Реструктуризация задолженности по взносам в пенсионный фонд

Библиографическая ссылка на статью:
Ракова С.С. Реструктуризация как способ уменьшения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/02/3777 (дата обращения: 18.10.2020).

Как известно, задолженность любого хозяйствующего субъекта (организации либо индивидуального предпринимателя) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (далее – ОПС) включает в себя образовавшуюся по завершению каждой отчетной кампании недоимку, а также суммы начисленных на нее пеней и штрафов.

Так, по итогам 2012 года в целом по Российской Федерации величина собственно недоимки по страхо­вым взносам на обязательное пенсионное страхование составляла 1,4% от общей суммы начислен­ных хозяйствующими субъектами страховых взносов. При этом ее увеличение в абсолютном выражении по сравнению с предыдущим 2011-м годом составило 23844 млн. руб. (табл. 1) [1].

Таблица 1 – Размер недоимки по страховым взносам в ПФР и фонды ОМС (по состоянию на 31.12.2011 г. и на 31.12.2012 г.)

Государственный внебюджетный фонд

В абсолют.

выражении, млн. руб.,

по состоянию

на 31.12.2011 г.

Удельный вес в сумме начисленных страховых взносов,

В абсолют.

выражении, млн. руб.,

по состоянию на 31.12.2012 г.

Удельный вес в сумме начисленных страховых взносов,

Источник: составлено автором по данным годового отчета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/archiveinf2012/24810.html.

В современной экономической периодической литературе [2, С. 64; 3, с. 45; 4, С. 5] под реструктуризацией задолженности в государственные внебюджетные фонды, как правило, понимается отсрочка либо рассрочка по уплате задолженности по страховым взносам, включая начисленные на нее пени и штрафы.

При этом в действующих законодательных актах в сфере отечественного пенсионного страхования вообще не содержится никаких положений, касающихся возможности проведения реструктуризации задолженности по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР), возникшей после 1 января 2010 года. Лишь в Федеральном законе № 212-ФЗ [5] говорится о возможности списания безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам, а в дополняющих его методических указаниях ПФР – детально раскрывается порядок осуществления такого рода списания.

В то же время, существует постановление Правительства РФ от 03.03.2012 № 176 «Об утверждении Правил проведения реструктуризации задолженности, образовавшейся до 1 января 2001 года у государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений по состоянию на 1 января 2010 года, по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность».

Также Правительством РФ принято еще одно постановление от 03.03.2012 № 177 «Об утверждении Правил проведения реструктуризации задолженности, образовавшейся у государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений по состоянию на 1 января 2010 г., по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность».

При этом необходимо отметить, что и в том и в другом нормативном документе речь идет лишь о реструктуризации задолженности, возникшей у государственных и муниципальных учреждений перед государственными внебюджетными фондами по страховым взносам с 01.01.1991 г. по 31.12.2000 г., а также перед федеральным бюджетом, Фондом социального страхования РФ и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования – по ЕСН за временной интервал с 01.01.2001 г. по 31.12.2009 г.

Таким образом, реструктуризация задолженности хозяйствующих субъектов по страховым взносам на ОПС на современном этапе развития российской системы пенсионного страхования не носит массового характера и поэтому не дает значительного положительного эффекта. А, между тем, как отмечалось в таблице 1, задолженность по данному виду платежей с каждым годом неуклонно увеличивается.

На наш взгляд, в современных экономических условиях реструктуризация задолженности хозяйствующих субъектов по страховым взносам на ОПС в Пенсионный фонд Российской Федерации представляется достаточно актуальной и целесообразной. И в дальнейшем может стать одним из направлений совершенствования взаимоотношений хозяйствующих субъектов с соответствующими территориальными органами ПФР.

При этом суть непосредственно реструктуризации задолженности по страховым взносам заключается в том, что плательщикам будут предоставляться новые, отличные от действовавших до момента ее внедрения условия и сроки погашения задолженности по страховым взносам – с возможностью в некоторых случаях значительного списания (сокращения) части долга.

Уточним, какого вида платежи, на наш взгляд, могут подпасть под возможную реструктуризацию:

  • недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, числящаяся за хозяйствующим субъектом по данным учета территориальных органов ПФР за период с 1 января 2010 года и до момента непосредственного проведения реструктуризации;
  • задолженность по пеням и штрафам, образовавшаяся у конкретного хозяйствующего субъекта на дату вынесения решения о реструктуризации.

При этом в качестве возможной формы реструктуризации задолженности по страховым взносам на ОПС для каждого хозяйствующего субъекта может выступать именно пролонгация сроков выплаты задолженности в форме ее рассрочки , т. е. ее разделения на несколько частей, которые в последующем буду подлежать постепенному погашению в предстоящем периоде по графику, согласованному обеими сторонами.

Таким образом, у хозяйствующих субъектов появляется возможность при соблюдении определенных территориальными органами ПФР условий производить равномерное погашение задолженности по страховым взносам в бюджет Пенсионного фонда РФ в течение календарного года, следующего за годом предоставления права на реструктуризацию.

Соответственно, к каждому плательщику страховых взносов, получившему право на реструктуризацию задолженности, со стороны взаимодействующих с ним территориальных органов ПФР приостанавливается применение мер принудительного взыскания в виде направления инкассовых поручений в учреждения обслуживающих коммерческих банков. Также в отношение таких плательщиков не возбуждаются и исполнительные производства.

Предполагается, что право на реструктуризацию задолженности в Пенсионный фонд РФ хозяйствующие субъекты могут приобретать только один раз по итогам каждого календарного года. Организации и индивидуальные предприниматели, воспользовавшиеся этим правом, не смогут по завершению очередного календарного года подать заявление на проведение новой реструктуризации, пока не погасят реструктуризированную задолженность в полном объеме.

Если у хозяйствующего субъекта отсутствует недоимка по страховым взносам на ОПС, но есть задолженность по пеням и штрафам, он также вправе реструктуризировать такую задолженность в общем порядке.

Возможные основные этапы процесса реструктуризации задолженности хозяйствующих субъектов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование со стороны Пенсионного фонда Российской Федерации детально раскрываются в таблице 2.

Таблица 2 – Этапы процесса реструктуризации задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование

Этап

Содержание этапа реструктуризации

Анализ территориальным органом ПФР величины задолженности

Частные предприниматели обязаны уплачивать страховые взносы не только за своих работников, но и за себя. Процедура выполняется ежегодно, а также на основании актуальных реквизитов. Но если ИП не может или не желает вносить взносы, то у него появляется задолженность.

С 2018 года государство предлагает бизнесменам налоговую амнистию по сборам и страховым взносам, но если ИП по разным причинам не может воспользоваться этим послаблением, то его долги будут взыскиваться принудительным образом.

Бесплатно по России

Кому спишут долги в 2020 году

В текущем году предлагается амнистия по задолженности по страховым взносам, как для ИП, так и для частных лиц. Физлица списывают долги по транспортному, имущественному и земельному налогу, но это относится только к задолженности, которая образовалась до 2015 года.

На 2020 год предлагается несколько послаблений для ИП, поэтому списанию подлежат разные виды долгов, к которым относится и задолженность по страховым взносам. Списанию подлежат не только непосредственные долги, но и начисленные по ним штрафы и пени.

На основании амнистии прекращаются все судебные разбирательства, касающиеся взыскания средств с предпринимателей. Процедура аннулирования долга инициируется представителями ФНС, поэтому бизнесмены могут не составлять самостоятельно какие-либо заявления.

В 2020 году предлагается амнистия следующим лицам:

  • юрлицам прощаются долги по взносам в соцфонды;
  • лица, занимающиеся ведением частной практики, получают освобождение от погашения задолженности по страховым взносам;
  • физлицам и ИП прощаются долги по транспортному, подоходному и имущественному долгу;
  • для ИП дополнительно предлагается амнистия по взносам в ПФР, ФСС И ОМС.

Списание производится исключительно по задолженностям, которые образовались до 2017 года, если это относится к страховым взносам. По налогам списание производится в отношении долгов, появившихся до 2015 года.

Сведения о наличии непогашенной задолженности можно получить непосредственно от работников ФНС или через официальный сайт данной службы. Проверка может выполняться через портал Госуслуг при наличии идентифицированной учетной записи.

Рекомендуется обратиться к приставам, чтобы узнать о наличии открытых производств, по которым специалисты ФССП имеют право списывать средства с расчетных или личных счетов предпринимателей.

Что сделать для списания долгов

Амнистия предлагается на основании официальных распоряжений Правительства, причем для списания задолженности предпринимателям не нужно составлять какие-либо заявления, подготавливать документы или обращаться к работникам ФНС.

Фискальные органы каждого региона самостоятельно формируют специальный график, на основании которого списываются долги индивидуальных предпринимателей. Нередко возникают ошибки и недоразумения, поэтому задолженности ИП просто не списываются.

Поэтому предприниматели выполняют действия:

  • первоначально проверяется личный кабинет на сайте ФНС, в котором отражаются текущие и списанные долги;
  • если возникают сомнения относительно наличия непогашенной задолженности, то можно уточнить данный вопрос по телефону или при личном посещении отделения ФНС;
  • при необходимости составляется специальное обращение к представителям ФНС, в котором содержится просьба о сверке долгов и их списании в рамках проводимой амнистии.

Такие действия позволяют снизить риск, что долги, которые по закону можно списать, придется погашать самостоятельно.

Амнистия представлена мерой поддержки, которая предлагается предпринимателям, которые при столкновении с кризисными ситуациями не смогли заплатить налоги и страховые взносы. Но это не относится к недобросовестным бизнесменам, которые укрывали доходы или пытаются списать недавно возникшие долги.

Как узнать о задолженности онлайн

Если у предпринимателя имеются долги, возникшие после 2017 года, то ему придется самостоятельно погашать эту задолженность. Если ранние долги не были списаны, то получить информацию об оставшейся сумме можно через личный кабинет на сайте ФНС.

Как взыскивается недоимка

Если долги предпринимателя не попадают под амнистию, то он сталкивается с принудительным взысканием денег.

Процедура делится на несколько этапов:

  • При обнаружении по страховым взносам налоговым органом, Налогоплательщик получает от специальное требование об уплате страховых взносов. Процедура выполняется в течение трех месяцев после обнаружения недоимки, что указывается в ст. 69 НК. В тексте содержится не только размер неуплаченного взноса, но и начисленные пени или штрафы.
  • Если ИП отказывается вносить плату, то снимаются средства, находящиеся на банковском счете предпринимателя. Процедура выполняется на основании решения руководства ФНС, для чего работникам банка направляются специальные поручения. Деньги со счетов переводятся налоговой инспекции. Решение о взыскании средств принимается в течение двух месяцев после окончания срока, предоставленного налогоплательщику для погашения долга. Для обеспечения исполнения данного решения приостанавливаются все операции по счетам.
  • Взыскание средств за счет другого имущества. Этот процесс выполняется при отсутствии денег на счете. Такое решение принимается через год после истечения срока исполнения требования, по которому ИП должен погасить долг. Для этого специальное постановление направляется приставам. Для исполнения решения ФНС применяется арест имущества. Конфискации подлежит не только имущество, используемое в процессе работы, но и личные ценности ИП.
  • Объявление бизнесмена банкротом. Если у гражданина отсутствуют деньги или ценности, с помощью которых можно погасить долг, то направляется представителями ФНС в суд дело о банкротстве. На основании ФЗ №127 основанием для признания предпринимателем банкротом выступает неспособность отвечать по обязательствам.

Добровольное погашение долгов

Чтобы предотвратить начисление пени и штрафов, предприниматели обязаны ответственно подходить к своим обязательствам перед ФНС и другими государственными фондами. Поэтому нужно ежегодно вносить плату в виде страховых платежей. Для этого используются реквизиты, получаемые от представителей ФНС. Информация предоставляется на сайте или при личном посещении отделения службы.

Платежные поручения можно сформировать через онлайн-сервисы, что предотвращает возможность допущения ошибок. Нужные значения в таких формах вставляются автоматически, поэтому вводятся верные КБК и номера счетов. Если же переносить сведения самостоятельно на бумагу, то можно перепутать цифры. Это приведет к возникновению просрочки, а также начислению штрафов и пени.

Если добровольно погашаются долги, то желательно вместе с чеком и квитанцией обратиться к работникам ФНС, чтобы представить им доказательства исполнения обязательства. Это позволит оперативно внести изменения в специальную базу данных, поэтому можно не опасаться начисления дополнительных штрафов, наложения ареста на счета или принудительного взыскания средств.

Полезное видео

Дополнительная информация по теме статьи в видео:

Заключение

Государство старается помочь предпринимателям, попавшим в сложную финансовую ситуацию. Поэтому предлагается специальная амнистия по старым долгам, причем она действует не только в отношении сборов, но и по страховым взносам.

Списываются долги по взносам, возникшие до 2017 года. Для этого бизнесменам не нужно составлять какие-либо заявления или подготавливать много документов. Процедура выполняется автоматически, но желательно самостоятельно через личный кабинет на сайте ФНС убедиться в списании. Если представители службы допускают ошибки, то можно оставить специальный запрос на проведение сверки.

«Наша компания не может развиваться дальше из-за старых налоговых долгов, есть ли законный метод избавиться от них и выйти из кризиса?» «Расчет» собрал самые острые вопросы читателей и вместе с генеральным директором компании «Форос Аудит» Еленой Васильевой составил инструкцию по выводу организации из критической ситуации.

В каких случаях требуется финансовое оздоровление?

Такая необходимость может возникнуть в том случае, когда долги компании, как перед партнерами, так и перед государственным бюджетом, становятся настолько большими, что их погашение невозможно и появляется вероятность банкротства. В таких ситуациях фирма может воспользоваться «спасательным кругом» в виде реструктуризации налоговой задолженности.

ПФР имеет полномочия признать задолженность «безнадежной»?

Почти ежегодно Пенсионный фонд признает безнадежной задолженность малых предприятий. Правление Фонда разработало для своих территориальных представителей рекомендации, основанные на статье 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ. Не смотря на то, что сам 212-ФЗ уже утратил силу, порядок признания безнадежными долгов, утвержденный Постановлением Правительства от 17 октября 2009 года № 820 остался в силе. В них прописана процедура признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам. В документе указано, на основании чего будут приниматься такие решения, а также кто уполномочен решать этот вопрос. На 1 января 2013 года безнадежным к взысканию с экономических субъектов стал долг перед ПФР на сумму 44,5 млрд рублей. Долги же самого Фонда перевалили за 1 трлн рублей. ПФР решил не прощать, а заставлять доказывать неспособность предпринимателя рассчитаться в суде. Причиной такой большой суммы задолженности перед Фондом стало повышение страховых отчислений в 2013 году. Более 400 тысяч ИП закрыли бизнес с начала года.

Можно ли структурировать такой долг?

Реструктурирование долга в государственные внебюджетные фонды – это перенесение срока или рассрочка в оплате долга по страховым взносам, а также насчитанных на него пеней и штрафов. В сегодняшних законах отсутствуют положения, позволяющие реструктурировать долг по взносам в Пенсионный фонд для любого субъекта. В том числе задолженность, образовавшуюся после 1 января 2010 года. В методических же предписаниях ПФР подробно описывает правила такого списания.

Подлежат ли реструктуризации долги по взносам?

В статье 2 Закона № 83-ФЗ указано, что долг – это просроченная, отсроченная или рассроченная задолженность предприятия по платежам в бюджеты всех уровней, а также за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги). Страховые взносы не могут быть долгом, они по правовой природе являются персонифицированными платежами. Взносы – это индивидуально возмездные обязательные платежи, целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии (ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Зачем нужна реструктуризация взносов?

Суть реструктурирования долга по взносам в том, что экономическим субъектам нужны условия и период погашения недоимки по страховым взносам. Сейчас законодательство этой информации не содержит. Такие нововведения и сроки должны отличаться от тех, что существуют сейчас, должна появиться возможность списания или уменьшения части задолженности при определенных условиях.

Какие платежи можно реструктурировать?

Примеры видов платежей, которые могут попасть под реструктурирование: во-первых, это долг по обязательному пенсионному страхованию с 1 января 2010 года и по настоящий момент. И во-вторых – долги по штрафам и пеням, которые сформировались у конкретного предпринимателя на момент вынесения решения о реструктурировании.

Страховые взносы не могут быть долгом, они по правовой природе являются персонифицированными платежами. Взносы – это индивидуально возмездные обязательные платежи, целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии.

Какая форма реструктуризации является оптимальной?

Формой реструктурирования долга может быть пролонгация периода его выплаты в виде разделения его на несколько платежей по согласованному заранее графику. Одновременно ко всем плательщикам страховых взносов, получившим право на реструктурирование долга со стороны территориальных органов ПФР, прекращается применение мер обязательного взыскания в плане отсылки инкассовых поручений. Но если после реструктуризации компания не погасит свою задолженность, то тогда поблажек со стороны госорганов можно не ждать. Все недоплаты будут взысканы через суд.

Братчикова Наталия Васильевна

Специалист в области правового регулирования государственных внебюджетных фондов. Аспирантка кафедры финансового права Московской государственной юридической академии.

Родилась 12 августа 1966 г. в Москве. Окончила Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова по специальности "ревизия и контроль в торговле", учетно - экономический факультет.

В 1989 - 1992 гг. - контролер - ревизор КРУ МФ РСФСР; с 1993 г. по настоящее время работает в ЗАО "Фотон-М", юрисконсульт по налогообложению, гл. бухгалтер.

Автор более сорока статей в юридических и экономических журналах, ряда монографий, в том числе: "Порядок уплаты налога на доходы физических лиц", 2001, "Единый социальный налог (взнос)", 2001, комментариев к Законам "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", "О негосударственных пенсионных фондах" и др.

Статьями 19 и 20 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с изменениями и дополнениями предусмотрена реструктуризация задолженности плательщиков взносов во внебюджетные фонды по состоянию на 1 января 2001 года. В развитие положений указанных статей Правительство РФ приняло Постановления от 23 августа 2001 г. N 624 "О проведении реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 августа 2001 года" и от 1 октября 2001 г. N 699 "О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года" . Последним Постановлением Правительства РФ утвержден Порядок проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд, фонд социального страхования, Государственный фонд занятости и фонды ОМС, который не распространяется на задолженность, реструктурируемую в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2001 г. N 458 "О порядке и условиях проведения в 2001 году реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов" на задолженность по страховым взносам на ОМС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на задолженности по страховым взносам на ОМС неработающего населения. В свою очередь, МНС издал Приказ от 11 октября 2001 г. N БГ-3-05/397 "О применении Порядка проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и пеням, имеющимся у организации по состоянию на 1 января 2001 года" , а федеральный фонд ОМС - Приказ от 21 сентября 2001 г. N 52 "О мерах по проведению реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 года" .

СЗ РФ. 2001. N 39. Ст. 3768.
СЗ РФ. 2001. N 41. Ст. 3957.
СЗ РФ. 2001. N 25. Ст. 2576.
Российская газета. 2001. 27 октября.
Российская газета. 2001. 13 октября.

По общему правилу реструктуризации подлежит задолженность по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организации по состоянию на 1 января 2001 г. (далее - задолженность), но не более размера задолженности по состоянию на 1-е число месяца, в котором подано заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности. При этом в сумму задолженности, подлежащей реструктуризации, не включается задолженность, отсроченная к взысканию в соответствии с решениями о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате задолженности, принятыми до введения в действие части второй НК РФ.

Особое внимание следует обратить на то, что в отношении одной организации проводится одновременно реструктуризация задолженности во все государственные социальные внебюджетные фонды на основании решения налогового органа по месту нахождения организации по ее заявлению о рассрочке погашения задолженности в полном объеме по страховым взносам и 15% - по начисленным пеням и штрафам на срок не более пяти лет, а также списание 85% задолженности по начисленным пеням и штрафам. При этом реструктуризация задолженности производится один раз и осуществляется по графикам, утвержденным государственными социальными внебюджетными фондами (по государственному фонду занятости населения РФ - налоговым органом по месту нахождения организации), предусматривающим погашение задолженности равными частями, не реже одного раза в квартал. Организация имеет право производить досрочное погашение задолженности.

Решение о реструктуризации задолженности может быть принято в отношении организации, которая осуществляла в течение двух месяцев, предшествовавших месяцу подачи заявления, и в течение срока его рассмотрения и принятия налоговым органом соответствующего решения полное и своевременное внесение авансовых платежей по единому социальному налогу (взносу) (далее - ЕСН). Организации, в отношении которой в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" было возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), может быть предоставлено право на реструктуризацию задолженности только после заключения этой организацией в установленном порядке мирового соглашения с конкурсными кредиторами. При этом заявление организации рассматривается только при предоставлении мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом.

Для рассмотрения вопроса о реструктуризации задолженности, начисленным пеням и штрафам организация представляет в налоговый орган до 1 января 2002 г. следующие документы:

заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (прил. N 1 Приказа МНС от 11 октября 2001 г.);

заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по начисленным пеням и штрафам в государственные социальные внебюджетные фонды (прил. N 2);

справку о задолженности по страховым взносам по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления (прил. N 4);

справку о поступлении авансовых платежей по ЕСН (прил. N 3);

справку о задолженности по пеням и штрафам по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления прил. N 5);

документы, подтверждающие наличие и размер ранее предоставленных отсрочек (рассрочек) по уплате задолженности, в том случае, если они были предоставлены;

проекты графиков погашения задолженности по страховым взносам по каждому фонду и по начисленным пеням и штрафам по ГФЗ РФ (прил. N 6, 7);

графики погашения 15% задолженности по начисленным пеням и штрафам, утвержденные каждым государственным социальным внебюджетным фондом (за исключением ГВЗ РФ);

утвержденное арбитражным судом мировое соглашение, заключенное с конкурсными кредиторами, если в отношении организации было возбуждено производство о несостоятельности (банкротстве).

Других документов, кроме перечисленных выше, налоговые органы требовать не имеют права.

Заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности, поданное организацией с нарушением установленного порядка либо с несоблюдением соответствующих требований, возвращается организации налоговым органом без рассмотрения в течение 15 рабочих дней со дня его получения с указанием причины возврата. Организация имеет право повторно на общих основаниях подать заявление после устранения недостатков, выявленных налоговым органом.

Налоговые органы в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности организации с прилагаемыми к нему документами рассматривают его и принимают соответствующее решение. В таком решении указываются: полное наименование организации, место ее нахождения и идентификационный номер налогоплательщика, сумма задолженности с указанием суммы задолженности по каждому государственному социальному внебюджетному фонду, графики погашения организацией задолженности, в том числе отдельно в федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС, обязанность организации по осуществлению своевременно и в полном объеме платежей в погашение задолженности в соответствии с установленными графиками, а также авансовых платежей по ЕСН.

Организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности при неуплате платежей, установленных графиком, и/или при наличии по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате авансовых платежей по ЕСН. При этом невыполнение графика погашения задолженности по одному из государственных социальных внебюджетных фондов не влечет прекращения реструктуризации задолженности по другим фондам. В случае возникновения указанных обстоятельств налоговый орган, принявший решение о реструктуризации задолженности, в месячный срок принимает решение о прекращении его действия, и с даты принятия решения о реструктуризации возобновляется начисление пеней и применяются все предусмотренные законодательством РФ меры принудительного взыскания.

Копии решений о реструктуризации задолженности и прекращение реструктуризации задолженности направляются налоговым органом в государственные социальные внебюджетные фонды в течение 15 рабочих дней после вынесения соответствующего решения.

Налоговые органы принимают в отношении организаций, не погасивших задолженность либо не подавших до 1 января 2002 г. заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности, меры ко взысканию задолженности, включая инициирование банкротства организации, осуществляемое с соблюдением процедур, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 22 мая 1998 г. N 476 "О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства" .

СЗ РФ. 1998. N 21. Ст. 2249.

Контроль за исполнением организацией обязательств по погашению задолженности, а также по своевременной и полной уплате авансовых платежей по ЕСН в течение всего срока рассрочки задолженности осуществляется налоговым органом по месту нахождения организации.

Постановлением Правительства РФ от 23 августа 2001 г. N 624 предусмотрен особый порядок реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на ОМС неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 г., включая начисленные пени.

Реструктуризация задолженности в этом случае осуществляется путем:

предоставления плательщику на срок до 5 лет отсрочек (рассрочек) на погашение задолженности на основе договора (соглашения) об условиях погашения задолженности;

приостановления начисления пеней на сумму недоимок по страховым взносам на ОМС неработающего населения плательщику, заключившему с территориальным фондом ОМС (далее - территориальный фонд) договор (соглашение) об условиях погашения задолженности, на срок его действия при условии ежемесячной уплаты страховых взносов на ОМС неработающего населения в соответствии с законодательством РФ;

списания пеней плательщику, погасившему задолженность.

Сумма задолженности определяется на основании акта проверки полноты и своевременности внесения страховых взносов плательщиком, проведенной территориальным фондом. При этом проверке подлежит период времени до 1 января 2001 г., в течение которого плательщик был обязан уплачивать страховые взносы на ОМС неработающего населения. В случае установления несвоевременного и неполного перечисления страховых взносов на счет территориального фонда сумма считается недоимкой и подлежит взысканию с начислением пеней в установленном размере.

Списание пеней плательщику, погасившему задолженность, производится федеральным фондом ОМС в следующих размерах:

100% - при погашении задолженности в срок до 1 января 2002 г.;

85% - при погашении задолженности в срок до 1 января 2003 г. и уплате 15% пеней;

80% - при погашении задолженности в срок до 1 января 2004 г. и уплате 20% пеней;

75% - при погашении задолженности в срок до 1 января 2005 г. и уплате 25% пеней;

70% - при погашении задолженности до 1 января 2006 г. и уплате 30% пеней.

При частичном погашении задолженности по страховым взносам на ОМС неработающего населения в установленные сроки списание пеней производится пропорционально сумме погашенной задолженности. Плательщикам, не имеющим задолженности по состоянию на 1 января 2001 г., списание пеней производится в размере 100%.

Реструктуризация задолженности проводится по договору (соглашению), заключаемому плательщиком с территориальным фондом и утверждаемым федеральным фондом. При этом плательщик для заключения такого договора (соглашения) направляет до 1 января 2001 г. в территориальный фонд заявление по форме, утверждаемой федеральным фондом, к которому прилагаются следующие документы:

расчетные ведомости по страховым взносам на ОМС неработающего населения в территориальный фонд за 2000 г. по установленной форме;

проект графика погашения задолженности, подписанный плательщиком;

документы, подтверждающие размер и срок ранее предоставленных отсрочек (рассрочек) по соглашениям, срок действия которых не истек к моменту подачи заявления.

Затем территориальный фонд в течение одной недели рассматривает заявление о реструктуризации задолженности с прилагаемыми к нему документами, заключает договор об условиях погашения задолженности и направляет его в федеральный фонд. Решение об утверждении договора (соглашения) принимает федеральный фонд в течение одной недели, а в необходимых случаях запрашивает дополнительные сведения, подтверждающие обоснованность условий договора (соглашения), в случае его неутверждения территориальный фонд направляет мотивированный отказ и возвращает представленные документы. В свою очередь, территориальный фонд устраняет причины, обусловившие отказ федерального фонда в утверждении договора (соглашения), в течение 5 дней.

Начисление пеней на сумму недоимок по страховым взносам на ОМС неработающего населения приостанавливается с даты утверждения договора (соглашения) об условиях погашения задолженности, который подлежит исполнению плательщиком.

Территориальный фонд после погашения плательщиком задолженности направляет соответствующую информацию в федеральный фонд для принятия решения о списании начисленных пеней в установленном порядке.

В случае если плательщик в течение двух месяцев подряд нарушал сроки платежей по договору (соглашению) об условиях погашения задолженности или сроки ежемесячной уплаты страховых взносов на ОМС неработающего населения, договор (соглашение) подлежит расторжению в одностороннем порядке территориальным фондом, о чем плательщик уведомляется письменно с указанием причин принятого решения и информируется федеральный фонд. В этом случае федеральный, территориальные фонды принимают соответствующие меры по взысканию с плательщиков задолженности.

Плательщик имеет право производить погашение задолженности досрочно. Под досрочным погашением задолженности в этом случае понимается внесение плательщиком денежных средств в счет погашения задолженности, при условии ежемесячной уплаты страховых взносов на ОМС неработающего населения раньше срока, предусмотренного графиком погашения задолженности.

Контроль за исполнением обязательств по реструктуризации задолженности осуществляется федеральным и территориальными фондами.

Прошу Вас ответить на вопрос об отсрочке ( рассрочке) задолженности по взносам в ПФР, ФСС и Медицинский фонд. Каким законом предусмотрена рассрочка (отсрочка) или реструктизация долгов в вышеуказанные фонды? С какого периода можно обращаться в фонды об отсрочке (рассрочке) и т.д. Какие правила и условия для этого предусматриваются?
Прошу Вас разъяснить и прокомментировать новые правила для организации, которая имеет задолженность за 2013 г. и за 2014г. Какие годы могут в данном случае рассматриваться?

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 29 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ[1] органы контроля[2] за уплатой страховых взносов имеют право предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом.

Вместе с этим, в настоящий момент указанная отсрочка (рассрочка) органами ПФР ФСС, ФМС не предоставляется, так как порядок реализации данного права не установлен.

Следует отметить, что Федеральным законом от 28.06.14 № 188-ФЗ[3] внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.09 № 212-ФЗ, регулирующие рассматриваемый вопрос и вступающие в силу 01.01.15.

Так, согласно статье 18.3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ органами, в компетенцию которых входит принятие решений о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, являются:

1) по страховым взносам, уплачиваемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, - территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту учета плательщика страховых взносов;

2) по страховым взносам, уплачиваемым в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, - территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту учета плательщика страховых взносов.

Согласно пункту 1 статьи 18.1 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов представляет собой изменение срока уплаты страховых взносов при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий одного года, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности по страховым взносам[4].

В соответствии с пунктом 3 статьи 18.1 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов может быть предоставлена плательщику страховых взносов, финансовое положение которого не позволяет уплатить эти страховые взносы в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов таких страховых взносов возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинение плательщику страховых взносов ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств плательщику страховых взносов и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до плательщика страховых взносов - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) плательщику страховых взносов из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных плательщиком страховых взносов услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;

3) сезонный характер производства и (или) реализации плательщиком страховых взносов товаров, работ или услуг.

Таким образом, отсрочка предоставляется на срок не более года и только в случаях прямо указанных в статье 18.1 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ:

-стихийное бедствие, технологическая катастрофа и т.д.;

-не получение бюджетного финансирования;

-сезонность производства или реализации.

В ином случае, как можно сделать вывод из указанной статьи, отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов не предоставляется.

В соответствии со статьей 18.2 отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов не предоставляется, если в отношении плательщика страховых взносов:

1) ведется производство по делу о нарушении законодательства Российской Федерации о страховых взносах либо по делу об административном правонарушении в области страхования;

2) в течение трех лет, предшествующих дню подачи плательщиком страховых взносов заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, органом, указанным в статье 18.3 настоящего Федерального закона, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки (рассрочки) в связи с нарушением условий предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

Отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов предоставляется в отношении всей заявленной суммы страховых взносов по одному виду обязательного социального страхования, за исключением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной пенсии, и (или) по нескольким видам обязательного социального страхования (пункт 4 статьи 18.1 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ).

Отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предоставляется по страховым взносам на финансирование страховой пенсии при отсутствии на день подачи заявления о предоставлении указанной отсрочки (рассрочки) задолженности по страховым взносам на финансирование накопительной пенсии (пункт 7 статьи 18.1 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ).

Поскольку статьи 18.1-18.5 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ, регулирующие порядок и условия предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов не содержат каких-либо ограничений в отношении периода образовавшейся задолженности, то, по нашему мнению, можно предположить, что отсрочка (рассрочка) предоставляется в отношении задолженности образовавшейся до вступления указанных статьей в силу.

Соответственно, на наш взгляд, при наличии условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 18.1 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ, Организация вправе подать заявление на получение отсрочки, в том числе по задолженности, образовавшейся в 2013-2014 годах.

Вместе с этим, поскольку на данный момент рассматриваемые статьи ещё не вступили в силу, и контролирующие органы не дали каких-либо разъяснений, мы не исключаем, что органы ПФР и ОМС будут придерживаться иной точки зрения по данному вопросу

В соответствии с пунктом 1 статьи 18.4 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов предоставляется по заявлению плательщика страховых взносов в соответствующий орган, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов. К заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов прилагаются следующие документы:

1) акт совместной сверки расчетов по страховым взносам;

2) справка налогового органа по месту учета плательщика страховых взносов, содержащая перечень всех открытых плательщику страховых взносов счетов в банках;

3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче заявления шести месяцев по счетам плательщика страховых взносов в банках, а также о наличии у плательщика страховых взносов расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах плательщика страховых взносов в банках;

5) обязательство плательщика страховых взносов, предусматривающее на период предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении указанной отсрочки (рассрочки), а также предполагаемый плательщиком страховых взносов график погашения задолженности;

6) документы, подтверждающие наличие оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, указанных в пункте 3 статьи 18.1 настоящего Федерального закона. Перечень данных документов, установлен пунктами 2-5 статьи 18.4 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ.

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов или об отказе в ее предоставлении принимается органом, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, в течение 30 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о предоставлении указанной отсрочки (рассрочки) (пункт 7 статьи 18.4 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ).

Поскольку новой редакцией Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ, вступающей в силу с 01.01.15 не предусмотрено иного, то, по нашему мнению, плательщики страховых взносов, имеющие право претендовать на получение отсрочки (рассрочки), могут подать соответствующее заявление с 01.01.15.

Следует отметить, что на данный момент, несмотря на внесенные в Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ, изменения, некоторые вопросы в отношении порядка предоставления отсрочки (рассрочки) не урегулированы. Например, не утверждены формы документов, которые должны будут применяться при предоставлении отсрочки (рассрочки). Соответственно, до момента их утверждения, плательщики страховых взносов не смогут реализовать своё право на получение отсрочки даже после 01.01.15..

[1] «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

[2] Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).

[3] «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования».

[4] Положения настоящей статьи применяются также при предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате пеней и штрафов (пункт 8 статьи 18.1 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ).

Читайте также: