Что относится к субъектам пенсионного права

Обязательное страхование пенсионных выплат преследует несколько целей и задач, основная из которых - осуществление страховой защиты прав и интересов граждан.

Общее определение

Понятие обязательного пенсионного страхования - это возмещение гражданам РФ любых видов заработка, которые он имел ранее, до начала пенсионного возраста.

Что касается иностранцев, то субъектами обязательного пенсионного страхования являются иностранные, не имеющие постоянного вида на жительство граждане, а также лица без гражданства, временно проживающие на территории РФ.

Взносы на обязательное страхование пенсионных накоплений начисляются по установленным законом тарифам и составляют 22 %. Данную сумму делят на 2 части:

  1. Солидарную. Часть взноса, которая формирует страховую пенсию, которая является фиксированной.
  2. Индивидуальную. Денежные средства поступают на ИЛС. Именно она отвечает за размер будущих выплат, включая накопительную пенсию.

Кто такие субъекты обязательного пенсионного страхования:

  1. Лица застрахованные.
  2. Страхователи, начисляющие взносы.
  3. Страховщик, перечисляющий пенсионные выплаты.

Понятие обязательного пенсионного страхования и субъекты этой системы правовых, экономических и организационных мер, создало государство для обеспечения защиты граждан при выходе не пенсию.


Составные части накоплений

Взносы на обязательное страхование пенсионных накоплений начисляются по установленным законом тарифам и составляют 22 %. Данная сумма разделяется на две части:

  1. Солидарная. Это та часть взноса, которая направляется на формирование страховой пенсии, являющейся фиксированной.
  2. Индивидуальная. Денежные средства поступают на индивидуальный лицевой счет. Именно эта часть отвечает за размер будущих выплат, включая накопительную пенсию.

Особенности пенсионных накоплений

Итак, пенсия состоит из страховой и накопительной доли. Давайте рассмотрим оба вида более подробно.

Подобный вид пенсии может начисляться также членам семьи субъекта обязательного пенсионного страхования, признанным нетрудоспособными, в случае если на момент смерти ему производились страховые пенсионные взносы.

Законодательство выделяет несколько видов страховых пенсий. К ним относятся:

  • По старости, то есть по достижении застрахованным лицом пенсионного возраста, равного в нашей стране 60 годам для мужчин и 55 годам для женщин. При этом у гражданина должен быть хотя бы минимальный страховой стаж и количество пенсионных баллов.


  • По инвалидности. Назначается при предоставлении подтвержденной группы нетрудоспособности 1, 2 или 3 категории.
  • В случае потери кормильца. Выплачивается иждивенцам погибшего застрахованного лица нетрудоспособного возраста.

Страховая пенсия: кому и сколько?

Предусмотрено также назначение страховой пенсии до достижения необходимого возраста субъектом обязательного пенсионного страхования. Это происходит в случае наличия у застрахованного специального стажа в необходимом количестве. В законе представлен подробный перечень подобных случаев. Страховая пенсия выплачивается в фиксированном виде и каждый год индексируется государством.

Накопительная пенсия представляет собой ежемесячные выплаты пенсионных накоплений, которые частично состоят из взносов застрахованного лица, а также из доходов от инвестирования денежных средств. 6 % из упомянутых выше 22 процентов по тарифу составляют взносы, которые перечисляют работодатели на формирование накопительной доли пенсии.

Данная накопительная система работает у граждан, которые родились после 1967 года. У тех, кто родился раньше, также сформированы пенсионные накопления, однако, это касается граждан, которые были трудоустроены в период с 2002 по 2004 годы. Как правило, для ежемесячных выплат этого оказывается недостаточно, однако, есть возможность получить накопленные средства единовременно после выхода на пенсию.

Субъекты страхования пенсии

Как было сказано вначале статьи, субъектами обязательного пенсионного страхования называются:

  1. Страховщик. Главным из которых является Пенсионный фонд, все его отделения в регионах. Негосударственные пенсионные фонды также входят в эту группу.
  2. Страхователи. Это организации, население, самостоятельно обеспечивающее себя трудовой деятельностью, индивидуальные предприниматели и все остальные категории лиц, которые перечисляют взносы в ПФР.
  3. Застрахованные лица. Непосредственные участники системы обязательного страхования пенсионных накоплений.

Права и обязанности страховщика

Рассмотрим права и обязанности каждого субъекта обязательного пенсионного страхования. Так, у страховщика есть право:

  1. Осуществлять проверки документации страхователей, а при выявлении нарушений требовать их немедленного устранения.
  2. Совершать обмен информации с органами налоговой службы.
  3. Определять бюджет Пенсионного фонда.

Обязанностями страховщика является пересчет, назначение и выплата пенсионных страховых и накопительных компенсаций. Государство является гарантом выполнения всех обязательств Пенсионного фонда, взятыми им перед застрахованными лицами.


Права и обязанности страхователя

Права страхователей предполагают следующее:

  1. Перечисление взносов на счета работников с целью формирования накопительной части пенсии.
  2. Участие субъекта обязательного пенсионного страхования в контролировании своих накоплений.
  3. Получение бесплатной консультационной поддержки со стороны страховщика, включая любые вопросы по его деятельности.
  4. Защита прав страхователя в суде.

Главной обязанностью страхователя является соблюдение всех норм и правил регистрации в ПФР и своевременное внесение необходимых проплат.

Права и обязанности застрахованного лица

Также круг прав и обязанностей субъектов обязательного пенсионного страхования, таких как застрахованные лица:

  1. Реализация программы обязательного страхования пенсионных накоплений в полном объеме и надлежащем качестве, в том числе за счет средств ПФР.
  2. Получение всей полноты информации об уплате взносов на страхование со стороны работодателя.
  3. Распоряжение собственными накоплениями по своему усмотрению.

Обязанностью застрахованного лица является предоставление необходимого пакета документов страховщику. В них должна содержаться достоверная информация, по которой и будет производиться расчет будущей пенсии. Если сведения меняются, застрахованное лицо обязано проинформировать об этом страховщика.


Особенности страхования

Существует такое понятие, как обязательное обеспечение пенсионных выплат. Оно предполагает, что государство будет осуществлять следующие выплаты при любой экономической и социальной ситуации в стране:

  1. Страховая доля пенсии, включая выплаты по потере кормильца или потере трудоспособности.
  2. Фиксированная часть страховой пенсионной выплаты.
  3. Накопительная часть пенсионных выплат. Сюда входит срочная и единовременная выплата пенсионных накоплений, в том числе правопреемникам застрахованного лица в случае его смерти.
  4. Единовременная выплата на погребение умершего пенсионера.

Выплаты обязательного страхового обеспечения производятся посредством бюджетных средств Пенсионного фонда.

Существует также в пенсионной сфере такое понятие, как система индивидуального учета. Она заключается в том, что производится учет каждого застрахованного лица с целью осуществления его прав на получение пенсионных выплат. Данная система поддерживается и реализуется Пенсионным фондом.

Каждому застрахованному лицу открывается индивидуальный счет, который состоит из трех частей:


  1. Общая. Включает в себя персонифицированную информацию о застрахованном лице, в том числе данные о заработной плате и периодах трудовой деятельности.
  2. Специальная. В ней содержится информация обо всех взносах, производимых работодателем с целью формирования накопительной части пенсии работника.
  3. Профессиональная. Сюда входят данные о продолжительности стажа, сумме произведенных выплат, а также информация о лицах, которые имеют право на преждевременное пенсионное обеспечение.

За индивидуальным счетом закрепляется уникальный номер, который идентичен СНИЛС. Получить сведения о своем счете можно с помощью личного кабинета на сайте ПФР или посредством портала государственных услуг. Еще раз напомним, кто является субъектами обязательного пенсионного страхования - это федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица. Система обязательного пенсионного страхования была разработана государством для осуществления выплат пенсионных накоплений граждан. Благодаря системе унифицированного учета получается производить контроль реализации прав каждого застрахованного лица. Успешно эта система будет работать только в случае соблюдения всеми субъектами страхования своих прав и обязанностей, а также предписаний и норм законодательства в отношении пенсионных выплат.







Тема 4. Организация обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации

Нормативная и терминологическая база обязательного пенсионного страхования

Субъекты обязательного пенсионного страхования

Функции, права, обязанности и ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования

Финансовый механизм обязательного пенсионного страхования

Стандарты уплаты страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию

Общественное страхование: порядок и контроль за уплатой страховых взносов

Нормативная и терминологическая база обязательного пенсионного страхования

Законодательство РФ об обязательном пенсионном страховании (ОПС):

-Конституция Российской Федерации,

-Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования",

- Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»,

- Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования",

- Федеральный закон "О страховых пенсиях",

- Федеральный закон "О накопительной пенсии",

- Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования",

-иных федеральных законов и нормативных правовых актов РФ.

обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических, финансовых и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Терминологическая база обязательного пенсионного страхования

Страховой риск - утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

Страховой случай - достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование- обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по ОПС (в т.ч. страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений;

стоимость страхового года - утверждаемая Правительством РФи сумма денежных средств, которая определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, и тарифа страховых взносов в ПФ РФ, увеличенное в 12 раз, и исходя из которой определяется объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ПФ РФ и на возмещение расходов ПФ РФ по выплате страховых пенсий.

солидарная часть тарифа страховых взносов - часть страховых взносов на ОПС, предназначенная для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете ПФ РФ денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплаты социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений.

индивидуальная часть тарифа страховых взносов - часть страховых взносов на ОПС, предназначенная для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, в т.ч. в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии и других выплат.

обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты страховой пенсии, накопительной пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти

Обязательное страховое обеспечение

средства обязательного пенсионного страхования - денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по ОПС;

бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации - форма образования и расходования денежных средств на цели ОПС;

Финансовое обеспечение ОПС осуществляется за счет средств бюджета ПФ РФ, а в части накопительной пенсии и других видов обязательного страхового обеспечения, выплачиваемых НПФ, за счет средств пенсионных накоплений, формируемых в НПФ.

Страховые взносы, поступившие за застрахованное лицо в ПФ РФ, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.

Субъекты обязательного пенсионного страхования

Страховщик, страхователи и застрахованные лица

Страховщик - Пенсионный фонд Российской Федерации. ПФ РФ - государственное учреждение и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами ОПС в Российской Федерации,

Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФ РФ перед застрахованными лицами.

Функционал ПФ РФ:

установление порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджета и порядка его исполнения;

установление порядка составления, внешней проверки и утверждения порядка рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности;

определение порядка и условий формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

определение порядка хранения средств ОПС;

управление системой ОПС;

обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы ОПС, в т.ч. путем обеспечения поступления обязательных платежей в бюджет ПФ РФ;

определение порядка использования временно свободных средств ОПС;

осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по ОПС.

Страховщиками по ОПС наряду с ПФ РФ могут являться негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

Страхователями являются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, иные лица, занимающиеся частной практикой.

3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по ОПС:

- граждане, работающие за пределами территории Российской Федерации, в целях уплаты страховых взносов в ПФ РФ;

- физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов;

- физические лица в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию;

- физические лица в целях уплаты страховых взносов в ПФ РФ за себя, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется ОПС.

Застрахованные лица - лица, на которых распространяется ОПС:

-граждане Российской Федерации,

- иностранные граждане или лица без гражданства постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации.

-работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг,

-авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;

- самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, иные лица, занимающиеся частной практикой)

- члены крестьянских (фермерских) хозяйств, семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

Пенсионное правоотношение — это урегулированное нормами права социального обеспечения отношение гражданина ( семьи) с органом социального обеспечения, возникающее на основании решения комиссии по назначению пенсий, по которому гражданин (семья) имеет право регулярно в определенные сроки получать назначенную пенсию в установленном размере, а орган соответственно обязан ее выплачивать.

В зависимости от видов выплачиваемой пенсии существуют следующие пенсионные правоотношения:

б) за выслугу лет;

в) по инвалидности;

г) по случаю потери кормильца;

д) по поводу социальной пенсии.

Все эти виды правоотношений, как указывалось, определяются основным юридическим фактом, устанавливаемым в предшествующем пенсионному

соответствующем процедурном правоотношении правом гражданина ( семьи) на

определенный вид и размер пенсии. И здесь мы разделяем такую точку зрения А. Д. Зайкина и В. А. Тарасовой[57]. Однако В. С. Андреев в ранее указанном учебнике считает, что « назначение пенсии имеет место только в случае, если у лица возникло пенсионное правоотношение». Здесь он смешивает возникновение права на пенсию с возникновением пенсионного правоотношения. Именно в пенсионном правоотношении фактически реализуется право на пенсию, а предшествующее ему процедурное правоотношение лишь устанавливает наличие у гражданина (семьи) этого права и назначает пенсию. При этом выплата назначенной пенсии производится с момента фактического появления у гражданина ( семьи) такого права, если он обратился за назначением пенсии со всеми необходимыми документами не позднее трех месяцев со дня возникновения этого права. Если же он обратился позднее, то выплата пенсии производится со дня обращения за ее назначением.

Правоспособность гражданина быть субъектом пенсионного правоотношения возникает у него вместе с появлением права на определенный вид пенсии.

С назначением пенсии комиссией по назначению пенсии процедурное правоотношение, как ранее указывалось, трансформируется в пенсионное, а гражданин называется пенсионером.

В пенсионных правоотношениях правомочные субъекты — пенсионеры различаются в зависимости от вида получаемой ими пенсии, т.е. в правоотношении о пенсии по старости правомочным субъектом является пенсионер по возрасту, о пенсии по инвалидности — пенсионер по инвалидности одной из трех групп инвалидности и ее причин (от трудового увечья, или от военной травмы, или от общего заболевания).

В правоотношении о пенсии за выслугу лет правомочным субъектом получения этой пенсии является пенсионер, имеющий установленный стаж выслуги лет на определенных работах, или пенсионер-военнослужащий, имеющий установленный законом стаж выслуги военной службы.

В правоотношении о пенсии по случаю потери кормильца правомочным субъектом на получение этой пенсии является семья, имеющая нетрудоспособных иждивенцев умершего кормильца.

Зайкин А. Д. Правоотношения по пенсионному обеспечению. М, 1974; Тарасова В. А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения. М., 1974. С. 126.

В правоотношении о социальной пенсии правомочным субъектом является престарелый пенсионер или инвалид от общего заболевания, не имеющий трудового стажа, или семья при смерти такого кормильца.

Объектом пенсионного правоотношения является систематическое получение пенсии того вида, какого вида данное пенсионное правоотношение. Так, в пенсионном правоотношении о пенсии по старости объектом данной юридической связи гражданина и соответствующего органа является регулярное получение пенсии по старости, а в правоотношении о пенсии по случаю потери кормильца — получение данной пенсии семьей умершего (погибшего) и т.д.

Содержание пенсионного правоотношения — это комплекс прав и обязанностей его субъектов, установленных законодательством о социальном обеспечении. В общей теории права принято содержание правоотношений раскрывать через обязанности его субъектов, имея в виду, что им соответствуют права другого субъекта данного правоотношения. Поэтому укажем, что обязанностью пенсионера в пенсионном правоотношении является своевременное извещение органа социального обеспечения о появлении новых иждивенцев или о смерти, достижении совершеннолетия теми, на кого он получал надбавки к пенсии, и других правоизменяющих фактах; обязанностью органа социального обеспечения является регулярная ежемесячная выплата пенсионеру назначенной ему пенсии через почту или переводом на его сберегательную книжку.

Вся эта структура включает несколько категорий субъектов, посредством действий которых обеспечивается стабильное движение средств внутри системы. В их компетенции — осуществление выплат, распределение денежных средств, а также контроль за их движением.

К субъектам системы пенсионного страхования относятся такие категории участников этой структуры:

  • Застрахованные лица, в праве которых претендовать на получение пенсии при наступлении страхового случая;
  • Страхователи, обеспечивающие выплаты страховых взносов и тем самым создавая стабильный приток средств в систему пенсионного страхования;
  • Страховщики, обеспечивающие своевременные и обоснованные выплаты в соответствии с нормами законодательства застрахованным лицам;
  • Государственные структуры, обеспечивающие разработку пенсионного законодательства и контролирующие его исполнение.

В отношении каждой из перечисленных категорий действуют установленные правила, принципы и регламент выполнения обязательств. Аналогично все субъекты имеют определенные права.

Застрахованные лица


К числу этих субъектов относятся все граждане Российской Федерации, имеющие статус застрахованного лица на основании осуществляемых их работодателем страховых взносов. Также к этой категории могут относиться и иностранные граждане при соблюдении двух условий — наличия российского подданства и внесения страховых взносов.

Подтверждает право на получение выплат обязательной страховой пенсии свидетельство о принадлежности к этой системе, а также номер страхового лицевого счета в пенсионной структуре (СНИЛС), который указывается в этом свидетельстве.

Застрахованными лицами могут считаться:

  • Сотрудники предприятий, государственных учреждений, частных фирм, осуществляющие свою деятельности на основании гражданско-правового договора, либо с подписанием классического трудового договора;
  • Работники, трудящиеся за пределами своего государства, но при этом регулярно уплачивающие установленные суммы пенсионных взносов сами за себя;
  • Лица, самостоятельно обеспечивающие свой доход за счет индивидуальной деятельности. К этой категории относятся предпринимателя, нотариусы и адвокаты, частные детективы, владельцы фермерских хозяйств;
  • Граждане, трудящиеся на основании авторского либо лицензионного договора;
  • Члены родовых общин, крестьянских объединений.

К этому же числу застрахованных лиц могут относиться и иные категории граждан, которые имеют отношения с пенсионной государственной структурой в установленном порядке. Например, сюда включаются представители малочисленных народов северного региона, ведущие свою традиционную хозяйственную деятельность в рамках социальной политики по пенсионному страхованию.

Страхователи в системе обязательного пенсионного страхования


К этой категории относятся работодатели, обеспечивающие трудовую деятельность своих сотрудников и регулярно выплачивающие за них страховые взносы в Пенсионный государственный фонд.

В роли страхователей могут выступать индивидуальные предприниматели, организации, предприятия, фирмы, а также физические лица, действующие в рамках правового поля и социальных нормативов.

Страховщики в ОПС

В эту категорию включаются субъекты, в распоряжении которых находятся денежные средства, предназначенные для выплат застрахованным лицам. В период пребывания этого капитала на счетах страховщиков он может быть инвестирован с целью его приумножения.

Существует три категории страховщиков, включающие:

  • Центральную структуру организации и управления пенсионной системой — Пенсионный Фонд РФ;
  • Фонды пенсионного обеспечения негосударственного формата — так называемые НПФ;
  • Управляющие компании, в компетенции которых чаще всего находится процесс инвестирования пенсионного капитала.

Выбирать страховщика каждое застрахованное лицо вправе самостоятельно.

Федеральные структуры


Сущность и понятие пенсионного обязательного страхования были бы неполными без присутствия в этой системе федеральных органов государственной власти. Сюда включаются различные институты, субъекты, обеспечивающие создание оптимальных законов, и следящие за их исполнением на местах. Кроме того, на государственной ветви пенсионной системы обязательного страхования лежит субсидиарная ответственность за действия страховщиков. Таким образом застрахованные лица имеют определенные гарантии получения выплат даже в том случае, если страховщик по различным причинам не производит своевременных выплат.

Соблюдение принципов обеспечивает Пенсионный государственный фонд страны. А контрольные функции по движению средств в бюджете этого фонда выполняются Счетной Палатой.

Содержание пенсионных правоотношений — это субъективные права и юридические обязанности их участников и реальные действия по их использованию.

Основные общетеоретические позиции в этом вопросе следующие: формой правоотношения являются субъективные юридические права и обязанности, а его содержанием — фактическое правомерное поведение субъектов, которые эти права и обязанности реализуют. Таким образом, форма (права и обязанности) активно воздействует на содержание, формируя его, т.е. содержанием материального правоотношения по социальному обеспечению служит субъективное право лица на конкретный вид социального обеспечения в установленном законом размере и в определенные сроки и соответствующая ему обязанность компетентного государственного органа принять решение о его предоставлении или об отказе в предоставлении.

Субъекты права— это потенциальные участники правоотношений, т. е. те лица, которые могут быть носителями юридических прав и обязанностей.

Субъекты пенсионных правоотношений— это граждане и государственные органы, которые в силу правовых норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей.

Как уже отмечалось, возможность стать субъектом правоотношения зависит, как правило, от того, обладает ли лицо определенным юридическим свойством, необходимым для этого, иными словами, наделено ли оно способностью обладать правами и нести обязанности (правоспособностью) и способно ли самостоятельно осуществлять эти права и обязанности (дееспособностью).

Субъективное право — это вид и мера возможного поведения лица, и выражается оно в возможностях: а) совершать определенные действия; б) требовать совершения каких-либо действий от других участников правоотношения; в) обращаться за защитой своего нарушенного права.

Юридическая обязанность— это необходимое поведение субъекта правоотношения, установленное для удовлетворения субъективного права, и проявляющееся в необходимости: а) совершения определенных обязательных действий; б) воздержания от действий, которыми могут быть нарушены права других лиц; в) несения ответственности за совершенное правонарушение.

Рассмотрим вопрос о том, когда у гражданина возникает пенсионная правоспособность и дееспособность и отличается ли она от общей гражданской правоспособности и дееспособности.

При определении видовой правоспособности граждан как потенциальных участников пенсионных правоотношений основополагающим является тот факт, как им предоставлено право на пенсионное обеспечение: как работникам с учетом их трудовой деятельности или как членам общества без всякого учета такой деятельности. В первом случае они обеспечиваются трудовой пенсией, а во втором— социальной. В первом случае необходимой предпосылкой участия в правоотношении является специальная пенсионная правосубъектность как неразрывное единство специальной пенсионной правоспособности и специальной пенсионной дееспособности, полностью совпадающих с трудовой правосубъектностью граждан по времени их возникновения, т. е., как правило, с 15 лет (а для лиц из числа учащихся— с 14 лет), но при условии выполнения такой трудовой деятельности, в связи с которой лицо подлежало обязательному социальному страхованию.

специальная пенсионная правосубъектность включает в себя не саму возможность быть участником трудового правоотношения, а фактическое вступление в трудовое (либо иное) правоотношение, будучи участником которого, лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию. Следовательно, у лиц, начавших трудиться с 15 лет, специальная пенсионная правосубъектность возникнет с этого возраста.

Специальная пенсионная правосубъектность — это равная для всех граждан, занимающихся трудовой деятельностью, возможность иметь право на трудовую пенсию различного вида и реализовать это право, став участником пенсионного правоотношения. Специальная пенсионная правосубъектность не может отождествляться с субъективным правом на пенсию, которое обусловлено конкретными юридическими фактами. Она представляет собой неразрывное единство пенсионной правоспособности и пенсионной дееспособности, которые возникают одновременно.

Иначе решается вопрос о пенсионной правосубъектности граждан, обеспечиваемых пенсией вне всякой связи с их трудом, — социальной пенсией. В данном случае пенсионная правоспособность возникает одновременно с гражданской, т. е. с момента рождения человека, а дееспособность — по достижении 18 лет. Поэтому право на социальную пенсию может иметь и ребенок (ребенок-инвалид, ребенок, потерявший одного или обоих родителей), но участником конкретного пенсионного правоотношения будет его законный представитель (родитель, опекун, попечитель), поскольку до достижения 18 лет он еще недееспособен. Аналогично решается вопрос и о правосубъектности детей, обеспечиваемых трудовой пенсией по случаю потери кормильца. В отличие от специальной пенсионной правосубъектности в данном случае пенсионная правосубъектность является общей.

Субъективное право граждан в пенсионном правоотношении включает их правомочие на выбор определенного вида пенсии, на ежемесячное получение выбранного вида пенсии в установленном законом размере и в избранном гражданином порядке. Размеры пенсий жестко нормированы государством и не могут устанавливаться соглашением сторон. Законодательство предоставляет пенсионеру право выбрать способ получения назначенной пенсии: доставка на дом, получение в органе связи, перечисление на лицевой счет пенсионера в банке. Выбранный гражданином способ получения пенсии юридически обязателен для органа, предоставляющего пенсионное обеспечение.

К числу субъективных прав гражданина в пенсионном правоотношении относятся и некоторые иные его правомочия— требовать перерасчета пенсии в связи с увеличением общего трудового стажа и заработка в связи с работой после назначения пенсии; перевода с одного вида пенсии на другой; начисления надбавки к пенсии на уход и на иждивенцев и т. д.

У гражданина как субъекта пенсионного правоотношения есть определенные юридические обязанности. Однако в отличие от субъективных прав, носящих материальный характер, они носят не материальный, а процедурно-процессуальный характер. Это обязанность гражданина представлять в качестве доказательства юридических фактов, необходимых для возникновения пенсионного правоотношения, достоверные, надлежащим образом оформленные доказательства; своевременно сообщать органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, обо всех обстоятельствах, с которыми связано уменьшение размера выплачиваемой пенсии либо ее прекращение.

Другим субъектом пенсионного правоотношения, обязанным предоставить материальное обеспечение в виде пенсионной выплаты, является государственный орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. На современном этапе система таких органов весьма разнообразна и зависит от того, какому кругу лиц предоставляется пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение по общей пенсионной системе осуществляется, как правило, органами социальной защиты населения либо едиными пенсионными службами, создаваемыми на базе местных отделений Пенсионного фонда России. Пенсионное обеспечение по привилегированным пенсионным системам осуществляется специально созданными пенсионными службами в структуре таких ведомств, как Минобороны, МВД, ФСБ, Прокуратура и др.

Правосубъектность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, возникает с момента наделения их как юридических лиц соответствующей специальной компетенцией и прекращается в связи с их ликвидацией либо передачей данной компетенции другим государственным органам (например, от органов социальной защиты населения единым пенсионным службам).

Обязанности и права органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, корреспондируют правам и обязанностям гражданина. Так, праву гражданина на получение определенного вида пенсии в установленном законом размере и в выбранном им порядке корреспондирует соответствующая обязанность органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Рассмотренным выше обязанностям гражданина как субъекта пенсионного правоотношения соответствуют права данного органа требовать выполнения этих обязанностей, а в случае их нарушения— применить к гражданину соответствующие санкции, предусмотренные действующим законодательством (возместить незаконно полученные гражданином суммы пенсии; прекратить выплату пенсии, если право на нее утрачено, и т. д.).

В правоотношениях по социальному обеспечению как правило субъективными правами наделено всегда физическое лицо, а юридические обязанности возложены на соответствующий орган, осуществляющий социальное обеспечение

То, что раскрывает смысл существования правоотношения и указывает на основную цель ради которой оно возникает, называется объектом правоотношения

Объектом пенсионного правоотношения является материальное благо в виде пенсии по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца или социальной пенсии.

От всех иных платежей пенсии следует различать по трем признакам:

1) в старости и при нетрудоспособности, которые назначаются, когда лицо либо освобождается от обязанности трудиться, либо не может трудиться по состоянию здоровья, либо когда член семьи потерял кормильца и получает платеж на содержание, имеющий алиментарное назначение;

2) из государственной казны или специальных фондов, созданных государством или при его содействии;

3) за прошлую службу или иную деятельность.

Трудовая пенсия - это ежемесячная выплата возмездно-неэквивалентного характера, назначаемая лицам, охваченным обязательным пенсионным страхованием, а также военнослужащим и другим особым субъектам за счет средств ПФР или федерального бюджета при наступлении установленных законом случаев.

1.Страхователи
2.Застрахованные лица
3.Финансирование выплаты
4.Права страховщика
5.Обязанности страховщика

Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд РФ. Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами. Фонд и его территориальные органы действу-ют на основании Закона об обязательном пенсионном страховании. Положения о территориальных органах Пенсионного фонда РФ, являющихся юридическими лицами, утверждаются его Правлением.

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика, устанавливаются федеральным законом.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

  • лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели
  • физические лица;
  • индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Если страхователь одновременно относится к нескольким перечисленным выше категориям, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию. При этом частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы приравниваются к индивидуальным предпринимателям, а к страховщикам приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Таким об-разом, застрахованными лицами являются граждане РФ, а также проживающие на территории России иностранные граждане и лица без гражданства:

  • работающие по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
  • являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
  • являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
  • иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании.

Установление и выплата обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены Законом о трудовых пенсиях и Федеральным законом от 12.04.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального на-лога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии — за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. При этом финансирование выплаты накопитель-ной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда РФ, учитываются на его индивидуальном лицевом счете. Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные гл. 24 «Единый социальный налог (взнос)» НК.

Страховщик имеет право:

  • проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном российским законодательством порядке;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организацией, а также от физических лиц, которые самостоятельно уплачивают обязательные платежи, устранения выявленных нарушений законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании;
  • получать у налоговых органов необходимую для осуществления обязательного пенсионного страхования информацию о страхователях и застрахованных лицах, включая налоговую декларацию, и иные сведения, составляющие налоговую тайну;
  • осуществлять управление средствами бюджета Пенсионного фонда РФ и контроль за их расходованием в соответствии с Законом об управлении средствами государственно-го пенсионного обеспечения и законодательством РФ;
  • представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями;
  • осуществлять возврат страховых взносов страхователями в случае, если невозможно установить, за каких за-страхованных лиц указанные платежи уплачены.

Читайте также: