Пенсионеры страховые взносы закон

Автор: Соболева Е. А., эксперт журнала

Комментарий к Определению ВС РФ от 07.09.2018 № 309 КГ18-5069.

В Определении ВС РФ от 07.09.2018 № 309-КГ18-5069 рассмотрен спор о начислении пенсионных взносов по дополнительным тарифам на суммы выплат работающим пенсионерам, которые выработали льготный стаж и получают трудовую пенсию по старости в связи с работой в особых условиях труда, но продолжают работать в тех же условиях.

Напомним, что ст. 428 НК РФ установлены дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков, а именно:

для плательщиков, поименованных в пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ[1], применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 9 % (за исключением случаев, предусмотренных п. 3 этой статьи);

для плательщиков, названных пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, обозначенных в п. 2 – 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6 % (за исключением случаев, предусмотренных п. 3 этой статьи).

Согласно п. 3 ст. 428 НК РФ для плательщиков, указанных выше, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством РФ, класса условий труда взамен установленных в п. 1 и 2 этой статьи дополнительных тарифов страховых взносов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

В комментируемом определении рассматривается период, в котором действовал Федеральный закон № 212-ФЗ[2], положения ст. 58.3 этого закона аналогичны положениям ст. 428 НК РФ и действовали до 31.12.2016.

По рассматриваемому вопросу существует две точки зрения.

Позиция 1. На выплаты пенсионерам, которые выработали льготный стаж и получают трудовую пенсию по старости в связи с работой в особых условиях труда, но продолжают работать в тех же условиях, начисляются пенсионные взносы по дополнительным тарифам.

Сотрудники Минтруда в своем Письме от 05.06.2013 № 17-3/10/2-3105 (направлено ПФР для сведения и использования в работе Письмом от 28.06.2013 № ТМ-30-26/9649) отмечают, что согласно ч. 1 и 2 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР применяются для плательщиков страховых взносов – организаций в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых в видах работ, указанных в пп. 1 – 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ[3].

При этом упомянутые страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам начисляются в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу работника, признаваемые объектом обложения в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ, за исключением сумм, поименованных в ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ. Выплаты в пользу лиц, являющихся получателями пенсии, в ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ не названы.

Следовательно, на основании ч. 1, 2 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ дополнительные тарифы страховых взносов применяются в отношении выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, занятых в соответствующих видах работ, страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты в пользу работников, которые выработали льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, пенсия которым назначена, но которые продолжают работать на работах с особыми условиями труда, начисляются в общеустановленном порядке.

Разъяснения Минтруда даны в период действия федеральных законов № 212-ФЗ и 173-ФЗ (в настоящее время это Федеральный закон № 400-ФЗ), но положения, касающиеся дополнительных страховых взносов и видов работ для льготной пенсии, не изменились.

Указанную позицию сотрудников Минтруда поддержал Верховный суд в комментируемом определении. Свою позицию ВС РФ аргументировал следующим:

страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности обязательного социального страхования, в том числе пенсионного страхования. Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений;

выплаты в пользу лиц, являющихся получателями упомянутых досрочных пенсий и продолжающих работать в особых условиях труда, не поименованы в качестве исключения из объекта обложения страховыми взносами;

из положений ст. 6 Федерального закона № 27-ФЗ[4] следует, что дополнительный тариф страховых взносов, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на упомянутых видах работ;

дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение – обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе.

Таким образом, с выплат в пользу работников, выработавших льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и получающих пенсию, но продолжающих работать в особых условиях труда, работодатель обязан исчислять страховые взносы в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке.

Аналогичные выводы были сделаны в Постановление АС ДВО от 05.12.2017 № Ф03-4649/2017, в нем арбитры пришли к выводу о том, что на выплаты в пользу лиц, которые выработали льготный стаж и получают досрочную пенсию, но продолжают трудиться в особых условиях, взносы по дополнительным тарифам начисляются в общеустановленном порядке.

Позиция 2. На выплаты пенсионерам, которые выработали льготный стаж, получают трудовую пенсию по старости в связи с работой особых условиях труда и продолжают работать в тех же условиях, пенсионные взносы по дополнительным тарифам не начисляются.

Такая позиция отражается в Постановлении АС УО от 19.01.2018 № Ф09-8054/17. В нем арбитры отметили, что оснований облагать взносами по дополнительным тарифам выплаты лицам, которые выработали льготный стаж и получают досрочную пенсию, но продолжают работать в особых условиях, нет. Данный вывод они аргументировали тем, что работающим пенсионерам учреждения уже была досрочно назначена трудовая пенсия по старости, что исключает возникновение обязательств со стороны ПФР по досрочному назначению пенсии, в связи с чем применение в такой ситуации дополнительного тарифа не соответствует целям установления последнего.

Аналогичные выводы содержит Постановление АС УО от 02.09.2016 № Ф09-8783/16.

В заключение отметим, что, судя по последней арбитражной практике, на выплаты пенсионерам, которые выработали льготный стаж и получают трудовую пенсию по старости в связи с работой в особых условиях труда, но продолжают работать в тех же условиях, начисляются пенсионные взносы по дополнительным тарифам.

[1] Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

[2] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

[3] Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

[4] Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Граждане России привыкли к тому, что число их обязанностей перед государством и перед бюджетом в частности сокращается при достижении пенсионного возраста. Более того, в России пенсионерам полагается ряд пособий, призванных упростить жизнь пожилого человека. Зачастую индивидуальные предприниматели считают, что ИП-пенсионер страховые взносы не уплачивает. Однако, такой льготы действующее законодательство не предусматривает. Давайте разберемся, не делает ли закон исключения в отношении уплаты взносов «за себя» для каких-либо категорий ИП.

Должен ли уплачивать ИП-пенсионер страховые взносы

Чиновникам Министерства финансов неоднократно задавался вопрос относительно того, не логично ли позволить индивидуальным предпринимателям, вышедшим на пенсию, не уплачивать «за себя» страховые взносы в том случае, если у ИП не имеется наемных работников. И Минфин каждый раз отказывает в удовлетворении такой просьбы на том основании, что действующее законодательство не позволяет освобождать ИП от данной обязанности, поскольку это навредит бюджету страны.

Важно! Страховые взносы должны перечисляться предпринимателями с даты оформления статуса ИП и до даты исключения сведений о физическом лице как о предпринимателе из ЕГРИП.

Налоговое законодательство определяет четкий список плательщиков страховых взносов. В соответствии с федеральными законами, таковыми являются следующие граждане:

  1. Лица, которые производят денежные вознаграждения и выплаты физическим лицам (ИП, юридические лица, физические лица, не зарегистрированные в качестве ИП).
  2. Частные практики (адвокаты, нотариусы, медиаторы, патентные поверенные, оценщики, арбитражные управляющие и др.) и ИП – они обязаны совершать страховые взносы в Пенсионный Фонд и Фонд обязательного медицинского страхования на основании п. 1 ст. 430 НК РФ.

Важно! ИП обязаны уплачивать страховые взносы вне зависимости от вида деятельности, возраста, факта получения от предпринимательской деятельности доходов в расчетном периоде.

Ни одно положение НК РФ не указывает на необходимость освобождение ИП-пенсионеров от уплаты страховых взносов «за себя». Единственное, взносы можно не совершать в течение периодов, перечисленных в п. 1, 3, 6, 7, 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». К таким периодам относятся (при условии наличия документов, доказывающих отсутствие в эти периоды деятельности):

  • период осуществления ухода за ребенка;
  • время несения военной службы.

Должен ли уплачивать ИП-пенсионер страховые взносы, если он является инвалидом

Министерство финансов получало просьбы не только об отмене страховых взносов для ИП-пенсионеров в принципе, но и конкретно для ИП-инвалидов, в том числе вышедших на пенсию. В результате чиновниками было опубликовано Письмо от 25.05.2017 № 03-15-09/32244, в котором говорилось о том, что, если предприниматель, будучи инвалидом, не в состоянии осуществлять предпринимательскую деятельность и выполнять все требования закона, никто не обязывает его продолжать заниматься предпринимательством. Процедура регистрации ИП также носит заявительный характер, то есть, пока гражданин сам не пожелает зарегистрироваться в качестве ИП, никто не обяжет его пройти процедуру регистрации. Поэтому, если человек не готов осуществлять предпринимательскую деятельность, не обладает необходимым имуществом, не имеет предпринимательских способностей, не может определиться с видом деятельности или не обладает должным образованием, требуемым количеством денег, навыками и т.д., не следует становиться ИП. То же касается инвалидов – если здоровье не позволяет заниматься предпринимательством и соблюдать требования закона (в т.ч. уплачивать «за себя» страховые взносы), целесообразно отказаться от статуса ИП, а не просить о льготах.

Исходя из выводов, сделанных Минфином, факт присвоения ИП инвалидной группы не влияет на его обязанность уплачивать страховые взносы. Совершать отчисления придется, как того требует закон, с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и до момента исключения записей об ИП из Единого реестра предпринимателей (ЕГРИП).

Минфин, огласив свое решение по данному вопросу, сослался также на Определение Конституционного суда РФ от 22.03.2012 № 621-О-О. При этом Министерство финансов напомнило предпринимателям о возможности не уплачивать страховые взносы в ПФР и ФФОМС в случае наступления одного из особых периодов, перечень которых содержится в п. 7 ст. 430 НК РФ. После этого начали поступать вопросы относительно того, почему в течение периода осуществления индивидуальным предпринимателем ухода за инвалидом 1 группы (это одно из оснований для «перерыва» в уплате страховых взносов), ИП не должен уплачивать страховые взносы, а если предприниматель сам является инвалидом, страховые взносы уплачивать приходится. Это связано с тем, что главное в данной ситуации – наличие статуса ИП и связанных с данным фактом обязанностей, на которые соглашается физическое лицо в момент регистрации ИП.

Законодательные акты по теме

п. 7 ст. 430 НК РФ Перечень оснований, при наличии которых ИП может не уплачивать страховые взносы в период «простоя» (когда не осуществляется предпринимательская деятельность)

Типичные ошибки

Ошибка: ИП-инвалид не уплачивает страховые взносы на том основании, что обладает статусом инвалида.

Комментарий: Статус инвалида не освобождает ИП от обязанностей, связанных с приобретением статуса ИП. Поэтому страховые взносы «за себя» необходимо уплачивать на общих основаниях.

Ошибка: ИП-пенсионер не уплачивает страховые взносы «за себя», полагая, что статус пенсионера освобождает его от такой обязанности.

Комментарий: Если ИП после выхода на пенсию не справляется с ведением предпринимательской деятельности и уплатой страховых взносов, имеет смысл отказаться от статуса ИП. В противном случае, страховые взносы придется уплачивать до момента исключения записей об ИП из ЕГРИП.

Ответы на распространенные вопросы о том, как уплачивает ИП-пенсионер страховые взносы

Вопрос №1: Почему Министерство финансов считает, что освобождение ИП-пенсионеров и ИП-инвалидов от уплаты страховых взносов «за себя» способно существенно навредить экономике страны?

Ответ: Если ИП-пенсионеры и ИП-инвалиды будут освобождены от уплаты страховых взносов, недобросовестные граждане начнут вести предпринимательскую деятельность от их имени с целью освобождения от уплаты страховых взносов.


В пенсионной системе России постоянно происходят изменения. Проведение кардинальных реформ – редкое явление, а вот небольшие корректировки – почти ежегодное. В правительстве и Госдуме готовят новые поправки в пенсионное законодательство.

Перечень изменений, которые произойдут с 1 января 2021 года

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки

С 1 января 2021 года российских пенсионеров ждут 4 изменения. Индексация пенсионных выплат – привычная мера, ожидаемая каждым гражданином, вышедшим на заслуженный отдых. Но помимо нее будет еще 3 новшества.


1 изменение – индексация пенсий

Неработающим российским пенсионерам с 1 января 2020 года сделают прибавку. Повышение пенсии – ежегодная мера: в следующем году индексация составит 6.3%. При этом прогнозируемый Центробанком уровень инфляции равен около 4%. Так, неработающие пенсионеры в среднем будут получать 17 444 рублей.

— Это почти в полтора раза превысит инфляцию — по прогнозам, в этом году она составит 3,7-4 процента. То есть, пенсия в среднем увеличится на тысячу рублей, — рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

Социальные пенсии увеличатся с 1 апреля. Правда, прибавка составит 2.6%.

— Социальная пенсия повышается также ежегодно — на величину прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера. Пока это 2,6 процента, но показатель ещё может быть скорректирован, — напомнила Елена Бибикова.

В 2021 году несколько рублей в августе добавят к пенсии работающим пенсионерам. Им будут частично зачтены новые трудовые права, страховые взносы, уплачиваемые их работодателями в течение 2020 года. Но прибавка может составить не более 296,58 рублей. Полная индексация пенсии проводится лишь в том случае, если пенсионер официально уволился.

Ветеранам боевых действий и инвалидам каждый месяц выплачивают пособия. В 2021 году они будут увеличены с 1 февраля. Размер прибавки рассчитают на основании ИПЦ (индекс потребительских цен) за прошлый год.

2 изменение – повышение возраста выхода на пенсию

В рамках пенсионной реформы запланирована такая мера в 2021 году. Продолжится действие льготного периода, когда россияне могут выходить на пенсию на 6 месяцев ранее нового срока. Воспользоваться правом смогут женщины 1965 г.р. и мужчины 1960 г.р.

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки


3 изменение – трудовой стаж «оцифруют»

В 2021 году российских пенсионеров полностью переведут на ЭТК (электронная трудовая книжка). Новым работникам перестанут выдавать бумажные аналоги. Для уже работающих пенсионеров будут действовать и электронные, и бумажные трудовые книжки. В ЭТК внесут только новые записи, поэтому важно не потерять бумажные носители. В противном случае сложно будет доказать наличие стажа, придется навещать бывших работодателей, собирать справки.

Пенсионерам надо подать в Пенсионный фонд заявку, чтобы в ЭТК внести абсолютно все данные, — сообщил Михаил Мишустин.

4 изменение – корректировка системы накоплений

Реформа, давно ожидаемая экспертами. Система накоплений была заморожена еще 7 лет назад. Все эти годы россияне могут копить только виртуальные пенсионные баллы. Годом ранее Минфином и Центробанком была представлена новая концепция – гарантированный пенсионный план. Он подразумевает самостоятельное откладывание из заработной платы 1 – 6 процентов ежемесячно.

— Законопроект непростой. Было несколько вариантов концепции, в последнем это исключительно добровольный формат, — пояснял недавно Антон Дроздов, бывший глава ПФР, а ныне замминистра финансов.

Вопрос: Об уплате страховых взносов адвокатами, являющимися пенсионерами

Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 28.10.2019 по вопросу уплаты страховых взносов адвокатами, являющимися пенсионерами, и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

При этом законодательством Российской Федерации устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 и подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса адвокаты признаются плательщиками страховых взносов и уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

Для указанных плательщиков при доходе до 300 000 рублей за 2019 год обязательный фиксированный размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование составляет 29 354 рубля (26 545 рублей за расчетный период 2018 года), а на обязательное медицинское страхование — 6 884 рубля (5 840 рублей за расчетный период 2018 года).

При этом положениями главы 34 Налогового кодекса не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов — адвокатов, являющихся пенсионерами, от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов, в частности, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и т.д., указанных в пунктах 1, 3, 6 — 8 части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ, а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов (пункт 7 статьи 430 Налогового кодекса в редакции Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», вступающей в силу с 01.01.2020).

Следует отметить, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в целях получения гражданином обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, а в случае, если гражданин — пенсионер, уплачиваемые страховые взносы влияют на перерасчет получаемой пенсии.

Учитывая вышеизложенное, своевременная и полная уплата страховых взносов является необходимым условием реализации в обязательном социальном страховании принципов устойчивости и автономности его финансовой системы, а также отражает не только частные, но и определенные принципом солидарности публичные интересы.

Вместе с тем пунктом 5 статьи 430 Налогового кодекса определено, что, если адвокат прекращает осуществлять профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором адвокат снят с учета в налоговых органах. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату снятия с учета в налоговых органах адвоката включительно.

В случае прекращения физическим лицом статуса адвоката уплата им страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия его с учета в налоговом органе в качестве адвоката (пункт 5 статьи 432 Налогового кодекса).

Исходя из положений пункта 5 статьи 84 и пункта 2 статьи 85 Налогового кодекса в случае прекращения статуса адвоката снятие его с учета осуществляется налоговым органом на основании сведений об адвокате, исключенном из реестра адвокатов субъекта Российской Федерации, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 10-го числа каждого месяца.

Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у физического лица — адвоката сохраняется до момента снятия его с учета в налоговом органе в качестве адвоката.

Одновременно сообщаем: позиция, изложенная в упомянутом в запросе письме Минфина России от 08.08.2017 N 03-15-05/50651, не изменилась.

Граждане России привыкли к тому, что число их обязанностей перед государством и перед бюджетом в частности сокращается при достижении пенсионного возраста. Более того, в России пенсионерам полагается ряд пособий, призванных упростить жизнь пожилого человека. Зачастую индивидуальные предприниматели считают, что ИП-пенсионер страховые взносы не уплачивает. Однако, такой льготы действующее законодательство не предусматривает. Давайте разберемся, не делает ли закон исключения в отношении уплаты взносов «за себя» для каких-либо категорий ИП.

Должен ли уплачивать ИП-пенсионер страховые взносы

Чиновникам Министерства финансов неоднократно задавался вопрос относительно того, не логично ли позволить индивидуальным предпринимателям, вышедшим на пенсию, не уплачивать «за себя» страховые взносы в том случае, если у ИП не имеется наемных работников. И Минфин каждый раз отказывает в удовлетворении такой просьбы на том основании, что действующее законодательство не позволяет освобождать ИП от данной обязанности, поскольку это навредит бюджету страны.

Важно! Страховые взносы должны перечисляться предпринимателями с даты оформления статуса ИП и до даты исключения сведений о физическом лице как о предпринимателе из ЕГРИП.

Налоговое законодательство определяет четкий список плательщиков страховых взносов. В соответствии с федеральными законами, таковыми являются следующие граждане:

  1. Лица, которые производят денежные вознаграждения и выплаты физическим лицам (ИП, юридические лица, физические лица, не зарегистрированные в качестве ИП).
  2. Частные практики (адвокаты, нотариусы, медиаторы, патентные поверенные, оценщики, арбитражные управляющие и др.) и ИП – они обязаны совершать страховые взносы в Пенсионный Фонд и Фонд обязательного медицинского страхования на основании п. 1 ст. 430 НК РФ.

Важно! ИП обязаны уплачивать страховые взносы вне зависимости от вида деятельности, возраста, факта получения от предпринимательской деятельности доходов в расчетном периоде.

Ни одно положение НК РФ не указывает на необходимость освобождение ИП-пенсионеров от уплаты страховых взносов «за себя». Единственное, взносы можно не совершать в течение периодов, перечисленных в п. 1, 3, 6, 7, 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». К таким периодам относятся (при условии наличия документов, доказывающих отсутствие в эти периоды деятельности):

  • период осуществления ухода за ребенка;
  • время несения военной службы.

Должен ли уплачивать ИП-пенсионер страховые взносы, если он является инвалидом

Министерство финансов получало просьбы не только об отмене страховых взносов для ИП-пенсионеров в принципе, но и конкретно для ИП-инвалидов, в том числе вышедших на пенсию. В результате чиновниками было опубликовано Письмо от 25.05.2017 № 03-15-09/32244, в котором говорилось о том, что, если предприниматель, будучи инвалидом, не в состоянии осуществлять предпринимательскую деятельность и выполнять все требования закона, никто не обязывает его продолжать заниматься предпринимательством. Процедура регистрации ИП также носит заявительный характер, то есть, пока гражданин сам не пожелает зарегистрироваться в качестве ИП, никто не обяжет его пройти процедуру регистрации. Поэтому, если человек не готов осуществлять предпринимательскую деятельность, не обладает необходимым имуществом, не имеет предпринимательских способностей, не может определиться с видом деятельности или не обладает должным образованием, требуемым количеством денег, навыками и т.д., не следует становиться ИП. То же касается инвалидов – если здоровье не позволяет заниматься предпринимательством и соблюдать требования закона (в т.ч. уплачивать «за себя» страховые взносы), целесообразно отказаться от статуса ИП, а не просить о льготах.

Исходя из выводов, сделанных Минфином, факт присвоения ИП инвалидной группы не влияет на его обязанность уплачивать страховые взносы. Совершать отчисления придется, как того требует закон, с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и до момента исключения записей об ИП из Единого реестра предпринимателей (ЕГРИП).

Минфин, огласив свое решение по данному вопросу, сослался также на Определение Конституционного суда РФ от 22.03.2012 № 621-О-О. При этом Министерство финансов напомнило предпринимателям о возможности не уплачивать страховые взносы в ПФР и ФФОМС в случае наступления одного из особых периодов, перечень которых содержится в п. 7 ст. 430 НК РФ. После этого начали поступать вопросы относительно того, почему в течение периода осуществления индивидуальным предпринимателем ухода за инвалидом 1 группы (это одно из оснований для «перерыва» в уплате страховых взносов), ИП не должен уплачивать страховые взносы, а если предприниматель сам является инвалидом, страховые взносы уплачивать приходится. Это связано с тем, что главное в данной ситуации – наличие статуса ИП и связанных с данным фактом обязанностей, на которые соглашается физическое лицо в момент регистрации ИП.

Законодательные акты по теме

п. 7 ст. 430 НК РФ Перечень оснований, при наличии которых ИП может не уплачивать страховые взносы в период «простоя» (когда не осуществляется предпринимательская деятельность)

Типичные ошибки

Ошибка: ИП-инвалид не уплачивает страховые взносы на том основании, что обладает статусом инвалида.

Комментарий: Статус инвалида не освобождает ИП от обязанностей, связанных с приобретением статуса ИП. Поэтому страховые взносы «за себя» необходимо уплачивать на общих основаниях.

Ошибка: ИП-пенсионер не уплачивает страховые взносы «за себя», полагая, что статус пенсионера освобождает его от такой обязанности.

Комментарий: Если ИП после выхода на пенсию не справляется с ведением предпринимательской деятельности и уплатой страховых взносов, имеет смысл отказаться от статуса ИП. В противном случае, страховые взносы придется уплачивать до момента исключения записей об ИП из ЕГРИП.

Ответы на распространенные вопросы о том, как уплачивает ИП-пенсионер страховые взносы

Вопрос №1: Почему Министерство финансов считает, что освобождение ИП-пенсионеров и ИП-инвалидов от уплаты страховых взносов «за себя» способно существенно навредить экономике страны?

Ответ: Если ИП-пенсионеры и ИП-инвалиды будут освобождены от уплаты страховых взносов, недобросовестные граждане начнут вести предпринимательскую деятельность от их имени с целью освобождения от уплаты страховых взносов.

Автор: адвокат МОКА Морозова О.В.
март, 2020

Всем известно, что военный пенсионер – лицо, получающее пенсию по линии министерств обороны или внутренних дел, - имеет право на одновременное получение второй пенсии - страховой, выплачиваемой Пенсионным фондом РФ.

Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 прямо указал в статье 7, что военные пенсионеры при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

И если военный пенсионер решил заняться трудовой деятельностью – любой и в любой форме, то он лично либо его работодатель принуждается налоговым органом к уплате страховых взносов в бюджет ПФР.

Почему ПФР право военных пенсионеров на вторую пенсию превращает для них в обязанность по ее "зарабатыванию"? Почему сегодня военный пенсионер, 1967 г.р. и младше, обязан в течении 15 лет платить страховые взносы в ПФР, отчисляя 22% своего заработка, чтобы к 70 годам иметь право на получение второй пенсии в усеченном наполовину размере по сравнению с другими застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования?

Да, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными платежами. Обязанность по их уплате лежит на страхователе, т.е организации-работодателе или на военном пенсионере лично, если он относится к частно практикующим лицам (ИП, адвокаты и пр.). Если есть страхователь, значит, он кого-то страхует - застрахованное лицо в обязательном пенсионном страховании. Но военный пенсионер уже имеет пожизненное обеспечение от государства и следовательно, не может потерять доход, риск утраты которого и страхуется в обязательном пенсионном страховании.

Так можно ли отказаться от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, если военный пенсионер не хочет получать вторую пенсию за "гражданский" трудовой стаж? Для ответа на данный вопрос достаточно ответить на еще один вопрос: а за кого страховые взносы уплачиваются в ПФР в обязательном порядке? - за застрахованное лицо. А кто является застрахованным - сам военный пенсионер, при чем от риска, которого у него нет.

Ответ лежит на поверхности – правоприменитель предпочитает применять только федеральный закон, касающийся непосредственно системы обязательного пенсионного страхования (далее по тесту – система ОПС). Речь идет о Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Даже разъяснения Конституционного суда не смущают, - принуждает работающих военных пенсионеров (в том числе индивидуальных предпринимателей, адвокатов, др.) быть застрахованными в системе ОПС, а значит нести обязанность по уплате страховых взносов в его бюджет.

Если говорить не юридическим языком, который из-за множества терминов и необходимых отсылок, многим покажется абракадаброй, то обязательное пенсионное страхование в отношении военных пенсионеров может иметь только добровольный характер. Еще проще – налоговые органы нарушают закон и игнорируют прямой запрет, наложенный Конституционным судом РФ, на такое применение положений закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ, которое обязывало бы военных пенсионеров вступать в систему обязательного пенсионного страхования.

Вступление в систему ОПС военными пенсионерами осуществляется только добровольно. Соответственно, и выход из нее для военного пенсионера тоже добровольный – ПФР не имеет права принуждать военного пенсионера уплачивать ему пенсионные взносы.

При этом военный пенсионер должен четко знать и осознавать, что вступив в систему ОПС, он будет нести обязанности такие же как и остальные застрахованные лица, т.е. на равных условиях он будет в течении 15 лет (с учетом переходного периода) уплачивать страховые взносы, чтобы заработать 30 ИПК (баллов), но страховая пенсия у него будет урезанная, т.к. права на фиксированную выплату к страховой пенсии он не имеет.

Кроме того, то страховое обеспечение, которое ПФР будет выплачивать военному пенсионеру при выполнении последним всех необходимых условий, не может считаться эквивалентным ранее уплаченным суммам пенсионных взносов при существующей тарификации.

Тариф страховых взносов в бюджет ПФР состоит из солидарной и персональной частей. Солидарная (общая) часть идет на те выплаты, на которые военный пенсионер не может претендовать (его такого права лишили в силу закона). Ситуация в следующем, ты платишь солидарную часть как все, а гарантировано ничего не получаешь.

Кроме этого, ПФР будет выплачивать военному пенсионеру страховую пенсию не тогда, когда он достигнет общеустановленного пенсионного возраста (60 лет – для женщин и 65 – для мужчин, с учетом переходного периода), а когда он выполнит условия, предусмотренные Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях».

Строго говоря, вторая пенсия, на которую имеет право военный пенсионер не совсем страховая и совсем не пенсия. Эта выплата хоть и имеет такое наименование и должна выплачиваться при наступлении страхового случая, но страховой пенсией не является минимум по двум причинам: 1) на эту сумму прожить невозможно без получения военной пенсии, и речь идет именно об увеличении имеющейся, 2) это прибавка к имеющейся пенсии за выслугу лет, не связана с реализацией страхового риска. Система ОПС является способом "зарабатывания" прибавки к имеющейся военной пенсии.

Момент вступления в систему ОПС для военного пенсионера не связан со страховым риском, поскольку у него отсутствует вероятность потери заработка (у него уже есть пожизненная государственная пенсия).

Принудительно загонять человека в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС) без наличия у него страхового риска никто не имеет права. В противном случае это будет прямое нарушение законодательства о страховании, а также прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ.

По правде у военного пенсионера есть право отказаться от уплаты страховых взносов, но на сегодня реализовать это право невозможно из-за несогласия налоговых органов, поэтому никто не рискует ввязываться в судебные тяжбы с налоговой, которую всегда суд поддержит.

Но что интересно в данной ситуации беззаявительное участие военных пенсионеров в обязательном пенсионном страховании, также подразумевает и беззаявительный отказ от такого участия.
Но я все-таки написала заявление, и вот, что вышло.

Защита победила: права военных пенсионеров - адвокатов будут пересмотрены

Личный опыт отказа от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

С 2 июля 2014 года я вышла в отставку по болезни, в возрасте 45 лет, и получаю пенсию за выслугу лет, назначенную мне в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", то есть являюсь военным пенсионером.
11 апреля 2017 года, в возрасте 47 лет, мною получен статус адвоката.
19 мая 2017 года мною получена выписка о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, из которой следует, что по состоянию на апрель 2017 года на моем индивидуальном лицевом счете учтены пенсионные права в размере 3,73 ИПК и 2 года 7 месяцев страхового стажа.
С учетом риска дожития до 60 лет страховой случай обязательного пенсионного страхования для меня наступит через 13 лет от начала работы адвокатом. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере позволяет накапливать около 1 ИПК в год, а значит, на моем индивидуальном лицевом счете застрахованного лица не будет величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, что является невыполнением требований частей 2 и 3 статьи 8 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем, при наступлении страхового случая я получу отказ в назначении страховой пенсии по старости.
21 июня 2017 года я обратилась в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №17 по Московской области с просьбой не ставить меня на учет в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку я получаю пенсию за выслугу лет и отказываюсь от участия в обязательном пенсионном страховании в связи с тем, что к 2024 году у меня будет только 11 лет страхового стажа, которого недостаточно для назначения страховой пенсии, и, следовательно, система обязательного пенсионного страхования мне не гарантирует предоставление соответствующего страхового обеспечения при наступлении страхового случая, а на иное социальное обеспечение по возрасту я не имею прав.
На мое заявление налоговый орган ответил письмом о том, что я как адвокат обязана уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.
18 сентября 2017 года мною подано административное исковое заявление в Люберецкий городской суд Московской области с требованием о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 17 по Московской области от 10 июля 2017 г. № 12-26/29683@ в части признания административного истца плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку оно нарушает мои права, предусмотренные статьями 19, 35, 39, 55 Конституции РФ, так как (а) уплатив страховые взносы, я не буду получать никакого пенсионного обеспечения не только при наступлении страхового случая, но и в последующем; (б) по сравнению с иными застрахованными лицами для военных пенсионеров установлены значительно худшие условия для получения страхового пенсионного обеспечения.
19 декабря 2017 года Люберецким городским судом Московской области принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований (дело № 2а-7749/2017).
23 апреля 2018 года Московским областным судом отказано в удовлетворении моей апелляционной жалобы и решение Люберецкого городского суда Московской области от 19 декабря 2017 года оставлено без изменения.
31 октября 2018 года Московским областным судом отказано в передаче моей кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
10 апреля 2019 года судьей Верховного Суда Российской Федерации вынесено определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

19 июня 2019 года заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации отказано в жалобе об отмене определения об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

28 января 2020 года Конституционный суд РФ рассмотрел мою жалобу и вынес решение.
Я очень надеялась, что с новым решением КС в обязательном пенсионном страховании (ОПС) завершится эра безусловного отнесения законом работающих пенсионеров к застрахованным лицам, и для них участие в ОПС станет реально добровольным, а не принудительным как сейчас. Но я не смогла защитить свои права в рамках национальной судебной системы, что возможно повлечет для меня санкции в виде взыскания своевременно неуплаченных страховых взносов, несмотря на то, что я не нуждаюсь в увеличении размера получаемой пенсии, тем более принудительно.

То, что теперь возложение обязанности по уплате взносов на таких как я признанно не противоречащим Конституции, одновременно означает признание конституционным принудительного порядка пенсионного страхования работающих военных пенсионеров. Полагаю, такой результат судебного обжалования политическим и не основанным на праве.

При этом все обжалуемые мною погрешности закона КС признал неконституционными. Согласно постановления КС № 5-П от 28.01.20 я обязана принудительно страховаться и платить взносы в ПФР с целью увеличения размера получаемой пенсии в рамках ОПС, в котором не определены ни объем, ни условия формирования и реализации моих страховых пенсионных прав. Правомерность привлечения к ответственности за неисполнение такой обязанности, конечно, сомнительна. Сама я взносы в ПФР не платила и платить не буду, но пока за мною не числится задолженности, что не позволяет продолжить диспут с государственными органами в юридической плоскости.

ОПС - это механизм реализации социального страхования, который нельзя безусловно использовать для увеличения размера военной пенсии. Получатель социального обеспечения не является лицом, нуждающимся в защите государства, ведь в отношении него государство выполнило свою социальную миссию, и он как гражданин должен считаться социально защищенным.

Заставлять человека увеличивать свою пенсию само по себе лишено здравого смысла, поскольку назначаемые нам пенсии, по закону, считаются достаточными по размеру, который обеспечивает достойное проживание при утрате трудоспособности.

Возложение обязанности самостоятельно уплачивать взносы на ОПС в зависимости от ведения трудовой деятельности безотносительно пенсионного статуса, нарушает конвенционное право собственности военного пенсионера. Осталась одна надежда, что моя жалоба в ЕСПЧ (№ 42408/19), принятая в августе 2019 года, будет рассмотрена по существу и нарушения имущественных прав граждан РФ, получающих пенсии и продолжающих при этом трудиться, в части возложения на них обязанности по уплате обязательных страховых платежей на ОПС, будут признаны на международном уровне.

В общем, моя оценка отличается от оценки Российской газеты, опубликовавшей статью о новом решении КС о победе защиты.


Статья 7. Право выбора пенсии

Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". // Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 03.04.2017) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"

О юридической помощи и законах от адвоката МОКА

Читайте также: