Соц отчисления пенсионеров по выслуге лет в рк

После окончания трудовой деятельности граждане рассчитывают на помощь государства. Качество заботы о пенсионерах зависит от правильного планирования бюджета страны. При этом каждому человеку важно знать права, которые прописаны в документе «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Давайте подробнее рассмотрим суть закона и его важные составляющие.


Фото: ur.kz: Original

Закон РК «О пенсионном обеспечении»: общая информация

Документ «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» включает вопросы, касающиеся пенсионных выплат, и задачи государственных органов по их назначению и начислению. Действующая редакция вступила в силу 21 июня 2013 года.

Интересно, кто имеет право получать пенсию от государства в РК? В первую очередь это граждане Казахстана. Также к этой категории относят иностранцев или лиц без гражданства, которые постоянно проживают на территории государства.


Пенсия в Казахстане: основные изменения 2019 года

Законы РК включают определенные гарантии получения выплат, которые распространяются на граждан, вышедших на пенсию до 1 января 1998 года. Кроме того, основная помощь полагается при:

  1. Достижении пенсионного возраста, с выплатами, назначенными до 1 июля 2018 года.
  2. Выслуге лет (пенсия назначена до 1 января 2016 года).
  3. Наличии десятилетнего стажа участия в пенсионной системе.

Что входит в стаж? Основные выплаты базируются на таких пунктах:

  • трудовом стаже, полученном до 1 января 1998 года;
  • времени, в течение которого средства отчислялись в пенсионный фонд;
  • декретном отпуске до 3-х лет или уходе за ребенком-инвалидом до 16 лет;
  • времени службы в армии или военных подразделениях;
  • времени проживания (не более 10 лет) супругов военнослужащих, дипломатов на территории, где нет возможности работать по специальности.


Пенсионные отчисления: новые правила

Помощь выдается из бюджетных средств. Пенсионный возраст в Казахстане не распространяется на людей, которые по долгу службы находятся на пожизненном обеспечении государства: судьи, военные, сотрудники правоохранительных органов.

Для всех, кто трудом зарабатывал будущую пенсию, остро стоит вопрос о сохранности активов. Для этого в Законе «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» прописаны отдельные пункты, которые указывают на регуляцию деятельности накопительных фондов. В сферу действия правительства Казахстана входит:

  • организация и разработка политики пенсионных выплат;
  • начисление и перевод пенсионных взносов;
  • утверждение правил работы с накоплениями;
  • ликвидация или создание фонда пенсионных накоплений.

Новый закон о пенсии в Казахстане: проведение пенсионных выплат

Давайте разберемся, кому же положена пенсия. Выше уже описано предоставление базовых выплат, но отчисления также проводятся с оглядкой на пенсионный возраст РК. Интересно, что в 2001 году мужчины могли рассчитывать на выплаты с 63 лет, а женщины — с 58 лет. Сегодняшние реалии таковы, что в 2020 году женщины будут получать пенсию с 59,5 лет, а уже к 2027 году эта планка поднимется до 63 лет.


Повышение пенсии в Казахстане в 2019 году: расчеты


Фото: pixabay.com: UGC

Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» с изменениями и дополнениями имеет исключения для людей, проживающих (более пяти лет) в местах радиационного риска. В таком случае мужчины могут рассчитывать на выплаты с 50 лет, а женщины — с 45 лет. Если гражданка — многодетная мать (от 5 детей), тогда уходит на пенсию в 53 года.

В полном объеме пенсионное обеспечение РК предоставляется:

  • мужчинам с 25-летним трудовым стажем на 1 января 1998 года;
  • женщинам с 20-летним стажем на 1 января 1998 года.

А вот неполные выплаты, которые являются долей от полной пенсии, начисляются пропорционально трудовому стажу. Ее могут получать те, чье время работы начинается от шести месяцев. Подтвердит наличие стажа трудовая книжка или архивные выписки из отдела кадров предприятия с указанием периода работы. Назначение выплат проводится так:


Начисление пенсий женщинам в Казахстане: размер, правила расчета

  1. Необходимо написать заявление и приложить документы (услугу предоставляет сайт электронного правительства).
  2. Пенсионные выплаты назначат не позднее, чем через восемь дней, после принятия заявления.

Закон РК предусматривает пункты, регламентирующие выплаты пенсии. Каждый обязан знать свои права и успешно их использовать. Нужно понимать, что базовая и выплата по возрасту приходит за текущий месяц. Работающий пенсионер имеет те же права на получение средств, что и все остальные.

Чтобы получать выплаты, нужно заключить пенсионный договор. Если пенсию вам назначили, но вы ее не получали какое-то время, то средства выплатят. О днако сумму составят выплаты за последние три года. А если вы не получали пенсию по вине организации, назначающей выплаты, тогда вам обязаны вернуть всю сумму за просроченное время.


Базовая пенсия в Казахстане: подробности реформы

Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»: выплаты и финансы

За годы официальной работы каждый гражданин делает отчисления в единые и добровольные накопительные фонды. В первом случае суммы выделяются за счет обязательных отчислений в фонд согласно договору. Подобные пенсионные отчисления РК могут получать граждане, хранившие накопления в этих фондах, а также которые:

  1. Накопили достаточно, чтобы получать сумму не меньше минимальной пенсии.
  2. Выехали из страны, но предоставили документы о факте выезда.

Если гражданин умер, тогда его накопления переходят в качестве наследства в соответствии с законом.

Получать средства из профессиональных или добровольных пенсионных фондов могут граждане, которые:


Пенсионная реформа в Казахстане

  1. Достигли 50-ти лет и делали взносы не менее 16-ти месяцев.
  2. Имеют инвалидность 1 и 2 группы.
  3. Уехали из страны, предоставив соответствующие документы.

Если вы хотите получать выплаты по страховке или думаете, соглашаться ли на условия страховой компании, необходимо знать особенности закона. Чтобы получать доход, нужно не только заключать договор с пенсионным фондом, но и со страховой фирмой. Выплаты по страховке можно получать все время, если имеете достаточно пенсионных накоплений.


Фото: pixabay.com: UGC

Закон о пенсии в Казахстане: выплаты отдельным категориям граждан

Пенсионная реформа в Казахстане не обходит граждан, которые верой и правдой служили государству. Поэтому выплаты за выслугу лет полагаются:

  • военнослужащим, работникам правоохранительных органов с выслугой на службе;
  • работникам с 20-летним трудовым стажем, 12 из которых посвящены государственной службе.


Пенсионные накопления в Казахстане: как оформить и получить

Суммы выплат формируются в размере 50% от содержания и могут увеличиваться каждый год в зависимости от трудового стажа. Вот как происходит начисление и выплата средств:

  1. Пенсия начисляется со дня увольнения или после приема заявления.
  2. Средства поступают за текущий месяц до конца жизни или выезда из страны.

Всем, кто находится на государственном обеспечении, выплаты производятся в размере 30% от общей суммы. Пособия по инвалидности поступают из бюджета и не могут быть меньше минимальной пенсии.

Теперь вы в курсе особенностей закона и можете использовать его в свою пользу.




Что такое пенсия

Условия назначения пенсии за выслугу лет

Этот вид пенсии, согласно федеральному законодательству, доступен следующим категориям:

  • федеральные государственные гражданские служащие;
  • военнослужащие;
  • граждане из числа космонавтов;
  • граждане из числа работников летно-испытательного состава.

- Этот вид пенсий каждой из указанной категорий может быть назначен при соблюдении определенных условий. О каждом из них следует говорить отдельно, - делится Ирина Рыжук.

Также соответствующие надбавки могут получить медики и педагоги.

Так, пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим назначается при соблюдении трех условий:

1. Наличие стажа государственной гражданской службы. Его продолжительность для назначения пенсии в соответствующем году определяется согласно приложению к ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ":

  • в 2020 году - стаж для назначения пенсии за выслугу лет 17 лет;
  • в 2021 - 17 лет 6 месяцев;
  • 2022 - 18 лет;
  • 2023 - 18 лет 6 месяцев;
  • 2024 - 19 лет;
  • 2025 - 19 лет 6 месяцев;
  • 2026 и последующие годы - 20 лет.

2. Замещение должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев;

3. Увольнение с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 ч. 1 ст. 33, п. п. 1, 8.2 и 8.3 ч. 1 ст. 37, п. п. 2 - 4 ч. 1 и п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

- Пенсия за выслугу лет федеральным гражданским служащим, как правило, устанавливается к страховой пенсии по старости и инвалидности и выплачивается одновременно с ней, - объясняет Рыжук. - Также граждане этой категории, расторгнувшие служебный контракт по своей инициативе, имеют право на подобную пенсию до приобретения права на страховую пенсию по старости или инвалидности при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

Пенсия за выслугу лет военнослужащим полагается:

    людям, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов, либо по контракту в качестве солдат, матросов сержантов и старшин ВС РФ, Объединенных ВС Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы РФ, во внутренних и в железнодорожных войсках, в Росгвардии РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах ФСБ и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах СК РФ, органах государственной охраны, других воинских формированиях РФ;

офицерам, прапорщикам и мичманам, проходившим военную службу в ВС, войсках и органах Комитета государственной безопасности, во внутренних и в железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР;

лицам, проходившим службу в органах внутренних дел РФ, бывшего СССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Росгвардии.

Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет:

  • увольнение с военной или иной указанной службы;
  • наличие ко дню увольнения выслуги 20 и более лет.

- Если требуемая полная выслуга на пенсию у военнослужащих отсутствует, то право на ее получение возникает только при увольнении со службы по достижении 45-летнего возраста и наличии общего трудового стажа в 25 лет и более, из которых не менее 12 с половиной лет составляет военная и иная, засчитываемая в специальный стаж, служба, - говорит юрист.

Коллеги рекомендуют(сортировка по просмотрам):


Вашим коллегам были интересны эти материалы в последние шесть месяцев:

В соответствии со статьей 8 Закона РК от 25 апреля 2003 года №405 «Об обязательном социальном страховании» , обязательному социальному страхованию подлежат работники, самостоятельно занятые лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РК и осуществляющих деятельность, приносящую доход на территории РК, за исключением лиц, достигших возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».

Таким образом, для физических лиц, являющихся пенсионерами по выслуге лет, необходимо исчислять социальные отчисления.

С 2020 года утвержден Закон «Об обязательном социальном страховании» от 26 декабря 2019 года № 286-VІ, которым признан утратившим силу ранее применяемый Закон от 25 апреля 2003 года № 405.

С 01.01.2020 года норма по освобождению от уплаты социальных отчислений лиц, достигших пенсионного возраста, установлена статьей 7 Закон «Об обязательном социальном страховании» от 26 декабря 2019 года № 286-VІ :
"Лица, достигшие возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", не подлежат обязательному социальному страхованию".

Пенсионерами по выслуге лет являются следующие граждане:

  • военнослужащие (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудники специальных государственных и правоохранительных органов;
  • имеющие выслугу на воинской службе, службе в специальных правоохранительных органах, государственной фельдъегерской службе не менее двадцати пяти лет и достигшие предельного возраста на службе при увольнении со службы;
  • имеющие выслугу на воинской службе, службе в специальных государственных и правоохранительных органах, государственной фельдъегерской службе не менее двадцати пяти лет, уволенные по сокращению штатов или собственному желанию или состоянию здоровья;
  • имеющие общий трудовой стаж двадцать пять и более лет, из которых не менее двенадцати лет и шести месяцев составляют непрерывная воинская служба, служба в специальных государственных и правоохранительных органах, государственная фельдъегерская служба.

Для исчисления социальных отчислений для перечисленных категорий граждан в рамках типовых конфигурации необходимо выполнить следующие настройки.

  • БК, ред 2.0
  • ЗУП, ред 2.0
  • УТП
  • УПП
  • БК, ред 3.0
  • ЗУП, ред 3.0
  • ERP
  • КА

Если физическое лицо является пенсионером по выслуге лет, то для таких физических лиц не нужно удерживать пенсионные взносы. Для этого в форме Гражданство физического лица элемента справочника Физические лица необходимо установить признак Не имеет право на пенсионное обеспечение. Также эти данные можно просмотреть и скорректировать через регистр сведений Гражданство физических лиц.

Обращаем внимание, что в форме Сведения о пенсионном обеспечении карточки физического лица признак Пенсионер не устанавливается. Данный признак устанавливается только в случае, если физическое лицо достигло пенсионного возраста.

Если физическое лицо является пенсионером по выслуге лет, то для таких физических лиц не нужно удерживать пенсионные взносы. Для этого в форме Гражданство физического лица элемента справочника Физические лица необходимо установить признак Не имеет право на пенсионное обеспечение. Также эти данные можно просмотреть и скорректировать через регистр сведений Гражданство физических лиц.

Обращаем внимание, что в форме Сведения о пенсионном обеспечении карточки физического лица признак Пенсионер не устанавливается. Данный признак устанавливается только в случае, если физическое лицо достигло пенсионного возраста.

Если физическое лицо является пенсионером по выслуге лет, то для таких физических лиц не нужно удерживать пенсионные взносы. Для этого в форме Гражданство физического лица элемента справочника Физические лица необходимо установить признак Не имеет право на пенсионное обеспечение. Также эти данные можно просмотреть и скорректировать через регистр сведений Гражданство физических лиц.

Обращаем внимание, что в форме Сведения о пенсионном обеспечении карточки физического лица признак Пенсионер не устанавливается. Данный признак устанавливается только в случае, если физическое лицо достигло пенсионного возраста.

Если физическое лицо является пенсионером по выслуге лет, то для таких физических лиц не нужно удерживать пенсионные взносы. Для этого в форме Гражданство физического лица элемента справочника Физические лица необходимо установить признак Не имеет право на пенсионное обеспечение. Также эти данные можно просмотреть и скорректировать через регистр сведений Гражданство физических лиц.

Обращаем внимание, что в форме Сведения о пенсионном обеспечении карточки физического лица признак Пенсионер не устанавливается. Данный признак устанавливается только в случае, если физическое лицо достигло пенсионного возраста.

Если физическое лицо является пенсионером по выслуге лет, то для таких физических лиц не нужно удерживать пенсионные взносы. Для этого в форме Гражданство физического лица элемента справочника Физические лица необходимо установить признак Не имеет право на пенсионное обеспечение. Также эти данные можно просмотреть и скорректировать через регистр сведений Гражданство физических лиц.

Обращаем внимание, что в форме Сведения о пенсионном обеспечении карточки физического лица признак Пенсионер не устанавливается. Данный признак устанавливается только в случае, если физическое лицо достигло пенсионного возраста.

Если физическое лицо является пенсионером по выслуге лет, то для таких физических лиц не нужно удерживать пенсионные взносы. Для этого в форме редактирования данных о пенсионном обеспечении, открываемой по кнопке Прочие сведения карточки физического лица, следует установить признак Пенсионер по выслуге лет.

Если физическое лицо является пенсионером по выслуге лет, то для таких физических лиц не нужно удерживать пенсионные взносы. Для этого в форме редактирования данных о пенсионном обеспечении, открываемой по кнопке Прочие сведения карточки физического лица, следует установить признак Пенсионер по выслуге лет.

Если физическое лицо является пенсионером по выслуге лет, то для таких физических лиц не нужно удерживать пенсионные взносы. Для этого в форме редактирования данных о пенсионном обеспечении, открываемой по кнопке Прочие сведения карточки физического лица, следует установить признак Пенсионер по выслуге лет.

При автоматическом расчете налогов, взносов и отчислений для физических лиц с данными настройками, пенсионные взносы удерживаться не будут, а расчет социальных отчислений будет выполняться в соответствии с установленными нормами текущего законодательства РК.

Добавлено спустя 49 минут 16 секунд:

3-1. От уплаты обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды освобождаются лица, имеющие инвалидность первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно.

Добавлено спустя 1 минуту:

В нашем местном карагандинском отделении ГЦВП на словах говорят, что да, изменений в законодательстве никаких не было.
Но изменилась "позиция" Минтруда и соцзащиты. Причем изменилась она именно с ноября 2010 года.
Теперь "неполные пенсионеры МВД" в целях начисления соцотчислений тоже признаются пенсионерами, т.е. наравне с пенсионерами по возрасту.
И социальные отчисления по ним перечисляться не должны.

Что делать с предыдущими периодами - никто не знает. :%):
Все упирается в то, что в законодательстве они ни буквы не изменили, на основании чего можно было бы играть по "новым правилам" именно с ноября 2010 года. А если их "позиция" распространяется на все время существования Закона об обязательном социальном страховании? Это же аж с 2004 года! Все пересчитывать? Оформлять "возвраты"? Менять налоговую отчетность?

У меня клиенты написали им официальный запрос полмесяца назад, но ответа нет. Да и если будет, то не факт, что официально они просто не отпишутся с цитированием пунктов НПА. Хотя в запросе я попросила девочку написать "с какого точно месяца действует данная норма по неначислению пенсионерам МВД СО".

А с соцотчислениями? В том же "Законе об ОСС" такой нормы вообще нет - стажа.
Значит, соцотчисления мы со всех пенсионеров МВД не платим? И со стажем, и без стажа.
Т.е. у нас, выходит, даже будут работники, по которым мы уплачиваем ОПВ, но не перечисляем СО.

Но с октября-ноября 2010 года позиция ГЦВП по этому поводу изменилась.
При этом внесения изменений в законодательные акты никаких не было. Писем НК или МТиСЗ тоже не было.
Но в ГЦВП теперь считают, что в Законе о соцстрахованиии под словом "пенсионеры" подразумеваются ВСЕ, кто получает пенсионные выплаты согласно Закона о пенсионном обеспечении, в т.ч. получающие пенсионные выплаты как в полном, так и в неполном объеме, согла ст. 60 и 61 Закона о Пенсионном обеспечении.

Добавлено спустя 3 минуты 6 секунд:

______________________________________________________________________подтверждает,
(наименование плательщика)
что при перечислении обязательных пенсионных взносов были допущены ошибки в реквизитах вкладчиков в следующих платежных поручениях:

№ платежного поручения Дата платежного поручения Референс платежного поручения Индивидуальная сумма вкладчика Ф.И.О. и дата рождения (неправильные реквизиты вкладчика)
Считать действительным
СИК____________________________________________________________
Ф.И.О.__________________________________________________________
Дата рождения___________________________________________________
Первый руководитель_____________________________________(Ф. И. О.)
(подпись)
Главный бухгалтер________________________________________(Ф. И. О.)
(подпись)

Добавлено спустя 25 секунд:

и социальные:
"22. Возврат суммы социальных отчислений, излишне уплаченных плательщиком в Фонд, производится Фондом на основании заявления плательщика, если же суммы излишне перечислены по вине банка плательщика (дважды и более раз сняты со счета), то возврат производится на основании заявления банка плательщика.
23. Возврату подлежат социальные отчисления, излишне перечисленные на счет Фонда:
плательщиком или банком плательщика, два и более раз на основании одного или нескольких платежных поручений;
в формате платежного поручения МТ-102, в списочной части которого допущены ошибки в суммах участников:
излишне начисленные на доходы, полученные уволенными работниками авансом, подлежащие возврату получателями;
счетные и механические ошибки в списке участников системы обязательного социального страхования;
излишне уплаченные социальные отчисления за работающих пенсионеров.
25. Возврат ошибочных платежей, переведенных в Фонд, осуществляется в следующем порядке:
заявление на возврат излишне уплаченных социальных отчислений по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам подается плательщиком (банком плательщика) в структурное подразделение Центра (районное/городское);
в случае допущения ошибок в списках участников системы обязательного социального страхования, за которых производились социальные отчисления, к заявлению прилагается справка-подтверждение по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;
плательщики, осуществляющие уплату обязательных социальных отчислений наличными деньгами, прилагают к справке-подтверждению копию платежного документа об уплате социальных отчислений;
Центром в течение трех банковских дней проверяется факт зачисления социальных отчислений, заявление направляется в Фонд с приложением подтверждения всех реквизитов по данному платежу;
Фонд после обработки заявлений формирует платежное поручение формата МТ-100 и осуществляет перечисление денег в течение трех банковских дней на счет Центра для последующего перечисления их плательщику. Фонд в тот же день передает в Центр реестр плательщиков с указанием банковских реквизитов плательщика, фамилий, имен, отчеств участников и суммы возврата по ним. По суммам, не подлежащим возврату, Фонд передает в Центр решение об отказе с указанием причины;
на основании реестра Фонда Центр формирует платежное поручение в формате МТ-102 и перечисляет плательщику сумму излишне зачисленных социальных отчислений в течение трех банковских дней;
плательщик получает информацию о причине отказа на возврат сумм социальных отчислений через подразделения Центра;
Центр списывает с индивидуальных счетов участников возвращенные суммы;
Центр после возврата излишне зачисленных сумм уведомляет Фонд об исполнении решения;
Приложение 1 к Правилам
исчисления и перечисления
социальных отчислений
Руководителю акционерного общества
«Государственный фонд социального страхования»
______________________________________________

От _________________________________________________________________
(наименование плательщика социальных отчислений или банка плательщика)
Прошу произвести возврат суммы ошибочных (излишних) социальных отчислений на
___________________________________________________________________________________________
(указать Ф.И.О., СИК, РНН участников системы обязательного социального страхования)
перечисленных платежным поручением № ___ от ______________, референс, общая сумма
________________, сумма возврата ___________________________
Корректировка последующими платежами невозможна ввиду того, что
_________________________________________________________________________
(указать причину, по которой требуется возврат, к примеру, сотрудник уволен, механическая ошибка,
ошибка банка и т.д.)
Возврат просим произвести по следующим реквизитам: _________________
_________________________________________________________________________
(указываются полные данные предприятия, все банковские реквизиты)
Приложения: копия платежного поручения, копия списка участников обязательного социального
страхования, в сумме и реквизитах которых допущены ошибки, копия приказа об увольнении.

Подписи:
Руководитель
Главный бухгалтер
М.П.

Ситуация следующая.
Написали они два письма, как я говорила.
Подробно под моим контролем сформулировали вопросы.
- Кто подразумевается под термином "пенсионер" и каким НПА это регламентировано
- Надо ли работникам, получающим пенсионные выплаты по выслуге лет, начислять соцотчисления
- Если изменился принцип начисления СО, то с какого периода он изменился.

Ну и в результате - как не формулируй вопрос, результат наших чиновников предсказуем: в письме на запрос в МТиСЗ пришел ответ, что данный вопрос находится в компетенции Налоговых органов. А из Налоговой пришел ответ, в котором было всего две цитаты.
Первая цитата из Закона о соцстрахования, что "обязательному социальному страхованию подлежат работники, за исключением работающих пенсионеров, самостоятельно занятые лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан и осуществляющих деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан."
Вторая цитата из Налогового Кодекса, что "Срок исковой давности по налоговому обязательству и требованию составляет пять лет."
И все. Ни единого слова собственного текста разъяснений.

Т.е. все, как обычно - мы вам ничего не скажем, даже если вы честно хотите соблюдать нормы законодательства, кувыркайтесь, как хотите, а мы потом придем к вам с проверкой и в любом случае оштрафуем, т.к. в НПА эта норма прописана неясно.

А все упирается в то, что ни в одном НПА (!) не регламентирован термин "Пенсионер".
Т.е. нет нигде пункта типа "Пенсионер - физическое лицо, которое. " и т.д.
Поэтому раньше в целях СО они считали пенсионерами только тех, кто достиг пенсионного возраста.
А теперь - всех, кто получает хоть какие-то выплаты из Пенсионного центра.

В результате я очередной раз порадовалась за себя, что я не бухгалтер, обязанный принимать решения, а всего лишь программист.
Включила в алгоритм исчисления переключатель настройки "Начислять / Не начислять", поставила переключатель "по-умолчанию" в положение "Не начислять" и разослала с разъяснениями ситуации.

Добавлено спустя 3 минуты 44 секунды:

Излишнее начисление соцотчислений влечет за собой только увеличение сумы социального налога.
И, как следствие, сделать надо будет следующее
а) уменьшить начисленные суммы начисленных соцотчислений
б) увеличить начисленные суммы социального налога
в) корректировка налоговой отчетности Ф200.00 (а по старым годам Ф201.00 и Ф600.00), Ф100.00 (корректировка Ф100.00 будет только в части +- в полях "налоги на вычет" и "взносы в ГФСС")

Posted after 46 seconds:

. блин, печатаю одной рукой, начаянно отправилось.
продолжаю.

Posted after 6 minutes 21 seconds:

г) оформить возвраты излишне уплаченных взносов соцстрахования из ГЦВП
д) допатить недоимку по соцналогу
е) уплатить возникшую пеню по соцналогу

Ну вот вроде и все.
Мороки много, не спорю.
Но тех страшилок, чем вас напугали, это все не влечет.


Дата публикации 04.12.2020

29.05.2018

1. Налоги с зарплаты работника и владельца ИП и ТОО

Налоги с зарплаты работника и владельца ИП и ТОО

Льгота по Индивидуальному Подоходному Налогу (ИПН)

Как Вам известно, с 1 января 2019 года в Налоговый Кодекс Республики Казахстан были внесены изменения в частности был добавлен пп. 49) пункта 1 статьи 341. Согласно этому пункту при расчете индивидуального подоходного налога предусмотрена корректировка облагаемого дохода работника в размере 90% в случае, если доход работника не превышает 25 МРП (63 125 тенге). В настоящее время, при определении объекта обложения для налогов, взносов, отчислений с заработной платы, требуется исключать доходы, указанные в пункте 1 статьи 341 НК РК, в том числе пп. 49) пункта 1 статьи 341 НК РК.

То есть корректировка в соответствии с действующим законодательством должна выполняться не только при расчете индивидуального подоходного налога, но и при расчете социального налога, обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, социальных отчислений, отчислений на ОСМС.
Однако, в настоящее время на рассмотрении в правительстве находятся проекты постановлений, предусматривающих исключение из правил исчисления пенсионных взносов и социальных отчислений нормы, гласящей о уменьшения налогооблагаемого дохода на сумму корректировки.
Текущая редакция постановлений предусматривает ретроспективное введение этих норм с 01 января 2019 года вне зависимости от сроков принятия данных постановлений.
В связи с этим, мы считаем необходимым уже сейчас вести учет обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений без применения описываемых корректировок. Именно так настроены наши калькуляторы и подсчет заработной платы в разделе «Расчеты и выплаты» в Вашем личном кабинете my.mybuh.kz.


ТОО на ОУР
Статус работника ИПН СН СО ОПВ ОСМС Льгота по ИПН (вычет)
обычный 10% 9,5% 3,5% 10% 1,5% да
пенсионер 10% 9,5% нет нет нет да
инвалид 3 гр нет 9,5% 3,5% 10% нет нет
Инвалид 3 гр с ЗП > 75МЗП* 10% 9,5% 3,5% 10% нет да
Иностранец без вида на жит.(резидент ЕАЭС)
10% 9,5% 3,5% нет 1,5% нет
Иностранец с видом на жит. (резидент ЕАЭС)
10% 9,5% 3,5% 10% 1,5% да
Иностранец без вида на жительство
10% 9,5% нет нет нет нет
ТОО на УСН
Статус работника ИПН СН СО ОПВ ОСМС Льгота по ИПН (вычет)
обычный 10% нет 3,5% 10% 1,5% да
пенсионер 10% нет нет нет нет да
инвалид 3 гр нет нет 3,5% 10% нет нет
Инвалид 3 гр с ЗП > 75МЗП* 10% нет 3,5% 10% нет да
Иностранец без вида на жит.(резидент ЕАЭС)
10% нет 3,5% нет 1,5% нет
Иностранец с видом на жит.(резидент ЕАЭС)
10% нет 3,5% 10% 1,5% да
ИП на УСН
Статус работника ИПН СН СО ОПВ ОСМС Льгота по ИПН (вычет)
Владелец ИП нет нет 3,5% 10% нет нет
обычный 10% нет 3,5% 10% 1,5% да
пенсионер 10% нет нет нет нет да
инвалид 3 гр нет нет 3,5% 10% нет нет
Инвалид 3 гр с ЗП > 75МЗП* 10% нет 3,5% 10% нет да
Иностранец без вида на жит. 10% нет 3,5% нет 1,5% нет
Иностранец с видом на жит. 10% нет 3,5% 10% 1,5% да
ИП на ОУР
Статус работника ИПН СН СО ОПВ ОСМС Льгота по ИПН (вычет)
Владелец ИП нет 2МРП 3,5% 10% нет нет
обычный 10% 1МРП 3,5% 10% 1,5% да
пенсионер 10% 1МРП нет нет нет да
инвалид 3 гр нет 1МРП 3,5% 10% нет нет
Инвалид 3 гр с ЗП > 75МЗП* 10% 1МРП 3,5% 10% нет да
Иностранец без вида на жит. (резидент ЕАЭС) 10% 1МРП 3,5% нет 1,5% нет
Иностранец с видом на жит. (резидент ЕАЭС) 10% 1МРП 3,5% 10% 1,5% да

* - Если суммарная зарплата инвалида 3 группы за период с 1 января по дату начисления зарплаты превышает 75 МЗП, то обложение налогами происходит по общей схеме, как у обычного работника

Авторские материалы, основанные на действующих нормативно-правовых актах Республики Казахстан.

Кто является плательщиком социального налога (далее - СН)?

Статья 482 НК РК:

1. Плательщиками социального налога являются:

1) индивидуальные предприниматели

2) лица, занимающиеся частной практикой

3) юридические лица-резиденты Республики Казахстан, если иное не установлено пунктом 3 настоящей статьи

4) юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянные учреждения

5) юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность через структурное подразделение, которое не приводит к образованию постоянного учреждения

*Мы поговорим о юридических лицах-резидентах, к которым относятся государственные учреждения и предприятия РК

Что является объектом налогообложения?

Статья 484 НК РК

п.2. Объектом налогообложения для плательщиков, указанных в подпунктах 3), 4) и 5) пункта 1 статьи 482 настоящего Кодекса, являются расходы:

1) работодателя по доходам работника, указанным в пункте 1 статьи 322 настоящего Кодекса (в том числе расходы работодателя, указанные в подпунктах 20), 23) и 24) пункта 1 статьи 644 настоящего Кодекса)

2) налогового агента по доходам иностранного персонала, указанного в пункте 7 статьи 220 настоящего Кодекса

Что подлежит исключению из объекта налогообложения при расчете СН?

п.3. Из объекта налогообложения исключаются:

1) обязательные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд в соответствии с законодательством Республики Казахстан

2) взносы на обязательное социальное медицинское страхование в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обязательном социальном медицинском страховании

3) доходы, установленные в пункте 1 статьи 341 настоящего Кодекса, за исключением доходов, установленных в подпункте 10) пункта 1 статьи 341 настоящего Кодекса, а также доходов, установленных в подпункте 53) пункта 1 статьи 341 настоящего Кодекса в части доходов работников, являющихся гражданами Республики Казахстан

4) доходы, установленные в подпункте 10) пункта 1 статьи 654 настоящего Кодекса

5) выплаты, производимые за счет средств грантов. Положения настоящего подпункта применяются, если выплаты производятся в соответствии с договором (контрактом), заключенным с грантополучателем либо с исполнителем, назначенным грантополучателем для осуществления целей (задач) гранта

Какие особенности существуют при исчисления СН?

п.4. Ст. 484 НК РК. В случае если объект налогообложения, указанный в пункте 2 настоящей статьи, определенный с учетом пункта 3 настоящей статьи, составляет за календарный месяц сумму от одного тенге до минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на первое число этого календарного месяца, то объект налогообложения определяется исходя из такого минимального размера заработной платы

*Размер МЗП в 2020 году составляет 42 500 тенге

п.3. Ст. 486 НК РК. Сумма социального налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленным социальным налогом и суммой социальных отчислений, исчисленных в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об обязательном социальном страховании"

При превышении суммы исчисленных социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой исчисленного социального налога или равенстве их сумм сумма социального налога, подлежащая уплате в бюджет, считается равной нулю

п.6. Ст.486 НК РК. Сумма социального налога, исчисленная государственными учреждениями за налоговый период, уменьшается на сумму выплаченного в соответствии с законодательством Республики Казахстан социального пособия по временной нетрудоспособности

п.7. Ст.486 НК РК. В случае превышения за налоговый период суммы выплаченного социального пособия, указанного в пункте 6 настоящей статьи, над суммой исчисленного социального налога сумма превышения переносится на следующий налоговый период

По какой ставке рассчитывается СН в 2020 году?

п.1. Ст. 485 НК РК. Если иное не установлено настоящей статьей, социальный налог исчисляется по ставке:

с 1 января 2018 года – 9,5 процента

с 1 января 2025 года – 11 процентов

Примеры расчета

Пример 1:

Данные по сотруднику:
доход = 60 000 тенге . Не пенсионер: ОПВ =10% . Оформлено Заявление на предоставление вычета на 2020 год = 1 МЗП
Расчет:
Сумма корректировки (т.к. доход работника не превышает 25 МРП)

ОПВ: 60 000*10% = 6 000 тенге
Расчет корректировки: 60 000 - 10%(ОПВ) - 42500(1 МЗП) = 11 500 *90%= 10 350 тенге
ИПН: (60 000 – 6 000 – 10 350 – 42 500)*10% = 115 тенге

СО: (60 000 – 6 000)*3,5% = 1 890 тенге

СН: ((60 000 – 6 000 (ОПВ) – 496,5 (ВОСМС) - 10 350 (Корректировка 90%))*9,5 % = 4 099,6 – 1 890 (СО) = 2 209,6 тенге к перечислению в бюджет

ОСМС (отчисления): (60 000 -10 350)*2 % = 993 тенге

ОСМС (взносы): (60 000 -10 350)*1 % = 496,5 тенге

Пример 2:

Данные по сотруднику:
доход = 52 029 тенге . Не пенсионер: ОПВ =10% . Оформлено Заявление на предоставление вычета на 2020 год = 1 МЗП
Расчет:
Сумма корректировки (т.к. доход работника не превышает 25 МРП)

ОПВ: 52 029*10% = 5 202,9 тенге
Расчет корректировки: 52 029 - 10%(ОПВ) - 42500(1 МЗП) = 4 326,1 *90%= 3 893,5 тенге
ИПН: (52 029 – 5 202,9 – 3 893,5 – 42 500)*10% = 43,3 тенге

СО: (52 029– 5 202,9)*3,5% = 1 638,9 тенге

СН: (52 029– 5 202,9– 481,9 – 3 893,5) = 42 450,7 меньше размера МЗП (42 500 тенге)

42 500*9,5 % = 4 037,5 – 1 638,9(СО) = 2 398,6 тенге к перечислению в бюджет

ОСМС (отчисления): (52 029 -3 839,5)*2 % = 963,8 тенге
ОСМС (взносы): (52 029 -3 839,5)*1 % = 481,9 тенге

Пример 3:

Данные по сотруднику:

доход = 97 400 тенге. Оформлено Заявление на предоставление вычета на 2020 год = 1 МЗП

ОПВ = 97 400*10% = 9 740 тенге

ИПН = (97 400 – 9 740 – 42 500)*10% = 4 516 тенге

СО = (97 400 – 9 740)*3,5% = 3 068,1 тенге

ОСМС взносы = 97 400* 1% = 974 тенге

СН = (97 400 – 9 740 - 974)*9,5% = 8 235,2 тенге – 3 068,1 = 5 167,1 тенге к перечислению в бюджет

Читайте также: