Отмена постановления пенсионного фонда о взыскании страховых взносов

04 марта 2015 17:07

О взыскании задолженности по страховым взносам с индивидуальных предпринимателей.

1. Расскажите о сроках уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями?

Для плательщиков страховых взносов, не осуществляющих выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, и сумма дохода которых не превышает 300 000 рублей, установлен срок уплаты страховых взносов – не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В случае, если сумма дохода плательщиков превышает 300 000 рублей, страховые взносы, исчисленные с суммы дохода превышающей указанному сумму, уплачиваются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае, если срок уплаты приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока уплаты считается ближайший следующий за ним рабочий день.

2.Каким образом предприниматель будет уведомлен о наличии задолженности по страховым взносам и пени? Можно поподробнее рассказать о том, как рассчитываются пени?

Предварительно орган Пенсионного фонда направляет плательщику требование об уплате недоимки, пеней и штрафов с указанием, срока, в который предлагается уплатить указанные суммы.

Требование направляется плательщику в течение трех месяцев со дня выявления недоимки.

Требование передается плательщику – физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если указанными способами требование вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма. Также требование может быть направлено плательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, при этом форматы, порядок и условия направления плательщику требования устанавливаются органами ПФР.

К требованию прилагается расчет пеней.

Пенями признается денежная сумма, которую плательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Федеральным законом срок.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов. Пени уплачиваются помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.

Пени начисляются до дня фактической уплаты недоимки. Расчет пеней производится в процентах от не уплаченной вовремя суммы с применением процентной ставки, равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в этот период.

Федеральным законодательством №212-ФЗ установлены случаи, когда пени не начисляются, а именно:

- если плательщик не мог погасить недоимку в силу того, что по решению суда были приостановлены операции по его счетам в банке или наложен арест на его имущество. В этом случае пени не начисляются за весь период действия данных обстоятельств;

- не начисляются пени также на сумму недоимки, которая образовалась у плательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по другим вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, которые даны были ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля в пределах его компетенции.

3.А если предприниматель, имеющий задолженность, не уплатит добровольно суммы, указанные в требовании? Каким образом будет производиться взыскание?

Если плательщик добровольно не уплатит суммы, указанные в требовании, то обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства плательщика в банках.

Для этого орган ПФР принимает Решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств. Решение о взыскании может быть принято в отношении одного или нескольких требований одновременно.

По общему правилу решение о взыскании принимается не позднее двух месяцев после истечения установленного срока уплаты по требованию и вступает в силу с даты его принятия.

В случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает 1 500 рублей, решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях, но не позднее одного года и двух месяцев после истечения срока исполнения самого раннего требования.

В случае, если в течение одного года и двух месяцев сумма задолженности не превысила 1 500 рублей, орган ПФР осуществляет взыскание такой задолженности в судебном порядке. Заявление в суд направляется в течение шести месяцев со дня истечения срока, равного одному году и двум месяцам.

Стоит отметить, что эти положения не распространяются на порядок взыскания задолженности с плательщиков, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве.

На основании решения о взыскании орган контроля оформляет инкассовое поручение на списание и перечисление в бюджет денежных средств.

Поручения органа контроля направляется в банк, в котором открыты счета должника, в том числе в электронном виде, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежат безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Взыскание страховых взносов может производиться с расчетных (текущих) счетов в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте. Взыскание страховых взносов со счетов в иностранной валюте производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату продажи иностранной валюты.

При наличии депозитного счета орган контроля взносов вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет должника.

Инкассовое поручение исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание страховых взносов производится со счетов в валюте Российской Федерации, и не позднее двух операционных дней, если взыскание страховых взносов производится со счетов в иностранной валюте.

4. Если у страхователя недостаточно или отсутствуют денежные средства на счетах или отсутствует информация о счетах, в каком порядке тогда будет производиться взыскание?

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика или при отсутствии информации о счетах плательщика орган ПФР вправе взыскать задолженность за счет иного имущества должника.

Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика принимается руководителем органа контроля (заместителем руководителя) в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом об исполнительном производстве.

Постановление о взыскании страховых взносов принимается в отношении одного или нескольких требований одновременно.

Постановление о взыскании за счет имущества должника принимается в течение одного года после истечения срока исполнения по требованию.

В случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает 1 500 рублей постановление о взыскании принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате недоимки, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования.

5.Если предприниматель в 2015 году прекращает деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и у него имеется задолженность, как в данном случае производится ее взыскание?

В случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции.

Заявление о взыскании подается в суд, если общая сумма страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 500 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования сумма задолженности превысила 500 рублей, орган ПФР обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 500 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования сумма задолженности не превысила 500 рублей, орган ПФР обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока.

Следует обратить внимание, что размер страховых взносов напрямую зависит от дохода плательщика страховых взносов:

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - то размер страхового взноса в фиксированном размере, определяется как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд, увеличенное в 12 раз и составляет 17 328,48 рублей.

- расчет суммы годового взноса по обязательному медицинскому страхованию не изменился, он равен произведению МРОТ и тарифа страховых взносов в ФОМС, увеличенному в 12 раз, и составляет 3 399,05 рублей.

В случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - то размер страхового взноса в фиксированном размере, определяется как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

Но величина отчислений, рассчитанных таким способом, не будет расти бесконечно. В данном случае сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд, увеличенное в 12 раз.

Максимальный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 2014 год составляет - 138 627,84 рублей.

Данные о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период представляются в органы ПФР налоговыми органами. Указанные сведения являются основанием для направления требования об уплате недоимки, а также дальнейшего взыскания задолженности.

Таким образом, в случае прекращения плательщиком деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и снятии его с регистрационного учета, плательщик должен подать в налоговые органы соответствующие сведения о своих доходах.

Если такая информация не поступила в орган ПФР на том основании, что плательщик своевременно не отчитался в органы ФНС, сумму страхового взноса орган ПФР начислит и будет истребовать в максимальном размере, то есть из расчета восьмикратного МРОТ - 138 627,84 рублей.

В случае непогашения задолженности по требованию, органы ПФР будут руководствоваться ст. 21 Федерального закона №212-ФЗ и осуществлять взыскание задолженности с физического лица, не являющего индивидуальным предпринимателем в судебном порядке. Заявление о взыскании страховых взносов подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования.

Как быть, если вы несвоевременно сдали отчетность в Пенсионный фонд Российской Федерации? С одной стороны, состав правонарушения есть, но, с другой стороны, следует ли безапелляционно соглашаться с решением Пенсионного фонда о привлечении к ответственности?

Приведенный в данной статье пример свидетельствует о том, что не стоит мириться с формальным подходом органа, осуществляющего контроль за уплатой страховых взносов, при вынесении им решения о наложении штрафа, если, по вашему мнению, примененная санкция слишком сурова.

Предмет спора

Данный факт был выявлен Пенсионным фондом Российской Федерации в ходе камеральной проверки, по результатам которой было вынесено решение о привлечении Плательщика к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее-Федеральный закон) за несвоевременное представление отчетности по форме РСВ-1.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации плательщики страховых взносов представляют расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования (часть 9 статьи 15 Федерального закона)

Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей (часть 1 статьи 46 Федерального закона).

Следуя данной норме, Пенсионный фонд Российской Федерации определил сумму штрафа в размере 5% суммы начисленных страховых взносов, что составило 490 000 рублей. Плательщик не согласился с данным решением, полагая, что с учетом обстоятельств дела сумма штрафа может быть снижена до минимального размера.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области согласился с позицией Плательщика, снизив размер штрафа до 1000 рублей (сентябрь 2012). Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (ноябрь 2012) и Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (март 2013) оставили решение без изменений.

Правовая позиция Плательщика при обжаловании решения ПФР

Пенсионный же фонд Российской Федерации ограничился лишь установлением первого без учета обстоятельств, смягчающих ответственность Плательщика.

В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 39 Федерального закона руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 4 статьи 44 Федерального закона обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

Управление Пенсионного фонда РФ сослалось на отсутствие обстоятельств, смягчающих ответственность Плательщика, аргументируя тем, что таковыми могут являться лишь те обстоятельства, которые предусмотрены статьей 44 Федерального закона:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;

4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

При этом Пенсионный фонд Российской Федерации оставил без внимания тот факт, что данный перечень не является исчерпывающим и согласно пункту 4 данной статьи к смягчающим обстоятельствам также относятся иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Кроме того, при совокупном толковании вышеназванных норм следует, что орган контроля за уплатой страховых взносов при рассмотрении материалов проверки о правонарушении и определении размера штрафа должен выявлять и учитывать смягчающие ответственность плательщика обстоятельства в силу прямого указания закона.

В дальнейшем Арбитражный суд, исследовав обстоятельства правонарушения и степень вины плательщика, в полном объеме согласился и учел при вынесении решения смягчающие обстоятельства, на которые ссылался Плательщик, признав, что данные обстоятельства неправомерно не были приняты во внимание Пенсионным фондом Российской Федерации при принятии решения о привлечении к ответственности.

Обстоятельства, смягчающие ответственность Плательщика

  1. Несвоевременность предоставления расчета по страховым взносам возникла в результате технического сбоя в сети Интернет.
Арбитражным судом установлено, что 15-го числа Плательщик приступил к формированию и загрузке требуемых отчетов в электронной форме. Во время загрузки возникли технические проблемы во внешней сети Интернет, что подтверждено письмом организации, предоставляющей услуги доступа в Интернет. Из-за возникшего технического сбоя вся необходимая отчетность была загружена на сервер специализированного оператора связи только 16-го числа, после устранения технических неполадок поставщиком Интернет услуг. Таким образом, факт правонарушения установлен, но носит формальный характер.

  1. Фактическое исполнение плательщиком обязательств по предоставлению в Пенсионный фонд Российской Федерации требуемого расчета по страховым взносам.
Материалами дела подтверждено, что 15-го числа плательщиком была предпринята попытка направления требуемого расчета в орган контроля по уплате страховых взносов, и на следующий день он был предоставлен в Пенсионный фонд Российской Федерации.

  1. Незначительность периода просрочки.
Задержка в предоставлении сведений индивидуального персонифицированного учета в Пенсионный фонд РФ составила всего 1 день.

  1. Правонарушение совершено Плательщиком впервые.
  2. Плательщик не имеет задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.
  3. Отсутствие препятствий к выполнению Пенсионным фондом Российской Федерации своих функций в результате совершенного Плательщиком правонарушения.
Помимо вышеперечисленных обстоятельств, Арбитражным судом также была принята во внимание позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении 11-П от 15.07.1999,согласно которой санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, предполагающим дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания.

С учетом вышеизложенного Арбитражный суд счел правомерным уменьшить размер штрафа с 490 000 до 1000 рублей.

Взыскание судебных расходов в пользу Плательщика

Интересно, что Пенсионный фонд Российской Федерации не согласился с решением суда в данной части, ссылаясь на статью 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – «Налоговый кодекс»), как основание для освобождения его от возмещения Плательщику понесенных судебных расходов. В то время как указанная статья Налогового кодекса предусматривает освобождение от оплаты госпошлины, но не регулирует порядок возмещения судебных расходов.

Обоснование правомерности взыскания данных расходов

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса государственная пошлина относится к судебным расходам.

При этом Арбитражный процессуальный кодекс не предусматривает каких-либо специальных условий в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. Следовательно, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации (далее - «Президиум ВАС РФ») от 13.11.2008 № 7959/08.

Кроме того, пунктом 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса).

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд и Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа согласились с изложенной выше позицией и оставили решение Арбитражного суда по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в этой части также без изменений.

В заключение необходимо подчеркнуть, что приведенный пример ценен не только для плательщиков взносов, но и показателен для органов контроля за уплатой страховых взносов.Поскольку, как мы видим, отсутствиесо стороны Пенсионного фонда Российской Федерации достаточного правового обоснования применяемых штрафных санкций, может привести к неблагоприятным финансовым последствиям для самого Пенсионного фонда в части компенсации судебных расходов, которые могут оказаться значительно выше (включая, например, не только госпошлину, но и оплату услуг привлекаемых адвокатов).


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 февраля 2016 г. N Ф07-3985/15 по делу N А21-1820/2015 (ключевые темы: плательщики страховых взносов - уплата страховых взносов - пени - взыскание пени - начисление пени)

10 февраля 2016 г. Дело N А21-1820/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Васильевой Е.С., Журавлевой О.Р.,

рассмотрев 04.02.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Калининграде (межрайонного) на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2015 по делу N А21-1820/2015 (судьи Дмитриева И.А., Згурская М.Л., Третьякова Н.О.),

Индивидуальный предприниматель Золотарев Михаил Юрьевич, ОГРНИП 304390635800041, обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Калининграде (межрайонному), место нахождения: 236016, Калининград, ул. 9 Апреля, д. 32, лит. А., ОГРН 1023900588690 (далее - Фонд), о признании недействительными решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, от 28.01.2015 N 049 003 15 ВД 0000840, постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 03.02.2015 N 049003900007342 и требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 26.02.2015 N 04900340028769.

Решением суда от 23.07.2015 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2015 решение от 23.07.2015 отменено, заявление предпринимателя удовлетворено. Суд признал оспариваемые акты Фонда недействительными.

В кассационной жалобе Фонд ссылается на нарушение апелляционным судами норм материального права и несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, фактическим обстоятельствам дела и просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции - оставить в силе. Кроме того, податель жалобы ссылается на аннулирование им требования N 04900340028776, на основании которого были вынесены оспариваемые решения Фонда, что не было учтено судом.

Стороны извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Фонд направил предпринимателю - в связи с неуплатой им пеней согласно требованию от 08.12.2014 N 04900340028776 - свое решение от 28.01.2015 N 049 003 15 ВД 0000840 о взыскании пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в размере 1 732,06 руб. за счет денежных средств, находящихся на счетах предпринимателя, и постановление от 03.02.2015 N 04900390000734 о взыскании пеней в размере 1732,06 руб. за счет имущества предпринимателя. Кроме того, предпринимателю выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 26.02.2015 N 04900340028769, которым предложено уплатить 1719, 77 руб. пеней.

Золотарев М.Ю., ссылаясь на незаконность актов Фонда, обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления.

Апелляционный суд отменил решение суда и признал оспариваемые акты Фонда недействительными. Суд пришел к выводу, что Фондом не представлены доказательства правомерности начисления пеней, следовательно, обоснованность расчета пеней не доказана и соблюдение процедуры и сроков их взыскания Фондом не подтверждено.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Фонда в связи со следующим.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном названным Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей.

Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (статья 18 Закона N 212-ФЗ).

В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Статьей 25 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная данной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Апелляционный суд проверил доводы предпринимателя об отсутствии неисполненной обязанности по уплате страховых взносов и сведения, указанные в требовании от 26.02.2015 об уплате пеней.

В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В рассматриваемом деле заинтересованное лицо не предъявило доказательств наличия задолженности по страховым взносам, не подтвердило обоснованность начислениях пеней, не представило подробный расчет.

Признавая действия Фонда по выставлению требования незаконными, апелляционный суд исходил из того, что направленное пенсионным органом в адрес предпринимателя требование от 26.02.2015 по содержанию не отвечает требованиям статьи 22 Закона N 212-ФЗ, а именно: не содержит подробных данных об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, период начисления пеней, ставку пеней и период начисления страховых взносов.

При таких обстоятельствах апелляционный суд обоснованно признал недействительным оспариваемое требование.

Судами установлено, что решение N 049 003 15 ВД 0000840 о взыскании пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в размере 1 732,06 руб. за счет денежных средств, находящихся на счетах предпринимателя, и постановление от 03.02.2015 N 04900390000734 о их взыскании за счет имущества предпринимателя вынесены в связи с неуплатой пеней по требованию от 08.12.2014.

Как следует из материалов дела, установлено апелляционным судом, у предпринимателя отсутствовала задолженность за указанный период 2010-2012 годов, но имелись случаи несвоевременной уплаты страховых взносов в указанный период. В связи с этим Фондом были начислены пени и выставлены соответствующие требования за период с 2010 по 2012 год.

Апелляционный суд, оценив представленный расчет пеней в сумме 1732,06 руб., пришел к выводу, что пени начислены повторно за 2010 - 2012 годы.

Апелляционный суд правильно указал, что законодательством не предусмотрено неоднократное направление страхователю требований по уплате пеней по страховым взносам за один и тот же страховой период, а действия пенсионного органа влекут изменение установленных сроков направления таких требований. Закон N 212-ФЗ не дает пенсионному органу право направить страхователю повторное требование об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

Согласно статье 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.

До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 Закона N 212-ФЗ.

Таким образом, Законом N 212-ФЗ определена процедура принудительного взыскания задолженности по страховым взносам, которая инициируется путем направления плательщику страховых взносов требования.

Как установлено в данном случае судом, что Фондом нарушен пункт 8 статьи 22 Закона N 212-ФЗ, то есть не соблюдена процедура принудительного взыскания страховых взносов. Неоднократное направление Фондом требований об уплате одних и тех же сумм задолженности пеней по страховым взносам за один и тот же страховой период, в отсутствие оснований предусмотренных частью 8 статьи 22 Закона N 212-ФЗ, приводит к незаконному продлению сроков взыскания задолженности, что является нарушением прав и законных интересов заявителя.

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что у Фонда отсутствовали законные основания для вынесения решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств и имущества.

Довод Фонда о том, что требование об уплате пеней, послужившее основанием для принятия оспариваемых решений о взыскании в принудительном порядке, аннулировано, поэтому не может быть признано судом недействительным, является несостоятельным, поскольку не изменяет существо спора и оцененные судом обстоятельства дела.

Суд апелляционной инстанции, дав полную и правомерную оценку действиям Фонда, обоснованно отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявление.

Обжалуемое постановление соответствует нормам материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2015 по делу N А21-1820/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Калининграде (межрайонного) - без удовлетворения.

Председательствующий Г.Е. Бурматова
Судьи Г.Е. Бурматова
Е.С. Васильева
О.Р. Журавлева

Обзор документа

ИП обратился в суд с целью оспорить решение, постановление и требование органа ПФР.

Эти акты были вынесены органом ПФР для взыскания с ИП пени за неуплату в срок соцвзносов.

Суд округа поддержал позицию ИП и пояснил в т. ч. следующее.

Закон о страховых взносах определяет процедуру принудительного взыскания задолженности по таким взносам. Она инициируется путем направления их плательщику требования.

Так, до принятия решения о взыскании орган контроля должен направить плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки, пеней и штрафов.

В данном случае процедура принудительного взыскания соблюдена не была.

Орган ПФР неоднократно направил несколько (два) требований об уплате одних и тех же сумм задолженности пеней по страховым взносам за один и тот же страховой период в отсутствие к тому оснований.

Между тем законодательством не предусмотрена возможность такого неоднократного направления страхователю требований.

Подобные действия приводят к незаконному продлению сроков взыскания задолженности, что является нарушением прав и интересов плательщика взносов.

Довод органа ПФР о том, что одно из таких требований было аннулировано, не принимается во внимание, т. к. не изменяет существо спора.

Как отменить постановление ПФР о взыскании задолженности по страховым взносам, пеней и недоимки, предъявленных ИП (в ед.числе), за период, когда она была в декретном отпуске (дородовый, послеродовый период и отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет), при этом пособие выплачивал райсобес? Деятельность в 2011-2012 гг. ИП не велась, ИП закрыто сразу по окончании декретного отпуска, в 2012 году.


Отменить нельзя, если ПФР не обратится с иском в суд - пройдет 3-годичный срок исковой давности для взыскания взносов, если подаст - этот срок прервется и можно будет в суде заявить ходатайство о снижении пени и штрафов на основании ст.333 ГК РФ, а после вступления решения в законную силу - подать заявление о предоставлении отсрочки в исполнении решения суда.

Статьи законодательства, упомянутые юристами в ответах:

Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1


Если возможно, помогите пожалуйста советом. Ситуация следующая: в конце сентября 2005 года я зарегистрировался в качестве ТИП без образования юридического лица в налоговом органе, а в конце ноября 2005 года прекратил данную деятельность, зарегистрировав прекращение деятельности ТИП в том же налоговом органе, получил свидетельство о прекращении деятельности ТИП с внесением записи об этом в ЕГРТИП, закрыл счёт в банке. Являлся ТИП всего 2 месяца. Как ТИП В ПФР я не регистрировался. Претензий со стороны налоговых органов и ПФР по страховым взносам в момент прекращения мной деятельности в качестве ТИП не было, как и в период с конца ноября 2005 года по июль 2011 года, 5,5 лет была тишина. И вот в июле 2011 года я на почте получаю заказное письмо от УПФР с требованием об уплате мной, как ТИП, недоимки по страховым взносам в сумме 12432, 26 руб.. Я обалдел! Какой ТИП, я им не являюсь с 2005 года, что подтверждается выданными налоговым органом документами (Свидетельство о прекращении деятельности в качестве ТИП и выписка из ЕГРТИП). Также, в требовании работники указывают срок погашения задолженности до 04.06.2011 г. при этом отправили его только 17.06.2011 г. (отметка почты на конверте), т.е по 212 ФЗ сроки нарушены. Далее я пишу письмо с обоснованием незаконности выставленного мне требования, как ТИП, так как не являюсь им с 2005 г. в силу закона, а также перечисляю все нарушения по срокам отправки требования, забыл в письме упомянуть про сроки исковой давности на выставление требований и еду в УПФР, передаю данное письмо и оригинал выписки из ЕГРТИП (свежую от 08.07.2011 г) в канцелярию, где написано, что я не являюсь ТИП с ноября 2005 г., там их зарегистрировали, на копиях письма и выписки поставили отметку о приёме документов, которые у меня находятся на руках. Копию с оригинала свидетельства о прекращении деятельности не смог предоставить в УПФР потому, что я его не могу найти, прошло уже почти 6 лет, не знаю что делать (скажите можно ли получить копию в налоговой?) Поехал домой. Через месяц приходит ответ, простое письмо, не заказное, что я не снят с учёта в УПФР как ТИП и должен явиться в УПФР ещё с одной выпиской из ЕГРТИП, как они написали если она у вас есть, паспортом, оригиналом свидетельства о прекращении деятельности ТИП, страховым свидетельством обязательного пенсионного страхования, чтобы сняться с учёта. Но я не пошёл, так как не являюсь в силу закона, как мне кажется, с 2005 г. ТИП и не обязан куда-то ездить, как ТИП, возможно я ошибаюсь. И вот в конце декабря 2011 года на почте получаю заказное письмо из УПФР с Постановлением о взыскании с меня страховых взносов, как ТИП, при этом в Постановлении неправильно указана моя дата рождения, а также в соответствии с п.5 ст.19 ФЗ№212, нарушены сроки принятия решения о взыскании страховых взносов, а именно срок исполнения требования 04.06.2011 г, а решение принято 23.12.2011 г. (прошло почти 7 месяцев). Уважаемые юристы помогите пожалуйста, скажите что делать дальше, и стоит ли беспокоится по этому поводу, смогут ли они в соответствии со ст.19 и 20 ФЗ №212 списать через службу судебных приставов с моего счёта в банке деньги или взыскать недоимку за счёт другого имущества? Если нужно обращаться в суд, то в какой, арбитражный или общей юрисдикции (я не ТИП), в какие сроки? Что говорить судебному приставу-исполнителю, если придётся с ним общаться. Заранее большое Вам спасибо за помощь и понимание. С Уважением Сергей. Г. Москва.

Читайте также: