Отчисления в пенсионный фонд в украине в 1993 году

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

30 апреля 2014 16:38

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из Украины на постоянное жительство, регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения.*

В соответствии с указанным Соглашением пенсионное обеспечение данных граждан и членов их семей производится по законодательству Российской Федерации.**

В качестве документа, удостоверяющего личность и подтверждающего факт постоянного проживания на территории РФ гражданин Российской Федерации должен предъявить паспорт гражданина РФ, иностранный гражданин (гражданин Украины) - вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства.

Перечень документов, необходимых для назначения пенсии гражданам, прибывшим из стран СНГ, в том числе из Украины, аналогичен перечню, определенному для граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, но существует необходимость предоставления нотариально заверенного перевода документов, выполненных на иностранном языке (в том числе штампов и печатей).

Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе и на досрочную гражданам, прибывшим из Украины, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из государств-участников СНГ, а также на территории бывшего СССР (если иное не предусмотрено международными договорами с государствами – бывшими республиками СССР, не являющимися участниками СНГ). При этом, трудовой стаж, в том числе и стаж на соответствующих видах работ, имевший место в указанных государствах, приравнивается к страховому стажу.

Нормы Соглашения* позволяют включать в страховой стаж не только периоды работы, но также периоды иной деятельности (индивидуальной трудовой, предпринимательской, творческой деятельности, и т.д.).

Периоды работы после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая или иная деятельность. При этом, страховые взносы, уплаченные в соответствующие организации в государствах-участниках Соглашения,* в том числе в Пенсионный фонд Украины, при определении размера страховой части трудовой пенсии по Федеральному закону № 173-ФЗ** не учитываются, поскольку отсутствует механизм взаиморасчетов между указанными государствами.

Справка о заработной плате представляется за периоды, учтенные в трудовой стаж, т.е. за 60 месяцев подряд из всей трудовой деятельности до 1 января 2002 года, либо за 2000-2001года по данным персонифицированного учета только на территории РФ.

Исчисление пенсии производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. Если в государствах введена национальная валюта, размер заработка определяется из официально установленного курса к моменту назначения пенсии. Курс национальной валюты к рублю установлен Центробанком РФ по состоянию на 1 января 2002 года.

Справка о заработной плате предоставляется в следующем порядке:

-до введения национальной валюты только в советских рублях, после дня введения национальной валюты – в национальной валюте;

-перевод национальной валюты осуществляется на 1 января 2002 года (на дату конвертации пенсионных прав) по курсу Центрального банка РФ, до 1 января 1998 года суммы заработка увеличиваются в 1000 раз. Период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, предшествующими или следующими за ним.

Например, в Украине существовали следующие денежные единицы: рубль СССР - купон (переходная) - карбованец-гривна. В декабре 1991 года в обороте Украины использовались рубли бывшего СССР. С 1 апреля 1992 года были введены купоны многоразового использования. Курс купона не установлен Центробанком РФ, это переходная денежная единица. С 12 ноября 1992 года единственным законным средством платежа стал украинский карбованец. Обмен советских рублей на украинский карбованец производился 1/1. Поэтому заработная плата за период с 1 апреля 1992 года по 11 ноября.1992 года исключается из расчета заработка.

Со 2 сентября 1996 года введена гривна и обмен украинских карбованцев на гривну в соотношении 100000/1 - по информации Национального банка Украины об изменениях нарицательной стоимости национальной валюты.

Пенсия гражданам, переехавшим на постоянное жительство в Российскую Федерацию из Украины назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем. Данное правило практически рассчитано на лиц, которые в течение 6 месяцев после переселения обратились за назначением пенсии в российские компетентные органы.

Что касается случаев, когда между датой регистрации по месту жительства (по месту пребывания) и датой обращения за пенсией в Российской Федерации проходит более 6 месяцев, применяются сроки назначения пенсии, установленные законодательством РФ.

Это означает, что в случае, когда гражданин не обращался за пенсией в течение длительного времени (более 6 месяцев) срок назначения трудовой пенсии зависит от даты его обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации со всеми необходимыми документами, к числу которых, в частности, относится документ, подтверждающий регистрацию заявителя по месту жительства на территории России.

*Соглашение стран СНГ от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения»

**Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Краткое содержание:


Зачастую у граждан, прибывших из стран бывшего СНГ, возникают проблемы при назначении пенсии.

Какие могут быть проблемы?

Одна из самых распространённых проблем у таких граждан – это отказ Управления ПФ РФ включить в страховой стаж периоды работы после 2002 года из-за отсутствия информации об уплаченных страховых взносах.

Кроме того, могут возникнуть проблемы и с периодами работы, имевшими место с 1992-го по 2002 год. За указанные периоды Управление ПФ РФ направляет в страну бывшего СНГ, где работал будущий пенсионер, запросы о предоставлении информации о подтверждении периодов работы лица: подтверждающие справки, сведения о заработной плате и т.д.

В случае если ответы на данные запросы не поступают в Пенсионный фонд, указанные периоды не засчитываются в страховой и общий стаж лица.

Какие могут быть варианты решения в сложившейся ситуации и как «отстоять» свой трудовой стаж?

Существует соглашение "О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее – Соглашение)

от 13 марта 1992 года.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно ст. 10 Соглашения, государства – участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Для начала разберемся с периодами работы с 1992-го до 2002 года, т.е. периодами работы, имевшими место после вступления в силу Соглашения от 13 марта 1992 г. и до вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" № 178 от 17.12.2001 г.

В соответствии с действующим законодательством РФ (ТК РФ, ст. 66, Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утверждено приказом Министерства социального обеспечения от 04.10.1991 г. № 190, п. 1.1, п. 41.1) основным документом, подтверждающим трудовую деятельность гражданина, является трудовая книжка.

Если трудовая книжка лица, претендующего на получение пенсии на территории РФ, не содержит изменений и неточностей в указании сведений о работе, записи о спорных периодах работы внесены работодателем на основании соответствующих приказов, заверены печатями предприятия, оттиски печатей хорошо читаются, в таком случае каких-либо проблем с включением данных периодов работы не возникнет.

Однако следует отметить, что Пенсионный фонд все равно в соответствии с положениями Соглашения обязан послать запрос в бывшую союзную республику на документы, подтверждающие трудовой и страховой стаж гражданина.

В случае если ответы в отношении этих периодов не поступят, на основании одной трудовой книжки Пенсионный фонд спорные периоды не включит.

В таком случае гражданину необходимо будет обратиться в суд с исковым заявлением о включении спорных периодов работы в общий трудовой и страховой стаж. В случае если в трудовой книжке все записи сделаны грамотно и в соответствии со всеми правилами ведения трудовой книжки, как это было указано выше, трудностей у будущего пенсионера в подтверждении стажа не возникнет.

Как же быть с периодами работы после 2002 года?

В соответствии с распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. № 99 р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР", периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Такие справки в соответствии с п. 10 указанного Соглашения обязаны запрашивать территориальный органы Управления ПФ РФ, надо отметить, что, как правило, они выполняют свою обязанность. Однако запросы делаются не всегда своевременно.

В случае если указанные справки по запросу Пенсионного фонда не поступят, можно попробовать сделать запрос самостоятельно. Могу сказать лично из своей практики, что почему-то запросы ПФ РФ зачастую остаются без ответа, однако когда запрашивает суд по нашему ходатайству либо мы делаем запрос самостоятельно, ответ чаще всего приходит и довольно быстро.

Поэтому если ПФ РФ не включает периоды работы после 2002 года по причине отсутствия справок об уплате страховых взносов, можно смело идти в суд с иском и затем заявлять ходатайство об истребовании этих справок, а для большей надежности можно до подачи иска сделать еще и самостоятельный запрос.

В моей практике не было ни разу такой ситуации, чтобы ответ не поступил. Я думаю, дело в том, что ПФ направляет запросы простым письмом, а не заказным с уведомлением, поэтому письма идут долго или вовсе теряются.

Но это еще не все

Есть еще одна проблема, которая может возникнуть при назначении пенсии гражданам, проживавшим и работавшим в странах бывшего СНГ.

Как я уже говорила выше, в отношении периодов работы после 1991 года территориальные органы УПФ РФ направляют запросы о подтверждении данных периодов работы.

Указанные запросы Пенсионный фонд обязан делать сразу после обращения лица с заявлением о назначении пенсии. В таком случае велика вероятность того, что ответы на запросы придут за то время, пока Пенсионный фонд рассматривает документы гражданина и пенсия будут назначена ему с учетом включения всех периодов его работы на территории страны бывшего СНГ.

Однако запросы делаются не всегда своевременно и, как следствие, документы приходят гораздо позже, чаще всего через несколько месяцев после назначения пенсии. Конечно, перерасчет размера пенсии делается, но только с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором документы поступили. То есть, например, документы пришли в январе, и перерасчет сделают с 1 февраля.

Таким образом, в силу того, что пенсионный орган не исполняет свою обязанность своевременно и не истребует нужные документы сразу после обращения лица, пенсионер вместо того чтобы сразу с момента назначения пенсии получать пенсию в полном объеме, начинает получать ее только спустя несколько месяцев.

В таком случае можно попытаться добиться перерасчета пенсии с даты назначения. К сожалению, добровольно перерасчет УПФ с момента назначения пенсии делать отказывается. Однако лично из моей судебной практики могу сказать, что в судебном порядке вполне реально добиться перерасчета с даты назначения, конечно, все зависит от обстоятельств дела, но чаще всего практика складывается в пользу пенсионеров.

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 5 ноября 1991 года №1788-XII

О пенсионном обеспечении

(В редакции Законов Украины от 15.05.1992 г. №2356-12, 22.04.1993 г. №3128-12, 17.06.1993 г. №3284-12, 04.02.1994 г. №3948-12, 14.11.1995 г. №428/95-ВР, 21.11.1996 г. №534/96-ВР, 16.05.1996 г. №198/96-ВР, 04.06.1997 г. №307/97-ВР, 11.02.1998 г. №112/98-ВР, Декрета Кабинета Министров Украины от 09.12.1992 г. №7-1992, Законов Украины от 17.11.1999 г. №1222-XIV, 17.02.2000 г. №1461-III, 11.07.2001 г. №2631-III, 29.11.2001 г. №2833-III, 17.01.2002 г. №2981-III, 22.05.2003 г. №854-IV, 05.06.2003 г. №904-IV, 05.06.2003 г. №951-IV, 10.08.2003 г. №1096-IV, 10.07.2003 г. №1110-IV, 10.07.2003 г. №1111-IV, 31.05.2005 г. №2603-IV, 27.04.2007 г. №997-V, 28.12.2007 г. №107-VI, 16.04.2009 г. №1276-VI, 08.07.2011 г. №3668-VI, 16.10.2012 г. №5462-VI, 02.03.2015 г. №213-VIII, 23.12.2015 г. №901-VIII, 24.12.2015 г. №911-VIII, 06.12.2016 г. №1774-VIII, 03.10.2017 г. №2148-VIII, 14.11.2017 г. №2205-VIII (вводится в действие 10.06.2018 г.), 13.03.2018 г. №2325-VIII, 22.05.2018 г. №2443-VIII)

(Установить, что размер пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительных пенсий, целевой денежной помощи и пенсий за особые заслуги перед Украиной и других доплат к пенсиям, установленных законодательством), назначенных в 2006 году в соответствии с настоящим Законом, не может превышать 12 минимальных пенсий по возрасту, установленной абзацем первым части первой статьи 28 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", в соответствии с Законом №3235-IV от 20.12.2005 г.)

(Установить, что с 1 января 2007 года максимальный размер пенсии или ежемесячного пожизненного денежного содержания (с учетом надбавок, повышений, дополнительных пенсий, целевой денежной помощи и пенсий за особые заслуги перед Украиной и других доплат к пенсиям, установленных законодательством), назначенных (пересчитанных) в 2006 - 2007 годах в соответствии с этим Законом не может превышать 12 минимальных размеров пенсии по возрасту, установленной абзацем первым части первой статьи 28 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", а по другим категориям пенсионеров размер пенсии или ежемесячного пожизненного денежного содержания (с учетом надбавок, повышений, дополнительных пенсий, целевой денежной помощи и пенсий за особые заслуги перед Украиной и других доплат к пенсиям, установленных законодательством), назначенных (пересчитанных) в 2007 году, не может превышать 10 тысяч гривень в месяц в соответствии с Законом №489-V от 19.12.2006 г.)

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Украины гарантирует всем нетрудоспособным гражданам Украины право на материальное обеспечение за счет общественных фондов потребления путем предоставления трудовых и социальных пенсий.

Закон направлен на то, чтобы более полно учитывался общественно полезный труд как источник роста благосостояния народа и каждого человека, устанавливает единство условий и норм пенсионного обеспечения рабочих, членов колхозов и других категорий трудящихся.

Закон гарантирует социальную защищенность пенсионеров путем установления пенсий на уровне, ориентированном на прожиточный минимум, а также регулярного пересмотра их размеров в связи с увеличением размера минимального потребительского бюджета и повышением эффективности экономики республики.

Раздел 1. Общие положения

Статья 1. Право граждан Украины на государственное пенсионное обеспечение

Граждане Украины имеют право на государственное пенсионное обеспечение по возрасту, по инвалидности, в связи с потерей кормильца и в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Проживающие в Украине Иностранцы и лица без гражданства имеют право на пенсию наравне с гражданами Украины на условиях, предусмотренных законодательством или межгосударственными соглашениями.

Пенсионное обеспечение граждан Украины, проживающих за ее пределами, производится на основе договоров (соглашений) с другими государствами.

В тех случаях, когда договорами (соглашениями) между Украиной и другими государствами предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила, установленные этими договорами (соглашениями).

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5462-VI)

Статья 2. Виды государственных пенсий

По настоящему Закону назначаются:

а) трудовые пенсии:

по случаю потери кормильца;

Статья 3. Лица, имеющие право на трудовую пенсию

Право на трудовую пенсию имеют лица, занятые общественно полезным трудом, при соблюдении других условий, предусмотренных настоящим Законом:

а) работающие на предприятиях, в учреждениях, организациях, кооперативах (в том числе по соглашениям гражданско-правового характера), независимо от используемых форм собственности и хозяйствования, или являющиеся членами колхозов и других кооперативов, - при условии уплаты предприятиями и организациями страховых взносов в Пенсионный фонд Украины;

б) занимающиеся предпринимательской деятельностью, основанной на личной собственности физического лица и исключительно его труде, - при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Украины;

в) члены творческих союзов, а также другие творческие работники, не являющиеся членами таких союзов, - при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Украины;

г) другие лица, подлежащие государственному социальному страхованию;

д) работники военизированных формирований, не подлежащие государственному социальному страхованию, лица начальствующего и рядового состава фельдъегерской службы;

е) воспитанники, учащиеся, студенты, курсанты, слушатели, стажеры, клинические ординаторы, аспиранты, докторанты;

є) лица, ставшие инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей либо в связи с выполнением действий по спасанию человеческой жизни, охране государственной, коллективной и индивидуальной собственности, а также по охране правопорядка;

ж) лица, осуществляющие уход за инвалидом 1 группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, а также за пенсионером, который по заключению медицинского учреждения нуждается в постоянном постороннем уходе;

з) члены семей лиц, указанных в настоящей статье, и пенсионеров из числа этих лиц - в случае потери кормильца.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5462-VI)

Статья 4. Пенсионное обеспечение военнослужащих и их семей

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, полицейских и членов их семей устанавливаются Законом Украины "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц". Им предоставляется также право на получение пенсий на основаниях, предусмотренных настоящим Законом, независимо от места прохождения военной службы. При этом все виды денежного довольствия военнослужащих, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, полицейских учитываются наравне с заработной платой рабочих и служащих.

(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 23.12.2015 г. №901-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 5. Лица, имеющие право на социальную пенсию

(Статья 5 утратила силу в части назначения социальных пенсий в соответствии с Законом №2603-IV от 31.05.2005 г.)

Право на социальную пенсию имеют все нетрудоспособные граждане на условиях, определяемых настоящим Законом.

Статья 6. Право выбора пенсии

Лицам, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору, за исключением пенсий инвалидам вследствие ранения, контузии либо увечья, полученных при защите Родины или при исполнении иных обязанностей военной службы, или вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте либо с исполнением интернационального долга.

Статья 7. Обращение за назначением пенсии

Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию.

При этом пенсии по возрасту и по инвалидности назначаются независимо от того, прекращена работа ко времени обращения за пенсией или продолжается. Пенсии за выслугу лет назначаются при оставлении работы, дающей право на эту пенсию.

Статья 8. Средства на выплату пенсий. Освобождение пенсий от налогов

Выплата пенсий осуществляется из средств Пенсионного фонда Украины.

Пенсионный фонд Украины является самостоятельной Финансово-банковской системой, не входит в состав государственного бюджета Украины, формируется за счет средств, отчисляемых предприятиями и организациями (в том числе и теми, которые используют труд граждан по соглашениям гражданско-правового характера) на меры социального страхования по тарифам, дифференцированным в зависимости от опасности, вредности, тяжести работ и состояния других условий труда, страховых взносов граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, обязательных страховых взносов граждан, а также средств государственного бюджета Украины.

Финансирование расходов на выплату пенсий производится по всей территории Украины ежемесячно независимо от поступлений средств и социально-экономического состояния конкретных регионов за счет перераспределения средств Пенсионного фонда Украины в пределах страны. Запрещается разрыв в сроках финансирования расходов на выплату пенсий в разных административно территориальных единицах.

Пенсии не подлежат обложению налогами.

(В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5462-VI)

Статья 9. Добровольное страхование дополнительной пенсии

Наряду с государственным пенсионным обеспечением трудящиеся имеют право заключать договоры добровольного страхования дополнительной пенсии. Источником для выплаты дополнительной пенсии в системе Украинской государственной страховой коммерческой организации (Укргосстрах) является страховой фонд, состоящий на 50 процентов из личных взносов трудящихся и на 50 процентов - из средств государственного бюджета Украины.

Предприятия и организации по решению администрации и выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного представителя), если это предусмотрено коллективным договором (соглашением), а также колхозы и другие кооперативы по решению общего собрания могут возмещать работникам за счет собственных средств, предназначенных для оплаты труда, полностью или частично взносы, уплаченные ими по договорам добровольного страхования дополнительной пенсии.

Статья 10. Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение

Пенсионное обеспечение в соответствии с настоящим Законом осуществляется органами Пенсионного фонда Украины.

Статья 11. Вопросы, относящиеся к ведению Кабинета Министров Украины

К ведению Кабинета Министров Украины относятся вопросы, связанные с реализацией и соблюдением гарантий, предусмотренных настоящим Законом.

Раздел II. Трудовые пенсии

Пенсии по возрасту

Статья 12. Условия назначения пенсии по возрасту

Право на пенсию по возрасту имеют:

мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Статья 13. Пенсии по возрасту на льготных условиях

На льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы:

а) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, - по списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест - после достижения 50 лет и при стаже работы не менее 25 лет у мужчин, из них не менее 10 лет на указанных работах, и не менее 20 лет у женщин, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

До достижения возраста, установленного абзацем первым этого пункта, право на пенсию по возрасту на льготных условиях имеют женщины 1975 года рождения и старше после достижения ими такого возраста:

45 лет - по 31 марта 1970 года включительно;

45 лет 6 месяцев - с 1 апреля 1970 года по 30 сентября 1970 года;

46 лет - с 1 октября 1970 года по 31 марта 1971 года;

46 лет 6 месяцев - с 1 апреля 1971 года по 30 сентября 1971 года;

47 лет - с 1 октября 1971 года по 31 марта 1972 года;

47 лет 6 месяцев - с 1 апреля 1972 года по 30 сентября 1972 года;

48 лет - с 1 октября 1972 года по 31 марта 1973 года;

48 лет 6 месяцев - с 1 апреля 1973 года по 30 сентября 1973 года;

49 лет - с 1 октября 1973 года по 31 марта 1974 года;

49 лет 6 месяцев - с 1 апреля 1974 года по 30 сентября 1974 года;

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.


О размерах пенсионных взносов

Письмо Пенсионного фонда Украины от 09.01.2007 г. № 374/03-20

В связи со вступлением в силу Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2007 год» (далее — Закон) Пенсионный фонд Украины сообщает.

Статьей 92 Закона установлено, что в 2007 году размер сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, определенный в абзацах втором, четвертом относительно объекта налогообложения для других работников предприятий, учреждений и организаций, которые используют труд наемных предприятий, учреждений и организаций, которые используют труд наемных работников из числа лиц летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и бортоператоров, выполняющих специальные работы в полетах, абзаце пятом относительно объекта налогообложения для других работников предприятий, учреждений, организаций, где работают инвалиды, п. 1, п. 2 и 3 ст. 4 Закона Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» составляет

33,2 процента.

Учитывая изложенное и положение п.п. 1 п. 8 Заключительных положений Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», в 2007 году страховые взносы, перечисляемые страхователями, указанными в п. 1, 2 и 5 ст. 14 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», в солидарную систему уплачиваются в размере

33,2 процентов. При этом страхователи, указанные в п. 1 и 2 ст. 14 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», за наемных работников из числа лиц летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и бортоператоров, выполняющих специальные работы в полетах, уплачивают страховые взносы в размере 42 процентов и за работающих инвалидов — 4 процентов. Предприятия всеукраинских общественных организаций инвалидов, где количество инвалидов составляет не менее 50 процентов общей численности работающих, страховые взносы уплачивают по ставке 4 процента от объекта налогообложения для всех работников данных предприятий.

Плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога уплачивают страховые взносы за наемных работников по ставке

13,28 процента от объекта налогообложения и по ставке 33,2 процента за лиц, выполняющих работы по соглашениям гражданско-правового характера. Денежные средства для компенсации Пенсионному фонду Украины суммы потерь от применения специальной ставки плательщиками фиксированного сельскохозяйственного налога рассчитываются как разница между денежными средствами, уплаченными по специальной ставке, и денежными средствами, которые были бы уплачены при применении ставки в размере 33,2 процента.

Статьей 113 Закона установлены новые размеры страховых взносов для застрахованных лиц, работающих на условиях трудового договора, и физических лиц, выполняющих работы (услуги) согласно гражданско-правовым договорам, в том числе для членов творческих союзов, творческих работников, которые являются членами творческих союзов (кроме застрахованных лиц, определенных абзацем четвертым п. 4 и п. 5 ст. 4 Закона Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование»), а именно:

из заработной платы, которая не превышает прожиточного минимума для трудоспособных лиц,

из части заработной платы, которая не превышает прожиточного минимума для трудоспособных лиц, и 2 процента из части заработной платы, превышающей прожиточный минимум для трудоспособных лиц.

Учитывая размер прожиточного минимума на 2007 год для трудоспособных лиц, определенный ст. 62 Закона (с 1 января — 525 грн., с 1 апреля — 535 грн., с 1 октября — 548 грн.), приводим примеры удержания страховых взносов из заработной платы застрахованных лиц в январе — марте 2007 года:

Заработная плата (грн.)

Объект для начисления и удержания страховых взносов (грн.)

Удержаны страховые взносы 0,5 %; 2 % (грн.)

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

30 апреля 2014 16:38

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из Украины на постоянное жительство, регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения.*

В соответствии с указанным Соглашением пенсионное обеспечение данных граждан и членов их семей производится по законодательству Российской Федерации.**

В качестве документа, удостоверяющего личность и подтверждающего факт постоянного проживания на территории РФ гражданин Российской Федерации должен предъявить паспорт гражданина РФ, иностранный гражданин (гражданин Украины) - вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства.

Перечень документов, необходимых для назначения пенсии гражданам, прибывшим из стран СНГ, в том числе из Украины, аналогичен перечню, определенному для граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, но существует необходимость предоставления нотариально заверенного перевода документов, выполненных на иностранном языке (в том числе штампов и печатей).

Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе и на досрочную гражданам, прибывшим из Украины, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из государств-участников СНГ, а также на территории бывшего СССР (если иное не предусмотрено международными договорами с государствами – бывшими республиками СССР, не являющимися участниками СНГ). При этом, трудовой стаж, в том числе и стаж на соответствующих видах работ, имевший место в указанных государствах, приравнивается к страховому стажу.

Нормы Соглашения* позволяют включать в страховой стаж не только периоды работы, но также периоды иной деятельности (индивидуальной трудовой, предпринимательской, творческой деятельности, и т.д.).

Периоды работы после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая или иная деятельность. При этом, страховые взносы, уплаченные в соответствующие организации в государствах-участниках Соглашения,* в том числе в Пенсионный фонд Украины, при определении размера страховой части трудовой пенсии по Федеральному закону № 173-ФЗ** не учитываются, поскольку отсутствует механизм взаиморасчетов между указанными государствами.

Справка о заработной плате представляется за периоды, учтенные в трудовой стаж, т.е. за 60 месяцев подряд из всей трудовой деятельности до 1 января 2002 года, либо за 2000-2001года по данным персонифицированного учета только на территории РФ.

Исчисление пенсии производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. Если в государствах введена национальная валюта, размер заработка определяется из официально установленного курса к моменту назначения пенсии. Курс национальной валюты к рублю установлен Центробанком РФ по состоянию на 1 января 2002 года.

Справка о заработной плате предоставляется в следующем порядке:

-до введения национальной валюты только в советских рублях, после дня введения национальной валюты – в национальной валюте;

-перевод национальной валюты осуществляется на 1 января 2002 года (на дату конвертации пенсионных прав) по курсу Центрального банка РФ, до 1 января 1998 года суммы заработка увеличиваются в 1000 раз. Период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, предшествующими или следующими за ним.

Например, в Украине существовали следующие денежные единицы: рубль СССР - купон (переходная) - карбованец-гривна. В декабре 1991 года в обороте Украины использовались рубли бывшего СССР. С 1 апреля 1992 года были введены купоны многоразового использования. Курс купона не установлен Центробанком РФ, это переходная денежная единица. С 12 ноября 1992 года единственным законным средством платежа стал украинский карбованец. Обмен советских рублей на украинский карбованец производился 1/1. Поэтому заработная плата за период с 1 апреля 1992 года по 11 ноября.1992 года исключается из расчета заработка.

Со 2 сентября 1996 года введена гривна и обмен украинских карбованцев на гривну в соотношении 100000/1 - по информации Национального банка Украины об изменениях нарицательной стоимости национальной валюты.

Пенсия гражданам, переехавшим на постоянное жительство в Российскую Федерацию из Украины назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем. Данное правило практически рассчитано на лиц, которые в течение 6 месяцев после переселения обратились за назначением пенсии в российские компетентные органы.

Что касается случаев, когда между датой регистрации по месту жительства (по месту пребывания) и датой обращения за пенсией в Российской Федерации проходит более 6 месяцев, применяются сроки назначения пенсии, установленные законодательством РФ.

Это означает, что в случае, когда гражданин не обращался за пенсией в течение длительного времени (более 6 месяцев) срок назначения трудовой пенсии зависит от даты его обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации со всеми необходимыми документами, к числу которых, в частности, относится документ, подтверждающий регистрацию заявителя по месту жительства на территории России.

*Соглашение стран СНГ от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения»

**Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Страховой тариф взносов в ПФР и круг плательщиков установлен на I и II квартал 1993 г. Законами Российской Федерации от 25.12.92 N4232-1 и от 30.03.93 N4695-1, на II полугодие 1993 г. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 09.07.93 N5357-1, на I полугодие 1994 г. Постановлением Правительства РФ от 03.02.94 N61 «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1994 год»; на II полугодие 1994 г. - Федеральным законом от 04.08.94 N13-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на II полугодие 1994 года»; на 1995 г. - Федеральным законом от 10.01.95 N3-ФЗ, на 1996 г. - Федеральным законом от 21.12.95 N207-ФЗ, на 1997 г. - Федеральным законом от 05.02.97 N26-ФЗ, на 1998 г. Федеральным законом от 08.01.98 N9-ФЗ.

В соответствии с указанными законодательными актами страховой тариф взносов в ПФР установлен в следующих размерах:

- для работодателей - предприятий, учреждений и организаций - в размере 28 процентов; для работодателей - колхозов, совхозов (до 1996 г.) и предприятий, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, - в размере 20,6 процента по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям (в 1996 г. - от выплат, начисленных работодателем), в том числе за выполнение работ по договорам подряда и поручения (с 1993 по 1996 гг.), а начиная с 1997 г. от выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям, независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг (в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями только в 1997 году), а также по авторским договорам;

- для крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью (предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица), адвокатов, частных детективов и частных охранников, нотариусов (со II квартала 1993 года), занимающихся частной практикой, - в размере 5% от их дохода (с 1993 по 1995 гг.), определяемого в соответствии с Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц»;

для индивидуальных предпринимателей, в том числе глав крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, а также иностранных граждан, частных детективов, частных охранников, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, аудиторов - в размере 5% дохода, полученного от их деятельности. Указанные категории плательщиков, использующих в своей деятельности труд наемных работников, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в размере 28% от указанных выплат;

для индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан, а также для частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, частных аудиторов - в размере 28% с суммы полученного дохода за вычетом расходов, связанных с его извлечением, либо с суммы доходов, определяемых исходя из стоимости патента;

для крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, - в размере 20,6% от их дохода от их деятельности в порядке, определенном Правительством Российской Федерации;

для адвокатов - в размере 28% от выплат, начисленных в пользу адвокатов (за адвокатов - коллегиями адвокатов);

- для работодателей - предприятий, учреждений и организаций, выплачивающих за работу авторский гонорар, - в размере 26 процентов суммы гонорара (с 1993 г. по 1995 г.);

- для граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве, - в размере 28 процентов:

по отношению к начисленной работникам оплате труда по всем основаниям с 1993 по 1995 гг.;

в 1996 г. по отношению к выплатам, начисленным работнику по всем основаниям, независимо от источников финансирования;

с 1997 г. для граждан, использующих труд наемных работников, в том числе на основе договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, - от начисленных в пользу работников выплат;

- для работающих граждан - в размере 1% заработка (с 1993 по 1996 гг.), а с 1997 г. - для работающих граждан, включая наемных работников, работающих на основе договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, - в размере 1% от начисленных в пользу работника выплат.


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС

Автор: Демократия.Ру
Форма выпуска: CD

Читайте также: