За что путин обидел пенсионеров

Жуткая история, страшнее всего характеризующая пенсионную реформу, произошла недавно в подмосковном Красногорске — там был обнаружен задушенный таксист, тело которого двое суток пролежало в машине. Ценой жизни человека стали две тысячи рублей, телефон и очки с диоптрией. И дело даже не в криминальной подоплеке трагического события (подобное, увы, не редкость), а скорее в личности погибшего. Им оказался 53-летний москвич Борис Куретов. Выпускник Московского инженерно-физического института, работал в сфере информационной безопасности, увлекался ретро-фотографиями. В 50 лет он остался без работы — обычное по нынешним временам дело, когда надо «уступать дорогу молодым». В этом возрасте устроиться на новую работу — практически безнадежное дело, тем более по специальности. Помыкавшись, физик пошел в таксисты, чтобы хоть как-то обеспечивать семью.

По «расчетам» правительства Куретову после пенсионной реформы еще более десяти лет нужно было трудиться до выхода на пенсию. И дожил бы до неё инженер вполне себе успешно, ведь и послужной список был отменным, и вредными привычками не обладал, но был банально отправлен на улицу — навстречу трагической судьбе. Это ведь только в отчетах чиновниках у нас жертвы пенсионной реформы могут переучиваться и иметь работу, а на деле, все не так. Инженеры и ученые идут в таксисты или охранники.

«Свободная пресса» недавно приводила данные о численности трудящихся россиян предпенсионного возраста — жертв пенсионной реформы — мужчинах 1959−1963 годов рождения и женщинах 1964−1968 годов рождения. Работающих мужчин значится в стране 1,8 млн человек, женщин немногим более — 2,2 млн, всего — около 4 миллионов тружеников в возрасте. При этом по данным Росстата в России в общей сложности 10,1 млн человек предпенсионного возраста, из которых более половины не могут устроиться на работу. В их числе был и Борис Куретов.

И это еще в Москве, где и пенсию перед выборами повышают не на 200 рублей, а на 2000, и как считается, хоть какую-то работу найти еще можно, в регионах-то с этим совсем беда. Особенно на Дальнем Востоке, где в силу специфики отдаленности региона и тяжелых условий труда, пенсионную реформу и возраст выхода мужчин на пенсию в 65 лет и женщин в 60, иначе как издевкой не назовешь. Те, кто знаком со спецификой Дальнего Востока, знают насколько тяжелы там условия жизни и труда — никаким дальневосточным гектаром не заманишь. С помпой открытый газоперерабатывающий завод и мост через Амур в Китай улучшит в первую очередь жизнь китайцев, а не наших дальневосточников.

«Свет в конце тоннеля» забрезжил, когда ряд депутатов Госдумы выступили с инициативой отменить для дальневосточников пенсионную реформу и предоставить жителям этого региона право выходить на пенсию раньше положенного по закону срока. По мнению главы комитета ГД по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока Николая Харитонова, подобные послабления необходимы для того, чтобы «сократить отток населения из северных регионов страны».

Была даже рассчитана сумма, которая потребуется на реализацию этой пенсионной реформы наоборот для 1,2 миллиона человек — 16,2 миллиарда рублей (это цена 7 истребителей Су-57, которые собирают на авиазаводе в Комсомольске-на Амуре). Сумма в масштабах страны не такая уж большая. Но даже таких денег на пенсионную реформу по-дальневосточному не нашлось. Мотивация правительства проста — другим регионам тоже захочется подобных послаблений и отмены пенсионной реформы с ее «честным отъемом денег» у населения, уж пусть все мучаются в одинаковых условиях. В России же все люди равны, особенно в беде. «Мы никак не оцениваем. Позиции на этот счет нет», — заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, высказав позицию Кремля. В общем, новогодние подарки от деда Мороза-Путина дальневосточникам ждать не стоит.


На самом же Дальнем Востоке с мнением Кремля не согласились. 2 декабря во Владивостоке прошел митинг за отмену пенсионной реформы и снижение пенсионного возраста для жителей ДФО до прежних 55 лет для женщин и 60 для мужчин. Одновременно участники митинга выступили за «дальневосточные надбавки» при начислении пенсий. Отмечалось, что мероприятие не носит разовый характер — протестные акции продолжатся. Можно предположить, что будут митинги и в других городах Дальнего Востока, где проблемой еще остается и высокий уровень безработицы (за исключением Камчатки и Чукотки).

— Проблема даже не в необходимости более низкого пенсионного возраста для жителей Дальнего Востока, а в общем уровне достатка этого крайне сурового региона, — считает политолог Александр Зимовский. — Зарплаты там должны быть априори выше, чем по стране именно из-за тяжелых условий труда. Если вкалываешь, то и получать должен соответственно. Это ведь только со стороны кажется, что там и «Сила Сибири», и космодром «Восточный», и прочие громкие нацпроекты, которые приносят большие доходы. При этом зарплаты крайне низкие для таких усилий, зачастую привлекают более дешевую иностранную рабсилу, оставляя местных жителей ни с чем. Жить на Дальнем Востоке становится просто не выгодно, неслучайно люди стремятся уехать оттуда. Посмотрим на соседний Китай — отдыхающих представителей Поднебесной теперь можно встретить по всему миру в огромном количестве. Среди китайских туристов большое количество пожилых людей — значит, имеют возможность выделить средства из семейного бюджета на отдых. В Китае условия труда ничуть не лучше, чем на российском Дальнем Востоке, а вот доходы несравненно выше. Люди бы и работали дольше, если бы эта работа была и соответственно оплачивалась. И пенсионная реформа их бы не так обижала.

От пенсионной реформы пострадали не только дальневосточники. Не дождались новогоднего подарка от Путина и военные пенсионеры. 2 декабря президент все-таки подписал федеральный закон о продлении до 2021 года заморозки ежегодного роста на 2 процента размера денежного довольствия для расчета военных пенсий. Таким образом, до 1 января 2021 года сохраняется имеющийся размер денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, — 73,68 процентов.


Ранее представленный правительством проект закона был одобрен Государственной думой и Советом Федерации, но оставался некий призрачный шанс — подпись президента по пенсионным добавкам. Теперь его не существует. Напомним, что закон о пенсионном обеспечении военнослужащих предусматривал пересмотр военных пенсий, а также увеличение на 2 процента денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников с 1 января 2013 года на ежегодной основе. Размер денежного пособия, который увеличивался при исчислении пенсии, должен был постепенно увеличиться с 54 процентов в 2012 году до 100 процентов. В 2015 году этот порядок был приостановлен. Недоиндексация военным пенсионерам уже составила 20 процентов. При этом за счет понижающего коэффициента экономия бюджета с 2012-го по 2019 год составила порядка 2,8 триллиона рублей.

В общем, армию пенсионная реформа тоже коснулась. Дожидаются пенсии в армии сейчас тоже дольше прежнего — новый предельный максимальный возраст пребывания на военной службе определен с 2014 года. Он был продлен всему военно-кадровому составу на 5 лет.


В нашей удивительной экономике, где основная масса бедняков – не безработные, а пашущие в поте лица люди, пожилых людей за попытки подработки продолжают штрафовать через уменьшение пенсий.

Когда, получая и заработные платы, и пенсии, вы говорите: "Давайте ещё и индексировать пенсии", – наверное, это не совсем справедливо.

Так, дословно, заявил министр финансов России Антон Силуанов на пленарном заседании Госдумы 28 октября 2020 года.

Перефразируя известное выражение, когда Минфин хочет кого-нибудь ограбить, он говорит о справедливости. Правда, представление Силуанова об этом понятии расходится с мнением президента Владимира Путина, который в начале октября потребовал как раз "поработать в этом направлении с точки зрения социальной справедливости". Размер индексации – 6,3% (с учётом повышения пенсионного возраста) или 3,8% (прогнозная инфляция 2020 года).

Слово и дело

Логика министра финансов понятна. В каком-то смысле он даже обязан так заявлять, ведь его работа – сведение баланса бюджета, а не спасение жизней стариков. Естественными оппонентами Минфина в этих вопросах должны быть Минэкономразвития (экономике нужны деньги) и Минтрудсоцзащиты.

Но не всё так просто – большинство из нас даже не сразу вспомнят фамилии их руководителей (Решетников и Котяков), тогда как Силуанов всегда на слуху. По аппаратному своему влиянию поборет молодых оппонентов одной левой, он обязан помнить об особом весе своих слов и соизмерять эти слова с реальностью.

Один из авторов законопроекта об индексации, депутат Ярослав Нилов чётко формулирует позицию Минфина:

Пенсия – компенсация утраченного заработка. Тот человек, который продолжает работать, имеет постоянный доход. На полную индексацию пенсии он сможет рассчитывать, только прекратив свою трудовую деятельность.

Хочешь сэкономить на пенсиях – убери гигантские выплаты государственным служащим высокого ранга, рассчитывай им баллы, как простым смертным, установи максимальный уровень государственной пенсии, к примеру, на четырёх прожиточных минимумах. Покушаться на пенсии работающим силовикам Минфин тоже опасается.

Налицо ницшеанский подход "Ограбь нищего". Как там в Конституции написано? "Социальное государство"? Ну-ну.

Эти жуткие подработки

Пенсии работающим не индексировали с 2015 года. Несложно видеть, что перед нами – прямая провокация преступления. Зная, что при легальной работе пенсия снизится, пожилой человек, естественно, ищет пути неофициального трудоустройства, и его сложно за это осуждать при нашем уровне минимальных доходов.

Получая многие миллионы рублей ежемесячно, один из самых богатых чиновников России Силуанов просто не может осознавать реальный масштаб доходов и цен простых людей. Он искренне считает колоссальной разницу между дедом с 15 тысячами пенсии и бабушкой, помимо этого подрабатывающей на полставки за 6 тысяч уборщицей. Кстати, у обоих по 5 тысяч "коммуналки" ежемесячно, а субсидия покрывает лишь небольшую её часть.

Занятие для ПФР

Есть ещё одно очень досадное для Силуанова обстоятельство. Если пенсионер продолжает работать по найму или ИП, с его дохода, естественно, удерживаются страховые пенсионные взносы. А это влияет на расчёт пенсий – их надо ежегодно корректировать в бо́льшую сторону с учётом поступивших средств.

Бывают и вообще нелепые ситуации, когда выплаты работающего пенсионера в Пенсионный фонд оказываются больше его пенсии. Эти суммы уравниваются, например, при пенсии 15 тысяч и не такой уж заоблачной (для мегаполисов) зарплате 68 тысяч рублей. С 2021 года ставки взносов для малого и среднего бизнеса снизятся, подобных казусов станет меньше, но они не исчезнут.

Только вчера я писал о том, что 124 тысячи работников Пенсионного фонда – это мировой рекорд безделья в социальной сфере. Теперь вы видите, чем заняты эти люди – кропотливым переливанием из полупустого в полупорожнее. Да дешевле будет сократить хотя бы те 40 тысяч человек, которые сидят и подсчитывают, сколько у какой бабушки вычесть за то, что она смеет работать: пенсия должна зависеть от стажа и уровня работы, а не от того, чем человек занят в настоящее время. Он пенсионер, он заслужил право хоть в гамаке лежать, хоть страной руководить – Силуанову до этого не должно быть ни малейшего дела.

Старики нужны. Но не Минфину

Концы с концами у логики Минфина всё же не сходятся, и если бы у нас был настоящий министр экономического развития, а не геройский разрушитель киосков, он бы самым решительным образом возразил Силуанову – в идеале с использованием непарламентских выражений.

Налицо парадокс. Предпенсионный возраст – самые ценные сотрудники, защищены Уголовным кодексом. Как только щёлкает момент пенсии – можно увольнять, делать что угодно, а заодно экономить на пенсионных выплатах.

Известно, что в России катастрофически не хватает опытных кадров. Уже 47% работодателей жалуются на то, что в резюме постоянно встречаются грубые грамматические ошибки – и это при том, что сами сотрудники отделов кадров не то чтобы все как на подбор грамотеи. Но мы выталкиваем из работы самых грамотных людей.

Да, есть безработица, есть молодёжная безработица, но молодые крайне редко соперничают с пенсионерами за рабочие места, у них разные, если можно так выразиться, ареалы. Пожалуй, только в родной Силуанову чиновничьей среде на место 70-летнего может прийти 30-летний, но часто ли это приводит к чему-то хорошему?

Что делать?

Когда мнение министра финансов о таком важном, базовом понятии, как справедливость, расходится с мнением президента, министр должен уйти в отставку. А Генеральная прокуратура – заняться расследованием его деятельности на предмет поисков в ней других следов искажённого представления о справедливости. Только не доверяйте это дело Счётной палате – именно её глава Алексей Кудрин посадил Силуанова в кресло заместителя министра, а потом и передал ему по наследству министерские полномочия.

Самый загадочный блогер России

Власть решила уничтожить пенсионеров ещё два года назад. Это следует из интервью мрази директора НИФИ Министерства финансов, выпускника института Гайдара Владимира Назарова "Новой газете" ещё в 2016 году. Почитайте, там он полностью раскрывает стратегию геноцида пенсионеров в ближайшее время. Не говорит только об одном будут ли для народа вновь открыты печи концентрационных лагерей времён Освенцима, Собибора, Майданека? Я публикую отрывок из интервью, которое затрагивает пенсионную систему. Но там надо читать всё. Этот мальчик со своими кураторами никого щадить не будут.

— Социальное государство может стать тормозом развития в постиндустриальном мире?

— Конечно. Во-первых, оно диктует высокие налоги, подрывая одно из базовых условий экономического роста, особенно в случае догоняющего развития. К этому можно добавить иждивенческие настроения и дисбаланс бюджета, который пугает инвесторов. Раздутые госрасходы отнимают ресурсы у общества и, безусловно, являются тормозом для роста.

— Вы полагаете, что к середине столетия пенсионная система, в том числе и в России, будет ликвидирована?

— Это, конечно, громко сказано, но я действительно думаю, что потребность общества в классической распределительной пенсионной системе существенно снизится. Пенсионная система в том виде, в каком она сложилась, создавалась в раннем индустриальном обществе в Германии, и оно сильно отличалось от современного. Основным видом деятельности тогда был физический труд, и было четкое понимание, когда основная масса людей теряет способность к такому труду. Потом произошел бурный экономический рост, и на волне введения всеобщего избирательного права и соревнования с соцлагерем западные страны сделали из пенсий некий бонус для своего населения: у нас есть деньги, мы можем позволить себе выходить на пенсию 65 лет или даже в 60.

В послевоенный период, несмотря на рост продолжительности жизни, во всех развитых странах состоялась гонка понижения пенсионных возрастов. Но когда закончился демографический переход, когда рожать стали мало, а жить долго, стало очевидно, что эти системы безумно разбалансированы, и поддерживать их дальше невозможно, надо с ними что-то делать. Кроме того, резко сократилась сама потребность в такой системе, потому что когда люди в основном заняты не физическим, а умственным трудом, нельзя сказать абсолютно точно, кто и когда должен прекращать работать. Это решение в большей степени становится самостоятельным выбором человека. И я считаю, что актуальность пенсия как пособия, привязанного к возрасту, будет постепенно снижаться. Место классической пенсионной системы постепенно займут личные сбережения, инвестиции в свое образование и здоровье, чтобы дольше оставаться на рынке труда, а также страховка от бедности в случае нетрудоспособности без привязки к возрасту человека.


— Совсем отменить накопительную систему, по-вашему, более разумно, чем замораживать средства пенсионеров каждый год?

— Ещё 2-3 года назад я так не считал, но сейчас у меня сложное отношение к накопительной части. Может быть, нам надо сразу строить добровольную систему. Хотя, конечно, шарахаться из стороны в сторону неправильно. Особенно неправильны наши мотивы: мы отказываемся от накопительной системы не потому, что она неэффективна, а просто потому, что не хватает денег в распределительной системе. Вместо того, чтобы понять, что женщины в 55 лет массово работают, и поднять пенсионный возраст, чтобы направить эти средства тем, кто работать не может, мы ищем ресурсы в самых неожиданных местах.

Я скорее всего не стал бы создавать обязательную накопительную компоненту. Но раз уж она уже была создана, я бы продержал её хотя бы для одного поколения. Как Ли Куан Ю, который приучал население Сингапура копить на всё самостоятельно: на медицинские счета, на пенсии, на жильё — всё это было в едином пуле. До 2022 года надо было сохранить обязательную накопительную часть, а потом постепенно трансформировать её в добровольные накопления. У нас же возможная трансформация накоплений в добровольный формат будет проходить на очень плохом фоне: одна половина правительства кричит, что система себя не оправдала, 200 млрд рублей где-то пропали. Центральный банк и экономический блок эту точку зрения опровергают, но в результате подтачивается доверие и к накопительной компоненте, и к государству в целом.

— После демонтажа социального государства, кто станет выполнять его функции? Рынок ведь не везде вполне эффективен.

— Рынок неплохо работает в большинстве случаев: конкуренция на рынке образовательных услуг и в медицине ведет к радикальному улучшению качества. А потом придут те, кто были раньше и кого вытеснило социальное государство. Так, в XIX веке и в США, и в Великобритании существовало огромное количество различных сообществ по территориальному или конфессиональному признаку, профессиональных гильдий и так далее. Они занимались в основном страхованием от безработицы, помощью инвалидам, вдовам — и действовали очень успешно, покрытие людей превышало 50%. Они очень бурно развивались, пока государство не решило, что выгодно эту поляну занять. Ведь в отличие от добровольного объединения, государство может добиться абсолютного покрытия и заранее заданного изъятия ресурсов. Благодаря этому оно оказалось более убедительным и выбило эти институты. Но одновременно государство оказалось крайне неповоротливым, оно плохо воспринимает инновации и тяготеет к унификации в предоставлении социальных услуг. Если в индустриальном обществе плюсы социального государства могли перевешивать его издержки, то в разнородном постиндустриальном обществе отсутствие конкуренции, частной инициативы и частного интереса — это приговор качеству предоставляемых услуг.

— В ходе доклада вы говорили, что России пора уходить от системы страховых взносов.

— Мы могли бы об этом подумать. Грузия, например, ликвидировала все фонды социального страхования и ввела подоходный налог 20%. Это проще для предприятий, снижаются издержки администрирования. Быстро мы от этого не уйдём, не надо никаких радикальных перемен — только в этом году вступила в силу новая пенсионная формула. Но условия для этого всё равно сложатся, и варианты могут быть разные. Экономический спад может оказаться таким же глубоким, как в Грузии, когда это решение принималось, и тогда отмена страховых взносов станет экономической необходимостью. Всем пенсионерам нужно будет обеспечить прожиточный минимум, остальным нуждающимся — адресное пособие по бедности. Если экономическая ситуация будет резко ухудшаться, мы к этому придём очень быстро. Не факт, что это очень плохо, потому что это позволит экономике развиваться в дальнейшем. Если ситуация будет стабильной, то предпочтителен другой путь — эволюционный: индексируем пенсии по инфляции, постепенно повышаем пенсионный возраст и так далее. Но в голове мы всё равно должны держать тот факт, что систему нужно сворачивать, иначе она рано или поздно разбалансируется и съест те ресурсы, которые могли бы быть инвестированы в наше более обеспеченное будущее или потрачены на помощь наименее защищенным слоям населения.


Проведённая пенсионная реформа остаётся до сих пор одной из самых больных тем нашего общества. Необходимость этого шага в течение целого ряда лет декларировали аналитики, близкие к финансово-экономическому блоку прежних составов правительства РФ. На этом продолжают до сих пор наживать себе очки разного рода и толка политические спекулянты.

Шершавым языком арифметики, или Пиррова победа

В чём суть изменений, если коротко и сухо. Мужчины, родившиеся в конце 1959-го, получают право выхода на пенсию до середины 2020-го, а не в 2019-м, как было бы по старым правилам. Появившиеся на свет в первой половине 1960-го – не по достижении 60-летия, а во втором полугодии 2021-го. А те, кто появился на свет с июля 1960-го – до первой половины 2022-го. Речь о мужчинах. У женщин примерно так же складывается картина, но там годы рождения немного иные. Дальше тоже право на пенсию лица мужского пола будут получать с задержкой: 1961 года рождения – в 2024-м, в 63 года, 1962-го – в 64 года, в 2026 году.

В середине 2018-го, когда правительство анонсировало изменения, идеолог преобразований – глава Счётной палаты Алексей Кудрин оценивал эффект для бюджета от этой меры в триллион рублей в год начиная с 2024-го. Правда, предполагалось, что для женщин возраст будет повышен до 63 лет. В ходе рассмотрения законопроекта этот порог был скорректирован до 60 лет. Как утверждал тогда Алексей Кудрин, в первые годы пенсионной реформы бюджет получит экономию в более чем 100 млрд рублей, объём которой будет расти. И вырастет до таких размеров наш телёнок, что будет в состоянии волка поймать. То есть до того самого триллиона. Нет, ну если никто не выйдет на пенсию лет эдак за десять, то можно в сумме и триллион экономии наскрести. Вот только простая арифметика опровергает эту теоретическую геометрическую прогрессию.

Ведь потихоньку люди на эту пенсию всё же будут выходить, пусть и с некоторой задержкой. И процесс через несколько лет стабилизируется. То есть вернётся к старым показателям. Окончательно все устаканится в 2028-м, когда на пенсию пойдут мужчины 1963 года рождения. А потом пенсионеры встанут на конвейер – и пойдёт стандартный отсчёт 65 полных лет. То есть вся эта экономия получается всего на ближайшие семь лет. И всё? Или впору довольствоваться вот этим результатом, вспомнив поговорку "С паршивой овцы хоть шерсти клок"? Потому что "нету у пана атамана золотого резерва", в смысле – иных решений?

Не так давно стало известно, какие дополнительные деньги в реальности дало российскому бюджету повышение пенсионного возраста. По итогам 2019 года экономия составила 21,5 млрд рублей. Причём преподносится это как величайшее достижение. Мол, ожидали-то эффекта только в 2020-м, а получилось сэкономить ещё в 2019-м. И дескать, в 2020-м "экономия" достигнет ещё большей суммы, может даже до 48 млрд рублей вырасти. Тотоша и Кокоша громко хлопают в ладоши?

21,5 млрд – это гигантская сумма только на взгляд обывателя. И то применительно к себе на предмет возможного личного состояния. Эх, ну он бы на такие деньжищи развернулся бы! Осетра бы ел с палтусом каждый день раза по четыре, а чёрной икрой закусывал бы! Вот это жизнь! Живи не тужи! Как пела одна популярная в последние годы советской власти группа. В масштабах государства и года – это не деньги, а тьфу. Плюнуть и растереть. Так чем было это громкое заявление про экономию?

Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации:

Речь, на мой взгляд, идёт о попытке реабилитации прежнего состава кабинета министров и возвращении так называемой политической субъектности Дмитрия Медведева, который сейчас по понятным причинам испытывает дефицит политического влияния. Пенсионная реформа – одна из болевых точек его политической карьеры, явно мешающая ему сохранять какие-то политические перспективы. Поэтому такими неуклюжими попытками его команда сейчас пытается реабилитировать ошибочное, как я уверен, решение о повышении пенсионного возраста. При этом совершенно очевидно, что главным пострадавшим лицом здесь – кроме тех, кого, конечно, это решение коснулось, – оказался президент Российской Федерации. Я не знаю, чем думали технологи, разгоняющие эту информацию, но, безусловно, репутационный ущерб для Владимира Путина в этой ситуации очевиден.

Ещё раз: преподносится сие достижение чуть ли не как победа! Хотя для любого человека, освоившего даже не четыре, а два арифметических действия, ни победы, ни чуда тут нет. Если вы не будете платить зарплату 100 работникам или уволите 100 человек, то сэкономите ровно столько, сколько они получили бы зарплаты и других выплат – налогов и прочих взносов с отчислениями. Здесь ровно то же самое. Экономия обязана своим происхождением тому, что несколько сотен тысяч человек (от 355 тысяч до 500 тысяч) не смогли выйти на пенсию по новым правилам.

И в 2020-м к тем, которые не смогли выйти в прошлом году, прибавятся ещё и те, кто не сможет реализовать аналогичное право в нынешнем. Всё. Больше ровным счётом ничего. В нынешнем году не сможет выйти ещё примерно столько же. И в будущем. И в 2022-м. И так далее. Впрочем, об этом мы уже говорили, пора посмотреть на другую сторону медали. Где наши славные мыслители экономических реформ нашли чудо-деньги в таинственных закоулках вселенского разума, а потеряли несравненно большие суммы из бюджета и внебюджетных фондов на буквально ровном месте.

Убытки несчитаны…

Ни для кого не секрет, что примерно треть (а то и больше) пенсионеров в нашей стране продолжают работать. И вовсе не из-за того, что не могут обойтись без родного коллектива, мучаются и не знают, куда деть себя на заслуженном отдыхе. Они бы там и с внуками понянчились, и в зарубежные страны съездили для расширения кругозора, да и просто на пригородной фазенде не прочь подышать свежим воздухом. Вот только уровень социального пособия, которым является пенсия, не позволяет всего вышеперечисленного.

Не в Германии, чай, и Швеции пенсионерствуют, а в нашем многострадальном Отечестве. И даже из тех, кто выезжает на фазенды, значительная часть пенсионеров наслаждаются тамошним воздухом с напополам озонирующим его ароматом навоза, раскиданного по огородику. Нет, мы всё понимаем, страна ещё выходит из кризиса и разрухи 1990-х, всё только налаживается, но ещё в процессе, далёком от завершения (речь не о сегодняшних проблемах и рецессии экономики и падении реальных доходов из-за обвала нефти и коронавируса, коснувшихся всех россиян).

А потому нет ничего удивительного, что миллионы пенсионеров продолжают трудиться, дополняя пенсию зарплатой, которая зачастую больше получаемого от государства пособия по старости. Свыше 15 миллионов таких работающих пенсионеров насчитывалось ещё в начале 2016-го. И это из общего количества российских пенсионеров в том же году в 45 млн 182 тысячи человек. Помнится, Дмитрий Медведев в мае 2016-го неудачно отметился фразой "Денег нет, но вы держитесь". Но задолго до этого момента – пусть при цитировании Медведева фразу безбожно выдирают из контекста – финансовый блок возглавляемого им правительства сделал её девизом своей деятельности. И в 2016-м кабинет министров принял решение отказать работающим пенсионерам в ежегодной индексации пенсий. Ведь на это, по подсчётам правительственных экспертов, надо будет потратить аж целых 850 млрд рублей! А денег, сами понимаете, нет. Особенно лишних. К тому же раз работают, то им и так, наверное, неплохо. Не жили хорошо, нечего и начинать жировать.

Итак, дано: из 45 млн пенсионеров работают официально целых 15 млн, то есть одна треть. То есть на индексацию для них пришлось бы потратить около 280 млрд в год. А если их исключить, то сумма необходимых дотаций из бюджета на этот размер уменьшится. Вроде бы всё логично, да? Вот только из 15 млн человек работающих пенсионеров таковых после отказа в индексации осталось сразу же всего-то около 9,5 млн. Если вы думаете, что остальные в результате индексации пенсий почувствовали себя такими богачами, что дружно прекратили работать, то вы живёте в какой-то параллельной реальности, а не в нашей. Они просто ушли в теневой сектор и прекратили платить налоги. А работодатель перестал отчислять за них страховые и т.д. взносы. С учётом вновь вышедших на пенсию и оставшихся работающими общее количество только новых "теневиков" вплотную приблизилось к 6 млн человек. Плюс ещё были "умные" работающие пенсионеры, которые из "тени" так и не выходили.


По итогам 2019 года в России остались неизрасходованными свыше 1 трлн 122 млрд рублей. Фото: Игорь Иванко/АГН "Москва"

По подсчётам специалистов Министерства труда и соцзащиты РФ (заметьте, правительственные эксперты, а не какие-то оппозиционеры!), в результате из-за "новых теневиков" бюджет недосчитался свыше 300 млрд рублей в виде недополученного налога на доходы физлиц (причём это особенно актуально, если учесть, что НДФЛ поступает по большей части в региональные бюджеты), а во внебюджетные фонды, в том числе и тот самый Пенсионный фонд РФ, платежи снизились ещё минимум на 500 млрд. То есть практическая арифметика получилась таковой, что страна потеряла в сумме около 1 трлн 400 млрд рублей (500 млрд в фонды + 300 млрд НДФЛ + около 600 млрд на индексацию). Занимательно, не правда ли? И становится даже как-то более понятно, почему "денег нет". А если учесть, что по итогам 2019 года в России остались неизрасходованными свыше 1 трлн 122 млрд рублей, предусмотренных в бюджете, то сумма сэкономленных 21 млрд и аж ещё целых 500 млн рублей как-то съёживается до абсолютно микроскопических величин.

Нет, если взять на вооружение логику, что для повышения рентабельности молочного производства коров надо меньше кормить и больше доить, то всё так и надо делать. Только вот корова при этом сдохнет. И очень быстро. А государство потрепыхается подольше. Чем больше государство, чем дольше трепыхаться предстоит. Особенно если есть чем покрывать убытки.

"Злой гений" или "услужливый дурак"?

"Единая Россия" решила хоть как-то исправить ситуацию. Лучше бы не пыталась, если по-честному. 18 февраля нынешнего 2020 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о возвращении индексирования пенсий работающим пенсионерам. Но не всем, а только тем, кто является опекунами несовершеннолетних или приёмными родителями. Таковых на всю страну не более 30 тысяч. Нет, ну если целью было вызвать зависть между группами пенсионеров и стравить их, то всё логично. Не говоря уже о том, что законопроект проработан на уровне "на коленке сочинили" - ни тебе источников поступления денег, ни порядка вступления в силу и так далее.

Нет, никто не спорит, что при нынешней пенсионной системе возраст выхода на пенсию повышать надо. Но есть и другие варианты. Например, уйти от маниакально раздутого величия страховых взносов. Известный экономист профессор Никита Кричевский, например, полагал, что их можно заместить отчислениями с налога на прибыль или иными способами.

Да и повышение пенсионного возраста можно было бы провести иначе. Например, как в столь любимой нашими либералами Америке.

В 1983 году выходит президент Рейган и говорит: "Знаете, мы что-то стали много жить, пенсионеров у нас становится с каждым годом всё больше, поэтому мы решили повысить на два года пенсионный возраст". И все такие: "О, как же так? " А он продолжает: "Стоп! С 2000 года. Вот сегодня 83-й. Я не знаю, доживу я или нет до 2000-го, но сегодня мы принимаем решение, что с 2000-го пенсионный возраст увеличивается на два года. Не на пять лет и не на восемь, как у русских через несколько десятилетий, а на два. И не со следующего года, а через 17 лет". Но тоже не для всех, а для тех, кто родился в 60-м году и позже. Это было в 83-м году. То есть для молодежи, - сравнивал Никита Александрович. - Почему нельзя было у нас прийти и сказать: "Мы мало того что будем бабушек и дедушек субсидировать через страховые платежи, а мы готовы повысить пенсионный возраст для тех, кому сегодня меньше… ну, кто моложе 67-го года". То есть с 67-го года начинаются обязательные пенсионные накопления. Вот кто 67-го года и моложе – для тех повышаем. А для тех, кто 66-го года и старше – оставляем прежним. Это же решение. То есть те, кому 50, ну, почти 50 и больше, кто должен был выйти на пенсию не сегодня так завтра – они как выходили, так и выходят. Зачем надо было пыльным мешком по голове?

Ну, ладно, не через 17 лет, не через 15 даже, но 8-10 лет страна бы точно выдержала. Причём без напряга. А сделали почему-то именно так, как сделали. Зачем? Это ключевой вопрос. Дураков в правительстве нет. Конечно, можно уподобиться Козьме Пруткову, считавшему "специалиста подобным флюсу – полнота его одностороння". Дескать, в ПФР считают только свою часть, в Минтруде – только свою. Но в правительстве-то все эти расчёты сводятся воедино! И там оценивают комплексный эффект от принимаемых решений.

Можно и удивиться – как это, мол, президент не разобрался? А вот так, и очень просто. Путин постоянно работает с гигантскими объёмами информации, которые держит в голове. Стоит вспомнить его на переговорах или во время Больших пресс-конференций или прямых линий, когда он с ловкостью жонглёра сыплет цифрами по очень многим вопросам. И абсолютно логично, что он выдаёт лишь заключительные выводы, которые ему дают помощники, советники из числа тех, кому он доверяет. Он в этом смысле реально уязвим, потому что сам держит слово и верит в порядочность людей. Особенно тех, с кем дружит давно и на кого привык полагаться. При этом не забудем, что чисто формально авторы расчетов про экономию всё считают верно. И они, к тому же, не лгут, а говорят лишь часть правды, умалчивая о второй половине.


Алексей Леонидович ввёл в России плоскую шкалу подоходного налога, защищаемую им беззаветно, несмотря на критику. Фото: Zamir Usmanov/Globallookpress

А теперь вспомним, кто у нас был главным идеологом так называемой пенсионной реформы. Нынешний глава Счётной палаты РФ Алексей Леонидович Кудрин. Экс-зампред правительства и экс-министр финансов с 2000 по 2011 год. Человек, который знает Путина ещё по Питеру. Которому Путин доверяет в силу разных причин. В том числе и потому, что по рецептам Кудрина Россия преодолевала кризис 2008-го. И преодолела в конце концов, хоть и с большими издержками. Китай, правда, тогда выбрал принципиально противоположный способ преодоления того кризиса, сделал это на порядок в более короткие по сравнению с Россией сроки, да и вышел из кризиса окрепшим и ещё более мощным. А не полупотерянным, как наша страна. Но рецепт Кудрина всё же как-то сработал. Из-за чего доверие Путина Алексею Леонидовичу лишь наверняка упрочилось.


Обратиться в Конституционный суд РФ собираются депутаты Госдумы для окончательного решения вопроса по индексации пенсий для работающих пенсионеров. Депутаты не однократно предлагали вернуть положенное ежегодное увеличение выплат для данной категории граждан, но в итоге в бюджет 2021 года деньги на индексацию пенсий работающим пенсионерам заложены не были.

Обращение в Конституционный суд по индексации пенсий работающим пенсионерам

Депутаты от «Справедливой России» направили запрос в Конституционный суд о правомерности лишения работающих пенсионеров индексации пенсий.

«4 июля 2020 года вступила в силу часть 6 статьи 75 Конституции РФ. Согласно этой норме, осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год. При этом федеральному законодателю предоставлено полномочие по установлению порядка индексации, но не предоставлено полномочие лишать индексирования кого бы то ни было из числа пенсионеров», — говорится в запросе, пишет издание Клерк.


Отмечается, что согласно статье 55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Очевидно, что лишение индексирования пенсий работающих пенсионеров не является необходимым в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Депутаты «СР» просят Конституционный Суд признать не соответствующими Конституции положения части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Индексация пенсий работающим пенсионерам в 2021 году в России: будет или нет


Официально идею возврата к ежегодной индексации пенсий работающим пенсионерам поддержал президент страны Владимир Путин. В октябре 2020 года он поручил правительству рассмотреть данный вопрос более детально. Решение было принято неутешительное: на повышение пенсий трудящихся гражданам в бюджете не оказалось средств.

В Министерстве финансов и вовсе заявили, что повышение пенсий работающим пенсионерам является «социальной несправедливостью». Трудящиеся пожилые люди имеют заработную плату, которая ежегодно индексируется, а значит дополнительный рост их доходов может обидеть неработающих пенсионеров, не имеющих других средств к существованию, кроме пенсии.

В Минфине официально заявили, что при наличии «лишних» средств в бюджете, направить их лучше неработающим пенсионерам. А работающие, имеющие зарплату, не нуждаются в дополнительной поддержке государства.

С таким мнением не согласны депутаты «Справедливой России», Коммунистической партии и ЛДПР. Также возмущение заявление вызвало у представителей профсоюзов и даже в СПЧ. Вероятнее всего, правительству придется вернуться к обсуждению темы, хотя изначально средства на индексацию пенсий даже не заложили в госбюджет на 2021 год.

Работающим пенсионерам вернут индексацию, но разрешат ли работать?


В России могут вернуть индексацию пенсий работающим пенсионерам. Подготовить соответствующее предложение поручил правительству президент Владимир Путин. Об этом по итогам встречи с главой государства сообщил лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, сообщает издание svpressa.ru.

«Он знает эту проблему и дал поручение правительству подготовить предложения», — заявил депутат.

Миронов отметил, что в поправке к Конституции, которая закрепляет ежегодную индексацию пенсий, нет разделения на работающих и неработающих пенсионеров. Он также напомнил, что его фракция традиционно выступает за индексацию пенсий всех пенсионеров и уже вносила в Думу соответствующие законопроекты. «Мне понравилась реакция президента на наше предложение по обязательной индексации пенсий работающим пенсионерам», — подчеркнул Миронов.

Согласно принятым в этом году изменениям в Конституции, индексация пенсий должна проводиться не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом. При этом в тексте поправки не уточняется, касается ли указанная норма работающих пенсионеров.

В прошлом месяце глава Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков заявил, что в России не должно быть пенсионеров первого и второго сорта — так он прокомментировал ситуацию с отказом в индексации пенсий работающим пенсионерам.

Ранее стало известно, что Минтруда подготовило проект бюджета ПФР на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, в котором предусмотрена индексация страховых пенсий неработающим пенсионерам на уровне 6,3 процента, а социальных пенсий — на уровне 2,6 процента. Таким образом среднегодовой размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров в 2021 году составит 17 443 рубля. Фактически пенсия увеличится на 1 тысячу рублей.

Возможно, для неработающего пенсионера это тоже деньги, но будет ли толк от такой прибавки работающему? Неужели, такая индексация заставит кого-то отказаться от работы?

Читайте также: