Будут ли лишать водительских прав пенсионеров

К сожалению, количество аварий с участием пенсионеров только растет. Буквально на днях в страшной аварии пострадала пожилая супружеская пара. За рулем автомобиля был мужчина уже довольно преклонного возраста. Недавно он отмечал свой 75-тый день рождения. Пенсионер не заметил дальномер и врезался в него. Может быть, у него было плохое зрение или другие возрастные болезни. Но как тогда объяснить то, что водитель фуры сигналил и мигал фарами. В общем, всеми способами пытался исправить аварийную ситуацию. Но только все безуспешно. Пожилой водитель все также продолжал ехать, не обращая внимания ни на что.


Что говорит статистика?

Согласно статистике, каждому третьему водителю в нашей стране уже исполнилось 60. И это не из-за того что молодое поколение не хочет садиться за руль. Виной тому общее старение населения.

В России водительское удостоверение можно получить по достижению совершеннолетия. А вот до какого возраста водить машину, власти еще не решили. Хотя попытки ввести своего рода ограничения были. Правительство решило участить прохождение медицинского освидетельствования для водителей после достижения 65-летнего возраста. Подобные правки в правилах помогают определить общее состояние здоровья у водителя. Но, сколько раз не планировали ввести ограничения, все попытки упираются в 19 статью Конституции РФ. В документе указано, что каждый гражданин Российской Федерации равен перед законом. Соответственно нельзя каким-либо образом ущемлять права граждан преклонного возраста. Так что сдать на права можно даже в 103 года. Главное, чтобы здоровье позволяло. В Госавтоинспекции считают примерно также.

В ведомстве напомнили о том, что каждый водитель должен проходить медицинское освидетельствование раз в десять лет. По завершению медицинского осмотра выносится заключение, которое и определяет можно ли гражданину управлять автомобилем или нет. Верхнего ограничения нет. Престарелые люди водят автомобиль аккуратно, но никто не знает, что с ними будет завтра или послезавтра. Да и у врачей есть списки граждан, состоящих на учете в наркологии или психиатрии. И если врач решит ограничить кого-то из водителей, то делается это только через суд.

В других странах существует ограничения на возраст водителя. Так, например, в Великобритании для продления водительского удостоверения, пенсионерам необходимо не только пройти врачей, но и тест на знание правил. После чего, пожилой водитель получит права только на 5 лет. В штатах США пенсионерам за 80 приходится сдавать обязательный тест на зрение. Ученые придерживаются мнения, что по достижению 65-летнего возраста, возможность попасть в ДТП резко возрастает. А в 75 лет, выжить в аварии могут лишь 3% водителей.


Что говорят простые водители

«Конечно, нельзя просто так взять и отобрать права у пенсионеров, — комментирует таксист Дмитрий Павлов – целесообразнее ужесточить ограничения, а именно урезать срок действия водительских прав. Если для водителей это 10 лет, то для пенсионеров сделать 5 или даже 3 года. Лично я нейтрально отношусь к старичкам. По дороге они не гоняют, правила соблюдают, в общем спокойные. Однако реагируют на ситуации они намного медленнее, нежели молодые водители. Возраст сказывается, что поделать. Да и больных много. Кто-то с сердцем, кто-то с почками и тому подобное. Вот схватит у него сердце, и что делать остальным водителям? Да и все мы знаем как «честно» у нас проходят мед. осмотры.

В любом случае этот вопрос не стоит на месте, и правительство думает, как повлиять на не простую ситуацию.

Остались вопросы или есть, что добавить по статье? Пишите в комментариях, возможно это очень поможет читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ.

Краткое содержание:


В Министерстве внутренних дел России рассказали, в каких случаях с 1 апреля 2021 года будут отбирать водительское удостоверение у россиян. В МВД заявили, что на самом деле речь идет не о лишении прав, а об аннулировании документа. При аннулировании удостоверение остается у водителя, однако становится недействительным.

Аннулирование водительских прав


Министерство внутренних дел РФ выпустил новый административный регламент, который внесет изменения в ПДД. Вступят в силу новые правила 1 апреля 2021 года. Также изменены будут статьи №226 и №35 регламента МВД. В них говорится о выдаче водительских прав.

В регламенте до сих пор не описан порядок аннулирования водительских удостоверений. Министерство внутренних дел России решило это исправить. Лишение прав и их аннулирование — разные вещи. Лишается прав гражданин по решению суда из-за каких нарушений ПДД. При аннулировании сам документ остается на руках у водителя, но пользоваться им он больше не может.

Всего с 1 апреля 2021 года будет 8 причин аннулирования водительских прав на территории РФ:

  • истечение срока действия;
  • изменения персональных данных водителя;
  • износ или повреждения документа;
  • если права были выданы на основании поддельных документов;
  • если удостоверение было потеряно или украдено;
  • если водитель получил новые права;
  • если у гражданина были выявлены проблемы со здоровьем, которые не позволяют управлять транспортным средством;
  • после смерти владельца удостоверения.

Принимает решение об аннулировании водительских прав не суд, а сотрудник Государственной автомобильной инспекции.

Можно ли пользоваться аннулированным водительским удостоверением


Если сотрудник ГИБДД издал постановление об аннулировании водительского удостоверения, гражданин больше не имеет право управлять транспортными средствами. Если аннулированные права предъявить инспектору ГИБДД, водитель получит административный штраф. Размер штрафа — от 5 тыс. до 15 тыс. рублей. В некоторых случаях гражданин может получить более жестокое наказание:

  • арест до 6 месяцев;
  • исправительные работы до 2 лет;
  • обязательные работы до 500 часов;
  • штраф от 80 тыс. рублей и т.д.

Перед аннулированием водительского удостоверения сотрудник Госавтоинспекции обязан уведомить владельца прав. Сделать он это должен за 30 дней до аннулирования. Водитель имеет право оспорить решение. Для этого нужно доказать, что нет причины для аннулирования документа.

Если решение об аннулировании было окончательно принято, инспектор ГИБДД должен передать владельцу прав постановление.

Другие изменения в ПДД с 1 апреля 2021 года


Многие изменения в ПДД с 1 апреля следующего года коснутся владельцем СИМ. СИМ — средство индивидуальной мобильности. Им может быть самокат, гироскутер, моноколесо и другие устройства. После обновления ПДД водителям таких средств будет запрещено:

  • перевозить пассажиров;
  • управлять устройством в состоянии алкогольного опьянения;
  • ездить там, где запрещено движение велосипедов;
  • управлять средством индивидуальной мобильности одной рукой;
  • ездить в темное время суток без фар или других осветительных приборов.

Пока неизвестно, какой размер штрафа будет предусмотрен для нарушителей этих правил. С 1 апреля следующего года водители автомобилей и других транспортных средств не смогут останавливать машину на островах безопасности. По состоянию на ноябрь это пока что разрешено.

С апреля 2021 года владельцы автомобилей из России могут иметь в своих ТС аптечки или огнетушители любых образцов. Сейчас разрешено использовать только образцы, которые утвердили еще в 1995 году.

Вот когда пожилые водители не смогут поменять водительские права на новый срок.


Все мы знаем, что водительские права в нашей стране выдаются, начиная с 18 лет, сроком на десять лет. По истечении этого срока водители обязаны обменять права на новые, пройдя обязательную медицинскую комиссию, включая посещение нарколога и психиатра. И если у вас нет проблем со здоровьем (отсутствуют противопоказания к управлению транспортным средством), вы не состоите на учете в наркологическом диспансере, а также у психиатра, то вам без проблем выдадут медсправку, которая необходима для замены прав.

В этом случае вам достаточно оплатить государственную пошлину, обратиться в ГИБДД или МФЦ (в Москве «Мои документы») с соответствующим заявлением, приложив действующую медицинскую справку с отметками психиатра и нарколога. Но что делать пожилым людям, у которых могут быть проблемы со здоровьем? Как поменять права водителям в возрасте?

В нашей стране, по сути, нет прямого запрета на управление автомобилем водителями пожилого возраста. За руль может сесть даже 80-90-летний человек. Единственное, у водителя не должно быть медицинских противопоказаний к управлению автомобилем, а также он не должен состоять на учете в наркологическом диспансере и у психиатра. То есть неважно, какой у вас возраст. Главное – это действующая медсправка, которая и дает вам право продлить водительское удостоверение на новый срок. Таким образом, получается, что в принципе по медицинским показаниям продлить права не получится не только у пожилых людей, у которых могут быть заболевания, препятствующие вождению автомобиля, но и у более молодых автолюбителей, которым по медпоказаниям запрещено садиться за руль.


Тем не менее пожилым людям получить медсправку об отсутствии противопоказаний немного сложнее. Ведь чем человек старше, тем больше у него может иметься различных хронических заболеваний. И, к сожалению, многие заболевания могут быть препятствием для управления автомобилем, поскольку в этом случае человек за рулем представляет реальную опасность для участников дорожного движения.

Естественно, при прохождении медицинской водительской комиссии внимание к пожилым людям намного больше. Правда, если речь идет о медицинской комиссии в государственных медицинских учреждениях. В коммерческих же медорганизациях пожилым людям пройти медкомиссию намного проще. Сами понимаете, что любая коммерческая организация заинтересована в выдаче максимального количества медсправок. Ведь для многих из них это, по сути, основной заработок.


Но это не означает, что пожилые водители имеют больше шансов пройти водительскую комиссию в коммерческих медцентрах. Не все так просто. Хотя доля правды в этом действительно есть. В обычной поликлинике такой пациент может и не пройти медкомиссию. Особенно по своему месту жительству (в своей районной поликлинике, в которой хранится медкарта водителя). Ведь в поликлинике по месту жительства врачи, которые будут освидетельствовать возрастного водителя, могут ознакомиться с медисторией водителя, обратив внимание на все имеющиеся у него хронические заболевания.

В этом случае если какие-то хронические заболевания не позволяют человеку садиться за руль, то, скорее всего, он не пройдет водительскую комиссию. В коммерческих медцентрах, как правило, нет доступа к вашей медицинской карте, так как она хранится в районной поликлинике, к которой вы прикреплены. Значит, в большинстве случаев коммерческое медучреждение без проблем выдаст вам справку о допуске к управлению ТС. Правда, это не означает, что в нашей стране существует 100% способ избежать потери прав из-за наличия противопоказаний к управлению автомобилем.

Могут ли ограничить действие выданных водительских прав пожилому водителю?


Знаете ли вы, что даже если вы получили права на новый срок, вы можете их лишиться в случае выявления у вас противопоказаний к управлению автомобилем? Как же так?

Все просто. Ежегодно прокуратура проверяет определенное количество водительских прав, выданных органами ГИБДД, с целью выявления водителей, имеющих противопоказания к управлению ТС. Как происходит подобная процедура?


Органы прокуратуры запрашивают в ГИБДД список водителей, которые недавно получили права на новый срок. Далее делаются запросы по водителям в медицинские организации, выдавшие медсправки. Затем запрашиваются данные из государственных поликлиник, к которым прикреплены водители, попавшие под проверку. И если из поликлиники приходят сведения о наличии противопоказаний для управления автомобилем у каких-то водителей, то органы прокуратуры обращаются в суд, который в дальнейшем и наложит ограничения на действия свежевыданных водительских удостоверений.

Если точнее, эта процедура не лишает водителя водительских прав, а лишь их ограничивает. То есть при улучшении состояния здоровья, которое больше не препятствует управлению автомобилем, ограничения на действие прав могут быть сняты. В этом случае вам не нужно пересдавать экзамены в ГИБДД, как после окончания срока лишения прав. Ведь, по сути, вас не лишили прав, а лишь ограничили их действие.

Что делать, если у пожилого водителя есть ограничения по здоровью, препятствующие управлению автомобилем?


Если у пожилого водителя после окончания срока действия водительских прав и в результате обязательного медосвидетельствования были выявлены заболевания, которые препятствуют управлению транспортным средством, то, скорее всего, медсправку по допуску к управлению автомобилем он не получит. То есть пожилой водитель не получит новые права на очередной 10-летний срок.

В этом случае необходимо заняться лечением заболевания, которое и препятствует управлению автомобилем. И не советуем вам пытаться обмануть самого себя. Да, вы, конечно, можете обратиться в другой медцентр, который, не исключено, что и выдаст вам водительскую справку. Но вы должны знать, что раз ваше здоровье реально не позволяет вам управлять автомобилем, то значит, существует огромный риск не только для вас, но и для других участников дорожного движения. Так что если у вас есть серьезные проблемы со здоровьем, не советуем садиться за руль. В том числе если у вас есть действующая водительская медсправка.

Из-за каких заболеваний могут приостановить действие водительских прав?


На самом деле в рамках этой статьи невозможно описать полный перечень заболеваний, которые препятствуют управлению транспортным средством, поскольку их очень много. Тем более каждое заболевание имеет ряд симптомов, одни из которых являются основанием для ограничения водительских прав, тогда как другие симптомы могут не ограничивать водителя в водительских правах. И к сожалению, при одном и том же заболевании у разных людей могут быть совершенно разные симптомы. Так что ограничивать человека в водительских правах или нет, решают только врачи после соответствующего обследования.

Самыми же распространенными основаниями для ограничения водительских прав являются болезни, связанные с повышением или понижением давления. Особенный риск несут водители, у которых часто наблюдается высокое давление (гипертония). Причем опаснее всего, когда такие водители управляют общественным транспортом или такси. Ведь такой водитель представляет опасность не только для всех участников дорожного движения, но и для пассажиров. Вот почему в автобусных парках, на автобазах и в таксопарках водители должны каждый день проходить предрейсовый медосмотр.


В таком случае снижается риск, что за рулем на рейсе окажется водитель с высоким давлением. Хотя стоит признать, что процедура медицинских предрейсовых осмотров в нашей стране не совсем прозрачная и многие автобазы и автопарки часто закрывают глаза на состояние своих кадров, выпуская на рейс не совсем здоровых водителей, ставя тем самым под угрозу безопасность участников дорожного движения и пассажиров.

Но почему человек с повышенным давлением опасен на дороге? Почему в случае выявления систематических проблем с давлением водитель может не пройти медкомиссию? Дело в том, что высокое давление – это огромный риск инсульта, инфаркта. Также у человека с высоким давлением может неожиданно снизиться концентрация внимания на дороге, более того, он даже может потерять сознание. И таких случаев немало в нашей стране.

Так что, гипертония (особенно хроническая) может стать основанием для отказа в выдаче медсправки для продления водительских прав? Да, может. Особенно это касается пожилых водителей, для которых гипертония более опасна, так как их сосуды находятся не в таком состоянии, как у молодых людей. Поэтому пожилые люди, страдающие гипертонией, имеют больший риск инфаркта и инсульта, в результате чего часто не получают положительное заключение на водительской комиссии.


Также могут препятствовать управлению ТС заболевания неврологического характера. Например, частой причиной проблем со здоровьем пожилых людей становятся заболевания опорно-двигательного аппарата, в частности грыжи межпозвоночных дисков позвоночника, которые могут защемлять нервы, что приводит не только к онемению конечностей, но и часто становятся причиной инвалидности в связи с ограничением свободы движения.

Естественно, при таком роде заболеваний пожилому человеку могут и не выдать медсправку для получения водительских прав на новый срок.

Ведь при грыжах позвоночника у человека неожиданно может исчезнуть чувствительность рук или ног, что очень опасно в случае управления автомобилем.

И, конечно, главное для любого водителя – это зрение, без которого нельзя представить управление любым транспортом. К сожалению, с возрастом у большинства водителей снижается острота зрения, что негативно отражается на безопасности управления транспортным средством. Так что при прохождении очередной медицинской комиссии пожилые люди должны быть готовы, что окулист выявит у них снижение качества зрения, что чревато как минимум допуском к управлению автомобилем только в очках. Однако существует множество заболеваний глаз, при которых не допускается управление автомобилем даже в очках. Поэтому чем старше человек, тем больше вероятности, что он не пройдет водительскую комиссию для продления водительских прав на новый срок.

Полный перечень заболеваний, которые могут препятствовать управлению автомобилем, можно прочитать в нашей другой подробной статье вот здесь.

Существует ли единая база заболеваний в России, и если да, имеет ли к ней доступ ГИБДД?


Нет, такой базы на самом деле нет. Есть, конечно, внутренние различные базы данных Министерства здравоохранения РФ. Но доступ к ним не имеет ни ГИБДД, ни прокуратура и ни какая-либо другая организация. Для получения каких-то сведений о заболевании того или иного человека различные госорганы должны делать соответствующий запрос в Минздрав. Таким образом, органы ГИБДД не могут напрямую узнать, есть ли у водителя заболевания, препятствующие управлению ТС.


Почему же в России до сих пор органам ГИБДД и другим структурам не открыли такую базу, в которой можно было бы проверить противопоказания к управлению автомобилем у любого водителя? Все дело во врачебной тайне. По мнению Минздрава РФ, сведения о заболеваниях в базе данных, доступной для различных организаций, может навредить гражданам, если подобная информация попадет к недобросовестным людям. То есть Минздрав охраняет тайну пациентов с целью защитить граждан России от посягательств мошенников и недобросовестных людей.

Хотя, как недавно заявили в ГИБДД, им не нужны полные сведения о заболеваниях водителей. Достаточно будет информации о наличии противопоказаний к управлению автомобилем. Проще говоря, есть ограничения или нет. По мнению органов ГИБДД, в случае получения доступа к такой базе данных в стране можно будет за короткий срок ограничить в водительских правах огромное количество водителей, которые в настоящий момент представляют опасность на дороге. Особенно это касается водителей, состоящих на учете у нарколога и психиатра.

Водитель-пенсионер может быть пожизненно лишен водительских прав за заболевания, перечень которых утвержден Постановлением Правительства. Этот список достаточно велик, касаясь как пенсионеров в преклонном возрасте, так и других водителей. Однако ввиду все увеличивающихся проблем со здоровьем, именно лишение водительских прав пенсионера по состоянию здоровья больше всего волнует водителей преклонного возраста.

По вопросу лишения прав пенсионера по состоянию здоровья к нам неоднократно обращались за консультацией с самых разных уголков страны. Мало кто в курсе, что водителя-пенсионера могут лишить водительских прав по состоянию здоровья, и в силу все множащихся проблем со здоровьем этот запрет будет носить уже пожизненный характер.

Особое внимание акцентируется именно на пенсионеров, поскольку в силу возраста они попадают под особый контроль по состоянию здоровья при медицинском освидетельствовании.

Когда водителя пенсионера могут лишить прав за болезнь

Вопрос 1: Мой отец состоял на учете у нарколога с диагнозом «алкоголизм». Ничего серьезного, периодически уходил в запои, пару раз в год, остальное время же адекватный человек. Пьяным за рулем никогда не ездил. И тут приходит повестка в суд по делу о лишении его водительских прав – прокуратура подала ряд исков к лицам, состоящим на учете. Итог – лишен прав до снятия диагноза, и как назло опять ушел в загул с употреблением. Это законно?

Вопрос 2: Мой дед-пенсионер после инсульта испытывал проблемы психологического плана. Панические атаки, легкая дезориентация. Состоял на учете у психиатра, но после 1 года лечения проблема почти сошла на нет, он снова стал ездить за рулем. Спустя какое-то время его остановил инспектор ГИБДД и по итогам проверки документов сообщил, что он лишен водительских прав уже как полгода. Суд без его участия рассмотрел дело, как потом выяснилось – повестку они не получили из-за неверного адреса. Обжалование результата не дало, хотя дед лишь формально состоит на учете.


Задать вопрос юристу бесплатно

Комментирует автоюрист, Николай Марков

Во всех перечисленных случаях лишение прав водителя-пенсионера по состоянию здоровья выглядит вполне законно. Указанные заболевания подпадают под перечень ограничений к управлению автомобилями и единственный законный способ избежать лишения – потребовать в судебном заседании проведения повторной медицинской комиссии.

Если будет установлена стойкая ремиссия с последующим снятием с учета – лишения прав можно избежать. В противном случае суд аннулирует право управления ТС до излечения препятствующего вождению недуга.

Нормативная база: какие ограничения по здоровью?

Перечень недугов, с которыми категорически запрещено управление автомобилем, прописан в Постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством».


Как правило, это расстройства, связанные с употреблением сильнодействующих веществ (алкоголь, наркотики), психические заболевания, эпилепсия, слепота. Там же расстройства личности и серьезное нарушение цветовосприятия.

Полный перечень заболеваний приведен выше и является исчерпывающим.

Поскольку указанный перечень не предусматривает показаний к управлению автомобилем в определённых условиях (например, при отсутствии конечности – автомобилем с автоматической трансмиссией), то наличие любого из этих заболеваний автоматически влечет недействительность ранее выданного медзаключения и последующее лишение прав как водителя-пенсионера, так и любого другого по возрасту.

Более подробно об ограничениях по здоровью читайте отдельный материал «Ограничения для водителей по здоровью».

Порядок лишения прав водителя-пенсионера за болезни

Процедура лишения права управления автомобилем по состоянию здоровья в 2013 году была официально закреплена в положениях закона «О безопасности дорожного движения». В частности речь идет о п. 9 ст. 23 указанного закона. После получения информации об аннулировании медицинского заключения, ГИБДД обращается с иском в суд о лишении прав водителя-пенсионера, если заболевание выявлено во внеочередном медицинском осмотре (например, для продолжающих работать на пенсии водителей).


Кроме того, в полномочия прокуратуры так же включены положения об обеспечении контроля за законностью выдачи водительских прав и проведения медицинских осмотров, которые реализуются ими следующим образом.

  1. Прокуратурой направляется запрос в лечебное учреждение о предоставлении списков лиц, страдающих заболеваниями, исключающими вождение автомобиля.
  2. Полученный список сверяется с базой данных ГИБДД, куда направляется соответствующий запрос. В ответе передаются сведения о лицах, состоящих на учете в больнице.
  3. Готовят исковое заявление о лишении прав лиц, которые имеют водительское удостоверение при наличии заболеваний, исключающих вождение авто.
  4. Полученное решение суда исполняется и регистрируется в ГИБДД.

Управлять машиной после вступления решения в силу нельзя. Такие действия будут приравнены к езде лицом, не имеющим права управления транспортным средством.

Если толковать нормы закона юридически точно, то по сути это не лишение прав. а аннулирование действия водительского удостоверения. Его можно восстановить в любое время после выздоровления.

Как водителю-пенсионеру избежать лишения прав по здоровью?

Только пройти внеочередное медицинское обследование, которое опровергнет ранее установленный диагноз. Ни в коем случае нельзя прятаться от суда, надеясь, что если водителя не найдут — то проблема рассосется сама собой.

Нужно явиться в судебное заседание обязательно и настоять на проведении повторного обследования. Суд отложит слушание, пенсионер проходит проверку и представляет медицинское заключение. Если отсутствие болезни из Перечня будет подтверждено — прав его не лишат.

Часто человек может страдать каким-либо заболеванием, состоять на учете, а затем выздороветь – но формально продолжать отмечаться в больнице. Повторное обследование исключит лишение прав.

Отдельно обращаем внимание, что никаких иных ограничений для пенсионеров-водителей по возрасту в действующем законе нет. Мы уже разбирали данный вопрос подробно в формате «Вопрос-ответ«, с чем рекомендуем ознакомиться.

Если прав пенсионера лишили, как вернуть?

Только получить заключение об отсутствии заболевания и подать исковое заявление о восстановлении права управления транспортным средством. Иск подается к ГИБДД, в его рассмотрении принимает участие представитель ведомства, а также прокурор.

При положительной динамике здоровья и отсутствии ранее установленных проблем право управления ТС будет восстановлено.

Если вам нужно через суд отстоять свои права или же восстановить их — обращайтесь за поддержкой к нашим юристам, позвонив им по телефонам горячей линии ниже.


Глава Комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев высказал в качестве пожелания следующему составу Госдумы рассмотреть вопрос об ограничении водительских прав пенсионеров.

В связи с тем, что в силу своего возраста пожилые водители создают повышенные, по его мнению, угрозы на дорогах, депутат предложил всем автомобилистам старше 65 лет получить новые права, срок действия которых в отличие от ныне действующих будет 5 лет.

Примечательно, что депутат Шишкарев не вошел в новый список "Единой России". По сути его думская карьера заканчивается 4 декабря. Так что предложение главы комитета можно назвать последним аккордом.

Судя по опросам корреспондентов "Российской газеты", никто в Думе такую инициативу поддержать не торопится. А в Главном управлении безопасности дорожного движения просто удивились нашему вопросу.

- Есть медицинские рекомендации, - сообщил представитель ГИБДД. - Согласно им инспектор должен выдавать или не выдавать права. В конце концов именно медики решают, кого допускать до управления транспортным средством, а кого нет.

Мнения

Сергей Бойцов, директор Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины:

- Безусловно, фактор возраста - один из самых серьезных в развитии заболевания. В 65 лет повышаются риски сердечно-сосудистых заболеваний, инфаркты и сердечные приступы нередко становятся причиной дорожных аварий. До 8% ДТП происходят именно по этой причине.

У пешеходов тоже возрастает риск - раза в 2 или 3. Но это не значит, что каждые 5 лет надо отбирать права и потом заново их выдавать. Я считаю, нужна полноценная медкомиссия. Нынешняя, проводя кардиограмму, выявляет факты нарушения сердечного ритма, но не прогнозирует риск развития события. Измерения же артериального давления недостаточно, чтобы просчитать риск сердечно-сосудистой катастрофы.

Если к этим простым обследованиям добавить анализ крови, которую берут из пальца, то с помощью простых таблиц можно рассчитать вероятность сердечно-сосудистой смерти с вероятностью на 10 лет. Но если у человека выявится очень высокий или высокий риск, это не значит, что его надо лишать прав. Просто ему надо обратиться к врачу, взять под контроль заболевание, и либо лекарствами, либо высокотехнологичным операционным вмешательством проблему можно решить. Потому, я считаю, ездить можно всем.

А отбор прав, если мы хотим уменьшить число автомобилей на улицах, - остроумная идея. Ее можно сравнить только с идеей о запрете бесплатной рыбалки.

Вячеслав Лысаков, глава движения автомобилистов "Свобода выбора":

- Предложение Шишкарева - это его частное мнение. По нашим данным, водители в возрасте 65-70 лет даже не входят в группу риска. В отличие от начинающих, у которых безбашенная психология, нет навыков вождения. Именно водители со стажем до 2 лет составляют самую большую группу аварийщиков. Потому, на мой взгляд, речь надо вести в первую очередь о законодательном ограничении прав начинающих водителей. Прежде всего - скоростного режима. Знак, что машиной управляет новичок, уже есть. Но теперь к нему надо добавить ограничение скорости. И запретить им ночную езду, которая требует навыков. И, в-третьих, начинающим нельзя возить больше одного пассажира.

Кроме того, я бы ввел ограничения по мощности. Ну нельзя начинающему водителю садиться за руль "Феррари" или "Бугатти"! Потому на первых порах я бы законодательно запретил молодым водителям садиться за руль автомобилей, мощность которых больше 130 л. с. Что же до предложения Шишкарева, то ни одна статистика, ни наша, ни мировая, ни отдельных стран, не говорит о том, что водитель старше 65 лет более опасен на дороге, чем молодой.

3.12.11 Источник - "Российская газета"

Надо иметь ввиду, что независимо от возраста водитель должен поддерживать свою машину в опрятном виде. Понятно, что наши автодороги и даже городские улицы далеки от зарубежных в смысле чистоты. Но помогают автосредства. Например, добросовестные и аккуратные водители уже не могут обойтись без чернителя резины. Подобная автокосметика была немыслима в советские годы. У владельцев "Жигулей" кроме воды в ведрах тогда ничего и не было. Теперь нам предагаются эффективные средства автокосметики.

Водителя лишают прав за грубое нарушение, например пьяное вождение или большое превышение скорости. Срок лишения зависит от последствий и опасности для других участников движения. Рассказываем, как лишают прав, как их вернуть, можно ли избежать наказания и что будет, если продолжать ездить после лишения.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%



Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Оглавление

  • За какие нарушения могут лишить прав
  • Сроки лишения
  • Что если не сдавать права после суда
  • Как узнать, когда начинается и заканчивается срок лишения
  • Есть ли срок давности привлечения по делу о лишении прав
  • Можно ли сократить срок или избежать лишения
  • Суммируются ли сроки
  • Как обжаловать судебное постановление
  • Процедура возврата прав

За какие нарушения могут лишить прав

Лишают прав, как правило, если автовладелец сел за руль пьяным или не хочет сдавать тест на трезвость. Вот еще несколько нарушений, за которые лишают прав, полный список смотрите в отдельной статье.

Нарушение

На сколько
лишают

Статья
КоАП

Инспектор не может лишить прав — это делает судья. Если суд назначает водителю лишение прав, саму пластиковую карточку нарушитель относит в ГИБДД. Сдать её нужно в тот отдел, сотрудник которого составлял протокол о нарушении. По просьбе ответчика суд может разрешить сдать права по месту жительства.

Единственный случай, когда действие прав могут прекратить прямо на дороге — долг перед приставами на сумму более 10 000 рублей. Документ при этом не заберут, но машину отправят на штрафстоянку.

Сроки лишения водительских прав

Минимальный срок — месяц. За езду без номеров лишат прав на 1–3 месяца. Это наименьший срок лишения.

Максимальный срок — три года. Срок зависит от того, насколько действия водителя опасны для общества. Это решает судья на основе законов. При этом лишать прав более чем на 3 года нельзя.

Когда возможно пожизненное лишение. За пьяную езду лишают прав на срок до двух лет. Но если нарушение повторяется, могут лишить и на бо́льший срок. Например, жителя Перми лишили прав на 106 лет за многократное управление авто в нетрезвом виде.

Что если не сдавать права после решения суда об изъятии

В течение трех дней после суда гражданин должен отнести документ в ГИБДД. Пока автовладелец не отнес удостоверение, время лишения не начнется. Например, срок по суду — 2 года. Если гражданин отдаст права спустя год с момента решения судьи — срок начнется только с момента сдачи документа в ГИБДД. Водить нельзя будет три года.

Бывает, что водитель теряет пластиковую карточку прав после решения суда. В этом случае он должен написать заявление в ГИБДД об утере. С даты, указанной в этом заявлении, и начнется срок лишения прав.

Ездить с аннулированными правами нельзя. Если инспектор остановит человека с документами, которые тот не отдал, автовладельца накажут штрафом на 30 000 рублей или дадут 15 суток ареста.

Как узнать, когда начинается и заканчивается срок лишения прав

Выяснить в ГИБДД, когда водитель сдает права. Срок истекает только с момента, когда водитель сдаст права в ГИБДД. В документе будет стоять дата, когда начинается срок.

Посмотреть на портале ГИБДД. Откройте раздел «Проверка водителя». Введите номер прав и дату выдачи.

По результатам проверки вы получите дату, с которой отсчитывается срок лишения, и сам срок.


Источник: autotonkosti.ru

Где взять информацию о правах, если их уже изъяли. Если права уже у инспектора и их номер и дату выдачи вы не помните, данные можно найти на сайте Госуслуг. Нажмите на свое имя в правом верхнем углу сайта и зайдите в раздел «Документы и данные», выберите там пункт «Транспорт».

Дальше найдите раздел «Документы для вождения». В нем будет информация о правах.

Номер удостоверения виден, а дату можно легко вычислить. Права выдают на 10 лет — от даты «Действителен до» отнимите 10 лет и получите дату выдачи. На картинке выше указана дата 03.07.2028 — отнимаем 10 лет и получаем 03.07.2018.

Теперь дата и номер прав на руках — вводите эту информацию на портале ГИБДД в разделе «Проверка водителя».

Есть ли срок давности привлечения по делу о лишении прав

Для тяжких нарушений — год. Срок давности привлечения к ответственности — один год. Он действует для водителя при одном из нарушений:

  • пьяное вождение;
  • отказ от медицинской проверки на опьянение;
  • употребление алкоголя или наркотиков после ДТП до приезда полиции;
  • нарушение ПДД, повлекшее вред легкой и средней тяжести.

Если за год гражданина не привлекли к ответственности, лишить прав за эти нарушения его уже не смогут.

Для остальных — три месяца. По всем остальным статьям административного кодекса срок привлечения к ответственности — три месяца.

Можно ли сократить срок или избежать лишения прав

Сократить срок сложно. Теоретически время лишения можно сократить, если имеется «вилка» — например, права забирают на срок от месяца до трех. Но нецелесообразно ходить по судам два месяца, чтобы сократить срок до одного. Есть прецеденты, когда граждане доходят до Верховного суда и там полностью отменяют решение. Но это касается только больших сроков — 1,5–2 года.

Избежать лишения. Некоторые нарушители пытаются избежать наказания, игнорируя повестки в суд. Если просто не прийти на слушание, то судья примет решение и прав все равно лишит.

Иногда суд встает на сторону водителя и меняет наказание, если это возможно по закону. Такое бывает, если водитель докажет в суде, что работа, связанная с вождением, — единственный источник дохода. Например, от этого зависит материальное положение семьи или дорогостоящее лечение ребенка.

Александр Торвард, автоюрист
В моей практике был прецедент, когда судья изменил меру наказания: вместо лишения прав на год дал 15 суток ареста. Статья об оставлении места ДТП это позволяла. Дело было в том, что водитель работал таксистом и у него на иждивении было трое детей. Суд также принял во внимание, что гражданина раньше не лишали прав.

Суммируются ли сроки лишения прав

Да, суммируются. Представим ситуацию, когда суд уже забрал у водителя права на управление авто, но тот еще не сдал права инспекторам. За три дня, что положены по закону для сдачи прав в ГИБДД, водитель снова нарушает и получает лишение прав. Тогда общий срок лишения увеличится.

По п.3 ст. 32.7 КоАП сроки отстранения от вождения идут один за другим. Если первый срок кончился, например, 2 февраля, второй срок начнется 3 февраля.

Как обжаловать судебное постановление

Дубликат постановления суда гражданин получает в течение 5 дней со дня решения заказным письмом. Если не получить письмо и не расписаться о его получении, срок лишения начнется с того момента, как письмо вернется обратно в суд.

В течение 10 дней после получения на руки постановления суда подайте жалобу в вышестоящий суд. Жалобу необходимо подать через судью, который выносил постановление. В течение 3 дней судья передаст жалобу со всеми материалами в вышестоящий суд. Если дело рассматривали в районном, передадут в городской.

Рассматривать жалобу будут в течение месяца со дня подачи.

Процедура возврата водительских прав

Пройти медкомиссию. Это необходимо в трех случаях:

  1. водитель был пьян за рулем:
  2. отказался проходить медпроверку;
  3. выпил спиртосодержащую жидкость на месте аварии до момента, когда прибыли инспекторы ГИБДД.

Водитель проходит медкомиссию не позднее, чем за 30 дней до момента, когда закончится время ограничения на вождение. Чтобы пройти комиссию, спросите у инспектора, какие медучреждения принимают водителей на обследование. На комиссию возьмите паспорт и две фотографии 3×4. Необходимо будет посетить офтальмолога, нарколога, психиатра, терапевта и невролога.

Повторно сдать экзамен. Когда срок ограничений кончится, гражданин повторно проходит тест в ГИБДД на знание ПДД.

Принести документы в ГИБДД. Водитель приходит в отдел ГИБДД, куда сдавал права, с документами:

  1. паспорт;
  2. медсправка, если нужна;
  3. документ об уплате штрафа, если он был;
  4. бумага от ГИБДД о том, что раньше он сдавал права;
  5. копия судебного решения;
  6. бумага о том, что экзамен на знание ПДД сдан.

Если гражданин не явился за правами в течение трех лет, документ уничтожат.

Если во время лишения срок действия прав истек, водитель должен написать заявление о получении новых прав. Мы писали о том, как это сделать.

Читайте также: