый К______ А________

    На Ваше обращение, поступившее в Управление 23.07.2019г., сообщаем. Согласно пунктам 1-3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О. страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют мужчины достигшие возраста 60 лет, при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

    При этом с учетом переходных положений, предусмотренных статьей 35 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, предусмотрено постепенное увеличение как необходимого для назначения страховой пенсии по старости страхового стажа, так и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК).

    Необходимая продолжительность страхового стажа и величина ИПК определяется на день достижения общеустановленного возраста. В 2018г. необходимая продолжительность страхового стажа составляет 9 лет, величина ИПК 13,8.

    При определении права на страховую пенсию по старости в стаж Вам учтены все периоды, указанные в трудовой книжке, в том числе и служба в армии по призыву ( в двойном размере) с учетом решения суда. Стаж с учетом 340-ФЗ составляет 23 года 4 месяца 2б дней.

    При установлении трудовой пенсии оценка пенсионных прав застрахованных лиц на 01.01.2002г. осуществляется путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

    Согласно статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке,

    • установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке,
    • установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке,
    • установленном пунктом 6 настоящей статьи.

    В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с пунктом 4 статьи 30 под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января . 2002 года.

    В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 30 настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002года, при этом исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.

    Согласно решения о назначении пенсии, Вам назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ) с 20.04.2018г.

    При принятии решения о назначении пенсии учтена следующая информация:

    - Ваш страховой стаж в календарном исчислении:

    • на 01.01.1991 г. - 13 лет 8 мес. 1 дн.;
    • на 01.01.2002г. -21 год 4 мес. 25 дн.;
    • на 03.08.2018г. -21 год 4 мес. 25 дн.;

    - Ваш средний заработок за период с 1983 по 1988 - 324,30 руб.

    - Отношение Вашего среднего заработка к среднемесячной заработной плате по стране за указанный период - 1,587=(324,30 руб./204,30 руб.). Максимальное отношение -1.2.

    Стажевый коэффициент - 0,55 (ст. 30 Закона № 173-ФЗ).

    - Сведения о состоянии расчетного пенсионного капитала рассчитанного по начисленным взносам (сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР начиная с 1 января 2002 г. по данным выписки из лицевого счета застрахованного лица) - 0 руб.

    - Процент валоризации -23%.

    Для расчета применены следующие показатели, действовавшие на дату принятия решения о назначении пенсии:

    - Ожидаемый период выплаты 228 месяцев (ст. 32 Закона .№ 173-ФЗ);

    Коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лица применяемый на 1 января 2002 года - 5,61481656.

    Расчет размера пенсии произведен по п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, как более выгодный вариант, на основании следующих формул:

    • 1. Размер страховой части трудовой пенсии по старости:

    СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

    ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 Закона № 173-ФЗ), учтенного по состоянию на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости;

    Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты;

    Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

    • 2. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (ПК):

    ПК 1 - расчетный пенсионный капитал застрахованного лица;

    СВ - сумма валоризации (статья 30.1 Закона № 173-ФЗ);

    ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.

    • 3. Величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица:

    РП - расчетный размер трудовой пенсии;

    450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;

    Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости.

    • 4. Расчетный размер трудовой пенсии:

    СК - стажевый коэффициент

    ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица;

    ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

    СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчислении и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).

    Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица х среднемесячной за-работной плахе в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

    • 5. Сумма валоризации (увеличение пенсионного капитала на 10 °/о и, сверх того, на 1 °/о за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991г) в соответствии со статьей 30.1 Закона №173 -ФЗ исчисляется по формуле:

    СВ = ПК 1 * (0,1+(Стаж на 01.01.1991 * 0,01))

    • Расчетный размер трудовой пенсии:

    РП = СК х (ЗР / ЗП) х СЗП

    11O2,86=0,55*(786,89ру6./245,б4руб.)* 1671=0,55* 1,2* 1671.

    В случае, если застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой станс, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.

    • Величина расчетного пенсионного капитала при неполном стаже: (пропорция неполного стажа (факт./треб.):

    21/4/25 / 25/0/0 = 0,85611111

    • Индексация расчетного пенсионного капитала

    • Сумма валоризации:

    СВ = ПК 1 * (0,1+(Стаж на 01.01.1991 * 0,01))

    164569,16=715518,08* (0,1+(13*0,01)= 715518,08*0,23

    • Сумма расчетного пенсионного капитала:

    ПК = ПК 1 + СВ + ПК2

    • Размер страховой части трудовой пенсии по старости:

    Законом М 400-ФЗ предусмотрено исчисление размера пенсии из баллов с 1 января 2015 года.

    При расчете страховой пенсии учитывается сумма годовых пенсионных баллов за периоды до и после 1 января 2015г. При расчете суммы баллов за периоды до 1 января 2015г подсчитывается размер ежемесячной выплаты гражданину страховой части трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 года. При этом не учитывается фиксированный базовый размер и накопительная часть.

    Страховая пенсия делится на стоимость одного пенсионного коэффициента, который по состоянию на 01.01.2015г. составляет 64,10 :

    ИПК до 01.01.2015г. = 3860,03/64,10 = 60,219;

    ИПК с 01.01.2015г. по з 1.12.2017г. - отсутствует

    Далее ИПК на 03.08.2018г. - 60,219 умножается на стоимость одного пенсионного коэффициента 81,49 = 4907,25 руб.

    Таким образом, размер страховой пенсии с 03.08.2018 г. составил 9890,15 руб., в том числе фиксированная выплата 4982,90 руб., страховая часть 4907,25 руб.

    С 01.01.2019г. Ваш размер пенсии с учетом индексации составил 10587,70 руб., в том числе фиксированная выплата 5334,19 руб., страховая часть 5253,51 руб.

    НАДЕЮСЬ ЧТО ТЕ КОМУ ДАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ НУЖНА, СМОГУТ РАЗОБРАТЬСЯ. Или задавайте вопросы.

    • Понятие общего трудового стажа
    • Виды общего стажа, влияющие на исчисление пенсии
    • Что входит в трудовой стаж и как рассчитать периоды?
    • Чем подтвердить расчет общего трудового стажа?
    • Итоги

    Понятие общего трудового стажа

    Общий трудовой стаж, включающий в себя все периоды трудовой, а также общественно-полезной деятельности гражданина, играет особую роль для учета в расчете пенсии периодов работы до 01.01.2002. После этой даты в связи с началом действия закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ это понятие заменяется определением «страховой стаж», сведения о котором начинают аккумулироваться уже непосредственно в ПФР.

    О том, как в ПФР попадает информация о страховом стаже и доходах каждого человека, читайте в статье «С какого года введен персонифицированный учет?».

    Принципиально эти 2 вида стажа различает то, что в общем трудовом стаже учитываются периоды трудовой и общественно-полезной деятельности, осуществлявшейся гражданином, а в страховом — периоды уплаты взносов с его доходов в ПФР. С введением закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ размер пенсии начал зависеть от разных величин в зависимости от периода осуществления трудовой деятельности:

    • для периода до 01.01.2002 — от продолжительности общего трудового стажа и объема среднемесячного заработка;
    • для периода с 01.01.2002 — от суммы уплаченных в ПФР взносов и наличия минимального страхового стажа.

    Новый и старый алгоритмы расчета пенсии оказались несопоставимы. Права на пенсию, заработанные гражданином до 01.01.2002, при применении новых правил нельзя было учесть без соответствующей увязки данных. Для этого п. 1 ст. 30 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ предусмотрел возможность пересчета этих прав в сопоставимую с новыми правилами сумму: расчетный пенсионный капитал, накопленный на дату изменения законодательства. В формулу расчета этого капитала входит величина расчетного размера трудовой пенсии, которая может быть определена по одному из 2 алгоритмов, приведенных, соответственно, в п. 3 или п. 4 ст. 30 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

    Виды общего стажа, влияющие на исчисление пенсии

    Различия в установлении расчетного размера трудовой пенсии не ограничиваются разницей в формулах их расчета: различаются также и перечни периодов, формирующих общий трудовой стаж, задействованный в них.

    Для расчета по п. 3 ст. 30 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ общий трудовой стаж состоит из периодов:

    • любых видов работы (в т. ч. творческой деятельности) в РФ или за ее пределами;
    • военной службы;
    • болезни, возникшей вовремя работы, или инвалидности 1-2 групп, связанной с работой;
    • необоснованного излишнего пребывания в заключении;
    • учета в службе занятости в связи с безработицей.

    Для расчета по п. 4 ст. 30 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в общий трудовой стаж помимо вышеперечисленных периодов дополнительно входит время:

    • профессионального обучения;
    • ухода за нетрудоспособным человеком;
    • декретного отпуска и ухода за детьми до 3 лет (но не больше 9 лет);
    • отсутствия возможности трудиться у жен военнослужащих, пребывающих с мужьями по месту службы, и жен лиц, направленных на работу за границу. В последнем случае этот период не должен превышать 10 лет;
    • нахождения в период ВОВ на оккупированных территориях, в концлагерях или в блокадном Ленинграде.

    Что входит в трудовой стаж и как рассчитать периоды?

    Периоды, входящие в общий трудовой стаж, принимают в этот расчет по их реальной календарной продолжительности путем суммирования (п. 3–4 ст. 30 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ). Однако есть ряд исключений, согласно которым относящиеся к ним промежутки учитывают в увеличенном размере. Например, для обоих вариантов определения общего трудового стажа за полный год принимается время работы в течение полного сезона в сезонных отраслях деятельности.

    В расчете стажа по п. 4 ст. 30 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ дополнительно увеличивается время:

    • работы на Крайнем Севере, в районах, приравненных к нему, в зоне аварии на ЧАЭС — в 1,5 раза;
    • службы призывника в армии, работ в лепрозориях, противочумных учреждениях, работы во время ВОВ (кроме районов оккупации), проживания в блокадном Ленинграде, нахождения в концлагере — в 2 раза;
    • участия в боевых действиях и службы в зоне аварии на ЧАЭС, лечения военных травм, работы в блокадном Ленинграде, необоснованного содержания в местах заключения — в 3 раза.

    Разъяснения чиновников о том, в каком порядке включаются в общий трудовой стаж и в страховой стаж периоды службы в армии по призыву и периоды учебы в вузах, есть в системе КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите к выводам.

    Право выбора формулы расчета и, соответственно, оценки общего трудового стажа законом оставлено за застрахованным лицом. Однако на практике такой расчет делает ПФР по имеющимся у него документам, выбирая из 2 вариантов наиболее выгодный для пенсионера.

    Протяженность стажа оценивается в годах, месяцах и днях. При этом за полный месяц принимается 30 календарных дней, а за год — 12 месяцев (п. 47 постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 и п. 35 действовавшего до него постановления Правительства РФ от 24.07.2002 № 555).

    Чем подтвердить расчет общего трудового стажа?

    В качестве основного документа, подтверждающего общий трудовой стаж, используется трудовая книжка. При ее утрате, наличии в ней дефектных записей или при их отсутствии стаж может быть подтвержден:

    • справками;
    • выписками из учетных документов работодателя;
    • трудовыми договорами;
    • архивными документами;
    • показаниями свидетелей.

    О правилах оформления записей в трудовой книжке подробнее читайте в материале «Инструкция по заполнению трудовых книжек».

    Итоги

    Определение общего трудового стажа приобретает особую значимость для учета в расчете суммы пенсии прав на нее, приобретенных до вступления в силу закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, установившего новый порядок ее начисления. Существуют варианты учета этого стажа, в выборе которых вправе участвовать само застрахованное лицо. Стаж должен иметь документальное подтверждение.

    Читайте также: