Будут ли отменять пенсионную реформу в украине


Для пенсионеров и людей предпенсионного возраста правительство и парламент подготовили много нового. Это и увеличение пенсионного возраста для госслужащих до 65 лет, и автоматическое начисление пенсий, и доплаты пенсионерам старше 75 лет и еще ряд инноваций. Что из этого можно отнести к разряду осуществимых, а что нет — разбирались "Вести".

Власти решили полностью изменить жизнь пенсионеров. Хотят сделать автоматическое начисление выплат, предлагают отсрочку выхода на отдых и обещают добавить денег тем, кому за 75. "У нас дальше разговоров дело не идет", — считают эксперты.

"Все равно придется собирать бумаги"

Начнем с того, что Верховная Рада в первом чтении приняла законопроект №3623 об отмене бумажных трудовых книжек и назначении пенсий автоматически. То есть если его примут, то украинцам не придется обращаться в Пенсионный фонд, собирать справки, доказывать свой стаж и подтверждать его — все будет храниться в электронном виде. А главное — так же автоматически будет начислена пенсия. Но если пенсионеру она покажется маленькой и несправедливой, он сможет потребовать ее пересчитать и выбрать период, когда на работе получал наибольшую зарплату.

Теоретически все выглядит складно, но есть опасение, что идея останется не воплощенной в жизнь. "В стране огромное количество людей, которые работают нелегально или же полулегально на 0,5–0,25 ставки по требованию работодателя. Автоматического начисления пенсии не получится из-за неготовности технически это воплотить и большого процента теневого рынка труда, особенно в частном секторе. А с учетом того, что у нас 85% экономики — частный сектор, для большинства сотрудников автоматическое начисление пенсий — минус, а не плюс. Им придется так же, по старинке, собирать ворох бумаг и пытаться выбить пенсию побольше", — рассказывает "Вестям" экономист Андрей Новак.

Отсроченная пенсия: есть ли смысл

На полном серьезе сегодня рассматривают вариант, что госслужащим не обязательно идти на пенсию в 60 лет и они могут работать до 65-ти. Так называемую рассрочку можно будет оформить по желанию.

Как отметили инициаторы, от этого работающие только выиграют, так как за каждый месяц отсрочки пенсии ее размер увеличивается на 0,5%. При этом, если отсрочить пенсию более чем на пять лет, надбавка за каждые 12 месяцев составит 0,75%.
Такая мера позволит удержать на низкооплачиваемых рабочих местах старые кадры, потому что новые, из-за малых сумм зарплат, не горят желанием идти работать в госструктуры, считают эксперты. Они также отмечают: если пенсионер хочет, то и после выхода на заслуженный отдых может устраиваться на работу. Снова таки — звучит красиво, но реалии таковы, что игры с пенсионным возрастом, особенно его повышение, ни к чему хорошему не приведут.

"Сначала государству надо навести порядок с пенсионным возрастом, потому что он постоянно скачет. С 1 апреля 2020 года минимальный возраст для выхода на пенсию женщин в Украине составляет 59,5 лет. При этом о пересмотре пенсионного возраста пока речь не идет. А начинать надо с этого и опускать планку", — подчеркивает Новак.

Напомним, что сейчас пенсионеру грозит штраф, если он не сообщит о выходе на работу или открытии ФОП, а Пенсионному фонду станет известно о таких изменениях во время сверки с государственными реестрами.

Копить на пенсию — бесполезно

В 2021 году в Украине начнется экспериментальное внедрение накопительной пенсионной системы, заявил премьер-министр Денис Шмыгаль. По словам главы Кабмина, накопительные пенсии смогут обеспечить граждан достойными выплатами.

"Мы хотим начать в экспериментальном режиме делать персонализированные накопления для людей: 2% от единого социального взноса, 2% от платы, которую человек платит. Фиксировать по фамилии и таким образом начать вот этот третий этап пенсионной реформы, когда пенсии будут персонифицированы. В будущем это единственный путь обеспечить украинцев достойными пенсиями", — отметил глава правительства.

Идея создания личного пенсионного счета витает давно, но воплотить ее в жизнь еще никому не удалось. "Государство прежде всего должно задуматься о том, кто же будет открывать эти пенсионные счета. Для надежности — это должны делать государственные банки, и эти финансовые операции надо контролировать государству для минимизации финансовых рисков и для гарантии возврата или же выплаты накоплений. И люди не должны нести деньги в сомнительные фонды, как бы красиво они ни назывались и какие бы "злотые горы" ни предлагали. Но у нас дальше разговоров дело не идет, и пенсионеры зависят от минимальной пенсии, которую дает государство", — подчеркивает Андрей Новак.

Мы подсчитали: за 35 лет работы и отчислений 7% от зарплаты, с учетом того, что эти деньги не потеряют своей покупательной способности за все годы, на собранное можно будет прожить два года. "Накопительная часть пенсии может быть дополнительным бонусом к существующей солидарной части. Задача накопительной системы — сохранить ваши деньги. А, чтобы сохранить, надо инвестировать — должен работать фондовый рынок. Накопительная система полезна, но она должна вводиться тогда, когда заработает фондовый рынок. В наших условиях накопительная пенсия не сможет стать основой", — считает экономический эксперт Юрий Гаврилечко.

Старикам за 80 подбросят до минималки

Также в следующем году правительство планирует продолжить работу по индексации пенсий. В Министерстве социальной политики предлагают установить с 1 марта 2021 года ежемесячную компенсационную выплату до 500 грн пенсионерам по достижении 80-летнего возраста, у которых пенсия не достигает размера средней заработной платы 2020 года. А если с учетом выплаты размер пенсии не дотягивает до 2600 грн — гражданам предоставят дополнительную доплату к пенсии.

Кроме того, планируют также установить с 1 июля 2021 года ежемесячную компенсационную выплату до 400 грн 75-летним пенсионерам до достижения 80-летнего возраста, у которых пенсия меньше размера средней заработной платы 2020 года. Если с учетом этой выплаты размер пенсии не достигает 2500 гривен, им предоставят дополнительную доплату к пенсии.

Это хорошая идея, считают экономисты, — но если такая доплата будет не единовременная, а на постоянной основе и найдутся деньги. По мнению Юрия Гаврилечко, ситуацию с пенсиями в лучшую сторону может изменить только улучшение экономической ситуации в стране.

"Есть вещи, которые надо изменить на законодательном уровне. Прежде всего, люди должны понимать, от чего зависит их пенсия и насколько. Надо пойти по пути стран, которые проводили аналогичные нашей пенсионные реформы, и сделать каждого гражданина своим налоговым агентом самостоятельно. Сейчас за каждого гражданина работодатель платит единый социальный взнос, который потом расщепляется, и большая часть уходит в Пенсионный фонд. Человек этих денег не видит. Он даже не понимает, что это часть его зарплаты. Работодатель уверен, что эта страховая выплата является налогом, и старается ее минимизировать путем выплаты минимальной зарплаты официально, а остальное — в конверте. В итоге человек, получавший минимальную зарплату, потом с удивлением обнаруживает, что у него такая же минимальная пенсия. В 2017 году, когда снизили размеры индексации и убрали года работы сверх необходимого страхового стажа, на 30% эту пенсию уменьшили для новых пенсионеров. Сегодня надо решать две базовые проблемы — откуда брать деньги и как справедливо их распределять", — отмечает Гаврилечко.

Подпишитесь на ежедневную еmail-рассылку от создателей газеты номер 1 в Украине. Каждый вечер в вашей почте самое важное, эксклюзивное и полезное. Подписаться.


В качестве выхода из ситуации премьер предложил повышение налогов и введение так называемой накопительной пенсионной системы. Предложения его справедливо раскритиковали — по двум направлениям. С одной стороны, как людоедские, с другой — ничего не решающие.

Но что с самой постановкой вопроса?

Украина может содержать 36 миллионов пенсионеров

Одним из важнейших показателей уровня развития государства является рост производительной силы труда, то есть изменение в трудовом процессе, которое сокращает рабочее время таким образом, что меньшее количество труда производит большее количество продуктов. Считается она в стоимости, произведенной одним работником в год.


Это основной ответ на вопрос, почему средняя зарплата в Германии — примерно 4000 евро (134 000 грн — 352 000 рублей), а на Украине — 10 000 грн (27 000 рублей), что имеет непосредственное отношение и к пенсиям. Будь украинский Пенсионный фонд в 16,7 раза выше, чем сейчас, Шмыгаль и не подумал бы говорить о том, о чем сказал. Впрочем, с зарплатами в 4000 евро можно было бы говорить и о накопительной системе.

Однако есть сомнения, что через 15 лет неоткуда будет брать пенсии даже при имеющейся производительности труда. Вообще-то в политэкономическом смысле производительный труд — это труд, непосредственным результатом которого являются вещь, энергия или перемещение вещей (энергии) в пространстве. То есть управленческий труд и оказание всяческих услуг не создает непосредственно стоимости.

На работников этих сфер перераспределяется то, что создано непосредственно производительными работниками. Но поскольку нас сейчас интересует не сущность явления, а то, что на поверхности — сколько есть денег, чтобы заплатить пенсии, — мы вполне можем воспользоваться данными МОТ и статистикой Минфина, который не разделяет работников разных сфер.

Итак, в 2019 году на Украине было 15 млн 362 тыс. трудоустроенного населения, которое в совокупности произвело товаров и услуг на 153 млрд 781 млн долларов. Госстат говорит, что к началу 2020 года на Украине проживало чуть больше 41,5 млн человек, но, как мы помним, в декабре 2019-го министр Кабинета министров Дмитрий Дубилет сказал, что нас осталось всего 37 млн 289 тыс.

Это похоже на правду, поскольку несколько миллионов граждан Украины постоянно живут и работают за границей. Как биологические единицы они есть, но как экономические единицы в украинском народном хозяйстве они отсутствуют.

Поскольку мы большие оптимисты, возьмем для удобства расчетов 40 млн человек. Если все произведенное трудящимися Украины за 2019 год просто равномерно распределить на эти 40 млн, то получится 3845 долларов на душу населения в год. Минфин дает ВВП на душу населения на уровне 3660 долларов. Поскольку взятые нами 40 млн человек — количество приблизительное, а суммы тем не менее получились вполне сопоставимые, значит, расчеты мы проводим верно.


Из статистики МОТ мы знаем, что каждый работающий на Украине производит в год товаров и услуг на 7767 долларов, или 647 долларов в месяц. Из этих 647 долларов ему оставляют среднюю зарплату примерно в 352 доллара (10 000 грн). Таким образом, 647 – 352 = 295 долларов остается. Разделим эту сумму на 122 доллара (средняя пенсия) и получим 2,4. Это значит, что один работающий может прокормить 2,4 пенсионера. Таким образом, 15 млн трудоустроенных граждан Украины спокойно содержат не 11 млн пенсионеров, а целых 36 млн.

Даже если из общей суммы изъять хотя бы 10%, которые ежегодно должны откладываться на амортизацию основных фондов, но по факту не откладываются, а хитрым образом переводятся на счета собственников, все равно запас остается приличный. А если повысить производительность труда пусть не до немецкой (в 16,7 раза), а хотя бы вдвое?

Воровать надо меньше

Проблема низкой производительности труда в том числе связана с тем, что гигантские суммы из производимых украинскими работниками 153-154 млрд уходят за границу безвозмездно, то есть даром.

Во-первых, это возвращение процентов по бесконечным кредитам. Во-вторых, вымывание денег олигархами и чиновниками в офшоры, что негласно приветствуется государством этих самых чиновников и олигархов. Ведь такая система искусственно занижает курс гривны и позволяет собственникам экспортных предприятий платить украинскому работнику в гривне меньшую долю из того, что они получили на внешних рынках в валюте.

Так они лично обогащаются, заграница получает средства для своего развития, а Украина — беднеет. Внутренний производитель находится в коллапсе, поскольку не имеет средств купить станки и оборудование за границей по завышенному курсу доллара, а ставка банковского кредита выше средней нормы прибыли в производственной сфере.

То есть проблема —не в количестве пенсионеров и отчасти даже не в производительности труда. Проблема в том, что кто-то слишком много ворует.

Дальше вопрос налогов


Средняя зарплата — значительно меньше, чем реальная стоимость рабочей силы — стоимость жизненных средств, необходимых для поддержания жизни на Украине (около 50 000 грн — 130 000 рублей).

В 2019 году МВФ в докладе по демографии в Центральной и Восточной Европе рассчитал, что к 2050 году Украина потеряет более трети рабочей силы. К 2030-му Украина лишится 15% рабочей силы, а к 2050-му — более 30%. Всего к 2050 году в трудоспособном возрасте на Украине будет 43,3% мужчин в возрасте 55-64 и лишь 26,6% трудоспособных женщин.

А как иначе, если у нас работающие люди не имеют средств к существованию? Кто-то уедет, кто-то постареет и перестанет представлять из себя трудоспособную единицу. Новые же трудящиеся почти не рождаются, поскольку родители не в состоянии их обеспечить.

Рецепт у МВФ всегда один — повышение пенсионного возраста. Но это уже даже не смешно. Вроде как от этого появятся новые производства и новые рабочие места. Повышением пенсионного возраста можно добиться лишь ужесточения конкуренции за работу, в которой молодежь всегда будет проигрывать (нет опыта, навыков, связей), а значит, снова уезжать за границу в поисках лучшей жизни. И это тупик.

А с другой стороны, повышение пенсионного возраста — ужас для тех, кто работает на производстве. Сидеть в офисе теоретически можно и до 80 лет, а спускаться в шахту, стоять у сталеплавильной печи, управлять сложной техникой часто становится проблемой и в 60. Особенно если здоровье подорвано тяжелым многолетним трудом, плохой пищей, стрессами и т.д. Не говоря уже о технике безопасности на производстве, которая проблематизируется работой пожилых людей.

А кто за внуками будет присматривать? Средние зарплаты не позволяют родителям не то что нанимать нянь, но и даже сдавать детей в частные детские сады (государственных мало, и они тоже не бесплатные). Таким образом, повышение пенсионного возраста — еще один стимул рожать меньше, что снова загоняет в демографический тупик.

Что касается предложенной премьером Шмыгалем накопительной пенсионной системы, при средних зарплатах в 10 000 грн — 27 000 руб (медианная еще меньше, миллионы людей реально получают 5-7 тыс.) ничего существенного накопить нельзя. Кроме того, частные фонды, особенно на Украине, имеют стабильную тенденцию к исчезновению в офшорах. Пока будешь 20-30 лет копить, директор фонда неожиданно может оказаться на островах под пальмами с чемоданом денег.

И почему фонды? Что мешает получить всю зарплату (без обязательных пенсионных отчислений), а потом делать с ней что угодно — положить часть на депозит, купить акции или ценные металлы, например? Но штука вся в том, что деньги людям никто в руки не даст — или в государственный Пенсионный фонд, или в частные фонды (лично олигарху в руки).


Речь совсем о другом. Для начала буржуям неплохо было бы слегка умерить аппетиты. Капиталистам бедной страны необязательно покупать самые дорогие в мире виллы, можно и какими-то средними обойтись. Далее — повышать производительность труда, внедрять новые технологии производства, оборудование, принципы организации труда. Очень жестко уголовно преследовать за вывод крупных сумм за границу, вообще заблокировать такие операции, деньги украинских капиталистов должны лежать в украинском банке. Желательно в государственном. Если средства продолжат утекать, никакая производительность труда не поможет повысить уровень жизни населения — просто будут больше выводить.

Прекращать экспорт продукции с низкой добавленной прибавочной стоимостью (минеральные ресурсы, продукты первого передела металлургии, зерновые). А для этого придется национализировать ключевые промышленные предприятия. Из их прибыли будет наполняться бюджет, что позволит снизить налоги для всеми на словах пестуемого малого бизнеса, а самозанятых вообще не трогать.

И, конечно, нужно отказаться от каких-либо пенсионных фондов вообще, а финансировать пенсии напрямую из бюджета, вне зависимости от наполняемости фонда, а просто столько, сколько нужно. За счет чего, мы уже выяснили.

Еще раз, это не социализм, это абсолютно классическая капиталистическая теория кейнсианства. Экс-премьер Гончарук, который «профан в экономике», говорил, что слышал о такой. А что же Шмыгаль, который якобы не профан? Он говорит, что через 15 лет пенсионеров станет в два раза больше, чем работающих. Мы с вами уже посчитали, что это не проблема. Даже при текущей производительности труда пожилых людей можно будет обеспечить и через 15, и через 30 лет, даже если их станет еще больше. А при повышении производительности труда их можно прокормить почти в любом количестве.

Просто воровать надо меньше и развивать экономику.

Стареющее население — нормальная ситуация для развитых капиталистических стран. Уровень медицины и общий уровень жизни позволяет жить долго, рожают же меньше вследствие женской эмансипации и большого количества разнообразных занятий, доступных человеку, плюс из-за желания дать ребенку хорошее образование и т.д. В то же время в развивающихся с низкой базы странах все наоборот — живут мало, но рожают много.

У Украины — уникальная ситуация, когда и уровень жизни низкий, и с демографией беда. Это связано прежде всего с тем, что украинский капитализм родился не естественным образом, развившись в свое время из феодализма, а всем известно как в 1991 году. Встроиться же в систему, где капитализму ведущих государств уже по 400-500 лет, можно только в виде Гаити, но никак не в виде Швейцарии.

А какие на Гаити пенсии?

  • Теги
  • Денис Шмыгаль,
  • пенсионеры,
  • пенсии,
  • Украина


Льготные пенсии для некоторых категорий работ и пенсии за выслугу лет могут отменить в 2021 году из-за недостатка денег в Пенсионном фонде.

В 2021 году могут отменить часть пенсий, об этом пишет finance.ua со ссылкой на Пенсионный фонд Украины. Какие пенсии могут отменить и почему – читайте в материале 24 канала.

Льготные пенсии: отменят или нет

Если верить finance.иа, которые ссылаются на ПФУ, то вскоре могут сократить список профессий, которые позволяют украинцам выйти раньше на пенсию, то есть так называемые льготные пенсии.

Кто досрочно выходит на пенсию в Украине

  • Горные работы;
  • Подготовка руд, обогащение, окусковывание, обжигание руд и нерудных ископаемых;
  • Черная металлургия;
  • Производство коксопродуктов;
  • Производство генераторного газа и получение газа в металлургическом производстве;
  • Производство огнеупоров;
  • Производство цветных металлов;
  • Химическое производство;
  • Производство взрывчатых веществ;
  • Переработка нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца;
  • Обработка металла;

  • Производство и ремонт электрических машин и аппаратуры;
  • Производство оборудования для радио, телевидения и связи;
  • Производство строительных материалов;
  • Производство стекла и изделий из него, керамических и фарфоро-фаянсовых изделий;
  • Производство искусственных или синтетических волокон;
  • Производство целлюлозы, бумаги, картона и изделий из него;
  • Производство фармацевтических препаратов;
  • Здравоохранение;
  • Полиграфическое производство;
  • Транспортные услуги;
  • Работа с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений и бериллием;
  • Атомная энергетика и промышленность;
  • Добыча и первичное обогащение урановых руд.
  • Это не означает, что любой из этих сфер имеет право выхода на пенсию досрочно. С подробным перечнем не только сфер, но и профессий можно ознакомиться на сайте ВРУ.

    Если в Украине и вправду сократят количество этих льготных пенсий, то многим из вышеперечисленных сфер придется работать на 10 лет дольше, несмотря на вредность работы.

    Увеличат размер ЕСВ

    Тем, кто все-таки останется на льготной работе и сможет выйти на пенсию в 50, придется платить больший размер ЕСВ. Сейчас все платят от 1 039 гривен. Это 22% от официальной заработной платы.

    Пенсии за выслугу лет: отменят или нет

    Пенсии за выслугу лет назначают отдельным категориям граждан, которые работают на работах, приводящих к потере профессиональной трудоспособности до наступления пенсионного возраста. Также это касается педагогов.

    Однако, по информации finance.ua, этот вид пенсии могут вообще отменить в 2021-м и оставить только для узкого круга граждан.

    В пенсионном фонде нет денег

    То, что у ПФУ не хватает денег, – не новость. Единственный источник наполнения – ЕСВ. Его не хватает, поэтому Пенсионный фонд постоянно дофинансируют из государственного бюджета. В далекой перспективе проблему должна решить пенсионная реформа, когда Украина перейдет к системе добровольных взносов. Однако это произойдет еще не скоро.

    Сначала Украина перейдет на второй этап реформы – накопительные пенсии. Тогда украинцам будет приходить две пенсия: солидарная (т. е. как сейчас) и накопительная. Эта вторая пенсия будет скорее бонусом к основной, которую будет выплачивать ПФУ. Чтобы ее получить, нужно самостоятельно делать взносы в негосударственный пенсионный фонд.

    Нужно ли переходить на накопительную систему

    Несмотря на критику накопительной системы со стороны ФРУ (Федерации работодателей Украины) и некоторых экспертов, она необходима для Украины с ее "старением нации" и уменьшением количества населения. По прогнозам профильного комитета количество пенсионеров превысит количество тех, кто платит ЕСВ в фонд уже в 2040, а в 2050 их доля станет на 21% больше.

    Да и гляньте сами как будет меняться возрастная структура населения Украины.

    По словам эксперта по экономике Ильи Несходовского Украина неготова к переходу на накопительную систему пенсий. Это нужный шаг, но при нынешних условиях он обернется неудачей и ростом дефицита бюджета, который и так уже достиг рекордных 300 миллиардов.

    Для того, чтобы негосударственные пенсионные фонды эффективно работали, они должны заниматься инвестиционной деятельностью. В Украине рынок ценных бумаг не развит, поэтому таким фондам разве придется инвестировать в иностранные активы, а это неправильно. Это вывод денег из Украины, инвестиции должны оставаться здесь. Единственным вариантом остаются ОВГЗ, но тогда украинцам уже выгоднее самим инвестировать в ОВГЗ, чем вкладывать деньги в эти фонды, рассказывает эксперт.

    Эксперт настаивает, что кризис – это не время для пенсионной реформы. Перейти ко второму этапу нужно на фоне экономического роста. Илья Несходовский добавляет, что реформу нужно отложить как минимум на 2 года, потому что сейчас Пенсионный фонд итак недофинансирован.

    Пенсионная реформа: коротко

    Пенсионную реформу в Украине пытаются осуществить уже несколько лет. Она предусматривает три этапа. Мы все еще на первом – этапе солидарной пенсии. Все работающие украинцы платят ЕСВ в Пенсионный фонд, из которого выплачивают пенсии нынешним пенсионерам. Это устаревшая модель, которая действует на постсоветском пространстве. Между тем в Северной Америке и Европе уже давно перешли на другие системы, среди которых самая популярная – система добровольных взносов.

    Система добровольных взносов предполагает, что каждый ответственен за собственное будущее. Человек откладывает деньги на индивидуальный счет в негосударственные пенсионные фонды. Те в свою очередь занимаются инвестиционной деятельностью, чтобы через десятки лет те деньги, которые человек отложил, не съела инфляция. При достижении пенсионного возраста человек может получить все деньги сразу, разбить на фиксированные платежи в течение 5 – 10 лет или получать пенсию ежемесячно пожизненно.

    Это то, к чему Украина идет. Но сначала нужно пройти переходный этап – накопительная пенсия, когда будут действовать одновременно две пенсии.

    Что требует МВФ

    Украина взяла на себя обязательство продолжать пенсионную реформу в меморандуме с МВФ, в рамках которого нам должны предоставить 5 миллиардов долларов (2,1 миллиарда уже перечислили). В меморандуме также указали, что Украина не будет вводить новые льготы и пенсии, а также будет пытаться предотвратить увеличение количества пенсионеров.

    В начале предвыборной гонки между Порошенко и Зеленским, украинцы слышали немало выгодных для них обещаний, однако осмелятся ли депутаты снова ступить на тропу радикальных изменений остается вопросом.


    Последние новости о пенсионной реформе в Украине свидетельствуют, что пенсионеры разделились в своих мнениях: одна часть хочет возврата старого варианта обеспечения и уменьшения пенсионного возраста, а вторая (как правило, та, что моложе) – надеется на проведение второго этапа начатых прежним правительством изменений.

    Новая пенсионная реформа в Украине для женщин и мужчин

    Последние новости о пенсионной реформе дают понять, что изменений в законопроектах бояться не стоит. Следует внимательно изучить требованиям реформы, поскольку она будет продолжаться и углубляться. По крайней мере этого требует Евросоюз.

    Действующие эксперты по вопросам социальной политики, сообщили позитивную новость для украинских пенсионеров: пенсионная реформа в Украине в 2021 году для работающих пенсионеров продолжится, как и в предыдущем периоде.

    В ближайшее время должен стартовать второй этап обновления. Он будет связан с открытием персональных счетов для пенсионеров. Эксперты заявляют, что государство должно с каждым годом будет все меньше вмешиваться в сферу страхования.

    Основными контролирующими органами, которые должны следить за реализацией страховой модели, будут: Фонд страхования и Фонд безработицы. Таким образом у работодателей появится больше свободы. Они самостоятельно смогут выбирать в какой из указанных структур страховать работников.

    Ранее говорилось, что накопительная система, запланированная ранее оправдает себя в том случае, если у будущего пенсионера будет, хотя бы 15 лет своей трудовой деятельности.

    Основы пенсионной реформы в Украине

    Третьим этапом (при утихании вспышки короновирусной инфекции должен стартовать в конце этого года) является формирование добровольного страхования. Это, по мнению чиновников, отличный способ развить украинскую экономику.


    Люди, которые могут себе позволить откладывать определенную часть денег на будущее, будут нести их в отдельные частные фонды страхования. Хотя государство и не будет управлять такими, однако сможет контролировать и при необходимости проверять их деятельность, устанавливать общие правила работы.

    В перспективе, негосударственные фонды смогут оперировать полученными деньгами, преумножая их количество и защищая вкладчиков от обесценения их состояния. Аккумулированные средства могут использоваться для кредитования или инвестирования украинских предпринимателей.

    Главная задача государства сейчас по этому вопросу, которая заключается в формировании доверия к таким пенсионных страховых фондов.

    Во сколько лет можно получить пенсию?

    Положительными оказались последние новости для женщин 55 лет о пенсионной реформе в Украине. Конституционный Суд отменяет изменения в законе о пенсионном обеспечении в той части, где речь идет об определенном возрасте, как одного из условий получения выплат от государства.

    Большинство нынешних депутатов и лидеров политических сил резко осуждают повышение пенсионного возраста. Протестуют против этого и трудоустроенные граждане.

    Учитывая это, представители «слуг народа» приняли решение инициировать отказ от такого варианта. Эксперты считают, что реформа в стране будет осуществлен таким образом, что украинцы самостоятельно смогли решать сколько им продолжать свою трудовую деятельность.

    Досрочный выход на пенсию пока возможен только для некоторых категорий населения. Все остальные должны доработать до 59-65 лет.

    Планируемые изменения позволят работникам всех служб и ведомств, а также тем, кто был официально трудоустроен, занимался предпринимательской деятельностью, выходить на заслуженный отдых сразу после достижения ими соответствующего страхового стажа.

    Как стало ясно, такие лица будут получать выплаты дольше, чем те, кто, скажем, вышел на отдых в 60 лет. Поэтому понятно, что их выплаты будут меньше.

    Пенсии в других странах

    Страховой стаж в новой пенсионной реформе остается таким, как и в предыдущем варианте и составляет 30 и 35 лет.


    Также планируется изменить законодательство о продолжительности рабочего периода. Государственный служащий, которому уже исполнилось 65 лет, должен был самостоятельно увольняться со службы. Однако это не совсем правильно, считают депутаты. Профессионалы, имеющие силу и желание работать, могут оставаться на работе столько, сколько сами того пожелают.

    Конечно, 70-летние люди уже не смогут занимать руководящие должности, уступая место новому поколению. Вместе с тем, на рядовых должностях им всегда будут рады.

    Пока обществом положительно воспринимается новая пенсионная реформа в Украине в 2021 году, таблица выхода на пенсию отменяется.

    Минимальная пенсия 2021

    Как минимум выплаты пенсионерам будут подниматься дважды в год, что связано с законом о минимальной сумме выплат от государства.

    Для всех лиц пенсионного возраста она не может быть меньшим, чем установленный на текущий период (в Украине – полугодие) прожиточный минимум для лиц, утративших трудоспособность. К концу года она может приблизиться к отметке 2000 грн.

    Последние новости для шахтеров о пенсионной реформе в Украине 2021 указывают на то, что их минимальная пенсионная выплата будет определяться как 80% от их зарплаты.

    Основными нюансами, которые нужно учесть в этом случае, являются следующие:

    • пенсионер должен был официально занимать одну из шахтерских должностей, которые определяет правительство;
    • минимальный стаж в шахте для мужчин – 15 лет, для женщин – 7,5 лет.

    Параллельно устанавливается и максимальная сумма, на которую может претендовать украинский пенсионер.

    Согласно законодательству, месячная сумма выплат не может быть выше, чем 10 ПМ для нетрудоспособного.

    Доплаты и надбавки на пенсионные выплаты 2021

    Принятые ранее правительством законы и дополнения относительно пенсионных доплат и надбавок меняться не будут. Это коснется различных категорий населения, как дает понять новая пенсионная реформа в Украине для женщин.При этом суммы выплат будут разными.

    К примеру, те лица, что были на иждивении у шахтера, который умер во время выполнения своих рабочих обязанностей или профессионального заболевания, должны иметь доплату к своей пенсии менее 100% ПМ для нетрудоспособного.

    Почетным донорам, которые в свое время спасали своих соотечественников, государство гарантирует дополнительно 10%, но уже от прожиточного минимума для трудоспособного человека.

    Повышение правительством гарантируется также для всех тех военных, которым пришлось доказать свое мужество. Так, всем, кто был на войне, гарантируется + 10% от ПМ для неработающего пенсионера.

    Те, кто непосредственно вступали в бой с врагом, могут претендовать на четверть «минималки».Награжденные медалью, будут получать по + 15%.Больше платить Украина будет тем, кто, защищая Отчизну, стал инвалидом. Для тех, кому врачи установили третью группу инвалидности, гарантированно получат +30% к пенсии.Лица со второй группой к своей пенсии еще будут иметь +40%, те же, кто пострадал в наибольшей степени и стали инвалидами первой группы, получат по + 50% прибавки к выплатам.


    Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

    На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

    Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

    Со следующего года все эти выплаты отменяются.

    "Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

    В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

    "Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

    В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

    "Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

    Как будут отменять социальную пенсию

    В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

    Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

    Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

    "Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

    Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

    При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

    Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

    Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

    "То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

    А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

    "В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

    600 гривен в месяц или ничего

    По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

    "Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

    В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

    Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

    Но сумма такой помощи будет мизерной.

    "Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

    Пенсионеры без пенсий

    На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

    И с каждым годом проблема будет обостряться.

    Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

    Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

    "Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

    "Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

    По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

    По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

    Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

    "Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.

    Читайте также: