Какие отчисления в пенсионный фонд были в ссср

Трудовая пенсия формируется за счет взносов работодателей. В соответствие с действующим законом каждый работодатель обязан производить отчисления в сумме 22% от выплачиваемой зарплаты в пенсионный фонд. При этом эти отчисления производятся не из той зарплаты, которую Вы получаете на руки, хотя, конечно же, и являются косвенной частью Вашего дохода. Вас доход мог быть бы лучше при условии, что работодатель не производит данные выплаты.

С какого года начались отчисления в пенсионный фонд из зарплаты

19. В соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» индивидуальная трудовая деятельность включается в общий трудовой стаж, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение граждан. В связи с этим лица, занимающиеся указанной деятельностью, обязаны уплачивать взносы в Пенсионный фонд РСФСР.

Временная инструкция о порядке уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР (утратило силу на основании постановления Правления Пенсионного фонда РФ от 11 ноября 1994 года N 258)

Уважаемая редакция! С большим вниманием знакомилась со всеми уроками, которые на страницах «Восточки» давала ее читателям начальник отдела по организации начисления пенсий Иркутского регионального отделения Пенсионного фонда России Ирина Сергеевна Близнец. Польза от них несомненна. Но все-таки кое-какие вопросы остались. Меня, например, интересует вот какой. Согласно постановлению еще дореформенного, советского, правительства от 19 декабря 1990 года, с 1 января 1991 года с зарплаты рабочих и служащих уплачивался страховой взнос в размере одного процента; и деньги, воплощенные в этом одном проценте, должны были возвращаться к нам при выходе на пенсию в виде добавки к самой пенсии. Говорилось даже о том, что уплата такого одного процента должна фиксироваться в трудовых книжках. Страховые взносы в размере одного процента действительно удерживались ежемесячно до тех пор, пока правительство не приняло новые законодательные акты. А вот никаких отметок об уплате одного процента в пользу наших будущих пенсий в трудовых книжках нет. Инспектор отдела кадров в нашей организации ничего о таких отметках или даже соответствующих вкладышах в трудовые книжки не знает. По возрасту я и многие мои товарищи по работе «подпадаем» под новое законодательство о пенсиях. Но ведь накопления прежние тоже как-то должны нам возвращаться. Почему они сейчас пропадают и нигде не учитываются?

Куда делись старые страховые взносы

Советская пенсионная система, окончательно сформировавшаяся в 1950–1960-х годах, включала две основные компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников [15]. Предоставлялись пенсии по старости (возрасту), инвалидности и потере кормильца. Некоторые категории занятых имели право на получение пенсии за выслугу лет, которые регулировались отдельными законами. Существовали также республиканские и союзные персональные пенсии, назначавшиеся за особые заслуги.

В ссср с заработной платы удерживали с работников 1% в пенсионный фонд

Хотя плательщиками являются сами физические лица, однако удержания соответствующих сумм обязаны производить работодатели (предприятия) при выплате доходов гражданам (физическим лицам), работающим по трудовым договорам, а также по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, и по авторским договорам.

Отчисление удержаний на пенсионное обеспечение

Про 20 рублей на селе. Каждое село что-то производило, председатель колхоза не забывал по себестоимости, а то и бесплатно передавать пенсионерам кому дровишки, кому птицу, мясо, молоко и так далее. Плюс вспахать, засеять, помочь собрать.
Комбикорм скинуть, кору к стаду на выпас бесплатно добавить.
Это очень нехилое подспорье было.
Скрытые льготы.

Пенсии в СССР

Пенсионная реформа начала развиваться в конце 60-х годов прошлого века. За период становления пенсионной политики было введено более 80 законопроектов по выплатам пенсии. Чтобы понимать суть сегодняшней пенсионной реформы, каждый гражданин должен знать, с чего все начиналось, поэтому сегодня речь пойдет о самых важных исторических моментах реформы пенсионеров СССР.

Как формировалась пенсия в Советском Союзе

Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик отмечает, что в соответствии с решениями XXI съезда КПСС и на основе успешного выполнения народно-хозяйственных планов в СССР осуществляется широкая программа повышения жизненного уровня советского народа. В 1960 году будет завершен перевод рабочих и служащих всех отраслей народного хозяйства на семичасовой рабочий день, а рабочих ведущих профессий, занятых на подземных работах, — на шестичасовой рабочий день; планомерно проводятся мероприятия по повышению и упорядочению заработной платы рабочих и служащих; значительно увеличивается производство товаров народного потребления и улучшается культурно-бытовое обслуживание трудящихся; все шире развертывается жилищное строительство.

Закон СССР от 7 мая 1960 г

Удержания в размере 1% в Пенсионный фонд не производятся с вознаграждений, выплачиваемых по договорам с индивидуальными предпринимателями (ли­цами, занимающимися частной практикой), осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, о чем последними должны быть представле­ны документы о государственной регистрации в качестве самостоятельного нало­гоплательщика.

Обязательные удержания

средств союзного бюджета, предназначенных на выплату пенсий в соответствии с Законом СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих», на повышение пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы, на выплату пенсий в других случаях, установленных законодательством СССР, а также пособий, установленных законодательством СССР;

Постановление Совмина СССР, ВЦСПС от N 818

1. Все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона № 340-1, на которые начислялись страховые пенсионные взносы (работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию).
Вопрос включения в состав заработка отдельных сумм решается с учетом перечней выплат, на которые в соответствии с действовавшим в конкретный период работы гражданина законодательством не начислялись страховые взносы в ПФР[1].
Для того, чтобы понять какие суммы (и в каком объеме) подлежали обложению страховыми пенсионными взносами, а на какие выплаты взносы не начислялись, можно воспользоваться следующими документами:
1) Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ (России), утв. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1. Он действовал вплоть до введения в действие второй части Налогового кодекса РФ 1 января 2001 года.
ü Суммы, выплачиваемые по основным и дополнительным отпускам, указываются в том месяце, на который приходятся соответствующие периоды основных и дополнительных отпусков[2].

В ссср с заработной платы удерживали с работников 1% в пенсионный фонд

В сущности, единственным удержанием непосредственно из заработной платы является подоходный налог (НДФЛ) в размере 13%. Так, при официальном окладе в 100 000 р., указанном в договоре, на руки сотруднику будут выданы 87 000 р. Остальные отчисления удерживаются уже из средств работодателя (ФЗ № 167 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. ). После того как в 2010 году единый социальный налог (ЕСН), уплачиваемый работодателем в Налоговую инспекцию, был упразднен, взносы поступают непосредственно в фонды пенсионного, медицинского и социального страхования.

Процент отчислений, которые делает работодатель в Пенсионный Фонд с зарплаты работника

Статистика показывает, что ряд организаций стремится уменьшить официальный размер заработной платы, чтобы не осуществлять отчисления в различные фонды. Подобные компании могут сулить работнику существенное увеличение фактической выплаты. Однако эксперты советуют не сотрудничать с такими организациями.

Отчисления с заработной платы сотрудников

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 1991 г. N 556-1
О ВРЕМЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ О ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ РСФСР
И ПОРЯДКЕ УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ПРЕДПРИЯТИЯМИ,
ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ГРАЖДАНАМИ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РСФСР
Верховный Совет РСФСР постановляет:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 1991 года Временное положение о Пенсионном фонде РСФСР и Порядок уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР.
2. Рассмотреть указанные в пункте 1 настоящего Постановления акты вместе с отчетом Пенсионного фонда РСФСР по итогам его деятельности за 1991 год.
Первый заместитель Председателя
Верховного Совета РСФСР
Р.И.ХАСБУЛАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС РСФСР от n 556-1 О ВРЕМЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ О ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ РСФСР И ПОРЯДКЕ УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ГРАЖДАНАМИ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РСФСР

Это все вместе (СП + ФВ). Даже обидно за нее. Если в Америке получение высшего образования — гарантия безбедного (достойного) существования в дальнейшем, то в России (как сказал один юморист) для того, чтобы мало зарабатывать и иметь маленькую пенсию — нужно много учиться.

Пенсионная реформа начала развиваться в конце 60-х годов прошлого века. За период становления пенсионной политики было введено более 80 законопроектов по выплатам пенсии. Чтобы понимать суть сегодняшней пенсионной реформы, каждый гражданин должен знать, с чего все начиналось, поэтому сегодня речь пойдет о самых важных исторических моментах реформы пенсионеров СССР.

  1. Когда появилась?
  2. Характеристика пенсионной реформы СССР
  3. Стаж работы
  4. Средние показатели пенсии
  5. Сколько была минимальная пенсия?
  6. Максимальные критерии пенсионных выплат
  7. Пенсия народных депутатов
  8. Пенсионные выплаты колхозникам
  9. Закон о пенсии

Когда появилась?

Пенсия в СССР зародилась в 1956 году, а именно 14 июля после подписания соответствующего закона.


В принятом законопроекте были такие важные моменты, как:

  • общие требования пенсионной системы;
  • возрастные критерии и период трудового стажа;
  • порядок выплата пенсии;
  • единый порядок расчета;
  • размер пенсионных отчислений для разных категорий граждан.

Спустя 10 лет после вышеуказанного законопроекта, была разработана новая система пенсионного обеспечения, по итогу которой все пенсионные выплаты осуществлялись за счет государства.

Плюс советской пенсионной системы — все граждане страны получали минимальный уровень пенсии.

Характеристика пенсионной реформы СССР

Выделим основные особенности пенсионной реформы СССР:

  1. Пенсионный возраст не отличается от показателей настоящего времени — 55 и 60 лет (соответственно женщины и мужчины).
  2. Пенсию назначали по следующим категориям:
    • по старости;
    • инвалидности;
    • по потере кормильца;
    • за выслугу лет.
  3. Пенсионные выплаты инвалидам войны или детства выплачивали из союзного бюджета, а военнослужащим — из бюджетных средств Министерства Обороны. В итоге главная проблема пенсионной структуры – несбалансированные расходы и доходы бюджетных средств.
  4. Все граждане пенсионного возраста получали пенсионные выплаты не ниже прожиточного минимума.


  1. С 1964 года разработана система пенсионных выплат для колхозников, в соответствии с которой пенсию назначали из союзного бюджета.
  2. С 1967 года был увеличен размер пенсионных отчислений, но уже в 80-х годах пенсия постепенно уменьшалась, поскольку не было действующего механизма ежегодной индексации.
  3. В 90-е нужно было изменить реформу по ряду причин:
    • активное старение жителей страны;
    • уменьшение численности работающего населения;
    • распространение системы досрочного оформления пенсии;
    • низкий уровень доходов;
    • падение цены на нефть;
    • сокращение объема производства;
    • дефицит бюджета.
  4. С 1987 года были внесены изменения, в соответствии с которыми каждый гражданин мог добровольно пополнять свои пенсионные накопления.
  5. В 1990 году был создан ПФР (Пенсионный фонд).

Стаж работы

Пенсионные отчисления в СССР назначали при наличии стажа 20 (среди женского населения) и 25 лет (среди мужского).

Однако часть пожилых людей могли оформить пенсию на 5 лет раньше, а именно:

  • шахтеры;
  • сотрудники горячего цеха;
  • работники текстильной промышленности;
  • граждане, проработавшие на Крайнем Севере 15 (женщины) и 20 лет (мужчины);
  • женщины, имеющие 5-х детей, которым уже исполнилось 8 лет — стаж не меньше 20 лет;
  • женщины, воспитывающие инвалидов детства — стаж 20 лет.


Пенсию назначали при соблюдении таких условий, как:

  • достижение соответствующего возраста;
  • общий стаж от 5 лет;
  • стаж перед оформлением пенсионных отчислений — 3 года и выше.

Средние показатели пенсии

Суммарный объем пенсионных выплат в СССР зависел от окладной части и количества проработанных лет.

Пенсионные выплаты сельских жителей были на 15% ниже, нежели размер пенсионных выплат сотрудников города!

Так, средние показатели пенсионных отчислений по городу варьировались от 70-120 рублей в месяц.

Но были и более высокие показатели, например, руководитель крупной организации мог получать 250 рублей в месяц после оформления пенсии.

Граждане, которые не работали официально получали социальные выплаты в размере 35 рублей.

Кроме базового размера пенсионных выплат, граждане могли рассчитывать на надбавки со стороны государства при выполнении следующих условий:

  1. Непрерывный стаж от 15 лет — 10% к пенсии;
  2. Длительный стаж более 30 и 35 лет (женщины и мужчины) — 10%;
  3. Стаж более 25 лет на одном предприятии — 20%.

Сколько была минимальная пенсия?

Минимальные показатели пенсии СССР составляли 35 рублей.

Пенсия в таком объеме выплачивалась следующим категориям пожилых людей:

  • не работающим лицам;
  • не имеющим стаж выше 20 лет;
  • колхозники — большинство жителей сельских поселений продолжали работать при достижении пенсионного возраста, чтобы поучить доплату к пенсии размером 10 рублей за каждый переработанный год. Сумма надбавок могла быть не больше 40 рублей.

В 1986 году минимальный размер подняли до 76 рублей!

По сути, минимальные пенсионные отчисления получала четвертая часть пожилых людей СССР.

Максимальные критерии пенсионных выплат

Максимальные показатели пенсионных выплат составляли 120 рублей.

На данную сумму могли рассчитывать жители города, которые занимались умственным трудом, например, врачи, учителя, инженеры и прочее.

При этом сумма пенсии зависела от суммы ежемесячного оклада. Например, при заработной плате до 50 рублей, гражданин пенсионного возраста мог рассчитывать на пенсионные отчисления в размере 85% от оклада, то есть всего на 40 рублей.

Пенсия народных депутатов

В 1989 году высшим органом власти были назначены народные депутаты, которые проводили съезды для обсуждения государственных вопросов. Последний съезд состоялся 05.09.1991. Именно в этот день было принято решение о самороспуске депутатов.


В настоящий момент большинство народных депутатов вышли на пенсию по старости и в Государственной думе подняли вопрос о повышении пенсионных выплат для данной категории граждан. На сегодняшний день количество «бывших» народных депутатов составляет всего 285 человек.

Министерство труда и социальной защиты предлагает установить размер пенсии 200 000 рублей. Основная причина разработанного законопроекта — ликвидация положения о персональных пенсиях для данной категории граждан, в соответствии с которым народные депутаты и их семьи могли получать достойную пенсию.

К числу народных депутатов хотели добавить категорию граждан, которые выполняли аналогичные функции в союзном парламентарии. Но новый законопроект не вступил в законную силу!

Основные условия для повышения пенсии будут следующими:

  • возраст 65 лет;
  • наличие российского гражданства;
  • депутатская деятельность до 1994 года не меньше 1 года.

В настоящий момент разработанный законопроект не одобрен в Государственной думе. Основная причина отказа — высокий размер бюджетных расходов.

Пенсионные выплаты колхозникам

В настоящий момент есть заблуждение, что в советские времена колхозники не получали пенсионных отчислений.

В действительности, пенсия выплачивалась всем категориям граждан страны, но из разных финансовых источников. Так, колхозники получали пенсию из артелей, которые создавали собственный фонд для осуществления пенсионных выплат.

Созданный фонд должен был оплачивать пенсию в виде денежных выплат, выдачи продуктов питания либо начислялись дополнительные трудодни. Сумму пенсионных выплат устанавливали отдельно для каждого колхозника на общем собрании членов артели или на собрании уполномоченных лиц.

Выделим основные особенности:

  • возраст 60 и 65 лет (соответственно женщины и мужчины);
  • стаж — от 20лет;
  • минимальные показатели пенсии — 12 рублей;
  • максимальные критерии – 102 рубля;
  • размер пенсии рассчитывали из половины оклада за последние 2 года работы либо за любые 5 лет трудовой активности;
  • граждане пенсионного возраста могли при желании продолжать рабочую деятельность;
  • на дополнительные пособия и прибавки имели право:
    • беременные женщины;
    • дамы, ухаживающие за ребенком до 3 лет;
    • лица, имеющие на попечении иждивенцев;
    • инвалиды.

Инвалиды войны могли получать дополнительные выплаты из государственного бюджета!

В 1964 году, когда вступил в силу законопроект о назначении пенсии членам колхоза, выплаты начинают производить из государственного бюджета. Однако колхозы, по своему усмотрению, могли сохранить выплаты пенсии из собственного бюджета.

Закон о пенсии

Основным законопроектом СССР, который регулировал вопросы начисления пенсии, является закон «О государственных пенсиях» от 14.07.1956.

В законе закреплены такие важные моменты, как:

  • максимальный пенсионный возраст;
  • стаж;
  • среднемесячный размер пенсии и прочее.

Многие пункты законопроекта давно устарели, однако разработанная реформа в 1956 году позволила пожилым людям получать достойную пенсию. При этом не учитывалась ежегодная инфляция, ведь цены на товары с каждый годом только росли. Поэтому в реформу постоянно вносились коррективы и даже в настоящий момент органы власти планируют кардинально изменить пенсионную систему, чтобы граждане смогли самостоятельно формировать будущую пенсию.

С какими проблемами рабочего стажа столкнулись пенсионеры после развала СССР, смотрите в этом видео.

Следовательно, каждый гражданин должен понимать процедуру начисления пенсии с самого начала ее образования, чтобы знать, в каком направлении двигается пенсионная политика страны. Как говорил Цицерон «История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Создание органов социального обеспечения советского периода началось буквально в первые дни после Октябрьской революции. Так, уже 29 октября (по новому стилю 11 ноября) 1917 года, глава нового правительства Владимир Ленин подписал постановление о создании Народного комиссариата государственного призрения.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Александра Коллонтай возглавляла Наркомат государственного призрения лишь несколько месяцев: с 30 октября 1917 года по 19 марта 1918 года. Но даже за такой короткий срок деятельность первого наркома призрения сыграла важнейшую роль в становлении органов попечительства в Советской республике - в чрезвычайных условиях ведения двух войн (мировой и гражданской), с огромным потоком раненых солдат и людей, оставшихся без средств к существованию.

В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году - для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году - для работников горнорудной и текстильной промышленности. Всеобщие пенсии для городских рабочих и служащих будут введены только в 1937 году.

Пенсионное обеспечение военнослужащих в первые годы Советской власти регулировалось постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 года «Об утверждении Кодекса законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота Союза ССР и членов их семей».

Буквально накануне Великой Отечественной войны, 5 июня 1941 года, было принято постановление СНК СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей», которое определяло размер пенсии в зависимости от заработной платы и причин нетрудоспособности военнослужащих.

С завершением периода НЭПа и началом коллективизации в 1929 году уровень жизни работающего населения быстро падал.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих - по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих - по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

Что касается крестьян, то их положение в стране долгое время не менялось, начиная с периода крепостничества. Крестьяне не получали пенсий в доревлюционной России. При Советской власти сельские труженики по-прежнему оставались фактически бесправными. Вплоть до 60-х годов, когда в период хрущевской «оттепели» произошли существенные перемены в социальной сфере. Тогда же в основном завершилось формирование советской пенсионной системы, которая впервые стала всеобщей.

В 1956 году в СССР был принят Закон «О государственных пенсиях».

В 1964 году, с принятием Закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», пенсионные права в Советском Союзе впервые получили колхозники.

Начиная с 1960-х годов пенсионная система СССР включала две базовые компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников. Впервые законодательно было оформлено всеобщее право на получение пенсии по старости.

В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Некоторые категории трудящихся наделялись правом на получение пенсии за выслугу лет, но эти нормы, как и многие другие исключения из общего правила назначения пенсий в Советском Союзе регулировались отдельными законами.

Пенсионное обеспечение в СССР было фактически бесплатным для работников. В отсутствие страховых отчислений из дохода граждан, пенсии финансировались из общественных фондов потребления.

Источники пенсионных выплат формировались за счет средств государственного бюджета и отчислений из фонда заработной платы предприятий (ставка отчислений составляла от 4% до 12%, в зависимости от сферы деятельности).

Еще одна отличительная особенность советской пенсионной системы - низкий возраст выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Эта планка оставалась неизменной с начала 1930-х годов, когда она была установлена по результатам комиссионного обследования рабочих и работниц, выходивших на пенсию по инвалидности. Выводы комиссий сводились к заключению: «К 55 годам большая часть женщин и к 60 годам - большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать».

С одной стороны, ранний пенсионный возраст рассматривался в числе особых привилегий трудящихся при социализме. С другой стороны, увеличивать возрастную планку было невыгодно государству: ранний выход на пенсию был своего рода компенсацией невысокого размера пенсионных выплат.

Кроме того, уровень пенсионной выслуги государство использовало в качестве эффективного инструмента регулирования занятости: льготный пенсионный возраст — когда на пенсию можно было выходить значительно раньше 60-ти и 55-ти лет — устанавливался при опасных условиях труда, а также для работающих в экстремальных климатических условиях, например, на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке. Причем все региональные и отраслевые льготы обеспечивались исключительно за счет государственного финансирования. Как и многие другие пенсионные привилегии, которых за всю советскую историю сложилось немало.

Система пенсионных привилегий в СССР начала формироваться уже в первые годы советской власти.

Первый Декрет Совета народных комиссаров « О персональных пенсиях лицам, имеющим исключительные заслуги перед республикой » вышел 16 февраля 1923 года, с поправками и дополнениями в Декрете от 24 апреля того же года.

Независимо от конкретных заслуг перед государством, на всем протяжении советского периода пенсий существовали три категории пенсионных привилегий: пенсионеры союзного, республиканского и местного значения.

Традиционно правом на получение персональной пенсии наделялись выдающиеся ученые, заслуженные партийные работники, а также носители почетных званий и наград: Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы (трех степеней).

Размер пенсии союзного значения составлял 250 рублей в месяц. Республиканского и местного значения — соответственно, 160 и 140 рублей в месяц. Наряду с регулярной денежной выплатой персональные пенсионеры получали ежегодную доплату на оздоровление — в размере одной или двух месячных пенсий.

Ставки персональных пенсий были относительно невысокими по сравнению в ведомственными надбавками.

Так, например, действительные члены Академии наук СССР получали надбавку за академическое звание в размере 500 рублей в месяц. Члены-корреспонденты – 400 рублей. Доплата за звание выплачивалась пожизненно: сначала в виде надбавки к зарплате, затем — к пенсии.

На особом положении в СССР были также военные пенсионеры. Уровень пенсии отставных офицеров в среднем в два раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Например, отставные офицеры армии и органов безопасности получали пенсионное жалование в 250 рублей в месяц, служащие МВД - 220 рублей. Уровень пенсий высшего командного состава начинался от 300 рублей в месяц.

При этом офицеры на высших должностях были одной из немногих в Советском Союзе категорий пенсионеров, которые имели привилегию продолжать пребывание на службе без ограничений по возрасту. Что само по себе было существенной прибавкой к пенсионному доходу.

Несмотря на многообразие пенсионных привилегий, в том числе компенсации за особые условия труда — средний уровень пенсионного обеспечения в СССР все же оставался довольно низким относительно пенсионных доходов в европейских странах, в том числе уступая европейским странам так называемого «соцлагеря».

Одной из причин такого положения было несовершенное пенсионное законодательство. В Советском Союзе не была законодательно предусмотрена возможность индексации пенсионных выплат в связи с изменениями внешней и внутренней экономической ситуации. Они менялись гораздо чаще, чем происходило реальное повышение пенсий в стране. Также не был прописан регламент изменения ставок минимальной и максимальной пенсий в зависимости от роста зарплат.

Проблемы пенсионного обеспечения в стране резко обострились в конце 80-х годов. На тот момент сложился целый комплекс причин, почему это происходило.


Финансовое состояние пенсионной системы СССР полностью зависело от динамики наполнения госбюджета. В свою очередь, бюджет страны практически полностью зависел от динамики мировых цен на нефть.

В середине 1980-х годов падение цен на энергоносители привело советскую экономику в состояние коллапса: отток валютной выручки резко снизил общий уровень национальных доходов, затем последовало лавинообразное падение объемов производства.

Уже в конце 80-х годов уровень дефицита госбюджета вырос до 10% ВВП. Социальные программы, включая пенсионное обеспечение, сворачивались по всем направлениям.

Но нефтяной кризис 80-х годов лишь обнажил проблемы советского уклада пенсионной системы, а вовсе не стал их причиной.

Численность пенсионеров в СССР значительно увеличилась за последние 30 лет: примерно с 14 миллионов до 34 миллионов с 1961 по 990 годы. В то же время ставки социальных отчислений для предприятий оставались практически неизменными. Доля государственного финансирования пенсий неуклонно возрастала. К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в фонде государственного социального страхования достигала 60%.

Во исполнение закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» было принято постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1989 года «О тарифах взносов на государственное социальное страхование по профессиональным союзам».


Принятые изменения по регулированию пенсионных накоплений в СССР в новых экономических условиях действовало, однако, очень недолго: с 1 января 1990 года до 1 января 1991 года.

Что касается общих изъянов распределительной пенсионной системы, сложившейся в Советском Союзе, то важнейшие из них заключались в следующем.

Во-первых, отсутствие единообразной пенсионной стратегии с унифицированными правилами назначения пенсий. Множественность вариантов пенсионных схем наряду с дополнительными социальными льготами и привилегиями (региональными, отраслевыми, статусными и прочими) порождали непрозрачную и крайне громоздкую систему расчета индивидуальных пенсий.

Во-вторых, избирательность действия пенсионного права, которая стала особенно ощутимой с принятием в СССР закона о предпринимательской деятельности. Массовое появление частных предприятий и развитие форм независимой занятости фактически лишили права на пенсии наиболее активные группы населения.

В-третьих, относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в условиях общего «старения» населения повышал нагрузку на пенсионную систему, и прежде всего на госбюджет. Критическая зависимость пенсионной системы СССР от бюджетного наполнения обусловила критически низкий запас прочности социальной системы страны в целом.

При том, что конституция страны декларировала всеобщие социальные гарантии, общий уровень жизни в последние годы существования СССР резко понизился, в том числе из-за увеличения доли населения пенсионного возраста. По данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в Советском Союзе были пенсионеры, преимущественно старшего и преклонного возрастов.

Немного дореволюционной истории

В царской России в том или ином виде пенсионное обеспечение существовало с незапамятных времен.
Пенсии были положены государственным служащим, военным, как офицерам, так и солдатам, отслужившим 25 лет и некоторым другим категориям населения.

Не вдаваясь в особые подробности, скажу только, что по данным пенсионного фонда России в 1914 году в Российской империи право на пенсию за выслугу лет имели:

· чиновники всех классов и канцеляристы;

· учителя школ и преподаватели вузов;

· инженеры и рабочие всех казенных (государственных) заводов;

· врачи и медперсонал всех казенных больниц;

· работники железной дороги.

Немаловажным является и тот факт, что не было такого понятия как пенсионный возраст.
Для получения пенсиона в размере полного должностного оклада нужно было иметь стаж 35 лет.
При стаже от 20 до 30 лет пенсия составляла 2/3 от заработка, от 10 до 20 лет 1/3.

Размер пенсии устанавливался 1 раз и никакому пересмотру и индексации не подлежал. Если пенсионер умирал, то его семья (вдова, несовершеннолетние дети) продолжали получать пенсию.
Однако нужно заметить, что право на пенсию имели только «благонадежные» члены общества.
Человек, привлеченный к ответственности за уголовное преступление, уличенный в антигосударственной (революционной) деятельности, уволенный за нарушения трудовой дисциплины лишался права на пенсию.
Также пенсии лишали тех, кто принимал монашеский постриг или уезжал на постоянное место жительства за границу.

Все выше перечисленное относится к государственному пенсионному обеспечению.
Ну а как обстояло дело с теми, кто работал на частных предприятиях?
Что бы ни писали в учебниках истории об ужасах проклятого царизма, но социальные программы в отношении рабочих частных заводов и фабрик, действовали, и детские сады, школы для детей рабочих с бесплатным обучением, заводские больницы существовали.
Пенсионные выплаты осуществлялись из негосударственных эмеритальных, пенсионных и страховых касс которых по всей России насчитывалось более 200.
По сути это были те самые негосударственные пенсионные фонды, в которые нас всех еще совсем недавно так активно призывали вкладывать деньги.

Единственный слой населения, который никак не был охвачен пенсионным обеспечением, были крестьяне.

Пенсионные реформы в СССР

Как известно строительство нового общества в Советской России, а затем и в СССР началось с полного разрушения всей существовавшей системы.
«Отречемся от старого мира…», «Весь мир насилья мы разрушим…» и так далее.

Декрет Совнаркома РСФСР от 26 апреля 1919 года гласил:

"Все старые пенсии, выдаваемые из Государственного казначейства, пенсионных, эмеритальных, вспомогательно-сберегательных и прочих касс на основании законоположений, изданных до Октябрьской рабоче-крестьянской революции, подлежат пересмотру".
Председатель Совнаркома Ульянов (Ленин), управделами Бонч-Бруевича, секретарь Фотиева.

Думается не нужно объяснять, что «пересмотр» означал не что иное, как ликвидацию всех этих организаций, а находящиеся на их счетах средства экспроприации, на нужды государства рабочих и крестьян.

Подтверждением всего вышесказанного может служить письмо тифлисских рабочих- железнодорожников написанное в 1927 году своему земляку И.В. Сталину которое хранится в Российском государственном архиве социально-политической истории (бывший центральный партийный архив).

"Многоуважаемый Иосиф Виссарионович! В бытность Вашу в Тифлисе, во время посещения Тифлисских Вашего имени мастерских, мы, железнодорожные рабочие и служащие как мастерских, так и депо, подали Вам просьбу, в которой просили оказать содействие, дабы дать конец волнующему нас вопросу — о возврате наших мелких сбережений, которые мы, рабочие и служащие, тяжелым трудом заработанные откладывали на черный день путем сбережения через пенсионную кассу и страхования жизни при этой пенсионной кассе. По разъяснению Наркомфина СССР, деньги наши перечислены в доход казны в 1918 году".

Тем не менее в 1918 году был выпущен декрет Совнаркома о пенсиях и ряде льгот инвалидам Империалистической (первой мировой) войны и инвалидам Красной армии.
В 1923-м право на пенсию получили старые большевики, в 1928 году работники горнорудной и текстильной промышленности.

Только в 1930 году в Советской России было принято «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию», и с 1937 года пенсии стали выплачивать всем городским рабочим и служащим. Колхозное крестьянство в пенсиях очевидно не нуждалось.

Тогда же был установлен и возраст выхода на пенсию 55 лет для женщин и 60 для мужчин.
Да это тот самый возраст, повышение которого сегодня вызвало бурю негодования.
Очень часто приходится слышать, что то типа «это все для того, что бы люди ни имели шансов дожить до пенсии». Скажу на это только одно.
В 30-е годы дожить до пенсии шансов было гораздо меньше.

В 1926-1927 годах средний возраст мужчин в СССР был 40,2 года, женщин – 45,6 года.
В начале 50-х годов, то есть в конце эпохи Сталина максимальная трудовая пенсия была 300 рублей и составляла 25% от среднемесячной зарплаты, размер которой на тот момент был 1200 до реформенных рублей.

Пенсионная реформа 1956 года

Система пенсионного обеспечения в СССР в окончательном виде была сформирована почти через 40 лет после Великой Октябрьской Социалистической революции. В 1956-ом году был принят закон «О государственных пенсиях», в результате чего средний размер пенсий по возрасту был увеличен более чем в два раза, по инвалидности — в полтора раза.

Тогда же впервые начали начислять пенсии колхозникам.
Правда, пенсией назвать это мягко говоря сложно.
После реформы 1961 года всем колхозникам была установлена одинаковая пенсия по 12 рублей в месяц.
В 1973 году размер государственной пенсии труженикам села был повышен до 20 рублей, а в 1987 году до 50 рублей.
Правда следует сказать, что колхозы имели право выплачивать своим ветеранам надбавки из собственного бюджета. Пенсионный возраст и трудовой стаж, необходимый для получения такой надбавки, устанавливали на общем собрании.

Нужно так же сказать, что в СССР существовала система персональных пенсий, которые назначались за особые заслуги перед страной. Различались персональные пенсионеры, республиканского и союзного значения.

На протяжении всех 90-х годов пенсионную систему реформировали реформировали, да так и не выреформивали.
Более менее, все сложилось только к 2002 году, когда у власти уже был Путин. Ну а теперь вот опять происходит то, что происходит.

В заключении хочу сказать, что при написании статьи я старался придерживаться только фактов. Я не антисоветчик и не защитник нынешнего режима. Я стараюсь быть объективным. И еще одно. Я человек пред пенсионного возраста, проживший в СССР более 30 лет, так что пожалуйста не нужно меня обвинять в том, что я не знаю реалий той страны.

Читайте также: