Вопрос к путину когда повысят пенсии по старостиг ина сколько

Недовольны размером пенсии работающие пенсионеры в России. На такую пенсию нужно выживать, признаются россияне. Вырастет ли пенсия в ближайшее время, и из чего она складывается, подробно в материале сайта “Весь Искитим”.

Недовольны размером пенсии работающие пенсионеры в России. На такую пенсию нужно выживать, признаются россияне. Вырастет ли пенсия в ближайшее время, и из чего она складывается, подробно в материале сайта “Весь Искитим”.

Как получают пенсию работающие пенсионеры

Работающие пенсионеры — это люди, которые получили право на пенсию, но продолжают работать и платить страховые взносы. То есть им уже начислили пенсию, но период обязательного пенсионного страхования продолжается. Например, пенсионер работает по трудовому договору или имеет статус ИП.

Перерасчет

Работающие пенсионеры могут получать пенсию и зарплату одновременно. Но так как за них продолжают поступать взносы, размер пенсии им пересчитывают в зависимости от количества накопленных пенсионных коэффициентов. Это делают каждый год 1 августа. Никаких заявлений на перерасчет подавать не нужно.

Заявление на перерасчет нужно подать, если, например, пенсионер получил первую группу инвалидности. Или он работал на Крайнем Севере и уже во время пенсии получил нужный стаж для повышения выплат.

Индексация

На общих основаниях страховую и фиксированную часть пенсии во время работы не индексируют. Но как только пенсионер закончит работать, эту сумму скорректируют с учетом индексации за весь период работы. Платить фиксированную часть в повышенном размере начнут со следующего месяца после прекращения работы.

ПФР об индексации пенсий работающим пенсионерам в вопросах и ответах

Буду ли я получать пенсию, пока работаю?

Получать пенсию и зарплату — это реально. Если наступил пенсионный возраст и появилось право на пенсию, можно обратиться за ее назначением. При этом можно продолжать работать.

Важно! Работающим пенсионерам пенсию не индексируют. Стоимость пенсионного коэффициента и фиксированную часть пересчитают только после увольнения.

Чтобы получить право на пенсию и при этом работать, должны соблюдаться три условия одновременно:

1. Возраст 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
2. Есть минимальный страховой стаж. Сейчас он разный в зависимости от года выхода на пенсию. С 2025 года — 15 лет.
3. Накопился минимум пенсионных коэффициентов. В 2019 году нужно иметь коэффициент 16,2, с каждым годом эта величина растет.

Как только все совпало, можно работать и обратиться за пенсией. После увольнения пенсию проиндексируют с учетом всех повышений, которые были за время работы.

Индексация пенсий

2 декабря Совфед одобрил закон о федеральном бюджете на будущий год и на плановый период 2022-2023 годов. Индексация страховых пенсий в 2021 году превысит уровень инфляции и составит 6,3%. В 2022 и 2023 годах, согласно проекту, страховые пенсии увеличатся на 5,9% и 5,6% соответственно.

В результате среднегодовой размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров составит в 2021 году 17 400 рублей и увеличится к 2023 году до 19 300 рублей.

Социальные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению с 1 апреля 2021 года вырастут на 2,6%. В 2022 году, согласно закону, социальные пенсии будут проиндексированы на 8,5%, 2023 году — на 0,9%.

Как вырастет пенсия?

У каждого пенсионера есть индивидуальный пенсионный коэффициент. Происходит увеличение на стоимость этого пенсионного коэффициента. У всех страховая пенсия определяется из количества пенсионных коэффициентов и умножается на стоимость одного коэффициента и к этой сумме прибавляется фиксированная выплата, которая тоже корректируется ежегодно.

Сколько стоит пенсионный коэффициент

2020 год — 93 рубля.

2021 год — 98, 86 рублей.

2022 год — 104, 69 рублей

2023 год — 110, 55 рублей

2024 год — 116, 63 рублей.

Размер фиксированной выплаты

2021 год — 6 044, 48 рулей.

2022 год – 6 401, 1 рублей.

2023 год — 6 759, 56 рулей.

2024 год — 7 131, 34 рублей.

Средний размер пенсии по годам

Средний размер пенсии по России в 2021 году должен составить 16 209,32 рублей, в 2022 году – 16 982,16 рублей, в 2023 году – 17 736,22 рублей.

Размер пенсии неработающих пенсионеров

Средний размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров: в 2021 году может составить 17 443,40 рублей, в 2022 году – 18 368,54 рублей, в 2023 году – 19 294,07 рублей.

Размер социальной пенсии

Размер накопительной пенсии

Средний размер накопительной пенсии в 2021 году поднимется до 1 018 рублей, в 2022 году – 1 932 рублей, в 2023 году – 2 012 рублей в месяц, а срочной пенсионной выплаты в 2021 году – до 2 101 рубля, в 2022 году – 2 306 рублей, в 2023 году – 2 510 рублей.

Индексация страховых пенсий

Планируется, что с 1 января 2021 года индексация страховых пенсий составит 6,3%, что в 1,7 раза выше уровня инфляции за 2020 год. В 2022 году пенсии вырастут на 5,9 %, что в 1,6 раза выше уровня инфляции за 2021 год, в 2023 году – на 5,6 %, что в 1,4 раза выше уровня инфляции за 2022 год.

Индексация социальных пенсий

Социальные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению с 1 апреля 2021 года вырастут на 2,6 процента. В 2022 году, согласно проекту, социальные пенсии будут проиндексированы на 8,5 процента, 2023 году — на 0,9 процента. Все размеры индексаций пенсий на период 2019-2024 годы уже рассчитаны. По прогнозам, средняя пенсия в России в 2021 году составит почти 17,4 тысячи рублей и в 2022 году — около 18,3 тысячи рублей.

Размер индексации пенсии в рублях

Средний размер индексации пенсий в 2021 году составит 1 000 рублей. На эту сумму могут рассчитывать только те, у кого уже сейчас в среднем ежемесячные выплаты превышают 16 000 рублей. У остальных пенсионеров рост пенсии будет не таким значительным, так как индексация идет только от страховой части пенсии.

Индексация пенсий работающих пенсионеров

Работающие пенсионеры по-прежнему не могут рассчитывать на индексацию пенсии. Они могут получить только мизерную прибавку до 3 пенсионных баллов, стоимость которых в 2021 году составит 98 рублей 86 копеек.

Кто еще не получит индексацию пенсии

Индексация в январе обойдет тех пенсионеров, которые получают социальные пенсии, то есть не набрали нужного количества баллов до страховой. Им индексация проводится 1 апреля на величину “прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера” – сейчас он составляет 2,6 %.

Для большинства российских пенсионеров с 1 января 2021 г. увеличится пенсия. Повышение коснется получателей страховой пенсии, ряда военных пенсионеров, а также граждан, получающих социальную доплату до прожиточного минимума (фактически получателей минимальной пенсии). Увеличение произведут в автоматическом режиме, обращаться самостоятельно для перерасчета выплат не потребуется.

Подробно о повышении пенсий с 1 января и расскажем в этой статье.

Кому повысят пенсии с 1 января 2021 года

В первую очередь, повышение с 1 января 2021 года коснется получателей страховой пенсии всех видов — по старости, инвалидности и случаю потери кормильца. Для этой категории пенсионеров произведут плановую индексацию на 6,3%. Прибавку назначат пропорционально текущему размеру выплат: чем выше нынешняя пенсия, тем больше будет сумма прибавки, и наоборот. Относительно среднего размера пенсионного обеспечения в России прибавка составит около 1 тыс. руб.

Следующая категория граждан, которая получит прибавку с 1 января 2021 г., это пенсионеры, получающие социальную доплату до величины прожиточного минимума. Коснется это изменение всех видов пенсии — страховых, социальных, а также государственного пенсионного обеспечения. Прибавку произведут за счет установления новых значений прожиточного минимума в субъектах РФ на 2021 год. Размер прибавки в этом случае зависит от того, на сколько увеличится прожиточный минимум в регионе проживания пенсионера относительно норматива в 2020 г.

Индексация пенсии с 1 января 2021 года неработающим пенсионерам

С 1 января 2021 г. страховая пенсия неработающих пенсионеров увеличится в результате плановой индексации. Такое повышение уже закреплено в законе № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. и составит 6,3%. Так как повышение будет произведено не на фиксированную сумму, а на определенный процент, величина прибавки будет определяться индивидуально.

Можно заранее самостоятельно рассчитать, на сколько вырастет пенсия с 1 января. Для этого нужно умножить нынешний размер выплаты на 1,063. При этом умножать на этот индекс нужно только сумму пенсионного обеспечения (без ЕДВ, компенсации за коммунальные услуги, социальной доплаты и так далее).

Для наглядности приведем таблицу, как изменится пенсионное обеспечение с 01.01.2021 г. в зависимости от его величины в предыдущем 2020 г.:

Размер пенсии в рублях
в 2020 году после индексации с 01.01.2021 г. на 6,3%
8 000 8 504
9 000 9 567
10 000 10 630
11 000 11 693
12 000 12 756
13 000 13 819
14 000 14 882
15 000 15 945
16 000 17 008
17 000 18 071
18 000 19 134
19 000 20 197
20 000 21 260

Также в рамках плановой январской индексации изменятся два основных параметра, входящих в формулу расчета пенсии:

величина фиксированной выплаты увеличится с 5686,25 до 6044,48 руб.

Изменения, ожидающие пенсионеров с 1 января 2021 г., представлены далее в виде инфографики:


Нужно отметить, что индексация проводится только в отношении неработающих пенсионеров. Для работающих граждан в 2021 году продолжит действовать мораторий на индексацию, из-за чего страховые пенсии в январе не увеличатся. Единственный вид прибавки, который ожидается в 2021 г. для трудоустроенных граждан, это доплата в результате перерасчета за стаж в августе. Сумма прибавки будет определяться индивидуально, но не превысит 279 рублей.

Увеличение доплат к страховому пенсионному обеспечению

Получатели страховой пенсии имеют право на ряд доплат, исчисляемых от величины фиксированной выплаты. Все они перечислены в статье 17 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г.

При этом одновременно с ежегодной индексацией величины фиксированной выплаты пересчитываются и суммы назначенных пенсионеру надбавок. Так с 1 января 2021 г. размеры доплат вырастут на 6,3% вслед за индексацией ФВ. Суммы изменятся следующим образом:

Вид доплаты Размер в рублях
до 31.12.2020 с 01.01.2021
Пенсионерам старше 80 лет 5686,25 6044,48
За иждивенцев (за каждого, но не более трех) 1895,42 2014,83
За северный стаж за 15 лет на Крайнем Севере 2843,13 3022,24
за 20 лет в районах, приравненных к КС 1895,42 2014,83
За 30 лет страхового стажа в сельском хозяйстве 1424,56 1511,12

Перерасчет с 01.01.2021 г. произведут в автоматическом режиме, обращаться лично в ПФР не требуется.

Напомним, что для работающих пенсионеров фиксированная выплата не индексируется. Следовательно, и размеры назначенных доплат для этой категории граждан с 1 января 2021 г. не изменяются. Повышение в соответствии с актуальной величиной ФВ произведут только после увольнения.

Военная пенсия с 1 января 2021 года

Прибавку в январе получат военные пенсионеры и бывшие сотрудники МВД, Росгвардии, ФСИН и других ведомств, оформившие вторую пенсию по линии ПФР — страховую по старости. Напомним, что такие выплаты получают граждане, достигшие пенсионного возраста (по новому закону это 60 лет для женщин и 65 для мужчин) и выработавшие достаточный стаж по гражданской профессии. Индексация страховой пенсии на 6,3%, которая пройдет с 1 января 2021 г., коснется и военных пенсионеров, получающих такой вид обеспечения.

В отношении военных пенсий по выслуге или по инвалидности с 1 января 2021 года не предусмотрено никаких изменений.

  • Повышение такого вида выплат запланировано только на 1 октября 2021 г. Их планируют повысить в соответствии с инфляцией 2021 года — примерно на 3,7%.
  • По поводу изменения понижающего коэффициента, применяемого при расчете военной пенсии, никаких изменений не запланировано. Правительство планирует сохранить его величину 0,7368 на протяжении всего 2021 г. Напомним, что в таком размере ПК применяется с 1 октября 2019 г.


Повышение минимальной пенсии в 2021 году

По закону неработающие российские пенсионеры не могут получать выплаты меньше величины прожиточного минимума, установленного в конкретном субъекте РФ для пенсионеров. А если начисленная пенсия составляет меньше регионального ПМП, назначается социальная доплата до этой суммы. Фактически получается, что величина регионального ПМП является минимальной пенсией для неработающих граждан, проживающих в конкретном субъекте РФ.

Ежегодно с 1 января в субъектах РФ устанавливают новые нормативы прожиточного минимума для пенсионеров на текущий год. В связи с этим пересчитывается величина социальной доплаты и увеличивается материальное обеспечение неработающих пенсионеров.

В качестве примера можно привести несколько субъектов РФ, в которых уже утвердили значения ПМП на 2021 г.

  • В Челябинской области величина прожиточного минимума для пенсионеров на 2021 год установлена в размере 9282 руб. Относительно норматива на 2020 год повышение составляет 591 руб.
  • В Орловской области прожиточный минимум в 2021 году составит 8917 руб. В 2020 г. малообеспеченным пенсионерам доплачивали до суммы в 8747 руб.
  • В Астраханской области минимальная пенсия в 2021 году составит 9118 руб. На 2020 г. ПМП в этом регионе установлен в размере 8969 руб.

Стоит отметить, что в некоторых субъектах РФ значение прожиточного минимума пенсионера на 2021 г. не изменили. Соответственно, повышение пенсий для граждан, проживающих в этих регионах, произойдет только в результате плановых индексаций. К примеру, это касается жителей Пензенской области, Республики Мордовия и других регионов. Размеры минимальной пенсии по всем регионам РФ можно посмотреть в таблице на 2021 г..

В 2021 году правительство и профильные ведомства обещают россиянам повышение пенсий и пособий. Проект бюджета ПФР предусматривает процент индексации, уже прописанный в законе.

Сегодня в этой статье подробно, с учетом последних новостей, расскажем, когда будет повышение пенсий неработающим пенсионерам в России в 2021 году, какая индексация страховых пенсий всех видов (по старости, инвалидности и потере кормильца), социальных и государственных пенсий ожидается, кому и на сколько процентов повысят пенсии с 1 января.

Повышение пенсий и доплат к пенсионному обеспечению в 2021 году

Для большинства российских пенсионеров с 1 января 2021 г. увеличится пенсия. Повышение коснется получателей страховой пенсии, ряда военных пенсионеров, а также граждан, получающих социальную доплату до прожиточного минимума (фактически получателей минимальной пенсии). Увеличение пенсий произведут в автоматическом режиме, обращаться самостоятельно за прибавкой для перерасчета выплат не потребуется.

Кому повысят пенсии с 1 января 2021 года в России и на сколько

В первую очередь, повышение с 1 января 2021 года коснется получателей страховой пенсии всех видов — по старости, инвалидности и случаю потери кормильца. Для этой категории пенсионеров произведут плановую индексацию на 6,3%. Прибавку назначат пропорционально текущему размеру выплат: чем выше нынешняя пенсия, тем больше будет сумма прибавки, и наоборот. Относительно среднего размера пенсионного обеспечения в России прибавка составит около 1 тыс. руб.

Также прибавку от индексации на 6,3% назначат военным пенсионерам, оформившим страховую пенсию, как вторую выплату по линии ПФР. Такое обеспечение полагается за стаж, выработанный «на гражданке».

Следующая категория граждан, которая получит прибавку с 1 января 2021 г., это пенсионеры, получающие социальную доплату до величины прожиточного минимума. Коснется это изменение всех видов пенсии — страховых, социальных, а также государственного пенсионного обеспечения. Прибавку произведут за счет установления новых значений прожиточного минимума в субъектах РФ на 2021 год. Размер прибавки в этом случае зависит от того, на сколько увеличится прожиточный минимум в регионе проживания пенсионера относительно норматива в 2020 г.

Индексация пенсии неработающим пенсионерам (для тех кто уже на пенсии) в 2021 году в России: последние новости

С 1 января 2021 г. страховая пенсия неработающих пенсионеров увеличится в результате плановой индексации. Такое повышение уже закреплено в законе № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. и составит 6,3%. Так как повышение будет произведено не на фиксированную сумму, а на определенный процент, величина прибавки будет определяться индивидуально.

Можно заранее самостоятельно рассчитать, на сколько вырастет пенсия с 1 января. Для этого нужно умножить нынешний размер выплаты на 1,063. При этом умножать на этот индекс нужно только сумму пенсионного обеспечения (без ЕДВ, компенсации за коммунальные услуги, социальной доплаты и так далее).

Например, для граждан, которые получают выплату в 15000 рублей, с 1 января пенсионное обеспечение вырастет до 15000 × 1,063 = 15945 руб. То есть прибавка с 01.01.2021 г. составит 945 рублей.

Для наглядности приведем таблицу, как изменится пенсионное обеспечение с 01.01.2021 г. в зависимости от его величины в предыдущем 2020 г.:

Размер пенсии в рублях
в 2020 году после индексации с 01.01.2021 г. на 6,3%
8 000 8 504
9 000 9 567
10 000 10 630
11 000 11 693
12 000 12 756
13 000 13 819
14 000 14 882
15 000 15 945
16 000 17 008
17 000 18 071
18 000 19 134
19 000 20 197
20 000 21 260

Также в рамках плановой январской индексации изменятся два основных параметра, входящих в формулу расчета пенсии:

  • стоимость одного пенсионного коэффициента вырастет с 93,00 до 98,86 руб.;
  • величина фиксированной выплаты увеличится с 5686,25 до 6044,48 руб.

Одновременно с процедурой увеличения размера фиксированной выплаты будут пересчитаны доплаты к пенсии, исчисляемые в процентах от величины базовой величины ФВ. Это касается, к примеру, надбавок за нетрудоспособных родственников, за северный стаж, стаж в сельском хозяйстве и так далее.

Нужно отметить, что индексация проводится только в отношении неработающих пенсионеров. Для работающих граждан в 2021 году продолжит действовать мораторий на индексацию, из-за чего страховые пенсии в январе не увеличатся. Единственный вид прибавки, который ожидается в 2021 г. для трудоустроенных граждан, это доплата в результате перерасчета за стаж в августе. Сумма прибавки будет определяться индивидуально, но не превысит 279 рублей.

Увеличение доплат к страховому пенсионному обеспечению

Получатели страховой пенсии имеют право на ряд доплат, исчисляемых от величины фиксированной выплаты. Все они перечислены в статье 17 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г.

При этом одновременно с ежегодной индексацией величины фиксированной выплаты пересчитываются и суммы назначенных пенсионеру надбавок. Так с 1 января 2021 г. размеры доплат вырастут на 6,3% вслед за индексацией ФВ.

Суммы изменятся следующим образом:

Вид доплаты Размер в рублях
до 31.12.2020 с 01.01.2021
Пенсионерам старше 80 лет 5686,25 6044,48
За иждивенцев (за каждого, но не более трех) 1895,42 2014,83
За северный стаж за 15 лет на Крайнем Севере 2843,13 3022,24
за 20 лет в районах, приравненных к КС 1895,42 2014,83
За 30 лет страхового стажа в сельском хозяйстве 1424,56 1511,12

Перерасчет с 01.01.2021 г. произведут в автоматическом режиме, обращаться лично в ПФР не требуется.

Напомним, что для работающих пенсионеров фиксированная выплата не индексируется. Следовательно, и размеры назначенных доплат для этой категории граждан с 1 января 2021 г. не изменяются. Повышение в соответствии с актуальной величиной ФВ произведут только после увольнения.

Военная пенсия с 1 января 2021 года

Прибавку в январе получат военные пенсионеры и бывшие сотрудники МВД, Росгвардии, ФСИН и других ведомств, оформившие вторую пенсию по линии ПФР — страховую по старости. Напомним, что такие выплаты получают граждане, достигшие пенсионного возраста (по новому закону это 60 лет для женщин и 65 для мужчин) и выработавшие достаточный стаж по гражданской профессии. Индексация страховой пенсии на 6,3%, которая пройдет с 1 января 2021 г., коснется и военных пенсионеров, получающих такой вид обеспечения.

Стоит отметить, что для военных пенсионеров, продолжающих работать, выплаты по линии ПФР с 1 января не увеличатся. Но после их увольнения пенсионное обеспечение пересчитают и увеличат в соответствии со всеми пропущенными индексациями.

В отношении военных пенсий по выслуге или по инвалидности с 1 января 2021 года не предусмотрено никаких изменений.

  • Повышение такого вида выплат запланировано только на 1 октября 2021 г. Их планируют повысить в соответствии с инфляцией 2021 года — примерно на 3,7%.
  • По поводу изменения понижающего коэффициента, применяемого при расчете военной пенсии, никаких изменений не запланировано. Правительство планирует сохранить его величину 0,7368 на протяжении всего 2021 г. Напомним, что в таком размере ПК применяется с 1 октября 2019 г.

Повышение минимальной пенсии в 2021 году

По закону неработающие российские пенсионеры не могут получать выплаты меньше величины прожиточного минимума, установленного в конкретном субъекте РФ для пенсионеров. А если начисленная пенсия составляет меньше регионального ПМП, назначается социальная доплата до этой суммы. Фактически получается, что величина регионального ПМП является минимальной пенсией для неработающих граждан, проживающих в конкретном субъекте РФ.

Ежегодно с 1 января в субъектах РФ устанавливают новые нормативы прожиточного минимума для пенсионеров на текущий год. В связи с этим пересчитывается величина социальной доплаты и увеличивается материальное обеспечение неработающих пенсионеров.

В качестве примера можно привести несколько субъектов РФ, в которых уже утвердили значения ПМП на 2021 г.:

  • В Челябинской области величина прожиточного минимума для пенсионеров на 2021 год установлена в размере 9282 руб. Относительно норматива на 2020 год повышение составляет 591 руб.
  • В Орловской области прожиточный минимум в 2021 году составит 8917 руб. В 2020 г. малообеспеченным пенсионерам доплачивали до суммы в 8747 руб.
  • В Астраханской области минимальная пенсия в 2021 году составит 9118 руб. На 2020 г. ПМП в этом регионе установлен в размере 8969 руб.

Стоит отметить, что в некоторых субъектах РФ значение прожиточного минимума пенсионера на 2021 г. не изменили. Соответственно, повышение пенсий для граждан, проживающих в этих регионах, произойдет только в результате плановых индексаций. К примеру, это касается жителей Пензенской области, Республики Мордовия и других регионов. Размеры минимальной пенсии по всем регионам РФ можно посмотреть в таблице на 2021 г..

Повышение социальных и государственных пенсий в 2021 году

Повышение размера социальной пенсии осуществляется в соответствии с индексом роста прожиточного минимума пенсионера за предыдущий год. Такое повышение проводят ежегодно с 1 апреля как для неработающих, так и для работающих пенсионеров. Одновременно с этим повышением увеличиваются и государственные пенсии, размер которых устанавливается в процентах от величины социальной пенсии.

Индексация социальных и государственных пенсий с 1 апреля 2021 года пройдет в соответствии с индексом роста прожиточного минимума пенсионера за 2020 год.

  • По предварительным расчетам Минэкономразвития, за 2020 г. ПМП вырастет на 2,6% — с 9002 до 9236 рублей, поэтому и индексация пенсий предварительно составит 2,6%.
  • Когда станет известен точный индекс роста прожиточного минимума, Правительство РФ законодательно утвердит индексацию соцпенсии в соответствии с этим индексом. Обычно это происходит в течение марта.

Напомним, что согласно статье 18 закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 г., социальная пенсия устанавливается в фиксированном размере в зависимости от категории получателя выплаты. И именно эти фиксированные суммы подлежат индексации с 1 апреля.

В таблице далее указаны суммы социальные пенсии до и после повышения на 2,6% с 1 апреля 2021 года (согласно предварительным расчетам Правительства):

Получатели выплаты Размер в рублях Величина прибавки в рублях
до 01.04.2021 с 01.04.2021
По старости 5606,17 5751,93 145,76
По инвалидности инвалидам 3 группы 4765,27 4889,17 123,90
инвалидам 2 группы 5606,17 5751,93 145,76
инвалидам 1 группы и инвалидам с детства 2 группы 11212,36 11503,88 291,52
инвалидам 1 группы с детства и детям-инвалидам 13454,64 13804,46 349,82
По потере кормильца потерявшим обоих кормильцев либо одинокую мать 5606,17 5751,93 145,76
потерявшим одного кормильца 11212,36 11503,88 291,52

Когда будет подписано Постановление Правительства об утверждении точного процента индексации социальной пенсии, значения в представленной таблице будут скорректированы.

Индексация ЕДВ и других социальных выплат ПФР в 2021 году

Индексация социальных выплат Пенсионного фонда (в частности, ЕДВ, НСУ, пособия на погребение и т.д.) осуществляется ежегодно с 1 февраля. Размеры этих выплат увеличивают в соответствии с инфляцией предыдущего года, то есть в 2021 году повысят согласно индексу роста потребительских цен (ИПЦ) в 2020-ом.

По прогнозу Минэкономразвития, ИПЦ в 2020 году составит около 4%. Соответственно, и социальные выплаты Пенсионного фонда с 1 февраля 2021 г. увеличат на 4%. С учетом этого индекса, размеры некоторых предусмотренных выплат изменятся следующим образом:

Вид социальной выплатыРазмер в рублях
до 1 февраля 2021с 1 февраля 2021
ЕДВинвалидам 1 группы3896,434052,29
инвалидам 2 группы2782,672893,98
инвалидам 3 группы2227,552316,65
детям-инвалидам2782,672893,98
ветеранам боевых действий3062,003184,48
инвалидам в результате аварии на Чернобыльской АЭС2782,672893,98
инвалидам войны5565,325787,93
Набор социальных услуг (НСУ)1155,061201,26
Пособие на погребение6124,876369,86
  • Обычно Правительство РФ утверждает порядок увеличения социальных выплат в течение января, когда Росстат сообщает окончательные данные по расчетам инфляции за прошедший год.
  • Когда Постановлением Правительства будет утвержден точный процент индексации соцвыплат в 2021 г., данные в представленной таблице будут скорректированы.

Подведем итоги

Главные изменения, ожидающие пенсионеров с 1 января 2021 г., представлены ниже:

Индексация

  • Индексация страховой пенсии составляет 6,3% и касается неработающих пенсионеров, получающих выплаты по старости, инвалидности и потере кормильца.

Размер пенсии

  • Среднегодовой размер страховой пенсии – 16245,80 руб. (в 2020 году было 15457,18 руб.);
  • Среднегодовой размер страховой пенсии по старости для неработающих пенсионеров – 17406,05 руб. (в 2020 году было 16470,15 руб).

Фиксированная выплата к страховой пенсии

  • Пенсионерам старше 80 лет и инвалидам 1 гр. – 12088,96 руб.
  • Пенсионерам по старости и инвалидам 2 гр. – 6044,48 руб.
  • Инвалидам 3 гр. и потерявшим кормильца – 2022, 24 руб.

Пенсионный коэффициент

  • Стоимость 1 пенсионного коэффициента (балла) составляет 98,86 руб.

16 июня 2018 года Правительство внесло в Государственную Думу законопроект об изменениях в пенсионной системе. 19 июля он был принят парламентом страны в первом чтении. Его главная, основная задача - обеспечить устойчивость и финансовую стабильность пенсионной системы на долгие годы вперед. А значит не только сохранение, но и рост доходов, пенсий нынешних и будущих пенсионеров.

Именно для достижения этих целей законопроектом, наряду с другими мерами, предусматривается постепенное повышение пенсионного возраста. Понимаю, насколько важны, значимы эти вопросы для миллионов людей, для каждого человека. Поэтому обращаюсь к вам напрямую, чтобы подробно рассказать обо всех аспектах изменений, предлагаемых Правительством, обозначить свою позицию и поделиться с вами своими предложениями, которые считаю принципиальными.

Прежде всего напомню, что дискуссия о необходимости повышения пенсионного возраста началась не вдруг, не сегодня. Об этом говорили и в советский период, и в 90-е годы. Но решения не принимались, по тем или иным причинам откладывались.

В начале двухтысячных годов и члены Правительства России, и многие представители экспертного сообщества вновь настойчиво стали ставить вопрос о пенсионной реформе и повышении пенсионного возраста.

Объективные предпосылки для этого существовали. Было очевидно, что на рубеже 2020-х годов мы неизбежно столкнемся с серьезными демографическими проблемами. Чем они вызваны?

Каждые 25-27 лет во взрослую жизнь, когда можно создавать семьи, заводить и растить детей, у нас вступает гораздо меньшее число граждан, чем могло и должно было бы. Так происходит в результате тяжелейших демографических потерь во время Великой Отечественной войны. А это не только прямые потери, но и миллионы не родившихся в военные годы.

Период, когда во взрослую жизнь входило очередное малочисленное поколение, пришелся и на середину 90-х годов прошлого века. Но именно в это время страна столкнулась еще и с тяжелейшим экономическим, социальным кризисом, с его катастрофическими последствиями. Это привело ко второму мощному демографическому удару. Родилось еще меньше детей, чем ожидали. Демографический провал конца 90-х оказался сопоставим с 1943-м и 1944-м военными годами.

И сейчас именно это, крайне малочисленное поколение родившихся в 90-е, входит в трудоспособный возраст. В связи с этим еще больше возрастает нагрузка и на пенсионную систему, ведь она у нас построена в основном на солидарном принципе. То есть пенсионные взносы людей, работающих сегодня, идут на выплаты нынешним пенсионерам, поколению наших родителей. А они, в свою очередь, пока работали, направляли взносы, чтобы выплачивать пенсии поколению наших дедов.

Вывод понятен, сокращается трудоспособное население - автоматически снижаются возможности для выплаты и индексации пенсий. А значит, необходимы изменения.

Но тогда, в 2000-х, я был против них. Говорил об этом и на закрытых совещаниях, и публично. Например, в 2005 году на одной из "Прямых линий" прямо сказал, что до окончания срока моих президентских полномочий подобных изменений не будет.

В 2008 году, когда я оставил пост Президента России, базовые положения пенсионной системы полностью сохранялись. И сейчас считаю, что на тот момент времени такая позиция с экономической точки зрения была обоснованной, а с социальной - абсолютно оправданной и справедливой. Убежден, повышать пенсионный возраст в начале и середине 2000-х было категорически нельзя.

Напомню, как в тот период жила страна. Это еще не окрепшая экономика, с весьма скромными показателями валового внутреннего продукта и крайне низкими заработными платами. Это высокий уровень безработицы и инфляции. За чертой бедности находилась практически четверть граждан страны. Продолжительность жизни едва превышала 65 лет.


Если бы в тех социально-экономических условиях мы начали повышать пенсионный возраст, и за этот счет, как планируем сейчас, увеличивать пенсии, то к чему бы это тогда привело? Многие семьи, особенно в малых городах и сельской местности, лишились бы основного, а иногда и единственного источника дохода. При высоком уровне безработицы и работы бы не было, и на пенсию нельзя было бы выйти. А всю возможную прибавку к пенсии просто "съела" бы высокая инфляция, и в итоге число бедных стало бы еще больше.

Надо было сначала преодолеть последствия шоков 90-х, обеспечить экономический рост и решать острейшие социальные проблемы.

Что же изменилось за прошедшие годы? Мы не тратили времени зря. Мы - мы все, граждане, власть, страна - работали.

Как только нам удалось сформировать необходимые финансовые ресурсы, мы направили их на социальное развитие, на сбережение нашего народа. Начали реализацию долгосрочных демографических мер, включая программу материнского капитала. И это дало хорошие результаты, частично компенсировав демографические провалы прошлых десятилетий. Мы преодолели серьезные трудности в экономике и с 2016 года вновь вышли на стабильный экономический рост. Сейчас уровень безработицы в России самый низкий начиная с 1991 года.

Конечно, нам еще очень многое нужно сделать. В том числе в сфере здравоохранения, в других областях, которые определяют качество и продолжительность жизни человека. Но неоспоримым фактом является то, что благодаря комплексу принятых государством мер и, что очень важно, более ответственному отношению людей к своему здоровью, сегодня темпы роста продолжительности жизни в России - одни из самых высоких в мире. За последние 15 лет продолжительность жизни выросла почти на 8 лет (7,8 года).

Знаю, что все мы не очень-то привыкли доверять статистике. Мы делаем выводы, как правило, из того, что сами видим в реальной жизни, вокруг себя. Кто-то действительно проживает долгую жизнь, а кто-то из наших близких, знакомых, к несчастью, уходит совсем рано. Но здесь речь идет именно об объективной оценке темпов роста продолжительности жизни в России, подтвержденной экспертами Организации Объединенных Наций.

Мы поставили перед собой цель выйти к концу следующего десятилетия на продолжительность жизни более 80 лет. И будем делать все, чтобы люди в нашей стране жили долго, были здоровыми.

Все, о чем я только что сказал, - объективный, но все же достаточно сухой анализ ситуации. Что, безусловно, важно. Но не менее важно чувствовать и учитывать, что за предлагаемыми изменениями стоят жизненные интересы, планы сотен тысяч, миллионов людей. Кто-то уже думает уйти на заслуженный отдых, посвятить больше времени семье, детям, внукам. Кто-то планирует продолжать трудиться и рассчитывает на пенсию как на дополнительное подспорье. И имеет на это право, конечно. И вдруг такие перспективы отдаляются.

Естественно, все это воспринимается многими людьми болезненно. Я хорошо это понимаю и разделяю эту озабоченность. Но давайте посмотрим, какие у нас есть варианты.

Смириться с низкими доходами пенсионеров и ждать, когда пенсионная система "затрещит" и окончательно развалится? Переложить непопулярные, но необходимые решения на плечи следующего поколения или, понимая, что ждет страну через 15-20 лет, учитывая реальную ситуацию, действовать?

Повторю, изменения в пенсионной системе, тем более связанные с повышением возраста выхода на пенсию, волнуют, тревожат людей. И естественно, что все политические силы, прежде всего, конечно, оппозиционные, будут использовать эту ситуацию для саморекламы и укрепления своих позиций. Это неизбежные издержки политического процесса в любом демократическом обществе. Тем не менее, я просил Правительство самым серьезным образом изучить и использовать все прозвучавшие конструктивные предложения, в том числе и от оппозиции.

Что касается нынешней, действующей власти, самое легкое, самое простое для нее сегодня - вообще ничего не менять. Сейчас, несмотря на известные сложности, российская экономика чувствует себя уверенно. В бюджете есть ресурсы для пополнения Пенсионного фонда. Мы, как минимум, ближайшие 7-10 лет сможем продолжать индексировать пенсии в установленные сроки.

Но ведь мы знаем, что постепенно наступит время, когда для индексации пенсий у государства не будет хватать средств. А затем и сама регулярная выплата пенсий может стать проблемой, как это уже и было в 90-е.

Смотрите, еще в 2005 году соотношение работающих граждан, за которых регулярно выплачиваются взносы в Пенсионный фонд, и граждан, получающих страховую пенсию по старости, у нас составляло почти 1,7 к одному. А в 2019 оно составит уже 1,2 к одному. То есть практически один к одному. И если не предпринимать никаких мер, то мы не сможем сохранить доходы пенсионной системы. А значит, и доходы сегодняшних и будущих пенсионеров. Напротив, они будут неизбежно обесцениваться, снижаться относительно уровня зарплат.

А куда их снижать-то? Пенсии и так сегодня довольно скромные, несоизмеримые тому вкладу, который внесли старшие поколения в развитие страны. Мы перед ними в огромном долгу.

Предложенные изменения в пенсионной системе позволят не просто сохранить уровень доходов пенсионеров, но главное - обеспечить их устойчивый, опережающий рост.

Уже в 2019 году индексация пенсий по старости составит порядка 7%, что в два раза выше прогнозируемой инфляции на конец 2018 года. В целом, в предстоящие шесть лет мы сможем ежегодно увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей. В результате это даст возможность в 2024 году выйти на средний уровень пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тысяч рублей в месяц. (Сейчас, напомню, это 14 тысяч 144 рубля). В дальнейшем, уже за горизонтом 2024 года, изменения в пенсионной системе позволят сформировать прочную основу для стабильного ежегодного увеличения страховых пенсий выше инфляции.

Обращаю внимание, механизм ежегодного увеличения пенсий должен быть заложен в законопроект по изменениям пенсионной системы. Это нужно сделать уже к его второму чтению в Государственной Думе.

Естественно, возникает вопрос, рассматривало ли Правительство какие-то другие варианты, другие резервы для обеспечения устойчивости пенсионной системы без повышения пенсионного возраста. Конечно, да. Конечно, рассматривало.

По моему поручению Правительство вплоть до последнего времени проводило эту работу. Все возможные альтернативные сценарии были тщательно изучены и просчитаны. Оказалось, что, по сути, ничего кардинально они не решают. В лучшем случае просто латают дыры. Или того хуже, несут разрушительные последствия для экономики страны в целом.

Ну, посмотрите, вроде бы эффективная, кажущаяся справедливой мера - введение прогрессивной шкалы подоходного налога. По оценкам Минфина применение повышенной ставки налога, к примеру, в 20 процентов к высоким доходам, может дать, и то не наверняка, порядка 75-120 миллиардов рублей в год. Этих средств, в лучшем случае, хватит на шесть дней. Потому что ежедневная, я хочу это подчеркнуть, ежедневная потребность на выплату пенсий в России составляет 20 миллиардов рублей.

Другой вариант - продать часть госсобствености, например, как некоторые предлагают, все здания Пенсионного фонда, включая его региональные отделения. Конечно, согласен, они слишком размахнулись со своими апартаментами. Людей это раздражает. И я это также поддерживаю. По оценкам, общая стоимость этих объектов - 120 миллиардов рублей. Но даже если мы все их продадим, а деньги направим на пенсии, сможем выплачивать их также порядка шести дней. Это тоже не выход.

Или, предлагается обложить дополнительными налогами нефтегазовые компании, топливно-энергетический комплекс. Могу вам сказать, всего того, что мы таким образом сможем собрать, хватит, чтобы выплачивать пенсии максимум пару месяцев. Более того, так мы поставим выплату пенсий, всю пенсионную систему страны в крайне уязвимое положение, в зависимость от перепада цен на мировых рынках углеводородов.

Может быть, активнее использовать средства резервных фондов, которые пополняются за счет доходов от нефти и газа? Да, можно какое-то время и это. А если завтра, как я уже сказал, цены на эти товары упадут, что вполне возможно и уже не раз было, что тогда? Резервы будут исчерпаны мгновенно, в течение нескольких месяцев. Жизнь людей, их пенсии, доходы на годы вперед не могут и не должны зависеть от цены на нефть, которая меняется каждый день.

Может быть, следует продолжить наращивать финансирование Пенсионного фонда? За счет федерального бюджета покрывать его дефицит? Уже говорил, что для этого пока есть ресурсы. Они действительно есть. Но посмотрите, какая здесь складывается картина в целом.

В текущем году на эти цели мы выделяем из бюджета 3,3 триллиона рублей, из них 1,8 триллиона рублей непосредственно на обеспечение выплаты страховых пенсий. Если предположить, что мы хотим достичь поставленной цели, выйти на среднюю пенсию в 20 тысяч рублей, ничего при этом не меняя, то дефицит Пенсионного фонда увеличился бы в полтора раза, до 5 триллионов рублей. Для сравнения, это больше, чем все расходы на национальную оборону и безопасность страны.

Выбрав такое решение, мы рано или поздно разрушим наши финансы, будем вынуждены залезать в долги или печатать ничем не обеспеченные деньги, со всеми вытекающими последствиями: гиперинфляцией и ростом бедности. Не имея ресурсов, не сможем обеспечить надежную безопасность страны. Не сможем решать самые насущные задачи: развивать образование и здравоохранение, поддерживать семьи с детьми, строить дороги и инфраструктуру, повышать качество жизни людей. Будем обречены на экономическое, технологическое отставание от других государств.

Поэтому наше бездействие сейчас или принятие временных "косметических" мер было бы безответственно и нечестно по отношению и к стране, и к нашим детям.

Повторю, на протяжении многих лет я очень осторожно, а подчас даже с недоверием относился к любым предложениям по изменению пенсионной системы. Порой весьма резко реагировал на эти идеи. Однако тенденции, сложившиеся сейчас в сфере демографического развития и на рынке труда, объективный анализ ситуации показывают, что тянуть дальше нельзя. Но наши решения должны быть справедливыми, взвешенными, обязательно учитывающими интересы людей.

В этой связи предлагаю ряд мер, которые позволят максимально смягчить принимаемые решения.

Читайте также: