Чего не имеет права пфр

Информация об изменениях:

Статья 16 изменена с 1 января 2020 г. - Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 436-ФЗ

Статья 16. Права и обязанности органов Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право:

требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом;

в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению застрахованного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом застрахованному лицу;

получать ежегодно от негосударственных пенсионных фондов сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию;

получать от территориальных налоговых органов сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц;

получать от федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел сведения о первичной выдаче или замене документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны:

обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных налоговыми органами и страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, зарегистрированными лицами, а также надежное хранение этих сведений;

осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным;

абзац четвертый утратил силу с 1 января 2013 г.;

Информация об изменениях:

предоставлять бесплатно зарегистрированному лицу по его обращению сведения о состоянии его индивидуального лицевого счета, частей индивидуального лицевого счета, включая информацию о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, о сумме средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии зарегистрированного лица, включая информацию о сумме дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, не подлежащего передаче в случае удовлетворения заявления зарегистрированного лица о досрочном переходе, или сумме убытка, не подлежащего гарантийному восполнению в случае удовлетворения заявления зарегистрированного лица о досрочном переходе, а также раздела "Сведения о трудовой деятельности" по формам, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, при личном обращении зарегистрированного лица в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в форме электронного документа, порядок оформления которого устанавливается Правительством Российской Федерации, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг;

разъяснять зарегистрированным лицам и страхователям их права и обязанности, технологию индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения форм и представления сведений;

Информация об изменениях:

ГАРАНТ:

Нумерация абзацев приводится в соответствии с внесенными изменениями

абзац восьмой утратил силу с 1 января 2010 г.

Информация об изменениях:

обеспечить обособленный учет в специальной части индивидуального лицевого счета сведений о суммах страховых взносов, направляемых на накопительную пенсию, а также о суммах дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, суммах взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и суммах взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", а также о результате их инвестирования, сведений о сумме средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также о результате их инвестирования, сведений об отказе от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии и объеме указанных средств, сведений о выплатах за счет средств пенсионных накоплений;

информировать застрахованных лиц о внесенных в их индивидуальные лицевые счета изменениях в связи с корректировкой, осуществленной в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", путем направления застрахованным лицам информации в порядке и по форме, которые утверждаются Пенсионным фондом Российской Федерации;

абзац утратил силу с 10 августа 2018 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 268-ФЗ

Информация об изменениях:

предоставлять негосударственным пенсионным фондам по их запросам информацию, необходимую для назначения накопительной пенсии, а также иных выплат за счет средств пенсионных накоплений. Перечень необходимой информации, а также порядок и сроки ее предоставления устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

предоставлять зарегистрированному лицу доступ к информационной системе "личный кабинет зарегистрированного лица" в части предоставления содержащихся в его индивидуальном лицевом счете сведений в составе, определяемом Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения;

информировать физическое лицо способом, указанным в обращении, о результатах его регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета путем направления документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета и содержащего сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, форма которого утверждается Пенсионным фондом Российской Федерации (указанная информация по выбору физического лица может быть направлена ему в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Пенсионным фондом Российской Федерации, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением);

в целях обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг зарегистрированным лицам, а также в целях исполнения государственных и муниципальных функций предоставлять федеральным органам исполнительной власти, государственным внебюджетным фондам, органам государственной власти субъектов Российской Федерации по их запросам в электронной форме посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия сведения о факте работы зарегистрированного лица, а также о факте начисленных за него страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, за исключением сведений о лицах, оказывающих или оказавших содействие органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, на конфиденциальной основе, передача которых допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами;

направлять федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальным органам (государственным инспекциям труда) в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия информацию о непредставлении страхователем в установленный срок либо представлении им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного нарушения.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» в отношении работников системы ПФР установлены определенные ограничения, запреты и обязанности.

Ограничения:

- работник системы ПФР должен предварительно в письменной форме запросить у работодателя и получить его письменное разрешение на получение от иностранных государств, международных организаций наград, почетных и специальных званий (за исключением научных), если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями;

- работник системы ПФР, прежде чем соглашаться на замещение каких бы то ни было должностей или постов (в органах управления, попечительских и наблюдательных советах, иных органах иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации) вне трудовой деятельности в ПФР, а также, если они могут привести к конфликту интересов, обязан согласовать этот вопрос с руководителем;

- работник системы ПФР должен предварительно в письменной форме запросить у работодателя и получить его письменное разрешение на осуществление оплачиваемой деятельности, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Запреты:

- работник системы ПФР не должен просить (принимать) в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, приглашения, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и любые другие выгоды), предназначенные для него или для членов его семьи, родственников, а также для лиц или организаций, с которыми он имеет или имел отношения, способные повлиять или создать видимость влияния на его беспристрастность.

Запрет не распространяется на случаи получения работником подарков в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками, с другими официальными мероприятиями и иные случаи, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, определяющими особенности правового положения и специфику трудовой деятельности работника.

Обязанности:

- работник системы ПФР обязан уведомить работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы об обращении к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

- работники системы ПФР, занимающие должности, включенные в Перечень должностей в ПФР и его территориальных органах, утвержденный постановлением Правления ПФР от 04.06.2013 № 125п, при поступлении на которые граждане и занимающие эти должности работники обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным;

- работник системы ПФР обязан в письменной форме уведомить работодателя и своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно;

- работник системы ПФР обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов;

- работник системы ПФР обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в случае, если владение ценными бумагами, акциями приводит или может привести к конфликту интересов (работник сам оценивает возможность возникновения конфликта интересов, либо может обратиться в комиссию по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в целях получения ее решения);

- работник системы ПФР обязан письменно уведомить работодателя о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями и передать его по акту в фонд с сохранением возможности его выкупа в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работнику системы ПФР запрещается принимать подарки в связи с исполнением служебных обязанностей вне зависимости от его стоимости.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» граждане российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации: статьей 192 ТК РФ; статьями 7.27, 7.29-7.32, 13.11, 13.14, 15.21, 19.28, 19.29 КоАП РФ; главами 23, 30 УК РФ; статьями 1064, 1068 ГК РФ.

Согласитесь, что получать пенсию, хоть и маленькую, гораздо приятнее, нежели возвращать ее обратно.

Между тем нередко возникают ситуации, когда пенсионер получает грозное письмо из Пенсионного фонда, где сообщается, что он незаконно получил пенсию и должен ее немедленно вернуть.

Возврат пенсии – это огромная проблема, т.к., разумеется, пенсионер редко когда хранит ее на тот случай, если ПФР вдруг потребует ее обратно.

Будучи основным источником существования, пенсия тратится на основные потребности пенсионера, и выделить из скромного бюджета незаконно полученную сумму не так-то просто.

Поэтому, получив требование от ПФР вернуть пенсию, не спешите это делать, а сначала внимательно проанализируйте законность взыскания с вас переплаты. Разберем основные случаи, когда ПФР не имеет права взыскивать переплату пенсии.

1. А есть ли переплата?

Переплата пенсии возникает, когда пенсионер должен был по закону получить одну сумму пенсии, а по каким-то причинам получил ее больше, либо он вообще не должен был получать пенсию.

На практике чаще встречаются такие случаи возникновения переплат:

- пенсионер получал выплаты, которые полагаются только неработающим, но при этом были зафиксированы его трудовые отношения.

Например, пенсионер получал социальную доплату к пенсии, социальную пенсию по старости или компенсационную выплату по уходу за нетрудоспособным лицом – все эти выплаты не совместимы с работой по трудовому или гражданско-правовому договору, на период трудоустройства они приостанавливаются.

Пенсионный фонд периодически проверяет получателей таких выплат на предмет отсутствия по ним сведений от работодателей, которые подаются в ПФР. Если на лицевом счете получателя вдруг появляются сведения о периодах работы, то ПФР выставляет за эти периоды переплату пенсии.

Поэтому, чтобы защититься от претензий ПФР в данном случае, необходимо опровергнуть факт выполнения оплачиваемой работы в указанные периоды. Нередко бывает, что работодатели некорректно подают сведения о стаже своих сотрудников, из-за чего возникают недоразумения с переплатой пенсии.

Если ошибка действительно была, нужно взять об этом официальное подтверждение у организации, которая сдала сведения в ПФР;

- пенсионеру некорректно рассчитали сумму пенсии из-за того, что были представлены недостоверные сведения о его стаже или заработке.

Нередко справки о заработке, например, выдают организации – правопреемники прежнего работодателя. Такие справки принимаются при условии, что была реорганизация работодателя в новое юридическое лицо, т.е. было правопреемство.

Если же формально реорганизации не было, то новая организация уже не имеет права выдавать справки за предыдущую организацию, даже если у нее остались все документы и печати.

Поэтому нередко такие справки признают недействительными, а следовательно, и все данные, которые указывались в них, обнуляются, и пенсия рассчитывается по минимуму. В таком случае отвечать должен тот, кто выдал подобный документ, а не пенсионер.

По закону юридические лица также несут ответственность перед ПФР за достоверность представляемых сведений. Поэтому сам пенсионер возвращать переплату пенсии не обязан.

2. Есть ли недобросовестность пенсионера?

По закону переплата пенсии признается необоснованным обогащением, а оно подлежит возврату только при условии, что будет доказана недобросовестность получателя или счетная ошибка.

Поэтому если пенсионер вел себя добросовестно при получении пенсии, то он не должен возвращать переплату.

Например, пенсионера не предупредили в ПФР о том, что он обязан сообщать о каждом факте своего трудоустройства, или же пенсионер предоставлял письменное уведомление в ПФР о том, что устраивается на работу, но сотрудники затеряли его.

Но потребуется представить доказательства своей добросовестности.

3. Уложился ли ПФР в сроки исковой давности?

Ели все предыдущие случаи не подходят, то последним шансом на спасение может стать пропуск исковой давности Пенсионным фондом.

Если ПФР обратился в суд за взысканием переплаты пенсии по истечении 3-летнего срока исковой давности, то в иске будет отказано, даже если он обоснованный.

Срок давности исчисляется с того момента, как ПФР узнал или должен был узнать о том, что пенсионер получает пенсию незаконно.

При этом обратите внимание, что по переплате пенсии расчет исковой давности идет в отношении каждого отдельно взятого платежа.

Как правило переплата взыскивается сразу за несколько месяцев, а то и лет, поэтому нередко выходит так, что по каким-то платежам ПФР вышел за 3-летний срок.

Проверьте это обязательно и ссылайтесь в суде на пропуск давности, если он действительно подтверждается!

Пенсионное законодательство, особенно в части исчисления размера полагающейся гражданину пенсии, достаточно сложное для восприятия даже специалистами, не говоря уже о простых пенсионерах. У них могут возникать сомнения, полностью ли соблюдены их пенсионные права. Порой пенсионер случайно узнает, что его пенсионные права нарушаются (например, при наличии нескольких вариантов расчета пенсии пенсионный орган не применил наиболее выгодный или им была допущена ошибка при исчислении показателей, влияющих на размер пенсии, и т.п.).

Для исключения таких ситуаций граждане могут обращаться (устно или в письменной форме) в органы Пенсионного фонда за получением исчерпывающих объяснений по интересующим вопросам, касающимся их пенсионных прав, в том числе за обоснованием размера начисленной им пенсии.

Полномочия Пенсионного фонда по проведению разъяснительной работы среди населения закреплены в Положении о Пенсионном фонде РФ (утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 2122-1 ) и в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Согласно последнему (ст. 13) пенсионные органы обязаны:

- бесплатно консультировать застрахованных лиц (пенсионеров) по пенсионным вопросам и информировать их о нормативных правовых актах;

- организовывать через свои территориальные органы бесплатные консультации застрахованным лицам (пенсионерам) по пенсионным вопросам.

Помимо этого застрахованные лица (работники и пенсионеры) имеют право на информацию о состоянии своего индивидуального лицевого счета в системе индивидуального (персонифицированного) учета в Пенсионном фонде.

В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», все граждане , подлежащие обязательному пенсионному страхованию, должны быть зарегистрированы в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда РФ и на них должны предоставляться необходимые для пенсионного обеспечения сведения. Данный Закон вступил в силу с 1 января 1996 года на территории отдельных субъектов РФ, а с 1 января 1997 года – на всей территории России. Однако, его поэтапная реализации в регионах растянулась на несколько лет, что объясняет различие в датах регистрации застрахованных в органах ПФР.

На индивидуальном лицевом счете в системе индивидуального (персонифицированного) учета содержатся сведения о заработке, стаже (в том числе, приобретенном до регистрации гражданина в системе персонифицированного учета), сумме поступивших от работодателя страховых взносов (из которых рассчитываются страховая и накопительная части трудовой пенсии) и дополнительных поступлениях на накопительную часть пенсии, сведения о расчетном пенсионном капитале и его индексации, сведения о доходе от инвестирования средств пенсионных накоплений, о назначенной трудовой пенсии и индексации ее размера.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и п. 44 Постановления Правительства РФ от 15 марта 1997 г. № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования» работодатели должны были в период с 1 августа 2003 г. до 1 июля 2004 г. в сроки, согласованные с территориальными органами Пенсионного фонда, представить сведения о включаемых в трудовой (страховой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у них застрахованными лицами до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.

При этом в первоочередном порядке сведения о трудовом (страховом) стаже должны были представить организации, имеющие должности (профессии), работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и организации, находящиеся в стадии ликвидации, банкротства (Порядок представления страхователями сведений о включаемых в трудовой (страховой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у них застрахованными лицами до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, утв. Постановлением Правления ПФР от 01.10.2003 № 139п).

Информация с лицевого пенсионного счета не только дает представление о том, исходя из каких параметров рассчитана пенсия конкретному пенсионеру, но и позволяет лицам, еще не вышедшим на пенсию, проконтролировать правильность учета и отражения их пенсионных прав для принятия превентивных мер по устранению ошибок, которые могут негативно отразиться на размере его будущей пенсии, а также удостовериться в добросовестности своего работодателя, прежде всего, в части своевременного и в полном объеме перечисления взносов за работника.

В Постановлении Минтруда РФ № 17, ПФ РФ № 19пб от 27.02.2002 «Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии» в п. 19 акцентировано внимание, что «гражданин, обращающийся за пенсией, имеет право заблаговременно знакомиться со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В случае несогласия со сведениями, содержащимися в индивидуальном лицевом счете, гражданин вправе обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда РФ, либо в суд.

Гражданин может также обратиться в орган ПФР по вопросу уточнения (исправления) содержащихся в его индивидуальном лицевом счете сведений о стаже, приобретенном до 1 января 2002.

Реализовать свое право на ознакомление с пенсионными правами, отраженными на лицевом счете, работники и пенсионеры могут, обратившись к работодателю за информацией о сведениях, представленных за него в Пенсионный фонд РФ (ст. 14 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»), и о начисленных за него страховых взносах (ст. 15 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»).

Согласно п. 4 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» работодатель должен передавать работнику копию сведений индивидуального (персонифицированного) учета одновременно с передачей этих сведений в Пенсионный фонд. Увольняющимся работникам сведения персучета передаются в день увольнения (работодатель должен получить письменное подтверждение об этом). Работнику, подавшему заявление о выходе на трудовую пенсию, указанные сведения передаются в течение 10 календарных дней со дня подачи заявления.

Получить информацию, содержащуюся в индивидуальном лицевом счете, можно также непосредственно в органах Пенсионного фонда по месту жительства или работы (бесплатно такая информация предоставляется один раз в год в течение 10 дней со дня обращения гражданина).

ü Указанная информация направляется застрахованному лицу способом, указанным им при обращении (в т.ч. в форме электронного документа, черезединый портал государственных и муниципальных услуг, почтовым отправлением).

ü Граждане, формирующие накопительную часть своей трудовой пенсии в негосударственном пенсионном фонде, по всем вопросам относительно пенсионных накоплений могут обращаться в соответствующий негосударственный пенсионный фонд.

Негосударственный пенсионный фонд, которому переданы пенсионные накопления, заводит на каждое застрахованное лицо пенсионный счет [2] (аналог специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица в Пенсионном фонде, где отражается информация о пенсионных накоплениях).

В соответствии с Типовыми страховыми правилами негосударственного пенсионного фонда, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 731н, будущий пенсионер имеет право запрашивать у негосударственного пенсионного фонда интересующие его документы - устав, страховые правила, полный текст зарегистрированных изменений и дополнений в них, бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках, заключения аудиторов и актуариев и т.д. Негосударственный пенсионный фонд обязан бесплатно консультировать застрахованных лиц по всем вопросам обязательного пенсионного страхования.

В случае несогласия с имеющейся у негосударственного фонда информацией о пенсионных накоплениях, можно требовать их исправить, в том числе в судебном порядке.

ü Ранее на органах Пенсионного фонда (а если по выбору гражданина пенсионными накоплениями в рамках обязательного пенсионного страхования управляет негосударственный пенсионный фонд, то – в части информирования о пенсионных накоплениях - на соответствующем негосударственном пенсионном фонде) лежала обязанность бесплатно направлять один раз в год застрахованным лицам сведения, содержащиеся в их индивидуальных лицевых счетах (так называемые «письма счастья»). С 2013 года эта обязанность отменена. Теперь получить сведения о состоянии своих пенсионных счетов можно только в заявительном порядке.

Помочь гражданам получить информацию от Пенсионного фонда призван и открывшийся 15 декабря 2009 г. - в рамках внедрения Федеральной целевой программы «Электронная Россия» - Единый портал государственных услуг. По интернет-адресу http://www.gosuslugi.ru можно найти сведения о государственных услугах (к ним относится и информация, предоставляемая пенсионными органами [3] ) и возможностях их получения. В карточке услуги можно ознакомиться с ее описанием, узнать сроки ее исполнения, изучить бланки заявлений, которые следует заполнить для обращения за услугой, ознакомиться с перечнем документов, необходимых для получения услуги. Зарегистрировавшись в «Личном кабинете», можно в электронной форме заполнить и отправить заявление на получение услуги, а затем отследить прохождение своего обращения. Из «Личного кабинета», можно, например, отправить запрос на получение информации о состоянии своего индивидуального лицевого счета. Предполагается, что к 2014 году все госуслуги можно будет получать в электронной форме по универсальной электронной карте.

ü Пояснения по поводу пенсионных услуг, доступных в электронном виде, можно получить на сайте ПФР - http://www.pfrf.ru/elvid/) и на сайте проекта «электронное Правительство» - http://www.gosuslugi.ru/pgu/stateStructure/10000002796.html).

[1] См. Порядок корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части трудового (страхового) стажа, приобретенного до 1 января 2002 года (утв. Постановлением Правления ПФР от 14.12.2005 № 246п).

[2] Статья 36.19 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

В сегодняшней статье я хочу поговорить о наболевшем вопросе – пенсии по старости и ее назначении, рассказать о типичных ошибках Пенсионного Фонда РФ, которые они допускают при назначении пенсии, и способах их устранения.

Данная статья основана на личном опыте разбора пенсионных споров, как в до судебном порядке, так и в ходе судебного делопроизводства.

Основным законом, регулирующим назначение пенсии, на сегодняшний день, является Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ. Он регулирует порядок выхода на пенсию, размеры фиксированных выплат и их повышение, сроки выплаты пенсии, основания для отказа в назначении пенсии.

Однако тем, кто выходят на пенсию в 2019 году, основной стаж работы рассчитывается с учетом положений ранее действовавшего закона - Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ.

Данным законом установлено 2 варианта расчета пенсии:

-пункт 3 статьи 30 ФЗ № 173-ФЗ, при котором учитываются все периоды трудовой деятельности и иной полезной деятельности (кроме учебы) до 01.01.2002 г. При данном исчислении стаж учитывается календарно и перерасчету с повышенном размере не подлежит. Так же при данном расчете, размере пенсии не ограничивается размером средней заработной платы по стране.

-пункт 4 статьи 30 ФЗ № 173-ФЗ, при котором учитываются вообще все периоды трудовой деятельности и иной полезной деятельности, с учетом возможности расчета стажа, в повышенном варианте (пример: работа в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к ним – в полуторном размере; периодов службы в армии – в двойном размере). При этом расчетный размер пенсии не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек (для обычных условий труда), и 648 рублей 62 копеек (для тяжелых, вредных условий труда). Соответственно максимальный размер исчисленной пенсии ограничивается.

Два данных порядка расчета взаимоисключающие, иными словами нельзя применять первый вариант, но исчислять стаж по второму варианту.

Знаю, многим такой порядок кажется несправедливым, однако это положения действующего законодательства, и переиграть их не получится.

У большинства граждан пенсия исчисляется по 1 варианту (п.3. ст. 30), но встречаются люди, у которых пенсия исчислена по 2 варианту (п.4. ст. 30). Чаще всего так бывает у тех, у кого не хватает трудового стажа, что бы дотянуть до 25 лет (0,55 стажевого коэффициента).

В обоих порядках расчета, действуют одни и те же показатели, имеющие прямое значение на размер исчисленной пенсии:

СК - стажевый коэффициент. Для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, он составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

Иными словами, чем больше вы отработали до 01.01.2002 г., тем больше будет стажевый коэффициент и как следствие размер пенсии.

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Необходимо отметить что, свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается, только документами (справки 2 НДФЛ, расчетные листы, платежные ведомости).

Иными словами, чем больше был средний заработок в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 г., или за 60 календарных месяцев подряд до 01.01.2002 г. тем больше будет размер исчисленной пенсии.

О порядке расчета пенсии можно рассказывать очень долго, и всегда есть риск запутаться самому:), так как положения закона написаны так, что бы их ни понимали даже те, кто эти пенсии считает.

Теперь о главном – об ошибках, которые допускает Пенсионный Фонд РФ, при назначении пенсии.

Сам ПФР РФ данные ошибки за ошибки не считает и действует, по своему мнению, в строгом соответствии с действующим законодательством, при этом прямо игнорируя судебную практику.

Пенсионный Фонд отказывается зачитывать в страховой стаж, исчисленный до 01.01.2002 г. какие либо периоды работы из-за: ошибок, помарок, разного почерка, разных чернил, не читаемых записей, отсутствия печатей, ссылок на приказы в трудовой книжке.

Главный (а часто и единственный аргумент ПФР РФ), это нарушения, при ведении трудовых книжек, в соответствии с Инструкций о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162, либо Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 N 225.

Иными словами все ошибки, помарки и неточности которые кадровики (ну или кто там заполнял трудовые книжки) допустили в ваших трудовых книжках, ПРФ РФ возлагает на Вас, как на ее владельца.

Ломается это достаточно легко - согласно статье 39 Конституции РФ, гарантируется каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Работник не должен нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей работодателем по ведению делопроизводства, а также не вправе быть ограниченным в реализации своего законного права на пенсионное обеспечение.

Возникновение конституционного права на социальное обеспечение по возрасту не может быть постановлено в зависимость от прекращения деятельности юридического лица, неисполнения или ненадлежащего исполнения иными лицами своих обязательств, вытекающих из служебных полномочий (неверное заполнение первичных кадровых документов, несвоевременная передача документов в архив либо утрата указанных документов и т.д.), и не может являться препятствием для реализации прав на получение пенсии (ст.2 Конституции РФ).

Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 N 225 (в редакции Постановления от 06.02.2004 N 51), предусмотрено, что в случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке исправление ее производится по месту работы, где была внесена соответствующая запись, либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку; исправленные сведения должны полностью соответствовать документу, на основании которого они были исправлены (п.п. 27, 29).

Таким образом, обязанность по заполнению трудовой книжки полностью лежит также на работодателе.

С первой ошибкой разобрались, аргументы для спора с Пенсионным Фондом РФ у вас по данному основанию есть.

Пенсионный Фонд РФ отказывается учитывать периоды работы и размер заработка из-за: отсутствия сведений на Индивидуальном лицевом счету о трудовой деятельности или доходе.

Иными словами – если ваш работодатель не передавал информацию в Пенсионный Фонд РФ, то виноваты в этом Вы. (по мнению ПФР РФ.)

Ломается данный довод тоже достаточно просто - согласно пункту 10 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица является обязанностью работодателя.

Соответственно за ошибки работодателя нельзя наказывать работника и ограничивать его в пенсионных правах.

Пенсионный Фонд РФ отказывается учитывать условия работы (профессии указанные в Списках № 1 и № 2), так как: нет сведений на Индивидуальном лицевом счету об условиях работы (вредности, продолжительности работы и т.д.).

Здесь доказать правоту ПФР РФ достаточно сложно и делать это приходиться практически всегда в судебном порядке.

К сожалению, каждый случай индивидуален, но в суде могут помочь любые документы подтверждающие факт вашей работы в тяжелых/вредных условиях труда (журналы учета смен, расчетные листы в указанными кодами доплаты за вредность, свидетели работавшие с вами в тоже время в том же месте, у которых вредные условия подтверждены, ответы на запросы из Архивов, куда передавались документы вашего работодателя).

Иными словами, чем больше доказательств вы соберете, тем легче суду будет принять решение в удовлетворении ваших требований.

Пенсионный Фонд РФ не учитывает повышающие коэффициенты при исчислении пенсии из-за отсутствия подтвержденного стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к ним.

Максимальный размер соотношения заработной платы пенсионера к средней заработной плате по стране учитывается с коэффициентом не более 1,2.

Однако из этого правила есть исключение. В силу п. 3 статьи 30 ФЗ № 173, для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:

не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

В подобных случая ПФР РФ просто отказывается засчитывать стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Основания все те же: отсутствие документального подтверждения работы в районах Крайнего Севера.

Здесь я могу дать те же рекомендации, что при вредных/тяжелых условиях труда: необходимо собирать любые документы, подтверждающие, что вы работали в районах Крайнего Севера, получали заработную плату с районным коэффициентом (справки о зарплате), ответы на запросы из Архивов, в которых указано что, вы работали на Севере.

Часто в судах людям не удается доказать свое право на исчисление пенсии с повышенным коэффициентом именно из-за отсутствия документов.

Резюме

Подводя итог данной статьи, хочу отметить следующее:

1) Пенсионный Фонд РФ достаточно часто допускает ошибки при назначении пенсии. Они могут быть, как у тех, кто только начал ее получать, так и у тех, кто получает ее несколько лет.

2) Не стоит ходить в Отдел Пенсионного Фонда РФ и кричать что они все жулики и воры, действия это не возымеет, а нервы и время вы потратите.

3) Если вы считаете что Пенсионный Фонд РФ, допустил ошибку при расчете вашего размера пенсии, то всегда следует обратиться к ним за разъяснением в письменном виде, указав следующие вопросы:

-какие периоды работы были учтены при назначении пенсии?;

-какие периоды работы не были учтены при назначении, пенсии и на каком основании?;

-какой размер среднего заработка был учтен при расчете пенсии и почему?

-каким образом производится расчет пенсии? (п 3. ст. 30 или п.4 ст. 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ).

4) Получив ответ на данные вопросы можно сделать вывод, допустил ли Пенсионный Фонд РФ ошибки при расчете вашей пенсии или нет;

5) Если вы считаете, что Пенсионный Фонд допустил ошибки, необходимо подавать письменную претензию по обнаруженным вами ошибкам, а если ее не удовлетворят, то обращаться в суд.

Пенсионные споры часто сложны для понимания и разбора даже квалифицированным судьями, не то что простым гражданам, но шанс разобраться в правильности начисления вашей пенсии есть всегда.

Надеюсь, данная статья немного помогла вам разобраться в том, какие типичные ошибки может допускать Пенсионный Фонд при исчислении пенсии и как с этим бороться.

Конечно, это далеко не полный перечень ошибок, которые может допустить ПФР РФ, но это самые распространенные. Описать все ошибки не реально просто из-за индивидуальности каждого случая. Если вы не понимаете того что ответил вам Пенсионный Фонд РФ на ваш запрос, всегда можно обратиться к специалисту и за адекватную сумму попросить проверить правильность начисления пенсии.

Все ошибки автора относятся в его авторскому стилю, а копирование статьи возможно только с письменного разрешения автора.

p.s. Для любителей котолампы, баяномертров, и копипасты - статья лично моя.

Аргументированная критика приветствуется.

Читайте также: