Что будет с пенсионной реформой интервью

Сотрудники ПФР предрекают фатальные изменения правил выплат старикам





С 1 января 2021 года пенсии россиян увеличатся в среднем на тысячу рублей, заявила заместитель председателя комитета Совфеда РФ по социальной политике Елена Бибикова. Это произойдет в результате индексации на 6,3%, при оценочной инфляции в 3,7−3,8%.

Тем временем, лидер «Справедливой России» Сергей Миронов рассказал, что в настоящее время во фракции готовится законопроект об упразднении ПФР и выплате пенсий напрямую из бюджета. Фактически, речь идет о создании солидарной пенсионной системы, как это было в Советском Союзе.

Взносы, уплачиваемые сейчас в ПФР, планируется перевести напрямую в бюджет. Оператором выплат может стать ФНС. Кроме того, можно отменить сегодняшние льготы на пенсионный налог с высоких зарплат. Об упразднении ПФР в связи с цифровизацией заявил также лидер ЛДПР.

В жизнеспособность действующей пенсионной системы не верят даже ее работники. В одном из региональных отделений ПФР спецкорру «СП» на вопрос о способах добровольной уплаты пенсионных страховых взносов ответили, что пенсионная система еще много раз может измениться.

— Инициатива «Справедливой России» понятна и очевидна, — говорит экономист Владислав Жуковский. — Такие же предложения вносит и КПРФ. И в Госдуме, и Мосгордуме. Знаю, так как имею личное отношение к этим законопроектам.

Российская пенсионная система по сути является банкротом. Она объективно не справляется со своей главной социальной функцией обеспечения пенсионеров достаточным уровнем дохода. По всем опросам, свыше 90 процентов респондентов не довольны выплатами.

«СП»: — Как же страна докатилась до жизни такой?

— За последние 20 лет пенсионную систему реформировали несколько раз. И после каждой последующей реформы уровень жизни пенсионеров только снижается. По рекомендации МОТ пенсия должна составлять не менее 40 процентов от зарплаты. У нас в лучшие годы было 35−40 процентов, в прошлом году 29, а в этом видимо уйдет ниже 27 процентов. У нас и без того крайне низкая реальная зарплата. Средняя, как нам рассказывают, около 50 тысяч рублей, но самая распространенная около 25 тысяч рублей. На такие деньги выжить невозможно. Но даже от этой зарплаты доля пенсии совсем невысокая.

Очевидно, что все последние годы власть просто залезала в карман населению, сбрасывала с себя социальную нагрузку, обязательства перед обществом. Мы помним и монетизацию льгот, и конфискацию пенсионных накоплений в 2014 году, которая подавалась как временная заморозка ради реформирования института НПФ, а по факту у людей украли 6 процентов их страховых взносов. То же самое касается системы электронных пенсионных баллов — ПФР сам толком не может посчитать по ним будущие пенсии, и исключение из трудового стажа целого ряда периодов.

Ну, и «вишенка на торте», удар поддых обществу — это пенсионная реформа 2018 года. Повышение срока выхода на пенсию до 65 лет для мужчин и 60 у женщин, из-за чего у нас 40 процентов мужчин и 15−20 процентов женщин до пенсии не доживут. И это при том, что у нас одна из самых низких в Европе продолжительность здоровой жизни. Дело ведь не только в том, до скольки лет доживет человек, но и в каком физическом состоянии он будет находиться. Он будет нуждаться в медицинской поддержке, но при этом будет вынужден работать

У нас постоянно повышаются сроки дожития. Расчет и по страховым и по накопительным выплатам идет исходя из срока дожития в 22 года. Неужели у нас мужчины выйдя на пенсию доживают до 87 лет, а женщины до 82-х?! Такие есть, но это исключение, а не правило. Это мухлеж. На деле мужчины после выхода на пенсию в среднем живут не более 7 лет (в ряде регионов 1,5−2 года), а женщины около 20-ти. Все это делается, чтобы выплачивать меньше денег, а заплаченные пенсионные взносы перешли государству.

«СП»: — В Пенсионном фонде с вами, наверное, поспорят…

— Сам по себе институт Пенсионного фонда, как некая «прокладка» — это уже бельмо на глазу, нечто, вызывающее чесотку, аллергическую реакцию, а у кого-то рвотный рефлекс. Все прекрасно видят, что штат раздут, стоят шикарные особняки в центре всех региональных столиц… В то время, как за семь лет реальные располагаемые доходы населения упали чуть ли не вдвое (только за прошлый год на 8,5 процента), зарплаты в ПФР в среднем в 2,5 раза выше, чем в среднем по России. Сотни миллиардов рублей уходят на красивую жизнь пенсионных чиновников.

Но в условиях развития цифровизации, экосистем вообще непонятно зачем нужен этот «псевдособес». Пенсию можно перечислять напрямую на банковскую карту без ПФР. Мы все, ИП, ООО, самозанятые платим налоги в электронном виде, сдаем отчетность тоже. ПФР вообще не нужен физически. Достаточно иметь базу данных. Это даст огромную экономию. Причем ежегодно.

«СП»: — У нас зациклились на пенсионных взносах. А вот в Норвегии для выплаты пенсий используют доходы от нефти. Наверняка можно найти и другие источники…

— Это очень важный вопрос. По Конституции у нас недра, природные богатства принадлежат всему народу. Непонятно, почему пенсии должны платиться только с пенсионных взносов. Конечно, в этом есть определенная финансовая логика, чтобы не было коллапса пенсионной системы, но мы и так платим кучу налогов… Пора открыто говорить о том, что общество в праве претендовать на долю от всего экономического пирога: от экспорта сырья, нефти, газа, металлов и в целом от бюджетных поступлений. Поэтому не следует ограничиваться только пенсионными взносами.

Кроме того, у нас сейчас регрессивная шкала страховых взносов. Чем человек богаче, тем меньше за него платят в ПФР. За тех, чей ежемесячный доход составляет менее 110 тысяч рублей, платят 22 процента страховых взносов, а у тех, кто получает больше, ставка падает до 10 процентов. Конечно, это неприемлемо. Выравнивание этой шкалы будет более справедливым и позволит снизить среднюю ставку взносов где-то на треть. Также у нас сейчас не платятся страховые взносы с дивидендов. Их, за исключением реинвестиций, можно обложить повышенной ставкой. Наполнению бюджета способствует и реальная прогрессивная шкала налогообложения, а не такая, как сделал Путин.

«СП»: — Придется наступить на карман наиболее состоятельным россиянам…

— Безусловно. Но это совсем небольшой процент населения: высокопоставленные чиновники, министры, топ-менеджеры крупнейших корпораций, госбанков. Они, по данным ВШЭ, владеют тремя четвертями всех финансовых активов государства. Но другого пути просто нет. В Финляндии, где нет нефти и газа, средняя пенсия в октябре превысила 1715 евро. А у нас средняя 16 тысяч рублей, а у большинства 11 тысяч рублей. Хорошо бы посмотреть как в других странах такого добиваются. В Скандинавии перераспределяют через бюджетные механизмы 50−65 процентов ВВП, а у нас 32 процента и эта цифра падает. Нужно активнее перераспределять доходы.

«СП»: — Вопрос политический…

— Пока никакого законопроекта в комитет не поступало, поэтому оценивать детали преждевременно, — продолжает член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.

«СП»: Миронов пообещал доработать закон к весне. Но основной посыл уже объявлен — отказ от страховой и переход к солидарной пенсионной системе. Фундаментальное изменение…

— На мой взгляд корректнее говорить не о солидарной, а о распределительной пенсионной системе. Поскольку действующая сейчас пенсионная система тоже отчасти солидарная. Ее можно донастраивать, можно реформировать, но самый главный вопрос — откуда взять средства. Люди должны получать больше, чем сейчас.

Важно, чтобы в законе было указано, кто будет заниматься назначением пенсий. Потому как у нас есть пенсии страховые, социальные, есть разный возраст выхода на пенсию, льготники. И социальные и страховые пенсии могут быть в случае потери кормильца, инвалидности, достижения возраста нетрудоспособности. Есть военные пенсии, есть государственные пенсии разных видов. Кто всем этим будет заниматься, если ПФР ликвидируют?

«СП»: — Как вариант — налоговая служба. У них есть своя сеть, персонал, да и в цифровизации они при бывшем главе Мишустине достигли успехов. А цифровизация существенно облегчит администрирование…

— Налоговая наверняка потребует расширения штата, здания Кроме того, ПФР помимо назначения пенсий выполняет значительное число государственных функций как оператор. Занимается, например, доплатами к пенсиям, индексацией, выплатой маткапитала, других социальных выплат. Кто все это будет делать?

Нужно посмотреть: вновь созданная структура, перераспределение полномочий одновременно с увеличением штата не приведет ли к дорогому решению? Насколько это будет эффективно? Ответить на эти вопросы можно только все детально обсчитав.

Но самое главное, целью любого изменения должен стать увеличивающийся размер пенсий. Нашим гражданам без разницы, какая пенсионная система, она несколько раз уже менялась — страховая или распределительная или еще какая. Человеку важно понимать, что при том или ином трудовом стаже он будет иметь ту или иную пенсию и индексацию.

Сейчас у нас страховая система. Но есть и социальные пенсии — у тех, кто на страховую не заработал. Наступил возраст потери трудоспособности, инвалидность, потеря кормильца, а страховых баллов не хватило - все равно будет получать социальную пенсию и к ней доплату до прожиточного минимума по региону. Это закон.

«СП»: — Люди боятся однажды остаться вообще без ничего, поскольку чувствуют, что государство озабочено тем, как снять с себя все больше и больше обязательств…

— Даже если у ПФР не будет хватать средств на пенсионное страхование и другие выплаты, то из федерального бюджета направляются средства на покрытие их дефицита. Именно так происходит сейчас. То есть тип пенсионной системы и гарантии выплат — это два разных вопроса. Но это не значит, что в нынешней пенсионной системе нет недостатков. Есть.

Например, отсутствие индексации работающим пенсионерам. Также им перерассчитывают пенсии раз в год — в августе, но только на 3 пенсионных балла. Хотя человек мог заработать 10 баллов. Почему так? Это искусственное ограничение в целях экономии. Несправедливо. Есть чехарда с накопительной пенсией, хотя в развитых странах она добровольная. С ней надо наводить порядок.

Об отмене пенсионной реформы в 2020 году предпенсионеры России заговорили на фоне усугубления экономического положения в стране в связи с пандемией коронавируса. Пожилые люди в регионах по указу местных властей обязаны соблюдать самоизоляцию, из-за чего массово оказываются без работы и, соответственно, без средств к существованию.

Пенсионный возраст является одной из самых болезненных и обсуждаемых тем в России с 2018 года, когда в стране была принята реформа о повышении возраста граждан, который позволяет уйти на заслуженный отдых. Что будет с пенсионным возрастом в 2021 году — ожидать ли его снижения на фоне пандемии коронавируса, объяснили эксперты.

Почему в России ждут снижения пенсионного возраста

Об отмене пенсионной реформы в 2020 году предпенсионеры России заговорили на фоне усугубления экономического положения в стране в связи с пандемией коронавируса. Пожилые люди в регионах по указу местных властей обязаны соблюдать самоизоляцию, из-за чего массово оказываются без работы и, соответственно, без средств к существованию.

Из-за подобных обстоятельств в Сети поползли слухи о том, что власти задумались о временной отмене реализации реформы, связанной с повышением пенсионного возраста: безработных якобы собрались отправить на пенсию, чтобы снизить нагрузку на центры занятости в условиях кризиса в стране.

Также причиной «ожидания» стали первые итоги реформы, реализация которой началась 2 года назад: финансовая нагрузка на Пенсионный Фонд не снизилась, и благосостояние пенсионеров не улучшилось, хотя изначально именно эти два фактора были решающими при принятии решения властью о повышении пенсионного возраста.

В Сети граждане страны в 2020 году создавали петиции и обращения к власти с просьбами пересмотреть отношение к пенсионному возрасту. Аргументы остались такими же, как и в 2018 году, когда жители страны оказались против реформы: женщины и мужчины в России не готовы трудиться до 60 и 65 лет, так как условия их жизни не позволяют поддерживать здоровье и трудоспособность на должном уровне.

Будет ли снижен пенсионный возраст в России в 2021 году

Вопрос о снижении пенсионного возраста в России в 2021 году в Сети назвали практически решенным: якобы в правительстве готовы прислушаться к гражданам, а потому пересмотрят решения «прошлого».

Но официально власти категорически опровергли данную информацию: реализация реформы будет продолжаться в условиях пандемии, кризиса, возможного конца света и других обстоятельств. Смягчение закона допустимо, но полная отмена планируемого повышения пенсионного возраста категорически невозможна.

Что будет с пенсионным возрастом в России в 2021 году: кто уйдет на пенсию по закону

Пенсионный возраст в России в 2028 году достигнет 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин, как и было запланировано законом. Пока повышение проходит постепенно, чтобы гражданам было легче переживать обстоятельства, в которых им до пенсии оставалось всего ничего, а поработать придется год-два «лишних».

В 2021 году пройдет очередная ступень постепенного повышения пенсионного возраста: женщин на заслуженный отдых отпустят только тех, которые достигли возраста 56,5 лет, а мужчин в 61,5 года.

При этом эксперты предполагают, что пенсионеров будет гораздо больше, чем изначально предполагалось реформой, так как свои коррективы в планы власти внесла пандемия коронавируса. Правда, для получения права на досрочную пенсию им придется предъявить документ из центра занятости о том, что работы в регионе проживания для отдельного жителя, действительно, нет.

Кому положен досрочный выход на пенсию в 2021 году

Расширение списка тех граждан, которые могут уйти на пенсию досрочно, — это и была реакция власти на призыв народа о снижении пенсионного возраста. С 2021 года право на выход на пенсию не в установленном законом возрасте, а раньше, будут иметь:

предпенсионеры, оставшиеся без работы за два года «официального» выхода на пенсию;
люди, работающие на тяжелом или опасном для здоровья производстве и занятые в социально-значимых сферах, например, в медицине или образовании, но имеющие определенное количество наработанного трудового стажа;
многодетные матери, имеющие стаж не менее 15 лет.

Право на досрочную пенсию закрепили за теми гражданами, которые имеют трудовой стаж не менее 37 и 42 лет для женщин и мужчин соответственно. Предпенсионеры имеют право претендовать на выход на пенсию, если их стаж работы оставляет не менее 20 и 25 лет (женщины и мужчины).

Что же касается многодетных матерей, у которых есть необходимое количество наработанного стажа, то им пенсионный возраст сократят на один год за каждого ребенка, независимо от его возраста.

«Как только осенью народ вернется из отпусков, общественность закипит. Это вам не 2011 и не 2012 год, не Болотная площадь и проспект Сахарова», — говорит доктор экономических наук Сергей Смирнов .

Он рассказал «БИЗНЕС Online», как просчитались правительственные эксперты, а Владимир Путин повторил «маневр» Сталина в июне 1941-го, почему выплаты «старым» и «молодым» пенсионерам сравняются только через 5–6 лет, уровень занятости пожилых мужчин придется увеличить вдвое, а женщин — вчетверо.

«СМЕШНО ЖЕ ГОВОРИТЬ, КАК ПЕНСИОНЕРЫ ВЫИГРАЮТ ОТ ДОБАВЛЕННОЙ ТЫСЯЧИ»

— Сергей Николаевич, когда мы с вами договаривались об интервью о пенсионной реформе, вы сказали, что это не реформа, а дефолт. Что вы имели в виду?

— Я имел в виду, что повышение пенсионного возраста обусловлено тем, что государство не способно выполнять свои обязательства по государственному пенсионному обеспечению в нынешнем формате при нынешних условиях формирования бюджета пенсионной системы (имею в виду тарифы), при нынешней демографической ситуации, когда мы сползаем в очередную демографическую яму и в рамках существующих пенсионных возрастов. Поэтому, с точки зрения людей, называть это пенсионной реформой не приходится, это пенсионный дефолт. То, что делали в 2002 году, действительно было реформой, потому что произошли кардинальные изменения. В 2015 году тоже была проведена пенсионная реформа, потому что речь шла не об отказе выполнять свои обязательства за счет изменения пенсионного возраста, а за счет изменений правил определения размеров вашей будущей пенсии.

Объясню. В условиях реформы 2002 года вы могли посчитать, какой у вас будет уровень пенсионного обеспечения. Вам приходили «письма счастья», где было отражено состояние вашего индивидуального пенсионного счета в пенсионном фонде России (ПФР). Тогда вы могли оценивать динамику этой величины и делить ее на 228, поскольку 228 — это количество месяцев, которые средний пенсионер проживает после оформления пенсии, то есть 19 лет. Соответственно, вы могли прикинуть, каким будет ваш месячный размер пенсии. Плюс к этой сумме доплачивалась фиксированная выплата, которую получают все пенсионеры без исключения. Так что все было чисто и прозрачно в пенсионной системе. А вот в 2015 году произошел переход на балльную систему, когда вы в принципе не могли оценить финансовую величину ожидающей вас пенсии, но могли посчитать, сколько баллов заработаете за вашу жизнь. Скажем, с 2021 года максимум, который вы можете заработать, 10 баллов за год, сейчас чуть меньше. Но давайте посмотрим, к чему это приведет в нынешних условиях. Например, у вас стаж 30 лет, вы каждый год получали по 10 баллов, которые соответствовали величине годовой зарплаты, с которой начислялись тарифы в ПФР. То, что выше, идет в общий котел, и на вашем счете никак не отражается, но ставка щадящая — 10 процентов. Так вот, за 30 лет вы заработали, предположим, 300 баллов. Если сейчас балл стоит 81 рубль 49 копеек, то, умножая эту сумму на число баллов, вы можете рассчитать величину ожидаемой пенсии, которая составит 24447 рублей. Добавив сюда фиксированную выплату — 4982 рубля 90 копеек, получим окончательный размер вашей пенсии — 29429 рублей 90 копеек. Казалось бы, неплохо. Но для того, чтобы выйти на максимальный уровень баллов, вы должны иметь приличную заработную плату. Скажем, в 2018 году — 74 тысячи рублей в месяц. Многие ли работники могут похвастаться такой месячной заработной платой?

— Кажется, не очень простая схема.

— На мой взгляд, достаточно простая (кстати, на сайте ПФР имеется так называемый пенсионный калькулятор). Но беда в том, что вы не знаете, сколько будет стоить балл, поскольку государство как монополист само устанавливает его стоимость каждый год. Теоретически, согласно федеральному закону, индексация цены балла не должна быть ниже уровня инфляции. Пока государство за три прошедших года выполняло свои обязательства, индексируя стоимость балла. Что будет дальше? Дай бог, что будет выполнять. Но меня настораживает то, что вице-премьер Татьяна Голикова уже сказала о намерении отказаться от балльной системы и перейти к некоторой другой, о контурах которой рядовой работник даже не догадывается. Сюрприз, как говорится.

Если честно, меня на самом деле радует то, что в правительстве по поводу пенсионных изменений имеются различные точки зрения. Но конечный итог, как и что делать дальше с пенсионной системой, пока не достигнут. Вместе с тем приправительственные эксперты были очень удивлены реакции населения на повышение пенсионного возраста. Как говорится, страшно далеки они от народа.

На самом деле если бы был комплекс предложений, то грядущие изменения действительно стали бы реформой, а не простым повышением возраста. Сколько бы ни ругали Владимира Назарова ( директор Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) министерства финансов РФ — прим. ред. ), но у него как раз целостный подход к реформе, тогда как сейчас обсуждается преимущественно только повышение пенсионного возраста. Назаров прав, говоря, что для части «молодых» пенсионеров, особенно работающих, сам размер пенсионных выплат не столь принципиален. Но зато становится важным, когда резко ухудшается здоровье после 70–80 лет, тогда структура расходов пенсионеров становится принципиально другой, чем в 50–55 лет: гораздо меньшие средства идут на питание, на оплату ЖКХ и подобного рода вещи, потому что льготы нарастают, но при этом необходимы большие затраты на лечение, лекарства и так далее.

В концепции, которую предлагал Назаров, речь шла о том, чтобы перераспределить средства в пользу нуждающихся пенсионеров, чтобы не все получали по 14 тысяч рублей, а кто-то вообще ничего не получал, кому-то повышали выплаты в 2–2,5 раза, а не на одну тысячу рублей, которая составляет чуть более 7 процентов от среднего размера месячной пенсии. Смешно же говорить, как пенсионеры выиграют от добавленной тысячи. Ну, допустим, и дальше по тысяче ежегодно, но кардинально проблемы доходов пенсионеров это не решает.

Что касается пенсионного возраста, то в нынешнюю пенсионную систему встроен механизм, который позволяет откладывать выход на пенсию на срок от 1 года до 10 лет. Тогда размер месячной пенсии, которую вам назначили по балльной системе, умножается на определенный коэффициент. Например, если женщина выходит на пенсию не в 55 лет, а в 65, а мужчина не в 60, а 70 лет, то пенсия будет более чем в два раза больше. Возвращаясь к предыдущему примеру и допустив, что мужчина с теми же параметрами выйдет на пенсию не в 60, а в 70 лет, мы получим фантастические для нынешней пенсионной системы показатели. Его пенсия составит уже не 29429 рублей 90 копеек, а 67230 рублей 96 копеек. Но это во многом от лукавого! Во-первых, надо дожить до 65 или 70 лет. А, во-вторых, те, кто вышли на пенсию в 55–60 лет, до 65-70 лет успеют получить значительные сумму пенсионных выплат. Так что не факт, что те работающие, кто перевалит за 65 и 70 лет, успеют взять из пенсионной системы то, что возьмет «молодой» пенсионер. Они могут просто не догнать в силу каких-то биологических факторов, в силу просто того, что уйдут из земной жизни раньше. Поэтому объем выплат у «старого» и «молодого» пенсионера может сравняться только через 5–6 лет. Более того, если вы работаете и получаете пенсию с 55 и 60 лет и эти деньги вам не очень нужны, то вы можете эти средства размещать на депозите в банке и получать на них доход, и это тоже работает на вас. Поэтому большая часть россиян, как только наступает пенсионный возраст, сразу идут оформлять пенсию, потому что лучше синица в руках, чем пресловутый журавль в небе.

— Которого можно и не достать.

— Да. Тем более если вспомнить реформу 2002 года, когда говорилось, что она на десятилетия вперед, а прошло 13 лет, и система кардинально изменилась. С 1 января 2019 года так или иначе снова будут какие-то изменения, а пенсионный возраст, скорее всего, будет действительно повышен.

Под риском находятся люди, для которых пенсия будет отложена от 1 года до 8 лет. Общая численность этого контингента, по демографической статистике, составляет почти 14 миллионов человек. По данным на 1 января 2017 года, из них 3,9 миллиона мужчин в возрасте от 60 до 65 лет и около 10 миллионов женщин в возрасте от 55 до 63 лет. Всего в экономике сейчас заняты около 70 млн человек, то есть 20% — это те работники, у которых допенсионный возраст будет продлен. А это серьезная величина — одна пятая часть работающего населения!

Я не хочу говорить о комментариях тех лиц, у которых как раз нет проблем с пенсиями. Поэтому они говорят: «Ой, как хорошо, молодость продолжается!» А вот фактическая ситуация для многих семей со скромными доходами действительно ухудшится. Я иногда выступаю на телевидении по поводу повышения пенсионного возраста, так там во время прямого эфира звонят реальные люди, которые рассказывают, что размер их заработной платы 11–12 тысяч рублей, и они очень рассчитывали на получение пенсии в ближайшие годы.

— Поэтому многие, выходя на пенсию, продолжают работать.

— Да, продолжают работать, потому что надеются, что пенсия будет прибавкой к их зарплате. Если бы у них была зарплата пусть даже 100 тысяч рублей, то, думаю, пенсия в размере 8–9 тысяч рублей не сыграла бы такую огромную роль. Есть такая поговорка: все в дом, а не из дома. Тогда было бы не так критично. Но когда зарплата, особенно на селе, где-то 16 тысяч рублей, то эти 9 или 11 тысяч значимы. И вот «девушка» 53 лет, преподаватель в какой-то школе, думает: «Два года дотяну, и у меня доходы вырастут». А оказывается ей предстоит тянуть трудовую лямку еще 10 лет — в пять раз дольше! Отсюда и народные возмущения. Когда говорят, что, допустим, 61 субъект Российской Федерации поддержал повышение пенсионного возраста, то это утверждение тоже от лукавого. Поддержали законодательные собрания регионов, но никак не население.

Если уж говорить о повышении пенсионного возраста и играть в честную игру, то правительству еще в 2002 году надо было сказать: «Те, кто сейчас заканчивает вузы, выйдут на пенсию не в 55 и 60, а в 60 и 65 лет». В 22 года о пенсии особо не думаешь. Вот тогда бы грядущая реформа не вызвала резкого отторжения. Так бы у нас была уже какая-никакая «подушка».

«МОСКВА И КРУПНЫЕ ГОРОДА ЕЩЕ НЕ МИТИНГОВАЛИ»

— Почему же тогда такая социально важная реформа все эти годы, по сути, не обсуждалась? Были какие-то заявления на этот счет, но власти моментально опровергали их. Да и сам Владимир Путин не раз говорил, что при его президентстве подобные изменения осуществлены не будут.

— Это было в 2005 году, и Путин честно выполнил обещание — при том президентстве ничего не было. Шучу, конечно. Но эта идея все-таки регулярно вбрасывалась.

— Но тут же опровергалась.

— Да, потому что были разногласия в правительстве. Они не очень понимали, что делать.

— Но теперь нас ставят перед фактом — с 1 января 2019 года живем по-новому.

— Я думаю, все-таки будут смягчения. Москва и крупные города еще не митинговали. Как только осенью народ вернется из отпусков, думаю, общественность закипит. Тем не менее повышение пенсионного возраста рано или поздно все равно состоится. Но нужно знать экономическую ситуацию, в которой все это происходит. Правительство не ставит себя на место тех лиц, у которых пенсионный возраст откладывается, оно не рассматривает их мотивацию и, скажем так, отношение к своему пенсионному обеспечению. Для правительства важно лишь то, что уменьшится трансферт из федерального бюджета в ПФР, но при этом предполагается увеличить пенсии пожилым.

При этом все это произойдет за счет тех работающих, чей выход на пенсию откладывается. Надо было четко говорить хотя бы так: «Да, мы повышаем пенсионный возраст. Но при этом мы увеличиваем пенсионное обеспечение самых возрастных нуждающихся пенсионеров. А также проводим реструктуризацию расходов федерального бюджета и в пенсионную систему дополнительно направим столько-то миллиардов рублей». Но этого сказано не было, вместо этого рассуждают в терминах экономии средств федерального бюджета, уже набившей оскомину оптимизации социальных расходов. Россия пока еще социальное государство. Но, как мне кажется, об этом часто забывают лица, принимающие решения.

— Меня удивляет, как можно было ждать чего-то иного.

— Они думали, что народ все схавает, потому что хавали мы уже очень много, и как-то все забылось. Не думаю, что будут перекрытия трассы на Санкт-Петербург, как это было при монетизации льгот. При этом сейчас социальная база для недовольства гораздо больше, это вам не 2011-й и не 2012 год, не Болотная площадь и проспект Академика Сахарова. Если тогда московская интеллигенция, непонятая большинством страны, собралась, пошумела, то тут лица разных политических устремлений могут выйти на улицы. Это будет мощным фактором консолидации общества на фоне осознания того факта, что как бы мы ни «любили» президента, правительство, как бы ни голосовали за них, все, что происходит после «майского указа» и инаугурации, финансируется из карманов налогоплательщиков. То же самое с повышением НДС.

А все эти слова про то, что надо обеспечить сохранение трудовых прав работников старших возрастных групп, — только слова. Ребята, конкретные механизмы предложите! Владимир Ефимович Гимпельсон правильно сказал, что если примут какой-то закон, что нельзя увольнять работников после 50 лет, то будут увольнять в 49 или в 54, или в 59. Так кого вы обманываете? Себя в первую очередь! Возьмите те же квоты на инвалидов. Работодатель никогда в жизни не будет просто так держать инвалида, он всегда сопоставляет штрафы за отсутствие инвалидов и то, насколько этот работник эффективен.

— И куда пойдут эти миллионы?

Есть любопытная статистика по включенности работников старших возрастных групп в рынок труда. Скажем, первые пять лет пенсионного возраста, как правило, уровень занятости этих работников снижается сравнительно немного. А вот доля занятых женщин в возрасте от 60 до 65 лет — сейчас порядка одной четверти, значит, 75 процентов не работают. Но надо полагать, они получают пенсии. А теперь лица, вступающие в эту возрастную когорту, получать пенсию не будут. И что делать? Как им компенсировать этот источник дохода? Значит, уровень занятости должен быть увеличен где-то в четыре раза. Согласитесь, это принципиальный вопрос. Это не на 10 процентов, не на 20, а в четыре раза! У мужчин падение происходит в меньшей степени, но все равно речь идет об увеличении занятости приблизительно в 1,5–2 раза.

— Но ведь нам еще не объявили, чем же будут занимать работников старших возрастов.

— А это следующая претензия к пенсионной реформе. Есть законопроект об изменениях в пенсионной системе. Но тогда надо менять и закон о занятости населения РФ, потому что придется исправлять систему пособий по безработице возрастным работникам, если они вдруг потеряют работу, устанавливать какие-то повышающие коэффициенты, увеличивать срок этих выплат. Ведь сейчас минимальный размер пособия по безработице — 850 рублей, а максимальный (без региональных коэффициентов) — 4900 рублей.

— Это меньше, чем МРОТ.

— Это меньше МРОТ, но 10 лет назад соответствовало прожиточному минимуму в абсолютном большинстве регионов. В декабре будет 10 лет с момента последнего повышения размеров пособия по безработице.

Значит, надо менять и этот закон, а также Трудовой кодекс, раз уж Дмитрий Медведев говорит о необходимости обеспечить гарантии возрастным работникам. Кроме того, надо менять систему профподготовки, а также, видимо, должен быть какой-то специальный закон об изменении условий пенсионного обеспечения лиц старших возрастных групп. Какие-то льготы есть и сейчас, но они идут не по линии пенсионного обеспечения, а по линии социальных служб. Скажем, если вы одинокий пенсионер старше 80 лет, то вам положен бесплатный соцработник. Но раз это идет по линии социальных служб, то и это надо менять.

Политолог о пенсионной реформе, протестах и Рустэме Хамитове

Госдума приняла в первом чтении законопроект о повышении пенсионного возраста. Такая законодательная инициатива еще на этапе обсуждения вызвала протесты по всей стране. Инициаторами массовых акций выступили представители левых сил. Вместе с тем реформа позволила пробудить народ от спячки, считает социолог и диссидент Борис Кагарлицкий. В интервью обозревателю «Реального времени» эксперт рассказал о подводных камнях проводимой реформы и поделился своим мнением о митингах, которые прошли в Казани, Уфе и других городах. Также наш собеседник оценил шансы Рустэма Хамитова удержаться у руля Башкирии и сделал прогноз на политическое будущее Вадима Кумина.

«Реформа спровоцирована чем угодно, только не кризисом пенсионной системы»

— Борис Юльевич, в разных городах проходят митинги против пенсионной реформы. Только ли в увеличении пенсионного возраста дело?

— Разумеется, взрыв недовольства вызван не только попыткой повышения пенсионного возраста. Скорее, накопилось недовольство за прошедшие 5—6 лет, но главное — произошло осознание того реального положения, в котором мы все находимся. Бо́льшая часть народа пребывала в своего рода сне. Им по-прежнему снилось, что они живут в 2000-х годах, что после кризиса ничего качественно не изменилось. А если что-то происходит, то это временно, это пройдет. А потом опять все будет как раньше. Но тут случилось что-то, показавшее: нет, не будет. Никогда не будет. А власть, которую мы считали хотя бы отчасти своей, — наш противник, угроза, опасность.

Пенсионная реформа дала мощный эффект пробуждения. В этом ее историческая роль. Но надо понимать, что содержательно она в самом деле неприемлема. Власти не просто врут, они врут про то, про что люди прекрасно знают по собственному опыту. А это дискредитирует не только пропаганду, но и пропагандистов. И их заказчиков. Иными словами, кризис вокруг новой инициативы правительства перевел нас в новую политическую ситуацию, даже новую политическую реальность.

— Как так получилось, что кубышка Пенсионного фонда, в который накапливались заработанные гражданами деньги, вдруг обмелела?

— Деньги есть. Фонд национального благосостояния, из которого, по его уставу, должен финансироваться дефицит Пенсионного фонда, насчитывает около 5 триллионов рублей, причем он растет. К тому же планируемый профицит бюджета — около полутора триллионов рублей. Если считать дефицит Пенсионного фонда в среднем в 200 миллиардов в год, то у нас денег на 20 лет вперед накоплено. Но власти предпочитают выводить деньги из экономики.


«Власти не просто врут, они врут про то, про что люди прекрасно знают по собственному опыту. А это дискредитирует не только пропаганду, но и пропагандистов. И их заказчиков». Фото Олега Тихонова

Есть подозрение, что у нас разворовано гораздо больше, чем мы думаем. В любом случае возникает вопрос: где деньги? Куда деваются средства, выводимые правительством (подчеркиваю, именно правительством, а не только олигархами) из страны? Какие неформальные обязательства и кому дали кабинет Медведева и команда Путина? Если не ставить эти вопросы, все становится просто абсурдом. Но, как говорил Шерлок Холмс, если действия людей кажутся бессмысленными, значит, просто есть что-то, чего мы не знаем.

Главное, надо понять: реформа спровоцирована чем угодно, только не кризисом пенсионной системы. Это не значит, будто с пенсионной системой у нас все в порядке, но ее проблемы не имеют никакого отношения к возрасту выхода граждан на пенсию. И когда нам говорят, будто в связи с ростом продолжительности жизни хотят продлить трудоспособный возраст, то делают вид, будто никто не знает нашего пенсионного законодательства. Сейчас вы можете работать хоть до 100 лет. Вам никто не запрещает. Просто после 55 или 60 лет вы еще будет получать небольшую пенсию (фактически — пособие по выслуге лет) и некоторые ценные льготы. Вот это пособие и льготы у нас и хотят отнять. У нас работают порядка 40% пенсионеров. Легально работают! Причем они продолжают формировать бюджет Пенсионного фонда своими платежами. Иными словами, у нас почти каждый второй пенсионер сам себя содержит. Откуда дефицит Пенсионного фонда?

— В Татарстане КПРФ предложила отложить пенсионную реформу до 2030 года. Чувствуется противоречие. То есть коммунисты все-таки согласились с властью?

— Верхушка КПРФ, с одной стороны, протестует. А с другой стороны, сама же саботирует протест. Чего стоит хотя бы требование референдума. Вместо того, чтобы добиваться отзыва законопроекта под давлением массовых народных выступлений, заводят процедурную волокиту, которая заведомо никуда не приведет. Потому что на референдум власти не согласятся ни за что. А если давление масс будет настолько сильным, что вынудит власть отступить, зачем тогда референдум? И так закон не пройдет.

Борьба только начинается

— Почему власти первоначально не согласовывали эти митинги, но через некоторое время дали добро? И они довольно активно прошли в Татарстане, Башкортостане и других регионах.

— В каждом регионе свои резоны. Но, думаю, работают два фактора. Во-первых, начинают бояться массовых несанкционированных выступлений, которые уже не остановишь запретами. Если есть согласование, остается хоть какой-то контроль. Во-вторых, региональные власти тоже не в восторге от законопроекта, хотя и предпочитают молчать.

— Кстати, сами пойдете на такую акцию?

— Впереди множество акций. Борьба только начинается. И конечно, я обязан в ней участвовать. Я член руководства «Гражданской солидарности». Именно мы инициировали и провели митинг 18 июля в Москве, хотя все говорили, что ничего не получится, а Конфедерация труда России даже отозвала свою заявку. Но ясно, что одним или даже несколькими митингами дело не решается. Надо вести полномасштабную политическую кампанию. И мы будем это делать. Не испугаемся и не отступим.


«Впереди множество акций. Борьба только начинается. И конечно, я обязан в ней участвовать». Фото Максима Платонова

— Почему представители либеральных сил («Яблоко», навальнисты и др.) тоже выступили в одном фронте с левыми против повышения пенсионного возраста?

— Либеральная оппозиция и Алексей Навальный испытывают дефицит популярных тем и идей. Кроме, конечно, коррупции. Но эта тема отработана ими по максимуму. Пенсионный протест — содержательно левый, это тема социальных прав и социального государства. Но вся нелевая оппозиция вынуждена присоединяться, потому что иначе останется за бортом процесса.

— Власти ссылаются на зарубежный опыт: в развитых странах на пенсию уходят значительно позже, чем у нас. Все ли возможности использует наше правительство, чтобы заполнить пенсионную брешь?

— Во-первых, на Западе совершенно иная пенсионная система. Там нельзя работать и получать пенсию. У нас не только можно, но, главное, у нас именно пенсия позволяет работникам старших возрастов оставаться на работе. Без пенсионных денег они бы на свои маленькие зарплаты не прожили, а трудиться сверхурочно, халтурить и подрабатывать в 60—65 лет уже не всякий может.

Во-вторых, на Западе повышение пенсионного возраста вызвало протесты и бунты, по сравнению с которыми все наши митинги кажутся детским лепетом. И в-третьих, многие правительства вынуждены были отступить. Во Франции скорректировали реформу, в Польше просто отменили ее и вновь понизили пенсионный возраст. Об этом, конечно, телевизор молчит…

— А почему Путин дистанцируется от этой темы?

— Уверен, что Путин как раз является сторонником наиболее жесткого проведения неолиберального курса — повышения пенсионного возраста, роста НДС и т. д. По моим сведениям, как раз правительство колеблется, а администрация президента продавливает самый жесткий, людоедский вариант. Понятно, однако, что Путин, которому по роли полагается изображать «доброго полицейского», не может открыто поддержать инициативу правительства. И не будет выступать против политики, которую сам же проводит. Остается молчать и прятаться.


«Уверен, что Путин как раз является сторонником наиболее жесткого проведения неолиберального курса — повышения пенсионного возраста, роста НДС и т. д.» Фото kremlin.ru

Отставка Хамитова, слово Грудинина и пародист Кумин

— СМИ пишут, что осенью ожидается новая волна отставок губернаторов для отвлечения внимания от пенсионной реформы. Поможет ли?

— Не думаю. Скорее, это, наоборот, усугубит политический кризис и дезорганизует систему еще больше.

— И среди губернаторов, кому предрекают отставку, называют Рустэма Хамитова. Что он делает не так в Башкирии? Каковы его шансы удержаться?

— Хамитова считают слабым лидером. Тем более для Башкирии, где привыкли к иному. Но пока он держится. Снять Хамитова просто. А вот удержать контроль над ситуацией после этого — куда сложнее. Может быть, поэтому он и сидит пока на своем месте.

— Президентские выборы прошли. Павла Грудинина не видно, не слышно. Куда он подевался?

— Грудинин ведь не политик. И не кандидат в президенты. Ему просто предложили, чтобы он несколько месяцев изображал кандидата в президенты. Он это честно делал. Похоже, без особого удовольствия. Но раз договорился, то выполнял. Помните, у Александра Островского в «Бесприданнице» — «слово купеческое»? Вот Грудинин свои обязательства перед властью и перед руководством КПРФ выполнил. Совершенно честно и добросовестно. И в этом смысле к нему претензий быть не может. А политикой или общественной борьбой он не занимается. Это не его бизнес. Он по части недвижимости и клубники. И кстати, это у него недурно получается.


«Грудинин свои обязательства перед властью и перед руководством КПРФ выполнил. Совершенно честно и добросовестно. И в этом смысле к нему претензий быть не может. А политикой или общественной борьбой он не занимается. Это не его бизнес». Фото Максим Платонова

— Каковы шансы кандидата от КПРФ Вадима Кумина стать мэром Москвы?

— Кумин не собирается быть мэром Москвы, не собирается за это бороться. Проблема коммерциализации КПРФ в том и состоит, что политика заменилась коммерцией, причем и деловые вопросы, которые через партию решаются, — не самые важные. Кумин — это фактически пародия на Грудинина. Тот хотя бы мог изобразить из себя «красного директора», напоминая, что его компания по традиции называется «совхозом». А Кумин — чистый, почти идеальный тип буржуа. Прямо на грани пародии. Конечно, позорно, что партия, называющаяся коммунистической, выдвигает такого человека. Но как раз у Кумина тут проблем нет. Просто бизнес. Ему нужны лоббистские возможности в Москве. Нужно место в городской думе для себя и, возможно, для кого-то из своих сотрудников. Он проблему решает через КПРФ. Если бы ЛДПР или ЕР предложили более выгодные варианты, пошел бы туда.


«Кумин — чистый, почти идеальный тип буржуа. Прямо на грани пародии. Конечно, позорно, что партия, называющаяся коммунистической, выдвигает такого человека. Но как раз у Кумина тут проблем нет. Просто бизнес». Фото kprf.ru

А выборы мэра — задача, которая стоит перед командой Собянина. Им нужен кандидат оппозиции, который гарантирует провал. Не просто поражение, а именно провал. Такой кандидат, за которого точно не будут голосовать. Чтобы у Собянина был успех в один тур, без вопросов и сомнений — чистые 70—80 процентов поддержки. Надо сделать оппозицию не только непривлекательной, но и психологически невидимой. Чтобы никто из серьезно относящихся к политике и не одобряющих власть просто не стал бы голосовать. Вот Кумин эту роль и взял на себя. Что же касается явки, то ее обеспечат мобилизацией госслужащих и принуждением работников частных контор. Сработает ли? Может не сработать. Тем более что есть еще Илья Свиридов от «Справедливой России», который настроен несколько более серьезно. И уж точно более симпатичен, чем Кумин. Но в конечном счете все зависит от общеполитической обстановки осенью. Московские выборы — лишь частный случай.

Справка

Борис Юльевич Кагарлицкий — российский политолог, социолог, публицист (левых взглядов), кандидат политических наук. Директор Института глобализации и социальных движений (Москва). Главный редактор журнала «Рабкор.ру». Советский диссидент.

  • Родился в 1958 году в Москве в семье литературоведа и театроведа Юлия Кагарлицкого (профессор ГИТИСа).
  • Учился в ГИТИСе.
  • С 1977 года — левый диссидент. Участвовал в издании самиздатовских журналов «Варианты», «Левый поворот» («Социализм и будущее»).
  • В 1979 году стал кандидатом в члены КПСС.
  • В 1980 году, после отлично сданного госэкзамена, по доносу был допрошен в КГБ и исключен из ГИТИСа и кандидатов в члены партии «за антиобщественную деятельность». Работал почтальоном.
  • В апреле 1982 года был арестован по «Делу молодых социалистов» и 13 месяцев провел в Лефортовской тюрьме по обвинению в антисоветской пропаганде. В апреле 1983 года помилован и освобожден.
  • С 1983 по 1988 годы работал лифтером, писал книги и статьи, публиковавшиеся на Западе, а с началом перестройки — и в СССР.
  • В 1988 году восстановлен в ГИТИСе и окончил его.
  • Книга «Мыслящий тростник», вышедшая на английском языке в Лондоне, получила в Великобритании Дойчеровскую мемориальную премию.
  • С 1989 по 1991 годы — обозреватель агентства «ИМА-пресс».
  • В 1992—1994 годах работал обозревателем газеты Московской федерации профсоюзов «Солидарность».
  • С марта 1993 по 1994 год — эксперт Федерации независимых профсоюзов России.
  • С 1994 по 2002 год — старший научный сотрудник Института сравнительной политологии РАН (ИСП РАН), в котором защитил кандидатскую диссертацию.
  • В апреле 2002 года стал директором Института проблем глобализации, после его разделения в 2006 году возглавил Институт глобализации и социальных движений (ИГСО).
  • Председатель редакционного совета журнала «Левая политика». Параллельно вел активную журналистскую работу в ряде изданий — The Moscow Times, «Новая газета», «Век», «Взгляд.ру», а также читал лекции в университетах России и США. Колумнист интернет-газеты «Реальное время».
  • Член научного сообщества Транснационального института (TNI, Амстердам) с 2000 года.

Читайте также: