Федеральному закону о трудовых пенсиях в российской федерации статья 30

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 25 мая 2017 г. N 991-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА

ЦАПАЛОВА ЮРИЯ АНАНЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО

КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ПУНКТОВ 3, 9 И 10

СТАТЬИ 30 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой,

рассмотрев по требованию гражданина Ю.А. Цапалова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Ю.А. Цапалов, которому с июня 1987 года назначена досрочная трудовая пенсия по старости за работу с особыми условиями труда, оспаривает конституционность следующих положений статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года не применяющегося, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей данному Федеральному закону ):

пункта 3 , закрепляющего один из предусмотренных в названной статье порядков определения расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости ( статьи 27 - 28 данного Федерального закона), а именно: стажевый коэффициент для данных лиц составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 данного Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;

пункта 9 , согласно которому конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 данного Федерального закона, в том числе лиц, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 данного Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 этого Федерального закона , с применением вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ;

пункта 10 , в соответствии с которым в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения, как не позволяющие в целях исчисления расчетного размера трудовой пенсии определять стажевый коэффициент с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера, в том числе исчисленного по правилу, установленному пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", т.е. путем суммирования периодов работы в районах Крайнего Севера и на соответствующих видах работ, нарушают право на пенсионное обеспечение и противоречат статьям 39 (части 1 и 2 ) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Указанные нормы были применены в деле заявителя судами общей юрисдикции.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Оспариваемое положение пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает порядок определения стажевого коэффициента для застрахованных лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости, в целях исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав исходя из продолжительности общего трудового стажа и само по себе не может расцениваться как направленное на какое бы то ни было ущемление пенсионных прав граждан.

Законодатель в пункте 9 той же статьи предоставил гражданам, занятым на работах с особыми условиями труда, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 названного Федерального закона , право выбора вида трудового стажа, с учетом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера страховой части трудовой пенсии в порядке, установленном пунктом 3 данной статьи , с применением вместо общего трудового стажа - стажа на соответствующих видах работ.

Пункт 10 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" раскрывает понятие стажа на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, в который не включены периоды работы в районах Крайнего Севера, в том числе суммированные с периодами работы с особыми условиями труда.

Следовательно, оспариваемые заявителем положения (в их взаимной связи), допускающие определение расчетного размера трудовой пенсии с учетом того вида стажа, который позволяет исчислить пенсию в более высоком размере (по выбору застрахованного лица), направлены на реализацию права граждан на пенсионное обеспечение и не могут расцениваться как ущемляющие их права.

Изменение же порядка определения стажевого коэффициента при исчислении расчетного размера пенсии требует внесения изменений в действующее законодательство и к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40 , пунктом 2 статьи 43 , частью первой статьи 79 , статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Цапалова Юрия Ананьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Одной из основных отмазок ПФ при отказе включать те или иные периоды иной общественно полезной деятельности зачастую являются пункт 3 и пункт 4 статьи 30 №173-ФЗ и по правде сказать я сам еще не до конца могу разложить по полочкам эти два пункта: 3 и 4 №173-ФЗ .

Но я печенкой чую что в этих пунктах скрыт какой то подвох, попробуем разобраться.

С одной стороны все доводы которые в защиту этих пунктов (якобы все надо рассчитывать в соответствии с этими пунктами) пытаются привести работники ПФ, выглядят убедительно но с другой стороны они достаточно запутанно выглядят и легко опровергаются.

ПФ и их союзники утверждают что по пункту 3 все периоды считаются в календарном порядке и только по пункту 4 в льготном.

  • Но во первых в пункт 3 ст. 30 №173-ФЗ не единого слова неговорится о службе в армии по призыву , в данном пункте в абзаце 22 лишь идет речь о:

"службе в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, . " .

Другими словами о той службе которая является профессией, службе в иных воинских формированиях и за которую выплачивалось полноценное денежное вознаграждение.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, .

  • Но также и абзац 26 пункт 4 ст. 30 №173-ФЗ гласит:

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, .

  • Но самое интересное что абзац 1 пункт 1 ст. 12 №173-ФЗ гласит:

Статья 12. Порядок исчисления страхового стажа

1. Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке .

  • Из всего выше изложенного следует что исчисление продолжительности любых периодов трудовой и/или иной общественно полезной деятельности производится вкалендарном порядке.
  • "Календарный порядок"исчисления это самостоятельнаяправовая норма применяемая только непосредственно к расчету размера трудового - страхового стажа .
  • А исчисление непосредственно размера пенсии осуществляется в соответствии с собственными правовыми нормами прописанными в законах отдельно.

И да, расчет - исчисление размера пенсии , в денежном выражении:

"оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал "

могут производиться по №173-ФЗ (об этом говорится в пункте 3 статьи 36 №400-ФЗ ). Но вот расчет самого размера страхового стажа в этом пункте (3 статьи 36 №400-ФЗ) не предусмотрен так как размер страхового стажа является иной правовой нормой.

  • Вместе с тем в пункте 4 ст. 36 №400-ФЗ говорится что:

"4. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону."

Другими словами условия и нормы старых законов (не противоречащих №400-ФЗ) необходимые для пенсионного обеспечения можно применять.
Однако, что касается Закона №173-ФЗ, то из содержания Закона №400-ФЗ, следует что можно применять лишь те нормы которые необходимы для вычисления размера, непосредственно, пенсии (ее конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал) .

То есть применять можно лишь формулы с помощью которых производятся математические действия при вычислении пенсионного капитала, валоризации, индексации и различные коэффициенты.

А правила исчисления размера трудового - страхового стажа это иная числовая производная. Так как "размер пенсии" и "размер страхового стажа" это две различные и каждая самостоятельные по себе правовые нормы .

Кроме этого в Законе №400-ФЗ отсутствует статья которая запрещала бы включение Службы в Армии по призыву в двойном размере при расчете размера страхового стажа . Ровно как и отсутствует статья которая обязывает Службу в Армии по призыву включать в страховой стаж в одинарном размере .

В силу выше изложенного можно с уверенностью утверждать:

что использование абзаца 8 статьи 94 Закона от 20.11.1990г. N 340-1 (который дает право считать армию по призыву в двойном размере), является правомерным при расчете страхового стажа .

К тому же данный абзац введен в действие Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ (на данный момент действующим законом )

  • Вместе с этим в Законе №400-ФЗ нет ни одного слова запрещающего, при оценка пенсионных прав застрахованных лиц, применять положения нескольких, различных законодательных актов одновременно (так, на пример, №173-ФЗ и Закона №340-1 а так же Закона №400-ФЗ).
  • Важно лишь что бы правовые нормы которые применяются в целях установление страховой пенсии не противоречили правовым нормам №400-ФЗ.

Мне кажется все выше изложенные доводы вполне могут сослужить добрую службу при защите в вопросе о включении в стаж армии в двойном размере.

Статья 30

Согласно разъяснениям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 ноября 2004 г. N 280, периоды работы священнослужителей в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов до вступления в силу Закона РСФСР от 25 октября 1990 года N 267-1 засчитываются в общий трудовой стаж в случае подтверждения указанных периодов документами в общеустановленном порядке

При этом в целях исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованному лицу ожидаемый период выплаты пенсии по старости, определяемый в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, увеличивается на количество лет, недостающих при назначении досрочной пенсии до возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (для мужчин и женщин соответственно).

Статья 30 173-ФЗ — Оценка пенсионных прав застрахованных лиц

Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются:

Статья 30

1. Определение размера страховой части трудовой пенсии по старости, размера трудовой пенсии по инвалидности и размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца с учетом суммы валоризации (пункт 1 статьи 30.1 настоящего Федерального закона) гражданам, впервые обратившимся за назначением трудовой пенсии начиная с 1 января 2010 года, производится в порядке, установленном соответственно статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона.

Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, примененного при назначении гражданину страховой части соответствующей трудовой пенсии, исчисленного в отношении трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца с учетом умножения на отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (умершего кормильца) к 180 месяцам, которое предусмотрено соответственно статьями 15 и 16 настоящего Федерального закона;

Дело N991-О

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой,

Законодатель в пункте 9 той же статьи предоставил гражданам, занятым на работах с особыми условиями труда, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 названного Федерального закона , право выбора вида трудового стажа, с учетом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера страховой части трудовой пенсии в порядке, установленном пунктом 3 данной статьи , с применением вместо общего трудового стажа — стажа на соответствующих видах работ.

Пересчет пенсии по п

Я написала сегодня четвертое заявление в ПФ с просьбой пересчитать пенсию по п. 4 ст. 30 закона №173-ФЗ, начисленную в 2009 году по п.3. Хочу, чтобы включили обучение на дневном в институте в 1972-1978 годах. Предоставила официальную справку о з/п за 2000-2001 годы. РП =ЗР (зар/плата)*СК (стаж. к-т). РП (расчетный р-р страховой части пенсии, который лежит в основе расчета пенсии) по п.3 — 1 163 руб.; по п.4 — 5990 руб. Пенсия существенно возрастет. ПФ отвечает, что пенсия рассчитана по наиболее выгодному для меня варианту. И еще, что есть ограничение по з/п. Хотя в п. 4 ограничение по заработной плате не прописано. Куда обращаться дальше? И есть ли надежда?

т.е. в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ включение в общий трудовой стаж периода учебы действительно не предусмотрено, в отличии оценки пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ по которому в общий трудовой стаж засчитываются периоды учебы.

Расчет пенсии по п 4 ст 30 173 ФЗ

Из подробного расчета пенсии. Имеющийся по состоянию на 01.01.2002 года общий трудовой стаж 13 лет 08 месяцев 11 дней без учета ухода за ребенком. Расчет произведен по п.4 ст. 30 № 173-ФЗ. Пенсия по старости рассчитана с учетом денежного возмещения за «нестраховой » период. Установлен годовой коэф. 1,8 согласно ч.12 ст. 15 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г.

У вас имеется выбор варианта учета периодов нахождения по уходу за ребенком для того, что произвести расчет размеров страховой пенсии. Граждане, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком, являющимся нестраховым периодом, имеют право выбора для начисления и перерасчета пенсии по правилам, действующим с 01.01.2005 г. в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г.
В период ухода одного из родителей за первым ребенком до 1,5 лет начисляется 1,8 балла для определения размера пенсии.

Помогите посчитать по п

Со справки Татьяны ввел в него зарплату за 40 месяцев подряд с марта 1994 по июнь 1997 года. Далее ввел месячные зарплаты за 25 месяцев подряд с декабря 1999 по декабрь 2001 года. В месяцы «дыры в стаже» с июля 1997 по ноябрь 1999 года ничего не вводил (пусто).

При выборе вариантов вот этот калькулятор выдал 35 вариантов КСЗ за 60 месяцев подряд. Максимальный КСЗ = 1.0275 получился за период с 01.10.1994 по 30.09.1999 года. Минимальный КСЗ = 0.811 получился за период с 01.01.1997 по 31.12.2001 года. Вот это значение КСЗ = 0.811 (минимальное) и применил ПФР при расчете вашей пенсии. Можно его такими словами назвать : «Коэффициент за 60 месяцев подряд по состоянию на 31.12.2001 года». [ даже как-то звучит шикарно ]

Систематизация бухгалтерии

2. В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

Zос (осовремененная заработная плата) Определяется как произведение зарплаты пенсионера (за последние 2 года работы пенсионера либо любые по порядку 5 лет) и коэффициент осовременивания, (который зависит от того, на сколько после получения этой зарплаты повышалась пенсия) деленное на соответствующее кол-во месяцев, за которые взят заработок. В таблице приводятся коэффициенты осовременивания, в зависимости от года, взятой для расчета з.п., на сегодняшний день (естественно после повышения пенсии в стране эти коэффициенты увеличатся)

Оценка пенсионных прав

Согласно п. 6 ст. 30 Закона N 173-ФЗ лицам, которым по состоянию на 31.12.2001 установлена трудовая пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца или за выслугу лет в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в РФ за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.

— служба в Вооруженных Силах РФ и иных воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел РФ, органах внешней разведки, органах ФСБ, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности РФ, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому),

Федеральный закон от № 173-ФЗ

из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (за исключением лиц, указанных в абзацах седьмом — десятом настоящего пункта), составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;

Б — фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности, фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца (статьи 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона);

Законодательная база Российской Федерации

Пенсионер может отказаться от корректировки размера страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности, производимой в соответствии с настоящим пунктом, путем подачи соответствующего заявления.

В случае отсутствия у застрахованного лица родственников, указанных в настоящем пункте, эти средства учитываются в составе пенсионного резерва. При этом специальная часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица закрывается.

Федеральный закон от N 173-ФЗ (ред

12. Лицам, указанным в пункте 11 настоящей статьи, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 6 661 рубля 20 копеек в месяц.

К1 — отношение нормативной продолжительности страхового стажа кормильца (одного родителя) (в месяцах) по состоянию на день его смерти к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения умершим кормильцем (одним родителем) возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;

П 4 Ст 30 Закона 173 Фз

Принимая решение, суд правильно применил материальный закон, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела и пришел к обоснованному выводу об отказе истцу в иске, так как в ходе судебного разбирательства установлено, что размер выплачиваемой истцу пенсии выше, чем размер пенсии, рассчитанный по п. 4 ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ,

Решением Рудничного районного суда г. Прокопьевска от 14 октября 2010 года постановлено: отказать Ульянову М.С. в жалобе на действия должностного лица, исковых требованиях о признании несостоятельным расчета пенсии в порядке, установленном п.4 ст. 30 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г., об обязывании ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Рудничном районе г. Прокопьевска произвести перерасчет пенсии в порядке, установленном п.4 ст. 30 ФЗ- 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. в редакции от 27.12.2009г., начиная с 01.01. 2010г., о взыскании государственной пошлины в сумме . за необоснованностью требований.

Дело № не определено

Таким образом, при валоризации его пенсии УПФ РФ в Кореновском районе, его расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002 года был установлен в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ без учета положений п. 6 ст. 30 и п. 2 ст. данного закона, что не позволило при определении общего трудового стажа, влияющего на размер валоризации, учесть период обучения и привело к назначению ему пенсии в меньшем размере.

Однако с доводами УПФ РФ в Кореновском районе он не согласен. Пенсия была назначена ему с 01.12.1995 года по нормам ранее действовавшего Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1, предусматривавшего включение периода обучения в общей трудовой стаж, а не по нормам Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, как утверждает ответчик. Более того, согласно ст. 30 п. 6 федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ для лиц, которым по состоянию на 31.12.2001 года установлена трудовая пенсия по старости, в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма установленной пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в РФ. Пересчет расчетного размера пенсии данным законом не предусмотрен. Поскольку на 31.12.2001 года еще действовал Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1, в соответствии с которым ему была назначена пенсия, то соответственно расчетный размер пенсии и расчетный капитал по состоянию на 01.01.2002 года должен был быть установлен для него по нормам этого закона.

Расчёт пенсии по п

28.10.2011 г. вопрос №1439032 для каких пенсионеров ограничен расчётный размер трудовой пенсии-РП по п.4 ст.30 до величины в 555 руб. 96 коп.?
Получил непонятный ответ. Сослались на закон №340-1 от 1990 г. в ответе было о указано от 1992 г. , который заменён ФЗ №173 от 17.12.2001 г. Никакой ссылки на старый закон по этому расчёту в законе №173 нет.
Зачем путать мозги, если нет желание отвечать по существу?
Так могу я получить ответ?

Здравствуйте, Трудовой кодекс РФ Глава 42 Статья 259
Законом предусмотрены следующие условия:
1) непредставление в организации работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, в том числе за выполненные работы (оказанные услуги) обеспечиваются жильем в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику,
3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний,
4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетнего ребенка или подруги.
2. Сведения о доходах по форме 2-НДФЛ и неудовлетворительному решению работодателя (при наличии),
сведения о размере и условиях предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если иное не предусмотрено ТК РФ и иными федеральными законами.
Как видите Вы должны будете выплатить в 2015 году с 23 08 15, то фактически она будет признана судом поступление на удо на основании статьи 123 ТК и при увольнении по инициативе работодателя. Но даже не из чего сокращение численности не может быть равным. Так как Вы не оплачивали работу, то согласно ст. 52 ТК РФ по инициативе работодателя в таком случае придётся запрещать увольнение в связи с ликвидацией организации (ст. 36 ТК РФ).

Каждый гражданин Российской Федерации, который на протяжении определенного времени осуществлял трудовую деятельность на территории страны, имеет право на получение материального обеспечения в старости в форме пенсии.

При этом следует отметить, что понятие «пенсия» необходимо толковать значительно более расширительно, поскольку к ней относятся не только выплаты денежных средств по факту достижения преклонного возраста, но и по некоторым иным основаниям. В их число входят инвалидность и потеря кормильца.

Бесплатно по России

Вопросы, связанные с особенностями назначения и выплатами средств пенсионного обеспечения, имеют нормативно-правовое регулирование. Так, на протяжении почти 14 лет пенсии в России выплачивались по правилам, установленным Федеральным законом «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ. В 2015 году на смену ему пришел новый нормативный акт – Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, положения которого в большей степени отражают современные реалии.

Несмотря на это, правовая конструкция ФЗ № 400 во многом построена на положениях предшествующего закона, в этой связи анализ последнего имеет важное значение для понимания эволюции пенсионной системы страны в целом.

Основные понятия и общие положения 173 ФЗ

Сфера применения рассматриваемого федерального закона была ограничена отношениями, возникающими по поводу трудовых пенсий, под которой, согласно ст. 2 данного документа, следует понимать ежемесячную денежную выплату компенсаторного характера, выплачиваемую гражданам при достижении определенного возраста.

Тут же следует отметить, что трудовая пенсия непосредственно связана с особенностями профессиональной деятельности гражданина. Иными словами, размер пенсии и основания для ее назначения зависят от того, имел ли гражданин стаж трудовой детальности.

Ст. 1 ФЗ о трудовых пенсиях указывает на то, что выплаты государственных и военных пенсий не входят в сферу регулирования данного нормативного акта.

Статья 2 данного закона вносит понятие «страховой стаж», под которым следует понимать те периоды, когда за работника производились отчисления страховых взносов в систему ОПС. Страховой стаж станет основополагающим параметром, используемым при начислении пенсии по 400-ФЗ в последующем.

Кроме этого, отдельно следует выделить понятие «пенсионные накопления», которое выражало объем пенсионных прав граждан в целом. В новом законе пенсионные накопления, которые формируют страховую часть пенсии, выражены в баллах.

Кто имеет право на трудовые пенсии

В соответствии с рассматриваемым законом правом на получение трудовых выплат могут воспользоваться граждане РФ, которые имеют на то основания. Под последними следует понимать, в первую очередь, утрату трудоспособности по различным причинам, как то: достижение возраста выхода на отдых, заболевание или травма, не позволяющая осуществлять трудовую деятельность.

Кроме этого, отдельно следует выделить лиц, находившихся на иждивении умерших, но ранее трудившихся граждан. Они могли рассчитывать на выплаты им трудовой пенсии по утрате кормильца.

Закон предусматривал, что право на получение данного вида материального обеспечения может возникнуть не только у лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, но и у иностранцев, а также апатридов, но при соблюдении ряда условий.

Категории лиц, имеющих право на трудовые пенсионные выплаты, установлены статьей 3 данного ФЗ.

В общем, схожие положения действуют и в современном законе «О страховых пенсиях».

Право на выбор пенсии по закону

На практике часто возникают случаи, когда у гражданина возникает право на получение выплат сразу по нескольким основаниям. Здесь следует отметить, что статья 4 рассматриваемого ФЗ предусматривала возможность выбора того или иного вида обеспечения.

Дело в том, что пенсии по различным основаниям могут иметь разный размер, в этой связи граждане, как правило, выбирали тот вид выплат, который по факту был наибольшим в материальном выражении.

Какие виды трудовых пенсий прописаны в ФЗ № 173

Статья 5 рассматриваемого федерального закона содержала в себе перечень видов выплат. Их три:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по потере кормильца.

Ст.ст. 7-9 устанавливали основания, по которым производятся данные выплаты. Разберем их подробнее.


По старости

В соответствии со статьей 7 ФЗ право на выплаты по старости имеют мужчины, которые достигли возраста 60 лет, и женщины, которым исполнилось 55 лет. Кроме этого, она выплачивалась при наличии стажа работы не менее 5 лет.

Современный Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ в значительной мере ужесточил требования к претендентам на получение денег. Так, в ходе пенсионной реформы увеличился пенсионный возраст на 5 лет, а также значительно возросли требования к страховому стажу. Кроме этого, основанием для назначения пенсии также является такой параметр, как ИПК, значение которого влияет и на размер выплат.

В целом же переходный период продлится в той или иной форме до 2028 года. На время его действия требования для получения обеспечения будут возрастать поэтапно.

По инвалидности

Согласно статье 8 ФЗ № 173 выплаты по инвалидности могут получать лица, которые в установленном порядке (по итогам экспертизы) признаны инвалидами той или иной группы. При этом важным обстоятельством при назначении материального обеспечения данного типа выступает то, что нетрудоспособное лицо должно иметь хотя бы минимальный трудовой стаж.

По потере кормильца

Статья 9 рассматриваемого ФЗ гласит, что правом на ее получение могут воспользоваться лица, которые находились на иждивении умершего, ранее работавшего гражданина. При этом они не должны быть трудоспособными. Как правило, к их числу относят: детей, супругов, родителей, иных родственников погибшего кормильца.

Выбор выплаты

Гражданин, у которого возникло право сразу на несколько видов выплат в рамках действующего на тот момент закона, вправе выбрать любую из них, исходя из собственных интересов.

Финансирование

Вопросы, связанные с источником средств для выплат, рассматривались в статье 6 данного федерального закона. Так, п. 1 ст. 6 гласил, что порядок финансирования частей трудовой пенсии прописывается в нормах Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Кроме этого, отдельно был вынесен порядок установления накопительной части. Законом была установлена специальная часть индивидуального лицевого счета, на которой аккумулировались денежные средства в счет формирования накопительной части. Выплата же данной части пенсии могла быть произведена только при наличии на счете денежных средств (п. 3, ст. 6).

Система финансирования не была в достаточной мере эффективной, что, в конечном итоге, и привело к принятию нового закона, где эти вопросы решены в несколько ином ключе.

Что говорится в статье 7 ФЗ 173

Статья 7 рассматриваемого федерального закона устанавливала показатель пенсионного возраста в стране. Согласно этой норме правом на пенсию могли воспользоваться граждане, достигшие возраста 55 (жен.) и 60 (муж.) лет.

Кроме этого, существовало обязательное требование о наличии страхового стажа, составляющего не менее 5 лет.

Стаж и периоды, которые засчитываются

Как было указано выше, для того, чтобы рассчитывать на трудовую пенсию по старости, необходимо было иметь не менее 5 лет страхового стажа. В то же время минимальный стаж нужен был для назначения обеспечения инвалидам и лицам, находившимся на иждивении у умершего кормильца.

В соответствии со статьей 10 данного нормативного акта в страховой стаж входят периоды, когда трудящийся был занят непосредственно исполнением своих трудовых обязанностей, в рамках установленной трудовым договором продолжительности рабочего времени и графика работы. При этом важным условием являлось то, что работодатель осуществлял взносы в пенсионный фонд на цели ОПС.

В целом, данное положение актуально и на сегодняшний момент.

В статье 11 содержится перечень периодов, которые также входят в стаж при условии, что работник не был непосредственно занят исполнением своих прямых обязанностей.

К ним, кроме прочего относится:

  • военная и приравненная к ней служба;
  • отпуск по БиР и по уходу за ребенком;
  • периоды временной нетрудоспособности;
  • отпуска основные и дополнительные.

Следует отметить, что перечень нестраховых периодов в современном законе № 400-ФЗ значительно сокращен и урезан. К примеру, это касается военной службы по призыву.


Досрочная трудовая пенсия

Нормы рассматриваемого федерального закона устанавливали, что некоторые работники вправе выйти на отдых значительно раньше установленного возраста. Перечень льготников, содержащийся в статье 27 данного федерального закона, довольно обширен.

Здесь же приведем часть льготных категорий:

  • работники вредных производств;
  • лица, трудившиеся в тяжелых северных климатических условиях;
  • педагоги;
  • медработники;
  • представители творческих профессий.

Новый закон также предусматривает подобного рода льготы, однако, в большинстве случаев, по факту работники будут все же выходить на отдых на 5 лет позже, чем раньше.

Важные моменты 30 статьи

Статья 30 рассматриваемого правового документа устанавливала методику конвертации пенсионных прав граждан, которые осуществляли трудовую деятельность до 2002 года, в расчетный пенсионный капитал, параметр которого можно использовать в целях данного закона.

Последний же подлежал процедуре валоризации, то есть некоторой переоценке с учетом новых реалий, в которых оказалась экономика и социальная сфера страны. Подробно о валоризации и соответствующих методиках расчета прописано в ст. ст. 30.1 – 30.3 данного закона.

Расчет трудовых пенсий по закону

Формулы и методики расчета трудовых выплат разных типов приводились в ст. ст. 14-17.2.

Так, статья 14 устанавливала порядок расчета трудовой пенсии по старости при помощи формулы:

СЧтп = ПК/Т+Б, где:

ПК – расчетный пенсионный капитал (некий аналог современного ИПК).

Т – примерный срок выплаты пенсии (срок дожития), составляющий, по общему правилу, 228 месяцев.

Б – базовый размер пенсии, устанавливаемый государством.

Важно! Расчет иных видов пенсии производится по аналогичной методике, однако с другими переменными.

Что положено лицам, выезжающим на ПМЖ в другое государство

Статья 24 устанавливает формы реализации пенсионных прав граждан, которые убывают на ПМЖ заграницу. Так, они могут получать свою пенсию и там.

При этом существует несколько возможностей для этого:

  • получение третьим лицом по доверенности в РФ;
  • перевод денег на счет банка в РФ;
  • перевод денег на счет иностранного банка с конвертацией в валюту зарубежного государства по соответствующему курсу.

Какие изменения произошли в 2015 году

В 2015 году произошла очередная реформа системы пенсионного обеспечения, в рамках которой произведена масса изменений, связанных с порядком назначения, расчета и выплат пенсий. Понятие «трудовая пенсия» было заменено на «страховая пенсия». Общий трудовой стаж практически перестал учитываться при назначении того или иного вида материального обеспечения.

С 1 января 2015 года Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ прекратил свое действие. Вместо него были приняты положения Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ.

Нормы рассматриваемого законопроекта прекратили свое действие за исключением тех, которые регулируют порядок исчисления размера трудовой пенсии, что может быть необходимо для расчета пенсии страховой. К таким нормам следует отнести отдельные пункты и подпункты ст.ст. 14-17.2.

Федеральный закон о трудовых пенсиях действовал в нашей стране порядка 14 лет. За это время сформировались основные положения и конструкция пенсионной системы. Однако в целях укрепления стабильности последней с 2015 года порядок формирования, начисления и выплат пенсий был изменен, в связи с чем данный нормативный акт был признан утратившим силу.

Каждый гражданин Российской Федерации, добросовестно работающий и состоящий на учёте обязательного государственного страхования, имеет право на получение трудовой пенсии за выслугу лет.

Описание ФЗ 173

Федеральный закон № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” был принят Государственной Думой в третьем чтении 30 ноября 2001 года и утверждён Советом Федерации 5 декабря 2001 года. Президент подписал закон 17 декабря 2001 года, после чего он вступил в силу.

173-ФЗ регулирует порядок назначения пенсии гражданам Российской Федерации, а также определяет права на её получение. В соответствии с государственным пенсионным обеспечением, выплата пенсий из федерального бюджета дополнительно регламентируется Федеральными законами № 166-ФЗ и № 4468-1.

ФЗ о трудовых пенсиях определяет следующие категории трудовых пенсий:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по причине потери кормильца.

Фз о занятости населения в РФ смотрите здесь:

Трудовая пенсия по старости подразделяется в свою очередь на:

  • страховую часть;
  • накопительную часть.

Гражданам, которые претендуют на получение разных пенсий предоставляется выбор одной из них по своему желанию. В некоторых случаях допускается выплата двух пенсий:

  • одна, предусмотренная законом № 166, о государственном пенсионном назначении;
  • вторая, предусмотренная текущим законодательством № 173, о трудовых пенсиях РФ.

Лица, претендующие на получение трудовой пенсии, могут обратиться за ней в любое время с момента возникновения у них соответствующего права.

Правом на получение трудовой пенсии обладают следующие лица:

  • Граждане РФ, застрахованные согласно закону № 167, об обязательном пенсионном страховании, и которые выполнили все предписанные условия;
  • Нетрудоспособные члены семьи вышеуказанной категории граждан;
  • Граждане иностранных государств, а также лица без гражданства, которые проживают в РФ на постоянной основе, имеют право на получение пенсии наряду с гражданами Российской Федерации, если текущий ФЗ или международный договор не устанавливает других условий.

Условиями для получения пенсионных выплат являются:

  • достижение пенсионного возраста: мужчины — 60 лет, женщины — 55;
  • наличие не менее 5 лет трудового стажа;
  • признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности (I, II, III);
  • установление факта потери кормильца.

173-ФЗ о трудовых пенсиях неоднократно изменялся и дополнялся с момента его вступления в силу. Последние поправки в законодательство были внесены Федеральным законом № 145-ФЗ от 04.06.2014 и Постановлением Конституционного суда № 29-П от 19.11.2015.

Какие были внесены изменения?

Изменения Федерального закона № 145-ФЗ в текущем законодательстве о трудовых пенсиях в РФ изменили следующие части статьи 30, предусматривающей условия оценивания пенсионных прав застрахованных лиц:

  • абзац 22 пункта 3 был дополнен словами “и федеральных государственных органах”, что относится к дополнительным условиям подсчёта коэффициента стажа для работников государственных и военных служб.
  • абзац 14 пункта 4 был дополнен выражением “и федеральных государственных органах”, что касается прибавок к коэффициенту стажа для работников, отработавших сверх положенной законом нормы на государственных и военных службах.

Постановление Конституционного суда РФ № 29-П от 19.11.2015 изменило следующие части текущего закона о трудовых пенсиях в РФ:

  • Пункт 1 статьи 10, а также статьи 19 (часть 1 и 2), 39 (часть 1 и 2) и 53, были признаны несоответствующими Конституции РФ. Тем самым было исключено препятствие в восстановлении пенсионных прав гражданина, который был необоснованно привлечён к уголовной ответственности, а в последствии реабилитирован, вследствие чего период вынужденного отстранения от работы не включался в трудовой стаж.
  • Был создан правовой механизм восстановления пенсионных прав реабилитированных лиц, обеспечивая им пенсию на тех же условиях, что и при отсутствии необоснованного уголовного разбирательства.

Статья 1 пункт 1 предусматривает установку и выплату трудовой пенсии согласно Федеральному закону № 173-ФЗ. Любые изменения в порядке и условиях назначения и выплаты трудовых пенсий происходят только со внесением изменений и поправок в настоящее законодательство.

Статья 9 устанавливает условия для выплаты трудовой пенсии при потере кормильца. Статья состоит из следующих частей:

  1. Трудовую пенсию по причине потери кормильца имеют право получить члены его семьи, которые состояли на иждивении умершего, кроме лиц, которые стали причиной гибели кормильца. Если безвестная пропажа гражданина устанавливается в предусмотренном порядке, то его семья приравнивается к семье умершего кормильца.
  2. Нетрудоспособными могут признать следующих членов семьи умершего:
    • несовершеннолетние дети, братья, сёстры и внуки погибшего, а также обучающиеся на очном отделении основных образовательных учреждений, но только до достижения ими 23-х лет и только при условии, что до 18 лет они были признаны инвалидами. Также родственники покойного кормильца признаются нетрудоспособными при отсутствии трудоспособных детей.
    • один из близких родственников погибшего кормильца, который ухаживает за детьми, братьями, сёстрами или внуками покойного, которые не достигли 14 лет имеют право на трудовую пенсию в соответствии с настоящим законом;
    • родители и супруг погибшего кормильца, достигшие пенсионного возраста или являющиеся инвалидами;
    • прародители умершего кормильца, достигшие пенсионного возраста, при условии, что некому их содержать.
  3. Члены семьи погибшего кормильца имеют право на пенсию, если состояли на иждивении у него.
  4. Содержание детей погибшего является обязательным и не требует дополнительных доказательств, если дети не достигли совершеннолетия или не признаны дееспособными.
  5. Если нетрудоспособный супруг или родители покойного кормильца, которые не состояли у него на иждивении, утрачивают источник своего дохода, они имеют право на трудовую пенсию.
  6. Члены семьи погибшего кормильца, которые получали от него помощь, являвшейся основным средством существования, но при этом сами получали какое-либо пенсионное пособие, могут перейти на трудовую пенсию.
  7. Трудовая пенсия по причине смерти супруга-кормильца остаётся после заключения нового брака.
  8. Право на пенсию по причине смерти кормильца распространяется на усыновителей как и родители, а на усыновлённых детей как на родных;
  9. Трудовая пенсия по причине гибели кормильца предоставляется все зависимости от страхового стажа кормильца, а также независимо от времени и причины его смерти.
  10. Если у погибшего кормильца полностью отсутствует страховой стаж или если он совершил уголовное преступление, которое повлекло его смерть, его родственникам назначается социальная пенсия вместо трудовой.

О деятельности частных детективов можно узнать подробнее из статьи:

Статья 11 предусматривает дополнительные условия, которые засчитываются в страховой стаж. Наряду с периодами работы и другими видами деятельности, указанными в ст. 10, засчитываются следующие периоды:

  • прохождение военной службы и другой службы, которая приравнивается к ней;
    получение пособия по временной нетрудоспособности;
  • уход родителя за детьми до полуторалетнего возраста, но не больше 4,5 лет в общем, получение пособия по безработице, участие в общественных работах, приносящих прибыль или переезд, в связи назначением госслужбы по трудовой занятости населения, в другой город.
  • содержание под арестом по необоснованному уголовному обвинению с последующей реабилитацией;
  • уход трудоспособного лица за инвалидом I группы, ребёнком-инвалидом, а также за лицом старше 80 лет;
  • проживание в местностях, где отсутствует возможность трудоустройства, по причине прохождения супругом контрактной военной службы, но не больше 5 лет;
  • проживание за рубежом супругов служащих дипломатических и консульских представительств РФ, но не более 5 лет.

Перечисленные периоды учитываются только если им предшествовали или последствуют периоды работы, установленные в статье 10 настоящего законодательства.

Статья 28 предусматривает права граждан на получение досрочного пенсионного назначения. Трудовая пенсия по старости назначается раньше положенного срока следующим лицам:

  • Женщинам, которые родили более пяти детей и воспитали их до восьмилетнего возраста, по достижению ими возраста 50 лет, если их страховой стаж составляет не меньше 15 лет;
  • Женщинам, родившим больше двух детей, по достижению 50 лет при условии, что их страховой стаж составляет не меньше 20 лет, включая 12 лет на территориях Крайнего Севера или 17 лет в прилегающих районах.
  • Военным инвалидам по достижению 55 лет мужчинами и 50 лет женщинами, если их страховой стаж составляет не меньше 25 и 20 лет соответственно.
  • Инвалидам I группы по зрению, если они достигли 50 лет — мужчины и 40 лет — женщины, при страховом стаже не меньше 15 и 10 лет соответственно.
  • Лицам, страдающим гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам по достижению 45 и 40 лет соответственно мужчинами и женщинами, если их страховой стаж составляет не меньше 20 и 15 лет;
  • Мужчинам с 55 лет и женщинам с 50 лет, если они проработали не меньше 15 лет на Крайнем Севере или не меньше 20 лет на прилегающих территориях и их страховой стаж составляет не меньше 25 и 20 лет;
  • Мужчинам и женщинам по достижению 50 и 45 лет соответственно, которые проживают постоянно на Крайнем Севере или прилегающих территориях, которые проработали не меньше 25 и 20 лет оленеводами, рыбаками или промысловыми охотниками.

Действующая редакция закона о трудовых пенсиях

Следует учитывать, что в связи с Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 “О страховых пенсиях”, текущее законодательство применяется только для расчёта размера трудовых пенсий.
Для детального ознакомления с положениями закона № 173-ФЗ о трудовых пенсиях в РФ рекомендуется скачать текст его последней редакции.

Читайте также: