Евросуд признал украинские пенсии нарушением прав человека


Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) отказал в рассмотрении жалобы о прекращении пенсионных выплат, поданной семью гражданами Украины, зарегистрированными на неподконтрольной территории. Дело это длится уже шесть лет, и, скорее всего, пенсионеры (а среди истцов есть люди глубоко преклонного возраста) снова продолжат борьбу за право получать собственные пенсии — в украинских судах.

Самым же странным в истории является высказывание замминистра юстиции, уполномоченного по вопросам ЕСПЧ в Минюсте Ивана Лещины, который назвал отказ судей "приятной новостью". Чему так обрадовался украинский чиновник и каковы перспективы того, что пенсионеры из Донецка и Луганска смогут-таки получить замороженные выплаты, разобрались "Вести".

"Приятная новость"

Пенсионные выплаты жителям ОРДЛО были остановлены в конце 2014-го постановлением Кабинета министров №595, в пункте 2 которого прописано, что расходы из госбюджета на соцвыплаты на оккупированных территориях останавливаются до их возвращения под контроль украинской власти. Тем же постановлением был установлен порядок, согласно которому, чтобы получить пенсии, люди с неподконтрольного Донбасса должны были зарегистрироваться в Украине и иметь статус переселенца.

"Чтобы не покидать свои дома, люди шли на всевозможные ухищрения, регистрировались на подконтрольной территории, по полмиллиона человек каждый месяц проходили через сущий ад на пунктах пропуска, но не всем это было под силу, а Пенсионный фонд отчитывался о миллиардной экономии", — напоминает "Вестям" эксперт "КиевСтратПро" по вопросам Донбасса Дмитрий Кочергин.

Это постановление было почти сразу, осенью 2014-го, обжаловано группой из семи человек, проживающих в Луганске. И определенных успехов им удалось достичь: тот самый "пункт 2" админсуды трех инстанций признали недействительным на том основании, что Кабмин вышел за пределы своих полномочий. Получить требуемое — то есть добиться выплаты пенсий — истцам все равно не удалось: суды отвечали, что заявители обратились к "ненадлежащим ответчикам".

Теперь истцы получили отказ и в ЕСПЧ — по формальным причинам. "ЕСПЧ признал жалобу неприемлемой как такую, что явно необоснованная. Он ссылался, в частности, на решения судов по второму делу, инициированному заявителями, которыми им было отказано в жалобе о незаконной бездеятельности при выполнении решений, и отметил, что заявители не обратились с исками о восстановлении платежей в соответствующие суды", — написал Иван Лещина в "Фейсбуке", начав пост с фразы "А у нас приятная новость".

Иск к Пенсионному фонду

В самом отказе есть несколько странностей. Во-первых, суд признал дело "неприемлемым" уже на этапе рассмотрения его по сути. До этого была стадия коммуникации, обмена мнениями между правительством Украины и представителем заявителей. А на нынешнем этапе евросуд крайне редко принимает такие решения.

"Как правило, если уж дело дошло до стадии коммуникации, то можно говорить о победе заявителя — до этой стадии сложно дойти. Рискну предположить, что именно в этой части Лещина написал о победе — хотя является ли "победой" то, что государство не хочет платить пенсии людям, заслужившим эти выплаты, — большой вопрос, — говорит "Вестям" адвокат, в прошлом кандидат на должность судьи ЕСПЧ от Украины Елена Лешенко. — Причина такого поворота проста — выяснилось, что представители заявителей не предприняли все возможные меры в украинских судах. В частности, они не привлекли в качестве третьего лица Пенсионный фонд, либо не подали иск к нему прямо".

Сделать это, по мнению юристов, нужно было на этапе победы в Высшем админсуде (именно он признал частично незаконным постановление Кабмина). В решении ЕСПЧ, кстати, это прописано совершенно четко — "истцы обратились к ненадлежащему субъекту". "В итоге Лещина просто передал ЕСПЧ все письма, где был разъяснен порядок (обращения к ответчикам. — Авт.), и сказал: мы им объясняли, но они сами этого не сделали", — пояснила Лешенко.

"Основания, действительно, формальные — в решении говорится, что истцы не исчерпали всех своих возможностей в Украине. Подавать иски они должны были как против Пенсионного фонда, так и против специальных органов, что отвечают за принятие решений, — считает адвокат и эксперт "КиевСтратПро" Алексей Бебель. — Я бы не сказал, что для истцов-пенсионеров нынешнее решение — это "конец фильма": получив отказ, они вполне могут продолжить суды в Украине, выполнив ту рекомендацию, которую получили от Минюста".

Доживут ли все они до окончания тяжбы — вопрос: по данным правозащитницы Бережной, некоторые истцы уже находятся в очень плохом финансовом и физическом состоянии (а один даже угодил в реанимацию).

Дело Тимошенко и Седлецкой

К тому же странно то, что адвокат, представлявшая интересы "луганской семерки", Светлана Новицкая, не стала апеллировать к исключительным обстоятельствам, в которых оказались ее клиенты. "Бывают ситуации, когда, несмотря на то, что все средства правовой защиты внутри страны еще не исчерпаны, ЕСПЧ все равно берется рассматривать такие дела. Но для этого заявитель должен доказать, что либо не смог использовать все средства защиты, либо они были для него "чрезмерно отягощающим обстоятельством" — мол, добились, чего смогли, а дальше не можем", — пояснила Лешенко "Вестям".

В нынешней ситуации подобным обстоятельством могло бы послужить место регистрации истцов, а также их возраст (один из истцов, Виталий Чайкин, — участник ВОВ 1926 года рождения, т. е. сегодня ему уже 93 года, он — ветеран МВД и полковник уголовного розыска). Впрочем, "Вестям" удалось найти лишь несколько решений ЕСПЧ, принимавшихся в отношении истцов из Украины "с колес" (т. е. без соблюдения правила, согласно которому истец проходит все инстанции в своей стране).

Это, во-первых, "дело Юлии Тимошенко" — там на признание ареста лидера оппозиции "незаконным и политически мотивированным" ушло восемь месяцев с момента начала открытых слушаний. И во-вторых, "дело Седлецкой" — в 2018-м журналиста программы "Схемы" пытались обязать раскрыть телефонные переговоры и СМС (дабы установить частоту контактов с главой НАБУ Артемом Сытником), но ЕСПЧ понадобилось меньше месяца, чтобы обязать украинские власти воздержаться от такой идеи. Связаться со Светланой Новицкой вчера "Вестям" не удалось. По мнению Лешенко, самая важная потеря луганских пенсионеров — время, т. к. им придется снова пойти по "длинному пути" судебных инстанций.

"Важнее люди, а не правительство"

По сути, главный вопрос теперь — что именно вызвало радость уполномоченного по вопросам ЕСПЧ в Минюсте Ивана Лещины. "По сути, в качестве победы он рассматривает невыполнение обязательств государства. Такое ощущение, что воюет с каким-то врагом, хотя речь идет о наших же согражданах, нуждающихся в защите своих прав, — говорит "Вестям" Энрике Менендес, глава аналитического центра "Институт региональной политики". — Кроме того, я не могу припомнить, чтобы чиновники так же "продвигали" другие решения ЕСПЧ, которые выносились в интересах жителей неподконтрольных территорий".

Менендес говорит, в частности, о решении суда, которым официальный Киев обязали признавать документы о трудовом стаже, что были выданы на неподконтрольных территориях. "В этом есть определенная шизофрения государства, когда оно на словах заявляет, что гуманитарные права для него превыше всего, и оно будет их защищать, но на самом деле это лишь повод не выполнять свои обязательства", — заключает Менендес.

Примечательно, что пост Лещины появился спустя всего неделю после того, как Владимир Зеленский в своем видеоблоге из "Феофании" обратился (кстати, по-русски) к жителям Донбасса, заявив, что вся территория Украины открыта для жителей региона "во всех смыслах этого слова", и пообещав, что война, идущая уже семь лет, скоро закончится "и никакие КПВВ нам будут не нужны".

"Обиднее всего — не само решение суда, а то, что украинские чиновники радуются победе над своими же гражданами и поздравляют друг друга с ней. Как переселенец, у которого остались родственники в Донецке, хочу заметить, что во главу угла нужно ставить интересы граждан, а не правительства", — считает Дмитрий Кочергин.

Подпишитесь на ежедневную еmail-рассылку от создателей газеты номер 1 в Украине. Каждый вечер в вашей почте самое важное, эксклюзивное и полезное. Подписаться.


Киев, 7 сентября.

Полное нарушение прав человека – такое признание сделал Европейский суд, рассмотрев так называемое дело об украинских пенсиях. Длилось оно почти десять лет, но актуальности не утратило. Несмотря на громкие заявления министра соцполитики Павла Розенко о повышении пенсионных выплат в стране, Европа признала – это ниже прожиточного уровня.

«Петриченко против Украины»

В 2006 году пенсионер Валерий Петриченко, получив первые выплаты, осознал - их размер не просто смехотворен, это умышленное причинение вреда человеку. Невозможно на тысячу гривен в месяц купить продукты и лекарства. Обратившись в суд, Петриченко понял, что бороться с системой можно только ее оружием.

"Я нанял адвоката, который собрал документы и подал иск в Европейский суд по правам человека. Это, конечно, долго, но стоит того. И хотя выплата в 1200 евро, которую присудили нашему государству – мизер по сравнению с десятью годами борьбы, но теперь у всех украинских пенсионеров, которые получают минимальную пенсию, есть повод обратиться в соответствующие инстанции и получить доплату не ниже моей", - делится информацией Валерий Петриченко.


Политиков, якобы ратующих за простых граждан, проблемы элементарного выживания не касаются

Согласно данным Минсоцполитики, более ста тысяч украинцев получают пенсию ниже прожиточного уровня. По мнению юристов, это прямое нарушение прав человека. Европейцы это подтверждают.

"Конечно, сейчас государство будет делать все возможное, чтобы уклониться от выполнения решения Европейского суда в полном объеме. В полном – значит компенсировать ущерб всем пенсионерам, пострадавшим от махинаций Минсоцполитики. Это как минимум 120 млн евро. Если мы стремимся в Европу, нужно выполнять решения суда", - комментирует ситуацию юрист Геннадий Петрик.

Стоит отметить, что понятие "прожиточный минимум" на Украине тоже весьма далеко от европейских идеалов. 1130 гривен – та сумма, на которую, предполагается, среднестатистический украинец может жить, питаться, платить по счетам, за проезд, покупать одежду и обувь. То, что цифра явно занижена, признают не только пенсионеры, но и сильные мира сего.

К примеру, зарплата спикера Андрея Парубия - более 20 тысяч гривен, его заместитель Ирина Геращенко получает 26.

"Ни один из них даже сутки не протянет на украинскую минималку. Что говорить о тех, для кого пенсии и социальные выплаты являются единственным источником доходов, на которые нужно обеспечить уровень жизни и свой, и своей семьи", - поясняет социолог Иван Коротков.

Вышел на пенсию - умри

В то же время пенсия ниже минимального уровня жизни – это практически норма в нашем государстве.

"Пришла в Пенсионный фонд, чтобы оформить выплаты, а мне сказали, что сейчас всем дают минималку. Таково устное распоряжение правительства. Потому что в бюджете денег нет, идет война. А что же нам теперь, умирать сразу после выхода на пенсию?" - интересуется пенсионерка Галина Павловна.


Пенсия ниже минимального уровня жизни – норма в стране

Судиться за свое право на достойные выплаты в старости могут далеко не все граждане. Во-первых, это время и нервы , во-вторых, деньги, которых у минимальщиков и так нет.

Судебный сбор на оформление иска в Евросуд сейчас составляет 551 грн, да еще оплата услуг адвоката. Но все же это стоит того, чтобы правительство начало наконец-то выполнять свои обязанности перед народом.


Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал необоснованной жалобу жителей Луганска на лишение их пенсий и поддержал аргументы украинского правительства

Об этом сообщил на своей странице в Facebook заместитель министра юстиции и уполномоченный по вопросам ЕСПЧ Иван Лищина: «ЕСПЧ признал заявление неприемлемым, таким, которое явно необоснованно». В расплывчатом постановлении ЕСПЧ говорится: «Суд принимает аргумент правительства о том, что государство не могло быть обязано исполнять решения путем действий, которые не были чётко обозначены судом при принятии решений. Заявители могли и должны были обратиться с отдельными исками против соответствующих ответчиков об отстаивании своих прав».

Иначе говоря, причина отказа донбасским пенсионерам формальна, по мнению ЕСПЧ, они не исчерпали возможности судебных разбирательств с Украиной. Однако Киев преподносит это как перемогу и «приятную новость» (по выражению Лищины), а подпевающие властям СМИ напропалую врут – дескать, решение ЕСПЧ означает, что пенсии жителям ДНР и ЛНР не платились украинской стороной совершенно справедливо. На самом же деле ЕСПЧ подобного решения не принимал, а указал на то, что заявители не со всеми «соответствующими ответчиками» на Украине судились.

Эпопея с лишением правительством Украины пенсий жителей ДНР и ЛНР длится с конца 2014 года. После государственного переворота и начала гражданской войны в Донбассе Кабмин Украины принял постановление №595, пункт 2 которого замораживал выплату пенсий и социальных пособий всем жителям неподконтрольных Киеву территорий до «деоккупации». Это постановление и подвигло группу луганчан добиваться его отмены. В итоге админсуды трёх инстанций признали недействительным скандальный пункт постановления, посчитав, что правительство Украины вышло за пределы полномочий. Однако пенсий истцы так и не получили.

4 сентября 2018 года Верховный суд Украины принял решение: «Право на пенсию и ее получение не может быть связано с местом проживания человека». Данное постановление опиралось на заключение Конституционного суда от 7 октября 2009 года, в котором говорилось, что «исходя из правовой, социальной природы пенсий право гражданина на получение назначенной ему пенсии не может быть связано с таким условием, как постоянное проживание на Украине». Несмотря на это постановление суда, выплату пенсий не возобновили.

Для получения честно заработанных за многие годы денег пенсионерам приходится выезжать на подконтрольную Киеву территорию, находить место регистрации проживания и проходить процедуру верификации личности в «Ощадбанке», где им выплачивают пенсии. Десятки пожилых людей уже умерли в очередях на контрольных пунктах вьезда-выезда. Те, кто по состоянию здоровья не мог совершать такие поездки и выстаивать в огромных очередях, так своих денег и не получили.

МИД РФ в своём докладе за 2020 год «О ситуации с правами человека на Украине» ссылается на мнение независимого эксперта Совета ООН по правам человека (СПЧ) Х.П.Бохославски: «Пенсионеры, проживающие в Донбассе, вынуждены регулярно пересекать линию контроля и регистрироваться в качестве внутренне перемещённых лиц для того, чтобы продолжать получать пенсии. При этом они сталкиваются с рисками для жизни, а также несут значительные расходы на дорогу – от 50 до 80% от размера пенсий».

Международная организация Human Rights Watch также заявила о том, что Украина должна прекратить дискриминацию пенсионеров, вынужденных пересекать линию разграничения для получения пенсий.

Власть в стране поменялась. На смену Порошенко пришёл Зеленский и его команда, но в вопросе выплаты пенсий жителям ДНР и ЛНР ничего не изменилось.

В сентябре 2019 года глава Мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине Матильда Богнер заявила: «Пенсии следует выплачивать всем, кто имеет на них право, независимо от места их проживания. Это настоятельная рекомендация. И мы надеемся, что новое правительство будет считать ее одним из приоритетов». Но это только слова и только надежды. Которые не оправдываются.

Новое правительство не делает ничего, чтобы возобновить выплату пенсий людям, которые работали на Украину. Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба заявил, что возможности для выплаты пенсий в нынешней реальности нет, а «решение этой проблемы непосредственно завязано на процесс деоккупации».

В феврале 2020 года Верховная рада провалила принятие закона №2083-д о реализации права на пенсию. За него проголосовало всего 184 депутата из необходимых 226. Заместитель министра финансов Юрий Джигир сообщил, что «законопроект приводит к дополнительным расходам в размере 115 миллиардов гривен», а Пенсионный фонд не имеет денег даже «на погашение текущих пенсионных обязательств». Государство задолжало каждому пенсионеру в ДНР-ЛНР в среднем по 31 тыс. грн (€930).

Народный депутат от «Слуги народа» Елизавета Богуцкая, сбежавшая в Киев из Крыма, заявила: «Я категорически против этого закона… Кто будет определять, какие взгляды у тех пенсионеров? Поддерживают они Россию или нет?» По сути, депутат ставит вопрос выплат пенсий в зависимость от политических взглядов людей!

То есть когда Зеленский и иже с ним зовут жителей Донбасса вернуться, надо при этом помнить, что украинский бюджет на них не рассчитан. А если власти думают, что трудовой народ ДНР и ЛНР сам заработает на пенсии своим старикам и инвалидам, то мысли эти в целом правильные, но вот для чего тогда возвращаться, да ещё в страну, поражённую лютым национализмом?

Решение ЕСПЧ открывает новые возможности для дальнейшей дискриминации Киевом пенсионеров. И касается это не только жителей ДНР и ЛНР.

С нового года в рамках пенсионной реформы, принятой ещё в 2017 году, социальных пенсий могут быть лишены более 75 тысяч украинских граждан, имеющих менее 15 лет трудового стажа. Сейчас они получают соцвыплаты в размере прожиточного минимума – 1720 грн. (€52), но и то только в том случае, если владеют жилплощадью не более 21 кв. м на человека и не имеют огорода. С 1 января 2021 года всем этим людям грозит пополнить ряды нищих. А в ЕСПЧ обращаться бесполезно: во-первых, надо будет пройти абсолютно все круги судебных разбирательств на Украине (что невозможно без денег и займёт годы), во-вторых, при отсутствии системы прецедентного права каждый человек остаётся один на один с государством, не желающим платить ему деньги. И даже если депутаты в страхе перед каким-нибудь новыми революциями передвинут сроки лишения 75 тысяч граждан социальных пенсий, проблема никуда не уйдёт. Через год, два или пять лет людей, которым не хватило стажа для выхода на пенсию, всё равно лишат денег от государства.

Если уж постмайданная власть лишила пенсий тех, кто до 2014 года всю жизнь работал на Украину – сначала на советскую, потом на незалежную – только за то, что эти люди живут в ДНР и ЛНР, то можно не сомневаться, что такая же участь ждёт всех тех, кто не вписывается в пенсионную реформу. К 1 января 2021 года таких уже более 75 тысяч, а в перспективе – каждый второй.

…В Донбассе не оставили без комментариев решение ЕСПЧ. «В пункте 8 Комплекса мер говорится о выработке единого механизма для восстановления экономических связей, включая все социальные переводы. В этом ключе наши представители никаких конструктивных предложений от Киева за все три года не услышали. К сожалению, своим решением ЕСПЧ полностью оправдывает преступные действия Киева и дает ему все основания саботировать и без того сложный переговорный процесс», – заявила министр труда и социальной политики ДНР Лариса Толстыкина. Действительно, формализм Европейского суда по правам человека позволят украинским властям не только трубить о «приятной новости», но и дальше эти права нарушать.

Лев Котляренко, Ирина Лагода, «Одна Родина»

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки


Группа пенсионеров из оккупированного Луганска во многих судах пыталась добиться выплаты пенсий от правительства Украины

Последним шагом стал иск в ЕСПЧ

В вопросе наконец поставлена точка – пенсионерам отказали. Суд не увидел нарушения прав


Европейский суд по правам человека отказал в удовлетворении иска группе пенсионеров из оккупированного Луганска, которые требовали от Украины возобновить выплату их пенсий.

Об этом на своей странице в Facebook написал заместитель министра юстиции Украины – уполномоченный по вопросам ЕСПЧ Иван Лещина. Он представлял правительство при рассмотрении дела в суде.

Заявители жаловались на нарушение их права на собственность и права на справедливый суд. Суд своим решением признал неприемлемым заявление по делу Kandyba and Others v. Ukraine, no. 33137/16.

"Сначала они обратились в украинские административные суда, оспаривая постановление Кабмина №595, согласно п. 2 которого социальные выплаты на оккупированных территориях были приостановлены до их возвращения под контроль органов государственной власти. Заявители требовали признания этого положения незаконным и восстановления им пенсионных платежей", – пояснил Лещина.


Административные суды трех инстанции частично удовлетворили этот иск, признав п. 2 недействительным на том основании, что Кабмин вышел за пределы своих полномочий, принимая его. В то же время в требовании о восстановлении платежей суды отказали, объяснив это тем, что заявители обратились к ненадлежащим ответчикам.

Отмечается, что пенсионеры из Луганска обращались ко многим органам с требованием о восстановлении пенсий на основании судебных решений, но им было отказано.


После этого заявители обратились в ЕСПЧ, жалуясь на нарушение ст. 6 Конвенции (Право на справедливый суд) и ст. 1 Протокола (Право собственности). ЕСПЧ признал жалобу неприемлемой как такую, что является явно необоснованной.

"Суд принимает во внимание аргумент правительства о том, что государство не могло быть обоснованно обязано выполнить решение путем действий, которые не были четко указаны судом (Киевским окружным административным судом. - Ред.) при принятии решения, и заявители могли и должны были. обратиться с отдельными исками против соответствующих ответчиков для отстаивания своих прав. Более того, из обстоятельств дела не вытекает и заявитель не утверждает, что представление таких исков составило бы дополнительное бремя для них. " – говорится в п. 55 решения суда.


Как сообщал OBOZREVATEL, в начале августа правозащитная организация Human Rights Watch заявила, что в ОРДЛО людям перестали выплачивать пенсии из-за карантина, введенного в рамках борьбы с пандемией коронавируса.

Позже министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Алексей Резников сказал, что на оккупированной территории Донбасса живут 500 тысяч человек со статусом переселенцев, которые получают украинскую пенсию.

Позже член украинской делегации в Трехсторонней контактной группе, журналист Сергей Гармаш заявил, что скоро Россия перестанет платить пенсии в ОРДЛО.

Впоследствии нардеп от "Слуги народа" и глава комитета ВРУ по вопросам соцполитики Галина Третьякова заявила, что в Трехсторонней контактной группе не рассматривают вопрос о возобновлении выплат пенсий в ОРДЛО.


Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принял решение в пользу правительства Украины в деле по иску пенсионеров, которые добивались признания незаконным приостановления пенсионных выплат на неподконтрольных украинским властям территориях.

Эту информацию разъяснила координатор по оказанию правовой помощи в благотворительном фонде «Право на защиту» («Право на захист») Юлия Трало, передает « Zmina ».

Правозащитница отметила, что возникает вопрос, что происходит, что же за пенсионеры такие, с которыми государство ведет борьбу в Страсбурге.

«Для начала необходимо отметить, что в отличие от национальной судебной системы, которая состоит из Верховного суда, десятков судов первой и апелляционной инстанций. ЕСПЧ один, следовательно, он не может позволить себе рассматривать тысячи дел по аналогичному вопросу. Этот суд может констатировать нарушение положений Конвенции или его отсутствие в отношении определенной ситуации и более повторно не возвращаться к решенному вопросу», – сообщила Юлия Трало.

По ее словам, победа Украины в ЕСПЧ в этом году – это процессуальная победа Офиса правительственного уполномоченного по делам Европейского суда по правам человека.

«То есть можно порадоваться за то, что правительственный орган состоит из специалистов высокого класса, и надеяться, что также профессионально этот коллектив работает и над другими делами, особенно межгосударственными спорами, связанными с аннексией Крыма и вооруженным конфликтом на Донбассе», – отметила правозащитница.

Она пояснила, в чем состоит суть дела, которое рассмотрел ЕСПЧ. 7 ноября 2014 года постановлением Кабинета министров Украины №595 был утвержден Временный порядок финансирования бюджетных учреждений, осуществления социальных выплат населению и предоставления финансовой поддержки отдельным предприятиям и организациям Донецкой и Луганской областей.

Нормами этого порядка, в частности, предусматривалось прекращение выплат на неподконтрольных правительству территориях, восстановление таких выплат после фактической деоккупации и устанавливалась возможность получения гражданами пенсионных и социальных выплат в случае перемещения.

«Таким образом ни упомянутое постановление, ни любой другой нормативный акт, который появился после 2014 года, не предусматривают никаких механизмов получения пенсионных или социальных выплат для лиц, оставшихся проживать на оккупированной территории. И фактически именно это постановление стало отправной точкой для массовых процессов "псевдо-переселения", когда тысячи жителей неконтролируемых территорий вынуждены были регистрироваться как переселенцы исключительно для доступа к гарантированным законодательством выплатам», – подчеркнула Юлия Трало.

Поэтому, по ее словам, в конце 2014 года несколько человек (собственно, заявители по делу, которое затем рассмотрел ЕСПЧ) обратились с иском в национальные суды. В результате отдельные положения Временного порядка были признаны незаконными и недействительными с момента принятия решения Окружным административным судом города Киева, которое Киевский апелляционный административный суд оставил без изменений.

Соответственно, истцы надеялись, что отмена этой спорной нормы должна автоматически обязать государственные органы принять меры по восстановлению всех приостановленных выплат. Однако в понимании Кабмина выполнение решения суда должно заключаться только в отмене указанной нормы, что и было исполнено довольно оригинальным способом, поясняет правозащитница.

А ЕСПЧ в этом случае должен был решить, заключалось ли выполнение государством решения национального суда исключительно в отмене незаконной нормы или же необходимо было принять все меры по автоматическому восстановлению выплат, в данном случае заявителям.

ЕСПЧ учел аргументы обеих сторон и пришел к выводу, что правительством действительно было выполнено решение суда, ведь судами национальной инстанции были удовлетворены только требования о признании незаконными и недействительными норм постановления Кабмина, тогда как требования о восстановлении выплат – были отклонены.

«В итоге, как национальные суды, так и ЕСПЧ указали на необходимость защиты прав заявителей в индивидуальных спорах. Однако таких исков заявители не подавали», – резюмировала Трало.

Она отметила важный момент: ключевым принципом функционирования ЕСПЧ является предоставление возможности каждому государству обеспечить защиту прав человека путем функционирования собственной судебной системы. Именно поэтому абсолютное большинство дел, которые поступают на рассмотрение этого суда, признаются неприемлемыми ввиду того, что заявители или же вообще не попытались, или же использовали лишь частично возможность защиты своих прав в национальных судах.

Таким образом, объяснила правозащитница, ответ на вопрос, действительно ли ЕСПЧ признал отсутствие права жителей оккупированных территорий на выплату им пенсий или других социальных выплат, будет – нет. Суд указал, что им не будет рассматриваться это дело, поскольку заявители не попробовали защитить свое право – собственно, получить ответ на вышеприведенный вопрос – в украинских судах.

В то же время на фоне очевидной процессуальной победы усматриваются основания для усиления позиций и усовершенствования линии защиты заявителей в других, возможно, будущих спорах.

Среди таких вопросов можно выделить следующие:

  • Отсутствие правового регулирования механизмов пенсионного обеспечения лиц, проживающих на временно оккупированных территориях, которые не в состоянии из-за возрастных или физических особенностей воспользоваться предложенным механизмом доступа к выплатам. Фактически этот вопрос так и не дошел до рассмотрения ЕСПЧ по сути, ведь указанные заявления, так же, как и предыдущие, были отклонены им как неприемлемые и дальше не рассматривались.
  • Практика национальных судов о праве на пенсионные выплаты лиц, проживающих на временно оккупированной территории, как и механизм выполнения решений, принятых в пользу истцов, также не остается без внимания ЕСПЧ. Так, в этом решении ЕСПЧ принял аргументацию государства о возможности защиты права на пенсию лиц, проживающих на временно оккупированных территориях, которая базировалась, в частности, на практике Верховного суда и судов апелляционной инстанции. Например, правозащитникам благотворительного фонда «Право на защиту» удалось в нескольких делах защитить право пенсионеров, проживающих на оккупированных территориях, именно на восстановление выплат.
В то же время, ЕСПЧ в упомянутом решении отметил, что, «в отличие от этого дела, не восстановление выплат пенсий и ассигнований на социальное страхование после прямого назначения национальными судами в пользу заявителей, которые в настоящее время проживают на неподконтрольных правительству территориях, нарушается в определенном количестве других заявлений, которые сейчас находятся на рассмотрении Суда». То есть речь идет о том, что сейчас на рассмотрении ЕСПЧ находятся другие дела, в которых уже исчерпаны все механизмы национальной защиты. И такие жалобы могут быть рассмотрены по существу в ближайшее время.

«Итак, учитывая изложенное, видим, что говорить о победе или поражении Украины в ЕСПЧ по делам о праве на пенсионные и социальные выплаты лицам, проживающим на неконтролируемых правительством территориях, пока рано. Хотя очередной раз стоит заметить, что за более чем 6 лет ни правительство, ни парламент не предприняли никаких шагов и даже не продемонстрировали попыток, чтобы сдвинуть этот вопрос с места», – уверена Юлия Трало.

Европейский суд по правам человека отказал пенсионерам Донбасса


Европейский суд по правам человека отказал пенсионерам Донбасса 03:47 / 24.11.2020Kloij2471 Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал необоснованной жалобу жителей Луганска на лишение их пенсий и поддержал аргументы украинского правительства. Об этом сообщил на своей странице в Facebook заместитель министра юстиции и уполномоченный по вопросам ЕСПЧ Иван Лищина: «ЕСПЧ признал заявление неприемлемым, таким, которое явно необоснованно».

В расплывчатом постановлении ЕСПЧ говорится: «Суд принимает аргумент правительства о том, что государство не могло быть обязано исполнять решения путем действий, которые не были чётко обозначены судом при принятии решений. Заявители могли и должны были обратиться с отдельными исками против соответствующих ответчиков об отстаивании своих прав».

Иначе говоря, причина отказа донбасским пенсионерам формальна, по мнению ЕСПЧ, они не исчерпали возможности судебных разбирательств с Украиной. Однако Киев преподносит это как перемогу и «приятную новость» (по выражению Лищины), а подпевающие властям СМИ напропалую врут – дескать, решение ЕСПЧ означает, что пенсии жителям ДНР и ЛНР не платились украинской стороной совершенно справедливо. На самом же деле, ЕСПЧ подобного решения не принимал, а указал на то, что заявители не со всеми «соответствующими ответчиками» на Украине судились.

Эпопея с лишением правительством Украины пенсий жителей ДНР и ЛНР длится с конца 2014 года. После государственного переворота и начала гражданской войны на Донбассе Кабмин Украины принял постановление №595, пункт 2 которого замораживал выплату пенсий и социальных пособий всем жителям неподконтрольных Киеву территорий – до «деоккупации».

Это постановление и подвигло группу луганчан добиваться его отмены. В итоге админсуды трёх инстанций признали недействительным скандальный пункт постановления, посчитав, что правительство Украины вышло за пределы полномочий. Однако пенсий истцы так и не получили.

4 сентября 2018 года Верховный суд Украины принял решение: «Право на пенсию и ее получение не может быть связано с местом проживания человека». Данное постановление опиралось на заключение Конституционного суда от 7 октября 2009 года, в котором говорилось, что «исходя из правовой, социальной природы пенсий право гражданина на получение назначенной ему пенсии не может быть связано с таким условием, как постоянное проживание на Украине». Несмотря на это постановление суда, выплату пенсий не возобновили.

Для получения честно заработанных за многие годы денег пенсионерам приходится выезжать на подконтрольную Киеву территорию, находить место регистрации проживания и проходить процедуру верификации личности в «Ощадбанке», где им выплачивают пенсии. Десятки пожилых людей уже умерли в очередях на контрольных пунктах вьезда-выезда. Те, кто по состоянию здоровья не мог совершать такие поездки и выстаивать в огромных очередях, так своих денег и не получили.

МИД РФ в своём докладе за 2020 год «О ситуации с правами человека на Украине» ссылается на мнение независимого эксперта Совета ООН по правам человека (СПЧ) Х.П.Бохославски: «Пенсионеры, проживающие в Донбассе, вынуждены регулярно пересекать линию контроля и регистрироваться в качестве внутренне перемещённых лиц для того, чтобы продолжать получать пенсии. При этом они сталкиваются с рисками для жизни, а также несут значительные расходы на дорогу – от 50 до 80% от размера пенсий».

Международная организация Human Rights Watch также заявила о том, что Украина должна прекратить дискриминацию пенсионеров, вынужденных пересекать линию разграничения для получения пенсий.

Власть в стране поменялась. На смену Порошенко пришёл Зеленский и его команда, но в вопросе выплаты пенсий жителям ДНР и ЛНР ничего не изменилось.

В сентябре 2019 года глава Мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине Матильда Богнер заявила: «Пенсии следует выплачивать всем, кто имеет на них право, независимо от места их проживания. Это настоятельная рекомендация. И мы надеемся, что новое правительство будет считать ее одним из приоритетов». Но это только слова и только надежды. Которые не оправдываются.

Новое правительство не делает ничего, чтобы возобновить выплату пенсий людям, которые работали на Украину. Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба заявил, что возможности для выплаты пенсий в нынешней реальности нет, а «решение этой проблемы непосредственно завязано на процесс деоккупации».

В феврале 2020 года Верховная Рада провалила принятие закона №2083-д о реализации права на пенсию. За него проголосовало всего 184 депутата из необходимых 226. Заместитель министра финансов Юрий Джигир сообщил, что «законопроект приводит к дополнительным расходам в размере 115 миллиардов гривен», а Пенсионный фонд не имеет денег даже «на погашение текущих пенсионных обязательств». Государство задолжало каждому пенсионеру в ДНР-ЛНР, в среднем, по 31 тыс. грн (€930).

Народный депутат от «Слуги народа» Елизавета Богуцкая, сбежавшая в Киев из Крыма, заявила: «Я категорически против этого закона. Кто будет определять, какие взгляды у тех пенсионеров? Поддерживают они Россию или нет?». По сути депутат ставит вопрос выплат пенсий в зависимость от политических взглядов людей!

То есть, когда Зеленский и иже с ним зовут жителей Донбасса вернуться, надо при этом помнить, что украинский бюджет на них не рассчитан. А если власти думают, что трудовой народ ДНР и ЛНР сам заработает на пенсии своим старикам и инвалидам, то мысли эти в целом правильные, но вот для чего тогда возвращаться, да ещё в страну, поражённую лютым национализмом?

Решение ЕСПЧ открывает новые возможности для дальнейшей дискриминации Киевом пенсионеров. И касается это не только жителей ДНР и ЛНР.

С нового года в рамках пенсионной реформы, принятой ещё в 2017 году, социальных пенсий могут быть лишены более 75 тысяч украинских граждан, имеющих менее 15 лет трудового стажа. Сейчас они получают соцвыплаты в размере прожиточного минимума – 1720 грн. (€52), но и то только в том случае, если владеют жилплощадью не более 21 кв. м на человека и не имеют огорода. С 1 января 2021 года всем этим людям грозит пополнить ряды нищих. А в ЕСПЧ обращаться бесполезно:

во-первых, надо будет пройти абсолютно все круги судебных разбирательств на Украине (что невозможно без денег и займёт годы),

во-вторых, при отсутствии системы прецедентного права каждый человек остаётся один на один с государством, не желающим платить ему деньги. И даже если депутаты в страхе перед каким-нибудь новыми революциями передвинут сроки лишения 75 тысяч граждан социальных пенсий, проблема никуда не уйдёт. Через год, два или пять лет людей, которым не хватило стажа для выхода на пенсию, всё равно лишат денег от государства.

Если уж постмайданная власть лишила пенсий тех, кто до 2014 года всю жизнь работал на Украину – сначала на советскую, потом на незалежную – только за то, что эти люди живут в ДНР и ЛНР, то можно не сомневаться, что такая же участь ждёт всех тех, кто не вписывается в пенсионную реформу. К 1 января 2021 года таких уже более 75 тысяч, а в перспективе – каждый второй.

…На Донбассе не оставили без комментариев решение ЕСПЧ. «В пункте 8 Комплекса мер говорится о выработке единого механизма для восстановления экономических связей, включая все социальные переводы. В этом ключе наши представители никаких конструктивных предложений от Киева за все три года не услышали.

К сожалению, своим решением ЕСПЧ полностью оправдывает преступные действия Киева и дает ему все основания саботировать и без того сложный переговорный процесс», – заявила министр труда и социальной политики ДНР Лариса Толстыкина. Действительно, формализм Европейского суда по правам человека позволят украинским властям не только трубить о «приятной новости», но и дальше эти права нарушать.

Лев Котляренко, Ирина Лагода

На заглавном фото. Таких вот бабушек ограбила киевская власть, а ЕСПЧ позволил ей считать себя правой

Читайте также: