Начислялись ли страховые взносы в пенсионный фонд в 1982 году

Те люди, которые трудились в советское время, сейчас уже пенсионеры, но они интересуются, как будут подсчитываться пенсионные баллы за советский стаж. Исчислять время трудовой деятельности по новым законам начали с 2015 года. До 2036 года введенные пенсионные баллы будут всецело заменять стаж. И с учетом индексации заработанный стаж будет переведен в баллы. Особенное внимание было обращено на период с 1991 г. по 2001 г.

Четыре периода стажа для пенсии

Трудовой стаж делится на четыре временных отрезка:

  • тот, что был заработан до 1991 г.;
  • тот, что заработан в период с 1991 по 2001 гг.;
  • тот, который заработан с 2015 г. по нынешнее время.

Вычислить стаж периода советского и постсоветского трудно. Учет велся только документально: в трудовых книгах, а также нормативных актах организаций. Сложный процесс придется пройти, если будет утеряна трудовая книжка. Придется ее восстанавливать, поднимать архивные данные.

Начиная с 2002 г. подсчитать баллы стало проще, так как страховые взносы перечисляются в Пенсионный Фонд.

Как исчисляется пенсия за советский стаж

Многих пенсионеров страны интересует вопрос, как начисляются пенсионные баллы за советский стаж.

Сегодня пенсия начисляется всем по единому шаблону. Состоит он из двух частей:

  • фиксированная, которая одинакова для всех;
  • страховая – зависит от начисленных баллов, заработанного стажа.

В период перевода пенсионеров на эту систему один год работы в советское время оценивается в один процент от суммы пенсии, которая была заработана после. А вот за период с 1991 по 2001 года независимо от того, сколько они заработали, начисляется десять процентов к выплате.

Каждый год официальной трудовой деятельности увеличивает пенсию на один процент. При этом исчисление происходит по определенной форме – вычисляется коэффициент. Он для мужчин и женщин является разным:

  • для женщины, которая проработала до 20 лет – 0,55, больше 20 лет – добавляется по 0,1 за каждый год;
  • для мужчин, проработавших меньше 25 лет, – 0,55, больше – за каждый год 0,1.

Максимально возможный размер коэффициента – 0,75. Его нужно умножить на среднюю зарплату. Ее тоже не трудно найти – нужно поделить размер зарплаты пенсионера на уровень средней зарплаты по стране. Максимальное значение – 1,2.

Как можно посчитать пенсионные баллы за советский стаж

Для того чтобы понять, как считают пенсионные баллы за советский стаж, нужно применить формулу. В нее входят суммарный период трудовой деятельности и зарплата за пять последних лет. Сумму, которая получилась, умножаем на десять процентов. Тем пенсионерам, которые работали в советский период, добавляем по одному проценту за каждый год.

За время с 2002 по 2019 гг. суммируем денежные взносы. Результат умножаем на коэффициент индексации. Получившуюся сумму разделяем на 228 и на величину стоимости балла. Расчет пенсионер может произвести самостоятельно.

Можно зайти на сайт ПФ, внести все данные, и программа всё подсчитает сама. Для этого употребите формулу:

  • СК – коэффициент. Его предельное значение составляет 0,75;
  • ЗР – среднемесячная зарплата гражданина за 5 трудовых лет;
  • ЗП – среднемесячная зарплата по стране.

Иногда производятся дополнительные начисления:

  • служба в армии – 1,8;
  • уход за ребенком-инвалидом – 1,8;
  • декретный отпуск по уходу за ребенком – 1,8;
  • за вторым ребенком – 3,6;
  • за третьим, четвертым и последующими – 5,4;
  • уход за пенсионерами – 1,8;
  • уход за инвалидами –1,8.

Валоризация

Расчет пенсионных баллов за советский стаж начал вводиться с 2010 г. В него входят следующие суммы:

  • 10 процентов из стажа, который был получен до 2002 г., начисляются автоматически пенсионеру к его пенсии;
  • по одному проценту за каждый год работы в период с 1991 года.

Оформление пенсии с учетом советского стажа

По закону пенсию разделяют на виды: по страхованию, государственное обеспечение, негосударственное обеспечение.

На пенсию по страхованию имеют право люди, которые имеют минимальный стаж труда, а также индивидуальный коэффициент.

Оформить государственную выплату могут следующие граждане: госслужащие, военные, участники войны и прочие. Разделяют данное пособие по категориям: нетрудоспособность, в том числе и инвалидность, выслуга лет, старость, утеря кормильца. Также к государственным можно отнести социальные выплаты.

Куда обратиться

Для оформления денежных выплат нужен определенный период времени, не всегда это происходит быстро. Часто людям нужно подавать дополнительную информацию, документы либо подтверждать место работы, и поэтому они обращаются в Пенсионный Фонд заранее.

По закону это должно осуществляться не ранее, чем за один месяц до достижения пенсионного возраста. Пенсионер может воспользоваться услугами представителя, оформив доверенность. Если человек достиг пенсионного возраста, он может оформить пенсию в любое время.

Какие документы нужны

При обращении в Пенсионный Фонд нужно иметь при себе следующие документы:

  • заявление от пенсионера;
  • документы, подтверждающие личность;
  • трудовую книжку;
  • страховой полис;
  • военный билет, если имеется;
  • если какой-то период работы не учтен в трудовой книжке, нужно сделать выписку.

Но этот список не является исчерпывающим, может потребоваться дополнительная информация.

Сроки

Пенсионным Фондом заявление о пенсии рассматривается в течение десяти дней при условии, что собраны все документы. Если нет какой-то информации, пенсионеру предоставляется время до трех месяцев для устранения данной проблемы. Но пенсия начисляется со дня обращения в Пенсионный Фонд.

Трудовая пенсия формируется за счет взносов работодателей. В соответствие с действующим законом каждый работодатель обязан производить отчисления в сумме 22% от выплачиваемой зарплаты в пенсионный фонд. При этом эти отчисления производятся не из той зарплаты, которую Вы получаете на руки, хотя, конечно же, и являются косвенной частью Вашего дохода. Вас доход мог быть бы лучше при условии, что работодатель не производит данные выплаты.

С какого года начались отчисления в пенсионный фонд из зарплаты

19. В соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» индивидуальная трудовая деятельность включается в общий трудовой стаж, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение граждан. В связи с этим лица, занимающиеся указанной деятельностью, обязаны уплачивать взносы в Пенсионный фонд РСФСР.

Временная инструкция о порядке уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР (утратило силу на основании постановления Правления Пенсионного фонда РФ от 11 ноября 1994 года N 258)

Уважаемая редакция! С большим вниманием знакомилась со всеми уроками, которые на страницах «Восточки» давала ее читателям начальник отдела по организации начисления пенсий Иркутского регионального отделения Пенсионного фонда России Ирина Сергеевна Близнец. Польза от них несомненна. Но все-таки кое-какие вопросы остались. Меня, например, интересует вот какой. Согласно постановлению еще дореформенного, советского, правительства от 19 декабря 1990 года, с 1 января 1991 года с зарплаты рабочих и служащих уплачивался страховой взнос в размере одного процента; и деньги, воплощенные в этом одном проценте, должны были возвращаться к нам при выходе на пенсию в виде добавки к самой пенсии. Говорилось даже о том, что уплата такого одного процента должна фиксироваться в трудовых книжках. Страховые взносы в размере одного процента действительно удерживались ежемесячно до тех пор, пока правительство не приняло новые законодательные акты. А вот никаких отметок об уплате одного процента в пользу наших будущих пенсий в трудовых книжках нет. Инспектор отдела кадров в нашей организации ничего о таких отметках или даже соответствующих вкладышах в трудовые книжки не знает. По возрасту я и многие мои товарищи по работе «подпадаем» под новое законодательство о пенсиях. Но ведь накопления прежние тоже как-то должны нам возвращаться. Почему они сейчас пропадают и нигде не учитываются?

Куда делись старые страховые взносы

Советская пенсионная система, окончательно сформировавшаяся в 1950–1960-х годах, включала две основные компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников [15]. Предоставлялись пенсии по старости (возрасту), инвалидности и потере кормильца. Некоторые категории занятых имели право на получение пенсии за выслугу лет, которые регулировались отдельными законами. Существовали также республиканские и союзные персональные пенсии, назначавшиеся за особые заслуги.

В ссср с заработной платы удерживали с работников 1% в пенсионный фонд

Хотя плательщиками являются сами физические лица, однако удержания соответствующих сумм обязаны производить работодатели (предприятия) при выплате доходов гражданам (физическим лицам), работающим по трудовым договорам, а также по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, и по авторским договорам.

Отчисление удержаний на пенсионное обеспечение

Про 20 рублей на селе. Каждое село что-то производило, председатель колхоза не забывал по себестоимости, а то и бесплатно передавать пенсионерам кому дровишки, кому птицу, мясо, молоко и так далее. Плюс вспахать, засеять, помочь собрать.
Комбикорм скинуть, кору к стаду на выпас бесплатно добавить.
Это очень нехилое подспорье было.
Скрытые льготы.

Пенсии в СССР

Пенсионная реформа начала развиваться в конце 60-х годов прошлого века. За период становления пенсионной политики было введено более 80 законопроектов по выплатам пенсии. Чтобы понимать суть сегодняшней пенсионной реформы, каждый гражданин должен знать, с чего все начиналось, поэтому сегодня речь пойдет о самых важных исторических моментах реформы пенсионеров СССР.

Как формировалась пенсия в Советском Союзе

Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик отмечает, что в соответствии с решениями XXI съезда КПСС и на основе успешного выполнения народно-хозяйственных планов в СССР осуществляется широкая программа повышения жизненного уровня советского народа. В 1960 году будет завершен перевод рабочих и служащих всех отраслей народного хозяйства на семичасовой рабочий день, а рабочих ведущих профессий, занятых на подземных работах, — на шестичасовой рабочий день; планомерно проводятся мероприятия по повышению и упорядочению заработной платы рабочих и служащих; значительно увеличивается производство товаров народного потребления и улучшается культурно-бытовое обслуживание трудящихся; все шире развертывается жилищное строительство.

Закон СССР от 7 мая 1960 г

Удержания в размере 1% в Пенсионный фонд не производятся с вознаграждений, выплачиваемых по договорам с индивидуальными предпринимателями (ли­цами, занимающимися частной практикой), осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, о чем последними должны быть представле­ны документы о государственной регистрации в качестве самостоятельного нало­гоплательщика.

Обязательные удержания

средств союзного бюджета, предназначенных на выплату пенсий в соответствии с Законом СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих», на повышение пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы, на выплату пенсий в других случаях, установленных законодательством СССР, а также пособий, установленных законодательством СССР;

Постановление Совмина СССР, ВЦСПС от N 818

1. Все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона № 340-1, на которые начислялись страховые пенсионные взносы (работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию).
Вопрос включения в состав заработка отдельных сумм решается с учетом перечней выплат, на которые в соответствии с действовавшим в конкретный период работы гражданина законодательством не начислялись страховые взносы в ПФР[1].
Для того, чтобы понять какие суммы (и в каком объеме) подлежали обложению страховыми пенсионными взносами, а на какие выплаты взносы не начислялись, можно воспользоваться следующими документами:
1) Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ (России), утв. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1. Он действовал вплоть до введения в действие второй части Налогового кодекса РФ 1 января 2001 года.
ü Суммы, выплачиваемые по основным и дополнительным отпускам, указываются в том месяце, на который приходятся соответствующие периоды основных и дополнительных отпусков[2].

В ссср с заработной платы удерживали с работников 1% в пенсионный фонд

В сущности, единственным удержанием непосредственно из заработной платы является подоходный налог (НДФЛ) в размере 13%. Так, при официальном окладе в 100 000 р., указанном в договоре, на руки сотруднику будут выданы 87 000 р. Остальные отчисления удерживаются уже из средств работодателя (ФЗ № 167 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. ). После того как в 2010 году единый социальный налог (ЕСН), уплачиваемый работодателем в Налоговую инспекцию, был упразднен, взносы поступают непосредственно в фонды пенсионного, медицинского и социального страхования.

Процент отчислений, которые делает работодатель в Пенсионный Фонд с зарплаты работника

Статистика показывает, что ряд организаций стремится уменьшить официальный размер заработной платы, чтобы не осуществлять отчисления в различные фонды. Подобные компании могут сулить работнику существенное увеличение фактической выплаты. Однако эксперты советуют не сотрудничать с такими организациями.

Отчисления с заработной платы сотрудников

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 1991 г. N 556-1
О ВРЕМЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ О ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ РСФСР
И ПОРЯДКЕ УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ПРЕДПРИЯТИЯМИ,
ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ГРАЖДАНАМИ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РСФСР
Верховный Совет РСФСР постановляет:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 1991 года Временное положение о Пенсионном фонде РСФСР и Порядок уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР.
2. Рассмотреть указанные в пункте 1 настоящего Постановления акты вместе с отчетом Пенсионного фонда РСФСР по итогам его деятельности за 1991 год.
Первый заместитель Председателя
Верховного Совета РСФСР
Р.И.ХАСБУЛАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС РСФСР от n 556-1 О ВРЕМЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ О ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ РСФСР И ПОРЯДКЕ УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ГРАЖДАНАМИ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РСФСР

Это все вместе (СП + ФВ). Даже обидно за нее. Если в Америке получение высшего образования — гарантия безбедного (достойного) существования в дальнейшем, то в России (как сказал один юморист) для того, чтобы мало зарабатывать и иметь маленькую пенсию — нужно много учиться.

Российская газета, 20.08.2004

В извещении о состоянии индивидуального лицевого счета имеется три таблицы. Поясните, пожалуйста, что означает каждая из них, зачем они нужны?

Напомню, что по новому пенсионному законодательству трудовая пенсия состоит из трех частей: базовой (ее обеспечивает государство вне зависимости от трудового вклада человека и финансирует из федерального бюджета), страховой (она зависит от зарплаты и уплаченных с нее страховых взносов в Пенсионный фонд в течение всей трудовой биографии) и, наконец, накопительной. Как раз этими накопительными средствами в отличие от страховой части будущий пенсионер может распорядиться самостоятельно - и прирастить их, передав в доверительное управление частной структуре либо направив в один из НПФ, либо, если нет желания рисковать, оставить в распоряжении государства.

На индивидуальном лицевом счете каждого будущего пенсионера (каждого застрахованного лица) отражаются начисленные и поступившие в Пенсионный фонд страховые взносы на накопительную (первая таблица) и страховую (вторая таблица) часть будущей пенсии. Что касается третьей, нижней таблицы, в ней гражданину дается расшифровка, как распределены поступившие взносы по страхователям (местам работы). Пока - только за 2002 год.

Замечу, что на накопление направляется в среднем пока только 2 процента от фонда оплаты труда работника, а на страховую часть - 12 процентов. Сведения о персонификации средств за 2003 год каждый застрахованный получит в будущем году. Это очень важная таблица: по ней можно определить, какой из ваших работодателей не платил (или не доплатил) пенсионных страховых отчислений с вашей зарплаты.

Сведения о страховых взносах на финансирование накопительной части трудовой пенсии (специальная часть ИЛС)

Сведения о страховых взносах на финансирование страховой части трудовой пенсии (общая часть ИЛС)

*) В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2004 № 141 страховые взносы, поступившие в ПФР в 2002 году, подлежат увеличению на коэффициент индексации в размере 1,177

Сведения о страховых взносах, на финансирование трудовой пенсии, поступивших в ПФР в 2002 году и отраженных на ИЛС

Наименование организации (место работы)

Накопительная часть (руб.)

Страховая часть (руб.)

Как проверить правильность сумм отчислений, приведенных в таблицах? Что делать, если данные, полученные у работодателя, не совпадают с данными Пенсионного фонда? Как провести сверку данных и добиться исправления данных, указанных на лицевом счете?

Если вам кажется, что с суммами отчислений что-то не так, первое, что нужно сделать, - это обратиться к работодателю, чтобы уточнить, правильно ли были начислены вам страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Тарифы устанавливаются статьей 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Если данные работодателя не соответствуют суммам, указанным в извещении, необходимо обратиться в территориальный орган ПФР и выяснить, почему это произошло. Возможно, это техническая ошибка. Но гораздо чаще страхователь (ваше предприятие) неправильно применяет тарифы, и в этом случае он обязан доначислить и доплатить страховые взносы, а также представить в ПФ корректирующие формы для исправления данных в лицевом счете.

К сожалению, многие работники просто опасаются выяснять отношения с работодателем - а вдруг возникнут осложнения на работе?

В принципе работник может и самостоятельно проверить данные в извещении. Для этого нужно обратным счетом определить сумму зарплаты, с которой были начислены страховые взносы. Для этого сумма страховых взносов делится на размер тарифа - 14, 2 или 12 процентов. Затем останется только элементарно сравнить полученные суммы с данными, указанными в собственных квитках по зарплате. Но опять-таки, если выявляются несоответствия, - придется официально обращаться и к работодателю, и в пенсионный орган.

Могу подсказать одно: недоплаты (или вообще неуплата) страховых взносов носят обычно массовый характер - они касаются практически всех работников предприятия нарушителя. Поэтому для решения проблемы можно прибегнуть к помощи профсоюза, обратиться в трудовую инспекцию, в суд, наконец. То есть использовать те же формы воздействия на работодателя, которые предусмотрены Трудовым кодексом в случае невыплаты или задержки зарплаты.

Вернемся к таблицам. Во второй из них, той, что отражает поступления средств на страховую часть пенсии, показаны взносы за 2002 и 2003 годы, а также их сумма. Однако взносы за 2002 год должны быть проиндексированы на 17,7 процента, чтобы уберечь пенсионные деньги от инфляции. Тем не менее сумма выведена без учета этой индексации. Почему?

Реальность такова, что предприятия-должники часто переводят страховые взносы с большим опозданием - иногда даже за прошлый или позапрошлый год. Поэтому, отрабатывая технологию, специалисты ПФ решили отражать на индивидуальных счетах конкретные суммы взносов, поступивших в тот или иной период, чтобы работник мог проконтролировать своего работодателя. Реальное же увеличение страховых взносов в рублях, полученное в результате индексации, будет рассчитываться позже - при назначении трудовой пенсии. Но коэффициент индексации (его ежегодно утверждает правительство) мы также указываем в письме. В будущем году, возможно, мы дополним извещение строкой, в которой укажем дополнительно как увеличились страховые взносы за счет их индексации. Это предложение рассматривается.

Теперь - вопросы о накопительной части. В извещении ПФР не сообщается, в какой УК находятся пенсионные накопления. Никакого документа, подтверждающего перевод денег в выбранную управляющую компанию, на руках у гражданина нет. Как узнать: переведены ли деньги в выбранную компанию, не произошло ли ошибки?

В принципе положения Федерального закона от 24.07.2002 №111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и приказа Минфина России от 30.06.2003 № 56н не накладывают на Пенсионный фонд обязанности информировать застрахованных граждан, в какую УК переведены их пенсионные накопления. Но я согласен, что это важная информация, и люди, конечно же, хотели бы ее получить. Но здесь есть сложности: сведения о переводе денег конфиденциальны, разглашать их нельзя. А содержатся они в нашей централизованной базе данных, которая надежно защищена, и региональные отделения доступа к ней не имеют. Поэтому мы прорабатываем сейчас такой вариант: гражданин обращается с запросом в свое территориальное управление ПФ, по электронной почте запрос поступает в Центр, сведения "вынимаются" из базы и направляются в регион, чтобы гражданин мог их получить. Мы сейчас прорабатываем с программистами, как все это лучше сделать. Думаю, решение будет найдено.

В первой таблице в строке 3 указан чистый финансовый результат (проще говоря - доход) от временного размещения страховых взносов, предназначенных для формирования накопительной части пенсии, поступивших в ПФР в 2002 году. Как он рассчитывался?

Есть специальное Положение о порядке чистого финансового результата, утвержденное приказом Минфина России от 30.06.2003 № 55н (зарегистрировано в Минюсте России 21.07.2003, № 4911). Исходя из этого Положения и был рассчитан чистый финансовый результат, а также коэффициент прироста сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, поступивших в ПФР в течение 2002 года. Этот коэффициент составил около 0,40, то есть накопительная часть будущих пенсий приросла в течение 2002-2003 года на 40 процентов. Эти расчеты, выполненные Минфином РФ, утвердило Правительство (постановлением от 15 марта 2004 года). Кстати, эти документы печатала ваша газета.

В письмо вложены два заявления о выборе управляющей компании и о переходе в НПФ. Многие не понимают, нужно ли заполнять одно из заявлений или оба?

Конечно, одно. Вы либо самостоятельно выбираете инвестиционный портфель (управляющую компанию), которая будет вкладывать ваши накопления, либо переходите в негосударственный пенсионный фонд. Если никакого заявления от вас в Пенсионный фонд не поступит, по умолчанию средства останутся либо в ведении государства (ПФР и в государственной управляющей компании), либо в той же управляющей компании, которую вы выбрали год назад.

Как убедиться, что выбранная год назад УК продолжает работать на рынке?

В территориальных органах ПФР, в организациях, с которыми заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей, на информационных стендах размещен перечень управляющих компаний, с которыми Пенсионный фонд заключил договоры доверительного управления. Этот список (а также перечень негосударственных пенсионных фондов, допущенных с нынешнего года к участию в обязательном пенсионном страховании) можно увидеть и на нашем официальном сайте www.pfrf.ru. Есть он на сайтах наших региональных отделений, на сайте Минфина РФ.
ПФР подписал 63 договора доверительного управления с 55 УК - победителями конкурса, проведенного Минфином в прошлом году, а также с государственной управляющей компанией, назначенной Правительством. Договоры заключены на 5 лет.

Будет ли Минфин проводить новый конкурс по отбору УК и "перетряхивать" список?

Пенсионным фондом 10 августа согласован проект постановления правительства об изменениях в правила проведения конкурса по отбору УК. Например, предполагается ужесточить требования к минимальному опыту УК, ввести требование по наличию у нее опыта по осуществлению деятельности в качестве управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов не менее трех лет на момент подачи заявки на конкурс в 2004 году, не менее четырех лет - в 2005 году, не менее пяти лет - начиная с 2006 года.

Организатором конкурса будет Федеральная служба по финансовым рынкам.
Конкурс состоится, видимо, позже, чем в прошлом году - предположительно 1 октября. Это связано с реформой госорганов исполнительной власти.

Если конкурс состоится, вполне возможно, что количество УК, с которыми Пенсионный фонд заключит договоры доверительного управления, увеличится. Но поскольку срок подачи заявлений будущими пенсионерами ограничен 1 октября, реально выбрать новые УК они смогут только в следующем году.

А что делать, если работник не получил информационное письмо из Пенсионного фонда? Куда обращаться и нужно ли предоставлять какие-либо документы?

Чаще всего такие ситуации возникают по очень простой причине: работодатель, сообщая сведения о работниках в Пенсионный фонд, ошибается с почтовым адресом. Бывает, что и сам работник, переезжая, забывает проинформировать об этом своего работодателя. Если застрахованный гражданин не получил извещения, он имеет право обратиться в свой территориальный орган ПФР по месту жительства или работы. Там по электронному реестру определят, поступило ли в регион на него извещение (проще говоря - не ошиблась ли с доставкой почта). Если извещение было, его найдут в возврате почты и вручат гражданину. Если извещения не окажется - ему выдадут выписку из его индивидуального лицевого счета, в которой будут указаны все находящиеся на индивидуальном лицевом счете сведения.

Отправляясь в ваше управление Пенсионного фонда, не забудьте захватить с собой паспорт (или другое удостоверение личности) и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования - их нужно будет предъявить сотрудникам Фонда.

В заключение я бы хотел обратиться ко всем будущим пенсионерам: лучше сегодня не пожалеть времени и разобраться с тем, как накапливается ваша пенсия, чем через много лет нервничать и расстраиваться при ее начислении. Я советую всем хранить ежегодно рассылаемые нами информационные письма - они помогут вам проверить правильность расчетов сотрудников Пенсионного фонда.

От чего зависит ее размер, и как может на него повлиять работник? Как рассчитывается сумма? Может ли сам гражданин проверить инспектора, сделавшего расчет? Сегодня "РГ - Неделя" вместе с Пенсионным фондом РФ начинают серию публикаций, цель которых - как можно более простым языком ответить на эти и многие другие вопросы . Начнем мы с простых, но базовых вещей. Не разобравшись в них, трудно будет вникнуть в детали.

Почему "трудовая" пенсия теперь называется "страховой"?

- Принципиально ничего не поменялось. Но законодатели, поменяв название, решили подчеркнуть страховой характер пенсии. Работодатель обязан платить за работника страховые пенсионные взносы в течение всего времени его работы. Работает человек долго и с большой "белой" зарплатой - значит, взносов больше и пенсия у него тоже будет больше. Получает зарплату "в конверте", то есть страховых взносов с нее работодатель не платит, и пенсия тогда будет соответствующая. Такой вот предельно простой подход. Но надо признать, что размер пенсии зависит не только от самого человека, но и от условий ее формирования, принятых государством и отраженных в законе.



Из каких частей состоит страховая пенсия?

- По новой формуле пенсионные права граждан за каждый год формируются не в рублях, как раньше, а в относительных единицах - баллах (см. рис.). Это дает возможность не пересчитывать каждый год накопившийся "пенсионный капитал" с учетом инфляции. Баллы копятся в течение всех лет работы. А на момент выхода на пенсию их сумма умножается на стоимость балла в текущем году. Эту стоимость законодатели будут утверждать ежегодно с учетом доходов ПФР, численности пенсионеров в стране и других факторов. К этой величине добавляется фиксированная выплата (аналог недавней базовой части пенсии). В итоге получим размер страховой пенсии. Это, конечно, только схема. Причем очень упрощенная. Позже сделаем детальные расчеты на конкретных примерах.

Куда идут пенсионные взносы?

- Система обязательного пенсионного страхования введена в России в 2002 году. Тариф страховых отчислений для работодателей устанавливает государство. В 2015 году он равен 22% от фонда оплаты труда. А предельный годовой заработок, с которого начисляются страховые взносы, составляет 711 000 рублей (то есть в среднем 59 250 рублей в месяц).

Тариф 22% делится на две неравные части:

6% из них - это солидарный тариф. Из этих отчислений в масштабах всей страны формируется денежная сумма, которая идет на фиксированную выплату. Оставшиеся 16% - это индивидуальный тариф. Эта сумма взносов отражается на индивидуальном лицевом счете каждого будущего пенсионера в ПФР.

Что происходит с индивидуальным тарифом 16%?

- Еще в 2002 году было решено, что часть пенсионных взносов будет идти на формирование накопительной пенсии. Сначала это были 4%, а потом - 6%, то есть более третьей части от суммы индивидуальных взносов.

Будущим пенсионерам дали право распоряжаться этой частью самостоятельно: граждане могут выбрать один из негосударственных пенсионных фондов либо управляющую компанию, чтобы инвестировать эти средства. Полученный доход фиксируется на накопительном счете работника, и к моменту выхода на пенсию всё, что накопилось, выплачивается ему в виде накопительной части пенсии в дополнение к страховой части.

За 12 лет существования этой системы выяснилось, что далеко не все НПФ и УК работают эффективно. В течение последних лет в правительстве шла упорная борьба: сохранять или отменять накопительный компонент. В итоге было решено дать людям самим выбрать: продолжать формировать накопительную пенсию или "вернуться" целиком и полностью в государственную систему и в дальнейшем получать только страховую пенсию.

Этот выбор граждане могут сделать до конца 2015 года. У тех, кто решит остановиться полностью на страховой модели, все взносы работодателя (все 16%) пойдут на формирование страховой пенсии.

Те, кто предпочтет сохранить накопление, будут отправлять на финансирование страховой пенсии 10%, а оставшиеся 6% - на накопительную.

В следующем выпуске мы будем детально разбираться в новой формуле. Постараемся наглядно показать, каким будет размер пенсии у разных людей, выбравших разные варианты участия в пенсионной системе.

Пример формирования пенсии

Средний размер фонда оплаты труда работника - 30 000 рублей в месяц (это зарплата, премии, отпускные, больничные, сумма НДФЛ), или 360 000 рублей в год.

Общая сумма страховых пенсионных взносов (22% от ФОТ) - 79 200 рублей в год.

Из них: 21 600 рублей в год - на финансирование фиксированной выплаты (6% тарифа);

57 600 рублей в год - на формирование "индивидуальной" части пенсии (16% тарифа).

Вариант 1. "Остаюсь в страховой солидарной государственной системе".

Все 57 600 рублей (все 16% тарифа) идут на формирование страховой пенсии.

Вариант 2. "Сохраняю участие в накопительной модели, буду получать накопительную часть пенсии).

36 000 рублей (10% из 16% тарифа) - идут на формирование страховой пенсии;

21 600 рублей (оставшиеся 6%) - на накопительную пенсию.


ТАСС-ДОСЬЕ. До начала реформы пенсионного обеспечения 2002 г. большинство граждан РФ получали только распределяемую государством пенсию, средства на выплату которой шли из госбюджета и общих налоговых поступлений в Пенсионный фонд России (ПФР).

Однако уже в 1990-е гг. начали создаваться негосударственные пенсионные фонды (НПФ), в которые можно было делать взносы на добровольных основаниях. В ПФР персонифицированный учет перечисленных гражданином средств начал вестись в 1995 г.

Реформа-2002

В 2002 г. стартовала крупномасштабная пенсионная реформа, базирующаяся на федеральных законах "О трудовых пенсиях в РФ" (от 17 декабря 2001 г.), "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (от 15 декабря 2001 г.), "Об обязательном пенсионном страховании" (от 15 декабря 2001 г.) и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" (от 24 июля 2002 г.).

Суть реформы состояла в постепенном переходе от распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. Подразумевалось, что пенсия будет разделена на три части: базовую (гарантируется государством), страховую (пенсионные взносы, которые вычитаются из заработной платы и гарантируют выплаты после выхода на пенсию) и накопительную (реальные деньги на личном счету, которые до выхода на пенсию могут инвестироваться в ценные бумаги и другие активы).

Размер пенсии в новой пенсионной модели стал определяться не стажем работника, как было до 2002 г., а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в ПФР.

С 2002 г. начали осуществляться отчисления на накопительную часть пенсии (2-4%).

Появилась возможность перенести ее из государственной управляющей компании, которой был выбран Внешэкономбанк (ВЭБ), в НПФ, либо в частную управляющую компанию (УК).

С 2002 по 2004 гг. право на накопительную пенсию имели мужчины, родившиеся в 1953 г. и позднее, и женщины, начиная с 1957 г. рождения. С 2005 г. из-за дефицита бюджета ПФР накопительную часть пенсии для всех граждан, родившихся до 1967 г., отменили, направив эти средства на финансирование страховой части пенсии.

Шаги по увеличению количества средств в системе пенсионных накоплений государство вновь стало предпринимать только с 2008 г. Тогда размер накопительной части пенсии для граждан, начиная с 1967 г. рождения, был повышен с 4 до 6%. С 2009 г. начала действовать и программа государственного софинансирования накопительной части трудовой пенсии, рассчитанная на десять лет.

Присоединившиеся к программе могли добровольно делать дополнительные отчисления в накопительную часть пенсии, а государство, в свою очередь, обещало внести такую же сумму на накопительный счет, обеспечив рост вклада на 100%.

Реформы-2010-2013

В 2010 г. было ликвидировано разделение на базовую, страховую и накопительную части, пенсия стала состоять только из страховой и накопительной.

С июля 2012 г. начались первые выплаты накопительной части пенсии, когда достигли пенсионного возраста граждане, платившие 2-процентные страховые взносы в накопительную систему в период с 2002 по 2004 гг. Но эти выплаты составляли незначительную долю в общем размере пенсий.

В 2013 г. была объявлена очередная реформа пенсионной системы. В ее рамках была создана трехуровневая система пенсионного обеспечения. Она включала в себя страховую и накопительную части, также появилась возможность вступления в корпоративную систему пенсионного страхования. Накопительная пенсия стала добровольной. Кроме того, трудовая пенсия, высчитываемая по страховой системе, получила систему коэффициентов для своего расчета, который был составлен из рабочего стажа, возраста выхода на пенсию и уровня заработной платы.

В декабре 2013 г. было решено, что граждане России, родившиеся после 1967 г. включительно, должны до 31 декабря 2015 г. самостоятельно выбрать для накопительной части пенсии управляющую компанию (включая ВЭБ) или НПФ. В противном случае 6% тарифа накопительной пенсии будут перечислены в ее страховую часть, при этом уже перечисленные в накопительную часть средства сохранятся. Предполагалось, что реформа позволит отказаться от повышения пенсионного возраста и увеличить пенсионные выплаты.

При этом НПФ и УК были обязаны пройти процедуру акционирования для проверки их добросовестности и создания в сфере пенсионного обеспечения аналога системы страхования банковских вкладов.

По состоянию на 2013 г. клиентская база частных управляющих компаний и НПФ достигла 25 млн человек, сумма средств под их управлением составила почти 1 трлн рублей, а общий объем пенсионных накоплений превысил 2,5 трлн рублей (с учетом денег на счетах ВЭБа, где хранятся деньги так называемых "молчунов" - граждан, не выбравших НПФ или УК для своих накоплений).

Советский стаж по сей день представляет особую ценность для всех нынешних пенсионеров и тех, кто уже на подходе к этому почетному званию. В нем заключена не только теплая память о лучших днях молодости, но и большая практическая значимость: советский стаж делает весомый вклад в ту пенсию, которая нам сейчас назначается. Длительный советский стаж – это залог назначения пенсии, присвоения звания «ветеран труда», хорошего процента валоризации и стажевого коэффициента при расчете пенсии. Поэтому не стоит упускать ни малейшей возможности включить в свой советский стаж все периоды, которые только позволяет закон. А сделать это достаточно сложно, учитывая, что сменилось уже несколько пенсионных законов, а соответственно, и правил подсчета стажа. Предлагаем подробный обзор периодов, которые включаются в советский стаж, – в зависимости от времени его выработки и целевого назначения.

1. Что включается в стаж, который дает право на назначение страховой пенсии.

А) Периоды, выработанные до 1 января 1992 года (согласно Положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий от 3 августа 1972 г.):

— работа по трудовому договору, а также периоды работы в колхозах во время эвакуации рабочих в годы Великой Отечественной войны,
— работа на выборных должностях в комсомольских и партийных органах,
— работа председателем колхоза или его заместителем – в случае направления на работу от партийных органов,
— работа механизатором в составе машинно-тракторной станции колхоза (до зачисления в штат),
— служба в горноспасательных частях, военизированной охране, органах спецсвязи,
— ученичество и работа в составе промысловой артели,
— обучение в училищах, техникумах, на курсах повышения квалификации, а также в вузах, партийных школах, аспирантуре и докторантуре,
— служба в армии, а также в органах обеспечения правопорядка (системы внутренних дел и государственной безопасности),
— время ухода за инвалидом 1 группы, который утратил трудоспособность в результате воинской службы, профзаболевания или трудового увечья.

Б) Периоды, выработанные с 1992 по 2001 гг. включительно (согласно Закону о государственных пенсиях от 20 ноября 1990 г.):

— работа по трудовому договору, а также в качестве члена колхоза,
— служба в военизированной охране, в органах спецсвязи и горноспасательных отрядах,
— индивидуальная трудовая деятельность (в т.ч. сельскохозяйственная),
— занятость в творческой сфере (в качестве литератора, композитора, художника и т.д.),
— служба в составе Вооруженных Сил и правоохранительных органов,
— периоды обучения в профессиональных, средне-специальных и высших учебных заведениях,
— период нахождения на инвалидности 1 – 2 группы (без трудоустройства), если она наступила в результате трудовой деятельности,
— период осуществления ухода за нетрудоспособным (инвалидом 1 группы или престарелым),
— периоды ухода матери за детьми до 3 лет – не более 9 лет суммарно (если мать не была трудоустроена),
— периоды проживания жен военнослужащих в местностях, где они не имели возможности трудоустроиться, а также пребывания за границей супругов советских дипломатов и т.п. служащих (не свыше 10 лет).

2. Что включается в советский стаж, который учитывается при расчете пенсии.

Периоды, выработанные до 2001 года включительно (согласно Закону о трудовых пенсиях от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ):

— работа по трудовому договору, а также в составе колхоза, в т.ч. индивидуальная трудовая деятельность,
— служба в составе военизированной охраны, органов спецсвязи и горноспасательных частей,
— творческая деятельность,
— служба в армии и правоохранительных органах,
— период нахождения на инвалидности 1 – 2 группы без трудоустройства (если инвалидность связана с трудовым увечьем или профзаболеванием).

При расчете общего трудового стажа по п. 4 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях (без применения максимального соотношения заработков) в стаж дополнительно включаются следующие периоды:

— период обучения в профессиональных, средне-специальных и высших учебных заведениях,
— периоды ухода за нетрудоспособным, а также уход неработающей матери за детьми до 3 лет (максимум – 9 лет суммарно),
— периоды проживания супругов военнослужащих и зарубежных работников без возможности трудоустройства (до 10 лет).

Когда учебу выгодно включать в стаж для пенсии?

Вопросы о включении в пенсионный стаж периодов учебы неоднократно пересматривались законодателем, в связи с чем нередко возникает путаница: когда учеба все же включается, а когда – нет. Корень всех недоразумений кроется в том, что в законе принципиально разделяются два понятия стажа: страховой, который нужен для установления права на пенсию (не менее 9 лет в этом году, в частности), и стаж, который учитывается при расчете пенсии (общий трудовой стаж, выработанный до 1 января 2002 года).

С включением учебы в общий трудовой стаж для расчета пенсии все обстоит намного сложнее.

Дело в том, что для расчета пенсии по периодам работы до 2002 года предусмотрено два варианта ее исчисления по разным формулам, которые содержатся в Законе о трудовых пенсиях:

— пункт 3 статьи 30
— пункт 4 статьи 30

Включение учебы в стаж предусматривает только пункт 4, но с применением особой формулы.

Применить нормы советского законодательства к включению в общий трудовой стаж периодов учебы здесь невозможно, т.к. закон прямо указывает, что это допустимо лишь в части расчета стажа, необходимого для назначения пенсии (т.е. страхового стажа, о котором говорилось выше).

Поэтому при расчете общего трудовой стажа приходится выбирать из двух вариантов формул, а соответственно рассчитывать, выгодно ли включать учебу в стаж или нет.

Рассмотрим на наглядном примере, как это действует:

Гражданка, 1960 года рождения, обращается за назначением пенсии. Ее стаж по состоянию на 1 января 2002 года включает периоды:

— учеба в институте – 5 лет,
— работа в различных организациях – 20 лет.

Среднемесячный заработок за пять лет составил 200 рублей (1985 – 1989 гг.). Посчитаем ее пенсию по двум вариантам:

1. По пункту 3 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях расчетный размер пенсии рассчитывается так:

Стажевый коэффициент х Коэффициент по заработку х 1671
Учеба здесь в стаж не включается, поэтому берем общий трудовой стаж, равный 20 годам. Стажевый коэффициент составит: 0,55 (для женщин – при стаже от 20 лет).

Коэффициент по заработку составит: 200 / 223,18 (значение по стране за соответствующий период) = 0,896.

Получаем расчетный размер пенсии по п. 3 ст. 30: 0,55 х 0,896 х 1671 = 823,47 рубля.

2. По пункту 4 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях расчетный размер пенсии рассчитывается так:

Среднемесячный заработок х Стажевый коэффициент

В общий трудовой стаж по этому пункту включается учеба в высших учебных заведениях, поэтому общий трудовой стаж составит 25 лет. Стажевый коэффициент соответственно повысится: 0,55 + 0,05 (по 0,01 добавляется за каждый год сверх 20 лет стажа у женщин) и составит 0,60.

Коэффициент по заработку рассчитывается здесь с учетом коэффициентов «осовременивания» зарплаты по состоянию на 2002 год:

1985 год – 200 рублей х 12 мес х 2599,56 = 6 238 944
1986 год – 200 рублей х 12 мес х 2488,16 = 5 971 584
1987 год – 200 рублей х 12 мес х 2376,75 = 5 704 200
1988 год – 200 рублей х 12 мес х 2265,34 = 5 436 816
1989 год – 200 рублей х 12 мес х 2153,92 = 5 169 408

Итого получаем за 5 лет суммарно заработок 28 520 952 рубля, а среднемесячный – 475 349,20 рублей. Уменьшаем его в тысячу раз (деноминация) и получаем 475 рублей 34 копейки.

С учетом полученных значений расчетный размер пенсии составит: 475,34 х 0,60 = 285,20 рублей.

Дополнительно он повышается на 5% (за 5 лет стажа свыше 20 лет) и на сумму компенсации 100 рублей. Итого получаем 399 рублей 46 копеек.

Минимальный расчетный размер пенсии составляет 660 рублей, поэтому можно его довести до этого значения.

Но, как видно, даже без включения учебы в стаж расчет по пункту 3 статьи 30 выгоднее: расчетный размер пенсии по нему составил 823 рубля 47 копеек.

Поэтому в большинстве случаев включение учебы в общий трудовой стаж невыгодно пенсионеру, т.к. применяется формула пункта 4 статьи 30.

Этот вариант расчета выгоден только тем, у кого очень большой стаж до 2002 года и при этом невысокая средняя зарплата.

С каждым годом таких людей выходит на пенсию все меньше, т.к. стаж становится более современным в силу объективных причин.

Вообще, стаж в пенсионном законодательстве – дело очень тонкое. Пожалуй, сложно найти где-то еще столько же нюансов, как в правилах исчисления стажа для пенсии.

Одной из самых «больных» тем здесь всегда было и остается включение в стаж учебы. Рассмотрим, как теперь, по итогам нескольких пенсионных реформ, решается вопрос о включении в стаж различных периодов обучения.

Под словом «учеба» подразумевается только учеба в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (в ПТУ, техникумах, институтах, университетах, аспирантуре, докторантуре и т.д.), а равно любой другой вид профессионального обучения (курсы повышения квалификации и т.п.). Учеба в общеобразовательной школе в стаж никогда не включалась.

Следует учитывать, что стаж в пенсионном законодательстве понимается в нескольких значениях:

  1. стаж, который дает право на назначение страховой пенсии (страховой стаж),
  2. стаж, который имеет значение для расчета пенсии (общий трудовой стаж до 1 января 2002 г.),
  3. стаж, который дает право на досрочное назначение пенсии (т.н. льготный или специальный страховой стаж).

Соответственно, и вопрос о включении учебы в стаж решается по-разному, в зависимости от того, какой стаж имеется в виду.

В рамках данной статьи раскрывается вопрос о включении учебы в общий стаж (т.е. в страховой стаж для назначения пенсии и общий трудовой стаж для расчета пенсии).

1. Когда учеба входит в страховой стаж для назначения пенсии?

По состоянию на 2018 год для назначения страховой пенсии по старости требуется не менее 9-ти лет страхового стажа, а по инвалидности или по случаю потери кормильца – хотя бы один день стажа.

С 1 января 2002 г., когда вступил в действие Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ», учеба перестала включаться в стаж для назначения пенсии. С этой даты в стаж включаются только периоды работы, за которые перечислялись страховые взносы в ПФР, и ряд других прямо указанных в законе периодов (уход за инвалидом, за ребенком и т.д. – «нестраховые периоды»). Поэтому периоды учебы, проходившей после 1 января 2002 г., в требуемый 9-летний стаж для пенсии по старости не войдут, и бесполезно даже судиться по этому поводу.

Если же у вас есть периоды учебы до 1 января 2002 г., то можно претендовать на включение их в страховой стаж для назначения пенсии. При этом учеба в профессиональных и средне-специальных учебных заведениях включается безоговорочно, а вот обучение в учреждениях высшего образования – с условием:

– до 1 января 1992 г. требуется, чтобы периоду учебы в институте, университете и т.п. предшествовала либо работа по трудовому договору, либо служба в армии или иных приравненных к вооруженным силам подразделениях (в милиции, КГБ, НКВД и т.д.).

После 1 января 1992 г. указанное условие было отменено, соответственно, к учебе после этой даты оно не применяется.

Обращаем ваше внимание, что смысл требовать включить учебу в страховой стаж для назначения пенсии есть лишь тогда, когда вам не хватает минимально требуемого стажа (9 лет на 2018 год, в частности). Если он и так имеется, то бессмысленно тратить время на подтверждение периодов учебы для такого стажа – пенсия от этого все равно не прибавится.

2. Когда учеба входит в общий трудовой стаж для расчета пенсии?

Общий трудовой стаж определяется по состоянию на 1 января 2002 года и имеет огромное значение, поскольку напрямую влияет на размер вашей пенсии. Поэтому здесь учеба может иметь решающее значение именно для уровня вашего пенсионного обеспечения.

Условно пенсия сейчас складывается из двух частей – та, что была заработана до 1 января 2002 г., и после этой даты. После 1 января 2002 г. на размер пенсии влияет прежде всего сумма перечисленных за работника страховых взносов. А вот часть пенсии за периоды работы до 1 января 2002 г. рассчитывается с учетом двух основных показателей: стажа и величины заработка.

Для первой части пенсии (до 1 января 2002 г.) закон предусматривает несколько вариантов расчета:

  1. по п.3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»: этот вариант предполагает расчет пенсии, исходя из соотношения заработка гражданина к средней зарплате по стране, умноженного на стажевый коэффициент и среднюю зарплату по стране за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. По этому варианту учеба в стаж не включается, поэтому он выгоден тем, у кого была высокая зарплата в советский период,
  2. по п.4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»: пенсия рассчитывается из среднемесячного заработка, умноженного на стажевый коэффициент, с повышением на компенсационную выплату 100 рублей. Этот вариант позволяет включать в стаж периоды учебы, поэтому выгоден он для тех, у кого была низкая зарплата в советский период (позволяет компенсировать недостаток заработка за счет стажа).

Таким образом, для расчета пенсии учеба может включаться в общий трудовой стаж до 1 января 2002 г., если это позволяет в итоге получить гражданину более высокую пенсию.

Подтверждайте свой стаж по самому выгодному для себя варианту!

Важно!

Новый закон, принятый в рамках пенсионной реформы, вступит в действие уже с начала 2019 года. Помимо главного изменения – повышения пенсионного возраста – он принесет еще много дополнительных правил и условий, которые касаются назначения пенсии. И, разумеется, не остался в стороне вопросы о стаже и правилах его подсчета. Каких же новшеств следует ожидать в ближайшее время в этой сфере?

На сегодняшний день для страховой пенсии по старости имеют значение следующие виды стажа:

1) Страховой стаж, который нужен для подтверждения своего права на пенсию (в этом году минимальная продолжительность такого стажа составляет 9 лет, в следующем году она вырастет до 10 лет).

В стаж включается все время работы по трудовому договору, а после 2002 года действует дополнительное условие – начисление страховых взносов в ПФР за соответствующий период.

Помимо этого, в стаж можно включить также:

— периоды, которые засчитывались в пенсионный стаж по нормам ранее действовавшего законодательства;

2) Общий трудовой стаж, который учитывается непосредственно в пенсионной формуле, при расчете размера пенсии.

Он рассчитывается по состоянию на 1 января 2002 года, по нескольким вариантам – в зависимости от выбранной формулы расчета.

3) Специальный стаж, который дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Правила его подсчета также неоднократно менялись, на сегодняшний день он зависит от результатов специальной оценки условий труда в первую очередь.

В результате пенсионной реформы появятся дополнительные категории стажа:

А) Длительный стаж, который позволяет снизить пенсионный возраст на 2 года по сравнению с тем, что вводится (но не ниже прежнего возраста 60/55 лет).

Продолжительность этого стажа составляет:

— 42 года – для мужчин,
— 37 лет – для женщин.

Однако заработать этот стаж будет очень непросто: закон предусматривает особые правила его подсчета. В длительный стаж войдут только следующие периоды:

— работы и иной деятельности, за которую делались отчисления страховых взносов в ПФР,
— получения пособия по временной нетрудоспособности.

В длительный стаж не войдут:

— «нестраховые» периоды (за исключением больничного) – т.е. служба в армии, уход за ребенком, за нетрудоспособным гражданином и т.д.,
— периоды стажа по правилам советского законодательства.
Например, учеба в средне-специальных и профессиональных учебных заведениях до 2002 года включается в стаж для назначения пенсии, но это правило не применяется к новому виду стажа,

— периоды работы за границей.

Иными словами, для получения пенсии раньше на 2 года придется исключительно работать 42 и 37 лет соответственно, и в крайнем случае – находиться на больничном. Увеличить стаж за счет иных периодов, которые приравниваются к работе, не удастся. Поэтому выйти на пенсию раньше по этому основанию смогут далеко не многие.

Б) Сельский стаж, который дает право на доплату к страховой пенсии.

Новый закон вводит в действие норму, которая длительное время была приостановлена: лицам, проработавшим 30 и более лет в сельском хозяйстве, при выходе на пенсию устанавливается повышенная на 25% фиксированная выплата к пенсии – при условии, что они не работают и продолжают проживать в сельской местности.

К 2019 году будут утверждены правила подсчета сельского стажа. Предварительно, согласно проекту постановления, в стаж войдут периоды:

— работы в определенных сферах производства, по профессиям и должностям, которые перечислены в правительственном списке,
— нахождения в оплачиваемых отпусках, на больничном, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5-летнего возраста (но не более шести лет суммарно).

Таким образом, правил подсчета стажа по итогам пенсионной реформы станет еще больше.

Читайте также: