Уведомление о размере страховых взносов пфр

Индивидуальным предпринимателям и прочим плательщикам обязательных страховых взносов важно обеспечить перечисление данных отчислений в установленном законом размере. Суммы взносов можно узнать из уведомления, предоставленного налоговым ведомством. В предлагаемом материале рассматривается, как получить уведомление о размере страховых взносов от несчастных случаев, перечисляемых в ФСС, или определить сумму отчислений самостоятельно.

  1. Формы уведомлений о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев
  2. Как получить уведомление из ФСС
  3. Как определить тариф страховых взносов самому
  4. Видео по теме статьи

Формы уведомлений о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев


Формат и шаблоны уведомлений о размере страховых взносов на обязательное соц страхование установлены Приказом российского Минтруда № 202н, подписанного в апреле 2016 года.

Образцы таких документов приведены в приложении указанного нормативного акта. Предусмотрены различные образцы уведомлений по отчислениям на социальное страхование, в зависимости от категории получателя, для следующих плательщиков:

  • граждан, использующих наемный труд;
  • частных компаний;
  • бюджетных организаций.

Приведенная в указанных документах информация отличается незначительно, но некоторые различия имеются в форме уведомлений.

Форму об уведомлении о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве можно скачать здесь.

Как получить уведомление из ФСС


Чтобы получить уведомление, указывающее на размер страховых платежей, перечисляемых в ФСС, организации необходимо обратиться в указанную инстанцию для подтверждения вида осуществляемой деятельности.

Это обращение должно подаваться ежегодно, не позже 15 апреля, с предоставлением следующих бумаг:

  • заявления, составленного по утвержденной форме;
  • справки-подтверждения вида деятельности по унифицированному образцу;
  • копии пояснения бухгалтерского баланса за прошедший год по календарю.

Предоставление последнего из указанных документов не относится к представителям малого бизнеса.

Документация может подаваться на бумажных или электронных носителях. К услугам плательщиков портал Госуслуги или личный кабинет на официальном ресурсе фонда.

После получения необходимых документальных подтверждений, уведомление о размере уплачиваемых взносов ФСС должен отправить заявителю не позже трех дней, исключая праздники и выходные.

Данный документ направляется получателю в электронном виде. Бумажное подтверждение можно получить по отдельному запросу. Если процедура подтверждения вида деятельности не пройдена плательщиком в установленные сроки, размер страховых отчислений и тариф назначается ФСС, исходя из наиболее высокого класса из всех видов деятельности, которыми занимается указанная компания.

Как определить тариф страховых взносов самому


Плательщик может самостоятельно определить тариф по страховым взносам. Но это не отменяет необходимости предоставления необходимой документации в установленные распорядительным актом Минтруда сроки.

Ставка по размеру страхового тарифа зависит от сферы деятельности, в соответствии с перечнем, утвержденным в декабре 2016 года приказом № 851н указанного выше ведомства.

Для определения основного направления работы для организаций, работающих в коммерческой сфере, необходимо проанализировать происхождение большей части полученной за предыдущий год прибыли. Эта сфера и относится к основной.

Для некоммерческих организаций учитывается численный состав работников, занимающихся определенными функциями.

В зависимости от класса (из 32-х предусмотренных), влияющего на степень профессионального риска для персонала организации, вероятность несчастного случая и масштабы травматизма, размер тарифа по взносам в ФСС может колебаться в пределах от 0,2 до 8,5 процента.

С примерами заполнения документов, необходимых для получения уведомления от ФСС, можно ознакомиться на тематических ресурсах в интернете или получить требуемые пояснения от сотрудников фонда.

Видео по теме статьи

Тип документа: Уведомление

Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.

Размер файла документа: 7,0 кб

Бланк документа

Приложение N 7 к Порядку регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации

Кроме обособленных подразделений бюджетных учреждений.

Указывается с двумя десятичными знаками после запятой.

  • Уведомление: образцы (Полный перечень документов)
  • Поиск по фразе «Уведомление» по всему сайту
  • «Уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (кроме обособленных подразделений бюджетных учреждений)».doc
  • Уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (для обособленных подразделений бюджетных учреждений)
  • Уведомление о размещении государственных ценных бумаг Российской Федерации и уменьшении расходов на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации и источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в соответствии со статьей 113 Бюджетного кодекса
  • Уведомление о расторжении Договора по инициативе Учредителя управления (приложение к Договору доверительного управления ценными бумагами)
  • Уведомление о расторжении договора об условиях использования гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых
  • Уведомление о разработке проекта документа в области стандартизации в Российской Федерации
  • Уведомление о регистрации отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства
  • Уведомление о регистрации отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства при выявлении ухудшающего положения работников по сравнению с Трудовым кодексом Российской Федерации, законами, иными правовыми актами
  • Уведомление о распределении лимитов бюджетных обязательств на реализацию государственной национальной политики на 2008 год
  • Уведомление о решении Комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства
  • Уведомление о регистрации ребенка в книге очередников в муниципальном дошкольном образовательном учреждении городского округа Котельники
  • Скачано документов

Занесено в базу

Внесены исправления в

  • Договоры
  • Все документы
  • Агентский договор
  • Договор аренды
  • Договор аренды жилого помещения
  • Договор аренды нежилого помещения
  • Договор аренды транспортного средства
  • Договор аренды имущества
  • Договор аренды земельного участка
  • Договор аренды предприятия
  • Договор банковского вклада
  • Договор банковского счёта
  • Договор банковской гарантии
  • Брачный договор
  • Договор безвозмездного пользования
  • Договор дарения
  • Договор задатка
  • Договор займа
  • Договор залога
  • Защита авторских прав
  • Защита прав собственности
  • Договор доверительного управления
  • Договор комиссии
  • Договор кредита
  • Договор купли-продажи
  • Договор купли-продажи транспортного средства
  • Договор купли-продажи имущества
  • Договор купли-продажи недвижимости
  • Договор купли-продажи земельного участка
  • Договор купли-продажи валюты и ценных бумаг
  • Договор лизинга
  • Договор мены
  • Договор на оказание услуг
  • Договор перевозки
  • Договор подряда
  • Договор бытового подряда
  • Договор строительного подряда
  • Договор поручения
  • Договор поручительства
  • Договор поставки
  • Договор бытового проката
  • Договор пожизненной ренты
  • Договор о совместной деятельности
  • Договор страхования
  • Трудовой договор
  • Договор уступки права требования
  • Учредительные договоры
  • Договор франчайзинга
  • Договор хранения
  • Акт
  • Анкета
  • Ведомость
  • Выписка
  • График
  • Данные
  • Декларация
  • Доверенность
  • Договор
  • Жалоба
  • Журнал
  • Задание
  • Заключение
  • Записка
  • Запрос
  • Заявка
  • Заявление
  • Исковое
  • Извещение
  • Инструкция
  • Информация
  • Карта
  • Карточка
  • Книга
  • Контракт
  • Опись
  • Отчет
  • Паспорт
  • Перечень
  • Письмо
  • План
  • Показатели
  • Положение
  • Постановление
  • Предложение
  • Представление
  • Претензия
  • Приказ
  • Протокол
  • Разное
  • Разрешение
  • Расписка
  • Распоряжение
  • Расчет
  • Реестр
  • Резюме
  • Решение
  • Сведения
  • Свидетельство
  • Сертификат
  • Смета
  • Соглашение
  • Сообщение
  • Список
  • Справка
  • Таблица
  • Требования
  • Уведомление
  • Удостоверение
  • Устав
  • Характеристика
  • Ходатайство
  • Типовые договоры
  • Образцы документов
  • Политика конфиденциальности
  • Обратная связь

У нас на сайте каждый может бесплатно скачать образец интересующего договора или образца документа, база договоров пополняется регулярно. В нашей базе более 5000 договоров и документов различного характера. Если вами замечена неточность в любом договоре, либо невозможность функции “скачать” какого-либо договора, обратитесь по контактным данным. Приятного времяпровождения!

Важнейшей процедурой осуществления обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является устанавливаемое ст. 20 Федерального закона №125-ФЗ формирование средств.

Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет:

1) обязательных страховых взносов страхователей;
2) взыскиваемых штрафов и пени;
3) капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей;
4) иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отражаются в доходной и расходной частях бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, утверждаемого Федеральным законом, отдельными строками. Указанные средства являются федеральной собственностью и изъятию не подлежат.

Поясним, что страховой взнос – обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа и скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику.

Страховой тариф – ставка страхового взноса с начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных.

Важнейший для страхователя вопрос – размер страхового тарифа. Он определен статьей 21 Федерального закона №125-ФЗ. Установлено, что страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются Федеральным законом. Проект такого Федерального закона ежегодно вносится Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Размер указанной скидки или надбавки устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда, расходов на обеспечение по страхованию и не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного для соответствующего класса профессионального риска.

Указанные скидки и надбавки устанавливаются страховщиком в пределах страховых взносов, установленных соответствующим разделом доходной части бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, утверждаемого Федеральным законом.

Страховые взносы, за исключением надбавок к страховым тарифам и штрафов, уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование и включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо включаются в смету расходов на содержание страхователя.

Надбавки к страховым тарифам и штрафы, предусмотренные ст. 15 и 19 Федерального закона № 125-ФЗ, уплачиваются страхователем из суммы прибыли, находящейся в его распоряжении, либо из сметы расходов на содержание страхователя, а при отсутствии прибыли относятся на себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

Законодатель установил, что в случае реорганизации страхователя – юридического лица его обязанности, установленные Федеральным законом №125-ФЗ, включая обязанность по уплате страховых взносов, переходят к его правопреемнику.

При ликвидации страхователя – юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В состав ликвидационной комиссии может включаться представитель страховщика.

Статья 24 Федерального закона №125-ФЗ установила порядок учета и отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Страхователи в установленном порядке осуществляют учет случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний застрахованных и связанного с ними обеспечения по страхованию, ведут государственную ежеквартальную статистическую, а также бухгалтерскую отчетность.

Страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в установленном порядке страховщику по месту их регистрации отчетность по форме, установленной страховщиком.

Государственная ежеквартальная статистическая отчетность страхователей о производственном травматизме, профессиональных заболеваниях и связанных с этим материальных затратах представляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Страхователь и его должностные лица несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за непредставление или недостоверность статистической, а также бухгалтерской отчетности.

Напомним, что суть социального страхования профессиональных рисков – в одновременном решении трех важных социально-экономических проблем, возникающих при причинении вреда жизни, здоровью и трудоспособности работника в процессе его трудовой деятельности у работодателя.

Во-первых, необходимо «компенсировать» причиненный вред, т.е. обеспечить пострадавшему (и/или членам его семьи) достаточный уровень и качество жизни.

Во-вторых, необходимо защитить интересы общества в лице государства от последствий такого вреда как в виде государственного регулирования профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, так и в виде возложения всех расходов на профилактику и на возмещение вреда на работодателя – организатора производства.

В-третьих, необходимо защитить интересы работодателя от «внезапно» наступивших и непосильных для него длительных и масштабных платежей, направленных на возмещение последствий несчастного случая и/или профессионального заболевания.

Подчеркнем, что обязательным социальным страхованием от риска производственных травм (несчастных случаев на производстве) и профессиональных заболеваний все эти проблемы решаются одновременно. Однако, чтобы такое решение было высокоэффективным и взаимоприемлемым, необходимы специальные механизмы страхования.

В разных странах эти механизмы различны. В нашей стране за основу взята германская модель страхования как наиболее удобная для начального периода «эпохи социального страхования», – абсолютно нового дела для нашей страны.

При этом законодатель стремился, с одной стороны (первая основная задача), безусловно обеспечить высокую степень социальной защищенности пострадавших на производстве, законные интересы и естественные права которых зачастую грубо попираются, а с другой стороны (вторая основная задача), надежно обеспечить высокую степень экономической заинтересованности работодателя в обеспечении безопасных условий труда работников.

Первая задача решена условием обязательности страхования работодателем работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, гарантированности возмещения вреда работнику либо членам его семьи страховщиком вне зависимости от воли и финансового положения работодателя, достаточности уровней страховых тарифов.

Решение второй задачи возложено на предусмотренный Федеральным законом № 125-ФЗ механизм двухэтапного дифференцирования страховых тарифов.

Первый этап дифференцирования страховых тарифов заключается в установлении различных страховых тарифов для различных классов профессионального риска. Установление таких тарифов базируется на идее различного уровня риска в различных отраслях производства и «коллективной ответственности» всех предприятий отрасли (подотрасли). При этом сначала осуществляется отнесение отраслей (подотраслей) экономики к установленным классам профессионального риска, а затем и организаций-страхователей – к этим отраслям (подотраслям).

Второй этап дифференцирования страховых тарифов заключается в установлении страховщиком ежегодной скидки или надбавки к страховому тарифу, размер которых устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда и расходов на обеспечение по страхованию. При этом размер скидок и надбавок не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (подотрасли) экономики.

Дело в том, что классы профессионального риска, дифференцируя страховые взносы (соответствующие тарифу) по отраслевому (подотраслевому) принципу и обобщая в этих границах экономические показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, не учитывают многие важные характеристики организации охраны труда у конкретных страхователей, например, такие, как последствия и частота случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Установление скидок и надбавок повышает эффективность профилактических мероприятий, проводимых конкретным страхователем, непосредственно влияет на конечный размер страховых взносов. Тем самым такое установление является полезным инструментом усиления экономических стимулов для работодателя-страхователя по более тщательной организации работы по охране труда, детальному планированию и осуществлению необходимых и достаточных профилактических мер по предотвращению случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

ИП и организации, являющиеся работодателями, обязаны с выплат сотрудникам, работающим по трудовым договорам, ежемесячно перечислять страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование в ФНС РФ. Взносы на травматизм по-прежнему уплачиваются в ФСС.

Примечание: с 2017 года изменился порядок уплаты и представления отчетности по страховым взносам, связано это с передачей контроля над страховыми взносами ФНС РФ и вступлению в силу новой главы 34 НК РФ «Страховые взносы».

С выплат физическим лицам по договорам гражданско-правового характера необходимо перечислять взносы только на пенсионное и медицинское страхование (взносы от несчастных случаев не перечисляются в любом случае, а взносы по временной нетрудоспособности перечисляются, только при условии, что такой пункт прописан в договоре).

Выплаты работникам, которые по закону освобождены от уплаты страховых взносов, перечислены в ст. 422 НК РФ.

Обратите внимание, что индивидуальные предприниматели, помимо уплаты страховых взносов за работников, дополнительно должны перечислять страховые взносы ИП «за себя».

Тарифы страховых взносов за работников в 2020 году

В 2020 году страховые взносы нужно платить по следующим тарифам:

  • На пенсионное страхование (ОПС) – 22%.
  • На медицинское страхование (ОМС) – 5,1%.
  • На социальное страхование (ОСС) – 2,9% (без учета взносов от несчастных случаев).

При этом некоторые ИП и организации имеют право применять пониженные тарифы (см. таблицу ниже).

В 2020 году изменилась лимиты для начисления взносов:

  • на ОПС – 1 292 000 руб. (в случае превышения, взносы уплачиваются по уменьшенной ставке – 10%);
  • на ОСС – 912 000 руб. (в случае превышения, взносы больше не уплачиваются);
  • на ОМС – предельная величина отменена.

О том, как применять предельную базу для начисления страховых взносов в 2020 году читайте в этой статье.

Обратите внимание, что в 2020 году не действуют льготы по страховым взносам для большинства ИП и организаций, которые применялись до 2018 года. В частности, отмена затронула ИП на патенте, а также представителей МСП, работающих в социальной и производственной сферах и применяющих УСН. Пониженные тарифы оставили лишь для НКО и благотворительных организаций. Подробнее со ставками по страховым взносам можно ознакомиться в таблице ниже.

Общие тарифы для страховых взносов в 2020 году

Категория плательщиков ОПС ОМС ОСС Итого
Организации и ИП на ОСН, УСН, ЕНВД, ПСН и ЕСХН за исключением льготников 22% 5,1% 2,9% 30%
В случае превышения лимита в 912 000 рублей 22% 5,1% 27,1%
В случае превышения лимита в 1 292 000 рублей 10% 5,1% 15,1%

Пониженные тарифы для страховых взносов в 2020 году

Категория плательщиков ПФР ФФОМС ФСС Итого
НКО на УСН, ведущие деятельность в области соц. обслуживания, науки, образования, здравоохранения, спорта, культуры и искусства 20% 20%
Благотворительные организации на УСН
Участники свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе 6% 0,1% 1,5% 7,6%
Организации и ИП, занимающиеся ведением технико-внедренческой и туристско-рекреационной деятельности в особых экономических зонах 20% 5,1% 2,9% 28%
Хозяйственные общества и партнерства, осуществляющие деятельность в области ИТ технологий и соответствующие условиям пп.1 и 2 ст. 427 НК РФ
Организации, получившие статус участника проекта «Сколково» 14% 14%
Организации и ИП, осуществляющие выплаты членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов 0%
Организации в области ИТ (при условии, что доходы от этой деятельности по итогам 9 месяцев не менее 90%, а количество работников не менее 7 человек 8% 4% 2% 14%

Примечание: льготникам, в случае превышения лимитов в 1 292 000 и 912 000 руб. перечислять взносы на социальное и пенсионное страхование не нужно.

Дополнительные тарифы для страховых взносов в 2020 году

Категория плательщиков ПФР ФФОМС ФСС Итого
Плательщики, указанные в пп. 1 п.1 ст. 419 закона № 400-ФЗ в отношении выплат физлицам, поименованным в пп.1 п. 1 ст. 30 данного закона 9% 9%
Плательщики, указанные в пп. 1 п.1 ст. 419 закона № 400-ФЗ в отношении выплат физлицам, поименованным в пп.2-18 п. 1 ст. 30 данного закона 6% 6%

Примечание: дополнительные взносы платятся независимо от лимитов в 1 292 000 и 912 000. При этом компаниям, которые провели оценку условий труда, можно платить доп. взносы на пенсионное страхование по специальным тарифам (п.3 ст. 428 НК РФ).

Порядок и сроки уплаты страховых взносов

Обратите внимание! Сроки уплаты налогов и подачи отчётности для некоторых ИП и организаций перенесены в связи с эпидемией коронавируса. О подробностях читайте в статье.

Страховые взносы в ФНС и ФСС необходимо перечислять ежемесячно не позднее 15-го числа следующего месяца. Если последний день совпадает с выходным или праздником, то окончательный срок уплаты взносов переносится на ближайший рабочий день.

Оплата взносов на пенсионное страхование

В 2020 году все платежи на пенсионное страхование должны быть сделаны одним платежным поручением с применением КБК 182 1 02 02010 06 1010 160. Остальные платежные реквизиты ИФНС необходимые для оплаты вы можете узнать при помощи этого сервиса.

Оплата взносов на медицинское страхование

В 2019 году код бюджетной классификации для перечисления страховых взносов на медицинское страхование 182 1 02 02101 08 1013 160. Остальные платежные реквизиты ИФНС необходимые для оплаты вы можете узнать при помощи этого сервиса.

Оплата взносов на социальное страхование

Перечисление страховых взносов осуществляется на два вида обязательного социального страхования:

  • на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФНС РФ;
  • от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в ФСС.

Величина страховых взносов по временной нетрудоспособности составляет 2,9% от зарплаты, но может меняться в зависимости от применяемой льготы (см. таблицу выше).

Размер страховых взносов от несчастных случаев составляет от 0,2 до 8,5% в зависимости от того к какому классу профессионального риска относится основной вид вашей деятельности.

В 2019 году коды бюджетной классификации для перечисления страховых взносов на социальное страхование не изменились:

  • КБК 182 1 02 02090 07 1010 160. (в случае временной нетрудоспособности);
  • КБК 393 1 02 02050 07 1000 160. (от несчастных случаев на производстве).

Остальные платежные реквизиты вы можете узнать, обратившись в территориальное отделение ФСС и налоговую инспекцию по месту учета.

Примечание: страховые взносы необходимо уплачивать и указывать в отчетности в рублях и копейках.

Отчетность по страховым взносам

В слайдерах ниже перечислена вся отчетность, которую нужно сдавать по страховым взносам в 2020 году:

Отчетность в ФНС

Начиная с 2017 года, в ИФНС нужно каждый квартал сдавать расчет по страховым взносам. Расчет подается в срок не позднее 30-го числа месяца, следующего квартала. Таким образом, в 2020 году его необходимо сдать:

  • за 2019 год – не позднее 30 января 2020 года;
  • за 1 квартал 2020 года – не позднее 30 апреля 2020 года;
  • за полугодие 2020 года – не позднее 30 июля 2020 года;
  • за 9 месяцев 2020 года – не позднее 30 октября 2020 года;
  • за 2020 год – не позднее 1 февраля 2021 года.

Отчетность в ПФР

Ежемесячно в Пенсионный фонд нужно сдавать отчет по форме СЗВ-М, в котором содержатся сведения о работающих пенсионерах. Срок сдачи отчета – не позднее 15 числа следующего месяца.

Также, начиная с 1 января 2017 года была введена новая отчетность по форме СЗВ-СТАЖ, в которой отражаются сведения о страховом стаже застрахованных работников. Этот отчет нужно подавать в ПФР каждый год, в срок не позднее 1 марта следующего года.

Отчетность в ФСС

Каждый квартал в Фонд социального страхования необходимо сдавать расчет по форме 4-ФСС. Начиная с 1 января 2017 года, в расчете 4-ФСС нужно отражать только сведения по травматизму и профзаболеваниям.

В 2020 году срок сдачи отчетности в ФСС зависит от ее формы:

  • В электронной – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
  • В бумажной – не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Обратите внимание! С 2020 года страхователи, у которых среднесписочная численность работников более 10 человек, обязаны подавать отчетность в электронном виде. Это относится к расчету по страховым взносам (РСВ), а также формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. Такие пояснения даются в письме ФНС РФ от 15.11.2019 N БС-4-11/23242@. По факту же это означает, что всем компаниям и ИП, у кого более 10 сотрудников, придется переходить на электронную форму подачи отчетности. Изменения внесены законом от 29.09.19 № 325-ФЗ и вступают в силу с 1 января 2020 года. То есть за 2019 год отчетность нужно подавать в электронной форме, подписав ее квалифицированной электронной подписью (КЭП).

Важнейшей процедурой осуществления обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является устанавливаемое ст. 20 Федерального закона №125-ФЗ формирование средств.

Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет:

1) обязательных страховых взносов страхователей;
2) взыскиваемых штрафов и пени;
3) капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей;
4) иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отражаются в доходной и расходной частях бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, утверждаемого Федеральным законом, отдельными строками. Указанные средства являются федеральной собственностью и изъятию не подлежат.

Поясним, что страховой взнос – обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа и скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику.

Страховой тариф – ставка страхового взноса с начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных.

Важнейший для страхователя вопрос – размер страхового тарифа. Он определен статьей 21 Федерального закона №125-ФЗ. Установлено, что страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются Федеральным законом. Проект такого Федерального закона ежегодно вносится Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Размер указанной скидки или надбавки устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда, расходов на обеспечение по страхованию и не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного для соответствующего класса профессионального риска.

Указанные скидки и надбавки устанавливаются страховщиком в пределах страховых взносов, установленных соответствующим разделом доходной части бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, утверждаемого Федеральным законом.

Страховые взносы, за исключением надбавок к страховым тарифам и штрафов, уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование и включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо включаются в смету расходов на содержание страхователя.

Надбавки к страховым тарифам и штрафы, предусмотренные ст. 15 и 19 Федерального закона № 125-ФЗ, уплачиваются страхователем из суммы прибыли, находящейся в его распоряжении, либо из сметы расходов на содержание страхователя, а при отсутствии прибыли относятся на себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

Законодатель установил, что в случае реорганизации страхователя – юридического лица его обязанности, установленные Федеральным законом №125-ФЗ, включая обязанность по уплате страховых взносов, переходят к его правопреемнику.

При ликвидации страхователя – юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В состав ликвидационной комиссии может включаться представитель страховщика.

Статья 24 Федерального закона №125-ФЗ установила порядок учета и отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Страхователи в установленном порядке осуществляют учет случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний застрахованных и связанного с ними обеспечения по страхованию, ведут государственную ежеквартальную статистическую, а также бухгалтерскую отчетность.

Страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в установленном порядке страховщику по месту их регистрации отчетность по форме, установленной страховщиком.

Государственная ежеквартальная статистическая отчетность страхователей о производственном травматизме, профессиональных заболеваниях и связанных с этим материальных затратах представляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Страхователь и его должностные лица несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за непредставление или недостоверность статистической, а также бухгалтерской отчетности.

Напомним, что суть социального страхования профессиональных рисков – в одновременном решении трех важных социально-экономических проблем, возникающих при причинении вреда жизни, здоровью и трудоспособности работника в процессе его трудовой деятельности у работодателя.

Во-первых, необходимо «компенсировать» причиненный вред, т.е. обеспечить пострадавшему (и/или членам его семьи) достаточный уровень и качество жизни.

Во-вторых, необходимо защитить интересы общества в лице государства от последствий такого вреда как в виде государственного регулирования профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, так и в виде возложения всех расходов на профилактику и на возмещение вреда на работодателя – организатора производства.

В-третьих, необходимо защитить интересы работодателя от «внезапно» наступивших и непосильных для него длительных и масштабных платежей, направленных на возмещение последствий несчастного случая и/или профессионального заболевания.

Подчеркнем, что обязательным социальным страхованием от риска производственных травм (несчастных случаев на производстве) и профессиональных заболеваний все эти проблемы решаются одновременно. Однако, чтобы такое решение было высокоэффективным и взаимоприемлемым, необходимы специальные механизмы страхования.

В разных странах эти механизмы различны. В нашей стране за основу взята германская модель страхования как наиболее удобная для начального периода «эпохи социального страхования», – абсолютно нового дела для нашей страны.

При этом законодатель стремился, с одной стороны (первая основная задача), безусловно обеспечить высокую степень социальной защищенности пострадавших на производстве, законные интересы и естественные права которых зачастую грубо попираются, а с другой стороны (вторая основная задача), надежно обеспечить высокую степень экономической заинтересованности работодателя в обеспечении безопасных условий труда работников.

Первая задача решена условием обязательности страхования работодателем работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, гарантированности возмещения вреда работнику либо членам его семьи страховщиком вне зависимости от воли и финансового положения работодателя, достаточности уровней страховых тарифов.

Решение второй задачи возложено на предусмотренный Федеральным законом № 125-ФЗ механизм двухэтапного дифференцирования страховых тарифов.

Первый этап дифференцирования страховых тарифов заключается в установлении различных страховых тарифов для различных классов профессионального риска. Установление таких тарифов базируется на идее различного уровня риска в различных отраслях производства и «коллективной ответственности» всех предприятий отрасли (подотрасли). При этом сначала осуществляется отнесение отраслей (подотраслей) экономики к установленным классам профессионального риска, а затем и организаций-страхователей – к этим отраслям (подотраслям).

Второй этап дифференцирования страховых тарифов заключается в установлении страховщиком ежегодной скидки или надбавки к страховому тарифу, размер которых устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда и расходов на обеспечение по страхованию. При этом размер скидок и надбавок не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (подотрасли) экономики.

Дело в том, что классы профессионального риска, дифференцируя страховые взносы (соответствующие тарифу) по отраслевому (подотраслевому) принципу и обобщая в этих границах экономические показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, не учитывают многие важные характеристики организации охраны труда у конкретных страхователей, например, такие, как последствия и частота случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Установление скидок и надбавок повышает эффективность профилактических мероприятий, проводимых конкретным страхователем, непосредственно влияет на конечный размер страховых взносов. Тем самым такое установление является полезным инструментом усиления экономических стимулов для работодателя-страхователя по более тщательной организации работы по охране труда, детальному планированию и осуществлению необходимых и достаточных профилактических мер по предотвращению случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Постановка на учет в ПФР и ФСС находится в тесной взаимосвязи с первичной госрегистрацией в ИФНС. Одна процедура вытекает из другой.

Следует заметить также, что деятельность ООО не возможна без прохождения регистрации во внебюджетных фондах. На законодательном уровне данные вопросы регулирует, прежде всего:

  1. ФЗ РФ № 129 «О госрегистрации юрлиц и ИП» от 08.08.2001.
  2. ФЗ РФ № 14 от 08.02.1998 (учреждение ООО).

Когда первичная госрегистрация через налоговую проходит успешно, заявителю выдают регистрационные документы на ООО. Соответственно, считается, что юрлицо уже образовано. После этого учредители должны:

  • получить уведомления о постановке ООО на учет во внебюджетных фондах;
  • обрести коды статистики;
  • внести доли по уставному капиталу;
  • открыть банковский счет;
  • изготовить печать;
  • лицензировать деятельность (если нужно).

Постановка на учет во внебюджетных фондах осуществляется установленным порядком, который, по сути, одинаков для каждого из них (ФСС, ПФР, ФФОМС).

Постановка на учет во внебюджетных фондах для ООО: общий порядок процедуры

На сегодня регистрация юрлица в ПФР, ФСС осуществляется через регистрирующую ИФНС. Суть данной процедуры состоит в том, что, пройдя первичную госрегистрацию, юрлицо должно сообщить об этом всем фондам. На сегодня их три: ПФР, ФСС, ФФОМС.

С 01.01.2017 для целей регистрации и снятия с учета организациям, которые выплачивают физлицам вознаграждения, не нужно обращаться в фонд.

Поскольку данный вопрос находится во введении ИФНС, то именно она за пятидневный срок оповещает фонды. С этой целью налоговая самостоятельно отправляет необходимые сведения из ЕГРЮЛ о вновь образованном юрлице в ПФР, ФСС. Работа ведется по принципу «одного окна». Далее каждый фонд присваивает ООО индивидуальный номер. Он же указывается в уведомлении и последующим изменениям не подлежит.

Что касается учредителей ООО, то на данном этапе им ничего делать не нужно. По истечении определенного времени на юрадрес общества должны прийти соответствующие уведомления от ПФР, ФСС. Это и будет свидетельством того, что ООО уже состоит на учете.

Случается так, что уведомления в положенные сроки до адресата (ООО) по каким-то причинам не доходят. Тогда учредителям следует решить этот вопрос самостоятельно путем обращения к ПФР и ФСС. Для оформления и получения уведомлений можно отправить своего представителя, оформив на него доверенность.

Как информирует ФСС, страхователям—юрлицам следует самостоятельно проходить регистрацию по месту своих обособленных подразделений. Данная норма касается подразделений, имеющих свой расчетный счет, баланс и выплачивающих физлицам вознаграждения.

Отсюда следует, что, если обособленное подразделение ООО не имеет своего баланса, счета, ничего физлицам не платит, то, соответственно, регистрировать его нет необходимости.

ПФР и ФСС: сроки постановки на учет и санкции за их нарушение

Для целей регистрации во внебюджетных фондах определены конкретные сроки. Так, регистрацию в ПФР следует пройти за 30 дней после первичной госрегистрации, а в ФСС — за 10. Данные сроки актуальны для всех категорий страхователей.

Важно! Установленные сроки по регистрации во внебюджетных фондах пропускать нельзя, т. к. это чревато штрафными санкциями.

Нарушение сроков регистрации Размер штрафа
Не соблюдение установленных сроков постановки на учет 5 000 руб.
Нарушение сроков регистрации более чем на 90 дней 10 000 руб.

К сведению, полномочия ФФОМС с 2011 г. перешли целиком и полностью к ПФР. Поэтому регистрация в ФФОМС производится автоматически сразу при постановке на учет в пенсионном фонде.

Как самостоятельно поставить ООО на учет в ПФР и ФСС

Пройти регистрацию в ПФР и ФСС можно самостоятельно. Данную инициативу следует проявлять только после того, как завершилась первичная госрегистрация ООО в ИФНС и заявителем получены надлежащие регистрационные документы.

Как правило, это:

· свидетельство ОГРН, а также о постановке на учет в ИФНС;

· выписка из ЕГРЮЛ

(срок которой не более месяца);

· нотариально заверенная доверенность для полномочного представителя

(если он будет подавать документы, представлять интересы ООО)

Его содержание включает:

регистрационный номер для ООО, реквизиты для целей оплаты общеобязательных взносов, контакты фонда

Следует отметить, уведомление для ООО от ПФР и ФСС несколько отличаются, в частности:

  1. Регистрационный номер ООО в уведомлении от ПФР включает: региональный код (первые 3 цифры) + районный код (последующие 3 цифры) + персональный код страхователя (оставшиеся 6 цифр).
  2. Уведомление для ООО от ФСС содержит: пятизначный код подчиненности + индивидуальный номер страхователя из 10 цифр.

К сведению, инициировать самостоятельную регистрацию в ПФР и ФСС следует только тогда, когда уведомления от фондов затерялись либо их доставка задерживается. Но данный вопрос рекомендуется предварительно оговаривать и согласовывать со специалистами фондов.

Пример 1. Самостоятельная постановка на учет в ПФР и ФСС

Первичная госрегистрация ООО с несколькими учредителями в ИФНС прошла в декабре 2017 года. Регистрационные документы получены заявителем 30.12.2017. Но уведомления от фондов учредители ООО, как установлено, январем, не получили.

Связавшись по телефону с ПФР и ФСС, гендиректор ООО выяснил, что данные из ИФНС в фонды не поступали и, соответственно, в базе никаких сведений об ООО нет. Далее во время очередного звонка от гендиректора представители ПФР и ФСС предложили ему самостоятельно поставить на учет ООО.

Для прохождения регистрации был сформирован и представлен комплект документов:

  1. Свидетельства: ОГРН и о постановке на учет в ИФНС.
  2. Соответствующее решение и приказ о назначении гендиректора.
  3. Выписка из ЕГРЮЛ.
  4. Информационное письмо по кодам статистики.

Распространенные ошибки при регистрации во внебюджетных фондах

Ошибка 1. Весьма распространенным является ошибочное мнение о том, что если нет наемных работников (особенно у ИП), то общеобязательные взносы перечислять не за кого. Следовательно, и вставать на учет в ПФР, ФСС не нужно.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Подавать сведения можно на протяжении 30 дней после госрегистрации в ИФНС, но не позже. При нарушении данного срока налагается штраф на юрлицо — 5 000 руб.

Читайте также: