Что такое пенсионные страховые взносы в узбекистане

Статья 314. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками единого социального платежа являются:

1) юридические лица-резиденты Республики Узбекистан;

2) нерезиденты Республики Узбекистан, осуществляющие деятельность в Республике Узбекистан через постоянные учреждения, филиалы и представительства иностранных юридических лиц.

2. Налогоплательщиками страховых взносов являются физические лица ? граждане Республики Узбекистан, а также лица без гражданства, постоянно проживающие и работающие на территории Республики Узбекистан.

3. Обязанность по начислению и удержанию страховых взносов, а также ответственность за правильность их исчисления возлагается на работодателя, за исключением индивидуальных предпринимателей и членов дехканских хозяйств, уплачивающих страховые взносы в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 321 настоящего Кодекса.

Статья 315. Объект обложения

Объектом обложения единым социальным платежом и страховыми взносами являются доходы в виде оплаты труда, указанные в статье 173 настоящего Кодекса.

Статья 316. Налогооблагаемая база

Налогооблагаемая база для исчисления единого социального платежа и страховых взносов определяется как сумма доходов, выплачиваемых в соответствии со статьей 173 настоящего Кодекса, кроме выплат, указанных в статье 317 настоящего Кодекса.

Статья 317. Льготы

Единый социальный платеж и страховые взносы не начисляются на следующие выплаты:

1) компенсация за неиспользованный отпуск;

2) материальная помощь;

3) компенсационные выплаты, указанные в пунктах 7-9 части второй статьи 172 настоящего Кодекса;

4) доплаты и надбавки к заработной плате взамен суточных в случаях, когда постоянная работа протекает в пути или имеет разъездной характер либо в связи со служебными поездками;

5) заработная плата за дни работы без вознаграждения за труд (субботники, воскресники и т.п.), перечисляемая в соответствующий бюджет или благотворительные фонды;

6) единовременные премии, являющиеся поощрением работника в связи с его знаменательной датой, долголетней службой, достижениями в трудовой и общественной деятельности;

7) стипендии, выплачиваемые юридическими лицами учащимся, направленным на обучение с отрывом от производства;

8) пособия, выплачиваемые за счет юридических лиц молодым специалистам за время отпуска после окончания высшего или среднего специального учебного заведения.

Статья 318. Ставки единого социального платежа и страховых взносов

1. Ставки единого социального платежа и страховых взносов устанавливаются решением Президента Республики Узбекистан.

2. Для отдельных категорий юридических лиц Президентом Республики Узбекистан могут быть установлены пониженные ставки единого социального платежа.

Статья 319. Налоговый период. Отчетный период

1. Налоговым периодом является календарный год.

2. Отчетным периодом является:

1) для микрофирм и малых предприятий ? квартал;

2) для налогоплательщиков, не относящихся к микрофирмам и малым предприятиям, ? месяц.

Статья 320. Порядок исчисления, представления расчетов и уплаты единого социального платежа и страховых взносов

1. Единый социальный платеж и страховые взносы исчисляются ежемесячно, исходя из налогооблагаемой базы и установленных ставок.

2. Единый социальный платеж уплачивается за счет средств юридического лица, а страховые взносы удерживаются из заработной платы работников и перечисляются налоговыми агентами.

3. Расчет единого социального платежа представляется налогоплательщиком в органы государственной налоговой службы по месту регистрации нарастающим итогом:

1) микрофирмами и малыми предприятиями ? ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а по итогам года в сроки представления годовой финансовой отчетности;

2) налогоплательщиками, не относящимися к микрофирмам и малым предприятиям, ? ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а по итогам года в сроки представления годовой финансовой отчетности.

4. Расчет страховых взносов представляется налогоплательщиком в органы государственной налоговой службы по месту регистрации нарастающим итогом ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

5. Уплата производится:

1) единого социального платежа ? ежемесячно, не позднее 10 числа следующего месяца;

2) страховых взносов ? одновременно с представлением документов в банк для получения денежных средств на заработную плату.

Статья 321. Особенности исчисления и уплаты страховых взносов для отдельных категорий физических лиц

1. Индивидуальные предприниматели и члены дехканских хозяйств самостоятельно устанавливают размер страховых взносов, но не менее одной минимальной заработной платы в месяц, а члены дехканских хозяйств, занимающиеся выращиванием крупного рогатого скота, ? не менее пятидесяти процентов минимальной заработной платы в месяц. Члены дехканских хозяйств уплачивают страховые взносы на добровольной основе.

2. Для налогоплательщиков, указанных в части первой настоящей статьи и имеющих право на пенсию по возрасту, а также являющихся инвалидами I и II группы, размер страхового взноса должен составлять не менее пятидесяти процентов от минимальной заработной платы.

3. Уплата страховых взносов производится ежемесячно не позднее 10 числа следующего месяца.

4. В платежном поручении (приходном ордере) в обязательном порядке должны быть указаны идентификационный номер налогоплательщика и период, за который вносится платеж. В случае, если период не указан, считается, что платеж внесен за месяц, в котором он производится.

Статья 322. Порядок распределения единого налогового платежа

Единый социальный платеж распределяется между внебюджетным Пенсионным фондом, Государственным фондом содействия занятости и Советом федерации профсоюзов Узбекистана по нормативам, утверждаемым решением Президента Республики Узбекистан.

Предпринимательская деятельность давно и широко развита в нашей республике. Как и все работающие граждане, предприниматели имеют право на пенсионное обеспечение при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд. В редакцию газеты нередко приходят письма, в которых предприниматели делятся своими проблемами при оформлении пенсии. Некоторые из них комментирует и разъясняет начальник отдела методологии назначения пенсий и рассмотрения обращений граждан исполнительного аппарата внебюджетного Пенсионного фонда при МФ РУз Зафаржон Хужаев.

Я долгое время работал индивидуальным предпринимателем и платил взносы в Пенсионный фонд по 1 МРЗП. Однако когда вышел на пенсию, оказалось, что те взносы, которые я платил, не повлияли на размер моей пенсии. Почему так? Например, учитель, получающий заработную плату в 1 млн сум., платит 80 тыс. сум. страховых взносов, что почти в 2 раза меньше того, что платил я. Но пенсия учителя исчисляется из 1 млн сум. и пенсия его намного выше. Объясните, пожалуйста, я думаю, это неправильно.

А.Е.

– В соответствии со статьями 305 и 306 Налогового кодекса во внебюджетный Пенсионный фонд в отношении дохода в виде оплаты труда работающих по трудовому договору и договору гражданско-правового характера уплачиваются единый социальный платеж и страховые взносы граждан.

Плательщиками единого социального платежа являются:

► юридические лица – резиденты Республики Узбекистан;

► нерезиденты, осуществляющие деятельность в Узбекистане через постоянное учреждение, представительства и филиалы иностранных юридических лиц.

Плательщиками страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд являются физические лица – граждане Республики Узбекистан, а также постоянно проживающие здесь иностранные граждане и лица без гражданства.

Обязанность по начислению и удержанию страховых взносов, а также ответственность за правильность их исчисления возлагаются на работодателя, за исключением отдельных категорий физлиц, уплачивающих страховые взносы в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 311 НК.

Объектом обложения ЕСП и страховыми взносами являются доходы в виде оплаты труда (ст.172 НК).

Как видно из вышеизложенного, из фонда оплаты труда работников в Пенсионный фонд уплачиваются единый социальный платеж в размере 15% (для малых предприятий, микрофирм и фермерских хозяйств) и 25% (для остальных хозсубъектов и бюджетных организаций), а также страховые взносы граждан (начиная с 2008г. ставка постепенно увеличивалась – до 8% в 2017г.).

Соответственно, в отношении работника в сфере образования (учителя), получающего доход в виде оплаты труда 1 млн сум., в Пенсионный фонд будет уплачена в виде единого социального платежа и страховых взносов сумма не менее 330 тыс. сум.

Аналогичный порядок расчета дохода индивидуального предпринимателя был предусмотрен в решениях Правительства Республики Узбекистан.

До 2015 года доход, принимаемый для исчисления пенсии предпринимателя, рассчитывался согласно пунк­ту 27 Порядка учета трудового стажа и отчислений взносов во внебюджетный Пенсионный фонд физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (прил. №1 к ПКМ №351 от 24.08.2001г., ныне утратил силу согласно ПКМ №46 от 22.02.2016г.).

Доход за конкретный месяц, учитываемый при исчислении размера пенсии, определялся путем деления суммы уплаченного месячного страхового взноса на установленный законодательством суммарный процент отчислений страховых взносов для работодателей и работников и умножения полученного результата на 100.

Постановлением Президента №ПП-2270 от 4.12.2014 г. на 2015 год были утверждены ставки:

► единого социального платежа – 25% (прил. №25 к ПП-2270);

► страховых взносов граждан – 7% (п.3 ПП-2270).

Для расчета дохода предпринимателя совокупная ставка ЕСП и страховых взносов составляла 32% (25 + 7).

При уплате индивидуальным предпринимателем только за 1 месяц страховых взносов в размере 130 240 сум. (действующего на тот момент МРЗП) его доход за этот месяц составлял 407 000 сум. (130 240 х 100 / 32).

При этом частью 1 статьи 311 НК предусмотрено, что индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в сумме не менее 1 МРЗП в месяц. Соответственно, они имеют право уплачивать страховые взносы и по ставке, превышающей 1 МРЗП.

Так, если индивидуальный предприниматель только за 1 месяц уплатил бы 390 720 сум. (130 240 х 3) страховых взносов, то размер его дохода за этот месяц составил бы 1 221 000 сум. (390 720 х 100 / 32).

Постановлением Кабмина №46 от 2.02.2016 г. было утверждено Положение о порядке уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан гражданами Республики Узбекистан, работающими за границей, и отдельными категориями лиц, рабочее время которых не поддается учету, а также о порядке учета их трудового стажа и размера заработка, принимаемого для исчисления пенсии. Этим Положением был изменен порядок расчета дохода предпринимателя.

Теперь доход индивидуального предпринимателя (лица, работающего за границей по найму, работника, получающего доход от работодателя, не являющегося налоговым агентом, члена дехканского хозяйства) за конкретный месяц (год), учитываемый при исчислении размера пенсии, определяется путем деления суммы уплаченного месячного (годового) страхового взноса в Пенсионный фонд на установленную законодательством совокупную ставку единого социального платежа (для микрофирм и малых предприятий, а также фермерских хозяйств) и страховых взносов, действующих на момент уплаты в ПФ страховых взносов, и умножения полученного результата на 100.

Постановлением Президента №ПП-2455 от 22.12.2015 г. на 2016 год утверждены ставки:

► ЕСП для микрофирм и малых предприятий, а также фермерских хозяйств – 15% (прил. №25 к ПП-2455);

► страховых взносов граждан – 7,5% (п.3 ПП-2455).

Для расчета дохода предпринимателя совокупная ставка ЕСП (для микрофирм и малых предприятий, а также фермерских хозяйств) и страховых взносов составит 22,5% (15 + 7,5).

При уплате индивидуальным предпринимателем только за 1 месяц страховых взносов в размере 149 775 сум. (1 МРЗП) его доход за этот месяц составит 665 666,67 сум. (149 775 х 100 / 22,5).

В случае уплаты индивидуальным предпринимателем в месяц 299 550 сум. (149 775 х 2) страховых взносов размер его дохода за этот месяц составил бы 1 331 333,33 сум. (299 550 х 100 / 22,5).

Существует ли льгота при уплате индивидуальным предпринимателем страховых взносов?

Т.М.

– Да, льгота существует. Так, для предпринимателя или его работников, имеющих право на пенсию по возрасту, а также являющихся инвалидами I и II групп, размер страхового взноса должен составлять не менее 50% от его установленного минимального размера (ч.3 ст.311 НК).

При этом аналогичная льгота не предусмотрена в отношении инвалидов I и II групп, работающих по трудовому договору у юридических лиц и в бюджетных организациях, то есть страховые взносы и ЕСП уплачиваются в полном размере.

Я пенсионер. Но занимаюсь индивидуальной предпринимательской деятельностью. Временно приостановил работу. Пенсионный фонд продолжает мне выплачивать половину пенсии как работающему пенсионеру. Правильно ли решение внебюджетного Пенсионного фонда? Ведь я не получил никаких доходов и не платил страховых взносов, просто временно приостановил работу.

А.Мавлянов.

– Если вы временно приостановили индивидуальную предпринимательскую деятельность, то в установленном порядке должны были уведомить об этом налоговую инспекцию. Если этой информацией будет располагать налоговый орган, то в этот период вы будете рассматриваться как неработающий пенсионер и, соответственно, получать пенсию полностью. Действительно, в период приостановления деятельности индивидуальный предприниматель не уплачивает фиксированный налог и страховые взносы.

Поэтому вам нужно обратиться в отдел Пенсионного фонда по месту жительства и представить справку, выданную налоговой инспекцией, о временном при­остановлении вами индивидуальной предпринимательской деятельности.

Статья 314. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками единого социального платежа являются:

1) юридические лица-резиденты Республики Узбекистан;

2) нерезиденты Республики Узбекистан, осуществляющие деятельность в Республике Узбекистан через постоянные учреждения, филиалы и представительства иностранных юридических лиц.

2. Налогоплательщиками страховых взносов являются физические лица ? граждане Республики Узбекистан, а также лица без гражданства, постоянно проживающие и работающие на территории Республики Узбекистан.

3. Обязанность по начислению и удержанию страховых взносов, а также ответственность за правильность их исчисления возлагается на работодателя, за исключением индивидуальных предпринимателей и членов дехканских хозяйств, уплачивающих страховые взносы в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 321 настоящего Кодекса.

Статья 315. Объект обложения

Объектом обложения единым социальным платежом и страховыми взносами являются доходы в виде оплаты труда, указанные в статье 173 настоящего Кодекса.

Статья 316. Налогооблагаемая база

Налогооблагаемая база для исчисления единого социального платежа и страховых взносов определяется как сумма доходов, выплачиваемых в соответствии со статьей 173 настоящего Кодекса, кроме выплат, указанных в статье 317 настоящего Кодекса.

Статья 317. Льготы

Единый социальный платеж и страховые взносы не начисляются на следующие выплаты:

1) компенсация за неиспользованный отпуск;

2) материальная помощь;

3) компенсационные выплаты, указанные в пунктах 7-9 части второй статьи 172 настоящего Кодекса;

4) доплаты и надбавки к заработной плате взамен суточных в случаях, когда постоянная работа протекает в пути или имеет разъездной характер либо в связи со служебными поездками;

5) заработная плата за дни работы без вознаграждения за труд (субботники, воскресники и т.п.), перечисляемая в соответствующий бюджет или благотворительные фонды;

6) единовременные премии, являющиеся поощрением работника в связи с его знаменательной датой, долголетней службой, достижениями в трудовой и общественной деятельности;

7) стипендии, выплачиваемые юридическими лицами учащимся, направленным на обучение с отрывом от производства;

8) пособия, выплачиваемые за счет юридических лиц молодым специалистам за время отпуска после окончания высшего или среднего специального учебного заведения.

Статья 318. Ставки единого социального платежа и страховых взносов

1. Ставки единого социального платежа и страховых взносов устанавливаются решением Президента Республики Узбекистан.

2. Для отдельных категорий юридических лиц Президентом Республики Узбекистан могут быть установлены пониженные ставки единого социального платежа.

Статья 319. Налоговый период. Отчетный период

1. Налоговым периодом является календарный год.

2. Отчетным периодом является:

1) для микрофирм и малых предприятий ? квартал;

2) для налогоплательщиков, не относящихся к микрофирмам и малым предприятиям, ? месяц.

Статья 320. Порядок исчисления, представления расчетов и уплаты единого социального платежа и страховых взносов

1. Единый социальный платеж и страховые взносы исчисляются ежемесячно, исходя из налогооблагаемой базы и установленных ставок.

2. Единый социальный платеж уплачивается за счет средств юридического лица, а страховые взносы удерживаются из заработной платы работников и перечисляются налоговыми агентами.

3. Расчет единого социального платежа представляется налогоплательщиком в органы государственной налоговой службы по месту регистрации нарастающим итогом:

1) микрофирмами и малыми предприятиями ? ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а по итогам года в сроки представления годовой финансовой отчетности;

2) налогоплательщиками, не относящимися к микрофирмам и малым предприятиям, ? ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а по итогам года в сроки представления годовой финансовой отчетности.

4. Расчет страховых взносов представляется налогоплательщиком в органы государственной налоговой службы по месту регистрации нарастающим итогом ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

5. Уплата производится:

1) единого социального платежа ? ежемесячно, не позднее 10 числа следующего месяца;

2) страховых взносов ? одновременно с представлением документов в банк для получения денежных средств на заработную плату.

Статья 321. Особенности исчисления и уплаты страховых взносов для отдельных категорий физических лиц

1. Индивидуальные предприниматели и члены дехканских хозяйств самостоятельно устанавливают размер страховых взносов, но не менее одной минимальной заработной платы в месяц, а члены дехканских хозяйств, занимающиеся выращиванием крупного рогатого скота, ? не менее пятидесяти процентов минимальной заработной платы в месяц. Члены дехканских хозяйств уплачивают страховые взносы на добровольной основе.

2. Для налогоплательщиков, указанных в части первой настоящей статьи и имеющих право на пенсию по возрасту, а также являющихся инвалидами I и II группы, размер страхового взноса должен составлять не менее пятидесяти процентов от минимальной заработной платы.

3. Уплата страховых взносов производится ежемесячно не позднее 10 числа следующего месяца.

4. В платежном поручении (приходном ордере) в обязательном порядке должны быть указаны идентификационный номер налогоплательщика и период, за который вносится платеж. В случае, если период не указан, считается, что платеж внесен за месяц, в котором он производится.

Статья 322. Порядок распределения единого налогового платежа

Единый социальный платеж распределяется между внебюджетным Пенсионным фондом, Государственным фондом содействия занятости и Советом федерации профсоюзов Узбекистана по нормативам, утверждаемым решением Президента Республики Узбекистан.

Нет такого предприятия, которое бы не сталкивалось в своей деятельности со страховыми взносами. Несколько лет назад эти платежи назывались единым социальным налогом. К сожалению, сотрудники не уделяют должного внимания этому вопросу до того момента, пока не подойдёт время выходить на пенсию. Многие люди даже не знают, какие платежи за них уплачиваются, с каких сумм идут отчисления.

Что такое страховые взносы и для чего они нужны

Долгом каждого работодателя в нашей стране является уплата страховых взносов в Пенсионный Фонд (ПФР). Страховые взносы представляют собой обязательные отчисления, которые осуществляет работодатель из заработанных сотрудниками денег. Пенсионные взносы аккумулируются в фонде. Впоследствии при возникновении определённых ситуаций, фонд осуществляет выплату положенных сумм. Отчисления в ПФР и Фонд социального страхования гарантирует сотруднику получение пособий в связи с болезнью, в связи с материнством, получение различных льгот.
Основной закон, устанавливающий отчётность, сроки уплаты и сдачи отчётов, размер, а также льготы по страховым взносам, это Федеральный Закон 212-ФЗ «О страховых взносах», а также 34 главой НК РФ.

Кто должен платить взносы в ПФР

Взносоплательщиками выступают работодатели. В эту группу попадают:

  1. Различные предприятия и организации, имеющие наёмных работников, выплачивающие им заработную плату, а также оплачивающие работу по договорам подряда;
  2. Индивидуальные предприниматели, трудящиеся в одиночку. В эту же группу попадают нотариусы, адвокаты. Страхователи в данной категории, перечисляют взносы только за себя.
  3. Физические лица, без образования индивидуального предпринимателя, производящие выплаты работникам.
  4. Самозанятое население. Это люди, работающие исключительно «на себя», занимающиеся определёнными видами деятельности (разные косметические услуги, оказываемые на дому, деятельность фотографов, консультационная деятельность и другие).

Виды и ставки страховых взносо в
В России предусмотрено несколько видов пенсионных взносов:

  • на обязательное медицинское страхование (ОМС);
  • на обязательное пенсионное страхование (ОПС);
  • на обязательное социальное страхование на случай болезни и по материнству.

Выплаты, на которые необходимо начислять страховые взносы

Страховые взносы начисляются на все виды заработка для сотрудников. Под вознаграждениями понимается заработная плата, различные виды премий, отпускные и компенсации за неиспользованный отпуск, то есть все виды оплаты труда, обозначенные в трудовом договоре.

Статья 422 НК РФ определяет перечень выплат, не облагаемые страховыми взносами. К таким выплатам относятся начисления по больничным листам, государственные пособия, различные компенсации (за исключением выплат за неотгуленный отпуск при увольнении), суточные в командировках, единоразовая матпомощь, например, в связи со смертью члена семьи сотрудника, в связи с рождением (усыновлением) ребёнка и некоторые другие.

Ставки по страховым взносам

Не для всех работодателей тарифные ставки по взносам будут идентичны. На величину ставки будет влиять и категория лица, получившего вознаграждение. Повлияет на тариф и сумма вознаграждения, выплаченного за год по сравнению с предельной базой. Максимальная сумма дохода для налогообложения устанавливается ежегодно. В 2020 году её величина установлена в сумме 1 292 000 рублей.

Соответственно, тарифная ставка для пенсионных отчислений в случае, не превышения базы составит 22%. А при доходах, свыше предельной базы, ставка будет составлять 10%. Например, если доход сотрудника до сентября месяца составил 1 292 000, то вплоть до этого момента тариф для него составит 22%. После сентября тариф для этого же сотрудника станет 10%. Размер тарифов сохраняется как для российских работников, так и для иностранных граждан. Исключением будут только высококвалифицированные специалисты.

У индивидуальных предпринимателей иная ситуация. Если речь идёт о страховых платежах за сотрудников, то для них ставка составляет 30%. Кроме того, предприниматель обязан оплатить определённый размер взноса за себя в сумме 32 448 рублей на ОПС, 8426 рублей на ОМС. Если предприниматель получает доход, превышающий 300 000 рублей, то сверх фиксированного платежа, предприниматель должен дополнительно уплатить 1% от своего дохода, но не более 259 584 рублей.

Платёж можно сделать единоразово, а можно разделить поквартально.

Пониженные тарифы применяют несколько групп налогоплательщиков:

  • предприятия, деятельность которых связана с информационными технологиями.
  • работодатели, оплачивающие работу членам экипажей судов.
  • некоммерческие организации, работающие на упрощённой системе налогообложения (исключением являются бюджетные организации);
  • предприятия, создающие анимационные продукты;
  • благотворительные организации на УСН и некоторые другие.
  • организации, работающие в рамках соглашений с особыми экономическими зонами.
  • участники проекта «Сколково». Это предприятия, занимающиеся исследовательской деятельностью (энергосбережение, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и др.)
  • предприятия Крыма и Севастополя.

Все налогоплательщики, уплачивающие взносы по сниженным ставкам, указаны в статье 427 НК РФ.

Кроме перечисленных выше организаций, пониженный тариф с 01 апреля 2020 года разрешено уплачивать представителям малого и среднего бизнеса в связи карантином по короновирусу.

Дополнительные тарифы по страховым взносам

Дополнительные тарифы подлежат уплате не на всех предприятиях. Плательщики данных взносов – организации, где есть сотрудники, трудящиеся во вредных и опасных условиях. Этот вид взносов стал обязательным в 2013 году. Труд во вредных и тяжёлых условиях позволяет сотрудникам выйти на пенсию раньше срока. Речь идёт о работе в опасных и вредных условиях.

Дополнительный тариф устанавливается в зависимости от класса условий труда. Для опасных и вредных условий тарифные ставки устанавливаются от 4% до 8%.

Для условий труда, считающимися нормальными и определяются классами ниже 3, применяются исключительно основные тарифы.
Применение дополнительных тарифов, регулируется статьёй 428 главы 34 НК РФ.

Ответственность за неуплату пенсионных взносов

Ранее Налоговый Кодекс наказывал неплательщиков страховых взносов немаленькими штрафами. С 2020 года были приняты поправки к закону, ужесточающие меру наказания за неуплату страховых взносов вплоть до тюремного срока.

Размеры тарифов, график оплаты страховых платежей, предусмотренная отчётность и ответственность за отказ от уплаты страховых взносов контролируются НК РФ. Сведения о пенсионных отчислениях будут полезны не только для нанимателей, но и для самих работников.

Информация о механизме расчёта, начисления, отчётности по пенсионным взносам всегда актуальна не только для простого обывателя, но и для человека, решившего открыть свой бизнес. Понимая, сколько денег работодатель перечисляет в фонд, человек может не беспокоиться о завтрашнем дне.

Отличная новость .

Сотрудничество с Московским Финансовым Центром стало комфортней и удобней. Для клиентов появился новый сервис - Личный кабинет.

Теперь вы можете получать доступ к данным о состоянии ваших договоров онлайн, совершать удаленное открытие, получать проценты на счет. Персональный менеджер ответит на все ваши вопросы.

Для подключения Личного кабинета зарегистрируйтесь на сайте pkmfc.ru или обратитесь к сотрудникам Московского Финансового Центра в любом из наших отделений или по телефону 8 (800) 555-06-82 .

Для нас важно, чтобы пайщикам было удобно и безопасно сотрудничать с Московским Финансовым Центром!


В связи с реформами в социальной жизни Узбекистана, стала актуальной тема повышения пенсионного возраста. Сегодняшняя наша статья направлена на разъяснение приводящихся реформ в сфере пенсионного обеспечения, а также действующего законодательства в данной отрасли права.

Для того что бы дать вам разъяснение предложенным со стороны пенсионного фонда реформам мы дадим вам общие понятия о действующем пенсионном законодательстве Республике Узбекистан.

Основным нормативно-правовым актом в сфере пенсионного обеспечения является Закон Республики Узбекистан №938-XII от 3 сентября 1993 года «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН» .

В первую очередь стоит разобраться с видами пенсий. В Республике Узбекистан существует 3 вида пений:

- по случаю потери кормильца.

Гражданин имеющий право на несколько видов пений, может выбрать только один вид.

Самым распространённым видом пенсии является: пенсия по возрасту. С неё и начнём.

Пенсия по возрасту.

Право на пенсию по возрасту имеют:

мужчины — по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

женщины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Лицам, которые не имеют достаточного стажа работы, пенсии по возрасту назначаются в размере, пропорциональном имеющемуся стажу, при наличии не менее 7 лет стажа работы.

Пенсии при неполном стаже не могут быть ниже: 50 % (180 230 сум) минимальной пенсии по возрасту (360 460 сум [1] ) — для пенсий по возрасту.

Право на пенсию с уменьшением возраста на 10 лет независимо от места последней работы имеют:

- работники, которые были заняты полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда [2] :

мужчины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;

женщины — при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

Работникам, имеющим стаж на подземных работах менее 10 лет у мужчин и менее 7 лет и 6 месяцев у женщин, за каждый полный год этих работ пенсионный возраст снижается на 1 год.

Работникам, проработавшим — мужчины не менее 5 лет, женщины не менее 3 лет 9 месяцев — на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, пенсии назначаются с уменьшением возраста на 1 год за каждый полный год такой работы;

- отдельные категории артистов цирков и концертных организаций при стаже творческой работы не менее 20 лет.

Право на пенсию с уменьшением возраста на 5 лет независимо от места последней работы имеют:

- инвалиды войны и приравненные к ним лица;

- работники, которые были заняты полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда:

мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;

женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.

Работникам, проработавшим — мужчины не менее 6 лет 3 месяцев, женщины — не менее 5 лет на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, пенсии назначаются с уменьшением возраста на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

- матери инвалидов с детства, воспитавшие их до восьмилетнего возраста, — при стаже работы не менее 20 лет. При назначении пенсии наравне с родными детьми учитываются пасынки и падчерицы, если женщина воспитывала их не менее 5 лет до достижения ими возраста 8 лет;

- учителя специализированных образовательных учреждений для детей — инвалидов, домов «Меҳрибонлик», военных академических лицеев, воспитательных колоний при наличии специального стажа работы не менее 25 лет;

- врачи и средний медицинский персонал специализированных медицинских учреждений при наличии специального стажа работы не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах;

- социальные работники, которые были непосредственно заняты обслуживанием престарелых, инвалидов и одиноких граждан :

мужчины — при наличии специального стажа работы не менее 25 лет;

женщины — при наличии специального стажа работы не менее 20 лет.

Женщины , имеющие стаж работы не менее 20 лет, приобретают право на пенсию по достижении 54 лет.

Право на пенсию с уменьшением возраста на 15 лет имеют больные гипофизарным нанизмом (лилипуты) и диспропорциональные карлики:

мужчины — при стаже работы не менее 20 лет;

женщины — при стаже работы не менее 15 лет.

Обратите внимание! Лица, высвобожденные в связи с изменениями в технологии, организации производства и труда, сокращением объемов работ, повлекших изменение численности (штата) работников или изменение характера работ, либо ликвидацией предприятия и признанные безработными, имеют право на пенсию:

мужчины — по достижении возраста 58 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

женщины — по достижении возраста 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Пенсия исчисляется в следующим порядке:

Размер пенсии складывается из:

базового размера пенсии: для пенсий по возрасту — 55 процентов среднемесячного заработка, принимаемого для исчисления пенсии, но не менее 100 % официально установленной минимальной пенсии по возрасту (360 460 сум);

повышения пенсии за стаж работы : пенсии по возрасту — на 1 процент среднемесячного заработка, принимаемого для исчисления пенсии;

надбавок к пенсии :

а) инвалидам войны I группы — 150 процентов минимальной заработной платы (276 450 сум [3] );

б) инвалидам войны II группы — 125 процентов минимальной заработной платы (230 375сум [4] );

г) инвалидам I группы по зрению — 100 процентов минимальной заработной платы(184 300 сум [5] );

д) инвалидам I группы — 75 процентов минимальной заработной платы (138 225 сум [6] );

е) одиноким инвалидам II группы — 50 процентов минимальной заработной платы (92 150 сум [7] );

ж) участникам войны и приравненным к ним лицам — 50 процентов минимальной заработной платы (92 150 сум [8] );

з) лицам, работавшим и выполнявшим воинские обязанности в тылу в период войны 1941 — 1945 годов, — 30 процентов минимальной заработной платы (55 290 сум [9] );

и) родителям и не вступившим в новый брак вдовам (вдовцам) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы или службы в органах внутренних дел, — 30 процентов минимальной заработной платы (55 290 сум [10] );

к) лицам, имеющим особые заслуги перед Республикой Узбекистан, — от 100 до 150 процентов минимальной заработной платы в зависимости от заслуг(от 184 300 до сум [11] ).

л) артистам, имеющим право на льготную пенсию, независимо от возраста, — 75 процентов минимальной заработной платы (138 225 сум [12] );

м) артистическому и художественному персоналу театрально-концертных организаций, профессорско-преподавательскому составу и концертмейстерам учебных заведений, занятых подготовкой творческих работников театрального и музыкального искусства — 50 процентов минимальной заработной платы (92 150 сум [13] );

В стаж работы засчитываются:

а) любая работа, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию, независимо от вида деятельности, форм собственности и хозяйствования при условии уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан.

При исчислении стажа работы в колхозе за период после 1965 года, если член колхоза не выполнял без уважительных причин установленного минимума трудового участия в общественном хозяйстве, учитывается время работы по фактической продолжительности.

Работникам, занятым творческой деятельностью, стаж работы устанавливается правлениями творческих союзов, начиная со дня опубликования или первого публичного исполнения или публичного показа произведения данного автора, при условии уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан;

б) военная служба и пребывание в партизанских отрядах и соединениях, служба в органах государственной безопасности и в органах внутренних дел;

в) служба в военизированной охране, в органах специальной связи и в горноспасательных частях независимо от ведомственной подчиненности;

г) индивидуальная трудовая деятельность, в том числе на условиях индивидуальной (групповой) аренды или в личном подсобном, дехканском (фермерском) хозяйстве, при условии уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан;

д) время ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постороннем уходе (по заключению лечебного учреждения);

е) очное обучение в высших образовательных учреждениях, аспирантуре, институте стажеров-исследователей-соискателей, институте старших научных сотрудников-соискателей, базовой докторантуре, докторантуре и клинической ординатуре, в том числе за границей;

ж) время нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, но не более 3 лет в общей сложности;

з) период проживания жен лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства, но не более 10 лет;

Порядок назначения пенсии:

Пенсии назначаются районными (городскими) отделами внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан (далее ПФ).

Заявление о назначении пенсии подается работникам через администрацию предприятия, учреждения, организации по месту последней работы.

Администрация в 10-дневный срок со дня поступления заявления оформляет необходимые документы о стаже и заработке и вместе с поданным заявлением и своим представлением направляет их в районный (городской) отдел ПФ по месту жительства заявителя. Если работнику, обратившемуся за назначением пенсии, отказано в представлении к назначению пенсии, ему сообщается об этом в письменной форме с указанием причин отказа.

В тех случаях, когда обратившийся за пенсией не согласен с решением администрации об отказе в представлении его к назначению пенсии, он может подать заявление о назначении пенсии непосредственно в районный (городской) отдел ПФ.

Отделы ПФ обязаны давать разъяснения и справки по вопросам назначения пенсий, а также содействовать заявителю в получении необходимых документов.

Отделы ПФ имеют право требовать соответствующие документы от предприятий, организаций и отдельных лиц, а в необходимых случаях проверять обоснованность их выдачи.

Предприятия и организации несут установленную законодательством ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный ему вследствие несвоевременного представления документов к пенсии (перерасчету пенсии) или представления документов, содержащих недостоверные сведения.

Документы о назначении пенсии рассматриваются не позднее 10 дней со дня их поступления.

Пенсия назначается со дня достижения пенсионного возраста, если обращение за пенсией последовало не позднее шестидесяти дней со дня возникновения права на нее. Пенсия назначается пожизненно;

Перерасчет пенсий производится в случаях:

представления пенсионером дополнительных документов, влияющих на размер пенсии (о стаже работы и заработке до назначения пенсии и другие);

изменения группы инвалидности;

изменения числа членов семьи, получающих пенсию по случаю потери кормильца;

изменения размеров минимальной заработной платы;

Пенсионеры могут обращаться за перерасчетом пенсии в любое время после возникновения права на нее.

Пенсии налогом не облагаются.

В Апреле 2018 года на сайте Внебюджетного пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан был опубликован проект Концепции реформирования системы государственного пенсионного обеспечения .

В начале проекта приводится статистические данные.

После чего, предлагается внедрение следующих изменений:

- Разработать и утвердить Закон Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» в новой редакции.

- Внедрение программного комплекса «Пенсия», позволяющего исключения стереотипов бумажного документооборота.

- Предоставить право на получение всеми работающими пенсионерами пенсий в полном размере.

- Увеличить размер выплачиваемой пенсии одиноким пенсионерам, проживающим в интернатах (пансионатах) для престарелых и инвалидов.

- В вести пособия в фиксированных размерах лицам с инвалидностью III группы.

- Предусмотреть увеличение размера пенсии за каждый полный год стажа работы сверх 35 лет на 2 % от среднемесячного заработка.

- Установить надбавки к пенсиям женщин, имеющих право выхода на пенсию в 54 года, но оформивших пенсию позже общеустановленного возраста.

- Увеличить размер среднемесячного заработка, принимаемого для исчисления пенсии с 8-кратного до 12-кратного минимального размера заработной платы, установленной законодательством на дату, с которой назначается пенсия.

- Предоставить право гражданам, достигшим пенсионного возраста, но не имеющим необходимого трудового стажа, уплаты в разовом порядке сумму страховых взносов в Пенсионный фонд за каждый недостающий месяц стажа при расчете государственных пенсий.

- Предоставить право работающим супругам уплаты из доходов в виде оплаты труда дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд за неработающих жен (мужей) на добровольной основе.

- Увеличить минимальный требуемый стаж (7 лет) для назначения пенсии по возрасту до 10-15 лет.

- Поэтапно повысить пенсионный возраст с доведением до среднемирового уровня (для мужчин и женщин составляет 62 года).

Читайте также: