Какой процент отчисления в пенсионный фонд украины

Хитрость правительства с ЕСВ может выйти боком всем украинцам - экономист

Тарас Козак об инициативе правительства увеличить размер ЕСВ

Увеличение ставки единого социального взноса не поможет улучшить ситуацию с поступлением в Пенсионный фонд Украины. Этот шаг взамен приведет к еще большей тенизации зарплат в Украине. Об этом в интервью "Апострофу" рассказал президент инвестиционной группы "Универ", экономист ТАРАС КОЗАК.

- Тарас, правительство планирует изменить правила начисления и уплаты ЕСВ. Речь идет о планах правительства увеличить налоговую нагрузку на высокие зарплаты и изменить правила начисления и уплаты единого социального взноса. Готов ли бизнес к такой инициативе?

- Я противник таких предложений и решений правительства. Помним, что одним из крупнейших достижений реформаторов в правительстве, которые были вместе с Арсением Яценюком в 2015 году (министр финансов Наталия Яресько) была детенизация зарплаты. То есть уменьшение единого социального взноса, который уплачивается со стороны работодателя. На тот момент эта ставка примерно была равна 41%, а ее уменьшили ее до 22%. Это была огромная победа, которая позволила бизнесу платить большую часть зарплат в "белую", а не в конвертах. Да, не было большой детенизации, которую хотелось бы иметь в связи с тем, что бизнес категорически не верит государству и государственным институтам. Теперь прошло фактически три года и мы видим, что все возвращается назад - пытаются увеличить базу этого единого социального взноса.

Почему нельзя этого делать обратно? Потому что шаги по повышению платежей ЕСВ в Пенсионный фонд заставят бизнес, который платил "белые" большие зарплаты, задуматься о том, что стоит снова скрыть эти доходы. Даже самые смелые бизнесмены, которые начали платить полностью огромные доходы в "белую", и полностью платить налог на доходы физических лиц (18% + 1,5% военный сбор) экономили хотя бы на ЕСВ, который уплачивался только с определенной суммы денег (примерно до 60 тысяч, а зарплата больше 60 тысяч не облагалась ЕСВ). Сегодня так выглядит, что будут полностью облагаться все зарплаты - и 500 тысяч, и 700 тысяч и даже миллион гривен. Такие вещи уменьшают мотивацию выходить из тени.

Вторая причина в том, что пенсии у нас очень ограничены. Ведь что такое единый социальный взнос? Нельзя путать его с налогом. В чем принципиальное различие между налогами и такого рода взносами? Когда вы платите налог, вы взамен лично ничего не получаете. Например, налог на доходы физических лиц, или налог на добавленную стоимость, или налог на прибыль. Оплатив этот налог, предприятие или физическое лицо лично ничего не получают. Мы получаем как общество: дороги, образование, оборону и тому подобное. И когда мы платим ЕСВ, эта сумма засчитывается нам на специальные счета - в качестве определенной условной суммы, которая потом позволяет нам, например, рассчитывать на большую пенсию.

Но пенсия на сегодня ограничена. Даже если вы платите ЕСВ 5 или 100 тысяч, пенсия у вас будет одинакова. И поэтому увеличение размера ЕСВ превратится просто в еще один налог, то есть увеличивается налогообложение. В конце концов, здесь Украина перераспределяет через бюджет, а также внебюджетные фонды очень большую долю ВВП, одну из крупнейших частей в экономиках, которые похожи на украинскую. Мы фактически превращаемся в социалистическое государство.

На сегодня государство забирает себе около 45% всего, что производится - это только посредством бюджетов и внебюджетных фондов. Если добавить сюда еще монополистов, которые есть в газовом секторе или каких-то муниципальных образованиях, то таким образом более 50% всего, что украинец зарабатывает, он должен отдавать в государство.

Государство в Украине чрезвычайно неэффективное: коррупция, невежество, местами просто тупость, правоохранительная система, управление государством, управление на местном уровне - все это очень и очень неэффективно. И давать все больше этой неэффективной системе, вместо того, чтобы оставлять в бизнесе или у граждан, чтобы они использовали их это более эффективно - это не актуально. Но почему такой вопрос возник сегодня? Это тоже вопрос к правительству, и лично к господину Андрею Реве (Министр социальной политики, - "Апостроф"), который говорил, что после проведения пенсионной реформы в 2017 году дотации бюджета в Пенсионный фонд будут уменьшаться. Что же мы видим на самом деле? 2017 - дефицит 139 млрд, 2018 - уже 140,3 млрд, а на 2019 - 167,5 млрд гривен. Это согласно проекту бюджета на 2019 год.

- Этого хватит?

- Не хватит. Особенно когда год выборов, и будет желание еще больше повысить социальные расходы. То есть пенсионную реформу мы еще с самого начала называли "квази-реформой", потому что она ничего не решает. Единственное, что она по каким-то формулам позволяет кому-то уменьшить, кому увеличить начисления, то есть немного повысилась справедливость. Но по средствам - легче никому не стало, бюджет снова продолжает платить доходы по налогам пенсионерам. Таким образом, они решили увеличить ЕСВ.

Вся эта политика неправильная. Есть конкретные шаги, которые предлагались нами - и в рамках реанимационного пакета реформ, и в рамках других организаций. К сожалению, правительство не хочет делать эти реформы, замыливает обещанное. В частности, накопительную пенсионную систему переводит постоянно из года в год, налог на добавленный капитал, о котором говорит бизнес сегодня, тоже по странным причинам откладывается, хотя это обещал и премьер, и президент, и министры. Зато находятся причины, почему мы не можем проводить реформы. В то же время мы увеличиваем давление на бизнес из-за повышения налогов, увеличения условий уплаты ЕСВ и тому подобное.

- Подавляющее большинство зарплат в Украине сегодня выплачивается в конвертах. Что касается высоких зарплат, то в каких секторах они есть и как это сказывается на бизнесе?

- Такие зарплаты есть, в частности, в дочерних компаниях и крупных иностранных компаниях в Украине, которые работают исключительно в "белую". Они платят налоги, ЕСВ, все платежи, которые должны уплачиваться по закону. Они ничего не скрывают, то есть совсем нет нелегальных платежей. Вполне допускаю, что при таких подходах руководители-украинцы таких компаний могут начать оптимизацию своих налоговых платежей из-за того, что какая-то часть этих работников, например, будет выведена из штата украинских компании и переведена в штат какой-то другой компании за рубежом для того, чтобы там платить низкие налоги - и Украина, в конце концов, получит меньше. То есть на каждую хитрость найдется хитрость в ответ, и таким образом мы можем получить меньшие доходы.

В целом я согласен с тем, что большая часть зарплат находится в тени. И этот шаг еще больше загоняет зарплаты в тень. Антишаг со стороны правительства - так называемые комиссии по проверке работы, оформление работников и т.д., - у нас это всегда сводится к одному: эти люди будут ходить и получать взятки. В конце концов, взятки будут включаться в себестоимость, и, таким образом, государство будет получать еще меньше налогов и ЕСВ. Этот подход уже себя не оправдал. В течение десятков лет в Украине пытались жестко контролировать и это привело к тому, что у нас правоохранители богатые, бизнес в тени, а бюджет без средств. Опять идти по этому пути? Ну давайте попробуем еще раз - еще раз получим, пока это правительство держится, поэтому еще раз попробуем такие глупые вещи делать.

- Следующим шагом правительство планирует дополнительно привлечь в Пенсионный фонд 10 миллиардов гривен. Спасут ли эти средства Пенсионный фонд?

- Вполне может так случиться, что после повышения давления мы в ЕСВ получим меньше доходов, а еще меньше мы получим доходов НДФЛ (налог на доходы физических лиц), которые тоже с этой зарплаты выплачиваются полностью. Если по ЕСВ на сегодня регрессивная шкала, то по НДФЛ регрессивной шкалы нет. Со всей суммы зарплаты платится подоходный налог в размере 18%, и еще 1,5% военный сбор. Если бизнес будет минимизировать зарплату, чтобы не платить больше ЕСВ, то будут меньше платить и налог на доходы физических лиц. То есть эта хитрость может выйти нам боком. Я не думаю, что это позволит увеличить доходы пенсионного фонда.

- Премьер-министр Украины Владимир Гройсман назвал главными приоритетами власти на 2019 год финансовую стабильность, рост экономики и продолжение реформ. В следующем году НБУ обещает рост ВВП на 2,5%. В апреле аналитики МВФ говорили о росте украинской экономики на уровне 3,3%, но сейчас пересмотрели прогноз и говорят уже о 2,7%. Какой рост наиболее вероятен?

- Я бы здесь не очень прислушивался к этим цифрам - это все в рамках погрешностей. МВФ снизил рост ВВП в следующем году, некоторые другие международные организации наоборот увеличили, в частности Всемирный банк повысил свой прогноз роста экономики в Украине. В целом это очень неблагодарное дело, потому что экономика Украины растет достаточно медленно. У нас очень низкая база - на сегодня средний ВВП на душу населения в Украине около 2,5 тысячи долларов. То есть средний украинец, от младенца до пенсионера, в среднем производит 2,5 тысячи долларов товаров, услуг и работ на весь год. Если сравнить это с европейскими странами, в частности, западными (Великобритания, Франция, Германия и Соединенные Штаты), то там этот показатель достигает цифры 50 тысяч долларов в год. В 20 раз больше. То есть средний немец или француз производит в 15-20-25 раз больше товаров, услуг, чем украинец. То есть там значительно выше эффективность труда. Производя больше товаров и услуг, конечно, большая экономика, большие платежи в бюджет, большие доходы, большие налоги, все остальное намного больше.

У нас очень малый показатель ВВП, и поэтому мы могли бы догнать хотя бы Восточную Европу, и иметь 25-30 тысяч долларов ВВП на душу населения. Мы можем вырасти легко в 10 раз. Для этого надо расти на 10-15% годовых - это возможно. Китай доказал, что страна может расти на 10% ВВП ежегодно в течение в течение десятков лет. Хотя до этого считалось, что это невозможно.

Что для этого нужно? Либерализация экономики, уменьшение влияния правоохранительных органов на бизнес, защита прав инвесторов, защита прав собственности, уменьшение коррупции. Это все известно. МВФ нам об этом рассказывает, часть политиков об этом говорят. Но, к сожалению, в этом направлении или ничего не делается, или делается очень мало, а часто делаются шаги в обратном направлении. Давления на бизнес среди этих рецептов нет, а правительство занимается тем, что пытается сильнее давить на бизнес. Это шаг назад.

Таким образом эти шаги правительства не позволяют бизнесу работать эффективно, не позволяют либерализировать экономику. И в МВФ говорят: нет, ребята, вы на такие проценты не подниметесь, с таким давлением на ЕСВ и другие вещи будет намного меньше. И при этой политике, этой Верховной Раде и этом правительстве я не верю, что действительно мы сможем выйти на 10% годовых, или хотя бы на 5%, как предлагал Гройсман раньше.

- Министр соцполитики Рева сказал о том, что необходимо декларировать поступления в Украину от наших работников. Как вы относитесь к такой инициативе?

- Это было сказано в разрезе субсидий. Украинцы, живущие за границей, но желающие получать субсидии на свое жилье по плате коммунальных услуг, должны уплачивать ЕСВ, даже если они работают за рубежом. Поэтому, конечно, это правильный подход - если гражданин хочет получить субсидию, то он должен что-то платить здесь в бюджет, а не просто получать доходы за рубежом, платить налоги там, а бюджет не имеет никакой поддержки от этого человека. С другой стороны, сам бюджет частично отапливает его избушку или квартиру. Это неправильно. То есть этот подход я считаю достаточно справедливым. Хочешь поддержки государства - сам поддерживай государство.

- Согласно правилам получения субсидии, работники все равно не смогут ее получать. Они не получают минимальную украинскую зарплату за рубежом.

- Да, должна быть минимальная зарплата, или же человек должен стоять на бирже труда, чтобы доказать, что он не находится границей.

- В таком случае, какой смысл такой инициативы?

- Возможно, будут меняться эти подходы, делать ее более справедливой. Если ты что-то платишь в страну, то тогда и будешь получать субсидию. С другой стороны уплата ЕСВ необходима для того, чтобы получать в будущем пенсию. Именно эта "квази-реформа" сделала несколько положительных шагов еще в 2017 году, когда перешли от так называемого пенсионного стажа к страховому.

В чем заключается страховой стаж? Вы можете выйти на пенсию в 60 лет, если у вас будет 35 лет страхового стажа. То есть каждый месяц за 35 лет будет выплачиваться ЕСВ на ваш индивидуальный пенсионный счет. Если ЕСВ не уплачивается какой-то месяц, то он не засчитывается в стаж. И граждане, работающие за рубежом, если хотят иметь пенсию, то должны платить ЕСВ, даже если они находятся за границей.

Но, украинцы понимают, что пенсий не будет, что солидарная система уже не обеспечивает минимальных потребностей для достойной жизни пенсионера. Со временем в связи с демографией эти пенсии станут еще меньше. Дефицит Пенсионного фонда растет, и поэтому эти призывы по тому, что давайте платить ЕСВ и вы, возможно, получите когда-то пенсию, вряд ли встретят какие-то минимальные отзывы наших работников, которые уже проголосовали за доверие к этому правительству просто путем выезда за границу.

Украинцам разрешили платить один социальный взнос вместо четырех с 1 января 2011 года, когда вступил в силу закон №2464-VI. С января 2020 года изменился размер минимальной зарплаты, а с ним и размер минимального и максимального ЕСВ.

  1. Единый социальный взнос: основные сведения
  2. ЕСВ: кто должен платить?
    1. Размеры минимального единого взноса для частных предпринимателей, грн.
    2. ЕСВ: от чего зависит размер единого социального взноса
    3. В какие сроки происходит уплата ЕСВ в 2020 году?
  3. Начисление единого социального взноса: что является расчетной базой
  4. ЕСВ: особенности для пенсионеров и инвалидов
  5. Онлайн оплата и калькулятор ЕСВ

Несмотря на то, что с момента введения в действие закона об ЕСВ прошло несколько лет, у плательщиков остаются вопросы касательно процедуры расчета, оплаты, администрирования ЕСВ.

В статье приводятся основные сведения о законодательной базе для ЕСВ, о формировании реестра плательщиков, об особенностях начисления взноса для пенсионеров и предпринимателей, указан порядок уплаты и начисления взноса, а также другая важная и полезная информация.

Единый социальный взнос: основные сведения

Понятие единого социального взноса появилось после того, как 8 июля 2010 года парламент принял закон 2464, чтобы оптимизировать систему социального страхования. Закон объединил все функции начисления, оплаты и распределения средств, поступающих на счета действующих в то время четырех фондов. В процессе разработки законопроекта правительство учитывало опыт европейских стран.

Это должно было облегчить работу бухгалтеров и консолидировать деятельность фондов при распределении взносов на социальное и пенсионное страхование. Ожидалось, что единый социальный взнос наполнит бюджет Пенсионного фонда и решить (частично или полностью) проблему пенсионного обеспечения украинских граждан.

Тем не менее, с момента принятия закона пришлось внести множество поправок, и документ до сих пор не идеален. К тому же, размер ставок для ЕСВ оказался довольно высоким и привел к избыточной нагрузке на фонд оплаты труда большинства предприятий.

С полным текстом закона можно ознакомиться, пройдя по ссылке http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2464-17

ЕСВ: кто должен платить?

Оплату ЕСВ осуществляют предприятия или организации, которые выступают в роли работодателей и являются участниками системы социального страхования.При этом работодателем считается не только предприятие, использующее труд наемных работников, но и предприниматель, который обеспечивает себя работой самостоятельно.

Детальный перечень плательщиков ЕСВ указан в 2 разделе 4 статьи закона 2464.

Не являются плательщиками ЕСВ пенсионеры или люди, которые получают пенсию по инвалидности, поскольку их доход состоит из пенсионных выплат, которые сформированы из средств социального/пенсионного страхования.

Впрочем, пенсионер становится плательщиком ЕСВ, если кроме пенсии он получает еще какие-либо доходы - работает, занимается предпринимательством или другой деятельностью, с которой взимается ЕСВ.

Сведения о плательщиках единого взноса заносят в реестр застрахованных лиц и\или в реестр страхователей. Снятие с учета и исключение из реестра может состояться только после того, как проверяющие подтвердят, что человек выплатил всю сумму, которую должен был.

Плательщики ЕСВ обязаны:

  • Производить расчет и оплату ЕСВ, своевременно и в полном объеме
  • Вести учет ЕСВ в определенном формате
  • Допускать представителей контролирующих органов для осуществления проверки правильности расчета и полноты уплаты ЕСВ
  • В определенные сроки подавать отчетность по ЕСВ
  • Предоставлять застрахованному информативные сведения об уплаченных взносах (по требованию и без дополнительной оплаты)
  • Подавать в составе отчета по ЕСВ сведения о принятых на работу лицах, у которых отсутствует свидетельство застрахованного лица

Закон 2464 содержит информацию о правах плательщиков ЕСВ, и гласит, что плательщики могут

  • Получать в налоговом органе и пенсионном фонде информацию относительно расчета и/или оплаты единого взноса
  • Обращаться в ПФ и орган доходов и сборов с заявлением о смене условий расчета взноса, если статус плательщика был изменен
  • Защищать свои интересы в установленной законодательством форме

Стоит отметить, что с тех пор, как Верховная Рада приняла закон, его неоднократно изменяли и дополняли. По этой причине бухгалтерам и руководителям предприятий следует сверяться с актуальным оригиналом документа, чтобы исключить в своей работе ошибки. Особенно это касается перечня видов доходов, которые не включены в базу единого соцвзноса.

Правительство также работает над тем, чтобы привести базу для расчета НДФЛ и ЕСВ к «общему знаменателю». Несомненно, это стало бы важным этапом оптимизации администрирования налогов и сборов.

Размеры минимального единого взноса для частных предпринимателей, грн.

В таблице представлена динамика изменения ЕСВ с 2011 года по настоящее время. Для наглядности приведены показатели минимальной заработной платы.

Важно! С 1 января 2018 года ФЛП 1 группы должны платить взнос на тех же основаниях, что и прочие группы, скидку до 50% отменили.

С 2017 года платить минимальный страховой платеж должны "спящие" предприниматели, которые не имеют доходов. Минимальный ЕСВ в 2020 году составляет 1039,06 грн, или 22% от минимальной зарплаты.

Период Ставка ЕСВ Минимальный ЕСВ Минимальная зарплата Максимальный ЕСВ
с 01.01.2011 по 31.03.2011 34,7% 326,53 941,00 4897,91
с 01.04.2011 по 30.09.2011 34,7% 333,12 960,00 4996,80
с 01.10.2011 по 30.11.2011 34,7% 341,80 985,00 5810,52
с 01.12.2011 по 31.12.2011 34,7% 348,39 1004,00 5922,60
с 01.01.2012 по 31.03.2012 34,7% 372,33 1073,00 6329,63
с 01.04.2012 по 30.06.2012 34,7% 379,62 1094,00 6453,51
с 01.07.2012 по 30.09.2012 34,7% 382,39 1102,00 6500,70
с 01.10.2012 по 30.11.2012 34,7% 387,95 1118,00 6595,08
с 01.12.2012 по 31.12.2012 34,7% 393,50 1134,00 6689,47
с 01.01.2013 по 30.11.2013 34,7% 398,01 1147,00 6766,15
с 01.12.2013 по 31.12.2013 34,7% 422,65 1218,00 7184,98
с 01.01.2014 по 31.12.2014 34,7% 422,65 1218,00 7184,98
с 01.01.2015 по 31.08.2015 34,7% 422,65 1218,00 7184,98
с 01.09.2015 по 31.12.2015 34,7% 478,17 1378,00 8128,82
с 01.01.2016 по 30.04.2016 22,0% 303,16 1378,00 7579,00
с 01.05.2016 по 30.11.2016 22,0% 319,00 1450,00 7975,00
с 01.12.2016 по 31.12.2016 22,0% 352,00 1600,00 8800,00
с 01.01.2017 по 30.04.2017 22,0% 704,00 (352 для ФЛП 1 гр.) 3200,00 8800,00
с 01.05.2017 по 30.11.2017 22,0% 704,00 (352 для ФЛП 1 гр.) 3200,00 9262,00
с 01.12.2017 по 31.12.2017 22,0% 704,00 (352 для ФЛП 1 гр.) 3200,00 9691,00
с 01.01.2018 по 31.12.2018 22,0% 819,06 3723,00 12285,90
с 01.01.2019 22,0% 918,06 4173,00 13770,90
с 01.01.2020 22,0% 1039,06 4723,00 15 585,90

ЕСВ: от чего зависит размер единого социального взноса

Ранее размер ЕСВ зависел от определенного класса профессионального риска в соответствии с отраслевой классификацией. Размер отчислений находился в границах от 36,3% до 49,7%. К примеру, предприятия бюджетной сферы должны были платить ЕСВ в размере 36,3%, что являлось на тот момент наиболее низким тарифом.

Сейчас действует ставка в 22% от зарплаты. Работодатели вычитают ЕСВ при каждой выплате заработной платы наемным работникам. Перечисляется взнос на специальный банковский счет в налоговой, а позже ГНС распределяет эти средства по отдельным фондам.

В январе 2020 года минимальный размер ЕСВ: 4723 грн х 22% = 1039,06 на каждого работника в месяц. Если по каким-либо причинам результат ЕСВ получается ниже этой суммы, работодателю придется доначислить до указанного минимума.

В какие сроки происходит уплата ЕСВ в 2020 году?

Правила начисления и уплаты единого взноса привязаны к дате, когда происходит начисление заработной платы: зарплата и ЕСВ начисляются в один день. Например, если работник увольняется или уходит в отпуск, то расчет единого взноса бухгалтер делает накануне выплаты отпускных или расчетных.

Оплата единого взноса должна пройти не позднее 20-го числа месяца, следующего за периодом начисления (если зарплата все еще не выплачена).

Таким образом, даже при невыплаченной заработной плате уплата ЕСВ должна быть произведена в срок. Если срок выплаты заработной платы приходится на выходной день, то следует побеспокоиться о том, чтобы сделать выплату днем ранее. Такое же правило действует и для ЕСВ: если срок выплаты взноса попадает на выходной, то перечисление всей суммы взноса можно сделать на следующий рабочий день.

Для всех ФЛП, независимо от системы налогообложения (упрощенная или общая) предельными сроками уплаты ЕСВ за 2020 год являются:

  • 1-й квартал – 19 апреля;
  • 2-й квартал – 19 июля
  • 3-й квартал – 21 октября
  • 4-й квартал – 20 января 2021 года

Уплата ЕСВ производится в национальной валюте путем перечисления денежных средств на расчетный счет органа социального страхования. Днем оплаты считается дата списания средств со счета плательщика ЕСВ. При несвоевременной оплате единого взноса плательщик будет оштрафован, а на сумму задолженности будут начислены проценты.

ЕСВ можно оплачивать как помесячно, что и делает основная масса ФЛП, так и авансово, т.е. сразу всю сумму за год.


Начисление единого социального взноса: что является расчетной базой

При расчете единого соцвзноса рассматривается в качестве расчетной базы вся начисленная зарплата, включая какие-либо компенсации, оплату за работу в выходные или в ночные часы, другое. Следует также принимать во внимание и выплаты в натуральной форме.

Перечень начислений, которые входят в расчетную базу ЕСВ:

  • Основная зарплата
  • Дополнительная зарплата (работа в праздничные. сверхурочные, надбавки и т.п.)
  • Начисления по листу нетрудоспособности
  • Пособия по беременности и родам
  • Другие виды помощи, надбавок и компенсация
  • Начисления по договорам гражданско-правового характера

Документами, регулирующими порядок начисления ЕСВ, являются

  1. Закон Украины «Об оплате труда»
  2. Инструкция 35
  3. Перечень №1170

В этих документах подробно описываются виды начислений при расчете ЕСВ.

Данные о составе начислений застрахованного лица содержатся в ежемесячном отчете, который подается работодателем до 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Если последний день сдачи отчета приходится на выходной, то отчет можно предоставить на следующий день.

ЕСВ: особенности для пенсионеров и инвалидов

Поскольку пенсионные выплаты являются частью пенсионного социального страхования, они не включаются в базу единого социального взноса.

Исключение составляют доходы, которые пенсионер получил от другой деятельности. Например, он устроился на работу, выполнил заказ по гражданско-правовому договору ГПД, другое. В этом случае ЕСВ применяется к части дохода, кроме пенсии, по действующему на момент начисления проценту.

Иной подход в расчете ЕСВ, если пенсионер одновременно является еще и предпринимателем. В этом случае пенсионеры, находящиеся на заслуженном отдыхе по достижению определенного возраста, и инвалиды, получающие пенсию, освобождаются от уплаты взноса.

А вот пенсионеры, которые воспользовались льготой и вышли на пенсию по выслуге лет, не могут рассчитывать на такое преимущество. Эти пенсионеры не освобождаются от уплаты единого взноса. Впрочем, по достижении ими пенсионного возраста и после отказа от получения пенсии по выслуге лет, такие пенсионеры освобождаются от уплаты ЕСВ при осуществлении предпринимательской деятельности.

Такое же правило действует и для предпринимателей, которые оформили пенсию по возрасту: с первого же дня они имеют право не платить ЕСВ. Если возникла переплата по каким-либо причинам, то после написания заявления и обращения с ним в орган Пенсионного фонда пенсионеру-предпринимателю будет возвращена сумма переплаты.

Онлайн оплата и калькулятор ЕСВ

Чаще всего, предприятия производят расчет суммы единого социального взноса с помощью бухгалтерских программ. Их обновления соответствуют изменениям в законодательстве и существенно облегчают работу бухгалтера. Если такая программа не установлена, но существует необходимость произвести расчет ЕСВ, предприниматель может воспользоваться онлайн калькулятором. Это довольно простой и доступный способ узнать сумму своих предстоящих платежей и запланировать бюджет.

В сети Интернет существуют инструменты онлайн расчетов налогов, в том числе и ЕСВ. Чтобы воспользоваться услугой, достаточно внести информацию о сумме начислений, которые включены в базу ЕСВ. Кроме расчета суммы налога предприниматель может произвести оплату в режиме онлайн, сдать отчетность в электронном виде. И все это без затрат на приобретение и установку программного обеспечения и компьютерной техники.

Зарегистрировавшись на сайте, предприниматель может в режиме онлайн произвести оплату ЕСВ и ЕН, получить консультационную поддержку, ознакомиться со сроками платежей, сформировать первичные документы.

С 2010 года, законодательство Украины обязало после регистрации СПД предпринимателей на едином налоге уплачивать доплату в Пенсионный фонд.

В 2020 году (как и в прошлом) аналогичное требование применяется к СПД на общей системе налогообложения и самозанятым лицам.

Стоит отметить, что с принятием Закона О едином социальном взносе, который унифицировал взносы в Пенсионный фонд (ЕСВ) в Украине существенно поменялись правила уплаты социальных платежей.

Размер оплаты в Пенсионный фонд составляет сумму минимального страхового взноса, необходимого до достижения минимального страхового платежа.

Разделение труда - вот главное отличие наших комплексных пакетов. Хотите экономить - пакет БИЗНЕС - ведите базу самостоятельно, мы будет выполнять лишь функции контроля. В пакете ПРЕМИУМ мы будем вести вашу базу самостоятельно.

Пакет ПРОСТОЙ - платите по-операционно. Плата за бухуслуги зависит от активности вашей хоздеятельности в отчетном месяце.

3DБухгалтерия, кандидат экономических наук

Так сколько же должны платить в местные налоговые инспекции СПД на едином налоге и предприниматели единоналожники?

В настоящий момент взносы претерпели незначительные изменения, согласно Закону про пенсионное обеспечение, Закону о едином соцвзносе, СПД как на едином налоге, так и на общей системе налогообложения обязаны доплачивать в Пенсионный фонд ежемесячно сумму для достижения минимального страхового платежа, который составляет 22% от размера минимальной заработной платы (устанавливается государством). возможно, вы запутались. Прежде всего, вам надо понять, что для расчета доплаты используются такие величины:

  1. Минимальная зарплата - устанавливается государством.
  2. Минимальный страховой платеж - используется для расчета пенсии (пенсионного возраста), составляет 22% от минимальной зарплаты.

Доплата в ПФ для физлиц-единщиков

Минимальный обязательный платеж

Сумма месячного минстрахового платежа в 2020 году для всех групп единого налога составляет:

1039,06 гривен (за период 01.01-31.08)

1100 грн. (с 1.09 по 31.12)

- за период 1.1.20 - 31.8.20: 4723 грн. (размер минимальной зарплаты в Украине в 2020 году) х 22% (ставка ЕСВ) = 1039,06 грн.

- за период с 1.9. по 31.12.2020 года - 5000 грн. (размер минзарплаты) х 22% ЕСВ = 1100 грн.

К вопросу о том, платит ли доплату ЕСВ ФОП-единщик первой группы, то поскольку с 2018 года для 1-ой группы единого налога льготы по уплате ЕСВ отменены - соответственно, размер доплаты составит теже 1039,06 грн.

Отметим, что сумма минимального страхового платежа в 2019 году составляла 918,06 грн.

Как видно, за счет повышения размера минимальной зарплаты на текущий бюджетный год взнос увеличился. Это изменение закономерно, поскольку размер минимальной зарплаты растет из года в год. На сегодняшний день ее размер составил 5000 гривен.

При этом стоит обратить отдельное внимание, что СПД предприниматель обязан самостоятельно расчитать эту сумму, т.е. обязательно следить за изменениями минимального размера зарплаты (в 2020 году запланировано изменений размера зарплаты два раза), и самостоятельно ежеквартально оплачивать ее на соответствующие счета.

ЕСВ в Пенсионный фонд имеет предельный (максимальный) размер - 15-кратный размер минзарплаты, и составляет на 2020 год:

15585,9 грн. (4723 х 15 х 22%) - для выплат в промежутке с 1.1. по 31.8.2020 года

16500 грн. - для выплат с 1 сентября.

Как и ранее, предприниматели-«единщики» вправе платить взносы ежеквартально (а не ежемесячно), до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Доплата ЕСВ СПД на общей системе налогообложения

В 2020 году СПД на общей системе обязаны (ранее - имели право) платить ЕСВ независимо от наличия доходов. Если ранее, необходимость уплаты ЕСВ была привязана к наличию прибыли, то с 2017 года обязательство распространяется и при отсутствии доходов.

Напомним, что ранее такие СПД платили сумму единого соцвзноса от всей суммы полученного дохода по итогам года (эта норма сохранилась) - СПД на общей системе налогообложения должны заплатить ЕСВ в размере 22% от дохода. При этом максимальная сумма ЕСВ ограничена размером максимального страхового платежа.

В случае отсутствия доходов - СПД обязан заплатить ЕСВ в размере не менее минимального страхового платежа.

Сумма месячного минстрахового платежа в 2020 году составляет:

4723 грн. (размер минимальной зарплаты в Украине в 2020 году) х 22% = 1039,06 грн. за период 1.1. - 31.08.2020 года

1100 грн. за период 1.09. - 31.12.2020 года.

При этом, СПД имеют право заплатить и большую сумму ЕСВ, но не более максимального страхового взноса - для 2020 года это 15585,9 грн. (с 1.09. - 16500 грн).

Стоит отметить, что обязательная уплата ЕСВ для СПД без наличия доходов внедрена с 1 января 2017 года, следовательно обязательств уплаты доплаты в ПФ за прошлые года нет.

Сроки уплаты доплаты ЕСВ

Плательщики, находящиеся на общей системе налогообложения, должны внести взнос, начисленный за прошедший календарный год, до 10 февраля следующего года.

Лица, занимающиеся независимой профессиональной деятельностью, уплачивают взнос за 2019 год до 1 мая 2020 года. Бухгалтерские услуги для предпринимателей помогут вам не получить штраф за просрочку уплаты налогов.

В 2020 году (как и ранее) оплата ЕСВ делается одним платежным поручением, по аналогии с подоходным налогом. Ранее в органах ПФУ было открыто 88 счетов для уплаты ЕСВ в зависимости от классов риска производства и категорий плательщиков. В некоторых случаях предпринимателям приходилось создавать до семи платежных документов. Теперь установлены новые пропорции разделения взноса по видам общеобязательного государственного соцстрахования, что позволит уменьшить число платежных документов у налогоплательщика. В органах казначейской службы открыты новые счета для зачисления единого взноса.

Без проблем. Подавайте заявку сегодня до 18-00 и получите деньги на карту в течение 1 часа

Самый быстрый способ получить деньги на карту, для новых клиентов тариф от 0.1% в сутки

Заполнение анкеты всего 5 минут. После этого мы сразу сообщим результаты заявки


Налог на зарплату – обязательный ежемесячный платеж каждого трудоустроенного гражданина, который перечисляется в государственную казну и в дальнейшем применяется для социальных выплат и других государственных нужд. Вычет налогов создал разницу в размере между “чистой”, получаемой на руки, и “грязной”, положенной к зачислению, зарплат. При устройстве на работу важно знать, какие именно сборы и в каком размере удерживаются, для того, чтобы правильно оценить заработок и не разочароваться после получения “чистой” заработной платы.

Кто платит налог на зарплату?

Налог на зарплату должен выплачиваться с каждого месячного дохода украинских граждан вне зависимости от рода деятельности. При официальном трудоустройстве данная сумма удерживается работодателем с заработной платы и перечисляется в государственную казну. Налогом облагается все доходы включая:

ежемесячный оклад и другие поощрительные начисления за проделанную работу;

доходы предприятия ФОП;

доходы, полученные дополнительным заработком;

командировочные и другие начисления поверх зарплаты.

Единственный доход, который не облагается налогом — стоимость оздоровительных путевок, выданных работодателем, при этом благотворительная помощь и покрытие расходов на оздоровление, полученных от работодателя также облагается налогом.

Все зарплатные сборы делятся на два типа:

удержанные с зарплаты работника;

уплаченные работодателем с собственного кармана.

Всего с зароботной платы отчисляется три вида сборов:

Подоходный вычет — общегосударственный налоговый сбор, установленный государством в размере 18-20% от суммы дохода.

Единый социальный взнос (ЕСВ) — обязательный платеж в Пенсионный фонд и страховой фонд. Сумма измеряется в процентах и зависит от категории работника и риска его деятельности. Процентные отчисления взимаются в размере от 22 до 41% в зависимости от риска работы на предприятии и выплачиваются с денег работодателя.

Военный налог — удержание с зароботной платы для помощи государству в военное время в размере 1,5%.

Налог на минимальную зарплату также снимается, поскольку данная величина является стандартом, но не является необлагаемой величиной.

Как рассчитать налог на зарплату?


Для начала следует отметить, что с 2016 года Единый налог оплачивается из средств работодателя. Для наемных сотрудников применяется фиксированная ставка в размере 22% от заработной платы. В связи с этим, с зароботной платы работника удерживается подоходный налог , зафиксированный для зарплаты в размере 18% и военный сбор, который введен на время проведения боевых действий и составляет 1,5% от дохода граждан.

Для того, чтобы рассчитать какая сумма будет удержана с заработной платы и сколько в действительности будет получено на руки следует:

Определить сумму "грязной" заработной платы.

Рассчитать от этой суммы 18% для подоходного сбора.

Рассчитать от суммы 1,5 % для военного сбора.

Отнять от начальной суммы заработной платы суммы сборов.

Пример расчета для сотрудника, получающего 8600 грн. в месяц и не имеющего льгот при налогообложении.

Размер подоходного налога составит 18% от 8600 — 1548 грн.

Размер военного сбора составит 1,5% от 8600 — 129 грн;

Чистая месячная заработная плата, с которой уплачены все взносы составит 8600-1548-129= 6923 грн.

Фактически, формула расчета зарплаты за неимением особых льготных условий сводиться к вычету из этой суммы 19,5% в пользу государства.

Следует отметить, что для того, чтобы гарантировать работнику оплату труда по примеру в 8600 грн. в бюджет компании должна быть заложена сумма, содержащая отчисления в ЕСВ. Для большинства заработных плат ставка ЕСВ составляет 22%, т.е в указанном примере работодатель оплачивает труд работника в размере 10492 грн, а общий налог на официальную зарплату составляет 41,5%.

Сборы рассчитываются на каждое начисление заработной платы , соответственно, если выплаты происходят в начале и конце месяца, следует считать количество фактических дней и зарплату по ним, выводить зарплату за период и отсчитывать доход от нее.

Для удобного расчета в Интернете можно найти онлайн калькулятор , который рассчитает чистую заработную плату по заданным в него параметрам.

Льготный налог на зарплату


Некоторые категории граждан могут оформить налоговую социальную льготу, которая поможет снизить удержания из заработной платы. Величина льготы зависит от установленного государством прожиточного минимума и составляет его половину. В зависимости от обстоятельств сотрудника, ему полагаются следующие льготы при налогообложении:

100% НСЛ для всех граждан, чей доход не превышает прожиточного минимума для трудоспособных граждан;

150% НСЛ предоставляется матерям одиночкам, УБД, инвалидам первой и второй группы, чернобыльцам, студентам и аспирантам;

200% НСЛ предоставляется Героям Украины, бывшим узникам концлагерей, УБД Второй мировой, лицам пережившим блокаду Ленинграда или насильно вывезенным с территории СССР во время ВОВ.

100% НСЛ — стандартный размер льготы, а налоги на зарплату инвалидов , участников боевых действий и других особых категорий граждан могут быть снижены на более существенный размер при наличии документов подтверждающих особый статус.

Применение социальной льготы уменьшает заработную плату сотрудника, применяемую для расчета налогообложения. То есть, от суммы заработной платы изначально отнимается сумма НСЛ и только к полученной с вычетом суммы применяется отчисления налогов.

Например, за сотрудником закреплено право получать 100% НСЛ и оплата его труда составляет 2400 грн. НСЛ составляет половину от прожиточного минимума, что на текущий момент составляет 881 грн. Для подсчета налога с учетом льготы следует отнять данную величину и вычесть налоги. Налогооблагаемая заработная плата в таком случае будет составлять 1519 грн. От данной суммы требуется рассчитать 18% НДФЛ и 1,5% военного сбора. НДФЛ составит 273,42, ВС —22,78 грн. Итого с зарплаты сотрудника будет удержано 296,2 грн и чистыми он получит 2103,8 грн. Без льготы вычет бы составил 468 грн, а итоговая оплата труда 1932 грн.

Условия применения социальной льготы:

НСЛ применяется исключительно к заработной плате и не учитывается для остальных доходов, то есть для совместителей нескольких зарплат сбор будет снижен только по одной;

НСЛ учитывается только с момента предъявления документов для ее получения;

НСЛ не применяется, если кроме основной заработной платы работник получает дополнительный доход (стипендии, и т. д.);

НСЛ распространяется только на текущее место работы;

НСЛ может быть вычтен только из заработных плат, размер которых с учетом удержаний не больше, чем социальный минимум, установленный государством для трудоспособных граждан. Исключение составляют только семьи с детьми.

Для родителей, имеющих двое и более детей возрастом до 18 лет, применяется особая система вычета минимального размера заработной платы, к которому может быть применена льгота. Так, на получение льготы могут рассчитывать родители, чья зарплата:

меньше двойного минимума, установленного для трудоспособных граждан, если у них двое детей;

меньше тройного минимума, если детей трое;

Льготный налог предоставляется для каждого ребенка, то есть, если детей двое, то из заработной платы будет отниматься два НСЛ, если трое, то общий вычет будет составлять три НСЛ. Получить льготу могут оба родителя, если их зарплата не превышает установленного лимита, исчисляемого в прожиточных минимумах.

Льготный налог на зарплату для многодетных применяется вплоть до достижения совершеннолетия детьми.

Как уменьшить налоги на зарплату?

Для того, чтобы получить льготу при налогообложении заработной платы, следует предоставить в бухгалтерию по месту работы:

заявление с просьбой предоставить льготу;

документы подтверждающие права на особый размер социальной льготы (свидетельства о рождении детей, удостоверение чернобыльца или участника боевых действий, справку медико-социальной комиссии о присвоении инвалидности и т. п.).

Применение НСЛ начинается со дня подачи заявления, а все случаи списания или не списания льгот работодатель обязан отражать в бухгалтерской отчетности. В случае смены места работы, для получения льготы потребуется оформить ее повторно.

Если у вас случилась такая ситуация, что зарплата внезапно закончилась, а до следующей еще далеко, вы всегда можете получить кредит на карту круглосуточно, не выходя из дома. Займы выдаются на сумму до 5000 гривен, деньги поступят на карту в течение 15 минут. Этот вариант может отлично выручить в сложной ситуации, а вернуть кредит можно будет уже в день получения зарплаты. Заявку на самый выгодный кредит в Украине вы можете оформить на сайте подбора кредитной организации Мир Кредитов.

Налоги на зарплату в странах Европы и мира

от 0 до 44,9%, в зависимости от суммы дохода, чем она выше, тем больше будут сборы

Читайте также: