Постановление вас по взносам в пенсионный фонд рф

Продолжаю отвечать на ваши вопросы по поводу судов с ПФ РФ.

Сегодня статья о не уплате страховых взносов работодателем.

История вопроса такова. Пенсионный фонд при переходе на систему расчета страхового стажа в зависимости от уплаты страховых взносов, за определенные периоды стал отказывать во включение указанных периодов в стаж гражданам, работающим по трудовому договору. ПФ РФ до настоящего времени продолжает отказывать во включении периодов работы в страховой стаж работника по основанию - не уплата страховых взносов, работодателем.

Первоначально, суды вставали на сторону пенсионного фонда, пока на защиту граждан не встал КС РФ. Знаменитое Постановление КС РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П.

Главный вывод данного постановления: «Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.»

Таким образом КС РФ постановил, что ответственность за не уплату страховых взносов работодателем за своего работника, ложится именно на работодателя, а не на работника. То есть, не зависимо от того были уплачены взносы работодателем и по какой причине, эти периоды обязательно должны быть включены в страховой стаж.

У пенсионного фонда имеются другие рычаги воздействия на работодателя, в частности наложение штрафов за неисполнение своей обязанности.

ВС РФ разъяснил судам как применять данное постановление КС РФ. В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», : "уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (ст.ст. 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчёте страховой части трудовой пенсии с учётом указанных периодов."

Как ни странно, структурные подразделения ПФ РФ до сих пор продолжают отказывать гражданам во включении в страховой стаж определенных периодов, именно по этому основанию. Данные действия ПФ РФ необходимо оспаривать в суде в обязательном порядке.

До сих пор и судов, встречаются ну просто невежественные ошибки, при применении данных разъяснений. Например по периодам, предшествовавшим вступлению в силу постановления КС РФ. Считают что на них оно не действует. Думаю, что в школах милиции конституционное право изучали в усеченном варианте.

И еще, при исчислении расчетного размера трудовой пенсии спорный период может быть засчитан и в общий трудовой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г.

Для тех кому необходимо применить данные разъяснения на практике рекомендую решение по конкретному делу: Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 февраля 2014 г. N 83-КГ13-13 В данном определении, на мой взгляд очень четко и доступно для восприятия изложена мотивировочная часть. Оно может вам пригодиться для составления искового заявления.

Если эта тема вам интересна, пишите комментарии, ставьте лайки и тогда я напишу еще ряд статей по конкретным ситуациям. Думаю они будут полезны тем, кому в недалеком будущем предстоит столкнуться с отказами пенсионного фонда в назначении пенсии.

Подписывайтесь и ставьте мне за работу лайк. Спасибо всем.

Автор: Зобова Е. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», должны уплачивать страховые взносы за себя в общем порядке, установленном в настоящее время гл. 34 НК РФ. Если доход предпринимателя превышает 300 000 руб., то он должен дополнительно уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в размере 1% от суммы дохода. Но предприниматели считают, что в данном случае надо учитывать и расходы по правилам гл. 26.2 НК РФ.

Какого мнения по обозначенному вопросу придерживаются контролирующие органы? Какое решение вынес ВС РФ? Как рассчитать страховые взносы индивидуальным предпринимателям в 2017 году?

Нормы действующего законодательства

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы на ОПС в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб., в размере, определяемом как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на ОПС, установленного п. 2 ст. 425 НК РФ, плюс 1% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.

В 2017 году индивидуальный предприниматель, в том числе применяющий УСНО, должен уплатить страховые взносы за себя в следующих размерах:

  • на обязательное пенсионное страхование – 23 400 руб., при доходе свыше 300 000 руб. – (23 400 руб. + 1% с суммы превышения 300 000 руб.), но не более 187 200 руб.;
  • на обязательное медицинское страхование – 4 590 руб.

При этом в силу пп. 3 п. 9 ст. 430 НК РФ в целях применения данных положений плательщиками, применяющими УСНО, доход учитывается в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.

Исходя из положений ст. 346.15 НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, при определении доходов учитывают доходы, рассчитываемые в порядке, установленном п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ.

Иными словами, в целях определения размера страхового взноса по ОПС за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, как производящих, так и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяющих УСНО, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период.

Отметим, что данная норма полностью соответствует действовавшей ранее норме, установленной Федеральным законом № 212-ФЗ.

Из дословного прочтения приведенных норм следует, что при расчете страховых взносов на ОПС, в том числе дополнительного платежа в размере 1%, нужно в качестве базы брать доходы предпринимателя, рассчитанные в порядке, оговоренном в ст. 346.15 НК РФ. В этом случае никакие расходы не учитываются. Также не установлено различий в зависимости от применяемого объекта налогообложения, то есть для всех индивидуальных предпринимателей – «упрощенцев» порядок один.

Позиция Минфина

Основываясь на приведенных выше нормах действующего законодательства, представители Минфина приходят к выводу о том, что расходы, предусмотренные ст. 346.16 НК РФ, при определении базы для расчета страховых взносов не учитываются (письма от 14.03.2017 № 03-11-11/14504, от 17.03.2017 № 03-15-06/15590).

Отметим, что аналогичной позиции придерживались и представители Минтруда еще до 2017 года (Письмо от 13.05.2016 № 17-4/ООГ-775).

Индивидуальные предприниматели пытались донести до Минфина, что Постановление КС РФ от 30.11.2016 № 27-П, по их мнению, распространяется и на индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы».

Обратите внимание: КС РФ признал, что для определения размера страховых взносов на ОПС, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ, его доход подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.

Но финансисты указали, что данное постановление применяется только в отношении плательщиков страховых взносов – индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, что и нашло отражение в п. 9 ст. 430 вступившей в силу с 1 января 2017 года гл. 34 «Страховые взносы» НК РФ. И на «упрощенцев» сказанное не распространяется.

Революционное решение ВС РФ

Индивидуальный предприниматель, применяющий УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», отстаивая свой порядок расчета страховых взносов, уплачиваемых за себя, дошел до ВС РФ, который отменил все предыдущие судебные акты и вынес решение в пользу предпринимателя (Определение ВС РФ от 18.04.2017 № 304-КГ16-16937 по делу № А27-5253/2016).

Суть спора.

Управление ПФР, получив информацию из налогового органа, выявило у предпринимателя недоимку по страховым взносам за 2014 год и направило в его адрес требование об уплате задолженности по страховым взносам на ОПС в сумме более 120 000 руб. и пеней в сумме более 5 000 руб. Неисполнение предпринимателем указанного требования в добровольном порядке в установленный срок послужило основанием для принятия Пенсионным фондом решения о взыскании спорной недоимки за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банке.

Разногласия между ПФР и предпринимателем заключаются в том, что ПФР исчислял размер страховых взносов исходя из суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности за спорный период, без учета величины расходов, предусмотренных ст. 346.16 НК РФ. Предприниматель считает, что в данном случае надо учитывать расходы, предусмотренные гл. 26.2 НК РФ.

Решения судебных инстанций.

ПФР обратился в арбитражный суд, который полностью удовлетворил заявленные требования. Апелляционная инстанция, в которую обратился предприниматель, полностью поддержала своих коллег и отказала истцу.

АС ЗСО Постановлением от 26.08.2016 также оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.

Предприниматель решил обратиться в ВС РФ с жалобой на названные судебные акты, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

ВС РФ отменил решения нижестоящих судебных инстанций и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Позиция индивидуального предпринимателя.

Индивидуальный предприниматель приводит доводы о неправомерности исчисления страховых взносов для рассматриваемой категории лиц исходя из всей суммы доходов предпринимателя за спорный период без учета произведенных им в связи с осуществлением хозяйственной деятельности расходов, поскольку такое исчисление приводит к возложению на предпринимателя бремени уплаты обязательных публичных платежей, несоразмерного результатам его экономической деятельности.

По мнению предпринимателя, расчетная база для обложения страховыми взносами по ОПС должна быть экономически обоснована с учетом размера доходов предпринимателя и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Согласно положениям ст. 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСНО (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных п. 3 обозначенной статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.

Поскольку объектом налогообложения у предпринимателя исходя из ст. 346.14 НК РФ являются доходы, уменьшенные на величину расходов, положения ст. 346.15 НК РФ могут применяться только в совокупности с положениями ст. 346.16 НК РФ, устанавливающей порядок определения расходов.

Таким образом, по мнению предпринимателя, расчетная база для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию для плательщиков, применяющих УСНО и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, подлежит исчислению на основании ст. 346.15 НК РФ с учетом положений ст. 346.16 НК РФ.

Позиция судов.

Поскольку в деле рассматривается период до 2017 года, страховые взносы рассчитывались на основании Федерального закона № 212-ФЗ. Но, как уже сказано выше, в новой гл. 34 НК РФ порядок расчета страховых взносов индивидуальными предпринимателями за себя точно такой же.

Итак, суды первых трех инстанций были единодушны и полностью поддержали ПФР. Они основывались на нормах, установленных Федеральным законом № 212-ФЗ: в целях определения размера страховых взносов на ОПС, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход для плательщиков страховых взносов, применяющих УСНО, учитывается в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, понесенные налогоплательщиком расходы не учитываются. Ссылаясь на названные нормы, суды указали, что подлежащие уплате страховые взносы поставлены в зависимость от размера дохода предпринимателя и не связаны с порядком определения предпринимателем налоговой базы при УСНО.

Из вышесказанного был сделан вывод о том, что ПФР правильно рассчитал страховые взносы, подлежащие уплате индивидуальным предпринимателем за себя.

Но индивидуальный предприниматель обратился в ВС РФ, который счел его доводы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.

Дальше начинаются «чудеса».

Судьи ВС РФ вспомнили о Постановлении КС РФ № 27-П, проанализировали нормы законодательства о страховых взносах, действовавшие до 2017 года, нормы налогового законодательства и сделали следующий вывод. (Приводим дословно.)

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСНО с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», Судебная коллегия полагает, что изложенная Конституционным Судом РФ в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.

Из такого вывода следует, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, что и сделал ВС РФ. Но окончательное решение не было вынесено по одной причине: обстоятельства, связанные с действительным размером подлежащих уплате предпринимателем за спорный период страховых взносов, исчисленных на основании расчетной базы, определенной исходя из доходов, учитываемых в соответствии со ст. 346.15 НК РФ и уменьшенных на предусмотренные ст. 346.16 НК РФ расходы, суды при рассмотрении дела не устанавливали. То есть суд не может точно определить размер страховых взносов, которые должны быть уплачены в конкретном случае, поскольку расходы не рассматривались в принципе. В связи с вышесказанным для принятия решения по существу спора необходимы исследование и оценка доказательств, а также установление существенных обстоятельств, поэтому дело было направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

Что дальше?

Изучив данное определение ВС РФ, индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, безусловно, должны обрадоваться. Однако у нас возникает ряд вопросов.

Во-первых, почему вдруг произошел такой разворот на 180 градусов? Ведь индивидуальные предприниматели неоднократно обращались по указанному поводу сначала в Минтруд, затем в Минфин. Но ответ был один: при расчете страховых взносов на ОПС «упрощенцы» расходы не учитывают. Более того, это обосновывалось некими принципами равенства: учитывая, что не все индивидуальные предприниматели ведут учет расходов, формирование пенсионных прав не должно увязываться с конечным результатом предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей за тот или иной конкретный (налоговый) период (размер прибыли, убыток) (Письмо Минтруда России от 09.11.2015 № 17-4/ООГ-1556). Кроме того, все три первые судебные инстанции применили стандартный устоявшийся подход к этому вопросу и вынесли решения в пользу ПФР, которые, в принципе, соответствуют нормам действующего законодательства.

Ответа на поставленный вопрос, по всей видимости, мы не узнаем. Можно только предположить, что грядут принципиальные изменения относительно расчета страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, в том числе применяющих УСНО, тем более что Минэкономразвития подготовило законопроект, предусматривающий при расчете страховых взносов замену МРОТ на величину ежемесячного дохода, которая будет устанавливаться Правительством РФ. Пока этот законопроект не внесен в Госдуму РФ.

Во-вторых, встает вопрос о том, распространяется ли данный подход, который учитывает расходы при расчете страховых взносов, на случай, когда предприниматель применяет УСНО с объектом налогообложения «доходы». Пока однозначно сделать вывод нельзя, поскольку в решениях речь шла об объекте налогообложения «доходы минус расходы».

В-третьих, после выхода определения ВС РФ свое слово должен сказать Минфин. Будут ли внесены поправки в гл. 34 НК РФ? Как будет приведенный подход применяться на практике до внесения этих изменений?

Ну и не менее важен вопрос о том, что делать предпринимателям, уже уплатившим страховые взносы за себя за 2014 – 2016 годы. Надо понимать, что автоматически после выхода рассматриваемого решения перерасчет страховых взносов ни ПФР, ни налоговые органы делать не будут. Вызывает большие сомнения и то, что ПФР сделает такой перерасчет по заявлению предпринимателя. Высока вероятность того, что индивидуальному предпринимателю, применявшему в указанный период УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», придется идти в суд. А вот уже суды при принятии решений должны будут руководствоваться рассмотренным определением ВС РФ.

Но даже при наличии обозначенных вопросов рассмотренное определение ВС РФ – это шаг навстречу индивидуальным предпринимателям – «упрощенцам», который уменьшит фискальное бремя, возложенное на них.

ВС РФ вынес определение, в котором указал, что при расчете суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», доходы, учитываемые в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, могут уменьшить на предусмотренные ст. 346.16 НК РФ расходы.

Данное решение принципиально меняет подход к расчету страховых взносов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями – «упрощенцами» за себя.

Я получаю страховую пенсию по инвалидности. В 2022 году подходит срок выхода на пенсию по старости. Но у меня не хватает страхового стажа один год. Читая статью 29. Добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, я ничего не понял. Толи надо мне регистрироваться самозанятым в налоговым органе, толи не надо. Могу ли я не регистрируясь в налоговом органе заплатить добровольный взнос в ПФР и засчитать себе еще один год страхового стажа или не могу?


Этот вопрос достаточно подробно рассмотрен, с соответствующими раскладами, например, по этому адресу: https://yandex.ru/q/question/business/kak_u_samozaniatykh_schitaetsia_stazh_7a3dfb11/?utm_source=yandex&utm_medium=wizard&answer_id=72a7cb65-fcdb-488b-a43a-1ce05b2cfc68#72a7cb65-fcdb-488b-a43a-1ce05b2cfc68


Я не хочу быть самозанятым. Мне нужен год страхового стажа. Могу ли я внести добровольный взнос в пфр и получить год страхового стажа?


Скажите, пожалуйста, сейчас везде говорят о самозанятых. Почитав об этом, я понимаю, что пенсия остается на усмотрение самого гражданина. И если он зарегистрируется в ПФР и будет уплачивать взносы (30000 в год), то он будет накапливать баллы, да и саму пенсию при дополнительных отчислениях. Но в законе о пенсиях купить можно только половину необходимого стажа. И если я всегда работаю как самозанятый, то не смогу получить право на пенсию с 55 лет, как женщина, потому что баллы будут, а стажа только половина. Или для самозанятых при уплате налога и пенсионных отчислений эти периоды входят в трудовой стаж?


А кто Вам сказал, что сейчас право на пенсию у женщин наступает с 55 лет? Уже не так, к сожалению. Срок выхода на пенсию увеличили на 5 лет. Он будет повышаться постепенно, в течение 10 лет, но тем не менее.

Желаю Вам удачи и всех благ!


Работала агентом в Росгосстрахе с 2004 года по 2016. В 2007 РГС открыл ИП на мое имя в качестве эксперимента. С 2007 года по 2009 не уплачены взносы в пенсионный фонд за 2008 и 2009 годы. ИП закрылось в 2012 году. Могу ли я уплатить добровольно задним числом?



Непонятно зачем Вам это нужно - платить взносы. По ним давно и срок исковой давности истек, 3 года, Ст.196,200 ГК РФ.Да и списаны они должны были быть. Задним числом не получится оплатить в любом случае. Если по каким-то причинам числится долг лучше обратиться по вопросу списанию задолженности как безнадежной ко взысканию. Ст.59 НК РФ.


Вы и не сможете оплатить задним числом. Можете оплатить и подать заявление о зачете оплат в счет того периода, за который беспокоитесь.

Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»


Если за вами числится задолженности по оплате взносов, то вы имеете право произвести оплату, это ваше право.

Но не стоит забывать, что срок взыскания прошел. И при обращении в суд вы имеете право заявить о применении срока исковой давности который составляет 3 года, статья 196,199,200 ГК РФ.


не нужно Вам ничего платить. Во-первых все возможные применимые сроки прошли, во-вторых в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, а также Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено списание задолженности.


Ответ: да, вы имеете право уплатить их добровольно.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 621-О-О предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.

Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.

Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Не предприняв этих действий, предприниматель сохраняет статус индивидуального предпринимателя и обязан уплачивать упомянутые страховые взносы (Письмо МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ Российской ФЕДЕРАЦИИ от 8 октября 2018 г. N 03-15-05/72147).

Что следует учитывать:

1. За период работы в Росгосстрахе вы работали, не имели периодов прохождения военной службы по призыву, ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и т.д., указанных в пунктах 1, 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (пункт 7 статьи 430 Кодекса).

2. Вы должны самостоятельно рассчитать ваш доход за расчётные периоды задним числом по ставке, действующей в тот период, то есть 2008 и 2009 года.

3. Убедитесь, что не было исполнительных производств о взыскании обязательных взносов с ИП. В вашем случае у меня сомнения, что взносы не были списаны с вашего работодателя, поскольку при закрытии ИП нужно предъявить справку об отсутствии задолженности. Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)" установлена обязанность уплаты таких взносов для ИП с 1991 года.

4. Помимо взносов в ПФР, которые формируются исходя из дохода плательщика, но также взнос на обязательное медицинское страхование. При этом, Росгосстрах как ваш бывший работодатель должен был именно выплачивать страховые взносы на период трудовых отношений независимо от того, являетесь ли вы индивидуальным предпринимателем или нет.

Таким образом, ваш бывший работодатель должен был оплатить страховые взносы. Вы имеете право обратиться к нему с иском в течение 3 лет, с момента когда узнали о вашем нарушенном праве и кто является надлежащем ответчиком.

Что предложил Президент

25 марта 2020 года состоялось обращение Владимира Путина к народу и бизнесу в связи с коронавирусом и его влиянием на экономику. Среди прочего, касательно страховых взносов он отметил:

«Компаниям малого и среднего бизнеса считаю необходимым предоставить отсрочку по всем налогам, за исключением НДС, на ближайшие 6 месяцев. А для микропредприятий, кроме такой отсрочки по налогам, дать ещё и отсрочку по страховым взносам в социальные фонды.

Сейчас мы обязаны сделать всё, чтобы поддержать доходы граждан, прежде всего занятых на малых и средних предприятиях.

Чтобы у таких предприятий появились для этого дополнительные ресурсы, предлагаю в два раза – с 30 до 15% – снизить для них размер страховых взносов. Такая пониженная ставка будет распространяться на сумму зарплаты, превышающую МРОТ – минимальный размер оплаты труда. Если же зарплата будет на уровне МРОТ или почему-то даже ниже, то ставка останется прежней, 30%.

Обращаю внимание: пониженная ставка вводится не на несколько месяцев, не только в качестве антикризисной меры, а что называется вдолгую, на перспективу. И таким образом мы создаём долгосрочный стимул для работодателей повышать зарплаты своим сотрудникам.»

В итоге, был принят Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон № 102-ФЗ). Рассмотрим его положения относительно страховых взносов.

Новые права Правительства РФ

Согласно изменениям в ст. 4 Налогового кодекса (новыми пп. 3-5), Правительство наделено полномочиями издавать в 2020 году нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 01.01.2020 до 31 12.2020:

  • продление сроков уплаты страховых взносов;
  • продление сроков представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и/или иных документов;
  • продление сроков направления и исполнения требований об уплате страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;
  • продление сроков принятия решений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов;
  • дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, изменение порядка и условий ее предоставления;
  • основания и условия неприменения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов;
  • основания и условия неприменения ответственности за несдачу (несвоевременную сдачу) расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и/или иных документов (сведений).

Корреспондирующие изменения по вопросам порядка уплаты страховых взносов внесены в статьи 6, 45, 57, 61, 62, 64 и 70 НК РФ, а также Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Установлено, что указанные нормативные могут предусматривать их применение к правоотношениям, возникшим только с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года включительно.

Снижение страховых взносов из-за коронавируса

Так, новые размеры страховых взносов для МСП следующие:

  • на ОПС – 22,0% (если выплата меньше МРОТ), в пределах базы и свыше – 10,0%;
  • на случаи временной нетрудоспособности и материнства – 0%;
  • на ОМС – 5,0% (до 01.04.2020 – 5,1%).

Таким образом, как и обещал Президент в своём обращении к нации 25.03.2020, размер страховых взносов снижен в два раза – с 30 до 15% (10% в ПФР + 5% на ОМС).

Далее в таблице более детально поясним изменения в Закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», касающиеся снижения страховых взносов для малого и среднего бизнеса.

Малый и средний бизнес также освобождены от уплаты страховых взносов в ФСС на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Эти пониженные тарифы распространяются на доходы, начисленные с 1 апреля 2020 года, и действуют бессрочно (в Законе № 102-ФЗ с изменениями в НК РФ пониженные тарифы устанавливают две статьи: одна – с 01.04.2020, другая – с 01.01.2021). При этом с выплат за март 2020 года начислять и платить взносы нужно как обычно.

При этом в период с 1 апреля 2020 года до 31 декабря 2020 года тариф взносов на ОПС в рамках предельной величины базы не 22,0%, а 10,0%.


До 01.04.2020 работодатель должен был платить за сотрудника страховые взносы по ставке 30% от зарплаты. Из них:

  • 22% – в ПФР;
  • 5,1% – в ФФОМС;
  • 2,9% – в ФСС.

Если зарплата больше 1,29 млн руб. с начала года, то ставка пенсионных взносов снижается до 10%. Взносы на социальное страхование обнуляются при зарплате от 990 000 руб. в год накопленным итогом.

Отсрочка по уплате

• начисленных с выплат и иных вознаграждений физлицам за март-май 2020 года – на 6 месяцев;
• с выплат за июнь-июль 2020 – на 4 месяца.

Далее в таблице показаны все новые сроки уплаты страховых взносов 2020 с учётом указанного постановления Правительства РФ и всех нюансов.


Далее на картинке показаны старые и новые сроки уплаты страховых взносов для микропредприятий малого и среднего бизнеса из пострадавших от коронавируса отраслей.


Списание взносов за 2 кв. 2020

Также Федеральный закон от 08.06.2020 № 172-ФЗ для пострадавших от коронавируса организаций и ИП отменил (обнулил) страховые взносы за 2 квартал 2020 – с выплат физлицам, начисленные за апрель, май и июнь 2020 года.

Когда сдавать отчётность

Расчет по страховым взносам (РСВ) за 1 квартал 2020 года нужно сдать в налоговую до 15 мая 2020 года включительно (это пятница). В этот же срок нужно успеть подать форму 4-ФСС.

Вывод

Таким образом, страховые взносы с зарплат для малого и среднего бизнеса снижены с 30 до 15%. Кроме того, с апреля и до конца 2020 года действует ещё более льготный период.

Если выплаты в пользу работника с начала 2020 года превысят предельную базу (1 292 000 руб. – постановление Правительства РФ от 06.11.2019 № 1407), ставка пенсионных взносов с разницы составит прежние 10%.


Новые пониженные тарифы применяют только к той части выплат в пользу каждого физлица, которая превышает федеральный МРОТ (12 130 руб.). Сравнивать выплаты с МРОТ нужно по итогам каждого календарного месяца.

Если, например, по итогам апреля 2020 сумма выплат сотруднику составит 19 130 рублей, пониженные взносы применяют только к сумме 7000 рублей (19 130 руб. – 12 130 руб.).

В итоге, снижение тарифов страховых взносов распространено не только на компании и ИП из наиболее пострадавших от коронавируса отраслей и сфер деятельности, но и в целом на всех субъектов МСП.

Другие меры по страховым взносам

На основании п. 1 приказа ФНС России от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181 «О принятии в рамках осуществления контроля и надзора неотложных мер в целях предупреждения возникновения и распространения коронавирусной инфекции» до 1 мая 2020 года в отношении плательщиков страховых взносов приостановлены выездные проверки, а также вынесение решений об их проведении.

По компаниям и ИП из Реестра МСП также отсрочили принятие решений о взыскании страховых взносов – не ранее 1 мая 2020 года. До этой же даты приостановлено применение мер взыскания, а также принятие решений о приостановлении операций по счетам для обеспечения исполнения таких решений (письмо ФНС от 25.03.2020 № ЕД-20-8/32).

Кроме того, микропредприятиям из правительственного Перечня пострадавших отраслей продлили на 6 месяцев срок уплаты страховых взносов.

Вдобавок, до 01.05.2020 для МСП действует отсрочка по уплате страховых взносов в рамках налоговых каникул.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Постановление Пенсионного фонда России от 12 февраля 2018 г. № 49п "Об утверждении Порядка признания безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам и их списания”

В целях реализации статьи 19 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4183; 2018, № 1, ст. 20) Правление Пенсионного фонда Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок признания безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам и их списания.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правления ПФР Петрову Н.В.

Председатель А. Дроздов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 апреля 2018 г.
Регистрационный № 50878

Утвержден
постановлением Правления ПФР
от 12 февраля 2018 г. № 49п

Порядок
признания безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам и их списания

1. Настоящий Порядок признания безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам и их списания (далее - Порядок) определяет правила признания территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, взносам, уплачиваемым организациями угольной промышленности, и организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, на выплату доплаты к пенсии (далее - недоимка), задолженности по пеням и штрафам, числящихся за плательщиками страховых взносов по состоянию на 1 января 2017 года, и их списания.

2. Признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка и задолженность по пеням и штрафам в случае утраты на 1 января 2017 года возможности их взыскания в связи с истечением срока их взыскания, установленного Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», и отсутствием акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

3. При наличии оснований для признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и списания территориальные органы ПФР оформляют справку о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, невозможных к взысканию в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков их взыскания, по каждому плательщику страховых взносов.

4. Территориальные органы ПФР принимают решение о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании по основаниям, установленным пунктом 2 Порядка и подтвержденным следующими документами:

а) документы, подтверждающие применение мер по взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам, либо акт об уничтожении документов в связи с истечением сроков их хранения;

б) справка о принятых мерах по обеспечению взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам;

в) справка о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, невозможных к взысканию в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков их взыскания, по каждому плательщику страховых взносов.

5. Документы, указанные в пункте 4 Порядка, направляются на рассмотрение комиссии по признанию безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности (далее - Комиссия), созданной территориальными органами ПФР на постоянной основе.

6. Положение о Комиссии и ее состав утверждаются руководителем территориального органа ПФР.

7. Заседание Комиссии правомочно при наличии кворума, который составляет не менее половины членов состава Комиссии.

8. Комиссия проводит заседания по мере необходимости.

9. Срок рассмотрения Комиссией документов, указанных в пункте 4 Порядка, не должен превышать трех рабочих дней.

10. Решение Комиссии принимается путем открытого голосования простым большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов голос председательствующего на заседании Комиссии является решающим.

11. По итогам заседания Комиссии оформляется протокол, который подписывается присутствующими членами Комиссии, и не позднее следующего рабочего дня после проведения заседания Комиссии готовится проект решения о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании (далее - проект решения).

12. На основании проекта решения территориальные органы ПФР принимают решение о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, которое подписывается руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР и главным бухгалтером территориального органа ПФР.

Приложение 1
к Порядку признания безнадежными к взысканию сумм
недоимки по страховым взносам, задолженности
по пеням и штрафам и их списания,
утвержденному постановлением Правления ПФР
от 12 февраля 2018 г. № 49п

Место штампа территориального органа
ПФР

о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам,

невозможных к взысканию в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков

(полное наименование организации, фамилия, имя, отчество, дата рождения

индивидуального предпринимателя, физического лица)

Регистрационный номер в ПФР ¦ ¦ - ¦ ¦ - ¦ ¦

ИНН _____________________________
КПП _____________________________
Адрес места нахождения организации (обособленного подразделения)/адрес места жительства индивидуального предпринимателя, физического лица
1. Недоимка:
на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации
за расчетные периоды 2002 - 2009 гг. в том числе: в размере _________ рублей, копеек;
на страховую часть трудовой пенсии в размере _________ рублей, копеек;
на накопительную часть трудовой пенсии в размере _________ рублей, копеек;
за отчетные (расчетные) периоды с 2010 г. в том числе: в размере _________ рублей, копеек;
на страховую часть трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. - на страховую пенсию) в размере _________ рублей, копеек;
на накопительную часть трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. - на накопительную пенсию) в размере _________ рублей, копеек;
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере _________ рублей, копеек;
на дополнительное социальное обеспечение
организаций угольной промышленности в размере _________ рублей, копеек;
организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в размере _________ рублей, копеек.
2. Пени:
в Пенсионный фонд Российской Федерации
на недоимку за расчетные периоды 2002 - 2009 гг. в том числе: в размере _________ рублей, копеек;
на страховую часть трудовой пенсии в размере _________ рублей, копеек;
на накопительную часть трудовой пенсии в размере _________ рублей, копеек;
на недоимку за отчетные (расчетные) периоды с 2010 г. в том числе: в размере _________ рублей, копеек;
на страховую часть трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. - на страховую пенсию) в размере _________ рублей, копеек;
на накопительную часть трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. - на накопительную пенсию) в размере _________ рублей, копеек;
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере _________ рублей, копеек;
на дополнительное социальное обеспечение
организаций угольной промышленности в размере _________ рублей, копеек;
организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в размере _________ рублей, копеек.
3. Штрафы:
в Пенсионный фонд Российской Федерации
за расчетные периоды 2002 - 2009 гг. в размере _________ рублей, копеек;
за расчетные периоды с 2010 г. в размере _________ рублей, копеек;
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере _________ рублей, копеек;
на дополнительное социальное обеспечение
организаций угольной промышленности в размере _________ рублей, копеек;
организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в размере _________ рублей, копеек.

4. Реквизиты документа, подтверждающего принятие последней меры по

(наименование документа, номер и дата)

5. Дата истечения срока взыскания недоимки и задолженности по пеням

Руководитель (заместитель руководителя) территориального органа ПФР
Главный бухгалтер территориального органа ПФР (подпись) (фамилия, инициалы)
(подпись) (фамилия, инициалы)
(Должность специалиста, составившего справку) (подпись) (фамилия, инициалы)

Место печати
территориального органа ПФР

Приложение 2
к Порядку признания безнадежными к взысканию сумм
недоимки по страховым взносам, задолженности
по пеням и штрафам и их списания,
утвержденному постановлением Правления ПФР
от 12 февраля 2018 г. № 49п

Место штампа территориального
органа ПФР

о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к

взысканию и их списании

На основании части 3 статьи 19 Федерального закона от 3 июля 2016 г.

№ 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных

законодательных актов (положений законодательных актов) Российской

Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в

части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с

передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых

взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4183;

2018, № 1, ст. 20) признать недоимку и задолженность по пеням и штрафам,

числящиеся за плательщиком страховых взносов ____________________________

(полное наименование организации, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя,

физического лица, ИНН/КПП) в размере:

на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской

Федерации, всего - _________________ рублей, копеек;

на страховую часть трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. - на страховую

пенсию) - _________________ рублей, копеек;

на накопительную часть трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. - на

накопительную пенсию) -_________________ рублей, копеек;

на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного

на дополнительное социальное обеспечение организаций угольной

промышленности - _________________ рублей, копеек;

на дополнительное социальное обеспечение организаций, использующих труд

членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации,

-_________________ рублей, копеек;

в Пенсионный фонд Российской Федерации, всего - ________ рублей, копеек;

на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии (с 1

января 2015 г. - на страховую пенсию) - __________________ рублей,

на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии

(с 1 января 2015 г. - на накопительную пенсию) - __________________

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования -

__________________ рублей, копеек;

на дополнительное социальное обеспечение организаций угольной

промышленности - __________________ рублей, копеек;

на дополнительное социальное обеспечение организаций, использующих труд

членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации,

-__________________ рублей, копеек;

в Пенсионный фонд Российской Федерации - __________________ рублей,

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования -

__________________ рублей, копеек;

на дополнительное социальное обеспечение организаций угольной

промышленности - __________________ рублей, копеек;

на дополнительное социальное обеспечение организаций, использующих труд

членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации

-__________________ рублей, копеек

(указываются конкретные документы, подтверждающие основания

для признания безнадежными к взысканию и списания недоимки

по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам

с указанием всех его реквизитов)

в связи с утратой на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки и

задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением срока их взыскания,

установленного Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О

страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд

социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд

обязательного медицинского страхования», и отсутствием акта суда, в

соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и

задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного

срока их взыскания, в том числе определения об отказе в восстановлении

пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и

задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и произвести их

Руководитель (заместитель руководителя)

____________________________________________ ____________ _______________

(наименование территориального органа ПФР) (подпись) (Ф.И.О.)

Место печати территориального органа ПФР

Обзор документа

Регламентирован порядок признания территориальными органами ПФР безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам и их списания.

В связи с передачей с 1 января 2017 г. полномочий по администрированию страховых взносов налоговым органам территориальные органы ПФР признают безнадежными к взысканию суммы недоимки и задолженности, числящиеся за плательщиками страховых взносов по состоянию на 1 января 2017 г.

Недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются в случае утраты на 1 января 2017 г. возможности их взыскания в связи с истечением срока взыскания.

Прописана процедура принятия решения о признании недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и их списании.

Читайте также: