За какой период можно взыскать пенсию

Так называемый «новый закон о запрете взыскания с пенсий и социальных выплат» с 1 июня 2020 года вступил в силу. И многих пенсионеров интересует – освободит ли этот закон их от возврата долгов и преследования со стороны приставов, банков и коллекторов? Давайте разберемся. Законодатели, с одной стороны расширили перечень доходов, которые защищены от взыскания по исполнительному листу, с другой – обязали банки маркировать защищенные от взыскания поступления специальным кодом, чтобы судебные приставы не могли их по ошибке арестовать, как это часто происходит сегодня, например - с детскими пособиями. То есть на первый взгляд новый закон эффективно поможет пенсионерам. Разбираемся подробнее.

21 февраля 2019 года был принят Федеральный закон № 12 о внесении изменений в некоторые статьи ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве». Согласно статье 2 данного нормативного акта, он вступил в силу с 01.06.2020 года. Таким образом, упомянутый выше закон о введении запрета на взыскание с части социальных выплат — это поправки к уже давно работавшему ФЗ № 229, который содержит основные нормы о принудительном взыскании службой судебных приставов. Многие граждане ожидают от этого нововведения полное ограничение пенсионеров от судебных взысканий. Мол теперь банки, выиграв суды, не смогут забирать у пенсионеров-должников по кредитам даже 50% от пенсий в счёт погашения долгов.

Люди думают, что приставы по новому закону больше не будут иметь право на удержание с песий по старости и по инвалидности. В интернете даже появились статьи с рассказами об избавлении пенсионеров от преследований банков, а в ютубе – ролики на эту тему. Но в реальности всё это совершенно не так и эти авторы просто выдают желаемое за действительное. Основной посыл данного закона заключается в запрете списания долгов с пенсии по потере кормильца и с социальных выплат. Всё!

Кроме того, данный закон нововведением не является - многие выплаты социального характера были защищены и раньше. Поэтому ещё раз – весь смысл поправок заключается в том, что с 1 июня 2020 года работодатели и банки должны будут при перечислении удерживаемых с граждан средств указывать в платежных документах специальный код, при помощи которого можно будет определить вид дохода в целях обеспечения защиты средств, не учитываемых при осуществлении принудительного взыскания.

Итак – подведем итог. После июня 2020 года с пенсии по старости и по инвалидности взыскание будет, как и раньше осуществляться в общем порядке, а с пенсии по потере кормильца, как и раньше, ни при каких условиях приставы долг не будут удерживать. Кроме того, судебными приставами, как и раньше может быть обращено взыскание на имущество, имеющееся в собственности у пенсионера. В этой части у данных граждан также нет никаких льгот. Кроме того, взыскание может быть обращено и на заработную плату работающих пенсионеров.

Ох, а какие у государственных умов были планы еще несколько месяцев назад. Руководитель ФССП публично обещал, что из-за пандемии - до конца 2020 года будет введен мораторий на взыскание долгов и изъятие имущества должников .

Если после удержания остается денег меньше прожиточного минимума

Иногда меня спрашивают – пенсионер стал должником по кредиту. Могут ли приставы осуществлять взыскание с пенсии по исполнительному листу если у пенсионера останется денег ниже прожиточного минимума? На что он тогда будет жить? Но государство и законодатели тут исходят из такого принципа – когда такой человек брал кредит, он как-то рассчитывал погашать его? Он же не специально взял невозвратный кредит, так как у него только одна пенсия на которую он живет? Поэтому тут ничего не изменилось.

В этом случае, согласно ст. 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве», сумма удержания, в том числе с пенсии будет составлять до 50% дохода, в отдельных случаях — даже до 70 %. Насколько разумно государство поступает в этом вопросе? – сказать сложно.

С одной стороны жалко пожилых людей, которые став должниками, вынуждены отдавать своим кредиторам половину пенсии и жить впроголодь. С другой стороны, наивно надеяться, что государство возьмёт и запретит кредиторам возвращать свои деньги с тех же пенсий. Иначе в стране увеличится количество юридически закрепленных невозвратных кредитов и государству тогда придётся вводить запрет на выдачу кредитов и займов гражданам пенсионного возраста, что плохо уже скажется на кредитоспособных пенсионерах. По этим причинам кардинальных изменений в этом вопросе в ближайшее время можно не ожидать.

В принципе сейчас у нас в отношении пенсионеров действуют такие же принципы ответственности по долгам, как в Европе и США. С той лишь разницей, что пенсии там в разы больше и на них реально можно не существовать, а жить: хорошо питаться. лечиться, одеваться, даже отдыхать. Не говоря уже о возможности кредитоваться под разумный процент.

Как сделать удержание с пенсии меньше 50%

Что бы я порекомендовал делать в такой ситуации, когда пожилой человек стал должником по кредиту, коммунальным платежам или иному обязательству, у него взыскивают 50% с пенсии и на оставшиеся деньги трудно прожить? Нужно иметь в виду, что Конституционный и Верховный суды неоднократно высказывали мнение, что при определении процента удержания с пенсии, являющейся основным источником дохода, необходимо учитывать интересы сторон, в том числе должника и его иждивенцев. Прежде всего это должен учитывать пристав– исполнитель!

Закон позволяет приставу при определении данного процента исходить из конкретных обстоятельств дела. Поэтому при возникновении такой ситуации можно ходатайствовать о снижении процента удержания перед приставом. Для этого достаточно в свободной форме составить ходатайство, в котором указать на размер пенсии, который остается после удержания и размер официальных ежемесячных расходов.

К заявлению необходимо приложить копии подтверждающих расходы документов: квитанцию о квартплате, чеки на лекарство и продукты питания и другие социально- необходимые расходы. Если пристав оказался черствым и не принял во внимание Вашу просьбу на уменьшение ежемесячного удержания с пенсии – необходимо обратиться с жалобой по этому вопросу на имя старшего судебного пристава, а лучше - в суд.

Мой ютуб-канал адвоката

🎦 Кстати, важная новость для пенсионеров – с апреля 2020 года можно будет обращаться с заявлением в ФССП к приставу, который ведет Ваше исполнительное производство, и просить снизить удержание по исполнительным листам до 20% в месяц или предоставить рассрочку па 2 года. Такая мера – это попытка государства в лице ФССП помочь пенсионерам выжить в условиях вынужденных мер ограничения в связи с пандемией коронавируса. В этом видео я рассказываю, как можно получить рассрочку по исполнительному производству :

🎦 Я думаю Вам будет интересен рассказ о том, как можно ходатайствовать перед приставом об уменьшении ежемесячного удержания по исполнительному листу с 50% до меньшей суммы . Причем это можно сделать не только пенсионерам:

Посмотрите эти видеоролики! В комментариях к своим видео я совершенно бесплатно консультирую подписчиков своего канала по вопросам кредитных долгов. Жду Ваших вопросов, и лайков. Подписывайтесь на мой ютуб-канал!

Человек стал частным предпринимателем (ИП) в 1994 году. С 1996 года начал платить взносы в Пенсионный фонд в полном объёме (столько, сколько указывалось в квитанциях, присланных по почте). В 2000 году сменил систеу налогообложения (перешёл на ЕНВД).

В 2007 вышел на пенсию. Сейчас же случайно выяснилось, что в размер пенсии не учли взносы в ПФР, уплаченные в период с 1996 по 2000 годы. В 2007 году пенсия была 2 300 рублей, сейчас пенсия порядка 8 000 рублей.

Подскажите пожалуйста, как лучше поступить и на что можно рассчитывать:

1. начать с заявления в ПФР или обращаться сразу в какие-то другие инстанции (суд, профсоюзы, пр.)?

2. пенсию должны пересчитать только в момент подачи заявления на перерасчёт и платить больше только с этого момента, или можно и нужно требовать выплаты тех сумм, которые не доплатили за весь период с выхода на пенсию по настоящий момент?

Возможно, есть ещё моменты?

Марина Владимировна, Анна, спасибо за ответы.

Прошу прощения, что так долго реагирую.

Узнали случайно: при общении с оператором, на вопрос "почему же такая маленькая пенсия, ведь стаж неплохой и с 1996 года все взносы платили исправно" оператор ответил: "А у вас нет данных об оплате взносов с 1996, только с 2000".

На руках есть документы об оплате взносов в ПФР за 1996 год, но к сожалению не получилось найти за 98-2000. насколько понял, при оплате (и/или сверке) специалист должен был внести данные в базу/архив фонда.

Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная

пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное

обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения

Это обнадёживает. Но первая мысль - "не полученная" не значит ли, что вместо рассчитанных 5 000 пенсионеру приносили например 4 000? То есть, ошибка именно в выдаче пенсии, а не в расчёте?

ФЗ от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

37.10 в случае обнаружения ошибки, допущенной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении и выплате трудовой пенсии, производится устранение данной ошибки. Установление пенсий в «правильных» размерах производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Это вроде как противоречит статье 23.2 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

И теперь пока неясно следующее:

1. Не будут ли трактоваться положения выше так, что если пенсию и перерасчитают, то восстанавливать недоплаченное за прошедшие годы не будут?

2. Можно ли рассчитывать на перерасчёт, не имея на руках подтверждающих документов?

3. Можно ли потребовать формулу и результаты расчёта размера пенсии (текущего - неправильного, и будущего - после перерасчёта)?

В частности, интересуют положения законов, судебные прецеденты, чтобы точно знать, чего можно требовать, и грамотно составить заявление.

Ответы юристов ( 2 )


Уважаемый Алексей! Как следует из Вашей информации «В 2007 вышел на пенсию. Сейчас же случайно выяснилось, что в размер
пенсии не учли взносы в ПФР, уплаченные в период с 1996 по 2000 годы», следовательно, заявление о назначении трудовой пенсии по старости Вы писали в 2007 году (или ранее). Поэтому обратитесь с заявлением в отделение ПФР по месту жительства, требуйте перерасчета за весь период с 1996 по 2000 годы. Судя по тому, каков будет ответ из ПФР, далее можете обратиться в суд. Вашей вины в том, что была допущена ошибка в расчете пенсии нет, так как заявление о назначении пенсии Вы подали вовремя и предоставили все необходимые документы.

С уважением, Марина.

«В соответствии со ст. 20 Закона «О трудовых пенсиях», перерасчет размера
трудовой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за
месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера
трудовой пенсии в сторону увеличения. При этом заявление пенсионера о
перерасчете размера трудовой пенсии принимается при условии
одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета
документов» — считаю, что в данном случае все необходимые документы были предоставлены еще в 2007 году, если это так, то в случае отказа пенсионного фонда в перерасчете пенсии за весь период, оспорьте отказ в суде.

Уважаемый Алексей! Из Вашего дополнения следует, что нет сведений об уплате взносов в ПФР за 1998-2000 гг:

"«А у вас нет данных об оплате взносов с 1996, только с 2000».

На руках есть документы об оплате взносов в ПФР за 1996 год,

но к
сожалению не получилось найти за 98-2000.

В соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь
обязан представлять индивидуальные сведения о каждом работающем у него
застрахованном лице в территориальный орган ПФР по месту регистрации.

ВАЖНО! Физическое
лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в фиксированном
размере, в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2012 №
212- ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования» индивидуальные сведения с 1
января 2012 года не представляет.

Следовательно, сведения об уплате страховых взносов в период с 1996 по 2000 гг., должны были подаваться работодателем или Вами лично в ПФР и учитываться в листке персонифицированного учета.

«насколько понял, при оплате
(и/или сверке) специалист должен был внести данные в базу/архив фонда» —

при назначении пенсии гражданин должен предоставить документы лично, кроме тех, которые отделение ПФР может запросить от государственных органов, органов местного самоуправления на основании п.3 ст.18 ФЗ «О трудовых пенсиях»:

«3.
Необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой
пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если
необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в
распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления
либо подведомственных государственным органам или органам местного
самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы
включены в определенный Федеральным законом
от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ „Об организации предоставления
государственных и муниципальных услуг“ перечень документов. Иные
необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) запрашиваются
органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных
органах, органах местного самоуправления и подведомственных
государственным органам или органам местного самоуправления организациях
и представляются такими органами и организациями в электронной форме,
за исключением случаев, если соответствующие документы могут быть
представлены на бумажных носителях. Заявитель может представить
необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой
пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ (ред. 01.07.2011))

(см. текст в предыдущей редакции)

В п. 6 ст. 7 Федерального закона
от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ „Об организации предоставления
государственных и муниципальных услуг“ установлен перечень документов, которые гражданин должен предоставлять лично:

6.
Если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими
порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения
пункта 2 части 1
настоящей статьи не распространяются на следующие документы,
представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме
электронного документа:

1) документы, удостоверяющие
личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а
также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица
без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;

2) документы воинского учета;

3) свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния;

4) документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания;

5) документы, подтверждающие предоставление лицу специального права на управление транспортным средством соответствующего вида;

6)
документы, подтверждающие прохождение государственного технического
осмотра (освидетельствования) транспортного средства соответствующего
вида;

7) документы на транспортное средство и его составные части, в том числе регистрационные документы;

8)
документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке
гражданина, а также документы, оформленные по результатам расследования
несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания;(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)

9)
документы об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях и
ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения,
выдаваемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность;(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)

10)
справки, заключения и иные документы, выдаваемые организациями,
входящими в государственную, муниципальную или частную систему
здравоохранения;(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)

11)
документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные
документы в соответствии с законодательством об архивном деле в
Российской Федерации, переданные на постоянное хранение в
государственные или муниципальные архивы;

12)
документы, выданные (оформленные) органами дознания, следствия либо
судом в ходе производства по уголовным делам, документы, выданные
(оформленные) в ходе гражданского судопроизводства либо судопроизводства
в арбитражных судах, в том числе решения, приговоры, определения и
постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов;(п. 12 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)

13) учредительные документы юридического лица;

14)
решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки и
попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации
об опеке и попечительстве;

15) правоустанавливающие
документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в
Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с
ним;

16) документы, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;

КонсультантПлюс: примечание.Положения пункта 17 части 6 статьи 7 (в редакции Федерального закона от от 28.07.2012 N 133-ФЗ) не применяются с 1 января 2014 года.

17)
удостоверения и документы, подтверждающие право гражданина на получение
социальной поддержки, а также документы, выданные федеральными органами
исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена
военная и приравненная к ней служба, и необходимые для осуществления
пенсионного обеспечения лица в целях назначения и перерасчета размера
пенсий;(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)

18) документы о государственных и ведомственных наградах, государственных премиях и знаках отличия;

19)
первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального
статистического наблюдения, предоставленных юридическими лицами или
индивидуальными предпринимателями.(п. 19 введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 383-ФЗ)
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166055/?frame=1
© КонсультантПлюс, 1992-2014

»1. Не будут ли трактоваться положения выше так, что если пенсию и
перерасчитают, то восстанавливать недоплаченное за прошедшие годы не
будут? " — если Вам удастся доказать, что Вашей ошибки в неправильном расчете пенсии нет, Вами были предоставлены все необходимые документы вовремя, то пенсию должны выплатить за все годы.

«2. Можно ли рассчитывать на перерасчёт, не имея на руках подтверждающих документов?» — нет, так как эти документы Вы должны предоставить в пенсионный фонд.

«3. Можно ли потребовать формулу и результаты расчёта размера пенсии (текущего — неправильного, и будущего — после перерасчёта)?» — это по Вашей просьбе или заявлению работник ПФР сделать обязан. Формула расчетов есть в ФЗ «О трудовых пенсиях», но лучше спросить в отделении ПФР, обычно работники охотно объясняют, как производился расчет пенсии.

Начисления при оформлении за 2000-2003 года. При пересчете 1993-1997



Нет, слишком много времени прошло. ПФ даст отказ в перерасчете согласно требованиям Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (да и пенсия увеличена уже), а также сославшись на срок исковой давности, направив в суд, где обязательно заявит о нем (ст.199 ГК РФ).


В ПФР обращались, что там говорят? Нужно в первую очередь обратиться в ПФР по месту жительства с этим вопросом. Из своей практики скажу что очень может помочь заявление в прокуратуру и в следственный комитет с просьбой возбудить против должностных лиц, отказавших уголовное дело по ст.286 УК (превышение должностных полномочии) т.к. чиновники ПФР обязаны по закону удовлетворить право на пенсию. Также учтите что Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается ранее дня обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), в следующих случаях:

трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) - со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы.


Если перерасчет сделан сейчас, и установлено, что имело место быть ошибка при подсчетах ПФ РФ то можете написать в ПФ РФ заявление с просьбой сделать перерасчет в связи с неправильным исчислением вам пенсии при ее назначении. В случае письменного отказа ПФ РФ сможете обратиться в суд, составив исковое заявление в порядке ст.131-132 ГПК РФ.


--- Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, нет у вас такого права, если вы не предоставили в ПФ необходимые сведения, или наоборот. См. ФЗ-400 О страховых пенсиях. Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Легостаева А.В.


Валентина Алексеевна, в соответствии с пунктом 20 статьи 21 ФЗ №400-ФЗ, Вы имеете право обжаловать решение пенсионного фонда в суде, однако для суда у Вас должны быть доказательства того, что Вы предоставляли именно эту справку в 2015 г., а пенсионный фонд её не взял.


Пенсия оформлена в 2015 году.


В любом случае перерасчет производится согласно ст.23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии

Статья 23. Сроки перерасчета размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии

1. Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится:

1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения;

2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

2. Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

3. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления о перерасчете размера страховой пенсии дает лицу, обратившемуся за перерасчетом размера страховой пенсии, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.

4. Перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии производится в следующем порядке:

1) при установлении группы инвалидности, дающей право на более высокий размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности, - со дня установления федеральным учреждением медико-социальной экспертизы соответствующей группы инвалидности без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности на основании документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы;

2) при установлении группы инвалидности, влекущей за собой перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в сторону уменьшения, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, по который была установлена предыдущая группа инвалидности.

5. Перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с достижением пенсионером возраста 80 лет производится со дня достижения пенсионером указанного возраста без истребования от него заявления о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

6. Заявление о перерасчете размера страховой пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.

7. В случае проведения проверки достоверности документов, необходимых для перерасчета размера страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.

8. В случае отказа в удовлетворении заявления о перерасчете размера страховой пенсии орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы.

ПРЕЗИДИУМ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

от 13 марта 2017 г. N 44г-15

История рассмотрения дела

Мировой судья Некрасова М.А.

Судья Катусенко С.И.

Президиум Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Кирюшина А.Н.,

членов президиума: Захарова В.И., Ордынского А.В., Лазаревой О.Н., Кузнецовой О.П., Карасевой Т.Д., Фроловой Т.В., Шагаровой Т.В.,

при секретаре А.

заслушав доклад судьи Черной Е.А.,

по кассационной жалобе начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области Б. на решение мирового судьи судебного участка N 1 Заводского судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области от 20.05.2016 и апелляционное определение Заводского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 22.08.2016 по делу по иску Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области о взыскании недополученной пенсии,

переданной определением судьи Кемеровского областного суда от 21.02.2017 с делом для рассмотрения в судебном заседании президиума Кемеровского областного суда,

Н. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области (далее - УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области) о взыскании недополученной пенсии.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, а не пункт 1.2 статьи 27.1.

Требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ ему была назначена трудовая пенсия по старости согласно Списку N 2 ( п. 1.2 ст. 27.1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") в размере

Совместно с заявлением о назначении пенсии в Пенсионный фонд им были представлены все необходимые документы, а именно: паспорт, трудовая книжка, справка о периодах работы (выписка из приказа), справки из военкомата, справка, уточняющая характер работы, страховое свидетельство. При этом никакие дополнительные документы у него не потребовали.

Однако, при назначении пенсии УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области не был учтен период его работы в условиях Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ он вынужден был обратиться в УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области, для устранения допущенной ошибки, с заявлением о перерасчете размера пенсии.

УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области его заявление удовлетворило, произвело перерасчет с учетом повышений и установило сумму пенсионных назначений в размере рублей с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.

Прибавка к пенсии за северный стаж составила руб.

Однако, единовременную выплату, за допущенную ошибку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ответчик не произвел.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области с заявлением, в котором просил в добровольном порядке выплатить ему недополученную часть пенсии, в чем ему было отказано.

Ссылаясь на положения Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановление Минтруда РФ N 17, Пенсионного фонда РФ N 19пб от 27.02.2002 об утверждении "Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", действовавшими на дату его обращения в УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области, считает отказ УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области незаконным, так как сотрудниками УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области не был указан перечень недостающих документов, а именно справка о заработной плате за 60 месяцев подряд за период с 1980 по 1985 годы.

С учетом уточнения исковых требований, просил взыскать с ответчика в его пользу убытки, в виде недополученной пенсии, в размере рублей.

Решением мирового судьи судебного участка N 1 Заводского судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области от 20.05.2016, оставленным без изменения апелляционным определением Заводского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 22.08.2016, постановлено:

исковые требования Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области о взыскании недополученной пенсии, удовлетворить.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области в пользу Н. сумму убытков, в виде недополученной пенсии, в размере

В кассационной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области Б., просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления как незаконные.

В судебное заседание не явился представитель Управления Пенсионного фонда, в связи с чем президиум полагает возможным на основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав Н., возражавшего против доводов кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, президиум суда кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке состоявшихся судебных постановлений.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Президиум приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела мировым судьей и судом апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм права, выразившиеся в следующем.

Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, Н. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем трудовой пенсии по старости, установленной ему в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", как лицу проработавшему на работах с тяжелыми условиями труда (по Списку N 2) не менее 12 лет 6 месяцев, имеющему страховой стаж не менее 25 лет с уменьшением общеустановленного возраста на пять лет.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области с заявлением о перерасчете размера пенсии.

УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области его заявление удовлетворило, произвело перерасчет с учетом повышений и установило сумму пенсионных назначений в размере рублей с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.

Удовлетворяя заявленные Н. исковые требования, мировой судья, с которым согласился районный суд, пришел к выводу о том, что у территориального органа УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области было право и обязанность дать оценку содержащимся в пенсионном деле и заявлении Н. сведениям об его заработной плате и пенсионный орган имел право и возможность предложить Н. представить необходимые уточнения, дополнения, что им сделано не было, что явилось причиной возникновения у истца убытков в виде получения им пенсии за период с момента первоначального обращения до ДД.ММ.ГГГГ в меньшем размере.

Президиум Кемеровского областного суда находит, что указанные выводы мирового судьи и суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон, утратил силу с 1 января 2015 года) трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи , но всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона ( пункт 2 статьи 19 указанного Закона).

Пунктом 3 статьи 18 Федерального закона определено, что необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Иные необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями в электронной форме, за исключением случаев, если соответствующие документы могут быть представлены на бумажных носителях. Заявитель может представить необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.

Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона, в случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 30 Федерального закона, расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи , либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи , либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи .

В абзацах первом , седьмом пункта 3 статьи 30 Федерального закона установлено, что расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по формуле, составной частью которой является коэффициент ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Согласно пункта 17 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (действовавших на момент первоначального обращения истца в пенсионный орган с соответствующим заявлением), утвержденных постановлением Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002, в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы.

Список недостающих для назначения пенсии документов определяется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и отмечается в расписке-уведомлении, указанной в пункте 16 настоящих Правил.

На основании п. 11 Правил при приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в числе прочего регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления.

В соответствии с п. 23 Правил по результатам рассмотрения заявления гражданина, обратившегося за назначением пенсии, переводом с одной пенсии на другую, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение.

Согласно п. 28 Правил перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Законом от 17.12.2001 и Законом от 15.12.2001, производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (кроме случаев, предусмотренных в пункте 29 настоящих Правил).

В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 данной статьи , производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.

На основании пункта 2 названной нормы заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что предоставление застрахованным в системе пенсионного страхования сведений о его заработке за любые 60 месяцев работы подряд необходимо для назначения пенсии только в том случае, если сведения о его заработке за 2000 - 2001 годы отсутствуют в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и только в этом случае территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обязан истребовать от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии и дать гражданину соответствующие разъяснения. Сведения о среднемесячном заработке застрахованного за любые 60 месяцев работы подряд вправе представить заявитель по собственной инициативе.

Однако, как следует из материалов дела и установлено судами, при первоначальном обращении за назначением пенсии, представленный истцом пакет документов был достаточным для реализации права на назначение пенсии, недостающие документы для назначении пенсии отсутствовали, в связи с чем в расписке-уведомлении в графе "Недостающие документы" никаких отметок не проставлено. На основании представленных истцом документов и имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, с ДД.ММ.ГГГГ ему назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Размер пенсии Н. был рассчитан исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, так как справку о среднем заработке за любые 60 месяцев работы подряд, при обращении за назначением пенсии заявитель не представил.

Н. с заявлением о перерасчете размера пенсии с приложением документов об его заработной плате за 60 месяцев работы подряд, включая спорные периоды работы в условиях Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обратился в УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области только ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем перерасчет размера пенсии произведен с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения, что соответствует вышеприведенным положениям Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных постановлением Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002.

Таким образом, судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела неправильно применены к возникшим отношениям вышеуказанные положения Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", что привело к неправомерному возложению на пенсионный орган обязанности выплатить Н. недополученную пенсию с момента его первоначального обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме рублей.

Президиум находит, что допущенные судом первой и второй инстанции нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно ст. 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Принимая во внимание, что судами допущено нарушение норм материального права, а все значимые обстоятельства установлены при разрешении спора, то имеются основания, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 387 , 388 , 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум

решение мирового судьи судебного участка N 1 Заводского судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области от 20.05.2016 и апелляционное определение Заводского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 22.08.2016 по делу по иску Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области о взыскании недополученной пенсии, отменить.

Принять по делу новое решение, которым Н., отказать в удовлетворении исковых требований к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области о взыскании убытков в виде недополученной пенсии.

Читайте также: