За кого голосуют украинские пенсионеры


В Украине, перед возможными выборами, хотят вычеркнуть пенсионеров из списков голосующих. Категория пожилых людей - самая дисциплинированная в плане походов к урнам, но и самая опасная для власти, проводящей политику десоветизации и дерусификации.

Те, кто отстраивал Украину после войны и помнит времена расцвета УСРР, никогда не проголосуют за европейские ценности, навязываемые партиями Майдана - поэтому и начат процесс лишения «пенсов» избирательных прав. И что самое «вкусное» - запущен он сразу после пышного празднования дня Конституции, который ненька отмечала 28 июня. Сразу после «свята», ведущий и издатель Дмитрий Гордон предложил лишить пенсионеров права голоса, потому что они загнаны государством в нищету и голосуют за гречку и деньги. Заметим, что бывший депутат с неправильной фамилией (лишняя буква «р») сам баллотировался в Киевсовет и использовал «продуктовые приманки» для электората. При этом журналист призывает наказывать не государство, которое довело людей до скотского состояния, а тех, кто продаёт свои голоса ради того, чтобы выжить.

«Я сейчас скажу вещь, за которую меня будут ругать, но мне всё равно. Я бы вообще запретил пенсионерам голосовать на выборах. Я бы ввёл закон, что голосовать могут только налогоплательщики, только люди, которые питают бюджет своими деньгами, налогами, потому что у них другая психология. Пенсионеры начинают продаваться за гречку, они в жутком состоянии. Я говорю с позиции того, как лучше государству. Государству лучше, чтобы голосовали, избирали депутатов только люди, которые платят налоги в бюджет», – сказал Гордон. Однако, не пояснил, как вычислить честных налогоплательщиков» в ситуации, где половина экономики загнана в тень.

Зато Гордон точно знает, что именно старики, голосующие за гречку, приводят в ВР «сборище воров, чужих представителей, предателей, деградировавших элементов, людей, которые пришли зарабатывать деньги».

«Вы знаете, в чем заключается система? Сначала пенсионеров доводят до скотского состояния, когда у них нет денег, у них крадут эти деньги, а потом им говорят: ну что, проголосуем? Вот тебе гречечка, вот тебе 200 или 500 гривен, в зависимости от того, где они живут. Я же это всё видел, я на выборах это всё видел, как покупали людей. А сейчас уже более современные методы покупки. Знаете, что им говорили? Это когда я баллотировался в Верховную Раду. Говорили так людям: «Вы знаете, сейчас после Майдана очень важно, чтобы все было законно, чтобы силы пророссийские не попали в парламент. Поэтому вот вам 500 гривен за то, чтобы вы пришли и понаблюдали, чтобы всё было честно и законно. Вот вам 500, вашей жене, вашим детям по 500». Люди приходили - и за кого они голосовали? За того, кто им давал по 500, чтобы они понаблюдали. Изощренная система, неокрепшие мозги избирателей», - рассказал журналист. Причём, как выяснил Гордон, неокрепшие мозги только у «пенсов», все остальные граждане Цэевропы, электоральным взяткам не подвержены и голосуют в соответствии с убеждениями. А как только человеку исполняется 55, как у него падает планка и он бежит менять свой голос на кулёк сахара или крупы.

"Пейсатель" рассказал о своём личном опыте участия в выборах, из которого он вынес одно: большая часть украинских избирателей - дебилы. Это и неудивительно, если учесть, что они проголосовали за такую гниду, как Гордон, переобувшийся через три года после Майдана, за который он топил двумя руками. Но как только нацисты стали славить Бандеру с Петлюрой и намекать на еврейские погромы и чистоту нации, как журналист быстро отказался от мандата депутата горсовета и снова «перебежал» в журналистику.

«Я, в отличие от многих, пропустил через себя, через свои глаза, через свое сердце, 30 тысяч человек. 30 тысяч, ребята! У меня было "ноу-хау", я об этом рассказывал: я издал 30-тысычный тираж своей книжки, мы поставили столик с моими друзьями. Книжки на стол, очередь 500–600 человек в людном месте. Я подписываю книжки и разговариваю с человеком. Я сейчас говорю убийственные вещи, но поскольку я никуда не баллотируюсь - мне всё равно. 10% - нормальные, вменяемые, понимающие, умные люди. Дальше - от плохого к очень плохому. И это наша беда - деградация избирателей. Поэтому когда мы говорим о плохом парламенте, надо начинать с плохих избирателей», - убеждает издатель бульварной газеты, носящей его имя. Он также рассказал «для подтверждения» своей правоты историю о том, как некоторые его коллеги с Майдана покупали избирательные округа, ни разу не засветившись на встречах с избирателями.

«Один депутат избирался в своё время в городе Мелитополе и боролся там с очень серьёзным другим депутатом, который ходил по дворам, до каждого достучался, такой работяга был из социалистов-коммунистов, не буду говорить, кто. Этот депутат, который избирался, послал в Мелитополь людей с деньгами - и избирателей просто купили, он ни разу туда не приезжал. Он потом приехал в Мелитополь, вышел с трапа самолета и сказал: «Ну, посмотрим, как тут Мариуполь за меня проголосовал». Ему говорят: «Это Мелитополь». Он говорит: «Мелитополь? Да какая разница!» Вот так у нас происходят выборы народных депутатов. И пусть тот человек, о котором я говорю, вспомнит меня сейчас», - рассказал Дмитрий Гордон. Правда, неясно, почему вся вина за «неправильные» парламенты ложится на пенсионеров, которыми якобы манипулируют из-за нищенских пенсий. Ведь зарплаты чиновников, врачей, учителей ненамногим больше пособий старикам, однако их Гордон не призывает лишить конституционного права ходить на выборы.

К слову, данная особь не является «первопроходцем» в деле прореживания электората. Первым призвал отнять у «пенсов» право голоса активист Майдана Мустафа Найем: дескать, старики мешают скакать в Европу и тянут нацию в «таёжный союз». Теперь его поддержал Гордон, однако, мотивировка после получения Украиной безвиза, изменилась: пенсионеры выбирают «не тех», а значит гордоны, найемы и прочие патриоты, прикормленные зарубежными хозяевами, - пролетают. Тем не менее, тема обрезания конституционных прав значительной части населения активно муссируется в стране победившей гидности, и юристы начинают легитимизировать данный вопрос, рассказывая кастрюлям, что такой подход принял в некоторых европейских странах, например, в Дании. Ещё немного, и активисты начнут бить стариков на избирательных участках - как били их 9 мая за ношение георгиевской ленты. В европейской "Понадусе" всё идёт к тому, что ходить на выборы получат право только расово "свидомые" галичане и активисты Майдана, а сами выборы будут проводится во Львове.


Такой неприглядный сценарий был заложен еще в 2017 году в рамках пенсионной реформы, предполагавшей повышение пенсионного возраста и трудового стажа, необходимого для выхода на заслуженный отдых.

В постановлении правительства Украины № 1098 говорится, что в 60 лет в 2020 году выйти на пенсию могут те, кто имеет не менее 27 лет стажа. Если есть от 17 до 27 лет стажа, придется работать до 63 лет, а от 15 до 17 лет — 65 лет.

Плюс 75 тысяч нищих и более


Однако в постановлении правительства и эта норма была прописана как временная мера, действующая до 1 января 2021 года. Следовательно, более 75 тысяч украинцев, получавших социальную пенсию в текущем году, лишатся и этого мизерного источника средств к существованию. Многие из них, стоит отметить, ранее усердно работали, но либо без официального оформления, либо за границей, так как вследствие деиндустриализации и закрытия предприятий нормальной официальной работы на родине найти не могли.

И количество таких людей будет нарастать с каждым годом, как снежный ком. Если сейчас на пенсию выходят люди еще советского поколения, у которых был какой-нибудь стаж до 1990-х годов, то следующее поколение не имеет, как правило, и его.

Как говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, сейчас из 22 миллионов трудоспособного населения Украины Единый социальный взнос (ЕСВ), то есть отчисления в Пенсионный фонд, платят лишь 11 миллионов. Остальные же трудоустроены либо неофициально, либо за пределами Украины. И большую часть из них ожидает такая же судьба, особенно учитывая, что требуемый трудовой стаж будет повышаться. К 2028-му году он должен составлять уже 35 лет.

Как прогнозирует Пендзин, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены жить под мостами и побираться на свалках — если нет родственников, которые смогут кормить.

Коллапс государственного Пенсионного фонда

Возможно, более светлое будущее ожидает тех украинцев, которые все-таки нашли официальную работу на родине и смогут к 2028 году накопить 35 лет стажа? Однако и здесь, увы, все не так радужно. На данный момент дефицит в Пенсионном фонде составляет более 200 миллиардов гривен. «Дыру» в фонде закрывают из госбюджета, у которого в приоритете стоят выплаты международным кредиторам.


Его слова можно считать своеобразным «ободряющим» посылом тем украинцам, кто все-таки работает официально в надежде заработать себе 35-летний стаж в будущем.

В то же время заместитель Федерации профсоюзов Украины Александр Шубин считает премьер-министра большим оптимистом относительно сроков, так как, по его подсчетам, уже через пять лет Украина не сможет платить пенсии. Такой печальный сценарий является не только следствием демографии, но и естественным результатом майдана, шестую годовщину которого как раз отмечают в эти дни.

Пресловутый «безвиз» наряду с массовым закрытием предприятий отправил за пределы страны миллионы трудоспособных украинцев. И теперь около 8 миллионов граждан Украины работают, а их работодатели делают отчисления в Пенсионный фонд, но не Украины, а Польши или Италии.

Однако, даже если Украина вообще не сможет платить пенсии, это не будет означать отмену пенсионных отчислений ныне работающих украинцев. Это означало бы увольнение тысяч чиновников, которые «без пропитания не могут», а Государственный пенсионный фонд, в принципе, может работать и сугубо на себя. Поэтому он в любом случае останется, как и обязательные отчисления в него.

Частные пенсионные фонды с признаками аферы

В качестве дополнительной альтернативы ныне действующей пенсионной системе в Кабмине продвигают концепцию накопительной трехуровневой пенсионной системы. Соответствующий законопроект, по словам депутата от «Евросолидарности» Алексея Гончаренко, на днях согласовал Кабмин. Правительство предлагает Верховной Раде ввести три профессиональных пенсионных программы для молодых работников, которым сейчас менее 35 лет:

1. Право на получение пенсионных выплат после 50 лет при наличии страхового стажа от 25 лет — работодателям придется дополнительно к 22% ЕСВ платить еще 15%;

2. Право на получение пенсии после 55 лет и наличия страхового стажа от 30 лет — 7% отчислений дополнительно к ЕСВ для работодателей;

3. Возможность вступить в негосударственный пенсионный фонд с получением пенсионных выплат по достижении 55 лет. При этом дополнительные отчисления, помимо ЕСВ, — от 3% по согласованию с работниками.

Таким образом, согласно плану, на Украине должна будет заработать трехуровневая пенсионная система (для тех, кто младше 35 лет):

1-й уровень — государственная солидарная система (действует и сейчас);

2-й уровень — государственная накопительная система (попытаются запустить);

3-й уровень — частные пенсионные фонды (уже существуют на Украине, но не пользуются особой популярностью из-за недоверия граждан).


Резко критикует Украину за пассивность в этом вопросе и USAID.

«После 14 лет существования системы негосударственного пенсионного обеспечения в Украине (3-й уровень) оказалось, что это неудачный эксперимент. Неудачный с точки зрения охвата физических лиц, общей суммы накопленных активов, расходов и реальных показателей деятельности, а также, самое главное, результатов», — резюмировали в USAID в апреле этого года.

Возможно, запугивание граждан вероятной отменой государственных пенсий вызвано и этим фактором. Народный депутат из фракции «Слуга народа» Галина Янченко в эфире «Украины 24» недавно говорила, что нынешние 30-летние украинцы могут даже не надеяться, что после достижения пенсионного возраста будут получать пенсии, поэтому им пора задуматься о накопительной системе.

«Мне 32 года, и я думаю, что моему поколению пенсия, на которую можно выжить, уже не светит», — заявила депутат, призвав аудиторию взглянуть на пенсионеров стран Западной Европы, которые живут хорошо, и всё благодаря накопительной пенсионной системе.

