Не взимаются взносы пфр

Определение Верховного Суда РФ от 27.05.2016 № 309-КГ16-4485

Ситуация

Сотрудники организации работали во вредных условиях ежедневно менее 80 процентов рабочего времени. В связи с этим они не имели права на досрочную трудовую пенсию по старости, которая предусмотрена законодательством только для тех лиц, которые заняты на "вредных" работах полный рабочий день. Учитывая это, организация не начисляла взносы в ПФР по доптарифам на выплаты данным сотрудникам. Однако проверяющие из ПФР признали это неправомерным.

Позиция Пенсионного фонда

Определяющим фактором для уплаты страхователем взносов в ПФР с применением доптарифов является занятость сотрудника на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, далее – Закон № 212-ФЗ).

Наличие или отсутствие права на досрочную пенсию не имеет значения для начисления указанных взносов. Поэтому даже если сотруднику досрочная пенсия не положена, но его должность в соответствии со списками (Список № 1 и Список № 2, утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10) предполагает занятость на "вредных" или тяжелых работах, работодатель обязан платить с начисленных такому физлицу выплат взносы в ПФР по доптарифам.

Позиция суда (решение в пользу страхователя)

Взносами в ПФР облагаются выплаты в пользу физлиц, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ). Целью уплаты страхователем данных взносов является поступление в бюджет ПФР средств на выплату таким физлицам досрочной трудовой пенсии по старости (ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Правила подсчета периодов работы, которые включаются в стаж для досрочной пенсии, утверждены постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (далее – Правила № 516). Согласно п. 5 Правил № 516 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы во вредных или тяжелых условиях труда в течение 80 процентов времени и более (п. 5 Разъяснений, утв. постановлением Минтруда России от 22.05.1996 № 29).

Исходя из этого, если сотрудник занят на "вредных" работах ежедневно менее 80 процентов рабочего времени, у него нет права на досрочную трудовую пенсию, т.е. у работодателя отсутствует обязанность облагать выплаты в его пользу взносами в ПФР с применением доптарифов.

Аналогичные выводы

Постановление АС Волго-Вятского округа от 21.09.2015 № Ф01-3734/2015 по делу № А82-19103/2014 (оставлено в силе определением ВС РФ от 24.12.2015 № 301-КГ15-17887)

Постановление АС Уральского округа от 03.06.2016 № Ф09-5128/16

Постановление АС Уральского округа от 18.11.2015 № Ф09-7277/15 (оставлено в силе определение ВС РФ от 09.02.2016 № 309-КГ15-19443)

Противоположные выводы

Письмо Минтруда России от 13.10.2015 № 17-3/В-502

Письмо Минтруда России от 26.11.2014 № 17-3/В-570

Рекомендации

Облагать взносами в ПФР по доптарифам выплаты лицам, должности которых поименованы в списках (Списке № 1 или Списке № 2), даже если они не имеют права на досрочную пенсию (заняты на работах с вредными или тяжелыми условиями труда менее 80 процентов рабочего времени).

Это поможет избежать претензий со стороны проверяющих из ПФР, ведь Минтруд России в разъяснениях придерживается позиции, что обязанность работодателя платить взносы по доптарифам с выплат сотрудникам не зависит от того, включается или нет период, в котором начислены данные выплаты, в стаж для назначения досрочной пенсии.

Кроме того, согласно пенсионному законодательству периоды "вредной" работы учитываются при подсчете стажа физлица для досрочной пенсии только при условии, что в это время работодатель уплачивал за него взносы по доптарифам. Такое правило прямо предусмотрено в п. 6 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Причем в данной норме ничего не сказано о продолжительности занятости в течение рабочего дня во вредных и (или) тяжелых условиях труда. Соответственно, неуплата взносов по доптарифам за сотрудника, который занят на "вредных" работах менее 80 процентов рабочего времени, ущемляет его права на получение пенсии досрочно.

Возможность не облагать вознаграждения работникам взносами в ПФР по доптарифам при отсутствии у них права на досрочную пению, скорее всего, придется отстаивать в суде.

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

10 марта 2015 года открыл ИП (УСН 6%)

Предпринимательскую деятельность так и не вёл. Сдавал только "нулёвки".

В ПФР не платил ни разу! Вообще ничего и никуда не платил.

Неделю назад - на мой р/с в банке наложили арест в размере 115 тыс. рублей. (Было "0", теперь "минус 115 тыс.")

Писем от ПФР ни разу не получал.

Вопрос: Могу ли я закрыть ИП и оформить отсрочку платежа на год либо платить в рассрочку?

***Главное, чтобы перестали расти пени, штрафы и тому подобное.

***Банкротство не предлагать. Делать его не собираюсь.

Ответы юристов ( 3 )


Здравствуйте. Если Вы сдавали нулевки, то довольно странно, что сумма, которую Вам вменяют довольно ощутимо похожа на максимальный размер взносов, рассчитываемый при несдаче налоговой декларации.

Прекращение деятельности в качестве ИП никак не связано с наличием задолженности, поскольку Вы остаетесь должником в том числе и после снятия с регистрации.

Логично было бы выяснить в точности, имеются ли в налоговой Ваши декларации за 2015-16 гг. и если есть — обратитесь в ПФР с заявлением о пересчете взносов в связи с тем, что Ваша обязанность — уплатить фиксированные взносы которые в 15-16 гг, составляли примерно 25 т.р. в год.Если по каким-то причинам Ваше т=заявление не будет удовлетворено — придется обращаться в суд.

После получения судебного решения можно будет просить рассрочки-отсрочки уплаты задолженности.

Правильно ли я понял, что по сути за 15 и 16 год попросить отсрочку/рассрочку не получится, т.к. уже начислены пени и наступила обязанность платить за 2017 год.

Ну почему же, это может получиться, но в случае, если взыскание будет производиться в судебном порядке. Вот исполнение судебного решения можно будет отсрочить или рассрочить.

Кроме того и пеня подлежит пересчету, поскольку сумма задолженности будет иной.


Вопросы, касающиеся предоставления плательщикам страховых взносов отсрочек или рассрочек, разъяснены в соответствующем постановлении пенсионного фонда рФ, т.е. это возможно, но при определенных условиях

К слову, Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» утратил силу, в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 ноября 1999 года N 159

Об утверждении порядка предоставления плательщикам страховых взносов

в Пенсионный фонд отсрочек и рассрочек по уплате текущих платежей

В соответствии со статьей 64 части первой Налогового кодекса Российской Федерацииотсрочка или рассрочка по уплате страхового взноса представляет собой изменение срока его уплаты от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой плательщиком суммы задолженности.

Отсрочка предполагает перенос срока уплаты всей суммы текущего страхового платежа либо ее части на более поздний срок с условием ее единовременной уплаты по окончании периода отсрочки (абзац дополнен постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 7 августа 2000 года N 89.

Рассрочка предполагает перенос срока уплаты всей суммы текущего страхового платежа либо ее части на несколько сроков, т.е. поэтапную (частями) уплату плательщиком суммы текущего страхового платежа либо ее части по графику в течение периода рассрочки (абзац дополнен постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 7 августа 2000 года N 89.

Обращение плательщика за отсрочкой или рассрочкой производится до наступления установленных законодательством сроков уплаты текущих страховых взносов.

Определение Верховного Суда РФ от 27.05.2016 № 309-КГ16-4485

Ситуация

Сотрудники организации работали во вредных условиях ежедневно менее 80 процентов рабочего времени. В связи с этим они не имели права на досрочную трудовую пенсию по старости, которая предусмотрена законодательством только для тех лиц, которые заняты на "вредных" работах полный рабочий день. Учитывая это, организация не начисляла взносы в ПФР по доптарифам на выплаты данным сотрудникам. Однако проверяющие из ПФР признали это неправомерным.

Позиция Пенсионного фонда

Определяющим фактором для уплаты страхователем взносов в ПФР с применением доптарифов является занятость сотрудника на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, далее – Закон № 212-ФЗ).

Наличие или отсутствие права на досрочную пенсию не имеет значения для начисления указанных взносов. Поэтому даже если сотруднику досрочная пенсия не положена, но его должность в соответствии со списками (Список № 1 и Список № 2, утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10) предполагает занятость на "вредных" или тяжелых работах, работодатель обязан платить с начисленных такому физлицу выплат взносы в ПФР по доптарифам.

Позиция суда (решение в пользу страхователя)

Взносами в ПФР облагаются выплаты в пользу физлиц, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ). Целью уплаты страхователем данных взносов является поступление в бюджет ПФР средств на выплату таким физлицам досрочной трудовой пенсии по старости (ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Правила подсчета периодов работы, которые включаются в стаж для досрочной пенсии, утверждены постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (далее – Правила № 516). Согласно п. 5 Правил № 516 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы во вредных или тяжелых условиях труда в течение 80 процентов времени и более (п. 5 Разъяснений, утв. постановлением Минтруда России от 22.05.1996 № 29).

Исходя из этого, если сотрудник занят на "вредных" работах ежедневно менее 80 процентов рабочего времени, у него нет права на досрочную трудовую пенсию, т.е. у работодателя отсутствует обязанность облагать выплаты в его пользу взносами в ПФР с применением доптарифов.

Аналогичные выводы

Постановление АС Волго-Вятского округа от 21.09.2015 № Ф01-3734/2015 по делу № А82-19103/2014 (оставлено в силе определением ВС РФ от 24.12.2015 № 301-КГ15-17887)

Постановление АС Уральского округа от 03.06.2016 № Ф09-5128/16

Постановление АС Уральского округа от 18.11.2015 № Ф09-7277/15 (оставлено в силе определение ВС РФ от 09.02.2016 № 309-КГ15-19443)

Противоположные выводы

Письмо Минтруда России от 13.10.2015 № 17-3/В-502

Письмо Минтруда России от 26.11.2014 № 17-3/В-570

Рекомендации

Облагать взносами в ПФР по доптарифам выплаты лицам, должности которых поименованы в списках (Списке № 1 или Списке № 2), даже если они не имеют права на досрочную пенсию (заняты на работах с вредными или тяжелыми условиями труда менее 80 процентов рабочего времени).

Это поможет избежать претензий со стороны проверяющих из ПФР, ведь Минтруд России в разъяснениях придерживается позиции, что обязанность работодателя платить взносы по доптарифам с выплат сотрудникам не зависит от того, включается или нет период, в котором начислены данные выплаты, в стаж для назначения досрочной пенсии.

Кроме того, согласно пенсионному законодательству периоды "вредной" работы учитываются при подсчете стажа физлица для досрочной пенсии только при условии, что в это время работодатель уплачивал за него взносы по доптарифам. Такое правило прямо предусмотрено в п. 6 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Причем в данной норме ничего не сказано о продолжительности занятости в течение рабочего дня во вредных и (или) тяжелых условиях труда. Соответственно, неуплата взносов по доптарифам за сотрудника, который занят на "вредных" работах менее 80 процентов рабочего времени, ущемляет его права на получение пенсии досрочно.

Возможность не облагать вознаграждения работникам взносами в ПФР по доптарифам при отсутствии у них права на досрочную пению, скорее всего, придется отстаивать в суде.

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Статья 18. Исполнение обязанности по уплате страховых взносов

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 18 настоящего Федерального закона

1. Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

2. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

3. Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Взыскание недоимки по страховым взносам с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона.

4. Взыскание недоимки по страховым взносам в судебном порядке производится:

1) с организации, которой открыт лицевой счет;

2) с организаций, являющихся в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), в случаях, если на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) организаций, являющихся в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), - в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за соответствующими зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями);

3) с организаций, являющихся в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), в случаях, если на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) организаций, являющихся основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), - в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за соответствующими основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями);

4) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате страховых взносов основана на изменении органом контроля за уплатой страховых взносов юридической квалификации сделки, совершенной таким плательщиком страховых взносов, или статуса и характера деятельности этого плательщика страховых взносов.

5. Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи:

1) со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;

2) со дня отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда;

3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации);

4) со дня вынесения органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом решения о зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующих страховых взносов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 339-ФЗ статья 18 настоящего Федерального закона дополнена частью 5.1, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

5.1. При отсутствии банка плательщики страховых взносов - физические лица могут уплачивать страховые взносы через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи. В этом случае местная администрация и организация федеральной почтовой связи обязаны:

1) принимать денежные средства в счет уплаты страховых взносов, правильно и своевременно перечислять их в соответствующие бюджеты государственных внебюджетных фондов на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому плательщику страховых взносов. При этом плата за прием денежных средств не взимается;

2) вести учет принятых в счет уплаты страховых взносов и перечисленных денежных средств в соответствующие бюджеты государственных внебюджетных фондов по каждому плательщику страховых взносов;

3) выдавать при приеме денежных средств плательщикам страховых взносов квитанции, подтверждающие прием этих денежных средств. Форма квитанции, выдаваемой местной администрацией, утверждается органами контроля за уплатой страховых взносов;

4) представлять в органы контроля за уплатой страховых взносов (должностным лицам) по их запросам документы, подтверждающие прием от плательщиков страховых взносов - физических лиц денежных средств в счет уплаты страховых взносов и их перечисление в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 339-ФЗ статья 18 настоящего Федерального закона дополнена частью 5.2, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

5.2. Денежные средства, принятые местной администрацией от плательщика страховых взносов - физического лица в наличной форме, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства. В случае, если в связи со стихийным бедствием или иным обстоятельством непреодолимой силы денежные средства, принятые от плательщика страховых взносов - физического лица, не могут быть внесены в установленный срок в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда, указанный срок продлевается до устранения таких обстоятельств.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 339-ФЗ статья 18 настоящего Федерального закона дополнена частью 5.3, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

5.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных частями 5.1 и 5.2 настоящей статьи обязанностей местная администрация и организация федеральной почтовой связи несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Применение мер ответственности не освобождает местную администрацию и организацию федеральной почтовой связи от обязанности перечислить в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда денежные средства, принятые от плательщиков страховых взносов - физических лиц в счет уплаты и перечисления сумм страховых взносов.

6. Обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае:

1) отзыва плательщиком страховых взносов или возврата банком плательщику страховых взносов неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда;

2) отзыва плательщиком страховых взносов - организацией, которой открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) плательщику страховых взносов неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда;

3) возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи плательщику страховых взносов - физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда;

4) неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства;

5) если на день предъявления плательщиком страховых взносов в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты страховых взносов этот плательщик страховых взносов имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного денежного остатка для удовлетворения всех требований.

7. Уплата страховых взносов производится в валюте Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 339-ФЗ статья 18 настоящего Федерального закона дополнена частью 8, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

8. Поручение на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов в бюджет государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется плательщиком страховых взносов в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. При обнаружении плательщиком страховых взносов ошибки в оформлении поручения на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов, не повлекшей их неперечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства, плательщик страховых взносов вправе подать в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату им страховых взносов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 339-ФЗ статья 18 настоящего Федерального закона дополнена частью 9, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

9. По предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов может быть проведена совместная сверка уплаченных плательщиком страховых взносов. Результаты такой сверки оформляются актом, который подписывается плательщиком страховых взносов и уполномоченным должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 339-ФЗ статья 18 настоящего Федерального закона дополнена частью 10, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

10. Орган контроля за уплатой страховых взносов вправе требовать от банка копию поручения плательщика страховых взносов на перечисление страховых взносов в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленного плательщиком страховых взносов на бумажном носителе. Банк обязан представить в орган контроля за уплатой страховых взносов копию указанного поручения в течение пяти дней со дня получения требования органа контроля за уплатой страховых взносов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 339-ФЗ статья 18 настоящего Федерального закона дополнена частью 11, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

11. На основании заявления плательщика страховых взносов об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов и акта совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов. Форма решения об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов. При этом орган контроля за уплатой страховых взносов осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму страховых взносов, за период со дня их фактической уплаты в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия органом контроля за уплатой страховых взносов решения об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов. О принятом решении об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов уведомляет плательщика страховых взносов в течение пяти дней после принятия данного решения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 339-ФЗ статья 18 настоящего Федерального закона дополнена частью 12, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

12. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней и штрафов.

ГАРАНТ:

См. схему "Исполнение обязанности по уплате страховых взносов"


Если работодатель не платил взносы в ПФР, сотруднику ничего не остается, как защищать свои права и требовать от нанимателя выполнения законных обязательств через обращение в Пенсионный Фонд и суд. В ФЗ №167 (статье 15) указано, что работник вправе требовать сведения о начислениях, а при их отсутствии обращаться в судебный орган. Как действовать, если работодатель не делал отчисления в ПФР? Какая ответственность предусмотрена законодательством за подобные нарушения? Эти и другие нюансы рассмотрим ниже.

Общие положения

В пенсионной системе РФ работодатель — главное звено, поэтому отсутствие своевременных отчислений приводит к отсутствию накоплений для определенного сотрудника. Благодаря выплате средств в ПФ, работники получают пенсию по достижению прописанного в законах возраста. Несмотря на важность таких платежей, многие сомневаются в этом факте и игнорируют требования законодательства.

Люди часто путают два платежа — налог (НДФЛ) размером 13% и страховые взносы. В первом случае процент берется с заработной платы, а во втором деньги платит работодатель без вычета денег с прибыли сотрудника. Оплата осуществляется с учетом объема фонда оплаты труда. В целом выплачивается 30% от зарплаты человека. Из них — 22% направляется в Пенсионный фонд РФ, 5,1% — в ФОМС и 2,9% в ФСС.

В 2020 году максимальная сумма, с которой берутся взносы, составляет 815 тысяч рублей. Это значит, что верхний предел ежемесячной прибыли — 67,9 тысяч рублей. К примеру, если в 2020 году работник получил доход в размере 900 тысяч рублей, с 85 тысяч средства не взимаются.

Как отмечалось, сотрудник не несет дополнительной нагрузки (кроме налога). Выплаты в ПФ РФ — обязанность работодателя. На этом фоне сложился стереотип, что отмена страховых платежей приведет к росту зарплаты. Это ошибочное представление, и ситуация складывается наоборот. По законодательству пенсия формируется на базе пенсионных платежей, которые преобразуются в баллы.

Как действовать, при отсутствии платежей — инструкция

В ситуации, когда работодатель не перечисляет взносы в Пенсионный Фонд, стоит обратиться в ПФР и уточнить факт отчислений (передавался отчет или нет). Для этого достаточно прийти в территориальный орган и указать персональные сведения. Если работодатель готовил отчет, в нем должен указываться размер выплат за год, а также величина перечислений на пенсионный счет. Наличие документа свидетельствует о том, что наниматель выполняет обязательства. За несвоевременную передачу отчета начисляются штрафы и предусмотрена иная ответственность (об этом ниже).

Если расследование показало, что отчет не передавался, то перечисления не осуществлялись, а работодатель платил человеку «черную» заработную плату. Даже при наличии записи в трудовой книжке она считается поддельной и не имеет силы. Дальнейшие действия зависят от того, что человек планирует получить. Как правило, выполняются такие шаги:

  • Работник направляется в ПФР и указывает на отсутствие неоформленных сотрудников. Если проверка подтверждает этот факт, ФНС и Пенсионный Фонд стягивают с нарушителя крупные штрафные санкции.
  • Подача иска в судебный орган с целью заставить работодателя оплатить необходимый объем взносов с первого дня поступления на работу. Здесь с работодателя стягиваются большие взносы.

При этом стоит выяснять не отсутствие факта отчислений, а уточнять, подавался ли отчет по персональным данным конкретного работника. Бывает, что наниматель перечисляет средства на других (иногда несуществующих) сотрудников.

Обращение к работодателю

Еще один вариант — оформление заявления к нанимателю с просьбой передать копии отправленных в ПФР форм за весь срок работы у конкретного нанимателя. Работодатель должен предъявить указанные бумаги по ФЗ №167 (в 15-й статье закона прописаны права застрахованных лиц). В нем указано, что человек вправе получать сведения о перечислении страховых взносов, контролировать их поступление в ПФ РФ, а также защищать интересы через судебный орган.

Что ждет работодателя за нарушение?


​Законодательством РФ предусмотрена ответственность за неуплату страховых взносов работникам. Уклонение от обязательства считается преступлением. Речь идет не только о пенсионных, но и иных видах платежей (социальных, медицинских и прочих). Ранее штрафные санкции по перечислениям в ПФР указывались в ФЗ под номером 212. При этом работодатели платили штраф до 20% от общей суммы и до 40% при наличии злого умысла.

Начиная с 2017-го, такие нарушения относятся к налоговым. Это значит, что статья, определяющая наказание, также изменилась. Теперь это ст. 122 НК РФ, а в определенных ситуациях и статьи УК РФ (198, 199).

По законодательству перечисления осуществляются до 15 числа того месяца, который идет за месяцем начисления. При попадании этого дня на субботу, воскресение или праздник оплата осуществляется на следующие рабочие сутки. Если работодатель игнорирует требование, его ожидает штраф. Последний начисляется, если предприятие уменьшило базу по взносам или ошибочно рассчитала выплаты.

В НК РФ указано, что за частичную или полную неуплату платежей в ПФР полагается штраф размером 20% от недоплаченной суммы. Если действия работодателя имели умышленный характер, размер штрафных санкций возрастает до 40% (НК РФ, статья 122, пункт 3). Существуют также вносы по травматизму, которые прописаны в ФЗ №125. Здесь размер штрафных санкций составляет от 20 до 40 процентов.

Недавно Министерство финансов РФ дало пояснения в отношении штрафов, начисляемых за несвоевременную выплату в ПФ России. В одном из писем работники Минфина указали, что инспекторы ФНС не стягивают штраф с предприятия, если последнее несвоевременно делает перечисление, но вовремя передает отчетность. В такой ситуации берется только пеня. Получается, что задержка в выплате не является поводом для начисления штрафов (НК РФ, статья 122).

В своем письме работники Минфина России ссылаются на решение ВАС под номером 57 от 30 июля 2013 года. Следовательно, организация штрафуется за опоздание по взносам только при условии, что она ошибочно сделала расчет или не передала отчет в положенный по законодательству срок. Если в вычислениях отсутствуют ошибки и документация передана в оговоренные законодательством сроки, с нарушителя берется небольшая пеня размером 1/300 от ключевой ставки (за каждые сутки).

Если предприятие задержало платеж только на день, пеня не платится. Ее начисление осуществляется через сутки, следующие за периодом оплаты. День выплаты в вычисление не входит.

Уголовная ответственность

Как отмечалось, в 2020 году за невыполнение обязательств по выплате страховых взносов предприятие может ждать уголовная ответственность. Ситуация имеет место, когда речь идет о крупных и особо крупных размерах задолженности. Привлечение предприятия по УК РФ возможно с 10 августа 2017-го. Именно тогда вступила в силу поправка ФЗ №250. В ней прописано, что уголовная ответственность имеет место при наличии задолженности от 5 миллионов рублей и более. При этом поправки касаются долгов, которые появились после 10 августа.

Если организация не платит взносы (социальные, медицинские и пенсионные), следователь заводит дело по 199-й статье УК РФ. Ситуация классифицируется, как преступление за несвоевременную передачу средств или наличие неправдивой информации. Если следователи докажут, что руководители предприятия в течение трех лет не доплатили больше 5 миллионов рублей в бюджет (общая сумма по сборам, налогам и прочим платежам), заводится уголовное дело. Если организация не выплатила больше 15 миллионов рублей, предельный штраф составляет от 0,5 миллионов рублей и более, а уголовный срок — 6 лет.

УК РФ действует и для компаний, которые просрочили по взносам за травматизм. В кодексе появились статьи под номерами 199.3, а также 199.4. Наказание имеет место, если организация уменьшает базу по платежам, специально делает ошибки в вычислениях или несвоевременно передает отчетность.

Если речь идет о крупном размере (больше 2-х миллионов рублей долга), нарушителя ожидает штраф размером 0,5 млн. рублей и более строгий вариант — до 4-х лет лишения свободы. Предприятие сможет уйти от ответственности, если выплатит штрафы и пеню в полном объеме. Но такая возможность имеется только при первом нарушении. В дальнейшем придется отвечать по всей строгости закона.

Согласно Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» индивидуальные предприниматели являются страхователями по отношению к самим себе и уплачивают фиксированные страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Уплата взносов у ИП обязательна даже при отсутствии предпринимательской деятельности и доходов от нее. Есть только пять ситуаций, при которых можно не платить взносы [1] , их мы и рассмотрим в этой статье.

Для того, чтобы не уплачивать взносы за этот период, необходимо предоставить в свое отделение Пенсионного фонда документы, подтверждающие отсутствие предпринимательской деятельности и документы о наличии ребенка.

Документом, подтверждающим отсутствие деятельности, обычно является налоговая декларация. Как пишет Минтруд в письме от 22.01.2014 N 17-4/ООГ-14, «Документами, свидетельствующими об отсутствии деятельности указанной категории плательщиков, являются налоговые декларации, представляемые последними в налоговые органы по месту жительства, не содержащие в соответствующих строках числовых показателей полученного дохода от предпринимательской и иной профессиональной деятельности». Казалось бы, проще некуда. Однако Пенсионный фонд и тут находит повод отказать предпринимателям. Например, если декларация за год не нулевая, то работники фонда могут это использовать как причину для отказа, даже если из декларации видно, что доходы получены только в периодах до рождения ребенка. Кроме деклараций можно использовать выписки с расчетных счетов, журналы кассира-операциониста, книги учета доходов и расходов по УСН и ОСНО и т.д. Если это не помогает, значит придется идти в суд и предъявлять уже суду эти доказательства, как пришлось сделать предпринимательнице, чье дело рассматривал Арбитражный суд Волго-Вятского округа [2] .

По документам на ребенка отделения ПФ тоже иногда фантазируют. Стандартными документами являются свидетельство о рождении ребенка и справка от второго родителя, что он не находится в отпуске по уходу. Однако некоторым работникам ПФ этого мало, и они требуют справки о совместном проживании с ребенком. Обычно они это требуют, если в отпуск уходит отец, матерям они верят и без таких справок.

Если вы собираетесь получать освобождение от уплаты взносов по данному основанию, следует иметь ввиду, что органами Пенсионного фонда могут рассматриваться не только те документы, что предоставите вы, но и любые имеющиеся у них сведения. Так, если пособие по уходу за ребенком-инвалидом оформлено не на вас, а на другого родителя, вы можете получить отказ, потому что уже заявлено о том, что уход за ребенком осуществляете не вы [4] . Такая же ситуация может быть в случае получения компенсации по уходу за инвалидом 1 группы (по Указу Президента РФ от 26.12.2006 N 1455) – если компенсация оформлялась на другого человека, то значит он и осуществлял уход [5] .

Для получения освобождения от уплаты взносов надо предоставить в органы Пенсионного фонда справку из военкомата (или иной документ, подтверждающий службу по призыву) и документы о том, что деятельность не велась.

Форма справки установлена приложением 5 к Постановлению Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий". А также надо предоставить документы об отсутствии деятельности и доходов.

И Президиум ВАС в Информационном письме от 11.04.2006 N 107 сообщил, что «Суд, рассматривая споры, связанные с взысканием с индивидуального предпринимателя (страхователя) недоимки по страховым взносам, в случае представления последним доказательств существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, не должен ограничиваться лишь констатацией факта нарушения обязательства по уплате страховых взносов за соответствующий период. При установлении таких обстоятельств суд может принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя (страхователя), не осуществляющего предпринимательскую деятельность, недоимки по страховым взносам за период, когда имели место соответствующие обстоятельства.»

К таким ситуациям экстраординарного характера суды относят нахождение в местах лишения свободы [7] и тяжелую продолжительную болезнь [8] . Признать другие случаи экстраординарными вряд ли получится.

[1] Пункт 6 статьи 14 Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

[2] Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.05.2015 N Ф01-1630/2015 по делу N А28-8161/2014

[3]Приказ Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 N 1031н «О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления»

[4] Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2015 N 11АП-13744/2015 по делу N А65-12176/2015

[6]Постановление Правительства РФ от 10.04.2014 N 284 «Об утверждении перечня международных организаций, супругам работников которых при установлении страховых пенсий в страховой стаж засчитывается период проживания за границей»

[7] Определение Верховного Суда РФ от 01.10.2015 N 306-КГ15-11955 по делу N А65-26602/2014, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10.06.2015 N Ф06-24323/2015 по делу N А65-26602/2014

[8] Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 23.11.2015 по делу N 33-17764/2015, Определение Верховного Суда РФ от 13.02.2015 N 307-КГ14-9082 по делу N А05-706/2014

Читайте также: