Пенсионный взнос в беларуси

Премьер-министр Роман Головченко анонсировал «переформатирование пенсионной системы». Об этом сегодня шел разговор в Палате представителей, где представляли программу работы правительства до 2025 года. Видео выступления премьера опубликовала его пресс-секретарь. Чиновники хотят «максимально задействовать механизм частных пенсионных сбережений и корпоративных пенсионных программ нанимателей». Речь про дополнительные пенсии через страховые компании — чтобы белорусам заключать такие договоры как самим, так и через нанимателя. Уточним, что вопрос об этой пенсионной проблеме, одной из прочих, чиновники поднимают не первый год, но конкретные варианты ее решения не озвучиваются.

Напомним, с 1 января 2021 года пенсионный возраст для мужчин повысят до 62 лет 6 месяцев, а женщин - до 57 лет 6 месяцев.


Снимок носит иллюстративный характер. Фото: TUT.BY

«Для сохранения стабильности пенсионного обеспечения предстоит переформатировать пенсионную систему. Для этого будет максимально задействован механизм частных пенсионных сбережений и корпоративных пенсионных программ нанимателей», — заявил премьер-министр, когда говорил про «переформатирование» пенсионной системы.

Премьер не уточнял, как конкретно хотят белорусов стимулировать к частным пенсионным сбережениям. Особую актуальность этот вопрос приобретает в ситуации, когда темпы роста реальных располагаемых денежных доходов населения снижаются, а годовая инфляция разгоняется и может стать рекордной за последние 4 года.

Тем временем в Беларуси в этом году в январе-октябре реальные пенсии, которые рассчитываются с поправкой на инфляцию, падали на протяжении 7 месяцев из 10. Ситуацию может на некоторое время исправить повышение пенсий с 1 декабря.

Что раньше говорили чиновники о дополнительных пенсиях

Белорусские чиновники не раз заводили речь о том, что нужно стимулировать жителей страны самим откладывать на дополнительную пенсию, а то и сделать накопительный элемент обязательным для всех.

В августе этого года Роман Головченко сообщил, что правительство сейчас думает над тем, как стимулировать рост участия в добровольных пенсионных накоплениях, чтобы «люди активнее откладывали себе на пенсию».

— Эта система в любом случае будет развиваться, будем работать над стимулирующими мерами, чтобы условия были привлекательными. Мы идем по такому же пути, как и другие страны, — сказал премьер-министр.

Повышение пенсионного возраста, заявлял в августе Роман Головченко, не рассматривается: сначала нужно проанализировать итоги предыдущей пенсионной реформы.

Ранее в июле 2020-го министр труда и соцзащиты Ирина Костевич отмечала, что «стоит задача по расширению практики участия работодателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии».

— Этот новый механизм в совокупности с действующей солидарной системой позволит обеспечить достойный уровень пенсионного обеспечения человека в старости, что соответствует международной практике, — поясняла министр труда.

В 2018 году замминистра финансов Юрий Селиверстов (сейчас он занимает пост министра) отмечал, что целесообразно было бы снизить нагрузку по взносам в Фонд соцзащиты для предприятий и «создать инструменты, стимулирующие граждан самостоятельно осуществлять накопления в фонде». Вместе с тем чиновник отмечал, что люди не спешат самостоятельно откладывать на будущую пенсию, потому что «череда девальваций подорвала доверие к финансовым инструментам».

— На государственном уровне требуется плавно вовлекать людей в то, чтобы они не только рассчитывали на помощь государства в пожилом возрасте, а разумно накапливали средства. Возможно, даже стоит сделать эту систему добровольно-принудительной, — говорил Юрий Селиверстов.

Уточним, что в Беларуси хватает и других пенсионных проблем, среди них «пенсионная ловушка», взносы в ФСЗН с работающих пенсионеров, уравнительный принцип формирования пенсий.

В Республике Беларусь действует распределительная система — все средства используются для выплат пенсионерам. За каждого работника организации отчисляют налог — 35 %. Пенсия в Беларуси зависит от стажа (в 2019 — минимум 17 лет), бюджета прожиточного минимума (БПМ) и средней зарплаты. Государственные пособия может получать любой нетрудоспособный гражданин.


Минск, Беларусь

Пенсионный возраст в Беларуси

Гражданин становится пенсионером при достижении установленного возраста, проработав официально требуемое количество лет. В Беларуси, как и во многих других странах, проводится реформа, увеличивающая в соответствии с графиком возраст выхода на заслуженный отдых. В 2020 г. он возрастет на два года и составит:

  • 62 — мужчины;
  • 57 — женщины.

В 2022 г. — 63 и 58 соответственно. Если гражданин, достигший установленного возраста по дате рождения, обратится позже, то пенсию установят по году обращения. Причиной реформы послужила демографическая ситуация:

  • старение нации: на 100 человек трудоспособного населения — 22-23 пожилых;
  • увеличение среднего возраста работающих;
  • уменьшение количества новорожденных.

Минимальная, средняя и максимальная пенсия в Беларуси

Сумму выплаты по возрасту рассчитывают, исходя из размера среднего заработка (55 % и выше) и минимальной пенсии (утверждается). МП зависит от финансовых возможностей ФСЗН, состояния экономики, роста инфляции. В 2019 году производятся следующие выплаты:

  1. Минимальная: 25 % от БПМ. С 1 ноября 2019 г. — 57,96 белорусских рублей (27,4 доллара). Для ее получения нужно 17 лет страхового стажа. Предоставляется доплата — 20 % от средней зарплаты по стране. Всего: 243,11.
  2. Средняя: трудовая — 431,8, по возрасту — 446,1. Отличается по регионам: самая высокая — в Минске, ниже всего — в Брестской области.
  3. Максимальная: 674,31 при стаже 40 (45) лет и без учета надбавок.

Важное от BBQcash: к 2025 г. человеку необходимо получить страховой стаж — минимум 20 лет.

Для оформления пенсии собирают требуемые документы и передают в органы соцзащиты.

Особенности пенсионной системы в Беларуси

Действующая пенсионная система в Беларуси — государственная. Различается видами накоплений:

  • солидарная и распределительная — уплачиваемые взносы;
  • накопительная — человек отчисляет самостоятельно на счет;
  • условно-накопительная — взносы на страхование.

Государство контролирует все полученные активы, что дает людям социальные гарантии. Источниками выплат пенсий служат ФСЗН и госбюджет. В зависимости от вида начислений производятся выплаты:

  • трудовые — фонд соцзащиты;
  • профессиональные страховые — работа в особых условиях, выслуга лет;
  • по инвалидности — обязательное страхование;
  • социальные — бюджет.

Ежегодно происходит индексация пенсий, что защищает их от инфляции.

Виды пенсий

В Беларуси в ФСЗН наниматели отчисляют средства за каждого сотрудника,зависящие от фонда зарплаты:

  • ПФ: 28 %;
  • социальное страховое обеспечение: 6 %.

Работник перечисляет 1 % от своей зарплаты в ПФ. Трудовые пенсии:

  1. По возрасту — назначают пожизненно по законодательству. Основное условие – необходимый страховой стаж.
  2. За выслугу лет — получают ряд граждан, у которых нет досрочной профессиональной пенсии.
  3. По инвалидности — не зависит от причины получения группы, если имеется необходимый стаж в момент обращения. Могут назначить переосвидетельствование на предмет восстановления работоспособности.
  4. Потеря кормильца — выплачивают нетрудоспособным лицам, если умерший отработал положенное время.
  5. За заслуги перед страной — обладатели званий и наград.

Люди,у которых недостаточно стажа,с инвалидностью, могут получать социальные пособия. Их размер зависит от категории и определяется в процентах от БПМ. Назначается на пять лет позже введенного возраста.

Важное от BBQcash: для отдельных категорий существуют надбавки на уход.

Особый вид — военная пенсия. Ее получают в 45 лет после 20 лет службы. Повышение возраста касается и этой категории людей — 48 к 2033 г. При соблюдении этих условий выплачивают минимум — 50 % от денежного довольствия, за каждый дополнительный год службы прибавится — по 3 %. С 1.09.2017 пенсии повышались поэтапно с помощью корректирующих коэффициентов, с 1.07.2019 — равно 1.

При переезде из Беларуси выплачивается пенсия за 6 месяцев вперед по любому виду. В других странах ее назначают согласно заключенным соглашениям между государствами. Существует возможность получать пенсию переводом на банковский счет.

Льготы для пенсионеров в Беларуси

Для защиты социально уязвимой части населения — пенсионеров предусмотрен ряд мер государственной поддержки:

  • период дачного сезона — билеты за 50 % от цены в пригородном транспорте;
  • человек, проживающий один, — уменьшение суммы оплаты ЖКХ;
  • не требуется платить налог на недвижимость;
  • государственная пошлина в нотариальной конторе — 50 % от суммы.

Инвалидам представляются дополнительные скидки:

  • лекарства — 10 % от стоимости при наличии рецепта и покупки в госаптеке;
  • протезирование осуществляют бесплатно из недорогостоящих материалов в гос.клинике;
  • оплата за жилые помещения,за использованиенеобходимогомед.оборудования — скидка 50 %;
  • предоставление санаторного лечения по показаниям — бесплатно;
  • уменьшение транспортного налога.

Предусмотрены доплаты неработающим пенсионерам старше:

  • 75 — 43,47 руб.;
  • 80 — 57,96.

Дополнительные льготы — для ветеранов войны, героев труда, сотрудников прокуратуры и органов МВД.

Досрочная пенсия в Беларуси: нюансы и особенности

Для получения досрочной профессиональной пенсии необходимо достигнуть определенного возраста, иметь некоторый общий стаж и проработать какое-то количество лет в конкретной области.

Мужчины, задействованные в работах под землей или работавшие в особо вредных и тяжелых условиях (список 1), — на 10 лет раньше, при стаже — 20 (10 — профессиональный).

На 5 лет меньше трудятся мужчины:

  • на должностях из списка 2: 12,5 (общий 25);
  • трактористы-машинисты сельскохозяйственного производства, водители пассажирского транспорта в городе, работники экспедиций, участвующих в изыскательных работах: 20 при общем — 25.

Женщины получат пенсию на 5 лет раньше, если работали:

  • водителями пассажирского транспорта в городе — 15, а всего — 20;
  • на текстильном производстве (список), животноводами и свиноводами, доярками — 20.

В независимости от пола требования предъявляются только к профстажу:

  • горные работы по добыче полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников (из определенного списка) — 25;
  • ведущие профессии (горнорабочие, забойщики, машинисты) — 20.

Если человек продолжит трудиться на своем месте, то досрочную пенсию по профессии он не получит.

Важное от BBQcash: для льготников предусмотрено такое же поэтапное увеличение возраста.

Женщинам стаж требуется на 5 лет меньше. Ряд категорий населения для получения пенсии имеет льготные основания. Уменьшается возраст на 10 лет — лилипутами карликам при стаже 20 (15).

Снижается на 5 лет для категорий:

  • инвалиды с детства и вследствие ранения на военной службе — если проработали 25 (20);
  • отец, воспитывающий ребенка-инвалида 8 лет и более, если мать не получила пенсию по этому основанию или она умерла: стаж — 25;
  • мать такого же ребенка или военнослужащего, погибшего во время службы: 20;
  • многодетные матери (5 и более): стаж 15 и четвертый ребенок в момент обращения старше 8.

Проработав в сельском хозяйстве 10 лет, многодетные матери, воспитывающие детей до 16, имеют право на пенсию. Не нужно ждать возраста. Досрочно могут оформить пенсию:

  • врачи, педагоги — при стаже 30 (25);
  • граждане, уволенные в связи с ликвидацией организации,неимеющиевозможноститрудоустроиться заново, — на 2 года раньше;
  • безработные — за год, если они получили этот статус и не нашли работу в течение 52 недель.

Сокращенным гражданам досрочная пенсия не назначается.

Повышение пенсии и пенсионного возраста: последние новости

Законодательство в Беларуси постоянно изменяется: с 1992 по 2018 г. в основной закон «О пенсионном обеспечении» было внесено 34 дополнения и изменений.

Программа пенсионной реформы предусматривает, что повышается не только возраст, но и минимальный стаж.

Важное от BBQcash: учеба в ВУЗах не учитывается. После 45 (40) лет стаж не влияет на расчет.

Постановлением Минтруда и соцзащиты БПМ увеличен с 1 ноября 2019 г. В соответствии этим возрастают минимальные трудовые и социальные пенсии. Увеличение БПМ — 0,4% или 92 коп. Будет действовать до 31 января 2020 г.

Если гражданин продолжает работать, то может существенно изменить размер будущей пенсии, отказавшись от ее получения. За 5 лет она возрастет в 1,5-1,8 раза за счет увеличения заработка, от которого исчисляется пенсия.

Имеется возможность изменить размер пенсии за счет накопительной. Этот вид добровольный — зависит от самого человека, откладывающего средства на специальный счет самостоятельно.

Страховые взносы в ФСЗН – это регулярно уплачиваемые, обязательные отчисления от заработной платы и иных подобных доходов. Из сумм этих взносов финансируются пенсии, больничные листы и другие социальные выплаты. Порядок начисления и уплаты страховых взносов регулируется действующим законодательством Республики Беларусь. В частности такой порядок прописан в Законе Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» от 29 февраля 1996 года. В этом же документе даны основные определения, обозначен перечень лиц имеющих непосредственное отношение к действию Закона, прописаны их обязанности и ответственность за неисполнение Закона. Также информацию об обязательных страховых взносах можно найти на сайте Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь www.ssf.gov.by .

Обязанность уплачивать страховые взносы возлагается на:

  • Работодателей;
  • Наемных работников;
  • Физических лиц самостоятельно уплачивающих взносы;
  • Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах».

В качестве работодателей в Законе рассматриваются:

  • Юридические лица всех организационных форм, индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и физические лица, заключающие с наемными работниками трудовые и гражданско-правовые договора;
  • Организации, предоставляющие работу на основании членства в них.

В законодательстве существует понятие обязательных страховых взносов. Это их минимальная величина, рассчитываемая как процент от доходов. Кроме того, существует и «абсолютный минимум» взносов, который вычисляется по общему принципу от величины минимальной зарплаты. Максимальное ограничение также существует: до 01.01.2015 применялась четырехкратная величина средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы в Фонд; с 01.01.2015 установлена пятикратная величина средней зарплаты.

Некоторые виды доходов не являются источником выплаты взносов в ФСЗН. Их список утвержден Постановлением №115 Совета министров Республики Беларусь от 25.01.1999 года с последующими дополнениями и изменениями.

Обязательные страховые взносы по своему назначению делятся на:

  • Взносы на пенсионное страхование – 29%;
  • Взносы на социальное страхование – 6%.

Размер обязательных пенсионных взносов определяется законодательно и имеет разную величину в зависимости от категории предприятия. В настоящий момент такие отчисления составляют:

  • Для работодателей производящих сельскохозяйственную продукцию, если ее доля составляет более половины общего объема производства – 25% от начисленной заработной платы;
  • Для объединений инвалидов, садовых товариществ, потребительских кооперативов и приравненных к ним организаций – 5%;
  • Для всех работодателей, не включенных в две вышеприведенные категории – 28%;
  • Для наемных работников – 1% вне зависимости от категории работодателя.

На практике взносы наемных работников удерживаются из суммы заработной платы, и уплачиваются вместе со взносами удерживаемыми с работодателей

Платежи по пенсионному страхованию не начисляются на зарплату работников инвалидов I и II групп.

Обязательные страховые взносы на социальное страхование составляют 6% от начисленной зарплаты. Их уплата полностью ложится на работодателей вне зависимости от рода деятельности, организационной формы и прочих обстоятельств.

Отдельного упоминания заслуживает система регулирования величины обязательных страховых взносов индивидуальных предпринимателей.

Для ИП расчет таких платежей следует производить по общей системе от величины минимальной зарплаты по стране. За 2019 год размер взноса за 12 месяцев составил 1 386‬ рублей. Нетрудно посчитать, что эта величина получается от сложения 35%-х отчислений (29% – пенсионное и 6% – социальное страхование) от сумм минимальных зарплат в соответствующие месяцы. Предприниматель вправе самостоятельно увеличить размер выплат. Благодаря этому должны вырасти будущие пенсионные платежи. Однако, в отсутствие системы накопительных пенсий, мало кто соглашается платить сверх необходимого.

Сроки уплаты взносов по обязательному страхованию также регулируются на законодательном уровне:

  • При работе по трудовым договорам сроком уплаты взносов является дата выплаты заработной платы;
  • При работе по гражданско-правовым договорам – момент выплаты вознаграждения по ним. Но не позднее дня выплаты зарплаты за прошедший месяц.
  • Небольшим коммерческим организациям (со среднесписочной численность до 100 человек) позволяется платить взносы раз в квартал, не позже установленной даты выплаты зарплаты за последний месяц квартала;
  • При назначении пенсии работодатель уплачивает взносы в течение 5 дней со дня подачи работником соответствующего заявления;
  • Для индивидуальных предпринимателей сроком обязательной оплаты взносов назначено 1 марта года, следующего за отчетным.

Белорусская пенсионная система — солидарная, хотя есть и возможность создавать пенсионные накопления.

Пенсионное обеспечение — важнейшая составляющей системы социальной защиты у Беларуси. Право на получение госпенсий по окончании работы или по достижении определенного возраста гарантировано Конституцией и реализовано через закон "О пенсионном обеспечении" и ряд других нормативных актов.

Сейчас в органах по труду, занятости и соцзащите различные виды пенсий получают более 2,6 миллиона человек.


Солидарная система пенсионного обеспечения

Пенсионную систему современная Беларусь унаследовала от СССР, и за годы существования суверенной республики она мало изменилась.

Сейчас в Беларуси действует солидарная (государственная распределительная) пенсионная система. Все работающие и наниматели отчисляют в ФСЗН определенные взносы (взнос для самих работников составляет 1% от зарплаты), из доходов ФСЗН выплачиваются государственные пенсии, пособия и иные трансферты (выплаты) белорусам.

Что влияет на размер пенсии в Беларуси: длительность трудового стажа, период оплаты взносов в ФСЗН (страховой стаж) и размер его заработной платы, из которой уплачивались взносы.

Накопительных пенсий в Беларуси нет, хотя сейчас добровольно человек может накапливать деньги, из которых после его выхода на пенсию будет осуществляться доплата к государственной пенсии — например, уже ряд страховых компаний делает подобные предложения белорусам и обещают: все больше людей обращаются за созданием накопительных пенсий.

Законом закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой.


Также белорусскими законами предусматривается возможность назначения отдельным категориям граждан досрочных пенсий по условиям труда или социальным основаниям.

Пенсионная реформа в Беларуси и повышение пенсионного возраста

Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях до 2017 года предоставлялось мужчинам — по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, женщинам — по достижении 55 лет при стаже работы не менее 20 лет.

Как решили белорусские власти, общеустановленный пенсионный возраст ежегодно повышается на шесть месяцев до достижения возраста мужчинами 63 года, женщинами 58 лет — начиная с 1 января 2017 года. Такими же темпами пенсионный возраст будет повышаться и для назначения досрочных пенсий.

Обязательным условием для получения трудовой пенсии по возрасту и трудовой пенсии за выслугу лет является наличие стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в ФСЗН. При этом стаж должен составлять не менее 16 лет при назначении пенсии в 2017 году.

Дальше стаж ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет. То есть в 2017-м он должен составлять не менее 16 лет, в 2018 году — 16 лет 6 месяцев, в 2019 году — 17 и т.д.


Для назначения досрочных пенсий по возрасту родителям детей — инвалидов многодетным матерям и многим другим категориям граждан нужно как минимум пять лет страхового стажа (при выполнении других условий, предусмотренных законодательством).

Для реализации права на трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца установлены льготные требования по стажу работы инвалида или кормильца (в том числе по страховому стажу).

Кроме страхового стажа в стаж для исчисления размера пенсии включаются периоды, когда гражданин служил в армии, находился в декрете и отпуске по уходу за малолетними детьми, время обучения в вузах, получения пособия по безработице. Максимальная продолжительность общего стажа, учитываемого при исчислении пенсии — 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин.


При назначении трудовой пенсии в 2017 году она исчисляется из заработка за последние 23 года подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. При этом в периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок (доход), а за периоды иной деятельности (иные периоды), которые включены в стаж (часть вторая статьи 51 Закона) в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.

Ежегодно период для исчисления заработка увеличивается на 1 год, до фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы.

То есть в 2018 году он будет составлять 24 года, в 2019 году — 25 лета и т.д. Заработок ограничивается четырехкратной средней заработной платой в республике (ИКЗ=4), а с 2016 года — пятикратной средней заработной платой в республике (ИКЗ=5) для лиц со стажем 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин.

Минимальные гарантии: размеры пенсий

Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту установлен в размере 25% от наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.


Минразмер трудовой пенсии по инвалидности I и II групп установлен в размере 100 процентов, по III группе — 50%, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) — 100% минимального размера пенсии по возрасту.

Минимальный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца установлен в размере 100% минимального размера пенсии по возрасту, детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот (при условии неполучения в связи со смертью родителя ежемесячной страховой выплаты) — 200% минимального размера пенсии по возрасту.

К трудовым пенсиям, исчисленным в минимальном размере, установлена доплата в размере 20% средней зарплаты по стране. К пенсиям отдельных категорий пенсионеров устанавливается надбавка на уход или повышение пенсий.

Согласно указу президента от 16 января 2012 г. №35 "О повышении пенсий" к пенсиям постоянно проживающих в Беларуси неработающих пенсионеров, достигших возраста 75 лет и получающих пенсию в органах по труду, занятости и социальной защите, установлены доплаты.


Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию или пенсию из других стран в соответствии с международными договорами Беларуси в области соцобеспечения, назначается соцпенсия. Ее могут получить мужчины по достижении возраста 65 лет, женщины — в 60 лет. Это условие не применяется в отношении детей-инвалидов, инвалидов, в том числе инвалидов с детства, детей, потерявших кормильца.

Пересчитать пенсии (в том числе и увеличить) могут в случае:

  • в связи с ростом средней заработной платы. Одновременно с таким повышением перерасчитывается размер доплаты к минимальным трудовым пенсиям;
  • в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к ним, доплаты пенсионерам в возрасте старше 75 лет).


Система пенсионного обеспечения в Беларуси действует на распределительной основе. Принцип ее действия – взносы работающих уходят на выплату пенсий. Республика Беларусь выплачивает пенсии своим гражданам и иностранным подданным, постоянно живущим здесь. Распространяется оно и на граждан Беларуси, проживающих в странах, с которыми у РБ заключены международные договоры.


Общая информация

Пенсия выплачивается гражданину при соблюдении им определённых условий:

  • Социальную пенсию получают граждане, неспособные заниматься трудовой деятельностью. Это инвалиды, ставшие таковыми ещё в детском возрасте, дети-инвалиды и семьи, потерявшие кормильца.
  • Трудовая. Для её начисления требуется иметь трудовой стаж и в течение всех лет работы отчислять в пенсионный фонд государства определённый законодательством процент от своих доходов.

Индексация пенсий

Важным моментом является ежегодная индексация всех видов пенсий, производимая правительством Республики Беларусь. Эта мера позволяет не откинуть за черту бедности население страны. Таким образом, белорусская пенсия защищается от инфляции.

Участие в программе не является обязательным. Каждый вправе решить, подключиться к ней или нет.

Дополнительные средства накапливаются в фондах страховых компаний, на выбор плательщика. Сами же отчисления по его заявлению делает работодатель из заработной платы работника.

Пенсионный возраст в Беларуси

Пенсионер – это человек, достигший пенсионного возраста и имеющий право на выплаты от государства. Не так давно пенсионный возраст в Беларуси для женщин составлял 55 лет при стаже 20 лет. А для мужчин – 60 лет, при стаже 25 лет.

Но с 2017 года происходит постепенное повышение срока выхода на пенсию. Завершение реформы планируется на 2020 год. К тому времени пенсионный возраст в Беларуси для мужчин будет составлять 63 года, а для женщин 58 лет.

Виды пенсий

В Республике Беларусь можно выйти на пенсию по:

  1. Старости. По закону страны, женщины вправе закончить свою трудовую деятельность и ежемесячно получать материальное вознаграждение в 55 лет, мужчины в 60. В некоторых сферах возрастной порог ниже (сельское хозяйство, текстильная промышленность, транспортная сфера и т. д.).
  2. Потере кормильца. На данную выплату могут рассчитывать только те, кто является нетрудоспособным или несовершеннолетним.
  3. Инвалидности. Для тех, кто не является инвалидами с детства, важно иметь хотя бы небольшой стаж трудовой деятельности.
  4. Выслуге лет. Представители некоторых профессий становятся пенсионерами не по достижению определённого возраста, а по количеству лет, отработанных в сфере. Перечень профессий утверждён правительством страны.
  5. Заслугам перед страной. Данную преференцию получают обладатели званий, медалей и орденов.

Условия назначения пенсии в Белоруссии

Для того, чтобы назначить пенсионные выплаты, работники Пенсионного Фонда должны досконально проверить полный пакет документов, которые были предоставлены им либо по занятости, либо по социальной защите, либо по труду.

Список документов, которые предназначаются для оформления пенсии:

  • паспорт;
  • справка о доходах;
  • оригинал и копия трудовой книжки;
  • заявление.

Все документы, предоставленные работникам Пенсионного Фонда, должны быть подлинными. После рассмотрения, они будут переданы обратно владельцу.


Как формируется ФСЗН

Механизм следующий: ежемесячно в Фонд соцзащиты населения отчисляется за каждого работающего гражданина налог с заработной платы:

  • 34% от работодателя;
  • 1% от работника.

Эти средства направляются на обеспечение пенсионных выплат и различных пособий. Работает распределительная система – никаких накоплений пенсионных взносов, все идет на выплаты нынешним гражданам пенсионного возраста.

Минимальные гарантии

Законодательство Беларуси регламентирует размер пенсий и доплат к ним, а также порядок начисления выплат.

Трудовая пенсия

Она рассчитывается из заработанных средств за последние 24 года подряд, не превышая реального стажа трудовой деятельности.

Минимальный размер для нее установлен:

  • по возрасту – 25% наибольшей величины прожиточного минимума, утвержденного за два последних квартала;
  • по случаю потери кормильца – 100%, детям-сиротам – 200%;
  • по инвалидности: I и II групп – 100%, по III группе – 50%, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) – 100% минимального размера пенсии по возрасту;
  • пенсии за выслугу лет – 100%.

Тем, у кого трудовые пенсии оказались минимальными, государство доплачивает 20% среднего заработка в РБ.

Социальная пенсия

Это вид пособий, исчисленный из максимального размера прожиточного минимума за 2 последних квартала в размерах:

  • 110% – инвалидам I группы, включая инвалидов с детства;
  • 95% – инвалидам с детства II группы;
  • 85% – инвалидам II группы (исключая инвалидов с детства), детям по потере кормильца на каждого ребенка;
  • 75% – инвалидам III группы, включая инвалидов с детства;
  • 50% – мужчинам с 65, женщинам – с 60 лет;
  • 80% – детям-инвалидам I степени утраты здоровья, 85% – II степени, 95% – III степени, 110% -– IVстепени.

Средний размер пенсии в Белоруссии

Средняя сума пенсионного пособия в государстве — 340 белорусских рублей (10819 рублей).

Трудовой пенсии

Средняя пенсия в Белоруссии в 2019 году составляла 394 белорусских рубля (12528 рублей). В 2020 году прогнозируется средний размер трудовой пенсии 411 белорусских рублей (13100 рублей).

Социальной пенсии

Размер социального пенсионного пособия в республике составляет от 5552 до 6913 рублей.


Накопительная система: что нужно учесть

Чтобы обеспечить себя в старости, нужно задуматься о накоплениях заранее. Для накопительного счета в банке необходимо производить регулярные взносы.

Как вариант, можно приобрести облигации. Это доходный, но рискованный способ для накопления средств. Необходимо использовать ценные бумаги от надежных и проверенных компаний.

Для накоплений подойдет и такой способ, как инвестирование. Можно вложить деньги в недвижимость и открыть инвестиционный счет, с которого отправлять денежные средства.

Военные пенсии в Белоруссии

В 2020 году военные пенсионеры получают пенсию в соответствии с изменениями, имевшим место в сентябре 2017 года. Было произведено повышение пенсий для всех категорий населения Беларуси.

Пенсии военнослужащих были увеличены сопоставимо увеличению, коснувшемуся всех пенсионных выплат. Согласно решению, принятому Президентом страны, с 1 сентября начнётся постепенное повышение пенсионных выплат военным.

Пересчёт будет произведён в 4 шага:

  • 09.17 — 01.12.17 коэффициент — 0,83;
  • 12.17 — 01.07.18 — 0,85;
  • 07.18 — 01.01.19 — 0,9;
  • 01.19 — 30.06.19 — 0,95.

Начиная с 01.07.19 коэффициент, будет равен 1.00.

Источники выплаты пенсий

Трудовые пенсии платятся за счет средств ФСЗН, а в установленных законом случаях – также из профессиональных или иных страховых фондов. Выплата социальных пенсий производится из средств республиканского бюджета.

Источником формирования средств ФСЗН, направляемых на выплату пенсий, являются страховые взносы, уплачиваемые:

  • работодателями – организациями и предпринимателями, а также гражданами, заключающими договора с наемными работниками;
  • предприятием «Белгосстрах»;
  • наемными работниками;
  • физическими лицами, которыми предоставлено право самостоятельной уплаты взносов.

Большинство юридических лиц уплачивает их по следующей схеме:

  • 29% от ФОТ направляется на пенсионное страхование, причем 28% выплачивает работодатель, а еще 1% удерживается из заработной платы каждого сотрудника.
  • 6% от ФОТ направляется на социальное страхование.

Таким образом, если фонд заработной платы предприятия за отчетный месяц составляет, к примеру, 10 000 рублей, то в Фонд социальной защиты необходимо перечислить 3 500 рублей. Из них 100 рублей будет удержано непосредственно из зарплат работников, а остальная сумма – отнесена на себестоимость продукции (работ, услуг).

Для некоторых субъектов хозяйствования действуют пониженные ставки. Например, объединения инвалидов и садовые товарищества рассчитывают сумму страхового взноса по ставке 5%.

Число пенсионеров в стране

Все мы знаем, что пенсионные выплаты берутся из налога, установленного для трудящихся и поступающего в пенсионный фонд. Но и тут есть нюансы, которые напрямую могут влиять на размер пенсии в Белоруссии.

В идеале принято считать, что на одного пенсионера должно приходиться не менее 4 работающих. Но в связи с уменьшением населения как в России, так и в Беларуси это простое правило давно нарушается. И если в России дополнительные средства для пенсионных выплат могут быть взяты из доходов от продажи природных ресурсов, то в Беларуси все сложнее — у нее нет этих ресурсов.


Пенсионная реформа Белоруссии

В Белоруссии были введены некоторые новшества:

  • Увеличение пенсионного возраста.
  • Сохранение разницы пенсионных порогов на 5 лет.
  • Затронуто около 100 000 человек пенсионной реформой.
  • Сохранение льгот, предназначенных для пенсионеров.

Предположительное количество пенсионеров на 2019 год составит 2 млн. 445 000. Каждый год их численность повышается больше, чем на 40 000 человек. Считается, что лучше всего, чтобы было большое количество трудоспособного населения. Именно таким способом можно держать размер пенсионных выплат и увеличивать их.

Заключение

В данной статье мы рассмотрели пенсионное обеспечение в Беларуси и среднюю пенсию в Белоруссии с 2019-2020 год. Надеемся, мы смогли помочь нашим читателям разобраться с особенностями получения пенсии в республике.


В Россию каждый год приезжает все больше людей на постоянное место жительства, большинство из которых прибывают из стран СНГ. При выходе на пенсию кроме периода работы в России им может быть засчитан стаж работы и до приезда в Россию. Особые условия созданы для тех, кто приехал в Россию из Белоруссии – в некоторых случаях они получают пенсии сразу от двух стран.

Кто из иностранцев имеет право на российскую пенсию

Согласно российскому законодательству получать пенсию и некоторые другие социальные выплаты могут не только граждане Российской Федерации, но и граждане других стран.

Основное условие, которое нужно соблюдать для получения российской пенсии иностранцами – подтверждение факта постоянного проживания в России. Другими словами, иностранец может получать пенсию, имея вид на жительство в Российской Федерации.

Чтобы оформить страховую пенсию, иностранец должен соответствовать таким требованиям:

  • постоянно проживать в России на основании соответствующих документов (вида на жительство);
  • быть застрахованным в системе пенсионного страхования (это значит, что нужно получить СНИЛС – его выдают обладателям вида на жительство);
  • соответствовать требованиям Федерального закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» – то есть, иметь право на пенсию по критерию возраста, наличия стажа и пенсионных баллов.

Важно, что временно проживающий или пребывающий в России иностранец права на пенсию не получает. Другими словами, с разрешением на временное проживание (РВП) получить российскую пенсию нельзя.

Однако иметь статус застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования России временно проживающие иностранцы могут при условии, что они официально работают в России.

Это нужно для того, чтобы иностранец в дальнейшем, если оформит вид на жительство или даже российское гражданство, имел право на страховую пенсию.

Стоит отметить, что если постоянно проживающий в России иностранец (то есть, имеющий вид на жительство) оформит пенсию, он будет ее получать даже, выезжая за пределы России. Но тут важно помнить, что при отсутствии в России определенный период времени вид на жительство может быть аннулирован.

Таким образом, граждане других стран, приехавшие в Россию на постоянное место жительства, при достижении пенсионного возраста получают право на пенсию. Однако исчисление ее размера зависит от того, гражданство какой страны есть у иностранца.

Наиболее лояльные условия для начисления пенсии есть у граждан Белоруссии, а также других стран СНГ (за исключением нескольких стран). Рассмотрим эти условия более подробно.

Учитывает ли Пенсионный фонд России стаж в странах СНГ

После распада СССР в 1991 году порядок начисления пенсий значительно усложнился. Каждая теперь уже независимая страна создала свое пенсионное законодательство.

Чтобы бывшие соотечественники могли без проблем перемещаться между странами и оформлять пенсию в стране проживания, 13 марта 1992 года было заключено Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения. Участниками Соглашения стали почти все страны бывшего СССР – за исключением Грузии, Азербайджана, Эстонии, Литвы и Латвии.

Соглашение подписали Правительства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. При этом представитель Молдовы тоже подписал соглашение, но с оговоркой, что Соглашение регулируется двусторонними соглашениями.

Основная суть Соглашения – пенсию выплачивает та страна, в которой проживает пенсионер, вне зависимости от того, в какой стране он заработал стаж. Между странами при этом не проводятся взаимные расчеты.

Соглашение касается всех пенсионеров и видов пенсий, за исключением назначения пенсий военнослужащим стран-участников соглашения. То есть, получать можно пенсию того вида, который есть в стране проживания.

Общие правила назначения пенсий гражданам стран, которые подписали Соглашение, включают следующие:

  • пенсия оформляется по месту жительства;
  • для назначения пенсий учитывается трудовой стаж, в том числе льготный, заработанный в любой стране из подписавших Соглашение;
  • размер пенсий рассчитывается, исходя из заработка в периоды работы. Если работа приходится на период, когда в стране уже введена национальная валюта, сумма заработка пересчитывается по курсу на момент назначения пенсии.

Эта норма фактически нивелирует заработанные пенсионные права граждан. В большинстве постсоветских стран с 1992 года (подписания Соглашения) были периоды с гиперинфляцией, так что к моменту оформления пенсии заработок сильно обесценился.

  • при переезде в другую страну пенсию человек оформляет уже по новому месту жительства;
  • справки, которые нужны для подтверждения стажа и зарплаты, принимаются без всяких процедур легализации.
  • Таким образом, при переезде в другую страну в пределах СНГ граждане имеют право оформлять пенсию в той стране, где они проживают фактически.

    Что касается лет, за которые учитывается стаж иностранных граждан в России, выделим такие периоды:

    • по 1 декабря 1991 года – стаж засчитывается как советский согласно законодательству РФ;
    • с 1 декабря 1991 по 31 декабря 2001 года – стаж засчитывается с учетом Соглашения и других двусторонних договоров между странами;
    • с 1 января 2002 года – стаж засчитывается только при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России.

    С Молдовой у России действует новое соглашение – с 4 декабря 1995 года. С Грузией соглашение действует с 2002 года. Оба эти соглашения предполагают, что советский стаж учитывается по законам РФ, а стаж после 1991 года – по законам этих стран. Аналогичная ситуация действует и в отношении Литвы с 2001 года.

    На практике это означает, что Пенсионный фонд России признает трудовой стаж в Молдове, Грузии и Литве с 1991 по 2001 годы только если есть подтверждение уплаты взносов в бюджеты этих стран.

    С 1999 года действует соглашение России с Азербайджаном, с 2007 года – с Эстонией, а с 2011 года – с Латвией. Содержание соглашений отличаются в некоторых аспектах, но суть заключается в том, что Россия принимает стаж граждан этих стран как до 1991 года, так и после.

    Особая ситуация – отношения между Белоруссией и Россией в сфере пенсионной системы. В отличие от других стран, для граждан РБ, проживающих в России, предлагается больше прав.

    Назначение пенсий гражданам Белоруссии, проживающим в России

    С 29 марта 2007 года вступил в силу Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения. Документ определяет порядок выплаты не только пенсий, но и множества других социальных выплат гражданам Белоруссии в России и наоборот.

    Согласно Договору для граждан Белоруссии, проживающих в России, и наоборот, предоставляются на выбор 2 варианта начисления и выплаты пенсии:

      за стаж до 13 марта 1992 года пенсию платит страна, в которой живет пенсионер. За периоды после этой даты – та страна, в которой этот стаж заработан.

    Например, гражданин Белоруссии живет в России. У него есть стаж до 13.03.1992 года, а также 7 лет стажа в Белоруссии и 8 лет – в России. При выборе первого варианта: от России он будет получать часть пенсии за советский период (так как живет в России) и за 8 лет стажа в России. Белоруссия будет ему платить за 7 лет, которые он проработал там.

  • пенсия назначается и выплачивается только по законодательству страны, где проживает пенсионер.
  • Выбрать вариант можно только один раз, пересмотреть свой выбор не получится. При этом, выбрав первый вариант, нельзя будет за один и тот же период получать пенсию от двух стран сразу.

    Важно, что полную пенсию, рассчитанную согласно российскому законодательству, РФ будет платить гражданину Белоруссии только при наличии стажа на территории РФ не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

    Если такого стажа недостает, то рассчитанный размер пенсии делится на 240 или 300 месяцев соответственно и умножается на количество месяцев стажа в России. Другими словами, пенсия устанавливается пропорционально минимальному необходимому стажу.

    Суммарная выплата не может быть меньше минимального размера пенсии. В России это прожиточный минимум пенсионера. Если пенсия (даже от двух стран сразу) будет суммарно меньше минимальной, пенсионеру доплатят до минимального или базового размера (доплатит та страна, где он живет).

    Социальные пенсии выплачиваются только по законам той страны, где живет пенсионер. При выезде за пределы страны выплата прекращается, пока пенсионер не оформит пенсию по новому месту жительства.

    Таким образом, Договор между Россией и Белоруссией позволяет получать гражданам этих государств получать пенсию от двух стран сразу, если они успели поработать и в России, и в Белоруссии. Это позволяет не «терять» заработок на конвертации валют, что случается с гражданами других постсоветских стран.

    Жители обеих стран пользуются такой возможностью. По состоянию на 2017 год в Белоруссии российскую пенсию получали 22,7 тысяч человек, а в России пенсию по белорусским законам получали 1,8 тысячи человек.

    Как учитывается заработок в другой валюте

    Прежде всего, напомним, что заработок и страховые взносы, уплаченные в других странах, могут учитываться только до 1 января 2002 года, когда в России заработал Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях». Согласно нему с 2002 года на размер пенсии влияют только страховые взносы в Пенсионный фонд России.

    Поэтому взносы, которые перечислялись в Пенсионные фонды стран СНГ после 2002 года, не учитываются при расчете российской пенсии. Расчет пенсионных прав на конец 2001 года по заработку за 2000-2001 годы тоже может проводиться только на основе данных персонифицированного учета на территории России.

    Следовательно, учесть можно только данные о зарплате из справки, содержащей информацию о заработке заявителя за любые 60 месяцев подряд.

    Однако данные о заработке нужно учитывать в российских рублях, тогда как после советского периода зарплату работники получали в национальной валюте страны, где жили. Поэтому принят такой порядок:

    • за периоды до момента введения национальной валюты заработок считается в советских рублях;
    • за периоды после введения национальной валюты сумма конвертируется в российские рубли по официальному курсу на 1 января 2002 года (то есть дату, когда пенсионные права конвертировались в пенсионный капитал). За периоды до 1 января 1998 года (деноминация в России) суммы умножаются в 1000 раз.

    По факту рассчитанные пенсии оказываются низкими – доходы в постсоветских странах (за исключением Прибалтики) были низкими, а курсы валюты – нестабильными. С учетом деноминации рубля рассчитанные пенсии граждан стран СНГ оказываются ниже, чем при работе на аналогичных должностях в России.

    Читайте также: