Во сколько обходится содержание пенсионного фонда рф

ПФР, траты, пенсии, сюжет


2019-09-20T21:57:00+03:00












Высокие дворцы из стекла и бетона, с колоннами, лепниной и тремя буквами на фасаде - ПФР - так выглядят отделения пенсионного фонда в большинстве регионов страны. Среди безликих зданий они выглядят как замки феодалов. В излишней расточительности администраторов пенсионных накоплений упрекают и простые налогоплательщики, и некоторые чиновники.

Один из самых известных противников Фонда - ярославский депутат Дмитрий Петровский. Он считает, что на ежегодное содержание этого аппарата тратиться слишком много денег.

Дмитрий Петровский, депутат Ярославской городской думы: «Если внимательно подумать над этой цифрой, то 111 миллиардов рублей - это содержание двух крупных областей. Соответственно, у нас в Пенсионном фонде работает 111 тысяч человек, и на них мы тратим столько же, сколько на содержание двух крупных областей. На мой взгляд, это совершенно неразумная трата денег».

По штату сотрудников, Пенсионный фонд России уверенно лидирует. Коллег из США они опережают почти в два раза. А в Японии, где население сравнимо с нашей страной - в пенсионном фонде работает в три раза меньше специалистов. Зарплаты, служебные командировки, содержание офисов и аренду представительских автомобилей отчисления россиян не покрывают, приходится доплачивать из госбюджета. Эксперты считают, что эти деньги можно сэкономить и немного повысить пенсии.


Анатолий Аксаков, депутат Государственной Думы: «Если честно, я в своё время очень критиковал само создание Пенсионного фонда. Это было в 90-е годы. Потому что, с моей точки зрения, всю эту функцию могло выполнять Министерство финансов, казначейство либо налоговая служба».

За последние годы штат сотрудников фонда сократился на 17%, а вместе с этим и расходы на его содержание. Высокооплачиваемых специалистов частично заменили бескорыстные компьютеры. Но, специфика пенсионного фонда такова, что без живого общения с клиентами в красивых офисах не обойтись.

Сергей Смирнов, доктор экономических наук: «Клиентура пенсионного фонда - это человек, который приходит, как правило возрастной, у которого есть свои проблемы, который не всегда умеет общаться с компьютерами, с техникой. И который решает проблемы свои, задаёт вопросы, предъявляет какие-то документы, и поэтому здесь очень важно участие человека».

Расхожее мнение - что россияне могут откладывать деньги на старость без посредников - финансисты опровергают. Говорят, без участия государственной службы, работники не смогут формировать будущую пенсию.

Татьяна Омельчук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института: «Основная составляющая везде - это распределительная составляющая. Это взносы, которые в этом году поступают от работников, сразу идут на выплаты текущих пенсий. И, собственно, пенсионный фонд занимается администрированием этих средств. То есть, оценивает права, которые формируются у каждого работника, и в момент назначения пенсий, считает его размер пенсий, и дальше уже занимается выплатой».

По собственным подсчетам Пенсионного фонда, их затраты на администрирование не такие уж и большие, менее полутора процентов от всех расходов ПФР. Для сравнения, в Евросоюзе этот показатель в два раза больше.

Максим Волков, Эрика Вилль и Сергей Ялдин, ОТР.

Пенсионный фонд России — один из самых раздутых в мире. Российские налогоплательщики содержат более 121 тыс. сотрудников ПФР — это 11,7 млрд руб. в год.


Каждый сотрудник Пенсионного фонда обходится россиянам в 76 500 руб. в месяц. Такую цифру озвучивал финансовый аналитик Дмитрий Милин. По мнению другого аналитика, Андрея Нальгина, речь может идти о еще большей сумме — 102,6 тыс. в месяц. При этом один пенсионер в стране получает в среднем 13 345 руб.


Но стоит отметить, что штат ПФР раздут еще не максимально. Согласно расчетам «КоммерсантЪ. Деньги», хуже всех работают пенсионные фонды Польши и Украины. Россия в этом плане оказалась на третьем месте.


Эксперты сходятся во мнении, что штат Пенсионного фонда России стоит срочно сокращать. После выступления президента РФ Владимира Путина по поводу повышения пенсионного возраста, в ПФР заявили, что с 2015 г. сократили штат на 17 тыс. человек. В 2019 г. количество сотрудников урежут еще на четверть.


На реализацию предложений Путина по пенсионной реформе потратят 500 миллиардов рублей

Напомним, реализация пенсионной реформы в новом формате, предложенном Путиным, обойдется федеральному бюджету в 500 млрд руб. По словам министра финансов Антона Силуанова, необходимые средства будут изысканы в бюджете Пенсионного фонда. «Соответственно, объем трансферта из федерального бюджета Пенсионному фонду также будет обеспечивать все высказанные сегодня президентом Российской Федерации инициативы», — добавил он.

Роскомнадзор убил Telegram-бота 66.RU.
Подписывайтесь на резервный канал.









Здесь все всё
понимают.

Главные, свежие новости Екатеринбурга, России, мира. Репортажи, интервью, расследования, лайфхаки, конфликты, инфографика, фоторепортажи, видео. Публикуем свежие новости, мнения и комментарии популярных людей, события в Екатеринбурге, России, мире на главные темы общества, экономики, политики, культуры, интернета, спорта, развлекательной жизни Екатеринбурга.

Контакты
  • Редакция
  • Коммерческий отдел
  • Наши вакансии
Напишите нам
  • Мобильная версия
  • Пользовательское соглашение
Реклама
Правовая поддержка портала 66.RU
  • Интеллектуальная собственность
  • Коммерческая и договорная практика
  • Недвижимость, строительство и ЖКХ
  • Судебная практика
Недвижимость
Здоровье
  • Клиники Екатеринбурга
  • Поиск лекарств
Финансы
Работа
  • Ресторанная критикаКафе Екатеринбурга
  • Кофейни Екатеринбурга
  • Рестораны Екатеринбурга
Афиша
  • Кино в Екатеринбурге
  • Концерты в Екатеринбурге
  • Театр в Екатеринбурге
  • Развлечения для детей в Екатеринбурге
  • Клубы в Екатеринбурге
  • Расписание матчей в Екатеринбурге
  • Разное
Читайте 66.RU где удобно

©2007—2020 66.RU. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Сетевое издание «Современный портал Екатеринбурга — «66.ru» (18+) зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 76634 от 02.09.2019

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "66.ру". Юридический адрес: 620014, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бориса Ельцина, д. 3, оф. 7014

Фактический адрес редакции и отдела продаж: 620014, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бориса Ельцина, д. 3, оф. 7014, +7 (343) 288-50-66 info@news.66.ru
Главный редактор: Шлыков Д.В.


Пенсионный фонд России (ПФР) – значимый социальный институт страны, который выплачивает страховые, накопительные и другие виды пенсий, а также выдает сертификаты на материнский капитал, реализует соцвыплаты ветеранам и инвалидам, оказывает адресную помощь пенсионерам и софинансирует соцпрограммы субъектов РФ и так далее.

Все эти направления требуют значительных финансовых ресурсов. Страховых платежей работающего населения и продажи собственных активов фонда для реализации задач ПФР не хватает. В итоге одним из основных источников доходов является трансферт из федбюджета.

В 2018 году доходы фонда составляют 8,27 трлн рублей. 40% из них — 3,28 трлн — это трансферт из федерального бюджета.


По словам Председателя Правления ПФР Антона Дроздова, большая часть из этих денег идет на выплаты пенсий, в первую очередь – страховых. «При общих расходах на пенсионное обеспечение 7,2 трлн рублей из федерального бюджета на это выделяется 2,4 трлн рублей», — сообщил он.

Трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду России начался в 1992 году. Увеличение размера средств, направляемых из федбюджета в ПФР для социальных выплат, пенсий, адресной помощи пенсионерам, значительно ускорилось еще с 2001 года. Как прогнозируют эксперты, такая тенденция сохранится.


Несмотря на это, в 2018 году общий дефицит бюджета Пенсионного фонда составляет 265,5 млрд рублей.


При сохранении демографических тенденций социальные взносы все в меньшем объеме будут обеспечивать выплату пенсий.

«Если не принять никаких мер по совершенствованию пенсионной системы, трансферт на выплату пенсий неизбежно будет увеличиваться, то есть будет увеличиваться дефицит бюджета Пенсионного фонда. При этом пенсии будут расти гораздо более низкими темпами (не выше инфляции), и их покупательная способность будет постоянно снижаться», — уверен Председатель Правления ПФР.

В период 2024–2026 годов поддержание пенсий на текущем уровне с возможностью ее пересчета только в пределах инфляции потребует увеличения трансферта из федерального бюджета Пенсионному фонду Российской Федерации не менее чем до 5 трлн рублей, считают эксперты.

Как пояснила Первый заместитель Председателя Комитета по бюджету и налогам Ирина Гусева


Гусева
Ирина Михайловна Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0084 (Волжский – Волгоградская область) , целью совершенствования пенсионной системы является в том числе и то, чтобы бюджет Пенсионного фонда РФ стал самодостаточным и не требовал таких вливаний из федерального бюджета.

Напомним, что парламентско-общественные слушания по совершенствованию пенсионной системы состоятся в Государственной Думе 21 августа. Предложение о проведении этих слушаний поддержали руководители всех фракций ГД. «Более половины участников обсуждения будут представлены членами общественных организаций, экспертами, членами деловых сообществ, представителями субъектов Российской Федерации», — отмечал Председатель ГД Вячеслав Володин


Ранее в ходе парламентских слушаний в ГД обсуждались правовые и социальные аспекты устойчивого развития сельских территорий, вопросы реновации, эксперимент по введению курортного сбора и защита прав участников долевого строительства, а также вопросы цифровой экономики и основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, господдержки малого и среднего предпринимательства, законодательного обеспечения перехода к новым формам финансирования жилищного строительства и другие темы.

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

03 декабря 2019 10:08

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда на трехлетний период 2020 –2022 годов.

В соответствии с документом, доходы бюджета в следующем году составят 8 923,9 млрд рублей и по сравнению с 2019 годом увеличатся на 3,1%, или 269,8 млрд рублей. Расходы бюджета вырастут на 3,4% и составят 9 042,3 млрд рублей, что на 298,5 млрд рублей выше уровня 2019 года.

Объем дефицита бюджета ПФР в 2020 году составит 118,4 млрд рублей с учетом дефицита по распределительной части в размере 123,0 млрд рублей и профицита по накопительной части в размере 4,6 млрд рублей.

Дефицит обеспечивается за счет привлечения остатков средств бюджета ПФР по состоянию на 1 января 2020 года, образовавшихся в результате их неполного использования.

Профицит бюджета Фонда по накопительной составляющей на 2020 год образуется в связи с уменьшением передачи средств пенсионных накоплений в НПФ, что обусловлено снижением количества заявлений застрахованных лиц о переходе из ПФР в НПФ.

На 2022 год профицит планируется в размере 18,5 млрд рублей и образуется в связи с поступлением в бюджет Фонда доходов от инвестирования, перечисленных управляющими компаниями, в большем объеме по сравнению с 2021 годом, что является следствием выхода на пенсию женщин 1967 года рождения.

В трехлетнем периоде предусмотрено ежегодное уменьшение зависимости ПФР от федерального бюджета. Доля трансферта на обязательное пенсионное страхование в общей сумме трансфертов снижается с 29,8 % в 2020 году до 24,9% в 2022 году. При этом объем страховых взносов в общем объеме доходов увеличивается с 62,9% в 2020 году до 66,2% в 2022 году. Поступление взносов на выплату пенсий прогнозируется в 2020 году на уровне 5,6 трлн рублей с ростом до 6,4 трлн рублей к 2022 году.

В бюджете ПФР предусмотрены дальнейшие меры по индексации пенсий и пособий. В частности, индексация опережающими рост инфляции темпами. В следующем году страховые пенсии неработающих пенсионеров будут проиндексированы на 6,6%, что обеспечит рост выплат в среднем на тысячу рублей в месяц. Индексация пройдет с 1 января, на месяц раньше определенного законом о страховых пенсиях срока.

В результате средний размер страховой пенсии неработающих пенсионеров вырастет в 2020 году до 16,4 тыс. рублей. У участников и инвалидов ВОВ. получающих две пенсии и повышенные социальные выплаты, средний доход вырастет до 46,5 тыс. и 39,9 тыс. рублей соответственно.

Пенсии по государственному обеспечению с 1 апреля планируется проиндексировать на 7% в соответствии с ростом прожиточного минимума пенсионера в 2020 году. Повышение коснется почти 4 млн работающих и неработающих пенсионеров. На выплату пенсий по государственному обеспечению в следующем году предусмотрено 584,4 млрд рублей.

Ежемесячная денежная выплата и набор социальных услуг, предоставляемые 15 млн граждан, у которых есть право на льготы и меры социальной поддержки в соответствии с федеральными законами, с 1 февраля будут проиндексированы на 3,8%. Расходы бюджета на финансовое обеспечение ежемесячной денежной выплаты составят 423 млрд рублей.

Повышения пенсий и пособий в следующем году будут реализованы с учетом нового механизма индексации сверх прожиточного минимума, который обеспечивает повышение выплат, даже если пенсионеру установлена социальная доплата, компенсирующая разрыв между доходами пенсионера и ПМП.

В бюджете также учтены повышенные выплаты сельским пенсионерам, проработавшим не менее 30 лет на селе, с учетом 25-процентной прибавки к фиксированной выплате. Список профессий и должностей работников сельского хозяйства, имеющих право на прибавку, был расширен в середине 2019-го постановлением Правительства. В 2020 году Пенсионный фонд продолжит устанавливать повышенную пенсию всем жителям села, которые обратятся за ней при наличии соответствующего права.

Для пенсионеров, которые работали в 2019 году, в бюджете предусмотрено беззаявительное повышение с 1 августа страховых пенсий в соответствии с приобретенными пенсионными коэффициентами.

Бюджет ПФР учитывает новые льготы по досрочному выходу на пенсию, включая назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста, а также досрочное назначение пенсии многодетным мамам и работникам, имеющим высокий стаж.

В трехлетнем бюджете ПФР учтено возобновление ежегодной индексации материнского капитала по уровню инфляции. В 2020 году размер капитала планируется увеличить до 466,6 тыс. рублей. Точный размер индексации будет определен по итогам 2019 года. Общие расходы на предоставление материнского капитала с учетом проиндексированного размера в следующем году составят 316,2 млрд рублей.

В расходах Фонда также учтена повышенная компенсационная выплата в размере 10 тыс. рублей в месяц родителям и опекунам, ухаживающим за детьми-инвалидами и инвалидами с детства первой группы. Расходы на компенсационные выплаты в 2020 году запланированы в сумме 64,3 млрд рублей.

Таким образом, все расходы по социальным и пенсионным обязательствам ПФР финансово обеспечены и учтены в бюджете Фонда.

Собственные обязательства перед гражданами Российской Федерации Пенсионный фонд России (ПФР) исполняет посредством денег, которые имеются в бюджете данной государственной структуры. По этой причине процессы, связанные с формированием и расходованием бюджета ПФР, считаются самыми значимыми процедурами в его деятельности.

Как формируется бюджет Пенсионного фонда

Бесплатно по России


Бюджет фонда согласуется в высших законодательных органах государственной власти.

Алгоритм следующий:

  1. Направление подготовленного проекта в Государственную Думу Федерального Собрания России.
  2. Рассмотрение проекта Госдумой Российской Федерации.
  3. Издание законопроекта «О бюджете Пенсионного фонда РФ на …» (в случае принятия проекта). Изданный закон включает в себя основные статьи и дополнения.
  4. Утверждение законопроекта Советом Федерации (Верхняя парламентская палата РФ). Лишь после этого закон начинает действовать.

Тексты всех одобренных законопроектов размещены в публичном доступе. Найти их можно как на веб-портале фонда, так и на интернет-сайте Госдумы. Любой человек может прочитать их.

Если после формирования бюджета его нужно изменить (подобное происходит достаточно часто, к примеру, во время финансового кризиса), в Государственную Думу отправляется проект спланированных корректив. После этого производится внесение корректив в изданный законопроект (по вышеописанному алгоритму).

Что говорит закон о бюджете ПФР РФ

Основной закон, регламентирующий порядок формирования ПФР в 2019 году – ФЗ номер 363 от 5 декабря 2017 г. «О бюджете ПФР на 2019 г.». В него входит 8 статей:

  1. Ключевые характеристики бюджета ПФР на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  2. Основные администраторы доходов бюджета ПФР и основные администраторы источников финансирования дефицита бюджета ПФР.
  3. Внутренние финансовые источники для бюджета фонда.
  4. Бюджетные ассигнования бюджета фонда на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  5. Межбюджетные трансферты в ПФР.
  6. Особенности применения бюджетных ассигнований по обеспечению работы ПФР.
  7. Особенности применения бюджетных ассигнований бюджета ПФР в области социальной политики.
  8. Особенности реализации бюджетных средств фонда в 2019 г.

Доходы

Формирование бюджета фонда осуществляется благодаря:

  • взносам по страхованию;
  • деньгам из государственной казны;
  • пеням и другим денежным санкциям;
  • прибыли от распределения (вложения) временно свободных финансов обязательного пенсионного страхования (ОПС);
  • добровольным взносам физлиц и фирм, которые уплачивают их не в качестве страхователей либо застрахованных граждан;
  • деньгам из резервного фонда;
  • денежным суммам, сформированным из накоплений застрахованных граждан, которым полагается срочная пенсия;
  • другим источникам, которые не запрещены законами РФ.

Страховые взносы по ОПС

Фирмы-наниматели – основные участники ОПС РФ. Взносы на ОПС, уплачиваемые ими в фонд с зарплат и других вознаграждений сотрудников, формируют пенсионное обеспечение граждан и позволяют выплачивать пенсии тем, кто уже достиг пожилого возраста.

ПФР считается администратором взносов на ОПС и ОМС. Плательщиками взносов по страхованию считаются:

  • граждане, которые производят выплаты и предоставляют другие вознаграждения физлицам;
  • компании;
  • ИП;
  • физлица, которые не являются ИП;
  • самозанятые граждане (работники адвокатур, нотариальных контор, которые занимаются частной практикой, а также арбитражные управляющие).

Трансферты из федерального бюджета

Трансферт – это перевод средств из одного бюджета в другой. Трансферты в ПФР из государственной казны предназначены для:

  • возмещения затрат, связанных с исполнением задач общенационального значения, когда своих средств ПФР не хватает;
  • устранения горизонтальных диспропорций между бюджетами. Трансферты способствуют разрешению определенных социальных проблем, возникающих при финансовых спадах в субъектах РФ;
  • усиления налогового потенциала субъектов РФ.

Можно выделить 3 типа межбюджетных трансфертов:

  1. Бюджетный кредит. Особенный тип материального обеспечения затрат бюджета, при котором деньги предоставляются ПФР на возмездной основе.
  2. Дотация. Государственные деньги, выделяемые безвозмездно и безвозвратно. Предоставление дотации осуществляется лишь в том случае, если средств бюджета ПФР не хватает для выполнения функций данной государственной структуры.
  3. Субвенция. Государственные деньги, предоставляемые ПФР на выполнение каких-то конкретных задач. Обычно субвенции предоставляются при внедрении определенных государственных программ.
  4. Субсидия. Деньги, предоставляемые бюджету ПФР на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Дотации, субвенции и субсидии характеризуются безвозмездностью и безвозвратностью. Отличие субсидий и субвенций от дотаций заключается в их целевой направленности. Субвенции и субсидии разграничены по объемам финансирования.

Расходы

Бюджетные средства фонда позволяют данной государственной структуре:

  • выплачивать страховое пенсионное обеспечение;
  • осуществлять социальные выплаты. Здесь имеются в виду доплаты льготникам, выплаты по уходу за лицами с инвалидностью и неработоспособными россиянами, компенсационные выплаты гражданам, проживающим в северных регионах, вложения в разные региональные программы;
  • выполнять другие функции и операции, которые связаны с перемещением пенсионных начислений (со счетов ПФР на балансы негосударственных фондов, УК);
  • выплачивать государственное пенсионное обеспечение (выплаты определенным группам россиян за выслугу лет – госслужащие, военнослужащие, космонавты, летчики-испытатели). Также сюда относятся компенсационные выплаты гражданам, которые пострадали при выполнении воинского долга;
  • расходовать деньги по программе маткапитала.

Бюджет 2019 года

Глава РФ Владимир Путин 28.11.2018 утвердил законопроект о бюджете фонда на 2019 г. Доходы фонда в 2019 г. будут равны 8.612 триллионам рублей, расходы – 8.635 триллионам рублей, что превышает показатели 2018 г. на 358.2 миллиарда рублей по доходам и на 115.9 миллиарда рублей по расходам. Соответственно с законопроектом, тариф взносов по страхованию в 2019 г. будет равен 22 процентам в пределах облагаемой взносами базы и 10 процентам сверх нее.


Дефицит бюджетных средств фонда будет равен 23 миллиардам рублей. Как было отмечено в заключении профильного комитета по социальной политике, выпадающие доходы будут компенсированы благодаря межбюджетным трансфертам, поступающим из государственной казны. В 2019 г. объем подобных межбюджетных трансфертов составит 54.6 миллиардов рублей.

Для материального обеспечения выплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат запланировано провести межбюджетных трансфертов из казны на 3.3 триллиона рублей.

К сожалению, дефицит бюджетных средств – гораздо более частая ситуация, нежели профицит. Так дело обстоит не только в России, но и в большей части других стран. Обычно профицит достигается при экономической ситуации, которая близка к идеальной, что, разумеется, происходит нечасто.


Пенсионный фонд РФ каждый месяц «откусывает» у работников с официальным трудоустройством (точнее, у их работодателей) приличный кусок заработной платы. Именно на эти деньги обеспечиваются выплаты пенсионерам сегодняшнего дня, и в будущем за счет этих взносов будут жить новые пенсионеры. Но сколько конкретно мы платим в ПФР? И из чего состоит пенсионный взнос? Давайте разбираться.

Что из себя представляет отчисление в пенсионный фонд

Каждый месяц от сотрудников любой компании, оформленных по трудовому договору, поступают деньги в пенсионный фонд РФ. Размер взноса каждого человека зависит от уровня его заработка и условий труда, в которых он вынужден работать. Чем выше зарплата – тем лучше будет пенсия в старости.

Кто отчисляет взносы в пенсионный фонд?

Все налоги за сотрудника платит работодатель. В частности, он же отчисляет часть заработной платы человека в Пенсионный фонд. Причем деньги, которые переводятся в счет будущей пенсии, сотрудник как бы «не видит»: он знает свою зарплату до вычета всех налогов.

Если человек является индивидуальным предпринимателем, то и налоги он за себя должен платить самостоятельно. Для этого он обязан будет подать декларацию и перечислить деньги в ПФР в определенный срок. В общем, сам себе работодатель с соответствующими обязанностями.

Также любой человек может делать добровольные взносы в ПФР. Такие отчисления учитываются на индивидуальном лицевом счете. Это может помочь немного увеличить пенсию или добавить себе стажа, если, например, вы работаете заграницей, но жить после выхода на пенсию планируете в России.

Размер добровольных взносов не ограничен – можно сколько угодно перечислять деньги в ПФР. Такой взнос можно перечислять и через работодателя, чтобы он сам отправлял дополнительные средства, вычитая их из заработной платы сотрудника.

Можно ли не платить обязательный пенсионный взнос?

Нет, нельзя. Вообще считается, что человек по своей воле перечисляет деньги на пенсию через работодателя. Только по факту работника никто не спрашивает. Деньги отчисляет работодатель без участия сотрудника. И официально отказаться от уплаты денег в Пенсионный фонд нельзя. Можно не платить только добровольные взносы, которые как бы никто делать и не обязан.

Никаких отчислений не происходит только в том случае, если ваш работодатель оформил вас «в черную» или «в серую». Но вы в любом случае не увидите этих денег – работодатель, вероятнее всего, не станет поднимать вам зарплату, если вы решите избавить его от налоговых отчислений за вас, а просто оставит эти деньги себе.

С каких доходов не надо платить налог?

Важно помнить, что далеко не с каждого дохода граждане вынуждены платить взносы в Пенсионный фонд РФ. Некоторые статьи попадают в исключения, и за них взносы платить точно не нужно. Это такие доходы, как:

  • пособие по безработице;
  • детские пособия (их несколько);
  • выходное пособие по увольнению или выходу на пенсию;
  • компенсации разного рода, в том числе за неиспользованный отпуск.

Естественно, нужно разбираться в каждом отдельном случае, попадает ли конкретный доход под обложение взносами. Хотя бы ради спокойствия и уверенности.

Кстати, часть пенсионных взносов можно вернуть – но это касается только тех сумм, которые перечисляются по договорам добровольного пенсионного страхования. Все эти взносы можно записать в социальный вычет по НДФЛ и вернуть с этой суммы 13%. Есть ограничения – общая сумма социального вычета не может быть больше 120 тысяч рублей в год, а в него включается и медицина, и образование, и другие статьи расходов.

Так сколько мы все-таки платим в ПФР?

Стандартный взнос в пенсионный фонд России составляет 22% с каждой заработной платы. Однако в зависимости от некоторых условий и ситуаций размер его может меняться. Некоторые работодатели могут платить меньше, а другие обязаны перечислять больше денег за каждого сотрудника.

Из чего состоит взнос в ПФР?

Каждый месяц деньги отчисляет работодатель, сам работник их не видит и не может получить никаким образом. Даже если устроится работать без договора. При этом взнос за сотрудника делится на две части:

  • страховая – 16% ;
  • накопительная – 6% .

Так называемая накопительная часть раньше действительно складывалась на каком-то счете, с которого будущему пенсионеру должны были доплачивать его же деньги с процентами. Однако теперь (с 2014 года) эта сумма уходит на обеспечение выплат текущим пенсионерам.

Единственное отличие накопительной части в том, что работник имеет право забрать ее из ПФР и перевести в любой негосударственный пенсионный фонд.

Но и тут есть масса нюансов – перевести накопления можно раз в 5 лет, иначе будущий пенсионер потеряет накопленный инвестиционный доход.

Все ли платят одинаковые пенсионные взносы?

Обычные люди обязаны отчислять 22% от зарплаты в пенсионный фонд. Однако эта ставка распространена не на всех граждан РФ. Отдельные категории могут платить меньше. И ситуации с изменением ставки могут быть следующими:

  • те, кто получает больше 1 292 000 рублей в год (около 108 тысяч рублей в месяц). На все, что выше этой суммы, ставка взносов снижается до 10%;
  • благотворительные и некоммерческие организации , которые работают на УСН – ставка составляет 20% (а в ФСС и на ОМС они не платят вообще ничего);
  • IT-компании , занятые в разработке ПО и организации, производящие анимационную аудивизуальную продукцию – 8% (общая ставка взноса – 14%);
  • резиденты «Сколково» – 14% (больше не платят ничего);
  • участники некоторых ОЭЗ – 6% (всего 7,6%);
  • экипажи судов , зарегистрированных в России – 0%.

Но некоторые работники защищены в плане пенсий чуть лучше. Труженики опасных или вредных производств должны платить больше, чем 22%. Работодатели обязаны отчислять взносы крупнее за следующих граждан:

  1. Работники опасных или вредных условий труда. Ставка может повышаться на 2, 4, 6, 7 или 8 процентных пункта в зависимости от класса условий труда.
  2. Труженики подземных работ, горячих цехов перечисляют 9 процентных пунктов дополнительно.
  3. Члены летных экипажей воздушных судов – 14% свыше нормы.
  4. Люди, занятые на горных работах, должны получать дополнительно 6,7% к будущей пенсии.

Необходимо уточнить, какой именно у вас класс условий труда, чтобы знать, какой процент работодатель отчисляет за вас в ПФР.

Новая льгота для малого и среднего бизнеса

С 1 апреля 2020 года из-за сложной ситуации с распространением коронавируса в России был введен особый порядок расчета страховых взносов для предприятий малого и среднего бизнеса. Теперь для таких плательщиков действуют 2 ставки взносов:

  • на сумму в 12 130 рублей в месяц – 30% (в том числе на ОПС – 22%);
  • за все, что выше 12 130 рублей – 15% (в том числе на ОПС – 10%).

Другими словами, за всю сумму зарплаты работника, что превышает МРОТ, работодатель теперь вправе заплатить вдвое меньше страховых взносов, а ставка пенсионных взносов вообще снизилась с 22 до 10%.

Это доступно любым малым и средним предприятиям (то есть, с годовой выручкой до 2 миллиардов рублей и числом сотрудников до 250 человек) уже с 1 апреля 2020 года. В принятом Госдумой законе говорится о таком режиме до конца 2020-го, но с 2021 года такая норма будет закреплена уже в Налоговом Кодексе (то есть, останется навсегда).

В отличие от других мер поддержки, снижение ставки страховых взносов доступно любому малому и среднему предприятию вне зависимости от вида деятельности.

Индексация пенсионных накоплений

Государство обязано индексировать страховую часть пенсии каждый год. Ситуация сложнее именно с накопительной частью пенсии. Сегодня 6% от зарплаты сотрудников, которые должны были накапливаться на отдельном счете и «крутиться», принося прибыль, теперь направляются на выплаты пенсий текущим пенсионерам (то есть, на солидарную часть пенсии).

Система индексации построена не очень просто: сначала все взносы переводятся в специальные баллы (в 2020 году за 206 720 рублей взносов на страховую часть дают максимум – 9,57 балла, с 2021-го будет 10). В дальнейшем индексируется «стоимость» каждого балла на случай выхода на пенсию – в 2020 году один балл дает 93 рубля, в 2021-м это будет 98,86 рублей. На такой же процент увеличивается фиксированная выплата (она не зависит от количества баллов).

Что же касается накопительной части, то 6% за нее фактически переводятся на страховую часть (раньше было 10% на страховую, 6% на накопительную и 6% на солидарную, теперь это 16% и 6%).

Поэтому в 2019 году индексируется только 16% будущей пенсии из 22%, которые сотрудники отчисляют в ПФР. Так случилось, потому что накопительную часть планировали использовать для инвестиций в различные экономические сферы, но вместо этого используют для поддержки текущих пенсионеров. Это произошло из-за тяжелой экономической ситуации, но заморозку регулярно продлевали – сейчас она продолжена до 2023 года.

Куда лучше отчислять деньги – в ПФР или НПФ?

Перед будущими пенсионерами стоит выбор, куда отправлять накопительную часть пенсии: в государственный или негосударственный пенсионный фонд. У каждого есть определенные особенности. Однако последние на фоне тяжелой экономической ситуации начинают выигрывать в глазах общественности.

Накопительная часть пенсии в ПФР

До 2014 года каждый человек мог хранить какой-то процент пенсионных денег на инвестиционных счетах в виде накопительной части. Но потом эту часть будущей пенсии заморозили. Теперь бывшая накопительная часть уходит в страховую пенсию. На эти деньги государство осуществляет выплату пенсий текущим пенсионерам вместо того, чтобы позволить взносам осесть на счету владельца.

На текущий момент мораторий на накопительную часть продлен до 2023 года. И неизвестно, разморозят ли ее из-за тяжелого экономического положения страны. Еще планируется реформа накопительной пенсии, поэтому ждать разморозки точно не стоит.

Поэтому не стоит ожидать, что в ближайшее время на «накопительную» часть будет добавляться хоть какой-нибудь доход, как это планировалось изначально.

Преимущества НПФ перед ПФР

Негосударственные пенсионные фонды пользуются все большей популярностью. Они позволяют получать проценты на взнос, что способно покрыть инфляцию и даже дать определенный доход. Но не только поэтому граждане выбирают НПФ вместо государственного пенсионного фонда. У первых есть ряд преимуществ:

  1. Передача накоплений по наследству. Можно без лишних проблем забрать деньги, если их владелец не дожил до пенсии или не получил все накопленные деньги.
  2. Отслеживание состояния пенсионного счета через интернет. У всех серьезных НПФ есть личные кабинеты, в которых владелец может посмотреть, что происходит с его деньгами: куда они вкладываются, как крутятся, какой процент дохода и так далее.
  3. Предсказуемость роста процентов. Каждые полгода-год любой уважающий себя НПФ публикует информацию о средней доходности. Именно по ней стоит выбирать будущий фонд для своей пенсии.
  4. Гарантия выплат государством. Даже если НПФ закроется, государство обязано будет выплатить накопленные деньги за него. Все средства со счета будут просто перечислены в ПФР.

В то же время стоит помнить, что ни один НПФ не может гарантировать доходность. Потому что оно занимается инвестициями, которые могут быть очень рискованными и привести к потере денег. ПФР в этом плане более стабилен и предсказуем. Сколько в него заплатит работник, столько потом и получит в качестве пенсии. Поэтому только вам выбирать, где вы готовы хранить деньги до старости.


Трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду России в 2021 году составит 3,53 трлн руб. и сформирует 38% всех доходов фонда, следует из проекта бюджета ПФР на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (документ есть в распоряжении РБК; его подлинность подтвердил источник, близкий к правительству). Проект будет рассмотрен 15 сентября на правительственной трехсторонней комиссии с участием профсоюзов и работодателей, а уже 16 сентября — вынесен на заседание правительства.

Сокращение федеральной поддержки

В июне, когда составлялись бюджетные проектировки на следующий год, потребность Пенсионного фонда в межбюджетном трансферте оценивалась значительно выше — 4,12 трлн руб., или 42,6% общих доходов. Экономия на трансферте станет возможна в первую очередь за счет резкого увеличения дефицита бюджета ПФР в 2021 году (295 млрд руб. по сравнению с планировавшимся в июне профицитом около 13 млрд руб.), который фонд покроет своими накоплениями — переходящими остатками 2020 года. Второй фактор, который позволит сократить трансферт относительно июньских проектировок, — улучшение прогноза собственных доходов ПФР от социальных взносов с зарплат работников (+171 млрд руб.).

Снижение прогнозируемого размера межбюджетного трансферта заложено и на 2022 год (до 3,86 трлн руб.), и на 2023 год (до 4 трлн руб.), следует из проекта бюджета ПФР. Таким образом, доля трансферта из федерального бюджета в общих доходах фонда в 2022–2023 годах будет держаться на уровне 38%. Ранее предполагалось, что в 2022 и 2023 годах федеральный трансферт бюджету ПФР составит 4,3 трлн руб. ежегодно.

Уменьшение трансферта из федерального бюджета связано с увеличением суммы переходящих остатков, а также с изменением прогнозных макроэкономических показателей, уточнили РБК в пресс-службе ПФР. Превышение расходов над доходами, как и в предыдущие годы, носит технический характер, а именно объясняется наличием остатка средств бюджета ПФР по итогам года, добавили в фонде. Иными словами, если бы у Пенсионного фонда не было остатков на счетах, федеральный бюджет автоматически увеличил бы сумму трансферта. «Пересмотр межбюджетного трансферта Пенсионному фонду связан с уточнением макропрогноза Минэкономразвития, который лег в основу бюджета на ближайшую трехлетку, а также с уточнением прогнозов по остаткам средств бюджета ПФР на 1 января 2021 года», — подтвердили в пресс-службе Минфина России.

Сколько составит трансферт Пенсионному фонду из федерального бюджета в текущем году, пока неизвестно (поправки в бюджет ПФР 2020 года еще не представлены). Действующим законом о бюджете ПФР трансферт установлен на уровне 3,2 трлн руб., но, вероятно, эта сумма увеличится в связи с антикризисными решениями правительства. По состоянию на 4 сентября федеральный бюджет уже перечислил Пенсионному фонду 2,86 трлн руб.

Минэкономразвития в обновленном макропрогнозе повысило ожидания насчет величины фонда зарплат в стране — в среднем на 1 трлн руб. ежегодно по сравнению с июньским прогнозом. Согласно последним оценкам министерства, зарплатный фонд в 2021 году составит 27,87 трлн руб. (рост на 7% по сравнению с 2020 годом), в 2022-м — 29,77 трлн руб. и в 2023 году — 31,85 трлн руб. Это дало Пенсионному фонду основание пересмотреть в сторону увеличения оценку поступлений страховых взносов от работодателей и, соответственно, запросить меньше средств из федерального бюджета.

В составе трансферта из федерального бюджета Пенсионному фонду около 45% приходится на ту часть средств, которые госбюджет передает ПФР на исполнение обязательств федерального правительства (то есть федеральный центр назначил ПФР администратором различных социальных программ, таких как материнский капитал или меры социальной поддержки, и передал ему на это средства). Остальная часть, примерно 1,9 трлн руб. в 2021 году, это, по сути, софинансирование обязательств ПФР по выплате страховых пенсий.

Улучшение макропрогноза

Новый официальный прогноз Минэкономразвития предполагает, что падение ВВП России из-за пандемии COVID-19 и весеннего обвала цен на нефть составит 3,9% вместо ожидавшихся 4,8%. В 2021 году восстановительный рост ВВП достигнет 3,3%, в 2022-м — 3,4%, в 2023 году — 3%. Инфляция на конец 2020 года ожидается на уровне 3,8%, в 2021 году цены вырастут на 3,7%, а в 2022–2023 годах инфляция вернется к целевому значению Центробанка (4%).

Реальные зарплаты россиян, по прогнозу министерства, сохранят положительные темпы роста — 1,5% в 2020 году и 2,2% в 2021 году. Уровень безработицы по итогам текущего года подскочит до 5,7% от рабочей силы после 4,6% в 2019 году и опустится ниже 5% в 2022 году. Реальные располагаемые денежные доходы населения упадут на 3% в 2020 году и на столько же возрастут в 2021 году.

Крупнейший дефицит с 2015 года

Вместе с сокращением объема передаваемых средств федерального бюджета существенно вырос ожидаемый дефицит бюджета ПФР в 2021 году — до 295 млрд руб. Это будет крупнейший показатель с 2015 года, когда дефицит достиг 543,7 млрд руб. Дефицит в 2021 году будет покрыт за счет использования остатков Пенсионного фонда на счетах Казначейства (335 млрд руб.).

В 2019 году бюджет ПФР был профицитным (+153,9 млрд руб.), благодаря чему остатки на его счетах на 1 января 2020 года выросли до 343 млрд руб. В 2020 году действующим законом о бюджете ПФР запланирован дефицит в 209,2 млрд руб.

В 2022 году дефицит бюджета ПФР составит 94,8 млрд руб., в 2023 году ожидается профицит бюджета ПФР на уровне 52,5 млрд руб., следует из документа. Общие доходы Пенсионного фонда в 2021 году ожидаются на уровне 9,28 трлн руб., в 2022 году они возрастут до 9,97 трлн руб., в 2023 году — до 10,524 трлн руб.

На параметры бюджета Пенсионного фонда повлияли антикризисные меры правительства по поддержке бизнеса во время пандемического кризиса, которые было решено закрепить бессрочно. Речь идет о снижении общего тарифа страховых взносов с 30 до 15% с зарплат выше МРОТ для малого и среднего бизнеса (ставка взносов в Пенсионный фонд сократилась с 22 до 10% от зарплаты), а также о понижении ставки пенсионных взносов для ИT-компаний, которые будут платить 6% c зарплат сотрудников в ПФР. В итоге выпадающие доходы ПФР от пониженных ставок взносов оцениваются в 477,7 млрд руб. в 2021 году с последующим ростом до 510,3 млрд руб. в 2022 году и до 545,85 млрд руб. в 2023 году (эти выпадающие доходы компенсирует федеральный бюджет).

Несбалансированность российской пенсионной системы означает, что она всегда будет нуждаться во внешней подпитке, отмечает заведующий лабораторией развития пенсионной системы НИУ ВШЭ Евгений Якушев. «Сейчас пенсионная система не сможет выполнить все свои обязательства без финансирования из федерального бюджета. Это означает, что существует внутренний «пенсионный долг», который нигде ничем не закреплен», — заметил он. Выпадающие доходы ПФР возникли из-за снижения ставок страховых взносов, политика правительства направлена на ослабление нагрузки на ФОТ ради стимулирования экономики и ускорения темпов экономического роста, однако эти ожидания из-за регулярных кризисов не подтверждаются, а дефицит ПФР остается, отметил он.

Рост размера пенсий и материнского капитала

В 2021–2023 годах страховые пенсии по старости для неработающих пенсионеров будут повышены с 1 января в параметрах, закрепленных законом о пенсионной реформе. В 2021 году индексация составит 6,3%, в 2022-м — 5,9%, в 2023 году — 5,6%. Для работающих пенсионеров ежегодное повышение страховой пенсии отменено с 2016 года.

Среднегодовой размер страховой пенсии неработающих пенсионеров в 2021 году, по оценке ПФР, составит 17 443 руб., в 2022-м — 18 369 руб., в 2023 году достигнет 19 294 руб., следует из проекта бюджета фонда. Однако с поправкой на инфляцию реальный размер пенсии по старости ожидается в 2021 году на уровне 16 837 руб., в 2022-м — 17 679 руб., в 2023 году — 18 552 руб.

По прогнозу ПФР на начало 2021 года, в России будет 43,25 млн пенсионеров (с учетом военных пенсионеров и получателей социальной пенсии), на начало 2022 года — 42,99 млн.

В проекте бюджета ПФР представлен и прогнозный размер материнского капитала, который после индексации на прогнозный уровень инфляции в 2021 году составит 483 882 руб. на первого ребенка и 639 432 руб. на второго ребенка.

В 2022 году маткапитал на первого ребенка возрастет до 503 237 руб., а на второго — до 665 009 руб.

В 2023 году российским семьям будет выплачиваться маткапитал в размере 523 367 руб. на первого ребенка и 691 609 руб. на второго ребенка.

Читайте также: