Проблема уклонения от уплаты пенсионных взносов

Автор: Александрова Н. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Федеральным законом от 29.07.2017 № 250-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов. Поправки вступили в силу с 10.08.2017. В результате законодательных новаций за уклонение от уплаты страховых взносов плательщики, в том числе аптечные организации и индивидуальные предприниматели, теперь понесут уголовную ответственность.

До вступления в силу Федерального закона № 250-ФЗ непредставление организацией и физическим лицом налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений расценивалось как уклонение от уплаты налогов и (или) сборов и каралось в соответствии со ст. 198 и 199 УК РФ.

Основные понятия

Согласно п. 3, 9 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64 под уклонением, ответственность за которое предусмотрена названными статьями, следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих платежей в бюджет. При этом способами такого уклонения могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с НК РФ является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов. Исходя из того, что в соответствии с положениями налогового законодательства срок представления декларации и сроки уплаты налога (сбора) могут не совпадать, моментом окончания преступления, предусмотренного ст. 198 – 199 УК РФ, следует считать фактическую неуплату налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством.

Под включением в декларацию (иные документы) заведомо ложных сведений нужно понимать умышленное указание в них любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов и сборов.

Использование в документах заведомо ложных сведений может выражаться:

в умышленном неотражении в них данных о доходах из определенных источников;

в неотражении объектов налогообложения;

в уменьшении действительного размера дохода;

в искажении размеров произведенных расходов, которые учитываются при исчислении налогов.

К заведомо ложным сведениям могут быть также отнесены не соответствующие действительности данные о времени (периоде) понесенных расходов, полученных доходов, искажение в расчетах физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности, при уплате ЕНВД и т. п.

Уклонение от уплаты страховых взносов

С 10.08.2017 положения ст. 198 – 199 УК РФ распространяются и на плательщиков страховых взносов: индивидуальных предпринимателей и организации.

Наказание для коммерсантов

Статья 198 УК РФ устанавливает меру ответственности для физических лиц в случае уклонения их от уплаты страховых взносов. В примечании к данной статье теперь пояснено, что под физическим лицом – плательщиком страховых взносов понимаются в том числе индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, которые обязаны уплачивать страховые взносы в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Ответственность в отношении коммерсанта наступает, если деяния совершены в крупном и особо крупном размерах.

Характеристика деяний индивидуального предпринимателя

Деяния

Характеристика деяния

Сумма налогов, сборов, страховых взносов

Период

Доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов

В крупном размере

Более 900 тыс. руб.

В пределах трех финансовых лет подряд

Либо более 10% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности;

либо превышающая 2 млн 700 тыс. руб.

В особо крупном размере

Более 4 млн 500 тыс. руб.

Либо более 20% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности;

либо превышающая 13 млн 500 тыс. руб.

Уголовная ответственность для коммерсантов в соответствии с данной статьей установлена в следующих размерах:

Деяния, совершенные…

…в крупном размере

…в особо крупном размере

1. Штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

2. Штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет.

3. Принудительные работы на срок до одного года.

4. Арест на срок до шести месяцев.

5. Лишение свободы на срок до одного года

1. Штраф в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб.

2. Штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до трех лет.

3. Принудительные работы на срок до трех лет.

4. Лишение свободы на срок до трех лет

Наказание для организации

Уголовная ответственность организаций – плательщиков страховых взносов, если деяния совершены в крупном и особо крупном размерах, а также группой лиц по предварительному сговору, установлена ст. 199 УК РФ.

Характеристика деяний организации

Деяния

Характеристика деяния

Сумма налогов, сборов, страховых взносов

Период

Доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов

В крупном размере

Более 5 млн руб.

В пределах трех финансовых лет подряд

Либо более 25% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности;

либо превышающая 15 млн руб.

В особо крупном размере

Более 15 млн руб.

Либо более 50% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности;

либо превышающая 45 млн руб.

На основании изложенного уголовная ответственность для организаций в случае их уклонения от уплаты страховых взносов в соответствии с ст. 199 УК РФ установлена в следующих размерах:

Уголовная ответственность

Деяния, совершенные в крупном размере

Деяния, совершенные в особо крупном размере

Деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору

1. Штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

2. Штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет.

3. Принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Арест на срок до шести месяцев.

5. Лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

1. Штраф в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб.

2. Штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет.

3. Принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать опреде ленные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

Уклонение от уплаты страховых взносов на «травматизм»

Помимо изложенного, с 10.08.2017 Уголовный кодекс дополнен новыми ст. 199.3 и 199.4, устанавливающими меру ответственности страхователей (индивидуальных предпринимателей и организаций) за уклонение от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в ФСС в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ). Уклонение в данном случае подразумевает:

занижение базы для начисления страховых взносов;

иное заведомо неправильное их исчисление;

непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в государственный внебюджетный фонд;

непредставление иных обязательных документов;

включение в вышеназванные документы заведомо недостоверных сведений.

Наказание для коммерсантов

Для индивидуального предпринимателя наказание назначено в следующих размерах (ст. 199.3 УК РФ):

Деяния

Характеристика деяния

Виды ответственности

Сумма страховых взносов

Период

Доля неуплаченных страховых взносов

В крупном размере

Более 600 тыс. руб.

В пределах трех финансовых лет подряд

Либо более 10% подлежащих уплате сумм страховых взносов;

либо превышающая 1 млн 800 тыс. руб.

1. Штраф в размере до 200 тыс. руб.

2. Штраф в размере заработной

платы или иного дохода осужденного за период до двух лет.

3. Обязательные работы на срок до 360 часов

В особо крупном размере

Более 3 млн руб.

Либо более 20% подлежащих уплате сумм страховых взносов;

либо превышающая 9 млн руб.

1. Штраф в размере до 300 тыс. руб.

2. Штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет.

3. Принудительные работы на срок до одного года.

4. Лишение свободы на срок до одного года

Наказание для организации

За уклонение от уплаты страховых взносов на травматизм ст. 199.4 УК РФ предусмотрела для организации наказания следующего характера:

Деяния

Характеристика деяния

Виды ответственности

Сумма страховых взносов

Период

Доля неуплаченных страховых взносов

В крупном размере

Более 2 млн руб.

В пределах трех финансовых лет подряд

Либо более 10% подлежащих уплате сумм страховых взносов;

либо превышающая 6 млн руб.

1. Штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

2. Штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет.

3. Принудительные работы на срок до од-

ного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Лишение свободы на срок до одного года

В особо крупном размере

Более 10 млн руб.

Либо более 20% подлежащих уплате сумм страховых взносов;

либо превышающая 30 млн руб.

1. Штраф в размере от 300 тыс. до 500 тыс. руб.

2. Штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет.

3. Принудительные работы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок или без такового.

4. Лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

Группой лиц по предварительному сговору

Узаконено взаимодействие контролирующих и следственных органов

В связи с введением уголовной ответственности за неуплату страховых взносов на травматизм организациями и индивидуальными предпринимателями скорректированы положения федеральных законов № 125-ФЗ, от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».

Таким образом, с 10.08.2017 узаконен механизм взаимодействия ФСС и его территориальных органов со следственными органами в целях выявления и пресечения нарушений законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Теперь территориальные органы ФСС обязаны направить соответствующие материалы дела в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, если в течение двух месяцев со дня истечения установленного срока плательщик не исполнил требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. На это у контролеров есть десять дней со дня выявления указанных обстоятельств (п. 2.1 и 2.2 ст. 18 Федерального закона № 125-ФЗ).

На органы полиции, в свою очередь, возложена обязанность направлять материалы в налоговый орган и (или) территориальный орган ФСС для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к их полномочиям, а также участвовать в совместных проверках организаций и индивидуальных предпринимателей – плательщиков страховых взносов по запросам налоговых органов либо территориальных органов ФСС (п. 34 ч. 1 ст. 12, п. 28 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 3-ФЗ).

Об освобождении от наказания

Организации и предприниматели, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 198 – 199, 199.3 – 199.4 УК РФ, освобождаются от уголовной ответственности в случае полной уплаты сумм недоимки, соответствующих пеней, суммы штрафа в размере, определяемом согласно Налоговому кодексу, а также законодательству РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.


Что произошло?

  • № 250-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды»$
  • № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и статьи 12 и 13 Федерального закона «О полиции».
Они вступили в силу 10 августа 2017 года.

В чем суть изменений?

Изменения в целом направлены на усиление ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Для чего приняли законы?

Отсюда и введение уголовной ответственности за уклонение от уплаты взносов во внебюджетные фонды. Стоит отметить, что идея введения уголовного преследования за неуплату страховых взносов вынашивалась уже давно.

Так, впервые проект этого закона был внесён в Госдуму ещё в 2015 году.

Причем помимо возвращения в УК обычных страховых взносов, администрируемых налоговиками, законодатели решили заодно добавить туда ещё и взносы «на травматизм», которыми по-прежнему ведает Фонд социального страхования.

За уклонение от уплаты страховых взносов привлекут как за неуплату налогов?

Меры наказания остаются по этим статьям теми же, которые действовали и ранее. Соответственно, наказание за уклонение от уплаты взносов будет таким же, какое установлено за уклонение от уплаты налогов (лишение дохода за несколько лет, принудительные работы, лишение свободы).

И напомним, что наказание грозит тем, кто «накопит» недоимку как минимум в крупном размере.

Что подразумевается под словом «уклонение»?

Это уклонение может выражаться в следующем:

  • занижение базы;
  • иной заведомо неправильный расчёт суммы взносов, подлежащих к уплате;
  • непредставление расчёта по страховым взносам или других обязательных документов;
  • включение в такие документы заведомо ложных сведений.

Когда заведут уголовку по страховым взносам?

Так, для физлица крупной считается неуплата в течение 3 лет 900 тыс. рублей, если это больше 10% от подлежащей уплате суммы платежей, либо неуплата 2,7 млн. рублей и более.

Особо крупный размер - 4,5 млн. рублей, если это больше 20% от подлежащей уплате суммы, либо неуплата более 13,5 млн. рублей.

Для организаций крупный размер - неуплата более 5 млн. рублей при превышении 25% от общей суммы платежей в бюджет, либо неуплата на общую сумму больше 15 млн. рублей.

Особо крупный размер - 15 млн. рублей при превышении 50%, либо неуплата более 45 млн. рублей.

Обратите внимание! Согласно поправкам, недоимки по взносам, которые администрируют налоговики, будут приплюсовываться к налоговым недоимкам, а это значит, что при наличии долгов и по налогам, и по взносам, возрастает вероятность достижения крупного или особо крупного размеров. Следовательно, возрастает вероятность наступления уголовной ответственности или ее более жёсткого варианта при особо крупном размере.

Можно получить освобождение от наказания?

  • целиком покрыта задолженность по взносам;
  • полностью уплачены пени;
  • выплачен штраф.
Об этом говорится в Примечаниях к ст. 198 и 199 УК РФ.

Что грозит за неуплату взносов на «травматизм»?

Так, за уклонение страхователя – физического лица от уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в крупном размере грозит штраф до 200 тыс. рублей или в размере зарплаты (дохода) осуждённого за период до 2-х лет либо обязательные работы на срок до 360 часов.

Аналогичное нарушение, совершённое в особо крупном размере будет наказываться штрафом в размере до 300 тыс. рублей или в размере зарплаты (дохода) осуждённого за период до 3-х лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

В отношении организаций ответственность за уклонение от уплаты взносов на «травматизм», совершённое в крупном размере чревато: штрафом от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осуждённого за период от 1 года до 2-х лет, либо принудительными работами на срок до 1 года с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 3-х лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 1 года.

Санкции ужесточаются при особо крупном размере уклонения от уплаты взносов или если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору.

Сколько можно накопить неуплаченных взносов на «травматизм», чтобы не стать преступником?

Для организаций крупный размер - сумма взносов за 3 финансовых года подряд от 2 млн. рублей, при условии, что доля неуплаченных взносов превышает 10% подлежащих уплате взносов во внебюджетный фонд, либо сумма взносов – более 6 млн. рублей.

Особо крупный размер для организаций: 10 млн. за 3 года с долей 20% или 30 млн. рублей.

Как привлекут к ответственности за неуплату взносов на «травматизм»?

Территориальные органы ФСС РФ будут обязаны направлять материалы дела в следственные органы, если плательщик в течение 2 месяцев со дня истечения установленного срока не исполнил требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, размер которой позволяет предполагать факт совершения правонарушения, содержащего признаки преступления.

Предусмотрено, что полиция участвует в проверках плательщиков страховых взносов (страхователей) по запросам налоговых органов либо территориальных органов ФСС России.

Специалисты лучшей компании для бухгалтера "Что делать Консалт"

В 2017 году уклонение от уплаты обязательных страховых взносов стало уголовным преступлением. По действующему законодательству такой вид ответственности теперь распространяется на учредителей, собственников, генеральных директоров предприятий и организаций, главных бухгалтеров и других сотрудников, которые могут оказаться причастными к нарушению.

Насколько суровое наказание ждет для неплательщиков, и какие законы стоит внимательно изучить — подробности в нашем материале.

Из этой статьи вы узнаете:

  1. Почему страховые взносы приравняли к налогам
  2. «Уклонение от уплаты» страховых взносов — это умышленные действия
  3. За уклонение от уплаты страховых взносов могут оштрафовать или посадить в тюрьму
  4. Что запомнить о неуплате страховых взносов

Страховые взносы приравняли к налогам

Все работодатели, в том числе, индивидуальные предприниматели, нанимающие работников по договорам, должны платить обязательные страховые взносы. Они включают в себя 4 вида платежей:

  • пенсионные взносы (ОПС);
  • медицинские взносы (ОМС);
  • взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) — идут на выплату пособий по болезни, уходу в декрет и т. п.;
  • взносы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (НСиПЗ).

Что нужно платить и куда

До 31 декабря 2016 года эти сборы находились в компетенции отдельных ведомств: Пенсионного Фонда (ПФР), Фонда Социального страхования (ФСС) и Федерального Фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

По данным этих фондов, работодатели часто допускали нарушения — как по отчетности, так и по уплате положенных средств. По подсчетам Министерства финансов , система недополучала около 10% всех сборов во внебюджетные фонды.

Поэтому государство ужесточило меры ответственности за уклонение от уплаты обязательных страховых взносов. В 2017 году их администрирование было передано под контроль налоговых органов, а Налоговый кодекс пополнился статьей 34 — «Страховые взносы» .

Средства, предназначенные для пополнения внебюджетных фондов, по статусу приравняли к налогам. Поэтому за неуплату страховых взносов была введена уголовная ответственность, так же как и за уклонение от уплаты налогов. Поправки в статьи 198 и 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов) были внесены Федеральным законом от 29.07.2017 № 250-ФЗ. Поправки к нему вступили в силу с 10.08 2017 года .

Поскольку администрирование страховых взносов передали в ФНС, туда же теперь перечисляются и средства на пенсионное, медицинское и социальное страхование.

Все средства зачисляются на единый бюджетный счет. Платежи по разным налогам/взносам имеют индивидуальный КБК (код бюджетной классификации). Сотрудники ФНС с общего счета распределяют платежи на соответствующие бюджетные субсчета в зависимости от кода классификации. Исключение составляют взносы «на травматизм», которые по-прежнему переводятся в ФСС.

В 2017 году была утверждена новая отчетность . Согласно нововведениям, по пенсионному, медицинскому и социальному страхованию теперь заполняется единый расчет, который предоставляется в ИФНС ежеквартально, в течение 30 дней по окончанию периода. Расчет по «травматизму» составляется отдельно и предоставляется в ФСС.

Расчеты подаются в бумажном виде, а если среднесписочная численность работников превышает 25 человек, то необходимо сдавать и электронную версию документа по страховым взносам.

Теперь расчет взносов на пенсионное, медицинское, социальное страхование нужно передавать не в фонды, а в налоговую службу. Расчет по «травматизму» по-прежнему принимает Фонд Социального Страхования.

«Уклонение от уплаты» страховых взносов — это умышленные действия

Уклонение от уплаты — это умышленные действия плательщика, из-за которых в бюджет государства не поступают деньги. В этом случае — страховые взносы.

К уголовной ответственности могут привлечь:

  • учредителей;
  • генерального директора;
  • главного бухгалтера;
  • индивидуального предпринимателя.

Если в уклонении от уплаты будет обвиняться группа лиц, то следствию предстоит доказывать участие и степень ответственности каждого из них.

  • за указание заведомо ложных данных в налоговой декларации и других формах отчетности (например, занижение базы для расчета страховых взносов);
  • за бездействие, выражающееся в непредставлении всех обязательных документов (если организации или ИП, вопреки закону, игнорируют подачу отчетности по страховым взносам в налоговую и ФСС).

Когда бухгалтер не предоставляет расчеты по утвержденным формам или показывает недостоверные суммы взносов, занижая базу для расчета, то все эти действия будут считаться уклонением. Неважно, совершал он это по указанию руководителя или по собственной инициативе.

Например, директор предприятия дает бухгалтеру указание часть заработной платы выдавать сотрудникам «в конвертах». В этой ситуации будет занижена сумма, с которой должны начисляться страховые взносы, а также будут недоплачены сами страховые взносы. И директору, и бухгалтеру грозит уголовное наказание.

В таблице указаны классификации сумм неуплаты — какой размер считается крупным, а какой — особо крупным. В зависимости от этого будет разной мера наказания.

Если налоговая служба во время проверки выявит, что ИП или другая организация не платит страховые взносы в крупном или особо крупном размере, наступает ответственность, предусмотренная статьями 198 и 199 УК РФ . При этом недоимки учитываются в пределах трех финансовых лет подряд. Недоимки по части страховых взносов прибавляются к задолженности по налогам.

Если у организации есть 5 млн рублей долга по налогам, а еще она не заплатила 300 000 рублей страховых взносов, то общая сумма будет 5 млн 300 рублей — неуплата в крупном размере.

Уклонения от уплаты — это умышленное непредставление документов в ФНС и ФСС или внесение в отчетность ложных данных. Привлечь к ответственности могут учредителя, генерального директора, главного бухгалтера и ИП.

За уклонение от уплаты страховых взносов могут оштрафовать или посадить в тюрьму

Наказания для признанных виновными сотрудников организаций и индивидуальных предпринимателей это штрафы, принудительные работы и реальные сроки лишения свободы.

Кроме того, нужно будет заплатить все долги по страховым взносам — даже если организация или ИП неплатежеспособны, ФНС всегда выходит с требованием возврата ущерба, причиненного бюджету.

Наказания за уклонение от уплаты страховых взносов можно избежать

Тех, кто совершил преступление впервые, могут освободить от уголовной ответственности. Это касается индивидуальных предпринимателей и должностных лиц компаний.

В этом случае надо признать вину и начать сотрудничать со следствием.

А потом выплатить всю сумму недоимки, учитывая пени и штраф, назначенный судом.

Что запомнить о неуплате страховых взносов

  1. Взносы на пенсионное, социальное и медицинское страхование теперь получает Федеральная налоговая служба. И только взносы на «травматизм» до сих пор направляются в Фонд Социального Страхования. Отчетность в ФНС и ФСС нужно направлять каждый квартал, в течение 30 дней по окончанию периода;
  2. Уклонение от уплаты — это умышленные действия плательщика. Закон предусматривает два вида таких действий — непредставление документов или внесение в отчетность ложных данных;
  3. За это преступление могут наказать учредителя, генерального директора, ИП и главного бухгалтера. Если бухгалтер делал все по указанию руководителя — накажут обоих;
  4. Если сотрудники налоговой службы найдут нарушения, касающиеся уплаты страховых взносов, то проверят отчетность за три финансовых года подряд. Недоимки по страховым взносам прибавляются к задолженности по налогам;
  5. Наказание за уклонение от уплаты зависит от суммы задолженности — это крупный или особо крупный размер. Для ИП и компании предусмотрена разная ответственность — для последних наказание жестче;
  6. Можно избежать уголовной ответственности: такой вариант возможен для тех, кто совершил преступление впервые, признал вину и выплатил всю сумму недоимки по страховым взносам вместе с пенями и штрафом, назначенным судом.

Комментарий эксперта — о судебной практике по неуплате страховых взносов

Елена Тарасова, юрист практики налогообложения и эффективного ведения бизнеса:

За последние годы государство активно взялось за пополнение бюджета с помощью налоговых платежей. Уклонение от уплаты страховых взносов в сумме свыше 5 млн рублей — теперь серьезное уголовное преступление.

Поскольку изменения в Уголовный кодекс вступили в силу относительно недавно, судебной практики, которая касалась бы неуплаты страховых взносов, мало. Но что касается применения ст.198 и ст.199 в отношении налоговых платежей, у судов уже накоплен достаточно большой опыт. Думаю, привлечение за неуплату взносов будет рассматриваться по тем же правилам.

Взыскание недоимки по налогам и взносам с индивидуального предпринимателя, руководителя или учредителей компании — распространенное явление.

В некоторых случаях обвиняемые заключают мировое соглашение с инспекцией, обязуются возместить убытки бюджета и устанавливают график погашения задолженности. Такие дела до суда не доходят.

Генеральный директор предприятия, обвиняемый в неуплате, заключил мировое соглашение с налоговой инспекцией, и в течение 2-х месяцев обязался полностью возместить бюджету сумму ущерба, выплатить штрафы и пени. Уголовное преследование прекратили.

Но так бывает не всегда. Вот другой пример — обвиняемый отказался признать вину и не стал помогать следствию.

Директор ООО перестал перечислять страховые взносы. По требованиям налоговой службы организация недоимку не оплатила. В отношении руководителя было возбуждено уголовное дело.

Сотрудничать со следствием директор отказался и свою вину не признал. Приговор — 1 год наказания условно с испытательным сроком 8 месяцев, никакого смягчения наказания не применялось. Подсудимому пришлось полностью выплатить ущерб ( приговор Сосновогорского городского суда республики Коми по делу 1-40/2017 от 03.04.2017 ).

Напротив, раскаяние, помощь следствию, стечение тяжелых жизненных обстоятельств часто помогают снизить реальный срок, а в некоторых случаях — заменить его на условный.

Так Московский районный суд Санкт-Петербурга в приговоре по делу № 1-489/17 учел чистосердечное признание, добровольную выдачу документов, а также инвалидность 3 группы Матвеева В.В., собственника и руководителя организации. За неуплату страховых взносов назначил 2 года лишения свободы условно. Кроме того, суд признал за МИФНС право подать гражданский иск и взыскать с подсудимого ущерб.

При рассмотрении дел о неуплате страховых взносов важно, какую позицию и выбирает обвиняемый: будет ли отрицать вину или во всем признается и начнет сотрудничать со следствием. Во втором случае велик шанс, что наказание смягчат.

Также суд может освободить от уголовной ответственности тех, кто совершил преступление впервые, признал вину и компенсировал нанесенный бюджету ущерб, а также выплатил штраф и пени.

Кременчук И.Ю., аспирант, ассистент кафедры финансового права НУДПСУ.

Обеспечение нормального функционирования программы социального пенсионного обеспечения любого типа предполагает наличие некоторых общих элементов. Степень сложности и уровень развития различных элементов программы определяются ее общим строением. Зачастую в процессе реформирования пенсионной программы возникает необходимость существенного улучшения и изменения различных ее компонентов. В своих тезах я ставлю перед собой цель дать возможно более широкое определение компонентов, необходимых для обеспечения функционирования программ социального пенсионного обеспечения, и рассмотреть некоторые из возможных последствий внесения изменений в структуру программы.

Для обеспечения нормального функционирования программы социального обеспечения необходимо определить участников программы и ввести процедуру учета их отчислений, доходов и прав на получение социальных пособий. В большинстве стран была избрана схема определения участников программы путем присвоения всем физическим лицам персонального учетного номера для установления подлинности личности с последующим накоплением информации относительно участия каждого из них в данной программе. В большинстве стран была также введена система уникальных номеров. В рамках программы социального обеспечения, хотя в некоторых странах используется один и тот же персональный учетный номер для регистрации налоговых отчислений и отчислений в систему социального страхования, а в некоторых случаях общенациональный идентификационный номер используется в качестве единого учетного номера для различных программ социального обеспечения [5].

Важно, чтобы персональный учетный номер являлся одним из компонентов системы идентификации личности. Это означает, что учетный номер наряду с удостоверением личности или иным документом, выданным физическому лицу, может быть использован для удостоверения его личности. Такой документ может существовать в виде пластиковой карточки с персональным учетным номером или карточки или документа, выданных с иной целью и содержащих достаточную информацию.

Еще одной составляющей любой системы идентификации личности является сбор информации личного порядка об индивиде, которой располагает он сам или его ближайшие родственники. Так, в странах Запада общепринятой нормой является запрос информации о девичьей фамилии матери регистрируемого лица. Это позволяет не только сопоставить метрики, но и служит средством удостоверения подлинности личности индивида. В целом, чем скорее после рождения начинается сбор информации, позволяющей установить личность индивида, тем более ценной она окажется при удостоверении его личности в последующие годы. Важность введения системы идентификации личности обусловливается тем, что персональный учетный номер используется для сбора сведений от работодателей о послужном списке индивида и размере выплачиваемой заработной платы или о размере страховых или налоговых отчислений, взимаемых по отношению к сумме заработной платы. Персональный учетный номер может быть также использован для установления права работника на получение пособий или права иждивенцев на получение пособий исходя из трудового стажа кормильца.

Использование фотографии на страховой карточке или ином документе обычно позволяет упростить процедуру удостоверения подлинности личности индивида, обладающего страховой карточкой, и избежать необходимости применения специализированных устройств, позволяющих считывать идентифицирующую информацию, или процедуры снятия отпечатков пальцев. Недостаток использования фотографии связан с затратами на ее обновление через определенные промежутки времени, вследствие изменения внешности владельца страховой карточки по мере его старения. Однако, несмотря на указанные затраты, использование фотографии для удостоверения личности индивида имеет своим преимуществом то, что периодическое обновление фотографии позволяет удостовериться в том, что владелец страховой карточки еще жив или является резидентом данного государства [3].

В дополнение к введению персонального учетного номера и системы карточек социального страхования важную роль играет также разработка процедуры сопоставления данных, хранящихся в рамках упомянутых систем идентификации, и данных статистики естественного движения населения той или иной страны. Наиболее важными сведениями для обновления основной базы данных пенсионной системы являются показатели рождаемости и смертности населения. Кроме того, необходимо проанализировать, какие еще источники информации могут понадобиться для обновления имеющейся базы данных. Например, в тех странах, где лица, не имеющие гражданства данной страны, подлежат участию в программе пенсионного обеспечения, потребуется введение системы учета иммигрантов или постоянных жителей-иностранцев. В такой ситуации можно прогнозировать получение частью неграждан статуса граждан данной страны. Если сведения о налоговых отчислениях аккумулируются в рамках отдельной системы учета, важно обеспечить ее совместимость с базой данных пенсионной системы. Принятие положения о техническом обеспечении процесса сопоставления указанных баз данных будет способствовать оперативному получению необходимой информации, а также обеспечит возможность сопоставления имеющихся данных с данными, накопленными в рамках других аналогичных программ. Вообще, чем шире будет применяться перекрестное сопоставление баз данных различных программ, при условии соблюдения принципа неприкосновенности частной жизни и обеспечения конфиденциальности информации, тем эффективнее окажутся предпринимаемые усилия по разработке основных положений пенсионной программы и созданию и применению механизмов борьбы с мошенничеством, нецелевым использованием денежных средств и злоупотреблением в отношении программы.

Проблема уклонения от уплаты взносов в пенсионный фонд является актуальной и заслуживает отдельного обсуждения. Каждое государство в той или иной мере сталкивается либо с проблемой полного уклонения работодателей и индивидуальных предпринимателей от уплаты взносов в пенсионный фонд, либо с уплатой взносов в меньшем размере, чем это определяется законодательством. Такая незаконная деятельность может осуществляться при соучастии персонала, хотя в ряде случаев служащие остаются в неведении или работодатель действует без их согласия. В некоторых развивающихся странах и странах с переходной экономикой масштаб уклонения от уплаты пенсионных взносов достигает 60% от законодательно установленного размера отчислений. Это происходит вследствие сокрытия доходов нелегальными работодателями или занижения части доходов по молчаливому сговору между персоналом и работодателем о декларировании минимального размера прибыли. Тем не менее даже в таких высокоразвитых странах, как Япония, по данным статистики, не декларируется от 15 до 20% доходов в секторе частного бизнеса, и, следовательно, в пенсионный фонд не поступают отчисления с этой суммы. Сокрытие или занижение размера доходов в пенсионной системе с установленными взносами оказывает влияние на конечный размер пенсионного пособия лишь тех работников, которые оказываются вовлеченными в данную схему уклонения от уплаты пенсионных взносов. Тем не менее в пенсионной системе с установленными взносами сокрытие или занижение размера доходов затрагивает также интересы и других участников данной системы. В том случае, если формула пенсионных выплат взвешена в пользу работников с низким уровнем дохода или если в конечном итоге в досье работника будет занесена информация о фактическом заработке и стаже. Даже в пенсионной системе с установленными взносами сокрытие или занижение размера доходов существенно затрудняет выполнение основной задачи - обеспечение достаточного уровня пенсионного дохода [4].

Работодатели используют различные схемы уклонения от уплаты взносов в пенсионную систему. Так, работодатель может удерживать из заработной платы работников необходимую сумму взносов в пенсионный фонд, но впоследствии не передает ее соответствующему агенту по взысканию пенсионных отчислений одновременно с уплатой собственных пенсионных взносов. При реализации такой схемы работодатель, как правило, действует без уведомления своего персонала.

В других случаях между работодателем и работниками может быть заключено явное или негласное соглашение в отношении уклонения от уплаты пенсионных взносов. В случае негласной договоренности кардинальным образом изменить ситуацию может разъяснительная работа с населением, поскольку это позволит лучше информировать работников и будет стимулировать их содействие в выявлении незаконных действий работодателей. При наличии явной договоренности обнаружение незаконных действий возможно лишь в ходе аудиторской проверки деятельности работодателя или при сопоставлении имеющихся архивных данных. Работодатель, не производящий отчислений в пенсионный фонд, как правило, уклоняется и от уплаты налогов. Это означает, что установление факта мошенничества должно основываться на данных, полученных из других источников, таких как архивные данные органов по лицензированию предпринимательской деятельности, или документация о выручке с продаж, совершенных в смежных областях, или, где это возможно, уведомления о банковских операциях или информация, предоставленная банками и другими институтами сферы бизнеса. Принятие вышеозначенных мер возможно только при наличии атмосферы сотрудничества с пенсионным ведомством, а также каналов связи, созданных последним для решения поставленных задач [1, 2].

Эффективное применение мер взыскания за уклонение от уплаты пенсионных взносов также играет роль фактора сдерживания. В некоторых странах размер штрафной санкции за уклонение от уплаты пенсионных взносов или просроченные выплаты установлен на столь низком уровне (например, 3%), что работодатели предпочитают нарушить сроки уплаты, чем взять целевой кредит в банке под более высокую процентную ставку.

Аналогичные случаи уклонения от уплаты пенсионных взносов или мошенничества отмечаются и в деятельности частных компаний. В некоторых государствах, где сбор отчислений в пенсионную систему производится специализированными пенсионными агентствами, возникают дополнительные предпосылки для мошеннической деятельности со стороны служащих этих агентств. В таких агентствах должны быть ужесточены правила бухгалтерского учета и финансового контроля. Однако даже в случае принятия весьма жестких мер контроля полностью исключить возможность внесения недостоверных сведений в базу данных пенсионного агентства не представляется возможным.

Еще одной сферой, связанной с потенциальной, хотя и не столь высокой, возможностью осуществления мошеннических операций, является посредническая деятельность организаций, оказывающих услуги пенсионному агентству или работодателям, ответственным за перечисление пенсионных взносов. В основном к ним относятся банковские учреждения, которые выступают в роли агентов по сбору и выплате денежных средств в рамках пенсионных программ [3].

Возможно, наиболее эффективной административной мерой борьбы с уклонением от уплаты пенсионных взносов является выработка механизмов сопоставления базы данных пенсионной системы с другими имеющимися данными о доходах, обычно предоставляемыми налоговыми органами, органами медицинского страхования, государственными и местными органами, банковскими учреждениями.

Несмотря на значительное разнообразие элементов, общих для ряда пенсионных программ, я рассмотрела лишь наиболее существенные из них, могущие оказаться значимыми при разработке или реформировании пенсионной системы. Когда разрабатываются очередные пенсионные программы, нужно помнить о том, что лучшие теоретические разработки могут быть сведены к нулю в том случае, если не реализуются или не могут быть реализованы на практике и не дают желаемого результата. Важно, чтобы на этапе разработки программы были тщательно запротоколированы намечаемые результаты ее осуществления и обозначены требования к организации системы управления, ответственной за реализацию разработанной программы. Эти детали не могут быть оставлены на усмотрение практических специалистов, хотя последние должны привлекаться к консультациям и обсуждениям по ходу работы над составлением программы. Тщательное и подробное описание ожидаемых результатов в начале составления пенсионной программы в конечном итоге принесет весьма ощутимый эффект.

Читайте также: