За что в украине могут лишить пенсии


Наступающий год принесет украинским пенсионерам как радости, так и огорчения. Те, кто получал меньше всех – получат больше, а вот те, кто дожил до пенсии, но недозаработал стажа – останутся без пенсии еще три года.

Как изменятся минимальные пенсии?

Они останутся прежними. Дело в том, что соцстандарты, которые повысят с 1 декабря 2020, с 1 января 2021 года не изменятся. Поэтому минимальная пенсия сохранится равной прожиточному минимуму (ПМ) для нетрудоспособных – 1769 грн. Напомним: с 1 декабря ПМ увеличится на 57 грн, с 1712 до 1769 грн.

Как изменятся пенсии у ветеранов труда?

Их пенсии должны увеличиться. Сейчас пенсионеры старше 65 лет, имеющие 35 лет стажа и более (женщины – 30 лет), получают пенсию не меньше 40% минимальной зарплаты или 2000 грн. Если с 1 января минзарплата вырастет до 6000 грн (закон о госбюджете на 2021 год, где заложена такая норма, пока не принят), то минимальные пенсии увеличатся до 2400 грн. Пенсии ветеранов, большие чем 2400 грн, пересчитывать не будут.

Кто из 60-летних не получит в 2021 году пенсию?

С 1 января 2021 года минимальный страховой стаж (стаж легальной работы, с которой работодателями уплачены взносы в Пенсфонд) увеличится на 1 год, до 28 лет. Те, кому исполнится 60 лет в 2021 году, получат в следующем году пенсию, если у них на 1 января будет стаж не менее 27 лет, а на 31 декабря – соответственно 28 лет. Остальным придется либо докупать пенсионный стаж (см. ниже), либо работать до 63 лет и заработать хотя бы 20 стажа.

Отберут ли социальные пенсии у тех, кто их уже получает?

Нет. Уже назначенные социальные пенсии будут выплачивать с 1 января 2021 года в том же размере, что и с 1 декабря 2020 года – 1769 грн (ПМ для нетрудоспособных). Сохранятся неизменными и пенсии по инвалидности.

Кому сейчас положена социальная пенсия?

Правильно она называется "социальная помощь". Положена 60-летним, имеющим не менее 15 лет страхового стажа и уровень доходов, меньше прожминимума для нетрудоспособных на каждого члена семьи (сейчас 1712 грн, с 1 декабря 2020 года – 1769 грн).

Муж получает пенсию 2500 грн, жена находится на его иждивении, но имеет 15 лет стажа. При достижении 60-летнего возраста до конца 2020 года жена может оформить в этом году соцпомощь.

В ноябре она составит 924 грн (1712х2 – 2500 = 924), с 1 декабря 1038 грн (1769х2 – 2500 = 1038).

А вот если 60 лет ей исполнится 1 января 2021 года и позже – соцпомощь уже не положена.

Предусмотрены ряд ограничений, при которых соцпомощь не назначат. Главные – если жилплощадь превышает 21 кв. м на 1 человека +10,5 кв. м на семью наличие в семье второго автомобиля (или мотоцикла). Есть и другие ограничения: получение в 2020 году наследства, покупка на сумму 50 тыс. грн и более.

Что делать в 2021 году 60-летнему "непенсионеру"?

Трудиться дальше. Если он уволен, встать на учет в Центр занятости.

Ему 630 дней будут выплачивать помощь по безработице, как и тем, безработным, кто не достиг пенсионного возраста – 60 лет, но прожил 58 лет. Пребывание на учете засчитывается в стаж, но заработка не прибавляет.

Пособие не может быть выше четырех ПМ для трудоспособных (в январе 2021 года это 8756 грн). Но если средняя зарплата была небольшая, то госпомощь окажется меньше.

Она не может превысить 70% средней зарплаты безработного за последние 12 месяцев, и то при наличии стажа не менее 10 лет. Каждые три месяца сумма пособия уменьшается на 20%, но не будет меньше 60% первоначальной выплаты. То есть при максимальном пособии 8756 грн безработный через полгода и больше будет получать 5253 грн.

А можно докупить стаж и выйти на пенсию.

Если для получения пенсии (а не соцвыплаты) не хватает нескольких лет стажа, его можно докупить – постепенно или сразу. Правда, платить придется немало.

"Докупать" стаж постепенно – значит, добровольно платить ЕСВ. Такой договор о добровольном социальном страховании можно заключить в местной налоговой.

Стоит ли докупать стаж, чтобы выйти на пенсию в 60 лет?

Если вы рассчитываете на минимальную пенсию, то смысла в покупке нет. По разъяснению Пенсфонда, 1 месяц стажа стоит 44% минимальной зарплаты. Покупать можно помесячно, но не более чем 5 лет стажа. С 2021 года один месяц недостающего стажа будет стоить 2640 грн. (6000х0,44=2640). То есть за каждый год надо будет единоразово уплатить 31680 грн. Выходит, что есть смысл в покупке стажа, если пенсия в итоге превысит 2640 грн в месяц.

В Украине во время часа вопросов к премьеру в Верховной Раде народные депутаты обратились с просьбой разобраться с ситуацией с пенсией ученого-переселенца Игоря Козловского. Религиовед потерял свою выплату якобы из-за того, что выезжал за границу. Пенсию пообещали вернуть. В действующем законе есть целый ряд оснований, которые позволяют Пенсионному фонду Украины (ПФУ) на время или вовсе отменять выплату. У кого и почему могут забрать пенсию в Украине, разобрался «Обозреватель».

Как рассказал юрист Александр Плахотник, действующий закон позволяет как приостанавливать, так и возобновлять выплату пенсий. Так, ст. 49 закона «Об общеобязательном пенсионном страховании» предполагает: отменить пенсию может не только суд, но и территориальное подразделение ПФУ. «В законе четко описаны случаи, при которых Пенсионный фонд имеет право приостановить выплату пенсий. Это нормальная практика, которая применяется и в Украине. Если такое произошло, нужно получить разъяснение, обратиться в органы Пенсионного фонда, если произошла ошибка, что сейчас часто происходит с переселенцами, пенсию возобновят», – сказал юрист.

Согласно закону, без пенсии могут остаться:

Украинцы, которые свои выплаты получили по поддельным документам. Еще несколько лет назад Министерство финансов начало процедуру проверки всех получателей социальных выплат, в том числе и пенсионеров. Кроме того, подобную верификацию регулярно проводит и ПФУ. Правда, нарушителей, как оказалось, не так уж и много. Для примера, в 2016 году нашли всего лишь 59 пенсионеров, которые получали выплаты по поддельным документам.

Пенсионеры, которые живут за границей. «Пенсия прекращается на все время проживания пенсионера за границей, если иное не предусмотрено международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины», – говорится в законе.

Пересечения границы фиксируются Миграционной службой. В случае, если украинец отсутствовал в стране длительное время, пенсию на этот период могут приостановить. Причем, как в случае с Игорем Козловским, не факт, что сразу после возвращения выплату возобновят. Для этого придется обращаться с заявлением в Фонд.

Если не получал пенсию 6 месяцев подряд. Также законом предусмотрено: если пенсионер не получает свою выплату как минимум полгода, это может стать основанием приостановить ее.

Переселенцы, которые меняют место жительства. «Если по результатам проверки, проведенной подразделениями Государственной миграционной службы, будет принято решение о том, что фактическое место проживание не соответствует официальному, выплата пенсии будет прекращена со следующего месяца», – пояснили в Главном управлении Пенсионного фонда в Донецкой области.

К слову, в действующем законе место проживания пенсионера не ограничивается, однако учитывая сложившиеся обстоятельства, чиновники прекращают выплаты пенсий основываясь на собственных постановлениях. С такой практикой не согласны в Верховном суде. Там пришли к выводу: приостанавливать пенсии переселенцам могут только на основании 49 ст. закона «Об общеобязательном пенсионном обеспечении». В самом ПФУ пояснили: деньги нужно предоставлять адресно, если нет уверенности, кто именно их получит и как их потратят, это может быть веской причиной для прекращения выплаты.

Часть украинцев потеряет право на пенсию, но смогут получать материальную помощь. Уже через 10 лет на пенсию смогут выйти только 55% 60-летних. Остальным придется работать до 63 или 65 лет. Такое нововведение предусмотрено принятой в октябре 2017 года пенсионной реформой. Тем, кто не заработает на пенсию, придется либо продолжить трудиться, либо довольствоваться социальной выплатой, размер которой может быть даже меньше прожиточного минимума.

Так, чтобы получить пенсию в 65 лет, нужно иметь как минимум 15 лет стажа. Те, кто заработал от 15 до 25 лет стажа, через 10 лет будут выходить на «заслуженный отдых» только в 63 года. Для пенсии в 60 лет нужно официально платить налоги в ПФУ как минимум 35 лет.

Подпишись на наш Telegram и Facebook и следи за самым важным!


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.


Когда «народный страдалец» за Украину и экс-преподаватель кафедры философии Донецкого национального технического университета Игорь Козловский узнал, что его лишили пенсии, он немного опешил.

Но оказалось, что все верно, и он просто стал жертвой негласного наказа Кабмина Украины любой ценой и даже в обход закона сократить к концу года количество социальных «иждивенцев» Украины. Именно они якобы не позволяют власти страны победившего достоинства построить светлое будущее на остатках страны. И самыми ненужными иждивенцами на Украине признаны как раз жители Донбасса.

Территориальная сегрегация пенсионеров

Согласно действующему законодательству Украины, пенсионеры, которые более полугода проживают за границей, могут быть автоматически лишены своей честно заработанной пенсии.

При этом для жителей Донбасса в виду их «особого положения» этот срок сокращен до 60 календарных дней. Кто-то еще верит, что на Украине нет сегрегации населения? Но даже и эти очень короткие сроки кажутся украинским чиновникам слишком длинными, а потому пенсионных выплат и других социальных пособий от государства, человек с донецкой пропиской может быть лишен даже просто за краткосрочный выезд за пределы страны. Как это, например, случилось с человеком, которого официальный Киев еще недавно объявлял «мучеником» Украины.


С Игорем Козловским злую шутку сыграла его донецкая прописка. И раз так, то он сегодня на Украине «унтерменьш», несмотря на заслуги. Его короткая поездка в Брюссель для выступления в стенах Европарламента о том, как в республиках Донбасса попирают права простых людей, стала формальным поводом для остановки выплаты ему пенсий. Примечательно, что все было сделано автоматически, без извещений. И «почетный мученик Украины» узнал об этом своем притеснении, только когда на его карточный счет не пришла очередная выплата. Каток бюрократической машины не знает кто «герой» Украины, а кто нет, а потому давит всех.

Интересно, а он расскажет об этом «инциденте» в очередном докладе в Европе, куда его еще не раз вызовут, или нет? Думаю, вряд ли. Ну зачем европейцам знать такие «мелочи», как дискриминация по территориальному принципу миллионов простых украинцев.

Кстати, украинский режим еще в 2015 году поставил перед собой эту цель. Ее инициатором был первый постмайданный премьер Арсений Яценюк, предложивший не выплачивать социальных пособий тем гражданам Украины из «оккупированных территорий», которые там остались и не ушли.

Сегодня бизнес на соцвыплатах для жителей Донбасса, очень прибылен. Чтобы получить свои крохи многие из них вынуждены тратить массу своего времени, подвергать себя опасности, пересекая линию разграничения, и уплачивать деньги всевозможным «помощникам», от таксистов до украинских социальных клерков. Но даже такое положение вещей устраивало людей, у которых не было иного выбора. Но и этого Киеву показалось мало. И это на Украине сегодня называют «демократией», «равными правами» и «свободой».

Субсидии: жирно живем

Но это только один из способов решения Кабмином Украины проблемы латания бюджетных дыр. Еще одна громадная дыра ожидается с 1 января 2019 года, когда по договоренностям с МВФ Киев должен будет монетизировать субсидии ЖКХ.

Как работает система сегодня. Из-за кратного роста тарифов (спасибо Евроинтеграции) 50-60 процентов жителей Украины просто не в состоянии оплачивать коммунальные платежи. И для них придумана программа государственных субсидий. Деньги, которые начисляются за услуги ЖКХ становятся долгом государства перед поставщиками услуг, и засчитываются в качестве налоговых платежей. Это позволило «бизнесменам» от ЖКХ иметь колоссальные прибыли и при этом заткнуть рот жителям (а еще сделать их полностью зависимыми от своей воли). То есть, когда деньги текли им в карман, чиновники были не против (а на Украине ЖКХ и власть тесно повязаны), а когда пришло время отдать деньги людям, тут … об этих самых людях сразу и вспомнили.

Сегодня уже известны не менее десятка основных способов незаконных способов лишения украинцев субсидий. Одним из самых популярных является лишение субсидий неполных семей. Фишка в чем: на Украине очень многие неполных семей, и зачастую именно эти семьи являются получателями субсидий. Что решил Кабмин Украины (повторяю неофициально. Нигде ни в каких официальных постановлениях этой нормы нет). Если супруг, проживающий с несовершеннолетними детьми не подает на алименты, то значит его/ее можно считать зажиточным и в субсидии им надо отказывать. Чиновники пользуются безграмотностью населения и тем самым незаконно лишают их законных льгот.

А еще украинских «социальные» чиновники очень любят интересоваться путешествиями украинцев. У нас же эра безвиза. Если вы за предыдущий год хотя бы раз побывали за границей, вас могут лишить субсидии (как было сказано в т.ч. и моей матери, когда она в очередной раз пошла продлевать свою субсидию). Видимо украинские чиновники считают, что раз человек поехал за границу, то обязательно на заработки или на отдых. И если у него есть деньги на отдых за границей (или он утаил от государства свои зарубежные доходы), то он не имеет права претендовать ни на что. А что неплохо, да ребята с Галичины, где в каждой семье есть такой себе «подпольный миллионер»?

Уж не потому ли сегодня украинцы так массово и потянулись в Крым на отдых. Формально для Киева, это «оккупированная территория» и поездка сюда граждан Украины не приравнивается к выезду за рубеж.

Можно только «порадоваться» за Украину. Скоро у нее будет сбалансировано все, бюджет, население и остатки территории. Вот только мне от такой балансировки становится почему-то очень грустно.


Такой неприглядный сценарий был заложен еще в 2017 году в рамках пенсионной реформы, предполагавшей повышение пенсионного возраста и трудового стажа, необходимого для выхода на заслуженный отдых.

В постановлении правительства Украины № 1098 говорится, что в 60 лет в 2020 году выйти на пенсию могут те, кто имеет не менее 27 лет стажа. Если есть от 17 до 27 лет стажа, придется работать до 63 лет, а от 15 до 17 лет — 65 лет.

Плюс 75 тысяч нищих и более


Однако в постановлении правительства и эта норма была прописана как временная мера, действующая до 1 января 2021 года. Следовательно, более 75 тысяч украинцев, получавших социальную пенсию в текущем году, лишатся и этого мизерного источника средств к существованию. Многие из них, стоит отметить, ранее усердно работали, но либо без официального оформления, либо за границей, так как вследствие деиндустриализации и закрытия предприятий нормальной официальной работы на родине найти не могли.

И количество таких людей будет нарастать с каждым годом, как снежный ком. Если сейчас на пенсию выходят люди еще советского поколения, у которых был какой-нибудь стаж до 1990-х годов, то следующее поколение не имеет, как правило, и его.

Как говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, сейчас из 22 миллионов трудоспособного населения Украины Единый социальный взнос (ЕСВ), то есть отчисления в Пенсионный фонд, платят лишь 11 миллионов. Остальные же трудоустроены либо неофициально, либо за пределами Украины. И большую часть из них ожидает такая же судьба, особенно учитывая, что требуемый трудовой стаж будет повышаться. К 2028-му году он должен составлять уже 35 лет.

Как прогнозирует Пендзин, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены жить под мостами и побираться на свалках — если нет родственников, которые смогут кормить.

Коллапс государственного Пенсионного фонда

Возможно, более светлое будущее ожидает тех украинцев, которые все-таки нашли официальную работу на родине и смогут к 2028 году накопить 35 лет стажа? Однако и здесь, увы, все не так радужно. На данный момент дефицит в Пенсионном фонде составляет более 200 миллиардов гривен. «Дыру» в фонде закрывают из госбюджета, у которого в приоритете стоят выплаты международным кредиторам.


Его слова можно считать своеобразным «ободряющим» посылом тем украинцам, кто все-таки работает официально в надежде заработать себе 35-летний стаж в будущем.

В то же время заместитель Федерации профсоюзов Украины Александр Шубин считает премьер-министра большим оптимистом относительно сроков, так как, по его подсчетам, уже через пять лет Украина не сможет платить пенсии. Такой печальный сценарий является не только следствием демографии, но и естественным результатом майдана, шестую годовщину которого как раз отмечают в эти дни.

Пресловутый «безвиз» наряду с массовым закрытием предприятий отправил за пределы страны миллионы трудоспособных украинцев. И теперь около 8 миллионов граждан Украины работают, а их работодатели делают отчисления в Пенсионный фонд, но не Украины, а Польши или Италии.

Однако, даже если Украина вообще не сможет платить пенсии, это не будет означать отмену пенсионных отчислений ныне работающих украинцев. Это означало бы увольнение тысяч чиновников, которые «без пропитания не могут», а Государственный пенсионный фонд, в принципе, может работать и сугубо на себя. Поэтому он в любом случае останется, как и обязательные отчисления в него.

Частные пенсионные фонды с признаками аферы

В качестве дополнительной альтернативы ныне действующей пенсионной системе в Кабмине продвигают концепцию накопительной трехуровневой пенсионной системы. Соответствующий законопроект, по словам депутата от «Евросолидарности» Алексея Гончаренко, на днях согласовал Кабмин. Правительство предлагает Верховной Раде ввести три профессиональных пенсионных программы для молодых работников, которым сейчас менее 35 лет:

1. Право на получение пенсионных выплат после 50 лет при наличии страхового стажа от 25 лет — работодателям придется дополнительно к 22% ЕСВ платить еще 15%;

2. Право на получение пенсии после 55 лет и наличия страхового стажа от 30 лет — 7% отчислений дополнительно к ЕСВ для работодателей;

3. Возможность вступить в негосударственный пенсионный фонд с получением пенсионных выплат по достижении 55 лет. При этом дополнительные отчисления, помимо ЕСВ, — от 3% по согласованию с работниками.

Таким образом, согласно плану, на Украине должна будет заработать трехуровневая пенсионная система (для тех, кто младше 35 лет):

1-й уровень — государственная солидарная система (действует и сейчас);

2-й уровень — государственная накопительная система (попытаются запустить);

3-й уровень — частные пенсионные фонды (уже существуют на Украине, но не пользуются особой популярностью из-за недоверия граждан).


Резко критикует Украину за пассивность в этом вопросе и USAID.

«После 14 лет существования системы негосударственного пенсионного обеспечения в Украине (3-й уровень) оказалось, что это неудачный эксперимент. Неудачный с точки зрения охвата физических лиц, общей суммы накопленных активов, расходов и реальных показателей деятельности, а также, самое главное, результатов», — резюмировали в USAID в апреле этого года.

Возможно, запугивание граждан вероятной отменой государственных пенсий вызвано и этим фактором. Народный депутат из фракции «Слуга народа» Галина Янченко в эфире «Украины 24» недавно говорила, что нынешние 30-летние украинцы могут даже не надеяться, что после достижения пенсионного возраста будут получать пенсии, поэтому им пора задуматься о накопительной системе.

«Мне 32 года, и я думаю, что моему поколению пенсия, на которую можно выжить, уже не светит», — заявила депутат, призвав аудиторию взглянуть на пенсионеров стран Западной Европы, которые живут хорошо, и всё благодаря накопительной пенсионной системе.

В данном контексте можно вспомнить, что картинки со счастливыми немецкими пенсионерами распространялись еще шесть лет назад на майдане, который через год почти в три раза сократил реальные пенсии за счет девальвации.

По сути, частные пенсионные фонды — это частные банки, предлагающие долгосрочные вклады с выплатой через 20-30 лет. И то, что граждане Украины не спешат нести в них свои сбережения, вызвано осознанием нестабильности политической и экономической ситуации в стране.

Многие к тому же регулярно видят пикеты обманутых вкладчиков и подозревают очередную аферу и в системе частных пенсионных фондов. Все-таки украинские банкиры-аферисты нередко успевают ограбить вкладчиков и за год-два существования банка, что уж говорить о периоде в 20-30 лет, когда истечет даже срок давности. Достаточно представить себе такого вкладчика, который вложил бы свои средства в частный пенсионный фонд в 1996 году, когда средняя зарплата была 126 гривен, в надежде получить в 2020-м «огромную пенсию» в 150 гривен с учетом процентов и той малой вероятности, что эта контора до сих пор бы сохранилась.


«Должны быть инструменты для инвестиций. У нас в стране их нет. У нас фондового рынка как такого нет. Единственное, куда можно вкладывать деньги сегодня, — это, наверное, ОВГЗ», — говорит Александр Паращий, аналитик инвестиционной компании Concorde Capital, рассказывая о приоритетных инвестициях украинских частных пенсионных фондов.

На Украине уже есть свежие прецеденты обмана вкладчиков таких фондов. В 2007 году Нацбанк Украины сформировал для своих сотрудников отдельный пенсионный фонд, в который они переводили 3% своих зарплат, чтобы получить дополнительную пенсию со временем. Эти средства НБУ вкладывал в «прибыльные предприятия». В итоге вложенные средства испарились вскоре после победы Евромайдана — в 2015 году.

Пропало в общей сложности около миллиарда гривен. И пропали они потому, что экономические «гении» государственного Нацбанка вкладывали эти средства исключительно в убыточные предприятия (как правило, неликвидные частные банки). В целом же в этой схеме просматриваются все признаки аферы, в результате которой пострадали около 13 тысяч рядовых сотрудников НБУ.

Накопительная система и частные пенсионные фонды, возможно, актуальны в стабильных странах с низким уровнем коррупции, не испытывавших экономических и политических потрясений десятилетиями, но не в Афганистане, Ливии, Украине или Молдавии. В условиях этих стран любые финансовые обязательства с отсрочкой в 20-30 лет напоминают сказку о том, как Ходжа Насреддин взял у шаха деньги, обязуясь через 20 лет научить осла говорить по-человечески.

«Всё равно за эти 20 лет либо шах умрет, либо осел, либо я», — решил Насреддин, подсказав тем самым принцип действий и для многих аферистов из частных пенсионных фондов в нестабильных коррумпированных странах.



Украинское правительство в лице его премьера Дениса Шмыгаля заявило: ввиду того, что работающих украинцев с каждым годом все меньше, а число пенсионеров увеличивается, вскоре (лет через пятнадцать) понятия «пенсия» и «социальная помощь» станут анахронизмами. Шмыгаль пожаловался, что для содержания пенсионеров придется вдвое увеличить налоги. Но работодатели и сейчас пытаются всеми способами уйти в «тень», так что об уплате повышенных налогов нынешние министры могут лишь грезить.

Шмыгаль собирается создавать накопительную пенсионную систему уже в 2021 году, чтобы работающие делали отчисления в некий фонд, который будет инвестировать куда-то эти средства. Куда можно вкладывать средства в современной разоренной Украине и каковы гарантии хотя бы их сохранности, Шмыгаль не уточнил. Что правда и что ложь в его утверждениях и осуществим ли план пока еще премьера? Об этом рассказали украинские эксперты.

«Тема очень сложная и чрезвычайно социально ранимая, — подчеркивает эксперт Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин. — Ведь, по существу, пенсионное обеспечение — это тема социальной справедливости по отношению к пожилым людям. Прав ли был премьер, когда заявлял о неспособности пенсионного фонда выплачивать пенсии через 15 лет?

Простите, а разве сейчас пенсионный фонд без дотаций из госбюджета может выплачивать пенсии?

И дефицит в более чем 200 миллиардов гривен пенсионного фонда (что есть почти половина его размера) — это ли не показатель его неспособности уже сегодня выполнять свои обязательства? И это мы говорим о фонде в условиях, когда средняя пенсия по стране ниже фактического прожиточного минимума (4 800 гривен), рассчитанного Минсоцполитики по реальным ценам (не путать с условной суммой в 2 200 гривен, заложенной в госбюджет).

И да, из 19 миллионов украинцев, находящихся в трудоспособном возрасте, единый социальный взнос (ЕСВ) платят лишь 11 миллионов. А пенсионеров у нас 12,2 миллиона.

Премьер-министр отвечает за детернизацию экономики, в его полномочиях законодательные инициативы по совершенствованию пенсионной системы. Так что пусть выполняет свою работу — мы для этого его и наняли», — рекомендует Пендзин.

Слушая лоббистские заявления Шмыгаля, вспоминается философ Фридрих Ницше, так определивший государство в работе «Так говорил Заратуштра»: «Государство, что это такое? Итак, слушайте меня, ибо теперь скажу вам своё слово о смерти народов. Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ. Холодно лжёт оно; и эта ложь ползёт из уст его. »

«Заявления Шмыгаля полностью лживы и преследуют цель отобрать у нынешних пенсионеров часть пенсии и отдать ее финансистам. Напомню, что 3 года назад нынешних пенсионеров уже ограбили, уменьшив коэффициент начисления пенсии с 1,3 за год стажа до 1. При этом бизнес получил от экономии ЕСВ более 100 миллиардов гривен в год, а ЕСВ при этом был снижен с 37% до 22%, откуда и возник дисбаланс в доходах пенсионного фонда. То, что высокий ЕСВ мешает развитию экономики, тоже ложь. Можно вспомнить рост экономики в 2003–2004 годах на 12% в год при высокой ставке ЕСВ. То есть вовсе не пенсионные отчисления мешают развитию.

Заявления Шмыгаля свидетельствуют также и о его неграмотности и незнании Конституции Украины. Ведь ее статья 46 определяет источником финансирования соцвыплат и пенсий бюджет Украины, а ЕСВ является только одним из многих его составляющих. В этом и есть суть солидарной пенсионной системы. Поэтому говорить о дефиците фонда юридически лживо.

Можно сделать вывод, что целью власти является обогащение части бизнеса за счет пенсионных отчислений — именно для этого и предлагается ввести накопительный уровень, где деньги будут "работать" в экономике.

Ни в одной стране мира накопительные системы не являются основой для выплат пенсий», — констатирует Степанюк.

«На Украине действительно очень много пенсионеров, и при этом никто не хочет платить налоги, — высказывает альтернативную точку зрения президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. — Если "упрощенцы" платили бы налоги в ЕСВ, то денег для пенсионеров хватало бы. Но этого не происходит, и поэтому у нас громадный дефицит пенсионного фонда. Так что, действительно, через 15 лет дефицит будет такой большой, что уже не будет возможности платить пенсии. Поэтому нужно переходить на персональную накопительную пенсию, хотя это долго и сложно», — рекомендует Охрименко.

Эксперт по экономическим вопросам Украинского института будущего Даниил Монин разложил проблему по пунктам:

«Первое: соотношения работающих и пенсионеров 1 к 2 не будет и в 2050 году. Второе: пенсии платить смогут и через 15 лет — просто средняя зарплата будет расти чуть быстрее средней пенсии. Третье: накопительную систему запускать необходимо, но это длительный процесс — Институт будущего разработал план запуска накопительной системы до 2050 года.

Правда Шмыгаля в том, что сейчас есть такие демографические тенденции, а его ложь в том, что они неотвратимы: при другой социальной и экономической политике их можно не просто остановить, но и развернуть в обратном, положительном направлении», — комментирует экономист Александр Гаврутенко.

Правда в том, уточняет эксперт, что компании не хотят увеличения налогов, а ложь — что с их увеличением доходы государства увеличатся: согласно кривой американского экономиста Артура Лаффера, они могут при этом и уменьшиться.

«Если ничего не менять, то в будущем пенсии действительно нечем будет платить, но если повышать производительность труда и эффективность национальной экономики (а ее можно увеличить на порядок) за 15 лет, то и при таком соотношении рабочих и пенсионеров будет достаточно средств для полноценных пенсий. Об этом, к сожалению, премьер-министр не задумывается.

Поэтому все его аргументы очень слабы и противоречивы для обоснования необходимости внедрения обязательной накопительной пенсионной системы. Но то, что есть хотя бы такое понимание проблемы, — уже позитив и надежда, что это давно назревшее и перезревшее решение будет наконец-то реализовано», — рассчитывает на позитивное будущее Гаврутенко.

Некоторые эксперты полагают, что украинская власть может прекратить выплачивать пенсии и ранее обозначенного премьером срока.

«Уважительных» причин тому могут найти множество — начиная от войны в Донбассе и заканчивая необходимостью перехода на иное поясное время, чтобы не просыпаться одновременно с «агрессором».

Собственно, «соросята» и прочие либертарианцы для того и провели пенсионную и медицинскую «реформы», чтобы уменьшить число пожилых людей.

Так что намерение Шмыгаля точно укладывается в концепцию геноцида стариков.

Из всего этого жители страны сделали пару выводов: надо самим копить деньги на старость (зачем их доверять каким-то фондам?), а платить налоги на Украине окончательно теряет смысл. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих!

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!


Накануне правительство Украины своим специальным постановлением одобрило так называемый «пакет экстренных мер по противодействию распространения коронавируса» на территории от Ужгорода до Славянска. Согласно официальной информации, местные правоохранительные структуры и социальные службы получили исключительные полномочия для привлечения к административной и даже уголовной ответственности лиц, нарушающих условия действующего в стране карантина. Теперь таких людей будут не только штрафовать, но и лишать льгот и даже пенсионных выплат. По мнению независимых экспертов, подобное нововведение, являющееся прямым нарушением прав человека, усугубит раскол украинского общества. В сложившейся ситуации разбирался корреспондент Федерального агентства новостей.

Семидесятилетнюю киевлянку Анну Васильевну задержали у Киево-Печерской лавры на второй день празднования православной Пасхи. Сначала полицейские тщательно проверили корзинку с нехитрой снедью, которую женщина хотела освятить под стенами одного из монастырских зданий, а затем принялись выписывать ей штраф за появление в общественном месте без средств индивидуальной защиты. При этом пенсионерка соблюла все требования временных карантинных правил: была в марлевой маске и не приближалась к другим людям ближе чем на полтора метра. Этого правоохранителям оказалось мало.

«Мать, тебе не повезло: твоя маска не первой свежести, ты оказалась здесь без медицинских перчаток, да еще и кашляешь, — заявил женщине «коп», звания которого Анна Васильевна не разобрала. — На первый раз я тебя прощу, но, если появишься здесь еще раз в таком виде, я сделаю так, чтобы тебя лишили пенсии».

Права у стража порядка на подобные угрозы действительно были. 20 апреля на Украине вступило в силу постановление кабмина, предусматривающее ужесточение наказания для «граждан, нарушающих карантин, связанный с пандемией COVID-19». Отныне за появление в общественном месте без маски на лице и медицинских перчаток на руках украинцев будут штрафовать на сумму до 20 тысяч гривен (более 53 тысяч рублей), а отдельно взятые граждане, имевшие неосторожность собраться в компанию более чем по три человека, будут привлечены к административной общественности.


«Я обращаюсь к согражданам с просьбой понять эти наши действия, — заявил в своем обращении президент Украины Владимир Зеленский. — Только неуклонно следуя карантинным правилам, мы сможем одержать победу».

Одновременно органы украинской государственной власти на местах получили возможность пересматривать правила начисления субсидий на оплату услуг ЖКХ и пенсий.

«Я лично подала прошение в вышестоящие инстанции для того, чтобы на нашем участке были лишены льгот по оплате коммуналки 150 человек, — сказала в беседе с корреспондентом ФАН сотрудница службы социального обеспечения в Киевской области. — Все эти люди массово ходят по магазинам и посещают служения. Если им наплевать на установленные государством правила, значит и государству должно быть на них наплевать».

В менее экспрессивной форме высказываются представители местных органов власти.

«Нарушения карантина налицо: один старичок [цензура] выгуливает по закрытому парку сразу трех собак, а старушки бегают под церквями и разносят всякую заразу, — отмечает чиновник администрации небольшого городка в Черниговской области. — Пусть их всех оштрафуют на десять-двадцать ежемесячных пенсий и отнимут льготы — тогда они все поймут».

Что именно должны понять получатели пенсий, субсидий и дополнительных льгот — чиновник не объяснил.


По сообщениям пресс-службы Национальной полиции Украины, местные правоохранители возбудили уголовное производство по факту нарушения карантина в Почаевской лавре (Тернопольская область) и Свято-Успенской лавре (Донецкая область).

В принадлежащих Украинской православной церкви (Московский патриархат) структурах якобы были зарегистрированы «очаги распространения коронавируса из-за массового скопления людей».

«Есть информация, что камеры слежения зафиксировали лица большинства нарушителей, — сказал Федеральному агентству новостей европейский правозащитник Александр Митц. — Следовательно, большинству из них грозят финансовые санкции. Но почему эти санкции не грозят крайне правым украинским группировкам, которые в условиях карантина выводят тысячи своих сторонников на факельные шествия по всей Украине?»

Читайте также: