С какого года учитываются страховые пенсионные взносы

Уплата пенсионных отчислений в ПФР

Отчисления в Пенсионный фонд интересуют многих граждан. Это связано с тем, что от их размера зависит будущая пенсия. Новая пенсионная реформа привела к тому, что большинство организаций ушли от теневых зарплат. Оплата труда в большинстве случаев стала официальной, следовательно, увеличились суммы поступлений страховых взносов на работников.

С 2013 года для определенных категорий граждан законом устанавливается дополнительный тариф. К таким категориям относятся работники, трудоустроенные на вредном и опасном производстве. В обязанности руководителя организации входит перечисление дополнительного взноса каждый месяц, если у него работают граждане, связанные с вредными условиями.

Персонифицированный учет в пенсионном фонде: особенности

  • в шапке номер регистрации в ПФР, ИНН, КПП и название организации;
  • в «тип сведений» отображается исходное либо дополняющее значение;
  • во втором разделе необходимо отобразить год;
  • в графе 1 необходимо отразить порядковый номер;
  • в графе 2,3,4 следует поставить ФИО работника;
  • в следующей графе указывается СНИЛС;
  • далее – отображается период трудовой деятельности;
  • некоторые данные следует дополнять специальными кодами;
  • восьмая графа должна заполняться только в случае трудовой деятельности сотрудником в особых условиях;
  • данные об увольнении ставятся в графе 14.

Каждый наниматель, а конкретно, предприятия и ИП, у которых числится хотя бы 1 сотрудник, работающий по трудовому или гражданско-правовому договору, обязан своевременно предоставить отчетность о страховых взносах. При этом важно соблюдать сроки – не позднее 15 числа 2-го месяца. Если отчет передается на бумаге.

С какого года введен персонифицированный учет

Территориальные органы Пенсионного фонда контролируют правильность начисления и предоставления точных сведений по стажу и заработку застрахованных лиц. За нарушение сроков подачи данных по работникам в ПФР установлены штрафные меры согласно ст. 17 закона № 27-ФЗ.

Структура персонифицированного учета, помимо сбора данных по каждому отдельно взятому застрахованному лицу, позволяет получить статистические сведения по отдельным категориям граждан, об их средних заработках и общей численности всего работающего населения.

Отчисления в Пенсионный фонд: зачем нужны, размер, правила осуществления

Любой человек, который официально устроен на рабочем месте, автоматически участвует в формировании своих будущих пенсионных выплат. На данный момент суммарный капитал разделяется на две составляющие, которые формируется отчислениями от работодателя через налоговые вложения и взносы.

Дополнительная тарификация для взносов в пользу пенсионного капитала была разработана для работодателей и сотрудников, которые задействованы на производствах с вредными условиями труда. По-другому, если они выполняют взносы в пользу граждан, имеющих право на предоставление им льготных пенсионных выплат.

С Какого Года Стали Отчислять Страховые Взносы В Пенсионный Фонд

С учетом инфляции к моменту выхода на пенсию средства, учитываемые на лицевом счете, подвержены обесцениванию. Государство пересчитывает страховую часть пенсии с учетом официального курса инфляции. Но учитывая тот факт, что реальная инфляция превосходит цифры официальной, обесценивание страховой части пенсии неизбежно.

Как уже было упомянуто, страховая часть после выхода на пенсию делится на определенное количество месяцев и ежемесячно выплачивается пенсионеру. А что произойдет, если пенсионер умрет раньше этого срока? Неиспользованная часть пенсии не перечисляется наследникам, а просто передается в пенсионный фонд. Также очевидно, что размер страховой части прямо зависит от заработной платы работника и стажа работы, но работник не может прямо влиять на размер индексации страховой части и не может управлять страховой частью пенсии.

С какого года рождения начислялась накопительная часть пенсии и действует ли она в настоящее время

Добровольно откладывать на старость начали еще в 90 г.г., но официально признанной системой накопительная пенсия стала в начале 3-го тысячелетия. С момента своего появления накопительная пенсия претерпела множество изменений. Было принято множество законодательных положений и проведена не одна реформа:

Отличие этих средств в том, что они от начала и до конца расцениваются, как личные средства гражданина. Если страховой пенсионный взнос идет в качестве налога государству, которое в будущем начислит пенсию от себя в виде фиксированной части и страховой, то накопительная – считается как долгосрочный банковский вклад.

Отчисления в Пенсионный фонд

То есть даже в повседневной жизни, если мы пользуемся услугами другого лица, мы обязаны производить отчисления в Пенсионный фонд за таких физических лиц. Далее по тексту всех плательщиков отчислений в ПФР мы будем называть работодателем. Поскольку в настоящее время основной плательщик – организации и ИП.

Сразу оговоримся, что в отличие от НДФЛ, который высчитывается исходя из оклада, премий, районного коэффициента работника, страховые взносы не включаются в заработную плату. То есть работник получает заработную плату за вычетом НДФЛ. Но в ПФР деньги работодатель платит также исходя из доходов работника. Однако эта сумма не включается в зарплату работника. А значит, и не удерживается непосредственно из заработка.

С какого года идет

Предполагалось, что общая сумма пенсионных накоплений к моменту выхода на пенсию, будет возрастать с учетом доходности той компании, в которую граждане пожелали перевести свои накопления. При этом законом допускается возможность 1 раз в год переводить эти средства в разные компании или в НПФ.

Правительство решило заморозить не те пенсионные выплаты, которые предоставляются людям пожилого возраста. Правительство заморозило накопительную часть пенсии. Это регулярные вклады на накопительный пенсионный счет. По достижению пенсионного возраста, человек вправе получать не только обязательные пенсионные пособия, предоставляемые Пенсионным фондом, но и средства, которые он откладывал в течение своей жизни.

С Какого Года Стали Отчислять Страховые Взносы В Пенсионный Фонд

Страховая пенсия выплачивается только если гражданин России к своему пенсионному возрасту за плечами имеет пятнадцатилетний трудовой стаж. Соответственно все эти 15 лет работодатель должен делать страховые отчисления в пользу будущего получателя пособий, что формирует неплохую прибавку к базе.

Данный показатель не означает, что после истечения 240 месяцев пенсию больше не будут платить. Данный показатель берется из учета продолжительности жизни по стране, но кто-то не доживает эти 20 лет в пенсионном возрасте, а кто-то живет более 100 лет и исправно получает ежемесячные пособия.

О пенсии

  • ​ них сведениями передаются​- Типовые ошибки плательщиков​ взноса для самозанятого​ индивидуальном (персонифицированном) учете​ будет изменен порядок​ 79-54-56, 79-54-75, по​Исчисление страхового стажа​Сведения персонифицированного учета отражаются​ года необходимо представить​Если по ошибке Вы​ содержатся достоверные данные,​
  • ​ всей трудовой деятельности​ РФ​Создание единой информационной базы,​
  • ​ применяется обычно программные​ и нормативной документации​ учет каждого работающего​ работодателем в территориальный​
  • ​ страховых взносов в​ населения в год​ в системе обязательного​

​ то есть до​Страхователь представляет в Пенсионный​ соблюдения.​ от 01.04.1996 №​ по месту работы,​​ полученного дохода над​​ о состоянии их​ либо единовременно, либо​ персонифицированного учета можно​МКС 0,7​II квартал​ месяца.​ применяются финансовые санкции​ году он равен​В системе ОПС учавствуют​ в 2002 году​ по обязательному пенсионному​ 20 февраля, 20​ фонд индивидуальные сведения,​Основным документом, регламентирующим представление​ 27-ФЗ). Если Вы​

Персонифицированный учет с какого года начался

В течение 1996 года проходил пилотный проект внедрения системы персонифицированного учета. Он охватывал всего 4 города Российской Федерации. Число рабочих мест пользователей увеличилось до 2000. В 1997 году было зарегистрировано 20 миллионов застрахованных лиц. Начался сбор сведений о стаже и заработке в новых регионах.

В 1999 году серверы системы персонифицированного учета установлены в оставшихся 26 регионах Российской Федерации. В 1998 году были подключены еще 45 регионов, в которых установлены региональные и районные сервера. Для назначения пенсии сведения персонифицированного учета передаются органам, осуществляющим пенсионное обеспечение, по их запросу.

Отчисления в Пенсионный фонд: зачем нужны, размер, правила осуществления

  • ИТ-организации, если доход от профильной занятости составляет не менее 90%, получена аккредитация от государства, а число трудоустроенных составляет не менее 7 человек;
  • организации и ИП, выполняющие работу на УСН в производственной и социальной отраслях, род занятости которых отмечен в статье 427 НК РФ, а доход от основной деятельности равен не менее 70%;
  • сельскохозяйственные производители, производящие выплату единого сельхоз налога;
  • родовые общины и организации народных и художественных промыслов малых народов Севера;
  • плательщики, выполняющие денежные переводы гражданам с инвалидностью и организациям инвалидов;
  • организации, осуществляющие внедрение инновационных технологий;
  • организации и ИП, выполняющие трудовые обязанности в условиях свободных или особых зон экономики;
  • занимающиеся изобретением и внедрением информационных технологий;
  • российские издательства и СМИ;
  • организации, производящие выплату заработной платы экипажам российских судов, исключение составляют нефтяные танкеры;
  • организации и ИП, занимающиеся фармацевтической деятельностью, имеющие лицензионное разрешение на работу;
  • организации, осуществляющие благотворительную деятельность, применяющие УСН и прошедшие регистрацию по положенному плану.

Нужно не забывать, что в отличие от налоговых отчислений с дохода физических лиц, в который входит учёт премий, оклады и районный коэффициент работника, величина, зависящая от внесений по страховке, не входит в заработную плату. По-другому, работнику организации выдаётся заработная плата с вычтенным налогом на доход физических лиц.

Краткое содержание:

Рассчитывая размер пенсии по ответам, которые ПФР предоставляет гражданам по их заявлениям, я иногда просто ужасаюсь.

С одной стороны, обычно всё написано так красиво и грамотно с их точки зрения, просто супер. С другой стороны так хитро завуалировано неправильное применения закона, что берет оторопь. Правильно, на то они и держат штат юристов, чтобы прикрывать то тут, то там, несоблюдение закона в том виде, как он написан. Очень уж любят они трактовать законы по своему усмотрению!

Вопросов задают люди огромное количество, но сегодня хочу отдельно остановиться на таком утверждении работников Пенсионного фонда о том, что они не учитывают стаж после 2002 года.

Думаю, Вы понимаете, что это профанация пенсионного законодательства, которая на мой взгляд заключается в следующем:

КОМУ НУЖЕН СТАЖ 2002-2014 ГОДОВ?

В первую очередь, конечно, тем, кто вышел на пенсию именно в эти годы, то есть полностью подпадает под действие 173 ФЗ.

Понятно, что стаж до 2002 года года необходим всем для расчета пенсионного капитала, заработанного гражданином в течение действия 340-1-ФЗ, потому что тогда такого понятия, как пенсионный капитал просто не существовало.

А зачем же учитывать стаж 2002-2014 года, если в течение этого периода для определения размера страховой части пенсии учитываются только уплаченные страховые взносы, сведения о которых поступают в базу данных ПФР и там уже учитываются на лицевых счетах?

Постараюсь объяснить "на пальцах". Во-первых, одним из условий возникновения права на трудовую пенсию по старости по 173 ФЗ является наличие на дату достижения общеустановленного пенсионного возраста не менее 5 лет страхового стажа. Причем для тех, кто выходил в этом общеустановленном тогда возрасте 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин именно на пенсию по старости, именуемую нынче социальной, требовалось наличие только этого стажа. И, согласитесь, совершенно неважно, в какой период этот стаж был приобретен, до 2002 года или после. Совершенно понятно, что наличие пяти лет неважно в какой период приобретенного стажа, даст право (но все-таки даст) на назначение пенсии пусть и в минимальном размере.

Если человек обращался за назначением страховой (заработанной потом и кровью) пенсии по достижении возраста, установленного законом, стаж как до 2002 года, так и после все-таки давал право на различные преференции. Например, до 2002 года его стаж составил более 20 лет, если это женщина, или более 25 лет, если это мужчина. Тогда его Стажевый коэффициент СК должен быть повышен на 1 % за каждый год свыше этого стажа. Хочу обратить Ваше внимание на то, что это касается в первую очередь на тех, кто не имеет никаких льгот, то есть выходит на пенсию в общеустановленном возрасте.

173 ФЗ как бы отменил значимость трудового стажа, обозвав его страховым, так как на величину страховой части назначаемой пенсии влияет только сумма уплаченных страховых взносов, которые индексируются, так же, как и пенсии. Пока действовал 173 ФЗ, расчеты ПФР не содержали расчета количества пенсионных баллов вплоть до 2014 года, рассчитывалась страховая часть пенсии, к которой добавлялась фиксированная выплата, гарантированная государством, в результате чего высчитывался размер страховой пенсии конкретного гражданина. Размер социальной пенсии, думаю Вы знаете, устанавливается государством.

И вроде бы, причем тут стаж, если в этот период имеют значение только взносы.

А стаж, причем общий страховой стаж, приобретенный гражданином на дату обращения за пенсионным обеспечением по 173 ФЗ напрямую влияет на увеличение или уменьшение той самой фиксированной выплаты.

Приведу полностью три пункта 14 статьи, и расскажу, как же это должно работать.

17. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 2 настоящей статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона, на день достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, увеличивается на 6 процентов. (подчеркнуто для досрочников)

18. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 2 настоящей статьи) при наличии страхового стажа, не достигающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин (за исключением граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона), уменьшается на 3 процента за каждый полный год, недостающий до 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин.

19. В страховой стаж, указанный в пункте 17 настоящей статьи, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и периоды, предусмотренные подпунктами 1 (в части периода прохождения военной службы по призыву), 3 и 6 -8 пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В страховой стаж, указанный в пункте 18 настоящей статьи, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и периоды, засчитываемые в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности и предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

На чем же нужно заострить внимание?

Эта норма была введена в 173 ФЗ федеральным законом от 2009 года № 213-ФЗ. Но применяться она начинает с 1 января 2015 года. Это установлено в статья 37 часть 3 этого, 213-ФЗ,закона. С одной стороны с этой же даты - 1 января 2015 года - вступил в силу нынешний 400 ФЗ, который отменил действие предыдущего пенсионного законодательства. Да, отменил, но только не в части применения норм расчета трудовых пенсий. А статья 14 - это как раз и есть та статья, которая имеет именно такое название "Размеры трудовых пенсий по старости". То есть во взаимодействии нового законодательства с предыдущим, нормы 173 ФЗ, регулирующие исчисление пенсий действуют в части, не противоречащей 400 ФЗ. Именно это и зафиксировано в 36 статье действующего законодательства, определяющий его вступление в силу, а именно:

ч. 3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

И, обратите внимание, исчисление не страховой части пенсии, а именно ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ. А трудовая пенсия по предыдущему закону как раз и состоит из страховой части и фиксированной выплаты, что зафиксировано в одной действующей на сегодняшний день статье 14 173 го закона..

Получается, что на сегодняшний день из всех норм 173-ФЗ однозначно в соответствии с 400-ФЗ должны применяться и применяются, но в усеченном ПФР виде, нормы статей:

14. Размеры трудовых пенсий по старости

29.1. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости)

30. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц

30.1. Валоризация величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав

30.2. Определение размера трудовой пенсии с учетом суммы валоризации

ВЫВОД - моё личное мнение:

Те, кто вышел на пенсию в период действия 173 ФЗ, имея большой страховой стаж (больше 25 лет для женщин, и больше 30 лет для мужчин) имеют полное право на применение с 1 января 2015 года нормы статьи 14, зафиксированной в п. 17 на увеличение фиксированной выплаты на 6% за каждый год сверх указанного (25 и 30 лет) общего страхового стажа.

Остаётся висеть в воздухе такой вопрос: а те, кто вышел на пенсию до введения в действие 173-ФЗ, имеют право на такое же увеличение фиксированной выплаты. А это мы попробуем разобрать, получив ответ из ПФ о том, как рассчитаны пенсии моих родителей. Думаю, это будет нескоро.

В следующей статье я расскажу о жизненной ситуации одной из моих подписчиц, которой ПФР ухитрился применить понижающий коэффициент при расчете пенсионного капитала аж два раза.

Итак, если Вы сомневаетесь, что Вам правильно начислили пенсию и сомневаетесь в правомерности действий работников ПФ РФ, подписывайтесь на мой канал, читайте, понимайте, примеряйте на себя, спрашивайте в комментариях, если что-то осталось непонятым. Обязательно отвечу. А пока давайте переварим ту информацию, которую я проанализировала в этой и предыдущих статьях, а потом попробуем побороться за достойную пенсию! Вместе мы это сможем!

Понятие персонифицированного учета

На всех работодателей с некоторого времени стала возлагаться обязанность предоставлять данные в Пенсионный фонд (ПФР) о стаже и начисленных (уплаченных) суммах взносов в отношении каждого работника. Данные подлежат учету на индивидуальном лицевом счете, открываемом для каждого физлица. С введением в действие закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее — закон № 27-ФЗ) определились основные правила, касающиеся учета сведений граждан относительно пенсионных накоплений.

Изначально действие нового законодательного акта охватывало лишь некоторые территории субъектов страны, но с 01.01.1997 началось его повсеместное использование. Ст. 1 закона № 27-ФЗ определяет персонифицированный учет как систему ведения и сбора информации по каждому в отдельности застрахованному лицу для возможности будущего пенсионного обеспечения.

У любого застрахованного лица, по которому производятся отчисления в ПФР, имеется собственный лицевой счет с присвоением уникального номера страхования. В случае если вновь принятый работник не зарегистрирован в Пенсионном фонде, работодатель обязан предоставить анкету по нему в территориальное отделение ПФР, на основании которой открывается лицевой счет и выдается свидетельство с уникальным страховым номером индивидуального лицевого счета (СНИЛС).

Об отмене СНИЛС читайте здесь.

Если у сотрудника нет СНИЛС, то у работодателя возникнут сложности со сдачей на такого работника ежемесячного отчета СЗВ-М.

Наши рекомендации по этому поводу в данной статье.

Также всю процедуру по оформлению индивидуального страхового номера любой гражданин вправе произвести самостоятельно. Получение СНИЛС на ребенка до 14 лет осуществляется его родителями.

Основные цели персонифицированного учета

Введение системы индивидуального персонифицированного учета позволило обеспечить правильность начисления пенсии для каждого гражданина на основании сведений о его официальной трудовой деятельности. Достоверность информации по всем застрахованным лицам была достигнута путем создания общей базы данных и обеспечения контроля за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Узнать о своем страховом стаже и пенсионных накоплениях можно через сайт «Госуслуги». Для этого потребуется зарегистрироваться на данном сайте, потом перейти в раздел «Каталог услуг», пролистать до категории «Пенсия, пособия и льготы» и кликнуть по ссылке «Извещение о состоянии лицевого счета в ПФР».

Территориальные органы Пенсионного фонда контролируют правильность начисления и предоставления точных сведений по стажу и заработку застрахованных лиц. За нарушение сроков подачи данных по работникам в ПФР для работодателей установлены штрафные меры согласно ст. 17 закона № 27-ФЗ.

Подробнее читайте здесь.

Структура персонифицированного учета, помимо сбора данных по каждому отдельно взятому застрахованному лицу, позволяет получить статистические сведения по отдельным категориям граждан, об их средних заработках и общей численности всего работающего населения.

Изменения в законодательстве по персонифицированному учету

Порядок ведения персучета с 2017 года был обновлен в связи с передачей страховых взносов под контроль налоговых органов. Содержит его инструкция, прилагаемая к приказу Минтруда России от 21.12.2016 № 766н и вступившая в силу с 19.02.2017.

Руководствоваться этим порядком нужно только работодателям, имеющим наемных работников. Индивидуальным предпринимателям подавать сведения на самих себя не нужно.

Несмотря на передачу администрирования страховых взносов в ведение ФНС, куда с 2017 года подаются ежеквартальные отчеты о доходах работников и начисленных (уплаченных) взносах, для работодателей сохранилась обязанность по предоставлению некоторых видов отчетности непосредственно в ПФР:

  • Персонифицированной, сдаваемой в отношении каждого работавшего лица один раз за прошедший год до 1 марта следующего года. К этой отчетности относится СЗВ-СТАЖ и сдаваемая вместе с ним ОДВ-1. Эти формы утверждены постановлением правления ПФ РФ от 06.12.2018 № 507п (п. 2 ст. 11 закона № 27-ФЗ).
  • Ежемесячной о наличии работавших в прошедшем месяце лиц, сдаваемой до 15-го числа следующего месяца: СЗВ-М. Форма утверждена постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п (п. 2.2 ст. 11 закона № 27-ФЗ).
  • По дополнительным взносам на накопительную часть пенсии за прошедший квартал, представляемой до 20-го числа следующего месяца по форме ДСВ-3, утвержденной постановлением правления ПФ РФ от 09.06.2016 № 482п (п. 2.1 ст. 11 закона № 27-ФЗ).
  • С 2020 года сведений о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД (п. 2.4 ст. 11 закона № 27-ФЗ).

Посмотреть примеры заполнения формы СЗВ-ТД в различных ситуациях можно в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходи в Типовую ситуацию.

Помимо этих отчетов, существуют также формы СЗВ-КОРР и СЗВ-ИСХ, заполняемые в случаях, если надо исправить данные на лицевом счете за страхованного или внести ранее не указанные сведения.

Итоги

Персонифицированный учет позволяет Пенсионному фонду аккумулировать сведения о заработке застрахованных лиц и начисленных с этих сумм взносах. А получает эти сведения Пенсионный фонд от страхователей, которые обязаны представлять сведения о застрахованных лицах как в фонд (отчеты СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ), так и в ИФНС (расчет по страховым взносам).

До 2014 года работодатели-страхователи, производя в отношении работников 1967 года рождения и моложе отчисления на обязательное пенсионное страхование (ОПС), уплачивали в ПФР страховые взносы отдельными платежами (на страховую и накопительную части трудовой пенсии) по тарифам, установленным для указанных лиц Законом о пенсионном страховании. Согласно последним изменениям пенсионного законодательства и законодательства о страховых взносах величину отчислений, а точнее размер тарифа страхового взноса, зачисляемого на накопительную часть трудовой пенсии работника, определяет сам работник путем подачи заявления в ПФР. При этом работодатель не имеет никакого представления о том, какой тариф выбран работником. В связи с этим с расчетного периода 2014 года порядок уплаты страховых взносов работодателями поменялся. Об этом подробнее расскажем в данной статье.

Тарифы страховых взносов на ОПС

  • 22% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов;
  • 10% свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов.
Для лиц 1966 года рождения и старше величина, уплачиваемых работодателями страховых взносов полностью направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Для лиц 1967 года рождения и моложе разработано два варианта пенсионного обеспечения:

1) на страховую часть трудовой пенсии зачисляются все взносы, начисленные по тарифу 22%, соответственно на накопительную часть зачисляется 0% (то есть пенсионные накопления не формируются);

2) на финансирование страховой части трудовой пенсии зачисляется сумма страховых взносов, начисленная по тарифу 16%, на финансирование накопительной части – по тарифу 6%.

При этом указанные лица должны самостоятельно выбрать один из перечисленных вариантов пенсионного обеспечения, то есть либо тариф страхового взноса 6%, либо 0%, тем самым отказываясь от формирования пенсионных накоплений и направляя все страховые взносы, которые за них уплачивают работодатели, на формирование страховой части трудовой пенсии.

Реализовать такое право застрахованное лицо может путем подачи соответствующего заявления в территориальный орган ПФР. На основании данного заявления территориальный орган ПФР обязан отразить выбранный застрахованным лицом вариант пенсионного обеспечения на его индивидуальном лицевом счете в сроки, установленные законодательством РФ, с учетом особенностей, предусмотренных Законом о пенсионном страховании (пп. «а» п. 7 ст. 6 Федерального закона № 351‑ФЗ ).

Что касается страховых взносов, исчисляемых работодателями дополнительно по тарифу 10% с сумм, превышающих установленную предельную базу для начисления страховых взносов, они зачисляются на финансирование страховой части трудовой пенсии застрахованного лица, независимо от его возраста.

Напомним, что в 2014 году предельная величина базы для начисления страховых взносов составляет 624 тыс. руб. (Постановление Правительства РФ от 30.11.2013 № 1101 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г.»).

Уплата страховых взносов на ОПС работодателями

Распределение суммы страховых взносов по ОПС на финансирование страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии в отношении застрахованных лиц осуществляется ПФР на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0 или 6% на финансирование накопительной части трудовой пенсии) (п. 3 ст. 33.1 Закона о пенсионном страховании).

Исходя из вышеизложенного, стоит отметить, что начиная с расчетного периода 2014 года уплата страховых взносов на ОПС осуществляется работодателями по одному КБК 39210202010061000160, предназначенному для учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии.

С 01.01.2014 при уплате страховых взносов на ОПС в платежном документе вместо ОКАТО указывается ОКТМО. Таблица соответствия указанных кодов подготовлена Минфином по состоянию на 31.12.2013.

Обязанность по исчислению суммы страховых взносов, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии

Определение суммы страховых взносов на ОПС, направляемых на накопительную часть трудовой пенсии, теперь является обязанностью не страхователей-работодателей, а страховщика – ПФР. На это указывают изменения, внесенные Федеральным законом № 351‑ФЗ в п. 2 ст. 13 Закона о пенсионном страховании. Так, согласно новой редакции указанного пункта, помимо ранее преду­смотренных обязанностей, страховщик – ПФР теперь обязан:

  • определять суммы страховых взносов, начисленных на страховую и накопительную части трудовой пенсии, в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0 или 6% индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии);
  • учитывать сумму страховых взносов на ОПС, поступившую на счет ПФР в последние три месяца отчетного периода, для расчета сумм уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии за этот период.
Таким образом, выделение сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии производится территориальными органами ПФР из средств страховых взносов на ОПС, поступивших от работодателей и зачисленных в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии. Определение указанной суммы осуществляется на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения. Исчисленная ПФР сумма страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии направляется на отдельный счет ПФР в Федеральном казначействе с применением КБК, предназначенного для учета средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии (ст. 20.1 Закона о пенсионном страховании).

Стоит отметить, если сумма страховых взносов на ОПС, поступившая на счет ПФР от плательщика страховых взносов в последние три месяца отчетного периода, меньше суммы начисленных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии за тот же период по всем застрахованным лицам, о которых представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета, сумма уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по каждому застрахованному лицу отражается ПФР на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц пропорционально сумме начисленных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (п. 2 ст. 13 Закона о пенсионном страховании).

  1. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167‑ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 04.12.2013 № 351‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения».

От чего зависит ее размер, и как может на него повлиять работник? Как рассчитывается сумма? Может ли сам гражданин проверить инспектора, сделавшего расчет? Сегодня "РГ - Неделя" вместе с Пенсионным фондом РФ начинают серию публикаций, цель которых - как можно более простым языком ответить на эти и многие другие вопросы . Начнем мы с простых, но базовых вещей. Не разобравшись в них, трудно будет вникнуть в детали.

Почему "трудовая" пенсия теперь называется "страховой"?

- Принципиально ничего не поменялось. Но законодатели, поменяв название, решили подчеркнуть страховой характер пенсии. Работодатель обязан платить за работника страховые пенсионные взносы в течение всего времени его работы. Работает человек долго и с большой "белой" зарплатой - значит, взносов больше и пенсия у него тоже будет больше. Получает зарплату "в конверте", то есть страховых взносов с нее работодатель не платит, и пенсия тогда будет соответствующая. Такой вот предельно простой подход. Но надо признать, что размер пенсии зависит не только от самого человека, но и от условий ее формирования, принятых государством и отраженных в законе.



Из каких частей состоит страховая пенсия?

- По новой формуле пенсионные права граждан за каждый год формируются не в рублях, как раньше, а в относительных единицах - баллах (см. рис.). Это дает возможность не пересчитывать каждый год накопившийся "пенсионный капитал" с учетом инфляции. Баллы копятся в течение всех лет работы. А на момент выхода на пенсию их сумма умножается на стоимость балла в текущем году. Эту стоимость законодатели будут утверждать ежегодно с учетом доходов ПФР, численности пенсионеров в стране и других факторов. К этой величине добавляется фиксированная выплата (аналог недавней базовой части пенсии). В итоге получим размер страховой пенсии. Это, конечно, только схема. Причем очень упрощенная. Позже сделаем детальные расчеты на конкретных примерах.

Куда идут пенсионные взносы?

- Система обязательного пенсионного страхования введена в России в 2002 году. Тариф страховых отчислений для работодателей устанавливает государство. В 2015 году он равен 22% от фонда оплаты труда. А предельный годовой заработок, с которого начисляются страховые взносы, составляет 711 000 рублей (то есть в среднем 59 250 рублей в месяц).

Тариф 22% делится на две неравные части:

6% из них - это солидарный тариф. Из этих отчислений в масштабах всей страны формируется денежная сумма, которая идет на фиксированную выплату. Оставшиеся 16% - это индивидуальный тариф. Эта сумма взносов отражается на индивидуальном лицевом счете каждого будущего пенсионера в ПФР.

Что происходит с индивидуальным тарифом 16%?

- Еще в 2002 году было решено, что часть пенсионных взносов будет идти на формирование накопительной пенсии. Сначала это были 4%, а потом - 6%, то есть более третьей части от суммы индивидуальных взносов.

Будущим пенсионерам дали право распоряжаться этой частью самостоятельно: граждане могут выбрать один из негосударственных пенсионных фондов либо управляющую компанию, чтобы инвестировать эти средства. Полученный доход фиксируется на накопительном счете работника, и к моменту выхода на пенсию всё, что накопилось, выплачивается ему в виде накопительной части пенсии в дополнение к страховой части.

За 12 лет существования этой системы выяснилось, что далеко не все НПФ и УК работают эффективно. В течение последних лет в правительстве шла упорная борьба: сохранять или отменять накопительный компонент. В итоге было решено дать людям самим выбрать: продолжать формировать накопительную пенсию или "вернуться" целиком и полностью в государственную систему и в дальнейшем получать только страховую пенсию.

Этот выбор граждане могут сделать до конца 2015 года. У тех, кто решит остановиться полностью на страховой модели, все взносы работодателя (все 16%) пойдут на формирование страховой пенсии.

Те, кто предпочтет сохранить накопление, будут отправлять на финансирование страховой пенсии 10%, а оставшиеся 6% - на накопительную.

В следующем выпуске мы будем детально разбираться в новой формуле. Постараемся наглядно показать, каким будет размер пенсии у разных людей, выбравших разные варианты участия в пенсионной системе.

Пример формирования пенсии

Средний размер фонда оплаты труда работника - 30 000 рублей в месяц (это зарплата, премии, отпускные, больничные, сумма НДФЛ), или 360 000 рублей в год.

Общая сумма страховых пенсионных взносов (22% от ФОТ) - 79 200 рублей в год.

Из них: 21 600 рублей в год - на финансирование фиксированной выплаты (6% тарифа);

57 600 рублей в год - на формирование "индивидуальной" части пенсии (16% тарифа).

Вариант 1. "Остаюсь в страховой солидарной государственной системе".

Все 57 600 рублей (все 16% тарифа) идут на формирование страховой пенсии.

Вариант 2. "Сохраняю участие в накопительной модели, буду получать накопительную часть пенсии).

36 000 рублей (10% из 16% тарифа) - идут на формирование страховой пенсии;

21 600 рублей (оставшиеся 6%) - на накопительную пенсию.

Перманентная «пенсионная реформа», проводимая в Российской Федерации с самого начала века и регулярно меняющееся законодательство в этой сфере усложняют понимание гражданами не только размер своей будущей пенсии, но также порядок и способы ее формирования.

Чтобы грамотно распорядиться своими страховыми взносами и накопить достаточно средств на жизнь после прекращения трудовой деятельности и выхода на заслуженный отдых, необходимо знать, из каких частей состоит пенсия по старости, о чем мы и расскажем в этой статье ниже. Разберем в статье подробно, что такое накопительная и страховая часть пенсии, их особенности и в чем разница между ними.

Бесплатно по России

Из чего состоит пенсия в России в настоящее время

Совокупное обеспечение пожилых лиц, которые достигли установленного законом пенсионного возраста (или при наличии определенных обстоятельств приобрели это право досрочно), формируется из следующих составляющих:

  1. Фиксированная часть, которая устанавливается единой для всех пенсионеров страны и варьируется в большую сторону лишь при наличии определенной категории или статуса (престарелый возраст – 80 и более лет, инвалидность, наличие иждивенцев).
  2. Страховая пенсия. Ее размер определяется индивидуально и зависит от того, сколько в совокупности страховых отчислений произвел сам гражданин или его работодатель в рамках обязательного страхования. По действующему в 2019 году законодательству ее исчисляются по количеству так называемых пенсионных баллов (по закону – величина индивидуального пенсионного коэффициента).
  3. Накопительная часть, которая формируется лишь у граждан лишь 1967 года рождения (и позднее) и только в том случае, если до 2015 года они выбрали способ формирования накоплений, подразумевающий дробление взносов на страховую и пенсионную часть.

На отчисление страховых взносов на накопительную часть с 2014 года до пока 2021 года действует так называемый мораторий, т.е. государство их заморозило, а все 22% отчислений в ПФР с заработной платы идут на страховые пенсии (фактически – на выплату пособий действующим пенсионерам).

При этом уже накопленные ранее средства никуда не исчезли и продолжают принадлежать гражданам, которые смогут воспользоваться ими при достижении ранее установленного пенсионного возраста в 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно (при наличии минимально необходимого стажа и ИПК).

Как формируется накопительная часть

По действующему закону лицо имеет возможность само определить, в каком виде он получит свои накопления при наступлении соответствующего права:

  1. В виде единовременной выплаты. Такой вариант возможен лишь в тех случаях, когда процентное отношение накопительной части в общей пенсии по старости (вместе со страховой частью) составляет менее 5%.
  2. Срочная выплата, которая выплачивается из накопленных средств ежемесячно в течение того периода времени, который определило само застрахованное лицо, законодатель лишь установил минимальный порог – 120 месяцев.
  3. Накопительная пенсия, которая схожа с предыдущей выплатой, но предоставляется пожизненно, а ее размер зависит от скопленных сумм и установленного на законодательном уровне периодом дожития граждан соответствующего пола.

Ниже рассмотрим некоторые особенности данного вида обеспечения.

С какого времени введена

Первоначально на законодательном уровне возможность накопления гражданами собственных будущих пенсий была установлена еще в 2002 году. Тогда на эти цели перечисляли от 2 до 6 % (цифра менялась в разные годы) от дохода гражданина (заработной платы работника или доходов индивидуального предпринимателя). Нововведения касались всех мужчин не старше 1953 года рождения и женщин с 1957 года рождения и моложе.

Уже в 2005 году, когда стало очевидным, что уже немолодые российские граждане не смогут накопить сколько-нибудь весомой суммы на свою будущую пенсию, возрастная планка была снижена. С этого времени взносы на этот вид обеспечения перечислялись только за мужчин и женщин не старше 1967 года рождения.

В последние годы все активнее обсуждается новый этап «пенсионной реформы», которая, в числе прочего, может вовсе отменить накопительные пенсии в действующем виде и заменить их так называемым индивидуальным пенсионным планом. По состоянию на конец 2019 года, несмотря на «заморозку» отчислений на накопительную часть, этот вид обеспечения действует и предполагает возможность дальнейших накоплений после отмены моратория.

Условия назначения

Для получения такого вида обеспечения российскому гражданину необходимо соблюсти ряд условий:

  1. Выбор в качестве способа формирования дохода после выхода на заслуженный отдых накопительную пенсию наряду со страховой частью. До 2015 года гражданам в течение определенного периода времени было разрешено полностью отказаться от формирования накоплений и перейти полностью на страховые пенсии.
  2. Достижение возраста, предоставляющего право на данные выплаты. Ранее он полностью совпадал с возрастом выхода на пенсию по старости, но после повышения пенсионного возраста эти показатели разминулись. В качестве своеобразной льготы законодатель наделил граждан правом получать этот вид пособия по достижении 60 и 55 лет мужчинами и женщинами соответственно.
  3. Наличие минимально необходимого страхового стажа, который законом установлен на уровне 15 лет. Но данное требование в полном объеме вступит в силу лишь в 2024 году, до тех пор эта цифра будет повышаться на 1 в течение каждого календарного года (при выходе на пенсию в 2019 году необходимо иметь 10 лет стажа).
  4. Достижение установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента, который в 2025 году будет равен 30, а до это времени будет постепенно повышаться с 16,2 в 2019 году.

Соблюдение данных требований в совокупности предоставляет лицу право обратиться за назначением накопительной пенсии.

Куда отчислять: в НПФ или ПФР?

Невозможно дать однозначный ответ на этот вопрос, ибо любой и них судеб субъективен. Нельзя сказать, какой вариант приносит больше инвестиций, поскольку в разные периоды времени доходность различных фондов и управляющих организаций может быть разной. Невозможно и сказать, что какой-то из способов более надежный, поскольку все пенсионные накопления застрахованы государством (Агентство по страхования вкладов).

В связи с этим только сам гражданин в силах решить, какой вариант представляется наиболее приемлемым для него в какой НПФ направить средства, либо оставить их в ПФР. Но для этого необходимо изучить множество информации об истории конкретного фонда, его доходности и надежности, статистические данные и т.д.

Что представляет из себя страховая пенсия

Страховая пенсия есть денежное обеспечение пожилых граждан, которое, как предполагается, они заработали в течение своей трудовой деятельности. Она складывается из страховых отчислений из заработной платы работы, вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, дохода от предпринимательской деятельности.

Все уплаченные взносы по утвержденной правительством методике пересчитываются в так называемые баллы или коэффициент. От размера индивидуального пенсионного коэффициента и будет зависеть размер страховой пенсии. На каждый год законодательством устанавливается стоимость одного ИПК, которая увеличивается с учетом уровня роста потребительских цен (инфляции). В 2019 году его стоимость равна 87,24 руб.

Кроме того, в страховую пенсию входит фиксированная выплата, размер которой в 2019 году составляет 5334,19 руб., при наличии инвалидности или некоторых иных особых условий данная выплата установлена в большем размере.

Отличия страховой и накопительной пенсии

Различия двух указанных видов, главным образом, заключаются в том, что накопительная формируется добровольно (если гражданин сам выбрал такой способ), а отчисления на страховую часть идут в обязательном порядке.

Общий размер взносов от выбора способа не изменяется, он составляет 22% от заработной платы (или некоторых иных видов дохода) физического лица.

Кроме того, отличиями является различный возраст, по достижении которого гражданин может претендовать на пенсию, источники выплаты (если взносы направлялись в НПФ), возможность управления накоплениями и др. Взносы на накопительную часть фактически являются собственностью гражданина, а на страховую – практически эфемерны, т.е. имеются лишь в форме определенного количества баллов. В реальности все перечисленные страховые взносы направляются на выплаты содержания действующим пенсионерам.

Итак, страховая и накопительная часть – составные элементы действующего пенсионного обеспечения. При этом страховая формируется у всех граждан, а накопительная лишь лиц установленного возраста и при выборе ими соответствующего способа формирования будущего обеспечения.


Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео по теме:

Читайте также: