Актуальность закона о страховых пенсиях

страховой пенсия стаж

Актуальность темы исследования. Право на социальное обеспечение является одним из общепризнанных социально-экономических прав человека. Нормы Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ - основные постулаты, на которых держится все социальное обеспечение, в том числе пенсионное.

В статье 25 «Всеобщей декларации прав человека» от 1948 года выражено в следующей формулировке: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам».

А в статье 39 действующей Конституции РФ право на социальное обеспечение выражено следующем образом: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

На протяжении всего существования пенсионного обеспечения оно подвергалось изменениям и коррективам, так называемой пенсионной реформе. Пенсионная реформа в России - динамичное явление, которое включало несколько этапов, последний из которых начался в этом году.

С января 2015 года в России начался новый этап пенсионной реформы, четвертой по счету за последние 25 лет. В этот период введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета пенсий в системе обязательного пенсионного страхования.

С 1 января 2015 года вступили в силу основные законы Пенсионной реформы 2015 и, в частности, два базовых федеральных закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».

Изменения пенсионной системы в рамках данного этапа пенсионной реформы коснулись и тех, кто уже вышел или выходит на пенсию в ближайшие годы, и будущих пенсионеров, кто только начинает свой трудовой путь. Причиной этому является то, что размер пенсий будет определяться не в рублях, а в баллах (пенсионных коэффициентах). Но, не смотря на кажущуюся простоту, здесь немалое количество сложностей и нюансов, которые считаю необходимыми исследовать.

Указанные обстоятельства касаются большинства граждан, которые хотели бы четко знать, что их ждет в будущем, и этим обусловлен выбор темы для написания выпускной квалификационной работы.

Для проведения дальнейшего изучения и анализа необходимо сформулировать цели и задачи.

Целью выпускной квалификационной работы является анализ общих оснований назначения страховых пенсий по старости с учетом специального стажа, возможности и порядка суммирования различных периодов специального стажа.

Задачами исследования являются:

- сформулировать определение страховой пенсии,

- рассмотреть общие основания назначения страховых пенсий по старости;

- исследовать влияние специального стажа на назначение страховой пенсии по старости;

- изучить перечень документов, необходимых для назначения пенсии;

Методологическая основа исследования в данной выпускной квалификационной работе представлена сравнительно-правовым, структурно-функциональным, сравнительным и технико-юридическим методами.

Структурно-функциональный метод имеет своим назначением определение места, роли и функций каждого элемента системы страховых пенсий.

А используя сравнительный метод, можно сравнить достоинства и недостатки расчетов пенсий по старым и новым правилам.

Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы -- законы, юридическую практику и т. д., в целях выявления их общих и особенных свойств.

При помощи технико-юридического метода, возможно сформулировать понятийный аппарат страховых пенсий по старости, конкретизировать их и провести единую классификацию нормативных актов, регламентирующих данный вопрос.

Эмпирической базой исследования стали текст Конституции РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", нормативно - правовые актов, принятые во исполнение этого закона.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что данная выпускная квалификационная работа может быть использована в качестве учебного пособия для преподавания дисциплины «Право социального обеспечения».

Структура выпускной квалификационной работы состоит из трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы.

  • мужчинам по достижении 55 лет и наличии стажа деятельности в тяжелых условиях не менее 12 с половиной лет и общем страховом стаже не менее 25 лет;
  • для женщин показатели снижены: возраст – 50 лет, стаж работы в тяжелых условиях – не менее 10 лет, общий страховой стаж – не менее 20 лет.

Назначается пенсия согласно начала статьи только при достижении индивидуального пенсионного коэффициента – 30.

Какие условия считаются тяжелыми

1 ст. 30 Федерального закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» данного определения не содержит.

Перечень введен Постановлением Кабмина СССР №10, приятным еще в 1991 году. Приложения №1 и №2 к данному нормативному документу, именуемые в данном случае Списки перечень производств, работ и профессий, которые признаются в Российской Федерации «тяжелыми условиями».

И если в списке 1 речь идет только о подземных работах, то список 2 более разносторонний и включает в себя профессии и работы в следующих отраслях:

  • Социальная пенсия: кто имеет право, условия назначения
  • Выход на пенсию по новому закону в 2020 году: возраст для мужчин и женщин и минимальный трудовой стаж, таблица
  • Пенсия по инвалидности: условия и порядок назначения, размер выплат для инвалидов 1, 2 и 3 группы в 2020 году
  • Пенсия по старости: понятие, размер социальной пенсии, условия назначения
  • Пенсия детям инвалидам в 2020 году
  • Можно ли пенсионеру пересчитать пенсию после ее назначения
  • Можно ли перейти на пенсию умершего мужа
  • химическое производство;
  • добыча торфа;
  • пищевая и легкая промышленность;
  • полиграфическое производство;
  • металлургическое производство;
  • строительство;
  • транспорт;
  • связь и т.д.

Надо отменить, что в данное Постановление и утвержденные им списки изменения вносились крайне редко и еще во времена существования СССР.


Влияние пенсионной реформы

Федеральным законом №350 от 03.10.2018г. пенсионный возраст в России повышен как для мужчин, так и для женщин.

Закон вступил в силу с первого дня 2019 года. В ст.

7 указанного закона утверждено, что вносятся изменения в ст. 8 ФЗ-400, и право на получение страхового возмещения в связи с наступлением определенного возраста (старости по терминологии закона) имеют граждане достигшие 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет.

Однако в обсуждаемый пункт внесены только изменения, уже ранее отмеченные, касающиеся процесса уменьшения пенсионного возраста для граждан, работающих в тяжелых условиях. Установлено, что уменьшается на год (при соблюдении определенных условий) пенсионный возраст, существовавший на 31.12.2018г., то есть, до момента вступления в силу ФЗ-350, то есть, 55 для женщин и 60 для мужчин.

Таким образом, на данную категорию граждан новый пенсионный возраст реформой 2018 года не был распространен.

Пояснения государственных органов

Пенсионный фонд в связи с поступлением многочисленных вопросов от граждан даже отдельно пояснил на официальном сайте //www.pfrf.ru/zakon/, что для большинства граждан, трудящихся в тяжелых условиях право на досрочный выход на пенсию сохранено в рамках закона о пенсионной реформе. К ним относятся, согласно пояснению ПФР РФ, лица при соблюдении следующих условий:

  • страховые отчисления работодателем производились по повышенному тарифу;
  • деятельность производилась в тяжелых условиях, в экспедициях, в локомотивных бригадах и т.д., полный список можно посмотреть на сайте ПФР.

Также Пенсионный фонд дал пояснения по поводу наступления предпенсионного возраста у трудящихся в тяжелых условиях. Пятилетний срок для них также актуален, но он отсчитывается с момента входа на пенсию на льготных условиях.

При этом Пенсионный фонд уточняет, что периоды работы в тяжелых условиях засчитываются в соответствующий стаж при отчислении страховых взносов по повышенным тарифам после проведения специальной оценки условий труда по правилам ФЗ-42 о СОУТ. При намерении оформить вход не пенсию в соответствии с п.2 ч.

1 ст. 30 ФЗ-400 рекомендуется заранее (не менее, чем за год) проконсультироваться со специалистами Пенсионного фонда РФ по поводу расчета необходимого стажа и его подтверждения.

В соответствии с действующим законодательством граждане Российской Федерации, которые по той или иной причине утратили трудоспособность, вправе рассчитывать на получение пенсии, выражающейся в ежемесячной денежной выплате. Пенсионная система в РФ довольно сложна и запутана, поскольку за все время функционирования подверглась неоднократным кардинальным реформам и изменениям.

В этой связи вопросы, связанные с пенсионными выплатами, имеют строгое нормативное регулирование. Существует большое количество видов материального обеспечения и поэтому порядок начисления каждого из них регулируется отдельными нормативными актами.

В рамках данной статьи рассматриваются вопросы, связанные особенностями установления и выплаты страховой пенсии. Они регулируются Федеральным законом «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, правовой анализ и обзор которого будет приведен ниже.

Роль ФЗ 400 в формировании разных категорий страховых пенсий

Рассматриваемый нормативный акт имеет большое и основополагающее значение для всей системы социального обеспечения в стране. Так, в первую очередь, нормы данного федерального закона устанавливают основания возникновения пенсионных прав граждан. Кроме этого, ими же определяются механизмы и порядок их реализации на практике.

Закон 400 устанавливает, что пенсионная система в Российской Федерации строится на страховых принципах в форме обязательного пенсионного страхования. В статье 1 документа также прописана прямая связь между объемом соответствующих прав и степенью значимости и общественной полезности того или иного вида трудовой деятельности.

Федеральный закон выделяет три типа страхового обеспечения:

  • по достижению возраста выхода на пенсию;
  • по инвалидности;
  • по потере кормильца.

Рассматриваемый в статье нормативный акт является исчерпывающим по вопросам регулирования назначения и порядка выплаты страховых пенсий. Его положения полностью заменили нормы ФЗ «О трудовых пенсиях» с момента его вступления в силу, что и произошло первого января 2015 года.

Однако часть вопросов не нашли отражения в ФЗ «О страховых пенсиях». Они регулируются предыдущим законом по аналогии.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Федоров А. П.

Текст научной работы на тему «О некоторых новациях закона о страховых пенсиях»

рой он выделяет идеологическую, моральную и социальнопсихологическую подфункции1.

Таким образом, социальное обеспечение осуществляет различные функции, воздействует на общественные отношения в различных направлениях и с помощью разного рода экономических, политических и юридических средств, выполняя тем самым своё предназначение - создание человеку достойных его условий существования.

О некоторых новациях закона о страховых пенсиях

28 декабря 2013 г. Президентом РФ были подписаны два закона: № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»1 2 (далее - Закон о страховых пенсиях), № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»3, давших старт третьей по счету пенсионной реформе 4. На этот раз кардинальные изменения связаны лишь с институтом нынешних трудовых пенсий, финансируемых за счет страховых пенсионных взносов.

Следует отметить, что еще один законопроект (№ 364074-6) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О страховых пенсиях” и “О накопительной пенсии”»5, стоящий по важности в одном ряду с законом о страховых пенсиях, к настоящему времени прошел только первое чтение в Государственной Думе. Следовательно, говорить о всех новациях пенсионного законодательства преждевременно, поэтому в данной статье рассмотрим ряд положений закона о страховых пенсиях, касающихся преимущественно вопросов стажа6.

1 См.: Социальная защита населения в регионе. М., 1992. С. 66.

2 СЗРФ. 2013. № 52 (ч. I). Ст. 6965; 2014. № 2 (ч. II) (поправка).

3 СЗРФ. 2013. № 52 (ч. I). Ст. 6969.

4 Первая реформа началась с принятия 20.11.1990 г. Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», вторая стартовала с принятия ныне действующих федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

5 Законопроект размещен на официальном сайте Государственной Думы

по адресу: «http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?

6 С точки зрения исследования соотношения объективного и субъективного в законотворчестве представляет интерес следующая информация: из 218 поправок к закону о страховых пенсиях, предложенных ко второму чтению, принято 125, из которых автором 123 поправок является председатель Комитета

В отличие от ситуации, сложившейся при принятии закона о трудовых пенсиях (начал действовать через две недели после подписания Президентом РФ), законы о страховых и накопительной пенсиях начинают действовать с 1 января 2015 г., и у законодателя имеется в запасе год, чтобы спокойно и взвешенно проанализировать принятое законодательство и исправить все его сколько-нибудь существенные недостатки.

1. В новом пенсионном законодательстве место трудовых пенсий занимают страховые пенсии, при том, что содержание понятия страховой пенсии целиком заимствовано из закона о трудовых пенсиях. Как представляется, эта замена, в частности, связана с тем, что по действующему законодательству в ряде случаев право на трудовую пенсию оказывается никак не связанным с трудовой деятельностью (в частности, у некоторых категорий граждан, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному

2. В самостоятельную накопительную пенсию выделена накопительная составляющая (накопительная часть) трудовой пенсии по старости. Соответственно место фиксированного базового размера (ранее - базовой части) трудовой пенсии заняла фиксированная выплата к страховой пенсии, которая теперь исчисляется по правилам, сходным, скорее, с правилами Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 № 340-1* 1 2 (Закон о государственных пенсиях), нежели с правилами закона о трудовых пенсиях.

3. При проведении пенсионной реформы 2002 г. общий трудовой стаж как основополагающий критерий для назначения пенсии был заменен страховым стажем, правила исчисления которого были существенно ужесточены по сравнению с правилами исчисления общего трудового стажа. Тогда это оправдывали тем, что требуемая величина стажа была снижена с 25/20 лет для мужчин/женщин до 5 лет3. Новая реформа увеличивает продолжительность необходимого страхового стажа втрое - до 15 лет. Поэтому целесообразным выглядело бы предложение о приближении содержания и правил исчисления страхового стажа и периодов, засчитываемых в страховой

Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов А. К. Исаев (из них 107 поправок внесены им единолично). Среди авторов отклоненных поправок А. К. Исаев не значится.

1 Статья 29 Федерального закона от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗРФ. 2001. № 51. Ст. 4832.

2 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 27. Ст. 351.

3 Заметим, что минимальная величина общего трудового стажа, дававшая право на назначение пенсии (пусть и не в полном размере) составляла те же самые 5 лет.

стаж, к содержанию и правилам исчисления общего трудового стажа, тем более, что нынешняя реформа вводит дополнительное, более жесткое условие назначения страховой пенсии по старости - минимальную величину индивидуального пенсионного коэффициента.

При этом п. 3 ст. 8 Закона о страховых пенсиях, устанавливающий минимальную величину индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, означает, что для низкооплачиваемых работников фактическая продолжительность страхового стажа существенно превысит установленный законом минимум в 15 лет и приблизится к 30 годам.

4. Термин «общественно-полезная деятельность» (ч. 2 ст. 1 Закона о страховых пенсиях) нигде больше в законе не упоминается. Поэтому, во-первых, непонятно такое единичное использование этого термина и, во-вторых, создается впечатление, что, с точки зрения государства, деятельность граждан в периоды, засчитываемые в страховой стаж (например, служба в вооруженных силах, уход за детьми), не является общественно полезной.

Поскольку за некоторые из периодов, засчитываемых в страховой стаж, на лицевой счет застрахованного лица в Пенсионный фонд России (ПФР) перечисляются средства из федерального бюджета, было бы логично и целесообразно использовать понятие «общественно-полезная деятельность» именно к этим периодам, либо, чтобы не было путаницы с аналогичным термином, использовавшимся в прежнем законодательстве, изъять его из нового законодательства.

5. В ч. 8 ст. 13 Закона о страховых пенсиях вместо двух вариантов исчисления общего трудового стажа, применяемых в действующем законодательстве (ч. 3, 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях), используется вариант, который определяет стаж посредством отсылочной нормы о том, что эти периоды могут включаться в стаж с применением правил подсчета, предусмотренных законодательством, действовавшим в период выполнения соответствующей работы (деятельности). Таким образом, лицу, желающему понять, как обстоят дела с его страховым стажем, придется изучить соответствующие нормы пенсионного законодательства, действовавшего в стране на протяжении последних 40-50 лет.

6. Среди периодов, засчитываемых в страховой стаж, с трех до шести лет в общей сложности увеличена продолжительность периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет (п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях), что, как предполагается, должно оказать благоприятное воздействие на демографическую ситуацию в стране. Этой же цели подчинена норма п. 12 ст. 15 указанного закона, в соответствии с которой индивидуальный пенсионный коэффициент за полный ка-

лендарный год указанного периода (непосредственно влияющий на размер пенсии) возрастает с 1,8 при уходе за первым ребенком до 5,4 при уходе за третьим или четвертым.

7. В п. 6 ст. 13 Закона о страховых пенсиях упомянуты только два случая льготного учета страхового стажа (работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности). На самом деле таких периодов существенно больше (в частности, работа непосредственно в полевых условиях в экспедициях, врачебная деятельность в сельской местности и по определенной профессии, труд работников ведущих горных профессий на подземных горных работах). Было бы целесообразно дополнить данный пункт, указав в нем все случаи льготного исчисления стажа.

8. В Законе о страховых пенсиях, как и в действующем законодательстве, продолжительность работы в течение календарного года за пределами льготно исчисляемого периода не учитывается, что выглядит достаточно нелогично, поскольку гражданин, занятый в течение года на других работах помимо работы, исчисляемой льготно, в стажевом отношении приравнивается к лицу, которое работало только на льготно исчисляемой работе. И у такого гражданина при выходе на страховую пенсию могут возникнуть проблемы, связанные с недостаточностью стажа.

Почему законодатель раз за разом предпочитает перенести в новое законодательство недостатки старого, а не исправить их, воспользовавшись подходящим случаем - не вполне понятно1.

9. В соответствии с нормами Закона о государственных пенсиях 1990 г. величина общего трудового стажа (в том числе в льготном исчислении) непосредственно влияла на размер пенсии. В действующем Законе о трудовых пенсиях и новом Законе о страховых пенсиях эта связь полностью отсутствует, поскольку размер пенсии в этих обоих случаях зависит исключительно от суммы перечисленных в ПФР страховых взносов. В новациях Закона о трудовых пенсиях (п. 17, 18 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях), которые должны были начать действовать с 1 января 2015 г., предусматривалось увеличение либо уменьшение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в зависимости от величины страхового стажа на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые. Но даже такая паллиативная норма не была перенесена в новое законодательство.

10. Новый закон по-прежнему не решает вопрос о восстановлении в полном объеме пенсионных прав лиц, страховые взносы с за-

1 К сожалению, подобная «оплошность» многократно повторяется в иных нормах нового пенсионного законодательства.

работной платы которых за определенный период не были перечислены (перечислены не полностью) в ПФР, в частности вследствие объективных причин или недобросовестности работодателя. Если эти суммы невозможно взыскать, например, с конкретного работодателя, то индивидуальный пенсионный коэффициент застрахованного лица, а, следовательно, и размер страховой пенсии оказываются заниженными. Заметим, что вина за создавшуюся ситуацию ложится не на застрахованное лицо1, а на государство, которое не сумело обеспечить надлежащий надзор и контроль за перечислением страховых взносов.

В данном случае следовало бы ввести в законодательство норму о том, что, если факт работы гражданина установлен, а взыскать неперечисленные страховые взносы не представляется возможным, то исчисление индивидуального пенсионного коэффициента за подтвержденный период и суммы, подлежащей к зачислению на индивидуальный (персонифицированный) счет застрахованного лица в ПФР, осуществляется по тем же правилам, как и в случае периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Проблемные вопросы защиты прав потерпевших от преступлений

Новое тысячелетие ознаменовалось общемировой тенденцией выработки правоохранительными системами большинства развитых государств мер адекватного реагирования на проблему противоправного воздействия со стороны подозреваемых, обвиняемых и подсудимых на других участников уголовного судопроизводства, в первую очередь потерпевших, с целью побудить последних отказаться от сотрудничества с системой уголовного правосудия.

Проблема защиты прав потерпевшего становится наиболее актуальной проблемой процессуальной науки, которая все более активно исследуется учеными России. Между тем имеющиеся публикации не исчерпывают всю сложную проблему, а скорее предоставляют фундаментальную базу для ее дальнейшего исследования.

Несмотря на достаточно большой объем прав, предоставленных законодателем потерпевшему, нельзя не признать, что УПК РФ не разрешил ряд насущных проблем, связанных с его процессуальным положением. Проведенный нами анализ действующего законо-

1 Вопрос о принципах взимания страховых взносов является отдельной темой.

Пенсионеры - одна из наиболее уязвимых категорий граждан. Поэтому государству необходимо разработать максимально эффективную пенсионную систему. За последние годы изменений было много. Появились новые требования и термины, поэтому ниже расписаны понятия и виды страховой пенсии.

Определение страховой пенсии

Термин разобран в ст. 3 ФЗ №400 “О страховых пенсиях”. Под страховой пенсией понимается ежемесячная денежная выплата в целях компенсации неполученной зарплаты. Это пособие начисляется гражданину, потерявшему трудоспособность, или его родственникам. Оно должно быть соразмерной компенсацией зарплаты.

Интересно! В данный момент Госдума создает условия, при которых страховая пенсия в РФ будет составлять 40% от средней зарплаты трудоспособного населения.

Средства выделяет Пенсионный Фонд России (ПФР). Но сам размер пособия зависит от начислений, которые переводились работодателем на лицевой счет сотрудника в ПФР. Максимальный размер отчислений составляет 22% от ежемесячного заработка. Чем выше официальный доход, тем больше отчислений (баллов) и выше будущие пенсионные выплаты.

Гос. дотации

Даже если отчисления в ПФР были минимальными, государство гарантирует выплату пенсии по старости. В соответствии с действующими законодательными актами, пенсионеры получают не меньше установленного в регионе лимита - прожиточного минимума пенсионера (ПМП). Если после расчета по утвержденной формуле ежемесячные выплаты ниже ПМП, то пенсионеру просто назначают социальное пособие, которое покрывает разницу.

Страховая пенсия в Российской Федерации периодически индексируется, чтобы покрыть рост цен на продукты и услуги. В 2019 году размер индексации составил 7,05%. По заверению властей, в среднем, пенсии должны были повыситься на 1 тысячу рублей. Однако, первая волна индексации затронула только тех граждан, у которых изначально размер страховой пенсии по старости был выше ПМП в регионе.

Остальные граждане не увидели надбавки, так как им на сумму индексации урезали социальные пособия. В итоге, общий уровень дохода остался на месте. Это вызвало массовое недовольство, поэтому на февральском Федеральном собрании была разработана новая система индексации выплат. По новой схеме индексация платится сверх прожиточного минимума.

Пример: Прожиточный минимум (ПМ) в регионе 10 тысяч рублей, страховое обеспечение гражданина 7 тысяч рублей и еще 3 тысячи - соц.пособия, индексации 7,05%. Индексируется только страховая пенсия, поэтому надбавка составляет 493 рубля. Размер социальных выплат остается прежним - 3 тысячи. А на руки пенсионер получает 10493 рубля.

Чем отличается страховая пенсия от трудовой?

Описания или термина “трудовая пенсия” в законодательстве нет. Но понятие используется в народе для обозначения выплат за стаж, т.е. за отработанные годы. Поэтому трудовая пенсия - это совокупность всех обязательных выплат.

  • страховой;
  • накопительной.

Первая разновидность обусловлена ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании”. Все граждане России получают личный счет в ПФР, куда направляются отчисления из зарплаты. Страховая часть является приоритетной. Если у гражданина нет никаких требований, то все 22% отчислений направляются на страховой счет. В результате, гражданин будет получать пенсионные выплаты, рассчитанные по формуле, с учетом полученных баллов.

Но распорядиться 22% отчислений можно по-другому. 16% в соответствии с обязательным пенсионным страхованием (ОПС) перейдут в счет страховой части, а остальные 6% - на накопительный счет. Граждане могут выбрать государственный или негосударственный фонд, где будет храниться накопительная часть.

После достижения пенсионного возраста, владелец лицевого счета либо снимает всю сумму, либо пишет заявление о назначении пожизненных выплат. В последнем случае, вся накопленная сумма делится на предположительное количество месяцев жизни. В соответствии с законом “О накопительной пенсии”, предположительная продолжительность жизни составляет 228 месяцев. Но сумма будет выплачиваться без изменений, даже если заявитель прожил больше 19 лет.

Кому положены деньги?

Структура страховых пенсий довольно обширна. Но изначально следует выделить следующие виды страховых пенсий:

  • по возрасту (старости);
  • инвалидам;
  • иждивенцам по утрате кормильца.

Если гражданин подходит сразу по 2 критериям, выплаты не суммируются. Поэтому, если пенсионер по возрасту является одновременно инвалидом, он получает только одно страховое обеспечение - по старости.

По возрасту

В 2019 году понятие страховой пенсии по старости распространяется на мужчин/женщин в возрасте 65/60. Но достижение указанных выше цифр в соответствии с пенсионной реформой запланировано только к 2023 году.

Исполнение 60-65 лет - не единственное условие оформления страхового обеспечения. Можно форсировать события за счет:

  • Стажа. В 2019 году требуется только 10 лет стажа, но к 2024 году показатель вырастет до 15. Возможен выход на пенсию и с меньшим стажем, но только для особых профессий.
  • Индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК). В 2019 году в РФ минимальное количество баллов - 16,2. Но до 2025 года планируется постепенное увеличение до 30 баллов.

Допускается выход на пенсию раньше установленного срока. Досрочное оформление пенсионных выплат возможно для служащих определенных профессий. Например, при работе в горячем цеху мужчины могут уйти на покой в 50, а женщины в 45. В перечень работ, в основном, входят физически тяжелые, но также на досрочную пенсию имеют право учителя, врачи и некоторые другие должности, не связанные с физическим трудом.

Кроме специалистов разных областей, на досрочную пенсию по старости имеют право и некоторые социальные группы. К ним относятся многодетные родители. Также социальной категорией считаются работники на Крайнем Севере. Весь перечень льготных групп указан в ст. 30-32 закона ФЗ №400.

По инвалидности

Деньги за инвалидность выплачиваются гражданам с минимальным страховым стажем. Инвалидам без стажа выплачивается социальная пенсия, которая рассчитывается по другим параметрам и оплачивается только за счет государственной казны.

Получить ежемесячные выплаты могут граждане с 1, 2 или 3 группой инвалидности. Для получения соответствующего статуса, необходимо пройти медико-социальную экспертизу. Направление на мед.освидетельствование для получения заключения об инвалидности выписывает терапевт. У него же рекомендуется уточнять перечень заболеваний для получения инвалидности.

Для выплат не играет роль, когда гражданин получил статус инвалида. Это могло быть как следствие аварии на производстве, так и после увольнения. Количество отработанных лет не повлияет на возможность получения денег.

По утрате кормильца

Материальная помощь выплачивается иждивенцам застрахованного лица, которые после его смерти потеряли единственный вид дохода. Такие выплаты начисляются, даже если при жизни гражданин не получал зарплату или пособие, но имел трудовой стаж. Для установления факта потери кормильца, необходимо предъявить свидетельство о смерти застрахованного лица или решение суда о признании гражданина умершим.

Для новых получателей нет никаких требований по стажу. Но закон четко определяет круг лиц, которые имеют право на ежемесячную мат.помощь:

  • несовершеннолетние наследники первой очереди (дети/внуки, братья/сестры);
  • совершеннолетние родственники (ребенок/внук, брат/сестра, супруг, родитель или бабушка/дедушка) при условии, что это один человек и он не работает, но растит несовершеннолетнего иждивенца (ребенка младше 14). Подразумеваются только иждивенцы умершего лица;
  • мать и отец, живой супруг или бабушка с дедушкой, если они инвалиды или старше 60 лет (женщины) и 65 (мужчины);
  • другие иждивенцы, которые смогут доказать, что зависели от дохода умершего.

Обратите внимание! Родители и дети, которые претендуют на денежное пособие по потере кормильца, не обязательно должны состоять в кровном родстве. Ежемесячные выплаты назначаются отчиму или мачехе, а также усыновленным детям.

Условия назначения страховой пенсии

Ежемесячное “пособие” выплачивается по заявлению застрахованного лица в связи с наступлением соответствующих обстоятельств, которые были перечислены выше в разделе “Виды страховых пенсий”. Гражданину не требуется доказывать право на выплаты. Все запросы и исчисления проводятся ПФР.

Обратите внимание! Гражданин может получать страховую пенсию и при этом официально работать. Однако, закон накладывает ограничения, поэтому выплачивается лишь фиксированная ставка, которая не индексируется. Работающему пенсионеру не выплачиваются социальные пособия или накопительная часть.

Как рассчитать размер страховой пенсии?

Денежные начисления для всех категорий граждан рассчитываются по формуле:

  • ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;
  • СК - цена за 1 коэффициент на день назначения выплат.

Справка! В случае получения пособия по потере кормильца, берется ИПК умершего застрахованного лица.

Это размер страховых отчислений от работодателей, который конвертировали в баллы. Рассчитывается ИПК ежегодно, пока гражданин работает и перечисляет взносы в ПФР. Затем ИПК за все годы суммируется и подставляется в формулу расчета.

Для конвертации страховых выплат в баллы используется следующая схема:

СВР / СВГ х 10, где

  • СВР - годовая сумма выплат от работодателей;
  • СВГ - годовая сумма выплат, установленная государством.

Денежные начисления для всех категорий граждан рассчитывается по формуле:

  • ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;
  • СК - цена за 1 коэффициент на день назначения выплат.

СВГ составляет 1,15 миллиона рублей. Сумма актуальна на сентябрь 2019 года. Получается, что при средней зарплате в 40 тысяч рублей, ИПК гражданина в 2019 году составит 4,17 балла.

Обратите внимание! ИПК начисляется родителю, который находится в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, даже если он официально не работает. Размер ИПК устанавливается государством и составляет 1,8 балла за первенца.

Стоимость ИПК на день назначения выплат — непостоянная величина. Она устанавливается государством и составляет 87,24 рубля. Сумма актуальна на сентябрь 2019 года. Планируется увеличивать стоимость ИПК примерно на 5 рублей в год.

Фиксированные выплаты

Под понятием условия назначения или размера страховой пенсии по старости, инвалидности и утрате кормильца понимаются не только отработанные годы. Получателю, кроме расчетной части причитается фиксированная ставка. Она добавляется к основной сумме и составляет 5334 рубля 19 копеек (размер индексируется ежегодно). Сумма актуальна на сентябрь 2019 года.

Такой “бонус” в размере 100% выплачивается пенсионерам по возрасту, а также инвалидам 2 группы. Получатели пенсии по случаю утраты кормильца или инвалиды 3 группы получают лишь половину указанной суммы. Определенным категориям выплачивается повышенная фиксированная ставка. Например, инвалиды 1 группы без иждивенцев получают двойную доплату, т.е. 10668 рублей 38 копеек. Сумма актуальна на сентябрь 2019 года.

Порядок оформления страховой пенсии

Для того, чтобы пенсия начала начисляться, достаточно написать заявление в ПФР или МФЦ. Сделать это можно не только в территориальном отделении, но и по почте, а также онлайн через сайт Госуслуги .

В заявлении указывается причина - окончание трудовой деятельности. Если же пенсионер и дальше планирует работать, то документы подаются работодателем с согласия сотрудника. И пенсионные выплаты начисляются в “урезанном виде” без ежегодной индексации, фиксированной ставки и соц.доплат.

В законе сказано, что при оформлении не требуется документального подтверждения прав со стороны получателя. Однако инвалидам и иждивенцам, которые претендуют на пособие по потере кормильца, необходимо принести еще несколько справок для подтверждения их статуса и возможности получения выплат.

Заявка рассматривается в течение 10 дней, по итогам выносится решение о назначении пенсии. Денежные выплаты впервые начисляются 1 числа или другой датой, закрепленной за данным видом выплат, т.е. практически через месяц после подтверждения статуса “пенсионер”.

Окончание выплат

Назначение страховой пенсии по старости - пожизненное. Единственная причина для прекращения начисления средств является смерть ее оформителя. В остальных случаях возможна временная приостановка. Она касается всех социальных начислений.

Если после истечения срока приостановки причина не устранена, средства перестают выплачиваться.

  • неполучение пенсии за полгода - остановка выплат на полгода;
  • отказ прохождения обязательной медико-социальной экспертизы для подтверждения инвалидности - на 3 месяца;
  • окончание действия разрешения на проживание иностранца в РФ (ВНЖ), если ему начислялась пенсия из бюджета ПФ Российской Федерации - на полгода;
  • подача документов для переезда на ПМЖ в другую страну - на полгода.

Выплаты восстанавливаются по письменной заявке оформителя или его представителя. Подать его нужно в районном отделе ПФР.

Пенсия по инвалидности и утрате кормильца носит временный характер. Пособие прекращает начисляться по достижению совершеннолетия иждивенцем или при утрате статуса инвалида.


скачать
брошюру (508 кб)




ознакомиться
с инфографикой

ознакомиться
с инфографикой

Страховая пенсия – ежемесячная денежная выплата для компенсации гражданам заработной платы или другого дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а также компенсация дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью.

К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в твердом размере, которая зависит от вида страховой пенсии. Размер выплаты ежегодно индексируется государством.

Досрочное назначение страховой пенсии по старости

Страховая пенсия по старости может быть назначена ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Условием для назначения такой пенсии является наличие определенной продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, а также величины индивидуального пенсионного коэффициента, размер которого с 1 января 2015 года устанавливается не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения в 2025 году величины коэффициента 30. В соответствии с пенсионным законодательством правом на досрочную пенсию обладают установленные соответствующим законом профессиональные и социальные категории граждан. При этом для определенных профессиональных категорий периоды соответствующей работы засчитываются в стаж для досрочной пенсии начиная с 1 января 2013 года при уплате страховых взносов по дополнительному тарифу, а после проведения специальной оценки условий труда –наличия на рабочих местах вредного и (или) опасного класса условий труда.

Профессиональные категории граждан, имеющие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости

Виды работ

Возраст выхода на пенсию

Необходимый страховой стаж

Необходимый стаж на соответствующих видах работ

Подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах

Мужчины не менее 10 лет

Женщины не менее 7 лет шести месяцев

Работы с тяжелыми условиями труда

Мужчины не менее 12 лет шести месяцев

Женщины не менее 10 лет

Работа в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин

Женщины не менее 15 лет

Работа в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью

Требование не предъявляются

Женщины не менее 20 лет

Работа рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы

Мужчины не менее 12 лет шести месяцев

Женщины не менее 10 лет

Работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах

Мужчины не менее 12 лет шести месяцев

Женщины не менее 10 лет

Работа в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования

Мужчины не менее 12 лет шести месяцев

Женщины не менее 10 лет

Работа в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах

Мужчины не менее 20 лет

Женщины не менее 15 лет

Работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения)

Мужчины не менее 12 лет шести месяцев

Женщины не менее 10 лет

Работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах

Мужчины не менее 20 лет

Женщины не менее 15 лет

Работа в течение полного рабочего дня на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников

Независимо от возраста

Требования не предъявляются

Не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет;

Работа на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности

Независимо от возраста

Требования не предъявляются

Мужчины не менее 25 лет

Женщины не менее 20 лет

Работа в летном составе гражданской авиации

Независимо от возраста

Требования не предъявляются

Мужчины не менее 25 лет

Женщины не менее 20 лет

*при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, а женщинам, проработавшим не менее 15 лет

Работа, связанная с непосредственным управлением полетами воздушных судов гражданской авиации

Мужчины не менее 12 лет шести месяцев

Женщины не менее 10 лет

Работа в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации

Мужчины 25 лет в гражданской авиации

Женщины 20 лет в гражданской авиации

Мужчины не менее 20 лет

Женщины не менее 15 лет

Работа в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций

40 лет либо независимо от возраста

Требования не предъявляются

Не менее 15 лет

Работа с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы

Мужчины не менее 15 лет

Женщины не менее 10 лет

Работа на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Требования не предъявляются

Мужчины не менее 25 лет

Женщины не менее 25 лет

Осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей

Независимо от возраста*

Требования не предъявляются

Не менее 25 лет

Осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения

Независимо от возраста*

Требование не предъявляются

Не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа. Не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах

Осуществление творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях

55-60 лет** либо независимо от возраста *

Требования не предъявляются

Не менее 15-30 лет

Работа в летно-испытательном составе при непосредственной занятости в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники

Независимо от возраста

Требования не предъявляются

Не менее 25 лет мужчинам, не менее 20 лет женщинам

*при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам не менее 20 лет, а женщинам не менее 15 лет.

* с 2019 года пенсия назначается не ранее следующих сроков:

Год возникновения права на страховую пенсию по старости

Сроки назначения страховой пенсии по старости

Не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости

Не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости

Не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости

Не ранее чем через 48 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости

2023 и последующие годы

Не ранее чем через 60 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости

** с 2019 года возраст, по достижении которого возникает право на досрочную пенсию, увеличивается постепенно в зависимости от года достижения возраста 50-55 лет (V):

Возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию

Читайте также: