Бюджетный учет взносов в пенсионный фонд


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В текущем году в бюджетном учреждении выявлен факт переплаты по страховым взносам в Пенсионный фонд и Фонд медицинского страхования. Переплата образовалась до 01.01.2017 в рамках деятельности по муниципальному заданию. Причина образования переплаты - страховых взносов начислено больше, чем отражено в отчетах по фондам. Как отразить восстановление выявленной дебиторской задолженности в учете и отчетности бюджетного учреждения?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Исправление ошибки, связанной с лишним начислением страховых взносов до 01.01.2017, может отражаться с применением счета 401 29 "Расходы прошлых лет".
Внесенные корреспонденции по исправлению ошибок прошлых лет в обороты текущего года не включаются. Корректировке при этом подлежат остатки на начало года.

Обоснование вывода:
Для расчетов по страховым взносам применяются аналитические счета учета счета 303 00 "Расчеты по платежам в бюджеты" (п. 259 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).
В рассматриваемой ситуации в текущем году выявлен факт переплаты по страховым взносам, которая образовалась до 01.01.2017. Причина образования переплаты - излишнее начисление страховых взносов. Соответственно, в данном случае следует говорить об исправлении ошибки, выявленной в текущем году за период, предшествующий 01.01.2017.
Порядок исправления ошибок, выявленных в регистрах бухгалтерского учета, регулируется положениями п. 18 Инструкции N 157н. Исправление ошибок прошлых лет отражается датой обнаружения ошибки дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью, оформленной по способу "Красное сторно", и (или) дополнительной бухгалтерской записью. Бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет подлежат обособлению в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.
В целях обособления ошибок года, предшествующего 01.01.2017, в 2018 году применяются новые счета бухгалтерского учета (п.п. 276, 281, 298 Инструкции N 157н):
- 304 94 "Консолидируемые расчеты иных прошлых лет" - в части исправления ошибок по консолидируемым расчетам;
- 401 19 "Доходы прошлых лет" - в части отражения бухгалтерских записей, корректирующих показатель доходов;
- 401 29 "Расходы прошлых лет" - в части отражения бухгалтерских записей, корректирующих показатель расходов;
- 304 96 "Иные расчеты прошлых лет" - в части отражения бухгалтерских записей по ошибкам, не отраженных на иных обособляемых счетах расчетов и (или) счетах финансового результата.
Отметим, что бухгалтерских записей с применением данных счетов Инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), не содержит. Соответственно, применяемые бухгалтерские записи бюджетному учреждению следует согласовать в порядке п. 4 Инструкции N 174н. В рассматриваемой ситуации ошибка приводит к необходимости корректировки расходов прошлых лет. Соответственно, ее исправление может отражаться с применением счета 401 29 "Расходы прошлых лет".
Таким образом, в данной ситуации корректными будут следующие бухгалтерские записи:
Дебет 4 401 29 213 Кредит 4 303 ХХ 730
- способом "Красное сторно" отражена корректировка излишне начисленных страховых взносов.
Соответствующие корреспонденции отражаются в учете на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833), содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (Журнала операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен, и период, в котором были выявлены ошибки (п. 18 Инструкции N 157н).
Согласно п. 33 СГС "Учетная политика" при исправлении ошибок прошлых лет необходимо проводить ретроспективный пересчет остатков в отчетности - пересмотреть "входящие" остатки в представленной отчетности. СГС "Учетная политика" будет действовать начиная с 2019 года (п. 2 приказа Минфина России от 30.12.2017 N 274н). В то же время применение указанного подхода в целях отражения исправления ошибок прошлых лет анонсировано специалистами финансового ведомства уже для учета и отчетности в 2018 году (последний абзац п. 1.7 Методических рекомендаций по применению СГС "События после отчетной даты", доведенных письмом Минфина России от 31.07.2018 N 02-06-07/55005).
То есть внесенные корреспонденции по исправлению ошибок прошлых лет в обороты текущего года не включаются. Корректировке при этом подлежат остатки на начало года. В настоящее время обязательные процедуры согласований и рассмотрений проходят изменения в Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н. Приказ Минфина России от 30.11.2018 N 243н, который вносит данные изменения, уже размещен на официальном сайте Минфина России (по ссылке https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/bu_gs/metodkab/#).
Исходя из данного приказа в Балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) остатки на начало года будут отражаться с учетом внесенных исправлений по ошибкам прошлых лет. Сами изменения остатков подлежат отражению в Сведениях об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Ответ прошел контроль качества

14 декабря 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации устанавливает Закон №167-ФЗ.

Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Законом №167-ФЗ.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование представляют собой индивидуальные возмездные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Назначение этих платежей состоит в том, чтобы обеспечить права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, соответствующем сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе бюджетные организации.

Застрахованные лица - это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Законом №167-ФЗ. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера.

Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:

- страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;

- страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;

- страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

- социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.

Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 «Единый социальный налог (взнос)» НК РФ.

Обратите внимание на тот факт, что одинаковая база налогообложения с единым социальным налогом не означает, что по страховым взносам в Пенсионный фонд предоставляются те же льготы, что и по единому социальному налогу.

В порядке исчисления страховых взносов есть некоторые особенности. Так например, льготы, предусмотренные статьей 239 НК РФ для плательщиков единого социального налога, не распространяются на пенсионные взносы. Это касается инвалидов – исчисление пенсионных страховых взносов в пользу инвалидов, производится на общих основаниях и в полном размере.

В то же время суммы выплат, не подлежащие налогообложению согласно статье 238 НК РФ, исключаются не только из налоговой базы по единому социальному налогу, но и из базы по начислению страховых взносов.

Страхователи обязаны:

- зарегистрироваться в пятидневный срок с момента представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и представляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

- своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет;

- представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения;

- выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

- выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Страхователи имеют право:

- участвовать через своих представителей в управлении обязательным пенсионным страхованием;

- бесплатно получать у страховщика информацию о нормативных правовых актах, об обязательном пенсионном страховании, а также информацию о размерах обязательного страхового обеспечения, выплаченного застрахованным лицам, за которых страхователь уплачивал страховые взносы;

- обращаться в суд для защиты своих прав.

Застрахованные лица имеют право:

- через представительные органы работников и работодателей участвовать в совершенствовании системы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

- беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

- своевременно и полностью получать обязательное страховое обеспечение за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

- защищать свои права, в том числе в судебном порядке.

Застрахованные лица обязаны:

- предъявлять страховщику содержащие достоверные сведения документы, являющиеся основанием для назначения и выплаты обязательного страхового обеспечения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

- сообщать страховщику о всех изменениях, влияющих на выплату обязательного страхового обеспечения;

- соблюдать установленные для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения условия.

В случае невыполнения указанных обязанностей и выплаты в связи с этим излишних сумм из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, застрахованные лица несут ответственность в размере причиненного ими ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Все застрахованные лица делятся на две возрастные группы:

- лица 1966 года рождения и старше;

- лица 1967 года рождения и моложе.

Тариф страхового взноса – это размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.

Для бюджетных учреждений, применяются следующие тарифы страховых взносов:

1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

В течение 2005 - 2007 годов для страхователей-бюджетных учреждений, выступающих в качестве работодателей для лиц 1967 года рождения и моложе, применяются следующие ставки страховых взносов, установленные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона №167-ФЗ:

2) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

В течение 2005 - 2007 годов для страхователей - бюджетных учреждений, которые выступают в качестве работодателей для лиц 1967 года рождения и моложе, применяются ставки страховых взносов, установленные пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона №167-ФЗ:

Расчетным периодом является календарный год.

Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Ежемесячно бюджетные учреждения обязаны уплачивать авансовые платежи. По итогам отчетного периода рассчитывается разница между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.

Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается бюджетными учреждениями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов.

Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса.

Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей бюджетное учреждение отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Форма Расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и рекомендации по ее заполнению утверждены Приказом Минфина Российской Федерации от 23 марта 2005 года №48н.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

По окончании расчетного периода бюджетное учреждение представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.

В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 24 Закона №167-ФЗ, страхователи (бюджетные учреждения) обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Рекомендуемая форма индивидуальной карточки утверждена Приказом МНС Российской Федерации от 27 июля 2004 года №САЭ-3-05/443 «Об утверждении форм индивидуальных и сводных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета) и порядка их заполнения».

Страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 февраля 2006 года №30н «Об утверждении формы декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и порядок ее заполнения».

Страхователи – бюджетные учреждения, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам.

Определение условий для применения тарифов страховых взносов производится в целом по бюджетному учреждению, включая обособленные подразделения.

Контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами.

Взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в следующем порядке:

До принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

В случае если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов принимается руководителем (его заместителем) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации после истечения срока исполнения требования об их уплате.

Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов доводится до сведения страхователя в срок не позднее пяти дней после вынесения решения.

Бюджетные учреждения, в отношении которых было принято решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, могут обжаловать его в вышестоящий орган страховщика. При этом, исполнение указанного решения приостанавливается.

В том случае, когда бюджетное учреждение обжалует решение в арбитражный суд, исполнение решения может быть приостановлено в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.

Обратите внимание!

В решении о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов указываются порядок обжалования решения в вышестоящий орган страховщика, а также наименование этого органа, его местонахождение, другие необходимые сведения.

О времени и месте рассмотрения жалобы соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации обязан известить страхователя за 10 дней.

За каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начисляется пеня, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.

Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую страхователь не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции страхователя в банке или наложен арест на имущество страхователя. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате единого социального налога (взноса) не приостанавливает начисления пеней на сумму страховых взносов, подлежащую уплате.

Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий, влечет взыскание штрафа в размере 20% неуплаченных сумм страховых взносов.

Неуплата или не полная уплата сумм страховых взносов, которые совершены умышленно влекут за собой взыскание штрафа в размере 40% неуплаченных сумм страховых взносов. Неправомерное не сообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно было сообщить в орган Пенсионного фонда Российской Федерации, - влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, - влекут взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бюджетные учреждения».

15 апреля и 1 мая – крайний срок представления бухгалтерами отчет­ности за первый квартал в ФСС России и Пенсионный фонд РФ. Сдавать отчетность по страховым взносам нужно будет по новым формам, а вести бюджетный учет соответствующих расчетов – с учетом из­менений в Инструкции № 148н. Разберемся, каков же правильный порядок отражения новшеств.

Изменения в бюджетном учете в части уплаты страховых взносов

Переход с уплаты ЕСН к уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование потребовал внесения изменений в Инструкцию по бюджетному уче­ту. В соответствии с приказом Минфина России от 30.12.2009 № 152н “О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Мини­стерства финансов Российской Федерации от 30.12.2008 № 148н” учет расчетов по страховым взносам, уплачиваемым в соответствии с Законом № 212-ФЗ, с 1 января 2010 г. необходимо вести с использованием следующих счетов бюджетного учета:

0 303 02 XXX “Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное стра­хование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством”;
0 303 07 XXX “Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС”;
0 303 08 XXX “Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный ФОМС”;
0 303 10 XXX “Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии”;
0 303 11 XXX “Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии”.

Таким образом, с 2010 г. учет расчетов по страховым взносам необходимо вести в разрезе каждого из видов обязательного социального страхования, а в рамках обязательного пенсионного страхования – в разрезе каждой из частей трудо­вой пенсии.

Расчеты по страховым взносам в ФСС России на обязательное социальное стра­хование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболе­ваний, уплачиваемым в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”, как и ранее, ведутся на счете 0 303 06 XXX “Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчаст­ных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”.
Применяемая с 1 января 2010 г. новая редакция Инструкции по бюджетному учету предусматривает введение балансового счета 0 303 09 XXX “Расчеты по дополнительным страховым взносам на пенсионное страхование”.

На данном счете должны учитываться расчеты по дополнительным страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии, осуществляемым в соответствии с положениями Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ “О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений”.

В связи с этим расчеты по страховым взносам с 1 января 2010 г. оформляются следующими записями по счетам учета:

Содержание операции

Бухгалтерская запись (код счета бюджетного учета)

Дебет счета

Кредит счета

1

2

3

4

Начисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в соответствии с Законом № 212-ФЗ с выплат и вознаграждений по трудовым до­говорам, в том числе:

в ФСС России на обязательное социальное страхова­ние на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

1 (2) 401 01 213
2 106 04 340

в ФФОМС на обязательное медицинское страхование

1(2) 401 01 213
2 106 04 340

в территориальные ФОМС на обязательное медицин­ское страхование

1(2) 401 01 213
2 106 04 340

в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование:

– на выплату страховой части трудовой пенсии

1(2) 401 01 213
2 106 04 340

– на выплату накопительной части трудовой пенсии

1(2) 401 01 213
2 106 04 340

Начисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в соответствии с Законом № 212-ФЗ с выплат и вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), в том числе:

в ФФОМС на обязательное медицинское страхование

Х 401 01 2ХХ
2 106 04 340

в территориальные ФОМС на обязательное медицин­ское страхование

Х 401 01 2ХХ
2 106 04 340

в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование:

– на выплату страховой части трудовой пенсии

Х 401 01 2ХХ
2 106 04 340

– на выплату накопительной части трудовой пенсии

Х 401 01 2ХХ
2 106 04 340

Начисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в соответствии с Законом № 212-ФЗ с выплат и вознаграждений по “авторским” договорам

1(2) 401 01 226
2 106 04 340

1(2) 303 07 730
1(2) 303 08 730
1(2) 303 10 730
1(2) 303 11 730

Начисление пособий по временной нетрудоспособно­сти, пособий по беременности и родам, пособий по уходу за ребенком и иных пособий (выплат) в рамках обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материн­ством

Перечисление сумм страховых взносов в государ­ственные внебюджетные фонды:

в ФСС России на обязательное социальное страхова­ние на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

1 304 05 213
1(2) 201 01 610 (од­новременно по заба­лансовому счету 18)

в ФФОМС на обязательное медицинское страхование

1 304 05 213
1(2) 201 01 610 (одновременно по забалансовому счету 18)

в территориальные ФОМС на обязательное медицин­ское страхование

1 304 05 213
1(2) 201 01 610 (од­новременно по заба­лансовому счету 18)

в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование:

– на выплату страховой части трудовой пенсии

1 304 05 213
1(2) 201 01 610 (од­новременно по заба­лансовому счету 18)

– на выплату накопительной части трудовой пенсии

1 304 05 213
1(2) 201 01 610 (од­новременно по заба­лансовому счету 18)

Перечисление государственными внебюджетными фондами средств на лицевой счет (счет) учреждения в погашение текущей задолженности по расчетам на обязательное социальное страхование

1 304 05 213
1(2) 201 01 510 (одновременно вос­становление выбытий по забалансовому счету 18)

1(2) 303 02 730
1(2) 303 07 730
1(2) 303 08 730
1(2) 303 10 730
1(2) 303 11 730

Перечисление ФСС России средств на лицевой счет (счет) учреждения в порядке возмещения суммы пере­расхода по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособно­сти и в связи с материнством

1 304 05 213
1(2) 201 01 510
(одновременно вос­становление выбытий по забалансовому счету 18)

На этом же счете в течение 2010 г. и последующих лет отражаются перерасчеты по ЕСН по обязательствам, имевшим место до 1 янва­ря 2010 г.

Бухгалтерские операции по переводу остатков расчетов по ЕСН, сформировав­шихся на 31 декабря 2009 г. включительно, отражаются в межотчетный период с использованием счета 0 401 03 XXX “Финансовый результат прошлых отчетных периодов”:

Содержание операции

Бухгалтерская запись(код счета бюджетного учета)

Дебет счета

Кредит счета

Перенос остатков расчетов по единому социальному налогу, сформировавшихся на 31 декабря 2009 г. включительно (в разрезе расчетов с федеральным бюджетом, ФСС России, ФФОМС, территориальным ФОМС, ПФР в части страховой части трудовой пенсии и ПФР в части накопительной части трудовой пенсии):

в части сумм числящейся кредиторской задолженности

в части сумм числящейся дебиторской задолженности

Содержание операции

Бухгалтерская запись(код счета бюджетного учета)

Дебет счета

Кредит счета

Доначисление сумм ЕСН и (или) страховых взносов на обяза­тельное пенсионное страхование по обязательствам про­шлых (до 2010 г.) отчетных периодов

1 (2) 401 01 213
1 (2) 401 01 2ХХ
2 106 04 340

Перечисление сумм ЕСН в связи с уточнением обязательств прошлых лет

1 304 05 213
1(2) 201 01 610 (одновременно по забалансово­му счету 18)

Уточнение обязательств прошлых (до 2010 г.) отчетных пери­одов по ЕСН и (или) страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в связи с выявленной переплатой заработной платы и (или) иных выплат и вознаграждений, с которых были исчислены обязательные платежи

1(2) 401 01 180
1(2) 401 01 2ХХ
2 106 04 440

Перечисление налоговыми органами сумм выявленной пе­реплаты ЕСН в части обязательств прошлых (до 2010 г.) от­четных периодов

1 304 05 213
1(2) 201 01 510
(одновременно восстановление выбытий по заба­лансовому счету 18)

Принятие решения налоговыми органами о зачете суммы переплаты по ЕСН в части обязательств по прошлым (до 2010 г.) отчетным периодам в счет уплаты прочих нало­гов в федеральный бюджет

1(2) 303 03 830
1(2) 303 04 830
1(2) 303 05 830

Перечисление ФСС России средств на лицевой счет (счет) учреждения в порядке возмещения суммы перерасхода по средствам обязательного социального страхования в ча­сти расчетов и обязательств, имевших место до 1 января 2010 г.

1 304 05 213
1(2) 201 01 510
(одновременно восстановление выбытий по заба­лансовому счету 18)

В рамках исчисления и уплаты страховых взносов учреждения обязаны по ито­гам каждого из отчетных периодов (первый квартал, первое полугодие, 9 меся­цев, год) формировать и представлять в государственные внебюджетные фонды следующую отчетность:

– в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР)

– Расчет по на­численным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС и территориальные ФОМС платель­щиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознагражде­ния физическим лицам (форма № РСВ-1 ПФР, утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 894н, далее – форма № РСВ-1);

– в ФСС России – Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудо­способности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспече­ния (форма № 4-ФСС РФ, утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 № 871н, далее – форма № 4-ФСС РФ).

Отчетность представляется в ПФР и ФСС России по месту регистрации органи­зации в качестве страхователя. При этом форма № 4-ФСС РФ за 1-й квартал 2010 г. представляется до 15 апреля 2010 г., а форма № РСВ-1 за 1-й квартал 2010 г. – до 1 мая 2010 г.

Если у учреждения имеются обособленные подразделения с отдельным балан­сом, расчетным счетом и начисляющие выплаты (вознаграждения) в пользу фи­зических лиц, они вправе исполнять обязанности головной организации по представлению отчетности в ПФР и ФСС России по месту своего нахождения. Организация в установленном порядке регистрируется в фондах по месту на­хождения обособленных подразделений.

Учреждение не представляет отчетность в ФОМС. Все сведения, касающиеся расчетов по средствам обязательного медицинского страхования, отражаются в отчете по форме № РСВ-1.

Дополнительно к форме № 4-ФСС РФ учреждения, которые в установленном порядке производили в отчетном периоде выплаты на частичное финансирова­ние предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, представляют “Отчет об исполь­зовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на фи­нансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников”. Форма данного от­чета утверждена постановлением ФСС России от 15.10.2008 № 209.

Рекомендации по заполнению форм

При формировании показателей расчетов необходимо учитывать некоторые нюансы и особенности:

– Расчет в ФСС России заполняется в рублях и копейках, а в ПФР – в полных рублях (при этом сумма менее 50 коп. отбрасывается, а сумма 50 коп. и более округляется до полного рубля); – в ячейках, отведенных для заполнения показателя “Отчетный период”, про­ставляется период, за который представляется Расчет. Отчетными перио­дами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календар­ного года, которые обозначаются соответственно как “03”, “06” и “09” при представлении РСВ-1 и как “3”, “6” и “9” при представлении 4-ФСС РФ.

Рас­четным периодом признается год, который обозначается “12” при пред­ставлении РСВ-1 и как “0” при представлении 4-ФСС РФ. При представле­нии формы № 4-ФСС за возмещением суммы допущенного перерасхода в рассматриваемом показателе проставляется “1”;

– в ячейках для заполнения показателя “Календарный год” проставляется ка­лендарный год, за отчетный период которого представляется расчет;

– в зоне из трех ячеек, отведенной для заполнения показателя “Номер кор­ректировки”, формы № РСВ-1 при представлении первичного расчета ука­зывается код “000”. В дальнейшем при представлении в территориальный орган ПФР расчета, в котором отражены изменения за соответствующий период в соответствии со ст. 17 Закона № 212-ФЗ (корректирующий Расчет за соответствующий период), в реквизите “Номер корректировки” про­ставляется номер, указывающий, какой по счету Расчет с учетом внесен­ных изменений и дополнений представляется плательщиком в территори­альный орган ПФР (например: 001, 002–010 и т. д.).

Данные об остатке страховых взносов, подлежащих уплате на начало расчетно­го периода, на 1 января 2010 г. должны в обеих формах равняться нулю (0). Объ­ясняется это тем, что до 1 января 2010 г. страховые взносы по установленным правилам не уплачивались. В полной мере это касается показателя по строкам 1 “Задолженность за страхователем на начало расчетного периода” и 12 “Задол­женность за территориальным органом Фонда на начало расчетного периода” таблицы 1 формы № 4-ФСС РФ. До 2010 г. платежи на цели обязательного соци­ального страхования производились в виде единого социального налога в его части, уплачиваемой в ФСС России, а администратором указанных сумм явля­лись налоговые органы.

Также необходимо учесть следующее:

– перерасчеты в части обязательств по осуществлению платежей ЕСН, имев­ших место до 1 января 2010 г., а также возмещение сумм перерасхода, об­разованного по состоянию на 1 января 2010 г., в новой форме № 4-ФСС РФ не отражаются. Для этого может быть использована форма, применяв­шаяся до 1 января 2010 г. (утверждена постановлением ФСС России от 22.12.2004 № 111);

– перерасчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхо­вание по обязательствам, имевшим место до 1 января 2010 г., а также рас­четы по суммам образовавшейся на 1 января 2010 г. задолженности (пере­платы) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, отражаются в разделе 5 формы № РСВ-1.

Исключение составляют расчеты по страховым взносам на обязательное стра­хование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболе­ваний. По ним изменений с 1 января 2010 г. не было, в связи с чем вполне реаль­на задолженность как за самой организацией-страхователем (в том числе по причине перечисления взносов за декабрь 2009 г. в январе 2010 г.), так и за ФСС России.

Расчет базы для начисления страховых взносов в соответствии с положениями Федерального закона № 212-ФЗ оформляется в таблице 3 формы № 4-ФСС РФ, а также в разделах 2 и 3 формы № РСВ-1:

– в строке “Сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу фи­зических лиц, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ” формы № РСВ-1 и графе “Сумма выплат и иных вознаграж­дений, начисленных в пользу физических лиц, в соответствии с Федераль­ным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ” формы № 4-ФСС приводится показатель объекта обложения страховыми взносами, сформированного в соответствии с положениями ст. 7 Закона № 212-ФЗ. При этом в форме № РСВ-1 объект обложения страховыми взносами приводится раздельно в части выплат в пользу лиц из числа инвалидов (раздел 3) и прочих лиц (раздел 2). В форме № 4-ФСС РФ такого разделения не предусмотрено;

– по строкам “Уплачено с начала расчетного периода” формы № РСВ-1 и “Пе­речислены страховые взносы” формы № 4-ФСС РФ отражаются суммы стра­ховых взносов, уплаченные с начала расчетного периода нарастающим итогом до окончания отчетного периода. В связи с этим платежи за послед­ний квартал отчетного периода, производимые уже в следующем периоде (например, платежи за март, производимые в апреле), как перечисленные в Расчете за текущий отчетный период не отражаются. Они показываются как задолженность страхователя на конец отчетного периода;

– в графе 5 таблицы 2, а также в таблице 8 формы № 4-ФСС РФ приводятся выплаты, произведенные учреждениями из средств социального страхо­вания, которые в дальнейшем возмещаются Фонду социального страхова­ния РФ из федерального бюджета.

Читайте также: