Федеральный бюджет при неуплате пенсионных взносов

В 2017 году уклонение от уплаты обязательных страховых взносов стало уголовным преступлением. По действующему законодательству такой вид ответственности теперь распространяется на учредителей, собственников, генеральных директоров предприятий и организаций, главных бухгалтеров и других сотрудников, которые могут оказаться причастными к нарушению.

Насколько суровое наказание ждет для неплательщиков, и какие законы стоит внимательно изучить — подробности в нашем материале.

Из этой статьи вы узнаете:

  1. Почему страховые взносы приравняли к налогам
  2. «Уклонение от уплаты» страховых взносов — это умышленные действия
  3. За уклонение от уплаты страховых взносов могут оштрафовать или посадить в тюрьму
  4. Что запомнить о неуплате страховых взносов

Страховые взносы приравняли к налогам

Все работодатели, в том числе, индивидуальные предприниматели, нанимающие работников по договорам, должны платить обязательные страховые взносы. Они включают в себя 4 вида платежей:

  • пенсионные взносы (ОПС);
  • медицинские взносы (ОМС);
  • взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) — идут на выплату пособий по болезни, уходу в декрет и т. п.;
  • взносы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (НСиПЗ).

Что нужно платить и куда

До 31 декабря 2016 года эти сборы находились в компетенции отдельных ведомств: Пенсионного Фонда (ПФР), Фонда Социального страхования (ФСС) и Федерального Фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

По данным этих фондов, работодатели часто допускали нарушения — как по отчетности, так и по уплате положенных средств. По подсчетам Министерства финансов , система недополучала около 10% всех сборов во внебюджетные фонды.

Поэтому государство ужесточило меры ответственности за уклонение от уплаты обязательных страховых взносов. В 2017 году их администрирование было передано под контроль налоговых органов, а Налоговый кодекс пополнился статьей 34 — «Страховые взносы» .

Средства, предназначенные для пополнения внебюджетных фондов, по статусу приравняли к налогам. Поэтому за неуплату страховых взносов была введена уголовная ответственность, так же как и за уклонение от уплаты налогов. Поправки в статьи 198 и 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов) были внесены Федеральным законом от 29.07.2017 № 250-ФЗ. Поправки к нему вступили в силу с 10.08 2017 года .

Поскольку администрирование страховых взносов передали в ФНС, туда же теперь перечисляются и средства на пенсионное, медицинское и социальное страхование.

Все средства зачисляются на единый бюджетный счет. Платежи по разным налогам/взносам имеют индивидуальный КБК (код бюджетной классификации). Сотрудники ФНС с общего счета распределяют платежи на соответствующие бюджетные субсчета в зависимости от кода классификации. Исключение составляют взносы «на травматизм», которые по-прежнему переводятся в ФСС.

В 2017 году была утверждена новая отчетность . Согласно нововведениям, по пенсионному, медицинскому и социальному страхованию теперь заполняется единый расчет, который предоставляется в ИФНС ежеквартально, в течение 30 дней по окончанию периода. Расчет по «травматизму» составляется отдельно и предоставляется в ФСС.

Расчеты подаются в бумажном виде, а если среднесписочная численность работников превышает 25 человек, то необходимо сдавать и электронную версию документа по страховым взносам.

Теперь расчет взносов на пенсионное, медицинское, социальное страхование нужно передавать не в фонды, а в налоговую службу. Расчет по «травматизму» по-прежнему принимает Фонд Социального Страхования.

«Уклонение от уплаты» страховых взносов — это умышленные действия

Уклонение от уплаты — это умышленные действия плательщика, из-за которых в бюджет государства не поступают деньги. В этом случае — страховые взносы.

К уголовной ответственности могут привлечь:

  • учредителей;
  • генерального директора;
  • главного бухгалтера;
  • индивидуального предпринимателя.

Если в уклонении от уплаты будет обвиняться группа лиц, то следствию предстоит доказывать участие и степень ответственности каждого из них.

  • за указание заведомо ложных данных в налоговой декларации и других формах отчетности (например, занижение базы для расчета страховых взносов);
  • за бездействие, выражающееся в непредставлении всех обязательных документов (если организации или ИП, вопреки закону, игнорируют подачу отчетности по страховым взносам в налоговую и ФСС).

Когда бухгалтер не предоставляет расчеты по утвержденным формам или показывает недостоверные суммы взносов, занижая базу для расчета, то все эти действия будут считаться уклонением. Неважно, совершал он это по указанию руководителя или по собственной инициативе.

Например, директор предприятия дает бухгалтеру указание часть заработной платы выдавать сотрудникам «в конвертах». В этой ситуации будет занижена сумма, с которой должны начисляться страховые взносы, а также будут недоплачены сами страховые взносы. И директору, и бухгалтеру грозит уголовное наказание.

В таблице указаны классификации сумм неуплаты — какой размер считается крупным, а какой — особо крупным. В зависимости от этого будет разной мера наказания.

Если налоговая служба во время проверки выявит, что ИП или другая организация не платит страховые взносы в крупном или особо крупном размере, наступает ответственность, предусмотренная статьями 198 и 199 УК РФ . При этом недоимки учитываются в пределах трех финансовых лет подряд. Недоимки по части страховых взносов прибавляются к задолженности по налогам.

Если у организации есть 5 млн рублей долга по налогам, а еще она не заплатила 300 000 рублей страховых взносов, то общая сумма будет 5 млн 300 рублей — неуплата в крупном размере.

Уклонения от уплаты — это умышленное непредставление документов в ФНС и ФСС или внесение в отчетность ложных данных. Привлечь к ответственности могут учредителя, генерального директора, главного бухгалтера и ИП.

За уклонение от уплаты страховых взносов могут оштрафовать или посадить в тюрьму

Наказания для признанных виновными сотрудников организаций и индивидуальных предпринимателей это штрафы, принудительные работы и реальные сроки лишения свободы.

Кроме того, нужно будет заплатить все долги по страховым взносам — даже если организация или ИП неплатежеспособны, ФНС всегда выходит с требованием возврата ущерба, причиненного бюджету.

Наказания за уклонение от уплаты страховых взносов можно избежать

Тех, кто совершил преступление впервые, могут освободить от уголовной ответственности. Это касается индивидуальных предпринимателей и должностных лиц компаний.

В этом случае надо признать вину и начать сотрудничать со следствием.

А потом выплатить всю сумму недоимки, учитывая пени и штраф, назначенный судом.

Что запомнить о неуплате страховых взносов

  1. Взносы на пенсионное, социальное и медицинское страхование теперь получает Федеральная налоговая служба. И только взносы на «травматизм» до сих пор направляются в Фонд Социального Страхования. Отчетность в ФНС и ФСС нужно направлять каждый квартал, в течение 30 дней по окончанию периода;
  2. Уклонение от уплаты — это умышленные действия плательщика. Закон предусматривает два вида таких действий — непредставление документов или внесение в отчетность ложных данных;
  3. За это преступление могут наказать учредителя, генерального директора, ИП и главного бухгалтера. Если бухгалтер делал все по указанию руководителя — накажут обоих;
  4. Если сотрудники налоговой службы найдут нарушения, касающиеся уплаты страховых взносов, то проверят отчетность за три финансовых года подряд. Недоимки по страховым взносам прибавляются к задолженности по налогам;
  5. Наказание за уклонение от уплаты зависит от суммы задолженности — это крупный или особо крупный размер. Для ИП и компании предусмотрена разная ответственность — для последних наказание жестче;
  6. Можно избежать уголовной ответственности: такой вариант возможен для тех, кто совершил преступление впервые, признал вину и выплатил всю сумму недоимки по страховым взносам вместе с пенями и штрафом, назначенным судом.

Комментарий эксперта — о судебной практике по неуплате страховых взносов

Елена Тарасова, юрист практики налогообложения и эффективного ведения бизнеса:

За последние годы государство активно взялось за пополнение бюджета с помощью налоговых платежей. Уклонение от уплаты страховых взносов в сумме свыше 5 млн рублей — теперь серьезное уголовное преступление.

Поскольку изменения в Уголовный кодекс вступили в силу относительно недавно, судебной практики, которая касалась бы неуплаты страховых взносов, мало. Но что касается применения ст.198 и ст.199 в отношении налоговых платежей, у судов уже накоплен достаточно большой опыт. Думаю, привлечение за неуплату взносов будет рассматриваться по тем же правилам.

Взыскание недоимки по налогам и взносам с индивидуального предпринимателя, руководителя или учредителей компании — распространенное явление.

В некоторых случаях обвиняемые заключают мировое соглашение с инспекцией, обязуются возместить убытки бюджета и устанавливают график погашения задолженности. Такие дела до суда не доходят.

Генеральный директор предприятия, обвиняемый в неуплате, заключил мировое соглашение с налоговой инспекцией, и в течение 2-х месяцев обязался полностью возместить бюджету сумму ущерба, выплатить штрафы и пени. Уголовное преследование прекратили.

Но так бывает не всегда. Вот другой пример — обвиняемый отказался признать вину и не стал помогать следствию.

Директор ООО перестал перечислять страховые взносы. По требованиям налоговой службы организация недоимку не оплатила. В отношении руководителя было возбуждено уголовное дело.

Сотрудничать со следствием директор отказался и свою вину не признал. Приговор — 1 год наказания условно с испытательным сроком 8 месяцев, никакого смягчения наказания не применялось. Подсудимому пришлось полностью выплатить ущерб ( приговор Сосновогорского городского суда республики Коми по делу 1-40/2017 от 03.04.2017 ).

Напротив, раскаяние, помощь следствию, стечение тяжелых жизненных обстоятельств часто помогают снизить реальный срок, а в некоторых случаях — заменить его на условный.

Так Московский районный суд Санкт-Петербурга в приговоре по делу № 1-489/17 учел чистосердечное признание, добровольную выдачу документов, а также инвалидность 3 группы Матвеева В.В., собственника и руководителя организации. За неуплату страховых взносов назначил 2 года лишения свободы условно. Кроме того, суд признал за МИФНС право подать гражданский иск и взыскать с подсудимого ущерб.

При рассмотрении дел о неуплате страховых взносов важно, какую позицию и выбирает обвиняемый: будет ли отрицать вину или во всем признается и начнет сотрудничать со следствием. Во втором случае велик шанс, что наказание смягчат.

Также суд может освободить от уголовной ответственности тех, кто совершил преступление впервые, признал вину и компенсировал нанесенный бюджету ущерб, а также выплатил штраф и пени.

  • Штрафы за несвоевременную уплату взносов по НК РФ, КоАП РФ и закону № 125-ФЗ
  • Нюансы налоговых санкций за неуплату взносов при подаче уточненного расчета
  • Санкции за неуплату взносов в 2019-2020 годах по Уголовному кодексу
  • Итоги

Штрафы за несвоевременную уплату взносов по НК РФ, КоАП РФ и закону № 125-ФЗ

Неуплата (несвоевременная уплата) страховых взносов может повлечь наказание, если недоимка образовалась по следующим причинам:

  • расчетная база по взносам занижена;
  • сумма платежа рассчитана неверно;
  • плательщик взносов совершил иные неправомерные действия (бездействие).

Штраф за несвоевременную уплату страховых взносов предусмотрен в НК РФ, КоАП РФ и в законе об обязательном соцстраховании от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Санкции за неуплату страхвзносов (кроме взносов «на травматизм») см. в таблице:


Можно не волноваться о штрафах по НК РФ и КоАП РФ за неуплату страховых взносов, если страхвзносы не уплачены, но:

  • рассчитаны правильно;
  • отражены достоверно в расчете.

На это чиновники Минфина РФ указали в письме от 24.05.2017 № 03-02-07/1/31912.

Однако не следует надеяться на полную безнаказанность за несвоевременную уплату взносов. В этой ситуации за весь период просрочки придется уплатить пени.

КБК по страховым взносам см. здесь. А тут вы найдете КБК на пени по взносам.

Ответственность за неуплату страховых взносов «на травматизм» (в результате занижения базы, неправильного исчисления суммы и др.) предусмотрена ст. 26.29 закона № 125-ФЗ в виде штрафа 20% от не поступившей в бюджет суммы (40% при доказанности умысла).

Нюансы налоговых санкций за неуплату взносов при подаче уточненного расчета

Если в первичном расчете вы допустили ошибку, но при этом до подачи уточненки уплатили недоимку по взносам и пени, штраф вам не грозит (п. 4 ст. 81 НК РФ).

Штраф по ст. 122 НК РФ последует в том случае, если неуплаченные по первоначальному расчету страховые обязательства были откорректированы в сторону увеличения в уточненном расчете (уточнены по причине неверного первоначального расчета).

В ООО «Орион Люкс» в 1 квартале 2020 года наблюдалась острая нехватка специалистов по бухучету и налогообложению. По этой причине отчетностью по страховым взносам занимался неопытный бухгалтер. В результате первоначально исчисленная сумма страхвзносов, отраженная в расчете, составила 34 200 руб.

После того как в штат «Орион Люкс» был принят опытный специалист, страховые обязательства были пересчитаны и составили 36 740 руб. При этом сумма из первоначального расчета к моменту подачи уточненки не была уплачена.

В этом случае штраф за неуплату будет рассчитан исходя из суммы 2 540 руб. (36 740 руб. – 34 200 руб.) — разницы между первоначальными и уточненными страховыми обязательствами (письмо ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692). Помимо штрафа налоговики взыщут и пени.

С 01.04.2020 малые предприятия и ИП вправе применять пониженные тарифы страхвзносов. Проверьте, правильно ли вы рассчитываете величину взносов с помощью разъяснений от 'экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Изменим условия предыдущего примера: ООО «Орион Люкс» (не уплатив страхвзносы по первоначальному расчету) подало несколько корректировок, в которых указало пересчитанные суммы страхвзносов:

  • корректировка № 1: 36 740 руб.;
  • корректировка № 2: 57 090 руб.;
  • корректировка № 3: 37 012 руб.

В ситуации подачи нескольких уточненок штраф за неуплату будет рассчитан исходя из суммы 2 812 руб. (37 012 руб. – 34 200 руб.) — разницы между страхвзносами, указанными в первоначальном расчете и в последнем уточненном расчете (письмо ФНС России от 14.11.2016 № ЕД-4-5/21472).

Когда сдается уточненка по ЕРСВ, см. здесь.

Санкции за неуплату взносов в 2019-2020 годах по Уголовному кодексу

Штрафы по страховым взносам в 2019-2020 годах могут последовать не только по НК РФ или КоАП, но и по УК РФ. Уголовное наказание грозит должностному лицу, если налоговики докажут, что неуплата страхвзносов стала результатом преступления.

Приговорить к уголовной ответственности могут (постановление Пленума Верховного суда РФ от 28.12.2006 № 64):

  • директора фирмы;
  • главного бухгалтера;
  • других лиц, содействовавших преступлению (например, налогового юриста, чьи консультации и советы привели к совершению преступления).

Речь идет о наказаниях по ст. 198, 199, 199.3, 199.4 УК РФ.



Впервые совершившие преступление по указанным статьям фирмы и ИП освобождаются от уголовной ответственности, если полностью погасят страховую недоимку.

Итоги

Штраф за неуплату страховых взносов предусмотрен по ст. 122 НК РФ и ст. 26.29 закона № 125-ФЗ в размере 20% от неуплаченной суммы взносов. Он увеличивается в 2 раза, если будет доказано, что взносы не попали в бюджет умышленно.

По ст. 15.11 КоАП штрафуют должностных лиц фирмы на сумму от 10 до 20 тыс. руб., если недоплата взносов произошла по причине грубых учетных ошибок.

В отдельных случаях за неуплату взносов может наступить и уголовная ответственность.


Небольшой штраф за пенсионную отчетность — теперь не повод для судебного разбирательства. Правительство запретило Пенсионному фонду подавать иски, если сумма штрафа меньше 3 000 руб. Рассмотрим это нововведение подробнее.

Как сейчас наказывает ПФР

Поправки в ст. 17 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете. » уже опубликованы и вступят в силу 31 июля 2020 года. Речь идет о работодателях, которые несвоевременно сдают отчет или отправляют недостоверные сведения. Это считается нарушением, за которое накажут:

  • 500 руб. — за просрочку и неполную информацию (по каждому сотруднику);
  • 1 000 руб.— за несоблюдение порядка подачи сведений в электронном виде.

Если ПФР обнаружит нарушение, то составит акт. Его вручат работодателю под расписку, отправят заказным письмом или электронным файлом по ТКС. Директору дадут 15 дней для разъяснения своей точки зрения. Если фирма будет спорить, то подаст возражение на имя начальника территориального отделения. Потом создадут комиссию, пригласят директора фирмы или представителя по доверенности. По итогам заседания вынесут решение о привлечении к ответственности либо об отмене санкции.

Если наказание оставят в силе, то руководителю выдадут требование о перечислении штрафа в течение 10 дней. Когда сумма не поступает в казну, ее взыскивают принудительно. Правда, решать такие вопросы может только суд. Поэтому ПФР составит иск и отправит его судье. Если требования удовлетворят, то приставы спишут деньги с расчетного счета предприятия.

Суды буквально завалены исками от ПФР о взыскании мелких штрафов с работодателей. На присуждение виновнику 500 рублей уходит уйма времени. Тогда как серьезные дела, например по взысканию средств на реабилитацию тяжелобольного, ждут своей очереди. Правительство разгрузит систему. И теперь пенсионный фонд не будет подавать иски по каждому поводу.

Как будут взимать штрафы в ПФР по новым правилам

Порядок наказания работодателей не изменится — за нарушения все так же будут штрафовать и высылать требования. Просто сумма, с которой у ПФР примут иск, теперь должна быть не меньше 3 000 руб. Это значит, что за 1 000 руб. не подадут в суд. Но наказание не исчезнет, а будет «висеть» на фирме до момента, пока она не нарушит еще что-нибудь. Когда фонд накопит 3 тыс. руб., то сразу подаст иск.

Предприятие просрочило отправку СЗВ-М и получило 1,5 тыс. штрафа. Этой суммы недостаточно, чтобы взыскать ее по суду. ПФР ждет. В следующем квартале бухгалтер предоставил неверную информацию — оштрафовали еще на 500 руб. Чтобы подать иск, осталось накопить 1 000 руб. Через пару месяцев фирма снова забывает про отчет и получает наказание — 1,5 тыс. Итого сумма штрафа — 3 500 руб. Теперь фонд может идти в суд, на подготовку иска у него есть 6 месяцев.

Срок давности по взысканию — 3 года. В течение этих лет (с даты первого наказания) пенсионный фонд будет копить штрафы предприятий до нужной суммы. А если за это время фирма больше ничего не нарушит, то ПФР все равно потребует взыскания, но предварительно выждет 36 месяцев — вдруг еще что-то появится или директор сам погасит долг. Проще говоря, эту 1 000 руб. все равно придется платить, не сейчас так через 3 года.

Зная, что ПФР копит штрафы, директор может прикинуть начало судебных разборок и опередить фонд — самостоятельно перечислить долг. На это есть 3 года. Допустим, фирма получила два требования общей суммой 2 800 руб. Понимая, что следующий штраф приведет в суд, директор оплатит один из них. Так он уменьшит «санкционные накопления» и отсрочит подачу иска.

Напоминаем, что с 1 января 2020 года изменился КБК по уплате штрафов по ст. 17 Закона № 27-ФЗ. Теперь перечислять деньги нужно на КБК 392 1 16 07090 06 0000 140 — «Иные штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед Пенсионным фондом Российской Федерации».

Код 392 1 16 20010 06 6000 140 применялся до 01.01.2020 и уже не действует.


Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 5536 раз

Библиографическое описание:

Эрдниева, Б. Ю. Проблема уклонения от уплаты пенсионных взносов и пути ее решения / Б. Ю. Эрдниева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 1 (36). — Т. 1. — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/archive/36/4118/ (дата обращения: 06.12.2020).

Работодатели являются ключевыми участниками пенсионной системы Российской Федерации, уплачивая из фонда оплаты труда средства на будущее пенсионное обеспечение своих сотрудников.

С 2002 года в России действует система обязательного пенсионного страхования. В качестве страхователей в ней выступают все работодатели, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации. Застрахованными лицами являются работники по найму либо по гражданско-правовому договору. Обязанности страховщика возложены на Пенсионный фонд РФ.

С 2011 года ставка страховых взносов возросла до 34%: 26% направляется в Пенсионный фонд, 2,9% – в Фонд социального страхования, 5,1% – в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

Уклонение работодателей от уплаты пенсионных взносов является распространенной проблемой российской пенсионной системы. Каждое отделение Пенсионного фонда России имеет список неплательщиков пенсионных взносов с общей суммой задолженности, превышающей миллиард рублей. Согласно данным Росстата, задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование на 1 января 2010 года составила 92,8 млрд. рублей[1].

Сумма задолженности по взносам на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 1 января 2010 года

Задолженность

Из нее

млрд. руб.

в % к итогу

недоимка

урегулированная задолженность

в % к итогу

в % к итогу

Всего

задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ

Задолженность предприятий и организаций по уплате пенсионных взносов является одной из причин дефицита бюджета ПФР. К 2012 году он составит 1,075 трлн. рублей[2]. Недостаточность денежных средств в бюджете Пенсионного фонда не позволяет своевременно повышать минимальный размер пенсии по старости, своевременно индексировать установленные размеры пенсий, обеспечивать своевременную их выплату. Кроме того, из-за недостатка сумм страховых взносов на текущие выплаты усиливается зависимость бюджета ПФР от средств федерального бюджета.

Неуплата страховых взносов влечет неблагоприятные последствия и для застрахованных лиц. Поскольку право на обязательное пенсионное страхование в РФ реализуется только в случае уплаты страховых взносов, то в случае неуплаты или неполной уплаты работодателем пенсионных взносов работник лишается права на назначение пенсии или перерасчет страховой части пенсии. Таким образом, актуальность изучения данного вопроса безусловна.

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязанностью страхователя является своевременная уплата в полном объеме страховых взносов в бюджет ПФР и ведение учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет[3].

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФР и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

П. 2 ст. 27 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» предусматривает следующие финансовые санкции для плательщиков пенсионных взносов. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20% неуплаченных сумм страховых взносов. Если деяние совершено умышленно, то это влечет взыскание штрафа в размере 40% неуплаченных сумм страховых взносов.

За непредставление в установленный срок расчета по страховым взносам работодателю грозит штраф в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основании этого расчета, за каждый месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы.

За непредставление расчета по страховым взносам в течение более 180 календарных дней по истечении установленного срока его представления – штраф в размере 30% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основании этого расчета, и 10% суммы страховых взносов, подлежащей уплате, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1000 рублей.

Как известно, с 1 января 2010 года в России был отменен Единый социальный налог. В отличие от ЕСН – налога, который поступал в федеральный бюджет, страховые платежи поступают напрямую в ПФ РФ. Это было сделано с целью упрощения механизма выплат страховых взносов и сокращения периода воздействия на неплательщиков. Раньше цикл взыскания от момента получения органом Пенсионного фонда отчета от налогового органа до момента предъявления иска неплательщику иногда составлял 9 месяцев. За это время с предприятием могло произойти что угодно, вплоть до банкротства.

В настоящее время функции администратора платежей и страховщика по обязательному социальному страхованию выполняет Пенсионный фонд России. Поскольку органы ПФР персонифицированно учитывают поступившие за гражданина средства, передача администрирования финансового потока позволила синхронизировать данные о поступивших взносах, а также в какой сумме и за кого они поступили.

Обязанность по взысканию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также пеней и штрафов, возложена на Пенсионный фонд.

Если страхователь не уплачивает или не полностью уплачивает страховые взносы в установленный срок, территориальный орган Пенсионного фонда направляет требование об уплате недоимки, пеней или штрафов в добровольном порядке. При неисполнении требования принимается решение о взыскании денежных средств со счетов страхователя в банках в бесспорном порядке. В этом случае в банк направляется поручение о списании денежных средств и их перечислении на счет Пенсионного фонда.

Если на счете плательщика нет достаточной суммы или денежные средства отсутствуют, Пенсионный фонд вправе взыскать страховые взносы за счет имущества страхователя, направив в службу судебных приставов соответствующее постановление. В рамках исполнительного производства служба судебных приставов наложит арест на имущество и выставит его на торги.

Органами Пенсионного фонда проводятся камеральные и выездные проверки плательщика страховых взносов. Камеральная проверка проводится по месту нахождения территориального органа Пенсионного фонда в течение трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по страховым взносам.

Выездная проверка проводится территориальным органом ПФР по месту нахождения организации. Она проводится не чаще одного раза в три года и длится не более двух месяцев[4].

Масштаб проблемы уклонения от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды заставляет ужесточать меры воздействия на неплательщиков. Так, Курская областная дума внесла на рассмотрение соответствующий законопроект с поправками в статьи 198 и 199 Уголовного кодекса РФ. В соответствии с этими статьями наказывается уклонение от уплаты налогов и сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ) и юридического лица (ст. 199 УК РФ). Наказание предусмотрено в виде штрафных санкций – от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, и в виде лишения свободы – за уклонение от уплаты налогов в крупном размере – до 6 лет. Согласно внесенному законопроекту в новой редакции он будет дополняться составом преступления, состоящим в уклонении от уплаты страховых взносов, установленных федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании"[5].

В скором времени Госдума планирует принять соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Предусмотренное наказание за уклонение от уплаты страховых взносов – штраф в размере 50 минимальных размеров оплаты труда. Повторное уклонение может привести руководителей предприятий и организаций к потере права занимать руководящие должности на срок до трех лет. Эксперты называют предложенную меру действенной[6].

В настоящее время активно используется такая форма понуждения к расчетам, как передача постановления в службу судебных приставов, у которых более широкий арсенал доступных средств воздействия на должников. В числе мер такие серьезные, как арест имущества юридических лиц, ограничение выезда граждан за границу и даже возбуждение уголовных дел. Именно эти меры оказываются наиболее действенными, поскольку они чреваты серьезными финансовыми потерями для должников.

Необходимо отметить, что наряду с жесткими мерами понуждения к выплатам Пенсионный фонд использует и стимулирующие методы. Например, в нынешнем году был объявлен конкурс «Лучший страхователь года по обязательному пенсионному страхованию – 2011». Для участия в конкурсе страхователь должен своевременно и в полном объеме перечислять страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии своих работников в бюджет ПФР, в срок и без ошибок представлять все документы по персонифицированному учету и уплате страховых взносов.

Одна из целей конкурса – донести до работодателей, что своевременная и полная уплата страховых взносов в пенсионную систему – это социальная ответственность бизнеса перед нынешними и будущими пенсионерами.

Также некоторые отделения Пенсионного фонда проводят личные собеседования с руководителями предприятий, где разъясняются их права и обязанности в качестве страхователя и рассматриваются вопросы погашения недоимки страховых взносов. Без данной процедуры поступления напрямую в Пенсионный фонд практически невозможны[7].

Таким образом, очевидно, что без вмешательства контролирующих органов, без применения методов понуждения к расчетам и стимулирования выплат разрешение проблемы уклонения от выплаты пенсионных и иных взносов невозможно. Для преодоления обозначенной проблемы предлагается:

1) усовершенствовать нормы об ответственности работодателя за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение и механизм реализации такой ответственности.

Большие суммы задолженностей перед Пенсионным фондом в каждом регионе свидетельствуют о том, что имеющиеся меры воздействия неэффективны. Работодатели имеют возможность уклоняться от выплат, применяя различные способы. Наиболее типичным является включение в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах;

2) обеспечить заинтересованность граждан в уплате пенсионных взносов путем перераспределения ответственности по перечислению части взносов от работодателей к работникам.

Многие страхователи расценивают задолженность по пенсионным взносам именно как «долги перед Пенсионным фондом». Необходимо донести до сведения работодателей и, соответственно, работников, что долги по страховым взносам – это долги перед работниками. Ведь взносы, поступающие в Пенсионный фонд, распределяются по лицевым счетам конкретных людей и влияют на размер их пенсии;

3) ввести дополнительное страхование на случай неплатежеспособности предприятия либо заложить на эти цели средства в федеральном бюджете.

Данное предложение имеет значение в случае, когда зафиксирован факт уклонения от уплаты пенсионных взносов или неполной их уплаты, но предприятие уже обанкротилось и не может ответить по своим обязательствам.

Официальный сайт Пенсионного фонда России. http://www.pfrf.ru

Об обязательном пенсионном страховании в РФ: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского обязательного пенсионного страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ.

Собственные обязательства перед гражданами Российской Федерации Пенсионный фонд России (ПФР) исполняет посредством денег, которые имеются в бюджете данной государственной структуры. По этой причине процессы, связанные с формированием и расходованием бюджета ПФР, считаются самыми значимыми процедурами в его деятельности.

Как формируется бюджет Пенсионного фонда

Бесплатно по России


Бюджет фонда согласуется в высших законодательных органах государственной власти.

Алгоритм следующий:

  1. Направление подготовленного проекта в Государственную Думу Федерального Собрания России.
  2. Рассмотрение проекта Госдумой Российской Федерации.
  3. Издание законопроекта «О бюджете Пенсионного фонда РФ на …» (в случае принятия проекта). Изданный закон включает в себя основные статьи и дополнения.
  4. Утверждение законопроекта Советом Федерации (Верхняя парламентская палата РФ). Лишь после этого закон начинает действовать.

Тексты всех одобренных законопроектов размещены в публичном доступе. Найти их можно как на веб-портале фонда, так и на интернет-сайте Госдумы. Любой человек может прочитать их.

Если после формирования бюджета его нужно изменить (подобное происходит достаточно часто, к примеру, во время финансового кризиса), в Государственную Думу отправляется проект спланированных корректив. После этого производится внесение корректив в изданный законопроект (по вышеописанному алгоритму).

Что говорит закон о бюджете ПФР РФ

Основной закон, регламентирующий порядок формирования ПФР в 2019 году – ФЗ номер 363 от 5 декабря 2017 г. «О бюджете ПФР на 2019 г.». В него входит 8 статей:

  1. Ключевые характеристики бюджета ПФР на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  2. Основные администраторы доходов бюджета ПФР и основные администраторы источников финансирования дефицита бюджета ПФР.
  3. Внутренние финансовые источники для бюджета фонда.
  4. Бюджетные ассигнования бюджета фонда на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  5. Межбюджетные трансферты в ПФР.
  6. Особенности применения бюджетных ассигнований по обеспечению работы ПФР.
  7. Особенности применения бюджетных ассигнований бюджета ПФР в области социальной политики.
  8. Особенности реализации бюджетных средств фонда в 2019 г.

Доходы

Формирование бюджета фонда осуществляется благодаря:

  • взносам по страхованию;
  • деньгам из государственной казны;
  • пеням и другим денежным санкциям;
  • прибыли от распределения (вложения) временно свободных финансов обязательного пенсионного страхования (ОПС);
  • добровольным взносам физлиц и фирм, которые уплачивают их не в качестве страхователей либо застрахованных граждан;
  • деньгам из резервного фонда;
  • денежным суммам, сформированным из накоплений застрахованных граждан, которым полагается срочная пенсия;
  • другим источникам, которые не запрещены законами РФ.

Страховые взносы по ОПС

Фирмы-наниматели – основные участники ОПС РФ. Взносы на ОПС, уплачиваемые ими в фонд с зарплат и других вознаграждений сотрудников, формируют пенсионное обеспечение граждан и позволяют выплачивать пенсии тем, кто уже достиг пожилого возраста.

ПФР считается администратором взносов на ОПС и ОМС. Плательщиками взносов по страхованию считаются:

  • граждане, которые производят выплаты и предоставляют другие вознаграждения физлицам;
  • компании;
  • ИП;
  • физлица, которые не являются ИП;
  • самозанятые граждане (работники адвокатур, нотариальных контор, которые занимаются частной практикой, а также арбитражные управляющие).

Трансферты из федерального бюджета

Трансферт – это перевод средств из одного бюджета в другой. Трансферты в ПФР из государственной казны предназначены для:

  • возмещения затрат, связанных с исполнением задач общенационального значения, когда своих средств ПФР не хватает;
  • устранения горизонтальных диспропорций между бюджетами. Трансферты способствуют разрешению определенных социальных проблем, возникающих при финансовых спадах в субъектах РФ;
  • усиления налогового потенциала субъектов РФ.

Можно выделить 3 типа межбюджетных трансфертов:

  1. Бюджетный кредит. Особенный тип материального обеспечения затрат бюджета, при котором деньги предоставляются ПФР на возмездной основе.
  2. Дотация. Государственные деньги, выделяемые безвозмездно и безвозвратно. Предоставление дотации осуществляется лишь в том случае, если средств бюджета ПФР не хватает для выполнения функций данной государственной структуры.
  3. Субвенция. Государственные деньги, предоставляемые ПФР на выполнение каких-то конкретных задач. Обычно субвенции предоставляются при внедрении определенных государственных программ.
  4. Субсидия. Деньги, предоставляемые бюджету ПФР на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Дотации, субвенции и субсидии характеризуются безвозмездностью и безвозвратностью. Отличие субсидий и субвенций от дотаций заключается в их целевой направленности. Субвенции и субсидии разграничены по объемам финансирования.

Расходы

Бюджетные средства фонда позволяют данной государственной структуре:

  • выплачивать страховое пенсионное обеспечение;
  • осуществлять социальные выплаты. Здесь имеются в виду доплаты льготникам, выплаты по уходу за лицами с инвалидностью и неработоспособными россиянами, компенсационные выплаты гражданам, проживающим в северных регионах, вложения в разные региональные программы;
  • выполнять другие функции и операции, которые связаны с перемещением пенсионных начислений (со счетов ПФР на балансы негосударственных фондов, УК);
  • выплачивать государственное пенсионное обеспечение (выплаты определенным группам россиян за выслугу лет – госслужащие, военнослужащие, космонавты, летчики-испытатели). Также сюда относятся компенсационные выплаты гражданам, которые пострадали при выполнении воинского долга;
  • расходовать деньги по программе маткапитала.

Бюджет 2019 года

Глава РФ Владимир Путин 28.11.2018 утвердил законопроект о бюджете фонда на 2019 г. Доходы фонда в 2019 г. будут равны 8.612 триллионам рублей, расходы – 8.635 триллионам рублей, что превышает показатели 2018 г. на 358.2 миллиарда рублей по доходам и на 115.9 миллиарда рублей по расходам. Соответственно с законопроектом, тариф взносов по страхованию в 2019 г. будет равен 22 процентам в пределах облагаемой взносами базы и 10 процентам сверх нее.


Дефицит бюджетных средств фонда будет равен 23 миллиардам рублей. Как было отмечено в заключении профильного комитета по социальной политике, выпадающие доходы будут компенсированы благодаря межбюджетным трансфертам, поступающим из государственной казны. В 2019 г. объем подобных межбюджетных трансфертов составит 54.6 миллиардов рублей.

Для материального обеспечения выплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат запланировано провести межбюджетных трансфертов из казны на 3.3 триллиона рублей.

К сожалению, дефицит бюджетных средств – гораздо более частая ситуация, нежели профицит. Так дело обстоит не только в России, но и в большей части других стран. Обычно профицит достигается при экономической ситуации, которая близка к идеальной, что, разумеется, происходит нечасто.

Читайте также:

Copyright © ООО "Про-Пенсию.ру"