В данном контексте можно вспомнить, что картинки со счастливыми немецкими пенсионерами распространялись еще шесть лет назад на майдане, который через год почти в три раза сократил реальные пенсии за счет девальвации.

По сути, частные пенсионные фонды — это частные банки, предлагающие долгосрочные вклады с выплатой через 20-30 лет. И то, что граждане Украины не спешат нести в них свои сбережения, вызвано осознанием нестабильности политической и экономической ситуации в стране.

Многие к тому же регулярно видят пикеты обманутых вкладчиков и подозревают очередную аферу и в системе частных пенсионных фондов. Все-таки украинские банкиры-аферисты нередко успевают ограбить вкладчиков и за год-два существования банка, что уж говорить о периоде в 20-30 лет, когда истечет даже срок давности. Достаточно представить себе такого вкладчика, который вложил бы свои средства в частный пенсионный фонд в 1996 году, когда средняя зарплата была 126 гривен, в надежде получить в 2020-м «огромную пенсию» в 150 гривен с учетом процентов и той малой вероятности, что эта контора до сих пор бы сохранилась.


«Должны быть инструменты для инвестиций. У нас в стране их нет. У нас фондового рынка как такого нет. Единственное, куда можно вкладывать деньги сегодня, — это, наверное, ОВГЗ», — говорит Александр Паращий, аналитик инвестиционной компании Concorde Capital, рассказывая о приоритетных инвестициях украинских частных пенсионных фондов.

На Украине уже есть свежие прецеденты обмана вкладчиков таких фондов. В 2007 году Нацбанк Украины сформировал для своих сотрудников отдельный пенсионный фонд, в который они переводили 3% своих зарплат, чтобы получить дополнительную пенсию со временем. Эти средства НБУ вкладывал в «прибыльные предприятия». В итоге вложенные средства испарились вскоре после победы Евромайдана — в 2015 году.

Пропало в общей сложности около миллиарда гривен. И пропали они потому, что экономические «гении» государственного Нацбанка вкладывали эти средства исключительно в убыточные предприятия (как правило, неликвидные частные банки). В целом же в этой схеме просматриваются все признаки аферы, в результате которой пострадали около 13 тысяч рядовых сотрудников НБУ.

Накопительная система и частные пенсионные фонды, возможно, актуальны в стабильных странах с низким уровнем коррупции, не испытывавших экономических и политических потрясений десятилетиями, но не в Афганистане, Ливии, Украине или Молдавии. В условиях этих стран любые финансовые обязательства с отсрочкой в 20-30 лет напоминают сказку о том, как Ходжа Насреддин взял у шаха деньги, обязуясь через 20 лет научить осла говорить по-человечески.

«Всё равно за эти 20 лет либо шах умрет, либо осел, либо я», — решил Насреддин, подсказав тем самым принцип действий и для многих аферистов из частных пенсионных фондов в нестабильных коррумпированных странах.


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

  • Культура
  • История
  • Религия
  • Спорт
  • Россия глазами иностранцев

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

  • Фото
  • Инфографика
  • ИноВидео
  • ИноАудио

Пенсии украинцев не соответствуют реальному прожиточному минимуму

Весна 2020 года стала, вероятно, одним из наиболее радостных периодов для украинских пенсионеров, ведь миллионы наших пожилых граждан получили различные доплаты, некоторые даже несколько.

Напомним, в конце апреля почти 10 миллионов пенсионеров получили единоразово по тысяче гривен — так называемую «коронавирусную тысячу» от президента Владимира Зеленского, который пообещал ее всем, чья пенсия составляет менее пяти тысяч гривен.

Также в апреле пенсионеры старше 80 лет — а их в стране примерно 1,5 миллиона — начали получать ежемесячно дополнительные 500 гривен.

А в мае состоялась долгожданная индексация пенсий, которую ждали еще в марте.

По данным Пенсионного фонда, перерасчет затронул 9,9 миллионов пенсионеров, но по факту пенсии выросли у 8,36 миллионов человек. Индексировались пенсии по возрасту, выслуге лет, инвалидности и в связи с утратой кормильца.

Среднее повышение составило 11%. Средняя сумма надбавки — 260 гривен. При этом почти половине пенсионеров повысили выплаты лишь на 100 гривен. Также без повышения остались те, у кого фактический размер выплат с учетом надбавок уже был на это время выше расчетного.

Кроме того, индексация не коснулась тех, кто получает так называемую социальную пенсию. Ее размер привязан к прожиточному минимуму для лиц, утративших трудоспособность, и индексируется дважды в год (вместе с прожиточным минимумом) — в июле и декабре. Сейчас ее размер составляет 1638 гривен. Соответственно, 1 июля он повысится до 1 тысячи 712 гривен, а 1 декабря — до 1 тысячи 769 гривен.

Выпавшие десятилетия

Социальная пенсия в узком смысле пенсией не считается (она не выплачивается из средств Пенсионного фонда), а является социальной помощью. Ее получают те люди, которые достигли пенсионного возраста, но не имеют страхового стажа, необходимого для получения полноценной пенсии.

В результате пенсионной реформы требования к минимальному стажу значительно повысились — уже с 2018 года для выхода на пенсию в 60 лет он составлял 25 лет, и теперь увеличивается ежегодно на один год, пока не остановится в 2028 году на отметке 35 лет (если за это время не придумают что-то еще, причем, как в сторону увеличения, так и, возможно, в сторону снижения, хотя в это верится с трудом).

Некоторые из тех, кто к 60 годам не имел указанного страхового стажа, попросту не работал (или работал очень недолго). Чаще — это женщины, решившие посвятить себя воспитанию детей и поддержанию домашнего очага. Но попадаются среди них и мужчины, например, те, кто долго не мог найти работу. Или себя.


Особенно много таких граждан среди попавших в жернова «лихих 90-х». Это, в основном, люди, которым на момент развала Советского Союза было от 30 до 50 лет, и которые преимущественно работали на бюджетных предприятиях. В последнее десятилетие прошлого века такие предприятия массово закрывались, трудившиеся на них увольнялись, переходили на индивидуальную трудовую деятельность, в частный бизнес, который, заметим, зачастую носил не совсем легальный характер, отправлялись на заработки за границу, где тоже очень часто работали нелегально. Это было время слома эпох, систем, всего жизненного уклада. Одна государственная система с треском развалилась, а другая, балансируя на этих обломках, еще не появилась. Людям же нужно было как-то жить и, скажем честно, выживать.

В результате у данной категории граждан выпало целое десятилетие, а у многих — и два десятка лет, ведь в XXI веке условия трудоустройства не сильно изменились. А вот требования к стажу поменялись заметно, о чем было сказано выше.

Понятие «страховой стаж» на Украине появилось лишь в 2004 году. До этого учитывался еще «советский» трудовой стаж. Очевидно, что, если человек работал без трудовой книжки, его шансы заработать легальный трудовой стаж приближаются к нулю. Даже, если платились налоги. Так, например, автор этих строк в начале 1990-х выполнил ряд работ для одной уважаемой международной организации, и из оплаты, на то время очень солидной, автоматически были вычтены налоги. Но найти подтверждающие это документы сегодня не представляется возможным.

Те, кто уехал на чужбину и даже смог устроиться там на легальную работу, тоже не могут рассчитывать на зачисление этого времени в трудовой, а теперь и страховой стаж — они ведь не трудились на благо родины и не делали отчисления в ее пользу. И кого теперь волнует, что за границей своей родины они оказались из-за того, что эта родина не смогла их обеспечить работой и достойной зарплатой.

Что уже говорить о тех, кто переоборудовал собственный гараж в автомастерскую или занялся выращиванием овощей на придомовом участке для скромных поставок на продовольственные рынки.

При этом, если в столице и крупных городах с работой все эти годы было относительно неплохо, хотя и здесь часто приходилось, да и сейчас нередко приходится, работать в «тени», то в маленьких населенных пунктах с работой всегда было существенно хуже. А это значит, что число граждан, не имеющих права на пенсию, будет только увеличиваться.

Ненужные люди

Есть совершенно вопиющие примеры. Вот один из них. Жительница небольшого городка на западе Украины. Около 60 лет. Еще в советские времена работала на градообразующем предприятии, которое после развала СССР закрылось. Женщина несколько лет постоянно нигде не работала, перебиваясь случайными заработками, несколько раз выезжала за границу. В последнее время за рубежом трудоустраивалась совершенно легально — ведь во многих странах Европы наши люди, в отличие от родины, в цене. Добилась социальной помощи, поскольку в свое время ухаживала за ребенком-инвалидом. Сейчас получает 1638 гривен. Как жить на эти деньги, не знает.

Другой пример. Женщина примерно тех же лет, но из большого города. В последние годы практически лишена возможности самостоятельно передвигаться. Пенсия есть (по инвалидности) — все те же 1638 гривен. Если бы не помощь детей, не представляет, как смогла бы выжить на эти деньги.

А если человек одинок, что тогда? Нет ответа на этот вопрос.

Третий пример. Мужчина, 61 год. Работал на предприятии в СССР. В независимой Украине, после того, как предприятие закрылось, брался за любую работу, выезжал на заработки в Польшу. По достижении официального пенсионного возраста обратился в отделение Пенсионного фонда по месту жительства. В пенсии отказали — не хватает стажа. Назначили социальную помощь. Но, поскольку вместе с ним проживает еще и его жена, которая получает социальную пенсию, помощь даже не дотягивает до 800 гривен.

И это — не единичные примеры. Их сотни, если не тысячи, а, возможно, намного больше.

Недавно сеть взорвалась от возмущения из-за заявлений представителей власти о том, что предлагаемые украинцам 5000 гривен — это вполне приличная зарплата. А как тогда оценивать пенсии, которые в три раза меньше?

Нужно четко понимать, что пенсия — это не подачка от государства тем, кто не хочет работать, а вознаграждение за многолетние труды. И не важно, сколько и как долго нынешний пенсионер отчислял в Пенсионный фонд: когда-то и Пенсионного фонда не было, и вообще была другая страна, а в нынешней стране сменялись президенты, главы правительств, менялось законодательство, в том числе Конституция. Нынешний пенсионер ничего не должен ни Брежневу, ни Горбачеву, ни Кучме, ни Порошенко, ни Зеленскому, ни тому, кто станет президентом после него.

А вот у власти долг перед пенсионерами есть. И речь здесь не о конкретных суммах, а об элементарной социальной справедливости, о которой так часто любят говорить украинские политики.

Ведь в старости у людей уже не те силы, что в молодости и даже в зрелые годы. Очень часто люди с возрастом теряют трудоспособность. Даже если речь не идет о болезнях. А болезни с возрастом также обостряются. А это значит, что нужны дополнительные средства на лечение. Отечественная медицина не дает особых надежд, при этом лекарства дорожают с каждым годом больше, чем все остальное.

Пенсионер — в любой стране, не только в Украине — заслуживает достойной старости. То, что легко переносится в молодости — безденежье, бытовая неустроенность, недомогание, с возрастом воспринимается существенно тяжелее. И у таких людей не должно быть ощущения ненужности, социальной изоляции (речь не о профилактике covid-19 — на это властям, да и обществу в целом, наплевать). Люди не должны с ужасом ждать приближения старости.

Необходимые шаги

Какой может быть из всего этого выход? Очевидно, что размеры пенсий должны быть пересмотрены. И не только минимальной — ведь и средняя пенсия в Украине сегодня едва превышает три тысячи гривен, то есть чуть более 100 евро (это пока валютный курс не вырос).

Учитывая, что минимальная пенсия в Украине привязана к прожиточному минимуму (для лиц, утративших трудоспособность, он еще меньше, чем средний прожиточный минимум), необходимо пересматривать и его размер.

В 2019 году тогдашний премьер-министр Алексей Гончарук заявлял, что размер прожиточного минимума не соответствует реалиям, в связи с чем собирался его увеличить до уровня минимальной зарплаты (более, чем 4000 гривен). Но в госбюджет 2020 года внесли совсем другие цифры, и теперь мы «маємо те, що маємо». Средний — на уровне 2027 гривен сейчас и 2 тысячи 189 гривен с 1 декабря, для нетрудоспособных — 1 тысячу 638 гривен сейчас и 1 тысячу 769 гривен в конце года.

Для сравнения: в таких странах как Великобритания, Франция, Австрия, Нидерланды, официальный прожиточный минимум превышает тысячу евро. В Испании и Италии он немного не дотягивает до этого уровня. В бывших социалистических странах прожиточный минимум еще ниже — от 300 евро в Болгарии и Румынии до 600 евро в Чехии. Но и это, конечно же, больше, чем наши 60-80 евро.

Кроме того, в русле мировой практики следует обеспечить пенсией всех граждан преклонного возраста, хотя бы минимальной. При этом пенсия по стажу должна основываться на принципах накопительной системы, что также является международным стандартом.

Недавно в Верховной раде прошли парламентские слушания, на которых были приняты рекомендации о необходимости повысить прожиточный минимум до уровня минимальной зарплаты. Напомним, в 2020 году она составляет 4 тысячи 723 гривны.

Но даже по оценкам Министерства социальной политики, при нынешних ценах реальный прожиточный минимум почти достиг пять тысяч гривен (для нетрудоспособных, по оценке министерства, он составляет 3 тысячи 264 гривны). Так что даже в случае повышения прожиточного минимума до «минималки» он все равно будет меньше необходимого.

Рекомендации народных депутатов вселяют робкую надежду. Но важно понимать, что это — пока даже не законопроект.

А главное — прислушаются ли к рекомендациям в правительстве? Это уже отдельный, хотя и очень важный вопрос.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Решение Президента и правительства Украины о дополнительных выплатах в размере 2410 гривен пенсионерам, которые получают минимальную и ниже минимальной пенсии, нужно рассматривать, прежде всего, с правовой точки зрения.

Согласно отечественному законодательству, в Украине положено проводить индексацию пенсий, зарплат и других денежных доходов в соответствии с Законом Украины «Об индексации денежных доходов населения», если темп инфляции превысил 3% годовых. И то, что индексация пенсий не проводилась раньше, – это факт, который сейчас признается властью публично. Власть объясняет это тем, что экономическая ситуация в государстве в 2015-2016 годы была очень тяжелой, и потому не было возможности провести индексацию. Справедливости ради надо также учитывать, что в упомянутый закон предусмотрительно были внесены поправки, которые дают право правительству проводить индексацию доходов тогда, когда, по мнению правительства, это позволяют доходы бюджета.

Как бы там ни было, власть признает, что не выполнила требования законодательства Украины.

Сейчас приближаются выборы. И, как бы представители власти ни уверяли, что они просто заботятся о пенсионерах, осуществляя дополнительные выплаты, факт остается фактом: власть начала «заботиться» о пенсионерах в марте 2019 года – перед первым туром президентских выборов

Однако можно предполагать, что данные требования украинских законов не выполнялись властью умышленно. Люди, которые сегодня находятся у власти и сейчас ведут избирательную кампанию, достаточно дальновидны. Соответственно, они прекрасно понимают: если длительное время не отдавать деньги тому, кому вы их задолжали, затягивать этот момент и вернуть деньги тогда, когда это нужно вам, то бедный пенсионер обрадуется именно тогда, когда нужно, будет благодарен своим «благодетелям» и проголосует за них. В своей сущности такая политика является скрытой формой подкупа избирателей.

Сейчас приближаются выборы. И, как бы представители власти ни уверяли, что они просто заботятся о пенсионерах, осуществляя дополнительные выплаты, факт остается фактом: власть начала «заботиться» о пенсионерах в марте 2019 года – перед первым туром президентских выборов. Плюс уже объявлено, что также «позаботятся» о пенсионерах (в виде «автоматической» индексации пенсий и монетизации субсидий в форме выдачи на руки наличных денег) в марте и апреле этого – в порядке подготовки к первому и второму турам выборов.

Потом – забота о пенсионерах прекратится. А с мая снова будут повышены тарифы на газ.

Если бы эти разовые выплаты, «автоматические индексации» и монетизация субсидий, были осуществлены властью ранее – в 2015, 2016, 2017 или даже в 2018 году, а не в месяц выборов, не последовали бы и нынешние многочисленные обвинения в СМИ и вышеописанные экспертные предположения.

Кроме того, свидетельством тому, что нынешняя акция с выплатами пенсионерам носит предвыборный характер, является крайне активная деятельность государства по заимствованию денег, в том числе у нерезидентов, и увеличение внутреннего и внешнего государственного долга, что наблюдалось в последнее время. Посмотрите хотя бы по датам размещения ценных бумаг Украины – на протяжении последнего месяца они размещаются практически еженедельно, под высокие проценты. Таким образом, привлекаются деньги. Этим был вызван временный приток валюты в страну и искусственное укрепление гривны.

Такие акции по наращиванию государственных долгов в краткий период времени говорят о том, что в действительности собственных источников на эти выплаты пенсионерам у государства не было. Потому слова представителей власти о том, что индексация пенсий должна была быть проведена раньше, что они готовились, но вот только сейчас наконец появилась возможность, не выглядят правдоподобными. Ведь возможность заимствований была и раньше, возможность осуществления выплат за счет наращивания долгов была и раньше. Это, конечно, не самая лучшая возможность, но сейчас именно она и реализуется.

Поэтому, с моей точки зрения, это – «коврижки» или «печеньки» для электората. Безусловно, такие выплаты пенсионерам, получающим минимальные пенсии, которые буквально умирают с голоду или пребывают в крайне тяжелом положении – это хорошо. Однако это не отменяет того факта, что все это – форма попытки воздействовать на результаты голосования и добиться нужного для власти результата выборов.

Следует отметить, что расчет сейчас делается не на самую искушенную часть населения, и это люди, которых очень много в стране. Мы должны помнить, что интеллектуальная прослойка в нашем государстве – тонкая, и она все время уменьшается, соответственно, не она «делает погоду» на выборах. Не социологи, политологи, эксперты, партийные деятели, журналисты, лидеры общественного мнения – не они составляют большинство голосующих в Украине.

Поэтому, с моей точки зрения, это – «коврижки» или «печеньки» для электората. Безусловно, такие выплаты пенсионерам, получающим минимальные пенсии, которые буквально умирают с голоду или пребывают в крайне тяжелом положении – это хорошо

Большинство голосующих в Украине – это миллионы людей, которые получают 1497 гривен в месяц, то есть минимальную пенсию. А для человека, который не сводит концы с концами, сумма в 2410 гривен, которую ему внезапно выдает власть, кажется ему очень существенной, и он начинает благодарить судьбу и власть, которая сделала эту выплату.

Что касается всех остальных пенсионеров в стране… Если средняя пенсия в Украине составляет 2500-2600 гривен (хотя есть немногочисленная категория населения, у которой очень высокая пенсия), то нужно понимать, насколько низкий жизненный уровень у пенсионеров. Тем, кто живет в такой беспросветной бедности, любая выплата, даже субсидии (чтобы человек просто подержал эти деньги в руках) – это ощутимо.

Вроде бы ничего и не меняется: то ли безналично за вас покроют ваши коммунальные расходы на сумму субсидии, то ли вам выдадут субсидию на руки наличными, а вы пойдете и отнесете ее в отделение банка, оплатив коммуналку. То есть с материальной точки зрения, ничего не меняется, но ставка делается на психологический эффект: человек, который получит субсидию в руки, подержится за эти деньги, у него создастся впечатление, что его доходы увеличились.

Сейчас в Украине выборами занимаются высокие профессионалы и специалисты, в том числе психологи. Последние четко просчитывают воздействие той или иной акции на поведение – хоть это звучит очень обездушено – электората. Перед выборами в Украине нет людей – есть только электорат, которым можно манипулировать.

Сейчас в Украине выборами занимаются высокие профессионалы и специалисты, в том числе психологи

Посмотрите хотя бы на последние сообщения о разоблачении массовых сетей, создаваемых кандидатами от власти, для скупки голосов и подкупа избирателей (эта технология в бизнесе известна как сетевой маркетинг), на объявления о том, где будут выплачивать по тысяче гривен тем, кто проголосует за кандидата от власти. Все это вместе идет в русле массированного воздействия на поведение электората. Уже ясно, что в Украине ведется беспрецедентно грязная избирательная кампания по выборам президента Украины, далекая от идеалов правового и демократического государства. Ну, а насколько воздействия грязных избирательных технологий на электорат окажутся эффективными – покажут результаты выборов.

Виктор Суслов, Заслуженный экономист Украины, экс-министр экономики Украины

Читайте последние новости Украины и мира на канале УНИАН в Telegram

Читайте также: