Взыскание пенсионных взносов за счет имущества

04 марта 2015 17:07

О взыскании задолженности по страховым взносам с индивидуальных предпринимателей.

1. Расскажите о сроках уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями?

Для плательщиков страховых взносов, не осуществляющих выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, и сумма дохода которых не превышает 300 000 рублей, установлен срок уплаты страховых взносов – не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В случае, если сумма дохода плательщиков превышает 300 000 рублей, страховые взносы, исчисленные с суммы дохода превышающей указанному сумму, уплачиваются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае, если срок уплаты приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока уплаты считается ближайший следующий за ним рабочий день.

2.Каким образом предприниматель будет уведомлен о наличии задолженности по страховым взносам и пени? Можно поподробнее рассказать о том, как рассчитываются пени?

Предварительно орган Пенсионного фонда направляет плательщику требование об уплате недоимки, пеней и штрафов с указанием, срока, в который предлагается уплатить указанные суммы.

Требование направляется плательщику в течение трех месяцев со дня выявления недоимки.

Требование передается плательщику – физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если указанными способами требование вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма. Также требование может быть направлено плательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, при этом форматы, порядок и условия направления плательщику требования устанавливаются органами ПФР.

К требованию прилагается расчет пеней.

Пенями признается денежная сумма, которую плательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Федеральным законом срок.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов. Пени уплачиваются помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.

Пени начисляются до дня фактической уплаты недоимки. Расчет пеней производится в процентах от не уплаченной вовремя суммы с применением процентной ставки, равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в этот период.

Федеральным законодательством №212-ФЗ установлены случаи, когда пени не начисляются, а именно:

- если плательщик не мог погасить недоимку в силу того, что по решению суда были приостановлены операции по его счетам в банке или наложен арест на его имущество. В этом случае пени не начисляются за весь период действия данных обстоятельств;

- не начисляются пени также на сумму недоимки, которая образовалась у плательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по другим вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, которые даны были ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля в пределах его компетенции.

3.А если предприниматель, имеющий задолженность, не уплатит добровольно суммы, указанные в требовании? Каким образом будет производиться взыскание?

Если плательщик добровольно не уплатит суммы, указанные в требовании, то обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства плательщика в банках.

Для этого орган ПФР принимает Решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств. Решение о взыскании может быть принято в отношении одного или нескольких требований одновременно.

По общему правилу решение о взыскании принимается не позднее двух месяцев после истечения установленного срока уплаты по требованию и вступает в силу с даты его принятия.

В случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает 1 500 рублей, решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях, но не позднее одного года и двух месяцев после истечения срока исполнения самого раннего требования.

В случае, если в течение одного года и двух месяцев сумма задолженности не превысила 1 500 рублей, орган ПФР осуществляет взыскание такой задолженности в судебном порядке. Заявление в суд направляется в течение шести месяцев со дня истечения срока, равного одному году и двум месяцам.

Стоит отметить, что эти положения не распространяются на порядок взыскания задолженности с плательщиков, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве.

На основании решения о взыскании орган контроля оформляет инкассовое поручение на списание и перечисление в бюджет денежных средств.

Поручения органа контроля направляется в банк, в котором открыты счета должника, в том числе в электронном виде, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежат безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Взыскание страховых взносов может производиться с расчетных (текущих) счетов в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте. Взыскание страховых взносов со счетов в иностранной валюте производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату продажи иностранной валюты.

При наличии депозитного счета орган контроля взносов вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет должника.

Инкассовое поручение исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание страховых взносов производится со счетов в валюте Российской Федерации, и не позднее двух операционных дней, если взыскание страховых взносов производится со счетов в иностранной валюте.

4. Если у страхователя недостаточно или отсутствуют денежные средства на счетах или отсутствует информация о счетах, в каком порядке тогда будет производиться взыскание?

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика или при отсутствии информации о счетах плательщика орган ПФР вправе взыскать задолженность за счет иного имущества должника.

Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика принимается руководителем органа контроля (заместителем руководителя) в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом об исполнительном производстве.

Постановление о взыскании страховых взносов принимается в отношении одного или нескольких требований одновременно.

Постановление о взыскании за счет имущества должника принимается в течение одного года после истечения срока исполнения по требованию.

В случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает 1 500 рублей постановление о взыскании принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате недоимки, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования.

5.Если предприниматель в 2015 году прекращает деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и у него имеется задолженность, как в данном случае производится ее взыскание?

В случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции.

Заявление о взыскании подается в суд, если общая сумма страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 500 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования сумма задолженности превысила 500 рублей, орган ПФР обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 500 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования сумма задолженности не превысила 500 рублей, орган ПФР обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока.

Следует обратить внимание, что размер страховых взносов напрямую зависит от дохода плательщика страховых взносов:

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - то размер страхового взноса в фиксированном размере, определяется как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд, увеличенное в 12 раз и составляет 17 328,48 рублей.

- расчет суммы годового взноса по обязательному медицинскому страхованию не изменился, он равен произведению МРОТ и тарифа страховых взносов в ФОМС, увеличенному в 12 раз, и составляет 3 399,05 рублей.

В случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - то размер страхового взноса в фиксированном размере, определяется как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

Но величина отчислений, рассчитанных таким способом, не будет расти бесконечно. В данном случае сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд, увеличенное в 12 раз.

Максимальный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 2014 год составляет - 138 627,84 рублей.

Данные о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период представляются в органы ПФР налоговыми органами. Указанные сведения являются основанием для направления требования об уплате недоимки, а также дальнейшего взыскания задолженности.

Таким образом, в случае прекращения плательщиком деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и снятии его с регистрационного учета, плательщик должен подать в налоговые органы соответствующие сведения о своих доходах.

Если такая информация не поступила в орган ПФР на том основании, что плательщик своевременно не отчитался в органы ФНС, сумму страхового взноса орган ПФР начислит и будет истребовать в максимальном размере, то есть из расчета восьмикратного МРОТ - 138 627,84 рублей.

В случае непогашения задолженности по требованию, органы ПФР будут руководствоваться ст. 21 Федерального закона №212-ФЗ и осуществлять взыскание задолженности с физического лица, не являющего индивидуальным предпринимателем в судебном порядке. Заявление о взыскании страховых взносов подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования.

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N АД-30-26/5422

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

N 00014/14/24951-АП

ПИСЬМО

от 5 мая 2014 года

Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральная служба судебных приставов в связи с изменениями законодательства Российской Федерации в части взыскания задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам за счет имущества плательщиков страховых взносов сообщают.

Федеральным законом от 21.12.2013 N 358-ФЗ "О внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды" (далее - Закон N 358-ФЗ) изменены порядок и сроки взыскания страховых взносов, включая взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (далее - страховые взносы) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

В частности, постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, а в случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1500 рублей, постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования.

С учетом изложенного с 03.01.2014 постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика, принятые с нарушением порядка, установленного Законом N 358-ФЗ, предъявлению на принудительное исполнение в структурные подразделения территориальных органов ФССП России не подлежат.

Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации формируют и направляют в территориальные органы ФССП России постановления о взыскании страховых взносов с момента реализации в программном обеспечении автоматизированной информационной системы Пенсионного фонда Российской Федерации изменений законодательства Российской Федерации, касающихся вынесения постановлений о взыскании страховых взносов на сумму, превышающую 1 500 рублей, а также вынесения одного решения о взыскании по нескольким неисполненным требованиям об уплате страховых взносов.

Законом N 358-ФЗ также внесены изменения в Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в соответствии с которыми акты Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании денежных средств с должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, предъявляются на принудительное исполнение в течение шести месяцев со дня их вынесения без приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в случае, если должник вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без открытия расчетного и иных счетов.

Одновременно сообщаем, что Федеральным законом от 28.12.2013 N 441-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 441-ФЗ), вступившим в силу 10.01.2014, закреплены в том числе положения, регламентирующие порядок повторного предъявления исполнительных документов на принудительное исполнение.

В соответствии с нормами Закона N 441-ФЗ в случае возвращения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации исполнительного документа с актом о невозможности взыскания в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и принятия судебным приставом-исполнителем всех предусмотренных законодательством об исполнительном производстве мер территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе повторно предъявить на исполнение постановление о взыскании задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам за счет имущества плательщика не ранее двух месяцев после окончания исполнительного производства либо до истечения указанного срока в случае предъявления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации информации об изменении имущественного положения должника.

Компания своевременно не погасила задолженность по пенсионным и медицинским страховым взносам. Однако вместо начисления пеней на недоимку чиновники из пенсионного фонда передали документы судебным приставам и потребовали взыскать долг за счет имущества компании. Бухгалтер с таким подходом не согласен, поскольку на одном из банковских счетов фирмы достаточно денег для погашения долга. Разберемся в процедуре взыскания долга за счет имущества и выясним, когда действительно не обойтись без привлечения судебных приставов

Чем руководствоваться

1. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федера­ции, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

2. Методические рекомендации по организации работы по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, утв. постановлением Правления ПФР от 14.04.2010 № 100р.

3. Приказ Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страхо­вых взносов».

4. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

О Определение ВАС РФ от 29.06.2012 № ВАС-7906/12.

Территориальные подразделения ПФР вправе взыскивать с компаний долги по пенсионным и медицинским страховым взносам двумя способами (ст. 19, 20 Закона № 212-ФЗ 1):

1за счет денежных средств, находящихся на банковских счетах;

2за счет иного имущества компаний. Заметим, что при взыскании долгов с банковских счетов чиновники взаимодействуют с банками напрямую: дают им поручение на списание со счета требуемой суммы задолженности (ч. 7 ст. 19 Закона № 212-ФЗ 1).

Если же списать долг через банк не получается, то к взысканию привлекают судебных приставов-исполнителей. Для этого контролеры Фонда направляют приставам постановление по форме 2-ПФР о взыскании страховых взносов за счет имущества компании (утв. Приказом № 957н 3; далее - Постановление о взыскании за счет имущества). На примерах практических ситуаций поясним особенности взыскания долгов за счет имущества компаний.

2 СЛУЧАЯ, КОГДА ДОЛГ ОБРАТЯТ НА ИМУЩЕСТВО

1. Недостаточно или отсутсвуют денежные средства на банковских счетах компании.

2. У ПФР нет информации о банковских счетах компании.

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ

ДОЛГИ ВЗЫСКИВАЮТСЯ ПОЭТАПНО

СИТУАЦИЯ

Бухгалтер компании известил контролеров ПФР об отсутствии на счете компании средств для погашения недоимки по взносам. Узнав об этом, контролеры даже не стали обращаться в банк. Они сразу вынесли Постановление о взыскании за счет имущества.

РЕШЕНИЕ

Контролеры ПФР нарушили последовательность взыскания. Дело в том, что до вынесения Постановления о взыскании за счет имущества они должны были принять решение о взыскании долга за счет денежных средств, находящихся на банковских счетах (форма 1-ПФР, утв. Приказом № 957н 3). И только если банк подтвердит, что денег на расчетном счете нет, чиновники вправе начинать процедуру взыскания за счет имущества.

Судьи разделяют такой подход. Они считают, что вынесение решения по форме 1-ПФР - обязательный этап взыскания (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.03.2012 № А69-1159/2011). Если этот этап пропущен, то взыскание незаконно (постановление ФАС Центрального округа от 25.06.2012 № А23-3857/2011).

О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА ПРИСТАВАМ КОМПАНИЯ МОЖЕТ НЕ УЗНАТЬ

СИТУАЦИЯ

Контролеры ПФР не известили компанию-должника о начале процедуры взыскания недоимки за счет имущества.

РЕШЕНИЕ

Должностные лица ПФР не обязаны сообщать компании о начале процедуры взыскания. По крайней мере, в законодательстве о страховых взносах такая обязанность за ними не закреплена. Следовательно, документы о взыскании за счет имущества могут попасть судебным приставам напрямую, минуя компанию (ч. 2 ст. 20 Закона № 212-ФЗ 1).

Отметим, что центральный аппарат ПФР все же рекомендует своим подразделениям направлять компаниям один экземпляр Постановления о взыскании за счет иму­щества. Об этом сказано в п. 1.7 Методических рекомендаций 2. Однако рекомендации, к сожалению, не зарегистрированы Минюстом России. Следовательно, не являются обязательными для исполнения как компаниями, так и чиновниками подразделений ПФР. Поэтому привлечь контролеров к ответственности за несоблюдение положений такого документа, скорее всего, не получится.

ПРОСТОИМЕЙТЕ В ВИДУ

В законодательстве РФ не сказано, что специалисты ПФР должны разыскивать банковские счета компаний. Однако у судей на этом счет особое мнение. Они считают, что информацию о счетах нужно, как минимум, запросить у налоговиков (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.09.2011 № А46-718/2011).

КАКАЯ ОШИБКА ПРИОСТАНОВИТ ВЗЫСКАНИЕ

СИТУАЦИЯ

Бухгалтер компании заметил, что на Постановлении о взыскании за счет имущества имеется печать ПФР, но нет подписи руководителя.

РЕШЕНИЕ

Постановление о взыскании за счет имущества должно быть подписано и заверено печатью. Это требование ч. 5 ст. 20 Закона № 212-ФЗ 1. Вместе с тем в постановлении по форме 2-ПФР соответствующей графы для проставления подписи нет. Из-за этого и могла произойти ошибка.

На отсутствие подписи, в принципе, должны обращать внимание судебные приставы. Если они этого не сделали, то можно попытаться оспорить Постановление о взыскании за счет имущества в суде. Сразу скажем, что судить о перспективах такого спора сложно, по­скольку судебной практики по таким делам еще нет. Но как бы ни закончился спор, на время судебного разбирательства есть хороший шанс приостановить исполнительное производство (ч. 2 ст. 39 Закона № 229-ФЗ 4).

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕКВИЗИТЫ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ВЗЫСКАНИИ

1. ФИО начальника (заместителя) подразделения ПФР и наименование подразделения, выдавшего Постановление.

2. Дата принятия и номер.

3. Наименование и адрес компании.

4. Резолютивная часть.

5. Дата вступления в силу.

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ, ч. 4 ст. 20

К ПОИСКУ СЧЕТОВ МОГУТ ПРИВЛЕЧЬ НАЛОГОВИКОВ

СИТУАЦИЯ

Из-за отсутствия у ПФР данных о банковских счетах компании было вынесено Постановление о взыскании за счет имущества. Однако ни­каких иных документов к нему не приложено.

РЕШЕНИЕ

На отсутствие приложений к соответствующему Постановлению, скорее всего, обратят внимание приставы-исполнители. Как правило, они настаивают на том, чтобы к Постановлению о взыскании за счет имущества обязательно прилагались документы с отметками банков о невозможности погасить долг из средств, находящихся на банковском счете.

Если банковских отметок нет, то Постановление не считается исполнительным документом и не подлежит исполнению. Судьи с таким подходом согласны. И добавляют, что если у ПФР нет информации о банковских счетах, то ее нужно попытаться получить от налоговых органов. И только потом, вместе с ответом налоговиков, направлять документы приставам (определение № ВАС-7906/12 ф).

СИТУАЦИЯ

Контролеры ПФР направили приставам Постановление о взыскании за счет имущества. К нему они приложили составленную специали¬стами Фонда справку об отсутствии информации о банковских счетах.

РЕШЕНИЕ

Действительно, центральный аппарат ПФР рекомендует своим подразделениям прилагать к Постановлению о взыскании за счет имущества справку об отсутствии информации о банковских счетах. Ее формируют на основании выписки из ЕГРЮЛ (п. 2.5 Методических рекомендаций Q).

Однако судьи считают, что если нет ни банковских отметок, ни письма от налоговиков, то справка от отсутствии информации о банковских счетах не является надлежащим доказательством их реального отсутствия у компании (постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.05.2012 № Ф03-1669/2012).

Поэтому судебный пристав-исполнитель вправе отказать в возбуждении исполнительного производства (определение № ВАС-7906/12 5).

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПУНКТЫ СООБЩЕНИЯ И УВЕДОМЛЕНИЯ

1. Наличные денежные средства и денежные средства в банках, на которые не было обращено взыскание.

2. Имущество, не участвующее непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценные бумаги, валютные ценности, непроизводственные помещения, легковой автотранспорт, предметы дизайна служебных помещений.

3. Готовая продукция (товары), а также иные материальные ценности, не участвующие и (или) не предназначенные для непосредственного участия в производстве.

4. Сырье и материалы, предназначенные для непосредственного участия в производстве, а также станки, оборудование, здания, сооружения и другие основные средств.

5. Имущество, переданное по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество.

6. Другое имущество, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования (если речь идет об индивидуальном предпринимателе).

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ, ч. 8 ст. 20

Недавно ко мне обратился человек за консультацией. Налоговая инспекция прислала письмо с требованием уплаты недоимки по страховым взносам за период, в котором лицо было зарегистрировано как индивидуальный предприниматель. Лицо ликвидировало ИП в 2013 г. Задолженность предъявлена за 2011-2013 г. Ранее, в действующей ч. 8 ст. 16 ФЗ Федерального закона от 24 .07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - 212-ФЗ) указывалось, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Вроде все понятно со сроками. Раз не предъявили, не выявили все должно быть хорошо. И есть замечательная ст. 45 212-ФЗ:
1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).
2. Течение срока давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения приостанавливается, если лицо, привлекаемое к указанной ответственности, активно противодействовало проведению выездной проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения органами контроля за уплатой страховых взносов сумм страховых взносов, подлежащих уплате в государственные внебюджетные фонды.

Однако, как интересно сформилирован подход, в том числе судебной практикой.

Например, Апелляционное определение Ростовского областного суда от 24.09.2015 по делу N 33-14791/2015

". Законом N 212-ФЗ также не установлен общий срок давности выявления недоимки по страховым взносам. Статья 45 Закона N 212-ФЗ устанавливает только срок давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения, то есть недоимки по страховым взносам и пеней по ним не затрагивает. "

Или, Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 08.07.2015 по делу N 33-2949/2015

". Законом N 212-ФЗ не установлен общий срок давности выявления недоимки по страховым взносам, установлен лишь трехмесячный срок со дня обнаружения недоимки (ч. 1 ст. 22), годичный срок со дня истечения срока для уплаты недоимки для вынесения постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя (ч. 3 ст. 20). "

Апелляционное определение Омского областного суда от 27.04.2016 по делу N 33-3845/2016

". Таким образом, при определении предельного срока взыскания с плательщика страховых взносов недоимки по страховым взносам и пеней трехлетний срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ) не применяется. "

Срок давности для взыскания взносов Пенсионным фондом складывался из следующих сроков:

  • Если была выявлена недоимка, то в течение 90 дней (трех месяцев) со дня ее обнаружения, фонд отправляет должнику требование об уплате;
  • Плательщик должен исполнить требование, направленное фондом, в течение десяти дней (календарных);
  • В срок до 60 дней (двух месяцев) после дня уплаты, который был указан в требовании, фонд может взыскать неуплаченные взносы в досудебном порядке;
  • В течение полугода после истечения срока Пенсионный фонд мог обязать должника заплатить, обратившись в суд с заявлением.

Теперь функции по администрированию страховых взносов осуществляют налоговые органы.

ФНС может взыскать с должника неуплату, состоит из совокупности нескольких сроков.

  1. При обнаружении задолженности по уплате инспекция направляет должнику требование. Срок, в который будет отправлено требование, зависит от суммы задолженности, способа обнаружения задолженности:
  • Требование должно быть отправлено должнику в срок не более 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по итогам проверки;
  • Требование должно быть направлено в течение 90 дней (трех месяцев) со дня выявления неуплаты взносов. При выявлении неуплаты налоговой инспекцией должен быть составлен документ;
  • В случае, если недоимка, в совокупности с остальными задолженностями не превышают сумму 500 рублей, то срок отправки требования может составлять до года.
  1. После получения требования у плательщика есть восемь дней (рабочих, не календарных), на его исполнение. На уплату задолженности может быть предусмотрен и более длительный срок.
  2. С момента окончания срока, указанного в требовании, но не позднее 60 дней (двух месяцев) должно быть сформулировано решение о взыскании неуплаченных взносов или штрафов в досудебном порядке. Вынесенное инспекцией решение является основанием для взыскания.
  3. Если долги плательщика не могут быть погашены с помощью денежных средств, то инспекция должна принять решение о погашении долга при помощи другого имущества. Такое решение инспекция может вынести в течение года после окончания срока исполнения требования об уплате взносов.
  4. Если задолженность предполагается взыскать с должника в суде, то налоговая инспекция должна подать заявление.
  • Если инспекция пропустила срок вынесения решения о взыскании в досудебном порядке, то срок для подачи такого заявления составляет не более полугода со дня, когда закончился срок исполнения требования об уплате.
  • Если инспекция пропустила срок принятия решения о погашении долга за счет имущества предприятия, то срок для подачи заявления не должен превышать двух лет со дня окончания срока исполнения требования об уплате взносов.

Что собственно в настоящий момент по указанному выше алгоритму налоговая инспекция и рассылает "злостным" неплательщикам страховых взносов. Все бы было хорошо, если не было бы так грустно. Фискальные органы наделены каким-то привилегированным положением выявлять недоимки когда хочу.

Нашел замечательную статью "Солидный возраст недоимки по страховым взносам взысканию не помеха? (Е.А. Логинова, "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 17, сентябрь 2014 г.)", которая замечательно этот вопрос осветила, а именно.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" п. 50 ". под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления."

Данное разъяснение суду не позволяет фискальным органам растягивать возможность выявления недоимки. Разъяснение обращено к налогам, однако справедливо и к страховым взносам, так как они имеют общий фискальный характер. Автор статьи делает отсылку к Определению ВАС РФ от 23.01.2014 N ВАС-16793/13, что процедура бесспорного взыскания задолженности по страховым взносам должна быть идентичной порядку взыскания недоимки по налогам. Выводом статьи является факт, что момент выявления недоимки по страховым взносам следует соотносить со сроком их уплаты. При этом формальное толкование понятия "выявление недоимки", искусственно увеличивающее срок для направления требования об уплате недоимки, недопустимо.

С учетом нового этапа администрирования страховых взносов, учтут ли налоговые органы практику ВАС и данный подход остается неизвестным. Однако, данный подход на мой взгляд является абсолютно справедливым.

Вопросы признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списания рассматриваются в ст. 59 Налогового кодекса РФ. Положения указанной статьи также распространяются на плательщиков страховых взносов.

Безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в определенных случаях.

Особенности списания недоимки по страховым взносам за периоды до 1 января 2017 г. установлены федеральными законами.

Ликвидация, исключение из ЕГРЮЛ плательщика взносов

Задолженность признается безнадежной при ликвидации организации в установленном порядке, исключении юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа. Основаниями для возврата исполнительного документа будут являться (пп. 1 п. 1 ст. 59 НК РФ, п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (далее - Закон N 229-ФЗ)):

- невозможность установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда Законом N 229-ФЗ предусмотрен розыск должника или его имущества;

- отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

В рассматриваемом случае безнадежными будут признаны только недоимка и задолженности по пеням и штрафам, не погашенные по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в установленных пределах и порядке.

Принятие судебного акта в связи с истечением срока взыскания

По общему правилу, если был пропущен срок взыскания задолженности за счет денежных средств плательщика взносов на счетах в банке, налоговый орган в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика-организации причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. п. 3, 10 ст. 46 НК РФ). Если же был пропущен срок для взыскания страховых взносов за счет имущества плательщика, то срок исковой давности составляет два года со дня истечения срока исполнения требования (п. п. 1, 8, 9 ст. 47 НК РФ).

Основанием для признания задолженности безнадежной к взысканию будет являться принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности по страховым взносам в связи с истечением установленного срока взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ).

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу. Инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). Полагаем, указанные выводы будут также применимы в отношении страховых взносов.

Указанное положение связано с тем, что налоговый орган должен своевременно принимать меры к взысканию задолженности, предусмотренные действия не могут быть растянуты на неопределенный промежуток времени.

Вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства

Также задолженность может быть списана при вынесении судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 46 Закона N 229-ФЗ, если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет.

В этом случае задолженность будет признана безнадежной, если (пп. 4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ):

ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, либо

судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Снятие с учета в налоговом органе иностранной организации

Безнадежной к взысканию признается задолженность в случае снятия с учета в налоговом органе иностранной организации в соответствии с п. 5.5 ст. 84 НК РФ (пп. 4.2 п. 1 ст. 59 НК РФ).

Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе международной организации, признаваемой в соответствии со ст. 419 НК РФ плательщиком страховых взносов, осуществляется налоговым органом на основании заявления такой международной организации о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов (п. 4.7 ст. 83 НК РФ).

Налоговый орган вправе осуществить снятие с учета иностранной организации, состоящей на учете в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, без представления заявления о снятии с учета при наличии одного из оснований, предусмотренных п. 5.5 ст. 84 НК РФ.

Ликвидация банка

Признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию суммы страховых взносов, списанные со счетов плательщиков в банках, но не перечисленные в бюджетную систему РФ (п. 4 ст. 59 НК РФ). Для этого необходимо, чтобы на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании произошла ликвидация соответствующих банков.

Списание задолженности по взносам за периоды до 01.01.2017

В связи с передачей функций по налоговому администрированию страховых взносов налоговым органам были приняты законы, направленные на так называемую налоговую амнистию. В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда РФ и органами Фонда социального страхования РФ недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 г., а также доначисленных ими сумм, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 г. до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) в утверждаемом порядке (ч. 3.1 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование").

Данные положения применяются к недоимке и задолженности, в отношении которых на день вступления в силу Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ не принят акт суда, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе не вынесено определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (ч. 10 ст. 14 Федерального закона N 436-ФЗ).

Приказом ФНС России от 14.05.2018 N ММВ-7-8/256@ утвержден соответствующий Порядок признания безнадежными к взысканию и списания налоговым органом переданных органами пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи (далее - Порядок). Решение о признании безнадежной к взысканию недоимки и их списании принимается налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) на основании определенных документов (п. 2 Порядка):

протокола заседания комиссии, созданной налоговым органом, об установлении факта утраты налоговым органом возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам, в связи с истечением установленного срока взыскания в период с 1 января 2017 г. до даты подписания акта приема-передачи;

справки о суммах недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 г., а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., формируемой налоговым органом.

Установление факта утраты налоговым органом возможности взыскания недоимки в связи с истечением установленного срока взыскания в период с 1 января 2017 г. до даты подписания акта приема-передачи осуществляется комиссией, заседания которой проводятся на постоянной основе не реже раза в квартал. Не позднее следующего рабочего дня после проведения заседания комиссии налоговым органом готовится решение о признании безнадежной к взысканию недоимки по страховым взносам и затем отражается в информационных ресурсах налогового органа (п. п. 3, 6, 7, 9 Порядка).

Признание безнадежной и списание задолженности по страховым взносам на травматизм

Для признания задолженности по страховым взносам на травматизм безнадежной и ее списания предусмотрены схожие основания (ст. 26.10 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, п. п. 1 - 2 Постановления Правительства РФ от 31.01.2017 N 108):

- ликвидация организации либо исключение организации, фактически прекратившей свою деятельность из ЕГРЮЛ;

- принятие судом акта, в соответствии с которым ФСС РФ утрачивает возможность взыскания недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам;

- вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 46 Закона N 229-ФЗ, если с даты образования недоимки по страховым взносам и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет, в случае если размер недоимки по страховым взносам и (или) задолженности по пеням и штрафам не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, или же в случае, если судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

- ликвидация банка в случае, если суммы страховых взносов, пеней и штрафов, списанные со счетов страхователей в банках (иных кредитных организациях), не были перечислены в бюджет ФСС РФ, при этом на день принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию и об их списании указанные банки были ликвидированы.

(Источник - материалы советника государственной гражданской службы РФ 2 класса Е.С. Григоренко)

Читайте также: