Учет обязательств пенсионных взносов

Организация заключила договор негосударственного пенсионного обеспечения, по которому обязуется делать взносы в негосударственный пенсионный фонд за своих сотрудников ежемесячно. По достижении пенсионного возраста сотрудником негосударственный фонд будет производить выплату из накопленных средств. Каким образом нужно учитывать перечисляемые суммы в бухгалтерском и налоговом учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

При соблюдении определенных условий (указаны в тексте) взносы в негосударственный пенсионный фонд за своих сотрудников:

могут быть учтены в расходах при налогообложении прибыли;

не облагаются НДФЛ;

не облагаются страховыми взносами.

В бухгалтерском учете взносы работодателя отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности.

Обоснование вывода:

Договором негосударственного пенсионного обеспечения признается соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию (ст. 3 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон N 75-ФЗ))*(1).

Налог на прибыль

На основании п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения, далее - НПО), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами, далее - НПФ), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на ведение соответствующих видов деятельности в РФ. Указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам негосударственного пенсионного обеспечения при условии:

уплата взносов в НПФ должна быть предусмотрена трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

у НПФ должна быть лицензия, выданная в соответствии с законодательством РФ на ведение соответствующего вида деятельности в РФ;

пенсионная схема по договору с НПФ должна предусматривать учет пенсионных взносов на именных счетах работников (участников НПФ);

договор с НПФ должен предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее 5 лет, или пожизненно;

договор должен быть заключен в пользу работников. Суммы взносов в негосударственные пенсионные фонды, перечисленные за участников, которые не являются работниками налогоплательщика, не могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли (смотрите письмо Минфина России от 15.04.2011 N 03-03-06/1/239).

Кроме того, необходимо учитывать требование о предельном размере взносов в НПФ, которые могут быть учтены для целей налогообложения. Так, совокупная сумма взносов работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни, добровольного пенсионного страхования и НПО работников, учитывается в расходах в размере, не превышающем 12% от суммы расходов на оплату труда (седьмой абзац п. 16 ст. 255 НК РФ).

Поэтому если организация, кроме взносов по договору НПО, уплачивает взносы по указанным выше договорам, то суммы выплат признаются в составе расходов в размере, не превышающем в совокупности 12% от суммы расходов на оплату труда.

При несоблюдении вышеперечисленных условий взносы на НПО не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 7 ст. 270 НК РФ).

При расчете предельных размеров платежей (взносов), исчисляемых в соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ, в расходы на оплату труда не включаются суммы платежей (взносов), предусмотренные этой нормой.

Согласно п. 6 ст. 272 НК РФ расходы по обязательному и добровольному страхованию (НПО) признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых (пенсионных) взносов.

Если по условиям договора предусмотрена уплата взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде*(2).

Если в отношении отдельных видов расходов предусмотрены ограничения по размеру расходов, принимаемых для целей налогообложения, то база для определения предельной суммы расходов рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода. При этом по расходам, связанным с пенсионным обеспечением, для определения предельной суммы расходов учитывается срок действия договора в налоговом периоде начиная с даты вступления такого договора в силу (п. 3 ст. 318 НК РФ).

Платежи (взносы) по бессрочным договорам НПО, предусматривающим выплату пенсий пожизненно, по мнению Минфина России, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций равномерно исходя из порядка и условий внесения пенсионных взносов (в частности, за какой период уплачиваются взносы), содержащихся в пенсионном договоре и пенсионных правилах фонда, но в течение не менее пяти лет (смотрите письмо от 08.07.2010 N 03-03-06/1/454)*(2).

Порядок определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения регулируется положениями ст. 213.1 НК РФ.

Абзацем шестым п. 1 ст. 213.1 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не учитываются суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами.

Иными словами, суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, уплаченные обществом (вкладчиком) в пользу работников (участников) в НПФ, в порядке и на условиях, установленных Законом N 75-ФЗ, не подлежат обложению НДФЛ (письмо Минфина России от 26.06.2019 N 03-04-06/47212).

Страховые взносы

Подпунктом 1 п. 1 ст. 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ), в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии со ст. 422 НК РФ.

При этом в силу пп. 5 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами суммы пенсионных взносов плательщиков по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

Таким образом, суммы пенсионных взносов, уплачиваемых организацией (вкладчиком) в пользу своих работников (участников) в НПФ по договору негосударственного пенсионного обеспечения, не облагаются страховыми взносами на основании пп. 5 п. 1 ст. 422 НК РФ (письмо Минфина России от 26.06.2019 N 03-04-06/47212). Аналогичная норма содержится в пп. 5 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Бухгалтерский учет

Расходы по уплате пенсионных взносов работодателем отражаются в бухгалтерском учете в составе расходов по обычным видам деятельности (п.п. 5 и 8 ПБУ 10/99).

При этом расходы организации, в частности, признаются:

в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) (п. 18 ПБУ 10/99);

с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов) (п. 19 ПБУ 10/99);

путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем (п. 19 ПБУ 10/99).

Если условиями договора негосударственного пенсионного обеспечения предусмотрена уплата пенсионного взноса разовым платежом, а относятся эти расходы ко всему сроку действия договора, заключенного на срок более одного отчетного периода, они могут быть учтены в бухгалтерском учете равномерно, в течение срока действия договора.

В этом случае сумма, подлежащая ежемесячному включению в состав текущих расходов, может быть рассчитана пропорционально количеству календарных дней в каждом месяце к сроку действия договора негосударственного пенсионного обеспечения, выраженному в днях.

Для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предназначен счет 97 "Расходы будущих периодов".

На наш взгляд, в бухгалтерском учете организации операции могут быть отражены следующим образом:

Дебет 76 *(3) Кредит 51
- перечислены страховые взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения;

Дебет 97 Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- суммы страховых взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения отражены в составе расходов будущих периодов;

Дебет 20 (26, 44) Кредит 97
- списана часть расходов по договору негосударственного пенсионного обеспечения за соответствующий период.

Если платежи производятся равномерно (как в рассматриваемой ситуации ежемесячно), можно не использовать счет 97:

Дебет 20 (26, 44) Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- суммы ежемесячных страховых взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения учтены в расходах за соответствующий период.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Платежи работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения работников;

- Вопрос: Руководство организации приняло решение заключить договор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ). По его условиям компания будет перечислять взносы в НПФ в счет формирования будущих пенсий работников. Какие последствия будут в отношении таких платежей по НДФЛ и страховым взносам? Как учитываются платежи для целей налогообложения прибыли, если в будущем компания переведет пенсионные средства из одного НПФ в другой? (журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ", N 10, октябрь 2019 г.);

- Энциклопедия решений. Налоговая база по НДФЛ по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с НПФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

21 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Участником является физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии. Вкладчиком может быть как физическое, так и юридическое лицо. Вкладчик - физическое лицо вправе заключить договор в отношении себя (тогда он выступает и участником) или другого человека.

Пенсионный договор должен содержать, в частности, вид пенсионной схемы; положения о правах и об обязанностях сторон; положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов. При этом порядок и условия исполнения фондом обязательств по пенсионным договорам определяются пенсионными правилами фонда (п. 2 ст. 9, п. 1 ст. 12 Закона N 75-ФЗ).

*(2) Если учет пенсионных взносов изначально предусмотрен на солидарном счете вкладчика, то расходы на негосударственное пенсионное страхование признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они зачисляются на именной пенсионный счет работника. Такая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 30.10.2012 N 9061/12. Отметим, что ранее нижестоящие арбитражные суды в своих решениях указывали, что в целях признания расходов на пенсионное страхование дожидаться момента, когда средства будут распределены с солидарного счета на именные счета участников, не нужно (смотрите постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.12.2011 N А33-17476/2010, ФАС Московского округа от 30.03.2011 N КА-А40/2605-11).

*(3) В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации предназначен счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".

То есть организация может использовать не счет 76, а счет 69. Порядок применения счетов бухгалтерского учета, как и порядок отражения операций в учете, следует закрепить в учетной политике организации.

СОДЕРЖАНИЕ


Понятие пенсионных обязательств

На большую часть работников, работающих в средних и крупных компаниях, распространяется тот или иной вид пенсионных планов. Как отмечает А.В. Большакова «пенсионный план - это договор между предприятием и его работниками, по которому компания берет на себя обязанности по выплате вознаграждения работнику после его ухода на пенсию».

Большинство предприятий выплачивают пенсионное пособие в полном размере, но иногда и сами работники оплачивают из заработной платы часть пенсионного пособия. Как те, так и другие выплаты поступают в пенсионный фонд, и из него выплачиваются пособия пенсионерам. В большинстве случаев пенсионное пособие состоит из ежемесячных выплат работникам после их выхода на пенсию и других выплат - по случаю смерти или нетрудоспособности.

Учет пенсионных обязательств за рубежом

Обращаясь к зарубежному опыту управления и учета пенсионных обязательств, следует отметить довольно развитые рассматриваемые системы пенсионного обеспеченья в странах Европы и США. Например, в США и в Великобритании законом предусмотрено создание компаниями специального целевого пенсионного траста с активами, достаточными для осуществления соответствующих обязательных выплат. Данная операция называется - консолидированием активов (funding) для обслуживания пенсионного плана. Поэтому «пенсионные обязательства представляют собой форму корпоративного долга, обеспеченного активами пенсионного траста». В таких европейских странах как ФРГ пенсионные обязательства финансируются иным образом. Так, в Германии корпорации не создают особых финансовых институтов с отдельными активами, необходимыми для выполнения корпорациями своих пенсионных обязательств. Обязательства по пенсионным выплатам оказываются, таким образом, необеспеченным (unsecured) долгом самой корпорации.

Источники финансирования выплат трудовых пенсий

В Российской Федерации можно выделить два, следующих источника финансирования выплат трудовых пенсий:
1) обязательные платежи работодателей и индивидуально работающих лиц (страховые взносы);
2) дотации из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда России.

Виды пенсионных соглашений

Существуют два вида пенсионных соглашений. В пенсионных планах с установленными взносами работодатель должен вносить ежегодно сумму, определяемую для текущего года на основе соглашений между предприятием и работниками или решения совета директоров. Сумма выплачиваемых пенсий будет зависеть от того, какую сумму этих выплат могут обеспечить накопленные взносы.

В пенсионных планах с установленными выплатами ежегодно выплачиваемая предприятием в пенсионный фонд сумма - это та, которая необходима для обеспечения обязательств по выплате пенсионных пособий. Она определяется числом работников в текущем году, но не будет окончательно определена, пока работники не уйдут на пенсию или не умрут.

В этом случае сумма взноса за текущий год зависит от утвержденной суммы будущих выплат при неопределенных текущих взносах, тогда как в плане с установленными взносами неопределенная сумма будущих обязательств по пенсионным пособиям зависит от накопленной суммы определенных текущих взносов.

Учет пенсионных обязательств в РФ

В Российской Федерации, учет обязательств перед лицами, осуществляющими взносы в формирование активов негосударственных пенсионных фондов осуществляется по-разному. Вплоть до выхода в 1996 году Приказа Инспекции НПФ при Министерстве социальной защиты населения РФ по согласованию с Министерством финансов РФ № 16, отдельные предприятия учитывали такие обязательства как целевое финансирование или кредиторскую задолженность. Выше названный документ закрепил обязанность НПФ вести учет пенсионных обязательств соответствии с отечественными правилами бухгалтерского учета на основе плана счетов предприятий (а не банковского плана счетов или бюджетного плана счетов).
С введением Приказа Минфина РФ от 19 декабря 2000 г. № 110н, утвердившего Указания об отражении в бухгалтерском учете и отчетности негосударственных пенсионных фондов операций по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО), модель учета пенсионных обязательств существенно изменилась.

Документальное оформление учета пенсионных обязательств

В научной литературе, вопросам учета пенсионных обязательств, на наш взгляд, уделяется довольно мало внимания. Отдельно необходимо рассмотреть попытки разработки первичной бухгалтерской документации, предложенной такими авторами как О.В. Баянова. Данный автор, акцентируя внимание на первичный учет пенсионных обязательств, предлагает следующую форму первичного бухгалтерского документа по учету пенсионных обязательств (рисунок 1).


Форма данной справки, должна обязательно составляться на каждого участника программы корпоративных пенсионных планов. На наш взгляд, следующим, логическим этапом формирования бухгалтерских документов, касающихся учета пенсионных обязательств, является создание сводной ведомости учета пенсионных обязательств. Форма данного документа представлена на рисунке 2.


Сводная ведомость по начисленным пенсионным обязательствам может быть, также построена по принципу нарастания, что обеспечит заинтересованных пользователей, более полной информацией об объемах пенсионных взносов и обязательств.

Учет ежегодных расходов по пенсионному обеспечению в случае с пенсионными планами с установленными взносами прост. После определения необходимой суммы взноса счет «Пенсионные расходы» дебетуется, а счет обязательства (или счет денежных средств) кредитуется.
Учет ежегодных расходов по пенсионному обеспечению в случае с пенсионными планами с установленными выплатами является одной из самых сложных тем в бухгалтерском учете. Однако концепция данного учета проста. Сначала определяется сумма пенсионных расходов. Затем если сумма денежных средств, внесенных в пенсионный фонд, меньше, чем пенсионные расходы, то возникает обязательство, которое отражается в балансе. Если же сумма денежных средств, выплаченных пенсионному плану, больше пенсионных расходов, то возникают расходы, оплаченные авансом, которые отражаются в активной части баланса.
В настоящий момент наиболее актуальными проблемами в области учета пенсионных обязательств можно выделить:
- проблемы учета распределения пенсионных обязательств по различным отчетным периодам;
- отсутствие системы нормативного регулирования и регламентации составления отчетности по учету пенсионных обязательств;
- сложность формирования информации и доступа к данной информации со стороны плательщиков взносов.
Таким образом, система учета пенсионных обязательств представляет собой довольно сложный отрезок бухгалтерского учета, как коммерческих компаний, так и негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих такой учет.

Негосударственный пенсионный фонд осуществляет бухгалтерский учет и ведет отчетность в порядке, установленном Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Особенности порядка осуществления бухгалтерского учета операций фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Фонд обязан при осуществлении бухгалтерского учета не допускать смешения имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, имущества, составляющего пенсионные резервы, и имущества, составляющего средства пенсионных накоплений.

Фонд ведет учет средств пенсионных резервов, средств пенсионных накоплений и соответствующих выплат отдельно по негосударственному пенсионному обеспечению, отдельно по обязательному пенсионному страхованию и отдельно по профессиональному пенсионному страхованию.

Фонд обязан обеспечивать сохранность документов по пенсионным счетам негосударственного пенсионного обеспечения в течение трех лет начиная со дня исполнения своих обязательств по пенсионному договору.

Фонд обязан обеспечивать сохранность документов по пенсионным счетам накопительной части трудовой пенсии в течение всей жизни застрахованного лица, а после его смерти - в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Фонд представляет в уполномоченный федеральный орган один раз в год заключение по результатам актуарного оценивания, проводимого актуарием. Указанное заключение является неотъемлемой частью годового отчета фонда.

Отчетным годом фонда является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Фонд представляет годовой отчет о своей деятельности в порядке и сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом.

Форма отчетности фонда и требования к осуществлению отчетности устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

Фонд обязан публиковать годовой отчет о своей деятельности в периодической печати не реже одного раза в год.

В негосударственных пенсионных фондах бухгалтерский учет ведется в соответствии с Приказом Минфина России от 19.12.2000 N 110н « Об утверждении указаний об утверждении в бухгалтерском учете негосударственных пенсионных фондов операций по негосударственному пенсионному обеспечению», утвердившим Указания об отражении в бухгалтерском учете негосударственных пенсионных фондов операций по негосударственному пенсионному обеспечению.

Формирование пенсионных резервов за счет поступивших пенсионных взносов отражается по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов» соответствующего субсчета в корреспонденции с дебетом счета 72 «Страховые взносы», субсчет «Расчеты по пенсионным взносам».

Формирование пенсионных резервов за счет дохода Фонда от их размещения отражается по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов» соответствующего субсчета в корреспонденции с дебетом счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Аналитический учет по субсчету «Резервы покрытия пенсионных обязательств» счета 96 «Резервы предстоящих расходов» ведется в разрезе каждого вида пенсионных резервов.

Учет резервов покрытия пенсионных обязательств ведется на субсчете «Резерв покрытия пенсионных обязательств» счета 96 «Резервы предстоящих расходов».

Учет страховых резервов ведется на субсчете «Страховой резерв» счета 96 «Резервы предстоящих расходов».

При размещении Фондом пенсионных резервов самостоятельно средства, вложенные в ценные бумаги и иные финансовые вложения, учитываются в общем порядке на счете 58 «Финансовые вложения».

Полученный (начисленный) доход от использования средств пенсионных резервов отражается по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетами учета денежных средств, счетом 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет «Расчеты по договору доверительного управления имуществом», счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Полученный (начисленный) доход от использования средств пенсионных резервов отражается по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетами учета денежных средств, счетом 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет «Расчеты по договору доверительного управления имуществом», счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Рассмотрим отражение бухгалтерских операций по учету пенсионных взносов и пенсионных резервов и накоплений:

Дебет 51 Кредит 72 поступление пенсионных взносов;

Дебет 72 Кредит 96 формирование пенсионных резервов и пенсионных накоплений за счет пенсионных и страховых взносов;

Дебет 84 Кредит 96 формирование пенсионных резервов и пенсионных накоплений за счет доходов от размещения пенсионных резервов и накоплений;

Дебет 86 Кредит 96 формирование пенсионных резервов и пенсионных накоплений за счет целевых взносов;

Дебет 79 Кредит 51 размещение пенсионных резервов и накоплений по договору доверительного управления;

Дебет 58 Кредит 51 размещение пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов самостоятельно;

Дебет 79, 76 Кредит 91 начисление доходов от размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений;

Дебет 96 Кредит 74 начисление пенсий, выкупных и наследуемых сумм;

Дебет 74 Кредит 68 удержание налога на доходы физических лиц с начисленных выплат; Дебет 74 Кредит 50,51 фактические выплаты участникам и вкладчикам фонда.

Для обобщения информации негосударственных пенсионных фондов о состоянии средств, предназначенных для обеспечения уставной деятельности фонда, используется счет 86 «Целевое финансирование», субсчет «На покрытие расходов фонда». Все расходы фонда на ведение уставной деятельности обобщаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». По дебету счета 26 отражаются расходы, связанные с оформлением пенсионных договоров, размещением пенсионных резервов, с осуществлением управления фондом, и другие виды расходов, включаемые в смету, которая обязательно должна быть утверждена советом фонда.

Рассмотрим отражение операций в бухгалтерском учете при использовании счета 86 «Целевое финансирование»:

Дебет 51 Кредит 86 поступление целевых взносов от вкладчиков;

Дебет 72 Кредит 86 отчисление пенсионных взносов не более 3%;

Дебет 84 Кредит 86 отчисление от доходов от размещения пенсионных резервов не более 15%;

Дебет 84 Кредит 86 отчисление от доходов от инвестирования пенсионных накоплений не более 15%;

Дебет 84 Кредит 86 поступление дохода от использования имущества фонда;

Дебет 86 Кредит 26 списание расходов фонда на ведение уставной деятельности.

Если по условиям договора страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предусмотрена уплата страхового (пенсионного) взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного налогового периода (года), расходы признаются равномерно в течение срока действия договора. Для этого предназначен счет 97 «Расходы будущих периодов».

Особенности порядка осуществления бухгалтерского учета операций фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 6 июля 1999 г. N 43н, для негосударственных пенсионных фондов, которые являются юридическими лицами по законодательству РФ и которые получили лицензию на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению должны сдавать отчетность, формы которой утверждены Приказом Минфина России от 21.02.2001 N 15н «О формах бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов»:

- Бухгалтерский баланс по форме N 1-НПФ;

- Отчет о прибылях и убытках по форме N 2-НПФ;

- Отчет о движении средств целевого финансирования и резервов по форме N 3-НПФ;

- Отчет о движении денежных средств по форме N 4-НПФ;

- Приложение к Бухгалтерскому балансу по форме N 5-НПФ;

- Отчет о целевом использовании полученных средств по форме № 6-НПФ.

Статьей 251 НК РФ определены доходы, которые не учитываются при определении налоговой базы налогоплательщиков.

Целевые поступления, поступившие на содержание и ведение уставной деятельности некоммер ческих организаций безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использова нные вышеуказанными получателями по назначению , не учитываемые при определении налоговой базы некоммерческих организаций, определены в пункте 2 статьи 251 НК РФ. Налогоплательщики, получив шие целевые поступления, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных произведенных в рамках целевых поступлений.

В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций являются доходы от реализации товаров, работ, услуг, иму­ щественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных рас­ ходов в порядке, установленном НК РФ.

В пункте 2 статьи 251 НК РФ поименованы виды целе­ вых поступлений, которые не учитываются при определении налоговой базы некоммерческими организациями при выполнении ими условий для их получения. К целевым поступлениям на содержание не коммерческих организаций и ведение ими ус тавной деятельности отнесены:

со вокупный вклад учредителей негосударствен­ ных пенсионных фондов (подпункт 5 п. 2 ст. 251 НК РФ);

пенсионные взносы в негосударствен­ ные пенсионные фонды, если они в полном объеме направляются на формирование пенси­онных резервов негосударственного пенсионно­ го фонда (подпункт 6 п. 2 ст. 251 НК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 295 НК РФ к дохо­ дам, полученным от уставной деятельности негосударственных пенсионных фондов , кроме доходов, предусмотренных ст. 249 и 250 Кодекса, в частности, относятся отчисле­ ния от дохода от размещения пенсионных ре­ зервов, направленных на формирование имуще­ ства, предназначенного для обеспечения устав­ной деятельности фонда, осуществляемые в со ответствии с законодательством о негосудар ственных пенсионных фондах.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 296 НК РФ к рас ходам, связанным с получением дохода от размещения пенсионных резервов фондов, кроме доходов, утвержденных в ст.254-269 Кодекса (с учетом ограничений, предусмотренных законодательством РФ о НПФ), относятся расходы, связанные с получением дохода от размещения пенсионных резервов, включая вознаграждения управляющей компании, депозитария, профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Отчисления от дохода от размещения пенсионных резервов, направленных на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фондов, учитывается в составе выручки от реализации товаров, работ, услуг негосударственного пенсионного фонда.

К расходам, связанным с получением дохода от размещения пенсионных резервов фондов, относятся расходы по оплате труда работников фонда.

За счет вышеуказанных поступлений, являющихся выручкой от реализации товаров, работ, услуг, осуществляются расходы, связанные с обеспечением уставной деятельности, в том числе по оплате труда работников фонда.

Следовательно, расходы по оплате труда работников НПФ учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в расходах, связанных с производством и реализацией.

Статья 17 закона № 75-ФЗ установлено, что имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, формируется и за счет благотворительных взносов, а также и других законных поступлений.

НПФ должны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (признанных) в рамках целевых поступлений, и доходов (расходов), связанных с производством и реа лизацией товаров, работ, услуг, имущественных прав, внереализационных доходов и расходов, а также других доходов — безвозмездно полу­ ченных средств.

При определении налоговой базы для целей налогообложения прибыли принимаются расхо ды, отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ. Расходы должны быть обо снованными и документально подтвержденными и при этом произведены для осуществления дея тельности, направленной на получение дохода.

Средства, которые направлены на содержание фонда (кроме средств пп.5,6 п.2 ст. 251 НК РФ) считаются безвозмездно полученными и учитываются для целей налогообложения прибыли в соответствии с пунктом 8 статьи 250 Кодекса как внереализационные доходы.

При этом безвозмездно полученные средства при определении налоговой базы по налогу на прибыль не могут уменьшаться на расходы, свя занные с содержанием и ведением уставной деятельности, а также на расходы от деятель­ ности, связанной с производством и реализаци ей товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внериализационные расходы, связанные с осу­ ществлением коммерческой деятельности.

В соответствии со ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, указанных в абзацах вто ром и третьем подпункта 1 п. 1 ст. 235 настоя­ щего Кодекса, признаются выплаты и иные воз награждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и граж данско-правовым договорам, предметом которых является

выполнение работ, оказание ус луг (за исключением вознаграждений, выплачи ваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Пунктом 3 ст. 236 НК РФ определено, что ука занные в п. 1 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в кото рой они производятся) не признаются объектом обложения единым социальным налогом, если у налогоплательщиков-организаций такие выпла ты не отнесены к расходам, уменьшающим нало говую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Учитывая вышеизложенное, заработная пла та работников фондов подлежит обложению единым социальным налогом в общеустановлен ном порядке.

Более подробно с учетом и налогообложением в сфере негосударственного пенсионного обеспечения Вы можете познакомиться в разработке ЗАО «Интерком – Аудит» «Негосударственные пенсионные фонды».

Автор статьи консультант
ЗАО «Интерком-Аудит» Кожедубова И.И.
Телефон: (095) 937 – 34 - 51


Налог на прибыль


НДС


Налоги


НДФЛ


Налог на имущество юрлиц


Налог на имущество физлиц


Налог на землю


Транспортный налог


Акцизы, НДПИ


Страховые взносы


Авансовые отчеты


Готовая продукция и товары


Пособие по временной нетрудоспособности


Затраты на производство


Капитал


Основные средства


Нематериальные активы


Денежные средства


Финансовые вложения, кредиты, займы, расчеты


Расходы будущих периодов


Производственные запасы


Учетная политика


Внутренний контроль


ВЭД


Кадровый учет


Финансовые результаты


Понятие и предмет трудового права


Основные научные школы советской (российской) психологии


Основные течения в русской психологии в начале XX века (естественнонаучное, духовно-религиозное, эмпирическое)


Исследование человека в русле гуманистической психологии


Особенности и основные направления психологического исследования в гештальтпсихологии


«Объективная психология», бихевиоризм и необихевиоризм как теоретическое направление в психологической науке


Особенности психологических воззрений русских ученых-просветителей XVIII века


Изучаем налогообложение


О главном


Вечно нужное

Заметок в базе: 4153
Комментариев: 174

Учет пенсионных программ с установленными взносами согласно МСФО

Автор: Методический материал

Вопрос 2. Учет пенсионных программ с установленными взносами согласно МСФО.

Одним из видов вознаграждений, об учете которых говорится в IAS 19, являются вознаграждения по окончании трудовой деятельности. К ним в том числе относятся выплаты по пенсионным планам. Бывают пенсионные планы с установленными взносами и планы с установленными выплатами. Проанализируем, чем отличаются одни от других и как учитывать выплаты в том и другом случае.
Пенсионный план: понятие и классификация

Пенсионный план — это программа пенсионного обеспечения, устанавливающая правила осуществления пенсионных выплат и способы их финансирования. Она разрабатывается работодателем или группой работодателей для обеспечения работников, увольняемых по достижении ими пенсионного возраста.
Работодатели учреждают пенсионный фонд и перечисляют на его счета определенную часть балансовой прибыли на пенсионное обеспечение работников. При этом компания-работодатель является вкладчиком, а работник — участником этого фонда. Распорядителем активов пенсионного фонда является банк, в котором организация открыла пенсионную программу (план).
В соответствии с IAS 19 существуют совместно учрежденные и совместно управляемые планы.
Совместно учрежденные планы — это планы, учредителями которых являются несколько юридических или физических лиц (п. 32 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 19 «Вознаграждения работникам», введен в действие на территории РФ приказом Минфина России от 18.07.2012 № 106н).
Совместно управляемый план — это простая совокупность отдельных планов различных работодателей. Они объединяются для того, чтобы работодатели могли объединить свои активы для инвестирования и уменьшить затраты на управление инвестициями и администрирование. Но при этом требования различных работодателей разделены для раздельной выплаты вознаграждений своим работникам (п. 38 IAS 19). Это могут быть планы, взятые как из одного пенсионного фонда, так и из разных, и объединенные для совместного управления определенной группой компаний.
В зависимости от экономического содержания пенсионные планы делятся (п. 27 IAS 19):

  • на планы с установленными взносами;
  • планы с установленными выплатами.

План с установленными выплатами
План с установленными выплатами — это программа выплат работникам по окончании их трудовой деятельности, при которой обязательство предприятия заключается в обеспечении вознаграждений согласованного размера (п. 30 IAS 19). Другими словами, этот план предусматривает гарантированный работодателем размер пенсии.
Пенсионные выплаты, осуществляемые в рамках этой программы, зависят от средней зарплаты работника в течение всей его карьеры и размера заработной платы перед выходом на пенсию, поскольку исходя из суммы последней зарплаты определяется «пенсионная доля».
Учет пенсионных планов с установленными выплатами достаточно сложен, потому что для оценки обязательства и расходов требуются актуарные допущения и существует возможность возникновения актуарных прибылей и убытков. Более того, обязательства оцениваются на дисконтированной основе, поскольку расчет по ним может производиться через много лет по окончании периода, в котором работники оказали соответствующие услуги (п. 55 IAS 19).
Актуарные допущения — это оценка демографических, финансовых и других факторов, определяющих окончательный объем затрат на обеспечение выплат по окончании трудовой деятельности (п. 76 IAS 19).
Актуарные прибыли и убытки — это финансовый результат изменений активов и долгосрочных обязательств в течение отчетного периода. Они представляют собой отклонение фактичес­кого результата от зафиксированного ранее как ожидаемого (то есть расчетного, произведенного актуарием). Допустим, доходность активов пенсионного плана прогнозировалась на уровне 13%, а фактически, по результатам годового отчета, составила 15%. Актуарная прибыль по активам пенсионного плана составит 2%.
Актуарные расчеты — это система вычислений, позволяющая на базе актуарных допущений определить оптимальный размер взносов в пенсионный план и выплат пенсионерам, а также провести оценку активов и обязательств пенсионного плана на текущий момент для определения актуарных прибылей и/или убытков (п. 59 IAS 19).
Учет пенсионных планов с установленными выплатами
Последовательность отражения в учете пенсионного плана с установленными выплатами приведена в п. 57 IAS 19.
1. Определить дефицит или профицит. Этот процесс включает следующее:
— использование метода актуарных расчетов, метода прогнозируемой условной единицы для надежной оценки суммы выплат, причитающихся работникам за оказанные ими услуги в текущем и предшествующем периодах. Для этого предприятие должно определить размеры выплат, причитающихся за текущий и предшествующий периоды, и произвести оценку (сделать актуарные допущения) в отношении демографических переменных (таких как текучесть персонала и смертность) и финансовых переменных (таких как будущее увеличение заработной платы и затраты на медицинское обслуживание), которые будут влиять на затраты на выплату вознаграждений;
— дисконтирование этих выплат с целью определения приведенной стоимости обязательств пенсионного плана с установленными выплатами и стоимости услуг текущего периода;
— вычет справедливой стоимости любых активов плана из приведенной стоимости обязательств пенсионного плана с установленными выплатами.
2. Определить сумму чистого обязательства (актива) пенсионного плана с установленными выплатами как суммы дефицита или профицита, с учетом корректировок любого влияния ограничения суммы чистого актива плана с установленными выплатами до предельной величины актива.

3. Рассчитать суммы, которые должны быть признаны в составе прибыли или убытка:
— стоимость услуг, оказанных в текущем периоде;
— стоимость любых услуг, оказанных в предыдущих периодах, и выручка или убыток, возникающий при их оплате;
— чистую величину процентов в отношении обязательства (актива) пенсионного плана с установленными выплатами.
4. Определить сумму переоценки чистого обязательства (актива) пенсионного плана с установленными выплатами, которые должны быть признаны в составе совокупного дохода, включая:
— актуарную прибыль и убытки;
— доход на активы плана, за исключением сумм, включенных в чистую величину процентов в отношении обязательства (актива) пенсионного плана с установленными выплатами;
— любое изменение влияния предельной величины активов, за исключением сумм, включенных в чистую величину процентов в отношении обязательства (актива) пенсионного плана с установленными выплатами.
Планы с установленными взносами
По пенсионным планам с установленными взносами юридическое или обусловленное сложившейся практикой обязательство предприятия ограничивается суммой, которую оно согласно внести в фонд.
Полученная работником сумма вознаграждений по окончании трудовой деятельности определяется суммой взносов, которые предприятие внесло в план вознаграждений по окончании трудовой деятельности или уплатило страховой компании, в совокупности с доходом от инвестиции средств, полученных в качестве взносов.
Предприятие в данном случае никаких рисков не несет. Оно не обязано покрывать дефицит средств, который может образоваться к дате выхода работника на пенсию. Актуарный риск (риск того, что вознаграждения будут меньше ожидаемых) и инвестиционный риск (риск того, что инвестированные активы окажутся недостаточными для обеспечения предполагаемых вознаграждений) возлагаются на работника (п. 28 IAS 19).
Обязательства компании за каждый месяц отражаются в размере взносов за тот же месяц. Взносы в пенсионный фонд, осуществ­ляемые в рамках плана с установленными взносами, относятся на расходы (себестоимость активов или текущие расходы отчетного периода) по мере возникновения обязательств по уплате очередного взноса, то есть обязательства по уплате очередного взноса возникают по мере признания расходов на оплату труда.
Расчет актуарных допущений по обязательствам, возникающим в рамках плана с установленными взносами, не требуется, потому что никаких актуарных прибылей или убытков не возникает (п. 50 IAS 19).

Значение стандарта для РФ

Международные стандарты в РФ с 2010 года получили официальное признание (ст. 3 закона «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ), и теперь их правила (при условии того, что конкретный стандарт признан и опубликован в РФ) применимы в нашей стране на законодательном уровне (постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107).
Первый вариант МСФО 26 был введен в РФ в действие приказом Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н. С 09.02.2016 его сменил текст, ставший приложением к приказу Минфина России от 28.12.2015 № 217н.
Стандарт рассматривает вопросы формирования пенсионных накоплений, включая в круг связанных с ними лиц всех участников этого процесса: работодателя, работника и организацию, получающую, сохраняющую и инвестирующую полученные средства пенсионных сбережений (актуария). В рамках существующих пенсионных программ не имеет значения, какая из организаций является получателем этих средств: специально созданный фонд или страховая компания. Но важно наличие целевого назначения их: это должны быть средства, предназначенные именно для систематического формирования пенсии по определенной пенсионной программе.

Виды программ пенсионных платежей

МСФО 26 выделяет 2 возможных вида пенсионных программ:

  • С установленными взносами, когда размер платежей определяет либо работодатель, либо работник (или обе эти стороны). Работник пользуется правом контроля за поступлением средств в организацию, формирующую пенсионные накопления, а также за ростом их в результате инвестиционной деятельности актуария. Будущая пенсия зависит от величины взносов и инвестиционного дохода.
  • С установленными выплатами, когда величина платежей подвергается периодической корректировке в зависимости от реального либо перспективного финансового положения работника и работодателя. Такая программа требует проведения систематической (обычно 1 раз в 3 года) оценки возможностей обеих сторон, а также периодических консультаций с организацией, накапливающей и инвестирующей полученные пенсионные средства. Размер будущей пенсии (актуарная приведенная стоимость) при этой программе зависит главным образом от величины дохода работника и количества отработанных им лет.

  • спонсоров пенсии, не являющихся работодателями;
  • ограничения обязанностей работодателей по обычным программам;
  • программ смешанного вида, и тогда к ним применяют правила программы с установленными выплатами.

Особенности учета активов для пенсии

Стандарт предполагает, что активы, используемые актуарием для формирования пенсии, как правило, учитываются по справедливой (т. е. рыночной) стоимости. Допустимо использование:

  • выкупной стоимости — для ценных бумаг с фиксированной конечной ценой выкупа;
  • иной (отличной от рыночной) стоимости — для ситуаций, когда определить справедливую стоимость активов невозможно, с обязательным указанием в отчетности причины этого.

Отчетность по МСФО 26

Вне зависимости от вида применяемой пенсионной программы в отчетности по ней, составляемой актуарием, должны иметь место:

  • описание принципов учетной политики, в т. ч. используемого метода оценки активов;
  • данные о применяемой политике финансирования, в т. ч. инвестиционной;
  • описание действующей пенсионной программы и фактически осуществленных инвестиций, в т. ч. тех из них, величина которых превышает 5% от суммы активов, доступных для выплат пенсии;
  • данные об изменениях в стоимости пенсионных активов, в т. ч. обо всех поступлениях в них и обо всех произведенных пенсионных выплатах и иных расходах;
  • сведения об обязательствах, имеющихся помимо выплат по пенсиям, информация о начисленных налогах и о финансовых результатах работы.

По программам с установленными выплатами приводятся:

  • описание сделанных для расчета будущих пенсионных выплат допущений и самой методики этого расчета;
  • величина актуарной стоимости пенсионных выплат (будущих пенсионных платежей), рассчитанная либо от текущих, либо от прогнозируемых уровней зарплаты, с разбивкой их на уже осуществляемые платежи и на будущие выплаты.

Описание используемой пенсионной программы может присутствовать в виде отдельного отчета. При этом все виды отчетности допускают наличие в них ссылок на другие доступные источники информации о деятельности актуария.

Читайте также: