Что значит оценка пенсионных прав

По просьбам подписчиков публикую Подробный расчет моей пенсии, безусловно с удалением личных данных:

Уважаемый К______ А________

На Ваше обращение, поступившее в Управление 23.07.2019г., сообщаем. Согласно пунктам 1-3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О. страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют мужчины достигшие возраста 60 лет, при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

При этом с учетом переходных положений, предусмотренных статьей 35 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, предусмотрено постепенное увеличение как необходимого для назначения страховой пенсии по старости страхового стажа, так и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК).

Необходимая продолжительность страхового стажа и величина ИПК определяется на день достижения общеустановленного возраста. В 2018г. необходимая продолжительность страхового стажа составляет 9 лет, величина ИПК 13,8.

При определении права на страховую пенсию по старости в стаж Вам учтены все периоды, указанные в трудовой книжке, в том числе и служба в армии по призыву ( в двойном размере) с учетом решения суда. Стаж с учетом 340-ФЗ составляет 23 года 4 месяца 2б дней.

При установлении трудовой пенсии оценка пенсионных прав застрахованных лиц на 01.01.2002г. осуществляется путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Согласно статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке,

  • установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке,
  • установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке,
  • установленном пунктом 6 настоящей статьи.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с пунктом 4 статьи 30 под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января . 2002 года.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 30 настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002года, при этом исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.

Согласно решения о назначении пенсии, Вам назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ) с 20.04.2018г.

При принятии решения о назначении пенсии учтена следующая информация:

- Ваш страховой стаж в календарном исчислении:

  • на 01.01.1991 г. - 13 лет 8 мес. 1 дн.;
  • на 01.01.2002г. -21 год 4 мес. 25 дн.;
  • на 03.08.2018г. -21 год 4 мес. 25 дн.;

- Ваш средний заработок за период с 1983 по 1988 - 324,30 руб.

- Отношение Вашего среднего заработка к среднемесячной заработной плате по стране за указанный период - 1,587=(324,30 руб./204,30 руб.). Максимальное отношение -1.2.

Стажевый коэффициент - 0,55 (ст. 30 Закона № 173-ФЗ).

- Сведения о состоянии расчетного пенсионного капитала рассчитанного по начисленным взносам (сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР начиная с 1 января 2002 г. по данным выписки из лицевого счета застрахованного лица) - 0 руб.

- Процент валоризации -23%.

Для расчета применены следующие показатели, действовавшие на дату принятия решения о назначении пенсии:

- Ожидаемый период выплаты 228 месяцев (ст. 32 Закона .№ 173-ФЗ);

Коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лица применяемый на 1 января 2002 года - 5,61481656.

Расчет размера пенсии произведен по п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, как более выгодный вариант, на основании следующих формул:

  • 1. Размер страховой части трудовой пенсии по старости:

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 Закона № 173-ФЗ), учтенного по состоянию на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты;

Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

  • 2. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (ПК):

ПК 1 - расчетный пенсионный капитал застрахованного лица;

СВ - сумма валоризации (статья 30.1 Закона № 173-ФЗ);

ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.

  • 3. Величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица:

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;

Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости.

  • 4. Расчетный размер трудовой пенсии:

СК - стажевый коэффициент

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчислении и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица х среднемесячной за-работной плахе в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

  • 5. Сумма валоризации (увеличение пенсионного капитала на 10 °/о и, сверх того, на 1 °/о за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991г) в соответствии со статьей 30.1 Закона №173 -ФЗ исчисляется по формуле:

СВ = ПК 1 * (0,1+(Стаж на 01.01.1991 * 0,01))

  • Расчетный размер трудовой пенсии:

РП = СК х (ЗР / ЗП) х СЗП

11O2,86=0,55*(786,89ру6./245,б4руб.)* 1671=0,55* 1,2* 1671.

В случае, если застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой станс, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.

  • Величина расчетного пенсионного капитала при неполном стаже: (пропорция неполного стажа (факт./треб.):

21/4/25 / 25/0/0 = 0,85611111

  • Индексация расчетного пенсионного капитала

  • Сумма валоризации:

СВ = ПК 1 * (0,1+(Стаж на 01.01.1991 * 0,01))

164569,16=715518,08* (0,1+(13*0,01)= 715518,08*0,23

  • Сумма расчетного пенсионного капитала:

ПК = ПК 1 + СВ + ПК2

  • Размер страховой части трудовой пенсии по старости:

Законом М 400-ФЗ предусмотрено исчисление размера пенсии из баллов с 1 января 2015 года.

При расчете страховой пенсии учитывается сумма годовых пенсионных баллов за периоды до и после 1 января 2015г. При расчете суммы баллов за периоды до 1 января 2015г подсчитывается размер ежемесячной выплаты гражданину страховой части трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 года. При этом не учитывается фиксированный базовый размер и накопительная часть.

Страховая пенсия делится на стоимость одного пенсионного коэффициента, который по состоянию на 01.01.2015г. составляет 64,10 :

ИПК до 01.01.2015г. = 3860,03/64,10 = 60,219;

ИПК с 01.01.2015г. по з 1.12.2017г. - отсутствует

Далее ИПК на 03.08.2018г. - 60,219 умножается на стоимость одного пенсионного коэффициента 81,49 = 4907,25 руб.

Таким образом, размер страховой пенсии с 03.08.2018 г. составил 9890,15 руб., в том числе фиксированная выплата 4982,90 руб., страховая часть 4907,25 руб.

С 01.01.2019г. Ваш размер пенсии с учетом индексации составил 10587,70 руб., в том числе фиксированная выплата 5334,19 руб., страховая часть 5253,51 руб.

НАДЕЮСЬ ЧТО ТЕ КОМУ ДАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ НУЖНА, СМОГУТ РАЗОБРАТЬСЯ. Или задавайте вопросы.


Пенсионные начисления и их размер зависят от страховых взносов, которые приходятся на пенсионное обязательное страхование. Данные страховые взносы рассчитываются на основании размера зарплаты. Размер таких взносов определяет пенсионный капитал, из него в свою очередь определяется суммарный показатель страховой пенсии, и ограничения при этом отсутствуют.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-93. Это быстро и бесплатно !

Зачем оценивать право на выплату?

Точнее говоря, обсуждались права тех граждан, имеющих право на выплаты по данным на начало 2002 года по регламентам законодательства (статья 27 ФЗ), которые действовали на тот момент.

В этом случае предусмотрены регламенты статьи 30 Закона о страховых пенсиях. В данной статье идет речь о лицах, которым только предстоит в будущем получать выплаты, но они еще не начислены. Так же в статье говорится о пенсионерах, для которых ввели определенные преобразования.

С помощью конвертации происходит оценка прав застрахованных лиц. Согласно регламенту о трудовых пенсиях, конвертацией является преобразование начислений в расчетные сбережения.

Но, может возникнуть вопрос, почему необходимо оценивать права застрахованных граждан на данный момент времени, если им пенсия будет положена только через пять лет или более? Это нужно для того, чтобы в первую очередь собрать данные о зарплате каждого застрахованного гражданина.

Часто это сложно сделать по причине плохой работы кадровиков, плохой сохранности документов на предприятии. Самую большую сложность представляет поиск документальных доказательств, благодаря которым гражданин имеет право выйти на пенсию раньше срока.

В чем заключается деятельность организации?

Он нужен, чтобы персональный учет был максимально достоверным, а также права на пенсию и оценка личных данных о страховом стаже граждан до внесения в базу страхования.

Этот отдел должен выполнять следующую работу:

Специалисты подразделения ПФР

Обычно перечень специалистов по оценке пенсионных прав выглядит следующим образом:

  • Два главных специалиста службы клиентов.
  • Директор.
  • Основной контролирующий специалист.
  • Сотрудник по финансовым начислениям.
  • Специалист, который занимается выдачей сертификатов.
  • Специалист, у которого можно получить единовременную денежную выплату.
  • Два эксперта по назначению.

Порядок работы

Директор отдела должен выполнять следующую работу:

  1. Контролировать и руководить работой отдела, согласно регламентам.
  2. Контролировать соблюдение законов и интересов граждан пенсионного возраста при начислении им выплат.
  3. Назначать каждого работника быть ответственным за определенный труд.
  4. Следить заранее за пенсионными начислениями, которые назначили на определенных условиях.
  5. На собраниях обучать использованию пенсионного законодательства.
  6. Помогать работникам отдела.
  7. Подписывает документацию по итогам проверок.
  8. Занимается отчетами о работе отдела, и т.д.

Основной контролирующий работник выполняет следующие обязанности:

  • Следит, чтобы были рассмотрены вовремя заявления лиц с просьбами о перерасчете и начислении пенсий.
  • Контролирует правильность введенных данных.
  • Принимает граждан по вопросам о начислении выплат.

Эксперт по назначению выполняет следующую работу:

  1. Принимает заявления о начислениях, и регистрирует документы в специальной базе.
  2. Анализирует документы, сравнивает их с оригиналами, может спросить дополнительные бумаги.
  3. Помогает заявителю получить необходимые документы.
  4. Напоминает каждый месяц о сроках.
  5. Следит за ходом пенсионных дел, их исполнением или приостановлением.

Кроме этого они заносят документальные данные в базу, составляют заявки из прочих организаций, следят за передачей документации в срок и ее обработки, контролируют получение выплат застрахованным лицам. Помимо этого, они составляют начисления на нужды разного рода, принимают бумаги по поводу отказа от социального пакета.

Оба работника имеют право получать различные данные из программ о начислении выплат и ЕДВ, согласно статье 30 ФЗ. Работники принимают документацию, чтобы продлить или начислить выплаты, а также поменять вариант начислений.

После того, как нужная документация будет передана в отдел, чтобы там продолжили ее дальнейшую обработку, служба контроля также может запросить документ из отдела переучета. В этом случае будут выданы диски с шифром, после чего их передадут в клиентскую службу. С помощью конвертации можно просмотреть пенсионные начисления до 2002 года. Затем он будет формироваться с помощью взносов с лицевых персональных счетов.

Полезное видео

Посмотрите видео по теме:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Расчет пенсии зависит и от законодательства, действовавшего в период, когда граждане осуществляли трудовую деятельность. Сегодня актуально говорить о трех пенсионных законах, устанавливающих различный порядок расчета пенсии. В данной статье Вы узнаете основные моменты расчета пенсии по разным правилам, что позволит проверить ранее назначенную пенсию.

В статье приводится порядок индексирования пенсии, назначенной 01.01.2002. Содержание статьи полезно для пенсионеров, которые сомневаются в том, правильно ли им назначена и проиндексирована пенсия.

Содержание статьи:

Порядок расчета пенсии по Закону РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».


Достаточно часто при расчете пенсии мне задают вопрос о возможности применения ранее действовавшего пенсионного законодательства.

Первым пенсионным законом Российской Федерации, по которому возможно производить расчет пенсии вплоть до 31.12.2001 года, является Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Возможность применения данного закона в современных условиях подтверждается позицией Конституционного суда РФ, который проверил положения ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На рассмотрение был поставлен вопрос о нарушении пенсионных прав граждан в связи с введением нового порядка расчета пенсии, предусматривающего оценку пенсионных прав застрахованных лиц, согласно которому общий трудовой стаж определялся как суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемой в календарном порядке.

Согласно данному нормативному акту право на пенсии по старости на общих основаниях устанавливалось ст. 10 Закона – мужчинам при достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Однако, как правило, данный порядок менее выгоден, чем установленный более поздним пенсионным законом, федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», о котором речь пойдет ниже. Поскольку законодатель ограничил максимальный размер пенсии.

Так, согласно ст. 18 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии (25 для мужчин, 20 для женщин), устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Согласно телетайпограмме Минтруда РФ от 24.07.2001 N 5489-ВЯ, ПФ РФ от 25.07.2001 № ЛЧ-06-32/6084 «О перерасчете пенсий и расчете компенсационных выплат» минимальный размер пенсии с 01.08.2001 составляет 185,32 руб.

Таким образом, максимально возможный размер пенсии составляет 185,32 х 3 х 1,2= 667,15 руб.

Установленный рассматриваемым законом порядок выгодно применять при подсчете трудового стажа, поскольку только этим нормативным актов разрешается включать следующие периоды помимо работы:

— службу в составе Вооруженных Сил бывшего СССР (ст. 90 Закона). Более того, при подсчете трудового стажа для назначения пенсии по старости на общих основаниях военная служба по призыву включалась в двойном размере;

— обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой (ст. 91 Закона);

— проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства (ст. 92 Закона);

— выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства (ст. 92 Закона);

— и другие периоды.

Расчет пенсии по федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».


В период с 01.01.2002 по 31.12.2014 действовал иной пенсионный порядок, установленный федеральным законом № 173-ФЗ.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательным условием является наличии не менее пяти лет страхового стажа (учитываемая при определении трудовой пенсии суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж).

В основе установленной пенсионной формулы основным показателем становится расчетный размер пенсии (РП). Он зависит от:

1) коэффициента среднемесячной заработной платы, ограниченного максимумом 1,2. Данные коэффициент определяется как частное от деления Вашего среднемесячного заработка (ЗР) к заработной плате в РФ за тот же период (ЗП). Проблемы возникают в том случае, когда не удается документально подтвердить размер заработка в течение пяти лет до 2002 года либо в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 годы;

2) от стажевого коэффициента, равного 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

При этом при расчете размера пенсии учитывается среднемесячная заработная плата в РФ за третий квартал 2001 г. для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденной Правительством РФ (СЗП = 1671 руб.). Ее размер не меняется и един для все будущих пенсионеров.

С учетом изложенного, максимальный размер пенсии на 01.01.2002 составляет:

РП = 1671 х 1,2 х 0,75 = 1503 руб.

Согласно Закону, пенсия включает две части:

1) базовая часть – 450 руб.;

2) страховая часть – 1053 руб.

В дальнейшем высчитывается пенсионный капитал, который зависит от страховых взносов за период с 01.01.2002 по 31.12.2014.

Если их не было, происходит индексирование базовой и страховой частей пенсии. Если страховые взносы начислялись, их также индексируют как страховую часть пенсии.

Далее учитываем так называемую валоризацию, применяемую с 01.01.2010.

Ее размер устанавливается в соответствии со статьей 30.1 пункта 1 Федерального закона 173-ФЗ: 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Так, мужчина может уйти на пенсию с 60 лет. С учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года максимальный размер валоризации составит 41%.

Другими словами, увеличение рассчитывается как произведение страховой части пенсии на процент валоризации. При этом следует учитывать, что в страховую часть не входят страховые взносы.

Проведем индексацию и увеличение пенсии в соответствии с законом, без начисления страховых взносов.

Размер пенсии на 01.01.2002 1503 руб.

Страховая часть – 1053 руб., базовая часть – 450 руб.

Валоризация 41%. Увеличение = 3873,38 х 0,41 = 1588,09

Таким образом, в случае, если пенсионер официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 31.12.2014 года составит 12246,12 руб.

Если в указанный период страховые взносы начислялись, размер пенсии будет увеличен в установленном законом порядке.

Рассчитываем пенсию по федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»


С 01.01.2015 вновь кардинально изменилось пенсионное законодательство. Пенсионная система включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение.

Здесь речь пойдет только об обязательном пенсионном обеспечении, которое представляет собой отложенную часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая, включая достижение пенсионного возраста. Именно поэтому Пенсионный Фонд России пропагандирует идею, согласно которой, чем больше средств направлено на будущую пенсию в течение трудовой деятельности, тем выше пенсия. Но не все так очевидно.

Пенсия по старости сегодня называется страховой пенсией – ежемесячная денежная в целях компенсации лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости.

Если ранее пенсия включала в себя страховую часть и базовую часть, то согласно новому закону страховая пенсия по старости состоит из страховой части и фиксированной выплаты.

С 01.01.2015 размер пенсии напрямую зависит от официальной заработной платы работника. Поскольку именно от нее зависит, какие сведения предоставит работодатель о застрахованном лице в Пенсионный Фонд России и какие он перечисляет страховые взносы.

Общий тариф страхового взноса составляет 22% от годового фонда оплаты труда работника в пределах законодательно установленной суммы (в 2018 – 991 000 руб.). С величины, превышающей данный размер работодатель уплачивает взносы по тарифу 10%. При этом нужно учитывать:

1) на формирование страховой пенсии идет только 16%, а 6% направляется на формирование фиксированной выплаты. Однако в тех случаях, когда гражданин воспользовался правом выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, 10% направляются на страховую часть, 6% — на накопительную часть; 6% на фиксированные выплаты;

2) в 2014-2019 годах все средства страховых взносов (16%) направляются на формирование только страховой пенсии независимо от ранее выбранного гражданином варианта пенсионного обеспечения.

Основания получения страховой пенсии по старости закреплены в ст. 8 Федерального закона: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательными условиями являются наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В связи с тем, что пенсионная реформа реализуется поэтапно, при выходе на пенсию в 2018 году необходимо, помимо достижения пенсионного возраста, иметь страховой стаж 9 лет и 13,8 пенсионных баллов (величина индивидуального пенсионного коэффициента).

Расчет пенсии по новому закону следует разделить на две части.

1. Перевод ранее начисленного размера пенсии.

С учетом положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионные баллы) до 01.01.2015 определяется исходя из размера страховой части пенсии, деленной на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015, указанную в ч. 10 ст. 15 Федерального закона, т.е. 64,10 руб.

В соответствии с нашим примером, по состоянию на 31.12.2014 года пенсия составляла 12246,12 руб., включая страховую часть – 8335,78 руб.

Если в пенсионных баллах, то 130,04 (8335,78 / 64,1 = 130,04).

В тех случаях, когда идет речь о пенсионере, то размер пенсии продолжает индексироваться.

Размер пенсии на 31.12.2014 – 12246,12 руб.

Страховая часть – 8335,78 руб., базовая часть – 3910,34 руб.

Таким образом, для пенсионера, который официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 01.01.2018 года составит 15578,64 руб.

2. Расчет пенсии, формируемой с 01.01.2015.

Страховая пенсия по старости формируется по формуле:

Пенсионные баллы х Стоимость пенсионного балла + Фиксированная выплата

Оценить преимущества либо недостатки нового пенсионного законодательства можно на простых примерах.

При зарплате в 2017 году 10 000 руб. (годовой заработок 120 000 руб.) на страховую пенсию направляется 19 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 1,37 ((19200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 107,65 руб. (1,37 х 78,58 = 107,65; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 8212,4 (107,65 х 30 + 4982,9 = 8212,4; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 15 000 руб. (годовой заработок 180 000 руб.) на страховую пенсию направляется 28 800 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 2,05 ((28800 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 161,09 руб. (2,05 х 78,58 = 161,09; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 9815,6 (161,09 х 30 + 4982,9 = 9815,6; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 35 000 руб. (годовой заработок 420 000 руб.) на страховую пенсию направляется 67 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 4,79 ((67200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 376,4 руб. (4,79 х 78,58 = 376,4; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 16274,9 (376,4 х 30 + 4982,9 = 8000,3; страховая часть плюс фиксированная выплата).

При этом законодатель установил максимальное количество пенсионных баллов, которые можно начислить за год – 10 (но поэтапно, так в 2018 году – 8,7). Это означает, что в 2018 году доходы свыше 862 170 руб. (71 847,5 руб. ежемесячно) не повлекут увеличения страховой пенсии по старости.

Выводы

Изменения пенсионного законодательства направлены не только на защиту интересов пенсионеров, но и государственных интересов. Сегодня для ухода на пенсию по старости необходимо не только работать официально, но и получать определенную зарплату, чтобы иметь необходимый страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент. В противном случае, граждане после достижения пенсионного возраста не смогут рассчитывать на страховую пенсию, а для получения социальной пенсии нужно будет ждать еще 5 лет.

Введение с 1 января 2002 г. новых норм и условий пенсионного обеспечения высветило проблему предоставления и сохранения прав на пенсию разных возрастных групп населения. Иными словами, в данном случае речь идет о пенсионных правах, которые граждане приобрели с учетом стажа и заработка по состоянию на 1 января 2002 г. по нормам действовавшего на эту дату законодательства.

Для них предусмотрены нормы ст. 30 Закона о трудовых пенсиях. В ней говорится о двух категориях граждан. Первая из них – это будущие пенсионеры, т. е. граждане, которым пенсия на 1 января 2002 г. еще не назначена. Вторая категория – пенсионеры, для которых предусмотрен особый порядок преобразования их пенсионных прав.

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится их конвертацией. Конвертация[168], как отмечается в Законе о трудовых пенсиях, – это преобразование пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 г.

Расчетный пенсионный капитал определяется по формуле

ПК = (РП – 450 руб.) × Т,

где ПК – величина расчетного пенсионного капитала;

РП – расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц, имеющих общий трудовой стажа необходимой продолжительности (мужчины – 25 лет, женщины – 20 лет), а для получателей пенсий по состоянию на 1 января 2002 г., которым уже была установлена какая-либо пенсия[169], по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с инфляций в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев;

БЧ – размер базовой части трудовой пенсии по старости (на 1 января 2002 г. он составлял 450 руб.)[170];

Т – ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости. На 1 января 2002 г. он составлял 12 лет (144 месяца) и ежегодно последовательно увеличивается до 19 лет (228 месяцев) к 1 января 2013 г. Для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, он будет расти и после этой даты.

Чтобы определить расчетный размер трудовой пенсии имеющему требуемый стаж (не менее 25 лет – для мужчин и не менее 20 лет – для женщин), по выбору застрахованного лица[171]применяется следующая формула:

РП = СК × ЗР : ЗП × СЗП,

где РП – расчетный размер трудовой пенсии;

ЗР – среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000–2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

При этом сохранились прежние правила. Так, из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, по желанию застрахованного лица исключаются неполные месяцы работы (в связи с началом или прекращением работы не с первого числа, отпуском по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, время работы, в течение которого гражданин был инвалидом или получал возмещение ущерба вследствие увечья, иного повреждения здоровья, осуществлял уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения). Исключаемые месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или следующими за ним, но не позднее 1 января 2002 г.

В состав заработка входят все виды выплат (дохода), на которые до 1 января 2002 г. начислялись взносы на государственное социальное страхование, страховые взносы в ПФР, ЕСН (взнос), единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (ЕНВД). В справке о заработке, выдаваемой работодателями или государственными (муниципальными) органами, должна содержаться отметка об уплате перечисленных взносов, налогов соответственно каждому периоду заработка.

Индивидуальные предприниматели, применявшие упрощенную систему налогообложения, представляют справку из ПФР, подтверждающую сведения о доходе за периоды до 1 января 2001 г.[172]За время деятельности после 1 января 2001 г. представляется справка, оформленная в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555.

Индивидуальным предпринимателям, перешедшим на уплату единого налога на вмененный доход, среднемесячный заработок (доход) для конвертации пенсионных прав исчисляется путем деления суммы, указанной в свидетельстве об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, на период (в месяцах), за который уплачен этот налог. Для таких предпринимателей, осуществляющих выплаты наемным работникам до 1 января 2001 г., исчисление среднемесячного заработка (дохода) производится в аналогичном порядке, а самим наемным работникам – исходя из суммы выплат, с которых удерживался 1 % страховых взносов в ПФР.

Индивидуальные предприниматели, осуществлявшие выплаты работникам в период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г., при представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета за этот период в части выплат работникам могут по своему усмотрению распределить сумму вмененного дохода, с которого уплачен единый налог, в целях исчисления среднемесячного заработка наемных работников. При этом разница между суммой вмененного дохода, с которого уплачен единый налог, и суммами, указанными индивидуальным предпринимателем в целях исчисления среднемесячного заработка, включается в доход индивидуального предпринимателя, принимаемый во внимание для определения величины расчетного пенсионного капитала, и используется для исчисления величины его среднемесячного заработка (дохода) путем деления на период (в месяцах), за который уплачен единый налог на вмененный доход.

ЗП – среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период, за который берется ЗР. Среднемесячная заработная плата в стране начиная с 1945 г., применяемая для конвертации пенсионных прав в РПК, приводится ниже (табл. 16.1, 16.2).

Таблица 16.1. Среднемесячная заработная плата в стране для конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал (1945–1990 гг.) (* Заработная плата по 1960 г. указана с учетом изменения масштаба цен в 1961 г .)


Таблица 16.2. Среднемесячная заработная плата в стране для конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал (1991–2001 гг.)



За период 2000–2001 гг. среднемесячная заработная плата в стране составляла 1494 руб. 50 коп. (соответственно начиная с января 2000 г.: 1194 руб. + 1324 руб. + 1254 руб. + 1257 руб. + 1257 руб. + 1257 руб. + 1413 руб. + 1411 руб. + 1325 руб. + 1528 руб. + 1457 руб. + 1584 руб. + 1523 руб. + 1523 руб. + 1523 руб. + 1724 руб. + 1653 руб. + 1635 руб. + 1896 руб. + 1550 руб. + 1567 руб. + 1671 руб. + 1671 руб. + 1671 руб. = 35 868 руб.: 24 месяца = 1494 руб. 50 коп.).

Для определения расчетного размера пенсии по состоянию на 1 января 2002 г. отношение заработка учитывается в размере не свыше 1,2. Если при определении расчетного размера пенсии берется заработок до 1 января 1998 г. и эти суммы не деноминированы, то данная сумма делится на 1000 и складывается с суммой месячных заработков, полученных после этой даты, чтобы определить величину среднемесячного заработка за 60 месяцев;

СЗП – среднемесячная заработная плата в России за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. составляла 1671 руб. (для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий эта сумма утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 720.

СК – стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх 25 лет у мужчин и сверх 20 лет у женщин, но не более чем на 0,20. (В данном случае речь идет не о страховом, а об общем трудовом стаже.)

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате (ЗР: ЗП) составляет не более 1,2[173].

Отношение заработков для отдельных категорий застрахованных лиц может быть повышено с 1,4 до 1,9. Оно установлено для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где действуют районные коэффициенты к заработной плате. Для них (независимо от вида трудовой пенсии, продолжительности работы в районах Крайнего Севера и приравненных местностях) отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в стране составляет не более 1,4; 1,7; 1,9 в зависимости от величины районного коэффициента, установленного в районе или местности, где проживает застрахованное лицо.

При отнесении той или иной местности к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям руководствуются перечнем районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшимся при назначении пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 г.[174]

По выбору застрахованного лица расчетный размер пенсии при конвертации пенсионных прав может быть определен по второму варианту, формула для расчета которого выглядит так:

где ЗР – среднемесячный заработок, который берется застрахованным лицом по правилам первого варианта;

СК – стажевый коэффициент, который устанавливается в зависимости от продолжительности общего трудового стажа, категории застрахованных лиц и права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Стажевый коэффициент (СК) устанавливается:

♦ мужчинам, имеющим не менее 25 лет общего трудового стажа, и женщинам, имеющим не менее 20 лет общего трудового стажа, – в размере 0,55 %, который может увеличиваться на 0,01 % за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20 %;

♦ гражданам, имеющим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста; одному из родителей детей-инвалидов, воспитавшим их до достижения восьмилетнего возраста; гражданам-опекунам инвалидов с детства и воспитавшим их до достижения восьмилетнего возраста; женщинам, родившим двух и более детей при наличии трудового стажа в районах Крайнего Севера продолжительностью 12 лет или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера продолжительностью 17 лет; инвалидам вследствие военной травмы; инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности; гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипуты), и диспропорциональным карликам);

♦ гражданам, имеющим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по условиям отдельных видов труда (п. 1–10, 14, 15, 17 части 1 ст. 27 и п. 6 части 1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях);

♦ гражданам, имеющим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по отдельным видам условий труда[175], а также для работников летно-испытательного состава;

♦ лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий, горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.

Учет стажа указанных категорий граждан, избравших второй вариант определения расчетного размера пенсии, осуществляется согласно нормам прежнего законодательства. В общий трудовой стаж до 1 января 2002 г. помимо периодов, которые включаются в указанный стаж при применении первого варианта, включаются иные периоды времени и общественно полезной деятельности (см. раздел 16.3 главы 16).

Третий вариант исчисления расчетного размера трудовой пенсии могли выбрать лица, которым на 31 декабря 2001 г. уже была установлена трудовая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца или за выслугу лет в соответствии с ранее действовавшим пенсионным законодательством).

При данном варианте за расчетный размер трудовой пенсии берется сумма уже установленной пенсии с учетом повышений и компенсаций, с применением районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев. При этом расчетный размер пенсии не мог превышать 660 руб.

Читайте также: