Взыскание недоимки по взносам органами пфр и фсс

Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000

Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38

Именем Российской Федерации

Дело № А08-13489/2017
г. Белгород
11 января 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 27 декабря 2017 года

Полный текст решения изготовлен 11 января 2018 года

Арбитражный суд Белгородской области

в составе судьи Бутылина Е. В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Воробьевой А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению ИФНС России по г. Белгороду (ИНН 3123021768, ОГРН1043107046531) к ИП Насирову Я.А. (ИНН 310263159518, ОГРН 314312314700064) о взыскании 127 533,36 руб.

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, ходатайство;

от ответчика: не явился, уведомлен надлежащим образом.

ИФНС России по г. Белгороду (далее - налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Насирова Я.А. (далее - ответчик) в пользу бюджета задолженности по страховым взносам в соответствии с требованием № 041 001 14 ТН 0036680 от 15.03.2014 года в общей сумме 127 533,36 руб.

Налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, о причинах неявки ответчика суду неизвестно, в связи с чем суд считает возможным удовлетворить ходатайство истца и рассмотреть дело в порядке ст. Раздел II. Производство в арбитражном суде первой инстанции. Исковое производство > Глава 19. Судебное разбирательство > Статья 156. Рассмотрение дела при непредставлении отзыва на исковое заявление, дополнительных доказательств, а также в отсутствие лиц, участвующих в деле" target="_blank">156 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, представленные доказательства, выслушав позицию ответчика, арбитражный суд приходит к следующему.

Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

Поскольку согласно Положению Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления.полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильность о исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а так же взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности но пеням и штрафам, в том числе возникшей до 1 января 2017 года.

Выполнение вышеперечисленных функций с 01.01.2017 возложено на налоговые органы.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, до 01.01.2017 регулировались Федеральным закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

При этом каких-либо доказательств, свидетельствующих о принятии пенсионным фондом предусмотренных Законом N 212-ФЗ мер в отношении Общества по взысканию задолженности за указанные периоды по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в материалы дела не представлено.

Обязанность по уплате налогов, страховых взносов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, страховых взносов является основанием для направления уполномоченным органом плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки.

В силу статьи Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов > Глава 8. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов > Статья 45. Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов" target="_blank">45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления пеней и направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Материалами дела установлено, что за ответчиком числится задолженность по страховым взносам, пени в общей сумме 127 533,36 рублей.

В связи с имеющейся задолженностью в адрес ответчика направлено требование № 041 001 14 ТН 0036680 от 15.03.2014 года по сроку оплаты 25.03.2014 года.

В установленный срок задолженность не погашена.

В соответствии со статьёй 46 НК Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 3 ст.46 НК РФ).

В связи с тем, что ответчик добровольно не исполнил вышеназванные требования, а налоговый орган пропустил срок для принудительного взыскания задолженности в порядке ст. 46 НК РФ, Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением о взыскании суммы задолженности.

При этом заявлено ходатайство, о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд в соответствии со ст. 46 НК РФ.

В силу п. 3 ст. (ред. от 28.12.2013) > "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования" > Статья 4" target="_blank">4 Закона N 243-ФЗ в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда РоссийскойФедерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов > Глава 8. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов > Статья 59. Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание" target="_blank">59 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в случае исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

Согласно пункту 4 статьи Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов > Глава 8. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов > Статья 59. Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание" target="_blank">59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного всрока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

В пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу положений статьи Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов > Глава 8. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов > Статья 44. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов" target="_blank">44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов > Глава 8. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов > Статья 59. Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание" target="_blank">59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Таким образом, для установления факта утраты налоговым органом возможности взыскания недоимки, пеней, штрафов, необходимо, чтобы у налогоплательщика имелась обязанность по уплате данных сумм налогов, пени и штрафов, однако налоговый орган пропустил установленный срок их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Из материалов дела следует, что сроки, предусмотренные статьей 46 НК РФ для осуществления взыскания задолженности за указанный период, на дату обращения в суд с настоящим заявлением – 09.11.2017 налоговым органом пропущены.

Перечень уважительных причин, которые являются основанием для восстановления пропущенного налоговым органом срока на обращение в суд, положениями налогового законодательства не определен, в связи с чем в каждом конкретном случае исходя из оценки представленных налоговым органом доказательств, суд определяет, являются ли причины пропуска срока на обращение в суд, приведенные Инспекцией, уважительными, т.е. объективно препятствующими налоговому органу реализовать предоставленные законодательством полномочия, направленные на поступление в бюджет соответствующих сумм налогов.

Заявляя ходатайство о восстановлении срока, между тем налоговым органом не представлено суду доказательств того, что существовали какие-либо уважительные причины пропуска срока на взыскание спорной задолженности.

Следовательно, налоговым органом утрачена возможность взыскания недоимки, как в бесспорном, так и в судебном порядке.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для восстановления пропущенного срока и удовлетворения заявленных требований.

Расходы по уплате госпошлины относятся на заявителя, однако взысканию не подлежат, поскольку налоговые органы освобождены от ее уплаты на основании статьи Раздел VIII. Федеральные налоги > Глава 25.3. Государственная пошлина > Статья 333.37. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды" target="_blank">333.37 НК Российской Федерации.

Отказать в удовлетворении заявления ИФНС России по г. Белгороду о взыскании с ИП Насирова Я.А. в пользу бюджета задолженности в соответствии с требованием № 041 001 14 ТН 0036680 от 15.03.2014 года в общей сумме 127 533,36 руб.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок, путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Белгородской области.

Недавно ко мне обратился человек за консультацией. Налоговая инспекция прислала письмо с требованием уплаты недоимки по страховым взносам за период, в котором лицо было зарегистрировано как индивидуальный предприниматель. Лицо ликвидировало ИП в 2013 г. Задолженность предъявлена за 2011-2013 г. Ранее, в действующей ч. 8 ст. 16 ФЗ Федерального закона от 24 .07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - 212-ФЗ) указывалось, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Вроде все понятно со сроками. Раз не предъявили, не выявили все должно быть хорошо. И есть замечательная ст. 45 212-ФЗ:
1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).
2. Течение срока давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения приостанавливается, если лицо, привлекаемое к указанной ответственности, активно противодействовало проведению выездной проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения органами контроля за уплатой страховых взносов сумм страховых взносов, подлежащих уплате в государственные внебюджетные фонды.

Однако, как интересно сформилирован подход, в том числе судебной практикой.

Например, Апелляционное определение Ростовского областного суда от 24.09.2015 по делу N 33-14791/2015

". Законом N 212-ФЗ также не установлен общий срок давности выявления недоимки по страховым взносам. Статья 45 Закона N 212-ФЗ устанавливает только срок давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения, то есть недоимки по страховым взносам и пеней по ним не затрагивает. "

Или, Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 08.07.2015 по делу N 33-2949/2015

". Законом N 212-ФЗ не установлен общий срок давности выявления недоимки по страховым взносам, установлен лишь трехмесячный срок со дня обнаружения недоимки (ч. 1 ст. 22), годичный срок со дня истечения срока для уплаты недоимки для вынесения постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя (ч. 3 ст. 20). "

Апелляционное определение Омского областного суда от 27.04.2016 по делу N 33-3845/2016

". Таким образом, при определении предельного срока взыскания с плательщика страховых взносов недоимки по страховым взносам и пеней трехлетний срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ) не применяется. "

Срок давности для взыскания взносов Пенсионным фондом складывался из следующих сроков:

  • Если была выявлена недоимка, то в течение 90 дней (трех месяцев) со дня ее обнаружения, фонд отправляет должнику требование об уплате;
  • Плательщик должен исполнить требование, направленное фондом, в течение десяти дней (календарных);
  • В срок до 60 дней (двух месяцев) после дня уплаты, который был указан в требовании, фонд может взыскать неуплаченные взносы в досудебном порядке;
  • В течение полугода после истечения срока Пенсионный фонд мог обязать должника заплатить, обратившись в суд с заявлением.

Теперь функции по администрированию страховых взносов осуществляют налоговые органы.

ФНС может взыскать с должника неуплату, состоит из совокупности нескольких сроков.

  1. При обнаружении задолженности по уплате инспекция направляет должнику требование. Срок, в который будет отправлено требование, зависит от суммы задолженности, способа обнаружения задолженности:
  • Требование должно быть отправлено должнику в срок не более 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по итогам проверки;
  • Требование должно быть направлено в течение 90 дней (трех месяцев) со дня выявления неуплаты взносов. При выявлении неуплаты налоговой инспекцией должен быть составлен документ;
  • В случае, если недоимка, в совокупности с остальными задолженностями не превышают сумму 500 рублей, то срок отправки требования может составлять до года.
  1. После получения требования у плательщика есть восемь дней (рабочих, не календарных), на его исполнение. На уплату задолженности может быть предусмотрен и более длительный срок.
  2. С момента окончания срока, указанного в требовании, но не позднее 60 дней (двух месяцев) должно быть сформулировано решение о взыскании неуплаченных взносов или штрафов в досудебном порядке. Вынесенное инспекцией решение является основанием для взыскания.
  3. Если долги плательщика не могут быть погашены с помощью денежных средств, то инспекция должна принять решение о погашении долга при помощи другого имущества. Такое решение инспекция может вынести в течение года после окончания срока исполнения требования об уплате взносов.
  4. Если задолженность предполагается взыскать с должника в суде, то налоговая инспекция должна подать заявление.
  • Если инспекция пропустила срок вынесения решения о взыскании в досудебном порядке, то срок для подачи такого заявления составляет не более полугода со дня, когда закончился срок исполнения требования об уплате.
  • Если инспекция пропустила срок принятия решения о погашении долга за счет имущества предприятия, то срок для подачи заявления не должен превышать двух лет со дня окончания срока исполнения требования об уплате взносов.

Что собственно в настоящий момент по указанному выше алгоритму налоговая инспекция и рассылает "злостным" неплательщикам страховых взносов. Все бы было хорошо, если не было бы так грустно. Фискальные органы наделены каким-то привилегированным положением выявлять недоимки когда хочу.

Нашел замечательную статью "Солидный возраст недоимки по страховым взносам взысканию не помеха? (Е.А. Логинова, "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 17, сентябрь 2014 г.)", которая замечательно этот вопрос осветила, а именно.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" п. 50 ". под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления."

Данное разъяснение суду не позволяет фискальным органам растягивать возможность выявления недоимки. Разъяснение обращено к налогам, однако справедливо и к страховым взносам, так как они имеют общий фискальный характер. Автор статьи делает отсылку к Определению ВАС РФ от 23.01.2014 N ВАС-16793/13, что процедура бесспорного взыскания задолженности по страховым взносам должна быть идентичной порядку взыскания недоимки по налогам. Выводом статьи является факт, что момент выявления недоимки по страховым взносам следует соотносить со сроком их уплаты. При этом формальное толкование понятия "выявление недоимки", искусственно увеличивающее срок для направления требования об уплате недоимки, недопустимо.

С учетом нового этапа администрирования страховых взносов, учтут ли налоговые органы практику ВАС и данный подход остается неизвестным. Однако, данный подход на мой взгляд является абсолютно справедливым.

"Главная книга", 2010, N 9

(Как ПФР и ФСС будут взыскивать недоимку по страховым взносам, пени, штрафы, начисленные по результатам камеральных и выездных проверок)

С этого года все работодатели начали платить новые страховые взносы напрямую во внебюджетные фонды. Можно надеяться, что выездные проверки правильности начисления и уплаты взносов нас ожидают не скоро. А вот камеральные проверки начнутся уже в мае после подачи первых квартальных расчетов .

Посмотрим, в каком порядке органы ПФР и ФСС будут добиваться уплаты недоимок по взносам, если таковые будут обнаружены.

Часть 2 ст. 10, ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах. " (далее - Закон N 212-ФЗ).

Оформление результатов проверки

Доначисление страхователю взносов, пени и штрафов - это один из возможных результатов камеральной или выездной проверки органов ПФР и ФСС . Оформляется такое доначисление решениями о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности . Решение о привлечении к ответственности принимается, если страхователя штрафуют:

  • за непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам ;
  • неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов ;
  • непредставление документов, необходимых для контроля за уплатой страховых взносов .

При проведении плановой выездной проверки таких решений, скорее всего, будет два: одно - от органа ПФР, а другое - от ФСС.

Вступают в силу эти решения так же, как и аналогичные решения налоговых органов, - по истечении 10 рабочих дней со дня вручения копий решений лицу, в отношении которого они вынесены. При этом копии решений органы ПФР и ФСС могут :

(или) вручить страхователю (его представителю) лично;

(или) направить заказным письмом по почте (тогда решение считается полученным по истечении 6 рабочих дней со дня его отправки).

Пункт 2 ч. 1 ст. 29, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 35 Закона N 212-ФЗ.
Части 8 - 10 ст. 39 Закона N 212-ФЗ.
Статья 46 Закона N 212-ФЗ.
Статья 47 Закона N 212-ФЗ.
Статья 48 Закона N 212-ФЗ.
Часть 6 ст. 4, ч. 12, 13 ст. 39 Закона N 212-ФЗ; п. 9 ст. 101 НК РФ.

Если вы не согласны с решением фонда

Если вы получили решение органа ПФР (ФСС), с которым не согласны, его можно сразу после вступления в силу обжаловать в суд. Ведь обязательный досудебный порядок рассмотрения споров Законом N 212-ФЗ не предусмотрен . Это, несомненно, является плюсом для страхователей, поскольку можно не тратить время на обращение в вышестоящий орган внебюджетного фонда.

Причем некоторые специалисты считают, что есть неопределенность в вопросе, в течение какого срока можно обжаловать решения ПФР и ФСС в суд. Рассуждают они следующим образом.

Решения государственных органов нужно обжаловать в течение 3 месяцев со дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав (законных интересов), в частности с момента вступления в силу решения государственного органа . В общем же случае срок для подачи заявления о защите нарушенного права в суд составляет 3 года . При этом ПФР и ФСС являются не госорганами, а самостоятельными финансово-кредитными учреждениями , хотя они и обладают полномочиями органов государственной власти.

Поэтому и возникает вопрос о сроках, в течение которых можно обжаловать их решения.

Однако в ст. 198 АПК РФ наравне с решениями госорганов упомянуты решения и органов местного самоуправления, и иных органов . При этом и ПФР, и ФСС Законом N 212-ФЗ названы именно органами (органами контроля за уплатой страховых взносов) . Поэтому их решения могут быть обжалованы в срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, то есть в течение 3 месяцев со дня, когда вы узнали или должны были узнать об их вступлении в силу.

Части 1, 2 ст. 54 Закона N 212-ФЗ; п. 5 ст. 101.2 НК РФ.
Часть 4 ст. 198 АПК РФ.
Статья 196 ГК РФ.
Пункт 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1; п. 1 Указа Президента РФ от 07.08.1992 N 822.
Часть 1 ст. 198 АПК РФ.
Часть 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ.

Что взыскивается в бесспорном порядке

Сама возможность взыскания взносов, пени и штрафов в любом размере в бесспорном порядке - это явный минус для плательщиков взносов.

Что же представляет собой процедура взыскания? В течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения органы контроля направляют вам требование об уплате недоимки . В нем обычно указан срок, в течение которого вам предлагается уплатить начисленные суммы. Если же срок не указан, то на исполнение требования у вас есть 10 календарных дней со дня его получения . Причем если требование отправлено по почте, то оно считается полученным по истечении 6 рабочих дней со дня его отправки .

Если страхователь не исполнит требование в срок, органом ПФР или ФСС будет принято решение о взыскании задолженности за счет денег на банковских счетах . Такое решение может быть принято не позднее 2 месяцев после истечения срока на добровольное исполнение требования . Плательщик взносов должен быть ознакомлен с этим решением в течение 6 рабочих дней после дня его вынесения. Если вручить решение плательщику страховых взносов лично невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным на 7-й рабочий день с даты отправки .

В течение 1 месяца со дня принятия решения о взыскании орган ПФР (ФСС) направит инкассовые поручения в банки, в которых открыты счета страхователя . Если денег на счетах не хватает или у органа ПФР (ФСС) отсутствует информация о счетах, то он принимает постановление о взыскании задолженности за счет имущества страхователя. Это постановление :

  • может быть принято в течение 1 года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов;
  • является исполнительным документом и исполняется судебным приставом-исполнителем.

Внимание! ПФР и ФСС не могут приостанавливать операции по банковским счетам плательщиков взносов.

Взыскание страховых взносов за счет имущества производится последовательно в отношении :

  • наличных денег и денег в банках, на которые взыскание не обращалось первоначально;
  • имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;
  • готовой продукции (товаров), а также иных ТМЦ, не участвующих в производстве;
  • сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования и других ОС;
  • имущества, переданного в аренду, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов такие договоры расторгнуты или признаны недействительными;
  • другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования предпринимателем или членами его семьи.

Итак, по общему правилу органы контроля за уплатой страховых взносов взыскивают недоимку, пени и штрафы во внесудебном порядке. Но в любом правиле есть свои исключения.

Части 1, 2 ст. 22 Закона N 212-ФЗ.
Часть 3 ст. 19, ч. 3 - 5 ст. 22 Закона N 212-ФЗ.
Часть 6 ст. 4, ч. 7 ст. 22 Закона N 212-ФЗ.
Формы 1-ПФР, 1-ФСС РФ утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н; ч. 1, 2 ст. 19 Закона N 212-ФЗ.
Часть 5 ст. 19 Закона N 212-ФЗ.
Часть 6 ст. 4, ч. 6 ст. 19 Закона N 212-ФЗ.
Часть 7 ст. 19 Закона N 212-ФЗ.
Формы 2-ПФР, 2-ФСС РФ утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н; ч. 14 ст. 19, ч. 1 - 3 ст. 20 Закона N 212-ФЗ.
Часть 8 ст. 20 Закона N 212-ФЗ.

Что взыскивается через суд

Фонды обязаны обратиться в суд для взыскания недоимки по взносам в следующих случаях :

(если) у организации открыт счет в органах Федерального казначейства ;

(если) на счета организации поступает выручка за реализуемые зависимой (дочерней) организацией товары (работы, услуги) и за счет этих денег будет взыскиваться недоимка, которая числится за зависимой (дочерней) организацией более 3 месяцев;

(если) на счета зависимой (дочерней) организации поступает выручка за реализуемые материнской компанией товары (работы, услуги) и за счет этих денег будет взыскиваться недоимка, которая числится за материнской компанией более 3 месяцев;

(если) обязанность по уплате страховых взносов основана на переквалификации органом ПФР или ФСС сделки плательщика взносов, или его статуса, или характера деятельности;

(если) органом ПФР (ФСС) пропущен срок на принятие решения о взыскании недоимки по взносам за счет денег на банковских счетах страхователя. В этом случае заявление должно быть подано в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов .

Также судебный порядок взыскания действует для штрафов, взыскиваемых органами ПФР со страхователей за непредставление в срок сведений персонифицированного учета или за представление неполных или недостоверных сведений .

Как видим, Закон N 212-ФЗ наделил органы ПФР и ФСС такими же полномочиями по взысканию недоимок, пени и штрафов, как и у налоговых органов. А это значит, что если вы не будете вовремя и правильно платить взносы, то однажды можете обнаружить свои счета опустевшими.

Часть 4 ст. 18 Закона N 212-ФЗ.
Пункт 7 ст. 2 Закона N 212-ФЗ.
Часть 5 ст. 19 Закона N 212-ФЗ.
Статья 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Вопросы признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списания рассматриваются в ст. 59 Налогового кодекса РФ. Положения указанной статьи также распространяются на плательщиков страховых взносов.

Безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в определенных случаях.

Особенности списания недоимки по страховым взносам за периоды до 1 января 2017 г. установлены федеральными законами.

Ликвидация, исключение из ЕГРЮЛ плательщика взносов

Задолженность признается безнадежной при ликвидации организации в установленном порядке, исключении юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа. Основаниями для возврата исполнительного документа будут являться (пп. 1 п. 1 ст. 59 НК РФ, п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (далее - Закон N 229-ФЗ)):

- невозможность установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда Законом N 229-ФЗ предусмотрен розыск должника или его имущества;

- отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

В рассматриваемом случае безнадежными будут признаны только недоимка и задолженности по пеням и штрафам, не погашенные по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в установленных пределах и порядке.

Принятие судебного акта в связи с истечением срока взыскания

По общему правилу, если был пропущен срок взыскания задолженности за счет денежных средств плательщика взносов на счетах в банке, налоговый орган в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика-организации причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. п. 3, 10 ст. 46 НК РФ). Если же был пропущен срок для взыскания страховых взносов за счет имущества плательщика, то срок исковой давности составляет два года со дня истечения срока исполнения требования (п. п. 1, 8, 9 ст. 47 НК РФ).

Основанием для признания задолженности безнадежной к взысканию будет являться принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности по страховым взносам в связи с истечением установленного срока взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ).

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу. Инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). Полагаем, указанные выводы будут также применимы в отношении страховых взносов.

Указанное положение связано с тем, что налоговый орган должен своевременно принимать меры к взысканию задолженности, предусмотренные действия не могут быть растянуты на неопределенный промежуток времени.

Вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства

Также задолженность может быть списана при вынесении судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 46 Закона N 229-ФЗ, если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет.

В этом случае задолженность будет признана безнадежной, если (пп. 4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ):

ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, либо

судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Снятие с учета в налоговом органе иностранной организации

Безнадежной к взысканию признается задолженность в случае снятия с учета в налоговом органе иностранной организации в соответствии с п. 5.5 ст. 84 НК РФ (пп. 4.2 п. 1 ст. 59 НК РФ).

Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе международной организации, признаваемой в соответствии со ст. 419 НК РФ плательщиком страховых взносов, осуществляется налоговым органом на основании заявления такой международной организации о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов (п. 4.7 ст. 83 НК РФ).

Налоговый орган вправе осуществить снятие с учета иностранной организации, состоящей на учете в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, без представления заявления о снятии с учета при наличии одного из оснований, предусмотренных п. 5.5 ст. 84 НК РФ.

Ликвидация банка

Признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию суммы страховых взносов, списанные со счетов плательщиков в банках, но не перечисленные в бюджетную систему РФ (п. 4 ст. 59 НК РФ). Для этого необходимо, чтобы на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании произошла ликвидация соответствующих банков.

Списание задолженности по взносам за периоды до 01.01.2017

В связи с передачей функций по налоговому администрированию страховых взносов налоговым органам были приняты законы, направленные на так называемую налоговую амнистию. В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда РФ и органами Фонда социального страхования РФ недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 г., а также доначисленных ими сумм, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 г. до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) в утверждаемом порядке (ч. 3.1 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование").

Данные положения применяются к недоимке и задолженности, в отношении которых на день вступления в силу Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ не принят акт суда, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе не вынесено определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (ч. 10 ст. 14 Федерального закона N 436-ФЗ).

Приказом ФНС России от 14.05.2018 N ММВ-7-8/256@ утвержден соответствующий Порядок признания безнадежными к взысканию и списания налоговым органом переданных органами пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи (далее - Порядок). Решение о признании безнадежной к взысканию недоимки и их списании принимается налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) на основании определенных документов (п. 2 Порядка):

протокола заседания комиссии, созданной налоговым органом, об установлении факта утраты налоговым органом возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам, в связи с истечением установленного срока взыскания в период с 1 января 2017 г. до даты подписания акта приема-передачи;

справки о суммах недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 г., а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., формируемой налоговым органом.

Установление факта утраты налоговым органом возможности взыскания недоимки в связи с истечением установленного срока взыскания в период с 1 января 2017 г. до даты подписания акта приема-передачи осуществляется комиссией, заседания которой проводятся на постоянной основе не реже раза в квартал. Не позднее следующего рабочего дня после проведения заседания комиссии налоговым органом готовится решение о признании безнадежной к взысканию недоимки по страховым взносам и затем отражается в информационных ресурсах налогового органа (п. п. 3, 6, 7, 9 Порядка).

Признание безнадежной и списание задолженности по страховым взносам на травматизм

Для признания задолженности по страховым взносам на травматизм безнадежной и ее списания предусмотрены схожие основания (ст. 26.10 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, п. п. 1 - 2 Постановления Правительства РФ от 31.01.2017 N 108):

- ликвидация организации либо исключение организации, фактически прекратившей свою деятельность из ЕГРЮЛ;

- принятие судом акта, в соответствии с которым ФСС РФ утрачивает возможность взыскания недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам;

- вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 46 Закона N 229-ФЗ, если с даты образования недоимки по страховым взносам и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет, в случае если размер недоимки по страховым взносам и (или) задолженности по пеням и штрафам не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, или же в случае, если судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

- ликвидация банка в случае, если суммы страховых взносов, пеней и штрафов, списанные со счетов страхователей в банках (иных кредитных организациях), не были перечислены в бюджет ФСС РФ, при этом на день принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию и об их списании указанные банки были ликвидированы.

(Источник - материалы советника государственной гражданской службы РФ 2 класса Е.С. Григоренко)

Читайте также: