Взносы в пфр ошибка кпп

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

01 сентября 2010 11:13

В органы Пенсионного фонда РФ до сих пор поступает большое количество невыясненных платежей из-за ошибок, которые плательщики допускают при заполнении платежных документов на уплату страховых взносов в ПФР и фонды ОМС. Чаще всего проставляют неверные КБК, ИНН и КПП получателя (по старой памяти вписывают данные органов ФНС России). В итоге, платежи не зачисляются в бюджет Пенсионного фонда, попадают в невыясненные и не могут использоваться для выплаты пенсий.
Для самих плательщиков невнимательность оборачивается штрафными санкциями. Ведь в случае неправильного указания в платежном поручении номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации (КБК) и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет казначейства обязанность плательщика по уплате взносов не признается исполненной. За каждый календарный день просрочки начисляются пени (подп. 4 п. 6 ст. 18 и п. 3 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
Чтобы свести число ошибок к минимуму, напоминаем правила заполнения платежных поручений и реквизиты получателя платежа по каждому полю.

Платежные поручения на перечисление страховых взносов в ПФР, ФФОМС и ТФОМС оформляются в соответствии с правилами, утвержденными Положением ЦБР от 03.10.2002 № 2-П и приказом Минфина России от 24.11.2004 № 106н. Кроме того, можно пользоваться Памяткой руководителям и бухгалтерским работникам организаций по заполнению расчетных документов, размещенной на http://pfrf.ru/ot_peter/platdoc.
По каждому виду платежа в ПФР и в фонды ОМС оформляются отдельные платежные поручения.

В ПОЛЕ 101 указывается одно из следующих значений статуса лица, оформившего платежный документ:
01 — плательщик — юридическое лицо;
09 — плательщик — индивидуальный предприниматель;
10 — частный нотариус;
11 — адвокат, учредивший адвокатский кабинет;
12 — глава крестьянского (фермерского) хозяйства;
14 — плательщик, производящий выплаты физическим лицам.
Вниманию организаций!
Плательщики — юридические лица указывают статус «01», а плательщики, производящие выплаты физическим лицам, — «14». К последним относятся: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (подп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Поскольку все организации являются юридическими лицами, при заполнении поля 101 платежного поручения статус плательщика следует указывать «01» либо «14».

ПОЛЕ 6 — сумма платежа прописью.

ПОЛЕ 60 и ПОЛЕ 102 — идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП) в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе (ФНС России);

ПОЛЕ 7 — сумма платежа цифрами.

ПОЛЕ 8 — наименование плательщика.

ПОЛЕ 9 — номер расчетного счета плательщика.

ПОЛЕ 10 — полное наименование банка плательщика с указанием города его нахождения.

ПОЛЕ 11 — банковский идентификационный код (БИК) банка плательщика.

ПОЛЕ 12 — номер корреспондентского счета банка плательщика, открытого кредитной организацией в учреждении Банка России.

ПОЛЕ 13 — полное наименование банка получателя с указанием города его нахождения. Например: ГРКЦ ГУ Банка России по Ленинградской области г. Санкт-Петербург.

ПОЛЕ 14 — банковский идентификационный код (БИК) банка получателя.
Например: 044106001.

ПОЛЕ 15 — номер корреспондентского счета банка получателя, открытого кредитной организацией в учреждении Банка России.

ПОЛЕ 61 — ИНН получателя средств.
Например: 7802114044.

ПОЛЕ 103 — КПП получателя средств.
Например: 780201001.

ПОЛЕ 16 — название получателя.
Например: УФК по Ленинградской области (ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области).

ПОЛЕ 17 — номер расчетного счета получателя.

ПОЛЕ 18 — вид операции.
Например: 01 — банковский шифр оплаты платежным поручением.

ПОЛЕ 19 — срок платежа. В нашем случае срок — уплаты, установленный законодательством (до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом).

ПОЛЕ 20 можно не заполнять.

ПОЛЕ 21 — очередность платежа для списания средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
Например: для ПФР установлена очередность 3 (п. 2 ст. 855 ГК РФ).

ПОЛЯ 22 и 23 не заполняются.

ПОЛЕ 104 — один из КБК, которые применяются согласно приложению № 1 к Федеральному закону от 30.11.2009 № 307-ФЗ «О бюджете ПФР на 2010 год и последующие 2011, 2012 годы» и приложению № 1 к Федеральному закону от 28.11.2009 № 294-ФЗ «О бюджете ФФОМС на 2010 год и последующие 2011, 2012 годы».
Следует учитывать, что КБК применяются в соответствии с приложениями к вышеназванным федеральным законам о бюджете, принимаемым на соответствующий календарный год.
При этом разряды КБК с 14 по 17 (код подвида дохода) используются для раздельного учета страховых взносов, пеней, штрафов и процентов:
1000 — сумма страховых взносов;
2000 — сумма пени по соответствующему платежу;
3000 — сумма штрафа согласно законодательству РФ;
5000 — сумма процентов.

ПОЛЕ 105 — значение кода ОКАТО муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления, на территории которого мобилизуются денежные средства, то есть ОКАТО плательщика.

ПОЛЕ 106 — значение основания платежа, которое состоит из двух знаков:
«ТП» — платежи текущего года;
«ЗД» — добровольное погашение задолженности по истекшим периодам при отсутствии требования об уплате страховых взносов от органов ПФР;
«БФ» — текущие платежи физических лиц — клиентов банка (владельцев счета), уплачиваемые со своего банковского счета;
«ТР» — погашение задолженности по требованию органа ПФР об уплате страховых взносов;
«АП» — погашение задолженности по акту проверки;
«АР» — погашение задолженности по исполнительному документу.
В одном расчетном документе по КБК не может быть указано более одного показателя основания и типа платежа.

ПОЛЕ 107 — показатель периода уплаты, установленный законодательством. Состоит 10 знаков:
1-й и 2-й знаки — «МС» (месячные платежи);
4-й и 5-й знаки — номер месяца (от 01 до 12);
3-й и 6-й знаки — в качестве разделительных знаков проставляются точки («.»).
7-10-й знаки — год, за который производится уплата страховых взносов. Например: «МС.02.2010». При осуществлении платежей в счет добровольного погашения задолженности («ЗД») по уплате страховых взносов на ОПС по состоянию на 01.01.2010 в поле 107 указывается периодичность уплаты. Например: «ГД.00.2009».
При осуществлении платежа в счет погашения задолженности по требованию органа ПФР («ТР»), акту проведенной проверки («АП») или исполнительному документу («АР») в поле 107 проставляется значение ноль («0»).

ПОЛЕ 108 — номер соответствующего документа в зависимости от значения в поле 106:
«ТР» — номер требования органа ПФР об уплате страховых взносов;
«АП» — номер акта проверки;
«АР» — номер исполнительного документа и возбужденного на основании него исполнительного производства.

ПОЛЕ 110 — значение типа платежа. Имеет два знака:
«ВЗ» — уплата взноса;
«ПЕ» — уплата пени;
«АШ» — административные штрафы;
«ИШ» — иные штрафы, установленные соответствующими законодательными актами;
«ПЦ» — уплата процентов.
Значение в данном поле указывается согласно коду подвида дохода КБК:
1000 — «ВЗ»;
2000 — «ПЕ»;
3000 — «АШ» или «ИШ»;
5000 — «ПЦ».

ПОЛЕ 24 — дополнительная информация, необходимая для идентификации назначения платежа, и регистрационный номер плательщика в системе ПФР.

При оформлении платежных поручений на перечисление страховых взносов в федеральный и территориальные ФОМС рекомендуется указывать регистрационный номер плательщика в территориальном фонде обязательного медицинского страхования.
Уплата страховых взносов производится на консолидированный счет Отделения ПФР.

Плательщики, состоящие на учете в городских Управлениях ПФР, должны указывать:
банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по г. Санкт-Петербургу г. Санкт-Петербург;
БИК: 044030001;
счет получателя: 40101810200000010001;
ИНН получателя: 7802114044;
КПП получателя: 780201001;
получатель: УФК по г. Санкт-Петербургу (ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области).
КБК: ;
ОКАТО: .

Плательщики, состоящие на учете в областных Управлениях ПФР, должны указывать:
банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Ленинградской области г. Санкт-Петербург;
БИК: 044106001;
счет получателя: 40101810200000010022;
ИНН получателя: 7802114044;
КПП получателя: 780201001;
получатель: УФК по Ленинградской области (ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области);
КБК: ;
ОКАТО: .

Коды бюджетной классификации:

по платежам организаций за 2002-2009 годы

182 1 02 02010 06 1000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии

182 1 02 02010 06 2000 160

Пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии

182 1 02 02010 06 3000 160

Штрафы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии

182 1 02 02020 06 1000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплатунакопительной части трудовой пенсии

182 1 02 02020 06 2000 160

Пени по страховым взносам на обязательноепенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплатунакопительной части трудовой пенсии

182 1 02 02020 06 3000 160

Штрафы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии

182 1 09 08020 06 1000 140

Недоимка по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации

182 1 09 08020 06 2000 140

Пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации

182 1 09 08020 06 3000 140

Штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации

по фиксированным платежам индивидуальных предпринимателей за 2002-2009 годы

392 1 09 10010 06 1000 160

Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии

392 1 09 10010 06 2000 160

Пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии

392 1 09 10020 06 1000 160

Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии

392 1 09 10020 06 2000 160

Пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии

по платежам за 2010 год

392 1 02 02010 06 1000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии

392 1 02 02010 06 2000 160

Пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховойчасти трудовой пенсии

392 1 02 02010 06 3000 160

Штрафы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии

392 1 02 02020 06 1000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии

392 1 02 02020 06 2000 160

Пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии

392 1 02 02020 06 3000 160

Штрафы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии

392 1 02 02041 06 1000 160

Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации

392 1 02 02080 06 1000 160

Взносы организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплат к пенсии

392 1 02 02080 06 2000 160

Пени по взносам организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судовгражданской авиации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации навыплату доплат к пенсии

392 1 02 02080 06 3000 160

Штрафы по взносам организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплат к пенсии

392 1 02 02100 06 1000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии

392 1 02 02100 06 2000 160

Пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии

392 1 02 02110 06 1000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии

392 1 02 02110 06 2000 160

Пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии

392 1 16 20010 06 0000 140

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации)

392 1 16 20050 01 0000 140

Денежные взыскания (штрафы), налагаемые Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в соответствии со статьями 48 – 51 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"

392 1 02 02100 08 1000 160

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования

392 1 02 02100 08 2000 160

Пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования

392 1 02 02100 08 3000 160

Штрафы по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования

392 1 02 02110 09 1000 160

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования

392 1 02 02110 09 2000 160

Пени по страховым взносам на обязательное
медицинское страхование, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования

392 1 02 02110 09 3000 160

Штрафы по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования

В начале 2017 года изменились платежные поручения по страховым взносам. В платежках поменялись КБК, реквизиты получателя, а также другие значения. Однако у нас есть хорошая новость: многие ошибки налоговики исправят в автоматическом режиме без заявлений бухгалтеров.

Если вы отправили страховые взносы на старые реквизиты фондов

С 1 января 2017 года страховые взносы нужно перечислять в ИФНС, а не в фонды (федеральные законы от 03.07.2016 № 243-ФЗ и № 250-ФЗ). Это касается и платежей за прошлые годы. По этой причине у вас в платежках поменялись КБК и реквизиты получателя страховых взносов. Предположим, в начале года вы ошиблись и неправильно заполнили платежное поручение, например вместо ИНН, КПП и наименования налоговой инспекции вы вписали данные фонда. Тогда налоговики исправят платежи в автоматическом режиме. И вам не понадобится обращаться к чиновникам с просьбой уточнить платеж или вернуть деньги.

Налоговики и Федеральное казначейство обещают автоматически перекодировать неверные платежи, исправить старые КБК на новые, изменить получателя взносов (совместное письмо ФНС России от 17.01.2017 № ЗН-4-1/540 и Казначейства России от 16.01.2017 № 07-04-05/05-46).

Платежи, которые вы ошибочно отправили в фонды, все равно поступят к налоговикам. И вам не придется платить пени и штрафы за просрочку уплаты взносов. Инспекторы отразят деньги тогда, когда вы фактически их отправили. Но если вы хотите поскорей исправить платежи, вы вправе обратиться в налоговую инспекцию с заявлением об уточнении банковских поручений. Образец заявления смотрите ниже.

Если вы ошиблись в статусе плательщика (поле 101)

В 2017 году у бухгалтеров возникли сложности с полем 101 «Статус плательщика» платежных поручений по взносам. В 2016 году при уплате страховых взносов работников компании и ИП отражали в этом поле статус 08. Этот код предусмотрен для плательщиков страховых взносов в правилах заполнения поручений (приложение № 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н). Изменений в порядок заполнения платежек чиновники не вносили. В связи с тем что взносы стали контролировать налоговики, у бухгалтеров появились вопросы, не поменялся ли с 2017 года статус плательщика.

Чиновники выпустили несколько противоречивых разъяснений. Сначала они рекомендовали указывать в поле 101 статус 08. Затем появилась информация, что нужно отражать статус 14 (совместное разъяснение от 26.01.2017 ФНС России № БС-4-11/1304@, Правления ПФР № НП-30-26/947 и ФСС РФ № 02-11-10/06-308-П). Однако платежные поручения со значением 14 многие банки не пропускают. Поэтому налоговики посоветовали компаниям вписывать в поле 101 статус, предусмотренный для плательщиков налогов, — 01 (письмо ФНС России от 03.02.2017 № ЗН-4-1/1931@).

Какой бы статус вы ни указали, платеж все равно попадет в бюджет. Уточнять платеж не надо. Тем более что чиновники и банки пока не договорились, какое значение верное.

Банки обещают доработать программные обеспечения так, чтобы они позволяли провести платеж по страховым взносам работников со статусом 14. Пока этого не произошло, указывайте значение 01 (взносы работников) или 09 (взносы ИП). Платежки со статусом 08 также пройдут.

Ошибки в платежке и как их исправить?

Нюансы, требующие особого внимания

Если вы отправили страховые взносы на старые реквизиты фондов, а не налоговикам, ИФНС автоматически перекодирует платежи. Просрочки с уплатой взносов в этом случае нет.

Вы вправе уточнить платеж, подав в ИФНС заявление. Впишите данные платежного поручения, в котором допустили ошибки. Укажите, что хотите исправить.

Банки не пропускают платежки по взносам со статусом 14. Поэтому указывайте статус 01 или 09.

Образец заявление на уточнение платежа

Платежным поручением от 02.02.2017 № 10 ООО «Прогресс» оплатило взносы на пенсионное страхование за январь 2017 года в сумме 10 000 руб.

По ошибке компания отразила в платежке КБК на 2016 год. Оплата взносов на пенсионное страхование произведена в 2017 году. Поэтому код должен быть – 182 1 02 02010 06 1010 160.

Просим:
– считать в платежном поручении от 02.02.2017 № 10 правильным КБК 182 1 02 02010 06 1010 160 (п. 7 и 8 ст. 45 НК РФ);
– уточнить платеж и не начислять пени, так как компания вовремя исполнила обязанность по уплате страховых взносов за январь 2017 года. Кроме того, ошибка в КБК не повлекла неперечисление взносов в бюджет.

Приложение: платежное поручение от 02.02.2017 № 10

nevernyy_kpp_v_platezhnom_poruchenii_chto_delat.jpg


Похожие публикации

Заполнение платежных поручений требует особой внимательности. При неверном заполнении реквизитов платежи в банке не проходят и у плательщиков возникают проблемы с последующим возвратом денежных средств, их розыском и уточнением. Обязательные к заполнению реквизиты утверждены Положением Центробанка РФ № 383-П от 19.06.2012 г. (ред. от 11.10.2018), среди них указан и КПП — код причины постановки на учет налогоплательщика.

Почему КПП нужно обязательно указывать в платежном поручении

Если неверно указан КПП в платежном поручении, у компании-плательщика может и не возникнуть проблем с проведением платежа в банке. Неприятности могут возникнуть при зачислении платежа в банке получателя, и их масштаб зависит от типа платежа и категории получателя.

КПП состоит из 9 цифр и указывается только в отношении юридических лиц и бюджетных учреждений. Первые 4 цифры — это код налоговой инспекции, в которой налогоплательщик состоит на учете в данный момент, следующие 2 цифры — код постановки и остальные 3 — номер порядка постановки по соответствующему основанию.

В платежном поручении КПП указывается:

для отправителя платежа — в поле 102;

для получателя платежа — в поле 103.

ИП при отправке платежа в графе «КПП» отправителя проставляют 0 или оставляют это поле пустым.

Выделяют 2 основных типа платежных поручений:

Платежи по налогам, сборам и т.п. в ИФНС и фонды, когда получателем является Управление Федерального Казначейства (УФК) в конкретном регионе.

Платежи коммерческим и некоммерческим компаниям, поставщикам, покупателям, прочим контрагентам, в том числе и физическим лицам.

Для бюджетных платежей предусмотрены дополнительно заполняемые поля. Неправильное указание КПП при формировании бюджетных платежек чревато гораздо большими неприятностями, чем при отправке платежей прочим контрагентам. Рассмотрим последствия для каждого типа оформляемых банковских документов и алгоритм последующих действий.

Неверный КПП в платежном поручении на оплату контрагенту

Сотрудники, составляющие платежные поручения, в платежках иногда указывают неверный КПП получателя или самого отправителя. При составлении платежных документов в системе «Банк-клиент» риск неверного указания КПП собственной фирмы минимален, такие искажения обычно возникают при ручном заполнении платежных документов. Ошибки случаются и по вине контрагента, который не уведомляет своевременно о смене своих реквизитов, включая КПП.

Если в платежном поручении неверно указан КПП плательщика или получателя, а остальные реквизиты правильные, волноваться не следует. Такая ошибка позволяет идентифицировать получателя или отправителя, поэтому банки, как правило, проводят платежи без замечаний. Но проблемы могут возникнуть при зачислении платежа в банке получателя: в отдельных случаях банки запрашивают уточнение реквизитов. Поэтому если вы ошиблись и указали неверно КПП получателя, вначале уточните у него, поступили ли ему деньги. Если нет — можно отправить письмо в свой банк об уточнении реквизитов. Другой вариант при непроведении платежа из-за неверного КПП — дождаться возврата денег на свой счет и повторить перевод средств контрагенту.

Неверный КПП в платежном поручении на уплату налогов

Если при отправке в банк налогового платежа был неверно указан КПП получателя или плательщика, такая ошибка не считается критичной, и налоговое обязательство считается выполненным. Существенными ошибками, влекущими начисление финансовых санкций согласно пп. 4 п. 4 ст. 45 НК, признаются лишь неправильное указание счета получателя (казначейства) и наименования банка – в этом случае платеж считается неисполненным, его придется произвести заново, а за не своевременную уплату налога или страхового взноса необходимо перечислить пени.

На практике при ошибке в поле 102 (КПП плательщика) платежи в ИФНС зачисляются и считаются исполненными, но некорректный КПП не позволяет точно идентифицировать получателя или отправителя бюджетного платежа - поэтому, при неверном указании КПП в поле 103 или 102 деньги будут отнесены к невыясненным поступлениям. Налогоплательщику необходимо будет написать в ИФНС письмо об уточнении платежа в произвольной форме и приложить платежное поручение с отметкой банка. Либо написать заявление о розыске платежа, также приложив платежку. В течение 30 дней инспектор найдет и уточнит платеж датой списания средств. Пени при этом начислены не будут.

Аналогичные неприятности возникают при проведении платежей на счет ФСС: фонд не сможет точно определить отправителя денег, и перевод придется уточнять. При уточнении платежей, ушедших в ФСС, заявление пишется по специальной разработанной форме, размещенной на ]]> сайте ]]> Фонда, к которой также прикладывается копия платежки.

Таким образом, ошибка при заполнении КПП в платежном поручении критичной не является. Важно помнить, что пока платеж находится в обработке на исполнении, все легко исправить, направив уточняющее письмо банку. Сложнее обстоит ситуация с уже исполненными ошибочными платежами, но и в этом случае проблема решаема.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

При заполнении платежного поручения на уплату страховых взносов ошибиться несложно - цифр и кодов в нем нужно указать множество. В результате некоторых ошибок деньги могут просто не дойти до получателя. Для организации это означает недоимку и пени, а возможно, и штраф (Часть 2 ст. 18, ст. 25, ч. 1 ст. 47 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ)).
В статье мы расскажем о "страшных" и не очень ошибках в платежках на уплату страховых взносов, их последствиях и о том, как такие ошибки исправить.

Как бухгалтер узнает об ошибке в платежке?

Вариантов несколько:
(или) неисполненное платежное поручение вернул банк, и тогда поручение нужно переоформить;
(или) вы сами заметили неточность уже после того, как платежка ушла в банк;
(или) об ошибке сообщили из фонда, например пришло требование об уплате недоимки и пени.
Как будем исправлять ошибку? Сначала нужно определить ее критичность.
Дело в том, что все ошибки, допускаемые при заполнении платежного поручения, можно условно разделить на критичные и некритичные. К первым относятся те, из-за которых суммы не попали на нужные счета казначейства. В таком случае вам придется повторно делать платеж. А некритичными можно считать те ошибки, которые не приводят к непоступлению денег в бюджет ПФР или ФСС, поэтому они исправляются простым уточнением платежа.
Покажем на примере платежного поручения на уплату взносов на страховую часть трудовой пенсии за февраль 2012 г., в каких графах платежки ошибки будут критичными (они выделены красным), а в каких - нет (они выделены синим).

Критичные ошибки

Что к ним относится

Существенные ошибки перечислены в Законе N 212-ФЗ. Среди них (Пункт 4 ч. 6 ст. 18 Закона N 212-ФЗ):
- ошибки в счете Федерального казначейства;
- неверное название банка получателя;
- ошибки в КБК (подробнее об этом - в последнем разделе).
Если в результате таких ошибок деньги не попадут на нужный счет, а окажутся в невыясненных поступлениях, фонды будут считать, что вы не заплатили страховые взносы в срок (Пункт 1 ч. 5 ст. 18 Закона N 212-ФЗ; ст. ст. 6, 40, п. 1 ст. 166.1 БК РФ; п. 10 Порядка, утв. Приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н (далее - Порядок)).

Как исправить

Выбора нет - придется повторно платить, но уже на верные реквизиты. А ошибочный платеж можно вернуть, подав в отделение фонда, на чьем счете висит ошибочная сумма, заявление на возврат платежа с указанием, на какой счет вы просите вернуть деньги (Подпункты "в", "г" п. 12 Порядка; Письмо Казначейства России N 42-7.4-05/5.4-53, ПФР N КА-30-24/1165 от 02.02.2012). В качестве документов, подтверждающих платеж, к заявлению стоит приложить копию неправильной платежки с отметкой банка и копию выписки банка.

Некритичные ошибки

Какие ошибки не так страшны

Некритичные ошибки не приводят к непоступлению сумм "по адресу", а значит, не приводят к начислению пеней. Контролирующие органы это подтверждают (Письма ПФР от 09.06.2011 N 30-26/6418, от 25.10.2010 N ТМ-30-25/11272; Минздравсоцразвития России от 14.12.2010 N 3758-19). Разберемся с тем, ошибки в каких реквизитах необходимо уточнять, а когда и этого не потребуется.
Неверные ИНН, КПП получателя, назначение платежа (если оно противоречит иным сведениям в платежке). Эти ошибки приводят к тому, что платежи относятся к невыясненным поступлениям (Пункты 12, 13 Порядка). Их нужно уточнять (Часть 8 ст. 18 Закона N 212-ФЗ).
Неверные ИНН, КПП, название плательщика. Без уточнения этих сведений фонд не сможет определить, от кого поступил платеж. Конечно, если вы указали свой регистрационный номер плательщика, ПФР может "вычислить" вас по нему. Но это не спасет, если вы, например, укажете ИНН одной организации, а название - другой.
Неверные статус плательщика, основание платежа, период уплаты, тип платежа. Эти ошибки не должны повлечь никаких проблем. Их можно, в принципе, не уточнять, поскольку все деньги, поступившие от плательщика, будут отражены на его лицевом счете.

Как исправить

Чтобы уточнить платеж, нужно направить в свое отделение ПФР или ФСС:
- заявление об уточнении с указанием в нем верных реквизитов;
- копии платежки и выписки банка.
Оформить заявление можно по форме, которую в одном из своих Писем предложил страхователям ПФР (Письмо ПФР от 06.04.2011 N ТМ-30-25/3445). Причем ее можно дополнять своими реквизитами, если в самой форме графы для уточнения нужных вам сведений нет. После подачи заявления отделение внебюджетного фонда:
- принимает решение об уточнении платежа (для решений ФСС утверждена форма (Утверждена Приказом ФСС РФ от 31.10.2011 N 434)) на дату уплаты взносов;
- пересчитывает пени (если все было уплачено вовремя - обнуляет их);
- в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения уведомляет вас о нем (Часть 6 ст. 4, ч. 11, 12 ст. 18 Закона N 212-ФЗ). Но сколько времени отводится на принятие решения, нигде не сказано. С этим вопросом мы обратились к специалисту ФСС.

Из авторитетных источников
Ильюхина Татьяна Митрофановна, начальник отдела правового обеспечения страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Правового департамента ФСС РФ
"Законодательно такой срок не установлен. И никаких локальных нормативных актов на этот счет в ФСС нет. Но чем быстрее региональное отделение примет решение об уточнении, тем быстрее платеж страхователя поступит в бюджет фонда".

А вот что думают по этому поводу специалисты московского отделения ПФР.

Из авторитетных источников
Дашина Тамара Николаевна, заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области
"На принятие решения дается 5 рабочих дней, которые будут отсчитываться со дня получения заявления от плательщика об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов в связи с допущенной ошибкой. Такой срок указан в наших методических рекомендациях ПФР по проведению зачетов и возвратов. Хотя уточнение платежа - немного иная ситуация, мы все равно пользуемся этим документом".

Выходит, что в отделении ФСС рассматривать ваше заявление могут сколь угодно долго. А вот ПФР, скорее всего, вышлет вам уведомление о решении в течение 10 рабочих дней с даты подачи заявления об уточнении.

Ошибки в КБК: особый подход

С ошибками в КБК не все так однозначно. С одной стороны, это критичная ошибка, влекущая начисление пеней и даже штрафа, если неуплату обнаружил фонд. С другой стороны, если ошибка в КБК не помешала поступлению взносов в бюджет соответствующего фонда, то у организации есть основания настаивать на уточнении платежа. Спор, конечно, очень вероятен. Но в конечном счете вы сможете избежать и пени, и ответственности (Постановления ФАС ЦО от 07.10.2011 по делу N А14-11622/2010, от 24.01.2012 по делу N А14-1357/2011).
Как видим, в определенных случаях ошибку в КБК можно исправить. Кстати, в форме заявления об уточнении, разработанной ПФР, в числе уточняемых реквизитов поименован и КБК. Так что косвенно ПФР и сам признает, что ошибка в этом коде не всегда приводит к перечислению денег не туда.
Сразу после нового года большое количество платежей, предназначенных для ТФОМС, зависли в невыясненных поступлениях как раз из-за неразберихи с КБК (Письмо Казначейства России от 17.02.2012 N 42-7.4-05/2.0-93). В связи с этим Казначейство России и ПФР приняли решение о самостоятельном уточнении платежей, не дожидаясь заявлений от страхователей (Письмо Казначейства России N 42-7.4-05/5.4-53, ПФР N КА-30-24/1165 от 02.02.2012). Это, пожалуй, приятная новость.

Внебюджетные фонды тоже заинтересованы в том, чтобы платежи по страховым взносам приходили к ним своевременно. Поэтому региональные отделения разместили на своих страницах образцы заполнения платежек отдельно для каждого взноса.

Как известно, ИФНС и ФСС утвердили новые контрольные соотношения для расчета по страховым взносам (РСВ) на 2020 год и опубликовали их в письмах:

  • письма ФНС от 29.12.2017 № ГД-4-11/27043, от 05.02.2018 № ГД-4-11/2121, от 17.10.2019 № БС-4-11/21382, от 17.01.2020 № БС-4-11/529, от 07.02.2020 N БС-4-11/2002@;
  • письмо ФСС от 15.06.2017 № 02-09-11/04-03-13313.

Чтобы не допустить корректировки отчета по страховым взносам и не получить требования от инспекторов, рассмотрим на примерах самые частые ошибки, которые ведут к нарушению контрольных соотношений.

1. Ошибка в сумме взносов по каждому работнику

Сумма пенсионных взносов, начисленная сотруднику за последние 3 месяца должна равняться сумме взносов за сотрудника по каждому месяцу в отдельности (контрольное соотношение 0.2 приложения к письму ФНС от 29.12.2017 № ГД-4-11/27043).

Что проверить. Выполнение контрольного соотношения: соотнести сумму строк 240 со значением по графе 4 строки 250 раздела 3. Показатели должны быть равны.

В чем может быть ошибка. Неверно заполнены строки 240 за каждый месяц.

Последствия. ИФНС уведомит об ошибке и затребуют сдать исправленный РСВ. В распоряжении организации будет пять рабочих дней, чтобы отправить исправленный расчет.

2. Поставлен неправильный тариф взносов или некорректно посчитан

Расчет суммы взносов (база по взносам умножается на тариф, соответствующий коду категории застрахованного лица) сравнивается с суммой взносов, которая указана в расчете. Значения должны быть равными (контрольное соотношение 0.1 приложения к письму ФНС № ГД-4-11/27043). Таким образом, налоговики сверят начисления по каждому работнику из раздела 3 за каждый из трех последних месяцев расчетного периода.

Что проверить. Верно ли, записан код категории застрахованного лица в строке 200 раздела 3.

В чем может быть ошибка. Указан неверный код застрахованного лица. Неверно рассчитана месячная сумма взносов (например, тариф умножен на базу взносов за месяц).

Последствия. ИФНС не примет РСВ, если контрольное соотношение не сойдется (п. 7 ст. 431 НК) при этом уведомит об ошибке, и затребуют сдать исправленный РСВ. В распоряжении организации будет пять рабочих дней, чтобы отправить исправленный расчет.

3. Перепутаны коды периодов и месяцев

Код периода с титульного листа должен совпадать с кодом по строке 020 раздела 3. В разделе 3 номера месяцев расчетного периода должны соответствовать друг другу (контрольное соотношение 0.29 приложения к письму ФНС № ГД-4-11/27043).

Что проверить. Коды периодов и месяцев перед сдачей отчета. Например, в годовой отчетности на титульном листе и в строке 020 раздела 3 будут стоять одинаковые цифры — 34. Отчетные месяцы подраздела 3.2.1 должны соответствовать кодам, например, 07, 08, 09, это июль, август и сентябрь.

Последствия. ИФНС примет РСВ, но затребует пояснение у организации.

4. Неверно посчитана сумма пенсионных взносов в целом по организации

Общая сумма пенсионных взносов с начала расчетного периода должна быть равна сумме пенсионных взносов по каждому сотруднику в отдельности (контрольное соотношение 0.5 приложения к письму ФНС № ГД-4-11/27043). В расчет берутся только те взносы, которые начислены с выплат, не превышающих предельную базу.

Что проверить. Убедиться в равенстве данных показателей. Необходимо сложить графу 2 строки 061 подраздела 1.1 и все строки 240 всех разделов графы 3. Сумма должна быть равна показателю в графе 1 строки 061 подраздела 1.1.

Последствия. ИФНС посчитают РСВ непредставленным, направив уведомление об этом. Кроме того, затребует сдать исправленный РСВ. В распоряжении организации будет пять рабочих дней, чтобы отправить исправленный расчет.

5. Сумма выплат меньше федерального МРОТ

Налоговики сумму выплат посчитают как разницу между строкой 140 подраздела 3.2 раздела 3 и строкой 160 подраздела 3.2 раздела 3 по каждому показателю строки 120 подраздела 3.2 раздела 3, поделенную на количество месяцев выплат (контрольное соотношение 2.6 приложения к письму ФНС N БС-4-11/2002). Показатель должен быть больше или равен МРОТ.

Что проверить. Убедиться что сумма выплат больше или равна МРОТ. Приготовиться дать пояснения на сотрудников, у которых данный показатель обоснованно ниже МРОТ.

В чем может быть ошибка. Возможно занижение базы для исчисления страховых взносов.

Последствия. ИФНС примет РСВ, но затребует пояснение у организации о суммах начисленной заработной платы.

6. Допущены ошибки в РСВ за предыдущий период

ИФНС сверяет данные по суммам текущего отчета РСВ с данными отчета за предыдущие периоды. Например, суммы в РСВ за 9 месяцев будут сверяться с суммами РСВ за полугодие и первый квартал, которые были сданы ранее.

Что проверить. Были ли внесены какие-либо изменения/исправления в зарплату предыдущего периода, за который отчет уже был сдан. Соблюдена ли последовательная сдача корректировочного РСВ после обнаружения ошибки.

В чем может быть ошибка. Если данные в зарплате корректировались, то необходимо сначала пересдать отчеты прошлых периодов и только после этого подавать текущий отчет РСВ. Например, в отчете РСВ за 1 квартал корректировалась зарплата (была обнаружена ошибка в начислении), следовательно, нужно пересдать отчет за 1 квартал, затем пересдать отчет РСВ за полугодие и только после этого сдавать отчет за 9 месяцев. Важно соблюдать последовательную корректировку данных после обнаружения ошибки.

Последствия. ИФНС не примет РСВ, если контрольное соотношение не сойдется при этом уведомит об ошибке, и затребуют сдать исправленный РСВ. В распоряжении организации будет пять рабочих дней, чтобы отправить исправленный расчет.

Читайте также: