Частью 2 статьи 12 федерального закона о страховых взносах в пенсионный фонд российской федерации

1. Тариф страхового взноса - размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.

2. Применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом:

1) Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов;

2) Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей части;

2.1) Фонд социального страхования Российской Федерации - 1,8 процента в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации");

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2011 года - 3,1 процента, с 1 января 2012 года - 5,1 процента;

4) утратил силу с 1 января 2012 года. - Федеральный закон от 29.11.2010 N 313-ФЗ.

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз; Открыть статью

Фонд социального страхования Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона) 2,0 процента 2,9 процента 2,9 процента Открыть статью

3. Выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов в отношении плательщиков страховых взносов - участников проекта компенсируются за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Объем указанной компенсации определяется как разница между суммой страховых взносов, которую могли бы уплатить данные плательщики страховых взносов в соответствии с установленными частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона тарифами, и суммой страховых взносов, подлежащих уплате ими в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и устанавливается на очередной финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Открыть статью

2. В 2012 - 2018 годах выпадающие доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации. Объем такой компенсации определяется как разница между суммой страховых взносов, которую могли бы уплатить указанные плательщики страховых взносов в соответствии с тарифом, установленным пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате ими в соответствии с тарифами, установленными соответственно частью 1 или частью 1.1 настоящей статьи, и устанавливается на очередной финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Открыть статью

3. Выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов в отношении плательщиков страховых взносов - участников свободной экономической зоны компенсируются за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Объем указанной компенсации определяется как разница между суммой страховых взносов, которую могли бы уплатить указанные плательщики страховых взносов в соответствии с установленными частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона тарифами, и суммой страховых взносов, подлежащих уплате ими в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и устанавливается на очередной финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Открыть статью

3. Выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов в отношении плательщиков страховых взносов - резидентов территорий опережающего социально-экономического развития компенсируются за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Объем такой компенсации определяется как разница между суммой страховых взносов, которую могли бы уплатить указанные плательщики страховых взносов в соответствии с установленными частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона тарифами, и суммой страховых взносов, подлежащих уплате ими в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и устанавливается на очередной финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Открыть статью

3. Выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов в отношении плательщиков страховых взносов - резидентов свободного порта Владивосток компенсируются за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Объем такой компенсации определяется как разница между суммой страховых взносов, которую могли бы уплатить указанные плательщики страховых взносов в соответствии с установленными частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона тарифами, и суммой страховых взносов, подлежащих уплате ими в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и устанавливается на очередной финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Открыть статью

Страховые взносы выплачивались в Пенсионный Фонд и Фонд соц. и мед. страхования по правилам и условиям, прописанным в федеральном законе 212. Первого января 2017 года закон о страховых взносах в Пенсионный Фонд утратил свою силу и эта сфера стала регламентироваться 34 главой Налогового Кодекса Российской Федерации. Но некоторые положения ФЗ 212 все еще используются и являются для граждан актуальными.

Что представляет собой 212 ФЗ?

Закон о страховых взносах в ПФР был принят Государственной Думой 17 июля 2009 года, а одобрен Советом Федерации на следующий день, 18 июля 2009 года. Последние изменения вступили в силу 19 декабря 2016 года. Но 1 января 2017 года 212 ФЗ утратил свою силу. Этот закон регулировал все выплаты в государственные органы страхования и правоотношения между сотрудниками страховых организаций, контролирующих оплату и гражданами. В нем 8 глав и 62 статьи.

Содержание ФЗ о выплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:

  • В первой главе описаны все общие положения закона, включая понятия и определения этих понятий. Описано, что такое организация, физическое лицо и ИП в сфере страховых взносов, описаны банки, счета, связь взносов с местом жительства и работой и т. д. В этой главе перечислены органы, которые имеют право вести контроль и получать страховые взносы граждан, вести их учет, определять сроки;
  • Во второй г. подробно описан процесс оплаты страховых взносов, прием и формы. Кто является плательщиком, как происходит учет, суть базы и расчет денежных сумм для каждого вида лиц. Какой период финансового года является расчетным, а какой отчетным. Тарифы, даты, порядок расчетов и перерасчетов и способы внесения изменений в предоставленную организациям информацию;
  • В третьей описаны способы исполнения обязанностей плательщиков, организаций, принимающих платежи, сотрудников этих органов, способы контроля за своевременностью выплат и качеством работы органов;
  • В главе номер четыре подробно предоставляется список прав и обязанностей сторон;
  • В пятой описан контроль оплаты, как проводятся проверки, выезды, какие требуются документы, как это оформляется и кто имеет доступ к информации о плательщиках;
  • В шестой г. оформлены ситуации, при которых стороны несут ответственность за совершенные поступки и меры наказания. Также там описаны ситуации непреодолимой тяжести и форс-мажоры, при которых сторонам допускается не соблюдать закон;
  • В седьмой описаны способы обжалования актов или действий органов, а также формы и заявления для обжалования;
  • В главе номер восемь написаны все заключительные положения, условия, дополнения к закону и т. д.

После отмены ФЗ 212 о страховых взносах в Пенсионный фонд, информацию об этой сфере можно найти только в Налоговом Кодексе РФ, в главе под номером 34.

Новые поправки

Последняя редакция ФЗ 212 произошла 19 декабря 2016 года, при принятии Федерального закона номер 438. Согласно этим изменениям, после слов «в соответствии с Федеральным законом «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» добавились слова «и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Статья семь последний раз претерпела изменения в 2015 году. В ней описываются объекты обложения страхования граждан. Этими объектами по закону считаются выплаты и вознаграждения, получаемые физическими лицами от плательщиков при трудовых правоотношениях или во время сделок с гражданско-правовыми договорами. Объектами не являются выплаты в случаях, когда во время гражданско — правового договора имущество переходит во владение другого лица.

Статья восемь описывает базу, в которой ведется учет начисления страховых выплат гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации. Последние изменения в эту статью вносились в 2014 году. В ней пишется сумма выплат, за что она была внесена, расчетный период. Плательщики определяют базу для каждого физического лица отдельно.

В девятой описаны ситуации, когда плательщики оплачивают физическим лицам суммы, не облагаемые страховыми взносами:

  • Государственные пособия;
  • Вознаграждения по договорам авторского заказа лицам без гражданства или иностранным лицам;
  • Денежные суммы вещевого или продовольственного обеспечения и другие, получаемые военными служащими;
  • Если организации платят сотрудникам деньги для оплаты процентов по кредитам или для строительства жилья;
  • Любые суммы за образование по профессиональным программам;
  • Суммы помощи от руководителей работникам, но не выше 4000 рублей;
  • Денежные средства работников, имеющих льготы в общественных транспортных средствах;
  • Все оплаты компенсаций органами РФ;
  • Стоимость специальной одежды, которую выдают работникам по правилам безопасности согласно законодательству Российской Федерации;
  • Любые доходы, кроме оплаты труда, зарегистрированных жителей малочисленных народов Севера;
  • Любые суммы, выплачиваемые всем физическим лицам, участвовавшим и помогавшим во время избирательных процессов и т. д.

11 ст. описывает каким образом определяются даты для выплат. В целом стороны самостоятельно решают в чью пользу выбирается дата. Обычно дата определяется в пользу работника или физического лица. С момента публикации этой статьи в законе она ни разу не изменялась.

14 статья описываемого закона регулирует все отчисления и их размер. Последние поправки этой статьи были внесены в закон в 2014 году. По этим изменениям плательщики не выплачивают страховые взносы в периоды военной службы по призыву, уходы за ребенком одного из родителей до исполнения полутора лет, ухода за инвалидом 1 группы, период совместного проживания супругов при исполнении одним из них военной службы, период совместного проживания супругов за границей во время командировок.

Порядок исчислений регулируется 15 статьей ФЗ 212 и последние изменения в статью вносились в 2015 году. Изменения касаются обособленных подразделений юридических лиц. Таким подразделениям открываются юридическими лицами счета в банках, при помощи которых они исполняют обязательства и основные обязанности организаций по страховым взносам.

19 оформлена с составлением порядка выплат недоимок, последние изменения в нее вносились в 2014 году. Согласно этому изменению формы и заявления регулируются специальным органом, контролирующим уплату страховых взносов.

Первого января 2015 года, во время изменений закона и новой редакции, статья 44 утратила свою силу. Но тогда же произошли изменения и в ст. 58, которая регулирует список лиц, которые имеют право на пониженные тарифы или скидки. Согласно изменениям, пониженные тарифы предоставляются сотрудникам, выплачивающим вознаграждения экипажу судов, исключая суда, перевозящие или торгующие нефтью. Согласно этим же изменениям, пониженные тарифы обеспечены участникам некоммерческих организаций, занимающихся образованием, научными исследованиями, культурой и искусством.

В 2017 году закон был отменен, утратил свою силу он первого января.

212 ФЗ о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации был отменен, поэтому действующую его редакцию скачать невозможно. Однако многие положения все еще используются Правительством РФ и государственными органами, регулирующими страховые выплаты, в Налоговом Кодексе, 34 глава. Поэтому этот закон все еще может быть полезен гражданам и сотрудникам страховых организаций.

Комментарии к закону о страховых взносах

Для того, чтобы лучше понять какие положения сейчас используются, а какие нет, а также использовать их в собственных интересах, рекомендуется прочесть комментарии к закону 212 о страховых взносах в ПФР.

Обеспечение работы системы социального страхования жестко регламентируется государственным законодательством. Это относится и к отчислению взносов страхователями в ФСС. В предлагаемом материале рассматривается Федеральный закон о страховых взносах в фонд социального страхования, с учетом особенностей содержания данного норматива, внесенных в него коррективов и функций, возложенных на ФСС, на выполнение которых расходуются полученные средства.

  1. Обзор структуры федерального закона об страховых взносах
  2. О страховых взносах в пенсионный бюджет
  3. Последние изменения 212 ФЗ
  4. Обзор основного содержания ФЗ 212
  5. Какой закон вместо 212 ФЗ о страховых взносах
  6. Фонд социального страхования Российской Федерации
  7. Видео по теме статьи

Обзор структуры федерального закона об страховых взносах


Прежде чем рассматривать положения Федерального закона № 212-ФЗ об уплате страховых взносов, следует отметить, что в настоящее время действие этого норматива отменено. Это объясняется изменением распределения ведомств, ответственных за контроль взносов по отдельным направлениям страховой защиты.

Но, учитывая, что некоторые направления этого закона сохраняют актуальность, имеет смысл ознакомиться с основной структурой и содержанием данного нормативного акта.

Структура действовавшего закона состояла из следующих разделов:

  • общих положений ФЗ;
  • основных семи глав, устанавливающих регламент действия системы уплаты взносов в ПФР, ФСС, в рамках ОМС и на другие направления социального страхования;
  • заключительных разделов ФЗ с указаниями по поводу расчета страховых тарифов.

Указанный ФЗ действовал с июля 2009 года.

О страховых взносах в пенсионный бюджет

При расчете страховых взносов в ПФР с учетом измененной законодательной процедуры, необходимо учесть, что теперь, после отмены этого ФЗ, размер ставок определяется положениями действующего НК РФ, и составляет (в процентах):

  • 22 – при исчислении общей базы (по заработку), если она не выходит за пределы установленных границ;
  • с прибавлением еще 10 – в отношении тех сумм по исчисляемой базе, которые выходят за пределы лимита, установленного в размере 1 292 тыс. руб.;
  • с прибавкой от 2 до 8 – за работников, привлеченных к труду различной степени опасности.

Эти требования регламентированы ст. 425 НК РФ. Плательщикам также следует учесть, что отчетная документация теперь подается не в Пенсионный фонд, а в налоговое ведомство, в рамках общей декларации организации, отчитывающейся по взносам.

Последние изменения 212 ФЗ


Обсуждение основных коррективов, внесенных в закон № 212-ФЗ, сейчас лишены смысла, поскольку главная новость состоит в том, что действие этого нормативного акта отменена. Важно учесть то обстоятельство, что ФЗ перестал действовать с начала 2017 года. Но все контрольные функции, которые возлагались этим законом на ФСС и ПФР до этого момента, за отмеченными структурами сохранились . Поэтому от соответствующих подразделений ПФР и ФСС по-прежнему требуется контролировать незавершенные процессы по уплате взносов по собственным позициям и по обязательному медицинскому страхованию за периоды, ранее начала 2017 года, в рамках оставшихся действительными положений ФЗ.

Еще некоторые важные изменения в законе относительно внесения страховых социальных взносов коснулись следующих нюансов:

  • освобождения от предоставления отчетности в ПФР индивидуальными предпринимателями, не привлекающими наемный персонал;
  • включения в число застрахованных плательщиков взносов иностранцев и апатридов, временно пребывающих на российской территории;
  • причисления к застрахованным лицам первых руководителей предприятий;
  • несколько изменилась формулировка относительно учета взносов по гонорарам за авторские права и лицензионные договора;
  • отдельные нормативы затронули порядок расчета страховых тарифов, установленных прежде законом ФЗ 212;
  • изменений ставок в отношении объектов упрощенной системы налогообложения.

Также коррективы затронули еще некоторые отдельные нюансы ФЗ.

Обзор основного содержания ФЗ 212

В общих положениях закона о перечислении страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и ОМС, рассматриваются вопросы о следующем:

  • предмете, правовое регулирование которого осуществляется указанным нормативом – речь идет о взносах в ПФР и другие сферы социального страхования;
  • понятиях, используемых в законе – приводится расшифровка примененных терминов для исключения возможности двойственного толкования;
  • органах, контролирующих уплату взносов – это распространяется в отношении подразделений ПФР и ФСС, в зависимости от видов отчислений;
  • как правильно исчислять сроки, предусмотренные для внесения взносов.

Последующие основные главы закона посвящались следующим вопросам:

  • порядку уплаты взносов социального страхования – с перечислением ФЗ категорий плательщиков, базы, по которой вычисляются платежи, сумм, не учитываемых при расчете, тарифах и прочих важных моментах;
  • мерам, призванным обеспечить соблюдение обязательств по уплате взносов – правилам начисления штрафных санкций и предусмотренным срокам, способам взыскания недоимок, списания задолженностей и других важных финансовых нюансов;
  • правам и обязанностям организаций и граждан, перечисляющих взносы – о полномочиях всех субъектов данных правоотношений с учетом их ответственности и требований по предоставлению соответствующей отчетности и информации;
  • способам контроля своевременности и соответствия размеров отчисляемых страховых взносов – с указанием разновидностей предусмотренных проверок и порядка их проведения, принятия решений по итогам данных аудитов;
  • привлечению к ответственности нарушителей по перечислению взносов –включает форму вины, исключительные обстоятельства и прочие моменты;
  • две заключительные главы ФЗ – о порядке обжалования неправомерных решений контролирующих органов и размерах страховых тарифов.

Отдельно в ФЗ оговаривался механизм вступления закона в силу и порядок его отмены.

Какой закон вместо 212 ФЗ о страховых взносах

Как таковой, новый закон, оговаривающий вопросы отчисления страховых взносов, подписан не был. Законодательные моменты, определяющие особенности указанных требований, теперь внесены в соответствующие разделы налогового законодательства. Но новый норматив, аналогичный отмененному, принят не был.

Фонд социального страхования Российской Федерации


Относительно Фонда социального страхования Российской Федерации, следует отметить, что характер задач и поставленные перед ним цели остались прежними.

Деятельность этой организации направлена на достижение следующих целей:

  • осуществление функций социального страхования граждан, вынужденных столкнуться с временной потерей способности к труду;
  • решение вопросов организации выплат при несчастных случаях и профессиональных заболеваниях на производстве;
  • выполнение задач, поставленных в рамках принятых государственных социальных программ;
  • участия в международных проектах;
  • информирование граждан относительно решения социальных проблем и прочих важных вопросов.

Фонд по-прежнему ставит приоритетной задачей материальное обеспечение нетрудоспособных граждан за счет средств, полученных от взносов организаций и предпринимателей. Также доходы фонда состоят из государственных вложений, частных пожертвований, инвестиций в прибыльные проекты и прочих поступлений, не нарушающих требования законодательства РФ.

Отмена закона № 212-ФЗ не изменила коренным образом структуру уплаты взносов в ПФР, фонд социального страхования, ОМС и прочие подобные направления защиты граждан. Но в результате была несколько пересмотрена система контроля за данными отчислениями, с включением дополнительных положений в действующее налоговое законодательство.

Поэтому в прошлом 2019 и нынешнем 2020 году не следует руководствоваться положениями данного ФЗ, внимательно изучив изменения законодательных норм и обратившись к нормам действующего НК РФ.

Видео по теме статьи

Автор: А. Гусев

Конец прошлого года был как всегда богат на различные изменения законодательства, которые в той или иной мере затрагивают и учреждения спорта. Ряд указанных изменений коснулся порядка начисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды. В статье мы рассмотрим изменения федеральных законов № 27-ФЗ[1], 125-ФЗ[2], 212-ФЗ[3] и 255-ФЗ[4], которые вступают или уже вступили в силу в 2016 году.

Тарифы страховых взносов

В соответствии с изменениями, предусмотренными Федеральным законом от 28.11.2015 № 347-ФЗ «О внесении изменений в ст. 33.1 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и ст. 58.2 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» на 2016 – 2018 годы сохранены ранее действовавшие тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды для плательщиков основных категорий. Напомним, что в настоящее время тарифы страховых взносов утверждены в размере 30% (ПФР – 22%, ФСС – 2,9%, ФФОМС – 5,1%) в пределах установленной величины базы для начисления страховых взносов и в размере 10% в бюджет ПФР сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов.

Кроме того, с 01.01.2016 действует Постановление Правительства РФ от 26.11.2015 № 1265 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2016 года», которым предусмотрено, что:

  • предельная величина базы для начисления страховых взносов, уплачиваемых в ФСС, с 01.01.2016 подлежит индексации в 1,072 раза с учетом роста средней заработной платы в РФ. Для плательщиков страховых взносов она составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 718 000 руб. нарастающим итогом с названной даты;
  • для плательщиков страховых взносов предельная величина базы для начисления страховых взносов, уплачиваемых в ПФР, определяется с учетом размера средней зарплаты в РФ на 2016 год, увеличенного в 12 раз, и повышающего коэффициента на 2016 год, установленного в размере 1,8, и составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 796 000 руб. нарастающим итогом с 01.01.2016.

Постановка на учет и снятие с учета страхователей

Федеральным законом № 394-ФЗ[5] внесены изменения в порядок регистрации страхователей. В частности, нормы федеральных законов № 125-ФЗ и 255-ФЗ, связанные с регистрацией страхователей, приведены в соответствие нормам Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом увеличивается время подачи заявления о регистрации в качестве страхователя с 10 до 30 календарных дней. Указанные изменения внесены как в Федеральный закон № 125-ФЗ, так и в Федеральный закон № 255-ФЗ.

Кроме того, в новой редакции ст. 6 Федерального закона № 125-ФЗ теперь будет прописан и порядок снятия страхователей с учета. Он тоже унифицирован с порядком Федерального закона № 255-ФЗ.

Расчет страховых выплат по травматизму

В Федеральном законе № 394-ФЗ более детально прописываются положения, связанные с определением размера утраченного застрахованным лицом в результате наступления страхового случая заработка. При расчете размера утраченного таким образом заработка учитываются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц по гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, по договору авторского заказа, в соответствии с которыми заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

В качестве минимальной социальной гарантии предполагается использовать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законодательством на день обращения за назначением обеспечения по страхованию. Это изменение обусловлено тем, что согласно нормам Трудового кодекса при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещается его утраченный заработок (доход).

Кроме того, уточнено, что если застрахованный (страхователь) не имеет возможности представить справку (справки) о заработке, из которого должна быть исчислена ежемесячная страховая выплата, территориальный орган страховщика по заявлению застрахованного лица будет направлять запрос в территориальный орган ПФР о представлении сведений о зарплате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя за календарный год, предшествующий году, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, поставлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Также следует отметить, что Федеральным законом от 14.12.2015 № 363-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год» определено, что:

  • сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в январе 2016 года составляет 84 964,2 руб., в феврале – декабре 2016 года – 90 401,9 руб.;
  • максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, исчисленный в соответствии со ст. 12 Федерального закона № 125-ФЗ, не может превышать в январе 2016 года 65 330 руб., в феврале – декабре 2016 года – 69 510 руб.

Напомним: согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона № 125-ФЗ размер единовременной страховой выплаты определяется на основании степени утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, утвержденной федеральным законом о бюджете ФСС на очередной финансовый год. В случае смерти застрахованного лица единовременная страховая выплата устанавливается в размере, равном указанной максимальной сумме.

Единовременные страховые выплаты производит территориальный орган ФСС до истечения календарного месяца со дня их назначения. Ежемесячные страховые выплаты территориальный орган ФСС осуществляет не позднее истечения календарного месяца со дня их начисления (п. 2 ст. 10, п. 7 ст. 15 Федерального закона № 125-ФЗ).

Уплата страховых взносов на травматизм

Согласно ст. 22 Федерального закона № 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, определяемых страховщиком.

Размер данных скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты специальной оценки условий труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер скидки или надбавки не может превышать 40% страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не определяется.

Согласно новой редакции ч. 4 ст. 22 Федерального закона № 125-ФЗ начиная с 01.01.2016 страхователь уплачивает страховые взносы ежемесячно в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляются страховые взносы. Если указанный срок уплаты приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным или нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший идущий за ним рабочий день.

Напомним, ранее предусматривалось, что суммы страховых взносов перечисляются страхователем:

  • заключившим трудовой договор с работником – ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц;
  • обязанным уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правовых договоров – в срок, установленный страховщиком.

Кроме того, уточняется, что определение расчетного и отчетного периодов по страховым взносам, даты осуществления выплат и иных вознаграждений, расчет и уплата страховых взносов страхователями, внесение изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам производятся в порядке, аналогичном установленному ст. 10, 11, 15 и 17 Федерального закона № 212-ФЗ.

Новая отчетность в области ведения персонифицированного учета

Порядок представления сведений персонифицированного учета регламентирован ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ. В соответствии с нормами названной статьи работодатель обязан направлять в территориальный орган ПФР по месту своей регистрации индивидуальные сведения о каждом работающем у него застрахованном лице:

  • о заработной плате (доходе), начисленных и уплаченных страховых взносах за застрахованных лиц на основании данных бухгалтерского учета;
  • о трудовом (страховом) стаже на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.

Согласно п. 2 указанной статьи обозначенные сведения должны содержать:

  • страховой номер индивидуального лицевого счета;
  • фамилию, имя и отчество застрахованного;
  • дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера;
  • дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного этим страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера;
  • периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • сумму заработка (дохода), на которую начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;
  • сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;
  • другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии;
  • суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы;
  • периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.

Федеральным законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» предусмотрено введение ежемесячной упрощенной отчетности работодателей о работающих у них застрахованных лицах. Отметим: до внесения изменений в Федеральном законе № 27-ФЗ говорилось, что отчетным периодом для представления страхователем сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета признаются I квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год. Теперь отчетным периодом будет считаться и месяц.

В силу внесенных поправок начиная с 01.04.2016 страхователь в дополнение к квартальному отчету по форме РСВ-1 обязан ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (в том числе о лицах, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах начисляются страховые взносы) такие сведения:

  • страховой номер индивидуального лицевого счета;
  • фамилию, имя и отчество;
  • идентификационный номер налогоплательщика.

Форма указанных сведений согласно п. 4 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ должна быть утверждена ПФР.

Представление сведений в территориальный орган ФСС

Федеральным законом № 394-ФЗ расширен перечень сведений, о которых учреждение должно сообщать страховщику. Напомним, что ранее учреждение было обязано своевременно сообщать страховщику о своей реорганизации или ликвидации. В новой редакции пп. 13 п. 2 ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрено, что учреждение обязано уведомлять территориальные органы страховщика о создании, ликвидации, изменении адреса (места нахождения) и (или) наименования обособленных подразделений, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 125-ФЗ, а также о закрытии счета в банке (иной кредитной организации), открытого для осуществления деятельности обособленным подразделением, либо о прекращении полномочий обособленного подразделения по ведению отдельного баланса или по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.

Кроме того, введена обязанность представлять в территориальные органы ФСС документы, подтверждающие правильность расчета, своевременность и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов и правильность расходов на выплату обеспечения по страхованию застрахованным (при этом указанные документы могут быть направлены в электронной форме и переданы с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг).

Ответственность за нарушение законодательства о страховых взносах

Федеральным законом № 385-ФЗ изменен порядок привлечения к ответственности за непредставление необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений. Теперь ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ, предусматривающая ответственность за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах, применяется в отношении случаев непредставления отчетности за отчетный период, который составляет более месяца. В данной ситуации будут применяться финансовые санкции в виде взыскания 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в ПФР за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке.

В случае же непредставления страхователем в определенный срок либо представление им в рамках ежемесячной упрощенной отчетности неполных и (или) недостоверных сведений будут применяться финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание данной суммы будет осуществляться органами ПФР в порядке, аналогичном установленному ст. 19 и 20 Федерального закона № 212-ФЗ.

Согласно ст. 19 Федерального закона № 125-ФЗ страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него названным законом обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению страховщику отчетности, а также за своевременную и полную уплату назначенных страховщиком
страховых выплат.

На основании внесенных изменений непредставление страхователем отчетности по форме 4-ФСС в территориальный орган страховщика по месту своего учета в срок, утвержденный Федеральным законом № 125-ФЗ, влечет взыскание штрафа в размере 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. Отметим, что ранее минимальный размер штрафа составлял не 1 000, а 100 руб. Тем самым положения Федерального закона № 125-ФЗ приведены в соответствие ст. 46 Федерального закона № 212-ФЗ.

Кроме того, введена ответственность за отказ в представлении или непредставление в установленный срок страхователем в территориальный орган страховщика документов (копий документов), необходимых для осуществления контроля правильности расчета, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов, что повлечет за собой взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Уточнено, что привлечение страхователя к ответственности производится страховщиком в порядке, аналогичном установленному ст. 40 – 43 и 45 Федерального закона № 212-ФЗ.

В заключение еще раз кратко отметим основные изменения в законодательстве о страховых взносах, вступившие в силу в 2016 году:

  • изменен срок уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • установлен перечень документов, необходимых для назначения обеспечения по страхованию;
  • уточнен порядок определения размера утраченного застрахованным в результате наступления страхового случая заработка;
  • внесены изменения в порядок регистрации страхователей;
  • с 01.04.2016 вводится обязанность работодателей представлять ежемесячную упрощенную отчетность о работающих у них застрахованных лицах;
  • увеличен размер страховых выплат по травматизму;
  • расширен перечень сведений, сообщаемых учреждением в территориальные органы ФСС, введена обязанность представлять в территориальные органы ФСС документы, подтверждающие правильность расчета, своевременность и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов и правильность расходов на выплату обеспечения по страхованию застрахованным;
  • внесены изменения, касающиеся понятий «страховой случай» и «профессиональное заболевание», содержащихся в Федеральном законе № 125-ФЗ, согласно которым право на получение страховых выплат также предоставляется в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая. Уточнен перечень документов, которые представляются страховщику в целях получения страховой выплаты вместе с заявлением на ее получение;
  • изменен порядок привлечения к ответственности за непредставление необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений;
  • введена ответственность за отказ в представлении или непредставление в установленный срок страхователем в территориальный орган страховщика документов (копий документов), необходимых для осуществления контроля правильности расчета, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов.

[1] Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

[2] Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

[3] Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

[4] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

[5] Федеральный закон от 29.12.2015 № 394-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Читайте также: