Как индексировать страховые взносы для пенсии

Согласно недавно представленной статистике на сегодняшний день в Российской Федерации проживает более 45 миллионов граждан, которые имеют право на получение пенсионных выплат. Часть из них получает пенсию и при этом продолжает осуществление трудовой деятельности. Однако большинство пенсионеров (около 35 миллионов) не имеют постоянного места работы и, соответственно, иных средств к существованию, кроме пенсии.

Иными словами, практически пятая часть всего населения России живет исключительно за счет пенсионных выплат. Тут же следует отметить, что по данным статистических органов, средний размер пенсии составляет порядка 13 тысяч рублей. Эта сумма крайне невелика, особенно учитывая темпы инфляции, вызванной нестабильной обстановкой в экономической сфере.

Бесплатно по России

В этой связи, чтобы сохранить покупательную способность пожилых граждан, Правительство РФ использует механизм индексации страховых пенсий. О том, что он из себя представляет и каким образом производится, пойдет речь в статье далее.

Понятие индексация пенсии

Уровень роста цен на различные виды потребительских товаров в Российской Федерации довольно высокий и даже официальные прогнозы по инфляции, выдаваемые Центральным Банком, свидетельствует о значительном обесценивании денежной массы. При этом государство имеет обязательства перед гражданами, в том числе и перед пенсионерами. В этой связи Правительство ежегодно производит так называемые индексации пенсий, то есть их перерасчет в сторону увеличения.

Следует отметить, что размер прибавки непосредственно зависит от показателя инфляции, рассчитываемой ЦБ РФ по специальной методике.

Как правило, индексация проводится один раз в год и затрагивает все виды пенсионного обеспечения, предусмотренные действующим законодательством РФ, среди которых:

Получателей страхового вида пенсионного обеспечения больше всего среди российских пенсионеров, в этой связи вопросы, связанные с соответствующими прибавками, имеют довольно острый характер.


Законодательное регулирование

Вопросы, связанные с назначением и выплатой страховых пенсий, имеют строгое правовое регулирование. То же справедливо сказать и про механизмы, касающиеся ежегодной прибавки к ним.

Итак, основным нормативным актом, регулирующим вопросы страхового пенсионного обеспечения, является Федеральный закон № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По сути, данный закон определяет, что прибавки к страховым пенсиям производятся дважды в год:

  1. В начале года (в 2018 и 2019 годах с 1 января). Является обязательным перерасчетом, который Правительство производит один раз в год с учетом инфляции.
  1. В апреле каждого года. Речь идет о так называемом коэффициенте доходности. Этот показатель имеет определенную привязку к деятельности ПФР. При всем при этом коэффициент доходности не привязан к какой-либо конкретной единице.

Решение о назначении такой прибавки выносит Правительство РФ. При этом оно может быть как положительным, так и отрицательным.

Решения, принимаемые относительно размера прибавки и характера индексации, находят свое отражение в иных нормативно-правовых актах, в том числе Постановлениях Правительства РФ.

Какая часть пенсии индексируется – базовая или страховая

Чтобы разобраться в вопросе, каким образом происходит индексация размера пенсионного обеспечения, следует понять, из каких же частей состоит страховая пенсия, которая выплачивается гражданам РФ.

  1. Фиксированная выплата. Является составной частью страховой пенсионной выплаты. Ее размер не зависит от того, какой у ее получателя стаж или от количества его пенсионных баллов. Эту сумму получают все граждане без исключения, которые в принципе имеют право на данный вид материального обеспечения. В 2019 году размер данной части пенсии составляет 5334,19 рубля. И именно она подлежит ежегодной индексации. В частности, в 2019 году ее размер был увеличен на 7,05 процента.
  1. Страховая часть. Под ней следует понимать так называемый индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК). Он формируется особым образом:

В соответствии с действующим российским законодательством за каждого состоящего в штате сотрудника работодатель имеет обязанность уплачивать денежные средства, называемые взносами, в государственный пенсионный фонд. Эти денежные средства, аккумулируясь там, пересчитываются в баллы, совокупность которых и составляет ИПК. Каждая эта единица имеет фиксированную стоимость. Таким образом, страховая часть пенсии определяется как общее количество баллов, которые помножены на их стоимость.

Что касается ее индексации, то она осуществляется за счет увеличения стоимости каждого балла. Так, в 2019 году она увеличилась на тот же размер, что и ФВ – 7,05%.

Таким образом, индексация страховой пенсии происходит за счет равномерного перерасчета обеих ее частей. Поскольку значения параметра ИПК различны для каждого пенсионера, то и размер индексации для всех разный. Таким образом, чем выше уровень пенсионного обеспечения, тем значительней прибавка, и, напротив, чем пенсия ниже, тем в меньшей степени индексация отразится на ее размере.

  1. Надбавки. Некоторые категории граждан имеют право на надбавки к своей страховой пенсии. Основания для их начисления и порядок выплат имеет несколько отличное правовое регулирование. В этой связи увеличение размера федеральных и региональных надбавок к сумме материального обеспечения пенсионеров не совпадает с индексациями страховой пенсии в целом.

Подробно об индексации страховой пенсии за последние годы

По общему правилу, в соответствии с действующим законодательством индексация должна производиться один раз в год на размер, который равен инфляции. Однако в силу экономических трудностей, с которыми государство столкнулось после 2014 года, этот порядок не всегда соблюдался.

Так, в 2016 году было проведено поэтапное увеличение размера материального обеспечения пенсионеров всего лишь на 4%, что значительно меньше уровня роста цен на услуги и товары. Ситуация в 2017 году улучшилась ненамного, лишь к 2018 году Правительству и Центральному Банку России удалось остановить критический скачок инфляции.

Какие изменения произошли в январе 2018 года

В 2018 произошло очередное увеличение размера материального обеспечения, получаемого пенсионерами в РФ. Так, если раньше индексация, по общему правилу, всегда производилась в феврале, то в этом году ее перенесли на начало года. Пожилые граждане получили дополнительные деньги с 1 января.

Процент, на который произошло увеличение, составляет 3,7%. Соответственно, стоимость одной пенсионной единицы увеличилась на 2 рубля 91 копейку.

В 2019 году произошло куда более значительное повышение – на 7,05%, что, между прочим, впервые за все годы, начиная с 2015, превысило показатель удорожания товаров и услуг.


Изменения в индексации работающим пенсионерам

Как уже было отмечено в самом начале статьи, значительная часть пенсионеров (почти 10 миллионов) после того, как им было назначено соответствующее обеспечение, остаются работающими и продолжают трудиться на прежнем месте или трудоустраиваются снова.

Раньше, до кризисных событий в экономике России, их пенсия также периодически индексировалась, как и у пожилых людей, не занятых трудовой деятельностью.

Однако вот уже несколько лет увеличение их обеспечения не происходит. Таким образом, трудящиеся граждане получают от ПФР пенсию в том размере, в котором она была им установлена ранее, то есть в момент обращения в фонд.

Следует отметить, что изначально отсутствие индексаций планировалось как исключительно временная мера, которая позволит не допустить коллапса пенсионной системы в сложное, кризисное время. Однако в последующем Правительство отказалось рассматривать вопрос о возобновлении индексаций.

Таким образом, ни в 2018 году, ни в 2019 году увеличение размера денежных выплат пожилым лицам, осуществляющим профессиональную деятельность, не происходило.

Прибавки же, которые работающие пенсионеры получили в августе 2018 и 2019 годов, индексацией не являются. Это лишь техническая корректировка, связанная с изменением параметра ИПК каждого пенсионера.

Индексация страховой пенсии является важным социальным обязательством, взятым на себя государством. Ее смысл заключается в том, чтобы поддерживать уровень жизни и текущую покупательную способность отечественных пенсионеров, размер выплат которым нивелируется инфляцией.


Однако на протяжении длительного времени процент индексации был значительно ниже, чем темп роста цен на услуги и товары. И лишь с 2019 года процент прибавки к пенсии оказался больше, чем официальный показатель инфляции, почти в 2 раза, что, в какой-то степени, оправдало обоснованность проведения пенсионной реформы, направленной на изменение возраста выхода на отдых.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть виде-сюжет об индексации пенсии работающим:

Неожиданные изменения в индексации пенсий работающим пенсионерам произошли за счет введения новых механизмов расчета для различных категорий граждан еще несколько лет назад. Именно тогда Закон №385-ФЗ впервые внес изменения в привычные для нас правила выплаты и частично приостановил повышение выплат для некоторых граждан.

До того момента повышение пенсий, проводилось ежегодно ПФР для всех, независимо от их категории. В 2020 году индексация, производится исходя из устанавливаемого Правительством РФ индекса роста потребительских цен и лишь для определенной категории.

Каждый год такое увеличение варьируется в пределах 5-7 процентов и действительно до недавних пор каждый пенсионер имел на нее право.

Какие виды пенсии не индексируют

Новые правила затрагивают не все виды пенсий . Ограничение действует только для страховой и фиксированной выплаты к ней. И к тому же только для категории работающих, т.е. индексации не будет для тех, кто продолжает трудовую деятельность, выйдя на заслуженный отдых. Поэтому все работающие пенсионеры сегодня не могут претендовать на ежегодное увеличение выплат.

С 2015 года Постановлением Правительства РФ ежегодно утверждается коэффициент увеличения размера фиксированной выплаты.

Но это не означает, что пенсионер не сможет теперь получить полагающиеся суммы и потеряет прошедшие индексации навсегда. После увольнения уволился с работы он имеет право на выплаты с учетом всех пропущенных ежегодных коэффициентов повышения выплат.

Другое дело, что такое восстановление произойдет не сразу , и даже не со следующего месяца после увольнения. Выплаты после увольнения с учетом новых индексированных сумм предусмотрены Законом только через три месяца после увольнения с работы .

Далее рассмотрим, почему так долго происходит перерасчет после прекращения работы. Но для начала нужно знать, кто считается работающим пенсионером и на сколько индексируются пенсии в 2020 году.

Индексация фиксированной выплаты и корректировка страховой пенсии

Для удобства приводим полную таблицу индексации пенсий с учетом новых утвержденных индексов на несколько лет вперед.

Размер фиксированной выплаты с января 2020 года увеличится до 5686,25 рублей. Так же Федеральным законом №350-ФЗ утверждена стоимость одного пенсионного коэффициента в размере 93 рубля для страховых пенсий.

В качестве сравнения выплаты с учетом работы и без ее учета рассмотрим на примере. В первой таблице пример где рассчитана индексация по годам для неработающего пенсионера после увольнения. Для расчета мы взяли 120 пенсионных баллов.

Таблица индексации пенсии

как проходит индексация пенсии

Как видно из примера размер пенсии каждый год индексируется на утвержденный процент, ведь этот пенсионер не работает. Для пенсионера с таким баллом прибавка к пенсии с января 2020 года составит около 1000 рублей. Далее, ежегодная доплата также останется в пределах одной тысячи рублей.

По расчетам видно, что к 2024 году для продолжающего работать пенсионера пенсия будет почти в 2 раза ниже возможной.

Как определить, является ли пенсионер работающим

Если рассматриваемый период времени засчитывается в страховой стаж пенсионера, то он является работающим. То есть официально трудоустроенные лица, индивидуальные предприниматели, адвокаты, священнослужители и т.д.

Другими словами это застрахованные лица, за которых уплачиваются страховые взносы, и подается отчетность по установленным формам.
Застрахованные лица:
-работающие по трудовому договору, по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;
– самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями);
– являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
– работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов;
– являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
– священнослужители.

(Закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ)

Правила и сроки индексации страховых пенсий после увольнения

После увольнения с работы Пенсионный фонд произведет перерасчет выплат с учетом пропущенных индексов за время его работы. Восстановление выплаты полной (индексированной) пенсии с учетом пропущенных индексаций произойдет не сразу, а только спустя три месяца после увольнения пенсионера.

Достаточно продолжительный срок отведен законодателями для подтверждения и обработки данных о факте работы по упрощенным формам СЗВ-М от страхователей, с последующим вынесением соответствующих решений о выплате Пенсионным фондом. И здесь не обойтись без примера.

Рассмотрим увольнение и индексацию работающего пенсионера 3 апреля 2020 года:
1. Страхователь ежемесячно подает сведения по форме СЗВ-М (Постановление Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п).
Не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены договоры (трудовые, гражданско-правовые, авторские и т.д.)

В нашей ситуации пенсионер в апреле считается работающим, несмотря на то, что уволен был еще в начале месяца. И за него работодатель до 15 мая всё ещё обязан представить сведения о работе. А неработающим для Пенсионного фонда он будет считаться с мая .

2. Согласно ч.6 ст.26.1 Закона №400-ФЗ решение о выплате индексированных сумм выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом ПФР получены данные о работе.

В июле месяце (следующем за июнем, в котором поступят сведения о факте работы за май) Пенсионный фонд обязан рассчитать и вынести решение о выплате сумм с учетом причитающегося повышения.

3. Рассчитанные суммы страховой пенсии будут выплачиваться с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение (часть 7 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ).

Таким образом, только с августа 2020 года человек, уволившийся в апреле, сможет получить полную выплату пенсии с учетом восстановленных индексов .
Если после восстановления индексируемых выплат уволившийся пенсионер вновь устроится на работу, то его размер уменьшен не будет ( часть 8 статьи 26.1 №400-ФЗ ).

Доплата пенсионеру за прошлое время после увольнения с работы

Индексация пенсий работающим пенсионерам в 2020 году по прежнему не будет проводиться. Но вступили в силу поправки для работающих. Статью 26.1 Федерального закона №400-ФЗ дополнили новыми положениями для уволившихся. Можно ознакомится с подробностями в этой статье.

В соответствии с Законом № 134-ФЗ при прекращении работы пенсионер получит полную выплату с учетом индексации фиксированной выплаты и корректировки страховой пенсии, а также разницу между прежними и новыми суммами за период с первого числа следующего месяца после прекращения работы.

Сроки восстановления нового размера остаются прежними, спустя 3 месяца после увольнения. Но уже с учетом доплаты. Таким образом, выплатят так же и доплату с момента увольнения за эти 3 месяца. Напомним, что ранее такая прибавка за прошлое время не выплачивалась. Советуем ознакомится подробнее с данными правилами на примерах в видео .

Когда выгодно уволится пенсионеру

Давайте теперь на примерах разберем, когда выгодно пенсионеру уволиться, чтобы с 2020 года попасть под действие нового Закона с доплатой за прошлое время. Для начала вспомним о том почему же все таки новые суммы выплачиваются спустя 3 месяца после увольнения.

В соответствии с частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате полной пенсии, выносится ПФР в месяце, следующем за месяцем, в котором получены (или не получены) сведения о факте работы.

Если пенсионер, например, увольняется в сентябре 2019, то неработающим полный месяц он будет считаться только с октября (1-й месяц после прекращения работы). Соответственно, в ноябре (2-й месяц после прекращения работы) в ПФР не поступят сведения о его работе за октябрь (сведения по форме СЗВ-М подаются только на работающих пенсионеров).

В декабре (3-й месяц после прекращения работы) пенсионный фонд принимает решение о том, что с января 2020 ему будет выплачиваться индексированная фиксированная выплата и страховая пенсия с учетом актуальной стоимости пенсионного балла.

В рассмотренном примере пенсионер получит новые суммы с января. Также он получит и доплату с ноября (месяца, с которого он считается неработающим).

На практике это означает, что наиболее выгодный месяц для увольнения работающего пенсионера считается сентябрь . Ведь повышение баллов теперь предусмотрено с января 2020 года. Но даже, если Вы опоздали с увольнением и ушли с работы только в октябре, то пенсию также проиндексируют, но на месяц позже.

Почему не индексируется пенсия после увольнения?

Если после истечения срока, определенного для вынесения решения об индексации размер не увеличился, то одной из основных возможных причин может быть несвоевременная подача работодателем ежемесячной отчетности о факте работы. Конечно же, пенсионер не виноват в данном случае, и закон полностью на его стороне.

В случае непредставления работодателем в срок сведений о факте работы, или представления недостоверных сведений, которые влияют на увеличение пенсии , размер пересматривается Пенсионным фондом и за прошлое время (ч.9 ст.26.1 №400-ФЗ). Это означает, что в случае ошибки в отчетности, при которой не были выплачены увеличенные суммы, положена доплата и за прошедшее время с момента права.

Может произойти ситуация когда неверно поданные сведения о работе влияют на увеличение пенсии . Работодатель не подавал (или не вовремя подал) за работающего пенсионера сведения факте его работы и ПФР на основании этих данных проиндексировал работнику пенсию, считая его неработающим. В данном случае Закон на стороне пенсионера, и в случае выявления ошибки размер будет приведен в соответствие со следующего месяца после обнаружения ошибки и вся ответственность в этой ситуации лежит только на работодателе.

Ответственность за переплаченные суммы пенсии в этом случае будет нести страхователь, в т.ч. с учетом штрафных санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Увеличение пенсии работающим пенсионерам в августе 2020 года

Для работающих пенсионеров будет проведен очередной перерасчет с августа 2020 года. Прибавка к страховой пенсии будет рассчитана исходя из неучтенных баллов за 2019 год, которые формируются на индивидуальном лицевом счете из средств, отчисляемых страхователем за своих работников. Такой перерасчет является беззаявительным и для его осуществления не нужно подавать заявление в Пенсионный фонд.

Если прошло уже несколько месяцев, но увеличение сумм с августа так и не произошло, то можно позвонить по телефонам горячей линии в ПФР по месту жительства и узнать о Вашем праве на данный вид перерасчета. Возможно, Ваш работодатель и не отчислял страховые взносы. Но если право на такое увеличение подтвердится, то увеличенная индексированная страховая пенсия будет выплачена с учетом доплаты за прошедшие с августа месяцы.

Итоги

Новый алгоритм индексации пенсий после увольнения достаточно запутанный. Обобщив все правила можно сказать, что в 2020 году:

  • Работающим пенсионерам индексированные суммы пенсии по-прежнему не будут выплачиваться;
  • Новые суммы будут выплачиваются только спустя три месяца после увольнения;
  • Теперь пенсионер получит доплату за “потерянные” месяцы обработки отчетности, которые раньше не оплачивались;
  • Общая сумма выплаты при увольнении будет проиндексирована на столько индексов, сколько их было пропущено за время работы.


Страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством необходимо начислять на большинство производимых работникам выплат (суммы зарплаты, премий, отпускных и др.).

При этом взносы не начисляются на компенсацию расходов, возникающих при исполнении трудовых обязанностей (например, при использовании личного транспорта в служебных целях), на некоторые пособия, выплаты, не связанные с трудовыми отношениями (например, дивиденды). В статье обозначим основные моменты, которые следует учитывать бухгалтеру при исчислении взносов с учетом изменений законодательства.

Предельная база для начисления взносов

Постановлением Правительства РФ от 06.11.2019 №1407 с 01.01.2020 установлена предельная база по страховым
взносам:

  • 912 000 руб. — на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • 1292 000руб. — на обязательное пенсионное страхование.

Для взносов на обязательное медицинское страхование предельная база не устанавливается с 2015 года.

Если суммы выплат работнику превышают предельную величину базы (ст. 421 НК РФ):

· не начисляются взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

· взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются по тарифу 10?%.

Размер тарифов страховых взносов

Статьей 426 НК РФ предусмотрено, что в 2017 — 2020 годах для лиц, которые производят выплаты и вознаграждения физическим лицам (за исключением плательщиков, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов), действуют следующие тарифы страховых взносов:

1) на обязательное пенсионное страхование:
— 22 % — в рамках установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на данный вид страхования;
—10 % — свыше установленной предельной величины базы.

Данные тарифы действуют в отношении выплат как гражданам России, так и иностранным гражданам (за исключением высококвалифицированных специалистов). В отношении трудящихся (на основании трудового или гражданско-правового договора) граждан из государств — членов ЕАЭС применяется тариф, действующий на территории России в отношении выплат иностранным гражданам (временно проживающим или пребывающим в России);

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в рамках установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9%, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), — 1,8%;

3) на обязательное медицинское страхование — 5,1%.

Для основной категории плательщиков страховые взносы в совокупном размере составят 30%.

Какие категории плательщиков вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в 2020 году

К категориям плательщиков, для которых установлены пониженные страховые тарифы, относятся (ст. 427 НК РФ):

  • организации, осуществляющие деятельность в сфере информационных технологий (IT-компании);
  • плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;
  • некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), применяющие УСНО и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность, указанную в пп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ;
  • благотворительные организации, применяющие УСНО;
  • организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» либо участников проекта согласно Федеральному закону от 29.07.2017 №216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • резиденты свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;
  • резиденты территории опережающего социально-экономического развития;
  • резиденты свободного порта Владивосток согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток»;
  • резиденты особой экономической зоны в Калининградской области в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
  • российские организации, осуществляющие производство и реализацию анимационной аудиовизуальной продукции;
  • плательщики, получившие статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 №291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края», производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов.

Сводная таблица пониженных ставок страховых взносов в 2020 году

Категории плательщиков страховых взносов, имеющие право на применение пониженных тарифов

Ставка страховых взносов, %

В ПФР

В ФСС

В ФФОМС

Некоммерческие компании, находящиеся на УСНО, осуществляющие деятельность в областях культуры, здравоохранения, образования, науки

Благотворительные организации, применяющие УСНО

Организации, работающие в ИТ-индустрии: разработчики программного обеспечения, тестировщики, установщики и продавцы компьютерных программ

Наниматели членов экипажей российских судов*

Предприятия — резиденты «Сколково»

Изготовители мультфильмов, видео- и аудиопродукции

Резиденты свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе

Предприятия, ведущие деятельность на территориях опережающего экономического развития

Резиденты порта Владивосток

Резиденты свободной экономической зоны в Калининградской области

* Нулевые ставки можно использовать только в отношении выплат указанным членам экипажей. По доходам прочих сотрудников работодатели применяют обычные тарифы.

· хозяйственные общества и партнерства, которые на практике применяют или внедряют результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат их учредителям либо участникам — бюджетным или автономным научным учреждениям либо бюджетным или автономным образовательным организациям высшего образования;

· организации и предприниматели, которые заключили соглашения о технико-внедренческой деятельности и которые производят выплаты сотрудникам, работающим в технико-внедренческих или промышленно-производственных особых экономических зонах;

· организации и предприниматели, которые заключили соглашения о ведении туристско-рекреационной деятельности и которые производят выплаты тем сотрудникам, кто работает в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства РФ в кластер.

С 2020 года эти организации и ИП применяют общие тарифы страховых взносов (п. 2 ст. 425 НК РФ).

Представление отчетности

С 2020 года для организаций, численность работников которых составляет более 10 человек, обязательна электронная форма расчета. Соответствующие поправки были внесены Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 325-ФЗ).

Напомним, что до этого требование представлять отчетность в электронной форме распространялось на фирмы со штатом, превышающим 25 человек. Такое ограничение осталось для некоторых других отчетных форм (СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС).

В целях выработки единой правовой позиции о применении положений Федерального закона № 325-ФЗ ФНС в Письме от 15.11.2019 №БС-4-11/23242@ «О направлении разъяснений» уточнила, что новые требования к представлению отчетности в электронной форме распространяются на отчетность за 2019 год.

Следует отметить, что для проверки расчета по страховым взносам письмами ФНС РФ от 17.10.2019 №БС-4-11/21381@, БС-4-11/21382@ были введены дополнительные контрольные соотношения в части сравнения зарплаты с МРОТ и средней зарплатой в регионе (по отрасли экономики за предыдущий год).

В расчете по страховым взносам (его форма утверждена Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 №ММВ-7-11/551@, действует для отчетности за 2019 год) будут сравнивать разницу значений граф 210 и 230 подразд. 3.2 разд. 3 за каждый месяц. При этом показатель не должен быть меньше:

— МРОТ;
— средней зарплаты в регионе по отрасли экономики за предыдущий расчетный период.

Если хотя бы одно из соотношений не будет соблюдено, налоговая инспекция может сделать вывод, что страхователь занизил базу. В этом случае инспектор может запросить пояснения или исправления отчетности. В дальнейшем возможно проведение мероприятий налогового контроля.

К сведению

За I квартал 2020 года отчитаться по страховым взносам нужно по новой форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 18.09.2019 №ММВ-7-11/470@.

Отчетность по страховым взносам для работодателей, которые являются участниками пилотного проекта ФСС по прямым выплатам, оформляется с учетом ряда особенностей:

в поле 001 приложения 2 к разд. 1 проставляется код «1» (п. 11.1 Порядка заполнения расчета по страховым взносам, утвержденного Приказом ФНС РФ №ММВ-7-11/551@ (далее — Порядок));

не нужно заполнять строки 070 и 080 приложения 2 к разд. 1 (Письмо ФНС РФ от 23.08.2017 №БС-4-11/16751@). В этих строках следует проставить нули (п. 2.20, 11.13, 11.14 Порядка);

не надо заполнять приложения 3 и 4 к разд. 1, поэтому в состав расчета они не включаются (п. 2.7 Порядка). Приложения 3 и 4 к разд. 1 потребуется заполнить, если страхователь в течение отчетного периода выплатил пособие по социальному страхованию до того, как стал участником пилотного проекта (Письмо ФНС РФ от 03.07.2017 №БС-4-11/12778@). Страхователь заполняет эти приложения только в части сумм расходов, понесенных до начала участия в пилотном проекте (Письмо ФНС РФ от 21.08.2017 №БС-4-11/16544@).

Следует отметить, что в 2020 году к пилотному проекту ФСС присоединятся новые регионы:

Республики Коми, Саха (Якутия), Удмуртская Республика, Иркутская, Кировская, Кемеровская, Оренбургская, Саратовская, Тверская области, Ямало-Ненецкий автономный округ.

К сведению: сначала планировалось, что Иркутская область будет участником пилотного проекта с 01.07.2020 (Постановление Правительства РФ от 01.12.2018 № 1459). Постановлением Правительства РФ от 13.11.2019 № 1444 дату присоединения этого региона к пилотному проекту перенесли на более ранний срок

Республики Башкортостан, Дагестан, Красноярский и Ставропольский края, Волгоградская, Ленинградская, Тюменская, Ярославская области

Уплата страховых взносов индивидуальными предпринимателями

Если у ИП есть наемные работники, взносы с выплат этим работникам предприниматель должен исчислять по тем же ставкам, что и организации, то есть как страхователь (пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ).

Уплата ИП страховых взносов осуществляется в фиксированном размере. Если доход предпринимателя за год превысит 300 000 руб., он должен будет доплатить взносы на обязательное пенсионное страхование из расчета 1% суммы превышения (пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ).

Платеж

Сумма за 2020 год, руб.

Срок уплаты

Дополнительные взносы на ОПС

1% доходов более 300 000 руб., максимум — 259 584 руб.

Начисление страховых взносов на выплаты по гражданско-правовым договорам

Минфин в Письме от 22.11.2019 № 03-15-06/90643 напомнил, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ), в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предмет которых — выполнение работ, оказание услуг

Исходя из ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» лица, работающие по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, признаются застрахованными по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию.

Лица, выполняющие работы (оказывающие услуги) по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, не входят в число застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). Поэтому п. 3 ст. 422 НК РФ установлено, что вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по упомянутым договорам гражданско-правового характера, не включаются в базу для исчисления взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Таким образом, вознаграждение, выплачиваемое организацией физическому лицу по договору возмездного оказания услуг, признается объектом обложения только взносами на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

В таблице приведена информация о том, на какие выплаты по гражданско-правовым договорам надо начислять взносы, а на какие — нет.

Облагаются страховыми взносами выплаты (вознаграждения)

Не облагаются страховыми взносами выплаты (вознаграждения)

По гражданско-правовым договорам с физическими лицами (кроме индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой) на выполнение работ, оказание услуг. В частности, взносами облагаются вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам подряда (Письмо Минфина РФ от 12.04.2019 № 03-15-05/26092)

По договорам о передаче права собственности (иных вещных прав) на имущество и имущественные права либо передаче имущества и имущественных прав в пользование (п. 4 ст. 420 НК РФ), например по договорам купли-продажи, аренды

Иностранцам по договорам оказания услуг (выполнения работ) за пределами РФ (п. 5 ст. 420 НК РФ)

По лицензионным договорам, договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и издательским лицензионным договорам

Добровольцам (волонтерам) в виде возмещения их расходов (в том числе на питание — в пределах установленного лимита) по гражданско-правовым договорам, заключа-мым в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (п. 6 ст. 420 НК РФ)

По договорам авторского заказа в пользу авторов произведений

Иностранцам и волонтерам по отдельным гражданско-правовым договорам в связи с проведением в РФ футбольных турниров (п. 7, 8 ст. 420 НК РФ). При этом выплаты, связанные с подготовкой и проведением чемпионата Европы по футболу в 2020 году, не облагаются взносами, если осуществлены по 31.12.2020 включительно

В России законодательно утверждена ежегодная индексация страховых пенсий всех ее видов — по старости, инвалидности и потере кормильца. Процедура индексации заключается в увеличении на определенный процент стоимости фиксированной выплаты к пенсии (ФВ) и пенсионного коэффициента (СПК). Именно эти две величины применяются при расчете размера пенсионного обеспечения. Из-за повышения на определенный процент СПК и ФВ сумма страховой пенсии тоже увеличивается на тот же самый процент.

Законом установлено, что индексация должна осуществляться на процент не ниже инфляции предыдущего года. Однако фактически ежегодное повышение проходило несколько иначе (см. таблицу по годам).

Схема, в соответствии с которой увеличивали пенсионное обеспечение, начиная с 2015 года, выглядит следующим образом:


Инфографика: индексация пенсий по годам с 2015 по 2020

  • Из инфографики видно, что в 2016 году пенсии были значительно недоиндексированы. Однако впоследствии это компенсировали путем перечисления всем пенсионерам единовременной выплаты в 5000 рублей.
  • В дальнейшем индексацию проводили с темпами, опережающими инфляцию. Причем такой подход планируют применять как минимум до 2024 г.

Как индексируется пенсия

Повышение страховых пенсий осуществляется путем увеличения стоимости пенсионного балла (СПК) и фиксированной выплаты (ФВ). Эти два параметра используются в формуле расчета размера страховой пенсии (СП):

в которой ИПК — это индивидуальный пенсионный коэффициент пенсионера, а именно количество баллов, накопленных на его лицевом счете в ПФР. В результате увеличения ФВ и СПК на определенный процент страховая пенсия тоже увеличивается на этот же процент, то есть индексируется.

По закону, увеличение стоимости балла и фиксированной выплаты производится ежегодно в два этапа:

  • С 1 февраля эти параметры увеличиваются на процент, не ниже инфляции предыдущего года. Это закреплено в части 21 ст. 15 и части 6 ст. 16 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г.
  • С 1 апреля может быть проведена дополнительная индексация, однако такое повышение не является обязательным. Решение о назначении прибавки пенсионерам принимается Правительством РФ в зависимости от доходов ПФР. Это предусмотрено частью 22 ст. 15 и частью 7 ст. 16 закона № 400-ФЗ.

Индексация пенсий с 2015 по 2020 г. (таблица)

Ежегодная индексация страховых пенсий в период с 2015 по 2020 г. осуществлялась в соответствии со следующей таблицей:

Дата Процент индексации Фиксированная выплата в рублях Стоимость 1 ИПК в рублях
с 01.01.2015 3935.00 64.10
с 01.02.2015 11.4% 4383.59 71.41
с 01.02.2016 4% 4558.93 74.27
с 01.02.2017 5.4% 4805.11 78.28
с 01.04.2017 0.38% 78.58
с 01.01.2018 3.7% 4982.90 81.49
с 01.01.2019 7.05% 5334.19 87.24
с 01.01.2020 6.6% 5686.25 93.00

При этом повышение с 1 февраля в соответствии с инфляцией предыдущего года прошло только один раз — в 2015 году. В дальнейшем порядок повышения значительно отличался.

  • Например, из-за сложной экономической ситуации в стране в 2016 году не удалось проиндексировать пенсии в соответствии с фактической инфляцией — на 12,9%. Пенсионное обеспечение проиндексировали только на 4%, то есть недоиндексация составила 8.9%.
  • Однако уже в 2017, 2018, 2019 и 2020 годах выплаты увеличили на процент, превышающий индекс роста потребительских цен. Причем такой порядок планируют применять и в последующие годы. К примеру, на 2021 г. уже запланировано повышение на 6.3%, хотя по прогнозам инфляция составит около 4%.

Также стоит отметить, что с 2016 г. перестали индексировать пенсии работающих пенсионеров. Причем этот мораторий вводился временная мера, однако его действие продолжается и в настоящее время.

Индексация пенсий в 2015 году

С 1 февраля 2015 года прошла индексация пенсий в соответствии с инфляцией предшествующего года. По данным Росстата, инфляция за 2014 год составила 11.4%. Поэтому Постановлениями Правительства № 39 и № 40 от 23.01.2015 г. была утверждена индексация пенсионного обеспечения на 11.4%. В результате стоимость одного балла увеличилась с 64.10 до 71.41, а величина ФВ выросла с 3935.00 до 4383.59 руб. Средний размер страхового пенсионного обеспечения в России увеличился на 1265 и составил 12464 руб.

Нужно отметить, что в 2016 г. еще не действовал мораторий на индексацию для работающих пенсионеров. Поэтому повышение на 11.4% коснулось всех получателей страховой пенсии — как неработающих, так и работающих пенсионеров.

Повышение пенсий в 2016 году

С 1 января 2016 года вступил в силу закон № 385-ФЗ от 29.12.2015 г., отменяющий ежегодную индексацию пенсий для работающих пенсионеров. На такие изменения Правительство пошло из-за ухудшения прогноза социально-экономического развития страны и высокой вероятности дефицита бюджета РФ. С этого времени работающие пенсионеры стали получать «замороженный» размер выплат.

При этом сложности в экономике страны отразились в 2016 г. и на пенсионном обеспечении неработающих пенсионеров.

  • С 1 февраля его проиндексировали не по фактической инфляции предыдущего года — 12.9%, а только на 4%. Таким образом, недоиндексация составила 8.9%.
  • С 01.02.2016 г. цена одного ИПК составила 74.27, а величина фиксированной выплаты — 4558.93 руб.

Индексация и единовременная выплата пенсионерам в 2017 году

Год начался с того, что всем пенсионерам выплатили компенсацию за неполную индексацию, прошедшую в 2016 г. Это были единовременные выплаты в размере 5000 рублей, которые выплатили с 1 января 2017 г. в соответствии с законом № 385-ФЗ от 22.11.2016 г. Разовую выплату в 5 тыс. руб. получили все пенсионеры, независимо от их статуса — и работающие, и неработающие. Причем 5 тысяч перечислили не только получателям страховых пенсий, а также тем, кто получает социальные, государственные и военные пенсии.

Индексация в 2017 г. коснулась только неработающих пенсионеров. Ее произвели в два этапа:

  • В феврале 2017 г. прошло традиционное повышение в соответствии с инфляцией предыдущего года — на 5.4%. С 01.02.2017 г. стоимость одного коэффициента увеличилась до 78.28 руб., а фиксированная выплата — до 4805.11.
  • В апреле 2017 г. произвели дополнительное повышение стоимости пенсионного коэффициента — на 0.38%. Его цена изменилась с 78.28 до 78.58 руб. При этом размера ФВ такое повышение не коснулось — ее величина осталась равной 4805.11 руб.

Индексация в 2018 году

Порядок проведения индексации страховых пенсий в 2018 году регулировался законом № 420-ФЗ от 28.12.2017 г. Согласно этому закону, пенсионное обеспечение проиндексировали на процент, превышающий инфляцию предыдущего года. Повышение составило 3.7% при фактической инфляции в 2.5%. При этом дата повышения была перенесена на 1 января 2018 г. вместо 1 февраля. С 01.01.2018 г. размер фиксированной выплаты составил 4982.90 руб., а один балл — 81.49. Изменения в очередной раз коснулись только неработающих пенсионеров.

Нужно отметить, что это было единственное повышение, произведенное для пенсионеров в 2018 г. Дополнительную прибавку в апреле и единовременные выплаты, как это было в 2017 г., не осуществляли.

Повышение пенсий в 2019 году

С 2019 года в России приступили к проведению пенсионной реформы. В рамках этой реформы не только увеличили пенсионный возраст на 5 лет для мужчин и женщин, но и изменили порядок ежегодной индексации:

  • Теперь с 2019 по 2024 г. включительно страховые пенсии будут увеличивать ежегодно в среднем на 1000 рублей.
  • Также в течение этого периода индексировать выплаты будут с 1 января, а не с 1 февраля.

Так индексация страховой пенсии с 1 января 2019 года составила 7.05% при инфляции предшествующего года в 4.3%. В результате стоимость балла выросла до 87.24 руб., а ФВ — до 5334.19. Относительно среднего размера пенсионной выплаты (это примерно 14.3 тыс.) прибавка от индексации действительно составила около 1 тыс. руб. При этом повышение по-прежнему произвели только для неработающих пенсионеров.

Нужно отметить, что в 2019 г. изменился порядок индексации пенсии для получателей социальной доплаты до прожиточного минимума.

  • Ранее такие пенсионеры не ощущали фактического увеличения своих выплат. В результате ежегодных индексаций сама их пенсия увеличивалась, и ровно на эту же сумму уменьшалась величина социальной доплаты до ПМП. В целом, сумма не изменялась.
  • Однако с 1 апреля 2019 г. вступил в силу закон № 49-ФЗ, в соответствии с которым пенсионное обеспечение стали индексировать «сверх прожиточного минимума». Это означает, что величина социальной доплаты теперь не уменьшается из-за проводимой индексации.

Повышение с 2020 года

С 1 января 2020 г. страховые пенсии проиндексировали на 6.6%. Это практически в два раза выше индекса роста потребительских цен за предыдущий год — ровно 3% по данным Росстата. С 01.01.2020 г. цена одного коэффициента увеличилась до 93.00 руб., а фиксированной выплаты — до 5686.25. Прибавку назначили только неработающим пенсионерам, а для работающих граждан продолжили выплачивать «замороженный» размер пенсионного обеспечения.

Нужно отметить, что уже известен порядок ежегодной индексации до 2024 г. включительно. Он утвержден законом № 385-ФЗ от 03.10.2018 г. Ежегодное повышение будет проходить с 1 января в соответствии с данными таблицы:

Дата Процент индексации Фиксированная выплата в рублях Стоимость 1 балла в рублях
с 01.01.2021 6.3% 6044.48 98.86
с 01.01.2022 5.9% 6401.10 104.69
с 01.01.2023 5.6% 6759.56 110.55
с 01.01.2024 5.5% 7131.34 116.63

Мораторий на повышение пенсий работающих пенсионеров пока продолжает действовать. Хотя в Госдуме отмечают, что уже с 2021 г. могут вернуть индексацию для этой категории граждан в связи с положениями обновленной Конституции РФ. Однако законодательно такое изменение пока не утверждено.

Читайте также: