Как учесть страховые взносы при перерасчете пенсии

Периоды работы, в течение которых за гражданина уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд, называются страховыми. Наряду с ними существуют так называемые нестраховые периоды – когда гражданин как правило не работает и за него работодатели не отчисляют взносы на обязательное пенсионное страхование, но его пенсионные права на страховую пенсию при этом формируются. К таким периодам, например, относятся уход одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет, уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, служба в армии по призыву. Как и страховые периоды, нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж и за них государство начисляет пенсионные коэффициенты.

С 1 января 2015 года пенсионер, имеющий «нестраховые» периоды, в любое время может обратиться в территориальный орган ПФР с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии с приложением к нему всех необходимых документов, подтверждающих право на учет соответствующего «нестрахового» периода в страховой стаж.

Документы, подтверждающие соответствующие «нестраховые» периоды определены законодательством. Например, для периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет необходимы документы, удостоверяющие рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет. Кроме того, обращающийся за установлением страховой пенсии гражданин (один из родителей) сообщает сведения о втором родителе, необходимые для решения вопроса о зачете в страховой стаж периода ухода за ребенком. Период ухода за ребенком засчитывается родителю в страховой стаж в случае, если соответствующий период ухода за данным ребенком не засчитан в страховой стаж другому родителю при установлении ему страховой пенсии.

При наличии в распоряжении территориального органа ПФР необходимых сведений, представление гражданином документов не требуется.

Заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются территориальным органом ПФР с учетом выбора для заявителя наиболее выгодного варианта его пенсионного обеспечения.

Перерасчет размера страховой пенсии в сторону увеличения производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии с приложением к нему всех необходимых для такого перерасчета документов.

В случае, если перерасчет размера страховой пенсии невыгоден пенсионеру (например: приводит к уменьшению размера получаемой страховой пенсии по старости или утрате права на получение досрочно назначенной страховой пенсии), пенсионер информируется о том, что перерасчет не производится и пенсия выплачивается в прежнем размере.

К нестраховым периодам, за которые предусмотрено начисление пенсионных коэффициентов, относятся:

  • уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности (коэффициенты начисляются не более чем за 4 детей);
  • прохождение военной службы по призыву;
  • уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • проживание супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • проживание за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;
  • временное отстранение от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированных;
  • служба и (или) деятельность (работа), предусмотренные Федеральным законом от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»: прохождение гражданами Российской Федерации, военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иной службы или осуществление деятельности (работы), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенными с указанной службы (работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшими право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета;
  • период осуществления судьей полномочий в соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Стоит учитывать, что за перерасчетом пенсии могут обратиться в т.ч. граждане, кому она была назначена до 2015 года. При исчислении пенсий, назначаемых по новой пенсионной формуле с 2015 года, по закону учитывается наиболее выгодный вариант, поэтому в их перерасчете, как правило, нет необходимости.

Перерасчет размера страховой пенсии с учетом нестраховых периодов происходит по заявлению пенсионера (или его представителя) поданного в территориальный орган ПФР по выбору заявителя.

В случае подачи гражданином заявления о перерасчете размера пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, не осуществляющий ему выплату пенсии, данный территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересылает, в том числе в электронной форме, заявление и документы, представленные заявителем, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии гражданину, не позднее рабочего дня, следующего за днем приема заявления.

Помимо заявления также понадобятся:

  • документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина РФ, заграничный паспорт гражданина РФ, служебный паспорт гражданина РФ, дипломатический паспорт гражданина РФ и др.);
  • документы, подтверждающие нестраховые периоды, засчитываемые в страховой стаж, если они отсутствуют в выплатном деле получателя пенсии (к примеру, для учета периода ухода за ребенком до возраста 1,5 лет – свидетельство о рождении, паспорт ребенка).

Заявление о перерасчете размера пенсии может быть подано в форме электронного документа с использованием «личного кабинета» на «Едином портале государственных и муниципальных услуг» и сайте ПФР.

При направлении заявления в форме электронного документа с использованием «личного кабинета» на «Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)» и сайте ПФР документы, удостоверяющие личность, возраст, гражданство гражданина, не требуются.

Срок представления гражданином документов, необходимых для перерасчета размера пенсии, не должен превышать 5 рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления.

Если такие документы не будут представлены в установленный срок, заявление о перерасчете размера пенсии, поданное в форме электронного документа, не подлежит рассмотрению.

Нестраховые периоды в первую очередь подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, которые есть в распоряжении территориального органа ПФР . Если эти сведения оказываются неполными либо отсутствуют, нестраховые периоды подтверждаются соответствующими документами.

Перерасчет размера пенсии производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера его страховой пенсии в сторону увеличения, если на то есть основания.

Основаниями для осуществления перерасчета размера страховой пенсии являются:

  • наличие нестраховых периодов до 2015 года, дающих право на повышение количества пенсионных коэффициентов;
  • наличие нестраховых периодов начиная с 2015 года до даты назначения страховой пенсии, дающих право на повышение количества пенсионных коэффициентов.


В последнее время многие задают вопрос:

“Почему при начислении пенсии не учитывают страховые взносы на день начисления пенсии, то есть, нет учета страховых взносов за текущий год?”

Действительно, при назначении пенсии Пенсионный Фонд старается не включить в расчет взносы текущего года. Это становится распространенной практикой. При этом даются устные разъяснения, что взносы будут включены в августе следующего года. А на данный момент у них просто нет данных о взносах, так как в выписке они отражаются с опозданием…

Каждому пенсионеру понятно, что это для него невыгодно, но мало кто знает, как заставить Пенсионный Фонд исполнить Закон.

Что сказано в Законе?

“Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (с изменениями и дополнениями)

Глава 4. Размеры страховых пенсий. Фиксированная выплата к страховой пенсии (ст.ст. 15 - 20)

Статья 18. Определение, перерасчет размеров страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размеров страховых пенсий.

7. В случае представления после назначения страховой пенсии страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии, влекущих увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона”.

Из Закона следует, что Пенсионный Фонд должен произвести перерасчет пенсии (увеличить ее за счет поступивших взносов) сразу же, как только взносы отразятся на лицевом счете.

Конечно же, это не 01 августа следующего года, а гораздо раньше.
Пенсионный Фонд делает вид, что никто не может знать точную дату, когда же эти взносы станут известны…

А они известны и завязаны они на крайние сроки сдачи отчетности вашим работодателем. Давайте с ними ознакомимся.

Пофамильные списки о заработке (индивидуальные сведения) подаются работодателем ежеквартально в строго определенные сроки. За нарушение работодателю грозит немалый штраф, и это его очень дисциплинирует.

Для удобства сгруппируем сроки в таблицу.

Отчетный период 2017года | Крайний срок сдачи отчета

1 квартал - 02 мая 2017г
1 квартал - 31 июля 2017г.
1 квартал - 30 октября 2017г.
1 квартал - 30 января 2018г.

За 1-ый квартал (он длится с 01 января по 31 марта) индивидуальные сведения подаются не позднее 30 апреля (в 2017г - 02 мая).

После этого не более 1 месяца дается Пенсионному Фонду на обработку этих сведений.

Значит до 31 мая (02 июня в 2017г.)взносы за 1 квартал должны быть обработаны и включены в расчет пенсии.

С 03 июня эти взносы должны увеличить пенсию.

За второй квартал (длится с 01 апреля - 30 июня) - по аналогии: отчеты сдаются до 31 июля, взносы должны быть обработаны до 31 августа.

С 01 сентября взносы должны увеличить пенсию.

Например, если пенсия Иванова назначается 18 ноября, то взносы за 1 и 2 квартал должны быть в расчет включены уже при назначении.

А за период 3 квартала (длится с 01 июля-30 сентября) взносы, заработанные с 01 июля по 30 сентября увеличат пенсию в срок, отведенный Пенсионому Фонду на обработку взносов и отражения их на лицевом счете. Это произойдет 01 декабря 2017года.

У Иванова есть еще период работы с 01 сентября по 17 ноября в отчетном 4 квартале 2017 года. Отчет будет сдан 30 января 2018 года.
До конца февраля взносы должны быть обработаны и с 01 марта 2018 года увеличить пенсию.

Итак, после того как квартал закончится, работодателю дается 1 месяц на сдачу отчетов, затем дается 1 месяц Пенсионному Фонду на обработку и разноску сведений.

После этого все должно быть полностью учтено, пенсия пересчитана и выплачена задолженность с даты назначения пенсии до момента перерасчета.

В нашем примере у Иванова к марту 2018 года пенсия примет законченный вид.

На практике же этот процесс целенаправленно затягивается.
Многочисленные походы и устные разговоры с Пенсионным Фондом ни к чему не приводят.

Что же нужно сделать?

В зависимости от даты выхода на пенсию составить себе небольшой график по срокам включения взносов в пенсию (по Закону).

1. Нужно получить выписку из лицевого счета, написать заявление с требованием включить в расчет пенсии страховые взносы за 1,2 …и т.д. квартал 2017 года со ссылкой на Закон и в соответствии со своим личным графиком.

2. Получить на руки расписку с датой о приеме такого заявления и хранить ее.

Хотя по закону от вас не требуется писать заявление, но это необходимо сделать, так как заявление будет запротоколировано, и это очень ускорит процесс.

Почему это работает?

Потому что для кого-то может наступить личная ответственность.

Работники Пенсионного Фонда говорят (устно и только устно), что у них есть внутреннее распоряжение, чтобы все происходило в порядке очередности. Сначала учтут взносы тем, кто вышел на пенсию в первом квартале 2017 года, за ними будет следующая партия тех, кто вышел на пенсию во втором квартале и так далее.

Точные сроки не называются, обтекаемо сообщается, что в августе следующего года все будет выплачено. Задержка связана с “технологическим процессом”. А это, мол, уважительная причина.

На самом деле, причина задержки – это не какой-то загадочный, “технологическиий процесс”, а весьма банальная финансовая экономия.

Экономия-экономией, но никто не желает стать персональным нарушителем административного регламента по срокам оказания услуги.
Поэтому ваше письменное заявление намекает, что затем может последовать жалоба на действие (бездействие) должностного лица Пенсионного Фонда. А до этого они стараются не доводить.

Поэтому сначала грамотная беседа с работником клиентского отдела, затем заявление и, расписка на руки. После этого процесс вернется в свое законное русло, и не надо будет дожидаться августа следующего года. Взносы будут учтены своевременно.

Февральская индексация увеличит и эти взносы, а в пенсионном хозяйстве деньги, как и знания, лишними не бывают.

P.S.: очень многое зависит от наших действий – потому что, ПФР в свою очередь, рассчитывает, как раз на наше полное бездействие.
Он этим пользуется, как опытный шулер.

Действия – это наши козыри на “пенсионном игровом столе”. Помните об этом, когда в следующий раз будете иметь дело с ПФР.

23.11.17 Марина МЕДВЕДЕВА, правовед

Комментарии к статье

Огромное спасибо за помощь,все в точности так как вы написали ,взносы за 2017 год до сих пор не учтены,устные переговоры это бездействие пенсионного фонда

Перерасчет размера страховой части трудовой пенсии

Согласно п. 3 ст. 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ лицу, осуществлявшему работу и (или) иную деятельность не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета размера указанной части соответствующей трудовой пенсии, по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности.

Под осуществлением работы «не менее чем в течение 12 полных месяцев» понимается период времени со дня назначения или предыдущего перерасчета продолжительностью не менее 12 полных месяцев. Следовательно, в указанном периоде продолжительность периодов собственно работы может быть и менее 12 полных месяцев. При этом за данные месяцы должны уплачиваться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Таким образом, юридическим фактом, определяющим право на перерасчет пенсии, является наличие у пенсионера в течение 12 месяцев со дня назначения или предыдущего перерасчета трудовой пенсии периодов работы и соответственно поступивших за него в Пенсионный фонд РФ страховых взносов.

Из вышеизложенного следует, что право на перерасчет страховой части трудовой пенсии возникает только спустя год после назначения пенсии или ее перерасчета. Например, для лиц, являвшихся пенсионерами по старости по состоянию на 1 января 2002 г., данное право при любых обстоятельствах может наступить не ранее 2 января 2003 г.

Юридическим фактом, который приводит в движение механизм реализации права на перерасчет страховой части трудовой пенсии, является подача пенсионером в территориальный орган ПФР соответствующего заявления.

Отметим, что перерасчет страховой части -это право, но никак не обязанность пенсионера. Он может вообще не обращаться по этому вопросу в органы ПФР либо обратиться в любое время по истечении 12 месяцев после назначения пенсии.

По общему правилу граждане могут обращаться за пенсией (в том числе и за ее перерасчетом) в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ; первый абзац п. 7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных постановлением Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 г. № 17/19пб (далее -Правила от 27 февраля 2002 г. № 17/19пб).

Однако в данном случае следует помнить, что согласно п. I ст. 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ перерасчет размера страховой части трудовой пенсии производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете ее размера. Таким образом, если право на перерасчет возникло в январе 2003 г., то в интересах пенсионера представить соответствующее заявление до 31 января. В таком случае перерасчет размера трудовой пенсии будет произведен с 1 февраля 2003 г.

Особо остановимся на проблеме сроков сдачи заявления на перерасчет пенсии, В этом случае не применяются положения второго абзаца п. 7 Правил от 27 февраля 2002 г. № 17/19пб, согласно которым заявление о назначении пенсии по старости может быть принято и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

Второй абзац п. 7 Правил от 27 февраля 2002 г. Mb 17/19пб содержит исключение из общего правила и касается возможности досрочного обращения в территориальный орган ПФР только за назначением трудовой пенсии по старости. Данная норма перенесена из ранее действовавшего законодательства и изначально была обусловлена социальным мотивом — своевременным оперативным назначением пенсии ввиду возможного отсутствия иного, кроме пенсия, источника средств к существованию. Это объяснялось и объясняется тем, что при досрочном обращении за назначением трудовой пенсии по старости у лица, как правило, имеется требуемый стаж. И в таком случае не соблюдено только одно из условий, дающих право на трудовую пенсию, - достижение пенсионного возраста, являющееся не базовым юридическим фактом, а юридически значимой предпосылкой.

Также отметим, что институты назначения и перерасчета трудовой пенсии не идентичны с правовой точки зрения, поскольку регулируют отношения, возникшие в связи с наступлением разных правоустанавливающих юридических фактов. В связи с этим и предусматривается разный порядок исчисления сроков, с которых производится назначение или перерасчет пенсии. Так, трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней; но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.

Следующим моментом, на который следует обратить внимание при перерасчете страховой ча­сти трудовой пенсии, является одна из двух составляющих величин ее определения, а именно -ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости.

В соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (п. 7 ст. 14 настоящего закона) или трудовой пенсии по инвалидности определяется по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет. При этом в соответствии с п. 7ст. 14 Федерального закона от17 декабря 2001 г.№ 173-ФЗ при перерасчете страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с; п. 3 ст. 17 настоящего закона ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения указанной части этой пенсии.

В 2003 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии равен 150 месяцам. Таким, образом, при перерасчете пенсий в 2003 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости составит 138 месяцев, а по инвалидности — 150 месяцев, поскольку этот период определяется на день, предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет (т.е. самое раннее — на 31 января 2003 г.), и сокращается на 12 месяцев только в отношении трудовых пенсий по старости.

Следует иметь в виду, что сведения индивидуального персонифицированного учета о поступивших страховых взносах относятся к числу необходимых документов для перерасчета страховой части трудовой пенсии.

Как уже упоминалось, базой для определения страховой части трудовой пенсии является расчетный пенсионный капитал.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» расчетный пенсионный капитал формируется из общей суммы страховых взносов иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в бюджет ПФР, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета, подтвержденных данными органов Федерального казначейства Минфина России.

На основании п. 7 постановления Правительства РФ от 12 июня 2002 г, № 407_«0б утверждении Правил учета страховых взносов, ' включаемых в расчетный пенсионный капитал» включение в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц сумм страховых взносов, поступивших в ПФР от страхователей, произво­дится по окончании календарного года на основании представленных страхователями в территориальные органы ПФР сведений индивидуального (персонифицированного) учета и имеющихся в территориальных органах ПФР данных о суммах начисленных страховых взносах и суммах страховых взносов, поступивших в ПФР за календарный год.

Из этого следует, что расчетный пенсионный капитал может быть сформирован из страховых взносов за прошедший год только после поступления сведений индивидуального (персонифицированного) учета и подтверждения их данными органов федерального казначейства.

Наряду с поступившими страховыми взносами за прошедший календарный год во внимание могут быть приняты подтвержденные в установленном порядке страховые взносы текущего года, уплаченные до даты обращения за перерасчетом. Следует отметить, что обязанность работодателя представлять такие сведения для перерас­чета законодательно не закреплена. Он должен представлять их по окончании календарного года (до февраля), а в межотчетный период — только для назначения пенсии.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ заявление пенсионера о перерасчете рассматривается не позднее чем через пять дней со дня его приема со всеми необходимыми документами.

Отсутствие выписки из индивидуального лицевого счета о страховых взносах не является основанием для отказа в перерасчете страховой части трудовой пенсии. Однако если отсутствуют сведения, необходимые для перерасчета, то принять окончательное решение в установленный 5-днев­ный срок невозможно.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта, о каждом работающем у него застрахованном лице сведения индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе об уплаченных страховых взносах в прошедшем году. Указанные сведения сверяются с данными федеральных органов казначейства. Затем после подтверждения их данными федеральных органов казначейства указанные сведения разносятся по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц. Следовательно, ввиду отсутствия на индивидуальном лицевом счете застрахованных лиц подтвержденных сведений о страховых взносах, представление территориальными органами ПФР выписки с «нулевыми» данными повлечет отказ в перерасчете пенсии.

В данном случае, исходя из существующей законодательной базы и учитывая, что заявления на перерасчет страховой части трудовой пенсии не могут быть поданы одновременно с необходимыми документами по независящим от заявителя и территориального органа ПФР обстоятельствам, оптимальным вариантом решения данной проблемы является перерасчет страховой части трудовой пенсии после формирования расчетного пенсионного капитала в целом по Российской Федерации и занесения указанных сведений в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица и представления выписки из лицевого счета. При этом перерасчет осуществляется в сроки, определяемые датой подачи заявления, т.е. с месяца, следующего за месяцем, в котором данное заявление подается.

Корректировка размера страховой части трудовой пенсии

В соответствии с п. 5 ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части трудовой пенсии подлежит корректировке с учетом уточнения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования ранее предоставленных страхователем сведений о сумме страховых взносов, уплаченных им в Пенсионный фонд РФ, принятых во внимание при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера этой части указанной пенсии. Такая корректировка производится с 1 июля года, следующего за годом, на который приходится назначение трудовой пенсии или перерасчет размера трудовой пенсии.

Корректировка размера пенсии — совершенно новое понятие в отечественном пенсионном законодательстве. Его появление напрямую связано с институтом расчетного пенсионного капитала и обусловлено особенностями его формирования.

Корректировка в отличие от перерасчета проводится не по желанию пенсионера, а по инициативе территориального органа ПФР. Фактически корректировка является обязанностью пенсионного органа, которая возникает в случае выявления расхождений между сведениями о сумме страховых взносов, уплаченных работодателем в ПФР за застрахованное лицо и принятых во внимание при определении размера страховой части трудовой пенсии данного лица, и данными индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования о сумме страховых взносов, поступивших за него на самом деле.

Первая корректировка будет иметь место с 1 июля 2003 г.

С указанной даты будет подлежать корректировке страховая часть трудовых пенсий, назначенных в 2002 г. с учетом уплаченных страховых взносов, принятых во внимание при определении расчетного пенсионного капитала.

В практическом плане это означает, что сведения об уплаченных работодателями страховых взносах заменяются сведениями о реально поступивших в бюджет ПФР страховых взносов. С этой целью определяется часть поступивших за застрахованное лицо страховых взносов за 2002 г., которая приходится на период до назначения пенсии.

Необходимо сделать небольшое отступление, указав что организации перечисляют страховые взносов не за конкретное застрахованное лицо, а в целом за всех застрахованных лиц. С учетом этого постановлением Правительства РФ от 12 июня 2002 г. № 407 «Об утверждении правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал» была закреплена норма, согласно которой поступившие суммы текущих платежей по страховым взносам, а также платежей по страховым взносам за прошлые периоды распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов.

Поскольку размер уплаченных страховых взносов определялся путем умножения суммы начисленных страховых взносов застрахованному лицу, которые учитывались при исчислении расчетного пенсионного капитала при назначении пенсии, на процент уплаченных страховых взносов в 2002 г. в целом по организации на дату установления пенсии, то при определении поступивших страховых взносов применяется аналогичный порядок.

Размер поступивших страховых взносов определяется путем умножения суммы начисленных страховых взносов застрахованному лицу, которые учитывались при определении уплаченных страховых взносов, на процент поступивших страховых взносов, подтвержденных органами федерального казначейства, в целом по организации за 2002 г.

Дальнейший расчет страховой части пенсии трудовой пенсии осуществляется в общем порядке (как при ее назначении).

После 1 июля 2003 г., т.е. после проведения корректировки, размер страховой части и соответственно всей трудовой пенсии может остаться прежним (если данные об уплаченных и поступивших взносах совпадают), а также измениться как в сто­рону увеличения, так и в сторону уменьшения,

Если процент уплаченных работодателем страховых взносов при установлении пенсии был меньше, чем процент реально поступивших в бюджет ПФР страховых взносов в целом по организации по итогам года, то корректировка будет в сторону увеличения страховой части трудовой пенсии. Если процент уплаченных страховых взносов при установлении пенсии был больше, чем процент поступивших страховых взносов в целом по организации по итогам года, то корректировка будет в сторону уменьшения страховой части трудовой пенсии.

Начиная с 2016 года ответ на вопрос, работает пенсионер или нет, обрел ярко выраженный «финансовый оттенок»: с этого времени ежегодная индексация страховых пенсий для работающих пенсионеров приостановлена.

Но все-таки это не означает, что у них вовсе не осталось вариантов для увеличения своих пенсионных выплат. Рассмотрим, какие правила сейчас действуют для работающих пенсионеров в плане перерасчета и корректировки пенсии.

1. Перерасчет пенсии по общим основаниям - в связи с изменением жизненных обстоятельств:

  • появление иждивенца из числа близких родственников (например, ребенок в возрасте от 18 до 23 лет поступил в образовательное учреждение на очную форму),
  • подтверждение дополнительных периодов стажа, которые не были учтены при назначении пенсии (прежде всего – общий трудовой стаж до 2002 года),
  • выработка необходимого «северного» стажа (15 лет работы в районах Крайнего Севера или 20 лет – в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера), который дает право на повышение фиксированной выплаты к пенсии (на 50% и на 30% соответственно).

2. Корректировка пенсии с учетом вновь поступивших страховых взносов

У работающих пенсионеров есть одно важное преимущество перед неработающими: они получают зарплату – а значит, их лицевой счет в ПФР продолжает пополняться страховыми взносами.

За счет новых поступлений взносов работающим пенсионерам проводится ежегодная корректировка пенсии: с 1-го августа ее размер увеличивается. Правда, сразу следует оговориться: большой прибавки ожидать, увы, не стоит.

Действующий Закон «О страховых пенсиях» ограничивает корректировку тремя пенсионными баллами. Вот как это происходит:

- гражданин получает страховую пенсию с января 2015 года (в размере 100 пенсионных баллов) и продолжает работать. После «заморозки» индексации в 2016 году показатели его пенсии зафиксировались на одном уровне:

  • фиксированная выплата – 4 383 рубля 59 копеек,
  • стоимость пенсионного балла – 71 рубль 41 копейка.

Отчисления страховых взносов с его официального заработка позволяют начислить ему ежегодно по 5 пенсионных баллов.

Однако с учетом установленного законом ограничения корректировка проводится только на 3 пенсионных балла (2 оставшихся «сгорают»).

В результате, по состоянию на июль 2019 года, его пенсия по итогам прошедших корректировок повысилась на 9 баллов (3 года по 3 балла).

С 1 августа 2019 года, с учетом добавления очередных 3-х баллов, размер его пенсии составит 12 381 рубль 51 копейку: 4 383,59 + 7 997,92 (112 баллов по 71,41).

Корректировка пенсии проводится в беззаявительном порядке, на основании поступивших от работодателей сведений. Так что нет необходимости специально обращаться в ПФР для ее проведения.

3. Перерасчет пенсии после увольнения пенсионера

Как только пенсионер увольняется, он переходит в категорию «неработающий» – значит, вправе получить все пропущенные им за время работы индексации. Алгоритм перерасчета выглядит так:

  • пенсионер увольняется, и работодатель на следующий месяц подает отчет в ПФР, где этот работник уже не указывается,
  • ПФР в течение следующего месяца обрабатывает полученную информацию и выносит решение – о восстановлении индексации пенсионеру как неработающему,
  • выплата «доиндексации» происходит еще через месяц, но начисляется она с даты, следующей за днем увольнения пенсионера.

Таким образом, пенсионер получает повышенную пенсию с учетом восстановленной индексации со дня, когда он перешел в категорию «неработающий», но сама выплата происходит с задержкой на три месяца.

Это связано с особенностями действующего порядка «доиндексации»: в Законе указано, что основанием для нее является отчет работодателя, передаваемый в ПФР.

Так что, даже если пенсионер лично представит в ПФР трудовую книжку с записью об увольнении, это ничуть не ускорит процедуру выплаты.

Как рассчитать, сколько пенсионеру должны доплатить после увольнения?

Рассмотрим это на примере текущего 2019 года. Вернемся к уже известному нам пенсионеру из вышеприведенного примера: страховая пенсия у него по состоянию на 2019 год с учетом всех корректировок составила 112 баллов.

После увольнения показатели его пенсии возвращаются к текущим, а в 2019 году они такие:

  • фиксированная выплата – 5 334 рубля 19 копеек,
  • стоимость пенсионного балла – 87 рублей 24 копейки.

Следовательно, размер его пенсии после увольнения в 2019 году составит 15 105,07 рублей: 5 334,19 + 9 770,88 (112 баллов по 87,24).

Через три месяца после увольнения ему доплатят образовавшуюся разницу – 8 170 рублей 68 копеек (по 2 723,56 рублей х 3 месяца).

Будет ли восстановлена индексация пенсии работающим пенсионерам?

Пока Правительство не дает нам положительного ответа. Правда, официальные сми недавно опубликовали информацию, что Председатель Правительства поручил разработать предложения по восстановлению индексации работающим пенсионерам-инвалидам.

Так что определенные подвижки в этом вопросе все же наметились, и это не может не радовать!

Краткое содержание:


Перерасчет страховой пенсии или фиксированной выплаты к страховой пенсии - это изменение размера пенсии (выплаты) в связи с представлением новых документов, наличием у пенсионера дополнительного заработка или возникновением обстоятельств, от которых зависит размер пенсии (выплаты) (ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400)).

Для перерасчета пенсии рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Определитесь с порядком перерасчета

Перерасчет можно сделать как в заявительном, так и в беззаявительном порядке. Так, по общему правилу, перерасчет размера установленной пенсии производится: в сторону уменьшения - без истребования от пенсионера заявления о перерасчете; в сторону увеличения - на основании соответствующего заявления (разд. V Правил, утв. Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884 н (далее – Правила № 884 н)).

Основания для перерасчета страховой пенсии

Для перерасчета страховой пенсии есть следующие основания (ч. 12, 18 ст. 15, п. п. 1 - 3 ч. 2, ч. 4 ст. 18 Закона № 400):

1) увеличение величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) за периоды до 01.01.2015;

2) увеличение суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год периодов, отличных от периодов работы, засчитываемых в страховой стаж, имевших место после 01.01.2015 до даты назначения страховой пенсии;

3) увеличение с 01.01.2015 величины ИПК, исходя из суммы страховых взносов, не учтенных ранее при исчислении размера страховой пенсии по старости или по инвалидности (при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на другой вид, предыдущем перерасчете), а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. При этом перерасчет производится (в общем случае) без заявления пенсионера ежегодно с 1 августа, а в отношении страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором она была назначена. При таком перерасчете ИПК учитывается в определенных пределах.

Основания для перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в беззаявительном порядке

При изменении группы инвалидности или достижении пенсионером возраста 80 лет перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или по инвалидности производится без истребования заявления о перерасчете на основании справок, выдаваемых учреждениями медико-социальной экспертизы, или сведений в федеральном реестре инвалидов либо в пенсионном (выплатном) деле (ч. 4, 5 ст. 23 Закона № 400).

Пенсионерам, достигшим возраста 80 лет, с 01.01.2020 устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 5 686,25 руб. (условно - доплата к пенсии после 80 лет). Эта сумма увеличивается на соответствующий районный коэффициент в случае проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом ежегодная февральская и апрельская индексация фиксированной выплаты приостановлена до 01.01.2025 (ч. 1, 9 ст. 17 Закона № 400; ч. 8, 13 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»).

Также с 01.01.2019 осуществляется перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или по инвалидности гражданам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве и проживающим в сельской местности. При наличии в выплатном деле необходимой информации пенсионеру не нужно подавать заявление о таком перерасчете (ч. 14 - 16 ст. 17 Закона № 400; ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ; постановление Правительства РФ от 29.11.2018 № 1440).

Основания для перерасчета страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии в заявительном порядке

Для перерасчета страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии в заявительном порядке есть, в частности, следующие основания (ч. 4 ст. 15, ч. 3 - 5, 8 - 10 ст. 17, ч. 5, 8 ст. 18 Закона № 400):

1. Появление нетрудоспособных иждивенцев из семьи умершего кормильца (учитываются не более трех нетрудоспособных иждивенцев).

2. Изменение категории получателя страховой пенсии по случаю потери кормильца. Например, ребенок, получающий страховую пенсию по случаю потери кормильца за одного родителя и впоследствии потерявший второго родителя, имеет право на повышенный индивидуальный пенсионный коэффициент умершего кормильца. По данному основанию также устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по потере кормильца.

3. Приобретение необходимого календарного стажа работы в "северных" районах (15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 календарных лет в приравненных к ним местностях) и страхового стажа (25 лет у мужчин и 20 лет у женщин).

4. Переезд в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

Шаг 2. Подготовьте документы

По общему правилу для перерасчета в заявительном порядке пенсионеру потребуются (п. п. 2 - 4, 53 Перечня, утв. Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958 н (далее - Перечень); п. 19 Административного регламента, утв. постановлением Правления ПФР от 23.01.2019 № 16 п (далее – Административный регламент)):

• заявление о перерасчете (форма согласно Приложения № 2 к Административному регламенту);

• документы, удостоверяющие личность гражданина, а также подтверждающие его возраст, место жительства (место пребывания, место фактического проживания) и гражданство, в том числе паспорт гражданина РФ;

• документы, подтверждающие личность и полномочия представителя (при обращении в ПФР через представителя).

По своему усмотрению вы можете также представить документ, подтверждающий регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования (п. п. 2, 50 Перечня; п. 49 Административного регламента).

Обратите внимание! С 01.04.2019 страховое свидетельство не выдается. Взамен введен документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета и содержащий сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета. Страховые свидетельства, выданные до 01.04.2019, сохраняют свое действие и обмену не подлежат (ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; п. 6 ст. 1, ст. ст. 7, 9 Федерального закона от 01.04.2019 № 48-ФЗ).

Если пенсионер претендует на перерасчет, связанный с повышением страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, по общему правилу он должен подготовить документы, являющиеся основанием для перерасчета, в частности (ч. 7 ст. 21, ч. 2 ст. 23 Закона № 400; п. 27 Административного регламента):

• документы о страховом стаже;

• трудовая книжка или справка с места работы (в случае приобретения необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях);

• свидетельство о рождении нетрудоспособного члена семьи, удостоверение инвалида;

• свидетельство о смерти второго родителя (когда назначена пенсия по случаю потери кормильца).

Необходимые для установления пенсии документы и сведения у вас могут запросить только в случае, если они не находятся в распоряжении ТО ПФР, государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций (ч. 7 ст. 21 Закона № 400; п. п. 46, 63 Административного регламента).

Шаг 3. Обратитесь в ТО ПФР и дождитесь результатов перерасчета

Документы можно представить в ТО ПФР непосредственно (лично, в том числе при выездном приеме, или через представителя), через работодателя, по почте, через МФЦ (при наличии соответствующего соглашения между ТО ПФР и МФЦ) или в электронной форме, в том числе через Единый портал госуслуг или личный кабинет на сайте ПФР. Можно представить как подлинники, так и копии документов, удостоверенные нотариусом либо выдавшим их лицом (ч. 1, 2, 4 ст. 21 Закона № 400; п. 49 Правил № 884 н; п. п. 51, 52 Перечня; п. п. 3, 82, 84, 90, 134 Административного регламента).

Вам должны выдать на руки, направить по почте или в электронном виде уведомление о приеме и регистрации заявления и документов. Если вы подали не все необходимые для назначения пенсии документы, ТО ПФР укажет перечень недостающих документов и срок их представления (п. 50 Правил № 884 н; п. п. 73, 85 Административного регламента).

Срок для принятия решения о перерасчете пенсии по общему правилу составляет пять рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами (ч. 6, 7 ст. 23 Закона № 400; п. 52 Правил № 884 н; п. 14 Административного регламента).

В случае удовлетворения вашего заявления ТО ПФР сделает перерасчет размера страховой пенсии.

Имейте в виду, что перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (за исключением перерасчета в связи с инвалидностью или достижением пенсионером возраста 80 лет) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете. Следовательно, если документы представлены, например, 26 февраля, то увеличение размера пенсии произойдет только с 1 марта (п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона № 400).

Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты в сторону уменьшения производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой данный перерасчет (п. 1 ч. 1 ст. 23 Закона № 400).

С 01.01.2020 перерасчет размера фиксированной выплаты гражданам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве и проживающим в сельской местности, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ПФР принято заявление пенсионера о таком перерасчете (ч. 14 ст. 17, п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона № 400).

Также обращаем ваше внимание, что, если после назначения страховой пенсии работодатель представит сведения персонифицированного учета в отношении периодов работы пенсионера, имевших место до назначения пенсии (которые влекут увеличение ИПК), размер страховой пенсии будет пересчитан со дня ее назначения без заявления пенсионера о перерасчете (ч. 7 ст. 18 Закона № 400).

Шаг 4. Получите документы (в случае отказа в перерасчете)

Если по каким-либо причинам ПФР отказал в перерасчете, вас должны известить об этом в течение пяти рабочих дней со дня вынесения решения об отказе и вернуть представленные документы (ч. 8 ст. 23 Закона № 400; п. 60 Правил № 884 н; п. 15 Административного регламента).

По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)

Читайте также: