Полномочия органов пфр по взысканию страховых взносов

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 11.03.10 N 30-24/2468

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПФР ПО ВЗЫСКАНИЮ НЕДОИМКИ
ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ, ПЕНЕЙ И ШТРАФОВ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

Департамент организации администрирования страховых взносов в целях реализации пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) сообщает.

В случае неуплаты плательщиком страховых взносов недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере и в срок, указанные в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (далее - требование), территориальный орган ПФР осуществляет взыскание недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам в судебном порядке. Для этого после истечения срока исполнения требования территориальный орган формирует пакет документов для взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в судебном порядке. Исковое заявление, заявление о вынесении судебного приказа подписывается руководителем территориального органа ПФР или его заместителем. В случае, если заявление подписывается заместителем руководителя территориального органа ПФР, к заявлению необходимо прикладывать копию приказа о наделении заместителя руководителя территориального органа ПФР полномочиями руководителя. Исковое заявление направляется в Арбитражный суд или в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования. Заявление о вынесении судебного приказа подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования. Взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в Арбитражном суде осуществляется:

- с организаций, у которых открыт лицевой счет. Под организациями, которым открыты лицевые счета, понимаются федеральные, муниципальные учреждения и предприятия, государственные органы власти и органы местного самоуправления, осуществляющие свою деятельность за счет имущества, находящегося в государственной, муниципальной собственности, в том числе денежных средств, поступающих и расходующихся исключительно или преимущественно с использованием лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства, иных органах, осуществляющих их открытие и ведение);

- с организаций, являющихся в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), в случаях, если на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) организаций, являющихся в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), - в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за соответствующими зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями);

- с организаций, являющихся в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), в случаях, если на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) организаций, являющихся основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), - в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за соответствующими основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями);

- с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате страховых взносов основана на изменении органом контроля за уплатой страховых взносов юридической квалификации сделки, совершенной таким плательщиком страховых взносов, или статуса и характера деятельности этого плательщика страховых взносов;

- с организации или индивидуального предпринимателя, если территориальный орган ПФР не вынес Решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщиков страховых взносов в банках в течение двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, но не позднее шести месяцев после истечения исполнения требования.

Взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в суде общей юрисдикции осуществляется:

- с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;

- с нотариуса, занимающегося частной практикой.

Одновременно с направлением искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа в Арбитражный суд или в суд общей юрисдикции территориальный орган ПФР направляет плательщику страховых взносов заказным письмом с уведомлением о вручении документы, которые у него отсутствуют.

Взыскание страховых взносов, пеней и штрафов на основании вступившего в законную силу решения суда производится в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4849; 2008, N 20, ст. 2251; 2009, N 1, ст. 14, N 23, ст. 2761, N 39, ст. 4539, ст. 4540). Копии исполнительных листов (судебных приказов) подшиваются в дела плательщиков страховых взносов.

Территориальные органы ПФР направляют исполнительные листы (судебные приказы) в службу судебных приставов для возбуждения исполнительного производства и осуществляют контроль за поступлением средств в рамках исполнительного производства.

Учет документов по взысканию недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов в судебном порядке осуществляется территориальным органом ПФР в соответствующем журнале регистрации.

Журнал может вестись в электронном виде, в том числе с использованием программных комплексов, или на бумажном носителе. Не позднее окончания отчетного (расчетного) периода журнал, ведение которого осуществлялось в электронном виде, подлежит выведению на бумажный носитель. Распечатанный журнал сшивается, пронумеровывается, прошнуровывается, заверяется подписью руководителя территориального органа ПФР и скрепляется печатью органа ПФР. Оформленный журнал подлежит хранению в течение 5 лет с момента его формирования.

Журнал, ведение которого осуществляется на бумажном носителе, в обязательном порядке сшивается, пронумеровывается, прошнуровывается, заверяется подписью руководителя территориального органа ПФР и скрепляется печатью органа ПФР.

Подчистки и замазки в журнале без надлежащего заверения вносимых исправлений не допускаются.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 10 апреля 2017 г. № СА-4-7/6772@ О полномочиях налоговых органов по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование

Письмо Федеральной налоговой службы от 10 апреля 2017 г. № СА-4-7/6772@

Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР), органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС России) по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

В связи с реализацией передачи полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование органами ПФР и органами ФСС России в налоговые органы была передана информация о задолженности плательщиков страховых взносов, а также информация о принятых органами ПФР и органами ФСС России мерах по взысканию данной задолженности.

В связи с тем, что техническая передача сведений из органов ПФР и ФСС России об имеющейся задолженности и предпринятых мерах по её взысканию заняло значительное время, по ряду переданных материалов в настоящее время пропущены сроки по бесспорному взысканию страховых взносов, предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса РФ.

В этой связи Федеральная налоговая служба указывает налоговым органам на необходимость обращения с заявлениями о взыскании страховых взносов в судебном порядке в соответствии со статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации в случае пропуска сроков по бесспорному взысканию.

При этом в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно статье 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

По этой причине в обоснование заявления о взыскании страховых взносов налоговыми органами должны быть представлены в суд документы, подтверждающие основания возникновения обязательства у плательщика, наступление срока его исполнения, а также соблюдение процедуры его взыскания (расчет по страховым взносам, решение органа ПФР или органа ФСС России по результатам проверки плательщика страховых взносов, требование об уплате и т.д.).

Учитывая, что заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, а пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом, Федеральная налоговая служба указывает на возможность восстановления шестимесячного срока только в случае наличия объективных причин его пропуска, при этом передача налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов сама по себе не является уважительной причиной пропуска срока.

Заместитель руководителя
Федеральной налоговой службы
С.А. Аракелов

Обзор документа

Приведены разъяснения ФНС России в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Так, взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов, образовавшимся на 1 января 2017 г., а также доначисленным госфондами осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР и ФСС России. Последние передавали в налоговые органы информацию о задолженности и мерах по ее взысканию. По ряду переданных материалов по техническим причинам были пропущены сроки по бесспорному взысканию взносов. При взыскании в судебном порядке налоговыми органами должны быть представлены в суд документы, подтверждающие основания возникновения обязательства у плательщика, наступление срока его исполнения, а также соблюдение процедуры его взыскания (расчет по страховым взносам, решение органа ПФР или органа ФСС России по результатам проверки плательщика, требование об уплате и т.д.).

Заявление может быть подано в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом при наличии объективных причин его пропуска.

Списание невозможной к взысканию задолженности по страховым взносам по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года, осуществляют органы ПФР и ФСС РФ.

В связи с передачей Пенсионным фондом РФ и Фондом социального страхования РФ в ФНС России невозможной к взысканию задолженности по страховым взносам сообщается следующее.

Органы ПФР и ФСС РФ осуществляют списание невозможной к взысканию задолженности (недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам) по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года, а также задолженности, по которой по состоянию на 1 января 2017 года утрачена возможность взыскания в связи с истечением установленного срока ее взыскания, и, следовательно, суммы такой задолженности не могут быть переданы для ее администрирования в ФНС России.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 ноября 2017 г. N 03-15-07/76149

Минфин России во исполнение пункта 1 перечня поручений по итогам еженедельного Оперативного совещания с заместителями Министра и директорами Департаментов у Министра финансов Российской Федерации А.Г. Силуанова от 30.10.2017 и пункта 1 раздела III протокола совещания у Министра финансов Российской Федерации А.Г. Силуанова от 11.10.2017 N 13, а также в связи с обращением ФНС России от 20.10.2017 N ГД-4-8/21214@ о передаче Пенсионным фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации в ФНС России невозможной к взысканию задолженности по страховым взносам, сообщает следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации (далее - задолженность по страховым взносам), образовавшихся по состоянию на 1 января 2017 года, осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ), начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) и органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС).

Применение налоговыми органами дальнейших мер взыскания задолженности по страховым взносам в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, принятой органами ПФР и ФСС, может быть осуществлено только по факту анализа сведений о задолженности по страховым взносам, образовавшейся на 1 января 2017 года.

В связи с чем в рамках межведомственного взаимодействия необходимо обеспечить передачу и принятие информации о соответствующих мерах по взысканию упомянутой задолженности по страховым взносам.

В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами ПФР, ФСС в следующих случаях:

  • по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года и установленным статьей 23 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ);
  • в случае утраты на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам (далее - задолженности) в связи с истечением установленного срока их взыскания в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 250-ФЗ.

Вместе с тем отмечается, что в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона N 250-ФЗ, списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам осуществлялось в соответствии с Законом N 212-ФЗ в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии и задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям" (далее - Постановление N 820).

Пунктом 4 Постановления N 820 устанавливается перечень документов, при наличии которых ПФР и ФСС принимают решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам. В частности, к таким документам относится в том числе копия акта суда, в соответствии с которым органы ПФР и ФСС утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Исходя из изложенного, органы ПФР и ФСС осуществляют списание невозможной к взысканию задолженности (недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам) по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года, а также задолженности, по которой по состоянию на 1 января 2017 года утрачена возможность взыскания в связи с истечением установленного срока ее взыскания, и, следовательно, суммы такой задолженности не могут быть переданы для ее администрирования в ФНС России.

До 2017 года работники ПФ занимались расчетами и контролем над уплатой страховых взносов со стороны работодателей и частных лиц. Но теперь данная обязанность переложена на представителей ФНС, которые занимаются администрированием страховых взносов, для чего разработаны специальные методики и правила.

Понятие

Бесплатно по России

Администрирование страховых взносов ПФР представлено контролем над полнотой и своевременностью перечисления страховых взносов. Это относится как к пенсионным, так и социальным выплатам.

На основании ФЗ №243 и №250 с 2017 года контроль осуществляется налоговыми инспекторами, а не представителями ПФ.

На работников налоговой службы возложены следующие полномочия:

  • постановка на учет физлиц и предприятий, представленных плательщиками страховых взносов;
  • прием специальных расчетов, в которых определяется размер страховых взносов;
  • контроль над тем, чтобы плательщики взносов своевременно вносили средства на пенсионное страхование застрахованных лиц;
  • взыскание долгов по страховым взносам, которые появляются при несвоевременных платежах;
  • определение излишне уплаченных взносов;
  • взаимодействие с другими фондами и инстанциями.

Если предприниматели или частные лица по разным причинам отказываются вносить плату в установленные сроки, то это становится основанием для применения разных мер принудительного взыскания.

На кого возложена обязанность

С 2017 года данная обязанность возложена на работников ФНС. Ранее процедурой занимались представители ФСС и ПФ. Для управления администрированием в каждом подразделении налоговой службы созданы специальные отделы.

Плательщиками страховых взносов признаются следующие лица:

  • компании, ИП или лица, занимающиеся частной практикой, а также выплачивающие физлицам зарплату или иные виды вознаграждений;
  • адвокаты, ИП или иные граждане, которые специализируются на частной практике, но при этом не перечисляют средства другим физлицам, поэтому платят страховые взносы только за себя.

Правила учета физлиц и компаний приводятся в положениях ст. 83 НК. Отдельно не требуется становиться на учет в ФНС, поэтому во время регистрации фирмы или ИП производится автоматическая регистрация. Но при найме работника работодателю придется передавать сведения о нем представителям ФНС.

Администрирование представлено контролем за своевременное и полное представление расчетов по взносам, а также проверкой достоверности полученной информации. Расчеты плательщиками, которые официально трудоустраивают граждан, должны передаваться представителям налоговой службы до 30 числа месяца, следующего за отчетным.

После получения документов, работники ФНС занимаются проверкой полученной информации. При необходимости направляются уведомления об ошибках или непредставлении тех или иных сведений. На основании ст. 431 НК налогоплательщик обязан в установленные сроки передать правильные расчеты.

Порядок процедуры

Работники налоговой службы пользуются разными способами администрирования, направленными на получение страховых выплат и проверки правильности расчетов.

Процедура взаимодействия с плательщиками взносов делится на этапы:

  • в установленные сроки работодатели и ИП передают представителям ФНС правильные расчеты;
  • производится проверка полученной документации;
  • при необходимости запрашиваются уточнения;
  • плательщики перечисляют средства по правильным реквизитам.

Если в установленный срок не поступают средства от работодателей, то применяются разные методы администрирования, взыскания и наказания.

Представители ФНС могут пользоваться следующими способами:

  • Проведение выездных или камеральных проверок. Процедура регламентируется положениями ст. 88 НК. Во время камеральных проверок инспектор может потребовать от работодателя разные документы и данные, имеющие отношение к страховым взносам. С их помощью подтверждается обоснованность сумм, которые отражаются в расчетах. Выездная проверка проводится на территории плательщика взносов, а также правила ее реализации приводятся в ст. 89 НК.
  • Зачет или возврат сумм. Процедура выполняется при излишне уплаченных страховых взносах. Если выясняется, что работодатель заплатил больше, но у него имеются непогашенные долги по страховым взносам, то производится зачет.
  • Принудительное взыскание средств. Плательщики могут отказаться от своевременного перечисления взносов по разным основаниям. Это связано с плохим финансовым состоянием, непрофессионализмом бухгалтера или иными причинами. Если предприниматель отказывается добровольно выплачивать деньги, то налоговые органы могут воспользоваться принудительными методами взыскания. К ним относится начисление штрафов и пени, а также наложение ареста на счета и имущество. При применении таких мер приостанавливаются операции по карточкам и счетам, принадлежащим компании или бизнесмену. Представители ФНС могут начать исполнительное производство, поэтому средства взыскиваются приставами. Исполнители могут накладывать арест на счета или имущество должника, а также накладывать запрет на пересечение границы России. Предприниматели рискуют не только имуществом, используемым для ведения деятельности, но и личными ценностями.
  • Взаимодействие с внебюджетными фондами. Сведения о поступивших взносах передаются работникам ФСС и иных государственных органов. На основании этой информации проводятся дополнительные проверки предпринимателей. Сведения о полученных взносах передаются представителям ПФ для отражения на индивидуальных счетах граждан. Ежеквартально в фонд медицинского страхования передаются специальные отчеты о полученных суммах.

Из-за пандемии правила работы налоговой инспекции изменены, поэтому инспекторам приходится учитывать ограничения относительно выездных проверок, что привело к переносу сроков. Дополнительно в период самоизоляции изменены сроки, в течение которых допускается направлять требования об уплате налогов и иных платежей, поэтому они увеличиваются на 6 месяцев.

Так как занимается администрированием ФНС, то за нарушение требований взимаются крупные штрафы. Например, при нарушениях во время сдачи электронной отчетности взимается 1 тыс. руб.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео по теме статьи:

Заключение

Администрированием страховых взносов с 2017 года занимаются работники налоговой службы. Для этого используются разные методики, позволяющие контролировать своевременность и правильность расчетов и выплат. Представители ФНС тесно взаимодействуют с работниками других государственных органов, а также наделяются особыми полномочиями, позволяющими принудительно взыскивать средства с неплательщиков.

Автор: Снежана Филиппова

Контрольные полномочия ПФР: действуем по закону!

Снежана Филиппова, эксперт Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт»

С 2010 года к Пенсионному фонду перешли контрольные полномочия в области соблюдения пенсионного законодательства. На сегодняшний день достаточно нормативно-правовой информации, которая определяет права и обязанности контролеров, однако зачастую плательщики взносов забывают о своих правах. Напрасно. В определенных ситуациях с контролерами можно поспорить. В этой статье мы проанализируем моменты, на которые следует обратить внимание. Итак, обо всем по порядку.

  1. Налоговые органы не вправе привлекать к ответственности за периоды до 2010 года

С 1 января 2010 года ПФР и его территориальные органы осуществляют контроль над исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. В отношении периодов, предшествующих этой дате, налоговые органы проверяют правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты взносов на ОПС. Однако при выявлении нарушений налоговые органы не вправе привлекать страхователей к ответственности. Информация о задолженности по взносам на ОПС и подтверждающие документы передаются в территориальный орган ПФР, зарегистрировавший плательщика в качестве страхователя. Именно он и принимает решение о привлечении к ответственности (об отказе в этом). Налогоплательщик, в свою очередь, должен быть уведомлен о возможности представить возражения на акт выездной проверки в орган ПФР в течение 15 дней с момента его вручения. Налоговые органы могут участвовать в рассмотрении материалов проверки, получать копии решений (см. совместное Письмо ПФР и Федеральной налоговой службы от 31 августа 2010 г. № АД-30-24/9291/ММВ-22-2/422@).
В дальнейшем, если вы не согласны с решением, его можно сразу обжаловать в суде, т.к. обязательный досудебный порядок рассмотрения разногласий Федеральным законом № 212-ФЗ не предусмотрен.

  1. ПФР взыскал недоимку? Проверим правильность процедуры

Пунктом 3 ст. 19 Закона № 212-ФЗ определено, что органом ПФР предварительно должно быть направлено требование об уплате недоимки, которое направляется в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. Ст. 22 вышеуказанного закона прописаны требования к содержанию документа.

Так, в обязательном порядке в требовании должны быть прописаны: сумма задолженности; размер пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования; срок уплаты причитающейся суммы; срок исполнения этого требования; меры по взысканию недоимки по страховым взносам; пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования; подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.

На практике, если в требовании нет расшифровки сумм задолженности, по каким ставкам начислена задолженность, либо не указан период, суды нередко принимают решения в пользу страхователей. Так, например, в Определении ВАС РФ от 30.08.2010 г. № ВАС-9400/10 суд указал, что при обращении в суд с требованием о взыскании недоимки и пени управление Пенсионного фонда должно подтвердить наличие недоимки соответствующими документами.

А в Постановлении от 14.04.2011 г. № А44-3385/2010 ФАС СЗО указал, что оспариваемое требование Пенсионного фонда об уплате страховых взносов не содержит сведений о сумме недоимки, на которую начислены пени, и основаниях возникновения этой недоимки, а также о дате, с которой начинают начисляться пени, и ставке пеней. Таким образом, суд фактически настаивал на необходимости расчета пеней в требовании Пенсионного фонда.

Так что же делать, если в требовании об уплате недоимки указана сумма, с которой вы не согласны? Согласно п.п. 8 п. 3 ст. 29 Закона № 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны осуществлять совместную сверку сумм уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов по заявлению плательщика страховых взносов. Если данные не соответствуют действительности, вы вправе написать заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа. Орган ПФР принимает соответствующее решение об уточнении типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов, на основании которого и осуществляет пересчет пеней. О принятом решении плательщик страховых взносов должен быть уведомлен в течение пяти дней после принятия данного решения (п. 11 ст. 18 Закона № 212-ФЗ).

Обращаем также внимание, что некоторые ошибки в платежных поручениях (например, в ИНН) не образуют недоимки (см. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2010 г. № 3758-19 и ПФР от 09.06.2011 г. № 30-26/6418).

Отметим, что в бесспорном порядке недоимка взыскивается в течение двух месяцев с момента окончания срока исполнения требования об уплате. Если данный срок будет пропущен, чиновники вправе требовать уплаты недоимки только в судебном порядке. Для взыскания установлен срок – не более 6 месяцев и не ранее окончания срока на бесспорное взыскание (ст. 19 Закона № 212-ФЗ). В настоящее время действуют Методические рекомендации по взысканию недоимки по страховым взносам, утвержденные Распоряжением Правления ПФР № 33р от 11 февраля 2010 года. Однако, в отличие от налоговых органов, органы ПФР не имеют возможности приостанавливать операции по счетам плательщиков взносов, так как в Законе № 212-ФЗ отсутствует норма, аналогичная п. 5 ст. 31, ст. 76 НК РФ.

  1. Имеется переплата? Возвращайте

Органы ПФР самостоятельно принимают решение о зачете излишне перечисленных сумм в счет будущих платежей. Вы можете и самостоятельно написать такое заявление, в том числе и на возврат и НА зачет переплаты, переходящей с конца 2009 года по ОПС (ч. 6 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). Обратиться за возвратом можно в течение трех лет со дня уплаты. Порядок возврата прописан в совместном Письме ФНС России от 11.08.2010 г. № ЯК-17-8/58 и Пенсионного фонда от 11.08.2010 г. № АД-3-24/8509@ «О порядке возврата переплаты по страховых взносам на обязательное пенсионное страхование» (далее – Письмо). Причем вы можете вернуть также переплату по страховым взносам в виде фиксированного платежа. Недавно принятое в пользу плательщика страховых взносов судебное решение тому подтверждение. Так, ФАС Московского округа вынес Постановление от 22.07.2011 г. № КА-А40/7435-11, в котором посчитал ошибочным вывод ПФР о том, что в вышеуказанном Письме порядок возврата страховых взносов в виде фиксированного платежа не предусмотрен.

  1. Органы ПРФ обязаны давать разъяснения по вопросам уплаты, начисления и должностных полномочий

Право давать разъяснения по применению законодательства о страховых взносах в первую очередь принадлежит Минздравсоцразвития России.

Кроме того, плательщик взносов вправе обратиться с письменным запросом о порядке исчисления и уплаты взносов в территориальные отделения или отделы (управления, филиалы) ПФР, и они будут обязаны предоставить разъяснения. Однако территориальные органы могут отвечать только на вопросы, не требующие анализа законодательных норм. Например, о порядке исчисления и уплаты страховых взносов, заполнения расчетов, реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства. По более сложным вопросам, касающимся применения норм законодательства (например, толкование положения Закона № 212-ФЗ), следует обращаться в Минздравсоцразвития РФ.

Причем, если вы будете руководствоваться письменными разъяснениями, вы освобождаетесь от уплаты пеней и штрафов за нарушение законодательства о страховых взносах при условии, что соответствующие разъяснения даны органом в пределах его компетенции, а также документ этого органа (независимо от даты издания) по смыслу и содержанию относится к расчетным (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка (ч. 9 ст. 25, п. 3 ч. 1 ст. 43 Закона № 212-ФЗ).

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 февраля 2011 г. N КА-30-24/850

Пенсионный фонд РФ направляет для сведения и использования в работе соглашение о взаимодействии Пенсионного фонда РФ и Федеральной службы судебных приставов, их территориальных органов при принудительном исполнении Постановлений Пенсионного фонда РФ и иных исполнительных документов от 21.01.2011 N АД-30-33/01сог/ 12/01-1.

Пенсионного фонда РФ

к письму Пенсионного фонда РФ

от 01.02.2011 N КА-30-24/850

СОГЛАШЕНИЕ

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ, ИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ

ОРГАНОВ ПРИ ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ИСПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ

ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНЫХ

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Пенсионный фонд Российской Федерации в лице Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации А.В. Дроздова, с одной стороны, и Федеральная служба судебных приставов в лице директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации А.О. Парфенчикова, с другой стороны, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов", Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)" и иными нормативными правовыми актами, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Соглашение определяет общие принципы взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации, его территориальных органов (далее - территориальные органы ПФР) и Федеральной службы судебных приставов ее территориальных органов (далее - территориальные органы ФССП России) при исполнении исполнительных документов (постановлений) о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщиков страховых взносов - организаций или индивидуальных предпринимателей (далее - постановление территориальных органов ПФР) и иных исполнительных документов (далее - исполнительные документы).

1.2. Задачами взаимодействия ПФР и ФССП России, их территориальных органов являются:

1.2.1. Осуществление регулярного обмена информацией по вопросам, входящим в их компетенцию и представляющим взаимный интерес.

1.2.2. Организация взаимодействия территориальных органов ПФР и территориальных органов ФССП России при исполнении постановлений территориальных органов ПФР и иных исполнительных документов.

1.3. Взаимодействие ПФР и ФССП России, их территориальных органов осуществляется в форме обмена информацией, сверки постановлений, вынесенных территориальными органами ПФР, и исполнительных документов, находящихся на исполнении.

1.4. Взаимодействие пресс-служб ПФР и ФССП России, их территориальных органов осуществляется в форме выпуска совместных пресс-релизов и иных формах сотрудничества.

2. Информационное взаимодействие ПФР и ФССП России,

их территориальных органов

2.1. Проведение совместных мероприятий, информационную поддержку и организацию взаимодействия ПФР и ФССП России в рамках настоящего Соглашения обеспечивают в пределах своей компетенции должностные лица ПФР и ФССП России, руководители (заместители руководителей) территориальных органов ПФР и ФССП России, начальники структурных подразделений территориальных органов ПФР и ФССП России.

2.2. Информационный обмен между ПФР и ФССП России, их территориальными органами осуществляется в электронном виде по каналам связи с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации с функциями шифрования информации и электронной цифровой подписи.

Стороны обеспечивают конфиденциальность и безопасность информации при ее обработке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Территориальные органы ФССП России постановления территориальных органов ПФР о взыскании недоимки принимают в электронной форме по согласованным форматам.

2.3. Территориальные органы ПФР представляют по запросам судебных приставов-исполнителей информацию:

о застрахованных лицах, содержащуюся в базе данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования (место работы должника-гражданина (наименование организации), адрес места нахождения организации);

о пенсионерах, содержащуюся в базе данных о пенсионерах (ФИО, сведения о суммах начисленных и выплаченных пенсий);

о плательщиках страховых взносов - организациях и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих отчисления страховых взносов, сведения о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов, сведения о руководителях и главных бухгалтерах (ФИО), адрес места нахождения организаций-должников);

иные дополнительные сведения в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" и Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ).

2.4. Порядок и форматы обмена информацией в электронной форме определяются сторонами в соответствии с протоколом, утверждаемым совместно ПФР и ФССП России.

3. Особенности взаимодействия ПФР и ФССП России,

их территориальных органов при исполнении постановлений

территориальных органов ПФР и исполнительных документов

судебных органов, выданных в пользу территориальных

органов ПФР

3.1. Исполнительные документы направляются территориальными органами ПФР в структурные подразделения территориальных органов ФССП России заказными письмами с уведомлением о вручении или нарочным по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемых статьей 33 Федерального закона N 229-ФЗ, в сроки, установленные статьей 21 Федерального закона N 229-ФЗ.

3.1.1. Постановления территориальных органов ПФР направляются в структурные подразделения территориальных органов ФССП России с приложением заверенных копий извещения банка о помещении расчетных документов в картотеку по форме 0401075, установленной положением Центрального банка Российской Федерации от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации", с отметкой банка "не оплачено в связи с отсутствием средств на счете (счетах) N (номер счета)".

При направлении постановлений территориальных органов ПФР, вынесенных в связи с отсутствием информации о счетах плательщика страховых взносов, к постановлениям территориальных органов ПФР прилагается справка об отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов, составленная территориальными органами ПФР на основании полученных из регистрирующего органа выписок из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также полученных сведений от банков и плательщиков страховых взносов в установленном порядке.

3.1.2. Исполнительные документы, выданные судебными органами, направляются с сопроводительным письмом, содержащим расшифровку задолженности плательщика по исполнительному документу с указанием реквизитов счетов органов Федерального казначейства по учету операций по поступлениям доходов в соответствующие бюджеты и кодов классификации доходов бюджетов, по которым следует перечислять взысканные суммы.

К исполнительным документам территориальным органом ПФР при наличии прикладывается документ, содержащий перечень расчетных, текущих и иных счетов плательщиков страховых взносов в банках и других кредитных организациях.

3.1.3. В случае открытия плательщиком страховых взносов счетов в банках и иных кредитных организациях после направления территориальными органами ПФР исполнительных документов в структурные подразделения территориальных органов ФССП России территориальные органы ПФР в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений направляют данную информацию в структурные подразделения территориальных органов ФССП России.

При получении такой информации территориальный орган ФССП России обязан произвести действия, направленные на взыскание денежных средств с открытого плательщиком счета в пользу территориального органа ПФР, в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений об открытии счетов в банках.

3.2. Если в ходе исполнительного производства должник полностью (частично) погасил сумму, подлежащую взысканию, территориальный орган ПФР направляет судебному приставу-исполнителю, у которого на исполнении находится постановление территориального органа ПФР или иной исполнительный документ, соответствующее уведомление.

Денежные средства, перечисленные должником самостоятельно в территориальный орган ПФР после возбуждения исполнительного производства в счет уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, включенных в сумму, подлежащую взысканию по исполнительному документу, на основании которого возбуждено исполнительное производство, учитываются территориальным органом ПФР в счет погашения задолженности по такому исполнительному документу в результате деятельности судебного пристава-исполнителя.

3.3. Денежные средства, взысканные в ходе исполнения исполнительных документов, перечисляются структурными подразделениями территориальных органов ФССП России на счета, указанные в исполнительном документе и (или) сопроводительном письме, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов в соответствии с частью I статьи 110 Федерального закона N 229-ФЗ.

В случае отсутствия в исполнительном документе, выданном судом, сведений о счетах, на которые должны быть перечислены взысканные денежные средства, судебный пристав-исполнитель направляет запрос об этих счетах в территориальный орган ПФР, в пользу которого вынесен исполнительный документ.

Территориальные органы ПФР, получив запрос о счетах, на которые должны быть перечислены взысканные суммы, представляют судебному приставу-исполнителю запрашиваемую информацию в течение десяти рабочих дней.

3.4. При отмене постановления территориального органа ПФР вышестоящим органом территориальный орган ПФР направляет судебному приставу-исполнителю, у которого на исполнении находится постановление территориального органа ПФР, заявление об отзыве постановления.

3.5. Территориальные органы ФССП России по запросу территориального органа ПФР в установленный законом срок представляют информацию о ходе исполнительного производства.

4. Заключительные положения

4.1. Внесение изменений и дополнений в настоящее Соглашение производится путем подписания дополнительного соглашения между ПФР и ФССП России.

Разъяснения по данному Соглашению оформляются совместными письмами ПФР и ФССП России.

4.2. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания.

4.3. Настоящее Соглашение заключено на неопределенный срок и может быть расторгнуто по согласованию обеих сторон на основании письменного соглашения.

4.4. Настоящее Соглашение составлено в 2-х экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для ПФР и ФССП России.

Читайте также: