Освобождение военных пенсионеров от уплаты страховых взносов

Автор: адвокат МОКА Морозова О.В.
март, 2020

Всем известно, что военный пенсионер – лицо, получающее пенсию по линии министерств обороны или внутренних дел, - имеет право на одновременное получение второй пенсии - страховой, выплачиваемой Пенсионным фондом РФ.

Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 прямо указал в статье 7, что военные пенсионеры при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

И если военный пенсионер решил заняться трудовой деятельностью – любой и в любой форме, то он лично либо его работодатель принуждается налоговым органом к уплате страховых взносов в бюджет ПФР.

Почему ПФР право военных пенсионеров на вторую пенсию превращает для них в обязанность по ее "зарабатыванию"? Почему сегодня военный пенсионер, 1967 г.р. и младше, обязан в течении 15 лет платить страховые взносы в ПФР, отчисляя 22% своего заработка, чтобы к 70 годам иметь право на получение второй пенсии в усеченном наполовину размере по сравнению с другими застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования?

Да, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными платежами. Обязанность по их уплате лежит на страхователе, т.е организации-работодателе или на военном пенсионере лично, если он относится к частно практикующим лицам (ИП, адвокаты и пр.). Если есть страхователь, значит, он кого-то страхует - застрахованное лицо в обязательном пенсионном страховании. Но военный пенсионер уже имеет пожизненное обеспечение от государства и следовательно, не может потерять доход, риск утраты которого и страхуется в обязательном пенсионном страховании.

Так можно ли отказаться от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, если военный пенсионер не хочет получать вторую пенсию за "гражданский" трудовой стаж? Для ответа на данный вопрос достаточно ответить на еще один вопрос: а за кого страховые взносы уплачиваются в ПФР в обязательном порядке? - за застрахованное лицо. А кто является застрахованным - сам военный пенсионер, при чем от риска, которого у него нет.

Ответ лежит на поверхности – правоприменитель предпочитает применять только федеральный закон, касающийся непосредственно системы обязательного пенсионного страхования (далее по тесту – система ОПС). Речь идет о Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Даже разъяснения Конституционного суда не смущают, - принуждает работающих военных пенсионеров (в том числе индивидуальных предпринимателей, адвокатов, др.) быть застрахованными в системе ОПС, а значит нести обязанность по уплате страховых взносов в его бюджет.

Если говорить не юридическим языком, который из-за множества терминов и необходимых отсылок, многим покажется абракадаброй, то обязательное пенсионное страхование в отношении военных пенсионеров может иметь только добровольный характер. Еще проще – налоговые органы нарушают закон и игнорируют прямой запрет, наложенный Конституционным судом РФ, на такое применение положений закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ, которое обязывало бы военных пенсионеров вступать в систему обязательного пенсионного страхования.

Вступление в систему ОПС военными пенсионерами осуществляется только добровольно. Соответственно, и выход из нее для военного пенсионера тоже добровольный – ПФР не имеет права принуждать военного пенсионера уплачивать ему пенсионные взносы.

При этом военный пенсионер должен четко знать и осознавать, что вступив в систему ОПС, он будет нести обязанности такие же как и остальные застрахованные лица, т.е. на равных условиях он будет в течении 15 лет (с учетом переходного периода) уплачивать страховые взносы, чтобы заработать 30 ИПК (баллов), но страховая пенсия у него будет урезанная, т.к. права на фиксированную выплату к страховой пенсии он не имеет.

Кроме того, то страховое обеспечение, которое ПФР будет выплачивать военному пенсионеру при выполнении последним всех необходимых условий, не может считаться эквивалентным ранее уплаченным суммам пенсионных взносов при существующей тарификации.

Тариф страховых взносов в бюджет ПФР состоит из солидарной и персональной частей. Солидарная (общая) часть идет на те выплаты, на которые военный пенсионер не может претендовать (его такого права лишили в силу закона). Ситуация в следующем, ты платишь солидарную часть как все, а гарантировано ничего не получаешь.

Кроме этого, ПФР будет выплачивать военному пенсионеру страховую пенсию не тогда, когда он достигнет общеустановленного пенсионного возраста (60 лет – для женщин и 65 – для мужчин, с учетом переходного периода), а когда он выполнит условия, предусмотренные Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях».

Строго говоря, вторая пенсия, на которую имеет право военный пенсионер не совсем страховая и совсем не пенсия. Эта выплата хоть и имеет такое наименование и должна выплачиваться при наступлении страхового случая, но страховой пенсией не является минимум по двум причинам: 1) на эту сумму прожить невозможно без получения военной пенсии, и речь идет именно об увеличении имеющейся, 2) это прибавка к имеющейся пенсии за выслугу лет, не связана с реализацией страхового риска. Система ОПС является способом "зарабатывания" прибавки к имеющейся военной пенсии.

Момент вступления в систему ОПС для военного пенсионера не связан со страховым риском, поскольку у него отсутствует вероятность потери заработка (у него уже есть пожизненная государственная пенсия).

Принудительно загонять человека в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС) без наличия у него страхового риска никто не имеет права. В противном случае это будет прямое нарушение законодательства о страховании, а также прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ.

По правде у военного пенсионера есть право отказаться от уплаты страховых взносов, но на сегодня реализовать это право невозможно из-за несогласия налоговых органов, поэтому никто не рискует ввязываться в судебные тяжбы с налоговой, которую всегда суд поддержит.

Но что интересно в данной ситуации беззаявительное участие военных пенсионеров в обязательном пенсионном страховании, также подразумевает и беззаявительный отказ от такого участия.
Но я все-таки написала заявление, и вот, что вышло.

Защита победила: права военных пенсионеров - адвокатов будут пересмотрены

Личный опыт отказа от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

С 2 июля 2014 года я вышла в отставку по болезни, в возрасте 45 лет, и получаю пенсию за выслугу лет, назначенную мне в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", то есть являюсь военным пенсионером.
11 апреля 2017 года, в возрасте 47 лет, мною получен статус адвоката.
19 мая 2017 года мною получена выписка о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, из которой следует, что по состоянию на апрель 2017 года на моем индивидуальном лицевом счете учтены пенсионные права в размере 3,73 ИПК и 2 года 7 месяцев страхового стажа.
С учетом риска дожития до 60 лет страховой случай обязательного пенсионного страхования для меня наступит через 13 лет от начала работы адвокатом. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере позволяет накапливать около 1 ИПК в год, а значит, на моем индивидуальном лицевом счете застрахованного лица не будет величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, что является невыполнением требований частей 2 и 3 статьи 8 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем, при наступлении страхового случая я получу отказ в назначении страховой пенсии по старости.
21 июня 2017 года я обратилась в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №17 по Московской области с просьбой не ставить меня на учет в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку я получаю пенсию за выслугу лет и отказываюсь от участия в обязательном пенсионном страховании в связи с тем, что к 2024 году у меня будет только 11 лет страхового стажа, которого недостаточно для назначения страховой пенсии, и, следовательно, система обязательного пенсионного страхования мне не гарантирует предоставление соответствующего страхового обеспечения при наступлении страхового случая, а на иное социальное обеспечение по возрасту я не имею прав.
На мое заявление налоговый орган ответил письмом о том, что я как адвокат обязана уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.
18 сентября 2017 года мною подано административное исковое заявление в Люберецкий городской суд Московской области с требованием о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 17 по Московской области от 10 июля 2017 г. № 12-26/29683@ в части признания административного истца плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку оно нарушает мои права, предусмотренные статьями 19, 35, 39, 55 Конституции РФ, так как (а) уплатив страховые взносы, я не буду получать никакого пенсионного обеспечения не только при наступлении страхового случая, но и в последующем; (б) по сравнению с иными застрахованными лицами для военных пенсионеров установлены значительно худшие условия для получения страхового пенсионного обеспечения.
19 декабря 2017 года Люберецким городским судом Московской области принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований (дело № 2а-7749/2017).
23 апреля 2018 года Московским областным судом отказано в удовлетворении моей апелляционной жалобы и решение Люберецкого городского суда Московской области от 19 декабря 2017 года оставлено без изменения.
31 октября 2018 года Московским областным судом отказано в передаче моей кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
10 апреля 2019 года судьей Верховного Суда Российской Федерации вынесено определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

19 июня 2019 года заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации отказано в жалобе об отмене определения об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

28 января 2020 года Конституционный суд РФ рассмотрел мою жалобу и вынес решение.
Я очень надеялась, что с новым решением КС в обязательном пенсионном страховании (ОПС) завершится эра безусловного отнесения законом работающих пенсионеров к застрахованным лицам, и для них участие в ОПС станет реально добровольным, а не принудительным как сейчас. Но я не смогла защитить свои права в рамках национальной судебной системы, что возможно повлечет для меня санкции в виде взыскания своевременно неуплаченных страховых взносов, несмотря на то, что я не нуждаюсь в увеличении размера получаемой пенсии, тем более принудительно.

То, что теперь возложение обязанности по уплате взносов на таких как я признанно не противоречащим Конституции, одновременно означает признание конституционным принудительного порядка пенсионного страхования работающих военных пенсионеров. Полагаю, такой результат судебного обжалования политическим и не основанным на праве.

При этом все обжалуемые мною погрешности закона КС признал неконституционными. Согласно постановления КС № 5-П от 28.01.20 я обязана принудительно страховаться и платить взносы в ПФР с целью увеличения размера получаемой пенсии в рамках ОПС, в котором не определены ни объем, ни условия формирования и реализации моих страховых пенсионных прав. Правомерность привлечения к ответственности за неисполнение такой обязанности, конечно, сомнительна. Сама я взносы в ПФР не платила и платить не буду, но пока за мною не числится задолженности, что не позволяет продолжить диспут с государственными органами в юридической плоскости.

ОПС - это механизм реализации социального страхования, который нельзя безусловно использовать для увеличения размера военной пенсии. Получатель социального обеспечения не является лицом, нуждающимся в защите государства, ведь в отношении него государство выполнило свою социальную миссию, и он как гражданин должен считаться социально защищенным.

Заставлять человека увеличивать свою пенсию само по себе лишено здравого смысла, поскольку назначаемые нам пенсии, по закону, считаются достаточными по размеру, который обеспечивает достойное проживание при утрате трудоспособности.

Возложение обязанности самостоятельно уплачивать взносы на ОПС в зависимости от ведения трудовой деятельности безотносительно пенсионного статуса, нарушает конвенционное право собственности военного пенсионера. Осталась одна надежда, что моя жалоба в ЕСПЧ (№ 42408/19), принятая в августе 2019 года, будет рассмотрена по существу и нарушения имущественных прав граждан РФ, получающих пенсии и продолжающих при этом трудиться, в части возложения на них обязанности по уплате обязательных страховых платежей на ОПС, будут признаны на международном уровне.

В общем, моя оценка отличается от оценки Российской газеты, опубликовавшей статью о новом решении КС о победе защиты.


Статья 7. Право выбора пенсии

Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". // Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 03.04.2017) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"

О юридической помощи и законах от адвоката МОКА


9 июня в Госдуму внесен разработанный Правительством РФ проект поправок в Закон об обязательном пенсионном страховании (законопроект № 970006-7). Документ разработан в целях исполнения Постановления Конституционного Суда РФ № 5-П от 28 января 2020 г., о котором ранее писала «АГ».

Напомним, что постановление КС было принято по итогам рассмотрения жалобы адвоката Московской окружной коллегии адвокатов Ольги Морозовой, получающей пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, органах принудительного исполнения РФ и их семей (далее – Закон о военных пенсиях).

В жалобе указывалось, что отдельные нормы законодательства (ч. 4 ст. 7 Закона о военных пенсиях; подп. 2 п. 1 ст. 6, п. 22 ст. 22 и п. 1 ст. 28 Закона об обязательном пенсионном страховании; подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, а также ч. 2 и 3 ст. 8, ч. 18 ст. 15 Закона о страховых пенсиях) не соответствуют Конституции РФ в той мере, в которой обязуют адвокатов из числа военных пенсионеров уплачивать взносы на ОПС без закрепления надлежащих гарантий получения ими пенсии по старости. Заявитель добавила, что оспариваемые ею положения предусматривают уплату страховых взносов по солидарной части тарифа, при том что фиксированная выплата к пенсии по старости им не устанавливается.

Рассмотрев жалобу, КС признал спорные нормы соответствующими Конституции в той мере, в какой они, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по ОПС, возлагают на них обязанность по уплате взносов с целью обеспечения права на получение обязательного страхового обеспечения. При этом он предписал законодателю незамедлительно устранить неопределенность содержания оспариваемых норм применительно к объему, условиям формирования и реализации пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров.

Внесенный в Госдуму проект предлагает, в частности, внести поправки в ст. 6 и 7 Закона об ОПС в целях исключения адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом о военных пенсиях, из числа застрахованных лиц, на которых распространяется ОПС. Как указано в пояснительной записке, эта новелла позволит освободить таких лиц от уплаты страховых взносов.

Кроме того, предложено внести изменения в ст. 29 Закона об ОПС, согласно которым адвокатам из числа военных пенсионеров будет предоставлено право добровольной уплаты взносов на ОПС. «Распространение на указанную категорию адвокатов механизма добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию позволит как засчитывать периоды уплаты ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в страховой стаж, учитываемый при определении права на страховую пенсию, так и самостоятельно определять таким лицам размер добровольно уплачиваемых страховых взносов», – отмечается в пояснительной записке.

В комментарии «АГ» Ольга Морозова назвала поправки «капитуляцией с последующей победой». «Законопроект предоставляет возможность адвокатам – военным пенсионерам не платить взносы на ОПС, но постановление КС “закрывается” без пересмотра объема и порядка реализации их пенсионных прав. Условия ОПС включают уплату на протяжении не менее 15 лет страховых взносов в общей сумме, достаточной для пересчета в 30 ИПК. Страхование, в котором при наступлении страхового случая застрахованный ничего не получает, хотя уплачивал взносы, – это уже не страхование, если ему не пересчитывают размер страхового обеспечения исходя из суммы взносов, уплаченных на момент наступления страхового случая», – пояснила она

По мнению адвоката, регулирование ОПС создает ситуацию необеспеченности обоснованных имущественных ожиданий, возникающих при уплате страховых взносов и наступлении страхового случая. «В противном случае не надо называть данные правоотношения страховыми, а взносы – страховыми взносами. Все будет как прежде, за малым исключением», – полагает она.

Ведущий юрисконсульт компании ФБК Legal Валентина Полякова напомнила, что КС в Постановлении № 5-п/2020 сформулировал два вывода. «Во-первых, Суд признал адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по ОПС. Во-вторых, констатировал наличие неопределенности, связанной с реализацией прав на получение пенсионных выплат за счет уплаченных такими лицами взносов. В связи с этим стояла задача разрешить данное противоречие», – отметила эксперт.

По ее мнению, в результате законодатель не стал прорабатывать механизм реализации прав на использование пенсионных накоплений. «Законопроектом предлагается вовсе исключить таких адвокатов из числа страхователей, сняв с них обязанность по уплате взносов на ОПС, при этом одновременно предусмотрено право их уплаты добровольно. Фактически адвокаты из числа военных пенсионеров вправе самостоятельно выбирать, участвовать им в системе ОПС или нет. Такое решение представляется весьма удачным», – полагает Валентина Полякова.

Юрист добавила, что, если говорить о внесенных ранее и вносимых в настоящее время взносах, стоит вспомнить разъяснения Конституционного Суда по сходным обстоятельствам (Письмо от 13 апреля 2000 г. № 2277). «Тогда КС отметил, что излишне уплаченные взносы граждан, чьи права были нарушены положениями, признанными неконституционными, возвращаются им в предусмотренном законодательством порядке, но не ранее чем с даты провозглашения соответствующего постановления КС. Иными словами, адвокаты из числа военных пенсионеров вправе претендовать на возврат сумм, излишне уплаченных ими с даты принятия постановления КС по даты вступления новых норм в силу», – заключила эксперт.

ИП - военные пенсионеры


ИП - военные пенсионеры

Об уплате страховых взносов за себя ИП, являющимися военными пенсионерами.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 29 октября 2020 г. N 03-15-05/94210

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и в части своей компетенции по вопросу освобождения от уплаты страховых взносов индивидуальных предпринимателей, являющихся получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон N 4468-1), сообщает следующее.
С 1 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулирует Глава 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Налогового кодекса под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
При этом законодательством Российской Федерации устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию является, в частности, установление страховой пенсии по старости.
В случае если индивидуальный предприниматель является военным пенсионером, то на основании статьи 7 Закона N 4468-1 он имеет право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом N 4468-1, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), при наличии условий для назначения ему страховой пенсии по старости.
Необходимо отметить, что согласно Федеральному закону N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В настоящее время исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов за себя.
Согласно части 1 статьи 430 Налогового кодекса данные плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Положениями главы 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей, в том числе являющихся пенсионерами, от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов, в частности, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и т.д., указанных в пунктах 1, 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (пункт 7 статьи 430 Налогового кодекса), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.
Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов осуществляется независимо от возраста.
Требование своевременной и полной уплаты страховых взносов отражает не только частные, но и определенные принципом солидарности публичные интересы.
Кроме того, отмена обязанности по уплате страховых взносов индивидуальных предпринимателей - пенсионеров может привести к злоупотреблениям по перерегистрации предпринимательской деятельности на таких лиц, что, с одной стороны, негативно отразится на собираемости страховых взносов и сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации, а с другой стороны, приведет к утрате адресного подхода при предоставлении такой преференции.
На основании изложенного предложение об освобождении от уплаты страховых взносов индивидуальных предпринимателей, являющихся военными пенсионерами, в настоящее время не рассматривается.

Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
29.10.2020

В Налоговом Кодексе (НК) Российской Федерации указаны группы граждан, которым полагаются послабления. В частности, льготы военным пенсионерам по налогам предоставляются по личной инициативе и на один объект, удовлетворяющий граничным параметрам.

Особенности предоставления привилегий воинам-пенсионерам


К военным пенсионерам причисляют не только бывших солдат и офицеров армии РФ. В общем порядке к указанной группе относятся граждане, получившие пенсионное гособеспечение ввиду наличия выслуги в рядах таких формирований:

  • Вооруженных сил РФ;
  • органов внутренних дел;
  • подразделений Министерства чрезвычайных ситуаций;
  • некоторых иных правоохранительных органов.

Послабления предоставляется по обязательным взносам за владение:

  • недвижимостью;
  • земельным участком;
  • транспортным средством.

Внимание: не освобождается от налогообложения строение, которое используется в предпринимательской деятельности.

Важно: по налоговым послаблениям установлен срок исковой давности. Если бывший военный не воспользовался законным правом, то восстановить его можно в течение трех лет.

Порядок получения налогового послабления


Право на преференции предоставляется лицам, принадлежащим к одной из льготных категорий. Перечень их приводится в ст. 407 НК . Порядок растолковывается в подзаконных актах. В общих чертах он таков:

Подсказка: преференция предоставляется путем не перечисления средств льготником. Получить ее можно только после оповещения ФНС об имеющихся льготах.

В случае, если заявление не будет предоставлено льготником, льгота будет предоставляться на основании данных, которые имеются у налогового органа, в том числе путем запроса (Письма ФНС России от 25.06.2019 N БС-4-21/12286@, от 24.06.2019 N БС-4-21/12220).

Обращение передается налоговикам следующими способами:

  • путем личного посещения отделения, либо МФЦ (если имеется соглашение между МФЦ и налоговым органом);
  • почтовым отправлением;
  • через сервис «Личный кабинет налогоплательщика».
Внимание: в обязанности специалиста входит проверка подлинности документации. Если обращение поступило по почте или через интернет, то заявителю придется явиться в госорган в назначенное время с первыми экземплярами документов.

Когда необходимо подтверждать право на льготу


По правилам заявка на налоговые послабления должна оказаться в ФНС до 1 ноября года, в котором человек желает воспользоваться преференцией. Нарушение данного срока приводит к усложнению процедуры, но не лишает права. Так как по налоговым преференциям установлен срок исковой давности в три года, льготник имеет возможность обратиться за льготой в следующие периоды.

Кроме того, у претендента есть право на выбор объекта налогообложения, по которому предоставляется преференция. Его следует указать в заявлении. Как правило, право человек распространяет на самый дорогой объект, параметры которого не выходят за рамки ограничений.

Налоговые послабления для военных пенсионеров


Общероссийские преференции бывшим военнослужащим установлены в параграфах НК . Их множество. В частности, снижение налогооблагаемой базы или полное исключение одного объекта применяется к таким видам собственности:

  • недвижимости;
  • земельному участку.

Также данная категория граждан имеет право перенести остаток имущественного вычета на предыдущие налоговые периоды (п. 10 ст. 220 НК РФ).

Имущественный вычет предоставляется не только при покупке недвижимости и земельных участков, но и по уплате процентов по займу/кредиту, предоставленному для приобретения/строительства жилья и земельных участков под жилье.

Подсказка: претендент обязан заявить о каждом виде послабления отдельно. В совокупности льготы не предоставляются.

Таким образом, алгоритм действий льготника таков:

  1. Самостоятельно определить один объект собственности по каждой категории, по которым полагаются преференции;
  2. Собрать необходимые документы и сделать копии;
  3. Подать заявление в отделение ФНС по каждой позиции отдельно.

Льготы по налогу на имущество


Каждый собственник ежегодно вносит в бюджет обязательный налог за объекты, находящиеся во владении. Преференция бывшему воину заключается в освобождении одного из объектов от налогообложения (ст. 401, пп. 10 п. 1, п. 4 ст. 407 НК РФ; Письмо ФНС России от 09.01.2017 N БС-4-21/48@). Предоставляется она в инициативном порядке. Следовательно, претендент должен:

Кроме того, региональными законами устанавливаются иные привилегии отдельным группам населения. Как правило, они предоставляются в форме вычетов (возврата внесенного налога). Подробности следует искать в нормативной базе региона проживания.

Общие правила получения льготы состоят в освобождении одного объекта налогообложения каждого вида на выбор налогоплательщика. То есть, если военный пенсионер имеет квартиру, гараж и дачный дом, то он освобождается от уплаты налога на все три объекта. Но если у него в собственности две квартиры и гараж, то он освобождается от уплаты налога на одну квартиру и гараж, а за вторую ему придется уплатить налог (п. 3 ст. 407 НК РФ).

И помимо этих льгот, предусмотрены еще налоговые вычеты с учетом вида жилого помещения. Параметры, заложенные в законодательство, таковы:

  • квартира — уменьшается на 20 кв. м.;
  • дом — на 50 кв. м.;
  • комната — на 10 кв. м.
Внимание! Чтобы не было каких-либо недоразумений, лучше подать заявление на льготу, в противном случае налоговый орган предоставит данную льготу на основании своих данных.

Также если не будет предоставлено уведомление в отношении какого объекта используется льгота до 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, то налоговая льгота будет предоставлена в отношении одного объекта с максимальной начисленной суммой налога (п. 7 ст. 407 НК РФ)

Если льгота применяется впервые — подается заявление с пакетом вышеперечисленных документов. Если до 31.12.2017 уже использовалась льгота, то заявление повторно не подается (Письмо Минфина России от 09.04.2018 N 03-05-04-01/23385). Однако при появлении у льготника нового имущества, в отношении которого тоже может применяться льгота, он должен передать в ИФНС указанное уведомление.

Послабления по земельному налогу


В общероссийском законодательстве не указаны преференции бывшим воинам по налогу за земельный участок в явном виде. База налогообложения может быть уменьшена на 6 соток определенным категориям, в число которых могут входить бывшие воины. К таковым относятся:

  • ветераны и инвалиды ВОВ;
  • ветераны, инвалиды боевых действий;
  • военные пенсионеры, имеющие группу инвалидности (1 группа или 2 группа);
  • граждане особого риска, участвовавшие в испытаниях ядерного оружия, ликвидации аварий на средствах вооружения и военных объектах.

В общем порядке привилегия распространяется не на число объектов. Она исчисляется в денежном выражении. К заявлению претендент обязан прикрепить документы о праве собственности с указанием адресов расположения наделов. Уведомление о выбранном участке также также предоставляется в налоговый орган не позднее 31 декабря года,с которого собираетесь использовать вычет.

В некоторых субъектах федерации бывшим воинам предоставлены льготы. Они выражаются в:

Величина налогового вычета может быть установлена в ином размере, также как и другие налоговые преимущества на региональным уровне.

Если льготник имеет несколько земельных участков и периоды владения ими в календарном году не пересекались, то вычет можно получить по каждому из них (Письмо Минфина России от 06.11.2018 N 03-05-04-02/79816).

Послабления по транспортному налогу


В соответствии со статьей 356 НК установление ставок по транспортному сбору отнесено к полномочиям регионов. Это означает, что привилегии для бывших воинов также назначают Законодательные собрания субъектов федерации. Каждый выделяет свои льготные группы, а также разрабатывает методику исчисления привилегии.

В общем случае следует придерживаться такого алгоритма:

В других регионах работа устроена со своими тонкостями и нюансами. Так, в Санкт-Петербурге освобождается от сбора по транспорту один автомобиль отечественного производства мощностью до 150 л. с., владельцем которого является пенсионер (любой). Московские жители могут претендовать на освобождение от транспортного сбора, если принадлежат к категории участников боевых действий.

Учитывается данная льготная категория еще и в таких областях:

  • Новосибирской;
  • Ярославской;
  • Сахалинской.
Важно: при установлении преференции региональные власти ориентируются на мощность автомобиля. Кроме того, послабление предоставляется на одно транспортное средство, находящееся в собственности претендента с мощностью двигателя до 150 л. с. (вплоть до нуля).

Привилегии вдовам и иждивенцам военных пенсионеров


В соответствии с законом № 76-ФЗ от 27.07.1998 к членам семейства военного относятся:

В случае гибели военнослужащего за перечисленными лицами сохраняются соцгарантии, предоставляемые при его жизни. В частности, члены семейства имею право на получение:

  • пенсионного содержания по утере кормильца;
  • компенсации затрат на проезд к месту захоронения и обратно (раз в год одному человеку);
  • пользование медучреждениями и иное.
Подсказка: Пенсия по случаю потери кормильца, назначенная супругу умершего, сохраняется и при вступлении супруга в новый брак

В рамках указанного выше закона иждивенцы погибшего воина также пользуются налоговыми послаблениями по земельному сбору. Остальные привилегии для вдов содержатся в региональных нормативных актах.

Последние изменения

Обо всех изменениях будет известно позже. Вы сможете узнать об этом из новостей на нашем сайте. Также информация обновится и в этой статье.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Частные предприниматели должны уплачивать не только налоги на основании выбранного режима налогообложения, но и вносить обязательные взносы в ПФ и другие государственные взносы.

Но иногда у бизнесменов возникают ситуации, при которых они временно не занимаются предпринимательской деятельностью, поэтому не получают официальный доход, а также заняты другой деятельностью.

Бесплатно по России

Поэтому они получают возможность на определенный период времени получить освобождение от уплаты страховых взносов. Для этого нужно правильно составить прошение и подготовить документы, доказывающие право на такое освобождение.

В статье расскажем как грамотно составить заявление об освобождении от уплаты от страховых взносов.

Когда ИП могут не платить взносы

У каждого бизнесмена имеется возможность не вносить страховые взносы, если веские основания подтверждаются официальными документами. ИП перечисляет взносы не только за каждого наемного работника, но и за себя.

По закону при наличии статуса ИП необходимо платить взносы ежегодно. Средства направляются в разные государственные фонды. Деньги перечисляются даже при убытках, поскольку отсутствие прибыли не является веским аргументом для освобождения от этой обязанности. Отказ от перечисления средств выступает серьезным нарушением законодательства, поэтому нарушитель вынужден уплачивать штрафы и пени, размер которых зависит от суммы взносов.

Существуют некоторые ситуации, при которых предприниматель может рассчитывать на послабление от государства. Оно представлено освобождением от уплаты взносов.

В законе перечисляются все такие ситуации, к которым относится прохождение военной службы, оформление отпуска по уходу за ребенком, проживание с военным без возможности найти работу или нахождение за границей с супругом, представленным работником консульства или представительства России. Дополнительно включается время, которое предприниматель тратит на уход за инвалидом первой группы.

Периоды, когда не платятся страховые взносы «за себя»

Все такие ситуации перечисляются в п. 7 ст. 430 НК. Предприниматели могут не перечислять страховые взносы при следующих причинах:

  • Прохождение военной службы по призыву. Подготавливается военный билет и справка из комиссариата или воинского подразделения.
  • Уход за новорожденным ребенком. Данный период длится до того момента, пока малышу не исполнится 1,5 года. Для оформления требуется свидетельство о рождении младенца, а также свидетельство о браке и паспорт заявителя. Дополнительно может потребоваться справка, которая подтверждает, что предприниматель проживает в одной недвижимости с младенцем. Второй родитель не имеет права оформлять отпуск по уходу за малышом, поэтому подготавливает соответствующую справку с места трудоустройства.
  • Уход за инвалидом 1 группы или ребенком-инвалидом. Дополнительно сюда включается период ухода за престарелым человеком, которому больше 80 лет. Для оформления послабления требуются соответствующие медицинские справки. Если уход осуществляется за престарелым человеком, то он должен от своего лица написать заявление.
  • Проживание с супругом-военным, который служит на территории, где возникают сложности с нахождением работы. Учитывается исключительно период, не превышающий 5 лет. Для оформления потребуется военный билет супруга, справка из комиссариата или подразделения, где служит мужчина, а также справка, полученная из центра занятости и подтверждающая отсутствие мест для трудоустройства.
  • Нахождение за пределами РФ с супругом, который представлен работником консульства или представительства РФ. В качестве подтверждения выступают различные справки, полученные из государственных организаций, которые направили супруга в вышеуказанные учреждения для осуществления рабочей деятельности.
  • Приостановление статуса адвоката, но в этот период времени не должна осуществляться адвокатская деятельность.

Как правильно заполнить

Для оформления преференции используется специальный бланк. Он по внешнему виду напоминает декларацию, поскольку сверху находится специальный штрих-код, а также в остальных углах остаются квадраты черного цвета.

Во время заполнения документа указывается следующая информация:

  • код налогового органа, куда передается заявление;
  • ФИО и номерСНИЛСа заявителя;
  • код категории плательщика;
  • действующий номер телефона;
  • период, на который предприниматель желает получить освобождение от уплаты страховых взносов;
  • причина, по которой требуется преференция;
  • дата составления;
  • подпись предпринимателя.



Допускается при составлении данного документа пользоваться не унифицированной, а свободной формой, но специалисты рекомендуют придерживаться образца.

Какие указывать периоды

При заполнении заявления обязательно указывается причина, по которой предприниматель не может далее перечислять страховые взносы. Для этого применяются следующие обозначения:

  • СЛПРИЗ – мужчина был призван на военную службу, поэтому временно приостанавливает предпринимательскую деятельность;
  • ДЕТИ – оформление отпуска по уходу за новорожденным младенцем на 1,5 года;
  • АДВ – приостановление статуса адвоката, что приводит к прекращению адвокатской деятельности на некоторый срок;
  • ТРУДЛИЦО – осуществление ухода за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или престарелым гражданином;
  • ПРЗАГР – совместное проживание за пределами РФ с супругом, который представлен работником государственного учреждения;
  • ПРОЖСУПР – заключение брака с супругом-военным, который вынужден служить в регионе, где отсутствуют возможности для трудоустройства.

Заявление с другими бумагами рассматривается максимально в течение 30 дней, после чего гражданин получает ответ на свое обращение. При положительном решении предприниматель не уплачивает страховые взносы в течение ограниченного времени, указанного в заявлении. Если же приходится сталкиваться с отрицательным решением, то его можно обжаловать в судебном порядке.

Полезное видео

Дополнительная информация по теме статьи в видео:

Заключение

Страховые взносы являются обязательными платежами для любого предпринимателя. Их приходится перечислять даже при отсутствии дохода или деятельности. Но существуют определенные периоды, в течение которых бизнесмены освобождаются от этой обязанности.

Предприниматели должны подтвердить возникшие жизненные обстоятельства с помощью официальных документов. Для получения освобождения нужно составить официальное заявление, передаваемое работникам ФНС.

Читайте также: