За что начислена пени в пфр если нет недоимки

Арбитры ФАС Дальневосточного округа решили, что ПФР не обязан прилагать подробный расчет пеней к требованию об уплате недоимки по страховым взносам 1 . Хотя раньше, при ЕСН, такой расчет был нормой. Выясним, обязаны ли чиновники показывать, каким образом они рассчитывали пени.

Не так давно судьи Дальневосточного округа приняли решение, которым, по сути, позволили отделениям ПФР не раскрывать компаниям способ расчет пеней за опоздание с уплатой страховых взносов. Решение это довольно неожиданное, ведь до отмены ЕСН расчет пеней по взносам на пенсионное страхование должен был обязательно доведен до фирмы. Теперь, видимо, компаниям придется снова вырабатывать судебную практику по спорным вопросам, связанным с уплатой страховых взносов.

Суть спора

Компания в июне 2010 года получила требование ПФР об уплате недоимки по страховым взносам и пеням. Недоимка была уплачена обществом в полном объеме, а с требованием в части взыскания пеней фирма не согласилась и обжаловала его в арбитражный суд. Причиной стал тот факт, что в требовании ПФР не были указаны подробные данные об основаниях взыскания пеней: на какую сумму недоимки по страховым взносам и за какой период начислены пени. Кроме того, фирма указывала ранее, что обязанность ПФР показывать расчет пеней в требовании вытекает из аналогии с пенями по налоговой задолженности, которую обязаны расшифровывать налоговики 2 .
В свою очередь ПФР в отзыве на жалобу указал, что форма № 5-ПФР 3 не определяет, что к требованию должен прилагаться расчет (или его копия) подлежащих уплате пеней на момент направления требования.
Суды всех инстанций согласились с мнением ПФР, решив, что он не обязан указывать в требовании расчет пеней. Рассмотрим, насколько обосновано мнение судей и самого ПФР.

Закон обязывает показать расчет

Согласно законодательству о страховых взносах требование об уплате недоимки, пеней и штрафов должно содержать 4 :

  • сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, которые начислены на день направления требования;
  • информацию о сроке уплаты суммы, сроке исполнения этого требования;
  • сведения о мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования компанией;
  • подробные данные об основаниях взыскания недоимки, пеней и штрафов, а также ссылки на положения федерального закона, которые устанавливают обязанность фирмы уплатить страховой взнос.

Как мы видим из буквального толкования нормы, требование должно содержать подробные данные об основаниях взыскания пеней, а не только их размер. Однако формой требования № 5-ПФР не определено, что к ней должен прилагаться расчет (или его копия) пеней, подлежащих уплате на момент направления требования. В связи с чем ПФР посчитал, что в требовании достаточно указать только размер пеней.
Что понимается под подробными данными, Закон № 212-ФЗ не раскрывает. Если попробовать применить в данном вопросе аналогию с содержанием требования по налогам, то судебная практика под такими данными понимала необходимость расшифровки начисления пеней в требовании 5 .
В связи с чем, как мы предполагаем, под подробными данными следует понимать те, которые позволяют компании проверить, правильно ли рассчитаны пени, и при возможности представить свой расчет. Таковыми являются: сведения о размере недоимки, на которую начислены пени; дата, начиная с которой производится начисление пеней; процентная ставка пеней (с учетом положений ст. 75 НК РФ); напоминание о том, что пени подлежат начислению по день фактической уплаты недоимки. Указание только на размер пеней не позволяет фирме проверить, правильно ли они были посчитаны.
В качестве обоснования своей позиции в судебном споре ПФР разъяснил, что форма требования № 5-ПФР не содержит ссылки на необходимость расшифровки расчета пеней. Однако еще раз отметим, что в самом Законе № 212-ФЗ есть требование о необходимости подробной детализации основания взыскания пеней. Так как форма № 5-ПФР, по сути, противоречит Закону № 212-ФЗ, считаем, что в судебном порядке она должна быть признана недействительной.

Судебная практика

Обратите внимание, что к старой форме требования (она касалась и взносов на пенсионное страхование), которая действовала до утверждения формы № 5-ПФР, должен был прикладываться расчет суммы пеней 6 . Отсутствие подобного расчета являлось для судов основанием признания таких требований незаконными.
Так, например, в одном из решений арбитры пришли к выводу, что при обращении в суд с требованием о взыскании недоимки и пеней управление ПФР должно не только доказать правомерность направления требования предприятию, но и подтвердить наличие недоимки и размер пеней соответствующими документами и расчетами 7 .
Также отметим, что по вопросу необходимости расшифровки пеней в требовании об уплате страховых взносов существует и противоположное позиции ФАС Дальневосточного округа мнение ФАС Северо-За­падного округа. Суд указал, что оспариваемое требование Пенсионного фонда РФ об уплате страховых взносов не содержит сведений о сумме недоимки, на которую начислены пени, и основаниях возникновения этой недоимки, а также о дате, с которой начинают начисляться пени, и ставке пеней 8 . Таким образом, суд фактически настаивал на необходимости расчета пеней в требовании, а не только суммы недоимки.
В связи с этим полагаем, что к требованию об уплате страховых взносов должен прилагаться расчет пеней.

Аналогия с налоговым требованием

В качестве дополнительного обоснования своей позиции компания сослалась на аналогию выставления требования налоговым органом, а именно на тот факт, что к требованию об уплате налогов обязательно прикладывается расчет пеней.
Мы согласны с этим доводом и хотели бы заострить внимание на том, что в форме требования об уплате налогов и сборов прописано, что должны указываться подробные данные об основаниях взимания налога, штрафа и пеней 9 . Также отметим следующее: еще в 2001 году ВАС РФ разъяснял, что в требовании об уплате налогов и сборов необходима расшифровка пеней 10 . Придерживался своей позиции ВАС РФ и позднее 11 .
Указанные в Законе № 212-ФЗ страховые взносы относятся к обязательным платежам 12 . Эти взносы налоговыми платежами не признаются, хотя и имеют такую же структуру (плательщики, объект, база обложения и др.).
В связи с отменой ЕСН уплату страховых взносов администри­рует Пенсионный фонд РФ, а не налоговый орган, как было раньше. С нашей точки зрения, такие изменения не должны влиять на право организации иметь полную и достоверную информацию о данных, на основании которых рассчитываются ее обязательства, в том числе и пени.
Пусть страховой взнос не является налоговым платежом, требование о его уплате также должно содержать полную и достаточную информацию, необходимую для расчета пеней, как и требование об уплате налогов и сборов.
Поэтому, несмотря на прецедент, имевший место в Дальневосточном округе, считаем, что, если к требованию не приложен расчет пеней, данное обстоятельство является основанием для признания его недействительным.

Руководство к действию

Арбитражные суды установили, что из имеющегося в материалах дела расчета пеней невозможно определить суммы задолженности, по которым произведено начисление пеней, отчетный (расчетный) период образования недоимки, сроки уплаты страховых взносов, в связи с чем суды пришли к выводу, что заявителем не представлено доказательств направления Обществу требования об уплате пеней, начисленных на спорную сумму задолженности по страховым взносам.

В том случае, если к требованию расчет не приложен, компания вправе обратиться в отделение Пенсионного фонда РФ с просьбой представить расчет и провести сверку. Самостоятельно рассчитывать пени организация не обязана.
Однако возникает вопрос: что делать тем компаниям, которые получили требование об уплате и расчет пеней, но не согласны с суммой, указанной в расчете? На наш взгляд, в таком случае фирме стоит обратиться со своим контррасчетом пеней в ПФР и провести сверку.
По заявлению компании органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны осуществлять совместную сверку сумм уплачен­ных страховых взносов, пеней и штрафов 13 . Если организация придет к выводу, что данные фонда не соответствует действительному объему ее обязательств по уплате пеней, ей следует обратиться с заявлением в арбитражный суд.
В заключение считаем необ­ходимым отметить, что на момент подготовки настоящей статьи проигравшая фирма не обращалась в ВАС РФ с заявлением о пересмотре постановления ФАС Дальневосточного округа в порядке надзора. На наш взгляд, в том случае, если компания примет решение обратиться в ВАС РФ, шансы отстоять свои интересы достаточно велики.

Расшифровка расчета пеней не обязательна

Утвержденная Минздравсоцразвития России форма требования об уплате задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957н) не предполагает обязательную расшифровку расчета пеней.
Организация, которая уплачивает страховые взносы, может обратиться в территориальный орган ПФР по месту регистрации для предоставления расчета пеней лично либо в письменном виде отправить письмо по почте или электронным письмом по телекоммуникационным каналам связи.
Также согласно пункту 9 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ по предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или самой организации может быть проведена совместная сверка уплаченных плательщиком страховых взносов.

Экспертиза статьи:
Светлана Мягкова,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ,
профессиональный бухгалтер-эксперт

1 пост. ФАС ДВО от 04.07.2011 № Ф03-2755/11 по делу № А51-13051/2010
2 пост. Пятого ААС от 22.03.2011 № 05АП-737/2011
3 приказ Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957н
4 п. 4 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ)
5 п. 19 пост. Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5
6 пп. 1, 2 приказа Минфина России от 30.01.2006 № 18н
7 определение ВАС РФ от 30.08.2010 № ВАС-9400/10
8 пост. ФАС СЗО от 14.04.2011 № А44-3385/2010
9 приказ ФНС России от 01.12.2006 № САЭ-3-19/825@
10 п. 19 пост. Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5
11 определение ВАС РФ от 21.08.2008 № 10217/08
12 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ
13 п. 8 ч. 3 ст. 29 Закона № 212-ФЗ

В соответствии с действующим законодательством в России существуют обязательные системы пенсионного, медицинского и социального страхования. В рамках них граждане имеют право на получение определенных социальных гарантий, в том числе на оказание им медицинской помощи и предоставление пенсионного обеспечения.

При этом финансовое обеспечение данных систем страхования ложится на работающих граждан и их работодателей. Так, установлено, что каждая организация и индивидуальные предприниматели обязаны вносить за своих работников страховые взносы в размере, зависящем от заработной платы сотрудника. За неисполнение соответствующей обязанности к работодателям могут быть применены санкции финансового характера, в числе которых штрафы и пени.

Бесплатно по России

Как правильно сделать проводки

Проводки пени по страховым взносам на практике чаще всего используются две:

  1. Дт 99/1 Кт 69 субсчет. Данная проводка отражает начисление определенной суммы пени по взносам на различные виды обязательного страхования. Допустимо рассматривать пени, как «прочие расходы». В этом случае используется проводка Дт 91 Кт 69.
  2. Дт 69/субсчет Кт 51. Данная проводка подразумевает, что средства направлены в счет погашения задолженности.

При погашении недоимок у многих бухгалтеров возникает вопрос о том, какую дату следует проставлять при осуществлении проводок. В данном случае это зависит от того, каким образом производится оплата – добровольно или на основании соответствующего требования.

Если пени погашаются самостоятельно, то указывают дату, когда сумма их была подсчитана. В тех случаях, когда организация исполняет требования контролирующего органа, то указывается дата его вынесения.

Понятие «пени по страховым взносам»

В тех случаях, когда организация или индивидуальный предприниматель не выполняет своих обязательств по уплате страховых взносов, контролирующий орган имеет полномочия по начислению дополнительных денежных сумм до момента уплаты долга.

Так, здесь следует выделить пени, под которыми понимается дополнительный сбор, устанавливаемый за каждый день просрочки. Особенностью пени является то, что они начисляются ежедневно до момента исполнения организацией или ИП своих обязательств.

Решение о применении штрафных санкций в отношении плательщиков взносов принимает контролирующий орган. Ранее их было несколько. Так, взносы на пенсионное страхование администрировал Пенсионный фонд России (ПФР), на медицинское – Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), на социальное – Фонд социального страхования (ФСС).

Однако на сегодняшний день функции по администрированию поступающих взносов возложены на Федеральную налоговую службу (ФНС). Именно данный орган и накладывает финансовые санкции на недобросовестных плательщиков. Взносы за травматизм по-прежнему администрируются ФСС.

За что могут начислять

Уплата страховых взносов осуществляется с периодичностью, установленной законом. Соответственно, на выполнение этой обязанности плательщику предоставляется определенный срок. Если обязанность им до окончания платежного периода не исполнена, то его могут ожидать финансовые санкции.

Когда страховые взносы начислены, они считаются уплаченными в полном объеме в день, когда в банк, где открыт расчетный счет, на котором имеется достаточное количество денежных средств, предоставлен соответствующий платежный документ.

Таким образом, пени могут быть начислены:

  • за неуплату страховых взносов;
  • за частичную неуплату страховых взносов;
  • за просрочку по уплате взносов.

Решение о начислении пени и штрафов по страховым взносам может быть оспорено в судебном порядке.

Как рассчитывается штраф

Как было отмечено ранее, пени начисляются каждый день за весь период просрочки. При расчете используется следующая формула:

Однако следует отметить, что она применяется только по отношению к ИП, а также к организациям при сроке просрочки не более 30 дней. Если просрочка составляет 31 день и более, пени рассчитывают с измененной переменной – не 1/300, а 1/150 ключевой ставки Центробанка.

На сегодняшний ключевая ставка ЦБ РФ установлена в размере 4,25%. Однако следует учитывать, что данный параметр подлежит постоянному изменению. Кроме этого, расчет за каждый календарный день производится с учетом ставки, установленной на него.

Взыскание и что будет, если своевременно не оплатить

При образовании пени их рекомендуется погасить как можно скорее. Это, не в последнюю очередь, связано с тем, что каждый календарный день происходит рост задолженности. А по истечению 30 дней с момента просрочки санкции для юридических лиц увеличиваются в 2 раза.

Если своевременно не оплатить пени, то в течение 3 месяцев налоговая служба вышлет требование об уплате недоимки. За это время сумма просрочки может значительно вырасти. В требовании будет указан крайний срок, в который пени должны быть уплачены в полном объеме.

Если требование не будет исполнено плательщиком страховых взносов, то в таком случае денежные средства могут быть взысканы с него в принудительном порядке за счет денежных средств, находящихся на счету в банке обслуживания.

Кроме этого, налоговая инспекция вправе обратиться в суд с иском о взыскании недоимки. Как правило, в суд контролирующий орган обращается и заявлением о взыскании неуплаченных страховых взносов, штрафов, налогов и пеней. После получения судебного приказа (исполнительного листа) взыскание долга производится принудительно в рамках соответствующего исполнительного производства.

Порядок уплаты штрафа

Пени могут быть перечислены как добровольно, так и взысканы принудительно – по требованию.

  1. Добровольно. В этом случае организация самостоятельно высчитывает их размер. В обязательно порядке составляется справка расчета, которая направляется в контролирующий орган. Уплата происходит по платежному поручению.
  2. По требованию. При возникновении пени и получении требования контролирующего органа об их уплате на должника возлагается соответствующая обязанность. Юридические лица и индивидуальные предприниматели оплачивают их путем направления платежного поручения в банк. Сумма платежа должна соответствовать указанной в присланном требовании.

При несвоевременной сдаче и уплате страховых взносов по отношению к организациям и ИП могут быть применены финансовые санкции в форме пени, которые начисляются за каждый день просрочки платежа. Оплата недоимки может производиться как добровольно на основании собственных подсчетов, так и после получения соответствующего требования от контролирующего органа. Используемые для этого бухгалтерские проводки в этих случаях не различаются.

Штрафы ПФР, как и штрафы ФСС чаще всего бывают за ошибки в сданных расчетах и опоздание с их сдачей. Но у фондов есть и другие основания доначислить штрафы и пени по страховым взносам. В этой статье мы подробно рассмотрим, какие штрафы и за какие нарушения могут применять к компаниям ПФР и ФСС.

Просрочка расчетов

Штраф за несвоевременную сдачу ФСС и ПФР берут по единому «тарифу» – 5% от суммы взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода за каждый полный или неполный месяц просрочки. Но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб. (ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Кроме того, руководителю организации (другому сотруднику, ответственному за сдачу отчетности) за опоздание будет штраф от 300 до 500 руб. за каждый непредставленный расчет (ч. 2 статьи 15.33 КоАП РФ).

Опоздание со взносами на травматизм

Ошибки в персучете

Недоплата взносов

Аналогичное наказание предусмотрено за занижение взносов на травматизм в расчете 4-ФСС – штраф в размере 20 процентов от причитающихся к уплате взносов (ч. 1 статьи 19 Закона № 125-ФЗ). За «злой умысел» штраф вырастет до 40% от причитающихся к уплате взносов.

Штраф за непредоставление ФСС документов

Когда компания обращается в фонд за возмещением пособий, ФСС запрашивает документы, связанные с их расчетом и уплатой. Если документы не представить или подать с опозданием, т.е. позднее чем через 10 рабочих дней после получения требования, то компании будет штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона № 212-ФЗ). А руководителю – штраф от 300 до 500 руб. (ч. 4 ст. 15.33 КоАП).

Штраф за «неформатную» отчетность

Штраф за подразделения

Кроме того, организацию могу оштрафовать за нарушение 30-дневного срока регистрации в ФСС обособленного подразделения в целях уплаты взносов от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Для компании он составляет 5000 руб., если срок регистрации нарушен на 90 дней (включительно), если срок опоздания превышает 90 дней – 10 000 руб. (ч. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ). Отметим, что регистрировать «обособку» в фонде нужно только в том случае, если подразделение выделено на отдельный баланс, имеет расчетный счет и производит выплаты сотрудникам

Когда штрафы незаконны

  • Штрафы филиалу
ФСС может прийти с проверкой в филиал компании, который самостоятельно платит взносы, но потребовать заплатить недоимку, пени и штраф чиновники вправе только от самой компании. Если же решение выписали на имя филиала, то такие штрафы являются незаконными – это подтвердили судьи (см. Определение ВАС РФ от 4 сентября 2013 г. № ВАС-7713/13). То же самое касается и пенсионных взносов (см. постановление Президиума ВАС РФ от 25 января 2011 г. № 12902/10). Аргумент такой: если страхователем является именно организация, то только ее и могут привлечь к ответственности.

  • Опоздание с уплатой
Оштрафовать компанию за просрочку платежа можно, только если она занизила базу по страховым взносам. То есть когда компания не отразила их суммы в отчетности. Если же речь идет лишь о несвоевременной уплате начисленных взносов, то штраф применить нельзя. К такому выводу пришли судьи, когда ПФР оштрафовал компанию, которая несвоевременно уплатила страховые взносы (определение ВАС РФ от 13 февраля 2014 г. № ВАС-808/14). Получается, что если взносы уплачены с опозданием, но при этом исчислены правильно, то работники фондов не вправе предъявить штраф за неуплату взносов по статье 47 Закона 212-ФЗ. Несвоевременная уплата правильно исчисленных страховых взносов влечет за собой только пени по взносам в ПФР (пени по взносам в ФСС). Уплата штрафа в ПФР или ФСС в данной ситуации не предусмотрена.

  • Занижение авансов
Фонд не вправе штрафовать компанию за занижение взносов по итогам промежуточного периода – квартала, полугодия, девяти месяцев. Компания рассчитывает взносы нарастающим итогом. Пока не закончится год, контролеры не вправе заявлять о занижении базы (ч. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ). Значит, если в годовой отчетности все взносы начислены, то оснований для штрафа нет (Определение ВС РФ от 13.03.15 № 310-КГ15-1761).

Пени по страховым взносам

И хотя, по закону, пени грозят компании только за неуплату взносов, на практике фонды начисляют пени и при ошибках в реквизитах. Так, например, при ошибке в КПП фонд обязан зачислить деньги на счет без пеней. Поэтому стоит написать в фонд заявление об уточнении реквизитов и в нем же попросить обнулить пени. Если фонд откажет, есть шанс отменить требование через суд. Но в будущем, чтобы избежать споров, перед составлением платежного поручения стоит позвонить специалисту фонда и уточнить платежные реквизиты.

ИП имеет обязанность по уплате налогов и страховых взносов. Взносы платятся все время, даже при нулевой выручке. За их неуплату или просрочку по выплатам ИП несет административную ответственность.

С 2017 года страховые выплаты, а также штрафы и пени по ним, ИП платит в свою территориальную Налоговую инспекцию, а уже далее налоговая рассчитывается с адресатами. Таким образом обязательные отчисления в пенсионный и медицинский фонды контролируются сегодня налоговой службой.

Исключение — взносы в ФСС на случай травматизма и несчастных случаев на производстве. Эти выплаты напрямую платятся в фонд, и им контролируются. Для ИП без работников такие выплаты необязательны.

Как платить взносы

ИП платят обязательные взносы за себя. Размер этих выплат фиксирован

  • пенсионный взнос — 32 448 рублей;
  • медицинский взнос — 8 426 рублей.

Платятся они в течение года. Платить можно разными суммами и в разные периоды, важно заплатить всю сумму до 31 декабря текущего года.

Удобнее платить поквартально. Это позволит ИП на УСН уменьшить налог на величину выплаченных в тот же налоговый период страховых взносов.

Если у ИП доход был выше 300 тысяч рублей, то он дополнительно платит в ПФР взнос в размере 1% от суммы, превышающей 300 тысяч. Это взнос надо оплатить до 1 июля следующего за отчетным года.

Если есть работники, то ИП платит взносы за них, а также сдает всю требуемую по ним отчетность. В этом случае срок уплаты по взносам и срок сдачи каждого отчета строго прописан.

Штрафы в 2020 году

Если ИП не платит страховые взносы, то он не выполняет свои обязанности. А это наказывается штрафами. Намеренная же неуплата грозит штрафом в двойном размере.

Итак, неуплата взносов и занижение расчетной базы наказываются 20% от неуплаченной суммы.

Умышленная неуплата или занижение суммы грозит штрафом в размере 40% от неуплаченной суммы.

Если по уплаченным взносам требуется сдача отчетности, и она не была сдана в срок, то это также наказывается штрафом. Штраф за такое нарушение — от 300 до 500 рублей. Но если ИП не просто забыл сдать отчет, но и не заплатил взносы, то к штрафу прибавляется еще 5% от неуплаченной сумму за три последних месяца и за каждый полный и неполный месяц просрочки.

Если ИП должен сдавать отчетность электронно, но почему-то сдал ее в бумажном виде, то это наказывается штрафом в размере 200 рублей.

Нарушение сроков сдачи СЗВ-М или ошибки в отчете штрафуются в размере 500 рублей за каждое застрахованное лицо. Если этот отчет сдали не тем способом, то штраф — 1000 рублей.

Непредоставление в срок или в полном виде отчетов в ПФР наказывается штрафом от 300 до 500 рублей.

За не сдачу в срок 4-ФСС придется заплатить 5% от суммы отчислений за травматизм за последние три месяца, а также штраф в размере от 300 до 500 рублей. Если этот отчет сдан не тем способом, то штраф составит 200 рублей.

Пени

Кроме штрафов, за просрочку платят еще и пени. Иногда штраф за просрочку не выставляется, но пени все равно приходится оплачивать.

В 2020 году правила расчета пени не менялись, они по-прежнему зависят от ставки рефинансирования ЦБ, которая сейчас приравнивается к ключевой. На сегодняшний день эта ставка равно 4,25%. Но надо смотреть, когда она менялась. Если задолженность за долгий период и затрагивает время с другой ставкой, то ее делят на периоды и считают раздельно.

Пени считаются по формуле: сумма взносов к уплате *количество просроченных дней *1/300 ставка рефинансирования.

Уголовное наказание

За неуплату обязательных взносов возможно и уголовное наказание. Это грозит ответственным лицам в том случае, если неуплата стала результатом преступления.

Если вам понравилась наша статья, то, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на наш канал .

Обзоры КонсультантПлюс

С 2017 года страховые взносы, включая пени и штрафы по ним, перечисляются в Налоговую службу. Внебюджетные фонды больше не занимаются их администрированием. Мы расскажем, каковы штрафы за просрочку и неуплату, как рассчитать и куда платить пени по страховым взносам.

Штрафы и пени по страховым взносам, а также сами страховые суммы нужно перечислять на счет территориальной ИФНС. Разъяснения о порядке перечисления и уплаты дают Минфин и ФНС — на эти органы возложена обязанность информировать плательщиков о вопросах применения законодательства.

Согласно главе 34 НК РФ, Налоговая служба контролирует уплату отчислений на:

  • ОПС (обязательное пенсионное страхование);
  • ОМС (обязательное медицинское страхование);
  • социальное страхование в связи с материнством.

Исключение — отчисления на травматизм (страхование от несчастных случаев на производстве), их по-прежнему администрирует ФСС.

Величина штрафов по страховым взносам в 2020 году

Просрочка уплаты влечет штраф, а за намеренную неуплату компанию оштрафуют в двойном размере. За несвоевременную сдачу отчетности также придется дополнительно платить.

Штрафы грозят в следующих случаях:

  • неуплата начисленных сумм, грубые нарушения в учете доходов и расходов, которые повлекли занижение расчетной базы — 20 % от неуплаченной суммы (п. 3 ст. 120 НК РФ, п. 1 ст. 122 НК РФ, ст. 26.29 Закона № 125-ФЗ);
  • умышленная неуплата и занижение базы — 40 % от суммы (п. 3 ст. 122 НК РФ, ст. 26.29 Закона № 125-ФЗ);
  • непредоставление в положенный срок расчета по страховым взносам — 5 % от неуплаченных вовремя сумм, подлежащих уплате по расчету за последние три месяца, за каждый полный или неполный месяц просрочки (п. 1 ст. 119 НК РФ) плюс штраф от 300 до 500 рублей за нарушение сроков сдачи по статье 15.5 КоАП РФ;
  • подача расчета в бумажном виде вместо электронного — 200 рублей (ст. 119.1 НК РФ). Электронный расчет сдают компании с численностью сотрудников более 100 человек;
  • несвоевременная сдача СЗВ-М или подача недостоверных (неполных) сведений — 500 рублей за каждое застрахованное лицо (ст. 17 Закона № 27-ФЗ). Для больших компаний сумма окажется существенной;
  • подача СЗВ-М в бумажном виде вместо электронного — 1000 рублей (ст. 17 Закона № 27-ФЗ). Электронно сдают СЗВ-М организации, в которых трудятся больше 25 человек;
  • непредоставление, в том числе в установленный срок, сведений в ПФР или их предоставление в неполном (искаженном) виде — от 300 до 500 рублей (ст. 15.33.2 КоАП РФ);
  • несдача 4-ФСС — 5 % от суммы отчислений на травматизм, начисленной к уплате по опоздавшему расчету за последние три месяца, за каждый полный или неполный месяц просрочки (пункт 1 ст. 26.30 Закона № 125-ФЗ) плюс штраф от 300 до 500 рублей за нарушение сроков сдачи 4-ФСС по статье 15.33 КоАП РФ;
  • подача расчета 4-ФСС в бумажном виде вместо электронного — 200 рублей (пункт 2 ст. 26.30 Закона № 125-ФЗ).

Как рассчитать пени по страховым взносам, формула

Кроме штрафов, за каждый календарный день опоздания с уплатой начисляются пени.

Пени по страховым взносам в 2020 году рассчитываются по тем же правилам, которые действовали ранее. Однако при расчете в 2020 году есть одна особенность: ЦБ РФ утвердил ключевую ставку, используемую для расчетов, в размере 7,75 % с 17.12.2018. До этой даты необходимо было пользоваться ставкой в размере 7,5 % (с 17.09.2018). Если период задолженности захватывает время до и после 17.12.2018, то при подсчете используются разные ставки. Как это происходит, покажем далее на примере.

Формула расчета осталась неизменной (такая же используется для расчетов по налогам):


Такая формула подходит для расчета пени, начисляемой физическим лицам, в том числе ИП, а также организациям при просрочке до 30 календарных дней. Если уплата обязательных платежей задерживается на больший срок, то с 31-го дня просрочки применяется иная формула:


Напомним, что пени за неуплату страховых взносов в ПФР больше не уплачивается и перечислять ее нужно на новые КБК в ФНС. Актуальные КБК можно посмотреть здесь.

Расчет пени по страховым взносам на примере

Приведем пример: ООО «Компромисс» согласно установленным срокам должно было перечислить в ИФНС за ноябрь 2018 общую сумму в 10 000 руб. до 15.12.2018. Допустим, заплатила их компания 10.01.2019. Рассчитаем общую сумму.

Учтем при этом, что до 17.12.2018 ставка рефинансирования составляла 7,5 %, а после этой даты — 7,75 %. Поскольку крайний срок уплаты взносов (15 декабря) и сам день уплаты (10 января) не учитывают, общее количество дней просрочки для ООО «Компромисс» составит 32. Из них 2 дня приходится на период до повышения ставки (с 16 по 17 декабря) и рассчитываются по значению 7,5 %, за оставшиеся — по ставке 7,75 %. Кроме того, обратите внимание, что за первые 30 дней надо считать с учетом 1/300 ставки, а с 31-го дня — уже 1/150 ставки.

Посчитаем, сколько должно ООО «Компромисс»:

(10 000 × 2 × 7,5 % / 300) + (10 000 × 28 × 7,75 % / 300) + (10 000 × 2 × 7,75 % / 150) = 5 + 72,33+ 10,33 = 87,66 рубля

Произвести подсчет автоматически вам поможет калькулятор пеней на нашем портале.

Проводки по начислению пени по страховым взносам в бухучете

Проводки по пеням по страховым взносам бухгалтер отражает:

  • на дату расчета (она отражена в справке-расчете), если компания начисляет их самостоятельно;
  • на дату вступления в силу решения проверяющего органа, если суммы начислены по итогам проверки.

Пени по страховым взносам, проводки, отражают по дебету и кредиту следующих счетов:

Отражение операции в бухгалтерском учете Дебет Кредит
Начислены пени по страховым взносам, проводка 99 69
Уплачены пени по страховым взносам, проводка 69 51

Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета, которая утверждена приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н , гласит, что для отражения операций по начислению допустимо использовать счет 99 в корреспонденции с 69, а при уплате — счета 69 и 51.

Видеоинструкцию по заполнению платежки на уплату пени смотрите на нашем канале YouTube.

Что такое пени и как они рассчитываются

Страховые взносы с 2017 года разделены по отношению к законодательным нормам, устанавливающим правила работы с ними:

  • основная масса взносов (на ОПС, ОМС, ОСС по нетрудоспособности и материнству) стала подчиняться НК РФ и тем требованиям, которые применяются к налоговым платежам;
  • взносы на травматизм остались под нормами закона «Об обязательном социальном страховании…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Однако требования к их оплате сохранились неизменными: страховые взносы должны быть уплачены плательщиком в необходимый срок и в полной мере. Если в силу каких-либо обстоятельств они не уплачены или оплачены не полностью, с плательщика взыскивается не только недоимка, но и санкция за просрочку оплаты, которая называется пеней.

Основанием для уплаты пеней (если они не уплачены добровольно) являются требования, выставленные плательщику органом, курирующим соответствующие взносы (ИФНС или ФСС). Таким образом, пени — это расчетная сумма, которую должен уплатить плательщик, нарушивший сроки уплаты взносов. Их расчет осуществляется в процентах за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за крайним сроком оплаты, который установлен законодательно.


Посчитать пени вы можете с помощью нашего калькулятора.

КБК по взносам и по налогам, вы всегда найдете в КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ и переходите в материал.

Методы взыскания пеней и отрицательные последствия их несвоевременной уплаты

Если плательщик пренебрег возможностью добровольно исполнить требование об уплате пеней, их взыскивают, используя следующие методы:

  • направление инкассового поручения в банк плательщика;

  • взыскание за счет имущества.

К тому же при нарушении сроков и полноты уплаты страховых взносов, речь идет не только о санкциях, но и о нарушении пенсионных прав застрахованных лиц.

Отрицательными последствиями неуплаты взносов являются:

  • снижение возможности получения инвестиционного дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений;
  • уменьшение суммы пенсионных накоплений при их индексировании.

О последствиях неуплаты страховых взносов из-за их неотражения в расчете читайте в статье «Какова ответственность за неуплату страховых взносов?» .

Отражение пени по страховым взносам в учете

В п. 7 ПБУ 1/2008 говорится о том, что предприятие само имеет возможность выбрать способ отражения расходов в учете, если он прямо не установлен законодательством. В ПБУ 10/99 отражение пеней по налогам и сборам конкретно не прописано, в нем указаны только пени за нарушение условий договоров.

Причем обращаем внимание на то, что суммы дополнительно начисленных при проверке налогов и взносов можно относить к прошедшим периодам, а штрафы и пени — к периодам принятия решения по акту проверки (решения суда). Что касается счетов, на которых их следует учитывать, то Минфин России в своих последних разъяснениях (письмо от 28.12.2016 № 07-04-09/78875) рекомендует относить пени, начисленные по платежам, отличающимся от налогов на прибыль и УСН, на счета учета затрат:

Подробнее о последней точке зрения Минфина читайте в материале «Пени и штрафы по налогам - какой счет в бухучете?».

В более ранних рекомендациях Минфин предлагал использовать для отражения пени счет 99 (письмо от 15.02.2006 № 07-05-06/31).

В инструкции по применению плана счетов бухучета, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, счет 99 используется для отражения налоговых санкций. Пени к налоговым санкциям не относятся, но в инструкции сказано, что счет 99 может использоваться и для отражения пеней за нарушение сроков оплаты взносов в корреспонденции со счетом 69.

На практике используют также вариант с отнесением пеней на прочие расходы:

Сумма перечисленных пеней отражается проводкой: Дт 69 Кт 51.

Также подчеркнем, что сумма пеней по взносам не участвует в расчете базы по налогу на прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ), поэтому в отношении них возникают постоянные разницы между бухгалтерским и налоговым учетом (п. 4 ПБУ 18/02). Этим разницам соответствуют постоянные налоговые обязательства, начисляемые проводкой: Дт 99 Кт 68.

Итоги

Пени за несвоевременную уплату страховых взносов, не погашенные в срок, указанный в требовании налогового органа, взыскиваются в принудительном порядке за счет денежных средств страхователя или за счет его имущества при недостаточности средств на счетах. Страхователю рекомендуется самостоятельно выбрать способ отражения пени в бухгалтерском учете и отразить его в учетной политике.

Арбитры ФАС Дальневосточного округа решили, что ПФР не обязан прилагать подробный расчет пеней к требованию об уплате недоимки по страховым взносам 1 . Хотя раньше, при ЕСН, такой расчет был нормой. Выясним, обязаны ли чиновники показывать, каким образом они рассчитывали пени.

Не так давно судьи Дальневосточного округа приняли решение, которым, по сути, позволили отделениям ПФР не раскрывать компаниям способ расчет пеней за опоздание с уплатой страховых взносов. Решение это довольно неожиданное, ведь до отмены ЕСН расчет пеней по взносам на пенсионное страхование должен был обязательно доведен до фирмы. Теперь, видимо, компаниям придется снова вырабатывать судебную практику по спорным вопросам, связанным с уплатой страховых взносов.

Суть спора

Компания в июне 2010 года получила требование ПФР об уплате недоимки по страховым взносам и пеням. Недоимка была уплачена обществом в полном объеме, а с требованием в части взыскания пеней фирма не согласилась и обжаловала его в арбитражный суд. Причиной стал тот факт, что в требовании ПФР не были указаны подробные данные об основаниях взыскания пеней: на какую сумму недоимки по страховым взносам и за какой период начислены пени. Кроме того, фирма указывала ранее, что обязанность ПФР показывать расчет пеней в требовании вытекает из аналогии с пенями по налоговой задолженности, которую обязаны расшифровывать налоговики 2 .
В свою очередь ПФР в отзыве на жалобу указал, что форма № 5-ПФР 3 не определяет, что к требованию должен прилагаться расчет (или его копия) подлежащих уплате пеней на момент направления требования.
Суды всех инстанций согласились с мнением ПФР, решив, что он не обязан указывать в требовании расчет пеней. Рассмотрим, насколько обосновано мнение судей и самого ПФР.

Закон обязывает показать расчет

Согласно законодательству о страховых взносах требование об уплате недоимки, пеней и штрафов должно содержать 4 :

  • сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, которые начислены на день направления требования;
  • информацию о сроке уплаты суммы, сроке исполнения этого требования;
  • сведения о мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования компанией;
  • подробные данные об основаниях взыскания недоимки, пеней и штрафов, а также ссылки на положения федерального закона, которые устанавливают обязанность фирмы уплатить страховой взнос.

Как мы видим из буквального толкования нормы, требование должно содержать подробные данные об основаниях взыскания пеней, а не только их размер. Однако формой требования № 5-ПФР не определено, что к ней должен прилагаться расчет (или его копия) пеней, подлежащих уплате на момент направления требования. В связи с чем ПФР посчитал, что в требовании достаточно указать только размер пеней.
Что понимается под подробными данными, Закон № 212-ФЗ не раскрывает. Если попробовать применить в данном вопросе аналогию с содержанием требования по налогам, то судебная практика под такими данными понимала необходимость расшифровки начисления пеней в требовании 5 .
В связи с чем, как мы предполагаем, под подробными данными следует понимать те, которые позволяют компании проверить, правильно ли рассчитаны пени, и при возможности представить свой расчет. Таковыми являются: сведения о размере недоимки, на которую начислены пени; дата, начиная с которой производится начисление пеней; процентная ставка пеней (с учетом положений ст. 75 НК РФ); напоминание о том, что пени подлежат начислению по день фактической уплаты недоимки. Указание только на размер пеней не позволяет фирме проверить, правильно ли они были посчитаны.
В качестве обоснования своей позиции в судебном споре ПФР разъяснил, что форма требования № 5-ПФР не содержит ссылки на необходимость расшифровки расчета пеней. Однако еще раз отметим, что в самом Законе № 212-ФЗ есть требование о необходимости подробной детализации основания взыскания пеней. Так как форма № 5-ПФР, по сути, противоречит Закону № 212-ФЗ, считаем, что в судебном порядке она должна быть признана недействительной.

Судебная практика

Обратите внимание, что к старой форме требования (она касалась и взносов на пенсионное страхование), которая действовала до утверждения формы № 5-ПФР, должен был прикладываться расчет суммы пеней 6 . Отсутствие подобного расчета являлось для судов основанием признания таких требований незаконными.
Так, например, в одном из решений арбитры пришли к выводу, что при обращении в суд с требованием о взыскании недоимки и пеней управление ПФР должно не только доказать правомерность направления требования предприятию, но и подтвердить наличие недоимки и размер пеней соответствующими документами и расчетами 7 .
Также отметим, что по вопросу необходимости расшифровки пеней в требовании об уплате страховых взносов существует и противоположное позиции ФАС Дальневосточного округа мнение ФАС Северо-За­падного округа. Суд указал, что оспариваемое требование Пенсионного фонда РФ об уплате страховых взносов не содержит сведений о сумме недоимки, на которую начислены пени, и основаниях возникновения этой недоимки, а также о дате, с которой начинают начисляться пени, и ставке пеней 8 . Таким образом, суд фактически настаивал на необходимости расчета пеней в требовании, а не только суммы недоимки.
В связи с этим полагаем, что к требованию об уплате страховых взносов должен прилагаться расчет пеней.

Аналогия с налоговым требованием

В качестве дополнительного обоснования своей позиции компания сослалась на аналогию выставления требования налоговым органом, а именно на тот факт, что к требованию об уплате налогов обязательно прикладывается расчет пеней.
Мы согласны с этим доводом и хотели бы заострить внимание на том, что в форме требования об уплате налогов и сборов прописано, что должны указываться подробные данные об основаниях взимания налога, штрафа и пеней 9 . Также отметим следующее: еще в 2001 году ВАС РФ разъяснял, что в требовании об уплате налогов и сборов необходима расшифровка пеней 10 . Придерживался своей позиции ВАС РФ и позднее 11 .
Указанные в Законе № 212-ФЗ страховые взносы относятся к обязательным платежам 12 . Эти взносы налоговыми платежами не признаются, хотя и имеют такую же структуру (плательщики, объект, база обложения и др.).
В связи с отменой ЕСН уплату страховых взносов администри­рует Пенсионный фонд РФ, а не налоговый орган, как было раньше. С нашей точки зрения, такие изменения не должны влиять на право организации иметь полную и достоверную информацию о данных, на основании которых рассчитываются ее обязательства, в том числе и пени.
Пусть страховой взнос не является налоговым платежом, требование о его уплате также должно содержать полную и достаточную информацию, необходимую для расчета пеней, как и требование об уплате налогов и сборов.
Поэтому, несмотря на прецедент, имевший место в Дальневосточном округе, считаем, что, если к требованию не приложен расчет пеней, данное обстоятельство является основанием для признания его недействительным.

Руководство к действию

Арбитражные суды установили, что из имеющегося в материалах дела расчета пеней невозможно определить суммы задолженности, по которым произведено начисление пеней, отчетный (расчетный) период образования недоимки, сроки уплаты страховых взносов, в связи с чем суды пришли к выводу, что заявителем не представлено доказательств направления Обществу требования об уплате пеней, начисленных на спорную сумму задолженности по страховым взносам.

В том случае, если к требованию расчет не приложен, компания вправе обратиться в отделение Пенсионного фонда РФ с просьбой представить расчет и провести сверку. Самостоятельно рассчитывать пени организация не обязана.
Однако возникает вопрос: что делать тем компаниям, которые получили требование об уплате и расчет пеней, но не согласны с суммой, указанной в расчете? На наш взгляд, в таком случае фирме стоит обратиться со своим контррасчетом пеней в ПФР и провести сверку.
По заявлению компании органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны осуществлять совместную сверку сумм уплачен­ных страховых взносов, пеней и штрафов 13 . Если организация придет к выводу, что данные фонда не соответствует действительному объему ее обязательств по уплате пеней, ей следует обратиться с заявлением в арбитражный суд.
В заключение считаем необ­ходимым отметить, что на момент подготовки настоящей статьи проигравшая фирма не обращалась в ВАС РФ с заявлением о пересмотре постановления ФАС Дальневосточного округа в порядке надзора. На наш взгляд, в том случае, если компания примет решение обратиться в ВАС РФ, шансы отстоять свои интересы достаточно велики.

Расшифровка расчета пеней не обязательна

Утвержденная Минздравсоцразвития России форма требования об уплате задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957н) не предполагает обязательную расшифровку расчета пеней.
Организация, которая уплачивает страховые взносы, может обратиться в территориальный орган ПФР по месту регистрации для предоставления расчета пеней лично либо в письменном виде отправить письмо по почте или электронным письмом по телекоммуникационным каналам связи.
Также согласно пункту 9 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ по предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или самой организации может быть проведена совместная сверка уплаченных плательщиком страховых взносов.

Экспертиза статьи:
Светлана Мягкова,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ,
профессиональный бухгалтер-эксперт

1 пост. ФАС ДВО от 04.07.2011 № Ф03-2755/11 по делу № А51-13051/2010
2 пост. Пятого ААС от 22.03.2011 № 05АП-737/2011
3 приказ Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957н
4 п. 4 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ)
5 п. 19 пост. Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5
6 пп. 1, 2 приказа Минфина России от 30.01.2006 № 18н
7 определение ВАС РФ от 30.08.2010 № ВАС-9400/10
8 пост. ФАС СЗО от 14.04.2011 № А44-3385/2010
9 приказ ФНС России от 01.12.2006 № САЭ-3-19/825@
10 п. 19 пост. Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5
11 определение ВАС РФ от 21.08.2008 № 10217/08
12 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ
13 п. 8 ч. 3 ст. 29 Закона № 212-ФЗ

Читайте также: