Страховой взнос в пенсионный фонд является ли налогом


Взносы в Пенсионный фонд: социальный налог или компенсационные платежи?

С.Г. Пепеляев,
директор департамента налогов
и права аудиторско-консультационной
фирмы “ФБК”, канд. юрид. наук.

Большое практическое значение для разрешения целого комплекса вопросов налогообложения имеет определение понятия “налог”.

Как правильно отмечают авторы учебного пособия “Налоги и налоговое право”, “точное уяснение содержания категории “налог” способствует правильному и единообразному применению норм законодательства, ограничивающих право частной собственности плательщика”*1.

-----
*1 Налоги и налоговое право. Учебное пособие/Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: “Аналитика-Пресс”, 1997. С. 81


Без определения термина “налог” невозможно установить четкие границы компетенции контрольных и правоохранительных органов, реализующих свои права в налоговой сфере.

Проблема существует и в отношении иных органов управления, которые не прочь укрепить свою материальную базу, в том числе путем незаконного присвоения полномочий в налоговой сфере. Нередки случаи возложения ими на граждан и предприятия обязанностей по уплате различных взносов, платежей и т.п., по сути являющихся налогами, но скрывающихся за “презентабельными” названиями.

Необходимость законодательного определения налога продиктована и тем, что без этого невозможно правильное разрешение проблем ответственности за неуплату налога. При возникновении конфликта одна из главных задач - определить природу спорного платежа: является ли он налогом или же имеет иную природу. Решить эту задачу довольно сложно, поэтому не исключаются ошибки, в том числе судебные. Примером такого случая, по нашему мнению, является решение Верховного Суда РФ от 20.11.97 по жалобе ДОАО “Спецгазавтотранс” о признании недействительными ряда пунктов Инструкции о порядке начисления и уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования*1 (далее по тексту - Инструкция).

-----
*1 Утверждена постановлением Фонда социального страхования РФ, Минтруда России, Минфина России и Госналогслужбы России от 02.10.96 № 162/2/87/07-1-07


Свое требование заявитель жалобы обосновал тем, что оспариваемые пункты Инструкции противоречат Закону РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и ряду других законов, Конституции РФ. В частности, он отметил, что установленная в п. 79 Инструкции обязанность самостоятельно начислять себе пеню на сумму недоимки за все время просрочки платежа и отражать в расчетной ведомости не вытекает из какого-либо закона, а Фонд социального страхования и другие ведомства не вправе самостоятельно устанавливать какие-либо обязанности налогоплательщиков.

Представители ведомств на суде заявили, что “страховые взносы ничего общего с налоговыми платежами ни имеют, а поэтому налоговое законодательство на правоотношения, связанные с социальным страхованием, не распространяется”.

Верховный Суд РФ поддержал эту позицию на том основании, что “страховые платежи на государственное социальное страхование согласно ст. 19, 20, 21 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” в перечень налогов в Российской Федерации не включены и в связи с этим не являются налоговыми платежами. ”. При таких обстоятельствах Суд пришел к выводу о том, что действие налогового законодательства на возникающие правоотношения в сфере социального страхования, в том числе по уплате страховых взносов, не распространяется и в связи с этим оспариваемые заявителем пункты Инструкции не могут находиться в противоречии с положениями, содержащимися в Законе РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.

Обращает внимание сугубо формальный подход Суда к разрешению спора. Суд не исследовал сущностных характеристик взносов, не определил их природу. Отсутствие того или иного платежа в перечне, приведенном в ст. 19, 20, 21 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” само по себе не означает, что этот платеж не является налогом, установленным иным нормативным актом. Примеры таких налогов не единичны.

Представляется, что на решение Верховного суда во многом повлияло отсутствие в законодательстве определения понятия “налог”.

В этих условиях значение практики Конституционного Суда РФ состоит в том, что в ряде постановлений продемонстрирован подход к разрешению вопроса о правовой природе платежа, сформулированы критерии, определены сущностные характеристики налоговых платежей.

Развернутая аргументация по вопросу о правовой природе платежа приведена в постановлении Конституционного Суда РФ от 24.02.98 № 7-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год” в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов".

По вопросам о правовой природе взносов в Пенсионный фонд РФ и другие социальные фонды ведется давний спор.

Так, при обсуждении проекта Налогового кодекса возникла необходимость разграничения налоговых отношений и отношений, связанных с уплатой взносов во внебюджетные социальные фонды.

Пенсионный фонд РФ в заключении по проекту Кодекса, в частности, указал, что на социальное страхование не могут распространяться принципы налогообложения, поскольку страхование является составной частью не налоговых, а трудовых отношений. По мнению Фонда, страховые взносы носят не фискальный, а компенсационный характер и по существу являются отложенной частью оплаты труда для материального обеспечения при наступлении страховых случаев (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, смерть кормильца и др.).

Фонд социального страхования поддержал ту же позицию и указал, что в отличие от налогов, относящихся к прибавочному продукту, средства социального страхования составляют обобществленную часть необходимого продукта в виде затрат на воспроизводство рабочей силы. Страховые взносы включаются в себестоимость продукции, работ, услуг, имеют строго целевое назначение и, в частности, по Фонду социального страхования не аккумулируются в федеральных и региональных фондах, а в своей основе (до 80 %) расходуются непосредственно страхователями (плательщиками взносов) по зачетной системе.

Представляется, что подобная точка зрения во многом беспочвенна. О компенсационном характере взносов можно говорить лишь в самом общем экономическом плане. С правовой позиции компенсационности нет.

Во-первых, плательщик взносов и получатель благ могут не совпадать (работодатель и работник).

Во-вторых, лицо имеет право на получение пенсии и иных выплат при наличии стажа работы и достижении возраста независимо от факта уплаты взносов в прошлом. Например, если работодатель уклонялся от внесения взносов, то это обстоятельство ни коим образом не может повлиять на право работника получать пенсию. Государство гарантирует получение пенсии в установленном размере, которое не зависит от внесенных сумм. Отношения по уплате взносов и по получению пенсии - принципиально разные отношения.

В-третьих, уплата взноса не означает возникновения встречной обязанности государства, и, таким образом, обязанность возникает не в силу совершения платежа, а в результате указанных обстоятельств. Поэтому взносы в Пенсионный фонд РФ и аналогичные фонды не могут быть отнесены к категории пошлин или сборов.

Такие взносы по своему характеру следует отнести к категории целевых налогов. Расходы на выплаты государственных пенсий и других социальных пособий могут финансироваться и за счет иных источников, например, общих налоговых поступлений. Однако использование формы целевых налогов в данном случае представляется оправданным с социально-политической точки зрения.

Во многих странах платежи, именуемые в России взносами во внебюджетные социальные фонды, называются социальными налогами.

Таким образом, отношения по уплате социальных взносов, хотя и близки к отношениям социального страхования, существенно от них отличаются и являются и по существу, и по форме налоговыми.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 24.02.97 № 7-П также отметил, что страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности государственного социального страхования как важнейшей организационно-правовой формы социального обеспечения, в рамках которой реализуется право граждан на трудовые пенсии, гарантии, компенсации.

Уплата страховых взносов страхователями и гражданами является сущностным признаком государственного социального страхования. Например, “страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации - это обязательная составная часть расходов по найму рабочей силы. Они являются материальной гарантией государственного пенсионного обеспечения для граждан в случаях, когда они лишены возможности иметь заработок (доход) или утратили его в силу возраста, состояния здоровья и по другим причинам, которые рассматриваются в качестве страховых рисков и выступают основаниями государственного пенсионного обеспечения” (пункт 2).

Однако Конституционный Суд РФ сделал правильный, на наш взгляд, вывод о том, что задачи, решаемые посредством взимания страховых взносов, не существенны для оценки правовой природы этих платежей с позиции их отношения к фискальной системе государства. Главная задача этой системы - формирование ресурсов публичной власти, за счет которых оплачиваются все расходы, связанные с обеспечением публичных функций, в том числе функций социального государства, связанных с выплатой государственных пенсий и социальных пособий (ст. 7, 39 Конституции РФ). Конституционный суд отметил в постановлении, что “уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений”.

С точки зрения законодательной техники страховые взносы соответствуют критериям налоговых платежей. Конституционный Суд РФ отметил, что “для граждан-плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации этот платеж с целью финансирования трудовых пенсий является прямым и обязательным вычетом из их заработка (дохода)”. Признак обязательности выражается в том, что отношения по государственному пенсионному страхованию возникают в силу закона, т.е. независимо от воли его участников. О характере страховых взносов прямо сказано в ст. 1 Федерального закона РФ от 01.04.96 “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования”*1: страховые взносы в Пенсионный фонд РФ - это обязательные платежи на государственное пенсионное страхование, которые их плательщики уплачивают в Пенсионный фонд РФ в соответствии с законодательством РФ.

-----
*1 Собрание законодательства, 1996, № 14. Ст. 1401

Взносы в социальные фонды обладают также признаком индивидуальной безвозмездности. В постановлении отмечено, что “целевое расходование средств на выплату трудовых пенсий вовсе не предполагает, что размер и общая сумма пенсии, на которые может рассчитывать ее получатель в течение всего периода жизни после выхода на пенсию, будет соответствовать сумме страховых взносов, уплаченных конкретным работодателем и работником либо индивидуальным предпринимателем или другим самозанятым гражданином. Тем самым получатели пенсий уравниваются в правах, а лишенным персонально-целевого назначения страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации придается обезличенно-безвозмездный характер”.

Кроме того, ряд других условий взимания этих взносов свидетельствует об их налоговой природе. “Содержание и характер норм о порядке регистрации плательщиков страховых взносов, о порядке и сроках уплаты страховых взносов, о мерах ответственности плательщиков, об осуществлении Пенсионным фондом Российской Федерации контроля за своевременной и полной их уплатой плательщиками с участием органов Госналогслужбы России, о наделении этого фонда при взыскании в бесспорном порядке недоимок по страховым взносам с работодателей-организаций правами, представленными налоговым органом по взысканию не внесенных в срок налогов и налоговых платежей, сближают страховые взносы с налоговыми платежами”.

Иными словами, Конституционный Суд РФ обратил внимание на то, что обязательство по уплате страховых взносов строится так же, как и налоговое обязательство. Элементы налогового обязательства (субъект налога, объект, порядок исчисления налоговой базы, ставка и др.) присущи и обязательству по уплате взносов. Идентичны также способы контроля за выполнением обязательств по исчислению и уплате налогов и взносов, меры обеспечения выполнения обязательств.

Все перечисленное явилось основанием для вывода о том, что “согласно действующему законодательству, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации представляют собой установленные законом особые обязательные платежи, являющиеся формой отчуждения денежных средств страхователей и застрахованных на началах безвозвратности и индивидуальной безвозмездности. Это означает, что при установлении таких платежей должны соблюдаться конституционные требования к законодательному регулированию любых финансовых обременений и к ограничениям прав и свобод граждан (статья 55, части 2 и 3; статья 57 Конституции Российской Федерации)”.

Одним из конституционных принципов налогообложения и сборов, обеспечивающих реализацию и соблюдение основ конституционного строя, является принцип ограничения специализации налогов и сборов.

По общему правилу, налог не предназначен для определенного расхода. Это - одно из обязательных условий стабильности государственного бюджета и гарантия выполнения государством своих социальных и иных функций. Основанием данного принципа является также закрепленное в Конституции РФ требование всеобщности и единства бюджета (ст. 114). К тому же в соответствии со ст. 2, 11 Закона РФ от 27.12.91 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” цель взимания не является существенным признаком налога, элементом налогового обязательства.

Данная точка зрения доминирует и в науке налогового права, закреплена в зарубежном законодательстве*1.

-----
*1 Годме Поль Мари. Финансовое право. - М.: Прогресс, 1978. С. 366 - 370


Целевые налоги абсолютно не исключаются, однако их установление должно быть обусловлено конституционно значимыми целями.

К целевым налоговым платежам относятся также взносы в социальные фонды, в частности страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Придание этим платежам целевого характера вполне обосновано конституционно значимыми положениями (п. 2 постановления Конституционного суда РФ от 24.02.98 № 7-П). Платежи взимаются в целях финансирования системы государственного пенсионного страхования, которая является организационной формой социального обеспечения граждан. Этой форме присуща уплата взносов страхователями (работодателями) и застрахованными гражданами. Важный вывод, который можно сделать, анализируя постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.98, состоит в том, что при анализе конституционности целевого налога необходимо исходить не только из признаков платежа как фискального явления, но и из соответствия платежа тем конституционным целям, ради которых ему придан целевой характер.

Конституционный Суд РФ отметил в п. 3 постановления: “Принципы справедливости и равенства требует не только соразмерности (не чрезмерности) тарифов страховых взносов заработку (доходу) плательщика, что может обеспечиваться введением пропорциональных тарифов, но и соотносимости между тарифами и размерами пенсий, в настоящее время практически одинаковыми для разных категорий плательщиков страховых взносов. Этим требованиям оспариваемой заявителями тариф страховых взносов не отвечает. Правовое регулирование, избранное законодателем в данном случае, привело к тому, что равное право на трудовую пенсию (статья 39, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации) для разных категорий граждан оказалось связанным с существенно несоразмерными отчислениями на его финансирование”.

Как видно из приведенного текста, Конституционный Суд РФ исследовал проблему справедливости страховых взносов не только как налоговых платежей, являющихся формой отчуждения собственности граждан и предприятий, но и как способа финансирования системы государственного пенсионного страхования. Суд оценивал не только влияние этих платежей на материальное состояние плательщиков, но и соответствие их целям, ради которых они установлены.

На основе такого анализа Конституционный Суд РФ пришел к выводу о том, что “предусмотренный оспариваемыми нормами тариф страховых взносов приводит к такому изъятию доходов занимающихся частной практикой нотариусов и адвокатов, что он, по сути, становится не столько финансированием трудовых пенсий, сколько необоснованным лишением их части законно заработанного”.

Таким образом, к целевым налогам предъявляются повышенные требования соответствия конституционным положениям по сравнению с общими налогами.


Автор статьи — Аналитик-эксперт Контур.Бухгалтерии

Содержание статьи

  • Кто платит страховые взносы
  • Выплаты, подлежащие обложению страховыми взносами
  • Предельная база для начисления страховых взносов
  • Тарифы страховых взносов в 2020 и 2021 году
  • Сроки уплаты страховых взносов в 2020 и 2021году

Кто платит страховые взносы

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Любой работодатель каждый месяц платит различные страховые взносы с выплат своим сотрудникам. Если они работают по трудовому договору, то это взносы:

  • в Пенсионный фонд России (в ПФР);
  • в Фонд медицинского страхования (в ФФОМС);
  • на социальное страхование от болезней и травм или по материнству (в ФСС).
  • на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (тоже в ФСС).

Также взносы платятся с выплат тем сотрудникам, которые оформлены в компании по гражданско-правовым договорам:

  • в ПФР;
  • в ФФОМС;
  • на социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, если это прописано в договоре.

Мы поговорим о взносах за сотрудников на пенсионное, медицинское страхование и страхование от болезней и травм или по материнству. Они регламентируются главой 34 НК РФ. О страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний читайте в ФЗ от 24.07.98 N 125-ФЗ.

Выплаты, подлежащие обложению страховыми взносами


Страховыми взносами облагаются выплаты сотрудникам исходя из трудовых отношений и согласно гражданско-правовым договорам по выполнению работ, оказанию услуг и авторским заказам.

Выплаты, с которых взносы не уплачиваются, перечислены в ст. 422 НК РФ:

  1. Государственные и социальные пособия;
  2. Компенсационные выплаты при увольнении, выплаты по возмещению вреда, оплате жилья или питания, оплате спортивной или парадной формы, выдаче натурального довольствия и т.д.;
  3. Призы, доплаты к пенсии бывших сотрудников и стипендии по ученическим договорам;
  4. Полевое довольствие;
  5. Суммы единовременной материальной помощи, например, при рождении или усыновлении ребенка, при потере члена семьи, при стихийном бедствии и других чрезвычайных обстоятельствах;
  6. Доходы, помимо оплаты труда, полученные членами общин коренных малочисленных народов от реализации продукции традиционного промысла;
  7. Страховые платежи по обязательному и добровольному личному страхованию;
  8. Оплата обучения сотрудников, связанная с профессиональной необходимостью;
  9. Другие компенсации и выплаты.

Предельная база для начисления страховых взносов

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Взносы в ПФР и ФСС ограничены предельными базами для начисления взносов, которые ежегодно индексируются исходя из роста средней зарплаты:

Предельная база для взносов в ПФР в 2020 году — 1 292 000 рублей.

Предельная база для взносов в ПФР в 2021 году — 1 465 000 рублей.

Предельная база рассчитывается исходя из дохода работника нарастающим итогом. Как только его доход за год достигнет предельной базы — в дальнейшем взносы нужно платить по новым правилам. При выплате взносов по основному тарифу при превышении этой базы взносы уплачиваются по уменьшенной ставке — 10%. Если организация на льготном тарифе, то при превышении взносы не платятся.

Предельная база для взносов в ФСС в 2020 году — 912 000 рублей.

Предельная база для взносов в ФСС в 2021 году — 966 000 рублей.

Если база превышена, то взносы платить не нужно.

Для взносов на ОМС и травматизм предельная база не устанавливается, поэтому весь доход, полученный работником, облагается взносами.

Тарифы страховых взносов в 2020 и 2021 году

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Рассмотрим основные тарифы страховых взносов за работников в 2020 и 2021 году. Они остаются неизменными:

  1. На обязательное пенсионное страхование — 22 %.
  2. На обязательное медицинское страхование — 5,1 %.
  3. На случай временной нетрудоспособности и материнства — 2,9 %;
  4. На травматизм — от 0,2 % до 8,5 % в зависимости от класса профессионального риска, присвоенного основному осуществляемому виду деятельности.

В таблице указаны специальные пониженные тарифы взносов для некоторых категорий плательщиков, установленные в 2020 и 2021 году.

В 2021 году большинство работодателей на УСН будут платить взносы по общему тарифу в 30 %, так как переходный период подошел к концу. До 2024 года льготной ставкой в 20 % смогут пользоваться благотворительные и некоммерческие организации на УСН.

С 2020 года на основные тарифы перешли еще несколько категорий страхователей:

  • хозяйственные общества и партнерства, которые применяют или внедряют результаты интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат их участникам или учредителям — бюджетным или автономным научным учреждениями либо образовательным учреждениям высшего образования;
  • организации и предприниматели, которые осуществляют технико-внедренческую деятельность и платят сотрудникам, работающим в технико-внедренческих или промышленно-производственных особых экономических зонах;
  • организации и ИП, заключившие соглашение о ведении туристско-рекреационной деятельности, которые платят сотрудникам, ведущим эту деятельность в особых экономических зонах.

С 2020 года эти категории платят взносы по общему тарифу — 30%, а при превышении предельной базы для начисления взносов на обязательное пенсионное страхование не отменяют уплату, а снижают процент взносов в ПФ до 10%.

Сроки уплаты страховых взносов в 2020 и 2021 году

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Страховые взносы перечисляются в ИФНС за каждый месяц до 15-го числа последующего месяца. Если последний день уплаты — выходной или праздничный, то уплатить взносы можно в ближайший рабочий день. Со взносами на травматизм порядок аналогичный, но уплачивать их надо по-прежнему в ФСС.

Предприниматели уплачивают страховые взносы за себя в другие сроки. Взносы за прошедший год нужно уплатить до его окончания или в ближайший следующий рабочий день. За 2019 год деньги перечисляйте в налоговую до 31 декабря, а если ваш доход превысил 300 000 рублей, то сумму доплаты переведите в ИФНС до 1 июля 2020 года.

Автор статьи: эксперт Контур.Бухгалтерии Наталья Потапкина

Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты и отправки отчетности в ФНС, ПФР и ФСС. Сервис подходит для комфортной совместной работы бухгалтера и директора.


эксперт Контур.Школы, профессор, государственный советник налоговой службы III ранга

Разберем главные принципы

Страховые взносы — это особые обязательные платежи. При их исчислении, учете и дальнейшем использовании заложены страховые принципы. Лица, с доходов за которых исчислены взносы, становятся застрахованными. И могут получать медицинскую помощь, рассчитывать на оплату листка нетрудоспособности, пенсию и другие выплаты или услуги.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов регулирует не только НК РФ, но и специальные законы.

Плательщики страховых взносов

Налоговый кодекс делит всех плательщиков страховых взносов на две категории:

  1. Физические лица, которые платят взносы за себя.
  2. Лица, которые платят взносы за других физических лиц. Это случаи, когда нанимают работников, заключают с ними договоры гражданско-правового характер (договоры ГПХ и т.п.).

Категория 1. Физические лица, которые платят взносы за себя

  • ИП;
  • лица, занятые частной практикой (адвокаты, нотариусы и др.);
  • самозанятые граждане, в том числе ИП, уплачивающие налог на профессиональный доход (НПД).

Если страховые взносы за себя платят ИП и лицо, занимающееся частной практикой

ИП, которые не применяют НПД, и лица, занятые частной практикой, уплачивают страховые взносы в одном и том же порядке — по утвержденным тарифам:

  • тариф содержит фиксированную часть, размер которой не зависит от размера дохода;
  • тариф взносов на ОПС содержит переменную часть.

Тарифы страховых взносов на 2020 год определены в ст. 430 НК РФ:

  • Обязательное пенсионное страхование — 32 448 руб. в год. Эта сумма уплачивается, если годовой доход не более 300 000 руб. Если годовой доход превысил эту сумму, с суммы превышения надо заплатить еще 1%. Максимальный предел — 259 584 руб. в год, больше платить не придется. Для того чтобы достичь этой суммы, надо получить облагаемый НДФЛ доход в размере 23 млн руб.
  • Обязательное медицинское страхование — 8 426 руб. в год. Платеж фиксирован и никак не связан с размером полученного дохода.
  • Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (на ВН и М) — обязанности платить нет.

Чтобы получать выплаты на ВН и М, можно написать в ФСС заявление и добровольно уплатить 4 221,24 руб. до 31 декабря 2020 года. Полная уплата этой суммы позволит
в 2021 году получать выплаты из ФСС при наступлении страхового случая, например болезни.

Если страховые взносы платит самозанятый гражданин

Самозанятые граждане — это новая категория предпринимателей, применяющих НПД. Налог на профессиональный доход введен Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ с 2019 года и действует в 23 регионах РФ:

  • по этой системе уплачивается только один налог по ставке 4% при получении дохода от физлиц или 6% при получении дохода от юрлиц;
  • закон дает право лицам, перешедшим на НПД, не регистрироваться в качестве ИП.

Самозанятые граждан на НПД уплачивать страховые взносы не обязаны. Это касается и лиц, имеющих статус ИП. Однако они могут вступать в отношения со страховыми фондами в добровольном порядке.

Подробнее о том, как самозанятые лица вправе вносить добровольные взносы в ПФ, ФСС, взносы в ФОМС, читайте в шпаргалке — скачайте в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

Категория 2. Лица, которые платят физическим лицам

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (ч. 1 ст. 419 НК РФ).

ИП, являющиеся плательщиками за себя, могут выступать и в качестве плательщиков за других физиц, если нанимают на работу и делают выплаты или по договорам ГПХ.

Выплаты и вознаграждения, включаемые в облагаемую базу по страховым взносам

Не нужно платить страховые взносы с выплат:

  • ИП и лицам, занятым частной практикой (ч. 1 ст. 420 НК РФ), так как они уплачивают взносы за себя самостоятельно.
  • самозанятым гражданам, уплачивающим НПД. Они вообще освобождены от обязательной уплаты страховых взносов (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).

При выплатах самозанятым гражданам, применяющим спецрежим НПД, следует помнить, что не облагаются только выплаты, по которым сформирован чек в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ.

Также не попадают под НПД и, соответственно, облагаются страховыми взносами:

  • доходы, полученные в рамках трудовых отношений (п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ);
  • выплаты по договорам ГПХ, если заказчиком выступает действующий работодатель или лицо, которое было работодателем самозанятого менее двух лет назад (п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).

Для того чтобы удостовериться, что физическое лицо, которому производится выплата, имеет статус плательщика НПД, можно:

  1. Попросить это лицо сформировать в мобильном приложении «Мой налог» либо в веб-кабинете «Мой налог» справку о постановке на учет в качестве налогоплательщика НПД.
  2. Самостоятельно получить информацию на сайте ФНС в сервисе «Проверить статус налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого)».

У некоторых работодателей возникает желание сэкономить на страховых взносах и перевести своих работников в статус самозанятых, создав для этого новое юридическое лицо. Такие схемы затрагивают не только интересы бюджетов фондов, но и самих работников. Работодатели, применившую такую схему, несут риски. Их могут привлечь к ответственности не только за нарушение налогового, но и трудового законодательства.

Выплаты, облагаемые страховыми взносами

Выплаты по трудовым договорам

Главный принцип: если с работником есть трудовые отношения — с выплат ему надо платить страховые взносы. Выплаты, которые перечислены в ч. 1 ст. 422 НК РФ, в налоговую базу не включают: компенсационные выплаты, отдельные виды материальной помощи и др.

Подробнее о том, как облагать страховыми взносами выплаты по трудовым договорам, читайте в статье «Выплаты по трудовым договорам. Облагать страховыми взносами?».

Вознаграждения по договорам ГПХ

Договоры ГПХ не регулируются трудовым законодательством. Лицо, выполняющее работы, услуги по таким договорам, не придерживается трудового распорядка, не подчиняется приказам руководителя организации. Неважно, как и где выполняются такие работы, услуги. Это договор на конкретные результаты труда.

Когда договор ГПХ с работником — это риск

Некоторые работодатели оформляют работников по договорам ГПХ, чтобы сэкономить на взносах в ФСС, а также выплате отпускных. При этом работники продолжают выполнять свои обязанности и придерживаться графика работы организации.

Применяя такую схему, работодатель несет риски:

  • проверки трудовой инспекции;
  • административного штрафа по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ в размере от 10 000 до 20 000 руб. на должностных лиц и от 50 000 до 100 000 руб. на организации.
  • переквалификации в трудовые договоры с момента допуска физического лица к работе.

Как платить страховые взносы по договорам ГПХ

Выделяют две категории договоров ГПХ:

  1. Договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, — выплаты по ним облагаются страховыми взносами. Например, если компания нанимает бригаду для ремонта офиса.
  2. Договоры по продаже имущества и передаче имущества в пользование — выплаты по ним страховыми взносами не облагаются. Например, если компания арендует помещение, принадлежащее физическому лицу.

Таким образом, выплата облагается только в случае, если она получена за работу (деятельность). Когда же вознаграждение получено от продажи или передачи в пользование (аренду) имущества, то оно не облагается страховыми взносами.

К договорам ГПХ, выплаты по которым облагаются страховыми взносами, относятся:

  • договор подряда (ст. 702 ГК РФ);
  • договор возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ);
  • договор поручения (ст. 971 ГК РФ);
  • договор комиссии (ст. 990 ГК РФ);
  • агентский договор (ст. 1005 ГК РФ).

Не облагаются выплаты по следующим договорам:

  • договор купли-продажи (ст. 454 ГК РФ);
  • договор аренды (ст. 606 ГК РФ);
  • договор найма жилого помещения (ст. 606 ГК РФ);
  • договор займа (ст. 807 ГК РФ).

Договор аренды транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ) делится на две части:

  • часть выплаты, относящаяся к услугам по управлению транспортным средством, облагается взносами;
  • оплата аренды транспортного средства не облагается страховыми взносами.

Выплаты по любому из «облагаемых» договоров, помимо самого вознаграждения за выполненные работы (услуги), могут содержать и компенсацию физическому лицу понесенных им при выполнении договора материальных затрат (на сырье, материалы, топливо, проезд и т.п.). Такие затраты согласно п. 2 ч. 1 ст. 422 НК РФ не облагаются страховыми взносами.

Условиями исключения материальных затрат из облагаемой страховыми взносами базы являются:

  • наличие записи о них в договоре ГПХ,
  • экономическая обоснованность,
  • наличие документального подтверждения.

На эти условия указывает Минфин России в Письме от 21.08.2017 № 03-15-06/53442.

Скачайте шпаргалку к статье, где вы также узнаете, как платить страховые взносы с выплат по договорам, связанным с продажей и использованием прав на интеллектуальную собственность.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Путеводитель по страховым взносам: кто и за что платит 861.7 КБ

Обязательные страховые выплаты они же пенсионные налоги и взносы оплачиваются работодателем на каждого своего сотрудника в три внебюджетных фонда: пенсионный, медицинский и социального страхования. Значение подобных выплат заключается в том, что работодатели, включая индивидуальных предпринимателей, таким образом, формируют резерв средств, которые выплачиваются работникам при наступлении страховых случаев, например, больничного или декретного отпуска, а также при выходе на пенсию.


Пенсионные налоги и взносы - виды

Любой работодатель, как бюджетная организация, так и индивидуальный предприниматель, обязан уплачивать четыре вида страховых взносов:

  • пенсионный налог или взнос в Пенсионный Фонд России;
  • медицинский взнос, который выплачивается в Фонд обязательного мед.страхования;
  • обязательный страховой взнос на работников в Фонд обязательного соцстрахования на случай больничных листов и осуществления выплат, связанных с беременностью и рождением детей;
  • обязательные взносы в Фонд социального страхования для осуществления выплат, связанных с несчастными случаями и профессиональными заболеваниями.

Налог в пенсионный фонд включает в себя два вида выплат. Одни формируют страховую часть пенсии, вторые – накопительную.

Категории плательщиков обязательных страховых взносов

По закону, обязанность производить выплаты обязательного характера, возлагаются на следующие категории организаций;

  • любые организации, начисляющие заработные платы и осуществляющие выплаты наемным работникам – частным гражданам;
  • индивидуальные предприниматели, выплачивающие зарплату сотрудникам и наемным рабочим;
  • физические лица, не зарегистрированные в качестве предпринимателей, но осуществляющие выплаты зарплаты частным гражданам;
  • предприниматели, работающие «на себя», т.е. занимающиеся частной практикой.

На практике случаются ситуации, когда один и тот же субъект экономической деятельности, обязан платить страховые взносы одновременно по нескольким основаниям. Например, налог ИП в пенсионный фонд 2017, если предприниматель трудится «на себя», при этом имеет помощника – штатного сотрудника, то производить оплату он должен и за себя, и за сотрудника.


С чего необходимо платить налог?

Категории выплат, на которые начисляются налоги и страховые взносы – это, прежде всего, оплата труда – зарплаты штатным сотрудникам, выплаты в рамках трудовых договоров и наемным рабочим в рамках подрядных отношений. Если речь идет о штатных сотрудниках, то премии за любой период, отпускные выплаты и компенсации за неиспользованные отпуска – то на все эти виды выплат начисляется налог.

Если речь идет о внештатных сотрудниках, работающих по сделке, временному трудовому договору или в рамках гражданско- правовых трудовых отношений, то все виды выплаченных им вознаграждений за трудовую деятельность также облагаются налогом.

Таким образом, подоходный пенсионный налог взимается со всех выплат в пользу работника – физического лица. Исключения составляют работники, имеющие статус индивидуального предпринимателя. Иными словами, взносы не взимаются, если бюджетное учреждение или предприниматель привлекает к сотрудничеству для выполнения определенного вида работ другого предпринимателя, и оплачивает его услуги.

Кроме того, не происходит начисления на выплаты, которые затрагивают вопросы аренды имущества работника, например, его личного автомобиля.

Взносы в фонды социального страхования обходят стороной сотрудников, работающих в рамках договоров гражданско-правового характера и подряда. Что касается взносов, связанных со страхованием несчастных случаев на производстве, то их оплачивать обязаны организации только в том случае, если о выплатах на случай производственной травмы или ущерба здоровью в ходе выполнения работ, упоминается в самом договоре.

Кроме того, присутствует и единый перечень выплат, в отношении которых действует освобождение от внесения взносов в фонды медицинского и социального страхования, а также не взимается пенсионный взнос. Их перечень приведен в 9 статье 212 федерального закона.



Сегодня мы подготовили для вас статью об изменениях в уплате страховых взносов. Нельзя сказать, что это глобальные изменения. Их значение в том, что они идеально вписываются в происходящее с налогами в стране. Эти изменения — ещё один элемент в мозаику, которая описывает позицию государства по отношению к бизнесу.

Страховые взносы — один из видов обязательных платежей.

До 1 января 2017 года администрированием страховых взносов занимался ПФР. Но Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ внёс изменения в НК, и с 1 января 2017 года уже ФНС администрирует уплату страховых сборов. В конце статьи мы подумаем, зачем государству понадобились эти изменения.

Уже сейчас можно сказать: раньше ФНС могла заинтересоваться «серыми» схемами зарплат и доначислить 13% НДФЛ. Теперь же в «сферу интересов» налоговой попадают ещё и 30% страховых отчислений с зарплат.

4 марта вступил в силу Приказ ФНС от 16 января 2016 года №ММВ-7-8/683@ «Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами».

Закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд…» с 1 января 2017 года утратил силу. Зато в НК появилась и начала действовать глава 34 «Страховые взносы», куда и «переехали» нормы, касающиеся взносов. Совокупная ставка осталась такая же — 30%.

Что нового?

Главное новшество Приказа мы уже оговорили — администрирование сбора страховых взносов перешло к ФНС.

Также налоговая теперь по-новому решает, менять ли срок уплаты НДФЛ, других налогов, пеней и штрафов физическому лицу, которое не является ИП или налоговым агентом. Новые правила:

  • решение об изменении срока принимает руководитель УФНС России по субъекту РФ;
  • руководитель УФНС согласовывает изменение срока с финансовыми органами субъекта и муниципалитета;
  • сумма НДФЛ может быть любой.

Как это было раньше:

  • решение принимала территориальная ИФНС по месту жительства гражданина;
  • решение должно быть согласовано с УФНС, с финансовыми органами субъекта и муниципалитета;
  • сумма должна превышать 100 000 рублей.

В Приказе сказано, что налоговая может отменить решение об изменении срока уплаты налогов, если налогоплательщик нарушит условия предоставления отсрочки. Эта норма есть и в Налоговом кодексе (п.3 ст.68 НК).

Тревожный сигнал от ФНС — «за опоздание с расчётом по страховым взносам будем блокировать расчётный счёт»

Отчётные периоды по страховым взносам: первый квартал, полугодие, девять месяцев. Расчётный — год (ст.423 НК).

Единый расчёт по страховым взносам надо представить до 30-го числа того месяца, который следует за расчётным периодом. За первый квартал 2017 года отчётность надо будет сдать не позднее 2 мая 2017, потому что 30 апреля и 1 мая — выходные.

И вот в письме от 27 января 2017 г. № ЕД-4-15/1444 ФНС заявила, что за опоздание она будет блокировать счёт компании. При этом ФНС ссылается на статью 76 НК, в которой говорится о приостановлении операций по счетам компаний в банках. По мнению ФНС, с 1 января 2017 года действие этой статьи затрагивает и плательщиков страховых взносов.

Здесь есть неясный момент, а именно: за 15 дней до опубликования письма ФНС Минфин опубликовал письмо № 03-02-07/1/556 от 12.01.2017. И в нём указал, что опоздание расчёта по страховым взносам — не причина блокировать счёт компании.

Учитывая, что никакой практики по этому вопросу нет, ситуация ещё больше запутывается.

Логика происходящего или что это значит

Пенсионный фонд собирал страховые взносы из рук вон плохо: к концу 2016 бизнес задолжал ПФР 251 миллиард рублей. Астрономическая цифра. Относительно 2011 года долг увеличился в 6 раз. Более того: проверки ПФР на предмет того, правильно ли предприниматели платят страховые взносы, даже не окупают затраты на проведение этих проверок.

С начала 2017 года сбор страховых взносов снизился: в январе 2017 собрали на 2,5% меньше, чем в январе 2016, хотя предполагалось, что соберут на 6,9% больше.

Понятно, что у сотрудников ФНС, умеющих «взять с бизнеса», такая работа могла вызывать только самодовольную и презрительную ухмылку.

Вот государство и отдало (скорее, вернуло) ФНС контроль над страховыми сборами. Кто лучше собирает, тот пусть и собирает, решили чиновники. С их позиции тут всё логично. ФНС будет работать, чтобы сократить дефицит ПФР.

Ещё в 2015 году Александра Саслина из Экономической экспертной группы прямо говорила, что возврат сборов страховых взносов в ФНС повысит собираемость.

Вообще вопрос о передаче ФНС администрирования сбора страховых платежей стоял давно: ещё в 2013 году в бюджетном послании Владимир Путин затрагивал этот вопрос.

Страховые взносы — это, по сути своей, налоги, пусть они и не называются налогами. Государство распоряжается ими почти так же свободно, как налогами. Пенсионные баллы — это условные единицы, призванные замаскировать, сколько денег государство должно пенсионеру. Это нужно, чтобы государство могло свободно распоряжаться деньгами ПФР по своему усмотрению.

Несколько выводов

Основная плохая новость для бизнеса в том, что в юрисдикцию налоговой теперь попадают не только 13% НДФЛ, но и 30% страховых взносов. Для ФНС это уже «интереснее», чем 13%. Соответственно, более тщательнее будут проводиться контрольные мероприятия по установлению выплат «серых» зарплат или «конвертных» схем.

Практики доначислений налоговой инспекцией страховых взносов пока нет. Как мы знаем, ФНС иногда творчески подходит к толкованию положений НК РФ и судебной практики.

Скорее всего, налоговая начнёт «экспериментировать» с доначислениями. И ещё не известно, на чьей стороне будут суды.

Бизнес будет отдавать больше налогов государству, чем сейчас. Это можно утверждать с серьёзной долей уверенности, потому что у ФНС намного сильнее техническая оснащённость и больше опыт взимания средств, чем у ПФР.

ФНС будет применять иную тактику взимания, чем ПФР.

Для бизнеса открывается ещё один фронт. Нужно готовиться держать оборону. Мы постоянно отслеживаем практику, и когда появятся новости по теме, быстро об этом сообщим.

Подписывайтесь на рассылку на нашем сайте, чтобы точно ничего не упустить.


  • Анализ судебной практики
  • Должная осмотрительность
  • Допросы в ФНС и полиции
  • Дробление бизнеса
  • Индивидуальные предприниматели
  • Как применяется статья 54.1 НК
  • Кейсы
  • На заметку бизнесу
  • Налоговые проверки
  • Налоговые схемы и последствия их применения
  • Налоговый контроль
  • Субсидиарная ответственность

Эксклюзивно для наших читателей: правда о сопровождении директора на допрос в ФНС, которую никто не расскажет

Как мы победили ФНС в суде и отстояли 8 млн руб

Что несёт налогоплательщикам новая статья 54.1 НК?

Верховный суд положит конец двойному взысканию налогов?

Вывод имущества при банкротстве: риск признания сделки недействительной

Как новый закон уничтожит обнал?






Напишите нам письмо


Адвокатская защита руководителейПодготовка к допросуПомощь при налоговых проверкахПомощь при уголовном преследованииПри запросе документов из органов полицииНаши публикацииДополнительные услугиАбонентское обслуживание

Подпишитесь на новости



Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Помимо основных услуг, вы можете получить готовые решения для бизнеса

Мы разработали комплекты документов, благодаря которым вы можете значительно и законно оптимизировать налоги, защитить компанию от обыска и сохранить личные активы. Документы готовы к внедрению.



Документы для удалённой работы

Перевести сотрудников на дистанционную работу — это правильное решение. Неудобства такой работы легко преодолимы, а выгоды очень существенны.



Защитите информацию, которая обладает коммерческой ценностью от изъятия правоохранительными органами при обыске (выемке).



Используя группу компаний, где одна на ОСН, а другая на УСН, вы получаете ряд выгод (не только экономию налогов) без риска претензий со стороны инспекции.



Подходит всем компаниям и любым специалистам. Особенно удобно в Москве. Зарплата разбивается на оклад и компенсацию.



Любая компания может заключить его вместо трудового и с новыми сотрудниками и с теми, кто уже работает в компании. Платится стипендия.



Привлекать предпринимателей к работе можно. Если правильно оформить документы, то вы экономите без риска претензий налоговой.



Компанией может руководить ИП. Это выгоднее и удобнее, чем руководство «обычного» директора. Если оформить всё правильно, то риска нет.



Защита от обыска в офисе

Памятки для сотрудников и руководителя, что делать при внезапном обыске и как подготовить офис к нему, чтобы максимально защитить информацию.



Работа с самозанятыми

Полный пакет документов для работы с самозанятыми и исчерпывающая инструкция, как работать с ними, не вызывая повышенного внимания инспекции.

Читайте также: