Договор о пенсионном обеспечении за счет обязательных пенсионных взносов

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

25 октября 2019 14:57

Пенсионное страхование в России носит обязательный характер и распространяется на всех работающих граждан. Взносы на пенсии, согласно его правилам, формируют и уплачивают работодатели. При этом существует ряд случаев, когда человек сам может делать взносы на пенсию. Например, когда он работает за границей, но хочет, чтобы пенсия в России продолжала формироваться, или чтобы формировать пенсию близкого человека, который нигде не работает.

Взносы могут также делать те, кто работает на себя, – чтобы увеличить уже имеющиеся пенсионные права либо полностью формировать их с нуля. Последнее, в частности, относится к самозанятым, применяющим налог на профессиональный доход. По закону они не обязаны делать отчисления на пенсионное страхование, как, например, индивидуальные предприниматели или нотариусы, и формируют свою пенсию самостоятельно. В том числе за счет добровольных взносов.

Чтобы уплачивать их, необходимо подать заявление в Пенсионный фонд России, зарегистрировавшись таким образом в качестве плательщика. Сделать это можно только в клиентской службе ПФР или отправив заявление по почте. Кроме того, в отличие от добровольных взносов на формирование накопительной пенсии, которые за человека может перечислять его работодатель, добровольные взносы на страховую пенсию делает только сам человек.

Соответствующие платежи перечисляются через банк по реквизитам, сформированным с помощью электронного сервиса ПФР. Он доступен в открытой части сайта Пенсионного фонда и не требует входа в личный кабинет. Квитанция с необходимыми реквизитами также предоставляется в клиентских службах ПФР.

Периодичность взносов человек определяет самостоятельно: можно перечислить сразу всю желаемую сумму либо делать небольшие платежи в течение определенного времени. Расчетным периодом по уплате добровольных взносов является календарный год. Минимальный и максимальный платежи при этом имеют ограничения и в том числе зависят от того, сколько времени в течение года человек был плательщиком взносов. Чем дольше этот период, тем больше пенсионных прав он позволяет сформировать.

Пенсионные коэффициенты и стаж, приобретенные в результате уплаты добровольных взносов, учитываются 31 декабря и отражаются на лицевом счете до 1 марта года, следующего за годом уплаты. Учет взносов происходит автоматически, поэтому представлять в Пенсионный фонд документы, подтверждающие совершенные платежи, не требуется.

Люди, которым не хватило страхового стажа или пенсионных коэффициентов для получения права на пенсию, также могут воспользоваться уплатой добровольных взносов, чтобы восполнить недостающие пенсионные права. Притом что самой распространенной причиной нехватки коэффициентов или стажа является неофициальное трудоустройство, отказы в назначении пенсии из-за этого происходят не часто и составляют примерно 3% от всех решений, выносимых по заявлениям граждан.

Пример уплаты добровольных взносов на пенсию

15 октября 2019 года человек подал заявление в Пенсионный фонд России об уплате добровольных взносов на пенсию, перечислил 30 тыс. рублей и решил до конца года больше не делать новых платежей. По итогам 2019-го на его лицевом счете в Пенсионном фонде будет сформировано 21 818,18 рубля, или 1,186 пенсионного коэффициента, а также 2 месяца и 17 дней стажа:

30 000 рублей × 16% ÷ 22% ÷ 184 000 рублей × 10 = 1,186 коэффициента.

15 октября – 31 декабря: 2 месяца 17 дней.

22% – общий тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в России.

16% – индивидуальная часть тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (общий тариф 22% за вычетом солидарной части тарифа 6%, из которой финансируется фиксированная выплата к страховой пенсии).

184 000 рублей – максимальная сумма взносов, которая направляется на формирование пенсии в 2019 году по индивидуальному тарифу (1 150 000 рублей × 16%).

10 – максимальное количество пенсионных коэффициентов, которое можно сформировать за год (в 2019 году согласно действующему переходному периоду ограничено 9,13 коэффициента).

Возможность уплаты добровольных взносов на пенсию предусмотрена статьей 29 федерального закона № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и реализуется в соответствии с приказом Минтруда России № 462н от 31 мая 2017 года.

В последние годы вопросы, связанные с пенсионным обеспечением, стали все больше волновать россиян. Граждане понимают, что для обеспечения достойного уровня жизни в старости необходимо заботиться о формировании своей пенсии как можно раньше, практически с самого начала ведения трудовой деятельности.

На сегодняшний момент единственным и действенным вариантом приумножить размер своего пенсионного обеспечения является формирование ее в негосударственных пенсионных фондах (НПФ). Молодые россияне имеют подобную возможность, благодаря механизму перевода накопительной части пенсии в данные организации.

Бесплатно по России

На практике это означает, что страховые взносы на пенсионное обеспечение, выплачиваемые работодателями, будут направляться как в ПФР на формирование страховой пенсии, так и в НПФ для пополнения накопительного счета.

Кроме этого, каждый гражданин вправе самостоятельно заключить договор негосударственного пенсионного обеспечения с НПФ и производить соответствующие взносы для дополнительного материального обеспечения в старости. Но как же выбрать надежный НПФ и на что следует обращать внимание при заключении соответствующего договора об НПО? Речь об этом и пойдет в статье далее.

Договор с НПФ о договор о негосударственном пенсионном обеспечении

Подписание соглашения с НПФ является юридически значимым действием, которое предполагает возникновение определенных прав и обязанностей у всех сторон договора. И, естественно, данный шаг имеет как плюсы для гражданина, так и определенные недостатки, учитывать которые необходимо еще до того, как договор об обязательном пенсионном страховании вступит в силу.

К несомненным положительным сторонам перечисления пенсионных накоплений в НПФ следует отнести:

  1. Сохранность денежных средств. Граждане, которые перевели накопительную пенсию в НПФ, вправе не беспокоиться за сохранность сбережений. Они не могут быть как-либо удержаны или использованы фондом не по назначению. Даже в случае ликвидации организации денежные средства в полном объеме попросту вернутся в государственный пенсионный фонд.Что касается взносов по договорам добровольного пенсионного страхования, то здесь клиенту важно проследить, чтобы денежные средства были застрахованы от рисков, связанных с прекращением деятельности НПФ.
  2. Возможность получения дохода. НПФ не только аккумулируют денежные средства, но и обеспечивают их прирост. Он происходит за счет вкладывания их в различные доходные проекты. Последними, как правило, выступают ценные бумаги. Инвестиционный доход может значительно увеличить размер пенсии гражданина в будущем.
  3. Открытость и прозрачность деятельности. Деятельность негосударственных пенсионных фондов законодательно отрегулирована и находится под постоянным контролем надзорных органов.

К недостаткам заключения договора с негосударственным фондом следует отнести:

  1. Отсутствие гарантированного дохода. Денежные средства, находящиеся на счетах в ПФР, периодически индексируются, что обеспечивает хоть небольшой, но все же прирост к будущей пенсии. НПФ гарантирует лишь сохранность денежных средств, которые были перечислены в качестве страховых взносов, что не отменяет риск нулевой доходности по инвестициям.
  1. Потеря инвестиционного дохода при частых сменах НПФ. При частой смене фондов или переходе из негосударственной организации в государственную раньше, чем это предусмотрено законом, клиент лишается права на инвестиционный доход. В этой связи к выбору НПФ следует отнестись крайне ответственно.

Можно ли перейти из ПФР в НПФ

В соответствии с действующим законодательством гражданин, чья пенсия формируется в государственном фонде, вправе перевести накопительную ее часть в коммерческую организацию. В этих целях между НПФ и гражданином в обязательном порядке заключается договор ОПС.


После этого застрахованное лицо должно подать заявление в ПФР по установленной форме. Сделать это можно как лично, обратившись в отделение пенсионного фонда, так и через представителя, на руках у которого должна быть соответствующая доверенность. Подать заявление необходимо до 1 декабря года подписания договора.

Переходить из одного фонда в другой гражданам разрешено не чаще, чем 1 раз в год.

Что нужно знать о НПФ перед заключением пенсионного договора

Рынок негосударственного пенсионного страхования в нашей стране в последние годы значительно расширился. Организаций, предлагающих гражданам заключать договора ОПС, большое количество, и, следует отметить, не все они могут гарантировать исполнение своих обязательств перед клиентом.

Кроме этого, зачастую под НПФ маскируются банальные мошенники. В этой связи переход из ПФР в НПФ должен быть продуманным шагом.

Если целесообразность перевода накопительной пенсии в негосударственный фонд у гражданина не вызывает вопросов, то вполне обоснованно возникает проблема выбора организации.

Именно поэтому перед подписанием договора следует учитывать:

Тонкости оформления и подписания документа

Нюансы, связанные с формой, оформлением и порядком расторжения договора о негосударственном пенсионном обеспечении между гражданами и НПФ, имеют строгое нормативное регулирование. Оно основывается на положениях, предусмотренных ст. ст. 36.3 – 36.5 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» №75-ФЗ.

В соответствии с законом в договоре ОПС обязательно должны содержаться следующие сведения:

  • данные о гражданине и НПФ;
  • СНИЛС;
  • права и обязанности подписавших договор лиц;
  • особенности выплат пенсионного обеспечения и порядок его установления;
  • особенности, связанные с выплатой денежных средств правопреемникам гражданина в случае его смерти;
  • ответственность сторон;
  • особенности, связанные с прекращением договора;
  • порядок урегулирования моментов спорного характера между сторонами;
  • реквизиты сторон;
  • печать и подписи сторон.


Список документов, необходимых для заключения договора

Перечень документов, которые гражданин обязан предоставить в целях заключения договора ОПС, весьма небольшой. Он включает в себя паспорт РФ и СНИЛС.

С 01 апреля 2019 года ПФР объявил о прекращении выдачи зеленых карточек. Однако это не означает, что ранее выданные прекращают свое действие – их также можно предоставлять по месту требования.

Если карточки нет, то для подтверждения статуса застрахованного в системе ОПС лица следует предоставлять справку из ПФР, которую можно получить как путем личного обращения в фонд, так и в электронном виде через интернет.

Как расторгнуть договор

Клиент вправе расторгнуть договор с НПФ без указания на то причин. Для этого необходимо направить в адрес своего фонда соответствующее заявление. Следует отметить, что установленной формы у него нет, однако в нем важно указать, куда именно следует направить денежные средства после расторжения договора. Это может быть как другой НПФ, так и ПФР.

Если же пенсия формировалась в рамках программы негосударственного страхования, то клиент вправе, кроме вышеперечисленного, указать реквизиты своего банковского счета, куда ему будут переведены деньги, если он не желает оставлять их в пенсионной системе. Однако гражданин будет обязан уплатить НДФЛ на сумму процентов, начисленных в период действия договора.

Формирование будущей пенсии в негосударственном пенсионном фонде – верное решение для обеспечения финансово обеспеченной старости. Однако подходить к выбору НПФ следует ответственно, тщательно изучив предложенный к подписанию договор, проверив в нем наличие обязательных пунктов и «подводных камней» в его условиях.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

РАЗЛИЧНЫЕ ВАРИАНТЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИХ ОТЛИЧИЯ

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) является дополнительным видом обеспечения граждан пенсионного возраста. К его особенностям относится: добровольный характер уплаты взносов; возможность получать выплату без наличия страхового стажа; возможность назначения пенсионного обеспечения досрочно.

В отличие от обязательного пенсионного страхования в рамках негосударственного обеспечения можно выделить ряд преимуществ последнего: самостоятельно оплачивать взносы; устанавливать периодичность и срок выплаты; возможность расторгнуть договор и вернуть накопленные сбережения; наследовать правопреемниками в любое время.

Немаловажной отличительной чертой системы негосударственного пенсионного обеспечения является также отсутствие необходимости иметь определенное количество страхового стажа.

Согласно закона, «О негосударственных пенсионных фондах» договор должен содержать следующие пункты:

  • основные данные сторон (наименование, личные данные);
  • сведения о предмете договора;
  • права и обязанности сторон;
  • порядок внесения пенсионных взносов;
  • вид пенсионной схемы;
  • положения о порядке выплаты негосударственных пенсий;
  • ответственность сторон за неисполнение своих обязательств;
  • сроки действия и прекращения договора;
  • порядок и условия изменения или расторжения договора;
  • порядок решения споров;
  • реквизиты сторон.

КОРПОРАТИВНАЯ ПЕНСИЯ

Перечисление пенсионных взносов в НПФ, осуществляемое организациями в пользу своих сотрудников, называется корпоративным пенсионным обеспечением. Условия формирования такой пенсии отражаются страхователем в коллективном договоре, а также в трудовом договоре, заключаемом с сотрудником.

Как правило, вкладчиком в данном случае является работодатель и за счет его средств происходит формирование корпоративной пенсии. Однако существуют варианты участия и самого работника в таких накоплениях. Учет взносов в таком случае ведется раздельно.

Плюсы корпоративного пенсионного обеспечения для работника очевидны, но и для работодателя участие в такой системе дает ряд преимуществ:

  • уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;
  • увеличение рабочих мест для молодого поколения;
  • повышение лояльности сотрудников;
  • привлечение ценных кадров с рынка труда;
  • наличие приоритета при выходе на международные рынки и привлечении иностранных инвестиций.

КАК ПРОИСХОДИТ НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ?

Непосредственно процесс дополнительного пенсионного обеспечения выглядит следующим образом:

  • Гражданин обращается в выбранный им НПФ для заключения договора, в соответствии с которым будет осуществляться уплата взносов, а позднее и выплата пенсии.
  • Специалисты фонда предлагают к рассмотрению несколько пенсионных схем.
  • По выбранному варианту пенсионной программы заключается соответствующий договор, где указываются все условия формирования дополнительной пенсии.
  • Осуществляется первый платеж согласно срокам выбранной схемы.
  • При достижении определенного возраста или выполнении иных условий, указанных в договоре, назначается выплата.

Стоит отметить, что гражданин может заключить договор дополнительного пенсионного обеспечения, как в пользу третьих лиц, так и в свою пользу. В последнем варианте он становится одновременно и участником и, соответственно, приобретает права и обязанности обоих сторон.

ПЕНСИОННЫЕ СХЕМЫ НПФ

Несмотря на большое разнообразие пенсионных схем, можно выделить несколько в зависимости от тех или иных параметров:

1 - От вида открываемого счета для учета накоплений:

  • солидарные (открытие счета в пользу группы определенных лиц) – в данном случае список участников фонда заранее известен, но в момент зачисления суммы не распределяются по каждому конкретному лицу. Так происходит весь период накопления, после чего в момент назначения пенсии открывается именной счет, и необходимая сумма переводится уже на индивидуальный счет;
  • индивидуальные (открытие именного счета) - такой подход подразумевает учет взносов и начисление дохода по индивидуальной схеме.

2 - От срока пенсионных выплат:

  • срочные - выплачиваются в течение срока, предусмотренного договором;
  • пожизненные - уплата происходит с момента наступления оснований и продолжается всю жизнь.

Единственное ограничение данной схемы может быть связано с исчерпанием средств на счете участника.

3 - От числа вкладчиков:

  • с единственным лицом , уплачивающим взносы - им может быть страхователь или физическое лицо;
  • паритетные схемы - подразумевают участие в накоплении и работодателя, и сотрудника.

При этом можно выделить два общих правила, применяемых к пенсионным схемам:

  • возможность в любой момент расторгнуть договор и получить выкупную сумму;
  • наличие у вкладчика права изменить существующий вариант пенсионной программы.

ДОГОВОР ДОСРОЧНОГО НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Основным условием выплаты негосударственной пенсии является наличие специальной оценки условий труда, по результатам которой эти условия будут приняты вредными и опасными. По итогам проведения такой оценки может быть установлен один из четырех классов опасности:

  • оптимальный;
  • допустимый;
  • вредный;
  • опасный.

Последние два варианта обязывают работодателя обеспечить своим сотрудникам право на досрочное пенсионное обеспечение:

  • в форме обязательного пенсионного страхования
  • или негосударственного обеспечения.

Содержание договора досрочного НПО так же, как и состав его участников, и требований, предъявляемых к ним, идентичен обычному пенсионному договору, заключаемому с негосударственным фондом. Последние также предлагает различные варианты пенсионных программ на выбор.

Но стоит отметить, что размер взноса, уплачиваемого ежемесячно, напрямую зависит от класса условий труда:

  • при вредном классе он не может быть ниже 2 % от уровня дохода сотрудника;
  • при опасном классе — не ниже 4 % всех выплат и вознаграждений работника.

Для того, чтобы стать участником досрочного НПО гражданину необходимо выбрать один из следующих вариантов:

  • включение в трудовой договор пункта о присоединении к пенсионной программе;
  • или заключение отдельного соглашения с работодателем.

КАК ПОЛУЧИТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННУЮ ПЕНСИЮ?

Для получения негосударственной пенсии необходимо выполнение двух условий:

  • наступление пенсионных оснований, предусмотренных договором;
  • наличие заявления от участника о выплате ему пенсионного обеспечения.

Выплата негосударственной пенсии осуществляется ежемесячно в рублях путем перечисления на расчетный счет получателя согласно реквизитам открытого им вклада или по номеру пластиковой карты.

В некоторых фондах предусмотрена индексация первоначальной суммы пенсии в зависимости от величины дохода, полученного фондом за предыдущий год.

РАЗМЕР И УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЫПЛАТ

Размер негосударственной пенсии устанавливается по одному из двух вариантов:

  • определяется самостоятельно вкладчиком при составлении договора;
  • рассчитывается фондом на момент назначения выплаты.

При первом варианте размер выплаты напрямую зависит от выбранной пенсионной схемы. В таком случае эта сумма не может быть ниже установленной договором при условии выполнения всех его условий к данному моменту.

При втором варианте сумма к выплате рассчитывается, исходя из накопленных к моменту выхода на пенсию денежных средств на индивидуальном счете путем ее деления на количество лет, определяющих период дожития, согласно действующего законодательства. Для получения ежемесячной суммы необходимо результат разделить на количество календарных месяцев в году.

При изменении персональных данных или смены реквизитов получателя пенсии необходимо своевременно уведомлять НПФ о данных обстоятельствах во избежание задержек выплаты.

Следует учитывать, что негосударственных пенсионных фондов сейчас существует значительное число. Многие из которых, по сути, являются завуалированными финансовыми пирамидами. Как показывает юридическая практика, граждане часто подписывают договора с фондами, будучи введенными в заблуждение сотрудниками банков, обещающими, что так легче получить кредит. Либо в офисах фальшивых потенциальных работодателей, которые во время записи на собеседование сразу же предупреждают, чтобы соискатель взял с собой СНИЛС.

МЫ ГОТОВЫ ПРЕДЛОЖИТЬ ВАМ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ПОМОЩИ:

В ДОСУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

Расторжение договора с НПФ

Расторжение договора с НПФ, если вы подписали его, будучи введенным в заблуждение.

Экспертиза договора с НПФ

Экспертиза договора, предложенного НПФ с указанием всех возможных «подводных камней» и рисков.

Правовое заключение

Правовое заключение с проектом договора, и перечнем положительно зарекомендовавших себя НПФ, если вы в процессе выбора.

Выезд на переговоры в НПФ

Выезд на переговоры в НПФ, при возникновении разногласий сторон.

В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

Подача искового заявления

Подготовим и подадим исковое заявление в суд.

Подача искового заявления с представительством

Подготовим и подадим исковое заявление в суд. Наш представитель разово выйдет в суд для защиты ваших интересов.

Решение «под ключ»

Полное представление интересов работника в суде до вынесения решения по делу, в не зависимости от количества выходов в суд и количества подготовленных необходимых документов.


Если раньше формированием и начислением пенсий занимался только Пенсионный фонд РФ, то с недавнего времени граждане могут доверить формирование своего будущего обеспечения в старости негосударственным пенсионным фондам.
НПФ предлагают не только услуги по ОПС (обязательному пенсионному страхованию), но и предоставляют возможность людям самостоятельно определять размеры будущих пенсий при условии вступления в программу добровольного страхования.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-93. Это быстро и бесплатно !

Что такое добровольное пенсионное страхование?

Программа добровольного пенсионного страхования – это система накопления будущего материального обеспечения за счет личных взносов гражданина. Эта система основывается на таких же принципах, как и ОПС, однако имеет ряд отличий и особенностей.

Добровольное страхование позволяет гражданам получать дополнительные выплаты по старости, внося на свой личный счет в НПФ регулярные платежи. Такая программа не замещает ОПС и не является обязательной. Она основывается на договоре с НПФ или страховой компанией, а не с государственным Пенсионным фондом РФ.

Главные достоинства этой программы заключаются в следующем:

  • возможность выбрать индивидуальную схему формирования будущего обеспечения на основе своих финансовых возможностей;
  • возможность оформить договор добровольного обеспечения не только на себя, но и на своих близких, внося платежи на формирование их будущих пенсий;
  • возможность расторгнуть договор с НПФ и перевести средства в другую организацию;
  • будущая пенсия, сформированная в НПФ про этой системе, не зависит ни от трудового стажа, ни от размера официального заработка, ни от баллов и коэффициентов.

Договор о ДПС может быть заключен с негосударственными фондами или страховыми компаниями. Их деятельность контролируется государственными структурами и основывается на Федеральном законе «О негосударственных пенсионных фондах»№ 75-ФЗ. В соответствии с этим, можно заключить, что средства, направляемые гражданами на добровольной основе на формирование будущего обеспечения, защищены.

Рассмотрим подробнее особенности и условия заключения договора с этим фондом.

Программа ДПС в Сбербанке

Начать формировать свою пенсию по программе ДПС Сбербанка может любой совершеннолетний гражданин РФ. Программа этого НПФ предлагает несколько схем накопления:

  1. Универсальная. Предполагает плавающий график внесения взносов на счет. Регулярный взнос составляет от 500 руб.
  2. Гарантированная. Ее особенность состоит в том, что вы сами можете назначить сумму своей будущей пенсии. Исходя из этой суммы банк установит график внесения платежей и сумму взносов. Эта схема позволяет получить гарантированную сумму, которая была прописана в договоре, при выходе на пенсию.
  3. Комплексная. Данная схема возможна при переводе накопительной части пенсии в НПФ Сбербанк. При выходе на пенсию клиент сможет получать выплаты из накопительной части и из суммы, сформированной добровольными взносами.

Чтобы открыть счет в НПФ Сбербанка для дальнейшего накопления средств на старость, потребуется внести минимальный первоначальный взнос. Он составляет 1500 руб. Далее на основе условий договора и выбранной схемы накоплений клиенту потребуется вносить платежи (минимальный размер – 500 руб.).

Средства, хранящиеся на личном счете, инвестируются фондом, что позволяет человеку при выходе на пенсию получать достойную прибавку к основной части пенсии.

  • возможность вернуть все средства до наступления пенсионного возраста;
  • наследование средств;
  • защита денег от притязания третьих лиц (в случае развода деньги на вашем счете не будут поделены как совместно нажитое имущество).

Отличия от ОПС

Добровольное страхование пенсии имеет ряд отличий от ОПС.

Подробнее о страховщике и остальных субъектах обязательного пенсионного страхования читайте здесь.

Таким образом, добровольное пенсионное страхование позволяет человеку самому определить размер будущего обеспечения. Накопленные средства в конечном итоге будут достойной прибавкой к основной страховой пенсии.

Перспективы

Система добровольного формирования пенсии уже несколько лет успешно применяется в Германии, США, Великобритании, Канаде и Франции. Однако в России, по мнению экспертов, данный вид страхования еще недостаточно популяризовался в силу некоторых причин:

  • плохая информационная поддержка среди населения;
  • недоверие людей к негосударственным фондам;
  • желание граждан формировать свои пенсионные накопления только в государственном фонде.

Тем не менее система добровольного обеспечения с каждым годом постепенно расширяется.

Взносы

Особенность этого типа страхования заключается в том, что отчисления на счет идут из личных средств участника программы. Чем больше сумма взносов и периодичность внесения платежей, тем больше будет пенсия.

Негосударственные фонды предлагают гражданам право выбора пенсионной схемы, которые предусматривают:

  1. гибкий или фиксированный график внесения платежей;
  2. установление срока выплат;
  3. сумма взносов.

Взносы на добровольное обеспечение могут уплачиваться раз в месяц, раз в квартал или раз в год. Сумма устанавливается в зависимости от выбора схемы накоплений. Внесенные средства инвестируются фондами, что позволяет гражданам при выходе на пенсию получать не только основные страховые выплаты, но и прибавку к ней с учетом инвестиционной прибыли за все годы действия договора.

Как заключить договор?

Чтобы вступить в программу добровольного страхования, нужно сперва выбрать надежный НПФ. При выборе фонда важно учесть:

  • доходность компании;
  • количество застрахованных граждан;
  • рекомендации финансовых аналитиков и отзывы вкладчиков;
  • период пребывания компании на рынке страховых и финансовых услуг;
  • наличие лицензии Минфина.

Заключить договор с выбранным НПФ можно двумя способами:

  1. в отделении фонда;
  2. через сайт фонда, отправив заявку в режиме онлайн.

После заключения договора клиент получает на руки документ о соглашении с установленным с учетом его возможностей и потребностей графиком платежей. Далее остается только своевременно делать взносы.

Сроки и затраты

Договор добровольного обеспечения – процедура простая и не требующая много времени и сбора большого количества бумаг. Заключить соглашение можно за 1 день при первом же обращении в страховую компанию или НПФ. В отличие от ОПС, данная система требует первоначальных затрат – уплаты первого взноса. Его сумма зависит от выбранного фонда и индивидуального пенсионного плана.

Программа добровольного пенсионного обеспечения дает возможность людям увеличить пенсию в старости за счет разумного инвестирования денежных средств в НПФ в течение нескольких лет.

Видео по теме:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

(В редакции федеральных законов от 29.05.2002 № 57-ФЗ, от 31.12.2002 № 187-ФЗ, от 31.12.2002 № 198-ФЗ, от 23.12.2003 № 185-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 20.07.2004 № 70-ФЗ, от 02.12.2004 № 155-ФЗ, от 02.12.2004 № 157-ФЗ, от 28.12.2004 № 183-ФЗ, от 04.11.2005 № 137-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 27.07.2006 № 137-ФЗ, от 19.07.2007 № 140-ФЗ, от 30.04.2008 № 55-ФЗ, от 14.07.2008 № 117-ФЗ, от 22.07.2008 № 146-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 30.12.2008 № 304-ФЗ, от 18.07.2009 № 185-ФЗ, от 24.07.2009 № 213-ФЗ, от 27.12.2009 № 378-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ, от 28.09.2010 № 243-ФЗ, от 16.10.2010 № 272-ФЗ, от 08.12.2010 № 339-ФЗ, от 28.12.2010 № 428-ФЗ, от 28.12.2010 № 432-ФЗ, от 03.06.2011 № 118-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 07.11.2011 № 305-ФЗ, от 30.11.2011 № 359-ФЗ, от 30.11.2011 № 365-ФЗ, от 03.12.2011 № 379-ФЗ, от 25.06.2012 № 94-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 03.12.2012 № 242-ФЗ, от 03.12.2012 № 243-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 211-ФЗ, от 23.07.2013 № 237-ФЗ, от 04.12.2013 № 351-ФЗ, от 28.12.2013 № 421-ФЗ, от 12.03.2014 № 33-ФЗ, от 02.04.2014 № 59-ФЗ, от 28.06.2014 № 188-ФЗ, от 21.07.2014 № 216-ФЗ, от 29.11.2014 № 378-ФЗ, от 01.12.2014 № 406-ФЗ, от 01.12.2014 № 410-ФЗ, от 31.12.2014 № 519-ФЗ, от 13.07.2015 № 213-ФЗ, от 28.11.2015 № 347-ФЗ, от 14.12.2015 № 373-ФЗ, от 03.07.2016 № 250-ФЗ, от 19.12.2016 № 437-ФЗ, от 19.12.2016 № 438-ФЗ, от 19.12.2016 № 447-ФЗ, от 19.12.2016 № 456-ФЗ, от 07.06.2017 № 114-ФЗ, от 29.07.2017 № 216-ФЗ, от 05.12.2017 № 393-ФЗ, от 20.12.2017 № 413-ФЗ, от 28.12.2017 № 428-ФЗ, от 28.12.2017 № 436-ФЗ, от 23.04.2018 № 104-ФЗ, от 27.06.2018 № 164-ФЗ, от 03.08.2018 № 306-ФЗ, от 03.10.2018 № 350-ФЗ, от 27.11.2018 № 425-ФЗ, от 28.11.2018 № 441-ФЗ, от 11.12.2018 № 462-ФЗ, от 16.12.2019 № 435-ФЗ, от 01.04.2020 № 86-ФЗ, от 01.04.2020 № 102-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет правового регулирования

Настоящий Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

Правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, регулируются законодательством Российской Федерации.

Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения;

обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты страховой пенсии, накопительной пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти; (В редакции федеральных законов от 24.07.2009 № 213-ФЗ; от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

средства обязательного пенсионного страхования - денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию;

бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации - форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

обязательные платежи - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений; (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

(Абзац утратил силу - Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

солидарная часть тарифа страховых взносов - часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплаты социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации; (Абзац введен - Федеральный закон от 03.12.2011 № 379-ФЗ; в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

индивидуальная часть тарифа страховых взносов - часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, в том числе в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации. (Абзац введен - Федеральный закон от 03.12.2011 № 379-ФЗ; в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

Статья 31. Полномочия федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации

К полномочиям федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации относятся:

установление порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и порядка его исполнения;

установление порядка составления, внешней проверки и утверждения порядка рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности Пенсионного фонда Российской Федерации;

определение порядка и условий формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

определение порядка хранения средств обязательного пенсионного страхования;

управление системой обязательного пенсионного страхования;

обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

определение порядка использования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

(Статья введена - Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

ГЛАВА II. УЧАСТНИКИ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ПЕНСИОННОМУ СТРАХОВАНИЮ

Статья 4. Субъекты обязательного пенсионного страхования

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица. (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 5. Страховщик

Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами.

Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы действуют на основании настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации создаются по решению правления Пенсионного фонда Российской Федерации и являются юридическими лицами. (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда Российской Федерации и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом.

Статья 6. Страхователи

1. Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой. (В редакции федеральных законов от 27.07.2006 № 137-ФЗ; от 28.06.2014 № 188-ФЗ)

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

В целях настоящего Федерального закона иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, приравниваются к индивидуальным предпринимателям. (В редакции федеральных законов от 27.07.2006 № 137-ФЗ; от 19.07.2007 № 140-ФЗ; от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

2. В целях настоящего Федерального закона к страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с подпунктами 1, 2, 5 и 6 пункта 1 статьи 29 настоящего Федерального закона. (В редакции федеральных законов от 30.04.2008 № 55-ФЗ; от 27.11.2018 № 425-ФЗ)

Статья 7. Застрахованные лица

1. Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории Российской Федерации: (В редакции федеральных законов от 20.07.2004 № 70-ФЗ; от 03.12.2011 № 379-ФЗ; от 03.12.2012 № 243-ФЗ; от 28.06.2014 № 188-ФЗ)

работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", получающих выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающих по трудовому договору, а также лиц, получающих страховые пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющихся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход"); (В редакции федеральных законов от 27.11.2018 № 425-ФЗ, от 01.04.2020 № 86-ФЗ)

самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями), за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход"; (В редакции федеральных законов от 28.06.2014 № 188-ФЗ; от 27.11.2018 № 425-ФЗ)

являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона; (Абзац введен - Федеральный закон от 27.11.2018 № 425-ФЗ)

являющиеся членами семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность; (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

священнослужители; (Абзац введен - Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 8. Страховой риск и страховой случай

Страховым риском для целей настоящего Федерального закона признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

Страховым случаем для целей настоящего Федерального закона признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

Статья 9. Обязательное страховое обеспечение

1. Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:

1) страховая пенсия по старости;

2) страховая пенсия по инвалидности;

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца;

4) фиксированная выплата к страховой пенсии;

5) накопительная пенсия;

6) единовременная выплата средств пенсионных накоплений;

7) срочная пенсионная выплата;

8) выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица;

9) социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

(Пункт в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

2. Установление и выплата обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федеральным законом от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О накопительной пенсии" и Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений". (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

3. Финансовое обеспечение обязательного страхового обеспечения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, а в части накопительной пенсии и других видов обязательного страхового обеспечения, указанных в подпунктах 6 - 8 пункта 1 настоящей статьи, выплачиваемых негосударственными пенсионными фондами, за счет средств пенсионных накоплений, формируемых в негосударственных пенсионных фондах. (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

4. (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 30.11.2011 № 359-ФЗ)

Статья 10. Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации

1. Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". (В редакции Федерального закона от 03.12.2011 № 379-ФЗ)

2. Объект обложения страховыми взносами, база для начисления страховых взносов, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, порядо

Читайте также: