Счет единого пенсионного взноса

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

04 марта 2019 15:59


Вопрос: После назначения пенсии в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета «исчезли» все данные о стаже, взносах и размер ИПК.

Как получить справку о стаже, учтенном при исчислении размера пенсии?

Ответ: Данные Сведения (форма СЗИ-6) служат исключительно для целей информирования застрахованных лиц об их пенсионных правах (в том числе, о наличии соответствующих сведений на индивидуальном лицевом счете).

У лиц, уже являющихся получателями пенсий, при формировании Сведений по форме СЗИ-6 в Разделе 2 «Сведения (пенсионные права застрахованного лица), на основании которых рассчитана величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 2015 года» не заполняются.

В Разделе 1 «Сведения о величине индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) и его составляющих» Сведений по форме СЗИ-6 указываются только сведения о страховых взносах, не включенных в ИПК при назначении пенсии или при последнем перерасчете страховой пенсии (при наличии таких сведений). Информация о стаже и страховых взносах за 2017 год отсутствует, поскольку эти данные уже учтены при исчислении ИПК для расчета размера пенсии по состоянию на 01.08.2018.

Получить информацию о периодах и величине стажа, заработной плате, страховых взносах, учтенных при исчислении размера страховой пенсии, можно обратившись в территориальное Управление ПФР по месту нахождения выплатного (пенсионного) дела с соответствующим заявлением.

Вопрос: В сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета отсутствует информация о стаже за 2018 год (указана только сумма страховых взносов).

Ответ: Сведения о периодах деятельности в течение отчетного периода на каждого работающего у него застрахованного лица страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом.

Таким образом, сведения о продолжительности периода работы в 2018 году будут отражены на индивидуальном лицевом счете после 01.03.2019 года.

Вопрос: Запросил Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета. Почему уменьшились ИПК и стаж работы?

Ответ: Пенсионным фондом Российской Федерации в программно-техническом комплексе могут проводиться технологические работы, что приводит к некорректному отображению данных в «Сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета» по форме СЗИ-6.

Рекомендуем Вам сформировать Сведения по форме СЗИ-6 позже.

Обращаем Ваше внимание, что Сведения по форме СЗИ-6 служат исключительно для целей информирования застрахованных лиц. Оценка пенсионных прав граждан при назначении и расчете застрахованному лицу пенсии производится территориальным Управлением ПФР на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в его распоряжении, а также сведений, содержащихся на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица на момент назначения пенсии.

Вопрос: В Сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета нет данных о работе (службе в армии), учебе. Как занести эти сведения?

Ответ: Для дополнения (уточнения) сведений индивидуального (персонифицированного) учета за периоды до даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, Вам необходимо обратиться в территориальное (районное) Управление ПФР по месту жительства (или работы), представив лично или через своего работодателя паспорт, СНИЛС и подтверждающие стаж документы (трудовую книжку и другие документы о стаже, документы об учебе, документы о службе в армии, свидетельства о рождении детей).

При отсутствии сведений о каких-либо периодах работы после даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (дата оформления СНИЛС) и по вопросу отсутствия страховых взносов за периоды после 01.01.2002 гражданам необходимо обращаться к работодателю.

Обращаем Ваше внимание, что в Сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица (форма СЗИ-6) периоды обучения не отражаются. Данная форма служит исключительно для целей информирования застрахованных лиц об их пенсионных правах. Оценка пенсионных прав граждан при назначении и расчете пенсии производится территориальным Управлением ПФР на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в его распоряжении (в том числе дополнительно представленных гражданином документов личного хранения), а также сведений, содержащихся на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица на момент назначения пенсии.

Начисление страховых взносов во внебюджетные фонды

Страховые взносы считайте на последнее число каждого месяца отдельно по каждому застрахованному лицу и каждому виду взносов. В 2020 году страховые взносы уплачиваются на:

  • обязательное пенсионное страхование (ОПС) по ставке 22%;
  • обязательное медицинское страхование (ОМС) по ставке 5,1%;
  • обязательное социальное страхование (ОСС) на временную нетрудоспособность и в связи с материнством (ВНиМ) – 2,9%.

ВНИМАНИЕ! С апреля 2020 года часть зарплаты, которая выше МРОТ, облагается страхвзносами по пониженным тарифам. Эти тарифы доступны только тем налогоплательщикам, которые относятся к малому и среднему бизнесу.

Подробнее о новой тарификации страхвзносов рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Эти взносы работодатель платит за свой счет в налоговую не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем начисления страхвзносов.

ВНИМАНИЕ! Выше приведены базовые тарифы взносов. Для некоторых страхователей предусмотрены пониженные и дополнительные тарифы. Подробности см. в материале «Тариф страховых взносов на 2019 – 2020 годы в таблице».

Помимо вышеперечисленных взносов работодатель уплачивает страховые взносы от несчастных случаев на производстве в Фонд соцстраха. Ставка варьируется от 0,2% до 8,5% и зависит от основного вида деятельности страхователя.

Как определить размер тарифа см. здесь.

Для расчета взносов воспользуйтесь формулой:


ВНИМАНИЕ! При расчете базы по взносам учтите утвержденные лимиты. В 2020 году лимиты на ВНиМ - 912 000 руб., на ОПС – 1 292 000 руб. Подробнее о применении лимитов читайте здесь.

Работодателям необходимо вести учет взносов по всем фондам отдельно.

Для получения сведений о взносах счет 69 «Расчеты по социальному страхованию» подразделяют на три субсчета, а именно:

  • 69.1 — сведения о взносах на ОСС;
  • 69.2 — сведения о взносах на ОПС;
  • 69.3 — сведения о взносах на ОМС.

Субсчет 69.1 дополнительно разбивают на счета второго порядка (69.1.1 — соцстрахование на ВНиМ; 69.1.2 — страхование от травматизма) или используют дополнительный субсчет счета 69 (например, 69.11) для учета взносов на травматизм.

Такая группировка по счетам позволяет отслеживать все перемещения денежных средств по каждому из фондов.

Проводки при начислении страховых взносов

При начислении взносов фирмы делают проводку по ним, относя начисленные суммы на те же затратные счета, на которые попадает относящаяся к ним заработная плата: Дт 20 (23, 25, 26, 29, 44). Если в организации используют для учета затрат несколько счетов, то страховые взносы будут распределены между счетами так же, как и заработная плата.

При начислении взносов в фонды делают проводки, в которых по дебету указывают счет учета затрат, а по кредиту – субсчета счета 69 для соответствующих взносов в каждый из фондов. Так, например, начисление взносов на ОПС отражается проводкой: Дт 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кт 69.2. Аналогично оформляют проводки и для других фондов.

В проводках не используют счет 70, поскольку страховые взносы с зарплаты сотрудников не удерживают.

В ООО «Смайлик» работает директор (зарплата 40 тыс. руб.), бухгалтер (зарплата 32 тыс. руб.) и 2 рабочих (с зарплатой 30 тыс. руб. каждому). Фирма включена в реестр МСП. По итогам каждого месяца бухгалтер рассчитывает зарплату и страховые взносы. Тариф на НС 0,2%. Страхвзносы за май 2020 бухгалтер рассчитал следующим образом:

Взносы в пределах МРОТ

Взнос с зарплаты свыше МРОТ

Взносы в пределах МРОТ

Взнос с зарплаты свыше МРОТ

Взносы в пределах МРОТ

Взнос с зарплаты свыше МРОТ

2 668,60 (12 130 × 22%)

2 787 ((40 000 - 12 130) × 10%)

1 393,50 ((40 000 - 12 130) × 5%)

0 ((40 000 - 12 130) × 0%)

2 668,60 (12 130 × 22%)

1 987 ((32 000 - 12 130) × 10%)

993,50 ((32 000 - 12 130) × 5%)

2 668,60 (12 130 × 22%)

1 787 ((30 000 - 12 130) × 10%)

893,50 ((30 000 - 12 130) × 5%)

2 668,60 (12 130 × 22%)

1 787 ((30 000 - 12 130) × 10%)

893,50 ((30 000 - 12 130) × 5%)

Эти суммы бухгалтер отразила в бухучете следующим образом:

Дт 26 Кт 69.2 – 10 111,20 руб. (2 668,60 + 2 787 + 2 668,60 + 1 987) – страхвзносы на ОПС директора и бухгалтера отражены в затратах.

Дт 26 Кт 69.3 - 3 624,26 руб. – взносы на ОМС.

Дт 26 Кт 69.1 – 703,54 руб. – взносы на ВНиМ.

Дт 26 Кт 69.11 – 144 руб. – взносы от НС.

Дт 20 Кт 69.2 – 8 911,20 руб. – взносы на ОПС сотрудников.

Дт 20 Кт 69.3 - 3 024,26 руб. – взносы на ОМС.

Дт 20 Кт 69.1 – 703,54 руб. – взносы на ВНиМ.

Дт 20 Кт 69.11 – 120 руб. – взносы от НС.

Перечислены взносы: какие делают проводки

Перечисление страховых взносов производят ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем начисления (п. 3 ст. 431 НК РФ и п.4 ст. 22 закона «Об обязательном соцстраховании» от 24.07.1998 №125-ФЗ). При перечислении денежных средств на оплату взносов по дебету указывают номер субсчета соответствующего фонда, а по кредиту — счет 51, на котором отражают расчетные счета фирмы. Проводка по уплате взносов (на примере пенсионного фонда) следующая: Дт 69.2 Кт 51. Аналогично делают проводки и для других субсчетов каждого из фондов.

Бухгалтер ООО «Смайлик» перечислила взносы несвоевременно.

Как составить платежку на страховые взносы см. здесь.

В бухучете она отразила следующие проводки:

Дт 69.2 Кт 51 - 19 022,40 руб.;

Дт 69.3 Кт 51 – 6 648,52 руб.;

Дт 69.1 Кт 51 – 1 407,08 руб.;

Дт 69.11 Кт 51 – 264 руб.

Перечисление страховых взносов по каждому из фондов должно проводиться отдельными платежными поручениями. При уплате взносов в фонды нужно обратить особое внимание на сроки их оплаты. За несвоевременное перечисление страховых взносов организациям начисляют пени. Пени рассчитывают за каждый день просрочки оплаты со дня, следующего за сроком оплаты, по день уплаты включительно. Величину процента пени берут из расчета 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, а для компаний – 1/300 за первые 30 дней просрочки и 1/150 ставки рефинансирования, начиная с 31 дня.

Также бухгалтер ООО «Смайлик» рассчитала пени с помощью нашего калькулятора и перечислила их в бюджет. В бухучете она отразила следующие проводки:

Дт 99 Кт 69 (по субсчетам) – начислены пени.

Дт 69 (по субсчетам) Кт 51 – пени перечислены в бюджет.

Если страхователь не представит также и расчет по взносам в соответствующий фонд, то дополнительно будет выписан штраф. Он составит 5% за каждый месяц просрочки. Его рассчитывают от суммы начисленных взносов за последние 3 месяца. Максимальный штраф — 30% от этой суммы, минимальный — 1 000 руб.

Проводкой при начислении штрафа или пени будет Дт 91 Кт 69.1. Здесь использован счет 91 «Прочие доходы и расходы». Правда, существует другое мнение, что в этом случае нужно использовать счет 99. Выбор счета зависит от принятого в бухучете порядка учета таких расходов, закрепленного в учетной политике организации.

Разобраться с тем, какой именно счет следует применять для начисления пеней по взносам, вам поможет материал «Основные проводки при уплате пени по страховым взносам».

Начисленные пени и штрафы не уменьшают налогооблагаемую прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ).

О том, какие санкции и штрафы предусмотрены за неуплату взносов, см. материал «Какая ответственность за неуплату страховых взносов?»

Об ответственности за несвоевременную уплату налогов и взносов узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Когда бухгалтеру нужно начислить пособие по временной нетрудоспособности из средств фонда социального страхования, используют проводку: Дт 69.1 Кт 70 (для обычного больничного) или Дт 69.1.2 (69.11) Кт 70 (для пособия в связи с производственной травмой).

С 2011 года изменился порядок расчета этого пособия. Первые 3 дня его оплачивает организация, остальные — ФСС. Для расчета используют данные о заработке за 2 года до наступления страхового случая. Сумма пособия за календарный месяц не должна быть меньше исчисленного из МРОТ (12 130 руб. в 2020 году).

Суммы, перечисляемые в ФСС, можно уменьшить на расходы по оплате:

  • пособий по временной нетрудоспособности за счет ФСС;
  • путевок для лечения трудящихся, занятых во вредных или опасных условиях труда.

Оплачивают путевки этим работникам за счет средств ФСС на основании закона «О бюджете Фонда…» от 02.12.2019 № 384-ФЗ. Организация оплачивает путевки, а затем уменьшает на данную сумму взносы в ФСС. При этом выплаты не должны превышать 20% от суммы взносов за прошедший год.

Итоги

Страховые взносы относите на счета учета затрат 20,23,25,26,44 и т.д.. Для разбивки страхвзносов по видам, используйте счет 69 и различные субсчета. При перечислении взносов в бюджет зафиксируйте проводку Дт 69 (по субсчетам) Кт 51. Если в отчетном периоде был больничный, оплачиваемый за счет средств ФСС, отразите его проводкой Дт 69 Кт 70.

И что в них вообще входит


Обычно под взносами в пенсионный фонд понимают взносы на обязательное пенсионное страхование. На самом деле еще есть другие взносы:

  1. На медицинское страхование.
  2. На обязательное социальное страхование на случай болезни и в связи с материнством.
  3. На страхование от несчастных случаев.


Эти взносы тоже обязательные, но про них мы поговорим в другой раз. В этой статье речь идет только про пенсионные взносы.

С 2017 года все правила расчета и уплаты взносов перенесены в налоговый кодекс — искать нужно в разделе XI «Страховые взносы в Российской Федерации» и в главе 34 «Страховые взносы». Взносы от работодателя напрямую в пенсионный фонд не идут, их собирает налоговая.

Как считать взносы в ПФР — база для уплаты и тарифы

Чаще всего пенсионные взносы платят компании и ИП с сотрудниками. Это 22% от суммы, которая была начислена сотруднику за расчетный период — то есть за месяц.

Под базой понимают все выплаты сотруднику — зарплата, премии, отпускные, оплата сверхурочной работы. Есть и нюансы: например, в базу не попадают государственные пособия, некоторые виды компенсаций и материальной помощи. С этих выплат не нужно перечислять страховые взносы.

Если при рождении ребенка работодатель выплатит сотруднице единовременную материальную помощь в размере 50 000 Р , с этой суммы он не будет платить страховые взносы. Другие виды материальной помощи работникам не облагаются в пределах 4000 Р .

Теперь про тариф. Это 22% — для основной категории налогоплательщиков. Но бывают и другие категории — например, иностранцы. Если у вас работают не только граждане РФ, внимательно читайте налоговый кодекс.

С основным тарифом тоже нужно быть внимательным — он меняется в зависимости от суммы выплат. Например, в 2019 году действует правило: если база равна или больше 1 150 000 Р , тариф снижается с 22% до 10%.

Допустим, есть у вас сотрудник с зарплатой 130 000 Р до вычета налогов (НДФЛ). Сумма зарплаты с января по август: 130 000 × 8 = 1 040 000 Р . Это меньше 1 150 000 Р , поэтому ставка — 22%. Сентябрь — переломный месяц, часть взносов считаем по 22%, часть — по 10%. С октября по декабрь — по 10%.

Справочную информацию по тарифам смотрите в системе « Консультант-плюс ».

С 1 января 2020 года предельная база для исчисления страховых взносов на ОПС меняется на 1 292 000 Р . До этой суммы нужно платить взносы по 22%, потом — по 10%.

Сниженные тарифы взносов в ПФР

Тариф на взносы в ПФР может меняться в зависимости от вида деятельности компании. Например, ИТ-компании в 2019 году платят пенсионные взносы по ставке 8%. Полные условия есть в статье 427 НК РФ.

За кого платить взносы

Компания должна считать и уплачивать взносы в ПФР, если сотрудник оформлен:

  • по трудовому договору;
  • гражданско-правовому договору;
  • договору авторского заказа;
  • договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства;
  • издательскому лицензионному договору и другим таким договорам, вот полный список.

Не нужно платить за индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов.

Когда платить взносы в ПФР

Страховые взносы за сотрудника платят ежемесячно, до 15 числа следующего месяца. Например, за работу сотрудника в январе 2020 года нужно перечислить взносы до 15 февраля 2020 года.

По каким реквизитам и как платить

Взносы платят по реквизитам налоговой, к которой прикреплена компания. Дальше налоговая сама перечисляет деньги в пенсионный фонд. Сумму не нужно округлять, пишите с копейками.

Деньги отправляют по обычной банковской платежке:



На каждый тип взносов нужна своя платежка: отдельная — на пенсионные, отдельная — на медицинское страхование и еще одна — на страхование от несчастных случаев. Это, конечно, займет время, но в деньгах, скорее всего, не потеряете. Многие банки не берут плату за такие платежки. Например, Тинькофф-бизнес не берет комиссию, если в реквизитах стоит ФНС. Узнайте, как в вашем банке.

Вот что должно быть в платежном поручении:

  1. Поле 101 «Статус плательщика». Если платим от компании — указываем «01», если ИП — «09».
  2. Реквизиты получателя и его банка — реквизиты налоговой инспекции, к которой прикреплена компания. Данные можно посмотреть на сайте налоговой.
  3. В поле 104 «КБК» — код бюджетной классификации по страховым взносам на ОПС. Смотрите его на сайте налоговой.

Как отчитаться о страховых взносах

Мало уплатить страховые взносы — о них еще нужно отчитаться. Расчет по страховым взносам отправляют в ИФНС каждый квартал, до 30 числа месяца, следующего за отчетным. Расчет за первый квартал 2020 года нужно отправить до 30 апреля 2020 года.

Расчет заполняют в специальном формате. В 2019 году это одна форма, а в 2020 году нужно будет сдавать другую. Форма расчета за 2019 год есть в приказе ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ , есть шпаргалка по заполнению. Форму за 2020 год ищите в Приказе ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@ .

Взносы в ПФР для ИП без сотрудников, нотариусов и адвокатов

Если у ИП нет сотрудников, ему все равно придется платить взносы в ПФР, но за себя. Логика расчета отличается: есть фиксированная сумма. В 2019 году это 29 354 Р . Эту сумму нужно уплатить обязательно, даже если ИП не заработал ни рубля.

Но это еще не все. Еще нужно уплатить взносы на обязательное медицинское страхование, в 2019 году это 6884 Р .

Если доход ИП превысит 300 000 Р , придется заплатить дополнительно 1% с суммы превышения. Но есть максимальное ограничение для страховых пенсионных взносов — 234 832 Р . То есть даже если ИП заработает значительно больше трехсот тысяч рублей, он все равно заплатит только 234 832 рубля налогов.

Например, ИП заработал 350 000 Р . Вот что он должен уплатить:

  • обязательные взносы: 29 354 Р + 6884 Р = 36 238 Р ;
  • дополнительные взносы: (350 000 Р − 300 000 Р ) × 1% = 500 Р .

Каждый год обязательная сумма взносов для ИП меняется, актуальную проверяйте на сайте ФНС. В 2020 году будет так:

  • страховые взносы на ОПС — 32 448 Р ;
  • страховые взносы на ОМС — 8426 Р .

Адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные платят взносы за себя по такой же схеме.

Кто может не платить взносы

ИП без сотрудников, адвокаты и нотариусы без сотрудников могут не платить взносы за себя, если:

  1. Проходят военную службу по призыву.
  2. Ухаживают за своим ребенком до полутора лет — это касается любого из родителей.
  3. Ухаживают за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или пожилым человеком (от 80 лет).
  4. Живут с супругом-военным, который служит по контракту в местностях, где работать нет возможности.
  5. Живут с супругом, работающим в дипломатическом представительстве и консульском учреждении РФ, международной организации.

Чтобы не платить взносы в такой ситуации, нужно предоставить в налоговую заявление об освобождении от уплаты страховых взносов и документы, которые это подтверждают. Вести предпринимательскую деятельность в эти периоды нельзя.

Приветствую Вас, друзья. Для формирования негосударственной пенсии разрабатываются все новые финансовые инструменты. Один из них был введен в марте 2019 года – ИПС. Аналог такого продукта давно есть в США, и теперь доверительные управляющие решили внедрить индивидуальный пенсионный счет в России.

О нем сегодня подробно и поговорим.

О понятии

О целесообразности ИПС доверительные управляющие уже заявляли, но позже данная концепция была доработана. Индивидуальный пенсионный счет придумала управляющая компания «Альфа-Капитал», и сейчас новый инвестиционный продукт обсуждается с участниками рынка.

Фактически ИПС является еще одной разновидностью ИИС – индивидуального инвестиционного счета. Разница в том, что ИПС будет формироваться в течение нескольких десятков лет до достижения пенсионного возраста.

Кроме того, инвестор, решивший отчислять средства на свой пенсионный счет, сможет воспользоваться сразу двумя видами налоговых льгот:

  • Вычет 13 % от суммы взноса на счет (максимально до 52 тысяч ежегодно).
  • Освобождение от НДФЛ на полученную от инвестиционной деятельности прибыль.

Напомню, что ИИС предполагает трехлетний срок хранения средств на счете и получение только одного типа налоговых льгот на выбор.

В Америке уже давно практикуют совместные отчисления работника и работодателя, которые идут на покупку ценных бумаг. Разработчики из Альфы пророчат неплохое будущее своему продукту в России.

Ежегодное снижение ставок по депозитам вынуждает все больше людей обращаться к фондовому рынку. И многие люди понимают, что о формировании своей будущей пенсии необходимо задуматься самостоятельно.

Обновленный документ гласит, что ИПС – это индивидуальный пенсионный счет, который предназначен для аккумулирования и учета денег и ценных бумаг физического лица посредством доверительного управления.

Такой счет предлагается использовать как один из форматов добровольного накопления пенсионного капитала с привлечением работодателя.

Помимо льгот и долгосрочности отчислений ИПС имеет и другие особенности:

  • В первые два года после открытия счета на него можно вносить минимум 50 тысяч рублей ежегодно и в последующие годы максимум от одного до трех миллионов, в зависимости от срока, оставшегося до выхода на пенсию.
  • Предусмотрено страхование в случае отзыва лицензии у доверительного управляющего или мошеннических действий.
  • При наступлении непредвиденных обстоятельств владелец ИПС может перейти в формат выплат через страховую компанию или НПФ и использовать средства, хранящиеся на счету, уже в период накопления.

Чем УК лучше НПФ

Данный подход к накоплению пенсионного капитала представителям управляющих компаний видится куда более выгодным. По их мнению, УК имеют лучший опыт предоставления качественного сервиса клиенту, нежели НПФ, работа которых обезличена и не учитывает индивидуальные особенности каждого человека.

Управляющие компании позволят подобрать индивидуальную инвестиционную программу исходя из особенностей конкретного гражданина:

  • Возраста, т.е. срока, который остался до пенсии.
  • Риска-профиля и иных параметров.

К вопросу о том, что к управляющим компаниям, в связи с причастностью к пенсионным вопросам граждан, будут предъявляться более жесткие требования со стороны регуляторов, самих УК это не пугает.

В свою очередь, представители негосударственных пенсионных фондов относятся к данной инициативе скептически, утверждая, что пенсионные средства граждан в первую очередь должны быть обеспечены (цитирую): «сохранностью, фидуциарной ответственностью и стресс-тестированием».

Таким образом, очередной разворот пенсионной реформы предполагает передачу пенсионных накоплений в собственность самого гражданина и наделение НПФ на первых порах статусом доверительного управляющего.

В дальнейшем эта функция может перейти и лицензированным управляющим компаниям.

Как открыть ИПС

По закону пенсионными накоплениями на данный момент занимаются негосударственные пенсионные фонды. Заключить договор с ними об открытии счета можно напрямую или через работодателя.

Будущий капитал складывается из добровольных ежемесячных взносов гражданина и дохода от инвестирования средств. По достижении работником возраста выхода на пенсию - НПФ начинает выплачивать накопления в предусмотренном формате.

Для получения положенных выплат необходимо подать соответствующее заявление: в автоматическом режиме перечисления не производятся. При отсутствии заявления накопление процентов будет продолжено.

Хранящиеся на ИПС средства могут инвестироваться по усмотрению фонда в различные активы: акции, облигации, недвижимость, драгоценные металлы. Иногда владелец счета может сам выбрать стратегию из предложенных пенсионным фондом.

При досрочном снятии денег с пенсионного счета придется оплатить штрафы и лишиться накопленных процентов.

Если гражданин не дожил до пенсионного возраста, все накопления переходят его наследникам в полном объеме.

Каким будет конечный продукт негосударственной пенсионной реформы – пока неизвестно. Правила постоянно меняются, вносятся коррективы, рассматриваются все новые предложения.

Ясно одно. Заботиться о формировании собственной пенсии нужно самим. Доверить это дело НПФ, управляющей компании или самостоятельно заняться инвестированием, собрав инвестпортфель лично – решать только Вам.

А что Вы думаете по этому поводу? Поделитесь в комментариях.

Источник статьи - официальный сайт канала investbro.ru .

Порекомендуйте материал друзьям в социальных сетях, оставьте свой комментарий, поставьте лайк/дизлайк.

За все это буду примного благодарен! И не забудьте подписаться :)

До 2014 года работодатели-страхователи, производя в отношении работников 1967 года рождения и моложе отчисления на обязательное пенсионное страхование (ОПС), уплачивали в ПФР страховые взносы отдельными платежами (на страховую и накопительную части трудовой пенсии) по тарифам, установленным для указанных лиц Законом о пенсионном страховании. Согласно последним изменениям пенсионного законодательства и законодательства о страховых взносах величину отчислений, а точнее размер тарифа страхового взноса, зачисляемого на накопительную часть трудовой пенсии работника, определяет сам работник путем подачи заявления в ПФР. При этом работодатель не имеет никакого представления о том, какой тариф выбран работником. В связи с этим с расчетного периода 2014 года порядок уплаты страховых взносов работодателями поменялся. Об этом подробнее расскажем в данной статье.

Тарифы страховых взносов на ОПС

  • 22% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов;
  • 10% свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов.
Для лиц 1966 года рождения и старше величина, уплачиваемых работодателями страховых взносов полностью направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Для лиц 1967 года рождения и моложе разработано два варианта пенсионного обеспечения:

1) на страховую часть трудовой пенсии зачисляются все взносы, начисленные по тарифу 22%, соответственно на накопительную часть зачисляется 0% (то есть пенсионные накопления не формируются);

2) на финансирование страховой части трудовой пенсии зачисляется сумма страховых взносов, начисленная по тарифу 16%, на финансирование накопительной части – по тарифу 6%.

При этом указанные лица должны самостоятельно выбрать один из перечисленных вариантов пенсионного обеспечения, то есть либо тариф страхового взноса 6%, либо 0%, тем самым отказываясь от формирования пенсионных накоплений и направляя все страховые взносы, которые за них уплачивают работодатели, на формирование страховой части трудовой пенсии.

Реализовать такое право застрахованное лицо может путем подачи соответствующего заявления в территориальный орган ПФР. На основании данного заявления территориальный орган ПФР обязан отразить выбранный застрахованным лицом вариант пенсионного обеспечения на его индивидуальном лицевом счете в сроки, установленные законодательством РФ, с учетом особенностей, предусмотренных Законом о пенсионном страховании (пп. «а» п. 7 ст. 6 Федерального закона № 351‑ФЗ ).

Что касается страховых взносов, исчисляемых работодателями дополнительно по тарифу 10% с сумм, превышающих установленную предельную базу для начисления страховых взносов, они зачисляются на финансирование страховой части трудовой пенсии застрахованного лица, независимо от его возраста.

Напомним, что в 2014 году предельная величина базы для начисления страховых взносов составляет 624 тыс. руб. (Постановление Правительства РФ от 30.11.2013 № 1101 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г.»).

Уплата страховых взносов на ОПС работодателями

Распределение суммы страховых взносов по ОПС на финансирование страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии в отношении застрахованных лиц осуществляется ПФР на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0 или 6% на финансирование накопительной части трудовой пенсии) (п. 3 ст. 33.1 Закона о пенсионном страховании).

Исходя из вышеизложенного, стоит отметить, что начиная с расчетного периода 2014 года уплата страховых взносов на ОПС осуществляется работодателями по одному КБК 39210202010061000160, предназначенному для учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии.

С 01.01.2014 при уплате страховых взносов на ОПС в платежном документе вместо ОКАТО указывается ОКТМО. Таблица соответствия указанных кодов подготовлена Минфином по состоянию на 31.12.2013.

Обязанность по исчислению суммы страховых взносов, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии

Определение суммы страховых взносов на ОПС, направляемых на накопительную часть трудовой пенсии, теперь является обязанностью не страхователей-работодателей, а страховщика – ПФР. На это указывают изменения, внесенные Федеральным законом № 351‑ФЗ в п. 2 ст. 13 Закона о пенсионном страховании. Так, согласно новой редакции указанного пункта, помимо ранее преду­смотренных обязанностей, страховщик – ПФР теперь обязан:

  • определять суммы страховых взносов, начисленных на страховую и накопительную части трудовой пенсии, в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0 или 6% индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии);
  • учитывать сумму страховых взносов на ОПС, поступившую на счет ПФР в последние три месяца отчетного периода, для расчета сумм уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии за этот период.
Таким образом, выделение сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии производится территориальными органами ПФР из средств страховых взносов на ОПС, поступивших от работодателей и зачисленных в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии. Определение указанной суммы осуществляется на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения. Исчисленная ПФР сумма страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии направляется на отдельный счет ПФР в Федеральном казначействе с применением КБК, предназначенного для учета средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии (ст. 20.1 Закона о пенсионном страховании).

Стоит отметить, если сумма страховых взносов на ОПС, поступившая на счет ПФР от плательщика страховых взносов в последние три месяца отчетного периода, меньше суммы начисленных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии за тот же период по всем застрахованным лицам, о которых представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета, сумма уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по каждому застрахованному лицу отражается ПФР на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц пропорционально сумме начисленных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (п. 2 ст. 13 Закона о пенсионном страховании).

  1. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167‑ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 04.12.2013 № 351‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения».

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емельянова Т.В.

Организационная структура Пенсионного фонда России (ПФР), его региональных и территориальных органов характерна сложной системой финансовых отношений. Существующий порядок движения денежных средств ПФР затрудняет получение оперативной и актуальной информации о финансовых ресурсах ПФР. В рамках данной статьи рассматривается предложенная автором для повышения эффективности управления средствами бюджета ПФР технология единого счета бюджета (ЕСБ) ПФР, наиболее оптимально внедряемая при передаче функций по организации кассового обслуживания исполнения бюджета ПФР органам Федерального казначейства.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Емельянова Т.В.

Текст научной работы на тему «Единый счет бюджета пенсионного фонда россии»

ЕДИНЫЙ СЧЕТ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ

старший преподаватель Академии бюджета и казначейства Минфина россии,

Пенсионное обеспечение — базовая и одна из самых важных социальных гарантий, которая непосредственно касается интересов нетрудоспособного населения россии, составляющего около трети жителей страны. качественные и количественные характеристики государственного пенсионного обеспечения свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития общества и государства. Вместе с тем показатели структуры и функционирования государственной пенсионной системы во многом определяют ее устойчивость и динамику экономического и социального развития.

В целях государственного управления финансовыми ресурсами пенсионного обеспечения постановлением Верховного совета российской Федерации от 27.12.1991 № 2122-1 образован государственный внебюджетный Пенсионный фонд российской Федерации (ПФр) [1].

Государственный внебюджетный фонд с точки зрения его экономического содержания — это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов рФ. средства ПФр находятся в федеральной собственности российской Федерации, не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы российской Федерации и изъятию не подлежат [2].

Основные функции, закрепленные за Пенсионным фондом рФ:

- аккумуляция целевых отчислений на пенсионное страхование и средств единого социального налога (далее — Есн);

- финансирование и выплата пенсий и иных социальных выплат в соответствии с действующим законодательством;

- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализация средств ПФр, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

- контроль совместно с налоговыми органами за своевременной и полной уплатой и поступлением в ПФр страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

- организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФр;

- управление средствами пенсионных накоплений граждан по обязательному пенсионному страхованию.

для выполнения закрепленных функций сформирована трехуровневая структура управления ПФр (рис. 1).

Организационная структура Пенсионного фонда рФ, его региональных и территориальных органов характеризуется сложной системой финансовых отношений.

движение финансовых ресурсов ПФр является центральным звеном функционирования всей государственной пенсионной системы, которая очень чутко реагирует на все изменения, касающиеся как ее структурных органов управления, так и порядка и условий управления ее финансовыми ресурсами. В настоящее время движение денежных средств ПФр

Рис. 1. структура управления ПФр

осуществляется на счетах, открытых в коммерческих банках, в соответствии с письмом Министерства финансов рФ от 26.01.2001 № 10н «О счетах Пенсионного фонда Российской Федерации».

движение денежных средств бюджета ПФР осуществляется с использованием более 4 000 банковских счетов, которые открыты в различных банках России. наибольший объем оборота денежных средств ПФР приходится на четыре основных счета ПФР, открытых в Центральном банке РФ.

на 1-й (доходный) счет ПФР поступают: субсидии из федерального бюджета, сверхнормативные остатки страховых взносов трудовой пенсии и страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии от региональных органов ПФР (ОПФР), средства пенсионных накоплений от управляющих компаний (Ук), негосударственных пенсионных фондов (нПФ), средства, полученные от инвестиционной деятельности. Выбытие средств со счета осуществляется: на финансирование расходов, на содержание центрального аппарата и его региональных и территориальных органов; перечисление средств региональным органам на выплату базовой части трудовой пенсии и иных социальных выплат; перечисление средств государственной управляющей компании (ГУк) для временного размещения средств пенсионных накоплений и доверительного управления; перечисление средств нПФ и негосударственным Ук (нУк) для доверительного управления средствами по заявлениям застрахованных лиц, перечисление средств на валютный счет ПФР.

на 2-й (доходный) счет ПФР поступают средства от ОПФР на

выплату доплат к пенсиям членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а после их перераспределения перечисляются на счета ОПФР.

на 3-й (расходный) счет ПФР поступает финансирование с первого счета для осуществления расходов на содержание центрального аппарата — исполнительной дирекции ПФР.

на 4-й (валютный) счет ПФР поступают средства с 1-го счета для перечисления базовой и страховой частей трудовой пенсии за рубеж (рис. 2).

на рис. 3 представлена схема движения денежных средств на региональном уровне. каждому отделению открыто четыре счета.

на 1-й (доходный) счет ОПФР поступают страховые взносы на пенсионное страхование, субсидии из бюджетов другого уровня. Выбытие средств со счета осуществляется: на выплату страховой части трудовой пенсии и на выплату пенсий, начисленных досрочно гражданам, признанным безработными, на 3-й расходный счет ОПФР и на счета территориальных органов ПФР (УПФР);

Кассовые поступления Кассовые выбытия

Рис. 2. схема движения денежных средств ПФР.

Предприятия гражданской авиации

Счет доходный (2-й)

Счет доходный (1-й)

Счет доходный (1-й)

Счет расходный (3-й)

Счет расходный (1-й)

Счет доходный (2-й)

Счет расходный (4-й)

Счета организаций, осуществляющих доставку пенсий

кассовые поступления, кассовые выбытия.

Пенсионеры и получатели социальных выплат

Рис. 3. схема движения денежных средств ОПФр:

по перечислению в ПФр страховых взносов на пенсионное страхование по накопительной части трудовой пенсии и сверхнормативные остатки средств страховой части трудовой пенсии.

На 2-й (доходный) счет ОПФр поступают средства от предприятий гражданской авиации (работодателей), страховые взносы по дополнительному тарифу на выплату доплат к пенсиям членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые в полном объеме перечисляются в ПФр.

На 3-й (расходный) счет ОПФр поступают средства с 1-го доходного счета ОПФр на выплату страховой части трудовой пенсии, на выплату пенсий, начисленных досрочно гражданам, признанным безработными; от ПФр на выплату базовой части трудовой пенсии и иных социальных выплат, на выплату доплат к пенсиям членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Выбытие средств со счета: перечисление средств на выплату пенсий, доплат и иных социальных выплат территориальным органам ПФр (УПФр) и организациям, осуществляющим доставку пенсий; перечисление субсидий бюджетам субъектов по компенсационным выплатам отдельным категориям граждан и на мероприятия в области социальной политики и социальной помощи.

На 4-й (расходный) счет ОПФр поступают средства на содержание региональных и территориальных органов ПФр. Выбытие средств со счета осуществляется на финансирование УПФр

и осуществление расходов на содержание ОПФр.

Анализ движения денежных средств ПФр и его региональных органов в части пенсионного обеспечения, расходов на содержание органов и инвестирование средств накопительной части трудовой пенсии показывает, что существующий порядок движения денежных средств усложняет и затрудняет получение оперативной и актуальной информации о финансовых ресурсах ПФр, «распыляет» средства бюджета фонда.

Для повышения эффективности управления средствами бюджета ПФр необходимо создание механизмов, обеспечивающих их оптимальное управление.

Одним из инструментов, обеспечивающих оптимальное управления средствами бюджета, на наш взгляд, является технология единого счета бюджета (ЕсБ) ПФр, при котором все средства, поступающие в бюджет ПФр, сразу становятся доступны для проведения операций по исполнению бюджета, аналогично единому казначейскому счету при исполнении федерального бюджета. ЕсБ позволит повысить эффективность управления ликвидностью счета ПФр.

Эффективным управлением ликвидностью единого счета бюджета ПФр является безусловное и своевременное выполнение Фондом публичных обязательств посредством обеспечения платежеспособности по расчетам, что предполагает определенную зависимость между активами и обязательствами Фонда как в текущем периоде, так и в перспективе в тесной взаимосвязи с оптимальными затратами на их осуществление.

технология исполнения ЕсБ наиболее оптимальна и реальна к быстрому внедрению при передаче функций по организации кассового обслуживания исполнения бюджета ПФр органам Федерального казначейства. На 1 июля 2008 г. оно обслуживало около 32 тыс. получателей средств федерального бюджета, свыше 2,5 тыс. главных распорядителей, распорядителей средств федерального бюджета и администраторов поступлений; осуществляло кассовое обслуживание 83 бюджетов субъектов рФ, а также более 23 тыс. муниципальных бюджетов.

Возможная модель функционирования ЕсБ ПФр представлена на рис. 4, 5. Федеральное казначейство имеет большой опыт работы по кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета и бюджетов других уровней, современную материально-техническую базу, кадровый потенциал.

При переходе на кассовое обслуживание исполнения бюджета ПФр в Федеральное казначейство текущие счета, открытые ПФр и его региональными и территориальными органами в подразделениях сети Банка россии и в кредитных организациях, должны быть закрыты.

ПФр должен открыть один (единый) счет бюджета, управление средствами которого должен осуществлять орган управления ПФр (см. рис. 4, 5).

Все кассовые операции по исполнению бюджета ПФр должны осуществляться органами Федерального казначейства (далее — орган кассового обслуживания) от имени и по поручению органа управления ПФр. При этом сам ПФр должен исполнять следующие функции: уполномоченного органа управления; органа, организующего исполнение бюджета (ООиБ); главного администратора (ГлДЦ) и администратора доходов (ДД) бюджета; главного администратора (ГлДИФ) и администратора источников финансирования дефицита бюджета (ДИФ); главного распорядителя (ГрСБ); распорядителя (рСБ) и получателя средств бюджета (ПСБ) ПФр. Функции главного администратора бюджета ПФр

Управление Федерального казначейства

ООИБ (ОПФР, ПФР) АД (ОПФР, ПФР) СФУБ ПФР

ГлАД бюджета ПФР

Рис. 4. Модель функционирования ЕСБ по формированию доходной части бюджета ПФр.

выполняют также Федеральная налоговая служба (ФНС), администраторов доходов — территориальные органы управления ФНС в субъектах рФ.

на наш взгляд, управление средствами единого счета бюджета ПФр уполномоченному органу ПФр целесообразно централизовать и закрепить за органом, организующим исполнение бюджета, а именно за Службой финансового управления бюджетом (СФУБ), на которую могут быть возложены следующие функции:

- обеспечение возможности свободного использования денежных средств для выполнения финансовых обязательств в пределах утвержденных объемов финансирования и бюджетных ассигнований по принятым публичным обязательствам и доведенным лимитам бюджетных обязательств до региональных и территориальных органов ПФр;

- обеспечение полного и своевременного осуществления выплат пенсий и иных социальных выплат в условиях неопределенности числа получателей, размера и срока выплат;

- управление операциями единого счета бюджета;

- обеспечение краткосрочных заимствований при кассовых разрывах;

- разработка параметров управления ликвидностью единого счета включая формирование резерва денежных средств;

- управление временно свободными остатками средств путем получения дополнительных доходов от их возможного размещения на финансовом рынке;

- кассовое планирование потоков денежных средств на едином счете бюджета;

- формирование консолидированной отчетности по исполнению бюджета ПФр.

Информационный обмен между ПФр и ФК может осуществляться в электронном виде с применением средств электронной цифровой подписи.

Функциями Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета ПФр должны стать:

- доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования до региональных и территориальных органов ПФр;

- контроль и учет бюджетных обязательств;

- осуществление операций по поступлению и выбытию средств ЕСБ;

- проведение и учет операций по кассовым выплатам из бюджета в пределах остатка средств на едином счете бюджета;

ФИНДНСЫ и кредит

Пенсионеры и иные получатели социальных выплат

Агенты, поставщики, подрядчики и другие получатели

Счет по учету средств ПФР

Организации, осуществляющие доставку пенсий и иных социальных выплат

Бюджеты другого уровня

ООИБ РСБ ПСБ АИФ

ПСБ АИФ ГРБС ГлАИФ ООИБ СФУБ

кассовые выбытия, кассовые поступления,

Рис. 5. Модель функционирования ЕСБ по функционированию расходной части бюджета ПФР:

- осуществление возвратов средств с ЕСБ;

- обработка поступлений и доведение до администраторов доходов сведений о поступлениях текущего операционного дня;

- учет средств, поступающих во временное распоряжение органов ПФР;

- обеспечение органов ПФР наличными средствами;

- представление информации ПФР и его региональным и территориальным органам в день получения банковской выписки по единому счету бюджета о кассовых поступлениях и выплатах по каждому платежному документу;

- предоставление органу управления ПФР сводной информации по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета за месяц и нарастающим итогом с начала года;

- формирование отчетности о кассовом исполнении бюджета ПФР.

Кассовое обслуживание исполнения бюджета ПФР Федеральным казначейством для бюджета Пенсионного фонда должно быть бесплатным, все затраты по обеспечению функционирования ЕСБ ПФР должны осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделенных на содержание Федерального казначейства.

На органы Федерального казначейства при такой модели ложится существенный объем работы по ведению ЕСБ ПФР, которые предоставляют ПФР

свои информационные, телекоммуникационные, кадровые и иные ресурсы в рамках кассового обслуживания исполнения бюджета ПФР.

Внедрение единого счета бюджета ПФР и передача кассового обслуживания исполнения бюджета ПФР Федеральному казначейству, на наш взгляд, обеспечит:

- сосредоточение средств бюджета ПФР на едином счете бюджета;

- централизацию учета поступлений и выбытие денежных средств бюджета ПФР, повысит актуальность информации об их объемах ввиду резкого увеличения скорости ее получения;

- предоставление органу управления ПФР ежедневной информации о движения средств бюджета, включая операции по их расходованию региональными и территориальными органами ПФР;

- повышение эффективности управления средствами бюджета ПФР при сокращении необходимости в краткосрочных заимствованиях на внутренних финансовых рынках;

- оптимизацию потоков средств бюджета, их сохранность и сокращение сроков их прохождения до конечных получателей;

- повышение доходной составляющей ПФР за счет размещения временно свободных средств на банковских депозитных счетах;

- экономию финансовых и трудовых ресурсов ПФР на создание и функционирование собственного механизма кассового обслуживания единого счета;

- внедрение единой системы электронного документооборота.

Внедрение технологии ЕСБ ПФР также позволит: усовершенствовать систему прогнозирования и моделирования денежных потоков; перманентно осуществлять мониторинг состояния единого счета бюджета; более качественно и эффективно управлять денежными средствами государственного внебюджетного Пенсионного фонда РФ.

1. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» .

2. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Читайте также: