Удержание пенсионного взноса в украине


Государство ежемесячно гарантировано выплачивает пожилым людям пенсии в полном размере, но бывают случаи, когда часть этих денег определенное время удерживают. Для получателей средств временное «похудение» кошелька не является сюрпризом: исполнительные службы или Пенсионный фонд предупреждают об удержании денег и объясняют, почему применяются такие меры. К сожалению, часто причиной возникновения подобной ситуации является неосведомленность и несерьезное отношение к пенсионным делам самих пенсионеров. Что нужно знать для того, чтобы избежать удержаний из пенсии, рассказала начальник управления Пенсионного фонда Украины в г. Измаиле и Измаильском районе Надоленко И.А..

Ирина Александровна, когда происходят удержания из пенсий?

Обращение взыскания на пенсию осуществляется согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Так, согласно ст. 50 Закона, суммы пенсий, переплаченные в результате злоупотреблений со стороны пенсионера или предоставления страхователем недостоверных данных, взимаются на основании решений территориальных органов Пенсионного фонда или в судебном порядке. При этом удержания из пенсии проводятся на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (относительно имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариусов и других решений и постановлений, выполнение которых согласно закону ведется в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Решения государственных исполнителей - обязательны для выполнения для всех юридических и физических лиц в Украине, поэтому Пенсионный фонд при получении такого требования не имеет права пересматривать ни сторону исполнительного производства, ни размер удержания. В таких случаях все разъяснения об удержании средств пенсионеру предоставляет Государственная исполнительная служба. Мы лишь принимаем к исполнению решения, а также после окончания удержания отчитываемся перед Государственной исполнительной службой.

Удержания, проводимые на основании решений органов Пенсионного фонда Украины, - результат переплаты пенсии, когда пенсионер получил излишне выплаченные средства. Пенсионный фонд принимает решение об удержании из пенсии, если переплата возникла по вине пенсионера или вследствие подачи страхователем (работодателем) недостоверных данных о работнике, на основании которых назначалась пенсия. В остальных случаях, когда переплата произошла из-за любой другой организации, человека или счетной ошибки, Фонд не может самостоятельно принять решение об удержании средств, и мы обращаемся в правоохранительные органы для установления виновного лица или в суд. Лишь после того, как суд утвердит соответствующее решение, можно осуществлять надлежащее удержание. Приведу пример. Умер пенсионер, получавший пенсию по банковской карточке. Мы пишем письмо в финансовое учреждение с просьбой вернуть средства, начисленные в месяце, следующем после смерти лица. Но тем временем средства с карточки умершего пенсионера может снять его родственник или другое лицо. Конечно, удержать излишне выплаченные средства из пенсии мы уже не имеем возможности. Тогда этот вопрос решается в судебном порядке.

Вы сказали, что переплата также может возникать по вине пенсионера. О чем именно речь идет?

Так бывает, когда пенсионер, устроившись на работу, не сообщает в Пенсионный фонд об изменении своего состояния. Вообще размер пенсии согласно законодательству не зависит от размера полученной заработной платы, но ряд доплат, надбавок, повышений, а также перерасчеты пенсии (в том числе связанные с изменением прожиточного минимума) зависят от факта трудоустройства. Поэтому пенсия работающего пенсионера (неважно - по трудовой книжке или соглашению) или занимающегося предпринимательской деятельностью, иначе говоря, пенсионера, относящегося к занятому населению, будет другой.

При назначении пенсии, проведении перерасчета человеку сообщают о его обязанности в случае трудоустройства на протяжении 10 дней предоставить данные об этом в органы Фонда. Специалист информирует пенсионера, какую пенсию он будет получать в дальнейшем. Но даже если человек не сообщит о таких изменениях, рано или поздно Фонду о них станет известно. Мы периодически проводим сверку данных с государственными реестрами общеобязательного государственного социального страхования, юридических и физических лиц-предпринимателей, выявляем факты трудоустройства и тогда исчисляем переплаты.

Бывает и так, что после трудоустройства пенсионера выплата пенсии ему вообще прекращается. К примеру, так происходит при трудоустройстве до достижения пенсионного возраста женщин, родившихся после 1 октября 1956 года, которые воспользовались правом досрочного выхода на пенсию после достижения 55-летнего возраста с уменьшением ее размера. К тому же прекращается выплата получателю пенсии за выслугу лет, если он начинает работать по специальности, которая дает право на назначение такой пенсии. Если такой пенсионер о своем трудоустройстве не спешит извещать Пенсионный фонд, то пенсию будут продолжать начислять. При установлении факта переплаты, выплаты прекращают.

Однако следует заметить, что Пенсионный фонд Украины не может взимать переплату с зарплаты, а исключительно из пенсии. Как же в таком случае осуществлять удержание? До того времени, пока пенсия не выплачивается, удержание не проводится. Но как только лицо достигнет пенсионного возраста, выплата пенсии возобновляется и соответственно начнется взыскание излишне выплаченной суммы. Вопрос возмещения переплаты может быть решен также путем возврата средств самим получателем пенсии в добровольном порядке или Пенсионный фонд обращается с соответствующим иском в суд.

Или еще вот такая ситуация. У нас многие военнослужащие выходят на пенсию в молодом возрасте. Законодательно предусмотрено, что если у них есть несовершеннолетние дети, то на их содержание неработающему пенсионеру-военнослужащему выплачивается специальная надбавка. Скажем, на двух иждивенцев - в размере прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан - 949 грн.. Трудоустроившись, такие пенсионеры теряют право на надбавку (хотя пенсия и в дальнейшем выплачивается без изменений), но не всегда извещают об этом Пенсионный фонд. Конечно, в такой ситуации также возникает переплата, которая подлежит возмещению.

Какие еще изменения в жизни пенсионера могут стать причиной удержаний из пенсии?

Это может быть смена местожительства. Например, пенсионеры, которые живут на территории радиоактивного загрязнения, согласно Закону «0 статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» получают доплату к пенсии. Также предусмотрена 20-процентная надбавка к общему размеру пенсии лицу, проживающему на территории со статусом горного населенного пункта. В таких случаях о смене местожительства пенсионер обязан информировать органы Пенсионного фонда, и пенсию должны пересчитать. Если же человек о таком факте умалчивает, последуют удержания из пенсии.

Еще одна причина для удержаний - изменение статуса получателя. Например, по закону пенсию в связи с потерей кормильца до 23 лет получает ребенок умершего кормильца, учащийся на дневной форме обучения. Свой статус студент подтверждает справкой из учебного заведения. Но бывают случаи, когда посреди учебного года человек прекращает учебу, а пенсию продолжают начислять. Причиной удержаний является также пересмотр разных статусных удостоверений, скажем, когда человека лишают статуса ветерана войны определенной категории и т.п.

Переплаты бывают и когда человек уезжает на постоянное местожительство в другую страну, но не сообщает об этом в Пенсионный фонд. Конечно, мы можем выплачивать пенсии тем украинцам, которые живут на территории других стран, но это обусловливается специальными межгосударственными соглашениями.

Какой размер может взиматься из пенсии?

Согласно ст. 50 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» размер отчисления из пенсии исчисляется из суммы, надлежащей пенсионеру к выплате. В целом, может быть удержано не более чем 50% ее размера в следующих случаях: на содержание членов семьи (алименты), возмещение убытков от разворовывания имущества предприятий и организаций, возмещение пенсионером вреда, причиненного увечьем или другим повреждением здоровья. Из всех других видов взысканий может быть удержано не более чем 20 % пенсии.

Например, если в Пенсионный фонд поступает постановление провести удержание в качестве штрафа, мы удерживаем 20% средств из каждой пенсионной выплаты, пока эта сумма полностью не будет отчислена. Если сумма удержания не превышает 20% пенсии человека за месяц, деньги будут удержаны только из одной пенсионной выплаты. Если за время удержания средств пенсия, например, после перерасчета, увеличится, то в процентном соотношении размер удержания останется тот же, а в абсолютном сумма - станет больше, поэтому удержание будет происходить на протяжении меньшего периода времени.

Важно заметить, что все виды удержаний из пенсии человек может вернуть добровольно. Если средства будут уплачены в полном объеме, удержания из пенсии проводиться не будут.

Ирина Александровна, могут ли из пенсии удерживаться одновременно несколько удержаний?

Могут быть и несколько удержаний, но общая сумма не должна превышать 50 или 20%, как я уже сказала, в зависимости от вида взыскания.

Можно ли вообще избежать переплат пенсий, а следовательно и удержаний?

Без проблем. Подавайте заявку сегодня до 18-00 и получите деньги на карту в течение 1 часа

Самый быстрый способ получить деньги на карту, для новых клиентов тариф от 0.1% в сутки

Заполнение анкеты всего 5 минут. После этого мы сразу сообщим результаты заявки


Налог на зарплату – обязательный ежемесячный платеж каждого трудоустроенного гражданина, который перечисляется в государственную казну и в дальнейшем применяется для социальных выплат и других государственных нужд. Вычет налогов создал разницу в размере между “чистой”, получаемой на руки, и “грязной”, положенной к зачислению, зарплат. При устройстве на работу важно знать, какие именно сборы и в каком размере удерживаются, для того, чтобы правильно оценить заработок и не разочароваться после получения “чистой” заработной платы.

Кто платит налог на зарплату?

Налог на зарплату должен выплачиваться с каждого месячного дохода украинских граждан вне зависимости от рода деятельности. При официальном трудоустройстве данная сумма удерживается работодателем с заработной платы и перечисляется в государственную казну. Налогом облагается все доходы включая:

ежемесячный оклад и другие поощрительные начисления за проделанную работу;

доходы предприятия ФОП;

доходы, полученные дополнительным заработком;

командировочные и другие начисления поверх зарплаты.

Единственный доход, который не облагается налогом — стоимость оздоровительных путевок, выданных работодателем, при этом благотворительная помощь и покрытие расходов на оздоровление, полученных от работодателя также облагается налогом.

Все зарплатные сборы делятся на два типа:

удержанные с зарплаты работника;

уплаченные работодателем с собственного кармана.

Всего с зароботной платы отчисляется три вида сборов:

Подоходный вычет — общегосударственный налоговый сбор, установленный государством в размере 18-20% от суммы дохода.

Единый социальный взнос (ЕСВ) — обязательный платеж в Пенсионный фонд и страховой фонд. Сумма измеряется в процентах и зависит от категории работника и риска его деятельности. Процентные отчисления взимаются в размере от 22 до 41% в зависимости от риска работы на предприятии и выплачиваются с денег работодателя.

Военный налог — удержание с зароботной платы для помощи государству в военное время в размере 1,5%.

Налог на минимальную зарплату также снимается, поскольку данная величина является стандартом, но не является необлагаемой величиной.

Как рассчитать налог на зарплату?


Для начала следует отметить, что с 2016 года Единый налог оплачивается из средств работодателя. Для наемных сотрудников применяется фиксированная ставка в размере 22% от заработной платы. В связи с этим, с зароботной платы работника удерживается подоходный налог , зафиксированный для зарплаты в размере 18% и военный сбор, который введен на время проведения боевых действий и составляет 1,5% от дохода граждан.

Для того, чтобы рассчитать какая сумма будет удержана с заработной платы и сколько в действительности будет получено на руки следует:

Определить сумму "грязной" заработной платы.

Рассчитать от этой суммы 18% для подоходного сбора.

Рассчитать от суммы 1,5 % для военного сбора.

Отнять от начальной суммы заработной платы суммы сборов.

Пример расчета для сотрудника, получающего 8600 грн. в месяц и не имеющего льгот при налогообложении.

Размер подоходного налога составит 18% от 8600 — 1548 грн.

Размер военного сбора составит 1,5% от 8600 — 129 грн;

Чистая месячная заработная плата, с которой уплачены все взносы составит 8600-1548-129= 6923 грн.

Фактически, формула расчета зарплаты за неимением особых льготных условий сводиться к вычету из этой суммы 19,5% в пользу государства.

Следует отметить, что для того, чтобы гарантировать работнику оплату труда по примеру в 8600 грн. в бюджет компании должна быть заложена сумма, содержащая отчисления в ЕСВ. Для большинства заработных плат ставка ЕСВ составляет 22%, т.е в указанном примере работодатель оплачивает труд работника в размере 10492 грн, а общий налог на официальную зарплату составляет 41,5%.

Сборы рассчитываются на каждое начисление заработной платы , соответственно, если выплаты происходят в начале и конце месяца, следует считать количество фактических дней и зарплату по ним, выводить зарплату за период и отсчитывать доход от нее.

Для удобного расчета в Интернете можно найти онлайн калькулятор , который рассчитает чистую заработную плату по заданным в него параметрам.

Льготный налог на зарплату


Некоторые категории граждан могут оформить налоговую социальную льготу, которая поможет снизить удержания из заработной платы. Величина льготы зависит от установленного государством прожиточного минимума и составляет его половину. В зависимости от обстоятельств сотрудника, ему полагаются следующие льготы при налогообложении:

100% НСЛ для всех граждан, чей доход не превышает прожиточного минимума для трудоспособных граждан;

150% НСЛ предоставляется матерям одиночкам, УБД, инвалидам первой и второй группы, чернобыльцам, студентам и аспирантам;

200% НСЛ предоставляется Героям Украины, бывшим узникам концлагерей, УБД Второй мировой, лицам пережившим блокаду Ленинграда или насильно вывезенным с территории СССР во время ВОВ.

100% НСЛ — стандартный размер льготы, а налоги на зарплату инвалидов , участников боевых действий и других особых категорий граждан могут быть снижены на более существенный размер при наличии документов подтверждающих особый статус.

Применение социальной льготы уменьшает заработную плату сотрудника, применяемую для расчета налогообложения. То есть, от суммы заработной платы изначально отнимается сумма НСЛ и только к полученной с вычетом суммы применяется отчисления налогов.

Например, за сотрудником закреплено право получать 100% НСЛ и оплата его труда составляет 2400 грн. НСЛ составляет половину от прожиточного минимума, что на текущий момент составляет 881 грн. Для подсчета налога с учетом льготы следует отнять данную величину и вычесть налоги. Налогооблагаемая заработная плата в таком случае будет составлять 1519 грн. От данной суммы требуется рассчитать 18% НДФЛ и 1,5% военного сбора. НДФЛ составит 273,42, ВС —22,78 грн. Итого с зарплаты сотрудника будет удержано 296,2 грн и чистыми он получит 2103,8 грн. Без льготы вычет бы составил 468 грн, а итоговая оплата труда 1932 грн.

Условия применения социальной льготы:

НСЛ применяется исключительно к заработной плате и не учитывается для остальных доходов, то есть для совместителей нескольких зарплат сбор будет снижен только по одной;

НСЛ учитывается только с момента предъявления документов для ее получения;

НСЛ не применяется, если кроме основной заработной платы работник получает дополнительный доход (стипендии, и т. д.);

НСЛ распространяется только на текущее место работы;

НСЛ может быть вычтен только из заработных плат, размер которых с учетом удержаний не больше, чем социальный минимум, установленный государством для трудоспособных граждан. Исключение составляют только семьи с детьми.

Для родителей, имеющих двое и более детей возрастом до 18 лет, применяется особая система вычета минимального размера заработной платы, к которому может быть применена льгота. Так, на получение льготы могут рассчитывать родители, чья зарплата:

меньше двойного минимума, установленного для трудоспособных граждан, если у них двое детей;

меньше тройного минимума, если детей трое;

Льготный налог предоставляется для каждого ребенка, то есть, если детей двое, то из заработной платы будет отниматься два НСЛ, если трое, то общий вычет будет составлять три НСЛ. Получить льготу могут оба родителя, если их зарплата не превышает установленного лимита, исчисляемого в прожиточных минимумах.

Льготный налог на зарплату для многодетных применяется вплоть до достижения совершеннолетия детьми.

Как уменьшить налоги на зарплату?

Для того, чтобы получить льготу при налогообложении заработной платы, следует предоставить в бухгалтерию по месту работы:

заявление с просьбой предоставить льготу;

документы подтверждающие права на особый размер социальной льготы (свидетельства о рождении детей, удостоверение чернобыльца или участника боевых действий, справку медико-социальной комиссии о присвоении инвалидности и т. п.).

Применение НСЛ начинается со дня подачи заявления, а все случаи списания или не списания льгот работодатель обязан отражать в бухгалтерской отчетности. В случае смены места работы, для получения льготы потребуется оформить ее повторно.

Если у вас случилась такая ситуация, что зарплата внезапно закончилась, а до следующей еще далеко, вы всегда можете получить кредит на карту круглосуточно, не выходя из дома. Займы выдаются на сумму до 5000 гривен, деньги поступят на карту в течение 15 минут. Этот вариант может отлично выручить в сложной ситуации, а вернуть кредит можно будет уже в день получения зарплаты. Заявку на самый выгодный кредит в Украине вы можете оформить на сайте подбора кредитной организации Мир Кредитов.

Налоги на зарплату в странах Европы и мира

от 0 до 44,9%, в зависимости от суммы дохода, чем она выше, тем больше будут сборы


Как сейчас?

На сегодняшний день в Украине работают два из трех уровней пенсионной системы.

Первый уровень — это всем известная солидарная система. Ежемесячные отчисления — 22 % ЕСВ с застрахованных лиц «сверху» — как раз производятся в рамках солидарной системы.

Третий уровень пенсионной системы, как и первый, тоже давно работает. Но, правда, не пользуется популярностью. Речь идет о добровольно-накопительном уровне пенсионной системы. Основу его составляют негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Те, кто желает получать дополнительные выплаты к пенсии, выбирают НПФ и добровольно перечисляют туда взносы.

Второй уровень пенсионной системы, который мы сейчас рассматриваем, также базируется на основах накопления средств застрахованных лиц в НПФ и финансировании расходов на оплату договоров страхования пожизненных пенсий и одноразовых выплат. В отличие от третьего уровня — он обязательный, а не добровольный.

То есть второй уровень пенсионной системы — накопительный, предполагает, что

удержания из зарплаты (дохода) будут аккумулироваться на накопительных счетах НПФ персонифицированно

И в дальнейшем могут использоваться лично застрахованным лицом и только им (или его наследниками). Или как вариант — деньги будут перечисляться в Накопительный пенсионный фонд, который должен был создать ПФУ, как это предусмотрено на сегодняшний день ч. 5 ст. 78 Закона № 1058*.

Получается, с введением накопительной пенсионной системы, кроме отчислений в Пенсионный фонд в солидарную систему (22 % ЕСВ «сверху»), украинцев обяжут делать взносы на свой личный счет, которым будут распоряжаться НПФ.

С чего сыр-бор?

Уже с 1 января 2019 года в Украине должна начать функционировать накопительная пенсионная система. Это прописано в Законе Украины от 03.10.2017 г. № 2148. При этом Кабмину было поручено к 1 июля 2018 года подготовить ряд документов, чтобы накопительная пенсионная система смогла заработать. Что он и сделал (см. законопроекты от 06.11.2018 г. № 9224-1 и от 10.07.2017 г. № 6677). Но, увы, депутаты их не утвердили…

Когда же ожидать, что накопительная пенсионная система заработает? Возможно, запуск второго уровня накопительной системы будет отложен на год— до 1 января 2020 года. Что не удивительно ввиду неготовности законодательной базы под новую «пенсионную волну», хотя до часа «Х» осталось совсем немного.

Но, скорее всего, с 2019 года мы все-таки начнем делать накопления на будущее.

Окончательный вариант всех пенсионных изменений пока предсказать сложно, ведь непонятно, какие из них заработают, а какие будут отбракованы. Но, в общем, картина уже просматривается. Чего нам стоит ожидать?

Сколько заплатим?

Предполагается, что стартовать будем с 2 % отчислений от зарплаты (дохода).

Но на этом останавливаться никто не собирается. С каждым годом размер взносов будет увеличиваться на один процент. И так, пока сумма отчислений не достигнет 7 %.

Согласитесь, сумма не маленькая, учитывая, что с зарплаты традиционно удерживают НДФЛ (на сегодня — по ставке 18 %), а также 1,5 % ВС. Понимают это и законодатели.

Предполагается, что КМУ разработает предложения о постепенном на протяжении 2020 — 2022 гг. снижении размера НДФЛ до 15 % с одновременным направлением освобожденных средств в НПФ, а также постепенной, на протяжении 2022 — 2023 гг. отмены ВС.

Накопительные взносы не считаются составной частью ЕСВ.

Они уплачиваются отдельно в виде удержаний «снизу» из зарплаты по аналогии с НДФЛ и ВС

Удерживать и перечислять накопительные взносы должны будут работодатели.

Ну а если лицо застраховано самостоятельно (например, ФЛП или независимые профессионалы, такие как адвокаты, нотариусы) и не имеет агента-страхователя, то в этом случае страховые взносы уплачивать будет само застрахованное лицо.

Средства накопительной системы пенсионного страхования учитываются на накопительном пенсионном счете до достижения пенсионного возраста, а в случае отсрочки времени назначения пенсии по возрасту в период после достижения такого возраста — со дня окончания срока отсрочки даты назначения пенсии по возрасту в солидарной системе.

Также предусмотрено, что если лицо не уплачивало страховые взносы во время учебы, в период признания инвалидом, временного выезда за границу и т. п., за ним сохраняется право на приобретенный страховой стаж и право на пенсионные активы, учтенные на его накопительных пенсионных счетах в накопительной системе пенсионного страхования.

Кто может не платить?

Потенциальных участников накопительной системы можно разделить на три лагеря: (1) обязательные участники, (2) добровольцы и (3) лица, которые не имеют права участвовать в накопительной системе.

1. Предполагается, что участниками накопительной пенсионной системы являются лица, которые по состоянию на 1 января 2019 года (или другую дату ее введения) подлежат общеобязательному государственному пенсионному страхованию. С этих лиц до достижения пенсионного возраста будут удерживаться пенсионные взносы в накопительную систему.

2. В виде исключения застрахованные лица, которым на указанную дату осталось менее 10 лет до пенсионного возраста, имеют право не платить страховые взносы в накопительную систему пенсионного страхования.

если вам осталось меньше 10 лет до пенсионного возраста, платить или не платить «накопительные» взносы, решаете лично вы

Интересный момент. Лица, которым на 1 января 2019 года остается 11 лет до достижения пенсионного возраста, оказались «на перепутье». Если накопительная система заработает с этого года, они будут в числе плательщиков взносов. Если же введение накопительной системы отложат на год, они уже из числа плательщиков выбывают.

Обратите внимание: пенсионный возраст в солидарной системе и обязательной накопительной пенсионной системе будет определяться по одним и тем же правилам. То есть, если лицо достигнет пенсионного возраста по условиям солидарной системы, то и в накопительной системе оно станет пенсионером. Правила игры, по которым определяется пенсионный возраст, скорее всего изменят. О том, как определить пенсионный возраст в 2018 году, читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 5 с. 24.

3. А вот лица, которые уже достигли пенсионного возраста, в том числе и работающие пенсионеры, не смогут быть плательщиками взносов в накопительный фонд, даже если очень этого захотят.

Куда уходят денежки?

Как мы уже упоминали, пенсионными накоплениями по накопительной системе будут заниматься НПФ.

НПФ — это фонды, которые созданы и действуют по законодательству о негосударственном пенсионном обеспечении

НПФ можно будет выбрать самостоятельно. При этом если в отведенный срок вы этого не сделаете, работодатель сможет сам определить такой фонд. Но при этом за вами сохраняется право в любой момент перейти в другой НПФ (при желании).

Перечисленные средства в виде удержаний из зарплаты будут оседать на накопительном пенсионном счете — субсчете индивидуального пенсионного счета в системе персонифицированного учета НПФ.

Затем между участником накопительной пенсионной системы и страховой организацией будет заключаться договор страхования пожизненной пенсии, с тем чтобы после достижения «участником» пенсионного возраста можно было получать пенсионные накопления (подробнее об этом мы расскажем ниже).

И еще момент. Несмотря на то, что накопленные средства перечисляются НПФ, за ПФУ останется, скажем так, роль куратора. Так, ПФУ будет решать вопросы, связанные с ведением учета пенсионных активов застрахованных лиц на накопительных пенсионных счетах, осуществлять администрирование и учет страховых взносов в накопительную систему общеобязательного государственного пенсионного страхования, их направления в избранных застрахованными лицами НПФ.

Что получим в итоге?

Участники накопительной пенсионной системы имеют право на пенсионные выплаты в рамках солидарной системы как застрахованные лица. То есть ежемесячная пенсионная выплата в солидарной системе страхования, которую получает лицо при достижении пенсионного возраста (в других случаях), остается.

А уже вдобавок к обычной пенсии застрахованному лицу будут причитаться выплаты в рамках накопительной системы. Давайте посмотрим, на что можно будет рассчитывать.

Предполагается, что участник накопительной системы может получить пожизненную пенсию (аннуитет) и/или единовременную выплату.

Аннуитет. Выплату аннуитета будет осуществлять страховая организация, выбранная застрахованным лицом (участником накопительной системы). Чтобы получить такую пенсию, по достижении пенсионного возраста участник накопительной системы должен заключить договор страхования пожизненной пенсии со страховой организацией. Также необходимо будет сообщить в Пенсионный фонд (или администратору НПФ) о выбранной страховой организации.

Соответствующий пенсионный фонд должен обратиться в банк (к хранителю), в котором открыт накопительный счет, с требованием перечислить страховой организации средства, находящиеся на накопительном счете такого лица.

Получать пожизненную пенсию лицо будет согласно условиям договора страхования пожизненной пенсии

Размер такой пенсии будет рассчитывать страховая организация, учитывая, среди прочего, сумму накоплений, инвестиционный доход от этих сумм, а также среднюю величину продолжительности жизни для мужчин и женщин.

Одноразовая выплата. Одноразовую выплату можно будет получить лишь при определенных обстоятельствах. И в определенных суммах.

Давайте посмотрим, что это за случаи.

1. Если средств не хватает. Сначала уточним: для того, чтобы участник накопительной системы смог получить право на пожизненную пенсию, накопленная сумма на его персональном счете должна быть не меньше минимальной суммы, необходимой для оплаты договора страхования пожизненной пенсии. Минимальный размер суммы пенсионных накоплений будет устанавливать Нацфинуслуг.

А если средств не хватает? В этом случае предполагается два варианта: либо лицо вносит необходимую сумму на свой накопительный пенсионный счет и заключает договор со страховой компанией, либо получает право на одноразовую выплату.

2. Выезд за границу. Если участник накопительной системы решил переехать на постоянное место жительства за границу, он тоже может (при желании) вместо пожизненной пенсии взять накопленные средства в виде одноразовой выплаты.

3. Форс-мажор. Будут четко определены случаи, при которых участник накопительной пенсионной системы будет иметь право получить свои средства (их часть) при наступлении каких-то сложных жизненных ситуаций. Таких, например, как инсульт, онкозаболевание. При этом для выплаты таких средств нужны будут медицинские подтверждения критического состояния здоровья.

Ранее планировался более широкий диапазон форс-мажорных обстоятельств, при которых возможна одноразовая выплата. Например:

— лечение тяжелых заболеваний участника накопительной пенсионной системы и близких родственников — до 100 %;

—наступление для участника критических жизненных ситуаций (пожар, стихийные бедствия) — до 70 %;

—приобретение недвижимости — не более 50 %;

—оплата обучения участником, детьми участника — не более 30 %.

Более детальные условия и порядок получения выплат из накопительной системы должен будет разработать и установить КМУ.

Но, опять же, на сегодняшний день пока сложно сказать, на каком варианте остановятся законодатели. Возможно, одноразовую выплату ограничат только тяжелыми заболеваниями самого участника накопительной системы. Но не исключено, что вариантов взять свое сразу будет больше.

4. Наследование. В случае смерти участника накопительной системы принадлежащие ему средства не «пропадут». На эти деньги могут претендовать его наследники. Естественно, речь идет о случае, когда смерть участника накопительной системы произошла до достижения им определенного пенсионного возраста.

При этом участник накопительной системы имеет право в любое время определить наследниками одно или несколько физических лиц (независимо от наличия у него с такими лицами семейных, родственных отношений), которые имеют право на получение в случае его смерти средств в сумме, учтенной на его накопительном пенсионном счете, а также определить размер долей, в которых они должны быть распределены между указанными лицами.

В таком случае участник накопительной системы составляет завещание в соответствии с ГКУ.

Лица, которые имеют право на получение в наследство средств накопительной системы пенсионного страхования в сумме, принадлежащей умершему участнику накопительной системы, могут подать заявление о направлении таких средств на свой накопительный пенсионный счет.

Вот примерно такая картина вырисовывается с накопительной пенсионной системой. В завершение еще раз подчеркнем, что на данный момент законодательная база под эту систему еще не готова, поэтому четко сказать, как она в реалиях будет выглядеть, невозможно, можно ориентироваться только на нормы, содержащиеся в законопроектах по этому вопросу. И надо учитывать, что они могут быть приняты в измененном виде или не приняты вообще. Так что это пока только наброски эскиза, а готовый результат — чуть позже. ☺

С 2011 года в Украине была введена система учета и сбора взноса на обязательное государственное социальное страхование согласно Закону № 2464-VI от 08 июля 2010 года, официальный сбор - Единый социальный взнос. Он заменил доплату в Пенсионный фонд и фонды соцстраха. Объединены четыре фонда социального страхования, в результате чего плательщики вместо четырех делают единый платеж – единый социальный взнос (далее – ЕСВ).

Разделение труда - вот главное отличие наших комплексных пакетов. Хотите экономить - пакет БИЗНЕС - ведите базу самостоятельно, мы будет выполнять лишь функции контроля. В пакете ПРЕМИУМ мы будем вести вашу базу самостоятельно.

Пакет ПРОСТОЙ - платите по-операционно. Плата за бухуслуги зависит от активности вашей хоздеятельности в отчетном месяце.

3DБухгалтерия, кандидат экономических наук

Плательщики ЕСВ

Плательщиками единого социального взноса являются физические лица-предприниматели и работодатели. Отныне зарплаты работников облагаются исключительно таким единым сбором. Независимо от выбра способа налогообложение СПД, ставка такого сбора составляет 22% от фонда оплаты труда.

Перечень выплат работникам, которые не включаются в фонд оплаты труда устанавливается Кабмином Украины.

Уже из приведенной информации понятно, что введение ЕСВ в Украине имеет несколько преимуществ и для предпринимателей, и для работодателей. Во-первых, необходимо регистрироваться в одном государственном учреждении, а не в четырех. Во-вторых, не приходится подавать четыре отчета, выстаивать очереди в каждом учреждении. В-третьих, делается один платеж вместо четырех.

Ныне ЕСВ уплачивается на счета местных налоговых инспекций, с последующим распределением между фондами социального страхования.

Новшества ЕСВ 2020

С 2017 года законодатель обязал уплачивать ЕСВ предпринимателей, которые не имеют доходов, т.н. "спящие" СПД. Отныне такие СПД обязаны платить ЕСВ в размере минимального страхового платежа, что в 2020 году составляет:

- 1039,06 гривны за период с 1.1.20 по 31.8.20,

- с 1.09.20 по 31.12.20 - 1100 грн. (размер минзарплаты умноженный на 22%).

Льготы по уплате ЕСВ единщиками 1-ой группы отменены - размер ЕСВ составляет 100% от суммы минимального страхового платежа.

Как расчитать сумму ЕСВ из зарплаты работника?

Например, размер начисленной зарплаты составляет 5000 грн, т.е. фактический размер фонда оплаты труда (ФОТ) составляет 5000 грн. В таком случае, предприятие при выплате работнику в обязательном порядке одновременно оплачивает в бюджет сумму ЕСВ в размере 5000х22%=1100 грн. В отдельной статье читайте Как расчитать ЕСВ из зарплаты .

Максимальный размер ставки ЕСВ 2020 - 15585,9 грн. (15 * 4723,00 * 22%) для выплат до 1.09.20, и 16500 грн - для выплат после 1.09.2020 года.

Ставка ЕСВ и порядок уплаты в 2020 году

В 2020 году действует единый размер ЕСВ - 22% от фонда оплаты труда.

Работодатели уплачивают взнос при каждой выплате заработной платы наемным работникам. Перечисляется взнос на специальный банковский счет. Контролировать корректность расчета и уплаты налога призваны бухгалтерские услуги.

Таким образом, единый социальный взнос – это страховой взнос, который относится к числу обязательных платежей и уплачивается плательщиками систематически. Он заменил ранее взимаемые взнос в Пенсионный фонд и три страховых взноса в фонды соцстрахования: при несчастных случаях на производстве, при кратковременной потере трудоспособности, в случае безработицы.

Из характера платежа следует, что ЕСВ призван обеспечивать социальную защиту граждан Украины. Застрахованное лицо имеет право на предусмотренные законодательством выплаты при наступлении страхового случая.

Оплата ЕСВ физлицами-предпринимателями

С 2017 года СПД на общей системе обязаны уплачивать ЕСВ независимо от наличия доходов. СПД на общей системе налогообложения платят единый соцвзнос в размере общей ставки ЕСВ умноженной на доход, полученный в году. Если же доходов нет, то ЕСВ платится как и в случае с СПД-единоналожниками в размере минимального страхового взноса ежемесячно. Однако, стоит обратить внимание на тот факт, что следующие СПД-единоналожники освобождаются от уплаты ЕСВ за себя:

  • пенсионеры по возрасту
  • инвалиды, получающие социальную помощь

  • СПД на едином налоге - до 20 числа месяца, который настает за отчетным кварталом:
  • СПД на общей системе - до 10 февраля года, следующего за отчетным.

Отчетность такой категорией плательщиков подается раз в год.

Закон об ЕСВ

Закон Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" (далее по тексту Закон о едином соцвзносе) ввел новые ставки отчислений с зарплаты и других выплат фонда оплаты труда, изменил правила отчетности и начисления соцвзноса.

Итак, Закон Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" регулирует определяет правовые и организационные принципы обеспечения сбора и учета единого социального взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, условия и порядок его начисления и уплаты и полномочий органа, который осуществляет его сбор и ведение учета.

Согласно определениям Закона, ЕСВ на общеобязательное государственное социальное страхование - консолидированный страховой взнос, сбор которого осуществляется в системе общеобязательного государственного социального страхования в обязательном порядке и на регулярной основе с целью обеспечения защиты в случаях, предусмотренных законодательством, прав застрахованных лиц и членов их семей на получение страховых выплат (услуг) по действующим видам общеобязательного государственного социального страхования.

Кроме того, Закон установил следующие два понятия:

а) максимальная величина базы начисления ЕСВ - в 2020 году максимальная сумма дохода застрахованного лица равна 15 размерам минимальной зарплаты, установленной законом;
б) минимальный страховой взнос - сумма единого соцвзноса, которая определяется расчетно как умножение минимального размера заработной платы на размер взноса, установленного законом на месяц, за который насчитывается заработная плата (доход), и подлежит уплате ежемесячно;

История ставок единого социального взноса

До 2016 года Закон установливал два вида ставок ЕСВ:

1. ЕСВ, который удерживался работодателями из сумм дохода - 3,6% процента. Фактическим плательщиком данного вида ЕСВ выступало физлицо-получатель дохода, а работодатель (либо лицо выплачивающее иной доход физлицам) выступал налоговым агентом по удержанию и перечисению в бюджет указанной суммы ЕСВ.

2. Единый социальный взнос, который подлежал оплате от суммы фонда оплаты труд (ФОТ). При этом фонд оплаты труда составлял всю совокупность выплат зарплатного характера, таких как зарплата, компенсации, поощрительные выплаты и т.п.

С 2016 года действует только обязанность уплаты ЕСВ с фонда оплаты труда. Сама ставка налога унифицирована и составляет 22% независимо от вида деятельнсоти предприятия.

С 2015 года был внедрен дифференцированный подоход в налогообложении единым социальным взносом:

  • общая ставка с ФОТ - размер которой врьировался от 36,76% до 49,7% и зависил от класса риска вида деятельности и профессии. Размер ставки зависел от рисковости работы предприятия либо должности работника. Работодатели оплачивли единый социальный взнос, исходя из классов профессионального риска на производстве. Всего существовало 67 классов. Размеры ставок ЕСВ были установлены в пределах: от 36,76% (для 1 класса) до 49,7% (для 67 класса). Для договоров гражданско-правового характера была установлена ставка в размере 34,7%. Соответственно, минимальная ставка для предпринимателей составляля 34,7% минимальной заработной платы.
  • специальная ставка ЕСВ с ФОТ - ставка с применением коэффициента. С 2015 года (с марта были внесены изменения) размер ЕСВ с ФОТ расчитывался от суммы начисленного дохода каждому работнику отдельно и в зависимости от признака места работы (основная, совместительство).

1. Размер ЕСВ при налогообложении дохода по основному месту работы

Первое. С 2015 года законодательство установило, что сумма ЕСВ не может быть менее минимального страхового платежа независимо от размера начисленного дохода. В случае, если предприятие выплачивает в силу ряда причин зарплату и прочие доходы в размере меньшем установленной минзарплаты - размер ЕСВ от ФОТ составит сумму минимального страхового платежа, который расчитывается от суммы минимальной зарплаты в Украине умноженной на общую ставку ЕСВ (см. таблицу).

Второе. Внедрена специальная ставка, т.е. ставка ЕСВ с применением коэффициента. Размер специальной ставки расчитывается как общая ставка (см. таблицу выше) умноженную на коэффициенты:

а) до 1 января 2016 года - коэффициент не более 0,4 к общей ставке ЕСВ с ФОТ. Указанныя ставка применятеся при одновременном соблюдении таких критериев:

1) общая база начисления единого взноса за месяц, за который начисляется заработная плата (доход) и / или вознаграждение по гражданско-правовым договорам - на 20% (или более) превышает общую среднемесячную базу начисления единого взноса плательщика за 2014;

2) средний платеж на одно застрахованное лицо после применения коэффициента составит сумму не менее среднемесячного платежа за 2014 год.

3) количество работников предприятия увеличилось не более чем в 2 раза от среднемесячного количества за 2014 год.

б) с января 2016 года - коэффициент не более 0,6.

Расчет ЕСВ при минимальном поднятии уровня зарплаты

Например, среднемесячный доход работника в 2014 году был равен 1218 грн., а сумма ЕСВ с ФОТ такого работника составляла 450,66 грн.

В 2015 году предприятие увеличило работнику зарплату на 20% до 1462 грн.

Общая ставка с ФОТ после увеличения зарплаты такого работника должна составить:

1462 грн х 37% = 540,94 грн.

450,66 грн (среднемесячная сумма ЕСВ за 2014 год) / 540,94 грн (ЕСВ с ФОТ за 2015 год) = 0,833 (размер коэффициента).

Следовательно, сумма ЕСВ с ФОТ, подлежащая к выплате по новым условиям составит:

1462 грн * 37% * 0,833 = 450,603 грн.

Расчет ЕСВ при значительном поднятии зарплаты

Например, среднемесячнная зарплата работника за 2014 год составляла 1218 грн. (среднемесячная сумма с ЕСВ с ФОТ была 450,66).

С марта 2015 года предприятие увеличило заработную плату такого работника до 10 тыс. грн.

Общая ставка с ФОТ после увеличения зарплаты такого работника должна составить:

10000 грн х 37% = 3700 грн.

450,66 грн (среднемесячная сумма ЕСВ за 2014 год) / 3700 грн (ЕСВ с ФОТ за 2015 год) = 0,121 (размер коэффициента, однако Закон установил, что значение коэффициента не может быть цифры менее 0,4. Следовательно, в нашем случае применяем нижний порог коэффициента 0,4).

Расчитаем сумму ЕСВ с ФОТ, подлежащая к выплате по новым условиям составит:

10000 грн * 37% * 0,4 = 1480 грн.

2. Размер ЕСВ при налогообложении дохода не по основному месту работы

При выплате доходов не по основному месту работы, сумму ЕСВ от ФОТ расчитывается от суммы выплченного дохода без установления минимального размера ЕСВ.

Читайте также: