361 фз о пенсии

Копия в формате PDF

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации Принят Государственной Думой 21 ноября 2011 года Одобрен Советом Федерации 25 ноября 2011 года (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 г. N 162-ФЗ; от 27.05.2014 г. N 136-ФЗ; от 22.12.2014 г. N 425-ФЗ; от 03.02.2015 г. N 8-ФЗ; от 29.12.2017 г. N 455-ФЗ) Статья 1 Внести в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 18, ст. 565; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1915; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 18, ст. 2211; N 29, ст. 3696; N 47, ст. 5613; 2000, N 33, ст. 3348; 2001, N 53, ст. 5024; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 160, 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 1, ст. 21; N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6242; 2009, N 23, ст. 2761; N 30, ст. 3739; N 52, ст. 6441, 6443; 2010, N 30, ст. 3993; N 31, ст. 4196; 2011, N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4296) следующие изменения: 1) абзац второй пункта 1 статьи 3 изложить в следующей редакции: "Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации."; 2) статью 7 изложить в следующей редакции: "Статья 7. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере занятости населения 1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере занятости населения относятся: 1) разработка и реализация государственной политики в сфере занятости населения; 2) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере занятости населения; 3) разработка и реализация федеральных программ в сфере занятости населения и контроль за их исполнением; 4) установление норм социальной поддержки безработных граждан; 5) разработка и реализация мер в сфере занятости населения, за исключением мер в области содействия занятости населения, реализация которых отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 6) формирование средств на социальную поддержку безработных граждан и контроль за их целевым использованием; 7) координация деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения, развития предпринимательства и самозанятости; 8) разработка прогноза баланса трудовых ресурсов Российской Федерации, осуществляемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 2. Правительство Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на: 1) снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации; 2) оказание содействия в трудоустройстве многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места. 3. К полномочиям уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти относятся: 1) принятие нормативных правовых актов в сфере занятости населения по вопросам, установленным настоящим Законом; 2) обобщение практики применения, анализ причин нарушений и подготовка предложений по совершенствованию законодательства о занятости населения; 3) издание методических рекомендаций по предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций в сфере занятости населения; 4) утверждение обязательных для исполнения административных регламентов предоставления государственных услуг по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; 5) утверждение перечня территорий с напряженной ситуацией на рынке труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 6) установление нормативов доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, целевых прогнозных показателей в области содействия занятости населения и осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; 7) проведение мониторинга и оценки качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, эффективности реализации дополнительных мероприятий на рынке труда субъектов Российской Федерации; 8) установление порядка исчисления среднего заработка для определения размеров пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости; 9) информирование граждан и работодателей о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы; 10) проведение мониторинга состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда Российской Федерации; 11) осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан с выдачей обязательных для исполнения предписаний; 12) осуществление надзора и контроля за: нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выдачей обязательных для исполнения предписаний; осуществлением социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выдачей обязательных для исполнения предписаний; 13) осуществление проверок, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения в части государственных гарантий социальной поддержки безработных граждан, о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, об отстранении от должности должностных лиц органов и государственных учреждений службы занятости населения субъектов Российской Федерации; 14) формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения; 15) утверждение форм бланков личного дела получателя государственных услуг в области содействия занятости населения и предписаний, предусмотренных подпунктами 11 и 12 настоящего пункта; 16) установление форм отчетности, требований к содержанию отчетности, а также к порядку представления отчетности об осуществлении социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными."; 3) статью 7-1 изложить в следующей редакции: "Статья 7-1. Полномочие Российской Федерации, переданное для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации 1. К полномочию Российской Федерации, переданному для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде: 1) пособия по безработице; 2) стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости; 3) материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице; 4) материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости; 5) пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости. 2. Финансовое обеспечение осуществления переданного полномочия, указанного в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (далее - субвенции). 3. Общий объем субвенций определяется на основе методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из численности безработных граждан и размеров социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. 4. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. 5. Субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Порядок расходования и учета субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. 6. В случае использования субвенций не по целевому назначению уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 7. Контроль за расходованием субвенций осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и Счетной палатой Российской Федерации. 8. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации): 1) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданного полномочия, указанного в пункте 1 настоящей статьи, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; 2) утверждает структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданное полномочие, указанное в пункте 1 настоящей статьи; 3) обеспечивает своевременное представление в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти: ежеквартального отчета по установленной форме о расходовании субвенций, достижении целевых прогнозных показателей в области содействия занятости населения и осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации в части осуществления переданного полномочия, указанного в пункте 1 настоящей статьи, в течение 10 дней после дня их принятия; сведений (в том числе баз данных), необходимых для формирования регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения; иной информации в сфере занятости населения, предусмотренной нормативными правовыми актами уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. 9. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданного полномочия, указанного в пункте 1 настоящей статьи, это полномочие может быть изъято Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти."; 4) дополнить статьей 7-1-1 следующего содержания: "Статья 7-1-1. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения 1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся: 1) принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения; 2) обобщение практики применения, анализ причин нарушений и подготовка предложений по совершенствованию законодательства о занятости населения в субъектах Российской Федерации; 3) разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; 4) разработка и реализация мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения; 5) проведение мониторинга состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда субъекта Российской Федерации; 6) осуществление надзора и контроля за: приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов; регистрацией инвалидов в качестве безработных; обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения, за исключением государственных гарантий, предусмотренных подпунктом 11 пункта 3 статьи 7 настоящего Закона; 7) регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан; 8) оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг: содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации; организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения; психологическая поддержка безработных граждан; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан, включая обучение в другой местности; организация проведения оплачиваемых общественных работ; организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; социальная адаптация безработных граждан на рынке труда; содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации; содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости; выдача заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации; 9) организация и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда); 10) определение перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан; 11) формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения в субъектах Российской Федерации; 12) формирование средств на финансовое обеспечение мероприятий по содействию занятости населения, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения; 13) принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан. 2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации. 3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. 4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять разработку прогноза баланса трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации. 5. Предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в области содействия занятости населения осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными стандартами государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения."; 5) в статье 9: а) наименование после слов "профессиональную ориентацию," дополнить словами "содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства,"; б) пункт 2 после слов "получение услуг по" дополнить словами "содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства,"; 6) абзац пятый пункта 2 статьи 12 признать утратившим силу; 7) в пункте 1 статьи 15: а) подпункт 1 изложить в следующей редакции: "1) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;"; б) в подпункте 2 слова "переданные в соответствии с пунктом 1 статьи 7-1 настоящего Закона полномочия" заменить словами "полномочия в области содействия занятости населения и переданное

Далее размещаю заявление-ответ на предыдущее письмо.

Возможно кому нибудь пригодится или натолкнет на другие умные мысли в нашей совместной борьбе с беспределом ПФ.

Мною, К.А. Б___________, 18.01.2020г. был получен от вас ответ №ТБ-1102/132 от 16.01.2020г. На вопросы, поднятые в данном письме имею сообщить следующее.

Да, вы правы, «страховой стаж» также, как и «общий трудовой стаж» – это суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, но учитываемая не только при определении права на страховую пенсию, но и при исчислении ее размера ( пункт 2 статья 3 № 400-ФЗ ). А из этого следует, что «общий трудовой стаж»- это лишь часть «страхового стажа», учитываемая за период до 01.01.2002г.

Кроме этого, хотелось бы отметить, что правовой акт, в соответствии с которым, по вашим словам, вы включили в страховой стаж период службы в Советской Армии по призыву с 01.11.1976г. до 01.11.1978г . в двойном размере, гласит буквально следующее:

Статья 94. Льготное исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж.

Абзац 8: военная служба по призыву - в двойном размере .

(абзац введен Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ)», к тому же, закон от 27.01.1995 N 10-ФЗ является действующим и на сегодняшний день.

Обращаю ваше внимание на то, что « исчисление размера страхового стажа» - это самостоятельная правовая норма и « исчисление размера трудовой пенсии (оценка пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал)» - это также самостоятельная правовая норма . Правовое применение каждой из этих норм регулируется в законах самостоятельно .

По этому поводу должен отметить, что пункт 3 статьи 36 №400-ФЗ от 28.12.2013г. гласит:

«3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм , регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.»

Из содержания п. 3 ст. 36 №400-ФЗ однозначно видно, что подлежат применению лишь правовые нормы (а не какие-нибудь статьи или пункты №173-ФЗ) для исчисления размера трудовых пенсий и в п. 3 ст. 36 №400-ФЗ ни слова не говорится об исчислении трудового страхового стажа .

В связи с этим, считаю неправомерным ссылаться на пункт 3 или пункт 4 статьи 30 закона №173-ФЗ , в части определения размера страхового стажа .

Так же рекомендовал бы Вам дать задание юристам вашего управления как следует разобраться с правилами подсчета страхового стажа при исчислении продолжительности периодов трудовой и иной деятельности «в календарном порядке» .

Порядок исполнения правовой нормы: «календарный порядокисчисления» подробно описан в Правилах подсчета страхового стажа, утвержденных Постановлением правительства РФ от 12.10.2014г. №1015 пункте 47, а именно:

«47. Исчисление продолжительности периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности и иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней периодов работы и (или) иной деятельности и иных периодов переводятся в месяцы , а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы .

Подсчет продолжительности каждого периода, включаемого (засчитываемого) в страховой стаж, производится путем вычитания из даты окончания соответствующего периода даты начала этого периода с прибавлением одного дня .».

Другими словами, исчисление периодов деятельности «в календарном порядке» ни каким образом не отменяет факт льготного (особого порядка) исчисления страхового стажа, если таковой предусмотрен в соответствии с законом. Так как сначала производится определение периодов трудовой и иной деятельности, в том числе и льготном (особом порядке), а затем производится исчисление продолжительности данных периодов в календарном порядке (в соответствии с пунктом 47 №1015 от 12.10.2014г.). Ваше же толкование формулировки исчисления страхового стажа в календарном порядке полностью искажает смысл правовой нормы «календарный порядок», прописанной в законе .

Так как, суд принял решение о включении в страховой стаж К.А. Б______ 03.08.1958 года рождения, СНИЛС 193______ 58, в том числе, периода службы в Советской Армии по призыву в двойном размере , а решение суда является обязательным к исполнению, не зависимо от моего или вашего желания, то рассуждения о том, настаиваю я или не настаиваю на выполнении решения суда, не имеют смысла.

Уже в третий раз обращаюсь к вам с просьбой о предоставлении мне полного и подробного расчета размера страхового стажа в соответствии с Правилами подсчета от 12.10.2014г. №1015 пункта 47 и Инструкцией по заполнению ПФ РФ №2п от 11.01.2017г .:

1) прошу указать каждый период, включенный в страховой стаж;

-с указанием продолжительности периодов ;

-с указанием кода вида трудовой или иной деятельности периодов;

- исчисления периодов трудового-страхового стажа в календарном порядке;

2) подробно распишите, каким образом выполнены арифметические действия при расчете суммарной продолжительности всех периодов, учтенных в трудовом страховом стаже, в том числе и в календарном порядке исчисления;

3) отдельно поясните основание и порядок учета периодов трудовой и иной деятельности, в соответствии с какими законодательными актами, указанные в трудовой книжке периоды, учтены (если нет, то на основании каких норм пенсионного права и в соответствии с какими положениями закона).

4) Особо прошу обратить внимание на учет периода службы в Советской Армии по призыву 1976-1978 гг. в двойном размере.

- укажите, в соответствии с каким законодательным актом данный период включен в страховой стаж;

- в соответствии с какой правовой нормой произведены исчисления продолжительности данного периода;

- в каком размере (из расчета полных лет полных месяцев и дней) данный период включен в мой страховой стаж;

Неожиданные изменения в индексации пенсий работающим пенсионерам произошли за счет введения новых механизмов расчета для различных категорий граждан еще несколько лет назад. Именно тогда Закон №385-ФЗ впервые внес изменения в привычные для нас правила выплаты и частично приостановил повышение выплат для некоторых граждан.

До того момента повышение пенсий, проводилось ежегодно ПФР для всех, независимо от их категории. В 2020 году индексация, производится исходя из устанавливаемого Правительством РФ индекса роста потребительских цен и лишь для определенной категории.

Каждый год такое увеличение варьируется в пределах 5-7 процентов и действительно до недавних пор каждый пенсионер имел на нее право.

Какие виды пенсии не индексируют

Новые правила затрагивают не все виды пенсий . Ограничение действует только для страховой и фиксированной выплаты к ней. И к тому же только для категории работающих, т.е. индексации не будет для тех, кто продолжает трудовую деятельность, выйдя на заслуженный отдых. Поэтому все работающие пенсионеры сегодня не могут претендовать на ежегодное увеличение выплат.

С 2015 года Постановлением Правительства РФ ежегодно утверждается коэффициент увеличения размера фиксированной выплаты.

Но это не означает, что пенсионер не сможет теперь получить полагающиеся суммы и потеряет прошедшие индексации навсегда. После увольнения уволился с работы он имеет право на выплаты с учетом всех пропущенных ежегодных коэффициентов повышения выплат.

Другое дело, что такое восстановление произойдет не сразу , и даже не со следующего месяца после увольнения. Выплаты после увольнения с учетом новых индексированных сумм предусмотрены Законом только через три месяца после увольнения с работы .

Далее рассмотрим, почему так долго происходит перерасчет после прекращения работы. Но для начала нужно знать, кто считается работающим пенсионером и на сколько индексируются пенсии в 2020 году.

Индексация фиксированной выплаты и корректировка страховой пенсии

Для удобства приводим полную таблицу индексации пенсий с учетом новых утвержденных индексов на несколько лет вперед.

Размер фиксированной выплаты с января 2020 года увеличится до 5686,25 рублей. Так же Федеральным законом №350-ФЗ утверждена стоимость одного пенсионного коэффициента в размере 93 рубля для страховых пенсий.

В качестве сравнения выплаты с учетом работы и без ее учета рассмотрим на примере. В первой таблице пример где рассчитана индексация по годам для неработающего пенсионера после увольнения. Для расчета мы взяли 120 пенсионных баллов.

Таблица индексации пенсии

как проходит индексация пенсии

Как видно из примера размер пенсии каждый год индексируется на утвержденный процент, ведь этот пенсионер не работает. Для пенсионера с таким баллом прибавка к пенсии с января 2020 года составит около 1000 рублей. Далее, ежегодная доплата также останется в пределах одной тысячи рублей.

По расчетам видно, что к 2024 году для продолжающего работать пенсионера пенсия будет почти в 2 раза ниже возможной.

Как определить, является ли пенсионер работающим

Если рассматриваемый период времени засчитывается в страховой стаж пенсионера, то он является работающим. То есть официально трудоустроенные лица, индивидуальные предприниматели, адвокаты, священнослужители и т.д.

Другими словами это застрахованные лица, за которых уплачиваются страховые взносы, и подается отчетность по установленным формам.
Застрахованные лица:
-работающие по трудовому договору, по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;
– самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями);
– являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
– работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов;
– являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
– священнослужители.

(Закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ)

Правила и сроки индексации страховых пенсий после увольнения

После увольнения с работы Пенсионный фонд произведет перерасчет выплат с учетом пропущенных индексов за время его работы. Восстановление выплаты полной (индексированной) пенсии с учетом пропущенных индексаций произойдет не сразу, а только спустя три месяца после увольнения пенсионера.

Достаточно продолжительный срок отведен законодателями для подтверждения и обработки данных о факте работы по упрощенным формам СЗВ-М от страхователей, с последующим вынесением соответствующих решений о выплате Пенсионным фондом. И здесь не обойтись без примера.

Рассмотрим увольнение и индексацию работающего пенсионера 3 апреля 2020 года:
1. Страхователь ежемесячно подает сведения по форме СЗВ-М (Постановление Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п).
Не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены договоры (трудовые, гражданско-правовые, авторские и т.д.)

В нашей ситуации пенсионер в апреле считается работающим, несмотря на то, что уволен был еще в начале месяца. И за него работодатель до 15 мая всё ещё обязан представить сведения о работе. А неработающим для Пенсионного фонда он будет считаться с мая .

2. Согласно ч.6 ст.26.1 Закона №400-ФЗ решение о выплате индексированных сумм выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом ПФР получены данные о работе.

В июле месяце (следующем за июнем, в котором поступят сведения о факте работы за май) Пенсионный фонд обязан рассчитать и вынести решение о выплате сумм с учетом причитающегося повышения.

3. Рассчитанные суммы страховой пенсии будут выплачиваться с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение (часть 7 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ).

Таким образом, только с августа 2020 года человек, уволившийся в апреле, сможет получить полную выплату пенсии с учетом восстановленных индексов .
Если после восстановления индексируемых выплат уволившийся пенсионер вновь устроится на работу, то его размер уменьшен не будет ( часть 8 статьи 26.1 №400-ФЗ ).

Доплата пенсионеру за прошлое время после увольнения с работы

Индексация пенсий работающим пенсионерам в 2020 году по прежнему не будет проводиться. Но вступили в силу поправки для работающих. Статью 26.1 Федерального закона №400-ФЗ дополнили новыми положениями для уволившихся. Можно ознакомится с подробностями в этой статье.

В соответствии с Законом № 134-ФЗ при прекращении работы пенсионер получит полную выплату с учетом индексации фиксированной выплаты и корректировки страховой пенсии, а также разницу между прежними и новыми суммами за период с первого числа следующего месяца после прекращения работы.

Сроки восстановления нового размера остаются прежними, спустя 3 месяца после увольнения. Но уже с учетом доплаты. Таким образом, выплатят так же и доплату с момента увольнения за эти 3 месяца. Напомним, что ранее такая прибавка за прошлое время не выплачивалась. Советуем ознакомится подробнее с данными правилами на примерах в видео .

Когда выгодно уволится пенсионеру

Давайте теперь на примерах разберем, когда выгодно пенсионеру уволиться, чтобы с 2020 года попасть под действие нового Закона с доплатой за прошлое время. Для начала вспомним о том почему же все таки новые суммы выплачиваются спустя 3 месяца после увольнения.

В соответствии с частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате полной пенсии, выносится ПФР в месяце, следующем за месяцем, в котором получены (или не получены) сведения о факте работы.

Если пенсионер, например, увольняется в сентябре 2019, то неработающим полный месяц он будет считаться только с октября (1-й месяц после прекращения работы). Соответственно, в ноябре (2-й месяц после прекращения работы) в ПФР не поступят сведения о его работе за октябрь (сведения по форме СЗВ-М подаются только на работающих пенсионеров).

В декабре (3-й месяц после прекращения работы) пенсионный фонд принимает решение о том, что с января 2020 ему будет выплачиваться индексированная фиксированная выплата и страховая пенсия с учетом актуальной стоимости пенсионного балла.

В рассмотренном примере пенсионер получит новые суммы с января. Также он получит и доплату с ноября (месяца, с которого он считается неработающим).

На практике это означает, что наиболее выгодный месяц для увольнения работающего пенсионера считается сентябрь . Ведь повышение баллов теперь предусмотрено с января 2020 года. Но даже, если Вы опоздали с увольнением и ушли с работы только в октябре, то пенсию также проиндексируют, но на месяц позже.

Почему не индексируется пенсия после увольнения?

Если после истечения срока, определенного для вынесения решения об индексации размер не увеличился, то одной из основных возможных причин может быть несвоевременная подача работодателем ежемесячной отчетности о факте работы. Конечно же, пенсионер не виноват в данном случае, и закон полностью на его стороне.

В случае непредставления работодателем в срок сведений о факте работы, или представления недостоверных сведений, которые влияют на увеличение пенсии , размер пересматривается Пенсионным фондом и за прошлое время (ч.9 ст.26.1 №400-ФЗ). Это означает, что в случае ошибки в отчетности, при которой не были выплачены увеличенные суммы, положена доплата и за прошедшее время с момента права.

Может произойти ситуация когда неверно поданные сведения о работе влияют на увеличение пенсии . Работодатель не подавал (или не вовремя подал) за работающего пенсионера сведения факте его работы и ПФР на основании этих данных проиндексировал работнику пенсию, считая его неработающим. В данном случае Закон на стороне пенсионера, и в случае выявления ошибки размер будет приведен в соответствие со следующего месяца после обнаружения ошибки и вся ответственность в этой ситуации лежит только на работодателе.

Ответственность за переплаченные суммы пенсии в этом случае будет нести страхователь, в т.ч. с учетом штрафных санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Увеличение пенсии работающим пенсионерам в августе 2020 года

Для работающих пенсионеров будет проведен очередной перерасчет с августа 2020 года. Прибавка к страховой пенсии будет рассчитана исходя из неучтенных баллов за 2019 год, которые формируются на индивидуальном лицевом счете из средств, отчисляемых страхователем за своих работников. Такой перерасчет является беззаявительным и для его осуществления не нужно подавать заявление в Пенсионный фонд.

Если прошло уже несколько месяцев, но увеличение сумм с августа так и не произошло, то можно позвонить по телефонам горячей линии в ПФР по месту жительства и узнать о Вашем праве на данный вид перерасчета. Возможно, Ваш работодатель и не отчислял страховые взносы. Но если право на такое увеличение подтвердится, то увеличенная индексированная страховая пенсия будет выплачена с учетом доплаты за прошедшие с августа месяцы.

Итоги

Новый алгоритм индексации пенсий после увольнения достаточно запутанный. Обобщив все правила можно сказать, что в 2020 году:

  • Работающим пенсионерам индексированные суммы пенсии по-прежнему не будут выплачиваться;
  • Новые суммы будут выплачиваются только спустя три месяца после увольнения;
  • Теперь пенсионер получит доплату за “потерянные” месяцы обработки отчетности, которые раньше не оплачивались;
  • Общая сумма выплаты при увольнении будет проиндексирована на столько индексов, сколько их было пропущено за время работы.

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 5 марта 2020 года

Одобрен Советом Федерации 11 марта 2020 года

Статья 1

Внести в статью 10 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст. 2071; 2003, N 2, ст. 166; 2013, N 52, ст. 6975) следующие изменения:

1) в части первой слова "пенсионные основания, установленные на момент заключения указанных договоров законодательством Российской Федерации" заменить словами "основания приобретения участником права на получение негосударственной пенсии, установленные указанными договорами в соответствии с настоящим Федеральным законом";

2) дополнить новыми частями второй - четвертой и частью пятой следующего содержания:

"Право на получение негосударственной пенсии по пенсионным договорам приобретают мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, если иной возраст и (или) иные основания, дающие право на получение негосударственной пенсии, не установлены пенсионными договорами в соответствии с частями третьей - пятой настоящей статьи.

Пенсионными договорами может быть установлен возраст, дающий право на получение негосударственной пенсии, превышающий возраст, установленный частью второй настоящей статьи, но не свыше возраста, установленного частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", по достижении которого участники приобретают право на страховую пенсию по старости.

Право на получение негосударственной пенсии по пенсионным договорам ранее достижения возраста, предусмотренного частями второй и третьей настоящей статьи, приобретают участники из числа лиц, указанных в части 1 статьи 30, статье 31, части 1 статьи 32, части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", по достижении возраста или при наступлении срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента).

Право на получение негосударственной пенсии по пенсионным договорам ранее достижения возраста, указанного в частях второй и третьей настоящей статьи, приобретают участники из числа лиц, для которых частью 1 статьи 9, статьей 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" либо Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено право на получение страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца либо пенсии по государственному пенсионному обеспечению до достижения возраста, установленного частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при соблюдении условий, дающих право на назначение страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца либо пенсии по государственному пенсионному обеспечению, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на момент заключения пенсионного договора.";

3) часть вторую считать частью шестой;

4) дополнить частью седьмой следующего содержания:

"Негосударственная пенсия назначается участнику при наличии средств, учтенных на пенсионном счете негосударственного пенсионного обеспечения, со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на получение указанной пенсии.";

5) части третью и четвертую считать соответственно частями восьмой и девятой.

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Действие положений статьи 10 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие из договоров негосударственного пенсионного обеспечения, заключенных в период с 1 января 2019 года до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. В случае, если указанные договоры не будут приведены сторонами в соответствие с требованиями статьи 10 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (в редакции настоящего Федерального закона), к отношениям сторон указанных договоров с момента их заключения применяются положения, установленные статьей 10 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (в редакции настоящего Федерального закона).

Президент Российской Федерации В. Путин

Читайте также: