Пенсионные отчисления в беларусь


В Россию каждый год приезжает все больше людей на постоянное место жительства, большинство из которых прибывают из стран СНГ. При выходе на пенсию кроме периода работы в России им может быть засчитан стаж работы и до приезда в Россию. Особые условия созданы для тех, кто приехал в Россию из Белоруссии – в некоторых случаях они получают пенсии сразу от двух стран.

Кто из иностранцев имеет право на российскую пенсию

Согласно российскому законодательству получать пенсию и некоторые другие социальные выплаты могут не только граждане Российской Федерации, но и граждане других стран.

Основное условие, которое нужно соблюдать для получения российской пенсии иностранцами – подтверждение факта постоянного проживания в России. Другими словами, иностранец может получать пенсию, имея вид на жительство в Российской Федерации.

Чтобы оформить страховую пенсию, иностранец должен соответствовать таким требованиям:

  • постоянно проживать в России на основании соответствующих документов (вида на жительство);
  • быть застрахованным в системе пенсионного страхования (это значит, что нужно получить СНИЛС – его выдают обладателям вида на жительство);
  • соответствовать требованиям Федерального закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» – то есть, иметь право на пенсию по критерию возраста, наличия стажа и пенсионных баллов.

Важно, что временно проживающий или пребывающий в России иностранец права на пенсию не получает. Другими словами, с разрешением на временное проживание (РВП) получить российскую пенсию нельзя.

Однако иметь статус застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования России временно проживающие иностранцы могут при условии, что они официально работают в России.

Это нужно для того, чтобы иностранец в дальнейшем, если оформит вид на жительство или даже российское гражданство, имел право на страховую пенсию.

Стоит отметить, что если постоянно проживающий в России иностранец (то есть, имеющий вид на жительство) оформит пенсию, он будет ее получать даже, выезжая за пределы России. Но тут важно помнить, что при отсутствии в России определенный период времени вид на жительство может быть аннулирован.

Таким образом, граждане других стран, приехавшие в Россию на постоянное место жительства, при достижении пенсионного возраста получают право на пенсию. Однако исчисление ее размера зависит от того, гражданство какой страны есть у иностранца.

Наиболее лояльные условия для начисления пенсии есть у граждан Белоруссии, а также других стран СНГ (за исключением нескольких стран). Рассмотрим эти условия более подробно.

Учитывает ли Пенсионный фонд России стаж в странах СНГ

После распада СССР в 1991 году порядок начисления пенсий значительно усложнился. Каждая теперь уже независимая страна создала свое пенсионное законодательство.

Чтобы бывшие соотечественники могли без проблем перемещаться между странами и оформлять пенсию в стране проживания, 13 марта 1992 года было заключено Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения. Участниками Соглашения стали почти все страны бывшего СССР – за исключением Грузии, Азербайджана, Эстонии, Литвы и Латвии.

Соглашение подписали Правительства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. При этом представитель Молдовы тоже подписал соглашение, но с оговоркой, что Соглашение регулируется двусторонними соглашениями.

Основная суть Соглашения – пенсию выплачивает та страна, в которой проживает пенсионер, вне зависимости от того, в какой стране он заработал стаж. Между странами при этом не проводятся взаимные расчеты.

Соглашение касается всех пенсионеров и видов пенсий, за исключением назначения пенсий военнослужащим стран-участников соглашения. То есть, получать можно пенсию того вида, который есть в стране проживания.

Общие правила назначения пенсий гражданам стран, которые подписали Соглашение, включают следующие:

  • пенсия оформляется по месту жительства;
  • для назначения пенсий учитывается трудовой стаж, в том числе льготный, заработанный в любой стране из подписавших Соглашение;
  • размер пенсий рассчитывается, исходя из заработка в периоды работы. Если работа приходится на период, когда в стране уже введена национальная валюта, сумма заработка пересчитывается по курсу на момент назначения пенсии.

Эта норма фактически нивелирует заработанные пенсионные права граждан. В большинстве постсоветских стран с 1992 года (подписания Соглашения) были периоды с гиперинфляцией, так что к моменту оформления пенсии заработок сильно обесценился.

  • при переезде в другую страну пенсию человек оформляет уже по новому месту жительства;
  • справки, которые нужны для подтверждения стажа и зарплаты, принимаются без всяких процедур легализации.
  • Таким образом, при переезде в другую страну в пределах СНГ граждане имеют право оформлять пенсию в той стране, где они проживают фактически.

    Что касается лет, за которые учитывается стаж иностранных граждан в России, выделим такие периоды:

    • по 1 декабря 1991 года – стаж засчитывается как советский согласно законодательству РФ;
    • с 1 декабря 1991 по 31 декабря 2001 года – стаж засчитывается с учетом Соглашения и других двусторонних договоров между странами;
    • с 1 января 2002 года – стаж засчитывается только при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России.

    С Молдовой у России действует новое соглашение – с 4 декабря 1995 года. С Грузией соглашение действует с 2002 года. Оба эти соглашения предполагают, что советский стаж учитывается по законам РФ, а стаж после 1991 года – по законам этих стран. Аналогичная ситуация действует и в отношении Литвы с 2001 года.

    На практике это означает, что Пенсионный фонд России признает трудовой стаж в Молдове, Грузии и Литве с 1991 по 2001 годы только если есть подтверждение уплаты взносов в бюджеты этих стран.

    С 1999 года действует соглашение России с Азербайджаном, с 2007 года – с Эстонией, а с 2011 года – с Латвией. Содержание соглашений отличаются в некоторых аспектах, но суть заключается в том, что Россия принимает стаж граждан этих стран как до 1991 года, так и после.

    Особая ситуация – отношения между Белоруссией и Россией в сфере пенсионной системы. В отличие от других стран, для граждан РБ, проживающих в России, предлагается больше прав.

    Назначение пенсий гражданам Белоруссии, проживающим в России

    С 29 марта 2007 года вступил в силу Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения. Документ определяет порядок выплаты не только пенсий, но и множества других социальных выплат гражданам Белоруссии в России и наоборот.

    Согласно Договору для граждан Белоруссии, проживающих в России, и наоборот, предоставляются на выбор 2 варианта начисления и выплаты пенсии:

      за стаж до 13 марта 1992 года пенсию платит страна, в которой живет пенсионер. За периоды после этой даты – та страна, в которой этот стаж заработан.

    Например, гражданин Белоруссии живет в России. У него есть стаж до 13.03.1992 года, а также 7 лет стажа в Белоруссии и 8 лет – в России. При выборе первого варианта: от России он будет получать часть пенсии за советский период (так как живет в России) и за 8 лет стажа в России. Белоруссия будет ему платить за 7 лет, которые он проработал там.

  • пенсия назначается и выплачивается только по законодательству страны, где проживает пенсионер.
  • Выбрать вариант можно только один раз, пересмотреть свой выбор не получится. При этом, выбрав первый вариант, нельзя будет за один и тот же период получать пенсию от двух стран сразу.

    Важно, что полную пенсию, рассчитанную согласно российскому законодательству, РФ будет платить гражданину Белоруссии только при наличии стажа на территории РФ не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

    Если такого стажа недостает, то рассчитанный размер пенсии делится на 240 или 300 месяцев соответственно и умножается на количество месяцев стажа в России. Другими словами, пенсия устанавливается пропорционально минимальному необходимому стажу.

    Суммарная выплата не может быть меньше минимального размера пенсии. В России это прожиточный минимум пенсионера. Если пенсия (даже от двух стран сразу) будет суммарно меньше минимальной, пенсионеру доплатят до минимального или базового размера (доплатит та страна, где он живет).

    Социальные пенсии выплачиваются только по законам той страны, где живет пенсионер. При выезде за пределы страны выплата прекращается, пока пенсионер не оформит пенсию по новому месту жительства.

    Таким образом, Договор между Россией и Белоруссией позволяет получать гражданам этих государств получать пенсию от двух стран сразу, если они успели поработать и в России, и в Белоруссии. Это позволяет не «терять» заработок на конвертации валют, что случается с гражданами других постсоветских стран.

    Жители обеих стран пользуются такой возможностью. По состоянию на 2017 год в Белоруссии российскую пенсию получали 22,7 тысяч человек, а в России пенсию по белорусским законам получали 1,8 тысячи человек.

    Как учитывается заработок в другой валюте

    Прежде всего, напомним, что заработок и страховые взносы, уплаченные в других странах, могут учитываться только до 1 января 2002 года, когда в России заработал Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях». Согласно нему с 2002 года на размер пенсии влияют только страховые взносы в Пенсионный фонд России.

    Поэтому взносы, которые перечислялись в Пенсионные фонды стран СНГ после 2002 года, не учитываются при расчете российской пенсии. Расчет пенсионных прав на конец 2001 года по заработку за 2000-2001 годы тоже может проводиться только на основе данных персонифицированного учета на территории России.

    Следовательно, учесть можно только данные о зарплате из справки, содержащей информацию о заработке заявителя за любые 60 месяцев подряд.

    Однако данные о заработке нужно учитывать в российских рублях, тогда как после советского периода зарплату работники получали в национальной валюте страны, где жили. Поэтому принят такой порядок:

    • за периоды до момента введения национальной валюты заработок считается в советских рублях;
    • за периоды после введения национальной валюты сумма конвертируется в российские рубли по официальному курсу на 1 января 2002 года (то есть дату, когда пенсионные права конвертировались в пенсионный капитал). За периоды до 1 января 1998 года (деноминация в России) суммы умножаются в 1000 раз.

    По факту рассчитанные пенсии оказываются низкими – доходы в постсоветских странах (за исключением Прибалтики) были низкими, а курсы валюты – нестабильными. С учетом деноминации рубля рассчитанные пенсии граждан стран СНГ оказываются ниже, чем при работе на аналогичных должностях в России.

    Страховые взносы в ФСЗН – это регулярно уплачиваемые, обязательные отчисления от заработной платы и иных подобных доходов. Из сумм этих взносов финансируются пенсии, больничные листы и другие социальные выплаты. Порядок начисления и уплаты страховых взносов регулируется действующим законодательством Республики Беларусь. В частности такой порядок прописан в Законе Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» от 29 февраля 1996 года. В этом же документе даны основные определения, обозначен перечень лиц имеющих непосредственное отношение к действию Закона, прописаны их обязанности и ответственность за неисполнение Закона. Также информацию об обязательных страховых взносах можно найти на сайте Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь www.ssf.gov.by .

    Обязанность уплачивать страховые взносы возлагается на:

    • Работодателей;
    • Наемных работников;
    • Физических лиц самостоятельно уплачивающих взносы;
    • Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах».

    В качестве работодателей в Законе рассматриваются:

    • Юридические лица всех организационных форм, индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и физические лица, заключающие с наемными работниками трудовые и гражданско-правовые договора;
    • Организации, предоставляющие работу на основании членства в них.

    В законодательстве существует понятие обязательных страховых взносов. Это их минимальная величина, рассчитываемая как процент от доходов. Кроме того, существует и «абсолютный минимум» взносов, который вычисляется по общему принципу от величины минимальной зарплаты. Максимальное ограничение также существует: до 01.01.2015 применялась четырехкратная величина средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы в Фонд; с 01.01.2015 установлена пятикратная величина средней зарплаты.

    Некоторые виды доходов не являются источником выплаты взносов в ФСЗН. Их список утвержден Постановлением №115 Совета министров Республики Беларусь от 25.01.1999 года с последующими дополнениями и изменениями.

    Обязательные страховые взносы по своему назначению делятся на:

    • Взносы на пенсионное страхование – 29%;
    • Взносы на социальное страхование – 6%.

    Размер обязательных пенсионных взносов определяется законодательно и имеет разную величину в зависимости от категории предприятия. В настоящий момент такие отчисления составляют:

    • Для работодателей производящих сельскохозяйственную продукцию, если ее доля составляет более половины общего объема производства – 25% от начисленной заработной платы;
    • Для объединений инвалидов, садовых товариществ, потребительских кооперативов и приравненных к ним организаций – 5%;
    • Для всех работодателей, не включенных в две вышеприведенные категории – 28%;
    • Для наемных работников – 1% вне зависимости от категории работодателя.

    На практике взносы наемных работников удерживаются из суммы заработной платы, и уплачиваются вместе со взносами удерживаемыми с работодателей

    Платежи по пенсионному страхованию не начисляются на зарплату работников инвалидов I и II групп.

    Обязательные страховые взносы на социальное страхование составляют 6% от начисленной зарплаты. Их уплата полностью ложится на работодателей вне зависимости от рода деятельности, организационной формы и прочих обстоятельств.

    Отдельного упоминания заслуживает система регулирования величины обязательных страховых взносов индивидуальных предпринимателей.

    Для ИП расчет таких платежей следует производить по общей системе от величины минимальной зарплаты по стране. За 2019 год размер взноса за 12 месяцев составил 1 386‬ рублей. Нетрудно посчитать, что эта величина получается от сложения 35%-х отчислений (29% – пенсионное и 6% – социальное страхование) от сумм минимальных зарплат в соответствующие месяцы. Предприниматель вправе самостоятельно увеличить размер выплат. Благодаря этому должны вырасти будущие пенсионные платежи. Однако, в отсутствие системы накопительных пенсий, мало кто соглашается платить сверх необходимого.

    Сроки уплаты взносов по обязательному страхованию также регулируются на законодательном уровне:

    • При работе по трудовым договорам сроком уплаты взносов является дата выплаты заработной платы;
    • При работе по гражданско-правовым договорам – момент выплаты вознаграждения по ним. Но не позднее дня выплаты зарплаты за прошедший месяц.
    • Небольшим коммерческим организациям (со среднесписочной численность до 100 человек) позволяется платить взносы раз в квартал, не позже установленной даты выплаты зарплаты за последний месяц квартала;
    • При назначении пенсии работодатель уплачивает взносы в течение 5 дней со дня подачи работником соответствующего заявления;
    • Для индивидуальных предпринимателей сроком обязательной оплаты взносов назначено 1 марта года, следующего за отчетным.

    В Беларуси могут рассмотреть вопрос отчислений в ФСЗН. Среди причин, по которым власти задумались о пересмотре отчислений в фонд, — наша страна сегодня проигрывает государствам ЕАЭС по налоговой нагрузке. FINANCE.TUT.BY сравнил, как отличаются социальные взносы в Беларуси и других странах.


    Фото носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

    Беларусь: работник платит в ФСЗН 1% от зарплаты, работодатель — 34%

    Сейчас работник в Беларуси отчисляет в ФСЗН 1% от своей зарплаты. Наниматель уплачивает еще 34% процента — 28% от заработка работника на пенсионное страхование и 6% на соцстрахование.

    По особой схеме уплачивают взносы в ФСЗН индивидуальные предприниматели. Минимальная сумма, которую предприниматели должны внести в фонд, составляет 35% от минимальной зарплаты — 29% на пенсионное страхование плюс 6% на социальное страхование. К примеру, за 2017 год — 1113 рублей (или по 92,75 рубля в месяц). Для расчета за прошлый год берется минимальная зарплата в 265 рублей (с 1 января этого года она выросла до 305 рублей).

    О том, что в Беларуси намерены рассмотреть вопрос налоговых отчислений в Фонд социальной защиты населения, ранее сообщила заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая. Представитель МНС уточнила, что вопрос пересмотра взносов в ФСЗН «будет обсуждаться со всех сторон».

    — Основа всего — это возможное снижение налоговой нагрузки на наших плательщиков, в том числе с учетом отчислений в Фонд социальной защиты населения. Если говорить о налоговой нагрузке не только в рамках налогов, несмотря на то, что отчисления в фонд — это неналоговые платежи, у нас она (налоговая нагрузка. — Прим. TUT.BY) сегодня достаточно высокая. И мы в этой связи несколько проигрываем нашим партнерам по евразийскому пространству, — отметила Элла Селицкая.

    Ранее Минфин предлагал снизить нагрузки по взносам в ФСЗН для предприятий и сделать пенсионное накопительное страхование добровольно-принудительным.

    В Госконтроле считают, что повышение наполняемости бюджета фонда возможно за счет повышения для отдельных плательщиков размеров обязательных страховых взносов по пенсионному страхованию и льгот, установленных при начислении по высокооплачиваемым работникам. Так, взносы по пенсионному страхованию не начисляют на часть дохода высокооплачиваемых работников резиденты ПВТ, индустриального парка «Великий камень» — на часть дохода, превышающую ее однократный размер.

    Тему пересмотра взносов в ФСЗН поднимают не в первый раз. В Минэкономики еще в 2011 году заявляли, что правительство Беларуси готово пойти на сокращение пенсионной нагрузки на фонд заработной платы предприятий. Однако уточняли, что процесс перераспределения пенсионной нагрузки с нанимателей на работников займет много времени. Представители бизнес-сообщества предполагали, что, при заинтересованности со стороны государства, это можно сделать довольно быстро.

    Россия: работодатель отчисляет на пенсии 22%

    Основной тариф на обязательное пенсионное страхование составляет 22% от заработной платы работника (с выплат сверх установленной предельной величины базы для начисления взносов — 10%), обязательное медицинское страхование — 5,1%, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством — 2,9%, отмечают в Федеральной налоговой службе. В общей сложности получается 30% от заработной платы работника.

    Эти ставки будут действовать до 2020 года включительно, отмечают в Федеральной налоговой службе.


    Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

    Казахстан: для нанимателей уменьшили социальные взносы

    В Казахстане обязательные пенсионные взносы составляют 10% от сумм, которые подлежат уплате таких взносов.

    Выплаты на обязательное медстрахование в Казахстане сейчас составляют 1,5% от дохода каждого работника. С 1 января 2020 года они вырастут до 2%, с 1 января 2022 года — до 3%. При этом в 2017 году этот взнос составлял 1% от зарплаты работника.

    Размер социальных отчислений в государственный фонд социального страхования в Казахстане c 2018 года уменьшили. Теперь наниматель перечисляет не 5% от дохода работника, как было раньше, а 3,5%.

    То есть в Казахстане страховые взносы составляют порядка 15% от заработной платы работника.

    Индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты и профессиональные медиаторы не будут платить за себя в 2018 и 2019 годах. Однако с 1 января 2020 года они будут платить за себя 5% от двух минимальных заработных плат. За своих работников — как работодатели — они начали делать ежемесячные взносы с 1 июля 2017 года. В 2018 и 2019 годах эта сумма составит 1,5% от зарплаты работника, 2% — в 2020 году, 3% — после 2022 года.

    Самозанятые казахи уплачивают 3,5% от объекта исчисления социальных отчислений, но не меньше 3,5% от минимальной зарплаты.

    Кыргызстан: на соцстрахование уходит больше четверти зарплаты

    В Кыргызстане взносы по государственному социальному страхованию для нанимателей составляют 27,25% от всех видов выплат, начисленных работнику. Тариф, который направляется в пенсионный фонд, составляет 15% от дохода сотрудника. На обязательное медицинское страхование отправляется 2%, еще 0,25% идет в фонд оздоровления трудящихся.

    Оставшиеся 10% распределяются в зависимости от категории работника. Если ему до пенсии осталось менее 15 лет, весь объем взносов направляется в пенсионный фонд. Для остальных работников в пенсионный фонд идет только 8%, оставшиеся 2% отправляются в государственный накопительный пенсионный фонд. Для работников-пенсионеров установлен тариф в размере 8%, которые полностью направляются в пенсионный фонд.

    Индивидуальные предприниматели в Кыргызстане уплачивают страховые взносы в 10% от размера среднемесячной заработной платы. Из них в пенсионный фонд идет 8,75%, в фонд обязательного медицинского страхования — 1%, в фонд оздоровления трудящихся — 0,25 процента.

    Украина: ввели единый соцвзнос вместо четырех разных налогов

    В Украине существует единый социальный взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, который подлежит уплате в пенсионный фонд. Он заменил собой четыре ранее существовавших обязательных государственных социальных сбора: пенсионный, «безработицу», соцстрах (больничные), «несчастный случай», сообщает Минфин этой страны. Ставки единого соцвзноса дифференцировались в зависимости от вида плательщика, а также в зависимости от классов профессионального риска вида деятельности.

    Для всех категорий плательщиков минимальный единый соцвзнос сейчас составляет 22% от размера минимальной зарплаты. Его размер определяется независимо от суммы начисленной заработной платы. Сейчас минимальный единый соцвзнос составляет около 62 белорусских рублей в пересчете, а максимальный — 934 рубля.

    Латвия: социальный налог для работника составляет 11%

    В Латвии в этом году провели налоговую реформу, в результате которой ставку обязательного взноса государственного социального страхования (социального налога) увеличили на 1%. В итоге с 2018 года общая ставка обязательных платежей в стране составила 35,09% (в 2017-м она составляла 34,09%). Из них 24,09% платит работодатель, а 11% — наемный работник.

    Работник это на своей зарплате не ощущает, так как в трудовом договоре указана сумма зарплаты, не включающая ту часть социальных налогов, которую платит работодатель. В то же время из указанной в трудовом договоре брутто-зарплаты работника вычитаются страховые взносы в объеме 11%.

    Армения: работник отчисляет 2,5% от доходов

    Работник выплачивает страховой взнос в 2,5% от дохода. Государство перечисляет 7,5% из средств бюджета, наниматель ничего не платит. До июля платеж вносился следующим образом: 5% отдавал работник, еще 5% — работодатель.

    Тем временем в Армении хотят ввести обязательное медицинское страхование.

    В Республике Беларусь действует распределительная система — все средства используются для выплат пенсионерам. За каждого работника организации отчисляют налог — 35 %. Пенсия в Беларуси зависит от стажа (в 2019 — минимум 17 лет), бюджета прожиточного минимума (БПМ) и средней зарплаты. Государственные пособия может получать любой нетрудоспособный гражданин.


    Минск, Беларусь

    Пенсионный возраст в Беларуси

    Гражданин становится пенсионером при достижении установленного возраста, проработав официально требуемое количество лет. В Беларуси, как и во многих других странах, проводится реформа, увеличивающая в соответствии с графиком возраст выхода на заслуженный отдых. В 2020 г. он возрастет на два года и составит:

    • 62 — мужчины;
    • 57 — женщины.

    В 2022 г. — 63 и 58 соответственно. Если гражданин, достигший установленного возраста по дате рождения, обратится позже, то пенсию установят по году обращения. Причиной реформы послужила демографическая ситуация:

    • старение нации: на 100 человек трудоспособного населения — 22-23 пожилых;
    • увеличение среднего возраста работающих;
    • уменьшение количества новорожденных.

    Минимальная, средняя и максимальная пенсия в Беларуси

    Сумму выплаты по возрасту рассчитывают, исходя из размера среднего заработка (55 % и выше) и минимальной пенсии (утверждается). МП зависит от финансовых возможностей ФСЗН, состояния экономики, роста инфляции. В 2019 году производятся следующие выплаты:

    1. Минимальная: 25 % от БПМ. С 1 ноября 2019 г. — 57,96 белорусских рублей (27,4 доллара). Для ее получения нужно 17 лет страхового стажа. Предоставляется доплата — 20 % от средней зарплаты по стране. Всего: 243,11.
    2. Средняя: трудовая — 431,8, по возрасту — 446,1. Отличается по регионам: самая высокая — в Минске, ниже всего — в Брестской области.
    3. Максимальная: 674,31 при стаже 40 (45) лет и без учета надбавок.

    Важное от BBQcash: к 2025 г. человеку необходимо получить страховой стаж — минимум 20 лет.

    Для оформления пенсии собирают требуемые документы и передают в органы соцзащиты.

    Особенности пенсионной системы в Беларуси

    Действующая пенсионная система в Беларуси — государственная. Различается видами накоплений:

    • солидарная и распределительная — уплачиваемые взносы;
    • накопительная — человек отчисляет самостоятельно на счет;
    • условно-накопительная — взносы на страхование.

    Государство контролирует все полученные активы, что дает людям социальные гарантии. Источниками выплат пенсий служат ФСЗН и госбюджет. В зависимости от вида начислений производятся выплаты:

    • трудовые — фонд соцзащиты;
    • профессиональные страховые — работа в особых условиях, выслуга лет;
    • по инвалидности — обязательное страхование;
    • социальные — бюджет.

    Ежегодно происходит индексация пенсий, что защищает их от инфляции.

    Виды пенсий

    В Беларуси в ФСЗН наниматели отчисляют средства за каждого сотрудника,зависящие от фонда зарплаты:

    • ПФ: 28 %;
    • социальное страховое обеспечение: 6 %.

    Работник перечисляет 1 % от своей зарплаты в ПФ. Трудовые пенсии:

    1. По возрасту — назначают пожизненно по законодательству. Основное условие – необходимый страховой стаж.
    2. За выслугу лет — получают ряд граждан, у которых нет досрочной профессиональной пенсии.
    3. По инвалидности — не зависит от причины получения группы, если имеется необходимый стаж в момент обращения. Могут назначить переосвидетельствование на предмет восстановления работоспособности.
    4. Потеря кормильца — выплачивают нетрудоспособным лицам, если умерший отработал положенное время.
    5. За заслуги перед страной — обладатели званий и наград.

    Люди,у которых недостаточно стажа,с инвалидностью, могут получать социальные пособия. Их размер зависит от категории и определяется в процентах от БПМ. Назначается на пять лет позже введенного возраста.

    Важное от BBQcash: для отдельных категорий существуют надбавки на уход.

    Особый вид — военная пенсия. Ее получают в 45 лет после 20 лет службы. Повышение возраста касается и этой категории людей — 48 к 2033 г. При соблюдении этих условий выплачивают минимум — 50 % от денежного довольствия, за каждый дополнительный год службы прибавится — по 3 %. С 1.09.2017 пенсии повышались поэтапно с помощью корректирующих коэффициентов, с 1.07.2019 — равно 1.

    При переезде из Беларуси выплачивается пенсия за 6 месяцев вперед по любому виду. В других странах ее назначают согласно заключенным соглашениям между государствами. Существует возможность получать пенсию переводом на банковский счет.

    Льготы для пенсионеров в Беларуси

    Для защиты социально уязвимой части населения — пенсионеров предусмотрен ряд мер государственной поддержки:

    • период дачного сезона — билеты за 50 % от цены в пригородном транспорте;
    • человек, проживающий один, — уменьшение суммы оплаты ЖКХ;
    • не требуется платить налог на недвижимость;
    • государственная пошлина в нотариальной конторе — 50 % от суммы.

    Инвалидам представляются дополнительные скидки:

    • лекарства — 10 % от стоимости при наличии рецепта и покупки в госаптеке;
    • протезирование осуществляют бесплатно из недорогостоящих материалов в гос.клинике;
    • оплата за жилые помещения,за использованиенеобходимогомед.оборудования — скидка 50 %;
    • предоставление санаторного лечения по показаниям — бесплатно;
    • уменьшение транспортного налога.

    Предусмотрены доплаты неработающим пенсионерам старше:

    • 75 — 43,47 руб.;
    • 80 — 57,96.

    Дополнительные льготы — для ветеранов войны, героев труда, сотрудников прокуратуры и органов МВД.

    Досрочная пенсия в Беларуси: нюансы и особенности

    Для получения досрочной профессиональной пенсии необходимо достигнуть определенного возраста, иметь некоторый общий стаж и проработать какое-то количество лет в конкретной области.

    Мужчины, задействованные в работах под землей или работавшие в особо вредных и тяжелых условиях (список 1), — на 10 лет раньше, при стаже — 20 (10 — профессиональный).

    На 5 лет меньше трудятся мужчины:

    • на должностях из списка 2: 12,5 (общий 25);
    • трактористы-машинисты сельскохозяйственного производства, водители пассажирского транспорта в городе, работники экспедиций, участвующих в изыскательных работах: 20 при общем — 25.

    Женщины получат пенсию на 5 лет раньше, если работали:

    • водителями пассажирского транспорта в городе — 15, а всего — 20;
    • на текстильном производстве (список), животноводами и свиноводами, доярками — 20.

    В независимости от пола требования предъявляются только к профстажу:

    • горные работы по добыче полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников (из определенного списка) — 25;
    • ведущие профессии (горнорабочие, забойщики, машинисты) — 20.

    Если человек продолжит трудиться на своем месте, то досрочную пенсию по профессии он не получит.

    Важное от BBQcash: для льготников предусмотрено такое же поэтапное увеличение возраста.

    Женщинам стаж требуется на 5 лет меньше. Ряд категорий населения для получения пенсии имеет льготные основания. Уменьшается возраст на 10 лет — лилипутами карликам при стаже 20 (15).

    Снижается на 5 лет для категорий:

    • инвалиды с детства и вследствие ранения на военной службе — если проработали 25 (20);
    • отец, воспитывающий ребенка-инвалида 8 лет и более, если мать не получила пенсию по этому основанию или она умерла: стаж — 25;
    • мать такого же ребенка или военнослужащего, погибшего во время службы: 20;
    • многодетные матери (5 и более): стаж 15 и четвертый ребенок в момент обращения старше 8.

    Проработав в сельском хозяйстве 10 лет, многодетные матери, воспитывающие детей до 16, имеют право на пенсию. Не нужно ждать возраста. Досрочно могут оформить пенсию:

    • врачи, педагоги — при стаже 30 (25);
    • граждане, уволенные в связи с ликвидацией организации,неимеющиевозможноститрудоустроиться заново, — на 2 года раньше;
    • безработные — за год, если они получили этот статус и не нашли работу в течение 52 недель.

    Сокращенным гражданам досрочная пенсия не назначается.

    Повышение пенсии и пенсионного возраста: последние новости

    Законодательство в Беларуси постоянно изменяется: с 1992 по 2018 г. в основной закон «О пенсионном обеспечении» было внесено 34 дополнения и изменений.

    Программа пенсионной реформы предусматривает, что повышается не только возраст, но и минимальный стаж.

    Важное от BBQcash: учеба в ВУЗах не учитывается. После 45 (40) лет стаж не влияет на расчет.

    Постановлением Минтруда и соцзащиты БПМ увеличен с 1 ноября 2019 г. В соответствии этим возрастают минимальные трудовые и социальные пенсии. Увеличение БПМ — 0,4% или 92 коп. Будет действовать до 31 января 2020 г.

    Если гражданин продолжает работать, то может существенно изменить размер будущей пенсии, отказавшись от ее получения. За 5 лет она возрастет в 1,5-1,8 раза за счет увеличения заработка, от которого исчисляется пенсия.

    Имеется возможность изменить размер пенсии за счет накопительной. Этот вид добровольный — зависит от самого человека, откладывающего средства на специальный счет самостоятельно.

    Многие жители нашей страны уверены, что налоги у нас маленькие. В расчетнике стоит 13% подоходного и 1% пенсионного. Собственно, вот и все, что мы видим. Так ли это на самом деле? В новом выпуске подкаста «Про деньги» вместе с академическим директором Центра экономических исследований BEROC Катериной Борнуковой обсуждаем и подсчитываем, какие прямые и косвенные налоги мы платим.

    Таймлайн

    00:36 — считаем, сколько налогов заплатит белорус, у которого зарплата 1000 рублей «грязными».

    1:51 — говорим о косвенных налогах и о том, сколько они забирают из кошелька простых белорусов. Правильно ли считать, что даже неработающий человек, покупая продукты, уже платит налоги.

    5:05 — у нас очень высокий процент отчислений в Фонд социальной защиты населения. Объясняем, почему такие маленькие пенсии и пособия.

    7:38 — 84% от общего дохода бюджета — это налоги. Куда идут наши деньги?

    10:26 — в процентном соотношении мы платим больше налогов, чем немцы. Почему наша медицина, образование, дороги и все остальное не на уровне немцев?

    14:02 — как должен измениться «налог-взнос» в ФСЗН и каким образом можно изменить налоговую систему, чтобы люди не уезжали?


    Главные мысли

    • Для удобства возьмем, к примеру, белоруса с зарплатой в 1000 рублей «грязными». Для того чтобы их начислить, работодатель платит 340 рублей взносов в Фонд социальной защиты населения. Если бы отчисления в фонд делал сам работник, то в расчетнике увидел бы 1340 рублей.
    • На руки со своей условной тысячи работник получит 860 рублей. Таким образом, общая сумма налогов и взносов с его зарплаты составит 480 рублей.
    • Если все эти 860 рублей человек потратит, то примерная сумма налога на добавленную стоимость составит 143 рубля. Добавим сюда 25 рублей в месяц различных акцизов и 14 рублей налога на имущество (общие суммы этих налогов разделили на число жителей Беларуси).

    Белорус, у которого зарплата «грязными» составляет 1000 рублей, платит минимум 662 рубля налогов и сборов. Это 49% от тех самых 1340 рублей, которые могли бы начислять работнику. Для сравнения, максимальная ставка налога в Германии — 42%.

    • 84% от общего дохода бюджета — это налоговые поступления. Причем на первом месте в структуре налоговых поступлений — НДС, а потом подоходный налог. К слову, в чеках магазинов есть сумма НДС с каждой покупки.
    • За прошлый год белорусы заплатили 4,4 млрд рублей прямых или косвенных налогов. Это примерно по 3478 рублей с каждого в год. Или без малого 290 рублей ежемесячно, включая младенцев, стариков, находящихся в декрете и так далее.
    • На что идут наши налоги? На первом месте стоят государственные расходы. На них идет 23% от всего консолидированного бюджета. Но это не только обслуживание госаппарата, сюда еще входят различные госпрограммы, инвестпрограммы развития. Значительную часть в этих расходах занимает обслуживание государственного долга. Это плата за неэффективную экономическую политику.
    • Несмотря на то, что в процентном соотношении мы платим налогов столько же, сколько немцы, наш ВВП на душу населения гораздо меньше немецкого. Соответственно, качество государственных услуг не будет сопоставимо, к примеру, с немецким. По словам Катерины Борнуковой, у нас, в принципе, качество медицины и образования довольно высокое относительно уровня ВВП.
    • Одна из идей по улучшению фискальной (налоговой) политики страны — введение дифференцированного подхода к налогам по принципу «больше зарабатываешь — больше процент налога».
    • В конечном итоге все налоги оплачивают не предприятия, а люди.

    Подписаться на подкаст можно в сервисе «Яндекс.Музыка». Также его можно слушать на устройствах Apple или других подкастоприемниках. Ссылка на скачивание самого файла в формате mp3 находится тут.

    Особенности жизни в Беларуси

    На начало 2020 года только 15,7 процента населения страны дают своей жизни благополучную оценку. Самые высокие показатели приходятся на самореализацию и материальную стабильность. Социальному окружению и физическому состоянию достались самые низкие оценки жителей страны.

    Средний класс на начало 2020 года составил примерно 37 процентов. И есть тенденция снижения этой цифры к концу года. Типичный представитель этого класса – белорус от 40 до 60 лет, живущий в столице или области, располагает собственной жилплощадью со всеми доступными коммунальными услугами и автомобилем.

    Среднестатистическому гражданину Беларуси нет необходимости копить деньги, чтобы приобрести какой-либо товар – холодильник, стиральную машинку, телевизор или что-то подобное. Из-за значительного ослабления белорусской валюты в 2020 году, вполне возможно, что уровень жизни пойдет вниз и средний класс заметно поредеет.

    Принято считать, что медицинское обслуживание в Беларуси качественное, бесплатное и отсутствует коррупция.

    В какой-то степени это правда, но не все так идеально:

    • Коррупция существует, но не в обычном понимании – медперсонал просто принимает подарки от своих клиентов. Причем это непросто сделать – напрямую нельзя, надо найти через кого отблагодарить.
    • Из-за высоких правительственных планов по платным услугам, медики в 2020 году будут стараться эти планы выполнить, «впаривая» населению различные процедуры. В этом случае тяжелее всех иностранцу, попавшему на прием – отказаться практически нереально.
    • Белорусские аптеки в основном торгуют препаратами своего производства, качество которых оставляет желать лучшего.

    А найти место журналисту, маркетологу или дизайнеру вообще не представляется возможным. Культурный уровень оставляет желать лучшего – 80-е года прошлого века, остаются неизменными, и по сей день.

    Страна глазами россиян

    Граждане РФ охотно посещают эту державу. Это обусловлено такими факторами:

    • большое количество достопримечательностей, особенно связанных с Великой Отечественной войной;
    • размеренный образ жизни, тишина и спокойствие;
    • не конфликтность местных граждан;
    • низкие цены на продукты и прочие товары;
    • относительно дешевая недвижимость (по российским меркам);
    • безвизовый режим.

    Особенно комфортно чувствуют себя здесь граждане, переезжающие сюда на ПМЖ из стран бывшего СНГ, которые имеют у себя на родине стабильный пассивный доход в рублях, евро или в долларах.

    Сравнивая плюсы и минусы проживания в государстве, необходимо отметить высокое качество местных продуктов. Это объясняется тем, что здесь действует очень жесткий контроль за качеством их производства.


    Переезд для граждан РФ по упрощенной процедуре

    Согласно данным МВД число российских граждан, желающих поселиться в нашей стране, постоянно растет, рассказал «АиФ» первый заместитель начальника департамента по гражданству и миграции – начальник управления по миграции и работе с иностранными гражданами и лицами без гражданства Виталий НАУМЧИК. Так, только за первые 6 месяцев 2016 года 2595 гражданам России выданы разрешения на постоянное проживание, притом что состоят на учете, имея вид на жительство, 110 396 россиян.

    В соответствии с Соглашением между Республикой Беларусь и Российской Федерацией сам факт принадлежности к гражданству России уже служит основанием для получения разрешения на постоянное проживание в Беларуси.

    Сегодня россияне могут въехать в Беларусь по обычному паспорту и находиться в стране без регистрации до 90 дней в году. Если же они хотят здесь поселиться, необходимо получить разрешение на постоянное проживание, а потом и вид на жительство. Одно из необходимых условий для этого — наличие жилья, где человек сможет зарегистрироваться. Это могут быть собственное или съемное жилье, общежитие, квартира родных, знакомых.

    Кроме того, для получения разрешения на постоянное проживание гражданину России надо представить в территориальное подразделение по гражданству и миграции следующие документы:

    • заявление;
    • автобиографию;
    • 4 цветные фотографии;
    • документ для выезда за границу (гражданский или загранпаспорт гражданина РФ);
    • справку о судимости за последние 6 месяцев, выданную в РФ;
    • медицинскую справку о состоянии здоровья, подтверждающую отсутствие заболеваний, включенных в перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения (медосмотр проводится в Беларуси);
    • квитанции об уплате госпошлины (2 БВ) за выдачу разрешения на ПМЖ и за выдачу вида на жительство (1 БВ);
    • документы, необходимые для регистрации по месту жительства.

    Срок рассмотрения документов и принятия решения — до 3 месяцев.

    К слову, гражданину России могут отказать в разрешении на постоянное проживание в нашей стране. Основания для этого предусмотрены Законом о правовом положении иностранных граждан в Республике Беларусь. Например, причиной отказа может стать наличие судимости за тяжкие или особо тяжкие преступления.

    Имея вид на жительство, гражданин России вправе проживать в Беларуси бессрочно, при желании он может получить белорусское гражданство.

    Одно из обязательных условий для получения паспорта гражданина Беларуси – выход из российского гражданства. Россияне, имеющие близких родственников – граждан Республики Беларусь, постоянно здесь проживающих: супруга (супругу), родителей (усыновителей), ребенка (в том числе усыновленного), родную сестру, родного брата, деда, бабку, внука, внучку, имеют право приобрести белорусское гражданство по упрощенной процедуре в рамках Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства.

    Кроме того, статьей 15 Закона о гражданстве упрощенная процедура приобретения белорусского гражданства предусмотрена для лиц, родившихся либо постоянно проживавших на территории республики до 12 ноября 1991 года, их супругов и потомков (дети, внуки, правнуки).

    А что с пенсией?

    Еще один немаловажный вопрос для пенсионеров при переезде на ПМЖ в Беларусь – выплата пенсии. Так, пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, переехавших на постоянное проживание в Республику Беларусь, осуществляется с учетом действующего с 29 марта 2007 года Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года. По Договору граждане Российской Федерации, получавшие пенсию в России, после переезда на постоянное место жительства в Беларусь имеют право выбора получения пенсии.

    Первый вариант — от двух государств: Российской Федерации – за стаж работы на ее территории после 12 марта 1992 г., Республики Беларусь – за стаж работы на территории СССР до 13 марта 1992 г. и после этой даты — на территории Беларуси (пункт 1 статьи 23 Договора). Второй вариант – получение пенсии только от Российской Федерации (пункт 2 статьи 23 Договора). Особенность данного варианта — окончательность выбора (за исключением ситуации изменения гражданства). При этом следует заметить, что если гражданину Российской Федерации пенсия была назначена после 29 марта 2007 года, то при переезде в нашу страну оснований для ее пересмотра по пункту 1 статьи 23 Договора нет. В такой ситуации Россией будет продолжена выплата российской пенсии.

    Договором предусматривается еще один вариант пенсионирования. При переезде граждане могут продолжить получать назначенную им российскую пенсию, если имеют не менее 20/25 лет (соответственно у женщин и мужчин) стажа работы, исчисленного в календарном порядке, на территории Российской Федерации и (или) РСФСР (пункт 3 статьи 24 Договора). В этом случае сделанный выбор варианта пенсионирования в дальнейшем также не может быть изменен.

    Как россиянину перевести пенсию из России в Беларусь?

    Как россиянину перевести пенсию из России в Беларусь? «Я — гражданка России, получаю российскую пенсию. Сейчас проживаю в Беларуси, имею вид на жительство. Хотела бы свою российскую пенсию перевести в Беларусь. Как это сделать? И буду ли я в этом случае получать все положенные россиянам надбавки к пенсии? В. Пешевич, Житковичи».

    Татьяна Кулеш, заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Гомельского облисполкома: — Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, проживающих в нашей стране, осуществляется с учетом норм международного договора о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года. Положения договора предоставляют несколько способов реализации пенсионного права.

    Первый. По пункту 1 статьи 23 договора. В этом случае каждое из государств назначает и исчисляет пенсию с учетом страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13 марта 1992 года на его территории. За периоды работы до названной даты пенсию назначает и выплачивает государство, на территории которого гражданин постоянно проживает в момент обращения за пенсией.

    Второй. По пункту 2 статьи 23. Пенсия назначается и выплачивается по законодательству государства, гражданином которого является человек, обратившийся за назначением пенсии. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.

    Третий. По пункту 1 статьи 23. При переезде из одного государства в другое для постоянного проживания пенсионер, имеющий страховой (трудовой) стаж не менее 25 лет (для мужчин) или 20 лет (для женщин), полностью выработанный на территории одного из государств, в том числе и при СССР, продолжает получать пенсию от государства, ее назначившего. Без применения норм международного договора. Такой выбор также является окончательным и пересмотру не подлежит.

    В применении к вашему случаю это означает: исчисление пенсии будет производиться по законодательству Российской Федерации и по вопросам размера либо перерасчета необходимо обращаться в компетентные органы по месту назначения пенсии.

    Что нужно сделать для получения пенсии при переезде?

    И в России, и в Беларуси алгоритм действий переехавших пенсионеров примерно одинаков.

    Действия белорусов при переезде в РФ

    1. Убедиться, что на вас распространяется действие договора.
    2. Выбрать вариант оплаты пенсии.
    3. Обратиться с необходимыми документами в отделение пенсионного фонда, расположенное в зоне вашего проживания.
    4. Получать пенсию.

    Действия россиян при переезде в РБ

    1. Проверяете, подпадаете ли вы под нормы договора.
    2. Выбираете тип пенсионного обеспечения.
    3. Подаете документы и заявление в Комитет по труду, занятости и социальной защиты.
    4. Получаете пенсию раз в квартал.

    Документы, прилагаемые к заявлению

    Вместе с заявлением в пенсионный орган обязательно нужно подать:

    • Подтверждение наличия стажа.
    • Справку о размере заработка.


    Остальное зависит от индивидуальных обстоятельств. К примеру, для работающих пенсионеров важно предоставление документального подтверждения факта продолжения трудовой деятельности.

    Как российскому пенсионеру получать в Беларуси две пенсии?


    «Возможно ли, чтобы россиянин при переезде в Беларусь получал две пенсии?» Попробуем разобраться в этом вопросе.

    ДА, такое возможно. Но, как обычно, в этом вопросе много разных «но». Куда же без них.

    Какой закон?

    При ответе на вопрос надо руководствоваться договором между Беларусью и Россией, касающимся пенсионных выплат («о сотрудничестве в области социального обеспечения»). Он начал действовать с 29 марта 2007 года и до сих пор актуален.

    Варианты

    Если вы гражданин России и собрались переехать в Беларусь на постоянное место жительства, вы можете выбрать, как вам дальше получать пенсию. Есть три варианта.

    • Первый . Если у пенсионера трудовой стаж 20 лет (для женщин) или 25 лет (для мужчин) и больше, и он полностью выработан на территории Беларуси или России (время работы в Советском Союзе тоже учитывается), то он может выбрать, чтобы пенсию выплачивала та сторона, которая её назначила, а Договор, который упоминается выше, вообще не принимался во внимание.
    • Второй . Российский пенсионер может захотеть получать пенсию по российскому законодательству, как и раньше. Никаких проблем с этим нет.
    • Третий . Можно получать пенсии как от России, так и от Беларуси пропорционально стажу работы в каждой из стран после 13 марта 1992 года. Пенсию за советский стаж до этого периода назначит государство проживания гражданина.

    Куда обращаться

    Резюмирую. Итак, вы – российский пенсионер. Переехали на постоянное место жительства в Беларуси и хотите получать две пенсии.

    Вы можете выбрать вариант, при котором вам будут платить: Россия – за стаж работы на территории РФ начиная с 13 марта 1992 года; Беларусь – за стаж работы на территории СССР до 13 марта 1992 года.

    Учтите, что платить российскую пенсию в этом случае вам будут раз в квартал и в белорусских рублях по официальному курсу.

    Если вы при этом ещё и официально работали на территории Беларуси после 13 марта 1992 года, смело обращайтесь в белорусский исполком, в управление по труду, занятости и соцзащите за назначением выплаты пенсии согласно стажу, заработанному в Беларуси.

    Российскую пенсию в Беларуси будут платить раз в квартал и – в белорусских рублях.

    Этот материал подготовлен мной на основе анализа законодательных актов и комментариев официальных лиц, представляющих белорусские комитеты по труду, занятости и социальной защите. Однако я не берусь делать вывод о том, какой вариант получения пенсии будет более выгодным лично для вас. Это лучше объяснят профессионалы, работающие в пенсионных и социальных ведомствах двух стран. Не стесняйтесь к ним обращаться. В конце концов, для того они там и работают.

    Надеюсь, было полезно. Удачи вам с оформлением пенсии ! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на канал, чтобы не пропустить свежие публикации.

    Читайте также: