Взносы в пенсионный фонд не осуществлял предпринимательскую деятельность

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО

от 08.10.2018 г. N 03-15-05/72147

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 07.09.2018 по вопросу уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование индивидуальными предпринимателями, не осуществляющими предпринимательскую деятельность и одновременно являющимися наемными работниками, и сообщает следующее.

На основании пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками страховых взносов признаются:

  • лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели (работодатели);
  • индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (не работодатели).

Вместе с тем в случае если физическое лицо, являясь индивидуальным предпринимателем, состоит в качестве работника в трудовых отношениях с организацией, то в этом случае возникают два разных плательщика страховых взносов: организация, которая уплачивает страховые взносы с сумм выплат и иных вознаграждений, начисляемых ею в пользу работника в рамках трудовых отношений (пункт 1 статьи 420 Кодекса), и индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность, который обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование (пункт 3 статьи 420 Кодекса).

При этом организация уплачивает страховые взносы с выплат в рамках трудовых отношений в пользу своих работников - застрахованных лиц независимо от того, являются они индивидуальными предпринимателями или нет.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя для индивидуальных предпринимателей исходя из их дохода, который заключается в следующем:

  • в случае, если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года;
  • в случае, если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года плюс 1,0 процента суммы дохода индивидуального предпринимателя, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса (в частности, за расчетный период 2018 года - не более 212 360 рублей).

За расчетный период 2017 года плательщики, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляли страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в аналогичном порядке, но фиксированный размер страховых взносов определялся при этом исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало 2017 года.

Уплата самим индивидуальным предпринимателем страховых взносов осуществляется независимо от возраста, вида осуществляемой деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде, учитывая реализацию в обязательном пенсионном страховании принципа солидарности в несении бремени установленных законом обязательных расходов на осуществление обязательного пенсионного страхования, и в случае, если гражданин - пенсионер, уплачиваемые страховые взносы влияют на перерасчет получаемой пенсии. Требование своевременной и полной уплаты страховых взносов отражает не только частные, но и определенные принципом солидарности публичные интересы.

Положениями главы 34 Кодекса не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов прохождения военной службы по призыву, ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и т.д., указанных в пунктах 1, 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (пункт 7 статьи 430 Кодекса), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.

Согласно положениям пункта 2 статьи 432 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты индивидуальными предпринимателями страховых взносов в сроки, установленные Кодексом, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате ими за расчетный период.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 621-О-О предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.

Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.

Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Не предприняв этих действий, предприниматель сохраняет статус индивидуального предпринимателя и обязан уплачивать упомянутые страховые взносы.

Часто бывает так, что ИП открылся, но не ведет никакой коммерческой деятельности. Не работает как ИП, доход нулевой. И тут многие предприниматели совершают огромную ошибку рассуждая следующим образом: “Ну, раз у меня нет дохода и я не работаю как ИП, то я ничего не должен государству!”

А затем и правда ничего не делают. Не платят взносы “за себя”, не сдают декларации и другую отчетность…. А затем получают требования об оплате огромных сумм в виде страховых взносов в максимальном размере и штрафов по несколько сотен тысяч рублей.

Вот очень характерный комментарий от читательницы блога, которая тоже так думала:


Повторюсь, что подобные мысли ОЧЕНЬ серьезная ошибка, которая приводит к ОГРОМНЫМ проблемам. Думаю, я вас убедил, что тот факт, что ИП не работал и у него не было дохода – это не основание не сдавать отчетность, не платить налоги и взносы.

Рассмотрим конкретный пример для ИП на УСН 6% без дохода на 2020 год

Мы изучим ситуацию по налогам и взносам в 2020 году для конкретного случая, когда одновременно выполняются следующие условия:

  • ИП на УСН 6% “доходы”;
  • ИП было открыто до 1 декабря 2019 года (об этом важном моменте расскажу в видео ниже).
  • ИП без сотрудников (то есть, не состоит на учете как работодатель и никогда не нанимал сотрудников, не заключал гражданско-правовые договора с физлицами);
  • ИП не имеет дохода. То есть, предприниматель не ведет никакой коммерческой деятельности в рамках ИП;
  • У ИП нет долгов по налогам и взносам за предыдущие налоговые периоды. Также нет штрафных санкций и пени.

Сразу предупреждаю, что здесь мы рассмотрим схему только по налогу УСН и по обязательным взносам. Дело в том, что кроме налога по УСН ИП без дохода может быть плательщиком еще и других налогов. Например, отраслевых налогов. Это уже отдельная история.

Также помните, что ниже мы говорим про ИП на УСН 6% с признаком «доходы».

1. Налог по УСН

Если не было дохода у ИП, то платить его не нужно. Никого оповещать не нужно, просто не платите. То, что доход нулевой, отражается в налоговой декларации по УСН, которую необходимо сдать вовремя.

2. Взносы в ПФР и ФФОМС

На самом деле, начиная с 2017 года страховые взносы ИП “за себя” нужно платить не в ПФР, а в ФНС. То есть, правильнее говорить не “взносы в ПФР” и “взносы в ФФОМС”, а:

  • Страховые взносы ИП “за себя” на пенсионное страхование (в ПФР)
  • Страховые взносы ИП “за себя” на медицинское страхование (в ФФОМС)

В 2020 году размер этих взносов составит:

  1. Взносы в ПФР за себя (на пенсионное страхование): 32448 руб.
  2. Взносы в ФФОМС за себя (на медицинское страхование): 8426 руб.
  3. Итого за 2020 год = 40874 руб.
  4. Также не забываем про 1% от суммы, превышающей 300 000 рублей годового дохода
  5. Максимальный взнос на пенсионное страхование при доходе более, чем 300 тыс. рублей в год, составит 32448*8=259584 руб.

Эти взносы нужно оплатить до 31 декабря 2020 года.

3. Очень частая ошибка ИП без дохода

Многие думают, что раз ИП не работал, то он не должен платить фиксированные взносы. Нет, платить эти взносы нужно обязательно, так как их размер НЕ зависит от дохода ИП.

Есть только шесть категорий предпринимателей, которые ВРЕМЕННО освобождены от оплаты взносов: https://dmitry-robionek.ru/nalogi/ne-platit-vznos-pfr.html

Но эту льготу нужно получать ЗАРАНЕЕ. Нельзя просто прекратить оплату взносов, так как это неминуемо приведет к проблемам.

4. Нужно ли сдавать нулевую декларацию?

Обязательно. Если наш ИП из примера на УСН 6% не сдаст декларацию за 2020 год, то в 2021 году он получит требование об оплате взноса на пенсионное страхование в максимальном размере на 259584 рублей. А также еще добавят штраф за опоздание по сдаче декларации + пени насчитают.

Если же есть счет на ИП в банке, то его заблокируют с подачи в ФНС. Декларацию по УСН нужно будет сдать до 30 апреля 2021 года.

5. Нужно ли вести КУДИР?

Да, нужно. Даже если она нулевая, она должна у вас быть. Но вот сдавать ее в ФНС вместе с налоговой декларацией не нужно.

6. Нужно ли платить 1% при доходе более, чем 300 000 рублей в год?

ИП на УСН без дохода не платит этот 1%, так как не было у него дохода.

7. Нужно ли платить взносы «за себя», если ИП одновременно работает в другой компании, как обычный сотрудник?

Да, нужно. Почему это нужно делать, смотрите в этом небольшом видео:

На этом остановлюсь

Повторюсь, что мы рассмотрели базовую схему для ИП на УСН 6% без дохода в 2020 году. Но могут быть и другие нюансы, так как у всех разные ситуации. Если у вас возник вопрос, то лучше задать его в комментариях ниже, или к другой соответствующей статье на блоге.

Также рекомендую подписаться на новости блога, так как все постоянно меняется: https://dmitry-robionek.ru/subscribe

С уважением, Дмитрий Робионек.

P.S. Рекомендую посмотреть видео:

Готово подробное пошаговое руководство по открытию ИП в 2020 году. Эта электронная книга предназначена прежде всего для новичков, которые хотят открыть ИП и работать на себя.

Она так и называется:

"Как открыть ИП в 2020 году? Пошаговая Инструкция для начинающих"

Из этой инструкции Вы узнаете:

  1. Как правильно оформить документы на открытие ИП?
  2. Выбираем коды ОКВЭД для ИП
  3. Выбираем систему налогообложения для ИП (краткий обзор)
  4. Отвечу на множество сопутствующих вопросов
  5. Какие органы надзора нужно уведомить после открытия ИП?
  6. Все примеры приведены на 2020 год
  7. И многое другое!

Готова новая электронная книга по налогам и страховым взносам для ИП на УСН 6% без сотрудников на 2020 год:

"Какие налоги и страховые взносы платит ИП на УСН 6% без сотрудников в 2020 году?"


В книге рассмотрены:

  1. Вопросы о том, как, сколько и когда платить налогов и страховых взносов в 2020 году?
  2. Примеры по расчетам налогов и страховых взносов "за себя"
  3. Приведен календарь платежей по налогам и страховым взносам
  4. Частые ошибки и ответы на множество других вопросов!

"ИП На УСН 6% БЕЗ Дохода и Сотрудников: Какие Налоги и Страховые Взносы Нужно платить в 2020 году?"


Это электронная книга для ИП на УСН 6% без сотрудников, у которых НЕТ дохода в 2020 году. Написана на основе многочисленных вопросов от ИП, которые имеют нулевой доход, и не знают как, куда и сколько платить налогов и страховых взносов.

Не забудьте подписаться на новые статьи для ИП!

И Вы будете первыми узнавать о новых законах и важных изменениях:

56 комментариев к “ИП без дохода не работал в 2020 году: какие налоги и взносы нужно платить?”

А если доход например 10-20 тысяч за год то какие взносы и налоги надо платить?

взносы полностью, налоги никакие, декларацию все равно подать

А если я инвалид 3 группы, получаю пенсию по инвалидности, да и сам предпенсионного возраста? Я тоже должен платить пенсионные взносы?

Уплата страховых взносов — обязанность ИП, которая возникает в момент регистрации в реестре индивидуальных предпринимателей и длится весь период деятельности. Эти взносы ИП платит при отсутствии дохода и при выходе на пенсию. Однако есть исключения из этого правила.

Каждый предприниматель обязан платить страховые взносы. Он платит их за каждого своего сотрудника, а также за самого себя. Если нет сотрудников, то страховые взносы за них, естественно, не платятся. За себя же предприниматель обязан платить страховые взносы всегда пока действует его статус ИП.

К обязательным взносам относятся выплаты в медицинский фонд и в пенсионный. Эти выплаты нельзя не совершать, если у вас нет дохода. Отсутствие прибыли не является аргументов для освобождения ИП от этой обязанности. Взносы в пенсионный фонд не прекращаются после того, как ИП стал получать свою пенсию. Получение пенсии и достижение пенсионного возраста также не освобождают от прямой обязанности предпринимателя.

Закон строг в этом плане, однако, и в нем есть ряд послаблений, когда ИП может не платить страховые взносы. Вот именно эти исключения мы и рассмотрим сегодня.

Подробнее о размере обязательных страховых взносах и сроках их уплаты можно прочитать здесь .

Если взносы не платить

Неуплата страховых взносов является нарушением закона. А это, как известно, наказывается штрафами. Размер штрафа часто является процентом от неуплаченной суммы. Величина же этого процента зависит от причины, почему страховые взносы были не уплачены или уплачены не полностью.

Так, умышленная неуплата взносов влечет за собой штраф в размере 40% от неуплаченной суммы. А неполная уплата взносов по причине занижения налоговой базы наказывается штрафом в размере 20% от невыплаченных взносов.

Уплата взносов позже установленного срока приводит к тому, что кроме взносов и штрафа вам придется заплатить и пени за просрочку. Размер пени — приблизительно 9% годовых за каждый просроченный день.

Кроме того, такое нарушение может привести к блокировке вашего расчетного счета, если проигнорировать требование налоговой инспекции. А это напрямую нанесет урон вашему бизнесу. Для разблокировки счета придется общаться с налоговой и, естественно, погасить все свои долги.

У клиентов Совкомбанка есть преимущество: они могут воспользоваться услугой по разблокировки счетасервисом «Поможем просто разблокировать счет!» . И в этом случае все проблемы в решении этого вопроса берет на себя банк, что удобно.

Законная неуплата

Как уже отмечалось выше, в законе об обязательной уплате страховых взносов есть исключения — случаи, когда ИП все же может не платить страховые взносы и не получить за это наказание.

Таких случаев всего пять.

  1. Военная служба. ИП, проходящие военную службу по призыву, могут не платить в этот период страховые взносы за себя.
  2. Отпуск по уходу за ребенком. Льгота также временная и равно полутора годам за каждого ребенка, однако, в сумме не платить можно не дольше шести лет.
  3. Уход за инвалидом I группы, за ребенком-инвалидом или за пожилым человеком в возрасте 80 лет и старше.
  4. Проживание с супругом-военнослужащим, проходящим службу по контракту, где нет возможности трудоустроиться. Льгота ограничена 5 годами.
  5. Проживание за границей вместе с супругом, работающим в дипломатическом представительстве или консульстве РФ, а также в представительствах РФ при международных организациях и т.п. Льготой можно пользоваться не больше 5 лет.

Важно! Для того чтобы не платить страховые взносы в этот период, необходимо, чтобы вы как ИП не имели дохода. Если доход есть, например, от сдачи недвижимости в аренду, то не платить за себя страховые взносы нельзя.

Как воспользоваться льготой

Просто не платить страховые взносы, потому что вы попадаете под один из вышеописанных пунктов, когда можно быть свободным от страховых выплат, нельзя. О своем приостановлении страховых выплат необходимо заявить в свою налоговую инспекции, написав соответствующее заявление, подкрепив заявлении документами, подтверждающими ваше право на эту льготу.

Во-первых, в налоговую необходимо предоставить документы, подтверждающие, что вы попадаете в число тех, кого закон освобождает от уплаты страховых взносов.

Во-вторых, вы должны доказать, что не ведете свою предпринимательскую деятельность.

Закон не устанавливает перечень документов, который бы подтвердил ваш «простой» в предпринимательской деятельности, но вопрос этот решается на основании письма ФНС от 26 апреля 2017 года №БС-4-11/7990. Однако лучше этот список требуемых документов уточнять в своей налоговой инспекции.

Например, если вы не платите взносы по причине ухода за ребенком , то вам надо предоставить свой паспорт (паспорт ИП), свидетельство о рождении ребенка, справку о выплате вам пособия на ребенка до достижения им полутора лет. Если справку о пособии получить не удается, то ее можно заменить справкой жилищных органом о вашем совместном проживании вместе с ребенком до его полутора лет. Также потребуются справка с места работы другого родителя, что он не использует отпуск по уходу за ребенком, и справка, что второй родитель не получает пособие на ребенка. В ряде случаев могут запросить и другие документы. Например, свидетельство о браке, о расторжении брака, о смерти второго родителя и т.д.

Если же вы решили воспользоваться льготой, так как проходите военную службу , то надо предоставить военный билет, справку военных комиссариатов о факте и периоде прохождения срочной службы по призыву. Может также понадобиться справка воинского подразделения и справка архивного учреждения.

Если льгота связана с уходом за инвалидом или лицами, старше 80 лет , то необходимо подать заявление по определенной форме, выписку из акта освидетельствования гражданина/ребенка, выданную федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также свидетельство о рождении ребенка, паспорт лица, за которым осуществляется уход. Кроме этого потребуется справка, подтверждающая факт вашего проживания совместно с лицом, за которым вы ухаживаете. Если вы не проживаете вместе, то потребуется письменное подтверждение лица, за которым вы ухаживаете, самого факта вашего ухода. Если человек не в состоянии по причине болезни написать такое подтверждение, то это могут сделать члены семьи.

Если вы решили воспользоваться льготой, так как ваш супруг военнослужащий и служит в местности, где есть сложности с трудоустройством , то необходимо предоставить справку из воинской части, справку военных комиссариатов, справку от государственного учреждения службы занятости.

Если вы решили воспользоваться льготой, так как проживаете за границей по причине того, что вашего супруга направили туда на государственную службу , то необходимо предоставить справку из организации по определенной форме.

Свой «простой» в работе вы подтверждаете своими налоговыми декларациями, из которых видно, что у вас, как у ИП, доход отсутствует.

Автор: Александр Царьков

Для индивидуальных предпринимателей, которые фактически не осуществляют свою деятельность, становится неожиданностью требование Пенсионного фонда России об уплате страховых взносов.

Правомерно ли это требование? Рассмотрим нормы федерального законодательства, регулирующие данную сферу правоотношений. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее закон «О страховых взносах») контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ «О страховых взносах» индивидуальные предприниматели, а также плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются страхователями по обязательному социальному страхованию и обязаны своевременно уплачивать страховые взносы.

Ст. 14 Закона «О страховых взносах» устанавливает размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам. Так, плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 указанной статьи.

Рассмотрим случай, когда лицо зарегистрировалось в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не вело деятельности, не открывало счета в банках и не платило взносы в пенсионный фонд. По причине этого образовалась задолженность по обязательным платежам. Как ему быть? Для ответа на этот вопрос необходимо установить: 1) предусмотрена ли законом обязанность уплаты данных платежей в случае, если предпринимательская деятельность фактически не осуществлялась; 2) период, за который образовалась задолженность; 3) правильность исчисления платежей; 4) соблюдены ли сроки взыскания задолженности.

Рассмотрим последовательно каждый из указанных пунктов:

1) На основании проведенного анализа законодательства, регулирующего указанные правоотношения, а также в соответствии с п. 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 августа 2004 г. № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании», индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном законом порядке, обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа и в том случае, когда предпринимательскую деятельность он фактически не осуществляет. Обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится законом в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности и получения дохода. Кроме того, обязательство по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) у предпринимателя.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что индивидуальный предприниматель обязан произвести выплаты в соответствующие фонды, в которых образовалась задолженность, если законом не предусмотрено иное.

Аналогичные случаи не редко встречаются на практике. Так, согласно постановлению Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 апреля 2007 г. № Ф09-1884/07-С1 установлено, что З. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, в связи с чем обязана уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа. Поскольку предприниматель страховые взносы в установленном порядке не уплатил, судом нижестоящей инстанции правомерно взыскана недоимка по уплате страховых взносов и пени с учетом правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 12.04.2005 № 164-О. Так, при исследовании материалов дела установлено, что процедура прекращения статуса индивидуального предпринимателя является заявительной. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. С момента внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя, в том числе обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, перестают существовать. Предпринимателем не были представлены документы и иные сведения, свидетельствующие о том, что при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, обратившись с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. При таких обстоятельствах суд нижестоящей инстанции правомерно отклонил довод предпринимателя о том, что предпринимательская деятельность им фактически не осуществлялась, и обоснованно отказал предпринимателю в отмене решения суда нижестоящей инстанции, которым было отказано в признании незаконным и отмене решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании недоимки по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

2) Далее, при установлении факта существования задолженности необходимо учитывать положения ч. 6 ст. 14 Закона «О страховых взносах», которой установлено, что плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 — 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, а именно:

п. 1 — период прохождения военной службы по призыву; п. 3 — период ухода одним из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности; п. 6 — период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; п. 7 — период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности; п. 8 — период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 апреля 2014 г. № Ф06-5310/13 по делу № А55-13049/2013 установлено, что в связи с неуплатой ИП С. всех страховых взносов в виде фиксированного платежа на март 2013 года Управлением пенсионного фонда в ее адрес было направлено требование об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование и пеням в общей сумме Х р. ИП С. было подано заявление в Управление о зачете в счет текущих платежей излишне уплаченных страховых взносов за период с 2011 по 2012 в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, так как деятельность в этот период не осуществлялась. Управление пенсионного фонда отказало в зачете излишне уплаченных страховых взносов за период с 2011 по 2012. Решением суда постановлено, что поскольку ИП С. в период с 2011 по 2012 не вела предпринимательскую деятельность и осуществляла уход за ребёнком до достижения им 1,5 лет, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о том, что у Управления пенсионного фонда отсутствовали основания для отказа в зачёте части сумм уплаченных страховых взносов и взыскания неуплаченной части страховых взносов за рассматриваемый период.

Необходимо отметить, что периоды, указанные в пунктах 1, 3, 6 — 8 части 1 статьи 12 ФЗ «О страховых пенсиях» необходимо подтвердить документально.

Так, апелляционным определением СК по гражданским делам Иркутского областного суда от 04 октября 2013 г. по делу № 33-8229/13 определено следующее — суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представленная ответчиком ИП Л. в материалы дела ксерокопия справки о том, что Г. является инвалидом и нуждается в постоянном постороннем уходе, не является безусловным подтверждением того, что данный уход обеспечивала в указанный период именно ИП Л., а отсутствие времени и денежных средств, как основание невозможности для обращения с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, не является обстоятельством исключительного (экстраординарного) характера для освобождения от обязанности уплачивать страховые взносы. Решение суда нижестоящей инстанции о взыскании с ИП Л. в пользу Управления пенсионного фонда недоимки по страховым взносам оставлено без изменения.

3) Необходимо проверять правильность исчисления требуемой к уплате задолженности по страховым взносам. Частью 1.1 ст. 14 Закона «О страховых взносах" установлено, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, — в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 указанного Федерального закона (на настоящий момент данный показатель составляет 26%), увеличенное в 12 раз. Частью 1.2. указанной статьи установлено, что фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (с 1 января 2011 года — 3,1 процента, с 1 января 2012 года — 5,1 процента). Исходя из изложенного, размер страховых взносов в 2015 г. в ПФР за год рассчитывается по формуле — 5965(сумма МРОТ) х 26,0% х 12=18610,80 р., ФФОМС — 5965 х 5,1% х 12=3650,58 р.

Кроме того, за несвоевременно произведенные выплаты ст. 25 Федерального закона «О страховых взносах» предусмотрено начисление пени. При исчислении пени также необходимо учитывать требования ст. 75 НК РФ. В случае выявления нарушений при исчислении платежей страховых взносов и пеней в их расчет могут быть внесены изменения, а если они уже уплачены, то предусмотрена возможность обратиться с требованием о зачете или возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов. Данный порядок регулируется ст. ст. 26, 27 Закона «О страховых взносах».

4) Следует учесть, что взыскание недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов, осуществляется в сроки, установленные ст. ст. 19, 20 Федерального закона «О страховых взносах». Нарушение требований указанных норм недопустимо. Свое мнение по данному вопросу высказал Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 28 мая 2013 г. № 333/13, в котором говорится, что в соответствии с частью 5 ст. 19 ФЗ «О страховых взносах» решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Данных о том, что пенсионный фонд принимал такое решение, в материалах дела не имеется. Предусмотренные статьями 19, 20 Закона «О страховых взносах» меры принудительного взыскания задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя — представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры. Таким образом, учитывая, что фонд при непринятии решения о взыскании денежных средств в двухмесячный срок мог взыскать их, только обратившись в суд. Постановление о взыскании упомянутой суммы пеней за счет имущества плательщика страховых взносов вынесено с нарушением Закона «О страховых взносах».

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что если лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя, независимо от того, осуществляет ли оно фактически свою деятельность или нет, у него возникает обязанность уплачивать страховые взносы до момента прекращения статуса индивидуального предпринимателя. Для установления правомерности взыскания недоимки, пеней и штрафов необходимо следующее: 1) обратить внимание, за какой период образовалась задолженность, возможно ли применение положений п. п. 1, 3, 6 — 8 части 1 статьи 12 ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях»; 2) соблюдены ли требования ст. 14 ФЗ «О страховых взносах» при расчете размера страхового взноса; 3) соблюдены ли положения ст. 25 ФЗ «О страховых взносах» при начислении пени; 4) соблюдены ли сроки взыскания страховых взносов, установленные ст. ст. 19, 20 Федерального закона «О страховых взносах». В случае выявления нарушения какого-либо из указанных положений, решение о взыскании недоимки по страховым взносам подлежит обжалованию.

Индивидуальные предприниматели, а также плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются страхователями по обязательному социальному страхованию и обязаны своевременно уплачивать страховые взносы.

Индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном законом порядке, обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа и в том случае, когда предпринимательскую деятельность он фактически не осуществляет, до момента прекращения статуса индивидуального предпринимателя.

Плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 — 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.

Исчисление задолженности по страховым взносам и расчет пени должны производится в соответствии с требованиями ст. ст. 14, 25 Закона «О страховых взносах».

Сроки взыскания страховых взносов должны соответствовать требованиям ст. ст. 19, 20 Федерального закона «О страховых взносах».

Об уплате страховых взносов индивидуальными предпринимателями, не осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение по вопросу освобождения от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, и сообщает следующее.

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

С 1 января 2013 года для плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей, не являющихся работодателями, положениями части 6 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено освобождение от уплаты страховых взносов в фиксированных размерах на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование только за периоды, указанные в подпунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность. Периодами, указанными в подпунктах 3, 6 - 8 пункта 1 упомянутой статьи, являются:

  • период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более четырех с половиной лет в общей сложности;
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи (в отличие от налога - безвозмездного платежа, не имеющего адресной основы), которые уплачиваются в Пенсионный фонд РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

Размер выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 № 621-О-О предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.

Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и тому подобного, равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.

Таким образом, уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды индивидуальным предпринимателем осуществляется начиная с момента государственной регистрации независимо от вида деятельности и получаемых от нее доходов и до момента исключения из ЕГРИП (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Запись в реестр производится на основании поданного в регистрирующий орган заявителем заявления о государственной регистрации прекращения деятельности.

Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» для Windows!

Читайте также: